Правоохранительные органы под редакцией божьева. Раздел V. Прокуратура Российской Федерации

Евгений Божьев – врач-невролог, остеопат, мануальный терапевт с огромным (более 30 лет) опытом работы. Его уникальные методики самолечения широко известны в Интернете (доктор-божьев. рф) и за его пределами. Ходите в поликлинику как на работу, принимаете гору лекарств, но здоровье не возвращается? Хотите раз и навсегда избавиться от боли и болезней? Желаете вернуть молодость и бодрость?
Любой человек в любом возрасте может сохранять свое тело здоровым и послушным – уверен доктор Божьев. Для этого нужно всего полчаса в день, простейшие упражнения и ясное понимание причин и механизмов возникновения боли и развития заболеваний. В книге вы найдете все необходимое для самоисцеления. Техники избавления от конкретных заболеваний, методы снятия болей, общие принципы здоровья. Быть здоровым – просто. Оставаться молодым можно в любом возрасте!

Учебник базируется на программах ряда ведущих юридических ВУЗов, которые соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта. В нем учтены Конституция России, федеральные конституционные законы о судах и другие нормативные акты. Кроме материалов, освещающих традиционные вопросы курса «Правоохранительные органы», в учебнике представлены главы об органах внутренних дел, безопасности, юстиции, налоговой полиции, таможенных органах, частных детективных и охранных службах, истории основных правоохранительных органов. Учтены новые УПК РФ и АПК РФ, Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Федеральный закон «Об органах судейского сообщества»; отражены изменения и дополнения, внесенные в федеральные конституционные законы и Федеральный закон «О статусе судей в Российской Федерации». В четвертом издании представлена новая глава (гл. 11) об органах судейского сообщества и новый параграф (§ 3 гл. 16) о службе судебных приставов.

Предназначен для студентов и слушателей юридических ВУЗов (вне зависимости от специализации) и факультетов, аспирантов, преподавателей, судей, прокуроров, следователей, дознавателей, адвокатов, а также всех, кто интересуется вопросами организации и деятельности органов судебной власти, прокуратуры и других правоохранительных учреждений.

Скачать и читать Правоохранительные органы РФ, Божьев В.П., 2002

Уголовный процесс - Под ред Божьева В.П. - 3 - е издание

Уголовный процесс - Под ред Божьева В.П. - 3 - е издание - 2002

Учебник соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования; включает все темы, предусмотренные программами курса уголовного процесса (уголовно-процессуального права). Подготовлен известными учеными вузов и НИИ на основе УПК РФ (с изменениями и дополнениями, внесенными в 2002 г.), а также новейшего законодательства.

Предназначен для студентов и слушателей высших юридических учебных заведений, аспирантов, преподавателей, судей, прокуроров, следователей, дознавателей, адвокатов, а также всех тех, кто интересуется современным российским уголовным процессом и уголовно-процессуальным правом.

Федеральное законодательство и иной нормативный материал представлен по состоянию на 1 сентября 2002 г.

4 -е изд., испр. и доп. - М.: Спарк, 2002. - 4 00 с.

Учебник базируется на программах ряда ведущих юридических вузов, которые соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта. В нем учтены Конституция России, федеральные конституционные законы о судах и другие нормативные акты. Кроме материалов, освещающих традиционные вопросы курса «Правоохранительные органы», в учебнике представлены главы об органах внутренних дел, безопасности, юстиции, налоговой полиции, таможенных органах, частных детективных и охранных службах, истории основных правоохранительных органов. Учтены новые УПК РФ и АПК РФ, Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Федеральный закон «Об органах судейского сообщества»; отражены изменения и дополнения, внесенные в федеральные конституционные законы и Федеральный закон «О статусе судей в Российской Федерации». В четвертом издании представлена новая глава (гл. 11) об органах судейского сообщества и новый параграф (§ 3 гл. 16) о службе судебных приставов.

Предназначен для студентов и слушателей юридических вузов (вне зависимости от специализации) и факультетов, аспирантов, преподавателей, судей, прокуроров, следователей, дознавателей, адвокатов, а также всех, кто интересуется вопросами организации и деятельности органов судебной власти, прокуратуры и других правоохранительных учреждений.

Формат: doc / zip

Размер: 736 Кб

Скачать:

