Собираем качественный ЦАП уровня hi-end из недорогого набора

Всем привет. Сегодня хочу поговорить о достаточно неплохом USB ЦАПе начального уровня.

Данное устройство должно заинтересовать следующие категории людей:

1) Пользователи ноутбуков и стационарников с вышедшей из строя встроенной аудио картой.

2) Пользователи ноутбуков, производитель которых не полностью добавил поддержку Windows 10.
Это как раз мой случай, подробнее:

Раскрыть пояснение

На работе выдали «новый» б/у ноутбук, в замен моего Lenovo T420 который работал на Windows 7 и находился в очень хорошем состоянии, но не совместимый с Windows 10, на который компания решила перейти полностью, по ряду соображений (официально из-за безопасности, но понятно что тут ещё фактор поддержки и совместимости сыграл роль, не только со стороны Microsoft).

Выдали мне HP Revolve 810, который вроде бы совместим с Windows 10. Всё вроде бы есть, но официального драйвера именно на звуковуху нет! Так как аудио достаточно редкое, фирма IDT:
HDAUDIO\FUNC_01&VEN_111D&DEV_76E0&SUBSYS_103C21B3&REV_1003
(такие чипы ещё любил ставить Intel на свои матерински), дрова найти особо негде.

На форуме HP наткнулся на ссылку на совместимый драйвер от такого же пользователя как и я, при этом он говорит что драйвер кривоват…
Так как драйвер взят непонятно где, да и ещё не ясно насколько хорошо работает, решил не ставить его на рабочий ноут, и пришлось мне довольствоваться стандартным виндовым драйвером.

Как показала практика, пользоваться стандартным, автоматически установленным драйвером на аудио можно, но звук будет похуже, чем мог бы быть с драйвером.
Если у вас настольная плата, то при эксплуатации такого драйвера могут возникунть проблемы с работоспособностью линейного входа, а так же с другими функциями. Кроме того, при работе на «стандартном» драйвере нет эквалайзера, который, в прочем, можно покрутить например при использовании foobar2000.
После Lenovo T420, на тех же наушниках, звук меня не устроил. Да вроде играет, да вроде без искажений, но музыку не очень хочется слушать из-за того что она подаётся как то сухо, без прежнего эмоционального окраса что ли.


3) Как альтернативная аудио карта на портативных устройствах под управлением Android (условно называю аудио картой, так как на сабже нет микрофонного входа, привычного для такой категории устройств). По поводу IOS не могу сказать, возможно там тоже заведётся.

4) Пользователей прочих устройств у которых нет аудио на борту, и на которых имеется совместимая ОС.

Ранее, на данном сайте уже рассматривались похожие устройства, но в таком исполнении я не нашёл, посмотрев среди ранее обозреваемых.

Сразу же отмечу, что есть более доступный аналог этого ЦАПа:
, стоимостью примерно в 2 раза ниже, но и качество изготовления с материалами там похуже… Думал купить её для сравнения, но пока не стал, так как в любом случае буду переделывать выход (а это лишнее время), и пока не наигрался с первым ЦАП-ом.

На Aliexpress, к слову, цапы на PCM2704 раза в 2 дороже, и есть там в основном «большие» варианты, те которые с оптическим выходом и RCA.

Перейдём к обозреваемому ЦАП-у
Плата выполнена очень качественно. Текстолит очень толстый, пайка достаточно аккуратная, флюс отмыт. Выглядит платка весьма симпатично, но лучше, всё же, что бы она была в корпусе. Производитель не по жадничал и поставил танталовые конденсаторы в выходной фильтр. Смотрите сами:

Эксплуатация и впечатления о работе.
Начать работать с ЦАП-ом очень просто. Ручная установка каких либо драйверов не требуется. Под Windows XP/7/10 драйвер подхватывался автоматически.

В отличии от встроенного аудио, ЦАП играет ощутимо громче, при том же уровне громкости. Играет достаточно качественно, немного лучше чем встроенное в мой ноутбук аудио, но разница не особо ощутима, на уровне погрешности.

Со слов коллеги, с ноутбуком Lenovo, которому повезло с наличием realtek (и соответственно полноценных дров под десятку), на его ноутбуке встройка поинтересней данного ЦАПа.

Лично на мой взгляд, сабжу не хватает «мясца» (почерпнул эту достаточно подходящую аллегорию на каком то «аудио форуме») и детализации, по крайней мере при использовании наушников с импедансом 32Ом.

Наушнички у меня так себе, но и не самый шлак:


Это Pioneer SE-MJ21.

Специально для тестов, с большой скидкой были приобретены дополнительные наушники, адаптированные для портативной техники, в том числе заточенные для техники от производителя яблочной продукции:

В этих наушниках, видимо из-за высокой чувствительности, ЦАП орёт ещё сильнее, звук более приятен и интересен если слушать звук на той же громкости что и в предыдущих наушниках, но не особо сильно.

Видимо сказывается низкая мощность встроенного в PCM2704C усилителя и достаточно большие искажения при работе на 32Ом нагрузку. Сам ЦАП по аудиофильским меркам так себе, что подтверждается в параметрах из даташита.
Более «крутого» ЦАПа у меня сейчас нет, что бы сравнить их в лоб.

Я не отношу себя к аудиофилам, но всё же, зачастую их слова не лишены смысла, даже если они расходятся с данными из документации, но такое судя по всему редкое событие.
Как я уже отметил, сабж построен на PCM2704C , так же есть более старая версия чипа PCM2704, без приставки «C», который TI не рекомендует для новых проектов. Насколько я понял при достаточно поверхностном изучении даташита, особых отличий между чипами нет, распиновка и характеристики одинаковые.

Работа под Android:
Под Android ЦАП работает, определяется телефоном в течении секунд 5 и дальше понеслась.
Я провел лишь беглое тестирование, опробовав пару плееров. Все они, звук через ЦАП воспроизводят, но не могут управлять громкостью, поэтому громкость на максимуме.
Нужно покопаться ещё в настройках, но сделать это я сейчас не могу, так как тестировал бегло, на чужих смартфонах, из-за того что мой красный рис «кончился» около двух недель назад, а почта России морозит посылку в Москве уже неделю, сил моих нет больше тянуть с обзором)). Позже думаю дополню обзор или выпущу отдельную заметку под Android, с примечанием о регулировке звука.

Под Linux не проверял работоспособность, но работать должно. Если кто то из муськовчан сильно заинтересован, то могу проверить.

Дело было вечером, делать было нечего… Кастомизация.

Решил городить простенький усилитель (тестовый макет, не более того) на доступных сдвоенных операционных усилителях, предназначенных для аудио, вдруг он «раскачает» выхлоп, подумал я.
Так получилось, что у меня таких микросхем было две, и обе разные. Одна NE5532P купленная в локальном чип и дипе за 15р, и OPA2134 купленная пару лет назад на taobao, походу настоящая).
Когда собирал усилитель, собрал сначала один канал, и несколько дней гонял его с разными ОУ, оперативно передёргивая их из заранее предусмотренной для этих целей панельки, прямо в ходе прослушивания. Звучание было разное, но об этом в другом разделе.

В «законченном проекте» (думаю всё только начинается, если мне не будет лень) использую две NE5532AP, из чип и дипа, они по 21р).

Получилось вот такое «творение», предназначенное для обкатки и тестов:

Здесь много длинных проводов, но это лишь в менее значимых частях схемы, вход сделан максимально коротким (кроме электролита) и в экране.

Один из каналов:

Здесь питание импульсное, от powerbank-а, одна из первых реализаций. Подробнее о питании ниже.

Схемотехника усилителя.
Так имеющийся миниджек (культурно сделанный) затерялся где то дома, было принято решение подпаяться к соответствующим ногам чипа для получения входного сигнала на усилитель.
Согласно документации, ноги 14-15 отвечают за вывод сигнала с ЦАП. Подпаивался к этим ногам с помощью относительно тонкого 50Ом антенного кабеля: . При этом, к самой ноге паял тонкий, медный лакированный провод, толщиной примерно 0.2мм (микрометра нету у меня, поэтому не могу точно сказать, да и не столь важно это) и уже им подпаивался к жиле кабеля. Экран кабеля паял на GND платы, который обнаружился между двумя керамическими конденсаторами, идентичными для каждого их каналов.

Сам усилитель основан на следующей, незамысловатой схеме включения сдвоенного ОУ в качестве усилителя для наушников, рассмотренного компанией BB (TI):


Схема взята от сюда:

На вход данной схемы была добавлена последовательная цепочка из резистора 4.7К и электролитического конденсатора 10мкФ. Конденсатор подключается плюсом к входному сигналу.
Так же, был добавлен резистор между не инвертирующим входом первого ОУ и землёй.

Вот итоговая схема:

Как паял и как настраивал.

Пару лет назад я паял предусилитель для динамического микрофона, и извлёк из этого кое какой опыт:
Во первых, если делается тестовый макет, в том числе с навесным монтажом, проводные соединения должны быть как можно короче и по возможности минимизированы. Расстояние между компонентами так же должно быть минимальным.
Слаботочные входные цепи должны быть экранированы и не должны пересекаться с питанием.
Всё это поможет снизить входной, собственный шум усилителя.

Первоначально, напаял переменных резисторов для тестирования входного фильтра и для подстройки коэффициента усиления, несмотря на то что обычно его задают заранее, а мощность уже регулируют переменным резистором, находящимся на входе, перед фильтром.
В конечном варианте макета, оставил лишь по переменнику 4.7К соединённому последовательно с резистором 3.3К, для каждого канала, в цепи задающий коэффициент усиления.
Кроме этого, пришлось повозиться с входным фильтром, в поисках оптимальных параметров. Здесь я подглядел в схему этого агрегата:
Нашёл в своих запасах около десятка разных конденсаторов. Это были бумажные, электролиты, плёночные и другие:

Конденсаторы

В итоге, понравилось звучание электролита 63V 10мкФ, перед которым был поставлен резистор 4.7К.

О питании

В данной схеме ОУ необходимо запитывать от двух полярного источника питания.
Необходим был преобразователь из одно полярного напряжения в двух полярное.
С Ebay, сейчас где то идёт специализированная микросхема для этих целей, но взята она была просто сравнить разницу с относительно нормальным двухполярным питанием (которое я планировал собрать сам), так как на данном сайте её успешно оттестировал Kirich и выявил что она «шумновата», что не есть гуд для аудио. Как приедет проверю и отпишусь.

В итоге, за основу была взята данная схема:

Администрация портала сайт извиняется за задержку публикации статьи. Слишком много накопилось работы по форуму, да и банальная бытовуха затягивала все сильнее. Обещаем свести все задержки публикации статей и прочих материалов к минимуму.

В начале хочется поблагодарить:

  • Юрия (yooree ) за предоставленную возможность сделать этот ЦАП
  • Дмитрия (Lynx )за то, что я все таки сделал этот ЦАП и за его философию «инженерной эстетики»
  • Всем коллегам и создателям клуба DiyAudio, за доброе отношение.

Почему котенок? Есть тигр, лев, пантера, нет лучше Рысь, сильная, мощная быстрая, грациозная, красивая, это придел мечтаний, а есть котенок, маленький, глупенький, но уже с характером и он тоже из семейства кошачьих, рысью вряд ли когда нибудь станет, но будет стараться не ударить в грязь ли... простите, мордочкой перед своими соплеменниками. Почему черный? Плата должна была быть черной, но сделали зеленую, ну не называть же зеленый котенок:), это как то противоестественно, вот и остался черный котенок зеленого цвета.

Писать статьи я не умею с детства, по этому не судите строго, а я постараюсь не растекаться мыслью по окрестным, горизонтальным поверхностям. С чего все началось, со многим известного сайта, имя которого не принято называть и конструкции, которую не принято обсуждать, желание стать ее обладателем придавила, в зародыше, своей мокрой лапкой земноводная подруга. Сам, все сам.

И вот, у меня лежит пяток мелких «таракашек» и зуд в лапках и восторг от победы, моего разума над моими сомнениями и так пять раз. Прошел год, пора двигаться дальше. Изучив на Веге, ветку посвященную Цапострою, поразился многообразию схем и решений. Все, мне нужен новый ЦАП! Какой! КЛАССНЫЙ! Остальное придумаю по ходу. Меня обуяла жажда нового девайса! С этого момента, пропал сон и аппетит! На DiyAudio, зашел случайно, а попав в чиповую лавку Юрия, поразился ценам, обилию, разнообразию.

К сожалению, когда делал выбор, еще не имел полного представления о том, что я хочу, а что действительно хотел не было в наличии. Раз семь, наверное, поменял позиции своего заказа, чем видимо довел Юрия до полного "экстаза", но в итоге заказ был оформлен, утвержден, сформирован, оплачен и отослан, кроме того, мне сделали отличный подарок, за что еще раз огромное, Юрию Спасибо!

Не теряя времени, пока идет посылка, решил заняться схемой и платой. Первоначально у меня была идея, сделать, отдельной платой ресивер, отдельно плату с ЦАП и отдельно выхлоп, те по всякому прямая выгода, проще настроить самостоятельные узлы, можно оперативно заменить любой модуль, и прослушать великое множество комбинаций, но вот червячок, маленький такой, сомнений оставался, с этим черв..., простите с со своими сомнениями я и обратился к Дмитрию. На свои сумбурные вопросы, получил очень развернутый и обстоятельный ответ, честно говоря, был приятно удивлен таким отношением, к совершенно постороннему человеку. Боже как сейчас мне стыдно, за то невежество и тот детский лепет, что я пытался сформулировать в своем первом послании.

