Средние процессоры. Какой выбрать процессор? Тактовая частота процессора

К выбору центрального процессора для компьютера необходимо подойти с максимальной ответственностью, т.к. от качества, выбранного ЦП напрямую зависит работоспособность многих других компонентов компьютера.

Необходимо соотнести возможности вашего ПК с данными желаемой модели процессора. Если вы решили собрать компьютер самостоятельно, то в первую очередь определитесь именно с процессором и материнской платой. Следует помнить, дабы избежать ненужных трат, что не все материнки поддерживают мощные процессоры.

Современный рынок готов предоставить широкий выбор центральных процессоров – начиная от ЦП, предназначенных для малопроизводительных, полу мобильных аппаратов и заканчивая высокопроизводительными чипами для дата-центров. Вот несколько советов, которые помогут вам сделать правильный выбор:

  • Выбирайте производителя, которому доверяете. Сегодня на рынке есть только два поставщика процессоров для домашних ПК – Intel и AMD. Подробнее про преимущества каждого из них расписано ниже.
  • Смотрите не только на частоту. Бытует мнение, что частота является главным фактором, отвечающем за производительность, но это не совсем так. На данный параметр также сильно влияет количество ядер, скорость считывания и записывания информации, объём кэш-памяти.
  • Перед покупкой процессора узнайте, поддерживает ли его ваша материнская плата.
  • Для мощного процессора нужно будет купить систему охлаждения. Чем мощнее ЦП и другие комплектующие, тем требования к этой системе выше.
  • Обращайте внимание на то, насколько сильно можно разогнать процессор. Как правило, недорогие процессоры, которые на первый взгляд не отличаются высокими характеристиками, могут быть разогнаны до уровня ЦП премиум-класса.

После покупки процессора, не забудьте нанести на него термопасту – это обязательное требование. Желательно не экономить на этом пункте и купить сразу нормальную пасту, которая прослужит длительное время.

Выбираем производителя

Их всего два – Intel и AMD. Оба производят процессоры для стационарных ПК и лэптопов, однако, между ними есть весьма существенные различия.

Про Intel

Intel поставляет достаточно мощные и надёжные процессоры, но при этом их цена самая высокая на рынке. В производстве используются самые современные технологии, что позволяет сэкономить на системе охлаждения. ЦП от Intel редко перегреваются, поэтому хорошую систему охлаждения требуют только топовые модели. Давайте рассмотрим преимущества процессоров Intel:

  • Отличное распределение ресурсов. Производительность в ресурсоёмкой программе выше (при условии, что кроме неё больше не запущена другая программа с аналогичными требованиями к ЦП), т.к. вся мощность процессора переводится именно на неё.
  • С некоторыми современными играми продукты Intel работают лучше.
  • Улучшено взаимодействие с оперативной памятью, что ускоряет работу всей системы.
  • Для владельцев ноутбуков рекомендуется выбирать данного производителя, т.к. его процессоры потребляют меньше энергии, они компактны и не так сильно нагреваются.
  • Многие программы оптимизированы для работы с Intel.
  • Многозадачность процессоров при работе со сложными программами оставляет желать лучшего.
  • Есть «переплата за бренд».
  • Если потребуется заменить ЦП на более новый, то велика вероятность того, что придётся поменять ещё какие-нибудь комплектующие в компьютере (например, материнскую карту), т.к. «синие» ЦП могут быть несовместимы с некоторыми старыми комплектующими.
  • Относительно небольшие возможности для разгона, по сравнению с конкурентом.

Про AMD

Это ещё один производитель процессоров, который занимает долю на рынке примерно равносильную Intel. В основном, ориентирован на бюджетный и среднебюджетный сегмент, но также производит топовые модели процессоров. Основные преимущества этого производителя:

  • Соотношение цены и качества. «Переплачивать за бренд» в случае с AMD не придётся.
  • Широкие возможности для апгрейда производительности. Можно разгонять процессор на 20% от первоначальных мощностей, а также настраивать напряжение.
  • Продукты от AMD неплохо работают в режиме многозадачности, по сравнению с аналогами от Intel.
  • Мультиплатформенные продукты. Процессор AMD без проблем будет работать с любой материнской платой, ОЗУ, видеокартой.

Но у продуктов от данного производителя также есть свои недостатки:

  • ЦП от AMD не совсем надёжные, по сравнению с Intel. Чаще встречаются баги, особенно, если процессору уже несколько лет.
  • Процессоры от AMD (особенно мощные модели или модели, которые были разогнаны пользователем) сильно нагреваются, поэтому стоит задуматься о покупке хорошей системы охлаждения.
  • Если у вас встроенный графический адаптер от Intel, то готовьтесь к проблемам с совместимостью.

Насколько важна частота и количество ядер

Бытует мнение, что чем больше ядер и частоты у процессора, тем лучше и быстрее работает система. Данное утверждение является верным лишь отчасти, т.к. если у вас будет установлен 8-ми ядерный процессор, но в связке с HDD-диском, то быстродействие будет заметно только в требовательных программах (и то не факт).

Для стандартной работы за компьютером и для игр на средних и низких настройках, будет вполне достаточно процессора на 2-4 ядра в связке с . Такая комплектация порадует вас быстродействием в браузерах, в офисных приложениях, при несложной обработке графики и видео. Если в эту комплектацию включить вместо обычного ЦП на 2-4 ядра, мощный 8-ми ядерный агрегат, то идеальная производительность будет достигнута в тяжелых играх даже на ультра-настройках (правда, ещё многое будет зависеть от видеокарты).

Также, если у вас встанет выбор между двумя процессорами с одинаковыми показателями, но разных моделей, то потребуется просмотреть результаты различных тестов. На многие модели современных ЦП их можно без проблем найти на сайте производителя.

Что можно ожидать от ЦП разных ценовых категорий

Ситуация с ценами на данный момент обстоит следующим образом:

  • Самые дешёвые процессоры на рынке поставляет только AMD. Они могут неплохо подойти для работы в простых офисных приложениях, сёрфинга в сети и игр типа «Пасьянс». Однако, очень многое в этом случае будет зависеть от комплектации ПК. Например, если у вас мало ОЗУ, слабый HDD и никакой графический адаптер, то на корректную работу системы можно не рассчитывать.
  • Процессоры средней ценовой категории. Здесь уже можно видеть достаточно производительные модели от AMD и модели со средней производительностью от Intel. Для первых потребуется в обязательном порядке надёжная система охлаждения, затраты на которую могут нивелировать выгоду от низкой цены. Во втором случае производительность будет ниже, но зато работа процессора будет гораздо стабильнее. Много, опять же, зависит от комплектации ПК или лэптопа.
  • Качественные процессоры высокой ценовой категории. В этом случае характеристики продуктов как от AMD, так и от Intel примерно равны.

О системе охлаждения

Некоторые процессоры могут поставляться с системой охлаждения в комплекте, т.н. «Боксовой». Не рекомендуется менять «родную» систему на аналог от другого производителя, пускай даже если та выполняет свою работу лучше. Дело в том, что «боксовые» системы лучше адаптированы под свой процессор и не требуют серьёзной настройки.

Если ядра ЦП стали перегреваться, то лучше установить дополнительную систему охлаждения к уже имеющейся. Это выйдет дешевле, а риск что-либо повредить будет ниже.

Боксовая система охлаждения от Intel значительно хуже, чем от AMD, поэтому рекомендуется проявить особую внимательность к её недостаткам. Клипсы, в основном, делаются из пластмассы, к тому же очень тяжёлой. Это вызывают такую проблему – если процессор вместе с радиатором устанавливаются на дешёвую материнку, то есть риск того, что они её «прогнут», приведя в негодность. Поэтому, если вы всё же отдаёте предпочтение Intel, то выбирайте только качественные материнские платы. Также есть ещё одна проблема – при сильном нагреве (более 100 градусов) клипсы могут просто оплавиться. К счастью, такие температуры для продуктов Intel большая редкость.

«Красные» же сделали более качественную систему охлаждения, с металлическими клипсами. Несмотря на это, система весит меньше своего аналога от Intel. Также конструкция радиаторов позволяет без особых проблем установить их на материнскую плату, при этом соединение с материнкой будет в разы качественнее, что исключит вероятность повредить плату. Но стоит учитывать, что процессоры AMD нагреваются сильнее, поэтому качественные боксовые радиаторы – это необходимость.

Гибридные процессоры со встроенной видеокартой

Обе компании занимаются также выпуском процессоров, где имеется встроенная видеокарта (APU). Правда, производительность последней очень низкая и её достаточно только для выполнения несложных повседневных задач – работы в офисных приложениях, сёрфинг в интернете, просмотр видео и даже на нетребовательные игры. Конечно, на рынке есть топовые APU-процессоры, чьих ресурсов хватает даже для профессиональной работы в графических редакторах, несложной обработки видео и запуска современных игр на минимальных настройках.

Такие ЦП стоят дороже и нагреваются значительно быстрее, по сравнению со своими обычными аналогами. Также нужно учитывать, что в случае со встроенной видеокартой, используется не встроенная видеопамять, а оперативная типа DDR3 или DDR4. Из этого следует, что производительность также напрямую будет зависеть от количества ОЗУ. Но даже, если ваш ПК укомплектован несколькими десятками Гб ОЗУ типа DDR4 (самый быстрый на сегодня тип), встроенная карта вряд ли сможет сравниться по производительности с графическим адаптером даже из средней ценовой категории.

Всё дело в том, что видеопамять (даже если её всего один Гб) намного быстрее ОЗУ, т.к. она заточена на работу с графикой.

Однако, APU-процессор в связке даже с несильно дорогой видеокартой, способен порадовать высокой производительностью в современных играх на низких или средних настройках. Но в этом случае стоит задуматься о системе охлаждения (особенно, если процессор и/или графический адаптер от AMD), т.к. ресурсов встроенных по умолчанию радиаторов может оказаться недостаточно. Лучше провести тестирование работы и потом, опираясь на результаты, решить справляется ли «родная» система охлаждения или нет.

Чьи APU-процессоры лучше? До недавнего времени в этом сегменте лидировали AMD, но в последние пару лет ситуация начинает меняется и по мощностям продукты AMD и Intel из этого сегмента уже практически сравнялись. «Синие» стараются брать надёжностью, но в то же время соотношение цена-производительность немного страдает. От «красных» можно получить производительный APU-процессор за не очень высокую цену, но многие пользователи считают бюджетные APU-чипы от данного производителя ненадёжными.

Интегрированные процессоры

Покупка материнской платы, в которую уже впаян процессор вместе с системой охлаждения, помогает потребителю избавиться от разного рода проблем с совместимостью и сэкономить время, т.к. всё необходимое уже встроено в материнку. К тому же такое решение не бьёт по карману.

Но у него есть свои существенные недостатки:

  • Нет никаких возможностей для апгрейда. Процессор, который впаян в материнку, рано или поздно устареет, но чтобы его заменить придётся полностью менять материнскую плату.
  • Мощность процессора, который интегрирован в материнскую плату оставляет желать лучшего, поэтому поиграть в современные игры даже на минимальных настройках не получится. Зато такое решение практически не шумит и занимает очень мало места в системном блоке.
  • Такие материнки имеют не очень много слотов для оперативной памяти и HDD/SSD дисков.
  • При любой незначительной поломке компьютер придётся сдать либо в ремонт, либо (что более вероятно) полностью заменить материнку.

Несколько популярных процессоров

Лучшие бюджетники:


Процессоры средней ценовой категории:


ТОПовые процессоры:


Если вы собираете компьютер с нуля, то лучше изначально купить именно процессор, а потом под него другие важные комплектующие – видеокарту и материнскую плату.

Когда речь заходит о геймерской сборке, то основное внимание уделяется видеокарте. Логично, ведь именно графический адаптер отвечает за поддержку тех или иных технологий, а также за уровень производительности в играх. Однако только грамотно подобранный центральный процессор позволит ему полностью раскрыть свой потенциал. Часто возникает вопрос: «прокачает» ли такой-то чип такую-то видеокарту? Этот материал - попытка на практике определить основные характеристики центрального процессора, влияющие на производительность 3D-ускорителя в современных играх.

Первый четырехъядерный процессор вышел осенью 2006 года. Им стала модель Intel Core 2 Quad, основанная на ядре Kentsfield. В то время популярными играми считались такие бестселлеры, как The Elder Scrolls 4: Oblivion и Half-Life 2: Episode One. Еще не появился «убийца всех игровых компьютеров» Crysis. А в ходу был API DirectX 9 с шейдерной моделью 3.0.

Но на дворе конец 2015 года. На рынке, в настольном сегменте, присутствуют 6- и 8-ядерные центральный процессоры, однако популярными по-прежнему считаются 2- и 4-ядерные модели. Геймеры восхищаются ПК-версиями GTA V и «Ведьмак 3: Дикая охота», а в природе пока не существует игровой видеокарты, способной выдать комфортный уровень FPS в 4K-разрешении при максимальных настройках качества графики в Assassin’s Creed Unity. К тому же состоялся релиз операционной системы Windows 10, а это значит, что официально наступила эпоха DirectX 12. Как видите, за девять лет много воды утекло. Поэтому вопрос выбора центрального процессора для игрового компьютера актуален как никогда.

Суть проблемы

Существует такое понятие, как эффект процессорозависимости. Он может проявиться абсолютно в любой компьютерной игре. Если производительность видеокарты упирается в возможности центрального чипа, то говорят, что система процессорозависима. Надо понимать, что не существует единой схемы, по которой можно определить силу этого эффекта. Все зависит от особенностей конкретно взятого приложения, а также выбранных настроек качества графики. Тем не менее, в абсолютно любой игре на «плечи» центрального процессора ложатся такие задачи, как организация полигонов, расчеты освещения и физики, моделирование искусственного интеллекта и еще множество других действий. Согласитесь, работенки предостаточно.


В процессорозависимых играх количество кадров в секунду может зависеть от нескольких параметров «камня»: архитектуры, тактовой частоты, количества ядер и потоков, а также объема кэша. Основная цель этого материала - выявить основные критерии, влияющие на производительность графической подсистемы, а также сформировать понимание, какой центральный процессор подойдет той или иной дискретной видеокарте.

Частота

Как выявить процессорозависимость? Самый действенный способ - эмпирически. Так как параметров у центрального процессора несколько, то давайте разберем их по очереди. Первая характеристика, на которую чаще всего обращают самое пристальное внимание, - это тактовая частота.

Тактовая частота у центральных процессоров уже достаточно давно не растет. Сначала (в 80-е и 90-е) увеличение именно мегагерц приводило к бешенному росту общего уровня производительности. Сейчас же частота центральных процессоров AMD и Intel застыла в дельте 2,5-4 ГГц. Все, что ниже - слишком бюджетно и не совсем подходит для игрового компьютера; все, что выше - это уже оверклокинг. Так и формируются линейки процессоров. Например, есть модель Intel Core i5-6400, функционирующая со скоростью 2,7 ГГц (182 доллара США), а есть Core i5-6500 со скоростью работы 3,2 ГГц (192 доллара США). У этих процессоров одинаковы абсолютно все характеристики, кроме тактовой частоты и цены.


В продаже можно найти чипы с разблокированным множителем. Он позволяет самостоятельно разгонять процессор. У Intel такие «камни» имеют литеры «К» и «Х» в названии. Например, Core i7-4770K и Core i7-5690X. Плюс есть обособленные модели с разблокированным множителем: Pentium G3258, Core i5-5675C и Core i7-5775C. Процессоры AMD маркируются схожим образом. Так, гибридные чипы в названии имеют букву «K». Есть линейка процессоров FX (платформа AM3+). Все входящие в нее «камни» имеют свободный множитель.

Современные процессоры AMD и Intel поддерживают функцию автоматического разгона. В первом случае она называется Turbo Core, во втором - Turbo Boost. Суть ее работы проста: при должном охлаждении процессор во время работы увеличивает свой тактовую частоту на несколько сотен мегагерц. Например, Core i5-6400 функционирует со скоростью 2,7 ГГц, но при активной технологии Turbo Boost этот параметр может перманентно увеличиваться до 3,3 ГГц. То есть ровно на 600 МГц.


Возьму видеокарту NVIDIA GeForce GTX TITAN X - самое мощное одночиповое игровое решение современности. И процессор Intel Core i5-6600K - мейнстрим-модель, оснащенную разблокированным множителем. Затем запущу Metro: Last Light - одну из самых процессорозависимых игр наших дней. Настройки качества графики в приложении подобраны таким образом, чтобы количество кадров в секунду каждый раз упиралось в производительность процессора, но не видеокарты. В случае с GeForce GTX TITAN X и Metro: Last Light - максимальное качество графики, но без применения сглаживания. Далее замерю средний уровень FPS в диапазоне от 2 ГГц до 4,5 ГГц в разрешениях Full HD, WQHD и Ultra HD.


Наиболее заметно эффект процессорозависимости, что логично, проявляется в легких режимах. Так, в 1080p с ростом частоты стабильно увеличивается и средний FPS. Показатели получились весьма впечатляющими: при увеличении скорости работы Core i5-6600K с 2 ГГц до 3 ГГц число кадров в секунду в Full HD-разрешении увеличилось с 70 FPS до 92 FPS, то есть на 22 кадра в секунду. При увеличении частоты с 3 ГГц до 4 ГГц - еще на 13 FPS. Таким образом, получается, что используемый процессор при заданных настройках качества графики смог «прокачать» GeForce GTX TITAN X в Full HD только с 4 ГГц - именно с этой отметки количество кадров в секунду при увеличении частоты ЦП перестало расти.

При увеличении разрешения эффект процессорозависимости проявляется менее заметно. А именно количество кадров перестаёт расти, начиная с 3,7 ГГц. Наконец, в разрешении Ultra HD мы практически сразу же уперлись в потенциал графического адаптера.

Дискретных видеокарт много. На рынке принято каталогизировать эти устройства по трем сегментам: Low-end, Middle-end и High-end. Капитан Очевидность подсказывает, что разным по производительности графическим адаптерам подходят разные процессоры с разными частотами.


Теперь возьму видеокарту GeForce GTX 950 - представителя верхнего сегмента Low-end (или нижнего Middle-end), то есть абсолютную противоположность GeForce GTX TITAN X. Устройство относится к начальному уровню, тем не менее, оно способно обеспечить приличный уровень быстродействия в современных играх в разрешении Full HD. Как видно из графиков, расположенных ниже, процессор, функционирующий на частоте 3 ГГц, «прокачивает» GeForce GTX 950 и в Full HD, и в WQHD. Разница с GeForce GTX TITAN X видна невооруженным взглядом.

Важно понимать, что, чем меньше нагрузки ложится на «плечи» видеокарты, тем выше должна быть частота центрального процессора. Нерационально приобрести, например, адаптер уровня GeForce GTX TITAN X и использовать его в играх в разрешении 1600х900 точек.

Видеокартам уровня Low-end (GeForce GTX 950, Radeon R7 370) хватит центрального процессора, функционирующего на частоте от 3 ГГц. Адаптерам сегмента Middle-end (Radeon R9 280X, GeForce GTX 770) - 3,4-3,6 ГГц. Флагманским видеокартам High-end (Radeon R9 Fury, GeForce GTX 980 Ti) - 3,7-4 ГГц. Производительным связкам SLI/CrossFire - 4-4,5 ГГц

Архитектура

В обзорах, посвященных выходу того или иного поколения центральных процессоров, авторы то и дело констатируют, что разница в производительности в х86-вычислениях год от года составляет мизерные 5-10%. Это своеобразная традиция. Ни у AMD, ни у Intel уже давно не наблюдается серьезного прогресса, а фразы в стиле «продолжаю сидеть на своем Sandy Bridge, подожду следующего года » становятся крылатыми. Как я уже говорил, в играх процессору тоже приходится обрабатывать большое количество данных. В таком случае возникает резонный вопрос: в какой степени эффект процессорозависимости наблюдается в системах с различными архитектурами?

И для чипов AMD, и для Intel можно определить список современных архитектур, которые до сих пор пользуются популярностью. Они актуальны, в глобальном масштабе разница в быстродействии между ними не такая большая.

Возьмем пару чипов - Core i7-4790K и Core i7-6700K - и заставим их работать на одной частоте. Процессоры на базе архитектуры Haswell, как известно, появились летом 2013 года, а решения Skylake - летом 2015 года. То есть прошло ровно два года с момента обновления линейки «так»-процессоров (так Intel называет кристаллы, основанные на совершенно разных архитектурах).


Как видите, разницы между Core i7-4790K и Core i7-6700K, работающими на одинаковых частотах, не наблюдается. Skylake опережает Haswell лишь в трех играх из десяти: в Far Cry 4 (на 12%), в GTA V (на 6%) и в Metro: Last Light (на 6%) - то есть во все тех же процессорозависимых приложениях. Впрочем, 6% - это сущие пустяки.

Немного банальностей: очевидно, что игровой компьютер лучше собирать на базе максимально современной платформы. Ведь важна не только производительность самих чипов, но и функциональность платформы в целом.

Современные архитектуры за небольшим исключением имеют одинаковую производительность в компьютерных играх. Обладатели процессоров семейств Sandy Bridge, Ivy Bridge и Haswell могут чувствовать себя вполне спокойно. С AMD аналогичная ситуация: всевозможные вариации модульной архитектуры (Bulldozer, Piledriver, Steamroller) в играх обладают примерно схожим уровнем производительности

Ядра и потоки

Третьий и, возможно, определяющий фактором, ограничивающий производительность видеокарты в играх, - количество ядер центрального процессора. Недаром у все большего числа игр в минимальных системных требованиях указывается необходимость установки четырехъядерного центрального процессора. К ярким примерам можно отнести такие хиты современности, как GTA V, Far Cry 4, «Ведьмак 3: Дикая охота», и Assassin’s Creed Unity.

Как я уже говорил в самом начале, первый четырехъядерный процессор появился девять лет назад. Сейчас в продаже есть 6- и 8-ядерные решения, но в ходу по-прежнему 2- и 4-ядерные модели. Приведу таблицу маркировок некоторых популярных линеек AMD и Intel, разделив их в зависимости от количества «голов».

2-ядерные

4-ядерные

6-ядерные

8-ядерные

FX-4000, A8, A10, Athlon X4

FX-8000, FX-9000

Pentium, Celeron, Core i3

Core i5, Core i7

Core i7-3900, Core i7-4900, Core i7-5800

Гибридные процессоры AMD (A4, A6, A8 и A10) иногда называют 8-, 10- и даже 12-ядерными. Просто маркетологи компании к вычислительным блокам еще и приплюсовывают элементы встроенного графического модуля. Действительно, существуют приложения, которые могут задействовать гетерогенные вычисления (когда х86-ядра и встроенное видео вместе обрабатывают одну и ту же информацию), но в компьютерных играх такой схемы не применяется. Вычислительная часть выполняет свою задачу, графическая - свою.

Некоторые процессоры Intel (Core i3 и Core i7) имеют определенное количество ядер, но удвоенное количество потоков. За это отвечает технология Hyper-Threading, впервые нашедшая свое применение еще в чипах Pentium 4. Потоки и ядра - немного разные вещи, но об этом мы погорим чуть позже. В 2016 году AMD выпустит процессоры, построенные на базе архитектуры Zen. Впервые чипы «красных» обзаведутся технологией, схожей с Hyper-Threading.


Проведем небольшой эксперимент. Я взял 10 популярных игр. Согласен, такого ничтожного количества приложений недостаточно, чтобы со 100-процентной уверенностью утверждать о полном изучении эффекта процессорозависимости. Однако в список попали только хиты, которые наглядно продемонстрируют тенденции в современном геймдеве. Настройки качества графики подбирались таким образом, чтобы итоговые результаты не уперлись в возможности видеокарты. Для GeForce GTX TITAN X - это максимальное качество (без сглаживания) и разрешение Full HD. Выбор подобного адаптера очевиден. Если процессор сможет «прокачать» GeForce GTX TITAN X, то он справится с любой другой видеокартой. В стенде использовался топовый Core i7-5960X для платформы LGA2011-v3. Тестирование проводилось в четырех режимах: при активации только 2 ядер, только 4 ядер, только 6 ядер и 8 ядер. Технология многопоточности Hyper-Threading не задействовалась. Плюс тестирование проводилось с двумя частотами: при номинальных 3,3 ГГц и в разгоне до 4,3 ГГц.


GTA V - одна из немногих игр современности, задействующих все восемь «корок» процессора. Следовательно, ее можно назвать самой процессорозависимой. С другой стороны, разница между шестью и восемью ядрами оказалась не такой внушительной. Судя по результатам, два ядра очень сильно отстают от других режимов работы. Игра тормозит, большое количество текстур элементарно не прорисовывается. Стенд с четырьмя ядрами демонстрирует заметно более высокие результаты. От шестиядерного он отстает всего на 6,9%, а от восьми ядер - на 11%. Стоит ли в таком случае овчинка выделки - решать вам. Однако GTA V наглядно демонстрирует, как количество ядер процессора влияет на производительность видеокарты в играх.

Похожим образом ведет себя абсолютное большинство игр. В cеми из десяти приложений система с двумя ядрами оказалась процессорозависимой. То есть уровень FPS был ограничен именно центральным процессором. В то же время в трех из десяти играх шестиядерный стенд продемонстрировал преимущество над четырехъядерным. Правда, разницу нельзя назвать существенной. Самой радикальной оказалась игра Far Cry 4 - она тупо не запустилась на системе с двумя ядрами.

Прирост от использования шести и восьми ядер в большинстве случаев оказался либо слишком маленьким, либо его вообще не было.


Тремя играми, лояльными к двухъядерной системе, оказались «Ведьмак 3», Assassin’s Creed Unity и Tomb Raider. Во всех режимах были продемонстрированы одинаковые результаты.

Для тех, кому интересно, приведу таблицу с полными результатами тестирования.


Четыре ядра - оптимальное количество на сегодняшний день. В то же время очевидно, что с двухъядерным процессором игровые компьютеры собирать не стоит. В 2015 году именно такой «камень» является бутылочным горлышком в системе

С ядрами разобрались. Результаты испытаний наглядно свидетельствуют о том, что в большинстве случаев четыре «головы» у процессора лучше, чем две. В то же время некоторые модели Intel (Core i3 и Core i7) могут похвастать поддержкой технологии Hyper-Threading. Не в вдаваясь в подробности, отмечу, что у таких чипов есть определенное число физических ядер и удвоенное количество - виртуальных. В обычных приложениях толк от Hyper-Threading, несомненно, имеется. Но как у этой технологии обстоят дела в играх? Особенно этот вопрос актуален для линейки процессоров Core i3 - номинально двухъядерных решений.

Для определения эффективности многопоточности в играх я собрал два тестовых стенда: с Core i3-4130 и Core i7-6700K. В обоих случаях использовалась видеокарта GeForce GTX TITAN X.


Практически во всех играх технология Hyper-Threading сказалась на производительности графической подсистемы. Естественно, в лучшую сторону. В некоторых случаях разница оказалась гигантской. Например, в «Ведьмаке» количество кадров в секунду увеличилось на 36,4%. Правда, в этой игре без Hyper-Threading то и дело наблюдались отвратительные фризы. Замечу, что за Core i7-5960X таких проблем не замечалось.

Что касается четырехъядерного процессора Core i7 с Hyper-Threading, поддержка этих технологий дала о себе знать только в GTA V и Metro: Last Light. То есть всего в двух играх из десяти. В них заметно увеличился и минимальный FPS. В целом Core i7-6700K с Hyper-Threading оказался на 6,6% быстрее в GTA V и на 9,7% - в Metro: Last Light.

Hyper-Threading в Core i3 реально тащит, особенно, если в системных требованиях указана четырехъядерная модель процессора. А вот в случае с Core i7 прирост производительности в играх не такой существенный

Кэш

С основными параметрами центрального процессора разобрались. У каждого процессора есть определенный объем кэша. На сегодняшний день в современных интегральных решениях применяется до четырех уровней этого типа памяти. Кэш первого и второго уровней, как правило, определяется архитектурными особенностями чипа. Кэш третьего уровня от модели к модели может меняться. Приведу небольшую таблицу для ознакомления.

Нет кэша L3

10 и больше Мбайт L3

A4, A6, A8, A10, Athlon X4

FX-6000, FX-8000, FX-9000

Core i3, Pentium

Core i3, Core i5 Broadwell

Core i5, Core i7 Broadwell

Core i7-3900, Core i7-4900, Core i7-5800, Core i7-5900

Итак, у более производительных процессоров Core i7 в наличии 8 Мбайт кэша третьего уровня, у менее быстрых Core i5 - 6 Мбайт. Скажутся ли эти 2 Мбайт на производительность в играх?


Проверить очень легко. Для этого необходимо взять два процессора из линеек Core i5 и Core i7, установить для них одинаковую частоту и отключить технологию Hyper-Threading. В итоге в девяти протестированных играх лишь в F1 2015 наблюдалась заметная разница в размере 7,4%. Остальные 3D-развлечения никак не откликнулись 2-мегабайтный дефицит кэша третьего уровня у Core i5-6600K.


Разница в кэше третьего уровня между процессорами Core i5 и Core i7 в большинстве случаев не влияет на производительность системы в современных играх

AMD или Intel?

Все испытания, рассмотренные выше, проводились с участием процессоров Intel. Однако это совершенно не означает, что мы не рассматриваем решения AMD в качестве основы для игрового компьютера. Ниже приведены результаты тестирования с использованием чипа FX-6350, используемого в самой производительной платформе AMD AM3+, с задействованием четырех и шести ядер. К сожалению, в моем распоряжении не оказалось 8-ядерного «камня» AMD.


GTA V уже зарекомендовала себя как самая процессорозависимая игра. С использованием четырех ядер в AMD-системе средний уровень FPS оказался выше, чем, например, у Core i3 (без Hyper-Threading). К тому же в самой игре изображение рендерилось плавно, без подтормаживаний. А вот во всех остальных случаях ядра Intel оказывались стабильно быстрее. Разница между процессорами существенная.

Ниже приведена таблица с полным тестированием процессора AMD FX.


Заметной разницы между AMD и Intel не наблюдается только в двух играх: в «Ведьмаке» и Assassin’s Creed Unity. В принципе, результаты отлично поддаются логике. Они отображают реальную расстановку сил на рынке центральных процессоров. Ядра Intel заметно мощнее. В том числе и в играх. Четыре ядра AMD соперничают с двумя Intel. При этом средний FPS зачастую оказывается выше у последних. Шесть ядер AMD конкурируют с четырьмя потоками Core i3. По логике вещей восемь «голов» FX-8000/9000 должны навязать борьбу Core i5. Да, ядра AMD абсолютно заслуженно называют «полуядрами». Таковы особенности модульной архитектуры.

Итог банален. Для игр лучше подходят решения Intel. Однако среди бюджетных решений (Athlon X4, FX-4000, A8, Pentium, Celeron) предпочтительнее продукция AMD. Тестирование показало, что менее производительные четыре ядра в процессорозависимых играх ведут себя лучше, чем более быстрые два ядра Intel. В среднем и высоком ценовых диапазонах (Core i3, Core i5, Core i7, A10, FX-6000, FX-8000, FX-9000) уже предпочтительнее решения Intel

DirectX 12

Как уже было сказано в самом начале статьи, с выходом Windows 10 для разработчиков компьютерных игр стал доступен DirectX 12. Архитектура DirectX 12 окончательно определила направление развития современного геймдева: разработчикам стали необходимы низкоуровневые программные интерфейсы. Основная задача нового API заключается в рациональном использовании аппаратных возможностей системы. Это и задействование всех вычислительных потоков процессора, и вычисления общего назначения на GPU, и прямой доступ к ресурсам графического адаптера.

Windows 10 только-только появилась. Однако в природе уже существуют приложения, поддерживающие DirectX 12. Например, компания Futuremark интегрировала в бенчмарк подтест Overhead. Данный пресет способен определить производительность компьютерной системы, используя не только API DirectX 12, но и AMD Mantle. Принцип работы API Overhead прост. DirectX 11 накладывает ограничения на количество команд отрисовки процессора. DirectX 12 и Mantle решают эту проблему, обеспечивая возможность вызова большего числа команд отрисовки. Так, во время теста выводится все большее число объектов. До тех пор, пока графический адаптер не перестает справляться с их обработкой, а FPS не упадет ниже 30 кадров. Для тестирования я использовал стенд с процессором Core i7-5960X и видеокартой Radeon R9 NANO. Результаты получились весьма интересными.

Обращает на себя внимание тот факт, что в паттернах, задействующих DirectX 11, изменение количества ядер центрального процессора практически не влияет на общий результат. А вот с использованием DirectX 12 и Mantle картина меняется кардинальным образом. Во-первых, разница между DirectX 11 и низкоуровневыми API оказывается просто космической (где-то на порядок). Во-вторых, количество «голов» центрального процессора существенно влияет на итоговый результат. Особенно это заметно при переходе от двух ядер к четырем и от четырех к шести. В первом случае разница достигает практически двукратной отметки. В то же время особых отличий между шестью и восемью ядрами и шестнадцатью потоками нет.

Как видите, потенциал DirectX 12 и Mantle (в бенчмарке 3DMark) просто огромен. Одна не стоит забывать, что мы имеем дело с синтетикой, в нее не играют. Реально же профит от использования новейших низкоуровневых API есть смысл оценивать только в реальных компьютерных развлечениях.


Первые компьютерные игры, поддерживающие DirectX 12, уже маячат на горизонте. Это Ashes of the Singularity и Fable Legends. Они находятся в стадии активного бета-тестирования. На днях коллеги из Anandtech провели масштабное тестирование Fable Legends с DirectX 12. Результаты оказались не столь впечатляющими, как того, возможно, хотелось бы.

Тестирование проводилось с тремя процессорами Intel и двумя видеокартами: GeForce GTX 980 Ti и Radeon R9 Fury X. Процессорозависимость наблюдалась лишь в очень низком разрешении 1280х720 (720p), что неудивительно. В более высоких разрешениях стенды продемонстрировали практически одинаковые результаты.

В заключение

Давайте суммируем всю полученную информацию. Каким же должен быть идеальный центральный процессор для игрового компьютера? Во-первых, он должен иметь минимум четыре потока. Как показало тестирование, технология Hyper-Treading в Core i3 реально способствует увеличению количества кадров в секунду. Если мы говорим о процессорах Intel, то золотой серединой являются модели Core i5. При этом несколько игр продемонстрировали, что они неплохо оптимизированы под работу с 6- и 8-ядерными «камнями». Почему именно Core i5? К сожалению, разница в цене между четырехъядерным Core i5-6600K и шестиядерным Core i7-5820K составляет ни много ни мало 147 долларов США, а разница в быстродействии в играх - единицы процентов.

Если мы говорим о процессорах AMD, то для видеокарт верхнего уровня Middle-end, а также High-end потребуется только 8-ядерный чип FX-8000/9000. В то же время в бюджетном сегменте 4-ядерные модели AMD (A8, Athlon X4) выглядят предпочтительнее двухъядерных Intel Pentium/Celeron. В среднем и высоком диапазонах наблюдается обратная ситуация. Здесь заметно превосходство процессоров Intel.

Если попробовать составить рекомендацию по выбору процессора для игрового компьютера одной фразой, то получится как-то так: берите Core i5.

Во-вторых, важна тактовая частота процессора. Видеокартам верхнего уровня Low-end и низшего уровня Middle-end подойдут модели, функционирующие со скоростью 3 ГГц и выше. Адаптерам верхнего уровня Middle-end и начального High-end - 3,4-3,6 ГГц. Флагманским представителям AMD Radeon и NVIDIA GeForce потребуется центральный процессор, работающий со скоростью 3,7-4 ГГц. Наконец, тандемам топовых видеокарт CrossFire/SLI необходим чип, функционирующий на частотах 4-4,5 ГГц и выше. Не забываем и про такой момент, как рациональное использование графического адаптера.

Как показало тестирование, архитектурные особенности не слишком влияют на производительность в играх. Поэтому для сборки геймерского компьютера в одинаковой степени подойдут решения, построенные на базе современных архитектур: у Intel - Sandy Bridge, Ivy Bridge, Haswell, Broadwell и Skylake; у AMD - Bulldozer, Piledriver и Steamroller.

В заключение приведу таблицу, в которой, согласно своему мнению, постараюсь расставить процессоры и видеокарты по своим местам. Надеюсь, она вам пригодится.

Процессор, марка

Частота процессора

Примеры игровых видеокарт

AMD (4 ядра):

  • Athlon X4;
  • FX-4000.

Intel (2 ядра, 4 потока):

  • Core i3.

3000-3300 МГц

  • AMD Radeon R7 370;
  • AMD Radeon R7 265;
  • AMD Radeon HD 7850/7870;
  • NVIDIA GeForce GTX 950;
  • NVIDIA GeForce GTX 660 Ti;
  • NVIDIA GeForce GTX 750 Ti.

Начальный Middle-end:

  • AMD Radeon R9 270/270X.

AMD (6 ядер):

  • FX-6000.

Intel (2 ядра, 4 потока):

  • Core i3.

3400-3600 МГц

  • AMD Radeon R9 380;
  • AMD Radeon R9 280/285;
  • AMD Radeon R9 280X;
  • NVIDIA GeForce GTX 960;
  • NVIDIA GeForce GTX 760.

AMD (8 ядер):

  • FX-8000.

Intel (4 ядра):

  • Core i5.

3400-3600 МГц

Начальный High-end:

  • AMD Radeon R9 290/290X;
  • AMD Radeon R9 390;
  • NVIDIA GeForce GTX 970.

AMD (8 ядер):

  • FX-8000;
  • FX-9000.

Intel (4 ядра и больше):

  • Core i5;
  • Core i7.

3700-4000 МГц

  • AMD Radeon R9 Fury;
  • AMD Radeon R9 Fury X/NANO;
  • NVIDIA GeForce GTX 980;
  • NVIDIA GeForce GTX 980 Ti;
  • NVIDIA GeForce GTX TITAN X.

Собирая высокопроизводительный компьютер для ресурсоёмких динамических игр, потенциальный покупатель всегда оказывается перед выбором: какому процессору отдать предпочтение. Ведь, помимо нескольких брендовых производителей, на рынке существует и множество платформ, в каждой из которых есть свой флагман.

В фокусе данной статьи - игровой процессор. Читатель познакомится с предложением производителей, узнает, какой продукт лучше в каждой ценовой категории, а также увидит наглядно результаты тестирования.

Слабое звено

Начать лучше с того, что все процессоры, которые созданы на базе одного физического ядра, не будут рассматриваться. Дело в том, что уже давно существуют доказательства низкой эффективности одноядерных платформ. Любая попытка покупателя приобрести такой игровой процессор ни к чему хорошему не приведёт.

Во-первых, большинство современных игр создаются под многоядерные платформы (2-4 ядра). Вторым критерием несостоятельности низкопроизводительного кристалла является невозможность раскрыть потенциал игрового видеоадаптера. Естественно, у пользователя возникает масса вопросов относительно неработоспособности дорогостоящего графического ускорителя.

Также эксперты в своих отзывах рекомендуют потенциальным покупателям не рассматривать в качестве игровых решений кристаллы, работающие на низких частотах. Установить минимальную отметку лучше на пороге 3000 МГц. Затрагивает это условие не только персональных компьютеров, а и мобильных устройств, пусть и повышенного энергопотребления.

Ценовая политика и игры производителей

Давно уже на рынке бытует мнение, что игровой процессор AMD имеет наилучшую стоимость, а по производительности ничего нельзя найти мощнее кристалла Intel. В этом есть доля правды, если рассматривать проблему под одним углом, когда сравнивается количество ядер и их рабочая частота, однако эксперты в области ИТ рекомендуют ориентироваться на потребности конечного потребителя.

Практически все кристаллы AMD великолепно разгоняются, чем и привлекают к себе внимание потенциальных покупателей, желающих сэкономить. Вот только в обзорах и тестированиях почему-то нет информации о нагреве кристаллов и необходимом охлаждении. С другой стороны, приписывают слишком много достоинств, которые современному любителю игр вообще не нужны. Поэтому покупателю, желающему при минимальных затратах приобрести достаточно производительное устройство, придётся познакомиться с представленными на рынке процессорами ближе.

Кристаллы прошлого поколения

Ни для кого не секрет, что процессоры Intel, созданные на базе 4 ядер, до сих пор пользуются спросом у многих любителей ресурсоёмких игр. Правда, такое решение пригодится лишь тем пользователям, которые владеют полноценной материнской платой формата АТХ, поддерживающей объём оперативной памяти 8 Гб (4 планки по 2 Гб). Также уделить внимание рекомендуется и поддержке процессоров. Очень часто производители дешёвых материнских плат не работают с мощными многоядерными кристаллами.

Бюджетный игровой процессор Core Quad или серверное решение Xeon на пару с игровым видеоадаптером и твердотельным SSD накопителем справятся с любой существующей игрой в мире. Только вот идеально реалистичного качества добиться не удастся - существует серьёзное ограничение на средних настройках графики. Но такое недорогое решение устраивает многих пользователей, поэтому кристаллы под платформу сокет 775 будут пользоваться спросом ещё долго.

Не стоит забывать, что наличие с двумя и четырьмя ядрами на базе Xeon не ограничивает производительности старой платформы. На рынке до сих пор присутствуют сверхбыстрые кристаллы Extreme Edition, которые способны увеличить производительность соответствующей системы (речь идёт о Socket 775) вдвое, а то и втрое.

Доступный сегмент

Начальный класс современных компонентов открывают игровые процессоры АМД с двумя ядрами линейки А4. Казалось бы, что может быть лучше, чем 2 физических ядра, работающих на частоте 3200 МГц! К тому же на кристалле имеется встроенное графическое ядро AMD Radeon HD7480. Однако в процессе тестирования обнаруживается, что с математическими расчётами у процессора явные проблемы. Виной всему - малый объём памяти КЭШ (причём у процессора всего два уровня).

В ценовой категории до 2000 рублей у линейки А4 существует всего один конкурент - Intel Celeron 4-го поколения. Как показывает практика, этот бюджетный кристалл также имеет встроенную графику, но, в отличие от продуктов АМД, он не поддаётся разгону.

Оба бюджетных продукта явно не входят в топ игровых процессоров, однако любителям маломощных игр (например, World of Tanks) они придутся по душе, ведь с использованием встроенной графики, на разрешении 1600х900 точек на дюйм, пользователю удастся добиться 50 FPS на средних настройках качества.

Отвлекающий манёвр производителя

Читателям не раз уже приходилось сталкиваться с процессорами Intel Pentium серии G для платформы Компания-изготовитель утверждает, что новый кристалл способен удивить любого покупателя. Да, удивлению владельца не будет предела, когда он решит приобрести такой продукт взамен морально устаревшего процессора Intel Core 2 Duo. Любое тестирование (синтетическое или игровое) подтвердит, что в производительности у обоих процессоров разницы никакой нет.

Фактически это один и тот же кристалл, который слегка усовершенствовали. Ведь лучший игровой процессор под просто не мог исчезнуть с рынка. Однако переход покупателя на новую платформу открывает перед игроком больше возможностей. Со временем можно увеличить объём оперативной памяти, сменить процессор или видеокарту, чего нельзя было сделать, имея старую материнскую плату.

Лидер продаж

В начальном игровом классе большим спросом пользуются кристаллы AMD серии X4, имеющие 4 физических ядра. Дело в том, что именно этот продукт стал для многих пользователей настоящей золотой серединой по соотношению «цена-производительность».

Для многих потенциальных покупателей, пожелавших иметь под рукой 4 физических ядра на одной платформе, выбор игрового процессора закончился всего на одном производителе - АМД. Дело в том, что в ценовой категории до 10 000 рублей компании Intel предложить нечего.

В данном классе неплохо себя зарекомендовали и процессоры серии FX, имеющие на борту 4 и 8 ядер. Производитель постарался насытить востребованный рынок интересными и доступными по цене продуктами. Тут покупателю лучше ориентироваться на КЭШ первого уровня и выбирать кристалл с наибольшей частотой ядра. Ведь у процессоров АМД эти параметры в первую очередь влияют на производительность всей платформы.

Крылатые качели

Игровые процессоры Intel тоже присутствуют в начальном классе, однако все они ограничены лишь двумя физическими ядрами. Естественно, покупателю такое предложение явно не понравится, однако торопиться с выводами не стоит. Как показывает практика, кристаллы Core i3 способны на многое, и в работе даже превосходят по производительности всех конкурентов.

Процессоры Intel имеют большой объём КЭШа и прекрасно справляются с математическими расчётами, однако в работе с оперативной памятью у них существуют серьёзные проблемы. Именно этим и пользуются конкуренты, подбирая специальные тесты, где требуется скорость обмена информации между процессором и памятью. В ресурсоёмких игрушках, где требуется большой объём памяти (например, GTA 5) можно заметить разницу в работе двух процессоров (Intel и AMD), однако не все игры так зависимы от частоты памяти.

Выше, быстрее, сильнее

Мощный игровой процессор в ценовой категории до 15 000 рублей не так-то просто и выбрать. С одной стороны компания Intel предлагает своё решение Core i5, которое способно справиться с любыми ресурсоёмкими играми, которые существуют на рынке. С другой стороны выступает команда АМД, которая подготовила сюрприз всем своим поклонникам, обеспечив кристалл мощным игровым видеоадаптером, интегрированным непосредственно в процессор.

Естественно, многие покупатели отдают предпочтение системе «2 в 1», ведь дискретные графические ускорители стоят недёшево и пользователи просто не желают переплачивать. Но есть и обратная сторона медали - интегрированная видеокарта «ворует» оперативную память на свои нужды, да и скорость обмена этой памяти между графическим процессором оставляет желать лучшего (DDR3 против DDR5).

Как разобраться с делами?

В средней ценовой категории не так-то просто подобрать себе игровой процессор. «Какой выбрать - Core i5 или A10?» - интересуется почти каждый второй покупатель. Эксперты в своих отзывах рекомендуют новичкам не торопиться и расставить приоритеты, определившись с потребностями.

Мощный многоядерный кристалл Intel будет больше интересен владельцам производительных видеоадаптеров игрового уровня, ведь только он способен полностью раскрыть потенциал графического ускорителя. Также к Core i5 стоит присмотреться и людям, которые не только увлекаются играми, а и занимаются на профессиональном уровне работой с 3D-графикой, моделированием или редактирование видео.

А вот владельцам бюджетных видеоадаптеров, которые используют все ресурсы персонального компьютера для игр, лучше отдать предпочтение процессору AMD серии A10. И не стоит сильно увлекаться разгоном такого кристалла, ведь тепловой пакет 95 Ватт требует достойного охлаждения.

Уникальные процессоры

Игровой процессор AMD с шестью ядрами на борту явно способен привлечь к себе внимание. Ведь это один из немногих продуктов на рынке, который сочетает в себе доступную стоимость и высокую производительность. Пусть многие пользователи в своих отзывах и упрекают производителя в том, что он для создания таких кристаллов использовал 8-ядерные решения с заблокированными ядрами, однако факт остаётся фактом - в среднем сегменте этот процессор до сих пор считается лучшим выбором.

Немаловажным фактором, отвечающим за производительность, является не частота ядра, а установленный КЭШ. У всех 6-ядерных платформ с данным параметром полный порядок: кристалл отлично справляется с математическими расчётами и вполне конкурентоспособен с продуктами Intel Core i5. Смущает лишь отсутствие интегрированного графического ускорителя, к которому так привыкли все поклонники продуктов АМД. Но всё-таки производительность всей платформы более интересна покупателю, нежели неполноценный симбиоз.

Мощная игровая платформа

Компании Intel удалось привлечь внимание потенциальных покупателей к своей уникальной платформе сокет 2011. Лучший игровой процессор Core i7 Extreme Edition до сих пор занимает первое место в рейтинге производительности всех платформ. Смущает лишь цена такого решения - 50 000 рублей за один кристалл не каждый покупатель готов отдать.

Главной особенностью такой системы является поддержка трёхканальной работы оперативной памяти. Не стоит забывать и о слотах PCIex16 для графических ускорителей - все они также поддерживают ускоренную передачу данных и ориентированы на высокую производительность всей игровой платформы.

Единственный негатив, на который обращают внимание в своих отзывах владельцы - это стоимость всех компонентов. Процессор, память, материнская плата и несколько видеоадаптеров требуют от покупателя достаточно существенных финансовых ресурсов. С другой стороны, такая платформа способна справиться с любой ресурсоёмкой игрой.

Новые технологии - залог успеха

После появления на рынке нового формата оперативной памяти DDR4 компания Intel поспешила удивить своих поклонников новыми кристаллами в линейке Core i3/5/7. Правда, под лозунгом «Выбираем игровой процессор!» известный американский производитель забыл дописать, что на практике общая производительность системы увеличивается не пропорционально стоимости кристаллов. Что касается профессионального использования компьютера (3D-моделирование, обработка видео и работа со сложными математическими расчётами) такая платформа вряд ли подойдёт. По крайней мере, по соотношению «цена-качество» можно собрать платформу намного дешевле.

Возможно, в ближайшие несколько лет изготовителям и удастся значительно поднять скорость работы платформы, однако на данный момент нет смысла переплачивать за переход на Socket 1151 и 2011-3. Тут лучше брать пример с компании AMD, которая не решилась на столь коварный план по привлечению потенциальных покупателей к своим продуктам.

Новый тренд диктует условия

В погоне за мощным кристаллом большинство покупателей пытаются сэкономить на видеокарте. А ведь игровые графические процессоры являются базовыми устройствами для запуска любых ресурсоёмких игр. Как показывает практика, лучше сэкономить на процессоре и взять мощный видеоадаптер, чем довольствоваться бюджетным ускорителем с производительным процессором.

Фактически в средствах массовой информации можно найти достаточно много сравнений как видеокарт, так и кристаллов, однако эксперты рекомендуют ориентироваться на сегментацию рынка. Не стоит забывать и об интегрированных решениях. Зачастую такая покупка позволяет пользователю получить неплохую производительность и выгоду.

Недорогие процессоры AMD с четырьмя ядрами, которые имеют малый объём КЭШа, лучше приобретать с интегрированной графикой. Раскрыть потенциал дискретного игрового адаптера кристалл не сможет, а вот пользователь сможет неплохо сэкономить.

Мобильный рынок со своими условиями

Игровые процессоры для ноутбуков практически ничем не отличаются от компонентов персонального компьютера. Всё та же ценовая сегментация и разделение по производительности. Правда, существует ещё одно ответвление, которое в значительной мере влияет на выбор покупателей. Кристаллы Intel, устанавливаемые в ноутбуки, имеют низкое тепловыделение, а продукты AMD имеют свойство сильно нагреваться из-за повышенного потребления электропитания.

Как показывает практика, большинству пользователей мощный процессор AMD в мобильном устройстве нередко доставляет хлопоты. Однако эксперты в своих отзывах уверяют, что вся проблема сводится к человеческому фактору. Дело в том, что все игровые ноутбуки нужно часто (2 раза в год) чистить от пыли. Естественно, большинство пользователей этого не делают, обвиняя компанию AMD в том, что она выпускает некачественные процессоры.

Игровые ноутбуки

С мобильными устройствами всё просто - покупателю не нужно искать, какие процессоры игровые, а какие нет. В дорогостоящем сегменте компания-изготовитель самостоятельно рассчитала производительность всей платформы и предоставила конечному покупателю достойный результат. Правда, выбор не так велик, как на рынке персональных компьютеров.

Пользователи могут отдать предпочтение кристаллам AMD линейки A10 либо посмотреть в сторону процессоров Core i5/7 от производителя Intel. На этом весь выбор и заканчивается, и перед потенциальным покупателем возникает проблема с выбором игрового видеоадаптера, которым оснащён ноутбук. В очередной раз эксперты в своих отзывах рекомендуют новичкам отдать предпочтение мощной дискретной видеокарте в урон производительности процессора.

Правильный подход

Среди продавцов на компьютерном рынке существует специальная методика, которая позволяет быстро собрать персональный компьютер. Как ни странно, игровой процессор подбирается не в первую очередь. Предпочтение отдаётся материнской плате и видеоадаптеру. Ну а после наступает черёд выбора кристалла и оперативной памяти. На этом компоновка завершается согласованием конечной стоимости.

А дальше всё просто: поочерёдно озвучивается стоимость жёсткого диска, блока питания, корпуса, монитора и других компонентов компьютера. А покупатель принимает решение - готов ли он доплачивать за оснащение, или ради покупки нужного компонента придётся пожертвовать производительностью персонального компьютера в целом.

Такая методика предоставляет возможность потенциальному покупателю понять, в чём разница между компонентами в разных ценовых категориях, ведь продавец при изменении комплектации комментирует, какие игры и на каких настройках пойдут на собранном компьютере.

В заключение

Выбрать игровой процессор на отечественном рынке достаточно легко. Нужно лишь выяснить системные требования к любимой игрушке и правильно подобрать необходимые компоненты для построения игровой платформы, ориентируясь на собственные финансы. Поначалу это кажется сложно, однако на практике всё решается в считаные минуты. Главное - всегда помнить, что производительность всей системы зависит не только от процессора, но и нуждается в мощном графическом ускорителе с достаточно быстрой оперативной памятью.

Если у вас нет времени для изучения тестов, или если нужна помощь в выборе правильного процессора для игровой машины, Вам пригодится простой список лучших процессоров для игр.

В первом квартале 2017 года было два важных обновления для настольных ПК. Сначала, компания Intel выпустила седьмое поколение процессоров Core, известных под названием Kaby Lake, при производстве которых используется усовершенствованный 14-нанометровый техпроцесс. Оптимизация техпроцесса позволила добиться небольшого прироста частоты по сравнению с микроархитектурой предыдущего шестого поколения Skylake.

Затем AMD сделала свой самый большой релиз процессора за пять лет, представив семейство Ryzen 7. Проведя столько лет, боровшись с 32 нанометровым и 28 нанометровым техпроцессами на базе микроархитектур Bulldozer, AMD представила не только новый дизайн ядра, но и новый техпроцесс (14 нанометровый GlobalFoundries) с технологиями на основе FinFET.

В нашем руководстве по процессорам мы рассматриваем определённые сегменты и бюджеты и представляем вам лучший выбор доступных процессоров.

Не забывайте экономить дополнительные средства с помощью кэшбэк сервиса , который возвращает от 5% до 10% стоимости покупки.

Рекомендованные процессоры для игр в 2017
AMD Сегмент INTEL

Премиальный игровой / VR

Быстрый игровой / VR

Хороший игровой

Дешёвый игровой


Гибридный / eSport

Премиальный игровой процессор / VR

Лидером является . Он может похвастаться высочайшей производительностью и высокой частотой. Kaby Lake сам по себе не предложит что-то большее, чего не было в Skylake. Но четыре ядра процессора Core i7-7700K с базовой частотой 4,2 ГГц и максимальная частота в режиме Turbo Boost 4,5 ГГц отлично подходят для игр. Кроме того, дополнительный операционный запас архитектуры и разблокированный множитель обеспечивают разгон до 5 ГГц. А это, на сегодняшний день, лучшие характеристики для VR . Плюс еще хороший кулер и приличная материнская плата, процессор i7-7700K должен обеспечить премиальную игровую систему на несколько лет вперёд.

Если вы хотите испытать AMD, то последний является хорошим вариантом. Он не совсем соответствует производительности одного потока процессора Intel, но предлагает вдвое больше потоков, что может будет важнее, поскольку игры становятся более сложными. Хороший 1700 процессор может также разогнаться до 4,0 ГГц, экономя деньги на более дорогом . В качестве дополнительного преимущества, цена 1700 также включает в себя кулер AMD Wraith Spire, подходящий для работы при высокой температуре окружающей среды и с RGB-освещением.

Быстрый игровой процессор / VR

Для пользователей, которые ищут более выгодную цену, переместимся в другой сегмент рынка процессоров, в которых может сохраниться весомая часть ожидаемой производительности, и сэкономится значительная сумма денег. Эти процессоры не обеспечат Вам максимальную скорость кадров, но сэкономленные деньги можно использовать для покупки более мощной видеокарты.

Для этого сегмента от Intel выбор сделан в пользу . Он предоставляет четыре полных ядра с частотой 3,4 ГГц, в турборежиме до 3,8 ГГц, а также имеет 6 МБ включенного кэша L3. При отсутствии технологии Hyper-Threading каждый поток получает полное использование всех основных ресурсов, обеспечивая уменьшение потенциально узких мест.

Мог бы быть ещё одним вариантом, но разница в частоте (400 МГц в базовой, 300 МГц в турборежиме) в пользу i5-7500. Core i5 легко будет работать с самыми мощными видеокартами на рынке, только самые требовательные игры при максимальных настройках могут работать немного в напряг.

Что касается AMD, то Ryzen 5 1600X является лучшим выбором. – это шестиядерный процессор с технологией Hyper-Threading, дающий полные двенадцать потоков, и работает на тех же частотах, что и его старший брат 1800X, а именно 3,6 ГГц/4,0 ГГц. По прогнозам производительность/цена этот процессор идёт впереди любых других предложений AMD и должен выдержать высокую конкуренцию с младшими моделями Intel Core i5 по производительности одного потока.

Хороший игровой процессор

Для пользователей, которые хотят собрать компьютер до 1000$ или что-то более консервативное около 700$, вот наши рекомендации. В этом сегменте центральные процессоры будут выжимать почти максимум производительности с одной графической картой в высоких разрешениях и средних настройках. Тем не менее, киберспортивные игры с этими процессорами будут работать так же хорошо.

Снова начинаю с Intel и предлагаю . Это двухъядерный процессор с технологией Hyper-Threading, работающий на частоте 3,9 ГГц. С такой частотой он поднимается вверх по рейтингам производительности на один поток, значительно приближаясь к более дорогим разгоняемым процессорам Core i7 и Core i5. Для игр с Direct X9, Direct X10 и Direct X11, где производительность одного потока помогает управлять хорошим GPU, процессор i3-7100 обеспечивает лучшие в своём классе результаты.

В этом сегменте у компании AMD есть с чем поиграть. При таком уровне производительности сила AMD – это цена, так как процессоры FX продаются по низким ценам, например, и дешевую материнскую плату AM3 можно приобрести за очень маленькую цену. FX не может конкурировать по производительности одного потока с Intel, но имея три модуля и шесть потоков, он хорошо справляется с многозадачностью во время игр, например, просмотр видео на втором мониторе или стримы в киберспорте.

Дешёвый игровой процессор

Для тех, у кого ограниченный бюджет, т.е. попытка получить нормальную игровую систему по цене от 300 до 500$ является обязательным условием, нам придётся рассмотреть процессоры начального уровня. Такие процессоры часто используются в паре с такими картами, как RX 460 или подержанная карта серии GTX 700, стандартный жёсткий диск, небольшой объем памяти и корпус с встроенным блоком питания. Базовый уровень производительности в таких системах маленький, поэтому играть можно будет в либо в инди-игры, либо в игры, которым стукнуло уже несколько лет.

Начнем с Intel снова, и, честно говоря, недавно они запустили для этого сегмента рынка нечто неожиданное. по сути является Core i3, только с другим именем, учитывая, что он имеет два ядра и четыре потока, но немного уменьшенный кеш L3. G4560 имеет приблизительную цену 55$ и работает на частоте 3,5 ГГц – это двухъядерный процессор Kaby Lake, имеющий частоту всего лишь на 900 МГц ниже, чем у топового Core i7, и менее чем за одну пятую от его цены. У предыдущих процессоров Pentium не было технологии Hyper-Threading, а у этого есть.

Intel Pentium по многим параметрам трудно превзойти, у AMD нет особого ответа. Ближайшим конкурентом, которого мы можем предложить, пока не увидим, с какой ценой выйдет Ryzen 3, является , с тактовой частотой 3,7 ГГц. Это один из APU от AMD с отключенной графической подсистемой и фирменным бесшумным кулером для процессоров до 100 Вт. Хотя последняя версия, называемая Excavator, неплохо работает в контексте линейки AMD APU, но по-прежнему наблюдаются значительные скачки производительности до 40%, которые Intel может использовать в свою пользу. Потенциальная выгода в этом случае – возможность купить материнскую плату подешевле.

Гибридные процессоры / eSport

Не многие пользователи любят встроенную графику, потому что видеокарты, такие как RX460, относительно дешевые и обычно превосходят то, что предлагается. Тем не менее, почти все основные процессоры поставляются с встроенной графической подсистемой для тех, кто хочет: вложиться сейчас в хороший процессор, а позже докупить видеокарту, или имеет ограниченное пространство в маленьком корпусе, или для работы с такими функциями, как QuickSync или OpenCL.

Чемпионом среди встроенных GPU является . Технически, Intel имеет более производительные устройства в процессорах eDRAM на базе Broadwell, но они в 3 раза дороже и их трудно найти из-за ограниченного выпуска. Таким образом, AMD A10-7890K находится на вершине этого сегмента, предлагая близкий к RX460 уровень производительности, который вполне подходит для киберспортивных игр, таких как League of Legends, DOTA2, CS: GO или Rocket League при очень достойных настройках.

Пользователи, которым нужно ещё сэкономить несколько долларов от A10-7890K, могут вместо него посмотреть . Этот APU делает небольшой шаг назад по производительности, но он стал одним из последних выпущенных устройств A10, полностью нацеленных на сборщиков ПК, пытающихся получить хороший вариант по критерию производительность/цена.