Территория опережающего развития: создание, льготы, закон. Территория опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации. Региональная программа развития региона. Что есть в ОЭЗ

Важной задачей современной аграрной политики является административное обеспечение устойчивого развития сельских территорий. В соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р, предусмотрена разработка федеральной и региональных программ устойчивого развития сельских территорий. Переход к устойчивости развития сельских территорий является комплексной задачей, для решения которой необходимы скоординированные усилия всех министерств и ведомств, создающих условия для жизни в сельской местности в сочетании с социально ориентированной ответственной позицией бизнеса, работающего на сельских территориях, и активным участием населения, живущего на селе.

Действующие федеральные механизмы сельского развития в силу объективных причин носят ведомственный характер, однако на региональном уровне, как показывает опыт, может быть обеспечен более широкий комплексный подход, ведущий к устойчивому развитию сельских территорий. региональный сельский территория инвестиционный

При разработке региональных программ сельского развития следует понимать, что устойчивость в развитии сельских территорий достигается с помощью реализации комплекса мер в области социального, экономического и природоохранного характера в сельской местности. А в рамки конкретных ведомственных программ включаются мероприятия, соответствующие профилю ведомства. Разработка программ УРСТ (или иными словами планирование сельского развития) может осуществляться на уровне субъектов Российской Федерации (областей, краев, республик), районов, сельских поселений.

В зависимости от уровня объекта планирования следует придерживаться условий, приведенных в Таблице 1

Таблица 1. Уровни планирования устойчивого развития сельских территорий

Уровень территории

Глубина проработки

Результат

Российская Федерация

Рамочные направлениях перехода к устойчивому развитию сельских территорий. Нормативно-правовое обеспечения, организация материальной, научной, обучающей и консультационной поддержки. Межведомственная координация. Рамочные условия территориального планирования.

Концепция устойчивого развития сельских территорий страны. Направления, мероприятия и механизмы осуществления аграрной политики, продовольственной безопасности и охраны окружающей среды, их организационного, материального, научного и др. обеспечения. Федеральная программа развития села и подпрограммы направленные на обеспечение устойчивого развития сельских территорий.

Субъект Федерации

Разработка целей и задач устойчивого развития в регионах, обеспечение межведомственной координации на региональном уровне в разрезе типов сельских территорий (нескольких районов), особо охраняемых территорий. Формирование программ и планов укрупненных мероприятий. Планирование межмуниципальных мероприятий. Увязка программ УРСТ со стратегиями регионального развития.

Рамочная концепция и программа УРСТ региона. Целевые региональные программы, направленные на решение проблем аграрного сектора, повышение уровня и качества жизни в сельской местности, снижение демографической напряженности, развитие альтернативных форм занятости на селе, развитие сельской социальной инфраструктуры, расширение доступа к жилью и т.п. как составные части региональной программы перехода к устойчивому развитию. Рамочные условия развития сельской местности, условия конкурсного выделения средств муниципальным образованиям

Район, муниципалитет

Разработка целей и задач перехода к устойчивому развитию по сельским поселениям с учетом всех потенциалов, формирование программы детализированных мероприятий. Увязка программ устойчивого сельского развития с территориальным планированием

Стратегические планы развития. Программы, проекты УРСТ муниципальных районов и сельских поселений

Для подготовки как федеральных, так и региональных целевых программ разработана обширная нормативно-правовая база.

Основные документы:

  • 1. Федеральный закон № 159-ФЗ от 23.06.1995 «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития в Российской Федерации»
  • 2. Федеральный закон № 131-ФЗ от 16.09.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  • 3. Федеральный закон № 264 ФЗ от 29.12.2006 «О развитии сельского хозяйства»
  • 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 «О порядке разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация»
  • 5. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года»
  • 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717. «Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2136-р от 30.11.2010 “Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года»

8. Проект концепции федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» Региональные программы разрабатываются и реализуются субъектами Российской Федерации самостоятельно и с учетом указанных документов. Регионы сами определяют цели и задачи программ, порядок их разработки и механизм реализации. Утверждение указанных программ осуществляется в соответствии с п. «г» п. 2 ст.5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

Многообразие региональных проблем сельского развития предполагает широкий подход к разработке программ устойчивого развития сельских территорий и учет всех необходимых направлений и подпрограмм, обеспечивающих переход к устойчивому развитию сельских территорий конкретного региона.

Схематично можно определить следующую последовательность шагов для разработки региональной программы устойчивого развития сельских

1. Организационные и предварительные мероприятия

2. Анализ и разработка программы

3. Согласование и утверждение

Организационный этап

На первом, организационном этапе на уровне регионального органа исполнительной власти определяются:

  • 1. Государственный заказчик программы
  • 2. Соисполнители программных мероприятий (как правило, органы, ответственные за строительную деятельность, за развитие малого предпринимательства, за развитие образования, здравоохранения, культуры и т.д.)
  • 3. При необходимости в рамках 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» привлекается сторонняя организация для осуществления научно-исследовательских работ и подготовки программы

4. Определяется рабочая группа, ответственные лица структурных подразделений региональной администрации, осуществляющие подготовку аналитических и программных мероприятий по соответствующим направлениям развития сельской экономики, социальной сферы

5. Составляется календарный план работ (устанавливаются сроки предоставления статистической информации и аналитических материалов, социологических обследований и опросов, круглых столов и иных организационных мероприятий)

  • 6. Рекомендуется проведение обучения государственных служащих вопросам устойчивого развития сельских территорий. Опыт разработки первых программ УРСТ показал важность обучения, причем на этапе, предшествующем разработке программы. Это позволяет избежать целого ряда заблуждений и ошибок и вывести разработку программ на качественно новый этап.
  • 7. Определяются и принимаются нормативно-правовые акты и иные решения, необходимые для осуществления устойчивого развития сельских территорий в регионе (например, 29 решение о создании регионального фонда сельского развития, фонда поддержки малого предпринимательства, грантового фонда, грантовой программы и т.п.)

