С правовым организационным информационным и. Защита данных криптографическими методами. Алгоритмы шифрования. Из них в интерактивной форме

Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие Петров Сергей Викторович

Глава 4 ПРАВОВОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРАВОВОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, касающихся деятельности в информационной сфере, является важнейшей задачей государства в области информационной безопасности.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации

4.1. Конституция РФ и Доктрина информационной безопасности РФ о правовом обеспечении информационной сферы

Проблема правового регулирования отношений в сфере обеспечения информационной безопасности является для России одной из важнейших. От ее решения во многом зависит сохранение, приумножение и защита информационных ресурсов, становление международного авторитета и снижение криминальной напряженности в стране, защита прав, свобод и безопасности человека в системе информационных отношений.

Конституционные нормы о защите информационной сферы

Одной из важнейших задач государственной политики по обеспечению информационной безопасности граждан является реализация конституционных норм в сфере информации. Конституция РФ предусматривает право каждого гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29, п. 4). Конституция гарантирует свободу массовой информации и запрещает ее цензуру (ст. 29, п. 5).

Она же наделяет каждого гражданина правом на неприкосновенность частной жизни, сохранность личной и семейной тайны (ст. 23, п.1). Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24, п.1). Согласно Конституции, каждому гарантируется свобода мысли и слова (ст. 29, п. 1), а также свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ст. 44, п. 1).

Положения Конституции РФ прямо или косвенно обязывают органы государственной власти и местного самоуправления, соответствующих должностных лиц обеспечить каждому гражданину РФ возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Однако декларация информационных прав и свобод не означает отказ государства от защиты информационных ресурсов. Правовое обеспечение информационной безопасности формируется на основе поддержания баланса интересов граждан, общества, государства, что особенно важно в условиях существования различных форм собственности. Поэтому Конституцией определены и основания для ограничения информационных прав и свобод граждан. К их числу относятся: защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства (ст. 17, п. 3, ст. 55, п. 3). Основным законом предусмотрена также возможность ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения с указанием пределов и сроков их действия (ст. 56).

Соответствующие статьи Конституции РФ направлены на пресечение распространения следующих видов информации:

информации, рассчитанной на разжигание ненависти, вражды и насилия в отношениях между людьми и народами;

непристойной и ложной информации, включая заведомо ложную рекламу;

информации, посягающей на честь и достоинство граждан, оказывающей негативное воздействие на здоровье людей и их духовно-нравственное состояние;

информации, изменяющей память о прошлом, фальсифицирующей историю страны, нарушающей связь поколений и подрывающей единство российского народа;

информации, способной инициировать процессы разрушительного свойства – от техногенных и природных катастроф до всевозможных социальных, демографических, экономических потрясений, кризисов, конфликтов.

Вместе с тем, как указывается в Доктрине информационной безопасности РФ, закрепленные Конституцией РФ права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки в практическом отношении не имеют достаточного правового, организационного и технического обеспечения. Неудовлетворительно организована защита собираемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления данных о физических лицах (персональных данных).

В итоге необеспеченность прав граждан на доступ к информации, манипулирование информацией вызывают негативную реакцию населения, что в ряде случаев ведет к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе.

Доктрина информационной безопасности РФ о состоянии и совершенствовании правовых отношений в информационной сфере

Напомним (см. гл. 2), что Доктрина представляет собой документ, содержащий официально принятую в России систему взглядов на проблемы обеспечения информационной безопасности, методы и средства защиты жизненно важных интересов личности, общества, государства в информационной сфере.

Доктрина указывает на наличие ряда недостатков, связанных с противоречивостью и неразвитостью правового регулирования отношений в информационной сфере и приводящих к серьезным негативным последствиям в деле обеспечения информационной безопасности. Они рассмотрены выше, в гл. 2.

Согласно Доктрине, совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ.

Работа в этом направлении предполагает:

оценку эффективности применения действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в информационной сфере и выработку программы их совершенствования;

создание организационно-правовых механизмов обеспечения информацион ной безопасности;

определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за соблюдение законодательства РФ в данной сфере;

создание системы сбора и анализа данных об источниках угроз информационной безопасности РФ, а также о последствиях их осуществления;

разработку нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий;

разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский, административный и трудовой кодексы, в законодательство РФ о государственной службе;

совершенствование системы подготовки кадров, используемых в области обеспечения информационной безопасности РФ.