RGhost

Оглавление
Список принятых сокращений.................................................................................. 4
Предисловие к четвертому изданию........................................................................ 7
Предисловие к первому изданию............................................................................. 9
Раздел I. Общие положения
Глава 1. Основные понятия, предмет и система курса.................................. 12
§ 1. Правоохранительные органы. Понятие, основные черты и задачи...... 12
§ 2. Функции правоохранительных органов.................................................... 16
§ 3. Основные направления деятельности правоохранительных органов.... 20
§ 4. Предмет и система курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» 22
§ 5. Соотношение курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» с другими юридическими дисциплинами и отраслями специальных знаний.. 24
Глава 2. Источники права о правоохранительных органах......................... 27
§ 1. Общая характеристика нормативной базы курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» 27
§ 2. Конституция Российской Федерации как источник права...................... 34
§ 3. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» 40
Глава 3. Судебная власть.................................................................................... 43
§ 1. Значение, характерные черты, правовое регулирование......................... 43
§ 2. Суд как носитель судебной власти............................................................. 53
§ 3. Система судов Российской Федерации...................................................... 56
§ 4. Содержание и свойства правосудия........................................................... 61
Глава 4. Исторический очерк развития судебной власти............................. 63
§ 1. Возмездие за обиду в Древней Руси (IХ-Х вв.)........................................ 63
§ 2. Суд и расследование по Псковской судной грамоте................................ 66
§ 3. Суд и розыск по Судебникам (1497 и 1550гг.) и Соборному уложению (1649 г.) 67
§ 4. Петровские реформы судебных учреждений (начало XVIII в.)............. 69
§ 5. Реформа суда при Екатерине II (вторая половина XVIII в.)................... 71
§ 6.Судебные учреждения по Уставам 1864 г................................................. 73
§ 7. Суд в период с 1917г. по 1991 г................................................................. 76
Глава 5. Конституционные принципы организации и деятельности органов судебной власти 78
§ 1. Понятие и система принципов правосудия............................................... 78
§ 2. Принцип законности.................................................................................... 80
§ 3. Принцип осуществления правосудия только судом................................ 82
§ 4. Принцип независимости судей................................................................... 85
§ 5. Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом 87
§ 6. Принцип обеспечения каждому права на обращение в суд за защитой своих интересов 89
§ 7. Принцип презумпции невиновности.......................................................... 90
§ 8. Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту 92
§ 9. Принцип состязательности сторон............................................................. 94
§ 10. Гласность разбирательства дела в суде..................................................... 96
§ 11. Язык судопроизводства............................................................................... 98
§ 12. Принцип участия граждан в осуществлении правосудия...................... 100
§ 13. Принцип охраны чести и достоинства личности..................................... 102
§ 14. Непосредственность и устность судебного разбирательства............... 103
Раздел II. Судебная система Российской Федерации
Глава 6. Федеральные суды общей юрисдикции............................................... 105
§ 1. Верховный Суд Российской Федерации................................................... 105
§ 2. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа 120
§ 3. Районный суд............................................................................................... 128
§ 4. Военные суды............................................................................................... 136
Глава 7. Федеральные арбитражные суды....................................................... 143
§ 1. Становление арбитражных судов Российской Федерации.................... 143
§ 2. Система и полномочия арбитражных судов............................................ 147
§ 3. Задачи арбитражных судов........................................................................ 153
§ 4. Принципы организации и деятельности арбитражных судов.............. 154
Глава 8. Конституционный Суд Российской Федерации 156
§ 1 Основы организации Конституционного Суда Российской Федерации и его полномочия 156
§ 2 Принципы и общие правила конституционного судопроизводства 161
§ 3 Особенности производства по отдельным категориям дел 168
Глава 9. Суды субъектов Российской Федерации 172
§ 1 Органы конституционного правосудия в субъектах Российской Федерации 172
§ 2 Мировые судьи в Российской Федерации 175
Глава 10. Правовой статус судей 181
§ 1 Общие положения 181
§ 2 Предпосылки, условия и порядок отбора кандидатов на должности судей 182
§ 3 Механизм наделения судебными полномочиями 186
§ 4 Права судей по осуществлению судебной власти и их обеспечение 188
Глава 11. Судейское сообщество в Российской Федерации 199
§ 1 Общие положения 199
§ 2 Порядок формирования и полномочия Всероссийского съезда судей, конференций судей, советов судей и общих собраний судей 201
§ 3 Порядок формирования и полномочия квалификационных коллегий судей 205
Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности
Глава 12. Органы внутренних дел 210
§ 1 Органы внутренних дел, их задачи и структура 210
§ 2 Организация милиции в Российской Федерации 216
§ 3 Иные структурные подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации 220
Глава 13. Органы обеспечения безопасности 225
§ 1 Общая характеристика безопасности Российской Федерации и ее система 225
§ 2 Совет Безопасности Российской Федерации 228
§ 3 Органы Федеральной службы безопасности 230
§ 4 Органы внешней разведки Российской Федерации 235
§ 5 Пограничная служба Российской Федерации 237
§ 6 Федеральные органы правительственной связи и информации 241
§ 7 Федеральные органы государственной охраны 243
Глава 14. Налоговые органы и органы налоговой полиции 252
§ 1. Налоговые органы Российской Федерации, их задачи и компетенция 252
§ 2 Федеральные органы налоговой полиции 257
Глава 15 Таможенные органы 263
§ 1 Понятие таможенного дела в Российской Федерации 263
§ 2 Исторический очерк развития таможенного законодательства 265
§ 3 Система таможенных органов 269
§ 4 Полномочия таможенных органов 272
Глава 16. Органы юстиции Российской Федерации 276
§ 1. Функции и полномочия Министерства юстиции Российской Федерации 276
§ 2. Организация Министерства юстиции Российской Федерации и его органов 288
§ 3. Служба судебных приставов 292
Раздел IV. Органы предварительного расследования
Глава 17. Органы предварительного следствия и дознания 300
§ 1 Исторический очерк развития органов предварительного следствия и дознания в России 300
§ 2 Органы предварительного следствия и их задачи 305
§ 3 Структура следственного аппарата 309
§ 4 Органы дознания и их задачи 311
Раздел V. Прокуратура Российской Федерации
Глава 18. Прокуратура Российской Федерации 318
§ 1 Система органов и учреждений прокуратуры и ее организационная структура 318
§ 2 Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации 326
§ 3 Функции и направления деятельности органов прокуратуры 330
§ 4 Государственная служба в органах и учреждениях прокуратуры 336
§ 5 Исторический очерк организации и развития прокуратуры в России 340
Раздел VI. Органы по правовому обеспечению и правовой помощи
Глава 19. Нотариат 345
§ 1 Понятие и задачи нотариата 345
§ 2 Исторический очерк становления и развития нотариата 350
§ 3 Организация нотариата 351
§ 4 Основные правила нотариальных действий 359
Глава 20. Адвокатура 362
§ 1 Задачи адвокатуры, принципы ее организации и деятельности 362
§ 2 Исторический очерк развития адвокатуры 366
§ 3 Права, обязанности и статус адвоката 371
§ 4 Формы организации адвокатуры 376
Глава 21. Частные детективные и охранные службы 384
§ 1 Понятие и общая характеристика частной детективной и охранной деятельности 384
§ 2 Частные детективные и охранные предприятия 387
§ 3 Правовое положение частного детектива и частного охранника 390

Учебник написан в сжатой, компактной и доступной форме на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов о судах, других законодательных и нормативных актов. В нем учтены последние изменения законодательства о судоустройстве, правоохранительных органах, адвокатской деятельности и др. После глав даны вопросы и задания для самоконтроля, в конце учебника приведен словарь терминов.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. 2 Вячеслав Божьев Правоохранительные органы России Текст предоставлен литагентом Правоохранительные органы России: учебник / В. П. Божьев [и др.]; под ред. В. П. Божьева: Высшее образование, Юрайт-Издат; Москва; 2009 ISBN Аннотация В учебнике приведены сведения о государственных органах, осуществляющих правоохранительную деятельность, а также о ряде иных, негосударственных образованиях, призванных содействовать этой деятельности, дающих представление о правоохранительной деятельности в целом, о конкретных ее направлениях (функциях), о построении соответствующих органов и организаций, их структуре, взаимосвязи и соподчиненности, основных полномочиях и задачах, взаимодействии друг с другом, с государственным механизмом и пр. Учебник написан в сжатой, компактной и доступной форме на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов о судах, других законодательных и нормативных актов. Учтены изменения законодательства о судоустройстве, правоохранительных органах, адвокатской деятельности и другие, которые произошли с момента выхода в свет предыдущего издания (2006 г.), включая внесенные Федеральным законом от ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон О прокуратуре Российской Федерации». Учебник подготовлен специалистами, имеющими значительный опыт научнопедагогической деятельности в ведущих вузах и НИИ Москвы и практической работы в юридических учреждениях страны. Соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта. Для студентов, обучающихся по специальностям (030501) «Юриспруденция», (050402) «Юриспруденция» (учитель права), (023100) «Правоохранительная деятельность».

