Список операторов персональных данных роскомнадзор. Как проводятся проверки соблюдения требований к обработке персональных данных. Ведение реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных

Требования закона к оператору персональных данных

Оператор обязан обеспечивать конфиденциальность персональных данных. В статье 7 Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее ФЗ-152) написано, что оператор не обязан защищать персональные данные, если они являются обезличенными или общедоступными. Оператор персональных данных не имеет права обрабатывать данные без согласия субъекта персональных данных , то есть человека, кому эти данные принадлежат. Однако, в ст. 6 ч.2 ФЗ-152 предусмотрен ряд случаев, когда согласие субъекта не требуется.
В частности, не требуется согласие субъекта, если его персональные данные обрабатываются на основании Федерального закона, определяющего цель и содержание такой обработки (ст. 6, п.2, ч.2). Например, согласно Федеральному закону № ФЗ-3266-1 «Об образовании», у выпускников средних общеобразовательных учреждений не обязательно брать согласие на обработку их персональных данных для допуска к ЕГЭ. Органы и организации, привлекаемые к проведению ЕГЭ, осуществляют «…передачу, обработку и предоставление полученных в связи с проведением единого государственного экзамена <…> персональных данных обучающихся, участников единого государственного экзамена <…> в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области персональных данных без получения согласия этих лиц на обработку их персональных данных» (ст. 15, п. 5.1). В апрельском номере журнала «Персональные данные» есть большой материал , посвященный именно этой проблеме.
Еще один случай, когда для обработки персональных данных не требуется согласие субъекта: исполнение договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных. Для примера подойдет любой договор компании с физическим лицом на оказание услуг. Массу полезной информации по этой теме можно найти в специализированной прессе. Оператор также должен обеспечивать необходимые организационные и технические меры для пресечения попытки незаконного доступа к персональным данным.

Необходимые документы

Каждый оператор персональных данных обязан иметь пакет документов, подтверждающих защищенность Пдн сотрудников и клиентов.

Перечень необходимых документов может меняться в зависимости от специфики обработки персональных данных, орг.структуры и других особенностей каждого отдельно взятого предприятия.

В соответствии с данным пакетом документов на предприятии должны быть внедрены технические средства защиты персональных данных.

Подготовка документов, необходимых для защиты персональных данных

Существует несколько способов подготовить документы в соответствии с требованиями 152-ФЗ «О персональных данных» :

Средства защиты

Практически в каждой организации имеется информационная система персональных данных (сокращённо ИСПДн), которая может содержать, например, фамилию, имя работника, его паспортные данные, ИНН и т. д. С этой информационной системой работает оператор. В зависимости от того, какие данные содержатся в ИСПДн конкретной организации, эта ИСПДн может относится к одному из четырёх классов, каждый из которых предусматривает различные средства для защиты персональных данных.

См. также

Ссылки

  • www.rsoc.ru Реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных
  • www.pd.rsoc.ru Портал персональных данных Уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных
  • www.privacy-journal.ru Информационно-аналитический журнал "Персональные данные"

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Оператор персональных данных" в других словарях:

    Оператор персональных данных - 2) оператор государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки… … Официальная терминология

    Любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение,… … Википедия

    Субъект персональных данных физическое лицо, которое прямо или косвенно определено или определяемо с помощью персональных данных. Содержание 1 Взаимодействие с субъектом персональных данных … Википедия

    Комплекс мероприятий технического, организационного и организационно технического характера, направленных на защиту сведений, относящихся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных… … Википедия

    Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Содержание 1 Определение … Википедия

    Номер: 152 ФЗ Принятие: Государственной думой 26 июля 2006 года Вступление в силу: 26 января 2007 г. Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 года № 152 ФЗ «О персональных данных» федеральный закон, регулирующий деятельность по обработке (использ … Википедия

    Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке, в информационных системах персональных данных (выписка) - Терминология Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке, в информационных системах персональных данных (выписка): Автоматизированная система система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его… …

    ПРАВА СУБЪЕКТОВ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВАНИИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ - согласно Федеральному закону «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152 ФЗ, заключаются в запрещении принятия на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении… …

    оператор - 4.22 оператор (operator): Какой либо объект, осуществляющий работу системы. Примечание 1 Роль оператора и роль пользователя могут возлагаться одновременно или последовательно на одно и то же лицо или организацию. Примечание 2 В контексте данного… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ОПЕРАТОР - согласно Федеральному закону «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152 ФЗ, – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и/или осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

1. Настоящее Положение о ведении реестра операторов, осуществляющих обработку (далее - Положение), разработано в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N "О персональных данных" (далее - Закон) (Собрание законодательства Российской Федерации, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3451), для реализации полномочий по ведению реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных (далее - Оператор), возложенных на Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (далее - Служба) в соответствии с Положением о Службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2007 года N 354 (Собрание законодательства Российской Федерации, 11.06.2007, N 24, ст. 2923; N 52, ст. 6462).


