Лабораторный практикум excel. Практикум на тему Excel

Цель работы: MS EXCEL 2010-2013. Получение практических навыков по созданию, редактированию и форматированию таблиц.

Задание: Средствами табличного процессора EXCEL 2010-2013 создайте Таблицу1 на основе ниже приведённого сценария.

  1. Запустите табличный процессорEXCEL 2010-2013 .
  2. Установите курсор в ячейку А1 ( щелчком мыши по ячейке) и введите текст: Выручка от реализации книжной продукции.
  3. Введите таблицу согласно образцу, представленному в таблице1.

Таблица 1

4. Рассчитайте сумму выручки от реализации книжной продукции в июне месяце одним из двух способов:

Таблица 2

5. Распространите операцию суммирования на диапазон С7:F7 одним из способов:

6. Убедитесь в правильности выполненной операции:

  • выделите ячейку В7 =СУММ(В4:В6);
  • выделите ячейку С7 . В строке формул должно отобразиться выражение: =СУММ(С4:С6).

7. Подсчитайте суммарную выручку от реализации книжной продукции (столбец Итого ). Для этого:

8. Подсчитайте суммы в остальных ячейках столбца Итого . Для этого: схватите ячейку G 4 за правый нижний угол (зону автозаполнения) и, не отпуская кнопку мыши, протащите её до ячейки G 7. В ячейках G 5, G 6, G 7 появятся суммарная выручка от реализации книжной продукции.

9. Определите долю выручки, полученной от продажи партий товара. Для этого:

10. Рассчитайте долю выручки для других строк таблицы, используя автозаполнение.

В результате автозаполнения в ячейках Н5, Н6 и Н7 появится сообщение #ДЕЛ/0! (деление на ноль). Такой результат связан с тем, что в знаменатель формулы введён относительный адрес ячейки, который в результате копирования будет смещаться относительно ячейки G 7 ( G 8, G 9, G 10 — пустые ячейки). Измените относительный адрес ячейки G 7 на абсолютный $ G $7, это приведёт к получению правильного результата счёта. Еще раз попробуйте рассчитать доли выручки в процентах. Для этого:

  • очистите диапазон Н4:Н7;
  • выделите ячейку Н4 ;
  • введите формулу = G 4/$ G $7 ;
  • нажмите клавишу Enter ;
  • рассчитайте долю выручки для других строк таблицы, используя автозаполнение.

В результате в ячейках диапазона Н4:Н7 появится доля выручки в процентах.

11. Оформите таблицу по своему усмотрению.

12. Откройте Яндекс.Диск и в папке Документы создайте папку Excel .
13. Сохраните созданную таблицу в папке Яндекс.Диск→ Excel под именем Фамилия_студента№задания.

14. Перейдите к выполнению 2 .

Приглашайте друзей на мой сайт


Поддержите проект! Выберите один из вариантов платежа:

С карты, с баланса сотового, из Кошелька

Спасибо!

Практические работы в MS E xcel

Лабораторный практикум предназначен для практического изучения раздела, расчеты в «Электронных таблицах MS Excel - 2007» в рамках дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» студентами второго курса различных специальностей ГБОУ СПО Политехнический колледж №42 г. Москва.

Практикум состоит из четырех практических работ по основным темам применения MS E xcel в расчётах, ориентирован в основном на студентов, обучающихся по специальностям «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», « Операционная деятельность в логистике » и «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)». Некоторые темы практических работ могут использовать в обучении и студенты других специальностей.

Каждая практическая работа содержит теоретическую справку по теме работы, подробный разбор контрольного примера и 3 варианта заданий по теме.

  1. Практическая работа

Тема: «Организация расчетов в MS Excel »

Целью данной практической работы является освоение технологии организации таблиц в MS Excel , а именно, копирование, форматирование ячеек, формирование границ, представление данных и организация простых формул расчетов. На Рис.1 представлена таблица, в которой столбец А организован посредством копирования содержимого ячейки A 4 (дата 01.04.13) вниз до требуемой ячейки, столбцы B и C заполнены исходными данными, также с использованием копирования и последующей правки значений, столбец D , создан через организацию формулы в ячейку D 4 (в строке формулы, показан вид формулы) и последующим её копированием вниз.

Рис.1

Таблица на Рис.2, аналогична по созданию предыдущей таблицы, с дополнением по формированию итогов по столбцу и строке. Формулу можно записать иначе.

Рис.2

Варианты заданий по теме « Организация расчетов в MS Excel »

Задание 1 . Создать таблицу по заданию 1. Столбец Месяц организовать через копирование ячеек, следующие три столбца с исходными данными, заполнить и форматировать данные в этих столбцах. Столбец Сумма надбавки , создать через формулу.

Задание 2 . Создать таблицу по заданию 2. Столбец организовать через копирование ячеек.

Задание 3 . Создать таблицу по заданию 3. Столбец организовать следующим образом с начало заполнить значение 1,0 в ячейку I 4 и 1,1 в ячейку I 5, затем выделить диапазон ячеек, состоящий из ячеек I 4, I 5 и выделенный диапазон копировать вниз.

  1. Практическая работа

Тема: «Статистические функции»

Целью данной практической работы является знакомство со встроенными статистическими функциями.

При обработке статистических данных довольно часто возникает необходимость определения различных статистических характеристик. Для таких вычислений в MS Excel встроен ряд статистических функций, например:

СРЗНАЧ(x 1 ,…,x n )

среднее арифметическое (x 1 +…+x n )/n.

МАКС(x 1 ,…,x n )

максимальное значение из множества аргументов (x 1 ,…,x n )

МИН(x 1 ,…,x n )

минимальное значение из множества аргументов (x 1 ,…,x n )

СЧЕТ(x 1 ,…,x n )

количество чисел в списке аргументов

СЧЕТЗ(x 1 ,…,x n )

количество значений в списке аргументов и непустых ячеек

Пример выполнения задания с использованием

статистических функций

На рис 4. Показана таблица продаж товара в магазине.

Рис.4

Примечание . Пустая ячейка в столбце «Количество продаж» означает, что данный товар не был продан.

Методические указания к выполнению задания:

Вычислить:

    • выручку от продаж каждого товара;

      общую, среднюю, максимальную, минимальную выручку от продаж всех товаров;

      определить общее количество видов товаров в магазине,

      сколько видов товара продано.

Пример выполнения задания по теме «Статистические функции»

    ввести в ячейку D2 (в первую ячейку столбца «Выручка от продаж») формулу: =B2*C2 («Выручка от продаж»= «Цена»*«Количество продаж»);

    скопировать формулу на весь столбец;

    ввести формулы:

в D5 =СУММ(D2:D4) - суммарная выручка

в D6 =СРЗНАЧ(D2:D4) - средняя выручка

в D7 =МАКС(D2:D4) - максимальная выручка

в D8 =МИН(D2:D4) - минимальная выручка

в D9 =СЧЕТЗ(А2:А4) - количество видов товара

(подсчёт количества непустых значений)

в D10 =СЧЕТ(С2:С4) - количество видов проданных товаров (подсчёт количества числовых значений)

Варианты заданий по теме « Статистические функции»

Задание 1 . Организовать таблицу «Реки ЕврАзии».

Рис.5

Задание 2 . Известен возраст десяти человек, претендующих на вакансии в фирму. Определить максимальный, минимальный, средний возраст претендентов?

Задание 3 . Таблица содержит сведения о сотрудниках фирмы: фамилия, стаж работы. Определить средний, максимальный, минимальный стаж. Сколько всего сотрудников?

  1. Практическая работа

Тема: «Логическая функция ЕСЛИ… »

Целью данной практической работы является знакомство с наиболее часто встречающейся функцией в логических выражениях.

На практике логические выражения используются для разработки разветвляющегося алгоритма :

Алгоритмический язык

Если условие (логическое выражение)

действие 1

иначе

действие 2

всё-если ;

условие

действие 1

действие 2

Блок-схема

Для построения разветвления в MS Excel существует логическая функция ЕСЛИ, структура её такова :

ЕСЛИ значение логического выражения ИСТИНА ,

ТО выполняется оператор 1 ,

ИНАЧЕ выполняется оператор 2 .

Рис. 5 .

Пример задания аргументов функции ЕСЛИ

(нахождение максимального значения из двух чисел)

Для вызова функции ЕСЛИ , надо нажать на кнопку f x «Вставить функцию», находящуюся в строке формулы. Появится Мастер функций в ячейке Категория надо выбрать строку Логические и далее выбрать функцию ЕСЛИ , заполнить три ячейки:

Лог_выражение

Значение_если_истина

Значение_если_ложь

На рис 7. Показан пример применения функции ЕСЛИ Рис 7.

Варианты заданий по теме «Логическая функция ЕСЛИ… »

Задание 1 . В ячейке D 8 поставить значение 800, т.е сделать План = Факт для Серов В.В. Объяните почему не изменился результат?

Задание 2 . Столбец А произвольное число со значением около 1000, столбец В это 2% от числа, столбец С (результат), логическая функция ЕСЛИ, при условии, если число больше или равно 1000, то результат будет = число + 2%, иначе = число – 2%. На рис 8, отражена таблица.

Рис 8_1.

Задание 3 . Столбец Е – первое число, столбец F – второе число, столбец G (результат), формируется следующим образом, если число1 больше числа2, то результат будет их сумма, иначе результат будет их разность. На рис 8_2, отражена исходная таблица с результатом.

Рис 8_2.

  1. Практическая работа

Тема: «Гистограммы, графики»

Целью данной практической работы является освоение технологии представления данных в виде диаграмм в MS Excel . Для формирования гистограмм требуется наличие исходных данных, далее в зависимости от версии MS Office , выбираете меню Вставка и нужный вид гистограммы (графика). Перед вставкой диаграммы рекомендуется находиться в любой ячейке исходной таблицы с данными. Рис 9_1.

На следующем рисунке Рис 9_2. сформирована диаграмма – график функций

y = sin (x ), y = cos (x ), y = x 2 (парабола). Для формирования графиков, требуется столбец значений по X . Значения сформированы от -6, 28 до 6,28 с шагом 0,1 Столбцы для формирования sin (x ), cos (x ) выбраны через вставку функции. Столбец для параболы организован по формуле. Рис 9_2.

Варианты заданий по теме «Гистограммы, графики»

Задание 1 . Организовать круговую диаграмму, по данным Рис 9_1.

Задание 2 . Организовать график функции y = x ^3 (кубическая парабола).

Рис 9_3

Задание 2 . Организовать изменения курса доллара по отношению к руб.

Тихомирова А.А. MS Excel . Практикум

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №1 Построение таблицы

Для выполнения задания используйте в качестве образца таблицу (рис. 1).

Рисунок 1- Бланк ведомости учета посещений

    Ввести в ячейку А1 текст «Ведомость»

    Ввести в ячейку А2 текст «учета посещений в поликлинике (амбулатории), диспансере, консультации на дому»

    Ввести в ячейку А3 текст «Фамилия и специальность врача»

    Ввести в ячейку А4 текст «за»

    Ввести в ячейку А5 текст «Участок: территориальный №»

    Ввести в ячейку Е5 текст «цеховой №»

    Создать шапку таблицы:

    ввести в ячейку А7 текст «Числа месяца»

    ввести в ячейку В7 текст «В поликлинике принято осмотрено- всего»

    ввести в ячейку С7 текст «В том числе по поводу заболеваний»

    ввести в ячейку Е7 текст «Сделано посещений на дому»

    ввести в ячейку F7 текст «В том числе к детям в возрасте до 14 лет включительно»

    ввести в ячейку C8 текст «взрослых и подростков»

    ввести в ячейку D8 текст «детей в возрасте до 14 лет включительно»

    ввести в ячейку F8 текст «по поводу заболеваний»

    ввести в ячейку G8 текст «профилактических и патронажных»

    ввести в ячейку А9 текст «А»

    пронумеровать остальные столбцы таблицы

    Отформатировать шапку таблицы по образцу

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №2

Вычисления в таблицах. Автосумма.

    В таблице, построенной в предыдущем задании, заполнить произвольными данными столбцы

    В строке 15 сформировать строку ИТОГО: (в ячейках В15, С15, D15, Е15, F15 и G15) использовать Автосумму.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №3

Вычисления в таблицах. Формулы

    Выполните построение и форматирование таблицы по образцу, представленному на рис. 2, оставив пустыми ячейки I6:J9 в столбцах 9 и 10 таблицы.

Рисунок 2- Расчет заработной платы с использованием формул

    Введите в ячейку J6 формулу для подсчета Суммы к выдаче без учета налога : =G6+H6

    Введите формулу для расчета Налога (столбец 9) : =$E$3*(G6+H6)

    Скопируйте формулу в ячейки диапазона I7:I14, обратите внимание на автоматические изменения в формулах, происходящие при копировании

    Измените формулу в ячейке J6: = G6+H6-I6

    Скопируйте формулу в ячейки диапазона J7:J14, обратите внимание на автоматические изменения в формулах, происходящие при копировании

    Подсчитайте итоговые значения в ячейках G16, I16, J16, используя Автосумму

    Подсчитайте среднее значение по столбцу Оклад в ячейке G18, используя Мастер функций и функцию СРЗНАЧ (категория Статистические). Формула: = СРЗНАЧ (G6:G14)

    Скопируйте формулу в ячейки I18 и J18, обратите внимание на автоматические изменения в формулах, происходящие при копировании

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №4

Построение диаграмм

    Выполните построение и форматирование таблицы по образцу, представленному на рис. 3.

Рисунок 3- Таблица для построения диаграмм

    По данным таблицы постройте диаграммы:

    круговую диаграмму первичной заболеваемости социально значимыми болезнями в г. Санкт- Петербурге в 2010 году;

    гистограмму динамики изменения первичной заболеваемости населения социально значимыми болезнями в г. Санкт- Петербурге в период 2006- 2010 гг.

    график динамики изменения первичной заболеваемости населения дизентерией в г. Санкт- Петербурге в период 2006- 2010 гг.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №5

Логическая функция ЕСЛИ

    Преобразуйте таблицу из задания №3 к виду на рис.4, создав и заполнив столбец «Процент выполнения плана», а также задайте размер премии 15% в ячейке Н3.

    Выполните расчет значений в столбце «Премия», используя встроенную логическую функцию ЕСЛИ, исходя из следующего условия:

«премию в размере 15% от оклада получают сотрудники, перевыполнившие план».

    Пересчитайте в соответствии с изменениями в таблице столбцы «Налог», «Сумма к выдаче», итоговые и средние значения.

    Сравните полученные результаты с таблицей на рис. 5.

Рисунок 4- Изменения таблицы задания №3

Рисунок 5- Результат выполнения задания 5

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 6

Вычисления в таблицах. Формулы.

Использование формул, содержащих вложенные функции

    Выполните построение и форматирование таблицы по образцу, представленному на рис. 6.

Рисунок 6 – Таблица для определения результатов тестирования студентов

    Используя логические функции, составьте формулу для автоматизированного определения оценок студентов в соответствии с набранными баллами, исходя из следующих условий:

Каждому студенту предложено ответить на 100 вопросов. За каждый ответ начисляется один балл.

По итогам тестирования выставляются оценки по следующему критерию: от 90 до 100 баллов- оценка «отлично », от 75 до 89 - «хорошо », от 60 до 74 – «удовл .», от 50 до 59 - «неудовл .» , до 49 - «единица », менее 35 - «ноль ». В остальных случаях должно выводиться сообщение «ошибка ».

Перед выполнением расчетов составьте алгоритм решения задачи в графической форме.

3. Рассчитайте средний балл, установив вывод его значения в виде целого числа.

4. Упорядочьте данные, содержащиеся в таблице, по убыванию набранных баллов.

5. Сравните полученные результаты с таблицей на рис. 7.

Рисунок 7- Результат выполнения задания 6

Цель работы: формирование практических навыков работы с электронными таблицами MS Excel 2010

  • Обучающие: обобщение и закрепление знаний и практических навыков по созданию и оформлению таблиц, диаграмм, организации расчетов.
  • Развивающие: развитие внимания, самостоятельности при работе с программным продуктом.
  • Познавательные: развитие интереса к решению задач и межпредметных связей, усиление познавательных мотиваций.

Оборудование: компьютерный класс, программное обеспечение – MS Excel 2010.

Практическая работа №1
«Создание и форматирование таблицы»

Цель работы: Научиться форматировать таблицу с помощью команды Формат ячейки.

  • Создайте новый файл. Присвойте первому листу имя земля и составьте таблицу по образцу (шрифт Arial, размер 14):

2. Установите формат данных. Выделите ячейку С2 (установите в ней курсор) правой кнопкой мыши и в контекстом меню выберите Формат ячеек…. Во вкладке Число выберите формат Числовой , число десятичных знаков – 0. Нажмите ОК. В ячейке С2 напечатайте 149600000.

Аналогично выделите ячейку С3 и установите формат Числовой , число десятичных знаков – 0. В ячейке С3 напечатайте 384400.

Выделите ячейку С4 и установите формат Время . В ячейке С4 напечатайте 23:56:04.

Выделите ячейку С5 и установите формат Числовой , число десятичных знаков – 3. В ячейке С5 напечатайте 365,256.

Выделите ячейку С6 и установите формат Числовой , число десятичных знаков – 1. В ячейке С6 напечатайте 29,8.

3. Выполните форматирование таблицы.

Объединение ячеек. Объедините диапазон ячеек A1:С1 (ячейки A1, В1, С1). Для этого левой кнопкой мыши выделите указанные ячейки и в контекстном меню выберите Формат ячеек… вкладка Выравнивание . Установите флажок в строке объединение ячеек .

Выравнивание в ячейке. Выберите в строке по горизонтали в раскрывающемся списке – по горизонтали значение по центру .

В строке по вертикали в раскрывающемся списке – по центру .

Измените ширину и высоту ячейки А1 с помощью левой кнопки мыши.

Запись в несколько строк. Выделите ячейки В2:В6 левой кнопкой мыши, в контекстном меню выберите Формат ячеек…. вкладка Выравнивание . Установите флажок в строке переносить по словам . В таблице ничего не изменилось, т.к. вся информация умещается по ширине ячейки. Уменьшите ширину столбца В, так, чтобы текст располагался как на образце, расположенном ниже. (Если текст в ячейке виден не весь, значит, он находится за границей ячейки – надо увеличить высоту ячейки с помощью левой кнопки мыши.)

Таблица примет вид

Установка границ ячейки . Выделите ячейки А2:С6. В контекстном меню выберите Формат ячеек вкладка Границы . Установите внешние и внутренние границы.

Готовая таблица примет вид.

4. Сохраните таблицу в своей папке под именем таблицы .

Практическая работа №2
«Построение диаграмм»

Цель работы: Научиться создавать и форматировать диаграммы

Задание 1.

1. Откройте файл таблицы . Присвойте второму листу имя Меха и составьте таблицу по приведенному образцу

2. Выделите диапазон данных А2:Вll, включая заголовки строк и столбцов

3. Выберите вкладку Вставка, группу команд Диаграмма, выберите тип диаграммы – Гистограмма – Объемная гистограмма – Гистограмма с группировкой .

4. Изменение названия диаграммы.

После выделения диаграммы будет активирована линейка команд Работа с диаграммами. Выберите во вкладке Макет – Название диаграммы – Над диаграммой. Кликните на диаграмме по названию диаграммы, сотрите старое название и напечатайте новое Носкость лучших по качеству мехов . Диаграмма примет вид

5. Форматирование диаграммы.

Щелкните правой кнопкой мыши на свободном месте области диаграммы и выберите в контекстном меню команду Формат области диаграммы. Установите понравившиеся вам параметры оформления. Примерный результат

Задание 2.

1. Перейдите на следующий лист и присвойте ему имя Пещеры. Создайте таблицу по приведенному образцу:

2. Постройте диаграмму. Примерный вид диаграммы

Задание 3.

1. Перейдите на следующий лист и присвойте ему имя График

2. Постройте диаграмму типа График и отформатируйте диаграмму (для создания подписей по осям и подписей данных используйте вкладку Работа с диаграммами – Макет). Примерный вид диаграммы

Практическая работа №3
«Автозаполнение таблицы»

Цель работы: научиться заполнять ячейки таблицы с помощью функции Автозаполнение.

Функция Автозаполнение позволяет автоматически продолжать ряд ячеек, если заполнение последних подчиняется определенному принципу (арифметическая прогрессия, дни недели, месяцы). MS Excel осуществляет поиск правила заполнения, введенных данных для того, чтобы определить значения пустых ячеек. Если вводится одно начальное значение образца заполнения, то выделяется одна ячейка, если список с интервалом изменения данных, то необходимо выделить две ячейки, заполненные соответствующими данными.

Задание 1.

1. Откройте файл таблицы автозаполнение .

2. Выполните автозаполнение числами . В ячейке А2 напечатать число 1, а в ячейке А3 – число 2. Выделить ячейки А2 и А3. Перетащить маркер заполнения левой кнопкой мыши до ячейки А7.

3. Заполните ячейки днями недели . В ячейке В1 напечатать Понедельник. Перетащить маркер заполнения левой кнопкой мыши до ячейки F1.

4. Заполните остальные ячейки и выполните форматирование таблицы по образцу.

Задание 2.

1. Откройте файл таблицы . Перейдите на новый лист и дайте ему имя температура.

2. Используя функцию Автозаполнение, создайте таблицу по образцу.

3. Сохраните файл.

Практическая работа №4
по теме «Вычисления в MS Excel 2010»

Цель работы: сформировать умения создания, редактирования, форматирования и выполнения простейших вычислений в электронных таблицах.

Вычисления в таблицах программы MS Excel осуществляются при помощи формул. Формула всегда начинается со знака =. Формула может содержать числа, адреса ячеек, математические знаки и встроенные функции. Скобки позволяют изменять стандартный порядок выполнения действий. Если ячейка содержит формулу, то в рабочем листе отображается текущий результат вычисления этой формулы. Если сделать ячейку текущей, то сама формула отображается в строке формул.

Правило использования формул в программе MS Excel состоит в том, что, если значение ячейки действительно зависит от других ячеек таблицы, всегда следует использовать формулу, даже если операцию легко можно выполнить в “уме”. Это гарантирует, что последующее редактирование таблицы не нарушит ее целостности и правильности производимых в ней вычислений.

Задание 1.

1. Откройте файл таблицы . Создайте новый лист и присвойте ему имя площадь.

2. Оформите лист для расчета площади прямоугольника по образцу

3. Установите для ячеек В2, В3, В4 числовой формат (один знак после запятой).

4. В ячейку В2 введите число 6, в ячейку В3 введите число 7.

5. Площадь прямоугольника вычисляется в ячейке В4. Установите в нее курсор. Для того, чтобы вычислить площадь квадрата надо значение длины первой стороны прямоугольника умножить на значение второй стороны прямоугольника, т.е. значение ячейки В2 умножить на значение ячейки В3. Введите в ячейку В4 формулу. Для этого

  • напечатайте знак = ;
  • кликните левой кнопкой мыши по ячейке В2;
  • напечатайте знак умножения *;
  • кликните левой кнопкой мыши по ячейке В3;
  • нажмите клавишу Enter.

В ячейке отобразится результат вычисления по формуле =В2*В3, число 42,0.

6. Измените значение в ячейке В2, посмотрите что изменилось. Измените значение в ячейке В3, посмотрите что изменилось.

Задание 2.

периметр квадрата.

2. Оформите лист для расчета периметра квадрата по образцу

3. Введите в ячейку B2 любое число

4. Введите в ячейку В3 формулу для расчета периметра.

5. Посмотрите результат.

Задание 3.

1. Создайте новый лист и присвойте ему имя количество информации.

2. Известно количество информации в байтах. Оформите лист для расчета количества информации в остальных единицах измерения информации.

Задание 4.

1. Создайте новый лист и присвойте ему имя география.

2. Оформите лист для расчета по образцу и заполните пустые клетки таблицы.

Литература.

  1. Васильев А.В. Работа в электронных таблицах: практикум / А.В.Васильев, О.Б.Богомолова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 160 с.
  2. Златопольский Д.М. 1700 заданий по Microsoft Excel / – СПб.: БХВ-Петербург, 2003 – 544 с.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «ВЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра информационных технологий и статистики

Ливанов Р.В.

Практикум по работе в электронной таблице Microsoft Office Excel 2007

для студентов экономического факультета

КИРОВ Вятская ГСХА

Copyright by Livanov Roman, 2002-2014

Практическая часть

Лабораторная работа №1.

Общее знакомство с Microsoft Excel

Запустите программу Microsoft Excel: «Пуск» «Все программы» «Microsoft Office» «Microsoft Office Excel 2007» или при помощи соответствующего ярлыка на рабочем столе. В результате откроется новая рабочая книга, содержащая несколько рабочих листов.

В открывшемся окне найдите следующие элементы:

Кнопки управления

Лента инструментов

Полосы прокрутки

Строка заголовка

Адрес активной ячейки

Рабочая область листа

Панель быстрого

Активная ячейка

13. Зона заголовков

столбцов

Кнопка Office

Зона заголовков строк

Строка формул

Вкладки на ленте

10. Ярлыки рабочих

Кнопка вставки

Copyright by Livanov Roman, 2002-2014

Задание 1. Основы работы с электронными таблицами.

1. Переименуйте название рабочего листа.

Щелкните ПКМ по ярлыку «Лист1» в нижней части рабочего листа и в контекстном меню выберите команду«Переименовать» .

Удалите старое название рабочего листа, введите с клавиатуры новое название «Принтеры» и нажмите клавишуEnter .

2. Подготовьте ячейки таблицы к вводу исходных данных.

Выделите диапазон ячеек A1:D1 и задайте команду контекстного меню

«Формат ячеек».

«переносить по словам» и выберите тип горизонтального и вертикального выравнивания –по центру .

На вкладке «Шрифт» диалогового окна выберите тип начертания шрифта –

полужирный курсив и нажмите кнопку «ОК» .

3. Заполните таблицу данными по предложенному ниже образцу.

Наименования

Количество,

Принтер лазерный, ч/б

Принтер лазерный, цв.

Принтер струйный, ч/б

Принтер струйный, цв.

Принтер матричный, ч/б

4. Рассчитайте объем продаж как произведение количества и цены.

Выделите ячейку D2 и введите с клавиатуры знак= .

Щелкните ЛКМ по ячейке В2 , с клавиатуры введите знак* и щелкните ЛКМ по ячейкеС2 . Если все сделано правильно, то в строке формул появится формула следующего вида:=В2*С2 .

Нажмите клавишу Enter – в ячейке появится результат расчета по формуле:

450000.

Copyright by Livanov Roman, 2002-2014

5. Откопируйте формулу в остальные ячейки столбца.

Выделите ячейку D2 , в которой находится результат вычислений.

Установите курсор мыши на маркер заполнения (маленький квадратик в правом нижнем углу выделенной ячейки).

Нажмите ЛКМ и, удерживая ее, протяните курсор до 6-й строки включительно. Если все сделано правильно, то все ячейки столбца«Объем продаж» будут заполнены рассчитанными значениями.

6. Установите для чисел в столбцах «Цена» и«Объем продаж» денежный формат.

Выделите диапазон ячеек С2:D6 и задайте команду контекстного меню

«Формат ячеек».

денежный , число десятичных знаков –0 , обозначение –р. и нажмите кнопку«ОК» .

7. Вставьте в таблицу новый столбец.

Выделите щелчком ЛКМ любую ячейку первого столбца (напримерА2

или А3 ).

«Вставить столбцы на лист» – в результатеслева от таблицы появится новый столбец.

В ячейку А1 введите заголовок нового столбца№ п/п и установите для данной ячейки горизонтальное и вертикальное выравнивание –по центру ,

тип начертания шрифта – полужирный курсив .

8. Заполните столбец «№ п/п» с использованием автозаполнения.

В ячейку А2 введите цифру1 , в ячейкуА3 – цифру2 .

Выделите диапазон ячеек А2:А3 .

Наведите курсор мыши на маркер заполнения в правом нижнем углу выделенных ячеек, нажмите ЛКМ и, удерживая ее, протяните курсор до 6-й

строки включительно. В результате в столбце появятся числа от 1 до5 .

Copyright by Livanov Roman, 2002-2014

9. Вставьте в таблицу новую строку для оформления заголовка таблицы.

Выделите щелчком ЛКМ любую ячейку первой строки (напримерВ1

или С1 ).

На вкладке «Главная» нажмите кнопку«Вставить» и в раскрывающемся списке выберите команду«Вставить строки на лист» – в результатесверху от таблицы появится новая строка.

Выделите диапазон ячеек A1:Е1 и задайте команду контекстного меню

«Формат ячеек».

В появившемся диалоговом окне на вкладке «Выравнивание» установите флажок«объединение ячеек» , выберите тип горизонтального выравнивания

– по центру .

На вкладке «Шрифт» выберите тип начертания шрифта –полужирный ,

цвет шрифта – красный и нажмите«ОК» .

В объединенную ячейку введите заголовок таблицы: Объем продаж принтеров .

10. Установите обрамление ячеек таблицы.

Выделите все ячейки таблицы за исключением ее заголовка (диапазон

А2:Е7 ) и задайте команду контекстного меню«Формат ячеек» .

В появившемся диалоговом окне на вкладке «Граница» выберите тип

11. Установите заливку ячеек таблицы.

Выделите шапку таблицы (диапазон А2:Е2 ) и задайте команду контекстного меню«Формат ячеек» .

В появившемся диалоговом окне на вкладке «Заливка» выберите какой-либо цвет заливки ячеек и нажмите«ОК» .

Аналогично выполните заливку оставшейся части таблицы с использованием различных цветов.

Copyright by Livanov Roman, 2002-2014

12. Постройте диаграмму по столбцам «Наименования товаров» и

«Количество».

Выделите диапазон ячеек В2:С7 , задайте команду«Вставка» «Гистограмма» и в раскрывающемся списке выберите вид гистограммы –

гистограмма с группировкой (первый шаблон в первой строке) – в

результате диаграмма построится.

На вкладке «Конструктор» нажмите кнопку«Строка/столбец»

в результате на гистограмме изменится вид отображения рядов данных.

На вкладке «Макет» нажмите кнопку«Название диаграммы» , в

раскрывающемся списке выберите размещение названия «Над диаграммой»

и введите название диаграммы Принтеры .

Используя кнопку «Подписи данных» на вкладке«Макет» , установите

в диаграмме числовые подписи рядов данных с размещением «В центре» .

На вкладке «Конструктор»нажмите кнопку «Переместить диаграмму»,

в появившемся диалоговом окне выберите размещение диаграммы на отдельном листе и нажмите кнопку«ОК» – в результате в рабочей книге появится новый рабочий лист с названием«Диаграмма1» , на котором будет размещена диаграмма.

13. Рассчитайте строку «Итого» по столбцу«Объем продаж» .

Перейдите на рабочий лист «Принтеры» , содержащий таблицу с данными.

В ячейку В8 введитеИтого , а в ячейкахС8 иD8 поставьте прочерки.

Установите курсор в ячейку Е8 и щелкните по кнопке автосумма на вкладке«Главная» – в результате в ячейке появится формула

СУММ(Е3:Е7).

Нажмите клавишу Enter – в результате содержимое ячеек, охваченных пунктирной рамкой, будет просуммировано.

Установите для строки «Итого» обрамление и свой цвет заливки.

Copyright by Livanov Roman, 2002-2014

14. Измените данные в таблице по столбцу «Количество» .

Выделите ячейку С3 и введите в нее значение30 – после нажатия клавиши

Enter произойдет автоматический пересчет значений в столбце«Объем продаж» .

Выделите ячейку С7 , введите в нее значение7 и нажмите клавишуEnter .

Убедитесь, что в связи с изменением данных в таблице диаграмма перестроилась c учетом новых значений.

В результате всех вышеперечисленных действий отформатированная

таблица должна выглядеть следующим образом:

Объем продаж принтеров

Наименования

Количество,

Принтер лазерный, ч/б

Принтер лазерный, цв.

Принтер струйный, ч/б

Принтер струйный, цв.

Принтер матричный, ч/б

Задание 2. Использование условного форматирования при расчетах.

1. Перейдите на новый рабочий лист «Лист2» и присвойте ему имя

«Финансы».

2. Выделите и объедините диапазон ячеекА1:Е1 , установите горизонтальное выравнивание –по центру и введите заголовок таблицы:

Движение денежных средств.

3. Выделите диапазон ячеек А2:Е9 и установите для выделенных ячеек внешние и внутренние границы, используя на вкладке«Главная» кнопкуи шаблон «Все границы» .

Copyright by Livanov Roman, 2002-2014

4. Оформите шапку таблицы.

В ячейку А2 введитеМесяц .

В ячейку В2введите На начало периода.

В ячейку С2 введитеДоходы .

В ячейку D2 введитеРасходы .

В ячейку Е2введите На конец периода.

Выделите диапазон ячеек А2:Е2 и установите для них отображение –

переносить по словам , горизонтальное и вертикальное выравнивание –

по центру , начертание шрифта –курсив .

5. Заполните данными столбец «Месяц» с использованием автозаполнения.

В ячейку А3 введите название месяцаЯнварь .

Наведите курсор мыши на маркер заполнения ячейки А3 и, удерживая ЛКМ,

протяните курсор до 8-й строки включительно. В результате в столбце появятся названия месяцев с января по июнь.

В ячейку А9 введитеИтого за полугодие и установите для этой ячейки перенос по словам.

6. Заполните ячейки таблицы исходными числовыми данными.

В ячейку В3 введите значение1000 .

Заполните данными столбцы «Доходы» и«Расходы» по предложенному ниже образцу.

И введите в нее формулу следующего вида: =B3+C3–D3

Нажмите клавишу Enter – при этом в ячейке появится результат расчета по формуле:980 .

Выделите ячейку В4 и введите в нее формулу:=Е3

Откопируйте формулу в остальные ячейки этого столбца.

8. Установите для ячеек с числами в таблице денежный формат.

Выделите диапазон ячеек В3:Е8 и задайте команду контекстного меню

«Формат ячеек».

В диалоговом окне на вкладке «Число» выберите числовой формат –

денежный , число десятичных знаков –0 , обозначение –$ и нажмите кнопку«ОК» .

9. Рассчитайте суммарные доходы и расходы за полугодие.

Выделите ячейку С9 , щелкните по кнопке автосумма на вкладке

«Главная» и нажмите клавишуEnter .

Откопируйте полученную функцию вправо по строке в ячейку D9 .

10. Рассчитайте финансовый результат деятельности.

Выделите диапазон ячеек А12:D12 , объедините их и установите горизонтальное выравнивание –по правому краю .

Введите в получившуюся ячейку: Финансовый результат: прибыль (+),

убыток (–).

В ячейку Е12 самостоятельно введите формулу для расчета финансового результата как разности между суммарными доходами и суммарными расходами за полугодие.