    3 Содержание Принятые сокращения 4 Предисловие 7 Раздел I 8 Глава Предмет и система курса «Правоохранительные 8 органы России», методы его изучения 1.2. Соотношение курса «Правоохранительные органы 9 России» с другими юридическими дисциплинами 1.3. Правоохранительная деятельность и 10 правоохранительные органы России 1.4. Основные понятия в учебном курсе 13 «Правоохранительные органы России» Вопросы и задания для самоконтроля 15 Глава Общая характеристика нормативной базы курса 17 «Правоохранительные органы России» 2.2. Конституция Российской Федерации как источник 21 права 2.3. Федеральный конституционный закон «О судебной 25 системе Российской Федерации» Вопросы и задания для самоконтроля 26 Глава Сущность и значение судебной власти Суд носитель судебной власти Система судов Российской Федерации 35 Вопросы для самоконтроля 38 Глава Понятие и система принципов правосудия Принцип законности Принцип осуществления правосудия только судом Принцип независимости судей Принцип осуществления правосудия на началах 45 равенства всех перед законом и судом 4.6. Принцип обеспечения каждому права на обращение в 46 суд за защитой своих интересов 4.7. Принцип презумпции невиновности Принцип обеспечения подозреваемому и 48 обвиняемому права на защиту 4.9. Принцип состязательности сторон Гласность разбирательства дела в суде Язык судопроизводства 52 Конец ознакомительного фрагмента. 53 3

    4 В. П. Божьев Правоохранительные органы России Принятые сокращения 1. Нормативные правовые акты Конституция Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием АПК Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от ФЗ (в ред. от) ГК Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от ФЗ (в ред. от); часть вторая от ФЗ (в ред. от); часть третья от ФЗ (в ред. от); часть четвертая от ФЗ (вступает в силу с 1 января 2008 г.) ГПК Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от ФЗ (в ред. от) КоАП Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от ФЗ (в ред. от) НК Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от ФЗ (в ред. от); часть вторая от ФЗ (в ред. от) Таможенный кодекс Таможенный кодекс Российской Федерации от ФЗ (в ред. от) ТК Трудовой кодекс Российской Федерации от ФЗ (в ред. от) УК Уголовный кодекс Российской Федерации от ФЗ (в ред. от) УИК Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от ФЗ (в ред. от) УПК Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от ФЗ (в ред. от) УПК РСФСР Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, утвержден ВС РСФСР Утратил силу с, за исключением гл. 30, которая утратила силу с на основании Федерального закона от ФЗ Закон о безопасности Закон РФ от «О безопасности» (в ред. от) Закон о внешней разведке Федеральный закон от ФЗ «О внешней разведке» (в ред. от) Закон о военных судах Федеральный конституционный закон от ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (в ред. от) Закон о государственной охране Федеральный закон от ФЗ «О государственной охране» (в ред. от) Закон о Конституционном Суде Федеральный конституционный закон от ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. от) 4

    5 Закон о милиции Закон РФ от «О милиции» (в ред. от) Закон о мировых судьях Федеральный закон от ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (в ред. от) Закон о прокуратуре Федеральный закон от «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от) Закон о противодействии терроризму Федеральный закон от ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. от) Закон о содержании под стражей подозреваемых Федеральный закон от ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (в ред. от) Закон о статусе судей ЗаконРФот «О статусе судей в Российской Федерации» (в ред. от) Закон о судебной системе Федеральный конституционный закон от ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. от) Закон о Судебном департаменте Федеральный закон от ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (в ред. от) Закон о судебных приставах Федеральный закон от ФЗ «О судебных приставах» (в ред. от) Закон о судоустройстве Закон РСФСР от «О судоустройстве РСФСР» (в ред. от) Закон о ФСБ Федеральный закон от ФЗ «О федеральной службе безопасности» (в ред. от) Закон об адвокатской деятельности Федеральный закон от ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в ред. от) Закон об арбитражных судах Федеральный конституционный закон от ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (в ред. от) Закон об органах судейского сообщества Федеральный закон от ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (в ред. от) Закон об ОРД Федеральный закон от ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. от) Основы законодательства о нотариате Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от (в ред. от) Положение об органах предварительного следствия Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждено Указом Президента РФ от (в ред. от) Положение о МВД России Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждено Указом Президента РФ от (в ред. от) Положение о Следственном комитете Положение о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации, утверждено Указом Президента РФ от Положение о Совете Безопасности Положение о Совете Безопасности Российской Федерации, утверждено Указом Президента РФ от (в ред. от) Положение о ФМС России Положение о Федеральной миграционной службе Российской Федерации, утверждено Указом Президента РФ от (в ред. от) Положение о ФСБ России Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утверждено Указом Президента РФ от (в ред. от) 5

    6 Положение о ФСИН России Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждено Указом Президента РФ от (в ред. от) Положение о ФСКН России Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утверждено Указом Президента РФ от (в ред. от) Положение о ФССП России Положение о Федеральной службе судебных приставов, утверждено Указом Президента РФ от (в ред. от) Положение о службе охраны Положение о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утверждено Указом Президента РФ от (в ред. от) Положение о таможенной службе Положение о Федеральной таможенной службе, утверждено постановлением Правительства РФ от Положение о Минюсте России Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утверждено Указом Президента РФ от (в ред. от) Положение о Росрегистрации Положение о Федеральной регистрационной службе, утверждено Указом Президента РФ от (в ред. от) 2. Государственные органы ККН СССР Комитет Конституционного надзора СССР МВД России Министерство внутренних дел Российской Федерации Минобороны России Министерство обороны Российской Федерации Минфин России Министерство финансов Российской Федерации Минэкономразвития России Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Минюст России Министерство юстиции Российской Федерации Росрегистрация Федеральная регистрационная служба ФМС России Федеральная миграционная служба ФСБ России Федеральная служба безопасности Российской Федерации ФСИН России Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации ФСКН России Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков ФССП России Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации ФТС России Федеральная таможенная служба 3. Прочие сокращения ГИБДД Государственная инспекция безопасности дорожного движения ГУВД Главное управление внутренних дел ИВС изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых МОБ милиция общественной безопасности ОВД органы внутренних дел ОВДТ органы внутренних дел на транспорте ОМОН отряд милиции особого назначения ОРД оперативно-розыскная деятельность РСФСР Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика РФ Российская Федерация СИЗО следственный изолятор СССР Союз Советских Социалистических Республик УВД управление внутренних дел 6

    7 Предисловие Настоящий учебник, представляющий собою по существу сокращенный вариант учебника «Правоохранительные органы Российской Федерации», пятое издание которого было выпущено в свет в 2004 г. издательством «Спарк», только в 2006 г. был издан тиражом свыше экземпляров. Он подготовлен в основном тем же авторским коллективом, претерпевшим некоторые изменения, под моей редакцией. Необходимость подготовки второго издания настоящего учебника обусловлено непрекращающимся процессом обновления законодательства о судоустройстве, правоохранительных органах, адвокатской деятельности и др. Обучение будущих юристов на современном уровне возможно только с учетом новейшего законодательства и реально существующей практики его применения. В данном учебнике учтены все принятые с момента выхода в свет первого издания нормативные акты, включая такой большой по объему и содержанию законодательный акт, как Федеральный закон от ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон О прокуратуре Российской Федерации». Профессор В. П. Божьев 7

