WebView или история о том, как в KolibriOS браузер писался. Операционная система Kolibri: легкая как перышко

KolibriOS – это ответвление (fork) некогда очень популярной в России 32-битной операционной системы MenuetOS. MenuetOS была искусственно разведена на две ветки: открытую для 32-битных процессоров и закрытую для 64-битных. Этого искусственного разделения нет в KolibriOS, которая работает и на 32- и 64-битных процессорах. KolibriOS распространяется абсолютно свободно, согласно лицензии GPL, как и Menuet32.

Даже в кратком описании истории KolibriOS нельзя не упомянуть предшествовавшие ее появлению события, тем более что они довольно интересны.

Начало

Во второй половине 1990-х годов финский студент Вилле Турьянмаа писал графическую оболочку для DOS. Ему хотелось, чтобы его программы на Паскале выполнялись в многозадачном защищенном режиме и имели оконный графический интерфейс. Оболочка называлась MultiRun Program for IBM-PC. Программа обрастала возможностями и со временем превратилась в самодостаточную операционную систему (DOS уже не требовался), которая запускалась с дискеты. Называлась эта операционная система MrOS , а объем ее исходных текстов на Паскале составлял 25 тысяч строк. В дистрибутив входили три десятка программ типа часов, проигрывателя AudioCD, игр, синтезатора пианино, регулятора громкости... В последних версиях велась работа над загрузчиком исполняемых файлов формата ELF, но наступил миллениум, и программисты всего мира начали говорить о Java, XML, скриптовых языках и прочих технологиях.

Вилле понял, что его 16-битная ОС устарела и требуется что-то менять. С другой стороны, ему не нравилось медленное выполнение программ, написанных на интерпретируемых языках, наличие прослоек между программой и железом. Он решил написать самое быстрое ядро в мире, и единственным подходящим языком для этого оказался ассемблер. Такое радикальное изменение курса вызвало недоумение у его соратника по MrOS. Ян-Микаэль Брюммер начал проект Unix-подобной TabOS , хотя в дальнейшем он написал немного кода и для MenuetOS.

Через несколько месяцев был выпущен релиз MenuetOS 0.01. Название было придумано еще во времена MrOS, но Вилле приберег его для новой ОС. Оно произошло от слов Menu и Menuet, поскольку использованием ОС должно быть простым (как работа с меню программ) и веселым занятием (как танец). В то время она разрабатывалась с помощью ассемблера Nasm и ее интерфейс был похож на интерфейс оригинальной MrOS. Например, некоторые части интерфейса MrOS (иконка готической буквы M и рисунок розы на экране завершения работы) использовались в MenuetOS несколько лет. Сообщество разработчиков MenuetOS было очень маленьким до 5 сентября 2001 года, когда было опубликовано интервью на сайте популярном сайте OSNews. Операционная система с графическим интерфейсом, написанная на ассемблере и влезающая на дискету, – подобного мир не видел со времен PC/GEOS начала 1990-х годов. Люди загружали эту ОС, разносили весть о ней по форумам, создавали посвященные ей сайты. Отметим, что российские сайты были сделаны буквально через неделю после интервью. События 11 сентября 2001 года отвлекли внимание от MenuetOS, но развитие продолжалось.

MenuetOS была еще сырым проектом, и в ней многого недоставало. К Вилле стали присоединяться разработчики. В начале 2002 года был портирован ассемблер FASM, и стало возможным компилировать ядро и программы прямо в MenuetOS.

MenuetOS RE

Осенью 2004 года Иван Поддубный выпустил 3 беты дистрибутива RE#8 (Russian Edition), которые включили в себя новую подсистему отрисовки GUI и плеер wav-файлов для материнских плат со встроенным звуком. В это время Майк Хиббет оказался слишком занят на работе и вернул руководство Вилле в конце декабря.

Весной 2005 года Иван Поддубный выложил ядро, размер которого был уменьшен на 20% по сравнению с официальным при большей функциональности. Это ядро легло в основу дистрибутивов Kolibri 3 и Kolibri 3 SE, представивших улучшенный интерфейс пользователя (минимизацию окон и модифицированная панель задач), расширение набора системных функций и поддержку формата rtf.

