Чем отличается информатика информационных технологий. Информатика и информационные технологии. Дисциплина информационных технологий


Информатика как наука занимается изучением информационных процессов и методов их автоматизации на основе программно-аппаратных средств вычислительной техники и средств связи. Исторически информатика изучала научную информацию
и способы ее структуризации, систематизации, хранения и распространения. Появление средств вычислительной техники позволило автоматизировать часть указанных операций. Дальнейшее изучение процессов возникновения, накопления информации, ее структуризации, передачи, обработки и представления потребовало создания специального аппарата, позволяющего описывать, анализировать и систематизировать различные фазы информационных процессов. Так возник аппарат информационного моделирования. Наличие частных моделей информационных процессов позволило целенаправленно использовать средства вычислительной техники и связи, которые, в свою очередь, со- вершенствовamp;лись для большего удовлетворения потребностей информатики. Начиная с 1980-х гг. различные фазы преобразования информации стали рассматриваться как единый информационный процесс, направленный на удовлетворение информационных потребностей человечества. В этом проявился выход информатики на глобальный уровень, позволяющий говорить о том, что человечество осознало информацию как ресурс развития общества, а информатику как науку, развитие которой позволит обеспечить полное использование этого ресурса. С информатикой связывают решение принципиально новых проблем человечества: создание информационной модели мира; расширение творческого аспекта деятельности человека; переход к безбумажной информатике; доступность информационного ресурса каждому члену общества .
В настоящее время информатика приобрела многоаспектный характер. В ней соединены глобальность и конкретность применения, методы формализации и физической реализации.
При моделировании информационного процесса и его фаз выделяют три уровня:
  • концептуальный, на котором описываются содержание и структура предметной области;
  • логический, на котором проводится формализация модели;
  • физический, определяющий способ реализации информационной модели в техническом устройстве.
Трехуровневый подход может быть целесообразен и при изучении информатики . При таком подходе можно выделить следующие уровни информатики: физический, логический и прикладной (или пользовательский).
На физическом уровне информатика изучает аппаратно-программные средства вычислительной техники и средства связи, которые как бы составляют ее фундамент и позволяют физически реализовывать ее логический и прикладной уровни.
На логическом уровне информатики изучается технология переработки информационного ресурса с целью получения новой информации на базе средств вычислительной техники и средств связи. Следовательно, логический уровень - это информационная технология.
Наконец, третий, прикладной уровень информатики характерен изучением вопросов использования информационной технологии при создании и эксплуатации систем, в которых преобладающими процессами являются информационные.
Таким образом, предметом изучения курса "Информационные системы и технологии в экономике" являются логический и прикладной уровни информатики. Физический же уровень изучается в курсе "Информатика", который посвящен аппаратным средствам электронной вычислительной техники и базовому программному обеспечению.
Информационная технология (ИТ) имеет свою цель, методы и средства реализации. Кратко их содержание состоит в следующем.
Целью информационной технологии является создание из информационного ресурса качественного информационного продукта, удовлетворяющего требованиям пользователя.
Методами ИТ являются методы обработки и передачи данных. Средства ИТ - это математические, программные, информационные, технические и другие средства.
При таком определении целей, методов и средств под информационной технологией будем понимать целостную техническую систему, обеспечивающую целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той социальной среды, где развивается информационная технология .
Практическое приложение методов и средств обработки данных может быть различным, поэтому целесообразно выделить глобальную, базовые и конкретные информационные технологии.
Глобальная информационная технология включает модели, методы и средства, формализующие информационные ресурсы общества и позволяющие их использовать. Базовая информационная технология предназначена для определенной области применения - производство, научные исследования, обучение и т.д.
Конкретные информационные технологии реализуют обработку
данных при решении функциональных задач пользователей, например задачи учета, планирования, анализа.
Вопросы для самопроверки
  1. Определите понятие технология и ее аспекты.
  2. Что послужило причиной возникновения понятия информационная технология?
  3. Какие достижения человечества обусловили появление автоматизированных информационных технологий?
  4. Дайте определение понятия информация. В чем состоят ее особенности?
  5. Что такое информационная система?
  6. Объясните содержание синтаксического, семантического, прагматического аспектов информации.
  7. Как классифицируется информация?
  8. Чем отличается экономическая информация и ее структурная единица - показатель!
  9. Дайте статистическое определение меры информации.
  10. Напишите и объясните формулу Хартли для определения количества информации.
  11. В чем заключаются общность и отличие единиц измерения информации: бит, дит, нат!
  12. Что такое собственная информация и каковы ее свойства?
  13. Объясните семантический подход к измерению количества информации.
  14. В чем заключается прагматический подход к измерению количества информации?
  15. В каких случаях применяется структурный подход к измерению количества информации?
  16. Для чего необходимо преобразовывать информацию в данные и обратно?

На этой страничке мы поговорим на такие темы, как: Базовые понятия информатики , , Классификация информации .

Информационные технологии определение.

Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — наука непосредственно связанная с вычислительной техникой. Занимается изучением технологий управления и обработки данных, как с применением персонального компьютера, так и без применения вычислительной техники. В наше время очень сложно представить мир без Информационные технологии , компьютеров и других автоматизированных систем.

Сегодня, чаще понятие Информационные технологии , воспринимается как «Компьютерные технологии». Как правило, Информационные технологии непосредственно связаны с компьютером и программным обеспечением для передачи, хранения, обработки, редактирования и защиты информации .

