Inkscape – графический редактор для работы с векторной графикой. Учимся рисовать в графическом редакторе Inkscape

Inkscape – очень популярный инструмент для создания векторной графики. Изображение в нем рисуется не по пикселям, а при помощи различных линий и фигур. Одним из основных достоинств такого подхода является возможность масштабирования изображения без потери качества, что невозможно сделать с растровой графикой. В данной статье мы расскажем вам о базовых приемах работы в Inkscape. Кроме того, разберем интерфейс приложения и дадим несколько советов.

Данный материал больше ориентирован на начинающих пользователей Inkscape. Поэтому мы расскажем лишь о базовых приемах, которые используются при работе с редактором. Если после прочтения статьи у вас возникнут индивидуальные вопросы, вы можете задать их в комментариях.

Интерфейс программы

Прежде чем приступить к описанию возможностей редактора, мы хотели бы рассказать немного о том, как устроен интерфейс Inkscape. Это позволит в будущем вам быстрее находить те или иные инструменты и ориентироваться в рабочем пространстве. После запуска окно редактора имеет следующий вид.

Всего можно выделить 6 основных областей:

Главное меню

Здесь в виде подпунктов и выпадающих меню собраны самые полезные функции, которые вы можете использовать при создании графики. В дальнейшем мы опишем некоторые из них. Отдельно хотелось бы отметить самое первое меню — «Файл» . Именно здесь расположены такие популярные команды, как «Открыть» , «Сохранить» , «Создать» и «Напечатать» .

С него и начинается работа в большинстве случаев. По умолчанию при запуске Inkscape создается рабочая область размером 210×297 миллиметров (лист А4). При необходимости эти параметры можно изменить в подпункте «Свойства документа» . К слову, именно тут в любое время можно поменять и цвет фона холста.

Нажав на указанную строчку, вы увидите новое окно. В нем можно установить размер рабочей области согласно распространенным стандартам или указать собственное значение в соответствующих полях. Кроме того, можно изменить ориентацию документа, убрать кайму и задать цвет фона для холста.

Также мы рекомендуем зайти в меню «Правка» и включить отображение панели с историей действий. Это позволит вам в любое время отменить одно или несколько последних действий. Указанная панель откроется в правой части окна редактора.

Панель инструментов

Именно к данной панели вы будете постоянно обращаться при рисовании. Тут располагаются все фигуры и функции. Для выбора нужного элемента достаточно кликнуть по его иконке один раз левой кнопкой мыши. Если же вы просто наведете курсор на изображение средства, то увидите всплывающее окошко с названием и описанием.

Свойства инструмента

С помощью данной группы элементов вы можете настроить параметры выбранного средства. Сюда относятся сглаживание, размер, отношение радиусов, угол наклона, количество углов и многое другое. У каждого из них есть свой набор опций.

Панель параметров прилипания и панель команд

По умолчанию они располагаются рядом, в правой области окна приложения и имеют следующий вид:

Как следует из названия, панель параметров прилипания (это официальное название) позволяет вам выбрать, будет ли ваш объект примыкать автоматически к другому объекту. Если да, то куда именно это стоит делать – к центру, узлам, направляющим и так далее. При желании можно и вовсе отключить все прилипание. Делается это при нажатии соответствующей кнопки на панели.

На панели команд, в свою очередь вынесены, основные пункты из меню «Файл» , а также добавлены такие важные функции, как заливка, масштаб, группировка объектов и прочие.

Образцы цветов и панель состояния

Эти две области тоже находятся рядом. Расположены они внизу окна и выглядят следующим образом:

Тут вы сможете выбрать нужный цвет фигуры, заливки или обводки. Кроме того, на панели состояния находится регулятор масштаба, который позволит приблизить или отдалить холст. Как показывает практика, это делать не очень удобно. Проще зажать клавишу «Ctrl» на клавиатуре и крутить при этом колесо мышки вверх или вниз.

