Креативные инструменты для творческих людей. Повышенный уровень контроля и точности

От великолепных произведений искусства и впечатляющей веб-графики до превосходных материалов для печати - наши инструменты помогу вам выразить ваше уникальное творческое видение и добиться результатов, которыми можно гордиться.

Что нового в версии 2019?

Повышенный уровень контроля и точности

Больше возможностей для творческих изысканий и экспериментов

Больше усовершенствований, разработанных по запросам пользователей

Фантазия не должна ограничиваться рамками вашего рабочего места!

Поймайте хорошую идею прямо в момент вдохновения и превратите ее в отличный дизайн при помощи CorelDRAW.app. Новое мощное приложение, которое является частью CorelDRAW Graphics Suite 2019, обеспечивает постоянный удаленный доступ ко всем вашим проектам. Теперь вы можете продолжить работу в любой точке! К примеру, чтобы с помощью устройства «2 в 1» или другого мобильного устройства продемонстрировать клиенту ваши наработки, необходимо просто выполнить вход в ваш аккаунт CorelDRAW.app.

Работа в удаленном формате

Пакет обеспечивает доступ к вашим CorelDRAW файлам даже тогда, когда у вас под рукой нет вашего компьютера.

Сохранение в облако

В программе реализована возможность хранения проектов на облаке, что обеспечивает доступ к вашим материалам с любой системы и в любое время.

Удобная процедура импорта/экспорта

Предусмотрена поддержка форматов импорта/экспорта CDR, PDF, PNG, JPEG и SVG.

Для входа в coreldraw.app посетите www.coreldraw.app и введите имя пользователя и пароль, которые вы использовали при регистрации вашей копии CorelDRAW Graphics Suite 2019.

Функции, которые невозможно найти в других продуктах

CorelDRAW Graphics Suite предлагает направленные на повышение эффективности работы инструменты, которые не содержаться в других графических программах или требуют для их установки отдельный плагин. Познакомьтесь с представленными только в CorelDRAW уникальными функциями.

Этот режим не только позволяет создавать различные симметричные рисунки - от простых объектов до сложных калейдоскопических эффектов - в режиме реального времени, но и предоставляет возможность повысить продуктивность работы посредством автоматизации этого трудоемкого процесса.

Эффект Pointillizer позволяет быстро генерировать высококачественные векторные мозаики на основе любого количества выделенных растровых и векторных изображений. Созданный на основе художественных приемов в стиле пуантилизма, этот эффект прекрасно подходит для разработки наклеек для автомобилей, а также материалов для декорирования окон и витрин.

Рисуйте в любом месте и в любое время! Революционный инструмент LiveSketch™, созданный с использованием технологий искусственного интеллекта и машинного обучения, конвертирует эскизы в точные векторные кривые прямо на устройствах с сенсорным экраном.

Возможность манипулировать тенями при помощи курсора инструмента «Тень» в режиме реального времени позволяет избежать монотонного перемещения теней в диалоговом окне. Тень блока, представленная в CorelDRAW, идеально подходит для тех, кто работает на плоттерах и режущих устройствах. Эта уникальная функция добавляет сплошные тени к объектам и тексту и существенно ускоряет рабочий процесс за счет сокращения количества линий и узлов, присутствующих в объекте тени.

Креативные инструменты для творческих людей

Векторная графика

При помощи мощных средств создания векторных иллюстраций, представленных в CorelDRAW, вы сможете превратить примитивные формы и линии в сложные и многогранные произведения искусства. Универсальные формы и инструменты рисования помогут начертить разнообразные кривые, а инструменты контура, оболочки, перетекания и заливки сетки позволят добавить креативные эффекты к векторным изображениям.

  • Макет страницы

    Здесь вы найдете все необходимое для создания брошюр, многостраничных документов и других материалов. Воспользуйтесь возможностью зарезервировать место для текста или графики. Смоделировав макет страницы, инструмент «Шаблонный текст» поможет вам получить представление о том, как будет выглядеть документ.

  • Фоторедактирование

    PHOTO-PAINT содержит основанные на принципе работы со слоями мощные инструменты редактирования, ретуширования и художественной доработки изображений, при помощи которых вы сможете без труда выполнить настройку цвета и тона, устранить дефекты, скорректировать перспективу и т. д. Воспользуетесь AfterShot Pro HDR для создания великолепных HDR-фотографий на основе изображений в формате RAW.