2. Настоящее Положение устанавливает порядок ведения реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных (далее - Реестр).

3. Понятия, используемые в настоящем Положении:

реестр - перечень, список операторов, осуществляющих обработку персональных данных;

ведение реестра операторов - деятельность Службы, включающая сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных;

оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных;

обработка персональных данных - действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных.

II. Состав сведений, включаемых в реестр

4. Реестр содержит следующие сведения об Операторах:

а) регистрационный номер;

б) наименование (фамилия, имя, отчество), адрес оператора;

в) адреса филиалов (представительств) оператора, осуществляющих обработку персональных данных (при наличии);

г) дата направления уведомления;

д) цель обработки персональных данных;

з) правовое основание обработки персональных данных;

и) перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

к) описание мер, которые оператор обязуется осуществлять при обработке персональных данных, по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке;

л) дата начала обработки персональных данных;

м) срок или условие прекращения обработки персональных данных;

н) дата и основания включения в реестр операторов;

о) дата и основание исключения из реестра операторов;

п) внесенные изменения.

III. Условия включения операторов в реестр

5. Операторы включаются в Реестр при выполнении следующих условий:

Направление в территориальное управление Службы уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных (далее - Уведомление). Сведения, указанные в Уведомлении, должны соответствовать части 3 статьи 22 Закона;

Регистрация полученного Уведомления в территориальном управлении Службы, его обработка для принятия решения по утверждению или отклонению;

Подписание приказа руководителем Службы или заместителем руководителя о включении Оператора в Реестр.

6. Оригинал направленного Оператором Уведомления с приложением всех поступивших документов должен храниться в соответствующем территориальном управлении Службы.

IV. Порядок включения операторов в реестр

7. Служба по результатам анализа обработанных территориальными управлениями Службы Уведомлений вправе осуществлять проверку достоверности и полноты представленной Операторами информации, содержащейся в Уведомлении, или привлекать для осуществления такой проверки иные государственные органы в пределах их полномочий. Также Служба вправе запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию, в том числе в случае необходимости уточнения или дополнения недостающих сведений.

8. По результатам проверки сведений, содержащихся в обработанном Уведомлении, Служба в течение тридцати дней с даты поступления Уведомления, принимает решение о включении Оператора в Реестр, которое оформляется в виде приказа руководителя Службы или заместителя руководителя Службы о включении Оператора в Реестр.

9. На основании изданного приказа в Реестр вносится запись об Операторе, которой присваивается регистрационный номер.

10. Датой внесения Оператора в Реестр считается дата подписания приказа.

11. Информация о внесении Оператора в Реестр должна быть опубликована на официальном сайте Службы в сети не позднее трех дней с даты подписания приказа.

V. Порядок ведения Реестра

12. Ведение Реестра осуществляется с применением единой информационной системы (далее - ЕИС) в электронном виде.

13. Ведение Реестра осуществляет Служба, которая при наличии условий, определенных настоящим Положением, включает Операторов в Реестр путем внесения в Реестр соответствующих записей, изменяет сведения, содержащиеся в указанных записях, исключает Операторов из Реестра путем дополнения ранее внесенных записей сведениями об исключении Операторов из Реестра.

14. В случае изменения сведений, содержащихся в Уведомлении после включения Оператора в Реестр, он обязан уведомить об изменениях Службу в течение десяти рабочих дней с даты возникновения таких изменений. Внесение указанных изменений в Реестр производится на основании приказа руководителя Службы или заместителя руководителя и не приводит к изменению регистрационного номера соответствующей записи в Реестре.

15. Сведения, содержащиеся в Реестре, за исключением подпункта "к" пункта 4 настоящего Положения, являются общедоступными.

16. Информация о Реестре публикуется на официальном сайте Службы.

17. Операторы, включенные в Реестр, вправе получить выписку из Реестра по письменному обращению в Службу в срок не позднее тридцати дней.