Рабочая область

Это самая центральная часть окна приложения. Именно тут располагается ваш холст. По периметру рабочей области вы увидите ползунки, которые позволяют прокрутить окно вниз или вверх при изменении масштаба. Вверху и слева находятся линейки. Он позволяют определить размер фигуры, а также выставить направляющие при необходимости.

Для того чтобы выставить направляющие, достаточно навести указатель мыши на горизонтальную или вертикальную линейку, после чего зажать левую кнопку мышки и перетащить появившуюся линию в нужном направлении. Если нужно убрать направляющую, тогда переместите ее снова на линейку.

Вот собственно и все элементы интерфейса, о которых мы хотели вам рассказать в первую очередь. Теперь давайте перейдем непосредственно к практическим примерам.

Загружаем картинку или создаем холст

Если открыть в редакторе растровое изображение, можно в дальнейшем обработать его или вручную нарисовать по примеру векторную картинку.


В результате на рабочей области появится выбранное изображение. При этом размер холста автоматически будет таким же, как разрешение картинки. В нашем случае это 1920×1080 пикселей. Его всегда можно будет изменить на другое. Как мы говорили в начале статьи, качество фото от этого не изменится. Если вы не хотите в качестве источника использовать какое-либо изображение, тогда просто можете использовать автоматически созданный холст.

Вырезаем фрагмент изображения

Иногда может возникнуть ситуация, когда для обработки вам требуется не целое изображение, а лишь его конкретный участок. В таком случае вот как следует поступить:


В результате останется лишь выделенный ранее участок холста. Можно переходить к следующему шагу.

Работа со слоями

Размещение объектов на различных слоях позволит не только разграничить пространство, но и избежать случайных изменений в процессе рисования.

Подобным образом можно создать сколько угодно слоев и перенести на любой из них необходимую фигуру или объект.

Рисование прямоугольников и квадратов

Для того чтобы нарисовать указанные выше фигуры, необходимо использовать инструмент с одноименным названием. Последовательность действий будет выглядеть следующим образом:

Рисование кругов и овалов

Окружности в Inkscape рисуются по такому же принципу, как и прямоугольники.

Рисование звезд и многоугольников

Многоугольники в Inkscape можно нарисовать всего за несколько секунд. Для этого есть специальный инструмент, который позволяет тонко настроить фигуры такого типа.

Рисование спиралей

Это последняя фигура, о которой мы хотели бы вам поведать в рамках данной статьи. Процесс ее рисования практически не отличается от предыдущих.

Редактирование узлов и рычагов

Несмотря на то что все фигуры являются относительно простыми, любую из них можно изменить до неузнаваемости. Именно благодарю этому и получаются в результате векторные картинки. Для того чтобы отредактировать узлы элемента, вам необходимо выполнить следующее:

Это действие можно выполнять не со всей фигурой, а лишь с выбранным ее участком. Добавляя новые узлы, вы сможете все больше и больше менять форму объекта. Для этого достаточно навести указатель мышки на нужный узел, зажать ЛКМ и вытянуть элемент в нужном направлении. Кроме того, можно с помощью данного инструмента потянуть за край. Таким образом, участок объекта будет более вогнутым или выпуклым.

Рисование произвольных контуров

С помощью данной функции вы сможете нарисовать как ровные прямые линии, так и произвольные фигуры. Делается все очень просто.

Обратите внимание, что линии, как и фигуры можно двигать по холсту, изменять их размер и редактировать узлы.

Рисование кривых Безье

Данный инструмент позволит также работать с прямыми. Он будет очень кстати в ситуациях, когда вам потребуется сделать контур объекта с помощью прямых линий или нарисовать что-либо.

Использование каллиграфического пера

Как ясно из названия, этот инструмент позволит вам делать красивые надписи или элементы изображения. Для этого достаточно выбрать его, настроить свойства (угол, фиксацию, ширину и так далее) и можно приступать к рисованию.

Добавление текста

Помимо различных фигур и линий, в описываемом редакторе можно также работать с текстом. Отличительной чертой данного процесса является то, что изначально текст может быть написан даже самым мелким шрифтом. Но если его увеличить до максимального, то качество изображение абсолютно не потеряется. Сам процесс использования текста в Inkscape весьма прост.


Распылитель объектов

Есть в данном редакторе одна интересная функция. Она позволяет буквально за несколько секунд заполнить все рабочее пространство одинаковыми фигурами. Применений этой функции можно придумать много, поэтому мы решили не обходить ее стороной.

  1. Первым делом вам необходимо нарисовать на холсте любую фигуру или объект.
  2. Далее выбираете функцию «Распылять объекты» .
  3. Вы увидите окружность определенного радиуса. Настройте ее свойства, если посчитаете необходимым. К ним относится радиус окружности, количество рисуемых фигур и так далее.
  4. Переместите инструмент в то место рабочей области, где хотите создать клоны ранее нарисованного элемента.
  5. Зажмите ЛКМ и удерживайте ее столько, сколько сочтете нужным.

Результат у вас должен получиться примерно следующим.

Удаление элементов

Наверное, вы согласитесь с тем фактом, что никакое рисование не может обойтись без ластика. И Inkscape не является исключением. Именно о том, как можно удалять нарисованные элементы с холста, мы и хотели бы рассказать напоследок.

По умолчанию любой объект или группу таковых можно выделить с помощью функции «Выделить» . Если после этого нажать на клавиатуре клавишу «Del» или «Delete» , то объекты целиком будут удалены. Но если выбрать специальный инструмент, то можно будет стирать лишь конкретные куски фигуры или изображения. Данная функция работает по принципу ластика в .

Вот собственно и все основные приемы, о которых мы хотели бы рассказать в данном материале. Комбинируя их друг с другом, вы сможете создавать векторные изображения. Безусловно, в арсенале Inkscape есть еще множество других полезных функций. Но для того чтобы их использовать, необходимо иметь уже более глубокие знания. Помните, что вы в любой момент можете задать свой вопрос в комментариях к данной статье. А если после прочтения статьи у вас появились сомнения в необходимости данного редактора, тогда предлагаем ознакомиться с ее аналогами. Среди них вы найдете не только векторные редакторы, но и растровые.

Основные функции

  • различные методы обработки текста (рендеринг, вставка в контур, правка и т. д.);
  • инструменты для рисования (градиент, эллипс, звезда, спираль и др.);
  • ыполнение разнообразных операций с контурами;
  • векторизатор растровых изображений;
  • работа с клонами объектов;
  • коллективное рисование;
  • сохранение/открытие файлов в сжатом виде;
  • импорт/экспорт многочисленных графических форматов;
  • набор макросов для создания графики.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

Недостатки:

  • замедление работы процессора вследствие высокой ресурсоемкости;
  • отсутствие функции экспорта в формат SWF;
  • периодические ошибки при импорте файлов.

GIMP - бесплатный редактор графики . Отличается огромным набором эффектов и рабочих инструментов. Умеет обрабатывать GIF-анимации и работать со слоями. Поддерживает пакетную обработку файлов.

Pixia - бесплатный графический редактор . Работает практически со всеми форматами изображений, имеет большой набор эффектов, базовых инструментов для обработки, множество дополнительных опций. В нем можно подключать фильтры Photoshop к собственной библиотеке.

CorelDRAW. Платная графическая программа для создания и обработки векторных изображений, а также их экспорта в любой удобный формат. В ней можно создавать анимированные изображения GIF, рисовать векторную графику для проектирования домов, печатать готовые проекты.

Как пользоваться

Интерфейс программы состоит из левой панели с основными инструментами для рисования и обработки объектов и с верхней панели, содержащей подэлементы для каждого инструмента. В нижней строке выводятся полезные подсказки.

Интерфейс

Для того чтобы создать новый документ, откройте меню «Файл», пункт «Создать» или используйте сочетание клавиш «Ctrl+O». Для сохранения проекта предназначена комбинация «Ctrl+S». Переключать рабочие окна можно с помощью клавиш «Ctrl+Tab».

Если вы хотите изменить параметры страницы (редактировать размеры холста, ориентацию, фон и т. д.), нажмите «Shift+Ctrl+D» и перед вами появится такое окно:

Параметры страницы

Для создания фигур используйте соответствующие инструменты. Чтобы точно настроить их параметры, применяйте поля ввода на верхней панели:

Создание фигур

Для выделения объекта пользуйтесь специальным инструментом – селектором. Щелкните мышкой по верхней кнопке, а затем по объекту. После этого вокруг него появится несколько инверсных стрелок. С их помощью можно перетаскивать объект, поворачивать, изменять его размер и т. д.

Перетаскивание

Inkscape – программный продукт, в котором есть все необходимые инструменты и функции, позволяющие полноценно работать с векторной графикой.

У начинающих пользователей редактора векторной графики Inkscape часто возникает вопрос, как сделать так, чтобы новые документы имели формат страницы не A4, а какой-нибудь совсем другой. Добро пожаловать в мир шаблонов:)

Шаблоном в Inkscape является самый обычный документ SVG вроде того, что создаётся при запуске программы. Собственно, при запуске Inkscape это и делает: он ищет в локальном каталоге настроек программы файл default.svg и загружает его. Если же файл не найден, редактор берёт этот файл из системного каталога, копирует его в локальный каталог и уже тогда загружает созданный default.svg .

Ровно то же самое происходит, когда вы нажимаете Ctrl+N или используете меню «Файл > Создать > По умолчанию »:

Локальный каталог? Системный каталог? Что за ерунда?

Локальный каталог Inkscape - это каталог с настройками программы и дополнениями к ней, который создаётся для пользователя системы при первом запуске программы. Расположение этого каталога зависит от операционной системы:

  • в Linux и Mac это ~/.config/inkscape
  • в Windows это %APPDATA%\Inkscape

Так что если вам нужно, чтобы по умолчанию новый документ создавался с иным размером, просто создайте новый документ, поменяйте размер его страницы и сохраните его как default.svg в подкаталоге templates локального каталога Inkscape. Вот пошаговая инструкция:

1. Запустите Inkscape и в меню выберите «Файл > Свойства документа» (или нажмите Ctrl+Shift+D ) для открытия диалога, где задаются различные параметры документа.

2. На первой вкладке с названием «Страница» выберите формат страницы из предустановок или задайте свой. При задании нужного размера при необходимости можно переключаться между единицами измерения, такими как пикселы (px), миллиметры (mm) и пункты (pt).

3. Закройте диалог и сохраните документ через меню «Файл > Сохранить » или нажатием комбинации клавиш Ctrl+S . В открывшемся диалоге перейдите в локальный каталог Inkscape (см. выше), затем в каталог templates внутри него и сохраните документ как default.svg , перезаписав существующий документ. Обратите внимание, что в Linux и Mac в диалог сохранения Inkscape автоматически добавляет закладка «templates» слева, так что вручную вбивать путь даже не надо:

4. Теперь можно перезапустить Inkscape или просто нажать Ctrl+N для создания нового документа, чтобы проверить, поменялся ли размер по умолчанию.

Собственно, всё. Но можно ли поменять что-то ещё? Несомненно.

Прочие сохраняемые параметры

Если вы работаете не над веб- или экранной графикой, вполне возможно, что вместо пикселов вам предпочтительнее метрическая система (mm), а может быть пункты (pt) или пайки (pc). Это меняется всё там же - на вкладке «Cтраница» диалога «Свойства документа»:

Это изменение повлияет на линейку и числа в панели свойств инструмента Выделитель . Вместе с тем, большинство расширений продолжит работать с пикселами.

Направляющие и сетки . Вы можете задать более удобный вам цвет направляющих или, скажем, сделать аксонометрическую сетку используемой по умолчанию и настроить её под свои потребности. В том же диалоге «Свойства документа» перейдите на вкладку «Сетки», выберите тип сетки и нажмите кнопку Создать справа от списка типов сеток, затем укажите нужные параметры.

Теперь каждый раз при нажатии # или использовании пункта меню «Вид > Сетка» будет появляться настроенная вами сетка. При желании можно даже использовать одновременно аксонометрическую и обычную прямоугольную сетки, что может быть полезно, если вы занимаетесь пиксель-артом. Просто добавьте к аксонометрической сетке обычную прямоугольную во всё том же диалоге на той же вкладке.

Метаданные . Вы можете заранее вбить нужные метаданные через диалог, открывающийся выбором в меню «Файл > Метаданные документа» . Необходимый минимум - указание вас как автора каждого нового создаваемого документа.

По умолчанию Inkscape не вносит в документы вообще никакой информации о метаданных кроме указания лицензии как собственнической (proprietary). Скажем, если вы собираетесь рисовать клипарт для Open Clip Art Library , лицензию придётся поменять на общественное достояние (Public Domain), а заодно добавить ключевые слова (разные для каждого рисунка, само собой).

Прилипание . Это большая тема, заслуживающая отдельной публикации. Давайте пока остановимся на том, что на уровне документа можно задать поведение (на вкладке «Прилипание» диалога «Свойства документа»), а также что к чему прилипает (вертикальная панель с кнопками в правой части окна программы). Достаточно просто щелчком по кнопкам выбрать, что к чему прилипает по умолчанию, и сохранить файл как default.svg .

Уровень масштаба, размер, положение и режим окна . Когда вы сохраняете документ, Inkscape пишет туда дополнительные данные: текущий масштаб документа, размер окна с ним, положение этого окна на экране монитора, а также режим окна. Например, если вам нужно, чтобы Inkscape по умолчанию запускался распахнутым на весь монитор, просто распахните окно перед сохранением шаблона.

А остальные шаблоны?

Остаётся разобрать ещё пару моментов. Вы наверняка уже догадались, что можно сохранять не только используемый по умолчанию шаблон документа, но и прочие шаблоны. Нужно всего лишь указать нужные параметры документа и сохранить файл SVG в папку с шаблонами Inkscape. После перезапуска Inkscape они появятся во вложенном меню «Файл > Создать» .

Скажем, если взять приведённый выше пример с Open Clip Art Library, выбор общественного достояния в качестве лицензии годится только для совершенно отдельного шаблона, не используемого по умолчанию. Иначе все ваши новые документы окажутся в общественном достоянии ещё при вашей жизни, что, конечно, похвально, но вряд ли преднамеренно.

Ну и поскольку говоря о шаблонах, мы подразумеваем самые обычные документы SVG, в этих шаблонах может быть что угодно: заранее подготовленный фон, какие-то элементы дизайна и т.д. К примеру для скринкаста про новый виджет в GIMP я сделал шаблон документа размером 1280×720px (размер видеокадра), в котором отключил видимость рамок страницы, добавил виньетирование в фон, создал несколько слоёв с заранее прописанными говорящими именами и т.д. На основе этого шаблона была создана остальная графика в скринкасте.

Разумеется, с равным успехом такими шаблонами можно пользоваться для подготовки корпоративных материалов, брендинговых пакетов, дизайна веб-сайтов и т.д. и. т.п. Вы сами определяете, что находится в шаблонах.

Ну и наконец пара слов об удалении и переименовании шаблонов. Это пока что придётся делать через файловый менеджер. Пользователям Mac нужно будет вбить путь ~/.config/inkscape в Finder через меню ‘Go > Go to Folder…’ (⇧⌘G). Пользователи Linux могут вбить этот путь в адресную строку Nautilus или Dolphin. Ну а пользователям Windows придётся ввести страшненького вида строку %APPDATA%\Inkscape \templates в адресную строку Explorer.

Будущее

Существующая реализация работы с шаблонами не вполне очевидна, особенно если вы привыкли, скажем, к Adobe Illustrator, где тот же размер страницы указывается при создании нового документа. Ну и конечно не помешал бы более удобный интерфейс для просмотра и выбора шаблонов.

Вполне возможно, что это будет улучшено в одной из следующих версий программы. Некоторое время назад был написан проект диалога управления шаблонами, в котором можно было бы просматривать доступные шаблоны, а также создавать новые документы по некоторым правилам (например, туда можно было бы встроить уже имеющиеся расширения, создающие обложку книги или макет складывающейся коробки). Работа над этим диалогом была начата, но пока непонятно, к какой версии программы она будет завершена.

Если вас интересуют ещё какие-то не совсем очевидные моменты в работе с Inkscape, требующие схожих объяснений, просто оставьте комментарий здесь или

Редактировать, копировать и сохранять.

Учебник охватывает приёмы ориентирования на холсте и работе с документами. Он даёт начальное представление об инструментах рисующих формы , о выделении, о изменении форм , группировке, установке параметров заливки и обводки , выравнивании и распределении объектов. Если ищете более глубокие знания, смотрите другие учебники из меню «Справка».

Перемещение по холсту

Есть множество способов перемещаться по холсту. Попробуйте Ctrl+стрелки для перемещения при помощи клавиатуры (Попробуйте прямо сейчас Ctrl+стрелка вниз для смещения документа вниз). Вы также можете передвигаться по холсту , зажав его поверхность средней кнопкой мыши или при помощи ползунков (нажмите Ctrl+B (тут и далее все буквы в клавиатурных комбинациях - латинские), для того что бы показать или спрятать их). Колёсико прокрутки на мышке также работает для вертикального перемещения. Для горизонтального перемещения используйте Shift вместе с колёсиком.

Изменение масштаба

Простейший способ изменить масштаб - это нажать - или + (для увеличения работает и =). Также работает вариант Ctrl+средняя кнопка мыши или Ctrl+правая кнопка мыши - для увеличения , Shift+средняя или Shift+правая - для уменьшения, или колёсико мыши с нажатым Ctrl. Как вариант , вы можете выбрать масштаб увеличения в нижнем левом углу окна документа. Значение указанно в процентах, набрав нужное нажмите Enter. Ко всему прочему есть инструмент масштабирования (среди инструментов слева), который позволяет увеличивать только необходимую выделенную область.

Inkscape хранит историю масштабов , которые вы использовали при работе. Нажмите клавишу `, чтобы вернуться к предыдущему состоянию, или Shift+` для перехода к следующему.

Инструменты Inkscape

Панель с пиктограммами в левой части окна представляет инструменты Inkscape для рисования и редактирования. В верхней части окна, под меню , находится панель управления с основными командными кнопками, и чуть ниже - панель Настройки инструментов , содержащую параметры, специфичные для каждого инструмента. Строка состояния , что в самом низу окна, будет показывать полезные подсказки во время вашей работы.

Многие действия доступны с клавиатуры. Полный справочник по клавишам можно вызвать через «Справка > Клавиатура и Мышь».

Работа с документами

Для создания нового пустого документа используйте «Файл > Создать» или нажмите Ctrl+N. Чтобы открыть существующий SVG документ, используйте «Файл > Открыть» (Ctrl+O). Для сохранения используйте «Файл > Сохранить» (Ctrl+S) или «Сохранить как...» (Shift+Ctrl+S) для сохранения файла под другим именем. (Inkscape по прежнему может быть нестабильным в работе , так что запомните важное правило - СОХРАНЯТЬСЯ ПОЧАЩЕ!!!)

Inkscape использует SVG (Scalable Vector Graphics - Масштабируемая Векторная Графика) формат для своих файлов. SVG является открытым стандартом и широко используется в графических пакетах. SVG файлы базируются на XML и могут редактироваться любым текстовым или XML-редактором (отдельно от Inkscape). Помимо SVG Inkscape может работать и с другими форматами (EPS, PNG).

Для каждого документа Inkscape открывает новое окно. Вы можете переключаться между ними разными способами в зависимости от менеджера окон (например, нажав Alt+Tab для переключения между документами по кругу). Попробуйте сейчас создать несколько новых документов и попереключаться между ними для практики.

Создание фигур

Настало время фигур! Выберите синий прямоугольник в полоске слева (или нажмите F4). Наведите курсор мыши на документ (тут же или в новом созданном окне), нажмите клавишу мыши и переместите её курсор в сторонуs - вы получите прямоугольник:

Как видите, по умолчанию прямоугольник залит синим цветом, имеет чёрную обводку и частично прозрачен. Ниже вы увидите , как изменить эти параметры. Другими инструментами вы также можете создавать овалы, звёзды и спирали:

Рассмотренные инструменты называются инструментами фигур. Каждая созданная фигура имеет один и более белых прямоугольников управления (ручек); попробуйте потаскать их туда-сюда и обратите внимание на изменение фигуры (белые точки видны только когда выбран один из четырёх инструментов: синий квадрат , коричневый круг, жёлтая звёздочка или спираль). У панели настроек инструментов свой способ настройки фигуры. Управляющие элементы в ней влияют на выбранные в настоящий момент объекты (т.е. те, ручки которых видны), а также определяют параметры новых фигур.

Для отмены последнего действия действует комбинация Ctrl+Z. (Если вы изменили решение , можно вернуть отменённое действие, используя Shift+Ctrl+Z.)

Перемещение, изменение размера и вращение

Наиболее популярный инструмент в Inkscape - это Селектор. Выбрать его можно щёлчком по чёрной стрелке (либо нажатием F1 или пробела. Этим инструментом вы можете выбрать любой объект на холсте. Щёлкните квадрат, изображённый на иллюстрации ниже:

Вокруг объекта вы увидите восемь стрелок. Теперь вы можете:


  • Передвигать объект (с нажатым Ctrl перемещения ограничеваются двумя осями: горизонтальной и вертикальной).

  • Менять размер объекта, потянув за любую из стрелок (меняя размер с нажатым Ctrl , вы сохраните пропорции ориганала).
Щёлкните по прямоугольнику ещё раз. Направление стрелок изменится. Теперь вы можете:

  • Поворачивать объект, потянув за угловые стрелки. (с нажатым Ctrl объект будет поворачиваться шагами по 15 градусов. Сместив крестик, вы сместите центр вращения.)

  • Перекашивать (наклонять) объект, двигая неугловые стрелки. (с нажатым Ctrl перекашивание будет производиться с шагом в 15 градусов.)
В этом режиме (режиме выделения объектов) вы так же можете менять размеры и расположение выделения на холсте , используя поля вверху.

Inkscape - это очень популярный векторный графический редактор с открытым исходным кодом, который может работать как в операционной системе Linux, так и в Windows и MacOS. Отличие векторного графического редактора от растрового в том, что рисование выполняется не с помощью пикселей, а с помощью различных фигур и формул. Это дает определенные преимущества, например, изображение можно масштабировать без потери качества.

В этой статье мы рассмотрим как пользоваться Inkscape для рисования и обработки изображений. Поговорим про установку самой программы и использование фигур.

Это достаточно популярная программа, поэтому вы можете очень просто ее установить. В дистрибутивах Linux, векторный редактор Inkscape доступен из официальных репозиториев, например, для установки в Ubuntu необходимо выполнить команду:

sudo apt install inkscape

Для установки в системах Red Hat и CentOS выполните:

sudo yum install inkscape

Если вы хотите установить программу в Windows, то установочный файл можно скачать на официальном сайте. Кроме версии для Linux, Windows и MacOS, можно скачать исходный код и собрать программу самому. Когда установка будет завершена, вы можете найти программу в главном меню:

Как пользоваться Inkscape?

Теперь рассмотрим более подробно как пользоваться утилитой. Но начать необходимо с разбора интерфейса утилиты.

1. Интерфейс программы

Сразу после запуска программы вы увидите такое главное окно:

Интерфейс программы достаточно прост и выглядит намного понятнее, чем в том же Gimp. Его можно условно разделить на несколько областей:

  • Меню - находится в самом верху окна, с помощью него вы можете выбирать различные опции и параметры работы программы;
  • Панель инструментов - находится сразу под меню, здесь расположены часто используемые инструменты, к которым нужно иметь возможность легко получить доступ;
  • Инструменты рисования - панель с инструментами рисования находится в левой части окна и расположена вертикально;
  • Рабочая область - холст для рисования, расположенный в центре окна;
  • Инструменты действий - панель инструментов действий находится справа от рабочей области;
  • Нижняя панель и палитра - в самом низу окна расположена панель с несколькими инструментами для настройки параметров фигур и палитрой цветов.

Вам также часто придется использовать различные горячие клавиши для навигации по документу и выбора некоторых функций. Вот основные из них:

  • Ctrl+стрелка - для перемещения по листу. Также перемещаться можно с помощью колесика мышки по вертикали и с зажатой кнопкой Shift по горизонтали;
  • Клавиши + и - используются для масштабирования документа;
  • Ctrl+Z и Ctrl+Shift+Z используется для отмены и повтора последних действий соответственно;
  • Shift - выделить несколько фигур.

Черный прямоугольник в центре вашего холста - это область для рисования, вы можете изменить ее размер через меню "Файл" -> "Свойства документа" .

2. Создание фигур

Как я уже сказал все действия по рисованию изображения выполняются с помощью различных фигур. Выберите одну из доступных фигур на панели слева и кликните по области рабочего пространства, где необходимо вставить фигуру. Чтобы изменить ее размер потяните в указатель мыши в нужную сторону.

Каждая фигура имеет два параметра, которые влияют на ее оформление. Это заливка и обводка. Заливка определяет основной цвет фигуры, а обводка - цвет контура. Обводка и заливка настраиваются в окне, которое можно отрыть на панели инструментов:

На палитре Inkscape вы можете выбрать общий цвет для фигуры, а в окне настройки заливки отдельно цвет для заливки и обводки. Кроме однородного цвета можно использовать градинеты.

3. Группировка объектов

Для удобства перемещения и применения объектов векторный редактор Inkscape поддерживает объединение их в группы. Для этого отметьте несколько объектов с помощью кнопки Shift и в меню "Объект" выберите "Сгруппировать" . Теперь все выбранные объекты находятся в одной группе, вы можете их перемещать и применять операции ко всем ним сразу. Также для группировки можно использовать сочетание клавиш Ctrl+G.

Для расгруппировки используйте пункт разгруппировать. Или нажмите несколько раз клавишу Ctrl+U . В вопросе как пользоваться Inkscape более важна работа с формами и цветами фигур, рассмотрим это подробнее.

4. Действия над фигурами

Чтобы перемещать фигуру нужно использовать инструмент "Стрелка" . Также, когда активирован инструмент фигуры, например, "Прямоугольник" , вы можете изменить ее размер, углы и очертания с помощью белых квадратиков. Просто перетаскивайте их в нужную сторону.

С помощью инструмента "Стрелка" можно не только менять размер, но и переключать передний и задний план, отражать объекты и тонко настраивать их координаты. Обратите внимание, что когда вы меняете инструмент рисования, меняется панель инструментов, на ней отображаются возможности этого инструмента:

Инструмент "Редактировать углы" позволяет различным образом изменить углы и очертания объекта:

Инструмент "Корректировать объекты раскрашиванием или лепкой" позволяет изменить цвет и очертания объектов, например, вы можете сделать их вогнутыми, перемещать в различных направлениях, уменьшать и увеличивать, вращать и даже дублировать объекты. Для применения действий необходимо чтобы объект был выделен.

Инструмент "Измеритель" позволяет изменять длины и углы различных геометрических объектов:

5. Фильтры

С помощью фильтров можно применить различные эффекты к объектам. Все доступные эффекты рассортированы по категориям и доступны из меню "Фильтры" . Среди эффектов есть различные текстуры, изменение дизайна, и многое другое:

6. Сохранение результата

Поскольку в этой статье мы ставим перед собой задачу рассказать об Inkscape для начинающих, разберем как сохранить изображение. Поскольку это векторные изображения, здесь будет использоваться специальный формат - svg. Чтобы сохранить готовое изображение откройте меню "Файл" и выберите "Сохранить" , затем выберите расположение файла: