Интерфейсы подключения компьютерной мыши

Интерфейсы подключения компьютерной мыши

С самого начала одно общее замечание — следует четко разделять интерфейс подключения и интерфейс передачи данных. В случае проводных устройств этим нюансом можно пренебречь — мышь, клавиатура или иное оборудование жестко привязано кабелем к соответствующему порту. Для беспроводной же периферии интерфейсы подключения остаются теми же — PS/2, COM, LPT, USB и так далее, но к порту подключается только ресивер, а сама мышь обменивается с ним данными при помощи радиоканала или инфракрасных лучей. С этим тесно связан миф первый :

Беспроводные устройства существенно отличаются от проводных.

На самом деле, это не так. Независимо от конкретного интерфейса передачи данных, подключенная к PS/2-порту мышь (непосредственно или через ресивер) для компьютера является «Мышью PS/2». Компьютер вообще не делает между ними разницы в случае использования «простых» ресиверов. Ситуация отличается в случае Bluetooth, но как раз из-за того, что в этом случае применяется не пассивный ресивер, а Bluetooth-адаптер и само периферийное устройство использует Bluetooth именно в качестве интерфейса подключения (т.е. схема здесь совсем иная, нежели в случае простых беспроводных устройств). Во всех же остальных случаях все просто, несмотря на то, что я уже разок услышал, что «беспроводные мыши не работают в DOS». Все не так! Если ваша операционная система вообще поддерживает последовательную, PS/2 или USB-мышь, то она будет точно также работать и с беспроводной моделью, ресивер которой подключается к соответствующему порту. И характеристики будут у беспроводной мыши такими же, как и в случае проводной (разумеется, те, для которых ограничивающим фактором не станет интерфейс передачи данных). То же самое касается и клавиатур, джойстиков, рулей, принтеров и прочего внешнего оборудования.

Ну а теперь разделавшись с зачатками общей мифологии, перейдем непосредственно к мышам. Интерфейсы мы будем рассматривать в хронологическом порядке.

Параллельные (шинные) мыши

Так уж сложилось исторически, что IBM PC был изначально нацелен на применение в сфере бизнеса, а не развлечений (сейчас в это трудно поверить:)). В результате основным интерфейсом был текстовый, а мыши были просто не нужны: на экране всего две (или даже одна) тысяча «точек», в каждую из которых можно легко и точно попасть при помощи клавиатуры. Однако компьютер быстро обзавелся и графическими функциями, а вот тут уже клавиатура начала пасовать: даже в смешно сейчас выглядящем разрешении 320 х 200 точек, экран содержит уже 64 тысячи адресуемых позиции, так что если вам нужно иметь возможность легко попасть в любую из них, клавиатурными клавишами не обойдешься. Да и производители ПО поняли, что графика полезна не только в играх или графических редакторах: если приделать к обычной программе графический интерфейс, быстрее она работать не будет, а вот для освоения неподготовленным пользователем подойдет лучше, чем текстовая. Ну а для работы в графических средах наилучшим образом даже сейчас подходит мышь, специально для этой цели и разработанная, а в те времена выбора вообще не было: либо мышь, либо световое перо, имеющее куда меньшую точность, чем даже первые мыши.

Но вот незадача — нет у РС специального мышиного порта! Никто изначально не думал, что он понадобится, поскольку первое время вообще самым популярным был MDA, графику не поддерживающий в принципе. Интерфейс для светового пера предусмотрели, но желающих им пользоваться оказалось слишком мало (и немудрено: подержите весь день руку на весу перед экраном — к вечеру она у вас просто отвалится), а вот для мыши — нет. В то же время во всех компьютерах, изначально ориентированных на графические среды, возможность подключения мыши присутствовала изначально. Ну что ж — архитектура IBM PC открытая, шинная, шина стандартная (впоследствии известная как ISA), будем расширять возможности. Некоторые производители (в частности, Microsoft) освоили выпуск мышиных адаптеров, продающихся в комплекте с мышами, и устанавливаемых в обычный восьмиразрядный слот на системной плате. Казалось бы, проблема решена.

Однако шинные мыши прожили достаточно недолго, и быстро были вытеснены другими вариантами. Насколько мне известно, до наших краев эти грызуны вообще дойти в сколько-нибудь заметных количествах не успели, да и в Буржуинствах во второй половине 80-х они исчезли как вид. Тому было две серьезных причины. Во-первых, цена: любая мышь, использующая стандартный для компьютера интерфейс, стоит дешевле, нежели комплект из мыши и специального адаптера — аксиома. Во-вторых, слоты расширения всегда были достаточно дефицитным ресурсом. Правда, на плате оригинальной АТ их было аж восемь, ну так в те времена и желающих их занять устройств было куда больше, поскольку интегрированных компонентов практически не было. Вот и вымерли шинные мыши, как только появилась альтернатива.