Целесообразно включение в рабочие группы по разработке региональной программы устойчивого развития сельских территорий представителей муниципальных образований, а также представителей бизнеса и хозяйствующих субъектов, работающих на территории. Программа устойчивого развития сельских территорий адресована местным сообществам, создает ориентиры для всех участников процесса, открывает перспективы представителям бизнеса, властям, жителям и потенциальным инвесторам. По сути, речь идет о стратегическом партнерстве, о механизме поиска стратегических ориентиров и обеспечения согласованных действий по их достижению. В этом коренное отличие современной организации процесса планирования развития сельских территорий региона от перспективных планов развития прошлых лет. Такой современный подход к организации процесса стратегического планирования в состоянии сделать его важным и интересным для каждого жителя. Вследствие этого крайне важны инициативы снизу - любые предложения и мероприятия должны рассматриваться и в той или иной степени находить отражение в региональных и муниципальных программах. В этой связи рекомендуем на организационном этапе проводить анкетирование населения по проблемам развития сельской местности (форма анкеты приведена в Приложении 1).

Также для разработки программы устойчивого развития сельских территорий необходимо создавать специальные органы: координационный совет и тематические рабочие группы. Координационный совет представляет собой коллегиальный орган, его основная задача - согласование позиций различных ведомств, представителей различных социальных групп и слоев населения по основным направлениям разработки программы. В координационный совет входят представители населения, региональной и муниципальной администрации, депутатского корпуса, центра развития и предпринимателей. Учитывая значимость разработки указанной программы целесообразно назначение председателем указанного коллегиального органа одного из заместителей губернатора (председателя регионального правительства). На начальном этапе работы этот совет выделяет приоритетные сферы и отрасли и руководит созданием соответствующих тематических рабочих групп. В состав рабочих групп могут входить представители бизнеса, науки, эксперты. Координационный совет решает, сколько рабочих групп должно быть образовано и по каким конкретным направлениям. Обычно число рабочих групп колеблется от 4 до 8. Организационный этап является предварительным. В то же время некоторые мероприятия аналитического этапа хронологически могут выходить за рамки предварительной работы и проходить параллельно следующим этапам. Процесс разработки плана (программы) должен быть открытым: администрации, населению и всем заинтересованным сторонам должна быть понятна цель работы и основные этапы ее осуществления. Это повышает эффективность работы и способствует получению полной и достоверной информации.

Аналитический этап разработки программы.

Для получения необходимой информации могут использоваться следующие источники:

1. Официальные статистические данные в разрезе муниципальных образований и видов экономической деятельности, а также данные социальной статистики в рамках Федерального плана статистических работ

2. Ведомственная статистика, формируемая отраслевыми органами исполнительной власти и органами местного самоуправления

3. Показатели оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (в соответствии с Указами Президента РФ № 825 и № 607)

4. Данные Центрального Банка России о деятельности коммерческих банков и кредитных учреждений в разрезе муниципальных образований

  • 5. Данные Федерального Казначейства и финансовых органов субъектов Федерации о действующей бюджетной системе в регионе и бюджетной обеспеченности муниципальных образований
  • 6. Результаты социологических исследований и опросов сельского населения
  • 7. Результаты статистических наблюдений и обследований по различным вопросам социально-экономического развития сельских территорий
  • 8. Международные стандарты и нормативы обеспечения объектами жизнедеятельности сельских территорий
  • 9. Расчётные данные, полученные на основе имеющейся информационной базы
  • 10. Результаты опросов сельского населения (сходов, собраний и т.д.)
  • 11. Результаты опросов глав сельских муниципалитетов и ответственных работников сельских администраций
  • 12. Результаты опросов инвесторов и крупных работодателей о ситуации и проблемных вопросах ведения бизнеса на сельской территории

Аналитическая работа может включать в себя следующие мероприятия:

  • · Формирование исходной информационной базы для проведения анализа
  • · Проведение социологических исследований
  • · Проведение «экспертных» интервью (см. Приложение 2)
  • · Проведение анализа информационной базы, обобщение результатов социологических исследований и «экспертных» интервью
  • · Разработка типологий сельских территорий
  • · SWOT и PESTLE - анализ
  • · Составление дерева проблем и потенциалов

Формирование необходимой информационной базы проводится на основе сбора и анализа количественных и качественных данных (социологические исследования, «экспертные» интервью). Основой количественного анализа является, прежде всего, оценка имеющихся данных официальной статистики (статистика населения, рынка рабочей силы и занятости, информация по отраслям (сельское хозяйство, лесное хозяйство, промышленность, данные по социальной и инженерной инфраструктуре). Насколько позволяет база данных, должен проводиться компаративный анализ, т.е. сравнение с другими регионами и с показателями, утвержденными в качестве нормативных, с одной стороны. С другой стороны, анализ рядов динамики, т.е. анализ изменений за последние 5-10 лет. Используемые при этом критерии делятся на «мягкие», которые не могут быть объективно оценены (мнения и экспертные оценки отдельных лиц) и «жесткие», определяемые объективно измеримыми величинами (статистическая и ведомственная информация). При использовании статистических показателей необходимо также проявлять осторожность - нередки случаи искажения, а также сама система статистических показателей социально-экономического развития муниципалитетов требует пересмотра и унификации с принятыми системами учета и представления данных на международном уровне.

Типология сельских территорий региона

В субъектах РФ, обладающих различными природно-климатическими и социально-экономическими условиями во время аналитического этапа разработки программы устойчивого развития сельских территорий целесообразно проведение типологии сельских территорий в разрезе муниципальных районов. Такая типология позволяет провести глубокий анализ социальной, экономической, экологической и институциональной сфер сельских территорий и предложить специальные комплексы мероприятий устойчивого развития для разных типов сельских территорий.

Типология - незаменимый этап любого исследования множества сходных (родственных) явлений; этап упорядочения знаний об исследуемых явлениях - разделение изучаемых явлений по типам. Тип представляет собой объединение (группу, множество) явлений, которым свойственны общие существенные качественные признаки, отличающие его от других, сходных по генезису и функциям групп явлений.

При проведении типологии возможно использование следующих статистических материалов: материалы статистического сборника территориальных органов Федеральной службы государственной статистики по субъекту РФ «Основные показатели социально- экономического положения муниципальных районов и городских округов субъекта РФ» (разделы «Население»; «Труд»; «Уровень жизни населения»; «Образование»; «Здравоохранение»; «Добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды» (объем отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами; производство продукции в натуральном выражении); «Сельское хозяйство» (продукция сельского хозяйства (в хозяйствах всех категорий)); «Торговля и услуги» (оборот розничной торговли, оборот общественного питания, объем платных услуг населению); краткий статистический сборник «Субъект РФ в цифрах.»; «Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий за... гг.»; статистический сборник «Агропромышленный комплекс субъекта РФ … гг.», «Демографический ежегодник субъекта РФ за … г.» и др., а также материалы региональных и районных администраций по объему работ, выполненных по виду деятельности «строительство», «Схема территориального планирования субъекта РФ»; паспорта муниципальных образований субъекта РФ и др.

В основе типологии сельских территорий положены различные признаки: выделение природно-сельскохозяйственных зон, естественно-историческое и экономическое разделение территории и т.п. Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) разработала типологию, которой пользуется большинство развитых стран мира, по которой выделяют преимущественно городские (urban), преимущественно сельские (rural) и промежуточные (semirural) территории на основе 3 критериев:

  • 1. Плотность населения. Сельской считается территория, если плотность населения около 150 жителей на км 2
  • 2. Процент населения, живущего в сельских общинах. Регион считается преимущественно сельским, если более 50% жителей живут в сельских общинах, преимущественно городской, если менее 15%, и промежуточный, если от 15% до 50% населения проживает в сельских общинах
  • 3. Наличие городского центра. Промежуточный - имеет городской центр с численностью населения более 200 тыс., регион оценивается как преимущественно городской, если городской центр имеет более 500 тыс. жителей. При проведении типологии сельских территорий субъектов РФ целесообразно проводить выделение типов сельских территорий по: типам динамики населения; возрастной структуре; обеспеченности населения социальной инфраструктурой; инвестиционной активности; уровню экономического развития сельского хозяйства и в целом структуры экономики муниципальных районов; современного состояния социально-экономической среды сельских территорий; потенциалу социально-экономического развития и поляризации развития с выделением районов опережающего развития, опорных районов и т.д.

Таким образом, типология осуществляется на трех иерархических уровнях:

  • 1 уровень - анализ динамики развития социальных и экономических сфер сельских районов;
  • 2 уровень - интегральная оценка состояния социально-экономической среды и потенциала развития;
  • 3 уровень - программный. Выявление основных направлений развития сельских территорий.

Выделенные типы должны находить территориальное выражение и иллюстрироваться одноименными тематическими картами в масштабе 1: 2 500 000.

Критерии и методики типологии

Таксономической единицей типологии являются сельские муниципальные образования (административные районы) субъекта РФ. Алгоритм исследования и проведения типологии включает несколько последовательных этапов:

1 этап - обработка базовых показателей, отражающих динамику состояния развития социальных и экономических сфер сельских районов;

2 этап - выделение тематических типов сельских районов;

3 этап - интегральная группировка выделенных типов и формирование обобщающих характеристик.

Обработка массива данных осуществляется с использованием приемов кластерного анализа. По каждой группе показателей методом линейного масштабирования находятся значения индикаторов. Для обработки большого массива данных, обладающих разномасштабными значениями и, кроме того, имеющих как количественную, так и качественную характеристики, данный метод является наиболее пригодным. Он более точен, по сравнению с бальными и рейтинговыми оценками и основан на определении референтных точек (максимальных и минимальных значений показателей). Тем самым данный метод показывает реальное расположение показателя каждого конкретного района между референтными точками.

Расчет производится по формуле:

где Х - первое значение в ряду

В работе с помощью метода линейного масштабирования индикаторы приводились к размерности от 0 до 1. Оценка по каждому из показателей, основанная на равной приоритетности индикаторов, рассчитывалась как среднее геометрическое или среднее арифметическое из значений показателей. В свою очередь общие интегральные индексы обобщающих типологий (потенциал и т.п.) уточняются использованием экспертных оценок коэффициентов значимости факторов от 0 до 1. По отдельным показателям дополнительно проводится статистический анализ распределения, ранжирование и бальная оценка (для качественных характеристик).

Типология демографической, социальной и институциональной среды (карты):

  • · Плотность сельского населения;
  • · Типы динамики численности населения; Возрастная структура населения;
  • · Обеспеченность населения социальной инфраструктурой.
  • · Потребительские расходы населения
  • · Занятость населения в сельском хозяйстве и др. отраслях сельской экономики
  • · Институциональная среда сельских территорий

Типология экономической среды (карты):

  • · Структура сельской экономики.
  • · Уровень развития сельскохозяйственного производства.
  • · Отраслевые типы специализации сельскохозяйственного производства.
  • · Уровень уровню инвестиционной активности.
  • · Бюджетная обеспеченность населения
  • · Состояние социально-экономической среды
  • · Рекреационный потенциал сельских территорий.
  • · Малые предприятия сельских территорий.
  • · Местные бренды.
  • · Гастрономическая карта сельских территорий.

Потенциал социально-экономического развития сельских территорий (карты):

  • · Потенциал социально-экономического развития сельских территорий
  • · Типы территорий с учетом подходов ОЭСР

Специфика региональных комплексных программ развития

Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствования территориальной структуры хозяйства, обеспечения занятости населения и т.д. В этих условиях оправдано использование новых эффективных методов воздействия на экономику, в частности программно-целевого прогнозирования, которое позволяет квалифицированно и надежно, в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития отдельных районов в увязке с единой .

Региональные программы - представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

Различают следующие виды региональных программ : межгосударственные, государственные (федеральные) и собственно региональные, формируемые и реализуемые по отраслевому признаку и комплексные. Узкоспециализированные программы, как правило, разрабатываются в составе целевых федеральных программ, например «Здравоохранение в России».

Региональные программы классифицируются по следующим признакам: территориальная принадлежность, функциональная ориентация, содержание решаемых проблем, масштабность программной задачи, отраслевая локализация, характер возникновения проблем и др. Выделение признаков и соответствующих им классов программ служит условием поиска общих закономерностей в процессе их формирования и реализации. Классификационные признаки отражают содержание проблемы, характеризуют объекты программ, особенности управления ими и т.д..

Каждая региональная программа характеризуется одновременно несколькими классификационными признаками. Например, конкретная региональная (местная) программа может быть по территориальной принадлежности — областной; по функциональной ориентации — экологической; по масштабности проблемы — узкоспециализированной; по продолжительности — среднесрочной и т.д.

Специфика региональных программ заключается в том,что они формируются и реализуются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, обусловлены общегосударственными и территориальными интересами. Отбор региональных проблем для программирования проводится, как правило, территориальными органами власти и управления. Программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона, единицы административно-территориального деления Российской Федерации (республика, край, область, города федерального значения). Управляют проектированием и реализацией программ структуры исполнительной власти региона.

Региональные программы отличаются относительно небольшими по сравнению с государственными программами объемами работ и ресурсных затрат и обладают строгой целевой направленностью , точной адресностью, конкретным ограничением временных интервалов и увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой России.

Основные задачи региональных программ:
  • выравнивание межрайонных различий по показателям экономического, социального и научно-технического развития;
  • формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;
  • сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка;
  • максимально полное и эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона;
  • развитие производств и сфер в соответствии с государственной селективной структурной политикой;
  • охрана окружающей среды;
  • преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;
  • формирование инфраструктуры информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов;
  • духовное возрождение регионов, сохранение их исторического наследия, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки.

Структура программы регионального развития

Состав и структура комплексной программы социально-экономического развития региона представляют собой перечень и взаиморасположение разделов, отражающих содержательную и функциональную характеристики принятого к реализации программного проекта.

Разделы программы коплексного развития региона:
  1. Анализ и оценка сложившейся социально-экономической ситуации региона.
  2. Оценка и состояния окружающей среды.
  3. Состояние демографической ситуации и в регионе.
  4. Концепция социально-экономического развития региона . Выполненные в предыдущих разделах анализ социально- экономического развития региона и оценка природных ресурсов, состояния окружающей среды, демографической ситуации и рынка труда дают представление о современных масштабах и структуре хозяйства региона, его материально-производственной базе, выявленных диспропорциях в экономике, а также дают прогноз численности трудовых ресурсов и возможностей использования природно-ресурсного потенциала, позволяют с учетом тенденций технического прогресса и выдвигаемых перед регионом хозяйственных задач выработать и сформулировать концепцию (прогнозный замысел) социально-экономического развития региона на расчетную перспективу. Главным содержанием концепции должны быть принципиальное (вариантное) определение направлений наиболее рационального использования крупных и эффективных ресурсов, оценка на этой основе сравнительной экономичности различных отраслей и установление путей правильного формирования всего хозяйственного комплекса.
  5. Основные целевые подпрограммы . Выделяются основные для региона целевые подпрограммы, которые могут формироваться по отраслевому, функциональному и проблемному признакам.
  6. Механизм осуществления программы. Излагается взаимоувязанный комплекс мер и действий, экономических рычагов, обеспечивающих решение проблемы.
  7. Ресурсное обеспечение программы. Содержит расчеты предстоящих затрат (финансовых — по источникам поступления; материальных — по видам продукции; природных условий и ресурсов — по климатическим условиям, земельным, водным, растительным, топливно-энергетическим и минерально-сырьевым ресурсам; трудовых ресурсов — по профессионально-квалификационным группам; информационных — по видам; временных — по срокам). Из общего объема ресурсов выделяется та их часть, которая поступает из собственных источников.
  8. Координация программных мероприятий. Обеспечивается согласование действий всех организаций, участвующих в осуществлении программы.
  9. Оценка эффективности осуществления программы. Проводятся расчеты экономической эффективности программы.
  10. Организация, формы и методы управления программой. Разрабатываемая организационно-функциональная структура управления формируется с учетом специфики программы и региона.

Разделы программы содержат необходимые обоснования и пояснения. Они формируются в целом на весь период реализации программы и по годам. Для долгосрочных программ первоначальная разбивка осуществляется по годам, последующая — по более продолжительным срокам.

Оформление каждой программы является стандартным: на титульном листе указываются соответствующая краевая, областная, городская администрация; дата выпуска; на листе согласования — утверждающая инстанция и организация, согласование с которыми необходимо.

Основными формами прямого участия государства в регулировании регионального развития станут осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов, размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы.

Число федеральных региональных программ должно быть невелико; они разрабатываются и финансируются только для регионов с особо сложными (критическими) социально-экономическими и экологическими проблемами, например для зоны Севера.

Принципиальное значение имеет увязка процессов разработки и принятия программ с формированием и проведением бюджетной политики. Необходима инвентаризация всех уже начатых на территории России программ с пересмотром приоритетов, сроков, источников их ресурсного обеспечения. Наиболее крупномасштабные комплексные программы должны проходить рассмотрение и утверждаться в высших законодательных органах. В условиях рыночных отношений управление государственными региональными программами не должно ограничиваться существующими органами исполнительной власти — могут утверждаться на договорных началах специальные государственные, частные, смешанные независимые компании, консорциумы, агентства со специальными полномочиями и ответственностью.

В Российской Федерации до 2014 года, особенно в восточной ее части, действовало чуть более 20 зон особого развития разных типов. Правительство, решив увеличить объем иностранных инвестиций в национальную экономику, дало толчок к созданию нового их типа. Так появилась территория опережающего развития (ТОР).

Что такое ТОР?

ТОР - это часть выделенной территории одного из субъектов страны, которая включает в себя административно-территориальное образование закрытого типа. На этой территории Правительством РФ устанавливается специально назначенный правовой режим с целью осуществления предпринимательской и иных видов деятельности. Он призван сформировать условия, благоприятные для привлечения инвесторов и обеспечить развитие социально-экономической сферы ускоренными темпами, что позволит создать комфортные условия для обеспечения жизнедеятельности проживающего на этой территории населения. Называется подобная зона ТОР или ТОСЭР (территория опережающего социально-экономического развития). Исторический экскурс

О необходимости выделения зоны с темпами развития социальной структуры и экономики, опережающими другие регионы, заявил глава государства в ежегодном обращении к Федеральному собранию в декабре 2013 года. Начать предложил с Дальнего Востока и Сибири. Причем особым условием должно было стать создание производств на не сырьевой основе, ориентированных по большей части на экспорт.

Спустя почти год Правительство внесло на рассмотрение в Госдуму пакет из трех законов: проект закона о Территории с опережающим развитием, поправки в Гражданский, Налоговый, Земельный и другие кодексы РФ.

К 30 марта 2015 года все нормативные акты были подписаны и вступили в силу. Базовыми пунктами стали:

  • несовпадение границ ТОР с особыми экономическими или территориальными зонами субъектов РФ;
  • каждая отдельно взятая территория опережающего развития имеет специально установленный перечень видов разрешенной экономической деятельности, для которых разработан индивидуальный правовой режим;
  • регламентированная сумма минимальных капитальных вложений, определенная законодательно для будущих резидентов;
  • свободный таможенный режим;
  • разрешение в пределах ТОР создавать индустриальные парки.

Также законодательно предписано на каждой территории опережающего развития учредить управляющую компанию, которая будет отвечать за создание необходимой инфраструктуры и предоставление услуг резидентам. Определяет ее Правительство РФ, а 100% пакет акций должен находиться в собственности государства.

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) может формироваться и в моногородах. Для этого создана комиссия на базе Министерства экономразвития РФ.

Правовая база

Понятие этого типа особой зоны введено Федеральным законом № 473 от 29.12.2014. В нем определен правовой статус для территорий с опережающим развитием, налоговые льготы и преференции. Они распространяются только на резидентов ТОР. К ним относятся предприниматели и/или коммерческие юридические лица, которые прошли государственную регистрацию и составили соглашения, в соответствии с нормами законов об осуществлении строго регламентированной деятельности на созданной территории опережающего развития.

ТОР в России создается на срок до 70 лет. Правительство РФ может продлить срок ее действия, если будет предоставлено согласие уполномоченного федерального органа. Также закон о территории опережающего развития предполагает порядок управления данной территорией, условия и последовательность действий по прекращению существования ТОР. А также прекращение и приобретение статуса резидента этой особой зоны.

Создание территорий опережающего развития потребовало внести изменения в Гражданский, Лесной, Градостроительный, Земельный и Трудовой кодексы Российской Федерации. Необходимостью также было внесение поправок в федеральные законы об исполнительных и законодательных органах власти касательно субъектов РФ. Изменились некоторые статьи законов о приватизации, местном самоуправлении, обязательном страховании иностранцев, прибывших на работу, о таможенных отчислениях, об экологической экспертизе, о лицензировании и пр.

Определения, связанные с ТОР

Закон о территориях опережающего развития дает разъяснения некоторым из них. Например, инфраструктура ТОР - это совокупность земельных наделов с имеющимися на них капитальными строениями и/или сооружениями, включая объекты энергетической, транспортной, инженерной, коммунальной, инновационной, социальной и других инфраструктур, находящихся в пределах особой зоны или за ее пределами, но необходимыми для ее стабильного функционирования.

Резидентом, зарегистрированным на территории с опережающим развитием, может быть ИП или коммерческая организация, с зарегистрированным статусом юридического лица. Исключение составляют муниципальные унитарные или федеральные организации, которые проводят свою деятельность на основе соглашения и включены в федеральный реестр резидентов подобных территорий.

Особенности правового режима

Статус территорий опережающего развития заключается в:

  • специфике налогообложения;
  • льготных ставках по арендной плате;
  • предоставлении особых услуг от государства;
  • таможенных процедурах, применяющихся как в свободной таможенной зоне;
  • исключительном праве привлекать к деятельности квалифицированный персонал из других стран;
  • специальном порядке проведения муниципального надзора и госконтроля;
  • особом порядке пользования землей;
  • использовании технических и/или санитарных регламентов по примеру стран, в которых успешно действуют подобные зоны;
  • приоритете при подключении к объектам инфраструктуры ТОР.

Специфика административного аппарата

Согласно нормативным актам о территориях опережающего развития в Российской Федерации, управленческий аппарат в этих зонах наделен специфическими полномочиями, приравненными к органам государственной власти. В периметрах территорий формируются специальные подразделения исполнительных и прочих органов (МВД, МЧС, ФНС и др.). Специальный порядок, установленный на ТОР, значительно повышает уровень администрирования.

Налоговые привилегии

Они гарантируются только резидентам ТОР. Предметы и условия заключённых соглашений с резидентами ТОР регулируются 14 статьей 473-ФЗ «О территориях опережающего развития». Так, например, в течение оговоренного срока резидент обязан осуществлять инвестиции (в том числе и капитальные), и проводить деятельность, предписанную соглашением в сроки и объемах, указанных при подписании соглашения о деятельности резидента.

Налог на добавленную стоимость

Для резидентов ТОР предусмотрен упрощенный (заявительный) НДС. Эта норма указана в НК РФ статье 176.1. В ней говорится, что налогоплательщики зоны опережающей развитие социально-экономической сферы получают право на возмещение суммы уплаченного налога, если совместно с декларацией они предоставят поручительство управляющей хозяйственной деятельностью резидента компании. Резиденты территорий опережающего развития, заполняя декларацию, обязательно должны указать право на возмещение НДС.

Налог на прибыль

Коммерческие фирмы, зарегистрированные в качестве резидентов подобных территорий, имеют право на нулевую ставку в течение пяти лет, подлежащему уплате в федеральный бюджет налога.

Ставка налога в региональные бюджеты значительно снижена. Статья 284.4 НК РФ регламентирует эту ставку 5%. Начинается отсчет с первого прибыльного периода. Действие этой ставки налога на прибыль возможно в течение пяти периодов налогообложения. Следующие пять - она не может быть больше 10%.

Налог на добычу полезных ископаемых

Территория опережающего развития дает право использовать социальный коэффициент при расчете НДПИ в определенной зоне добычи полезных ископаемых. До момента начала применения сниженной налоговой ставки на прибыль этот коэффициент практически всегда равен нулю. Его действие может достигать десяти лет.

Страховые и пенсионные взносы

Для резидентов ТОР законодательно установлены пониженные тарифы на социальные взносы в Пенсионный фонд (6%), в Фонд социального страхования (1,5%), в Фонд обязательного медстрахования федерального уровня (0,1%). Всего получается 7,6%. Этот пониженный тариф вводится сроком на 10 лет.

Проверочные мероприятия

Территория опережающего развития имеет специально разработанные правила, регулирующие проверки. Они установлены Постановлением Правительства РФ № 1132 от 22 октября 2015 года.

Закон в действии

Сегодня в нашей стране действует не одна ТОР и с завидной регулярностью создаются новые. Например, в апреле этого года правительство дало старт двум территориям опережающего развития - «Саров» и «Николаевск». Они создаются на базе одноименных городов в Нижегородской области и Хабаровском крае. Основных целей, поставленных перед этими территориями, две - способствовать созданию рабочих мест и привлекать инвестиции в соответствующие регионы.

Министерство экономического развития нашей страны, проведя анализ и оценку, считает, что создание ТОР «Саров» обеспечит привлечение инвестиций в сумме более 10 млрд рублей. Это повлечет за собой организацию и реализацию нескольких инвестиционных проектов с открытием 1 700 - 1 800 рабочих мест. При этом объем налогов в бюджеты разных уровней и взносов во внебюджетные фонды федерального уровня планируется в сумме около 10 млрд рублей.

Эксперты отмечают, что финансируется ТОР «Саров» из внебюджетных источников. А вот «Николаевск» как территория опережающего развития создается на финансовой основе госпрограммы «Социально-экономическое развитие территорий Дальнего Востока и Байкальского региона». И только инженерная инфраструктура этой ТОР финансируется из внебюджетных фондов и частично из бюджета Хабаровского края.

Для территории опережающего социально-экономического развития «Николаевск» установлен специальный правовой режим для деятельности предпринимателей, а также минимальный объем капвложений резидентов. Таможенная зона является свободной, что подтверждено правом Евразийского экономического союза.

В соответствии с реализацией различных инвестиционных проектов, рабочих мест в этой территории планируется создать около 2 500. Поэтому налоговые поступления в бюджеты различных уровней должны возрасти до 2,3 млрд рублей.

Что лучше бизнесу - статус резидента ОЭЗ Алабуга или статус резидента ТОСЭР Набережные Челны?

Аспект сравнения №1. Налоговые режимы

Мы можем рассчитать Вам эффект от реализации проекта в ТОСЭР или ОЭЗ (с учетом льгот резидента и без льгот) для принятия взвешенного решения , разработать Вам бизнес-план проекта - резидента ОЭЗ или ТОСЭР по требованиям .

Решение о выборе той или иной зоны для размещения производсотва в ней и получения льгот и преференций рекомендуем принимать рассчитав финансово-экономическую модель (ФЭМ) по 3 сценариям:

  • размещение производства на территории ОЭЗ,
  • размещение производства на ТОСЭР,
  • размещение производства без получения льготного режима.

Сравнительным анализом вариантов - разностным методом - Вы получите ответ на свой вопрос и увидите эффект от размещения в сравнении с другими режимами и с режимом без льгот - важно при расчете оценить все плюсы и минусы, все риски решения.

Сравнение ставок налогооболожения прибыли организаций в ТОСЭР и ОЭЗ:

ОЭЗ Алабуга Бюджет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Налог на прибыль РФ 2% 2% 2% 2% 2% 2% 2% 2% 2% 2% 2% 2% 2% 2% 2%
РТ 0% 0% 0% 0% 0% 5% 5% 5% 5% 5% 13,5% 13,5% 13,5% 13,5% 13,5%
Сумма 2% 2% 2% 2% 2% 7% 7% 7% 7% 7% 15,5% 15,5% 15,5% 15,5% 15,5%
ТОСЭР Н.Челны Бюджет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Налог на прибыль* РФ 0% 0% 0% 0% 0% 2% 2% 2% 2% 2% 2% 2% 2% 2% 2%
РТ 5% 5% 5% 5% 5% 10% 10% 10% 10% 10% 10% 10% 10% 10% 10%
Сумма 5% 5% 5% 5% 5% 12% 12% 12% 12% 12% 12% 12% 12% 12% 12%

* Приведена таблица ставок налога на прибыль при условии, что режим ТОСЭР продлят по окончании 10 лет еще на 5 лет (такая возможность предусмотрена Постановлением Правительства).

Таблица и график показывают, что ступеньки ОЭЗ более "пологие", а ступеньки ТОСЭР - более "крутые" (особенно если после 10 летниего льготного периода не будет продления еще на 5 и ставка с 11 года вернется к обычным 20%) - с точки зрения налогообложения прибыли режим ОЭЗ более щадящий, но налогообложение прибыли - это всего лишь один из поядка 20 факторов выбора между режимами

Еще по теме льгот:
Плюсы индустриальных парков
Плюсы особых экономических зон (ОЭЗ)
Плюсы территорий опережающего развития (ТОСЭР)
Плюсы промышленных (отраслевых, территориальных) кластеров
Мы можем оказать услугу сопровождения Вашей заявки на получение льгот и преференций, субсидий государства!
При необходимости - обращайтесь к нам!

ТОСЭР по аналогии с особой экономической зоной (ОЭЗ) предоставляет налоговые преференции :

  • налог на прибыль в первый год - 5%, в последующие годы - 10% (без ТОР 20%),
  • налог на землю - 0% (без ТОР в среднем 1,5%),
  • налог на имущество организаций - 0% (без ТОР 2,2%),
  • страховые взносы в государственные внебюджетные фонды - 7,6% (без ТОР 30%).

По сути, это означает законное снижение налогового бремени значительной суммы добавочной стоимости (до 37% пунктов), то есть перерабатывающим отраслям, производствам будет экономнее по налогам начинать новый проект по производству и обработке, будучи резидентом ТОСЭР :

  • там, где высока доля добавочной стоимости из-за задействования значительной доли ручного труда, что сказываестя на размере ФОТ,
  • либо высокая доля автоматизации и механизации производства, что сказывается на сумме амортизации оборудования,
  • где хорошая наценка на себестоимость (кроме торговли).

Аспект сравнения №2. Инфраструктура

Что есть в ОЭЗ?

В ОЭЗ создана необходимая и достаточная производственная, транспортная, инженерная инфраструктура в рамках типа строительства greenfield (строительство производственных объектов в "чистом" поле)

Что есть в ТОСЭР?

В ТОСЭР в моногороде - вся созданная жилищная, социальная, транспортная инфраструктура, присущая ерритории города

Чего нет в ТОСЭР?

  • В ТОСЭР нет таможенных преференций - отсутствует таможенный пост, склад СВХ, упрощающий процедуры "растаможки" при импорте/экспорте
  • В ТОСЭР нет специально созданных промышленных территорий с подведенными коммуникациями (как это принято в ОЭЗ ППТ или промышленных (индустриальных) парках)

Чего нет в ОЭЗ?

  • в ОЭЗ нет льгот по страховым взносам в фонду обязаельного страхования (пенсоинное, социальное, медицинское)
  • в ОЭЗ нет созданной инфраструктуры города (жилая, социальная инфраструктура)

Мы можем оценить шансы Вашего проекта на получение статуса резидента ТОСЭР или ОЭЗ для принятия взвешенного решения , разработать Вам бизнес-план проекта - резидента ОЭЗ или ТОСЭР по требованиям Постановления КМ РТ от 07.05.1999 №284 . Обращайтесь к нам!

Создание ОЭЗ регулируется федеральным законодательством, а также решением о передаче ОЭЗ федерального уровня в ведение (и финансирование) регионов.

Создание ТОСЭР на территории моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 года №614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)».

Создание ТОСЭР на территории моногорода Набережные Челны осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны» №44 от 28.01.2016

Порядок получения статуса резидента ТОСЭР в Набережных Челнах осуществляется в соответствии с Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан «Об утверждении порядка заключения соглашения о ведении деятельности территории опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны» №61 от 04.02.2016

  • для резидентов и управляющих компаний промышленных площадок (индустриальных парков), технопарков,
  • резидентов и УК территорий опережающего развития (ТОР),
  • резидентов и УК особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),
  • бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
  • разрабатывают юридическую документацию, концепции развития и бизнес-план развития проекта,
  • консультируют по финансово-экономическим, маркетинговым вопросам.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента территории опережающего развития (ТОР)
  • подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), территориальных и отраслевых кластеров, Центров кластерного развития (ЦКР),
  • получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • разработка для девелопера (управляющей компании) концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • разработка технико-экономического обоснования (ТЭО), бизнес-плана для резидента, презентации, паспорта проекта, мастер-плана, подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых),
  • привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес.

3.2.1. Программы – один из наиболее распространённых и очевидных инструментов территориального маркетинга. Программы представляют собой описание (письменное или устное) последовательности действий, которые должны привести к заявленному результату. Также программы содержат перечни источников ресурсов, в том числе людских, а также сроки выполнения отдельных действий и всей программы целиком. Достижение заявленного результата является целью разработки программы и всех действий по её реализации.

Программы могут иметь политическую окраску, то есть быть связанными с какими-то политическими процессами, и могут быть просто направлены на улучшение жизни и деятельности населения данной территории. Разделение на политические и неполитические программы достаточно условно, и практически любая неполитическая программа, в принципе, может быть использована её авторами как аргумент в политической борьбе.

Программы развития могут приниматься как законодательными и исполнительными органами управления территории (Пример: Программа развития дорожной сети территории ), так и политическими партиями (Пример: Программа улучшения положения пенсионеров, принимаемая Партией пенсионеров ), общественными организациями (Пример: Программа возрождения музыкальных традиций, принимаемая местным музыкальным обществом ), отдельными промышленными предприятиями (Пример: Программа сокращения вредных выбросов, принимаемая металлургическим комбинатом ) и даже отдельными людьми (Пример: Личная программа здорового образа жизни ).

Программы могут быть как взаимосогласованными, то есть способствующими взаимной реализации, так и несогласованными, в лучшем случае не взаимодействующими друг с другом. Отдельно следует упомянуть о программах-конкурентах, которые, преследуя позитивные цели развития территории, претендуют на одни и те же ресурсы, социальные группы, сроки и т.п. В результате взаимодействия таких программ в местном сообществе может складываться о них неоднозначное, нередко негативное впечатление.



Ниже рассмотрены важнейшие группы программ развития территории.

3.2.2. Экономика Российской Федерации, большинства субъектов федерации и муниципальных образований на данном этапе своего развития характеризуется неким «порочным кругом бедности». Суть этого «круга» состоит в том, что соответствующая территория имеет «слабый» бюджет. «Слабый» бюджет порождает низкую заработную плату бюджетников и, соответственно, низкую их покупательную способность. Заработная плата на частных предприятиях, как показывает практика, отличается от зарплаты бюджетников незначительно и достаточно точно отслеживает её изменения. Население, пытаясь самостоятельно улучшить своё материальное положение, усиленно развивает «серые» и «чёрные» рынки. В результате имеет место низкая собираемость налогов, ведущая опять-таки к «слабому» бюджету. Ситуацию усиливают, как правило, неоднозначные межбюджетные отношения, а также низкое качество местных товаров и услуг. Поскольку внешние инвестиции здесь маловероятны, то единственный выход – мобилизация внутренних ресурсов путём стимулирования внутреннего спроса.

В этом случае наряду с различными финансовыми приёмами реальный положительный эффект дают программы территориального заказа . Суть этих программ заключается в направлении даже небольших бюджетных средств на развитие спроса на продукцию тех местных отраслей и предприятий, которые дают своей деятельностью мультипликационный эффект , то есть порождают спрос на продукцию смежных отраслей и предприятий.

Пример: Рынок жилья на любой территории Российской Федерации в силу исторических особенностей практически безграничен. Поэтому программа территориального заказа на жилищное строительство с частичным бюджетным финансированием или без него, под бюджетные гарантии или без них обеспечивает не только концентрацию и рациональное использование денежных средств, занятость населения и поступление налогов, но и сильный мультипликационный эффект в отраслях и предприятиях, производящих строительные и отделочные материалы, строительную и бытовую технику, мебель, посуду и т.п. Считается, что организация одного рабочего места в жилищном строительстве приводит к появлению в смежных отраслях и предприятиях 5-7 рабочих мест.

3.2.3. Другим направлением эффективной реализации территориального заказа является проведение конкурсов на выполнение работ, связанных с расходованием бюджетных средств и имеющих высокую социальную значимость для конкретной территории.

Пример: В любом муниципальном образовании каждый год решается вопрос о ремонте и строительстве школ, больниц, дорожного строительства, различных объектов коммунального хозяйства, благоустройства, обновлении их оборудования и т.п. Муниципалитет, объявляя конкурс на проведение подобных работ, не только создаёт конкурентные отношения между подрядчиками, но и может управлять мультипликационным эффектом от использования бюджетных средств.

3.2.4. Такие особенности экономики бывшего СССР, как относительно небольшое количество крупных предприятий, формирующих внутренний валовой продукт, практически без изменений передались современной Российской Федерации. Нерыночность сложившейся ситуации, выражающаяся в производстве большинством этих предприятий неконкурентоспособной продукции, приводит к экономическому спаду, росту безработицы, обнищанию населения, к образованию значительных ниш в производстве товаров и услуг. Во многих странах сложившаяся ситуация исправляется силами малого и среднего предпринимательства (бизнеса), обладающего несравненно большими возможностями в части маневренности денежными и иными ресурсами, а также большей конкурентоспособностью по сравнению с крупными предприятиями и потому способного ликвидировать товарный дефицит и снизить безработицу.

В Российской Федерации и её отдельных административных территориях также создаются программы поддержки малого и среднего предпринимательства . Наиболее известна из них федеральная программа «Одно окно», суть которой заключается в осуществлении полной государственной регистрации вновь образующегося юридического лица при подаче в «одно окно» относительно небольшого стандартного пакета документов. Однако следует констатировать, что даже полное внедрение программы «Одно окно» во всех регионах не сдвинет серьёзно проблему развития малого и среднего предпринимательства, так как оно далеко не исчерпывается вопросами регистрации. Необходим целый комплекс программ поддержки, разработка которого находится в зачаточном состоянии.

3.2.5. Жители многих стран мира в силу разнообразных причин, в том числе моды, не испытывают большой склонности к накопительству и предпочитают тратить свободные денежные средства, посещая самые различные уголки мира, то есть занимаясь туризмом . По оценкам некоторых аналитических организаций ежегодно той или иной формой туризма занимается 1-2 миллиарда человек. Стремительное развитие туризма в мире можно сравнить только с развитием компьютерной техники и технологии. Ряд территорий мира за счёт туризма имеют до 50 % и более бюджетных поступлений. Неудивительно, что программы развития туризма занимают важное место в развитии этих территорий. Однако следует констатировать, что за исключением некоторых традиционно туристических территорий (Москва, Санкт-Петербург, зоны отдыха в Краснодарском крае) сколь-нибудь серьёзных программ развития туризма на местах в РФ не существует. Особенно это касается территорий, удалённых на значительное расстояние от западных границ РФ, то есть Севера, Поволжья, Урала, Сибири.