Определение информационного противоборства. О способах и формах ведения информационной борьбы. Как обезопасить себя от информационного воздействия

2.2. Контрпропаганда как психологическое средство усиления и нейтрализации информационно-пропагандистского воздействия

Контрпропаганда и пропаганда также тесно связаны между собой как разведка и контрразведка. Они могут выступать как два самостоятельных средства и как единое средство системы политической коммуникации. В последнем случае контрпропаганда является составным элементом пропаганды, защищающим пропаганду от возможных контраргументов противника (оппонента) и усиливающим её психологическое воздействие на массовое сознание. В качестве примера приведём листовку «Румыны венгерской армии», распространяемую советскими спецпропагандистами в 1942 г. среди военнослужащих венгерской армии румынского происхождения. Вот её текст:

«Мы — два трансильванских румына попали в плен к русским. Мы задали себе вопрос: «Что плохого нам сделали русские?». И ответили: «Ничего». Это Гитлер и Антонеску сделали нам плохо, отдав Северную Трансильванию в руки венгров. В лагере с нами обращаются хорошо. Уж лучше воевать против венгров, чем против русских. Сдавайтесь в плен и вернётесь живыми к своим семьям!» .

Элементами контрпропаганды, призванными усилить психологическое воздействие и нейтрализовать возможные контраргументы противника об адских муках пребывания в советском плену являются две фразы: «Мы - два трансильванских румына попали в плен к русским» и «В лагере с нами обращаются хорошо». Сильной стороной листовки является то, что она составлена как свидетельство (этот приём специфического внушения мы разбирали в разделе 2.1.) двух очевидцев о хороших условиях пребывания в советском плену. А опровергать рассказ очевидцев всегда тяжело. Более сильным видом контрпропаганды в пропагандистском воздействии на противника является обратный отпуск пленных по своим воинским частям и их личные свидетельства о хороших условиях пребывания в плену. Этот приём часто использовали советские спецпропагандисты во время Второй Мировой войны.

Условно контрпропаганду можно разделить на наступательную и оборонительную. К наступательной контрпропаганде, с точки зрения автора данной работы, относятся: негативная реклама, чёрный PR, использование слухов, анекдотов, эпиграмм, прозвищ, кличек, псевдонимов.

Наступательная контрпропаганда построена по принципу асимметрии и использует против противников (оппонентов) непредсказуемые и, на первый взгляд, абсурдные действия. Основная цель наступательной контрпропаганды - нанесение ударов по противнику на его собственной территории. Рассмотрим основные приёмы наступательной контрпропаганды, используемые в психологической войне и избирательных технологиях:

«Ловушка» . Состоит в заманивании противника (оппонента) на то информационное поле, где потом по нему будет наноситься удар. Идя вслед, противник не понимает, что он попал на «заминированное поле». Данный приём был успешно применён «телекиллером» С. Доренко против Ю. М. Лужкова и Е. М. Примакова - лидеров блока «Отечество - Вся Россия».

Политическая пропаганда, являясь неотъемлемой частью системы политической коммуникации, представляет собой специфический информационный процесс, направленный на эмоционально-волевую сферу массового сознания. Эффективность психологического воздействия пропаганды определяется не столько разнообразием и совершенством её форм и технологий, сколько психологическими особенностями массового сознания, среди которых можно выделить:

* Блокирование иной точки зрения;

* Эмоциональность;

* Чёрно-белая картина мира;

* Активный поиск врагов;

* Внушаемость;

* Стереотипность и образность мышления.

По своей природе политическая пропаганда тоталитарна, ибо, как и массовое сознание, не приемлет иную точку зрения. Альтернативная пропаганде информация опровергается, а её источник различными способами дискредитируется с помощью контрпропаганды.


3.
4.

© Составитель: М.В. Киселёв, 2004 г.

По нашему мнению следует различать информационное противоборство (борьбу) в широком (во всех сферах) и узком смысле слова (в какой либо сфере, например в политической сфере).

Информационное противоборство (борьба) – форма борьбы сторон, представляющая собой использование специальных (политических, экономических, дипломатических, военных и иных) методов, способов и средств для воздействия на информационную среду противостоящей стороны и защиты собственной в интересах достижения поставленных целей.

Основные сферы ведения информационного противоборства:

Политическая,

Дипломатическая,

Финансово-экономическая,

Инновационная

Военная.

Геополитическое информационное противоборство (ГИП) – одна из современных форм борьбы между государствами, а также система мер, проводимых одним государством с целью нарушения информационной безопасности другого государства, при одновременной защите от аналогичных действий со стороны противостоящего государства.

Геополитический стратегический политический анализ

ЦЕЛИ:

1. Анализ и прогноз развития ситуации во всех важнейших сферах своего государства и геополитического конкурента – политической, дипломатической, финансово-экономической, военной.

2. Подготовка возможных вариантов и расчет последствий управляющих информационных воздействий.


Геополитическое прогнозирование – процесс разработки научно обоснованного суждения о возможном варианте развития политических событий в будущем, альтернативных путях и сроках его осуществления, а также определение конкретных рекомендаций для практической деятельности в условиях настоящей действительности.

Основные принципы геополитического прогнозирования

системность

согласованность

непрерывность

верифицируемость

альтернативность

рентабельность

Основные задачи геополитического прогнозирования

Избежать нежелательных результатов развития событий

Приспособиться к неизбежному

Ускорить вероятное развитие конкретного события в желательном направлении

Основные методы геополитического прогнозирования

По признаку информационного обоснования

Фактографические

Экспертные

Комбинированные

По принципу обработки информации

1. Статистические (Экстраполяция, Интерполяция, Факторный анализ, Корреляционный анализ).

2. Опережающие.

3. Аналогий (математические аналогии, исторические аналогии).

4. Прямые экспертные оценки (экспертный опрос, экспертный анализ).

5. Экспертные оценки с обратной связью.

Что же лежит в основе геополитического прогнозирования?

На наш взгляд, верен подход о необходимости сценарного анализа мира на основе стратегического анализа.

Этапы процесса управления ГИП

1. Прогнозирование и планирование.