    8 Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ, СИСТЕМА УЧЕБНОГО КУРСА «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИИ» И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 1.1. Предмет и система курса «Правоохранительные органы России», методы его изучения Накопленный объем знаний в науке и практической деятельности государственных органов по созданию, построению правоохранительных органов и организации деятельности государства по охране и защите прав граждан, юридических лиц и общества составляет основу предмета учебной дисциплины «Правоохранительные органы России». Понятие предмета учебной дисциплины «Правоохранительные органы России» в основном сформировалось в учебной литературе. Однако четких критериев его определения не выработано. К определению предмета учебной дисциплины существует несколько подходов. Одни отталкиваются от вопросов уголовного процесса, связанных с организацией в государстве уголовного преследования за совершенные преступления. Другие исходят из построения в государстве судебной системы и связанных с ней в своей деятельности органов прокуратуры и предварительного расследования. Третьи расширяют предмет учебной дисциплины до организации и построения органов, осуществляющих правоохранительную деятельность. Определение предмета учебного курса «Правоохранительные органы России», по нашему мнению, опирается на организацию осуществления предусмотренной законом правоохранительной деятельности. Органы государства, специальные учреждения и должностные лица, организующие предусмотренную законом правоохранительную деятельность, составляют основу для выделения предмета изучения. Содержание предмета образует совокупность имеющихся в обществе знаний о существующих в Российской Федерации правоохранительных органах и их системе на всей территории государства. Этот элемент предмета является ключевым, так как выражает сущностное понятие учебной дисциплины и раскрывает направленность изучения материала. Действующие нормативные акты, регулирующие организацию и деятельность правоохранительных органов, составляют значительную часть содержания предмета учебной дисциплины. Более глубокое проникновение в содержание предмета предполагает изучение организации и построения отдельных правоохранительных органов, их системы, структуры, состава и компетенции звеньев этих органов. Порядок назначения на должность, прекращения полномочий или увольнения работников правоохранительных органов, продвижение их по службе, поощрения и дисциплинарная ответственность составляют неотъемлемую часть предмета изучения. Изучение учебной дисциплины «Правоохранительные органы России» на втором этапе (магистратура) вузовского обучения не ограничивается знанием только современного состояния законодательства. Ознакомление с историей становления и развития правоохранительных органов в Российской империи, РСФСР и СССР, а также с нормативными актами, 8

    9 регулировавшими организацию и деятельность правоохранительных органов, позволяет освоить и эту часть знаний. Наряду с историей информационную часть содержания предмета составляют и нормативно-обзорные материалы о правоохранительных органах и правовом регулировании этих вопросов в зарубежных государствах Европы, Азии и Америки. Такой подход к определению предмета учебного курса делает его сложной юридической дисциплиной. Все названные элементы предмета в совокупности дают представление о направленности учебной дисциплины и выполняют организующую роль в подборе и изучении необходимого материала. Таким образом, предмет учебного курса «Правоохранительные органы России» можно определить как совокупность учебно-научной, законодательно-нормативной, исторической и ознакомительной информации о системе правоохранительных органов и их построении. Учитывая, что в научной и учебной литературе нет единства мнений в определении понятий «правоохранительная деятельность» и «правоохранительные органы», содержание предмета изучения может корректироваться различными учеными, представляющими разные научные школы. Перечень вопросов, изучаемых в курсе, достаточно широк и требует изложения в определенной системе, обеспечивающей последовательное и осознанное усвоение материала изучаемой дисциплины. Формирование системы учебного курса в имеющихся в России учебниках и учебных пособиях осуществляется по-разному 1. Одни излагают учебный материал в определенной последовательности глав, другие выделяют разделы и главы, в которых систематизируется изучаемый материал, третьи предлагают выделить две части: Общую и Особенную. В данном учебнике авторами предлагается также определенная система построения и изложения материала, которую можно посмотреть и вывести из оглавления работы. Излагаемый вариант системы учебного курса основан на анализе имевшихся вариантов на период подготовки учебника и отражает предложение авторов по систематизации материала курса: Раздел I. Общие положения. Раздел П. Судебная система Российской Федерации. Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности в Российской Федерации. Раздел IV. Органы предварительного расследования и прокурорского надзора. Раздел V. Органы по обеспечению правовой помощи. Для получения и усвоения знаний по учебному курсу используются имеющиеся в науке методы познания выделяемых явлений. При освоении курса «Правоохранительные органы России» ведущим является диалектический метод: реально существующие правоохранительные органы изучаются не только в статике, но и в динамике, во взаимосвязи с другими органами и организациями. Используются также и другие методы: формально-юридический, исторический, сравнительного анализа, системного анализа, конкретно-социологический Соотношение курса «Правоохранительные органы России» с другими юридическими дисциплинами Учебный курс «Правоохранительные органы России» является основной вводной обзорной юридической дисциплиной при подготовке юристов. Входящая в предмет курса 1 Обзор имеющихся вариантов изложения системы учебного курса в учебниках и учебных пособиях по состоянию на 2000 г. можно посмотреть в работе: Лонь С. Л. Предмет и система учебного курса «Правоохранительные органы в РФ»: учебно-методическое пособие. Томск: Изд-во НТЛ, С

    10 информация об организации и построении системы правоохранительных органов России, отдельных видов органов по осуществлению правоохранительной деятельности составляет основу в изучении данного курса. Нормативно-правовая информация об организации и деятельности правоохранительных органов делает его общеобязательным юридическим курсом в вузе. Большой объем учебного и нормативного материала о различных государственных органах, включенный в этот курс, предполагает системность его изложения и небольшую глубину изучения вопросов. Хотя знания о судоустройстве, организации и основных направлениях деятельности прокуратуры, органов МВД, адвокатуры, нотариата составляют базовую подготовку будущих юристов. Более глубокое познание правового регулирования деятельности правоохранительных органов предполагается в других основных и специальных юридических дисциплинах. К числу таких учебных курсов относятся «Уголовный процесс», «Гражданский процесс», «Прокурорский надзор» и другие, в рамках которых изучается функциональный аспект деятельности органов следствия и дознания, суда или прокуратуры. В специальных курсах «Арбитражное судопроизводство», «Конституционное судопроизводство», «Организация предварительного расследования», «Адвокатура» и других познаются процессуальные основы работы судов, органов расследования, прокуратуры, адвокатской деятельности. Основное отличие предметов этих курсов заключается в том, что они изучают деятельность тех правоохранительных органов, с наличием и организацией которых студенты знакомятся при изучении курса «Правоохранительные органы России». При этом в будущем предстоит глубже изучать порядок практической деятельности, ее содержание, последовательность выполнения процессуальных действий специальными должностными лицами в соответствии с положениями законов. Исходной базовой юридической дисциплиной является «Теория государства и права», которая разрабатывает общие для многих отраслей права понятия, используемые и при изучении курса «Правоохранительные органы России». Например, такие понятия, как «законодательство», «закон», «государственные органы», «правоохранительная деятельность» и другие, составляют содержательную основу и учебного курса «Правоохранительные органы России». Учебные курсы «Административное право» и «Конституционное право» также связаны с данным учебным курсом, предметы их изучения частично совпадают или аналогичны по изучаемому материалу. Познание организации органов законодательной и исполнительной власти и основных их функций аналогично по методологической и учебно-методической схеме усвоения информации о правоохранительных органах. Однако в этих дисциплинах глубоко изучается организация и деятельность Президента РФ, Правительства РФ, Министерств, служб, агентств. Курс «Правоохранительные органы» связан с такими дисциплинами, как уголовное право, гражданское право, криминалистика, криминология и др. Эти связи разнообразны и многообразны Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы России В законодательстве РФ не содержится формулировки понятия «правоохранительные органы», нет также и перечня тех органов, которые относятся к правоохранительным. Хотя в некоторых правовых актах это понятие используется 2. 2 См.: Положение о координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, утвержденное Указом Президента РФ от