С конструкцией разобрался — моноблочная. Двигаемся дальше. Что у меня лучше всего получается, так это всех доставать, своими вопросами. На очереди методика расчета ФНЧ. Нет мне не достаточно программ, мне нужно разобраться самому, в итоге изведя с пол пачки пищей бумаги я в конце концов получив результаты совпадающие с результатами программ, и в очередной раз поняв, что разум великая сила, родилась еще одна программка, для расчета фильтра, но так сказать, для внутреннего потребления. Все это в прочем, как и продолжение, рождения аналоговой части схемы ЦАП, можно проследить на страницах, соответствующей ветки форума . Вся цифровая часть делалась под диктовку Даташитов, с оглядкой на конструкции чужих схем, ну и как водиться, все интересное, пригодилось и мне.

Ну а теперь, то с чего следовало бы начать, Цели и Задачи, которые я перед собой ставил:

  • сделать качественный ЦАП, доступный по цене
  • без дефицитных комплектующих
  • с двумя интерфейсами S/PDIF и TOSLINK
  • самодостаточный как отдельное устройство.

Мне кажется, что задумка удалась. Конструктивно, ЦАП состоит из двух плат, первая плата, собственно сам ЦАП, ресивер, преобразователи U/I, ФНЧ и преобразователи питания каждого потребителя. На второй плате расположились, выпрямители, предварительные преобразователи питания и конденсаторы. По здравому размышлению, свой вариант, второй платы, решил не выкладывать, у каждого свои начальные условия (трансформаторы, радиаторы, конденсаторы, диоды), но общие рекомендации, лучше всего посмотреть в статьях Дмитрия(Lynx), посвященных его уникальным конструкциям. В цифровой части применены SMD резисторы типоразмера 0603, в аналоговой MELF резисторы 0204, пленочные конденсаторы WIMA FKP2, электролиты на плате ЦАП Panasonic и Nichkon, разделительный трансформатор самодельный 2 обмотки по 25 витков, витой парой из разобранного UTP кабеля, на ферритовом кольце(родословная данного кольца не установлена).

Схемы.

Схема блока питания:

Схема выходного каскада:

Схема приемника сигнала:

Схема включения PCM1794:

Порядок сборки.

Вот так выглядят заводские печатные платы.

Сначала паяем всю SMD мелочевку (резисторы, конденсаторы, диоды) на нижней стороне платы, особенно тщательно, распаиваем стабилизаторы, проверяя цепи питания на обрыв и замыкания, перевернув плату распаиваем все SMD элементы с верхней стороны (Внимание! Не забывайте про ферритовую бусину, между аналоговой и цифровой землей), после этого все электролиты, разъемы и так же тщательно проверяя все цепи преобразователи двухполярного питания аналоговый части ЦАП. Теперь, последовательно, подавая напряжения на преобразователи проверяем, что мы имеем на выходе с них и то, что нужные напряжения приходят на соответствующие контакты, в общем туда куда они должны идти проверяя по схеме.

Затем запаиваем SN75176, и проверяем прохождение сигнала, не забыв подать питание на плату ЦАП и ответственно сам сигнал, если, что то не так в первую очередь проверьте правильность монтажа трансформатора, я таки умудрился перепутать выводы. Далее распаиваем пленочные конденсаторы, еще одна проверка на КЗ и обрывы. Запаиваем, все, что осталось, проверяем, то что запаяли, устанавливаем джамперы в требуемую конфигурацию, крестимся и подаем питание.

Последняя операция, установить ноль постоянного напряжения, покрутив подстроечные сопротивления. Если все сделано правильно, остается подать сигнал на вход и снять звуковой сигнал на выходе. Немного о звуке, понятно, что все это субъективно.

Устроил небольшое испытание. В процесс тестирования было включено все, что есть в доме или у знакомых(CD, DVD, HD-плеера, ЦАП2705, ЦАП2702(Кит, приобретен на том самом сайте)). Звук с тестового CD от Dynaudio, спасибо Сергею (das). После прослушивания Котенка, все что слушалось, попутно, явно проигрывало, Особенно удивил Провал двух младших ЦАП, понятно, на то они и младшие, но что бы настолько...

Три дня после Нового года, просто вычеркнуты из жизни, с утра включал ЦАП и вечером выключал, такого желания просто сидеть и слушать у меня не было очень давно. Резюмируя высказывания всех кто послушал, звук напористый, верха прозрачные, середина разборчивая и четкая, а низы... бери нож нарезай и накладывай на тарелку, но лишних нет. Не знаю, как будет вести себя ЦАП на фоне более серьезных соперников, но, то, что я получил сейчас, меня очень радует и я счастлив. Теперь небольшие разночтения. Выложенные в статье схема и платы, отличаются от тех, что в итоге получились у меня.

Отличие в схеме, только в типе используемых преобразователей, а выложенная, плата в варианте, для приготовления ее в домашних условиях. Сразу предупреждаю, что в живую проверять я ее не стал. Следуя общим советам, для себя заказал плату на производстве, дорого оно конечно, но удовольствие от сборки и эстетика конечного результата с лихвой все компенсируют. Естественно, что мой, крайний вариант, полностью переработан под промышленное производство и достаточно сильно отличается по дизайну.

P.S. На сегодняшний день собрано три экземпляра Котенка, повторяемость, 100%, при аккуратном монтаже, согласно вышеприведенной инструкции, вся настройка сводилась только к установке 0 постоянного напряжения на выходе. Различия в звучании, последователей, по сравнению с первом экземпляром, если и были, то на слух уловить их не удалось.

Файлы для статьи:

  • Печатная плата в формате Sprint-Layout. Black Kitty

Главное в нашем деле - взять верный старт! Я не обязан заботиться о выстраивании линейки продуктов от дешёвого ширпотреба до самого что ни на есть high-end"а. Поэтому могу позволить себе сразу выбрать понравившийся чип цифро-аналогового преобразователя и строить дизайн вокруг него. Итак, за основу был взят "мистический ЦАП" как его называют в Сети. Я не буду делать из маленькой микросхемы большого секрета, но давайте всё же для начала сохраним интригу.

Построить хороший ЦАП для себя любимого я собирался ещё с прошлого столетия, но как-то всё руки не доходили и более приоритетные задачи брали верх. И вот тут-то мне на радость появился заказчик, с одной стороны способный оценить хороший звук, с другой же стороны - согласный мириться с некоторым уровнем "самодельщины" в законченном устройстве. Естественно я приложу все усилия, чтобы мои клиенты остались довольны своим выбором. Что теряют мои "pre-production" изделия по сравнению с серийными аппаратами раскрученных брендов - так это:

  1. часть монтажа выполнена паутинкой на "слепышах", а не на печати, что положительно отражается на качестве звука, но, увы, не будет доступно в серийных образцах;
  2. я не экономлю на мелочах типа сетевого фильтра или шунтирующих ёмкостей, в чём, кстати, не раз доводилось уличать всеми признанные авторитеты;
  3. "брэнд" мой ещё не слишком широко известен в узких кругах 🙂

На старт, внимание...