2. Организация и стимулирование.

3. Обратная связь.

4. Регулирование.

5. Контроль исполнения.

Этапы выработки решения в ходе ГИП

1. Оценка обстановки:

Определение состава показателей и критериев,

Оценка достоверности поступивших данных,

Анализ состояния объекта управления,

Анализ состояния субъекта управления,

Анализ отклонений.

2. Целеполагание.

3. Определение замысла решения.

4. Формирование вариантов решения (их должно быть не менее ТРЕХ).


Целью геополитического информационного противоборства является хаос в системах принятия решений и управления противостоящего государства, манипулирование общественным мнением (глобальным, региональным, национальным), а также обеспечение информационной безопасности России для обеспечения эффективного функционирования в мировом информационном пространстве.

Следует выделить два вида информационного противоборства (борьбы): информационно-техническое и информационно-психологическое.

При информационно-техническом противоборстве главными объектами воздействия и защиты являются информационно-технические системы (системы связи, телекоммуникационные системы, системы передачи данных, радиоэлектронные средства, системы защиты информации и т. д.).

При информационно-психологическом противоборстве главными объектами воздействия и защиты являются психика политической элиты и населения противостоящих сторон; системы формирования общественного сознания и мнения, принятия решений.

Информационное противоборство (в политической сфере) включает три составные части.

Первая – стратегический политический анализ.

Вторая – информационное воздействие.

Третья – информационное противодействие.


Стратегический политический анализ – это комплекс мероприятий по добыванию информации о противнике (конкуренте) и условиях информационного противоборства; сбору информации о своих союзниках; обработке информации и обмену ею между членами своего политического содружества в целях организации и ведения действий.

Информация должна быть актуальной, достоверной и полной.

Второй составной частью информационного противоборства является информационное воздействие. Оно включает и мероприятия по блокированию добывания, обработки и обмена информацией, внедрению дезинформации.

Третью часть составляют мероприятия информационного противодействия (защиты), включающие действия по деблокированию информации, необходимой для решения задач управления политическими процессами, и блокирования дезинформации, распространяемой и внедряемой в систему формирования мирового и российского общественного мнения конкурентами (противниками).

Уровни ведения информационного противоборства:

стратегический,

оперативный,

тактический.


В основном, на стратегическом уровне информационного геополитического противоборства должны действовать высшие органы государственной власти России, а спецслужбы и крупный национальный капитал – на оперативном и тактическом уровнях.

Ведущие страны мира в настоящее время располагают мощным информационным потенциалом (прежде всего США, Китай, Великобритания), который может обеспечить им достижение глобальных политических и экономических целей, тем более что отсутствуют международные юридические нормы ведения информационной войны. Кроме того, в конце 20 века активными игроками в сфере информационной войны стали трансекциональные корпорации.

Необходимо также определить содержание понятия «воздействие».

Воздействие – действие, направленное на кого-нибудь с целью добиться чего-нибудь, внушить что-нибудь.

В психологии под воздействием понимается целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому. Воздействие может быть непосредственное (контактное) и опосредованное (дистанционное, с помощью чего-либо).

Существуют определенные характеристики функционирования информации в обществе: размах циркуляции, время циркуляции, направление движения, эмоциональная окраска информации, способ производства, цель производства.

Именно воздействие является целью производства информации.

Если же говорить о социальных объектах, то к ним можно отнести отдельных индивидов, социальные группы, общество, государство, мировое сообщество. Основными социальными элементами общества являются социальные группы и отдельные индивиды.

Для защиты от негативных воздействий социальных объектов в ходе глобального геополитического информационного противоборства, необходимо создание системы информационно-психологического обеспечения как составной части национальной безопасности России. Данная система должна обеспечить защиту психики политической элиты и населения России от негативного информационно-психологического воздействия (т. е. защите МАТРИЦ СОЗНАНИЯ россиян от негативных информационных потоков геополитических и геоэкономических противников России).

Ее основная задача – обеспечение психологической безопасности политической элиты и населения России.

Информационно-психологическое воздействие представляет собой целенаправленное производство и распространение специальной информации, оказывающей непосредственное влияние (положительное или отрицательное), на функционирование и развитие информационно-психологической среды общества, психику и поведение политической элиты и населения России.

Психологическое и пропагандистское воздействие являются разновидностью информационно-психологического воздействия.

В связи с появлением и ускоренным развитием средств массовой информации резко усилилась роль общественного мнения, которое стало влиять колоссальным образом на политические процессы в обществе, особенности функционирования информационно-психологической среды общества. Поэтому система формирования общественного мнения также является одним из основных объектов информационно-психологического обеспечения. Следовательно, необходимо изучение особенностей формирования и функционирования общественного мнения при вооруженных конфликтах, на основе которого следует выработать практические пути обеспечения психологической безопасности политической элиты и населения России.

Информационное оружие – это устройства и средства, предназначенные, для нанесения противоборствующей стороне максимального урона в ходе информационной борьбы (путем опасных информационных воздействий).

Объектами воздействия могут являться:

1. Информационно-технические системы.

2. Информационно-аналитические системы.

3. Информационно-технические системы, включающие человека.

4. Информационно-аналитические системы, включающие человека.

5. Информационные ресурсы.

6. Системы формирования общественного сознания и мнения, базирующиеся на средствах массовой информации и пропаганды.

7. Психика человека.

Автор считает, что в тех случаях, когда информационное оружие прямо или опосредованно используется против психики человека (или социальной группы), то речь должна идти об информационно-психологическом противоборстве. Практически можно назвать только три объекта воздействия, каждый из которых относится к определенному типу информационного противоборства (в чистом виде). Это информационно-технические и информационно-аналитические системы (не включающие человека) – информационно-техническое противоборство. Психика человека – информационно-психологическое противоборство.

Источники информационных опасностей могут быть естественными (объективными) и умышленными.

Рассматривая теорию информационного противоборства в политической сфере, следует учитывать, что, она происходит на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях.

В основном, на стратегическом уровне должна действовать высшая политическая элита, а информационные подразделения различных государственных структур – на оперативном и тактическом уровнях.