    11 В юридической литературе понятие «правоохранительные органы» является до сих пор дискуссионным. Нет единства мнений среди ученых относительно круга, перечня или системы правоохранительных органов. Большинство авторов учебников и учебных пособий определяют понятие «правоохранительные органы» через категорию «правоохранительная деятельность». Такой подход представляется вполне обоснованным, так как органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, являются правоохранительными. Однако в таком случае понятие «правоохранительная деятельность» требует дополнительного раскрытия. Перечислим основные черты правоохранительной деятельности. 1. Назначение правоохранительной деятельности охрана и защита прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства и обеспечение выполнения ими своих обязанностей. 2. Начало правоохранительной деятельности, как правило, связано с наличием повода, в качестве которого чаще всего выступает сообщение о правонарушении либо необходимости его предупреждения. 3. Правоохранительная деятельность осуществляется только на основании закона и в соответствии с законом (т. е. определенный вид правоохранительной деятельности должен быть предусмотрен действующим законодательством), а в некоторых случаях исключительно в установленной процессуальной форме. Произвольные действия государственных органов и должностных лиц недопустимы. Нарушение требования закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может само оказаться правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. Под процессуальной формой понимается установленный процессуальным законом порядок производства по делу в целом, а также условия, последовательность, порядок совершения отдельных действий. 4. Правоохранительная деятельность осуществляется специально уполномоченными законом субъектами, наделенными для этого определенными правами и обязанностями. Лица, осуществляющие правоохранительную деятельность, как правило, должны иметь юридическое образование. 5. В ряде случаев правоохранительная деятельность связана с применением законных мер государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения. 6. Законные и обоснованные решения, принятые субъектами правоохранительной деятельности, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное правонарушение, влекущее дополнительную ответственность. Таким образом, правоохранительная деятельность это предусмотренная действующим законодательством государственная или санкционированная государством деятельность, направленная на охрану и защиту прав граждан, юридических лиц и государства и обеспечение выполнения ими своих обязанностей, осуществляемая, как правило, в определенном процессуальном порядке специально уполномоченными на то лицами и связанная с применением законных мер государственного принуждения. В юридической литературе выделяют следующие виды правоохранительной деятельности: осуществление правосудия; прокурорский надзор; расследование преступлений; оперативно-розыскная деятельность, выявление и раскрытие преступлений, обеспечение государственной безопасности; исполнение судебных решений; охранная деятельность и предупреждение преступлений и иных правонарушений; оказание квалифицированной юридической помощи; конституционный контроль. 11

    12 Правоохранительные органы могут выполнять один или несколько видов деятельности. Так, судебные органы осуществляют правосудие. Функцией прокурорского надзора наделены органы прокуратуры. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется как органами внутренних дел, так и органами государственной безопасности и некоторыми другими органами. Органы внутренних дел одновременно выполняют расследование преступлений, оперативно-розыскную деятельность, предупреждение правонарушений. Правоохранительную деятельность могут выполнять различные органы государства. Однако не все они являются правоохранительными. Для того, чтобы орган можно было отнести к числу правоохранительных, необходимо, чтобы правоохранительная деятельность занимала значительное место в объеме его работы и не была побочной, эпизодической. Другой момент некоторые правоохранительные органы выполняют не только правоохранительную деятельность, но и другие виды государственной деятельности (правоисполнительную). Однако они отнесены к правоохранительным в силу того, что эта деятельность у них является основной или имеет специальный закрепленный в законе процессуальный характер. Таким образом, можно сформулировать следующее определение: правоохранительные органы это специальные государственные органы, профессиональные объединения и особые физические лица, которые в силу закона обладают специфическими полномочиями по осуществлению правоохранительной деятельности. В учебной и научной литературе нет единства мнений относительно круга или системы правоохранительных органов. Большинство же авторов учебников и учебных пособий к правоохранительным органам относят следующие государственные органы: суд, прокуратуру органы внутренних дел, органы государственной безопасности, таможенные органы, органы предварительного расследования, органы юстиции. Спорным является отнесение нотариата, адвокатуры к правоохранительным органам. В связи с этим заметим, что нотариальная деятельность непосредственно правоохранительной не является. Однако ее наличие обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Правоохранительная деятельность нотариата начинается там, где происходит изменение прав и обязанностей лиц, возникает необходимость восстановления и подтверждения имевшихся прав, осуществляется реализация волеизъявления отсутствующих или умерших лиц. То есть тогда, когда граждане и юридические лица вынуждены обращаться в нотариальные конторы или к нотариусам для подтверждения или восстановления своих прав. В этом случае регистрационно-оформительская деятельность нотариата приобретает характер правоохранительной, и к тому же она имеет общегосударственную значимость. Поэтому вполне обосновано включение нотариата в систему правоохранительных органов. Не является правоохранительной деятельность адвокатов. Но выполнение ими функции по реализации каждым конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции) в целях защиты прав и свобод физических и юридических лиц настолько важно, что отсутствие адвоката нередко блокирует осуществление деятельности суда, органа расследования, прокурора. Поэтому вопросы организации адвокатуры объект изучения в рамках данного курса. Объединяет все правоохранительные органы то, что деятельность каждого из них направлена на защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства в целом. Различаются же они между собой конкретными задачами и методами (способами) их решения, компетенцией. Так, непосредственной задачей суда является разрешение уголовных, гражданских, административных дел, прокуратуры надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, органов предварительного расследования расследование преступлений. 12