Государственная политика в деле обеспечения информационной безопасности РФ, согласно Доктрине, основывается на следующих основных принципах:

соблюдение Конституции РФ, законодательства РФ, общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности (принцип законности);

обеспечение правового равенства всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса, основывающееся на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом (принцип баланса интересов граждан, общества и государства).

Принцип законности требует от федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ при решении возникающих в информационной сфере конфликтов неукоснительно руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в этой сфере.

Принцип баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере предполагает законодательное закрепление приоритета этих интересов в различных областях жизнедеятельности общества, а также использование форм общественного контроля за деятельностью федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, касающихся деятельности в информационной сфере, является важнейшей задачей государства в области информационной безопасности.

К правовым методам обеспечения информационной безопасности Доктриной относится разработка и неуклонная реализация требований нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности РФ.

Наиболее важными направлениями деятельности по совершенствованию системы правового обеспечения информационной безопасности в Доктрине названы:

внесение изменений и дополнений в законодательство РФ, регулирующее отношения в области обеспечения информационной безопасности, конкретизация правовых норм, устанавливающих ответственность за правонарушения в области информационной безопасности РФ;

законодательное разграничение полномочий в области обеспечения информационной безопасности, определение целей, задач и механизмов участия в этой деятельности общественных объединений, организаций и граждан;

совершенствование правовых актов, устанавливающих ответственность юридических и физических лиц за несанкционированный доступ к информации, ее противоправное копирование, искажение и противозаконное использование, преднамеренное распространение недостоверной информации, противоправное раскрытие конфиденциальной информации, использование в преступных и корыстных целях служебной информации или информации, содержащей коммерческую тайну;

уточнение статуса иностранных информационных агентств, средств массовой информации и журналистов, а также инвесторов при привлечении иностранных инвестиций для развития информационной инфраструктуры России;

Рис. 4.1. Правовое обеспечение информационной безопасности

законодательное закрепление приоритета развития национальных сетей связи и отечественного производства космических спутников связи;

определение статуса организаций, предоставляющих услуги глобальных информационно-телекоммуникационных сетей на территории РФ, и правовое регулирование деятельности этих организаций;

создание правовой базы для формирования в РФ региональных структур обеспечения информационной безопасности;

разработка механизмов правового обеспечения информационной безопас ности России.

Из книги Обеспечение безопасности образовательного учреждения автора Петров Сергей Викторович

2.3. Правовое обеспечение безопасности женщин Правовые гарантии безопасности женщин, в том числе в личной и семейной жизни обеспечены множеством статей Семейного, Административного, Жилищного, Уголовного, Уголовно-исполнительного, иных кодексов, законов и подзаконных

Из книги Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие автора Петров Сергей Викторович

2.4. Правовое обеспечение безопасности молодежи Еще до рождения ребенок находится под защитой многочисленных правоохранительных, социальных, образовательных, лечебных и иных органов, организаций, учреждений. Практически во всех кодексах установлены дополнительные меры

Из книги Правила устройства электроустановок в вопросах и ответах [Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний] автора Красник Валентин Викторович

Глава 5. МЕТОДИЧЕСКОЕ И ПРОПАГАНДИСТСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Из книги Информационная безопасность. Курс лекций автора Артемов А. В.

8.4. Техническое обеспечение иных видов безопасности Техническое обеспечение личной безопасности работников ОУ, учащихся и членов их семей может включать в себя также средства радиоэлектронной защиты, используемые для следующих целей:для защиты конфиденциальной

Из книги автора

Глава 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Информационные процессы пронизывают все акты функционирования живой материи. Информация пронизывает все поры жизни людей и общества. Академик А. И.