Цели, задачи, признаки и содержание

Геополитического информационного

Противоборства

Целью геополитического информационного противоборства (ГИП) является противостояние и противодействие ин­формационной агрессии, а также нарушение ИБ враждебного го­сударства. В обусловленных случаях она направлена на разрушение целостности (устойчивости) системы государственного и военно­го управления иностранных государств, эффективное информа­ционное воздействие на их руководство, политическую элиту, системы формирования общественного мнения и принятия ре­шений. Одна из важнейших целей ГИП - обеспечение ИБ РФ для завоевания информационного превосходства в мировом инфор­мационном пространстве.

Информационная борьба (в политической сфере) включает в себя три составные части:

· стратегический политический анализ;

· информационное воздействие;

· информационное противодействие.

При этом ведение информационной борьбы осуществляется по следующим уровням:

· стратегический;

· оперативный;

· тактический.

Следует выделить два вида информационной борьбы: инфор­мационно-психологическую и информационно-техническую, которые воздействуют на социально-биологические и технические объекты.

На стратегическом уровне информационного геополитического противоборства в основном должны действовать высшие органы государственной власти России, а спецслужбы и крупный капи­тал должны действовать на оперативном и тактическом уровнях.

Воздействие - это действие, направленное на кого-нибудь с целью добиться чего-нибудь, внушить что-нибудь. В психологии под воздействием понимается целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодей­ствия к другому. Воздействие может быть непосредственное (кон­тактное) и опосредованное (дистанционное, с помощью чего-либо).

Как уже отмечалось ранее, существуют определенные характе­ристики функционирования информации в обществе: размах цир­куляции, время циркуляции, направление движения, эмоциональ­ная окраска информации, способ переработки информации, цель переработки информации.



Именно воздействие является целью процессов переработки информации.

При ведении информационной борьбы объектами воздействия могут быть: психика людей, информационно-технические систе­мы различного масштаба и назначения, система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, система формирования общественного сознания (с помощью про­паганды и средств массовой информации), система формирова­ния и функционирования общественного мнения, система при­нятия решений (рис 14.2).

Объекты воздействия можно разделить на технические (в ос­новном они находятся в сфере интересов информационно-техни­ческой борьбы) и социально-биологические (особое внимание им уделяется в ходе информационно-психологической борьбы). В роли технических объектов могут выступать системы управления и свя­зи, финансово-экономической деятельности государства и т.д. Если же говорить о социально-биологических объектах, то к ним мож­но отнести отдельных индивидов, социальные группы, общество, государство, мировое сообщество, животный мир, геологические структуры и растительный мир. Основными социальными элемента­ми общества являются социальные группы и отдельные индивиды.


Для защиты от негативных воздействий социальных объектов в ходе глобального ГИП необходимо создание системы информа­ционно-психологического обеспечения как составной части на­циональной безопасности России. Данная система должна обес­печить защиту психики политической элиты и населения России от негативного информационно-психологического воздействия (т.е. защиту россиян от негативных информационных потоков геопо­литических противников России). Ее основная задача - обеспече­ние психологической безопасности населения и политической элиты России.

Информационно-психологическое воздействие (ИПВ) представ­ляет собой целенаправленное производство и распространение специальной информации, оказывающей непосредственное вли­яние (положительное или отрицательное) на функционирование и развитие информационно-психологической среды общества, психику и поведение политической элиты и населения России.

Психологическое и пропагандистское воздействие является разновидностью информационно-психологического воздействия.

В связи с появлением и ускоренным развитием средств массо­вой информации резко усилилась роль общественного мнения, которое колоссальным образом стало влиять на политические процессы в обществе, особенности функционирования инфор­мационно-психологической среды общества. Поэтому система фор­мирования общественного мнения также является одним из ос­новных объектов информационно-психологического обеспечения.

Информационное оружие - это методы, устройства и средства, предназначенные для нанесения противоборствующей стороне максимального урона в ходе информационной борьбы (путем опасных информационных воздействий).

В тех случаях, когда информационное оружие прямо или опо­средованно используется против психики человека (или социаль­ной группы), речь должна идти об информационно-психоло­гической борьбе. Практически можно назвать только три объекта воздействия, каждый из которых относится к определенному типу информационной борьбы (в чистом виде): информационно-техни­ческие системы, информационно-аналитические системы (не вклю­чающие в себя человека) и информационные ресурсы.

Источники информационных опасностей могут быть естествен­ными (объективными) и умышленными.

Информационное противоборство, так же как и информаци­онная война, включает в себя три составные части:

  • стратегический политический и социально-экономический анализ;
  • информационное воздействие;
  • информационное противодействие.

Рассматривая теорию информационного противоборства в поли­тической и социально-экономической сферах, следует учитывать, что оно происходит на стратегическом, оперативном и тактиче­ском уровнях.

Информационно-психологическое воздействие представляет собой целенаправленное производство и распространение специ­альной информации, оказывающей непосредственное влияние (положительное или отрицательное) на функционирование и раз­витие информационно-психологической среды общества, психику и поведение руководства различного уровня и населения России.

Психологическое и пропагандистское воздействия являются разновидностью информационно-психологического воздействия.

Необходимо отметить, что информационные воздействия опасны или полезны не столько сами по себе, сколько тем, что «запускают» мощные вещественно-энергетические процессы, уп­равляют ими.

Суть колоссального влияния информации как раз и заключает­ся в ее способности «точечно» контролировать социальные про­цессы, влиять на параметры, которые на много порядков выше самой управляющей информации. Особое значение имеет исполь­зование инфологем.

Инфологема - это ложная, искаженная или неполная ин­формация, представляющая реальные события идеологическими мифами, политическими пропагандистскими измышлениями. Инфологемы появляются на свет как результат сознательных, целе­направленных манипулятивных воздействий или, что значитель­но реже, - неосознаваемых заблуждений. Инфологемы способны к расширенному самовоспроизводству, самоумножению. Они фор­мируют картины мира в индивидуальном, групповом и массовом сознании, устойчивые стереотипы индивидуального и социаль­ного поведения, ценностные установки и ориентации будущих поколений.