    13 1.4. Основные понятия в учебном курсе «Правоохранительные органы России» Учебный курс «Правоохранительные органы России» является вводной юридической дисциплиной. Наряду с учебной дисциплиной «Теория государства и права» в этом учебном курсе начинается углубленное изучение специальной юридической терминологии. Усвоение содержания юридических терминов и понятий курса представляет собой одну из задач обучения. Единообразное понимание и толкование юридических терминов и понятий позволяют профессиональным юристам точно и понятно формулировать норму закона, усваивать и запоминать смысл правового предписания и правильно толковать положения нормы при применении на практике. Основные понятия учебного курса «Правоохранительные органы России» составляют лишь незначительную часть тех юридических терминов, которые предстоит изучить за период обучения. Однако они являются исходными и ключевыми в дальнейшем обучении. Содержание предмета и системы учебного курса предопределяет ту терминологию, которая подлежит изучению, и ее объем. Значительное количество изучаемых в рамках данного курса нормативных актов предполагает, что усвоение их содержания потребует использования большого числа юридических терминов и понятий. Однако часть их останется для изучения в других дисциплинах, вторая часть будет представлена в ознакомительном плане, а третья должна быть изучена и осмыслена в предлагаемых формулировках. Именно последняя группа юридических терминов и составляет те основные понятия курса, с которыми и предстоит в дальнейшем работать. Последовательное усвоение тем системы учебного курса «Правоохранительные органы России» позволяет предметно и конкретно подходить к выделению основных понятий и их систематизации для более глубокого изучения. Выделенные в системе учебного курса разделы и темы ориентируют и на соответствующую группу понятий, раскрывающих основное содержание темы. Учитывая, что основное содержание учебного курса составляют знания о системе правоохранительных органов в целом и каждого органа в отдельности, можно предложить определенную схему понятий, позволяющих самостоятельно и более глубоко изучить материал. Построение и организация деятельности в каждом отдельно взятом правоохранительном органе имеет специфику. Но есть и общие принципиальные основы их организации. Поэтому знание и усвоение нескольких основных ключевых понятий даст возможность представить и охватить материал всей темы по конкретному правоохранительному органу и не упустить нужных вопросов темы. При изучении тем о конкретных правоохранительных органах в число основных понятий, раскрывающих содержание темы, включаются следующие: понятие правоохранительного органа; задачи, функции (направления деятельности), система органа; звено в системе правоохранительного органа; структура звена правоохранительного органа; состав звена или структурного подразделения звена правоохранительного органа; компетенция звена или структурного подразделения звена правоохранительного органа; полномочия должностных лиц правоохранительного органа, звена, структурного подразделения звена правоохранительного органа; аппарат правоохранительного органа (руководители, сотрудники, работники, персонал и так далее); кадры правоохранительного органа: назначение, увольнение, продвижение по службе, поощрение и дисциплинарная ответственность работающих лиц. 13

    14 Используя и зная содержание названных понятий в их совокупности и изложенной взаимозависимости, можно добиться и соответствующей глубины изучения вопросов темы о конкретном правоохранительном органе, например органах внутренних дел. Необходимо и важно правильно устанавливать взаимосвязь понятий и раскрывать их соотношение, подчеркивая общие и специфические признаки. Например, рассматривая соотношение таких понятий, как «учебный курс Правоохранительные органы России» «правоохранительные органы России» «организация правоохранительных органов» «деятельность правоохранительных органов», можно увидеть не только общие понятия в этих словосочетаниях, но и раскрыть самостоятельность этих понятий, подчеркивающих специфические стороны изучаемого предмета. Учебный курс «Правоохранительные органы России» это совокупность знаний, изучаемых студентами, слушателями, учащимися. Правоохранительные органы России это реально существующие и действующие учреждения государства. Понятие «организация правоохранительных органов» указывает на организационное устройство органов, их систему в Российской Федерации. Деятельность правоохранительных органов включает их функционирование, работу по выполнению поставленных задач, конкретные действия должностных лиц. Указываемые особенности подчеркивают специфику содержания юридических понятий, связанных с одним основным изучаемым элементом «правоохранительные органы». Собрать и дать определения всех или даже основных понятий учебного курса в отдельной теме сложно, да и вряд ли целесообразно. К тому же большая часть понятий будет изучаться в темах, посвященных отдельным правоохранительным органам. Однако на этом этапе изучения нельзя не выделить основные ключевые понятия, знание которых даст возможность представить основные положения учебного курса и осмысленно подходить к изучению тем о конкретных правоохранительных органах. Приводимые ниже определения понятий сформулированы специально для изучения данного курса с учетом его специфики. Итак, остановимся на определении нескольких понятий: судоустройство, суд, правосудие, прокуратура, прокурорский надзор, предварительное расследование, адвокатура, адвокат, нотариат, нотариус. Судоустройство это закрепленная в законе организация существующей в государстве системы судов, построения отдельных ее звеньев, судейского сообщества, приобретения и изменения статуса судей. Суд специальный государственный орган, предназначенный для реализации судебной власти и осуществления правосудия. Правосудие это осуществляемый судом особый вид государственной деятельности по реализации судебной власти путем рассмотрения в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве правовых споров, обеспеченный возможным применением на основе закона государственного принуждения для установления или восстановления нарушенных прав, наказания правонарушителей и защиты законных интересов граждан, юридических лиц и государства. Прокуратура это предусмотренная законом единая федеральная централизованная система специальных государственных органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов государственными органами, коммерческими и некоммерческими организациями, должностными лицами и гражданами, уголовное преследование, координацию деятельности правоохранительных органов по работе с преступностью. Прокурорский надзор это осуществляемая на основе закона Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами специфическая государственная деятельность 14

    15 от имени Российской Федерации, независимая от местных органов власти, по надзору за точным и единообразным исполнением действующих на ее территории законов государственными органами, коммерческими и некоммерческими организациями, должностными лицами и гражданами. Предварительное расследование предусмотренная УПК деятельность специально уполномоченных органов государства по собиранию доказательств для установления обстоятельств совершения преступления, установлению и изобличению лиц, их совершивших, и предъявлению им обвинения, а также по подготовке уголовных дел для рассмотрения их в суде общей юрисдикции. Адвокат это лицо, обладающее специальным правовым статусом, подтвержденным внесением в Реестр Адвокатской палаты субъекта РФ и выдачей органом Росрегистрации Минюста России удостоверения адвоката, и имеющее право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокатура это профессиональное некоммерческое объединение адвокатов, организованное по государственно-территориальному принципу на основе самофинансирования и самоуправления, призванное на основе закона оказывать населению и организациям юридические услуги и юридическую помощь в избранных и оформленных адвокатских образованиях. Нотариат это система государственных учреждений и специальных должностных лиц, уполномоченных государством в соответствии с действующим законодательством осуществлять от имени Российской Федерации нотариальные действия в установленных нотариальных округах на территории РФ или за границей для обеспечения прав граждан и юридических лиц, а также некоммерческих профессиональных организаций, объединяющих нотариусов, занимающихся частной практикой, и представляющих их интересы. Нотариус лицо, работающее в государственной нотариальной конторе в указанной должности или наделенное в установленном законом порядке полномочиями и занимающееся частной нотариальной практикой. Государственный нотариус это гражданин Российской Федерации, назначенный в установленном законом порядке, работающий в должности нотариуса в государственной нотариальной конторе в определенном нотариальном округе России и имеющий соответствующий классный чин. Нотариус, занимающийся частной практикой, это лицо, назначенное на должность нотариуса в установленном Основами законодательства о нотариате порядке и являющееся членом нотариальной палаты субъекта РФ. Предложенные определения понятий специальных юридических терминов учебного курса имеют некоторые особенности. От них и их содержания следует отталкиваться при изучении тем учебной дисциплины и в целом учебного курса как от самых элементарных правовых знаний. Понятия данного учебного курса формируются с учетом его познавательной специфики, а именно направленности на изучение построения и организации деятельности правоохранительных органов. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Охарактеризуйте предмет курса «Правоохранительные органы России». 2. Каковы задачи курса «Правоохранительные органы России»? 3. Сформулируйте систему курса «Правоохранительные органы России». 4. Раскройте соотношение курса «Правоохранительные органы России» с другими юридическими дисциплинами. 5. Сформулируйте и поясните понятие «правоохранительная деятельность». 15

