Занимательная информатика. Златопольский Д.М. Занимательные задачи по информатике

Ученикам в течение определенного времени (срок прохождения может быть до нескольких дней) предлагается найти ответы на различные задания конкурса «Занимательные задачи по Информатике». Ответы на задания конкурса записываются в бланк ответа (приложение 1 ). Бланк ответа сдается в течение срока прохождения конкурса. После проверки подводятся итоги и награждаются победители памятными призами.

Задания конкурса:

Задание 1. Отгадайте ребус. Ответом является слово, относящееся к Информатике (Рисунок 1 , Рисунок 2 , Рисунок 3 , Рисунок 4 )

Ответ : Процессор, программист, монитор, клавиатура

Задание 2. Ответьте на вопросы кроссворда

Вопросы по горизонтали:

  • 3. То, что мы делаем в Visual Basic
  • 5. Портативный вариант компьютера
  • 7. Графический … для рисования и ввода рукописного текста
  • 9. Сенсорная панель в ноутбуке
  • 10. Универсальное устройство вывода информации
  • 11. То же, что и дисковод
  • 13. В сокращенном варианте – женское имя или устройство ввода информации
  • 16. Специальное устройство для вывода сложных графических объектов
  • 18. Шарик у этого «животного» находится сверху размером с мячик для гольфа
  • 19. Устройство, используемое для оптического ввода изображений в компьютер
  • 21. Блокбастер о новой компьютерной жизни
  • 24. Они подразделяются на виды: матричные, струйные и лазерные
  • 25. Гибкий магнитный диск
  • 27. Специальная микросхема
  • 29. Хвостатое устройство для компьютера.
  • 30. Бывает арифметическое, логическое, строковое, нецензурное
  • 31. Величина, зависимая от аргументов.
  • 32. Компьютерный вредитель.

Вопросы по вертикали:

  • 1. Язык программирования и известный математик.
  • 2. Окно, в котором размещаются управляющие элементы.
  • 4. Удаление, копирование, перемещение или вырезание.
  • 6. Один из первых языков программирования
  • 7. Одно из свойств информации (синоним слова доходчивость)
  • 8. И процесс решения задачи, и кулинарный рецепт, и инструкция по пользованию стиральной машиной.
  • 12. Мы его преобразуем из начального состояния в конечное.
  • 14. Он выполняет последовательность действий.
  • 15. Алгоритмическая структура, у которой много вариантов серий команд.
  • 17. Алгоритм, записанный на «понятном» компьютеру языке.
  • 19. Встречается и в информатике, а в биологии кошачье …
  • 20. С ним тело цикла выполняется несколько раз.
  • 22. Язык программирования, названный в честь сотрудницы Ч.Бэббиджа
  • 23. В этой алгоритмической структуре серия команд выполняется в зависимости от истинности условия.
  • 26. Последовательность команд и часть мыльной оперы.
  • 28. Набор однотипных переменных, объединенных одним именем.

Ответы на кроссворд:

По горизонтали: 3. Проект. 5.Ноутбук. 7. Планшет. 9. Тачпад. 10. Монитор. 11. Накопитель. 13. Клавиатура. 16. Плоттер. 18. Трекбол. 19. Сканер. 21. Матрица. 24. Принтер. 25. Дискета. 27. Чипсет. 29. Мышь. 30. Выражение. 31. Функция 32 .Вирус.

По вертикали: 1. Паскаль. 2. Форма. 4. Операция 6. Бейсик. 7. Понятность. 8. Алгоритм. 12. Объект. 14. Исполнитель. 15. Выбор. 17. Программа. 19. Семейство. 20. Счетчик. 22. Ада. 23. Ветвление. 26. Серия. 28. Массив.