С чего начать? Правильно, лучше всего с готового устройства, пусть даже и простенького, но содержащего ключевые компоненты. В Китае за US$ 50 был приобретён неплохой в общем-то набор для самостоятельной сборки ЦАП. Как я уже , китайский экономический гений не отличается особыми техническими талантами, так что всё в том наборе было по-минимуму, в точности по datasheet"ам. Разве что питание создатели набора выстроили, как им казалось, прямо-таки очень качественное: навтыкали "КРЕНок" гирляндами. Зато к наборам прилагались весьма сообразные R-core трансформаторы.

На данном этапе не стояла задача как-то особо управлять цифровым приёмником или ЦАП"ом, поэтому жёстко зашитая минималистская цепочка S/PDIF->I2S->DAC меня вполне устроила.

Сознательно не стремился найти ЦАП с USB входом. Причина простая: компьютер фонит очень сильно и пускать весь этот мусор в аудио-аппарат нету никакого желания. Конечно, есть методы, но мне до сих пор так и не попалось ни одного ЦАП с грамотной развязкой USB входа (аппараты за 1К зелёных и выше, а так же изделия российских аудио-"левшей" не в счёт).

Считаю необходимым отметить, что несмотря на все мои придирки к схемотехнике и т.п., качество исполнения печатной платы просто отличное!

Берём контроль над ситуацией в свои руки

В документации на ЦАП в одном месте написано, что ножку аналогового питания надо зашунтировать электролитом в 10мкФ и керамикой 0.1мкФ. На схеме нога 18 именно так и зашунтирована.

Чуть дальше в том же документе сказано, что вход на ножке 17 желательно зашунтировать электролитом в 10мкФ и керамикой 0.1мкФ. Разработчик поступил в полном соответствии, исполнительный товарищ, просто молодец!

Ещё в одном месте документации сказано, что 17 ногу можно завести прямиком на аналоговое питание. Что и видим на схеме 🙂

Что самое забавное, не только в схеме, но и на печатной плате всё так и разведено: с двумя электролитами и двумя конденсаторами по 0.1мкФ, с коротышом прямо между 17 и 18 ногами чипа (дорожка к конденсаторам от 17 ноги уходит под корпус микросхемы):

Всё пришло именно таким вот грязненьким с завода. Как я это отмывал - отдельная история 🙂

Для особо любопытных: шаг ножек корпуса микросхемы - 0.65мм.

У друга моего Вадича-Борисыча попалась мне как-то ВКонтакте шикарная картинка: "сопротивление бесполезно ". Вот, навеяло, оно тут так же бесполезно, как дублированные шунтирующие конденсаторы на схемке выше, перерисовал "схему" специально для Вас:

Мне же необходимо было управлять тем, что происходит на 17-й ножке. Пришлось резать по живому. Хорошо ещё не под чипом завели перемычку - перспектива отпаивать одну ножку SSOP корпуса как-то не радует.

Посредственность - за борт

Какой цифро-аналоговый преобразователь обходится без операционных усилителей?

Правильно, только качественный ЦАП . Так что скромный фильтр на NE5532 я просто не стал напаивать. Может и стоило, чтобы было что послушать для сравнения и удостовериться, насколько неубедительно играют глубокие петлевые ООС... Но у меня уже есть CD-проигрыватель от маститого производителя, который очень старательно отыгрывает весьма посредственный звук ОУ, хоть и спрятанных за звучным названием HDAM и упаяных в экранчики. Да и других подобных "образцов" достаточно.

Учиться, учиться, и... думать!

Пожалуй на всех без исключения ЦАП от производителей из "поднебесной" наблюдаю одни и те же паровозы из "КРЕНок" (фото справа не моё, выловлено в Сети). Включая веером последовательные стабилизаторы напряжения разработчики, очевидно, пытаются добиться лучшей развязки по питанию и уменьшения проникновения помех из цифровой части в аналоговую. К сожалению, в массах отсутствует то, что я называю "токовым мышлением" в схемотехнике. На самом-то деле всё просто и... немножко грустно.

Посмотрите на какую-нибудь LM317 со стороны выхода. Наверняка найдёте 10мкФ электролит и ещё немного мелких емкостей. Теперь давайте прикинем постоянную времени в этой цепи: достаточно заглянуть в datasheet и убедиться, что выходное сопротивление "кренки" весьма невелико, чего и добивались разработчики интегрального стабилизатора. Точно считать, честно признаюсь, сейчас лень, но помехи с частотами скажем от 100КГц и ниже кренка "видит" прямо на своём выходе, сиречь управляющем электроде и, как её и спроектировали - передаёт эти пульсации "наверх по команде", старательно пытаясь удержать напряжение на своём выходе.

Колебания тока попадают на выход более высоковольтного стабилизатора. Следуя той же логике всё ещё достаточно высокочастотные изменения тока практически беспрепятственно гуляют по всей цепочке стабилизаторов. И свистят и шумят на всё окружение.

Единственное рациональное зерно в применении двух линейных стабилизаторов подряд я вижу лишь в том, что маленькие точные стабилизаторы обычно не переносят высоких входных напряжений, а наборы для само-сборки ЦАП"ов часто попадают в руки паяльщиков-такелажников, которые нередко даже не утруждаются заглянуть в доки на применённые компоненты. И наборы те по-прежнему должны работать...

Распространение достаточно высокочастотных помех легко предотвратить добавив в схему... обыкновенных резисторов. Простые RC фильтры по входу линейных стабилизаторов обеспечат прекрасную развязку ВЧ пульсаций в обе стороны, резко сократив "расстояние" по схеме, докуда доберутся броски тока (включая и "земляной" провод!)

Так что питание претерпело серьёзные изменения на плате. Увы, не обошлось без пары перерезанных дорожек и навесного монтажа.

Иногда маленький резистор много эффективней, нежели большой конденсатор:

Относимся с уважением к наследию предков

Вместо тупого моста ставим супер-быстрые диоды в выпрямитель, что ощутимо снижает "удары" тока в моменты запирания диодов. Этот приём достаточно популярен и вполне осмыслен, так что воспользуемся им и мы:

Кстати, именно непонимание того, как развязать линейные стабилизаторы по ВЧ и приводит дотошных разработчиков к тому, что на каждый блок схемы начинают ставить отдельный трансформатор. Другое весьма популярное, но тоже затратное решение проблемы последовательных стабилизаторов: использование связок источник тока - параллельный стабилизатор. В данном случае с развязкой всё в порядке, только вот мощности рассеивать приходится с немалым запасом.

Не будем требовать слишком много от "кита"

Для описания серии экспериментов с различными стабилизаторами нужна отдельная статья. Здесь лишь отмечу, что к чести разработчиков из Поднебесной, выбранный ими LDO стабилизатор lm1117, возможно, наилучший вариант из серийно выпускаемых и относительно доступных интегральных стабилизаторов. Всякие 78ХУ, LM317 и иже с ними просто отдыхают из-за несообразно большого выходного импеданса (мерял на 100КГц). Увы, в ту же корзину пошли и прецизионные LP2951. Чуть лучше ведёт себя TL431 в схеме шунтирующего стабилизатора, но там своя история: TL431 бывают очень разные, в зависимости от того, кто их делал. 1117 выигрывает с большим опережением. Увы, он же оказывается и самым шумным стабилизатором. Урчит, пищит и с нагрузкой и без.

Пришлось собирать стабилизатор самому, на дискретных компонентах. Всего из двух скромных транзисторов, следуя идеологии HotFET, удалось "выжать" всё то, что в интегральном исполнении требует десятков транзисторов и всё одно не дотягивает. Конечно, для обеспечения работы "сладкой парочки" потребовалось ещё несколько активных компонентов... но это опять уже совсем другая история.

Интересный результат макросъёмки: невооружённым глазом не заметил, что плата не до конца отмылась от флюса .

Полимеры правят балом

Последней доработкой, направленной на достижение наиболее верной передачи звука, стало "выглаживание" питания.

В критических местах были заменены обычные (пусть и неплохие ChemiCon) алюминиевые электролиты из набора - на твердотельные алюминиевые Sanyo OS-CON. Поскольку собирал два одинаковых набора в параллель, была возможность устроить "А/Б" тестирование. Разница на грани слышимости, но она есть! Без сигнала с обычными электролитами, на (очень) большом усилении, в наушниках присутствовало некое "шумовое пространство". Полимерные электролиты переносят нас в абсолют.

Sanyo OS-CON - фиолетовые бочонки без надпила на крышке.

Не хочешь думать головой - работай руками

Практически на всех платах и наборах ЦАП с применением цифрового приёмника CS8416 китайцы ставят тумблер, чтобы пользователь мог выбрать между оптическим и медным входом S/PDIF (фото справа - типичный пример, выловленный в Сети). Так вот: не нужен там переключатель, микросхема приёмника вполне может слушать два входа безо всякой помощи извне, будь то грубый тумблер или мудрый микроконтроллер.

Делюсь с Вами трюком, подсмотренным на демо-плате от самих Cristal Semiconductor. Достаточно подключить к примеру медный S/PDIF к RXN, а выход оптического TOSLINK приёмника - к RXP0.

Надеюсь, не надо объяснять, как такое работает? 😉

Даже в референтном дизайне фирмачи напахали, забыли-таки шунтирующий конденсатор в питании TORX 🙁

Экономия или безграмотность?

Очень полезно бывает почитать документацию производителей, особенно тех, что делают те самые микросхемки, на которые потом молются аудиофилы. Раскрываю самый секретный секрет: reference design board, evaluation board и тому подобные "пробнички" от производителей обычно содержат в себе примеры грамотного применения тех самых микросхем. Причём покупать все эти платы совсем не обязательно, да и ценники на такие "образцы" бывают самые разные: и 50, и 400, и за тысячу зелёных могут перевалить. Но, дорогие мои разработчики, документация на все эти платы выложена в открытом доступе! Ладно, хорош поучать.

Итак, чего недочитали китайцы, или на чём они сэкономили: скромные шунтирующие керамические конденсаторчики в 1000пФ в параллель к 10мкФ и 0.1мкФ. Казалось бы - зачем, ведь такими емкостями мы шунтируем частоты от десятков мегагерц и выше. Аудио-диапазон принято считать до 20кГц, ну до сотни кГц. Но цифровую-то часть в цифро-аналоговом преобразователе никто не отменял. Так вот именно помехи на десятках мегагерц беспрепятственно гуляют по недорогим самостройным ЦАП"ам, заставляя дрожать в страхе все PLL и создавая тем самым идеальные условия для возникновения наводящего ужас ДЖИТТЕРА.

Ещё один популярный способ сэкономить на спичках

Подавляющее большинство производителей как источников цифрового аудио-сигнала, так и цифро-аналоговых преобразователей экономят 30...50 центов на каждом устройстве. Расплачиваемся за это мы, пользователи. Подробности читать .

Какой high-end без ламп?

Веселят меня полчища tube-DAC и tube-headphone-amplifier"s в ценовом диапазоне от полутора сотен до сотен долларов, наводнившие рынок в последнее время. Видать нравится народу, как шипит и искажает лампочка при 15...24 вольт анодного. Впрочем, разбор всех болячек подобных ЦАП"ов и псевдо-ламповых усилителей для наушников - тема для отдельной статьи, да не одной.

(фото справа для примера, у меня такого лампоцапа нет)

Богатая тема. Я тут лишь по верхам пробежался, аналоговую часть вообще не затронул. А уж как интересно бывает развести правильно "землю" или организовать простое и при том удобное управление аппаратом. И чего стоят одни аттенюаторы - их ведь можно выбирать разного сопротивления, строить по разным топологиям, включать в разных частях тракта. Согласование источников с нагрузкой - очень, очень интересный, знаете ли, вопрос!... Но на сегодня пора мне уже закругляться.

BOM, или Bill of Materials

Конечно, пятьюдесятью долларами дело не ограничивается. Керамические конденсаторы из набора были заменены плёнкой. Диоды Шоттки, качественные электролиты, да много ещё чего пришлось добавить, не говоря уже о корпусе. Ну и, конечно, мой усилитель HotFET: всего 2 (два) каскада усиления от выхода ЦАП до наушников или выхода на усилитель. Ни много ни мало, а только в самом усилителе 32 транзистора насчитал в стерео варианте. Да транзисторы все - JFET"ы да depletion MOSFET"ы. Никак в полтинник зелёных не укладываюсь даже по комплектующим 🙂 Причём заметьте, это безо всякой аудиофильской эзотерики. Ну да на этот счёт у меня тоже есть своё мнение. Ведь есть же люди, считающие, что поставив "правильные" компоненты - любую схему можно заставить звучать. Если Вы, дорогой читатель, из их рядов - научите, я прислушаюсь, поспорю, отслушаю и расскажу всем о своих опытах прямо на этом сайте.

Так где же обещанная халява???

Друзья, эта статья - просто размышления, заметки на полях, была написана по горячим следам переделки китайскоЦАПа. Сам я больше в такую авантюру ни за что не ввяжусь: хоть и получилось неплохо, но обошлось слишком дорого по времени и по затраченным усилиям. И никому не советую. Когда разбирался с тем набором - яд просто сочился, что и отразилось в статье 🙂 Прошу прощения за слегка надменный стиль изложения, и ежели не оправдал ваши ожидания и не предложил раздачу почти бесплатных хайендных цапов населению 😉

Если же Вам было интересно - дайте знать, пожалуйста. Материала в закромах ещё много, а вот силы, мотивацию публиковать да оформлять всё это дают в основном отзывы, комментарии моих читателей.

Простейшим цифроаналоговым преобразователем (ЦАП) является одноразрядный преобразователь. В качестве такого ЦАП может служить простой усилитель-ограничитель, в качестве которого можно применить . Особенно хорошо подойдет выполненный по КМОП технологии, так как в данной технологии выходные токи единицы и нуля равны. такого цифро-аналогового преобразователя приведена на рисунке 1.


Рисунок 1. Принципиальная схема одноразрядного цифро-аналогового преобразователя (ЦАП)

Одноразрядный ЦАП преобразует в аналоговую форму знак числа. Для цифро-аналогового преобразования на очень высокой частоте дискретизации, во много раз превышающей частоту Котельникова, такого преобразователя вполне достаточно, однако, в большинстве случаев для качественного цифро-аналогового преобразования требуется большее количество разрядов. Известно, что двоичное число описывается следующей формулой:

(1)

Для преобразования цифрового двоичного кода в напряжение можно воспользоваться данной формулой непосредственно, т. е. применить аналоговый сумматор. Токи будем задавать при помощи резисторов. Если резисторы будут отличаться друг от друга в два раза, то и токи тоже будут подчиняться двоичному закону, как показано в формуле (1). Если на выходе регистра будет присутствовать логическая единица, то она будет преобразована в ток, соответствующий двоичному разряду при помощи резистора. В этом случае напряжений будет работать в качестве цифроаналогового преобразователя. Схема ЦАП, работающего по описанному принципу, приведена на рисунке 2.


Рисунок 2. Принципиальная схема четырехразрядного цифро-аналогового преобразователя с суммированием весовых токов

На схеме, приведенной на рисунке 2, потенциал второго вывода равен нулю. Это обеспечивается параллельной отрицательной обратной связью, которая уменьшает входное сопротивление операционного усилителя. Коэффициент передачи выбирается при помощи резистора, включенного с выхода на вход операционного усилителя. Если требуется единичный коэффициент передачи, то это сопротивление должно быть равно параллельному сопротивлению всех резисторов, подключенных к выходам параллельного регистра. В описанном устройстве ток младшего разряда будет в восемь раз меньше тока старшего разряда. Для уменьшения влияния входных токов реального операционного усилителя между его неинвертирующим входом и общим проводом включается резистор с сопротивлением равным параллельному включению всех остальных резисторов.

Учитывая, что на выходе всех разрядов регистра присутствует или нулевое напряжение или равное напряжению питания, на выходе операционного усилителя напряжение будет действовать в диапазоне от нуля до минус напряжения питания. Это не всегда удобно. Если нужно, чтобы устройство работало от одного источника питания, то ее нужно немного изменить. Для этого на неинвертирующий вход операционного усилителя подадим напряжение, равное половине питания. Его можно получить от резистивного делителя напряжения. Ток нуля и ток единицы выходного каскада регистра в новой схеме должны совпадать. Тогда на выходе операционного усилителя напряжение будет меняться в диапазоне от нуля до напряжения питания. Схема цифро-аналогового преобразователя с однополярным питанием приведена на рисунке 3.



Рисунок 3. Цифро-аналоговый преобразователь с однополярным питанием

В схеме, приведенной на рисунке 3, стабильность выходного тока и напряжения обеспечивается стабильностью напряжения питания параллельного регистра. Однако обычно напряжение питания цифровых микросхем сильно зашумлено. Этот шум будет присутствовать и в выходном сигнале. В многоразрядном цифро-аналоговом преобразователе это нежелательно, поэтому его выходные ключи запитываются от высокостабильного малошумящего . В настоящее время подобные микросхемы выпускаются рядом фирм. В качестве примера можно назвать ADR4520 фирмы Analog Devices или MAX6220_25 фирмы Maxim Integrated.

При изготовлении многоразрядных цифро-аналоговых преобразователей необходимо изготавливать резисторы с высокой точностью. Раньше это достигалось лазерной подгонкой резисторов. В настоящее время в качестве источников тока обычно используются не резисторы, а генераторы тока на полевых транзисторах. Применение полевых транзисторов позволяет значительно сократить размеры кристалла ЦАП. При этом для увеличения тока транзисторы соединяют параллельно. Это позволяет добиться высокой точности соответствия токов двоичному закону (i 0 , 2i 0 , 4i 0 , 8i 0 и т.д.). Высокая скорость преобразования достигается при малом сопротивлении нагрузки. Схема преобразователя цифрового кода в выходной ток, работающего по описанному принципу приведена на рисунке 4.



Рисунок 4. Внутренняя схема ЦАП с суммированием токов

Естественно, электронные ключи, показанные на рисунке 4, тоже представляют собой полевые транзисторы. Однако если их показать на схеме, то можно запутаться где ключ, а где генератор тока. Так как полевой транзистор может одновременно работать в качестве генератора тока и электронного ключа, то их часто объединяют, а двоичный закон формируют при помощи , как это показано на рисунке 5.



Рисунок 5. Внутренняя схема ЦАП с суммированием одинаковых токов

В качестве примера микросхем, где используется решение с суммированием тока, можно назвать ЦАП AD7945. В ней суммирование токов применяется для формированиястарших разрядов. Для работы с младшими разрядами используется . Для преобразования выходного тока в напряжение обычно применяется операционный усилитель, однако его скорость нарастания выходного напряжения оказывает существенное влияние на быстродействие цифро-аналогового преобразователя в целом. Поэтому схема ЦАП с операционным усилителем используется только в широкополосных схемах, таких как преобразование звукового или телевизионного сигнала.


Рисунок 6. Цифро-аналоговый преобразователь двоичный код-напряжение

Литература:

Вместе со статьей "Цифроаналоговые преобразователи (ЦАП) с суммированием токов" читают:


http://сайт/digital/R2R/


http://сайт/digital/sigmaadc.php


Я хорошо помню свое босоногое радиолюбительсткое детство. Тогда не было этих ваших интернетов, зато были журналы «Юный техник», «Моделист-конструктор», «Радио».
Компоненты доставали на свалках, у барыг, иногда и в магазинах. Модельный ряд аудиотехники был не очень широк. Мои товарищи, кому посчастливилось иметь дома аппаратуру промышленного производства, мерялись страницами паспортов своих магнитофонов, усилителей и проигрывателей, где были указаны характеристики.
Волшебные слова «Уровень шумов», «КНИ», «Выходная мощность» будоражили наши умы и не давали спокойно спать.

А аппарат из Японии – это было мощнейшее впечатление. Просто им обладать. Это было стильнее последней модели ойфона* сейчас для современной молодежи – однозначно.

* под этим термином я подразумеваю любое электронное устройство, удлинняющее, увеличивающее, а так же позволяющее почувствовать себя круче окружающих, или быть не хуже. Сорри, отвлекся.


Хотя встречал я детишек – своих ровесников – до сих пор ойфонами меряются. А у кого не было возможности купить – делали сами. И порой даже лучше, чем заводское. Естественно измерить параметры было невозможно, но сравнивали на слух, и радовались, как дети. Хотя что вспоминать? Детьми мы и были тогда!

Прошло время, возможностей прибавилось. Кто-то, воплотив мечту детства, наконец купил себе BMW, в лице АС от Martin Logan. А кто-то, как я, продолжает делать технику для себя своими руками. И дело не в том, что я не могу позволить себе Logan-ы, а в том, что сделать своими руками – это интереснее. Тут важен не результат, а процесс. А так купишь, поставишь, и будешь вытирать пыль раз в неделю. Времени то уже не так много, как в детстве. Тут бы иной раз до кровати доползти. О чем это я? Ах, да. Снова отвлекся!

Ну хорошо. Сделал. Запустил. На слух все хорошо. Но ведь надо и померить! А то ведь кто-то сразу показывает все ттх своей поделки, а тут и показать то нечего... А как померить?

Мощность усилителя – легко. Усиление тоже. А вот пресловутый уровень шума и коэффициент нелинейных искажений? Покупать для этого измеритель нелинейных искажений? Для одного измерения? Смысл? Тащить железку в лабораторию? Так лабораторию еще найти надо. И что мерять? Как?
Есть нелинейные, есть гармонические искажения? Понятно, что эти понятия разные, а при оценке характеристик аудиотракта они, при малых значениях, будут примерно одинаковы. Но нужен не анализ, а количественное значение. Иностранцы в основном оперируют термином THD (Total Harmonic Distortion). Да и средства измерения в виде компьютера и программ под него измеряют именно этот параметр. В даташитах указывается он же. На форумах и в обзорах устройств снова он. Так что есть смысл оценивать именно этот параметр.

По моим наблюдениям, уже стало стандартом "de facto", использовать для домашних измерений программу RMAA.
Я давно начал подозревать, что "в консерватории что-то не так". Это было еще несколько лет назад. Creative Live меня уже разочаровал, и из АЦП осталась только встроенная звуковуха. И вот я решил провести измерения. Скачал RMAA, сделал шнуры, приготовился. И... Облом.

Результат измерения собственных параметров встроенного звука был настолько шедеврален, что я, рыдая и стуча головой об стол, только усилием воли не выбросил системник из окна.
Пожалел коллекцию порно музыки на дисках. -70Дб шума и THD в 0.25% по кольцу – это даже не hi-fi. Тот же самый результат дала коробочка на РСМ2906. Как с этим жить то?

Поэтому я забросил идею измерений. Купить внешнюю дорогую карточку, при наличии нескольких ЦАП, чтоб подивиться на циферки я никак не мог себя заставить. Поеть? Хорошо! Нравится? Прекрасно!
Но вот наконец и на моей улице перевернулась фура с пивом и чипсами! У моего товарища появилась внешняя карточка. Ну я и решил стряхнуть со шнуров пыль, и, ради интереса, все же померить то, что я накреативил за последнее время.


Вот этот девайс. Creative X-Fi THX. Судя по отзывам и описаниям – для измерения должна подойти.

Ну а теперь я попробую померить то, что у меня осталось в живых. Дело в том, что некоторую часть устройств, описанных в предыдущих частях моих статей, я либо раздал желающим, либо разобрал, либо каким-то образом доработал. В первую очередь похоронил все РСМ2704-2707. Одна осталась как тестовый источник SPDIF/I2S.
То же самое постигло и TDA1541, кроме одной, что в паре с SM5813 собирает пыль на полке. Скорее всего я не умею их готовить, но звук их мне не сильно нравится.

Тест №1

В тесте принимали участие цап, собранные мной в разное время, и частично те, что еще не собраны.
1. TDA1541 + SM5813 + выхлоп даташит на AD822 AD827 (ткнул что было, так и осталось)

2. PCM1702 + DF1706 + даташитный (РСМ1702) выхлоп на 4х (!) ОУ ОРА2604.
описан подобный, но на РСМ63. Отличается разводкой платы под другой ЦАП.

3. AD1865 + DF1706 + выхлоп на советских измерительных трансформаторах, вычурно покрашенных мной в черный цвет. Трансы эти есть вот Еще не крашеные.

4. Один из последних. Дифференциальный ЦАП на 2х РСМ1700 + SM5842 + SRC4192 +выхлоп даташит. На момент измерений он у меня лежал, размазанный по столу без корпуса.


Все ЦАП работали от источника SPDIF EDEL USB Audio interface по SPDIF. Режим измерения 16 бит 48 кгц. (выше не тянет ТДА1541)

Да, кстати! Среди вас нет кого-нибудь, кто знаком с разаработчиками этой звуковухи Creative? Если есть, пожалуйста, забейте им гвоздь в голову от моего имени, я гвоздь возмещу. Или руки по локоть тупой ножовкой? А?
Это ж каким надо быть гениальным, чтоб из аудиоустройства совсем выпилить частоту, кратную 44кгц??? Это ж как ходить без одной ноги? Сюрприз такой слегка неожиданный был для меня. Я понимаю, что у маркетолога смартфон и он через него слушает, но не так же уж совсем...

Ладно, будем мерять тем, что есть. Как работает программа, и как считает, я не знаю. Но что-то померялось. Я, с вашего позволения, буду по ходу дела комментировать то, что наколхозил.

Результат


Как видно, он вполне ожидаем. Для меня. Я думал будет сильно хуже. Графики интереснее.
АЧХ:


Тут видно непонятный спад у ТДА1541, и подъем у АД1865. Ну с АД1865 понятно, там на выходе трансформатор, и похоже где-то есть резонансная цепь. Или на входе или на выходе. По звуку все отлично.

Шум:


Здесь ярко виден горб на 50гц. Никак и ничем не убирается. ЦАП и комп на общей земле, в одной розетке, ноль отдельно, SPDIF развязан везде через трансформатор. Фильтры по правилам. Положение вилки в розетке на картину не влияет. Ухом не слышно. Странно...

Ну и THD+noise:


Тут видно, что шлейф гармоник лезет у ТДА1541, и чуть пониже у АД1865. Остальные неплохо. Что не так у 1541 – не могу сказать, выхлоп сделан по даташиту. Менять ОУ не стал, было желание просто измерить. Как я уже говорил – я не умею их готовить. А вот у АД1865 похоже дает о себе знать трансформатор. Так что его выбор и согласование с ЦАП и с ОУ– задача не простая даже на первый взгляд.

Ладно. Так как звуковуху я брал на время, надо попробовать другие варианты.
Надо проверить влияние источника и способа подачи цифры на результат измерений.

Тест №2

Теперь тестирую два устройства:
1.ЦАП на РСМ58 с выхлопом "рогов – дискрет", описанным :

2. Последняя поделка на РСМ1700 в дифференциальном включении.


Оба аппарата собраны по одинаковой топологии, SRC4192 работает в режиме "output port master 256fs" , тактовая частота 24.576.000мгц для сетки, кратной 48кгц. SM5824 с половинной частотой (на полной работает со сбоями).

Использованы два источника цифрового сигнала: EDEL USB Audio interface и Phantom USB Interface на TAS1020. Режим 16*48 и 24*64.
Тут сразу вылез косяк измерилки от Creative:
Данные для 16*48.


И для 24*96.

Поразительная разница в уровне шумов. Оба ЦАП обогнали Creative по шумам.
Вот графики шумов:
16*48:


и 24*96:


я не думаю, что это связано с работой цап, там же SRC все усредняет, а вот АЦП у Creative на 24*96 явно работает в лучшем для него режиме, поэтому меньше отсебятины.

Зато THD неизменно, что и понятно.
16*48:


и 24*96:


Причину такого поведения РСМ58 здесь объяснить не сложно. Выхлоп "Рогов" на собран был на том, что есть, без подбора по h21, поэтому и звучание у него более "гармоничное".
Кстати его звучание мне нравится больше, чем РСМ1700 с даташитным выхлопом. Хотя по измерению последняя явно лучше.

Зато в этом случае ясно одно – источник цифрового сигнала на измерение влияния не оказывает. Я даже через ASIO прогнал. Не думаю, что разрешающей способности этой измерительной системы, равно как и самих моих ЦАП хватит, чтоб уловить разницув источниках, если вообще она есть.
На слух я ее не слышу.

Тест №3

Мне интересно было потыкать разные ОУ. И сравнить. Я понимаю, что с технической точки зрения это не правильно, что нужно подбирать
номиналы деталей, корректировать схему и плату под конкретный ОУ, но тут был чисто спортивный интерес.
Как на зло, под рукой не оказалось большого выбора одиночных ОУ, поэтому тест оказался не таким расширенным, как хотелось.

ЦАП тот же – РСМ1700.


В секции I/U были опробованы AD811 и LT1363 (их было больше 4х), в секции фильтра – OPA627, LME49990, LT1122.
THD:


Здесь картину испортила только LME49990, которая почему -то показала сильно завышенный уровень и гармоник, и нтермодуляционных искажений.
Я не утверждаю, что ей не место в фильтре, но похоже под нее надо уже более тщательно подбирать номиналы и обвязку. На досуге займусь, если измерилку не отберут.

Ну и в заключении литр бальзама для любителей и профессионалов.
Встречайте! Дельта и сигма! Лед и пламень! Жесть и пластик!
Это мои .
SPDIF. Там ничего другого и нет.
24 бита, 96 кгц.

1. АК4113 + 2*РСМ1794А в моно режиме.
2. АК4113 + АК4396.
Выхлоп везде – даташит. Усилен буфером на BUF634 c током покоя 30мА.


Тут, кроме небольших дефектов монтажа и разводки, даже комментировать нечего....
АЧХ:


Шум:


THD:


Повышенный IMD у АК4396 я думаю обусловлен работой суммирующего ОУ, режим и обвязку которого нужно подбирать более тщательно. Тип ОУ не помню, корпус было вскрывать лень.
И так как они у меня не в работе, а на полке – то не знаю, займусь ли когда, или быстрее пересоберу в другом качестве.

Какие выводы для себя я сделал по этим результатам?

Я давно для себя выработал термин "комфортное звучание". Если я считал когда то, что чем ниже THD, тем оно комфортнее – нет. Прямо противоположно. Может у других и не так. Этим же наверное можно объяснить любовь людей к лампам в усилителях. Лампы добавляют в сигнал свои гармоники, причем низких порядков, как более слышимые, тем самым гармонизируют звук.
Сам я пересел на камни в усилках, излишняя “гармонизация” в сравнении с камнями в моих глазах проиграла.
Истина все равно где-то рядом.

Итого:

1. До монстров цапостроения мне еще сильно далеко шагать.

2. На качество звука ЦАП сильнее всего влияет аналоговая часть. Так как ток на выходе Дельта-Сигмы больше, чем в Мультбитном ЦАП, то режим работы ОУ в каскаде преобразователя ток/напряжение будет другим, шумов и наводок меньше. Тип ОУ тоже важен, но с этим еще надо разбираться.

3. Питание и разводка. От этого зависит шум и прочее. Хотя на слух все прекрасно. По личному наблюдению, если не имеешь дома безэховой камеры, то этот параметр не так важен. Летом, через приоткрытое окно, я слышу шум и крики детей с улицы, хотя сижу в наушниках.
О каком шуме -90Дб можно говорить?
Если засунуть ухо в пищалку в паузе и выкрутить громкость на максимум – слышно легкий шум. Фона 50/100Гц нет. Энергосберегайки, компы, дешевые DVD, WI-FI, GPRS, GPS и прочее S никто уже не отменит, или в поле, где до ближайшей ЛЭП 5-10км. Но это для отъявленных...

4. Низкий THD у дельт – некомфортное звучание. Ну не могу я себя заставить ее слушать, если параллельно с ней работает РСМ58, и переключить два ЦАП – это один щелчок селектора на преде. Не переключаю.

5. Если нужно THD как в даташите – лучше купить готовое у гуру или у известного производителя. Приготовить самому цифру с несколькими нулями довольно сложно, а иногда в домашних условиях и невозможно, если у вас нет в подвале линии по производству многослойных ПП, или сосед этим не занимается чисто случайно. Если не нужно, делайте сами – это интересно!

Для тех, кому интересно, что там за ЦАП на РСМ1700

Схема аналогична ЦАП на РСМ58. Добавлена возможность работы от четырех входов. SPDIF coax , SPDIF optical , I2S , I2S master/slave для работы с EDEL. Мултиплексирование входов на SN74LVC1G125. Полная проверенная поддержка 24*192.
Полная гальваническая развязка I2S входов через ADuM1400 и IL715. SPDIF ресивер АК4113. Так как АК4113 не может регенерить клок выше 128fs в режиме 192кгц, его клок не используется, а данные проходят отработку в SRC4192 с внешним клоком от TCXO на 40.000мГц.
Реклок на три частоты – синхронный на 24.576000мГц, 22.579400мГц и асинхронный на 40.000000мГц.Хобби-радиоэлектроника.
Увлекся железом еще с раннего детства,чем доставлял немало хлопот родителям.
Не брали в радиокружок в 4 классе,т.к. в школе еще не преподавали физику (вот такие были правила).
Сейчас занимаюсь ремонтом и настройкой компьютеров,в свободное время что-нибудь паяю или собираю-разбираю:)

Понравилось? Палец вверх!

  • всего лайков: 94