  • Типографика

    Прекрасные результаты при работе с текстом гарантированы! Полностью укомплектованный набор типографских средств позволяет добавлять эффекты тень-блоков и контуров, располагать текст вдоль пути, применять эффект обтекания текстом и т. п. Создавайте красивые надписи с помощью типографских средств OpenType - лигатур, орнаментов, капителей и росчерков.

  • Цвет, заливки и прозрачности

    При помощи образцов цвета можно без труда применить цвет к заливке и абрису, а гармонии цветов позволяют генерировать цветовые схемы. Также представлены средства настройки прозрачности объекта и заполнения объекта узорами, градиентами, заливками сетки и пр.

  • Стили и наборы стилей

    Окно настройки «Стили объектов» облегчает применение стилей и наборов стилей для быстрого и единообразного форматирования целых документов и множественных объектов, а также упрощает процесс создания нескольких вариантов одного дизайна

Дизайн для печати и интернета

Коллекция пресетов и инструментов для работы с веб-графикой поможет вам в создании увлекательного веб-контента. Функция «Выгрузка в WordPress» была разработана для прямой публикации форматов изображений на сайте WordPress.

CorelDRAW максимально упрощает подготовку документов к выводу на печать. Мощная система управления цветом обеспечивает контроль за соответствием цветовых параметров на различных носителях и гарантирует точное соответствие цветов еще до начала печати.

Поддержка более 100 графических форматов, форматов изображений, а также форматов для публикации, включая AI, PSD, PDF, JPG, PNG, SVG, DWG, DXF, EPS, TIFF и др., существенно облегчает работу с любыми активами проекта.

Высококачественный безгонорарный контент

Придайте вашим проектам уникальный вид с помощью обширной коллекции контента, которая включает 7000 безгонорарных картинок и шаблонов для оформления транспортных средств, 1000 фотографий в высоком разрешении, 1000 шрифтов TrueType и/или OpenType, 150 профессиональных шаблонов, более 600 фонтанных, векторных и растровых заливок и пр. Все эти материалы входят в состав нашего графического пакета.

Эффективный процесс разработки дизайна

    Возьмите под контроль каждый элемент вашего документа! Практичное окно настройки «Объекты» позволяет искать, скрывать, отображать и переименовывать объекты, а также изменять их порядок в стеке. Окно настройки «Свойства объекта» можно использовать для форматирования и управления такими атрибутами объекта, как заливка.

Меня иногда спрашивают: “Как и в какой программе создается дизайн сайтов?” Ответить однозначно на этот вопрос сложно, потому что при создании дизайна сайта лично я использую множество различных приемов и программ. В настоящее время абсолютное большинство web-верстальщиков работают с макетами, созданными в программе Photoshop. Изначально созданная и предназначенная для обработки фотографий эта программа сейчас аккумулировала в себе столько различных функций (в том числе и работу с векторной графикой), что используется где угодно, в том числе и в веб-дизайне. Но при рисовании макета сайта иногда требуется иной функционал, который не может обеспечить даже всесильный фотошоп. Речь идет о векторе.

Начало работы: выяснение нюансов

Рисование сайта начинается с выяснения и согласования нюансов. Сайт может быть “резиновым”, а может быть фиксированной ширины. От этого может зависеть, например, внешний вид шапки сайта – хедера, или колонок – сайдбаров. В зависимости от назначения сайта продумывается структура веб-интерфейса. Например интернет-магазины гораздо лучше выглядят в фиксированном дизайне до 1000 пикселей ширины с одним сайдбаром слева. В сайдбаре располагается меню каталога товаров. Данный вариант прочно закрепился на просторах интернета, и довольно сложно сейчас найти магазин, отличный от этой схемы расположения элементов. Другая ситуация у информационных сайтов с тоннами текстовой информации. Если текста на сайте больше чем графики, то при фиксированной ширине сайта на широком экране пустые поля по бокам будут нерациональны. При резиновом же дизайне текст будет равномерно заполнять весь экран, что позволит избежать частой вертикальной прокрутки (всякие википедии и ей подобные энциклопедии).