В это время встал вопрос о лидере проекта. Вилле был занят развитием Menuet64 и не мог выпускать дистрибутивы, поэтому он предложил Ярослава Пельчара на роль лидера. После споров по ряду вопросов (почему Си-программист становится лидером ОС на ассемблере, почему разработчики из русскоязычного сообщества не могут претендовать на роль лидера) он был утвержден форумом. Все возлагали на него большие надежды после выпущенного им релиза 0.79pre1 и проведенного конкурса по написанию новых игр. Но он перешел в сообщество операционной системы Syllable через несколько месяцев.

Выпущенный в июне дистрибутив Kolibri 4 принес автоматическое определение мыши и дисков/разделов ЖД, а также новый загрузочный экран, позволяющий выбирать частоту вертикальной развертки монитора.

В июне 2005 года вышла Menuet64 0.01 и Вилле дал понять, что развитие этой ОС должно быть основной целью не только для него, но и для всего сообщества (хотя в то время 64-битных компьютеров ни у кого кроме него не было). Исходные тексты Menuet64 были закрыты, поэтому ведущих программистов сообщества Menuet32 она не привлекла. Была продолжена работа над дистрибутивом Kolibri. Развитие Kolibri раздражало Вилле, и он поругался с нашей командой, что привело к разрыву отношений.

KolibriOS

Выход очередной версии Kolibri в октябре 2005 года стал знаковым (объявление на сайте того времени): поддержка FAT12 и менеджмент памяти, улучшенный драйвер RAM-диска и новая семантика обращения к жестким дискам. Различие между ядром Kolibri и MenuetOS достигло 50% – признак того, что родилась новая операционная система! Эта версия получила название KolibriOS 0.50 в знак сохранения преемственности от дистрибутива Kolibri.

Изменения в версиях 0.52 и 0.53 касались улучшения загрузочного экрана, вывода шрифтов на экран, обработки мыши, графического интерфейса ОС. Появилась поддержка MIDI-файлов. В версии 0.58 были серьезные изменения в работе с жесткими дисками (в том числе поддержка длинных имен файлов), появилась поддержка файловой системы CDFS и стандарта управления питанием APM. В версию 0.60 были включены улучшения работы в некоторых графических режимах, в работе с мышью и жесткими дисками, в ней также появилась поддержка вывода ASCIIZ-строк. Выход KolibriOS 0.63 был связан с внедрением поддержки внешних драйверов и динамических библиотек, поддержкой DMA для жестких дисков и формата музыкальных файлов mp3. В релиз 0.65 включена поддержка файловой системы NTFS (только чтение и запуск программ), нестандартных курсоров мыши и изменения в нескольких десятках программ.

Летом 2007 года было переписано ядро на использование плоской модели памяти с целью ускорения работы и стабильности приложений. Это изменение привело к невозможности запускать программы Menuet32 в KolibriOS, но мы мало что потеряли, поскольку Menuet32 практически не развивается.

Уже положено начало единой библиотеке элементов графического интерфейса, что ускорит разработку новых программ и их функциональность. В планах разработчиков: поддержка нормальных шрифтов; улучшение мультимедийных, офисных и сетевых программ; портирование компилятора языка Cи (уже есть наработки по Tiny C Compiler и Open Watcom); расширение функциональности в работе с файловыми системами; создание системного буфера обмена; поддержка USB.

Кто ее разрабатывает?

В настоящий момент KolibriOS развивается благодаря усилиям трех десятков человек, среди которых есть представители Белоруссии, Бельгии, Германии, Казахстана, Молдавии, России, Узбекистана, Украины, Эстонии и ряда других стран. Некоторые участники нашей команды разработчиков в своё время участвовали в разработке оригинальной MenuetOS. До версии 0.58.1 сборкой дистрибутивов занимался Марат «Mario79» Закиянов, а начиная с версии 0.60 - Евгений «Diamond» Гречников. В июле 2006 года был открыт официальный сайт . Чуть позже форум, SVN-сервер, wiki и блог.

Что она предлагает пользователю и программисту?

Для KolibriOS разработано более 250 программ. Конечно, это немного в сравнении с ОС, разработка которых началась еще в 80-90-х годах (Windows, Linux, BeOS, *BSD), но отсутствие программ как раз привлекает разработчиков, выступая в качестве хорошей возможности опробовать свои силы. Благодаря портированому DOSBox возможно запускать еще тысячи программ, написанных для DOS.
Офисных программ немного, но текстовый редактор TINYPAD является довольно продвинутым (многодокументный интерфейс, смена кодировки, подсветка синтаксиса, нумерация строк, компиляция исходных текстов прямо из редактора) в сравнении с аналогами из любых других ОС. Также есть возможность просмотра файлов формата rtf в программе RTFREAD. Присутствует редактор таблиц TABLE с поддержкой формул, программа для построения графиков. Естественно, есть календарь, калькулятор и англо-русский словарь. Можно просматривать архивы в форматах 7z, zip.

Для любителей мультимедийных развлечений есть возможность просмотра графических файлов форматов bmp, gif, jpeg, png, tga, pcx, ico, cur и 3ds, прослушивания музыкальных файлов форматов mid, mp3, wav, xm и обычных аудиодисков. Редактор графики ANIMAGE позволяет создавать и редактировать рисунки. KolibriOS оснащена отличным скринсейвером, честно. :)

По непонятной причине для MenuetOS и KolibriOS больше всего разрабатывалось файловых менеджеров (не менее 7). Сейчас наиболее часто обновляются менеджеры Eolite и KFAR (аналог FAR). Есть ещё KFM (аналог Total Commander), который больше не обновляется, однако, согласно последний заявлениям, автор немного разгребётся с остальными делами и примется за KFM. Что не может не радовать.

Огромное количество небольших игр написано под KolibriOS: «КФара», «Косилка», всем знакомые и любимые «Тетрис», «Арканоид», «15», «Сапер», «Шашки», «Clicks» и другие, портированы такие игры, как Doom и Quake. Многие игры можно запускать в эмуляторах: XFCE (для Денди), DOSBox и ScummVM.

Существует несколько программ для идентификации, мониторинга состояния, тестирования компьютерного железа (процессора, материнской платы и других устройств).

Хотя сетевой стек пока еще дорабатывается, но сетевые программы уже есть.

Есть даже две научные программы – таблица Менделеева и программа для мессбауэровской спектроскопии.

Основной язык разработки FASM, выбор пал на него потому, что он является единственным активно развивающимся ассемблером, причём очень мощным и бесплатным. Но разработчик может писать библиотеки, драйверы и программы не только на ассемблере, но и на языках высокого уровня типа С++, С, C--, FreePascal, Форт и других. Инструкции по использованию многих компиляторов есть в этой статье . Есть компрессоры исполняемых файлов, hex-редакторы и средства отладки. Для ускорения разработки, есть эмулятор KbrInWin для запуска программ KolibriOS в Windows.

Заключение

Несомненными преимуществами KolibriOS перед многими другими операционными системами на дискете являются: высокое быстродействие, возможности обращения к внешним дисковым накопителям и сохранения результатов работы, настраиваемый и приятный интерфейс, открытость исходных текстов.

Ее можно рекомендовать программистам, желающим попробовать свои силы в создании ОС или изучении ассемблера. В случае, если Windows перестанет загружаться KolibriOS поможет скопировать важные данные с разделов NTFS (EXT 2/3 или FAT) на другой раздел, притом что время загрузки у неё 5 секунд, а скорость копирования на 6-8% выше, чем в Windows. Наличие эмулятора Денди и DOS плюс набор интересных игр могут привлечь внимание детей, обучающихся использованию компьютера. Вместе с тем она достаточно функциональна и может использоваться для замены Windows в ряде задач. Одна из американских компаний уже несколько лет использует MenuetOS и KolibriOS на своих компьютерах, в России же KolibriOS используется на производстве .

Израильская компания "Green Gadgets Ltd " планировала продавать ультрадешёвые компьютеры с Колибри на борту (подробнее в этой теме). Часть разработчиков получила гаджеты компании для адаптации системы под них, написания драйверов. Однако спустя год компания развалилась и Колибри полетела дальше...