Последовательные мыши

Еще в те лохматые годы кому-то (кому первому — сейчас уже выяснить практически невозможно) в голову пришла отличная идея. Практически каждый компьютер снабжен, по крайней мере, одним последовательным портом, на который можно повесить почти любое оборудование. Почему им не может быть мышь? Сказано — сделано. И на рынок хлынули последовательные мыши, не требующие дополнительных контроллеров для своей работы: свободный COM-порт это все, что им нужно. Решение получилось, во-первых, дешевым, а во-вторых, очень универсальным, поскольку подходило даже для компьютеров, вообще не имеющих портов расширения (портативных, например). Ничего удивительного, что вскоре данные модели стали стандартом де-факто.

Поскольку активное нашествие грызунов на рынок началось уже после появления АТ, большинство моделей использовали компактный (по тем временам — сегодня это самый большой из подходящих для мышей) девятиконтактный разъем последовательного порта, являвшийся стандартом для этих компьютеров. Модели с 25-и контактным разъемом тоже встречались, несмотря на то, что большой он слишком, да и совместимы оба разъема почти полностью, а механическая несовместимость легко решалась при помощи пассивного переходника. Последнее, видимо, привело к тому, что уже в начале 90-х мыши с «большим» разъемом практически исчезли. Последовательные мыши крайне неприхотливы — в частности, порт спокойно относится к «горячему подключению», имеют низкую себестоимость, да и их характеристик долгое время было более чем достаточно для всех пользователей. Ничего удивительного, что многие из нас начинали работать на компьютерах, оснащенных именно такими мышами, и с их же помощью осваивали первые версии оконных систем для РС. Более того — подобные мыши можно встретить до сих пор, хотя многие фирмы их уже не производят, а остальные значительно сократили их долю (например, у Genius таковых не более 10% от общей массы, а Microsoft и Logitech последовательных мышей не делают вовсе). В 2000 году такую мышь еще можно было легко купить, а сейчас просто сходить на рынок недостаточно: последовательные мыши от Genius, A4 Tech и некоторых других компаний раскупаются достаточно быстро, ввиду того, что во многих местах до сих пор трудятся относительно старые компьютеры, вполне справляющиеся со своими задачами, но неспособные работать с новыми мышами. Да и давно выпущенные мыши с последовательным интерфейсом вполне можно встретить, что связанно во многом с тем, что в те годы не только деревья были большими — и техника была надежнее. У меня до сих пор в шкафу лежит совершенно рабочая последовательная мышь MS Mouse 2.0, произведенная и купленная еще в 1995 году, причем в любой момент ее можно подключить к компьютеру и пользоваться! Впрочем, стоило это устройство тогда 35 долларов несмотря на крайнюю примитивность (сегодня за эти деньги можно приобрести хорошую беспроводную оптическую мышь), а более дешевые модели дохли достаточно быстро.

Итак, на долгие годы последовательные мыши стали стандартом де-факто. По сути, они начали сдавать позиции даже немного раньше, чем устарели морально — только потому, что в компьютерах появились-таки специализированные мышиные порты, да и соответствующие мыши стали стоить чуть ли не дешевле при более широком выборе. Ну а к этому моменту уже стали заметны некоторые недостатки последовательных мышей, о которых мы поговорим ниже, что только ускорило процесс.

PS/2-совместимые мыши

В далеком 1987 году, начиная выпуск линейки PS/2, компания IBM учла все прошлые ошибки. К сожалению, наделала она новых, так что эта, революционная по тем временам архитектура, бесславно прозябала несколько лет, пока не скончалась окончательно. Но гордое ее имя живет до сих пор — так называют порты mini-DIN для клавиатур и мышей, старт которым дала именно эта линейка. Да — в этих компьютерах появился специальный мышиный порт, и даже поддержка мыши в BIOS (причем как в обычном, так и в ABIOS). Ничего удивительного: эти компьютеры уже изначально ориентировались на работу под управлением графической операционной системы (по мнению IBM и Microsoft ей должна была стать OS/2), так что мышь из опционального устройства начала превращаться в стандартное.