Допустим нам нужно разработать дизайн корпоративного сайта фирме, торгующей электроникой, с разделом “интернет-магазин”. Сразу обозначаем:

  1. фиксированный дизайн 1000 px;
  2. форматы файлов – psd (для программиста-верстальщика) и jpg (для согласования с клиентом);
  3. стиль дизайна (например “минимализм” – белый фон, минимум цветных навязчивых графических элементов, либо в соответствии с требованиями корпоративного стиля);
  4. нужен логотип в векторном формате.

Если согласие с заказчиком по этим вопросам достигнуто, то можно переходить к наброскам. Если достигнуто во всем, кроме пункта 1 , то можно аргументировать чем-то вроде:

“Фиксированный дизайн позволяет создать единообразие в отображении сайта. При любом разрешении все элементы будут оставаться на своих местах, там, где их заверстал разработчик, в то время как при “резиновых” дизайнах при разном разрешении элементы сдвигаются-раздвигаются в стороны, что при дальнейшем самостоятельном наполнении сайта клиентом может привести к вариантам отображения, не предусмотренным при первоначальной разработке. Фиксированный дизайн 1000 px (от 920 до 1000px) на сегодняшний день считается стандартом для корпоративных сайтов и интернет-магазинов продиктованной статистикой (т.к. по статистике количество пользователей с экранами свыше 1000 px по ширине составляет большинство).”

Создание макета

Теперь самое время начать создавать наброски макета. Так как данная статья – не урок, здесь я описываю только основные принципы создания дизайна сайтов. В CorelDraw я делаю рабочую область с шириной 1920 px, высоту делаю не меньше, в процессе разработки ее можно будет подкорректировать. Дальше включается творческая фантазия, ограниченная только рамками здравого смысла и пониманием технических возможностей верстки. Рисую хедер, сайдбар, зону контента и футер, все в пределах ширины сайта – 1000 px. Для интернет магазина неплохо нарисовать пару-тройку слайдов для слайдера картинок. Обычно такими слайдами информируют посетителей о новых коллекциях, поступлениях товара или о грандиозных скидках. Но пока на этапе наброска рисую просто область слайдера и элементы управления им.

Для статьи без особых изысков накидал набросок макета:

Далее нужно заполнить этот макет информацией. Сразу добавляю логотип, меню и поле ввода поиска. Пункты меню и текст главной страницы заполняю произвольно, можно взять с того сайта, который клиент указал в качестве “хочу лучше”. Главное – показать страницу так, как она могла бы выглядеть в реальности. Экспериментирую с цветовой гаммой, обозначаю ссылки внутри текста во всех трех состояниях – ссылка, наведенная ссылка, посещенная ссылка. Тоже самое с пунктами меню: рисую все состояния элементов меню – пункт, наведенный пункт, раскрытое меню, пункты подменю и т.д. Не упускаю ни одной мелочи, так как от того, как подробно нарисую я дизайн, зависит окончательный вид сверстанного сайта.

Вот так выглядит страница, заполненная информацией и элементами интерфейса, которую можно уже отправлять на согласование клиенту:

При согласовании макета бывает много правок, клиенту может не понравиться цветовое оформление или расположение элементов интерфейса на странице. При разработке в программе CorelDraw все эти исправления делаются очень быстро. В принципе наша цель сейчас – это получить согласие клиента на внешний вид страницы, а все технические нюансы по подготовке файлов к верстке можно оставить на потом.

Есть несколько основных моментов, на которые стоит обращать особое внимание при разработке дизайна сайтов в CorelDraw:

Типографика сайта

Шрифт при создании макета нужно подбирать сразу тот, что будет использоваться на сайте. В моем примере использован Arial, но есть множество других шрифтов, которые можно использовать при создании сайта. При сдаче макета верстальщику, обязательно уведомить его о выбранном и согласованном наборе шрифтов, а также о размерах, цвете, вариантах начертания и т.д. Это нужно потому, что при создании графического макета легко вообще не учесть такого важного в веб-дизайне момента, как типографика. К тому же есть такие клиенты, у которых в фирменном стиле компании предусмотрен корпоративный шрифт. Хорошо, если этот шрифт стандартный (тот же Arial к примеру), если нет – то нужно узнать у клиента (или изучить бренд-бук), предусмотрен ли вариант фирменного шрифта для создания сайтов компании. Если нет, то компетентно пояснить клиенту, что встраивание нестандартных шрифтов в сайт сопряжено с большими трудностями. Поэтому бренд-бук должен содержать наименование шрифта, который будет возможно максимально близок по внешнему виду к корпоративному, но все же являться стандартным. Только в этом случае можно обеспечить максимальное единообразие отображения сайта на устройствах пользователей.