Есть даже крайне амбициозный проект встроить Колибри в BIOS материнских плат архитектуры AMD/HT. Подробнее об этом на вики и в этой теме . Первая версия этого проекта KolibriA уже закрыта, но дала автору ценные знания и уникальный опыт, без которых ему никогда не удалось бы получить хорошую работу в известной фирме, специализирующейся на разработке систем технического зрения. Не так давно он приступил к новому витку проекта KolibriB со свежими силами и накопленными знаниями.


Поскольку KolibriOS разрабатывается в основном разработчиками из СНГ и распространяется бесплатно, то проблем с ознакомлением с ОС и установлением контактов c сообществом у заинтересовавшихся не будет. Пробуйте, исследуйте и заходите к нам на форум.

KolibriOS является форком MenuetOS и не имеет связи ни с семейством UNIX, ни со стандартом POSIX. Система написана на свободно распространяемом многопроходном ассемблере fasm. Этот факт обеспечивает миниатюрность, высокую скорость и низкие требования к оборудованию. Загрузочный LiveCD занимает около 7-ми мегабайт, а основные компоненты способны уместиться и на дискете (1,44 МБ).

Но малый вес вовсе не означает отсутствие функционала. Здесь реализован пользовательский интерфейс на основе VESA, присутствует набор драйверов, браузер, текстовый процессор, графический редактор и просмотрщик, средства разработки, простенькие игры и множество других программ. Из файловых систем полностью поддерживаются FAT12, FAT16, FAT32, а частично (только чтение) - NTFS, ISO9660, Ext2, Ext3, Ext4.

Системные требования

  • CPU: Intel Pentium / AMD 5x86 / Cyrix 5x86 без MMX с частотой 100 MHz
  • RAM: 8 Mb
  • Видеокарта: поддерживающая VGA (режим 640*480*16) или Vesa
  • Клавиатура: AT
  • Мышь: COM или PS/2

Поддерживаемые загрузочные устройства

  • Floppy 3.5
  • IDE HDD LBA
  • CD/DVD
  • USB Flash

Из языков доступны английский, русский, итальянский и испанский.

Установка

  • На дискету:
  1. Скачиваем универсальный образ
  2. Записываем образ
  • из-под Linux:
    • dd if=kolibri.img of=/dev/fd0

  • из-под Windows:
    • rawrite2 -f kolibri.img -d A

  • На жёсткий диск (с использованием GRUB или GRUB2):
    1. Скачиваем универсальный образ
    2. Распаковываем его в папку kolibri в корне диска
    3. Настраиваем загрузчик
    • GRUB. В menu.lst добавляем строки:
      • label KolibriOS
        root (hd0,0 )
        kernel /kolibri/HD_Load/memdisk
        initrd /kolibri/kolibri.img

    • GRUB2. В grub.cfg добавляем строки:
      • title KolibriOS
        search --no-floppy --fs-uuid --set=root UUID
        linux16 /kolibri/HD_Load/memdisk
        initrd16 /kolibri/kolibri.img

  • На USB-флешку:
    1. Скачиваем универсальный образ
    2. Распаковываем его в любую папку
    3. Устанавливаем загрузчик
    • из-под Windows:
      • Запускаем файл HD_Load\USB_Boot\inst.exe
      • Копируем kolibri.img в корень флешки
    • из-под Linux:
      • Устанавливаем GRUB2 на флеш-карту: grub-install /dev/sdb
      • Последующие действия аналогичны установке на жёсткий диск
  • На CD-диск:
    1. Скачиваем Загрузочный LiveCD
    2. Записываем его на носитель
    На самом деле существует множество способов установки системы на жёсткий диск или флешку. Я указал лишь самые популярные и ориентированные на то, что уже имеется любой другой Linux-дистрибутив.

    И да, чуть не забыл: (hd0,0), UUID и /dev/sdb являются переменными. Поэтому Вам следует заменить эти значения на свои. Вот как их узнать:
    (hd0,0) . Первое число - номер винчестера. Второе число - номер раздела на искомом винчестере. Счёт ведётся с 0.
    UUID . Идентификатор для нужного раздела. Получить его можно командой ls -l /dev/disk/by-uuid в любой Linux системы.
    /dev/sdb . Файл устройства в linux. Узнать его можно как из файлового менеджера, так и из консоли или утилиты разметки дисков. Имеет вид /dev/sdX для SATA-устройств и /dev/hdX для дисков, подключённых к IDE.

    Надеюсь, что с установкой Вы успешно разобрались.
    Если у Вас возникли какие-либо вопросы/проблемы, то задавайте их в комментариях.

    А сейчас пришло время осмотреться в KolibriOS.

    Скриншоты

    Примечание: нажмите на изображение для его увеличения


    Старт загрузки KolibriOS


    Выбор видеорежима из списка поддерживаемых






    Содержимое меню "Игры" > "Логические"


    Содержимое меню "Игры" > "Аркады"


    Содержимое меню "Демки" > "Трехмерные" (демонстрация возможностей графической системы)


    Содержимое меню "Графика"



    Содержимое меню "Разработка" > "Примеры"


    Содержимое меню "Система" > "Настройка"


    Содержимое меню "Система" > "Системные сенсоры"



    Содержимое меню "Система" > "Тестирование"


    Содержимое меню "Система" > "Спец. возможности"


    Содержимое меню "Обработка данных"


    Содержимое меню "Сеть" > "Серверы"



    Содержимое меню "Разное"





    Судоку, сапёр, шашки




    Системный монитор. Открывается нажатием на нечто красно е в трее



    Окно завершения работы

    Особый интерес вызывает интерфейс системы. Ведь её размер крайне мал и может возникнуть мысль, что интерфейс убог. Но это не совсем так. Здесь нужно рассматривать такие критерии как внешний вид и функциональность. Внешний вид порадовал: он воспринимается наравне с оконными менеджерами в Linux системах.

    Итоги

    Мне KolibriOS понравилась. Да, мало кто станет использовать её в качестве основной операционной системы. Но для меня она стала символом упорства, веры в свои силы и успех. Вот уже 9 лет ведётся разработка колибри на ассемблере fasm. Сделано уже многое, но проект продолжает жить и развиваться. Недавно, например, появилась поддержка USB. И каждый день(!) выходят ночные сборки, реализующие новые функции.
    Одним из самых главных недостатков является отсутствие привычных программ. А это не есть хорошо. Но зато можно

    KolibriOS является форком MenuetOS и не имеет связи ни с семейством UNIX, ни со стандартом POSIX. Система написана на свободно распространяемом многопроходном ассемблере fasm. Этот факт обеспечивает миниатюрность, высокую скорость и низкие требования к оборудованию. Загрузочный LiveCD занимает около 7-ми мегабайт, а основные компоненты способны уместиться и на дискете (1,44 МБ).

    Но малый вес вовсе не означает отсутствие функционала. Здесь реализован пользовательский интерфейс на основе VESA, присутствует набор драйверов, браузер, текстовый процессор, графический редактор и просмотрщик, средства разработки, простенькие игры и множество других программ. Из файловых систем полностью поддерживаются FAT12, FAT16, FAT32, а частично (только чтение) - NTFS, ISO9660, Ext2, Ext3, Ext4.

    Системные требования

    • CPU: Intel Pentium / AMD 5x86 / Cyrix 5x86 без MMX с частотой 100 MHz
    • RAM: 8 Mb
    • Видеокарта: поддерживающая VGA (режим 640*480*16) или Vesa
    • Клавиатура: AT
    • Мышь: COM или PS/2

    Поддерживаемые загрузочные устройства

    • Floppy 3.5
    • IDE HDD LBA
    • CD/DVD
    • USB Flash

    Из языков доступны английский, русский, итальянский и испанский.

    Установка

    • На дискету:
    1. Скачиваем универсальный образ
    2. Записываем образ
    • из-под Linux:
      • dd if=kolibri.img of=/dev/fd0

    • из-под Windows:
      • rawrite2 -f kolibri.img -d A

  • На жёсткий диск (с использованием GRUB или GRUB2):
    1. Скачиваем универсальный образ
    2. Распаковываем его в папку kolibri в корне диска
    3. Настраиваем загрузчик
    • GRUB. В menu.lst добавляем строки:
      • label KolibriOS
        root (hd0,0 )
        kernel /kolibri/HD_Load/memdisk
        initrd /kolibri/kolibri.img

    • GRUB2. В grub.cfg добавляем строки:
      • title KolibriOS
        search --no-floppy --fs-uuid --set=root UUID
        linux16 /kolibri/HD_Load/memdisk
        initrd16 /kolibri/kolibri.img

  • На USB-флешку:
    1. Скачиваем универсальный образ
    2. Распаковываем его в любую папку
    3. Устанавливаем загрузчик
    • из-под Windows:
      • Запускаем файл HD_Load\USB_Boot\inst.exe
      • Копируем kolibri.img в корень флешки
    • из-под Linux:
      • Устанавливаем GRUB2 на флеш-карту: grub-install /dev/sdb
      • Последующие действия аналогичны установке на жёсткий диск
  • На CD-диск:
    1. Скачиваем Загрузочный LiveCD
    2. Записываем его на носитель
    На самом деле существует множество способов установки системы на жёсткий диск или флешку. Я указал лишь самые популярные и ориентированные на то, что уже имеется любой другой Linux-дистрибутив.

    И да, чуть не забыл: (hd0,0), UUID и /dev/sdb являются переменными. Поэтому Вам следует заменить эти значения на свои. Вот как их узнать:
    (hd0,0) . Первое число - номер винчестера. Второе число - номер раздела на искомом винчестере. Счёт ведётся с 0.
    UUID . Идентификатор для нужного раздела. Получить его можно командой ls -l /dev/disk/by-uuid в терминале любой Linux системы.
    /dev/sdb . Файл устройства в linux. Узнать его можно как из файлового менеджера, так и из консоли или утилиты разметки дисков. Имеет вид /dev/sdX для SATA-устройств и /dev/hdX для дисков, подключённых к IDE.

    Надеюсь, что с установкой Вы успешно разобрались.
    Если у Вас возникли какие-либо вопросы/проблемы, то задавайте их в комментариях.

    А сейчас пришло время осмотреться в KolibriOS.

    Скриншоты

    Примечание: нажмите на изображение для его увеличения


    Старт загрузки KolibriOS


    Выбор видеорежима из списка поддерживаемых






    Содержимое меню "Игры" > "Логические"


    Содержимое меню "Игры" > "Аркады"


    Содержимое меню "Демки" > "Трехмерные" (демонстрация возможностей графической системы)


    Содержимое меню "Графика"



    Содержимое меню "Разработка" > "Примеры"


    Содержимое меню "Система" > "Настройка"


    Содержимое меню "Система" > "Системные сенсоры"



    Содержимое меню "Система" > "Тестирование"


    Содержимое меню "Система" > "Спец. возможности"


    Содержимое меню "Обработка данных"


    Содержимое меню "Сеть" > "Серверы"



    Содержимое меню "Разное"





    Судоку, сапёр, шашки




    Системный монитор. Открывается нажатием на нечто красно е в трее



    Окно завершения работы

    Особый интерес вызывает интерфейс системы. Ведь её размер крайне мал и может возникнуть мысль, что интерфейс убог. Но это не совсем так. Здесь нужно рассматривать такие критерии как внешний вид и функциональность. Внешний вид порадовал: он воспринимается наравне с оконными менеджерами в Linux системах.

    Итоги

    Мне KolibriOS понравилась. Да, мало кто станет использовать её в качестве основной операционной системы. Но для меня она стала символом упорства, веры в свои силы и успех. Вот уже 9 лет ведётся разработка колибри на ассемблере fasm. Сделано уже многое, но проект продолжает жить и развиваться. Недавно, например, появилась поддержка USB. И каждый день(!) выходят ночные сборки, реализующие новые функции.
    Одним из самых главных недостатков является отсутствие привычных программ. А это не есть хорошо. Но зато можно

    Colibri - современный веб-браузер без вкладок. Обозреватель представлен в весьма компактном варианте, как без многих основных, так и без каких-либо дополнительных возможностей. В скромном арсенале меню, доступен выбор поисковой системы (в том числе и Яндекс), присутствуют и слабые конфиденциальные опции, в виде блокировки файлов cookies, и запрета на "отслеживание", кроме этого, возможно задействовать плагин Adobe Flash Player, и очистить кэш.

    Системные требования для ПК
    Процессор с частотой 2100 MHz, или более мощный
    Размер оперативной памяти 512 МБ, или больше
    Свободное место на жестком диске - 55 МБ
    Видеокарта с памятью не менее 512 Мб, или более
    Архитектура с разрядностью 32 или 64 бит (x86 или x64)
    ____________________________________________________

    Достоинства
    Современный, легкий дизайн обозревателя
    Переключаемый режим просмотра
    Выбор поисковых систем, включая Яндекс
    Быстрая установка плагина Adobe Flash Player для
    просмотра PDF-файлов непосредственно с окна настроек
    Безвкладочная структура отбражения веб-содержимого
    ____________________________________________________

    Недостатки
    Минимальный набор функциональных возможностей
    Невозможность установки дополнений
    Распространение обозревателя осуществляется по
    подписке
    ____________________________________________________

    Предупреждение
    Дистрибутивы браузеров проверены известными антивирусными программами и считаются безопасными. Тем не менее, мы рекомендуем пользователям после загрузки файлов на свой компьютер, проверить их еще раз.
    ____________________________________________________

    Предыдущие версии браузера

    Colibri 1.2.0

    Размер: 49,8 МБ Скачать ЯДиск

    Colibri 1.1.0

    Размер: 49,8 МБ Скачать ЯДиск

    Colibri 1.0.1

    Размер: 49,4 МБ Скачать ЯДиск

    Colibri 1.0.0

    Размер: 49,4 МБ Скачать ЯДиск

    Colibri 1.0.0 Beta 30

    Размер: 49,4 МБ Скачать ЯДиск

    Colibri 1.0.0 Beta 29

    Размер: 44,7 МБ Скачать ЯДиск

    Colibri 1.0.0 Beta 28

    Размер: 44,7 МБ Скачать ЯДиск

    Colibri 1.0.0 Beta 27

    Размер: 44,7 МБ Скачать ЯДиск

    Colibri 1.0.0 Beta 26

    Размер: 44,6 МБ Скачать ЯДиск

    Colibri 1.0.0 Beta 25

    Размер: 44,6 МБ Скачать ЯДиск

    Colibri 1.0.0 Beta 24

    Размер: 53,8 МБ Скачать ЯДиск

    Colibri 1.0.0 Beta 23

    Размер: 44,6 МБ Код ссылки на эту страницу
    Код ссылки на
    эту страницу
    ____________________________________________________

    Сегодня в нашей кунсткамере любопытный образчик - операционная система, написанная на чистом ассемблере. Вместе с драйверами, графической оболочкой, десятками предустановленных программ и игр она занимает меньше полутора мегабайт. Знакомься - исключительно быстрая и преимущественно российская ОС «Колибри».

    Развитие «Колибри» шло довольно быстро вплоть до 2009 года. Птичка научилась летать на разном железе, минимально требуя первый «Пентиум» и восемь мегабайт оперативной памяти. Минимальные системные требования «Колибри» таковы:

    • ЦП: Pentium, AMD 5×86 или Cyrix 5×86 без MMX с частотой 100 МГц;
    • ОЗУ: 8 Мбайт;
    • видеокарта: VESA-совместимая с поддержкой режима VGA (640 × 480 × 16).

    Современная «Колибри» - это регулярно обновляемые «ночные сборки» последней официальной версии, вышедшей в конце 2009 года. Мы тестировали билд 0.7.7.0+ от 20 августа 2017 года .

    WARNING

    В настройках по умолчанию у KolibriOS отсутствует доступ к дискам, которые видны через BIOS. Хорошенько подумай и сделай бэкап, прежде чем менять эту настройку.

    Изменения в ночных сборках хоть и невелики, но за годы их накопилось достаточно. Обновленная «Колибри» может писать на разделы FAT16–32 / ext2 - ext4 и поддерживает другие популярные файловые системы (NTFS, XFS, ISO-9660) в режиме чтения. В ней появилась поддержка USB и сетевых карт, был добавлен стек TCP/IP и звуковые кодеки. В общем, в ней уже можно что-то делать, а не просто посмотреть разок на сверхлегкую операционку с GUI и впечатлиться скоростью запуска.