Следует отметить, что новые порты имели как преимущества по сравнению с последовательным (в частности, более низкое напряжение питания — 5 В вместо 12 В, и независимость от других устройств, в то время как последовательные мыши нередко мешали внутренним модемам, поскольку четыре COM-порта РС делили всего два IRQ), так и недостатки. Наиболее существенным является «нелюбовь» к подключению и отключению мыши при работающем компьютере. Многие пренебрегают этим требованием, но лишь до первого сожженного порта:) Вероятность его выгорания далеко не 100%, но она существует, так что лучше все же не рисковать (по крайней мере, мне так кажется). Зато они были, и их использовал один из крупнейших производителей компьютеров. Ничего удивительного в том, что появились мыши с соответствующим разъемом, а производители brand-name техники тоже приняли данный стандарт, и начали комплектовать свои компьютеры портами в стиле PS/2 и мышиным контроллером. А вот окрепшие уже к тому моменту производители материнских плат из Юго-Восточной Азии увеличивать цену своих изделий не особо желали, так что самосбор и техника второго эшелона, которой всегда было больше, чем брэндов, продолжали обходиться последовательными мышами. Впрочем, где-то к середине 90-х наиболее уважаемые компании из Тайваня мышиные порты на платы устанавливать начали, но... У меня вот на ASUS PVI-486SP3 порт был, но для того, чтобы вывести его наружу, требовалась опциональная планка. Три доллара, конечно, не деньги, но зачем? Чтобы вместо последовательной мыши за те же деньги купить PS/2? Будь занято оба последовательных порта, я так бы сделал, но у большинства (и у меня тоже) максимум один модем стоял, а у некоторых и его не было. Так они и жили — PS/2-мыши захватили примерно треть или четверть рынка, последовательные — все остальное.

Устойчивое равновесие было нарушено в районе 1997 года. Разрабатывая стандарт АТХ, компания Intel, разумеется, учла обязательность мыши, так что порт типа PS/2 стал обязательной принадлежностью каждого претендующего на современность компьютера. Ну а если порт есть у всех, то почему бы им не воспользоваться? Материнские платы формата АТ, впрочем, с рынка исчезали медленно, но и в их случае «выкидыш» с портом стал обязательным компонентом. Таким образом, мыши с интерфейсом PS/2 очень быстро стали стандартом.

USB-мыши

Впрочем, дав зеленый свет PS/2, фирма Intel достаточно быстро попыталась повернуть процесс на новые рельсы. В спецификациях РС98 рекомендовалось подключать мышь к порту USB, в РС99 это делать рекомендовалось настоятельно, хотя не возбранялось использовать и PS/2, но вот COM-порты уже посоветовали убрать. В РС2002 вообще была дана однозначная команда — для периферии только USB. Однако быстро вытеснить PS/2 не удалось — порты-то на большинстве материнских платах есть и сейчас, так зачем занимать порт USB, который можно и для других целей использовать? Тем более, что первое время USB-модели стоили заметно дороже (да и до сих пор некоторая разница в их себестоимости сохраняется, хотя она уже достаточно невелика, чтобы быть незаметной для конечного покупателя).

Так что продвижение USB-мышей на рынок было достаточно медленным. Впрочем, обеспечить совместимость между USB и PS/2 очень легко, поскольку обе шины рассчитаны на питание 5 В, так что, медленно, но верно, USB-мыши начали завоевывать место под солнцем: оказалось, что совсем необязательно выпускать модели, рассчитанные только на один интерфейс — практически за те же деньги можно обеспечить поддержку обоих. Первыми «сдались» коробочные мыши, особенно те модели, выпуск которых в ОЕМ-варианте не планировался: стоят они недешево в любом случае, так что два-три десятка центов за переходник на фоне двух-трех (а то и пяти-шести) десятков долларов погоды не сделают. Для ОЕМ некоторые фирмы в качестве основного стандарта выбрали USB, а переходник (те, кому это нужно) могут приобрести самостоятельно. Однако, поскольку и сейчас большинство мышей делается на базе одних и тех же контроллеров, с некоторым усложнением конструкции для поддержки USB, немалое количество мышей «среднего класса» продолжают выпускаться и в варианте для PS/2 (у многих производителей — большинство), ну а модели, ориентированные на бюджетный сегмент, вообще пока на USB переходить не начали. По мере распространения специальных мышиных контроллеров с поддержкой только USB, этот интерфейс будет завоевывать все новые позиции, ну а со временем порт PS/2 можно будет убрать безболезненно и никто ничего не заметит.

Кстати, о старом оборудовании и, соответственно, о старых программах. Долгое время существует миф второй :

USB-мыши не работают в DOS, Windows 95 и NT4.

Вообще говоря, первое время этот миф имел под собой реальную почву — действительно не работали. Однако еще года три назад проблемой озаботились производители BIOS, так что появилась поддержка USB-мышей в устаревших операционных системах силами BIOS (клавиатуры научились это делать чуть позже). Так что несмотря на то, что на коробках с мышами указано, что при подключении к USB требуется минимум Windows 98 или 2000, можно воспользоваться и более старой системой. Правда лишитесь вы колесика прокрутки, поскольку встроенными средствами оно не поддерживается, а родные драйверы установить не удастся (из-за чего, кстати, некоторые мыши вообще не удастся использовать — без дополнительного ПО многие модели не работают вообще; даже как двухкнопочные). Впрочем, старые версии Windows интересны лишь для академического целей, а вот DOS иногда нужен — загрузить с дискеты и в старую игру поиграть, например:) Спешно искать переходник в случае использования современных материнских плат не нужно — USB-мышь будет работать как положено.

Bluetooth-мыши

Появились они совсем недавно и по историческим, и по компьютерным меркам. Но с ними уже связан миф третий :

Мыши с интерфейсом Bluetooth являются аналогами обычных беспроводных моделей с радио- или ИК-интерфейсом.

На самом деле это не более чем миф — Bluetooth является не интерфейсом обмена данными, а интерфейсом подключения. В заблуждение вводит то, что сейчас такие модели обычно комплектуются Bluetooth-адаптеры, точно так же, как обычные беспроводные модели поставляются совместно с ресиверами. Кроме того, например, Logitech MX900 на первый взгляд ничем не отличается от МХ700: такая же внешне мышь, та же база, только используется Bluetooth, который, на деле, та же радиосвязь (частота отличается, но и на частоте 2.4 ГГц работают многие модели радиомышей). Однако адаптер — совсем не обычный конвертер проводного в беспроводной интерфейс. Это действительно адаптер, наделяющий компьютер способностью работать с Bluetooth-устройствами. А одним из них (при наличии соответствующего профиля) может являться мышь. Теоретически эти модели могут работать и с адаптерами, отличными от входящих в комплект поставки, и сами по себе «не знают», что там за адаптер используется: встроенный, на шине PCI или наиболее распространенный USB. И даже в последнем случае не стоит проводить параллелей с беспроводными мышами, ресиверы которых подключаются к порту USB — это совершенно разные устройства . Bluetooth-мыши — отдельный класс оборудования. Пока экзотичный, так что с ними еще разбираться и разбираться. Но, главное, основной материал данной статьи к ним не относится. Есть проблемы с их функционированием под DOS, поскольку требуется ОС, под которую есть драйверы для Bluetooth-адаптера. Ну и дальнейшее наше повествование их касаться не будет — мы поговорим об особенностях работы более привычных пока мышей с последовательным, PS/2 и USB-интерфейсами (как я уже сказал в начале, все будет в одинаковой степени верно и для проводных, и для беспроводных моделей).

Частота опроса

Вообще у мышей не так много объективных параметров, выражающихся в численном виде, и частота опроса как раз один из них. Чем это значение больше, тем лучше. Максимальная частота опроса порта зависит от его типа, используемой операционной системы и некоторых утилит, способных ее повысить. Для начала фактическая информация в одной таблице.

Знаки вопроса в случае последовательного интерфейса говорят о том, что точной информацией я не владею, поскольку пользователи ХР и последовательной мыши мне неизвестны, самому измерять не хочется, поскольку никому это похоже не нужно, а максимально-возможное значение все равно узнать невозможно, поскольку вручную в его случае частоту опроса не отрегулируешь. В случае USB ручная регулировка при использовании Windows тоже невозможна (по крайней мере, способы ее выполнения доселе неизвестны), зато частота опроса всегда достаточно неплоха. А самая интересная ситуация в случае порта PS/2 — отвратительные результаты под 9х, постепенно улучшающиеся по мере совершенствования ОС, но не доходящие до USB, и целых 200 Гц максимум (в полтора раза выше, чем у USB!) при ручной регулировке. Последняя осуществляется достаточно просто: штатными средствами в ХР (поскольку по этому поводу было много вопросов, то говорю где: в списке устройств выберите мышь, а далее — расширенные свойства), через реестр в 2000 или при помощи специальных программ (типа PS2 Rate Ajuster) под 9х (не знаю, как там в NT4, но эту систему для игр и не используют, так что не сильно важно). А для чего нам вообще нужна высокая частота опроса? Процитирую абзац из одной старой статьи :

Пусть мы играем в Quake II на экране 800х600. Считаем, что мы видим 120 градусов, тогда полный круг составит 2400 пикселей. Если нам нужно повернуться на 180 градусов за одну секунду, то поворот составит 1200 пикселей. При этом мышь типа PS/2 по умолчанию выдаст 40 отсчетов. Тогда получается — 30 пикселей на отсчет, т.е. повернувшись, мы можем выстрелить с точностью до 30 пикселей. Если мы играем в deadmatch и наш соперник находится далеко, то этого просто не хватит!