Рисовать сайт “в пикселях”

Макет нужно рисовать сразу в пикселях, никаких миллиметров, дюймов и ярдов. Все что мы делаем в веб-дизайне – считается в пикселях, либо – если речь идет о “резиновом” дизайне – в процентах, относительно ширины или высоты экрана пользователя. Тот макет, что мы отправляем клиенту, должен иметь оригинальный размер. Развернув его на полный экран, клиент сможет правильно оценить внешний вид будущего сайта.

Делать несколько макетов сайта

Мало какой современный сайт имеет вид внутренних страниц идентичный главной странице. И поэтому неверно делать дизайн только одной страницы. К тому же на внутренних страницах появляются элементы, которых нет на главной. Например “хлебные крошки”, дополнительные меню, каталог товаров, и множество элементов, связанных с каталогом (кнопочки “купить”, “сравнить” и т.д.). Поэтому если серьезно подходить к работе, нужно выдать клиенту как минимум 3-5 страниц сайта.

Узнать заранее на какой CMS будет сделан сайт

Очень важный момент! От того, на какой CMS будет строиться сайт зависит работа дизайнера. Хорош тот дизайнер, который знает хотя бы примерно популярные системы управления, и основные особенности этих систем. Поэтому будет проще и быстрее нарисовать дизайн под конкретную CMS, чем потом получать от верстальщика вопросы, типа “вы рисовали под Bitrix или WordPress?” Вообще профессиональная разработка веб-интерфейсов, где продумывается действие каждого элемента, предполагает наличие отличных знаний конкретной системы управления сайтом. Поэтому изучать CMS нужно и важно.

Подготовка файлов к верстке

Когда макет утвержден заказчиком, наступает важный момент по подготовке файлов для верстки. От того, как грамотно подготовлены файлы зависит то, как быстро сверстает шаблон верстальщик.

Верстальщики работают с файлами .psd , значит весь дизайн перенесем в программу Photoshop. Каждый элемент макета, будь то логотип или разделительная линия в меню, должны располагаться в отдельном слое. Слои нужно объединять в группы.

Но не только файл .psd нужен верстальщику. Например спрайты можно сделать заранее, да и сами элементы дизайна, если они есть в файлах и уже годятся для размещения в шаблоне – верстальщику от этого только легче. Поэтому все элементы я сначала сохраняю в файлы .png и раскладываю их по тематическим папкам. Обычно у меня получается 5 основных папок с именами:

“HEADER”, “SLIDER”, “SIDEBAR”, “CONTENT” и “FOOTER”.

Внутри этих папок размещаются другие папки, названные соответственно своему назначению. Например в папке “HEADER” есть такие папки, как “Search” (поиск) с элементами, относящимися только к блоку поиска, “Top-menu” (верхнее меню) с элементами меню, “Logo” – с логотипом. Элементы внутри этих папок названы так, чтобы верстальщик сразу понял для чего конкретный элемент предназначен. Например для полоски меню будет несколько файлов с именами:

top-menu-bg.png (фон меню), top-menu-shadow.png (тень, отбрасываемая меню), top-menu-separator.png (разделительная линия в меню), top-menu-hover-active (элемент меню, меняющийся при наведении либо в активном состоянии).

Получив такой набор готовых файлов, верстальщики могут работать только с ним. Но на всякий случай можно сделать и привычную .psd шку. Для этого надо просто создать группы и слои с такими-же именами и все расположить в соответствии с макетом.

На этой странице я расскажу о приемах работы в редакторе векторной графики Corel Draw. Они были разработаны после вопросов нескольких знакомых дизайнеров, не имевших опыта разработки web-сайтов, и взявшихся делать только графический макет страницы. Вопросы были сформулированы так: «А какими размерами ограничено поле моего рисования?» и «Все ли я могу рисовать?». Все нижеописанные действия отнимут около минуты времени и позволят раз и навсегда снять вопрос о размерах. Работы велись в Corel Draw X4, поэтому названия некоторых меню могут отличаться от других версий программы.

Итак, начинаем. Прежде всего, откроем Internet Explorer и развернем его во весь экран. Не загружая никакого сайта - окно браузера должно быть чистым - нажимаем клавишу Print Screen. Иногда может потребоваться нажать Print Screen 2 раза подряд. Мы получаем снимок экрана (скриншот) с браузером, который находится в буфере обмена компьютера. Открываем Corel, создаем новый файл. Затем нужно щелкнуть 2 раза правой кнопкой на линейке, в появившемся меню Ruler выбрать в качестве единиц измерения Points . Вставляем наш снимок (Shift+Insert) из буфера обмена. Размеры вставленного изображения, если все вышло верно, должны соответствовать разрешению вашего монитора. Таких же размеров делаем и нашу страницу. Снова выделяем изображение и выравниваем его по центру страницы (Arrange > Align and distribute > Center of page либо просто нажать клавишу «P»). Не снимая выделения нажимаем правую кнопку мыши и закрепляем объект (в выпавшем меню выбираем Lock Object ). Вместо блокировки объекта можно поместить его на новый слой и заблокировать сам слой - главное, что изображение не мешало работать.

Теперь определимся с полем для рисования. Несмотря на то, что оно вроде бы четко обозначено белым полем браузера нашего снимка, следует помнить, что у потенциального посетителя вашего будущего сайта может быть монитор с другими размерами - больше или меньше. Если вы работаете на 21-дюймовом мониторе и заполните все пространство скриншота браузера не оставив дополнительных пространств по краям, то пользователь с 17-дюймовым монитором всего не увидит - часть сайта будет срезана, появятся полосы прокрутки. Если вертикальные - не страшно. Но появление горизонтальных было бы не желательным. Нужно искать компромиссный размер. Учитывая, что 17-дюймовых мониторов становится все меньше, за основу размеров поля рисования я бы взял стандартное разрешение 19-дюймового монитора - 1280х1024 пикселей минус размеры панели задач рабочего стола и всех панелей браузера. Точно подобрать размеры невозможно - у одного пользователя панель задач сбоку, у другого - сверху. Да и количество рядов иконок бывает разным. Размеры различных панелей и кнопок у разных браузеров тоже разные... Я в своей работе ориентируюсь на такие размеры поля рисования: ширина - 1280 минус 30 пикселей, отнимаемых полосой прокрутки; высота - 1024 минус 132 пикселя панели задач и различных панелей браузера, и минус 32 пикселя, отнимаемые строкой состояния внизу. Итого получается 1250х860. Что говорят нам эти цифры? Что на 17-дюймовом мониторе всё не поместится - появятся горизонтальные полосы прокрутки, а на 21-дюмовом и более с краев появятся свободные пространства. Таким образом, если у вас именно 19-дюймовый монитор и вы ориентируете свой сайт именно на такие мониторы - смело работайте во всем белом поле браузера. Если же ваш монитор больше - нарисуйте прямоугольник с размерами 1250х860 пикселей и выставьте его по центру белого поля снимка браузера. По бокам сразу появятся эти самые пустые пространства, которые вполне могут быть закрашены цветом или фоном, но в которых не должно быть текстов, баннеров, таблиц и других элементов страницы. Затем нужно совместить верхнюю границу прямоугольника с верхней границей белого поля и, вытянув 3 направляющие линии, совместить их со сторонами прямоугольника (двумя боковыми и нижней), а сам прямоугольник можно стереть. Этими направляющими и ограничено поле рисования. Повторюсь, что размеры поля рисования относительны, и могут быть меньше, если у пользователя, например, панель задач имеет 4 ряда иконок, а не один, как у меня. Будем считать, что рабочее поле у нас есть, можно работать. Целесообразно сохранить такой файл в качестве шаблона - начинаешь делать новый сайт - открыл его и сразу работаешь, не высчитывая никаких размеров.

Теперь об одной интересной возможности Corel Draw. Перед этим нужно убедиться, что не нет никаких объектов, выступающих либо находящихся за пределами рабочего поля страницы и открытых дополнительных панелей-докеров. Нажимаем F4 (либо в выпадающем окошке масштабирования Zoom Level выбираем To Fit ).