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, Информационные технологии (ИТ) — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин которые изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации, вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Базовые понятия информатики.

Информатика: дисциплина, основанная на использование компьютерной техники, изучающая структуру, общие свойства информации и все информационные процессы (information automatique ).

Базовыми понятиями информатики и информационных технологий являются:

Информация — происходит от слова information , сведенья, данных. Информация в понимание компьютера, это последовательность символов, несущая смысловую нагрузку, и представленная в понятном компьютеру виде.

Информационные процессы — действия, осуществляемые с информацией:

  • Сбор.
  • Получение.
  • Хранение.
  • Обработка.
  • Передача.

Технология — происходит от латинского (techne ): искусство, умение, мастерство. Технология, это определенная совокупность действий, направленная на достижение поставленной цели.

Информационные технологии — совокупность программных, технических, документальных средств, для выполнения информационных процессов.

Информационная система — упорядоченная совокупность документированной информации, отвечающая определенным принципам (достоверность, точность, структурированность). Типичным примером информационной системы является база данных. Также в состав информационной системы входят: локальные сети, базы данных, глобальные сети и т.д.

Информационный ресурс — совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации. Типичным примером информационного ресурса является веб-сайт.

Классификация информации.

Любая классификация всегда относительна. Один и тот же объект может быть классифицирован по разным признакам или критериям. Часто встречаются ситуации, когда в зависимости от условий внешней среды объект может быть отнесен к разным классификационным группировкам. Эти рассуждения особенно актуальны при классификации видов информации , так как она часто может быть использована в разных условиях, разными потребителями, для разных целей.

Информацию можно классифицировать по нескольким признакам. По способу получения и передачи информация классифицируется на: визуальная (зрительная), аудиальная (звуковая), тактильная (ощущаемая), органолептическая (вкусовая). По способу представления и обработки информация классифицируется на: аналоговую (обычная телефонная линия) и дискретную (цифровая). По технологии обработки в компьютере информацию можно классифицироваться на: символьную, числовую, мультимедийную и графическую

На этом данную статью я заканчиваю, надеюсь, вы полностью разобрались с темами: Базовые понятия информатики , Информационные технологии определение , Классификация информации .

Информация и информационные технологии. Сферы применения

Информация (от лат. informatio - разъяснение, изложение) - первоначально означала сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом с помощью условных сигналов, технических средств и т. д. Информация повышает уровень осведомленности человека об окружающем мире,

С середины XX в. информация - общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму, одно из основных понятий кибернетики.

Слово «информация» переводится на русский язык как сведения или сообщения. Эти сведения могут передаваться и фиксироваться в виде данных последовательностью различных символов, например букв русского и других алфавитов, цифр, знаков пунктуации, арифметических действий и др. Вместе с тем известно, что любые сообщения можно передавать и фиксировать путем их кодирования с использованием только двух символов, например точки и тире в азбуке Морзе, нуля и единицы в ЭВМ.

Физическая среда, в которой может фиксироваться или накапливаться информация для последующего прочтения, анализа и обработки, называется носителем информации.

Виды информации:

  • 1) по способу восприятия: визуальная, аудиальная, тактильная, обонятельная, вкусовая;
  • 2) по форме представления: текстовая, числовая, графическая;
  • 3) по общественному значению: массовая, обыденная, общественно-политическая, эстетическая;
  • 4) специальная, научная, производственная, личная.

Информация является первичным понятием. Можно утверждать, что это понятие предполагает наличие материального носителя информации, источника информации, передатчика информации, приемника и канала связи между источником и приемником. Особенность этого понятия в том, что оно используется во всех без исключения сферах: в философии, естественных и гуманитарных науках, биологии, медицине и физиологии, психологии человека и животных, социологии, искусстве, в технике и экономике, в повседневной жизни. Поэтому конкретное толкование элементов, связанных с понятием «информация», зависит от метода конкретной науки, цели исследования или просто от наших житейских представлений.

Рассуждая о количестве (много информации, мало информации), мы не можем сказать, каков объем (или количество) полученной информации. С точки зрения компьютера ответ прост: один бит (да или нет, 1 или 0). Но человек не компьютер, и для него объем полученной информации связан с «коэффициентом неожиданности», который, в свою очередь, зависит от предварительных знаний человека. Объем полученной информации изменяется в зависимости от вероятности события, которое тоже зависит от множества факторов.

Данные - см. раздел 1.2.

Различие понятий «информация» и «данные» в том, что с информацией имеет дело человек, которого интересует ее содержание, смысл, а с данными имеет дело, как правило, техническая система, которая их обрабатывает безотносительно к содержанию, смыслу. Информация кодируется с помощью данных.

Человек перерабатывает информацию минимум на трех уровнях: на физиологическом уровне (с помощью органов чувств), на уровне рационального мышления, на уровне подсознания. Процесс переработки крайне сложен, он зависит от жизненного опыта человека, от эрудиции, от профессии, от заинтересованности в тех или иных сведениях и др.

Особая проблема - процесс выработки человеком новой информации (научной или художественной). Новая информация полезна не только для общего развития, она помогает понять, как соотносятся между собой процессы обработки информации человеком и компьютером и как сам человек связан с мировым информационным пространством. В процессе получения новой информации речь уже идет о получении знаний.

Знания - см. раздел 1.2. Знания бывают эмпирические, теоретические, житейские, донаучные, научные и др. (см. также главу 6).

Информационный процесс - процесс, в результате которого осуществляется прием, передача, преобразование, защита, поиск, хранение и использование информации. Информационные процессы: поиск, сбор, хранение, обработка, передача, использование, защита информации.

Технология - это комплекс научных и инженерных знаний, воплощающихся в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способов их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям или стандартам.

Информационная технология - см. раздел 1.2.

Цель информационной технологии - производство информации для ее анализа и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

В современном обществе основным техническим средством обработки информации служит персональный компьютер. Внедрение ПК в информационную сферу и использование телекоммуникаций определили новый этап развития информационной технологии, которая с этого момента получает наименования «новая», «компьютерная». Определение «новая» подчеркивает ее радикально новаторский, а не эволюционный характер. Внедрение ее существенно изменяет содержание различных видов деятельности в учреждениях и организациях. В сферу новой информационной технологии включены также коммуникационные технологии, обеспечивающие передачу информации различными средствами, такими как телефон, телеграф, телевидение, факс и др. Определение «компьютерная» подчеркивает, что основным техническим средством ее реализации является компьютер. Сушествует три основных принципа компьютерной информационной технологии:

  • интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;
  • интеграция с другими программными продуктами;
  • гибкое изменение данных и поставленных задач.

Технологический процесс материального производства реализуют с помощью различных технических средств: оборудования, станков, инструментов, конвейерных линий и т. д. По аналогии в информационной технологии в роли технических средств производства информации выступает аппаратное, программное и математическое обеспечение этого процесса. С их участием первичная информация перерабатывается в информацию нового качества.

Инструментарием информационной технологии является совокупность программных продуктов, которые применяются для достижения поставленной пользователем цели. Все известные программные продукты общего назначения (текстовый процессор, настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных и др.) можно отнести к инструментарию.

К наиболее распространенным относятся следующие информационные технологии:

Информационные технологии находят широкое применение

в различных сферах человеческой деятельности. Часто они используются в автоматизированных информационных системах.

Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, участвующих в обработке данных.

Информационные системы бывают разомкнутые и замкнутые.

В разомкнутой информационной системе получаемая потребителем информация используется свободно. В замкнутой информационной системе существует тесная связь информации с ее структурами и потребителем.

Структура любой информационной системы состоит из совокупности обеспечивающих и функциональных подсистем. К обеспечивающим подсистемам относятся:

  • 1) техническое обеспечение;
  • 2) математическое обеспечение;
  • 3) программное обеспечение;
  • 4) информационное обеспечение;
  • 5) правовое, организационное и другое обеспечение.

Наличие функциональных подсистем зависит от целевого

назначения системы. В настоящее время широко распространены автоматизированные информациолнные системы.

Примеры реализации автоматизированных систем.

АСУ - автоматизированные системы управления - комплекс технических и программных средств, которые во взаимодействии с человеком организуют управление объектами в производстве или общественной сфере. Например, АСУ-ВУЗ и т. д.

АСУТП - автоматизированные системы управления технологическими процессами. Например, управление работой станка с числовым программным управлением (ЧПУ), процессом запуска космического корабля и т. д.

АСНИ - автоматизированные системы научных исследований - программно-аппаратный комплекс, в котором научные приборы сопряжены с компьютером, вводят в него данные измерений автоматически, а компьютер производит обработку этих данных и представление их в наиболее удобной для исследователя форме.

АОС - автоматизированные обучающие системы. Помогают учащимся осваивать новый материал, производить контроль знаний, преподавателям - готовить учебные материалы и т. п.

САПР - системы автоматического проектирования - программно-аппаратный комплекс, который во взаимодействии с человеком (конструктором, инженером, архитектором и др.) позволяет максимально эффективно проектировать механизмы, здания, узлы сложных агрегатов и др.

Широко распространены диагностические системы в медицине, системы организации продажи билетов, ведения бухгалтерско-финансовой деятельности, редакционно-издательской деятельности и др.

Процесс перехода индустриального общества к информационному обществу начался во 2-й половине XX в. и получил название «информатизация», т. е. процесс создания, развития и всеобщего применения средств и технологий, обеспечивающих достижение и поддержание уровня информированности всех членов общества. Информатизация при этом становится стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике. Информационное общество должно иметь высокоразвитую информационную среду, которая включает деятельность человека по созданию, переработке, передаче и накоплению информации.

Основные характеристики информационного общества:

  • 1. 80 % работающих занято в сфере производства, хранения, переработки, обмена, продажи информации и информационных услуг.
  • 2. Любому члену общества обеспечивается доступ к необходимой ему информации в соответствии с законодательством.
  • 3. Информация - важнейший стратегический ресурс, занимающий ключевое место в экономике, образовании, культуре, т. е. во всех сферах.

Информационное общество - это общество структуры, техническая база и человеческий потенциал которого приспособлены для оптимального превращения знаний в информационный ресурс и переработки последнего с целью перевода пассивных форм в активные. В информационном обществе большинство работающих людей заняты производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информации.

Информатика – это наука и учебная дисциплина о закономерностях работы с информацией, методах ее преобразования, хранения и передачи средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.

Информатика изучает свойства, структуру и функции информационных систем, а также происходящие в них информационные процессы.

Информационная система – это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации для достижения цели управления. Информационный процесс – это процесс, в результате которого осуществляется восприятие, накопление, хранение, поиск, обработка и распространение информации.

Дисциплина «Информатика» в ВУЗе имеет целью ознакомить студентов с основами современных информационных технологий и тенденциями их развития. С этой точки зрения «Информатика» служит базой для специализированных дисциплин, направленных на изучение современных информационных технологий в областях будущей профессиональной деятельности.

Из определения информатики также видно, что информатика очень близка к технологии, поэтому ее предмет нередко называют информационной технологией. Информационная технология (ИТ) – совокупность методов и программно-технических средств, обеспечивающая сбор, обработку, хранение, распределение и отображение данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Цель ИТ – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Предмет информатики составляют следующие понятия:

    аппаратное обеспечение средств вычислительной техники;

    программное обеспечение средств вычислительной техники;

    средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;

    средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами.

Как видно из этого списка, в информатике особое внимание уделяется вопросам взаимодействия. Для этого даже есть специальное понятие – интерфейс. Методы и средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами называют пользовательским интерфейсом. Соответственно, существуют аппаратные интерфейсы, программные интерфейсы и аппаратно-программные интерфейсы.

Основной задачей информатики является систематизация приемов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники. Цель систематизации состоит в выделении, внедрении и развитии передовых, наиболее эффективных технологий, в автоматизации этапов работы с данными, а также в методическом обеспечении новых технологических исследований.

Информатика как наука объединяет группу дисциплин, занимающихся изучением различных аспектов свойств информации в информационных процессах, а также применением алгоритмических, математических и программных средств для ее обработки с помощью компьютеров.

    Информатика – практическая наука . Ее достижения должны проходить подтверждение практикой и приниматься в тех случаях, когда они соответствуют критерию повышения эффективности.

В информатике все жестко ориентировано на эффективность. Вопрос, как сделать ту или иную операцию, для информатики является важным, но не основным. Основным же является вопрос, как сделать данную операцию эффективно.

Информатика как индустрия – это инфраструктурная отрасль народного хозяйства, обеспечивающая все другие отрасли необходимыми информационными ресурсами. Индустрия информатики включает в себя предприятия, производящие вычислительную технику и ее элементы; вычислительные центры различного типа и назначения; осуществляющие производство программных средств и проектирование информационных систем; организации, накапливающие, распространяющие и обслуживающие фонды алгоритмов и программ; станции обслуживания вычислительной техники.

Сигнал (от латинского signum - знак) представляет собой любой процесс, несущий информацию.

Сообщение - это информация, представленная в определенной форме и предназначенная для передачи.

Данные - это информация, представленная в формализованном виде и предназначенная для обработки ее техническими средствами, например, ЭВМ.

Технологии, опишем составные части «ядра» современной информатики. Каждая из этих частей может рассматриваться как относительно самостоятельная научная дисциплина; взаимоотношения между ними примерно такие же, как между алгеброй, геометрией и математическим анализом в классической математике - все они хоть и самостоятельные дисциплины, но, несомненно, части одной науки.

Теоретическая информатика - часть информатики, включающая ряд математических разделов. Она опирается на математическую логику и включает такие разделы как теория алгоритмов и автоматов, теория информации и теория кодирования, теория формальных языков и грамматик, исследование операций и другие. Этот раздел информатики использует математические методы для общего изучения процессов обработки информации.

Вычислительная техника - раздел, в котором разрабатываются общие принципы построения вычислительных систем. Речь идет не о технических деталях и электронных схемах (это лежит за пределами информатики как таковой), а о принципиальных решениях на уровне, так называемой, архитектуры вычислительных (компьютерных) систем, определяющей состав, назначение, функциональные возможности и принципы взаимодействия устройств. Примеры принципиальных, ставших классическими решений в этой области - неймановская архитектура компьютеров первых поколений, шинная архитектура ЭВМ старших поколений, архитектура параллельной (многопроцессорной) обработки информации.

Программирование - деятельность, связанная с разработкой систем программного обеспечения. Здесь отметим лишь основные разделы современного программирования: создание системного программного обеспечения и создание прикладного программного обеспечения. Среди системного - разработка новых языков программирования и компиляторов к ним, разработка интерфейсных систем (пример - общеизвестная операционная оболочка и система Windows). Среди прикладного программного обеспечения общего назначения самые популярные - система обработки текстов, электронные таблицы (табличные процессоры), системы управления базами данных. В каждой области предметных приложений информатики существует множество специализированных прикладных программ более узкого назначения.

Информационные системы - раздел информатики, связанный с решением вопросов по анализу потоков информации в различных сложных системах, их оптимизации, структурировании, принципах хранения и поиска информации. Информационно-справочные системы, информационно-поисковые системы, гигантские современные глобальные системы хранения и поиска информации (включая широко известный Internet) в последнее десятилетие XX века привлекают внимание все большего круга пользователей. Без теоретического обоснования принципиальных решений в океане информации можно просто захлебнуться. Известным примером решения проблемы на глобальном уровне может служить гипертекстовая поисковая система WWW, а на значительно более низком уровне - справочная система, к услугам которой мы прибегаем, набрав телефонный номер 09".

Искусственный интеллект - область информатики, в которой решаются сложнейшие проблемы, находящиеся на пересечении с психологией, физиологией, лингвистикой и другими науками. Как научить компьютер мыслить подобно человеку? - Поскольку мы далеко не все знаем о том, как мыслит человек, исследования по искусственному интеллекту, несмотря на полувековую историю, все еще не привели к решению ряда принципиальных проблем. Основные направления разработок, относящихся к этой области - моделирование рассуждений, компьютерная лингвистика, машинный перевод, создание экспертных систем, распознавание образов и другие.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

С. Г. Фадюшин

ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Владивосток

2012
УДК 681.3
Фадюшин С. Г. Информатика и информационные технологии: Уч. пособие. Владивосток: ДВФУ, 2012. 150 с.

Излагаются основные сведения по информатике и информационным технологиям. Приводятся практические примеры использования информационных технологий. Изложение иллюстрируется рисунками, листингами фрагментов программ на языке VBA, выдержками из нормативно-правовых документов.

Предназначено для студентов гуманитарных специальностей, изучающих информатику и информационные технологии и будет полезно для студентов других специальностей.

Ил. 17, табл. 11, библиогр. 28 назв.
ОТ АВТОРА
Информация  это сведения и знания об окружающем нас мире, динамическая виртуальная сущность, отражающая этот мир в сознании человека в виде сигналов и знаков, а потому часто проявляющаяся в форме мысли. Информация – вспышка света, озаряющая наше сознание светом из космоса, освещающая наш путь в блужданиях по лабиринтам мироздания и собственной души.

В настоящее время, в век компьютерных и информационных технологий, информация нужна как воздух, вода и пища. Если в предыдущие века человек имел дело только с «ручейками» информации, то теперь его окружают бездонные «моря» разнообразных сведений и знаний, способные поглотить необразованного специалиста в своих пучинах. Легко преодолеть ручей. Но чтобы переплыть море, нужны корабли и навигационные карты, нужна наука о кораблях и кораблевождении. «Информатика»  это наука о навигации в «Тихом океане» информации, а электронные вычислительные машины  океанские лайнеры, покоряющие информационные просторы. «Информационные технологии»  процесс обработки информации, наука о том, как использовать отдельные островки информации в качестве навигационных ориентиров для того, чтобы точно и в срок прибыть в порт назначения.

Ко всему современный специалист должен быть не только грамотным пользователем компьютерной техники, но и человеком культурным во всех отношениях. Ему придётся налаживать работу компьютерной системы производственной организации, обучать персонал безопасным приёмам работы за компьютером, а если потребуется – отвечать по закону за правонарушения в сфере информационных технологий.

Однако многолетний опыт преподавания автором информатики и информационных технологий различным категориям учащихся позволил выявить общую негативную закономерность: слабую культурную подготовку и нежелание заниматься ей у большинства обучаемых. Простой вопрос «Зачем нужны зацепки на клавишах клавиатуры с буквами “А” и “О”?» порой вызывает затруднения с ответом даже у опытного пользователя, знакомого с языками программирования высокого уровня. К сожалению, культурная подготовка при работе на компьютере не включена в учебные планы по информатике. Вот почему в учебном пособии большое внимание уделяется вопросам информационно-компьютерной этики, санитарным правилам и нормам при работе за компьютером , законодательной и нормативно-правовой базе, всему, что в совокупности определяет понятие информационно-компьютерная культура.

Одной из слагаемых информационно-компьютерной культуры является умение читать и составлять компьютерные программы. Должен ли современный человек не программист по специальности (менеджер, социальный работник, психолог…) уметь составлять компьютерные программы для решения задач, которые ставит перед ним практика? Этот вопрос, зародившись ещё в ту пору, когда появились первые программируемые микрокалькуляторы, остаётся актуальным и в настоящее время. Для современного специалиста владение хотя бы одним языком программирования – это не только производственная необходимость, но и часть его культурного развития как человека.

Компьютерные языки программирования необходимы для общения и передачи информации. Их знание и владение ими требуются современному человеку, как знание обычных языков: русского, английского…, как знание языка музыки – нот. И, конечно же, общение на языке программирования невозможно без компьютера. Современный персональный компьютер – «скрипка», на которой искусный программист, как профессиональный музыкант, создаёт свои мелодии-программы.

В этой связи интересно отметить, что первым персональным компьютером считается машина под названием «Альтаир-8800». Её разработала в 1974 году небольшая фирма Micro Instrumentation and Telemetry System (MITS), расположенная в городе Альбукерке, которую возглавлял отставной офицер ВВС США энтузиаст электроники Эдвард Робертс. По современным понятиям это была довольно примитивная машина. Собранная на процессоре Intel 8080, с объёмом памяти 256 байт, она не имела ни клавиатуры, ни экрана. Данные вводились в двоичном коде с помощью выключателей, результаты (в двоичном коде) считывались по мигающим лампочкам. Однако эта машина имела огромный коммерческий успех,  настолько людям хотелось иметь собственную вычислительную машину и заниматься программированием. В качестве языка программирования в этой вычислительной машине использовался Basic.

Разработка прикладных программ для компьютерного моделирования различных процессов в социальной сфере, в экономике и других сферах человеческой деятельности  очень трудоемкий процесс, его невозможно осилить без знания современных интегрированных сред разработки приложений таких как, например, Visual Basic (VB). В настоящем пособии даны элементы языка программирования Visual Basic и одной из разновидностей этого языка Visual Basic for Applications (VBA) изложены основные принципы программирования с использованием методов и событий.

При написании рукописи автор не стремился рассматривать те вопросы, которые изучаются в школе по дисциплине «Информатика». Предполагается, что читатель должен иметь начальную подготовку по информатике и уметь запускать и настраивать нужные программы.

Кроме того, в небольшой по объёму учебно-методической работе невозможно рассмотреть все известные на сегодняшний день прикладные программы, такие как текстовые редакторы, табличные процессоры, системы управления базами данных. Поэтому при использовании учебного пособия необходимо учитывать стремительные темпы развития и совершенствования информационных технологий, электронных вычислительных машин и программного обеспечения для них.

Таким образом, ускорить решение многих задач социальной сферы так, чтобы идти в ногу со временем , всегда находясь на гребне волны, можно, лишь научив современного специалиста использовать информационные технологии, разрабатывать алгоритмы и программы для решения различных задач, которые ставить практика, используя при этом вычислительную технику и свой творческий потенциал.


ВВЕДЕНИЕ
Информатика (в США computer science  компьютерная наука; в Великобритании computing science  вычислительная наука)  наука о способах получения, накоплении, хранении, преобразовании, передаче и использовании информации с помощью компьютера 1 .

Термин «информатика» был впервые введён в Германии Карлом Штейнбухом в 1957 году. В советской научно-технической литературе термин «информатика» был введён в 1968 году А. И. Михайловым, А. И. Черным и Р. С. Гиляревским. В начальный период информатика развивалась в составе математики, электроники и других технических наук и лишь в 1970-х годах была признана отдельной наукой. С момента своего признания отдельной наукой информатика разработала собственные методы и терминологию, основные из которых предстоит рассмотреть при изучении данного курса.

В учебных заведениях СССР учебная дисциплина «Информатика» появилась в 1985 году одновременно с первым учебником А. П. Ершова «Основы информатики и вычислительной техники».

С появлением дисциплины «Информатика» появилось, связанное с ней понятие и, соответственно, дисциплина «Информационные технологии ».

Информационные технологии это процесс обработки информации (приём, хранение, получение информации нового качества) с помощью компьютера.

Дисциплины «Информатика» и «Информационные технологии» имеют цель привить слушателям профессиональные навыки по использованию персональных электронных вычислительных машин (ПЭВМ) для обеспечения производственной деятельности при решении задач, которые ставит перед специалистом практика.

Знания, умения и полученные в ходе изучения этих дисциплин навыки должны быть достаточны для того, чтобы грамотно эксплуатировать ПЭВМ, уметь пользоваться представляемой компьютером информацией, а кроме того уметь решать с помощью компьютера задачи по специальным дисциплинам, которые изучаются на старших курсах университета.

Обучающиеся, проходящие подготовку по программе настоящего курса, должны иметь опыт работы с ПЭВМ и прикладными программами Microsoft Word, Microsoft Excel, а также должны быть знакомы со стандартными компьютерными интерфейсами и уметь работать с такими элементами как окна, меню и т. д. в объёме школьного курса.

При работе на компьютере пользователь ПЭВМ контактирует с опасными и вредными производственными факторами (умственное перенапряжение, сенсорные нагрузки, напряжение зрения, напряжение внимания, большой объём информации, обрабатываемый в единицу времени), которые могут оказаться опасными для человека. Поэтому, работая на компьютере необходимо знать и строго соблюдать правила техники безопасности (прил. 1), санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (прил. 2), комплексы специальных упражнений для снижения утомления зрительного анализатора (прил. 3).

Учебные программы по дисциплинам «Информатика» и «Информационные технологии (по различным сферам знаний)» включает в себя следующий минимальный перечень тем и вопросов:

1. Введение в информатику:


  • правила техники безопасности и правила пожарной безопасности при эксплуатации компьютерной системы;

  • санитарные правила и нормы при работе за компьютером и организации такой работы;

  • отработка нормированных приёмов и правил работы на клавиатуре компьютера.
2. Устройство компьютера:

  • этапы развития (поколения) вычислительной техники;

  • принципы устройства и работы компьютера ;

  • основные блоки и элементы компьютера;

  • типы вычислительных машин;

  • периферийные устройства.
3. Информация:

  • информация с точки зрения естественнонаучных дисциплин, теории информации и права;

  • информация и энтропия;

  • расчёт количества информации;

  • кодирование информации;

  • классификация информации.
4. Программное обеспечение компьютерных систем:

  • классификация программного обеспечения;

  • BIOS;

  • интегрированные операционные системы (Windows);

  • программы-приложения (Microsoft Office);

  • пакеты прикладных программ;
5. Электронные текстовые технологии:

  • составление документации на русском и английском языках с использованием текстовых редакторов;

  • стандарты предприятий и общие требования к оформлению текстовых и графических документов;

  • повышение информационной насыщенности текстового документа.
6. Технологии с использованием табличных процессоров:

  • составление рабочих документов (рабочих листов);

  • составление связанных документов;

  • использование мастера функций;

  • создание диаграмм;
7. Электронные графические технологии:

  • растровая графика;

  • векторная графика;

  • графические редакторы.
8. Базы данных и системы управления базами данных:

  • базы данных;

  • системы управления базами данных;
9. Основы программирования:

  • классификация языков программирования;

  • этапы программирования;

  • математические модели и алгоритмы;

  • среда программирования VB и VBA;

  • язык HTML и создание Web-страниц.
10. Компьютерные сети:

  • понятие локальной и глобальной вычислительной сети;

  • сетевые топологии;

  • сетевые устройства и средства коммуникаций;

  • среда передачи данных;

  • Интернет.
11. Язык разметки гипертекста HTML:

  • основные понятия;

  • создание Web-страниц.
12. Перспективы развития информационных технологий и вычислительной техники:

  • ГИС-технологии;

  • совершенствование элементной базы компьютеров;

  • совершенствование устройств ввода и вывода информации;

  • совершенствование периферийных устройств.
Основной задачей информатики и информационных технологий является систематизация приемов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники для того, чтобы эффективно обрабатывать информацию и использовать её в производственной деятельности. Цель систематизации состоит в выделении, внедрении и развитии передовых, наиболее эффективных информационных технологий, в автоматизации этапов работы с информацией, а также в методическом обеспечении новых исследований в области информатики и информационных технологий.
1. ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНАЯ КУЛЬТУРА
1.1. Компьютерная этика
Компьютерная этика занимается исследованием поведения людей, использующих в работе и в быту компьютер , на основе чего вырабатываются соответствующие нравственные предписания и нормы этики. Выражение «компьютерная этика» следует считать условным, т. к. эта дисциплина очень молода (появилась на рубеже 70-х  80-х гг. XX столетия) и пока ещё не имеет устоявшихся понятий. Поэтому наряду с термином «компьютерная этика» также употребляется такой термин, как «информационная этика».

Компьютерная этика включает в себя технические, моральные, юридические, социальные, политические и философские вопросы, к которым в частности относятся:


  • разработка моральных кодексов для профессионалов и пользователей компьютерной техники;

  • защита прав собственности, авторских прав, права на личную жизнь и свободу слова применительно к области информационных технологий;

  • борьба с компьютерными преступлениями, т. е. законодательные и нормативно-правовые вопросы.
Первый моральный кодекс компьютерной этики был разработан в США в 1979 году. Позднее, там же, были разработаны и приняты кодексы во многих организациях, связанных со сферой информационных технологий, таких как «Ассоциация разработчиков компьютерных технологий» (ACM), «Ассоциация менеджеров информационных технологий» (DPMA), «Ассоциация пользователей информационных технологий в США» (ITAA), «Ассоциация сертифицированных компьютерных профессионалов» (ICCP).

Основные положения кодекса по компьютерной этике гласят:

1. Не использовать компьютер с целью навредить другим людям.

2. Не создавать помех и не вмешиваться в работу пользователей компьютерных сетей.

3. Не пользоваться файлами, которые не предназначены для свободного использования.

4. Не использовать компьютер для хищения.

5. Не использовать компьютер для распространения заведомо ложной информации.

6. Не использовать «пиратское» программное обеспечение.

7. Не присваивать себе чужую интеллектуальную собственность.

8. Не использовать компьютерное оборудование или сетевые ресурсы без разрешения того, кто им владеет, или соответствующей компенсации.

9. Думать о возможных общественных последствиях создаваемых программ и разрабатываемых информационных систем.

10. Использовать компьютер с самоограничениями, которые показывают Вашу предупредительность и уважение к другим людям.
1.2. Законодательная и нормативно-правовая база
Основу законодательного и нормативно-правового обеспечения информатики и информационных технологий в РФ составляют следующие официальные документы 2:

1. Федеральные законы:


  • «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ;

  • «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ;

  • «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2011);
2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 N Пр-1895).

3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212).

4. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество» (2011 – 2020 годы) (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 № 1815-р).

5. ТОИ Р-45-084-01. Типовая инструкция по охране труда при работе на персональном компьютере (утв. Приказом Минсвязи РФ от 02.07.2001 № 162).

6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003).

7. Статьи УК РФ по преступлениям в сфере компьютерной информации:


  • Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации;

  • Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ;

  • Статья 274. Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей.
К основным международным законодательным актам, связанным с информатикой и информационными технологиями, относятся:

1. Декларация о европейской политике в области новых информационных технологий (принята в г. Будапеште 06.05.1999 - 07.05.1999 на 104-ой сессии Комитета министров Совета Европы).

2. Окинавская хартия глобального информационного общества (принята на о. Окинава 22.07.2000).

3. Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации (заключено в г. Минске 01.06.2001).

4. Совместное заявление стран СНГ по развитию информационного общества (Санкт-Петербургская декларация) (принято на заседании Координационного Совета государств-участников СНГ по информатизации при РСС 1 июля 2003 г. в г. Санкт-Петербурге, Россия).

5. Хартия о сохранении цифрового наследия (принята на 32-й Генеральной конференции ЮНЕСКО Париж, Франция, октябрь 2003).
Примечание – в этом подразделе перечислены некоторые основные законодательные акты , связанные с информатикой и информационными технологиями.
1.3. Санитарные правила и нормативы при работе за компьютером
При работе за компьютером, прежде всего, очень важно соблюдать правильную посадку на рабочем месте, поскольку от нее зависит напряжение глаз, мышц и суставов.

Работая за компьютером необходимо помнить, что компьютер и другая электронная техника создают вокруг себя так называемый «электрический смог», который может быть вредным для здоровья.

Безобидная на первый взгляд клавиатура компьютера, также может быть опасной с точки зрения гигиены и здоровья компьютерным атрибутом: на клавишах компьютера может находиться большое количество микробов. Поэтому необходимо следить за состоянием клавиатуры, которая должна быть чистой и исправной.

Длительная работа за компьютером без соблюдения санитарных правил и норм негативно сказывается на многих функциях организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека и т. д. В конечном итоге может ухудшиться психическое состояние.

К основным вредным факторам, влияющим на здоровье человека, работающего за компьютером, относятся:


  • сидячее положение в течение длительного времени;

  • воздействие электромагнитного излучения монитора;

  • перегрузка суставов кистей;

  • стресс при потере информации.
Для того чтобы оградить себя от вредного воздействия компьютера, необходимо делать регламентированные перерывы. Во время перерывов рекомендуется психологическая разгрузка в оборудованных для этой цели помещениях. В них должны стоять удобные кресла, звучать специально подобранная спокойная музыка, на стенах рекомендуется вывесить пейзажи, оказывающие успокоительное воздействие. Для снижения утомления зрительного анализатора во время перерывов рекомендуется выполнять комплексы специальных упражнений, некоторые из которых приведены в приложении.

Для правильной и безопасной для здоровья работы на персональном компьютере и организации такой работы следует руководствоваться требованиями и рекомендациями , изложенными в официальных документах: Типовая инструкция по охране труда при работе на персональном компьютере, Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» и хорошей компьютерной практикой.

1.4. Посадка за компьютером и работа на клавиатуре
Для безопасной работы и профилактики заболеваний шеи, рук, ног и спины при работе за компьютером необходимо принимать правильную посадку, соблюдая следующие простые правила, рекомендуемые официальными документами и выработанные хорошей компьютерной практикой:


  • стул и монитор должны иметь поворотно-выдвижные устройства, для правильной регулировки по высоте;

  • желательно чтобы периферийные устройства (клавиатура, мышь, принтер и т. п.) подключались к компьютеру дистанционно, т. е. без проводов;

  • монитор должен располагаться примерно на расстоянии вытянутой руки;

  • центр монитора должен быть на уровне взгляда при прямой голове или чуть ниже, примерно на 1/3 его высоты;

  • спину и голову держать прямо в одной плоскости и примерно параллельно плоскости спинки стула;

  • голову нужно держать ровно по отношению к обоим плечам, голова не должна наклоняться к одному плечу;

  • ноги не вытягивать, а держать прямо или на специальной подставке.
Перед началом работы клавиатура должна располагаться примерно на расстоянии 10-15 см от края стола и руки должны находиться в основной позиции (см. рис. 1):

  • запястья упираться о край стола, на свободную поверхность 10-15 см до клавиатуры, так чтобы локти были примерно в плоскости стола;

  • кисти полусогнуты и расслаблены;

  • четыре пальца левой руки, начиная с мизинца, должны находиться на клавишах с буквами «ФЫВА», правой – «ОЛДЖ». При этом указательный палец левой руки должен ощущать зацепку (метку) на клавише с буквой «А», правой руки – зацепку на клавише с буквой «О». Большие пальцы обеих рук на клавише «Пробел» (см. рис. 1).

  • при нажатии клавиш стараться не отрывать запястья от стола.
Буквенная раскладка клавиатуры и зоны работы на ней пальцев обеих рук показаны на рис. 1.

Рисунок 1 – Буквенная раскладка клавиатуры

Для фиксирования правильной посадки за компьютером и закрепления нормированных навыков работы на клавиатуре рекомендуется выполнить следующее упражнение:

1. Внимательно изучить буквенную раскладку клавиатуры и зоны действия пальцев, показанные на рисунке 1. Для запоминания расположения букв на клавишах , прежде всего, следует помнить основной принцип буквенной раскладки клавиатуры: клавиши с буквами, которые чаще всего встречаются в текстовых документах (на русском языке), располагаются в самом удобном месте буквенной части клавиатуры (по центру) и наоборот.

2. Запустить текстовый редактор Microsoft Word и установить типовые параметры шрифта и абзаца: тип шрифта – Times New Roman, размер – 14 кеглей, выравнивание – По ширине, междустрочный интервал – Одинарный, отступ и интервал слева и справа – 0 см, первая строка – Отступ (1,25 – 0,8 см), поля сверху и снизу – 2 см, поле слева – 3 см, поле справа – 1,5 см.

3. Принять правильную посадку, руки на клавиатуре расположить в основной позиции.

4. Не меняя посадки для этого и последующих пунктов напечатать 15 строчек комбинаций клавиш «ФЫВА» «ОЛДЖ» с пробелами. При этом обращать внимание не на скорость печати, а на правильность нажатия на клавиши пальцами рук, в соответствии с раскладкой клавиатуры (см. рис. 1).

5. Напечатать 10 строчки комбинаций букв «ПРОЭ» с пробелами.

6. Напечатать 10 строчки комбинаций букв «СМИТЬ» с пробелами.

7. Напечатать 10 строчки комбинаций букв «ЯЧБЮ» с пробелами.

8. Напечатать 10 строчки комбинаций букв «КЕНГ» с пробелами.

9. Напечатать 10 строчек комбинаций букв «ЙЦУШЩЗХЪ» с пробелами.

10. Для того чтобы научиться «не чувствовать» клавиатуру (элемент слепого десятипальцевого способа печати) рекомендуется повторить пункты 4–9 «вслепую». Для этого закрыть руки специальной матерчатой накидкой.

11. Напечатать «вслепую» следующие слова: про, лов, вол, вал, рол, пролов, провал, олово, лыжа, жара, эффа, фал, доллар, юла, борись, час, чип, митинг, кнехт, цирк, зерно, щенок, шнурок, объявление, абстракционизм.

7. Напечатать «вслепую» следующее предложение: Информация это данные, сведения и знания об окружающем мире.