Задача профессионала информационной войны - вовремя раз­глядеть инфологемы противника и своевременно отреагировать.

Производство инфологем всегда носит деструктивный харак­тер. Они ложатся на благодатную почву взвинченной психологии масс, мгновенно вводятся в информационные каналы и легко перете­кают в различные области духовной жизни. Особенно эффективны инфологемы во время выборов, т.е. в период обострения полити­ческой ситуации, неизбежного в ходе избирательного процесса. Тогда они являются основным продуктом деятельности политтехнологов. Политические консультанты, в том числе журналисты, предоставляющие свои материалы в печатные и электронные СМИ и Интернет, широко используют инфологемы предвыборного назначения. Один из часто встречающихся примеров - «фигура умолчания» (сообщается, что кандидат привлекался к суду, но ничего не говорится о сути и времени правонарушения). Вообще, тщательно дозированная информация может существенно иска­зить представления избирателей о кандидатах и их программах.

Большая часть социально-политических инфологем имеет две особенности:

· ксенофобия, ненависть к чужому;

· стремление найти врага, виновника своих бед.

В кризисных ситуациях избирательного процесса, чреватых неопределенным исходом, инфологемы выполняют следующие функции:

· охранная;

· аргументирующая;

· комментирующая;

· провозглашающая;

· отвлекающая;

· скрывающая;

· ложно ориентирующая (ориентирующая не в тех направле­ниях);

· дезориентирующая (подменяющая ориентиры).

Информационное противоборство

Многочисленные межгосударственные, межрелигиозные, межнациональные противоречия сопутствуют человечеству с первых моментов его истории. Их прообразы проявлялись даже на том еще начальном этапе, когда еще не оформились государства, религии и нации. К сожалению, от этих противоречий не может уйти и современное общество. Более того, к традиционным видам противоборства добавился новый вид, порожденный информационными технологиями.

Успех в экономике, политике, науке, военном деле в решающей степени обусловлен тем, насколько быстро можно получить нужную и достоверную информацию, а также не менее важно не дать воспользоваться этой информацией конкуренту, неприятелю или противнику.

События последнего времени показывают, что победа даже в боевых действиях зависит не только от того, у кого больше солдат и танков, а определяется тем, чье оружие “умнее” и насколько оно аккумулирует последние достижения науки, техники и особенно информатики. Подтверждение этому - война в Ираке.

Обострение информационного противоборства в мире, последние проявления международного терроризма, диктатуры и авторитарности ряда государств повышают актуальность проблем технической защиты информации в Российской Федерации.

Информационное противоборство - это открытое иили скрытое целенаправленное информационное воздействие систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере.

Под информационным противоборством следует понимать комплексное информационное воздействие на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, на ее военно-политическое руководство.

Интенсивное внедрение информационных технологий, рост удельного веса безопасности информации в обеспечении национальной безопасности государства привели к тому, что информационный ресурс становится сегодня таким же богатством страны, как ее полезные ископаемые, производственные и людские ресурсы.

Сейчас экономическое могущество общества напрямую связывается с наличием в его распоряжении высоких технологий, и в первую очередь, в информационной сфере.

Превращение информации в товар привело к резкому обострению международной конкуренции за обладание информационными рынками, технологиями и ресурсами, а информационная сфера в значительной мере определяет и эффективно влияет на состояние экономической, оборонной, социальной, политической и других составляющих национальной безопасности страны.

Возросшее и принимающее все более острые формы за последние годы соперничество в информационной сфере позволяет назвать это соперничество информационным противоборством.

Суть информационного противоборства, которое представляет чрезвычайную угрозу национальной безопасности, в том числе и России, состоит в достижении какой-либо страной (или группой стран) подавляющего преимущества в информационной области, позволяющего с достаточно высокой степенью достоверности моделировать поведение «противника» и оказывать на него (в явной или скрытой формах) выгодное для себя влияние. При этом можно утверждать, что страны, проигравшие информационную войну, проигрывают ее «навсегда», поскольку их возможные шаги по изменению ситуации требуют колоссальных материальных и интеллектуальных затрат и будут контролироваться и нейтрализоваться победившей стороной. Операции таких войн не обязательно должны проводиться только вооруженными силами и быть направлены против военных объектов. Другие правительственные ведомства, агентства и организации, промышленные и коммерческие структуры также могут принимать в них участие и самостоятельно проводить информационные операции, которые могут существенно влиять на ход и исход любого конфликта.

Информационное противоборство - это война без линии фронта, а проведение многих операций информационной войны практически невозможно обнаружить, а если такие факты и отмечаются, они с большой вероятностью остаются анонимными. Какие-либо международные, юридические и моральные нормы ведения информационной войны полностью отсутствуют.

Невысокая стоимость технических средств, которые могут быть использованы в информационной войне, существенно расширяет круг ее возможных участников. Ими могут быть отдельные страны и их органы разведки, преступные, террористические и наркобизнесные группировки, коммерческие фирмы и даже лица, действующие без преступных намерений.

Все формы информационной войны сводятся к воздействию на инфраструктуру противника, его телекоммуникационные системы с целью искажения получаемой информации, лишения его возможности получения новой или уничтожение его информационных средств, а также к обеспечению защиты собственных информационных ресурсов от аналогичных действий противника.

Концепция «Соперничество», сформулированная в США в 1986 году, констатирует: «Посредством правдивой и ложной информации об экономике, управлении, о вооруженной борьбе можно достичь целенаправленного регулирования процессов принятия необходимых для нас решений руководством другого государства».

Одним из основных элементов информационной войны являются психологические операции.