Затем F9 (полноэкранный просмотр). Мы получили несколько увеличенное изображение нашего браузера. Следующий шаг - в Zoom Level вводим новое значение масштаба - немного больше предыдущего, и после его изменения снова нажимаем F9 . Так нужно сделать несколько раз, и меняя масштаб добиться того, что снимок после нажатия клавиши F9 занимал весь экран, то есть визуально скриншот выглядел также, как и наш открытый браузер. Когда это случится, нужно запомнить значение масштаба. Зачем все это? Рано или поздно возникнет необходимость показать кому-нибудь нарисованный макет без объяснений, вроде: «Здесь будет так, а весь сайт будет выглядеть вот так» и т.п. Вместо этих объяснений нажимаем F4 , в Zoom Level ставим запомненное ранее значение масштаба, нажимаем F9 и видим перед собой наш макет, неотличимый от настоящего открытого браузера, причем конечный результат будет выглядеть именно так, каким вы его видите сейчас. Здорово, не так ли! Следует помнить о выступающих объектах и докерах, иначе изображение в полноэкранном просмотре будет смещено в сторону. Таким образом мы получили возможность показать в любой момент реальную страницу сайта, минуя последующие трудоемкие стадии - обработку графики, ее резку с оптимизацией и html-кодирование.

Работая над макетом в Corel Draw вы должны быть уверены, что работаете в цветовой модели RGB, то есть все цвета должны быть именно в ней, а не в SMYK или LAB. В противном случае у вас при дальнейшем переводе в RGB изменятся цвета, которые были не в этой модели. С дизайнерской точки зрения работа не ограничена ничем - можно рисовать все, что вздумается и применять все эффекты, доступные в этой программе. Очень эффектно выглядит комбинация растровой и векторной графики. Учитывая, что в Corel можно импортировать файлы программы Photoshop и при этом поддерживаются слои, сделать это несложно. Для этого в Photoshop мы делаем все необходимые действия, например, производим сложную фигурную вырезку, через которую будет просвечивать векторная графика, нарисованная в Corel, и сохраняем файл с расширением.psd. Затем в Corel"е импортируем его (File > Import) , где наша вырезка будет представлена в виде отдельного графического объекта, а если слоев в Photoshop было несколько - то в виде группы объектов. Если предполагается регистрация сайта в баннерных сетях, не лишним будет подумать о размещении баннеров заранее и оставить для них место. Лучший вариант - выйти в интернет и сохранить парочку себе на диск, поместив их затем на своем макете в нужном месте. Если же предполагается размещение контекстной рекламы, то для нее также необходимо предусмотреть место.

Основным критерием работы является чувство меры - каждый графический элемент замедляет загрузку страницы пропорционально своим размерам. Трудно сразу научиться навскидку определять приблизительный размер всей страницы, поэтому, на мой взгляд, лучше нарисовать чуть меньше, чем чуть больше. В своих работах я всегда стараюсь, чтобы размер графики главной страницы не превышал 40-50 килобайт, кроме тех случаев, когда заказчик выдвигает свои требования.

Несмотря на то, что в Corel"e есть свои средства оптимизации изображений, дальнейшую обработку будем производить в программе Photoshop. Под дальнейшей обработкой подразумеваются небольшие доводки и подправления, если таковые имеются. Кроме того, иногда некоторые вещи просто удобнее и легче доделать в Photoshop. Для этого экспортируем наш макет в формат Tiff Bitmap . Порядок действий таков: (File > Export) , в Files of type выбираем «Tiff Bitmap» , в «File name» вводим имя файла и нажимаем «Export» . В открывшемся окошке «Convert to Bitmap» выбираем:

Размеры изображения (Image Size) должны соответствовать в пикселях размерам скриншота или, говоря другими словами, разрешению вашего монитора (на рисунке размеры 19-дюймового монитора). Соответственно в процентах - всё по 100%. Нажимаем ОК . Происходит експорт в Tiff Bitmap всего макета, включая скриншот. Если же требуется конвертировать в Tiff без скриншота и с прозрачным фоном, то необходимо разлочить его и удалить (если скриншот на отдельном слое - просто сделать слой невидимым), а опциях конвертирования отметить чекбокс «Transparent background». В полях размеров значения в пикселях изменятся, но в процентах значения ширины и высоты должны все равно быть по 100%. Всё. На выходе имеем Tiff Bitmap с разрешением 72 ppi в RGB, готовый к оптимизации и резке.