Из книги автора

Глава 2 ПРОБЛЕМЫ И УГРОЗЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать. Доктрина информационной

Из книги автора

2.2. Вилы и источники угроз информационной безопасности Угрозы информационной безопасности – это использование различных видов информации против того или иного социального (экономического, военного, научно-технического и т. д.) объекта с целью изменения его

Из книги автора

2.3. Место информационной безопасности в системе национальной безопасности России В современном мире информационная безопасность становится жизненно необходимым условием обеспечения интересов человека, общества и государства и важнейшим, стержневым, звеном всей

Из книги автора

Глава 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской

Из книги автора

3.3. Обеспечение информационной безопасности в правоохранительной сфере и при возникновении чрезвычайных ситуаций Доктрина информационной безопасности РФ в правоохранительной (и судебной) сфере к наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности

Из книги автора

4.1. Конституция РФ и Доктрина информационной безопасности РФ о правовом обеспечении информационной сферы Проблема правового регулирования отношений в сфере обеспечения информационной безопасности является для России одной из важнейших. От ее решения во многом зависит

Из книги автора

4.2. Федеральное законодательство в сфере информационной безопасности Последовательное развитие законодательства в сфере информационной безопасности определяется необходимостью комплексного подхода к формированию и разработке единой концепции ее правового

Из книги автора

Глава 7 «ГЛОБАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО» И ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Все прогрессы реакционны, если рушится человек. Андрей

Из книги автора

Обеспечение безопасности, защитные мероприятия Вопрос. Каковы требования Правил к обеспечению безопасности электроприводов?Ответ. Электроприводы должны удовлетворять общим требованиям к электро– и пожаробезопасности, изложенным в главах 4.3, 5.3 Правил (5.4.60).Шкафы

Из книги автора

Вопрос 1. Место информационной безопасности в системе национальной безопасности России: понятие, структура и содержание Информатизация социально-политической, экономической и военной деятельности страны и, как следствие, бурное развитие информационных систем

Из книги автора

Вопрос 1. Особенности информационной безопасности банков Со времени своего появления банки неизменно вызывали преступный интерес. И этот интерес был связан не только с хранением в кредитных организациях денежных средств, но и с тем, что в банках сосредотачивалась важная

Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности, Полякова Т.А., Стрельцов А.А., 2016.

Информационная безопасность в информационном обществе. Обеспечение информационной безопасности.
Понятие «информационная безопасность» получило широкое распространение как в международных, так и в национальных политических документах и правовых нормативных актах.
Впервые понятие «информационная безопасность» в национальном законодательстве и политических документах появилось в ст. 2 Закона РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности», где «информационная безопасность» была выделена в качестве одной из составляющих безопасности Российской Федерации. В то же время было введено понятие «национальная безопасность Российской Федерации», под которой понималась «безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации». Впервые в России оно было определено в 1997 г. в Концепции национальной безопасности Российской Федерации. В новой редакции Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» термины «безопасность» и «национальная безопасность» используются в качестве синонимов.

В проекте концепции информационной безопасности Российской Федерации (1997 г.) национальные интересы России в информационной сфере охватывали три основных аспекта:
- соблюдение конституционных прав и свобод граждан;
- развитие современных телекоммуникационных технологий;
- защита государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.
Отдельно были выделены национальные интересы в духовной сфере, которые включали сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. Данные трактовки понятия «национальная безопасность» и содержания национальных интересов в информационной сфере получили развитие в Доктрине информационной безопасности. В этом документе понятие «информационная безопасность Российской Федерации» было раскрыто как «состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства».

Оглавление
Авторский коллектив
Предисловие
Принятые сокращения
Глава 1. Обеспечение информационной безопасности в условиях глобализации информационного пространства
1.1. Информационная безопасность в информационном обществе
1.2. Современное информационное противоборство и обеспечение информационной безопасности