США вырабатывали и испытывали в Ираке стратегию и тактику применения информационного оружия. Накануне боевых действий против Ирака в марте 2003 года в Катаре был создан центр информационного обеспечения представителей мировых средств массовой информации, оснащенный самой современной техникой общей стоимостью 1 млн. долларов. Однако он использовался в интересах коалиционной группировки, которая давала очень дозированную информацию и только в выгодном для себя виде. В целях обеспечения доведения нужной информации до широких масс, США выбросили перед началом боевых действий на территорию Ирака 150 тысяч дешевых радиоприемников. Это прямое доказательство того, что психологические операции - боевое оружие. Одним из видов такого оружия является спутниковая система ТЕЛЕДЕЗИС (создана в США, насчитывает до 300 спутников), которая может применяться в тайных спецоперациях. Речь идет о программированном облучении человека. Специфическое «зомбирование» может проводиться по всей российской территории - от западной границы России до регионов Дальнего Востока. При этом плотность мощности излучения на поверхности Земли достигает десяти в минус восьмой-девятой степени Ватт на квадратный сантиметр.

При этом американские эксперты исходят из того, что в ближайшие годы в США возможно дополнение национальной доктрины «ядерного сдерживания» доктриной «направленной силы», одним из элементов которой, как ожидается, будет информационное оружие.

На совете национальной безопасности, состоявшемся в феврале 2003 года, Президент США утвердил «Положение о концепции и принципах ведения компьютерных информационных войн на территории других государств». Данная концепция определяет, когда и при каких обстоятельствах Президент США, директора агентства национальной безопасности и ЦРУ, министр обороны США и другие должностные лица могут принять коллективное или индивидуальное решение на проведение специальной операции по нейтрализации или полному разрушению информационного пространства чужого государства, выводу из строя или нейтрализации линий связи и управления, как с территории США, так и сопредельных к противнику территорий.

В последние три-четыре года в министерстве обороны США активизируются работы по созданию информационного оружия как одного из компонентов ведения информационной войны. Эксперты определяют это оружие как совокупность средств и методов, позволяющих похищать, искажать или уничтожать информацию; ограничивать или прекращать доступ к ней законных пользователей; нарушать работу или выводить из строя телекоммуникационные сети и компьютерные системы, используемые в обеспечении жизнедеятельности общества и государства. Так, в ходе ведущейся войны в Ираке вооруженные силы коалиции применили против иракских радиоэлектронных средств свою новейшую электромагнитную бомбу. Это устройство преобразует химическую энергию взрывчатого вещества в электромагнитный импульс высокой мощности (до 10 Гигаватт), что соответствует мощности крупной ГРЭС. При этом поражаются компоненты радиоэлектронной техники в радиусе более 250 метров и тем самым выводятся из строя системы связи, информатики и управления.

Широкие возможности по применению информационного оружия против России представляет использование в российских информационных системах программного обеспечения зарубежного производства, в которые могут быть вмонтированы фрагменты, активизирующие свою работу по специальному сигналу или при наступлении установленного времени. Эти фрагменты, называемые логическими бомбами или логическими закладками, могут вызывать сбои в работе информационных систем, искажение или полное уничтожение информационных ресурсов и, в конечном счете, привести к полной потере управляемости транспортными структурами, военными объектами, системами государственного управления, что может иметь катастрофические последствия для любой страны. Ярким примером логической закладки является «Чернобыльский вирус», ежегодно активизирующий свою работу 26 апреля в тех системах, куда был внедрен случайно или умышленно. Поиск и выявление логических бомб и закладок в программном обеспечении практически невозможен, так как фирмы-разработчики программного обеспечения практически никогда не продают исходных текстов, мотивируя это нежеланием раскрыть «ноу-хау» своих разработок.

Элементом информационного оружия могут считаться компьютерные вирусы, разработки которых не требуют больших материальных и финансовых затрат, а применение которых может быть высокоэффективным. Так, распространенный в конце января 2004 года в сети Интернет вирус практически парализовал работу этой сети на сутки в азиатских странах и снизил пропускную способность сети практически в два раза в странах Европы.

Помимо применения информационного оружия для нарушения работы систем командования и управления войсками и боевыми средствами специалисты также выделяют экономическую, банковскую, социальную и иные сферы его потенциального использования. При этом возможно достижение цели по дезорганизации деятельности управленческих структур, транспортных потоков и средств коммуникации. Только представьте себе последствия, которые могут возникнуть от нарушений в работе автоматизированных систем управления железнодорожным транспортом. В результате неудовлетворительной защиты информации от ее искажения возможна ситуация, когда грузопотоки пойдут не по назначению. К примеру, взрывчатка, предназначенная для шахтеров, может быть отправлена за рубеж и перехвачена террористическими организациями. Кроме того, с помощью информационного оружия возможно блокирование деятельности отдельных предприятий и банков, а также целых отраслей промышленности путем нарушения технологических связей, систем взаиморасчетов, проведения валютно-финансовых махинаций. Только высокий профессионализм лиц, ответственных за защиту информации, позволил предотвратить попытку преступников внедрить в банковскую компьютерную систему Москвы поддельные векселя с реквизитами Московского сберегательного банка с тем, чтобы похитить 375 млрд. руб. и 80 млн. долларов США.

Стратеги применения информационного оружия рассчитывают на массовое распространение и внедрение в сознание людей определенных представлений, привычек и поведенческих стереотипов. Получая информацию из СМИ, мы имеем возможность наблюдать широкомасштабные операции по информационному и морально-психологическому воздействию на население, государственные институты и руководство страны. Конечным же результатом использования информационного оружия в социальной сфере предполагается вызов недовольства или паники среди населения, а также провоцирование деструктивных действий различных социальных групп.

Наконец, целью применения информационного оружия является инициирование крупных техногенных катастроф на территории противника в результате нарушения штатного управления технологическими процессами и объектами, имеющими дело с большими количествами опасных веществ и высокими концентрациями энергии. Например, если произойдет одновременное открытие всех шлюзов Зейской ГЭС, то по расчету специалистов, на пятые сутки уровень воды в реке Амур будет таким, что затопит г. Хабаровск, а через сутки - г. Комсомольск-на-Амуре и г. Николаевск-на-Амуре.

В качестве основных объектов применения информационного оружия, как в мирное, так и в военное время выступают:

· компьютерные системы и системы связи, используемые государственными и правительственными организациями;

· информационные и управленческие структуры банков, транспортных и промышленных предприятий;

· средства массовой информации и, в первую очередь, электронные.

Достижение успеха в любой войне, а тем более в информационной, невозможно без наличия достоверных сведений и разведывательных данных. В этих целях иностранные спецслужбы используют самые разнообразные способы и методы: от мониторинга открытых средств массовой информации до самых изощренных, включая промышленный шпионаж и техническую разведку. Иностранные технические разведки развернули глобальную систему разведки с применением технических средств. Многофункциональные разведывательные космические системы, наземные центры радио-, радиотехнической и радиолокационной разведки, стратегические самолеты-разведчики, морские системы и комплексы технической разведки действуют в настоящее время против России непрерывно. При этом расходы на разведывательную деятельность иностранных государств не сокращаются (например, в США они составляют ежегодно около 30 млрд. долларов). ЦРУ продолжает закупку новых технических средств для сбора развединформации, в том числе космических «спутников-шпионов», беспилотных летательных аппаратов «Предэтор», хорошо зарекомендовавших себя в ходе военной кампании в Афганистане и в Ираке. Пентагон делает ставку на «умное» оружие, управляемое со спутников, микроволновые бомбы и беспилотные самолеты. В 2000 году челночный корабль Шаттл произвел подробнейшие снимки 80% поверхности Земли. Эти материалы есть не что иное, как топогеодезическое обеспечение применения высокоточного оружия и полетов беспилотных самолетов-разведчиков. Используя эту информацию, высокоточные бомбы и крылатые ракеты могут направляться на объект военнослужащими спецподразделений, находящихся на территории противника и оснащенных специальными компьютерами, и это не зависит от метеоусловий.

Наиболее эффективным способом получения необходимой информации является использование технических разведок, на долю которых приходится до 80% добываемых сведений. В качестве примера можно привести Систему глобального контроля международных линий связи «Эшелон». Работу Системы «Эшелон» обеспечивает наземная сеть центров обработки информации, на которых размещены 96 комплексов радиоэлектронной разведки, она способна перехватить до 2 млн. сообщений в минуту. Две тысячи специалистов-лингвистов анализируют и расшифровывают информацию со 100 языков мира. Космическая группировка системы насчитывает от 20 до 40 летательных аппаратов. Периодичность их пролета над территорией Дальнего Востока составляет не менее 1-2 раза в час. Система позволяет перехватывать информацию, передаваемую в системах кабельной и радиосвязи, включая спутниковые каналы, циркулирующую в телефонных и компьютерных сетях, в том числе и «Интернет», а также обрабатывать полученную информацию в соответствии с заявками пользователей системы. Возможности Системы «Эшелон» позволяют осуществлять контроль за деятельностью, прежде всего, должностных лиц высшего эшелона власти, министерств, ведомств, отдельных организаций и граждан, а также использовать «Интернет» с целью несанкционированного доступа к закрытой информации.

Имеются и другие способы несанкционированного доступа к информации. Так, ученые Кембриджского университета в марте 2002 года опубликовали работу, в которой показали, что имеется принципиальная возможность с расстояния в несколько сотен метров восстанавливать картинку экрана просто по мерцанию света в окне комнаты, где установлен монитор. Также доказано, что с расстояния до полутора километров можно снимать данные с постоянно мигающих индикационных лампочек компьютерного оборудования. Не испытывая затруднений, можно практически в любом крупном городе купить спецаппаратуру и, например, тотально контролировать всю пейджинговую связь. С таким же успехом прослушиваются и сотовые телефоны даже тогда, когда они находятся в отключенном состоянии. Аналогичные примеры можно продолжать. Необходимо также отметить, что опасность в последнее время для ряда структур стали представлять и криминальные группировки, использующие в своей преступной деятельности самые изощренные способы негласного получения информации.

В наше время, когда ни одна уважающая себя фирма не может обойтись без компьютера, без доступа в «Интернет», проблемы защиты информации приобретают особое значение. Число пользователей «Интернет» в России составляет 6 млн., а к 2010 году достигнет 30-40 млн. Как известно, основные узлы сети «Интернет» расположены на американской территории и постоянно находятся под пристальным контролем спецслужб США, добывающих из них необходимую информацию. Таким образом, даже сообщение, отправленное электронной почтой из г. Владивостока в г. Хабаровск, сначала побывает в США, обработается специалистами разведки, а затем попадет к адресату.

Из средств массовой информации известно, что за две недели войны в Ираке зарегистрировано до тысячи попыток проникновения хакеров к базам данных только американской группировки войск. Поэтому в США уделяется большое внимание защите информационных ресурсов, особенно специального и военного назначения. Так, на ведение политики информационного противодействия американцы ежегодно тратят более 2 млрд. долларов. Общие расходы правительства США на реализацию концепции «Информационной войны» до 2005 года составят более 18 млрд. долларов.

По данным МВД России, за три года (2000-2002 г.г.) общее количество зарегистрированных преступлений в сфере высоких технологий возросло более чем в 63 раза, почти в 30 раз возросло количество преступлений, связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации, в 137 раз - с созданием, использованием и распространением вредоносных программ для ЭВМ, в 75 раз - с незаконным производством, сбытом или приобретением специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в 41 раз - с нарушением правил эксплуатации ЭВМ, систем ЭВМ или их сетей. Не остаются «без внимания» хакеров и российские информационные центры. К примеру, только за 6 месяцев 2002 года ими было предпринято свыше 400 тысяч попыток атак на официальный сервер ФСБ России. В администрациях краев и областей Дальнего Востока еженедельно регистрируются до десяти попыток проникновения в базы данных.