    16 6. Обозначьте задачи и основные направления правоохранительной деятельности. 7. Охарактеризуйте понятие «правоохранительные органы». 8. Ваше отношение к спорным вопросам, касающимся системы правоохранительных органов. 9. Каковы задачи правоохранительных органов России? 10. Раскройте функции и основные направления деятельности правоохранительных органов. 16

    17 Глава 2 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ И ДРУГИЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ О ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ 2.1. Общая характеристика нормативной базы курса «Правоохранительные органы России» В соответствии с Конституцией к ведению Российской Федерации отнесено: установление системы федеральных органов судебной власти; судоустройство; прокуратура; формирование федеральных органов судебной власти, а также федеральных органов исполнительной власти, включая правоохранительные органы (МВД России, ФСБ России и др.) 3, Генеральной прокуратуры; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (п. «в», «г», «о» ст. 71; п. «е» ст. 83; п. «ж», «з» ч. 1 ст. 102). Предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов являются: защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура; нотариат (п. «б», «л» ч. 1 ст. 72 Конституции). Приведенные положения Конституции свидетельствуют о том, что к компетенции Российской Федерации отнесены вопросы законодательства общефедеральной значимости, обеспечения организации и деятельности судов, прокуратуры, других государственных органов, изучение которых входит в предмет курса «Правоохранительные органы России». Вместе с тем важные вопросы отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Организация и деятельность государственных органов, изучаемые в рамках данного курса, регулируются множеством нормативных актов различного уровня и неодинаковой юридической силы. Эти нормативные акты могут быть классифицированы по их предмету (содержанию) и форме (видам источников). По предмету правового регулирования можно выделить прежде всего универсальные нормативные акты. К их числу применительно к изучаемой сфере общественных отношений относится нормативный акт высшей юридической силы Конституция. К другой группе нормативных актов относятся законы, а также и иные источники права, которые посвящены организации и деятельности судов, судебной власти, прокуратуры, других правоохранительных органов. В их состав входят правовые акты: о судах и судебной власти; прокуратуре и прокурорском надзоре; об органах обеспечения общественного порядка; органах безопасности; органах расследования преступлений; о налоговой полиции; таможенных органах; об учреждениях уголовно-исполнительной системы; о нотариате; об адвокатуре. Согласно Конституции судебная система РФ устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом. Конституцией определено, что полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом (ч. 3 ст. 118, ч. 3 ст. 128). К настоящему времени высшими законода- 3 Пунктом «г» ст. 71 Конституции к ведению Российской Федерации отнесено формирование всех федеральных органов государственной власти. Здесь отмечена лишь та часть, которая относится к предмету данного курса. 17

    18 тельными органами России приняты и действуют федеральные конституционные законы о Конституционном Суде, о судебной системе, об арбитражных судах, о военных судах. Центральное место среди специальных нормативных актов о судебной власти, суде и судоустройстве занимает Закон о судебной системе (см. 2.3). Он определил основные функции федеральных судов, с оговоркой, что их полномочия, порядок образования и деятельности определяются федеральными конституционными законами, некоторые из которых еще предстоит принять. Несмотря на принятие Закона о судебной системе, Закон о судоустройстве не утратил силу, но он применяется в части, не противоречащей Закону о судебной системе (ч. 2 и 3 ст. 35), что соответствует положению п. 2 разд. II Конституции о том, что законы, действующие на территории РФ до вступления в силу Конституции, применяются в части, не противоречащей ей. В случае коллизии норм законов РСФСР с законами РФ, принятыми на основе Конституции, предпочтение отдается последним. Такой вывод содержит Закон о судебной системе (ч. 2, 3 ст. 35) и Конституция (ч. 1 ст. 15). Организацию и деятельность правоохранительных органов, обеспечивающих безопасность и общественный порядок, регламентируют законы о милиции, об ОРД, о безопасности, о внутренних войсках, о государственной границе, частной детективной и охранной деятельности, а также Таможенный кодекс. Организация и структура центральных аппаратов указанных органов строится на основе положений о соответствующих Министерствах и службах. Прокуратура в Российской Федерации организована в соответствии с Законом о прокуратуре. Организация, задачи и структура органов нотариата базируются на Основах законодательства о нотариате. Организация и деятельность адвокатуры регулируются Законом об адвокатской деятельности. По своей юридической силе нормативные акты, регулирующие деятельность судебной власти, прокуратуры, ОВД, других правоохранительных и правообеспечивающих органов, не одинаковы 4. Высшую ступень среди законодательных актов занимает Конституция (см. 2.2). Следующую ступень занимают федеральные конституционные законы, а затем федеральные законы. Необходимо учитывать, что федеральные законы по своей значимости и сфере регулирования существенно различаются, но к ним предъявляется общее требование они не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15). Одни из них посвящены комплексу вопросов, входящих в отрасль или подотрасль законодательства. Если их нельзя в полной мере считать отраслевыми кодексами (как, например, УК, УПК, ГК, ГПК), то их отличительная особенность относительно высокий уровень систематизации и комплексный характер. К таким можно отнести законы о статусе судей, о прокуратуре, о милиции, об ОРД, о судебных приставах, о Судебном департаменте, о мировых судьях, об адвокатской деятельности, об органах судейского сообщества и др. Еще одну группу законов составляют законы РФ, которыми вносятся изменения и дополнения в действующие кодифицированные или комплексные нормативные акты. К числу подобных нормативных актов относятся, например, федеральные законы от ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О статусе судей в Российской Федерации; от ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон Об органах судейского сообщества в Российской Федерации. 4 О нормативных правовых актах, регулирующих организацию, структуру и задачи правоохранительных органов см.: Правоохранительные органы Российской Федерации: сборник. 2-е изд. М.: Юрайт,