VI. Порядок исключения операторов из Реестра

18. Вопрос об исключении Оператора из Реестра рассматривается в следующих случаях:

Поступление в Службу или ее территориальные управления письменного заявления (обращения) от Оператора, включенного в Реестр, об исключении с приложением обоснований;

Принятие Службой или ее территориальными управлениями мер по приостановлению или прекращению Оператором обработки персональных данных, осуществляемой с нарушением требований Закона.

19. Операторы исключаются из Реестра при наступлении одного из следующих условий:

Ликвидация Оператора;

Прекращение деятельности Оператора в результате его реорганизации, за исключением реорганизации в форме преобразования;

Аннулирование лицензии на осуществление лицензируемой деятельности Оператора, если условием лицензии на осуществление такой деятельности является запрет на передачу персональных данных третьим лицам без согласия в письменной форме субъекта персональных данных;

Наступление срока или условия прекращения обработки персональных данных, указанных в Уведомлении;

Решение суда о прекращении оператором деятельности по обработке персональных данных;

Иные, установленные законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

20. Решение об исключении Оператора из Реестра оформляется приказом руководителя Службы или заместителя руководителя Службы.

На основании изданного приказа в Реестр вносятся сведения об исключении Оператора из Реестра. После исключения Оператора из Реестра регистрационный номер соответствующей записи в дальнейшем не используется.

21. Информация об исключении Оператора из Реестра должна быть опубликована на официальном сайте Службы в сети Интернет не позднее трех дней с даты подписания приказа.

Работа с персональными данными накладывает на оператора ряд обязанностей. Рассмотрим несколько наиболее существенных из них.

Уведомить Роскомнадзор о начале обработки персональных данных (). Такое уведомление необходимо направить в ведомство до начала обработки данных, указав в нем:

  • наименование (ФИО), адрес оператора;
  • цель обработки персональных данных;
  • категории персональных данных;
  • категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются;
  • правовое основание обработки персональных данных;
  • перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
  • меры защиты персональных данных;
  • ФИО физического лица или наименование юридического лица, ответственных за организацию обработки персональных данных, и номера их контактных телефонов, почтовые адреса и адреса электронной почты;
  • дату начала обработки персональных данных;
  • срок или условие прекращения обработки персональных данных;
  • данные о наличии или об отсутствии трансграничной передачи персональных данных в процессе их обработки;
  • информацию о месте нахождения базы данных информации, содержащей персональные данные россиян;
  • сведения об обеспечении безопасности персональных данных в соответствии с требованиями к защите персональных данных, установленными Правительством РФ (речь, в частности, идет об персональных данных в зависимости от угроз безопасности, персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные уровни защищенности персональных данных, а также о и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных).

При этом есть ситуации, когда уведомлять Роскомнадзор об обработке персональных данных не нужно. Это, например, обработка работодателем данных работников, получение оператором данных клиента при заключении с ним договора (если эта информация не предоставляется третьим лицам без согласия на то субъекта и используется исключительно для исполнения указанного договора), обработка общедоступных персональных данных, оформление лицу однократного пропуска на территорию оператора, использование только ФИО субъекта и др. ().

Обеспечить конфиденциальность персональных данных. Это значит, что распространять их без согласия на то субъекта нельзя (). Данная обязанность лиц, получивших доступ к персональным данным, является одной из основных. В частности, при передаче персональных данных работников работодатель обязан:

  • не сообщать персональные данные работника третьей стороне без его письменного согласия (за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, и в других предусмотренных законом случаях – например, при передаче данных в ФСС, ПФР, налоговые органы, военные комиссариаты, прокуратуру, правоохранительные органы, ГИТ и др.);
  • предупредить лиц, получающих персональные данные работника, что эта информация может быть использована лишь в целях, для которых она сообщена – более того, работодатель даже может требовать от таких лиц подтверждения того, что это правило соблюдено;
  • осуществлять передачу персональных данных работника в пределах одной организации, у одного индивидуального предпринимателя в соответствии с локальным нормативным актом, с которым работник должен быть ознакомлен под подпись;
  • разрешать доступ к персональным данным работников только специально уполномоченным лицам, причем они должны иметь право получать лишь те данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций;
  • не запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции;
  • ограничивать информацию, передаваемую представителям работников, лишь теми данными работника, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функций ().

Принимать меры для обеспечения безопасности персональных данных (). Для этого организации следует назначить лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных (). Такое лицо обязано осуществлять внутренний контроль за соблюдением оператором и его работниками требований к защите персональных данных, доводить до сведения работников положения , локальных актов по вопросам обработки персональных данных, а также организовывать прием и обработку обращений и запросов субъектов персональных данных. Кроме того, в этих же целях следует применять технические меры по обеспечению безопасности обработки, а также издать документы, определяющие политику компании в отношении обработки персональных данных, и др.

При этом политику обработки персональных данных организация должна сделать публичной (). Наиболее оптимальным способом является размещение документа на сайте оператора. Но в том случае, когда это невозможно, достаточно установить "кармашек" с политикой на бумажном носителе в любом доступном для посетителей организации месте. Исключение составляют операторы, собирающие персональные данные непосредственно через Интернет, – им необходимо опубликовать политику именно на сайте и обеспечить возможность доступа к указанному документу. На официальном сайте Роскомнадзора можно ознакомиться с рекомендациями по составлению политики в отношении обработки персональных данных .

Не стоит путать политику, распространяющуюся в основном на третьих лиц (контрагентов, клиентов и др.), с Положением о защите, хранении, обработке и передаче персональных данных работников – этот документ в отличие от политики является локальным нормативным актом, поэтому делать его публичным не нужно, а вот ознакомить с ним под роспись работников следует обязательно ().

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

О том, с какими проблемами может столкнуться оператор при соблюдении требований о локализации персональных данных и как их наиболее эффективно их решить, читайте в нашем материале " ".

Соблюдать требования по локализации персональных данных россиян. С 1 сентября 2015 года все операторы при сборе персональных данных обязаны обеспечить их обработку с использованием баз данных, находящихся в России (). Так называемая локализация персональных данных поначалу вызвала большой резонанс среди специалистов и операторов – требования закона были сформулированы таким образом, что у экспертов возникло немало . Среди них отсутствие ясности, на какие именно персональные данные будет распространяться данное требование, каких операторов это затронет, допускается ли обработка персональных данных одновременно на российском и иностранном сервере, как определить гражданство субъекта и т. д. На большую часть этих вопросов Роскомнадзор ответил еще до вступления новых требований закона в силу. Так, например, ведомство предоставило операторам право самостоятельно решать вопрос определения гражданства лица, чьи данные обрабатываются, либо применять требование о локализации к персональным данным всех субъектов. Кроме того, Роскомнадзор уточнил, что в том случае, когда при сборе персональные данные были записаны в российскую базу данных, в дальнейшем они могут обрабатываться и в электронной базе, находящейся за пределами страны.

И в политике обработки персональных данных, и в Положении о защите, хранении, обработке и передаче персональных данных работников следует прописать, что при сборе персональных данных оператор обязуется обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных россиян с использованием баз данных, находящихся на территории России, а также указать место нахождения такой базы данных.

Своевременно прекратить обработку персональных данных. Если цель обработки персональных данных достигнута или субъект отозвал свое согласие на их обработку, оператор должен прекратить обработку этих данных и удалить их в 30-дневный срок, если иной срок не определен в соглашении ().

21 февраля 2014 в 23:45

А может не уведомлять об обработке персональных данных?

  • Информационная безопасность

Частью первой ст 22 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее в статье - Закон) предусмотрена обязанность оператора, осуществляющего обработку персональных данных, уведомить орган Роскомнадзора до начала обработки. Сразу же (во второй части статьи) Закон предлагает основания, по которым оператор имеет право об обработке не уведомлять. Случаи эти довольно распространены. Но поскольку Закон не запрещает уведомлять даже если есть такие случаи, ряд операторов выбирают пойти по пути уведомления. Возможно, стоит не направлять уведомление, или даже подумать, как попасть под «исключения». На это есть, как минимум, 3 причины.

Сложно ответит на вопрос «Почему?» за всех принявших решение отправить уведомление в орган Роскомнадзора если можно было этого не делать. Конечно, нельзя исключить маркетинговые походы (имидж, открытость). Все же, в ряде случаев уведомляют по незнанию или исходя из позизии «Лучше перебдеть». Хотелось бы обратить внимание на известное право операторов, осуществляющих обработку персональных данных, не уведомлять органы Роскомнадзора об обработке и вот для этого несколько причин.

  1. Лицу, подавшему уведомление об обработке персональных данных, необходимо нести бремя по постоянной актуализации поданных сведений. Эта обязанность предусмотрена ч.7. ст. 22 Закона. Если оператор, осуществляющий обработку персональных данных, не подаст уведомление об изменении сведений (изменение адреса оператора, изменение категорий ПДн, которые обрабатываются, смена ответсвенного за обработку ПДн и его контактов и т.д.), то может быть привлечен к административной ответственности. Казалось бы, что сложного: поменялось что-то в организации, взял и отправил письмишко. Как показывает практика, в большинстве случаев об этом забывается. Например, те кто встал в Реестр (в Реестр включаются все, подавшие уведомление об обработке) операторов, осуществляющих обработку персональных данных до 1 июля 2011 года обязаны были до 1 января 2013 года дополнительно дослать сведения, предусмотренные пунктами 5, 7.1, 10 и 11 части 3 статьи 22 Закона (правовое основание обработки персональных данных, ФИО ответственного и т.д.). Как видно из реестра операторов персональных данных Роскомнадзора, больше половины операторов этого не сделали по настоящее время. Мысль о том, что у всех этих организаций никаких внутренних изменений, связанных с обработкой персональных данных, не происходило, тоже сомнительна. Предлагаю и Вам подумать, будете ли Вы своевременно отслеживать в долгосрочной перспективе актуальность записей в Реестре, если есть возможность этого не делать вообще?
  2. Органы Роскомнадзора осуществляют планирование проверок операторов, осуществляющих обработку персональных данных, с использованием ведомственной единой информационной системы – ЕИС . Все операторы, подавшие уведомления уже находятся в ней, в связи с чем, вероятность попадания в план проверок многократно возрастает. Организации, проверяемые Роскомнадзором по другим направлениям (услуги связи, РЭС, СМИ, вещание) автоматически проверяются на предмет соблюдения законодательства в сфере персональных данных, если уведомили Роскомнадзор об обработке.
  3. Если оператор персональных данных принял решение уведомить орган Роскомнадзора об обработке, хотя имел право этого не делать, то исключиться из Реестра по причине того, что мог вообще не уведомлять, не получиться. Такая возможность не предусмотрена ни Законом, ни соответствующим Административным Регламентом. Вернее, предусмотрена только по общим основаниям.
Если Вы собирались направлять уведомление, но вышеуказанное чем-то зацепило Вас, общие рекомендации просты.
  1. Внимательно прочитать (осознать) ч.2 ст. 22 Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».
  2. Посмотреть какие персональные данные и в связи с чем обрабатываются у Вас.
  3. В некоторых случаях, возможно потребуется скорректировать Вашу работу с носителями персональных данных. Дам пример, что бы было понятно, что я имею ввиду.
Одна из возможностей не уведомлять об обработке персональных данных предусмотренная п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона звучит так
полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных

Так вот, Вы заключили договор , с физическим лицом на какую-то услугу. Взяли у человека номер мобильного телефона, что бы сообщить о готовности услуги. В большинстве случаев номер мобильного телефона не нужен для целей исполнения договора. Если берется у клиента номер мобильного телефона, нужно дополнительно его согласие на обработку персональных данных. Однако, в этом случае, Вы не попадаете под исключение в Законе, которое позволяет не уведомлять об обработке персональных данных.
Если в договоре с этим физлицом прописать необходимость наличия номера мобильного телефона для целей исполнения договора, то уже претендуете на право попасть под исключение.
Обыграть необходимость наличия номера мобильного телефона для целей исполнения договора можно примерно так «Организация обязуется уведомить клиента по телефону № х… х о готовности...».

С 1 июля 2017 года ужесточилась ответственность за нарушение законодательства о персональных данных. С какими персональными данными приходится иметь дело управляющим организациям, что делать, если собственники не дают согласие на обработку персональных данных?

Об этом мы поговорили с Дмитрием Юрьевичем Артюхиным, руководителем Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия.

Об обработке персональных данных

Дмитрий Юрьевич, расскажите, что такое персональные данные и есть ли они в сфере ЖКХ?

Персональные данные - это любая информация, на основании которой можно однозначно идентифицировать конкретного человека.

Обработка персональных данных - любое действие, автоматизированное или не автоматизированное, которое совершается с персональными данными. Это сбор, запись, систематизация, накопление, хранение и уточнение данных.

К персональным данным мы относим фамилию, имя, отчество, дату и место рождения человека, данные документа, удостоверяющего личность. И много другой информации, на основании которой прямо или косвенно можно определить конкретного человека.

При этом нужно иметь ввиду, что если без получения дополнительной информации невозможно установить конкретного человека, то такая информация не является персональными данными.

Например, в СМИ размещены списки должников. В них указаны фамилии и инициалы. На основании этой информации идентифицировать человека нельзя. Совсем другое дело, если эти списки управляющая организация разместит в подъезде дома, в котором живёт человек.

Конечно, деятельность по управлению МКД связана с обработкой персональных данных. Каждая форма управления: управляющая организация, ТСЖ или даже непосредственное управление предусматривает сбор и обработку персональных данных.

Управляющие организации заключают с собственниками помещений договоры управления МКД, в которых обязательно указываются персональные данные. Кроме того, УО как юридические лица имеют правоотношения со своими работниками, которые регулируются трудовым законодательством. Поэтому управляющие организации являются операторами по обработке персональных данных.

Об операторе по обработке персональных данных

Кто является оператором персональных данных?

В соответствии с законом оператор персональных данных - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, которое самостоятельно или с другими лицами обрабатывает персональные данные. Такое лицо определяет цели обработки ПД и их состав.

Любое юридическое лицо, в том числе УО, ТСЖ и кооперативы, автоматически становится оператором персональных данных.

Кого должна уведомить УО о том, что она является оператором персональных данных?

Не нужно уведомлять Роскомнадзор, если персональные данные оператор получает по договору с субъектом персональных данных, при условии, что ПД не распространяются и не передаются третьим лицам.

Это же правило действует, если ПД относятся к членам общественного объединения или религиозной организации, являются общедоступными и состоят из фамилии, имени и отчества. Полный перечень можно прочитать в части 2 статьи 22 N 152-ФЗ .

Решение об отправке уведомления в уполномоченный орган принимает оператор персональных данных. При этом отправляет или не отправляет оператор уведомление, он всё равно остаётся оператором персональных данных.

Мы регулярно напоминаем юридическим лицам о необходимости отправлять нам уведомления (ст. 22 N 152-ФЗ). Если юридическое лицо не включено в реестр операторов персональных данных, это не освобождает его от контрольно-надзорных мероприятий.

Скорее наоборот, те юрлица, которые с нашей точки зрения, могут быть операторами персональных данных, обрабатывают ПД и не попадают в перечень, исключающий необходимость направления уведомления, но уведомление не направили, вероятнее всего попадут в план проверок.

Требования к уведомлению в Роскомнадзор перечислены в части 3 статьи 22 N 152-ФЗ .

О согласии на обработку персональных данных

Когда нужно заручиться согласием на обработку персональных данных?

Оператор персональных данных должен понимать, что обработка персональных данных может осуществляться только с согласия субъекта персональных данных или при наличии других законных оснований. При этом, необходимо отметить, что каждый отдельный случай индивидуален.

Кто несёт ответственность за персональные данные, если УО, которая обрабатывает персональные данные собственников, передаёт их по договору третьему лицу?

Если управляющая организация планирует поручить обработку персональных данных третьим лицам, у неё обязательно должно быть на то согласие субъекта персональных данных. Если такого согласия не будет, оператора привлекут к ответственности. Согласие получать не нужно, если это установлено федеральными законами.

Лицо, которое обрабатывает персональные данные по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Ответственность в этой ситуации несёт управляющая организация.

Что делать управляющей организации, если собственник не даёт согласие на обработку персональных данных?

Заставить собственника никак нельзя, нужно пытаться убедить, рассказывать, какие последствия могут возникнуть у субъекта в случае отказа в предоставлении согласия. Но в любом случае обработка ПД без согласия в отсутствии иных законных оснований на обработку ПД не допускается.

Бремя доказывания наличия согласия на обработку ПД лежит на операторе персональных данных.

Об ответственности за нарушение законодательства о персональных данных

Какие штрафы существуют и кто их выписывает?

До первого июля 2017 года за нарушение установленного порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных была установлена административная ответственность по статье 13.11 КоАП РФ . Для юридических лиц это предупреждение или наложение административного штрафа от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Механизм был следующий: Роскомнадзор проводил контрольно-надзорные мероприятия в области ПД. Если в ходе мероприятий выявлял нарушения, то сообщал о них в прокуратуру для принятия мер. Прокуратура рассматривала сообщение и в случае признания нарушения выносила постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и направляла его в суд.

С первого июля ситуация изменилась. Новая редакция статьи 13.11 КоАП РФ более детализирована, в ней теперь семь составов, все они связаны с обработкой персональных данных. Увеличиваются штрафы, у Роскомнадзора появились полномочия составлять протоколы, то есть возбуждать дела об административных правонарушениях, минуя прокуратуру.

Максимальный штраф, предусмотренный статьёй 13.11 КоАП РФ в новой редакции, - 75 000 рублей. Его можно будет получить за обработку персональных данных без получения согласия субъекта персональных данных в письменной форме, если оно предусмотрено законом.