Статья была опубликована на нашем сайте более четырех лет назад, но с тех пор ситуация стала еще хуже, поскольку выросли используемые разрешения. 1600х1200 пока экзотика, а вот 1280 на-что-нибудь встречается часто, так что будем считать, что точек в повороте уже 1800. Тогда при тех же 40 Гц (PS/2 или COM под 9x) мы получим точность в 45 пикселей. Точностью это назвать язык не поворачивается — по сути, будете вы лупить в белый свет как в копеечку, и противник погибнет только если сам все время будет стараться попасть под ваши выстрелы. Пользователь Windows 2000 уже получит 30 пикселей — как сказано выше, недостаточно. Под ХР результат получше — 18 пикселей. USB-мышь всегда обеспечит примерно 15-16, а разогнанная до упора PS/2 — аж 9 пикселей. В последнем случае из ваших цепких лап вряд ли кто уйдет живым.

Но тут можно немного запутаться. Раз PS/2 обеспечивает самую высокую частоту, то зачем нам USB? Вот он вам миф четвертый :

Для игр однозначно нужна мышь с интерфейсом PS/2 — она позволит гарантированно добиться самого высокого результата.

Дело в том, что рассматривали мы выше частоту опроса порта. Однако, сама мышь может оказаться неспособна выдавать данные с такой скоростью. И получится, что «плохая» PS/2 мышь реально даст вам лишь где-нибудь 80 Гц (старые беспроводные модели вообще больше 50 Гц не тянули), в то время как «хорошая» USB честно отработает свои 125 Гц. Если у мыши частота опроса составляет всего 100 Гц, то ее все равно к какому из портов подключать, и даже PS/2 разгонять под ХР не надо. Хотя лучшие (с геймерской точки зрения) PS/2-мыши действительно держат положенные 200 Гц или около того, и позволяют получить максимальную точность в игре, но не стоит возводить это в правило. В реальных условиях все, чаще всего, упирается в мышь, хотя PS/2 имеет больший потенциал, о чем всегда стоит помнить.

По крайней мере, это верно для Windows. Пользователи Linux могут существенно «разогнать» и USB-порт. Вот что написал один из наших читателей:

Если использовать USB мышь, можно получить до 1000гц в ОС linux при использовании специальных патчей для ядра. Патчи можно взять тут: http://www.yhbt.net/normalperson/files/linux/hid-interrupt-polling/ Сам пробовал ставить патч на 2.4.22 ядро, M$ IE explorer 3.0a и Logitech M-BA47 выдавали 500гц. Там в исходниках одну строчку надо поменять и будет 1000гц.

Сам я Linux не использую, так что проверить не могу. Но, думаю, многим эта информация будет полезна.

Совместимость интерфейсов

Поскольку, так уж получилось, что долгое время на рынке было широко распространено не менее двух интерфейсов (на деле даже три, но первое время редок был USB, а сейчас — COM), вопрос: «Что во что можно воткнуть?» иногда встает. И сколько ж по его поводу споров в разных конференциях:) Попробуем что ли дать на него точный ответ — должен же, кто-нибудь, в конце концов это сделать, а если не мы, то кто же? :)

Будем двигаться в хронологическом порядке. Последовательная мышь подключается только в последовательный порт. Наиболее распространенные в 9-и контактный напрямую или в 25-и контактный через пассивный переходник, редкие модели с «большим разъемом» — наоборот. Все. Больше никуда в большинстве случаев. Даже в USB никак, несмотря на существование адаптеров USB-COM. Дело в том, что, как я уже говорил, последовательной мыши нужно питание 12 В, а USB-порт и упомянутый адаптер, соответственно, выдают лишь 5 В. Никаких проблем от этого не испытывают модемы или прочие устройства с внешним питанием, но мыши вот работать, скорее всего, не будут (с чем многие и столкнулись сразу же после появления этих адаптеров. Впрочем, встречаются и обратные примеры — некоторые мыши (в основном, недавно выпущенные) с некоторыми адаптерами работают, но это скорее исключение, чем правило.