В настоящее время задача обеспечения информационной безопасности Российской Федерации как неотъемлемого элемента ее национальной безопасности является важной составной частью ее национальных интересов. Невыполнение требований по защите информации может привести к существенным потерям в информационной сфере и, в конечном итоге, в экономике, политике и обороноспособности страны. Здесь необходимо отметить, что за нарушение правил защиты информации, приведшее к утечке сведений ограниченного распространения, у нас в стране предусмотрена ответственность по статьям Уголовного Кодекса Российской Федерации и Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. В тоже время следует ясно осознать, что нейтрализовать угрозу информационного воздействия можно только, создав эффективно действующую государственную систему защиты информации. Нормативная правовая база определяет структуру системы технической защиты информации, которую образуют на территории субъекта Российской Федерации:

· Советы по защите информации при руководителях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

· постоянно действующие технические комиссии по защите государственной тайны на предприятиях, в учреждениях и организациях;

· территориальные органы федеральных органов исполнительной власти: управления ФСБ, МВД, Минюста, Государственного таможенного комитета, МЧС и другие;

· предприятия, работающие со сведениями, составляющими государственную и служебную тайну, выполняющие свои основные функции на территории субъектов Российской Федерации;

· научно-исследовательские, проектные и конструкторские организации по защите информации региональных органов власти;

· региональные аттестационные центры;

· предприятия, имеющие соответствующие лицензии и аккредитацию на оказание услуг в области защиты информации;

· предприятия, имеющие соответствующие лицензии по противодействию иностранным техническим разведкам;

· высшие учебные заведения и институты, занимающиеся подготовкой и повышением квалификации специалистов в области защиты информации.

В органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации создаются:

· Советы по защите информации от иностранных технических разведок и от её утечки по техническим каналам при руководителях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

· постоянно действующие технические комиссии (ПДТК) по защите государственной тайны в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации (коллегиальный орган);

· подразделения по защите информации (штатные специалисты).

Систему защиты информации в органах местного самоуправления и организациях образуют:

· подразделения по защите информации;

· постоянно действующие технические комиссии;

· режимно-секретные органы;

· экспертные комиссии.

· Главными направлениями в работе по защите информации являются:

· обеспечение эффективного создания и управления системой защиты информации;

· определение сведений, охраняемых от технических средств разведки, и демаскирующих признаков, раскрывающих эти сведения;

· анализ и оценка реальной опасности перехвата информации техническими средствами разведки;

· выявление возможных технических каналов утечки сведений, подлежащих защите и др.

ВКонтакте Facebook Одноклассники

В августе 2008 года против России была развернута грязная информационная война

Прошедшее после Пятидневной августовской войны на Кавказе в 2008 году время показало, что пока все попытки российских государственников сделать соответствующие организационно-управленческие выводы после антироссийской информационной агрессии блокируются идеологами Либерального Колониализма, имеющими своих сторонников внутри политической элиты России.

В августе 2008 года против России была развернута грязная информационная война (прежде всего американскими и британскими СМИ). В декабре 2011 года - мае 2012 года очень многое напомнило об августе 2008 года. Хотя информационное воздействие оказывалось тоньше, с использованием реальных ошибок действующей российской власти, ее неготовности к активному информационному противоборству.

Главная проблема - это явная «пробуксовка» организационно-управленческих решений в информационной сфере после принятия в 2000 году Доктрины информационной безопасности России, в условиях усиления информационной войны против России. Федеральные выборы в России прошли в условиях активизации антироссийской информационной войны. Трагические июльские события 2012 года на Кубани также выявили проблемы в сфере информационного противодействия слухам и дезинформации. Поэтому важнейшей задачей является скорейшее принятие Доктрины Информационного противоборства России.

Основные цели информационной войны против России

1.Блокирование процессов создания Евразийского Союза, путем проведения глобальной операции «Анти-Путин» и повторение сценария государственного переворота февраля 1917 года, с элементами горбачевской перестройки и развала СССР.

2.Противодействие сближению России и ЕС, России и стран БРИКС.

3.Организация войны (с помощью провокаций) на Ближнем и Среднем Востоке (военная агрессия НАТО против Сирии и Ирана), для использования дестабилизации региона против России.

Информационная операция «Анти-Путин», разработанная Лондоном, во многом повторяет те операции, которые Британская империя проводила против своих главных врагов в Европе - лидеров Франции, Германии (Ришелье, Бисмарк, Де Голль). СССР был также развален в результате информационной войны, активная фаза которой началась с операции «Анти-Сталин». Разработчиками операции «Анти-Путин» являются МИ-6 и Британское Лобби в США (многолетний агент МИ-6 Збигнев Бжезинский, госсекретарь Хиллари Клинтон, помощник Б.Обамы Давид Аксельрод - правнук Троцкого-Бронштейна). Координаторы в России: посол США в России М.Макфол и бывший Президент СССР М.Горбачев.

Главные сценарии:

Пары А.Навальный - М.Гайдар, Яшин-Собчак (В.Ющенко - Ю.Тимошенко) - «оранжевый» украинский сценарий
- Грузинский сценарий по приводу к власти М.Саакашвили: долговременная связка Дж.Сорос - Б.Акунин (Г.Чхартишвили)
- Сценарий Провокации
- Информационная игра на Опережение власти (Использование слухов в чрезвычайных и кризисных ситуациях)
- Ливийско-Сирийский сценарий - масштабная и комплексная дезинформация в социальных сетях и мировых СМИ.

Следует обратить внимание на то, что в ходе операции «Анти-Путин» в основном используются те же технологии лжи и дезинформации, что и при проведении операции «Анти-Сталин». Отличие лишь в наличии сегодня более современных средств массовой коммуникации (интернет, глобальное телевидение, социальные сети), которые в основном контролируются британской разведкой МИ-6 и бизнес-структурами различных стран, имеющих юридический адрес в британских офшорных зонах. Группе патриотов-государственников вокруг В.Путина удалось 4 марта заблокировать сценарий государственного переворота, ведущий к Хаосу февраля 1917 года. Однако впереди новые информационные сражения с лондонским центром ведения информационной войны против России.

Теория Информационного противоборства

Информационная борьба (противоборство) - форма борьбы сторон, представляющая собой использование специальных (политических, экономических, дипломатических, военных и иных) методов, способов и средств для воздействия на информационную среду противостоящей стороны и защиты собственной в интересах достижения поставленных целей.

Основные сферы ведения информационно-психологического противоборства:
- Политическая,
- дипломатическая,
- финансово-экономическая,
- военная.

Следует выделить два вида информационной борьбы: информационно-техническую и информационно-психологическую.

При информационно-технической борьбе главными объектами воздействия и защиты являются информационно-технические системы (системы связи, телекоммуникационные системы, радиоэлектронные средства и т.д.).

При информационно-психологической борьбе главными объектами воздействия и защиты являются психика политической элиты и населения противостоящих сторон; системы формирования общественного сознания, мнения и принятия решений.

Информационная борьба (в политической сфере) включает три составные части.

Первая - Стратегический политический анализ.

Вторая - Информационное воздействие.

Третья - Информационное противодействие.

Уровни ведения информационной борьбы:

*стратегический,
*оперативный,
*тактический.

Модель российской системы информационного противоборства

Создание системы ИНФОРМАЦИОННОГО СДЕРЖИВАНИЯ должно стать основным Приоритетом российской политики Информационного противоборства.

Российская Федерация должна обладать мощным потенциалом информационных сил и средств, способных гарантировать нанесение заданного информационно-технологического и информационно-психологического ущерба любому государству-агрессору либо коалиции информационных ресурсов глобальных транснациональных корпораций.

Защита национальных интересов государства предполагает комплексное противодействие информационным угрозам регионального и локального масштаба. Вооруженные Силы и спецслужбы Российской Федерации боевым составом мирного времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от информационного нападения в мирное время, в рамках создания Глобального Информационного Командования (ГИК), имеющего специальные силы Быстрого Информационного Реагирования. Силы и средства Системы космического зондирования ГЛОНАСС должны приоритетно содействовать деятельности подразделений Быстрого Информационного Реагирования.

Интересы обеспечения Информационного Суверенитета России предопределяют необходимость наращивания информационного присутствия России во всех стратегически важных регионах мира.

Размещение за рубежом информационно-аналитических центров ГИК должно демонстрировать готовность Российской Федерации содействовать формированию устойчивого информационного стратегического баланса сил в регионах жизненно важных интересов России. Следует обеспечивать возможность эффективно и оперативно информационно реагировать на любую кризисную ситуацию еще в начальной стадии ее зарождения, наращивая по мере необходимости информационные потоки российских государственных СМИ.

Специальные российские информационные базы ГИК могут быть созданы на Кубе, во Вьетнаме и Монголии, в Венесуэле, Сербии, Белоруссии, Сирии, ЮАР, Аргентине.

Наиболее мощная группировка информационных сил и средств ГИК может быть размещена на Кубе.

Россия должна рассматривать возможность применения информационной мощи для обеспечения своей национальной безопасности, исходя из следующих принципов:

Россия оставляет за собой право на применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, если в результате развязывания информационной агрессии возникает угроза самому существованию Российской Федерации как независимого суверенного государства;

применение Стратегических Информационных Сил Сдерживания Российской Федерации должно осуществляться решительно и системно, последовательно и планомерно;

использование информационной силы должно осуществляться на законной основе и только тогда, когда дипломатические меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными.

В определении и реализации политики информационного сдерживания ключевая роль принадлежит Системе специальных структур информационного противоборства.

Ключевые компоненты системы:

1. Государственный Совет по информационному противоборству.
2. Советник Президента России по вопросам информационного противоборства.
3. Государственный Интернет-холдинг.
4.Комитет информационной безопасности России (Служба информационной безопасности, Служба информационной контрразведки, Ситуационный Центр анализа и прогноза, Бюро информационного спецназа).

Представляется целесообразным также создать специальную систему Мер по организации и ведению информационного противоборства, а также координации осуществления на практике органами государственного управления оборонительных и наступательных информационных операций.

Каковы же могут быть основные функции такой системы?

Прежде всего, думается, выявление и прогнозирование угроз в информационной сфере проведение комплекса тактических, оперативных и стратегических мероприятий по их предупреждению и нейтрализации.

Следующий момент - создание и поддержание в готовности сил и средств информационного противодействия , а также эффективное управление ими.

Система Мер информационного противодействия России может и должна функционировать на четырех уровнях: общефедеральном, профессиональном, групповом и индивидуальном.

Для того, чтобы объединить весь комплекс мероприятий в единое целое, необходимо интегрировать их в рамках организационно-аналитической системы (ОАС). Она представляет собой систему управления проведением мероприятий различных уровней: общефедерального, профессионального, группового и индивидуального.

Алгоритм организации информационного противоборства

I этап - Диагностический.
П этап - Аналитико-плановый.
Ш. Подготовительный этап.
IУ. Организационно-управленческий этап.
У. Оценочный этап.

Стратегические операции

1 операция - ЗОЛОТО РОССИИ.

Необходимо ЮРИДИЧЕСКИ потребовать от ряда западных стран (прежде всего США и Великобритании, Японии, Франции) вернуть России золото Российской империи (по экспертным оценкам более ТРЕХ ТЫСЯЧ тонн золота).

По этому поводу следует направить ЮРИДИЧЕСКИЕ ЗАПРОСЫ в ООН и ОБСЕ, а также правительствам США и Великобритании, Японии, Франции.

2 операция - ЗАСЛОН КОРРУПЦИИ.

Необходимо предложить мировому сообществу глобальную совместную программу борьбе с российской коррупцией. При поддержке ООН, Россия может начать переговоры с правительством Великобританией о возврате в Россию незаконно вывезенных капиталов, так как 90% этих средств находится в британских офшорных зонах (по экспертным оценкам около 700 миллиардов долларов).

Таким образом, Россия может быстро получить СОТНИ МИЛЛИАРДОВ долларов для преодоления Второй волны мирового кризиса.

Духовно-нравственные операции:

1.Общественный Трибунал над М.Горбачевым за развал СССР.
2.Общественный Трибунал над Н.Хрущевым за расстрел мирных граждан в столице донского казачества Новочеркасске в 1962 году.

Безусловно, что предоставленная автором модель не является полной и завершенной. Она лишь может послужить основой для широкой дискуссии ученых и практиков, представителей политической элиты России, отправной точкой для разработки Доктрины информационного противоборства России.