    19 Только за первое полугодие 2007 г. приняты аналогичные нормативные акты о внесении изменений в девять федеральных законов о правоохранительных органах РФ. В настоящее время в Российской Федерации получила распространение такая форма нормативного акта, как Основы законодательства. В интересующей нас области, в частности, к числу таких нормативных актов относятся Основы законодательства о нотариате. Предполагается, что подобная форма права может применяться в будущем для правового регулирования общественных отношений, принятие законов о которых составляет совместную компетенцию Российской Федерации и ее субъектов (см. п. «к», «л» ч. 1 ст. 72 Конституции). Вопросы, составляющие предмет совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов, могут быть на федеральном уровне предметом решения и других форм права, например, Закона о мировых судьях. Принятый в соответствии с Законом о судебной системе, этот Закон установил, что мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Законом определено, что порядок деятельности мировых судей и создания должностей мировых судей устанавливается федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ. Порядок осуществления ими правосудия устанавливается федеральным законом (УПК, ГПК). В части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, порядок производства может определяться также законами субъекта РФ. Как видно, во всех рассмотренных случаях речь идет о разграничении совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов. Однако это не все вопросы, которые разрешает указанный Закон. Нормативный характер имеют не только акты высшего законодательного и представительного органа России, именуемые законами, но и постановления этого государственного органа. Характерно, что эти постановления в рассматриваемой сфере правового регулирования принимались в двух видах. Одними утверждались положения. Например, постановлением Верховного Совета РФ от были утверждены Положение о квалификационных коллегиях судей и Положение о квалификационной аттестации судей. В других случаях непосредственно в самом постановлении высшего законодательного и представительного органа решались те или другие вопросы, нуждающиеся в нормативно-правовом регулировании. К их числу можно отнести постановление Верховного Совета РФ от «О некоторых вопросах реализации положений Закона Российской Федерации О статусе судей в Российской Федерации в отношении судей военных судов, об их материальном обеспечении и мерах их социальной защиты». Заметим, что в этом случае, как и при утверждении вышеназванных Положений, в преамбуле постановлений делается ссылка на те или другие статьи Закона о статусе судей. Следующее после законов и постановлений высшего органа законодательной власти звено в иерархии нормативных актов занимают указы Президента РФ, которые носят, как правило, подзаконный характер. Согласно ч. 3 ст. 90 Конституции указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Применительно к рассматриваемой сфере правового регулирования Президент РФ принимает указы в целях обеспечения исполнения Конституции, федеральных конституционных и иных законов. В одних случаях они направлены на регулирование одного вопроса, в других нескольких взаимосвязанных вопросов. Например, Указом Президента РФ от «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации», вопервых, утверждено Положение о милиции, во-вторых, даны указания органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления о создании необходимых условий для эффективного функционирования ее подразделений, обеспечения надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан, своевременного реагирования на 19

    20 изменения криминогенной обстановки. Указами Президента РФ были утверждены Положение о МВД России, Положение о Минюсте России, Положение о ФССП России, Положение о Следственном комитете и др. Вслед за президентскими актами необходимо выделить среди нормативных актов постановления Правительства РФ. Статья 115 Конституции устанавливает жесткое предписание о границах правительственных актов, оговорив, что Правительство РФ издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ. С целью развития универсальных положений ч. 1 ст. 15 Конституции в ч. 3 ст. 115 подчеркнуто, что постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ. Правительство РФ издает постановления по отдельным конкретным вопросам, относящимся к организации и деятельности государственных органов, входящих в предмет изучения данного курса. Например, во исполнение возложенных на него обязанностей Правительство РФ приняло постановление от «О заключении соглашений о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и компетентными ведомствами иностранных государств». Постановлением Правительства РФ от установлены размеры оплаты труда адвокатов, участвующих в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению. Несмотря на существенное различие предмета регулирования указанных постановлений Правительства, все они приняты на основании и в обеспечение исполнения Конституции, федеральных конституционных или федеральных законов. Среди нормативных актов федерального уровня заключительным звеном являются ведомственные нормативные акты. Немалое их количество издается Генеральной прокуратурой РФ, Минюстом России, МВД России и другими Министерствами и службами РФ. Эти акты носят разные названия: приказы, инструкции, правила, положения и т. п. Согласно Указу Президента РФ от не могут иметь юридической силы ведомственные акты, затрагивающие права и интересы граждан или относящиеся к сфере действия ряда ведомств, если они не зарегистрированы в Минюсте России и не опубликованы. Правительством РФ в связи с этим постановлением от утверждены специальные Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. Ведомственные нормативные акты иногда издают совместно два или несколько ведомств. Известны, например, совместные акты Минюста России, МВД России и Генеральной прокуратуры РФ; МВД России и ФСБ России и др. Практикуется издание нормативных актов одним ведомством при предварительном согласовании его проекта с другими ведомствами. Например, Минюст России совместно с Минфином России издал приказ от /89н, которым установил порядок расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном производстве по назначению. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Однако общепризнанные принципы и нормы международного права реализуются в основном через внутреннее законодательство. В соответствии с этим в части, касающейся правоохранительных органов, указанные нормы включены в Закон о судебной системе, другие нормативные акты о судах и правоохранительных органах, а важнейшие из них в Конституцию. В отношении международных договоров, к числу которых относятся договоры о правовой помощи по уголовным делам, Конституция (ч. 4 ст. 15) оговаривает: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются 20

    Скачать книгу Божьев В.П. Правоохранительные органы России абсолютно бесплатно.

    Для того, чтобы бесплатно скачать книгу с файлообменников нажмите на ссылки сразу за описанием бесплатной книги.

    В учебнике приведены сведения о государственных органах, осуществляющих правоохранительную деятельность, а также о ряде иных негосударственных образованиях, призванных содействовать этой деятельности, которые дают представление о правоохранительной деятельности в целом, о конкретных ее направлениях (функциях), о построении соответствующих органов и организаций,

    их структуре, взаимосвязи и соподчиненности, основных полномочиях и задачах, взаимодействии друг с другом, с государственным механизмом и пр. Учебник написан в сжатой, компактной и доступной форме на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов о судах, других законодательных и нормативных актов.
    Учебник подготовлен специалистами, имеющими значительный опыт научно-педагогической деятельности в ведущих вузах и НИИ Москвы и практической работы в юридических учреждениях страны. Соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
    Для студентов, обучающихся по специальностям 030501 (021100) «Юриспруденция»-, 032700 (050402) «Юриспруденция» (учитель права), 030505 (023100) «Правоохранительная деятельность».

    Название: Правоохранительные органы России
    Божьев В.П.
    ISBN: 978-5-9916-1126-8
    Год: 2011
    Страниц: 336
    Язык: Русский
    Формат: djvu
    Размер: 10.4 Мб


    Дорогие читатели если у Вас не получилось

    скачать Божьев В.П. Правоохранительные органы России

    напишите об этом в комментарияхи и мы обязательно вам поможем.
    Мы надеемся, что Вам понравилась книга и Вы получили удовольствие от чтения. В качестве благодарности можете оставить ссылку на наш сайт на форуме или блоге:) Электронная книга Божьев В.П. Правоохранительные органы России предоставлена исключительно для ознакомления перед покупкой бумажной книги и не является конкурентом печатным изданиям.