    Как и предшествующие версии, последняя «Колибри» написана на flat assembler (FASM) и занимает одну дискету - 1,44 Мбайт. Благодаря этому ее можно целиком разместить в какой-нибудь специализированной памяти. Например, умельцы записали KolibriOS прямо во Flash BIOS . Во время работы она может целиком размещаться в кеше некоторых процессоров. Только представь: вся операционка вместе с программами и драйверами кеширована!

    INFO

    При посещении сайта kolibrios.org браузер может предупредить об опасности. Причина, судя по всему, - это ассемблерные программы в дистрибутиве. Сейчас VirusTotal определяет сайт как совершенно безопасный.

    «Колибри» легко загружается с дискеты, винчестера, флешки, Live CD или в виртуальной машине. Для эмуляции достаточно указать тип ОС «другая», выделить ей одно ядро процессора и немного оперативки. Диск подключать необязательно, а при наличии роутера с DHCP «Колибри» моментально подключится к интернету и локальной сети. Сразу при загрузке ты увидишь соответствующее уведомление.


    Одна проблема - протокол HTTPS не поддерживается встроенным в «Колибри» браузером. Поэтому сайт посмотреть в ней не удалось, так же как открыть страницы Google, Yandex, Wikipedia, «Сбербанка»… собственно, никакой привычный адрес. Все давно перешли на защищенный протокол. Единственный сайт с олдскульным чистым HTTP, который мне попался, - это «портал Правительства России», но и он выглядел в текстовом браузере не лучшим образом.



    Настройки внешнего вида в «Колибри» с годами улучшаются, но все еще далеки от идеала. Список поддерживаемых видеорежимов отображается на экране загрузки «Колибри» при нажатии клавиши с латинской буквой a.



    Перечень доступных вариантов невелик, и нужного разрешения в нем может не оказаться. Если у тебя видеокарта с ГП AMD (ATI), то можно сразу добавить кастомные настройки. Для этого нужно загрузчику ATIKMS передать параметр -mxx , например:

    /RD/1/DRIVERS/ATIKMS -m1280x800x60 -1

    Здесь /RD/1/DRIVERS/ATIKMS - это путь до загрузчика (RD - RAM Disk).

    При работе системы выбранный видеорежим можно посмотреть командой vmode и (теоретически) переключать вручную. Если «Колибри» запущена в виртуалке, то это окно останется пустым, а вот при чистой загрузке драйверы видео Intel можно добавить от i915 до Skylake включительно.

    Удивительно, но в KolibriOS уместилась куча игр. Среди них есть логические и аркадные, пятнашки, змейка, танки (нет, не WoT) - целый «Игровой центр»! На «Колибри» портировали даже Doom и Quake.



    Еще из важного нашлась читалка FB2READ. Она корректно работает с кириллицей и имеет настройки отображения текста.



    Все пользовательские файлы рекомендую хранить на флешке, но подключать ее нужно обязательно через порт USB 2.0. Наша флешка USB 3.0 (в порте USB 2.0) объемом 16 Гбайт с файловой системой NTFS определилась сразу. Если нужно записывать файлы, то стоит подключить флешку с разделом FAT32.



    В дистрибутив «Колибри» входит три файловых менеджера, утилиты для просмотра изображений и документов, аудио- и видеоплееры и прочие пользовательские приложения. Однако основное внимание в ней уделено разработке на ассемблере.



    Встроенный текстовый редактор имеет подсветку ASM-синтаксиса и даже позволяет сразу запускать набранные программы.



    Среди средств разработки есть компилятор Oberon-07/11 для i386 Windows, Linux и KolibriOS, а также низкоуровневые эмуляторы: E80 - эмулятор ZX Spectrum, FCE Ultra - один из лучших эмуляторов NES, DOSBox v.0.74 и другие. Все они были специально портированы на «Колибри».

    Если оставить KolibriOS на несколько минут, то запустится скринсейвер. На экране побегут строки кода, в которых можно увидеть отсылку к MenuetOS.

    Продолжение доступно только подписчикам

    Вариант 1. Оформи подписку на «Хакер», чтобы читать все материалы на сайте

    Подписка позволит тебе в течение указанного срока читать ВСЕ платные материалы сайта. Мы принимаем оплату банковскими картами, электронными деньгами и переводами со счетов мобильных операторов.