Мыши с интерфейсом PS/2, разумеется, легко подключаются в соответствующий порт. Для их подключения к USB существуют специальные активные адаптеры — полезно с учетом того, что большинство современных ноутбуков и некоторые настольные компьютеры портов PS/2 уже не имеют. Проблем с питанием в данном случае нет (и там, и там 5 В), однако следует иметь ввиду, что данный адаптер превратит вашу мышь и клавиатуру (если подключить и ее) в стандартные USB-устройства со всеми вытекающими — в частности, если с устройствами поставляется специальное программное обеспечение, то работать оно при использовании адаптера не будет. Подключить PS/2 мышь к последовательному порту в общем случае нельзя, однако в свое время были достаточно популярны модели, поддерживающие оба стандарта. По-умолчанию они имели разъем PS/2 и входящий в комплект переходник, при помощи которого втыкались в 9-и контактный COM-порт. Однако так себя способны вести далеко не все мыши, да и не выпускаются они давно. Так что не надейтесь на то, что свежекупленную PS/2-мышь можно легко будет подключить к последовательному порту при помощи купленного на рынке переходника — подходит он только к изначально двухстандартным мышам.

Что касается USB-мышей, то они легко и непринужденно подключаются как в свой разъем, так и, при помощи пассивного переходника, в PS/2. Причем пока подавляющее большинство — даже те, для которых это не заявлено и переходника в комплекте нет:) Дело в идентичности контроллеров, о чем я выше уже писал, из-за чего для превращения USB-мыши в PS/2 достаточно копеечного переходника, по крайней мере, сейчас. С другой стороны, есть уже и некоторое количество USB-мышей на новой элементной базе, а вот их в PS/2-разъем воткнуть не удастся. Получится что-то или нет, заранее сказать сложно. Впрочем, если вам точно известно, что данная мышь встречается в коробочном исполнении вместе с переходником в комплекте, либо у данной модели существует близнец с разъемом PS/2 (чаще всего, так же и называющийся), то на 99% можно быть уверенным в том, что фокус удастся.

С переходниками тесно связан миф пятый :

USB-мышь через переходник USB-PS/2 это совсем не PS/2-мышь, а нечто среднее.

На самом деле, чушь: независимо от того, как вами получен PS/2-разъем: был изначально на кабеле или получен при помощи переходника из USB — результат будет абсолютно одинаковым. Единственное — держаться эта конструкция будет несколько хуже, так что не стоит сильно за кабель дергать: про горячее подключение стоит забыть. И другие свойства аналогичны PS/2, а не наследуются от USB. В частности, неверен миф шестой :

Нет смысла в разгоне порта PS/2 при подключении к нему USB-мыши через переходник, поскольку все равно реальная частота опроса не поднимется выше 125 Гц.

Можно даже не комментировать — это лишь миф. Те, кто проверял, знают — многие модели разгоняются почти до 200 Гц, несмотря на то, что они, вроде как, «в девичестве» (по разъему) USB.

Последний нерассмотренный вопрос — можно ли подключить USB-мышь к последовательному порту (что некоторые, кстати, как оказалось, пытаются сделать). Если вы внимательно читали последние две части, то сами сможете объяснить кому-нибудь, почему это невозможно.

Ну а теперь небольшая табличка для закрепления материала. Столбцы — мыши, строки — соответствующие порты.

Итого

Ну что ж — изучили мы историю мышей и мышиных интерфейсов, развенчали шесть мифов, способных испортить жизнь, обсудили некоторые аспекты использования мышей. Надеюсь, что приведенная информация вам пригодится. А в следующей части мы займемся клавиатурами.

Настройки клавиатуры играют одну из самых значимых ролей при работе со всей компьютерной системой. Кому, как не геймерам, знать, что от назначения клавиш может зависеть удобство управления персонажем или событием в современной компьютерной игре. Но отвлечемся от игр и рассмотрим настройки клавиатуры с общей точки зрения, исходя из возможностей операционных систем Windows и некоторых дополнительных инструментов. Собственно, здесь ничего сложного нет.

Настройки клавиатуры (Windows): базовые параметры

При рассмотрении данного вопроса нас по большей части будут интересовать несколько основных параметров. И самое первое, на что стоит обратить внимание, - тип применяемой клавиатуры.

Сегодня на рынке таких устройств можно встретить достаточно много нестандартных моделей, которые в корне отличаются от обычных клавиатур, хотя и соответствуют единому стандарту подключения PS/2 (имеется в виду их использование именно на компьютерах PC).

Обычно при инсталляции операционной системы настройки клавиатуры выставляются автоматически в виде параметров, которые в дальнейшем будут использоваться по умолчанию. Изменить их в процессе установки системы можно разве что на уровне добавления языка или начальной смены региональных стандартов в виде параметров часового пояса, используемых денежных единиц и т. д.

Но многих пользователей начальные установки не устраивают, поскольку не отвечают требованиям комфортного переключения между языками и раскладками, не говоря уже о консолях компьютерных игр.

Настройка раскладки клавиатуры и языка

Первым делом при настройке необходимо использовать стандартную «Панель управления», в которой выбирается раздел языков и региональных стандартов. Саму панель, в зависимости от версии операционной системы, можно вызвать через основное меню «Пуск», хотя в Windows 10 сделать это достаточно проблематично. Поэтому рекомендуется использовать консоль «Выполнить», в которой просто прописывается команда control.


Рассмотрим вопросы настройки клавиатуры на основе Windows 10. После вызова раздела языка из «Панели управления» пользователь сразу же видит установленные язык и раскладки. Тут можно добавлять их или удалять. Отдельно стоит отметить новую возможность передислокации выбранного языка вверх или вниз. Это позволяет сменить переключение при выбранном режиме с одного языка на другой именно в последовательности, устанавливаемой пользователем.

Как добавить и удалить язык или раскладку?

Собственно, при добавлении языка можно одновременно задействовать и установку соответствующей ему раскладки.


Как правило, для английского языка, нужно применить значение США, поскольку именно американский вариант является, так сказать, международным. Раскладка обычно называется QWERTY, что соответствует последовательности стандартных символов на любой клавиатуре PS/2. Заметьте, что в лэптопах Apple она может отличать достаточно сильно и не содержать привычных пользователям Windows клавиш или символов вроде Fn, Ctrl, Shift, Win и т. д. Для славянских языков русскую раскладку можно не менять.

Смена сочетаний клавиш быстрого переключения

По умолчанию в Windows (практически во всех версиях) настройка клавиш клавиатуры такова, что переключение между языками или раскладками осуществляется при помощи комбинации левой клавиши Alt и кнопки Shift. Для многих такая комбинация не очень удобна (особенно для тех, кто работал еще с первыми версиями Windows, где переключение по умолчанию было установлено на комбинацию Ctrl + Shift).


Для установки собственных параметров достаточно вызвать языковое меню, прейти к дополнительным параметрам и использовать гиперссылку смены сочетания клавиш (в более ранних версиях Windows для этого предусмотрена специальная кнопка). В данном случае настройка клавиатуры на ноутбуке ничем не отличается от действий, производимых на стандартных ПК.

Тестирование клавиатуры при неисправностях

Теперь еще об одном немаловажном моменте. Если кто не знает, когда возникают подозрения по поводу появления неисправностей, настройки клавиатуры могут быть проверены самым простым программным способом (не придется даже тестировать контакты, если только само устройство полностью не вышло из строя).


Для проведения теста можно использовать экранную клавиатуру, которая вызывается из основного меню «Пуск» через раздел специальных возможностей. Тут все просто: при нажатии на определенную клавишу на обычной клавиатуре соответствующая клавиша клавиатуры виртуальной меняет цвет, что свидетельствует о том, что с кнопкой все в порядке. Если изменение отсутствует, это явный признак поломки.

Переназначение клавиш

Но и в этом случае ничего особо катастрофичного нет. Клавиши можно просто переназначить. К примеру, не работает кнопка какой-то буквы или функциональная клавиша. Для переназначения можно загрузить простейшие апплеты вроде SharpKeys или MapKeboard. В противном случае придется использовать редактор системного реестра с редактированием параметра Keyboard Layout. Процесс достаточно сложный, тем более, что сам вопрос об изменении клавиш на стандартной клавиатуре PS/2 или какой-то другой, которая кардинально отличается по раскладке, можно вынести в отдельную тему. А если взять мультимедийные или игровые клавиатуры, тут, как говорится, работы - непочатый край.

Но в целом, подвоя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что основные настройки клавиатуры ни у кого особых сложностей вызывать не должны. Если есть какие-то проблемы, первым делом проверьте процесс ctfmon в автозагрузке (именно он отвечает за переключение языков и раскладок). В случае когда он деактивирован, и языковая панель в системном трее может не отображаться.

» Что такое PS/2?

PS/2

1. PS/2 чаще всего упоминается как порт или . Это разъем бы разработан компанией IBM и используется для подключения компьютерной мыши или клавиатуры к компьютеру. Скорость передачи данных при таком подключении от 80 до 300кб/с, в зависимости от устройства и программного драйвера.

На рисунке справа показан пример того как выглядит порт PS/2 на задней панели компьютера. Как видно из этого изображения для портов PS/2 были приняты свои цветовые коды, для мыши зеленый, а для клавиатуры фиолетовый.

На сегодняшний день большинство выпускаемых клавиатур и мышек имеют разъем USB, ноутбуки и нетбуки не имеют PS/2 портов, для подключения к ним мыши или внешней клавиатуры используется USB порт. Некоторые современные материнские платы имеют только один PS/2 разъем или не имеют вообще. Для некоторых USB клавиатур и мышек можно использовать специальные переходники на PS/2, и аналогично в обратном порядке. Ниже вы можете увидеть примеры таких переходников.