Задание 3: Отгадайте слова, содержащие известную аббревиатуру ПК

  1. _ _ ПК _ (Часть печи)
  2. _ _ ПК _ (Холм, курган, вулкан)
  3. _ _ ПК _ (Орудие труда огородника)
  4. _ _ ПК _ (Головной убор)
  5. _ _ ПК _ (Головной убор с козырьком)
  6. _ _ ПК _ (Мелкая частица деревяшки)
  7. _ _ ПК _ (Канцелярская принадлежность для бумаг)
  8. _ _ _ ПК _ (Застёжка и острая канцелярская принадлежность)
  9. _ _ _ ПК _ (Лоскут ткани для хозяйственных нужд)
  10. _ _ _ ПК _ (Лодка с прочным широким корпусом)
  11. _ _ _ ПК _ (Птица, бегающая по дну водоёма)
  12. _ _ _ _ ПК _ (Зажим для бумаг)
  13. _ _ _ _ ПК _ (Положительный результат похода в магазин)

Ответы : Топк а, сопк а, тяпк а, шапк а, кепк а, щепк а, папк а, кнопк а, тряпк а, шлюпк а, оляпк а, скрепк а, покупк а

Задание 4: Отгадайте слова, содержащие аббревиатуру ДОС

  1. ДОС _ _ (Документы по какому-либо делу, вопросу)
  2. ДОС _ _ (Свободное время)
  3. ДОС _ _ _ (Проход, возможность проникновения)
  4. ДОС _ _ _ (Раздражение после неудачи, обиды)
  5. ДОС _ _ _ _ (Тяжеловесное снаряжение)
  6. ДОС _ _ _ _ _ (Зажиточность, отсутствие нужды)
  7. ДОС _ _ _ _ _ _ (Имущество, собственность)
  8. ДОС _ _ _ _ _ _ _ (Успех)
  9. ДОС _ _ _ _ _ _ _ _ (Ценность денежного знака)
  10. ДОС _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ (Место, объект, заслуживающий особого внимания)
  11. _ _ ДОС _ _ (Счастливое, весёлое событие)
  12. _ _ _ ДОС _ _ (Чувство собственного достоинства)
  13. _ _ _ _ ДОС _ _ (Период жизни)

Ответы : Дос ье, дос уг, дос туп, дос ада, дос пехи, дос таток, дос тояние, дос тижение, дос тоинство, дос топримечательность, радос ть, гордос ть, молодос ть

Задание 5: Расшифруйте высказывание, пользуясь предложенной таблицей кодировки. Способ кодировки необходимо разгадать сами. Высказывание 25201538350304053835111503040038

Ответ : Что?_Где?_Когда?

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Школа № 100»

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО «УТВЕРЖДАЮ»

протокол заседания _____________/Фоменко О.Н. / Директор МБОУ “Школа № 100”

методического совета

МБОУ “Школа № 100” _____________ /Баранова А.Г./

от « 30»08.2017г № 1 приказ № 214 от « 30»08.2017 г.

Председатель МС

_______ /Федичкина Л.А./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

Предмет Занимательная информатика

Классы 5 «А»

Учитель Мостович Т.С.

2017 - 2018 учебный год

1. Пояснительная записка

Рабочая п программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» разработана на основе авторской программы М.С. Цветковой «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 классы. Бином. Лаборатория знаний».

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения. Рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению развития личности. Программа предполагает ее реализацию в факультативной или кружковой форме в 5 классах основной школы. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребенку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Дополнительная образовательная программа «Занимательная информатика» представляет собой систему обучения обучающихся 5 классов, подготавливающую их для дальнейшего изучения информатики и ИКТ в средней школе. Основная цель предлагаемого курса – освоение учащихся основ информационной технологии (ИТ) в сочетании с фундаментальными принципами информатики, на которые эта технология опирается. В центре курса – освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (тексты, изображения, анимированные изображения, схемы предметов, сочетания различных видов информации в одном информационном объекте) в современной среде Windows с единым графическим интерфейсом, а также решение нестандартных логических задач.

Цель программы: пропедевтика ос­новных тем курса информатики в занимательной форме.

Данная программа направлена на достижение следующих задач:

    способствовать формированию знаний умений навыков в области информатики и информационных технологий;

    обучить учащихся решению нестандартных логи­ческих задач;

    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ;

    воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

    приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» является адаптированной. Она рассчитана на обучающихся 5 класса (11-12лет), изучающих информатику и ИКТ в рамках внеурочной деятельности.

Предлагаемая программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения информатики и ИКТ. Программа «Занимательная информатика» рассчитана на 35 часов в год. Частота проведения занятий составляет 1 час в неделю по 45 минут.

В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучения, на занятиях используются элементы педагогических образовательных технологий:

а) технология объяснительно-иллюстрированного обучения;

б) технология личностно-ориентированного обучения;

г) технология интегрированного обучения.

Осуществление образовательного процесса связано с организацией взаимодействия педагога и воспитанников. Применяются технологии личностно-ориентированного обучения, т.е. центром образовательного процесса является личность ребёнка, его индивидуальность, создание условий для его развития. Реализация личностно-ориентированного обучения соответствует содержанию образования (научные знания, приёмы и методы познания, формы обучения).

Форма проведения занятий зависят от сложности изучаемой темы, уровня подготовки обучающихся и их социально- возрастных особенностей и индивидуальных потребностей.

Учебное занятие обычно начинается с того, что составляется план работы и ставится перед детьми цель, даётся теоретической и практический материал, который закрепляется в ходе работы. Предложенные детям самостоятельные занятия выполняются индивидуально, парами, группами, всеми одновременно в основном без ограничения времени.

Изучение учебного материала по данной программе способствует развитию творческой работы по подготовке задачи и к поиску новых идей для её решения.

В связи с возрастными особенностями обучающихся, на занятиях используются комплексы упражнений для снятия напряжения и усталости.

    Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения данного курса являются:

Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

Развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

Воспитание чувства справедливости, ответственности;

Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

В ходе изучения курса в основном сформируются и получают развитие метапредметные результаты, такие как:

    умение самостоятельно планировать пути достижения

целей;

    умение соотносить свои действия с планируемыми рез ультатами;

    умение оценивать правильность выполнения учебной за­дачи и собственные возможности ее решения;

Вместе с тем вносится существенный вклад в развитие личностных результатов, таких как формирование коммуни­кативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

В части развития предметных результатов наибольшее вли­яние изучение курса оказывает на формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами.

Одним из важнейших аспектов программы является подведение итогов реализации программы внеурочной деятельности. В процессе обучения проводятся контрольные диагностические срезы - промежуточный и итоговый контроль уровня усвоения образовательной программы, в которых выделяются основные показатели:

    знания, умения;

    мотивация к занятиям;

    творческая активность;

    достижения.

Промежуточный контроль проводится в конце каждого модуля программы в форме диагностической работы.

В процессе работы используется следующее издание:

Босова Л. Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю. Г. Занима­тельные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лабо­ратория знаний, 2015.

Сборник задач является дополнительным компонен­том учебно-методического комплекта (УМК) по информатике для 5-7 классов (автор Л. Л. Босова, издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»). В нем собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности занимательные задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся 5 классов. Здесь содержатся логические задачи, задачи о переправах, разъездах, взвешиваниях и т. д.

Внутри каждого раздела задачи расположены в порядке возрастания сложности. Для их решения необходимо вдумчи­во проанализировать исходные данные, творчески отнестись к уже имеющимся знаниям и применить их в новых ситуаци­ях.

Табличный способ решения логических задач

Объект и класс объектов. Отношение между объектами. Понятие взаимно-однозначного соответствия. Таблицы типа «объекты–объекты–один» (ООО). Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО. Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО.

Решение алгоритмических задач

Задачи о переправах. Задачи о разъездах. Задачи о переливаниях. Задачи о перекладываниях. Задачи о взвешиваниях.

Решение задач в виртуальных лабораториях.

Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и др. Анимированное решение в редакторе презентаций.

Выявление закономерностей

Выявление «лишнего» элемента множества. Аналогии. Ассоциации. Продолжение числовых и других рядов. Поиск недостающего элемента. Разгадывание «чёрных ящиков».

Работа в виртуальной лаборатории.

Решение логических задач путем рассуждений

Индукция. Дедукция.

Задачи о лжецах. Логические выводы.

Решение комбинаторных задач

Подходы к решению комбинаторных задач. Графы. Использование графов для решения комбинаторных задач. Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint.

Разработка выигрышных стратегий

Игра Баше. Стратегия игры. Дерево игры. Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы. Выигрышная стратегия. Доказательство отсутствия выигрышной стратегии.

Построение занятий предполагается на основе современных педагогических технологий с целью активизации деятельности учащихся через создание проблемных ситуаций, внедрение игровых, индивидуальных и групповых способов обучения, разноуровневые и развивающие задания.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность и посещение обучающимися различных учебных центров, связанных с работой IT-технологий, направленная на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером, как инструментом обработки информации.

Планируются посещения:

1. МультиМедиаСтудии в МБОУ ДО Дворец Творчества Детей и Молодежи;

2. ИНСТИТУТ АЙТИ, институт информационных технологий;

3. Музей Информационных технологий при ДГТУ

    Тематическое планирование уроков занимательной информатики для обучающихся 5 «А» класса

Учитель Мостович Татьсяна Сергеевна

1четв -8 ч (ПР-4) ; 2четв -8ч (ПР-4); 3четв -9ч (ПР-5) 4четв -9ч (ПР-4) За год -35ч (ПР-17)

Сроки изучения

№№ п/п (раздела, параграфа, пункта и т.д.)

Тема

Кол-во часов

Модуль -Логические задачи

I четверть

«Веселая разминка»

Закономерности

Упорядочение

Взаимно однозначное соответствие

Посещение МультиМедиаСтудиив МБОУ ДО Дворец Творчества Детей и Молодежи;

II четверть

Задачи о лжецах

Логические выводы

Задачи о переправах

Задачи о разъездах

Посещение ИНСТИТУТа АЙТИ, института информационных технологий;

III четверть

Задачи о переливаниях

Задачи о взвешиваниях

Комбинаторные задачи

Круги Эйлера

IV четверть

Посещение Музея Информационных технологий при ДГТУ

Арифметические задачи

Системы счисления

Игровые стратегии

Увлекательная информатика . Игры с числами. 10-11класс

Киктенко Наталья Владимировна,

учитель информатики МОУ СОШ №7

г.Невинномысска Ставропольского края

Среди чисел существует такое совершенство и согласие,

что нам надо размышлять дни и ночи

над удивительной закономерностью.

С.Стевин

Интеллектуальная сфера – актуальнейшая задача в современном образовании, решение которой является развитие логического мышления; креативного мышления; алгоритмического мышления, теоретического мышления; памяти; воображения и др. Для формирования самостоятельной, творческой личности необходимо постоянное развитие всех перечисленных выше составляющих. Урок будет эффективен для ученика, если ему интересно. Учение с увлечением – это не учение с развлечением. Эти уроки требуют от учащихся специальных навыков, изобретательности, смекалки. Именно нестандартные задачи являются мощным инструментом развития человеческого интеллекта, являются инструментом, благодаря которому формируется интерес учащихся к предмету.

Предложенный материал может быть реализован в рамках урока и внеурочное время, при организации предметных конкурсов.

В данной презентации предложены задания с акцентом на логическое, креативное, алгебраическое мышления, а так же задания на тему «Системы Счисления».

Используемая литература:

    Д.Бизам «Игра и логика» - Мир,1975

    П.А. Гырдымов «Олимпиады по криптографии для школьников, Информатика – 1998 -№4

    Е.М.Минскин «От игры к знаниям» М.Просвещение, 1982

    С.Н.Олехник «Старинные занимательные задачи, М.Наука, 1985

Слайд 1

Киктенко Наталья Владимировна, учитель информатики МОУ СОШ №7 г.Невинномысска Ставропольского края

Слайд 2

Слон живет у нас в квартире В доме два, подъезд четыре. По часам привык питаться – Утром в восемь, днем в шестнадцать. Съест на завтрак непременно Тридцать две охапки сена, После утренней прогулки – Шестьдесят четыре булки. На обед ему приносим Огурцов сто двадцать восемь. Помидоров сможет съесть Двести пятьдесят и шесть. Съест блинов пятьсот

Слайд 3

Перевести двоичные числа в десятичные и заполнить квадраты октагона. (по часовой стрелки от указателя) 1 1 1 211 0 0 0 140 0 0 1 0 0 1 1 1 1 236 1 1 206 1 1 0 0 1 241 0 0 0 1 192 128 1 0 142 1 1 1 0 1 1 0 0 0 242 0 0 134 1 0 1 0 1 0 0 1 0 161 0 0 0 1 0 0 1 136 1 0 0 0 0 0 1

Слайд 4

Даны числа в двоичной системе счисления. Нужно перевести их в десятичную систему счисления и построить график. Что получится? № Двоичная система счисления х у 1 1100 0 2 1010 101 3 1011 100 4 1010 110 5 1011 101 6 1001 1010 7 110 1101 8 101 1101 9 11 1111 10 0 1101 11 0 1100 12 1 1011 13 1 1100 14 10 1011 15 11 1100 16 11 1010 17 100 1001 18 100 110 19 101 101 20 100 100 21 101 100 22 110 101 23 111 100 24 1000 100 25 1100 0

Слайд 5

Если вы пройдете по лабиринту, собирая числа и переводя их в десятичные, и полученные числа замените соответствующими буквами с теми же номерами, то узнаете размышления Л.Татьяничева в «беспредельности». 1111 1001 11110 1 10001 10001 1 1010 0 101 10101 10000 0 100001 110 1 1 1111 1010 110 0 1000 0 10 0 10 1 110 1111

Слайд 6

Выполнить действия и вписать ответы по направлению стрелок в незакрашенные клеточки. 1) 1+1 2) 10+1 3) 10101+10 10 4) 100000-1 5) 100+1 6) 11+10 7) 111-10 8) 1000-11 9) 100+11 10) 1010-11 11) 1011+101 0 12) 11100-11 13) 11010101 14) 110-100 15) 100-1 11 0 31 71 0 1 1 1 51 0 16 1 0 91 11 1 41 0 0 1 12 1 1 12 0 18 1 1 15 14 1 1 10 0 1 13

Слайд 7

Пролетая над городом Красномординском, Змей Горыныч попал в густое облако черного дыма. Выбравшись из него совершенно перепачканным сажей, Горыныч присел на скамью отдохнуть. И тут, увидев грязные морды друг друга, все три головы стали громко смеяться.Не видя самих себя, они бы еще долго потешались, но не прошло и часа, как самая умная голова перестала смеяться, догадавшись, что ее морда не чище других. - Как она догадалась?

Слайд 8

Расположите все цифры, помещенные в данной фигуре, по клеткам закрашенного квадрата так, чтобы суммы чисел по любой горизонтали и диагонали были одинаковы и каждая из них 5 была равна 65. 4 10 1 2 15 3 9 6 2 2 2 2 8 14 2 20 0 1 2 1 7 13 1 19 25 5 2 6 12 5 18 6 24 4 1 11 4 17 23 0 16 22 21 Используйте метод террас.

Слайд 9

Известное число – это сума чисел в двух клетках под ним. Следуя этому правилу и учитывая, что на первом этаже кроме цифры 15 находятся цифры 3,11,2,5, заполните пустые клетки. Каждый кирпичик этой числовой пирамиды является суммой кирпичиков, расположенных сразу под ним. Заполните все клетки пирамиды так, чтобы прийти к числу 217 на ее вершине. 135 61 23 5 2 3 74 38 18 217 90 36 20 15 43 16 5 33 11 29 12 7 47 10 4 80 37 6 43 31 12

Книга во многом аналогична популярным книгам "Занимательная физика" Я.И. Перельмана, "Математические чудеса и тайны" М. Гарднера, "В царстве смекалки" Е.И. Игнатьева, "Математическая смекалка" Б.А. Кордемского и др. Она содержит большое количество разнообразных занимательных логических задач и головоломок, интересных фактов и полезных программ, простейших компьютерных игр, фокусов и др. Материалы книги охватывают широкий круг вопросов информатики, вычислительной техники и информационных и коммуникационных технологий (системы счисления, кодирование информации, логика, основы программирования, Интернет и др.). Эти материалы можно использовать как в учебном процессе, так и для внеклассной работы с учащимися.

Для учащихся 5 - 11 классов и их родителей, а также для учителей информатики и для всех, кто интересуется информатикой.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Занимательная информатика" Златопольский Дмитрий Михайлович бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.