Задания для самоподготовки
Глава 2. Теоретические и методологические вопросы организационного и правового обеспечения информационной безопасности
2.1. Информационная безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации
2.2. базовые принципы обеспечения информационной безопасности
2.3. Правовое регулирование информационной безопасности в системе российского информационного права
2.4. Правовые средства обеспечения безопасности информационной инфраструктуры Российской Федерации
2.5. Правовые средства обеспечения безопасности информации
2.6. Организационное обеспечение информационной безопасности Российской Федерации
Вопросы и задания для самоконтроля
Задания для самоподготовки
Глава 3. Организационно-правовые проблемы международной информационной безопасности
3.1. Между народные правовые акты в области обеспечения информационной безопасности
3.2. Зарубежный опыт правового обеспечения информационной безопасности
3.3. Продвижение российских инициатив в области обеспечения международной информационной безопасности
Вопросы и задания для самоконтроля
Задания для самоподготовки
Глава 4. Правовые режимы обеспечения безопасности информации ограниченного доступа
4.1. Ограничение доступа к информации в целях защиты интересов личности, общества и государства
4.2. Правовые режимы тайн в системе организационного и правового обеспечение безопасности информации ограниченного доступа
4.3. Правовой режим защиты государственной тайны
4.4. Правовой режим коммерческой тайны
4.5. Правовой режим обеспечения безопасности персональных данных
4.6. Актуальные вопросы режима служебной тайны
Вопросы и задания для самоконтроля
Задания для самоподготовки
Глава 5. Актуальные проблемы правового и организационного обеспечения информационной безопасности
5.1. Противодействие экстремистской деятельности в информационной сфере
5.2. Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
5.3. Правовые проблемы обеспечения информационной безопасности в сети Интернет
Вопросы и задания для самоконтроля
Задания для самоподготовки
Глава 6. Особенности организационно-правового обеспечения защиты информационных систем
6.1. Особенности организационно-правового обеспечения процессов создания автоматизированных систем в защищенном исполнении
6.2. Особенности организационно-правового обеспечения защиты информационных систем в сфере судопроизводства
6.3. Практика разработки и реализации политики информационной безопасности корпоративных информационных систем
Вопросы и задания для самоконтроля
Задания для самоподготовки
Глава 7. Юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере
7.1. Понятие и виды юридической ответственности в области обеспечения информационной безопасности. Субъекты и объекты правоотношений в области обеспечения информационной безопасности
7.2. Преступность в информационной сфере как угроза информационной безопасности при формировании информационного общества и условиях глобализации
7.3. Проблемы уголовно-правовой ответственности за информационные преступления
7.4. Проблемы международного сотрудничества и зарубежный опыт противодействия преступлениям в информационной сфере
Вопросы и задания для самоконтроля
Задания для самоподготовки
Рекомендуемая литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности, Полякова Т.А., Стрельцов А.А., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Скачать - pdf - Яндекс.Диск.

В учебнике изложены общие теоретический и методологический подходы к формированию правового и организационного обеспечений информационной безопасности человека, общества и государства. Подробно освещены основные институты правового обеспечений информационной безопасности: правовые режимы защиты информации, государственной, служебной и коммерческой тайн, персональных данных, юридической ответственности за правонарушения в области информационной безопасности, а также структура организационного обеспечения информационной безопасности. Рассмотрены проблемы формирования правового режима международной информационной безопасности. Значительное внимание уделено организационным аспектам управления защитой информационных систем. Задача настоящего учебного курса приобретение студентами как общих знаний в области правового и организационного обеспечения информационной безопасности, так и изучение вопросов, связанных с формированием и реализацией государственной политики в этой сфере, а также получение магистрами более углубленных знаний в области информационной безопасности, проблем международной информационной безопасности.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 05.04.2013) О персональных данных

    персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

    Оператор персональных данных (согласно закону О персональных данных) государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.

    Информационная система персональных данных - информационная система, представляющая собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств;

    Статья 19. Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке

    Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

    Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:

    1) определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;

    2) применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных;

    3) применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;

    4) оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;

    5) учетом машинных носителей персональных данных;

    6) обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;

    7) восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;

    8) установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;

    9) контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.

    Для целей настоящей статьи

    под угрозами безопасности персональных данных понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность несанкционированного, в том числе случайного, доступа к персональным данным, результатом которого могут стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение персональных данных, а также иные неправомерные действия при их обработке в информационной системе персональных данных.

    Под уровнем защищенности персональных данных понимается комплексный показатель, характеризующий требования, исполнение которых обеспечивает нейтрализацию определенных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.

    Пакет документов по защите персональных данных

    Положение о защите персональных данных;

    Положение о подразделении по защите информации;

    Приказ о назначении лиц, ответственных за обработку ПДн;

    Концепция информационной безопасности;

    Политика информационной безопасности;

    Перечень персональных данных, подлежащих защите;

    Приказ о проведении внутренней проверки;

    Отчет о результатах проведения внутренней проверки;

    Акт классификации информационной системы персональных данных;

    Положение о разграничении прав доступа к обрабатываемым персональным данным;

    Модель угроз безопасности персональных данных;

    План мероприятий по защите ПДн;

    Порядок резервирования технических средств и программного обеспечения, баз данных и средств защиты информации;

    План внутренних проверок;

    Журнал учета мероприятий по контролю безопасности ПДн;

    Журнал учета обращений субъектов ПДн о выполнении их законных прав;

    Инструкция администратора информационной системы персональных данных;

    Инструкция пользователя информационной системы персональных данных;

    Инструкция администратора безопасности информационной системы персональных данных;

    Инструкция пользователя по обеспечению безопасности обработки ПДн при возникновении внештатных ситуаций;

    Перечень по учету применяемых средств защиты информации, эксплуатационной и технической документации к ним;

    Типовое Техническое задание на разработку системы обеспечения безопасности информации объекта вычислительной техники;

    Эскизный проект на создание системы обеспечения безопасности информации объекта вычислительной техники;

    Положение об Электронном журнале обращений пользователей информационных систем персональных данных (проект приказа);

    Этапы работ. Таким образом, организация защиты персональных данных должна производиться в несколько этапов:

    Инвентаризация информационных ресурсов.

    Ограничение доступа работников к персональным данным.

    Документальное регламентирование работы с персональными данными.

    Формирование модели угроз безопасности персональных данных.

    Классификация информационных систем персональных данных (ИСПДн) образовательных учреждений.

    Составление и отправка в уполномоченный орган уведомления об обработке персональных данных.

    Приведение системы защиты персональных данных в соответствие с требованиями регуляторов.

    Создание подсистемы информационной безопасности ИСПДн и ее аттестация (сертификация) для ИСПДн классов К1, К2.

    Организация эксплуатации и контроля безопасности ИСПДн.

    1. Инвентаризация информационных ресурсов

    Инвентаризация информационных ресурсов - это выявление присутствия и осуществления обработки персональных данных во всех эксплуатируемых в организации информационных системах и традиционных хранилищах данных.

    На данном этапе следует: утвердить положение о защите персональных данных,сформировать концепцию и определить политику информационной безопасности и составить перечень персональных данных, подлежащих защите.

    2. Ограничение доступа работников к персональным данным

    Допуск к обработке персональных данных должен быть только у тех сотрудников, которым это необходимо для выполнения служебных (трудовых) обязанностей.

    На данном этапе следует: в необходимой мере ограничить как электронный, так и физический доступ к персональным данным

    3. Документальное регламентирование работы с персональными данными

    Согласно статье 86 Трудового кодекса РФ, работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с теми документами работодателя, которые устанавливают порядок обработки персональных данных работников, а также их права и обязанности в этой области.

    Субъект персональных данных самостоятельно решает вопрос их передачи кому-либо, оформляя свое намерение документально.

    На данном этапе следует: собрать согласия на обработку персональных данных, издать приказ о назначении лиц, ответственных за обработку ПДн и положение о разграничении прав доступа к обрабатываемым ПДн, составить инструкции администратора ИСПДн, пользователя ИСПДн и администратора безопасности ИСПДн.

    4. Формирование модели угроз безопасности персональных данных

    Частная модель угроз безопасности персональных данных, хранящихся в информационной системе, формируется на основании следующих документов, утвержденных Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК):

    Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в ИСПДн;

    Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в ИСПДн;

    На данном этапе следует сформировать модель угроз безопасности персональных данных, обрабатываемых и хранящихся в образовательном учреждении.

    5. Классификация ИСПДн см. вопрос № 18

    6. С оставление и отправка в уполномоченный орган уведомления

    Уведомление об обработке персональных данных оформляется на бланке оператора и направляется в территориальный орган Роскомнадзора Министерства связи и массовых коммуникаций РФ на бумажном носителе или в форме электронного документа с подписью уполномоченного лица.В форме указываются данные об обработчике, цель обработки, категории данных, категории субъектов, данные которых обрабатываются, правовое основание обработки, дата ее начала, срок (условие) ее прекращения и прочее.

    7. Приведение системы в соответствие с требованиями регуляторов

    На данном этапе следует: создать перечень по учету применяемых средств защиты информации, эксплуатационной и технической документации к ним; положение о подразделении по защите информации; методические рекомендации для организации защиты информации при обработке персональных данных; инструкцию пользователя по обеспечению безопасности обработки ПД при возникновении внештатных ситуаций, а также утвердить план мероприятий по защите ПДн.

    8 . Аттестация (сертификация) ИСПДн

    Для обеспечения безопасности ИСПДн требуется проводить мероприятия по организации и техническому сопровождению защиты обрабатываемых персональных данных. В качестве оценки соответствия ИСПДн 1 и 2 классов требованиям к безопасности ПДн используется обязательная сертификация (аттестация).

    Обязательной аттестации подлежат следующие объекты информатизации:

    Автоматизированные системы различного уровня и назначения.

    Системы связи, приема, обработки и передачи данных.

    Системы отображения и размножения.

    Помещения, предназначенные для ведения конфиденциальных переговоров.

    9. Организация эксплуатации ИСПДн и контроля за безопасностью

    Мероприятия по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах включают в себя:

    контроль за соблюдением условий использования средств защиты информации, предусмотренных эксплуатационной и технической документацией;

    разбирательство и составление заключений по фактам несоблюдения условий хранения носителей ПДн, использования средств защиты информации, которые могут привести к нарушению конфиденциальности ПДн.

    Ответственность за нарушение ФЗ №152 О персональных данных

    Административная ответственность: штраф или штраф с конфискацией несертифицированных средств обеспечения безопасности и шифровальных средств. Административный кодекс, ст. 13.11, 13.12, 13.14

    Дисциплинарная ответственность: увольнение провинившегося работника. Трудовой кодекс РФ, ст. 81 и 90

    Уголовная ответственность: от исправительных работ и лишения права тзанимать определенные должности до ареста. Уголовныйкодекс, ст. 137, 140, 272

    Представлены базовые сведения о содержании понятий "информационная безопасность", "обеспечение информационной безопасности", "правовое обеспечение информационной безопасности" и "организационное обеспечение информационной безопасности". Изложены основные подходы авторов к структурированию проблематики организационно-правового обеспечения информационной безопасности. Приведено описание правовых механизмов регулирования групп общественных отношений, связанных с противодействием угрозам безопасности интересам основных субъектов информационной сферы.
    Для студентов, изучающих курс "Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности", преподавателей, аспирантов, а также специалистов, интересующихся данной проблематикой.

    Предисловие. Введение
    Часть 1. Основы теории
    Глава 1. Основы обеспечения информационной безопасности
    1.1. Понятие "информационная сфера"
    1.2. Обеспечение информационной безопасности
    Глава 2. Правовое обеспечение информационной безопасности
    2.1. Основы права
    2.2. Структура правового обеспечения информационной безопасности
    2.3. Содержание и структура законодательства в области обеспечения информационной безопасности
    Глава 3. Организационное обеспечение информационной безопасности
    3.1. Общие положения и принципы
    3.2. Организационная основа и основные направления деятельности
    3.3. Основные функции системы обеспечения информационной безопасности РФ
    3.4. Основные направления организационной деятельности системы обеспечения информационной безопасности РФ
    Часть 2. Правовое обеспечение информационной безопасности
    Глава 4. Информация, информационные технологии и защита информации
    4.1. Общие положения
    4.2. Информация
    4.3. Информационные технологии
    4.4. Защита информации
    4.5. Юридическая ответственность за правонарушения в области информации, информационных технологий и защиты информации
    Глава 5. Безопасность персональных данных
    5.1. Общие положения
    5.2. Персональные данные и цели правового регулирования
    5.3. Обработка персональных данных
    5.4. Субъект персональных данных и его права
    5.5. Оператор персональных данных и его обязанности
    5.6. Контроль и надзор за соблюдением законодательства о персональных данных
    5.7. Юридическая ответственность за нарушение законодательства в области персональных данных
    Глава 6. Результаты интеллектуальной деятельности и правовое обеспечение безопасности их использования
    6.1. Общие положения
    6.2. Интеллектуальные права
    6.3. Распоряжение интеллектуальными правами
    6.4. Правовая защита интеллектуальных прав
    6.5. Правоприменение и надзор в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности
    Глава 7. Авторское и смежное право. Правовое обеспечение безопасности использования прав
    7.1. Общие положения
    7.2. Авторское право
    7.3. Смежные права
    7.4. Коллективное управление авторскими правами
    7.5. Юридическая ответственность за нарушение авторских и смежных прав
    Глава 8. Право промышленной собственности
    8.1. Общие положения
    8.2. Патентное право
    8.3. Право на секрет производства (ноу-хау)
    8.4. Право на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий
    8.5. Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии
    Глава 9. Электронная подпись и правовое обеспечение безопасности переписки
    9.1. Общие положения
    9.2. Виды электронных подписей и принципы их использования
    9.3. Условия признания электронных документов
    9.4. Средства электронной подписи
    9.5. Условия правомерного использования простой электронной подписи
    9.6. Условия правомерного использования усиленной электронной подписи
    9.7. Удостоверяющий центр
    9.8. Аккредитованный удостоверяющий центр и порядок его аккредитации
    9.9. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере использования электронной подписи
    Глава 10. Коммерческая тайна и правовой режим обеспечения ее безопасности
    10.1. Общие положения
    10.2. Режим коммерческой тайны
    10.3. Правовая охрана коммерческой тайны
    Глава 11. Государственная тайна и ее правовая защита
    11.1. Общие положения
    11.2. Сведения, составляющие государственную тайну
    11.3. Засекречивание сведений
    11.4. Рассекречивание сведений, составляющих государственную тайну
    11.5. Передача сведений, составляющих государственную тайну
    11.6. Доступ к государственной тайне
    11.7. Система защиты государственной тайны
    Глава 12. Обеспечение безопасности при использовании сетей связи и сети Интернет
    12.1. Общие положения
    12.2. Деятельность по обеспечению безопасности в области связи
    12.3. Обязанности оператора связи
    12.4. Права пользователей услугами связи
    12.5. Государственное регулирование и надзор в области связи
    12.6. Ответственность за нарушение законодательства РФ
    12.7. Обеспечение безопасности использования ресурсов и услуг сети Интернет
    Глава 13. Техническое регулирование и требования по безопасности информационных технологий
    13.1. Общие положения
    13.2. Соглашение по техническим барьерам в торговле
    13.3. Технические регламенты
    13.4. Стандарты
    13.5. Подтверждение соответствия техническим регламентам и стандартам
    13.6. Информация о нарушении требований технических регламентов и стандартов
    Глава 14. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере
    14.1. Общие положения
    14.2. Судебная система РФ
    14.3. Выбор суда для подачи искового заявления (иска)
    14.4. Процедура подготовки и подачи искового заявления
    14.5. Истец и ответчик, их права и обязанности
    Глава 15. Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации
    15.1. Общие положения
    15.2. Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации
    15.3. Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ
    15.4. Статья 274. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети
    15.5. Изменения и дополнения гл. 28 УК РФ
    15.6. Новые квалифицирующие признаки
    Часть 3. Организационное обеспечение информационной безопасности
    Глава 16. Организационная основа государственной системы обеспечения информационной безопасности
    16.1. Общая структура, состав направления деятельности и разграничение полномочий органов власти
    16.2. Организационная основа государственной системы защиты информации от технических разведок
    16.3. Организационная основа государственной системы технической защиты информации
    16.4. Цель, принципы и приоритетные направления государственной политики в области технической защиты информации
    Глава 17. Государственная система лицензирования. Организация и регулирование деятельности в сфере защиты конфиденциальной информации
    Глава 18. Организация работ по защите конфиденциальной информации в организациях. Общие подходы и принципы организации коллективной безопасности предприятия и системы управления рисками
    18.1. Организация работ по защите конфиденциальной информации
    18.2. Общие подходы к организации защиты информации на объектах деятельности (предприятиях, организациях) и понятия