2. PS/2 - персональные компьютеры компании IBM, которые впервые были представлены в 1987 году. В них улучшилась графика, появился 3,5 дюймовый флоппи-дисковод (вместо 5 дюймового), собственные шины, двунаправленный 8-разрядный порт и другое. Ниже приведены примеры того как выглядел такой компьютер.

Если у вас сохранился старый компьютер, то проблема подключения к нему современной мыши может быть вам знакома. Механические мыши старого образца рано или поздно изнашиваются - перетирается провод, продавливается пластмасса у кнопок так, что они перестают нажиматься и т.д. Да и вообще, иметь дело с современным лазерным мышом, как правило, гораздо приятнее, чем с образцами прошлого века вроде такого (конечно, если постоянная чистка колёсика питомца от грязи и намотанных волос не доставляют вам большого удовольствия) .



Интерфейс PS/2 активно использовался в "фирменных" компьютерах начиная с 286 (IBM PS/2), но COM-порт ещё долго оставался стандартом для подключения мыши и активно применялся до начала 2000 годов (вплоть до "вторых пентиумов" включительно). Т.к. мыши для COM-порта уже давно не производят, то для компьтеров без PS/2 порта остаётся два варианта: приспособить PS/2 или USB мышь. С PS/2 всё намного проще - этот протокол можно реализовать практически на любом бюджетном микроконтроллере, например, на atmega8. В случае USB придётся использовать более серьёзные чипы с аппаратной поддержкой USB в режиме хоста. Да, рано или поздно PS/2 мыши отомрут, но посколько сейчас их ещё можно приобрести без проблем, то этот вариант видится наиболее оптимальным.

В сети попалось готовое решение адаптера (к сожалению, автор его уже удалил). Исходный код был переписан под компилятор AVR GCC и частично переработан, в схему и прошивку были внесены некоторые изменения, и исправлена ошибка в схеме (хоть и запозданием - уже после изготовления печатных плат), увеличена скорость опроса мыши и внесены мелкие улучшения.

Адаптер построен на микроконтроллере atmega8 и преобразователи уровней для COM-порта MAX232. Микроконтроллер принимает данные от PS/2 мыши и передаёт их через UART.

Схема адаптера:



Плату развёл так, чтобы на ней можно было установить как DB-9 вилку, позволяющую втыкать плату адаптера в компьютер вместо мыши, так и разъём IDC-10 для подключения шлейфом непосредственно к материнской плате или мультикарте. В последнем случае адаптер можно установить в корпус и вывести наружу PS/2 розетку.



Адаптер требует питания +5В для себя и подключаемой мыши. Увы, запитать его от COM-порта не представляется возможным, т.к. оптические мыши едят электричества больше, чем их механические соплеменники. Да и сам адаптер тоже надо чем-то питать, и нагрузочный способности выводов COM-порта для этого явно недостаточно. Отдельного разъёма питания на плате я делать не стал, питание подаётся на 6-выводный разъём программатора ISP, на плате эти выводы подписаны.



Кроме перечисленных разъёмов на плате присутствуют три джампера:

Mode Если джампер не замкнут, адаптер эмулирует обычную serial-мышь, работающую по протоколу Microsoft. Протокол обмена 1200 бод, 7 бит данных, 1 стоп-бит, без контроля чётности. Если джампер замкнут, адаптер эмулирует мышь с протоколом EM84520. Speed Этой группой джамперов можно настроить скорость перемещения мыши: 1, 2, 3 - чем больше, тем быстрее. Вообще, эта группа джамперов работает как кнопки и выбор запоминается в энергонезависимой памяти МК (т.е., после сохранения скорости джампер можно вынуть) PWR: DTR/RTS Обычная Serial-мышь питается от COM-порта. Она может питаться либо от сигнала DTR (Data terminal ready), либо от RTS (Request to send). Т.е., чтобы включить мышь, компьютер выставляет на одном из этих выводов высокий уровень. Адаптер использует этот вывод в качестве сигнала включения, чтобы он начал посылать данные в компьютер, на входе PWR должен быть высокий уровень.

Светодиод D1 светится при получении данных от PS/2 мыши, т.е., при её перемещении, нажатии клавиш или вращении колёсика.

К сожалению, в печатную плату первой версии вкралась ошибка в подключении конденсатора C3. Если запаять его на обозначенное место, микросхема MAX232 будет сильно греться. Проблема исправляется малой кровью - конденсатор подпаивается только к одной площадке, а второй его вывод соединяется небольшой перемычкой к 16му выводу MAX232 (см. фотографию выше).

Конфигурация фьюзов: