Что такое формула в электронной таблице

2 Понятие формулы Назначение электронной таблицы в первую очередь состоит в автоматизации вычислений над данными. Для этого в ячейки таблицы вводятся формулы. Ввод формулы начинается со знака равенства. Если его пропустить, то вводимая формула будет воспринята как текст. В формулы могут включаться числовые данные, адреса объектов таблицы, а также различные функции. Ссылка – адрес объекта (ячейки, строки, столбца, диапазона), используемый при записи формулы. Различают арифметические (алгебраические) и логические формулы.


3 Арифметические формулы Арифметические формулы аналогичны математическим соотношениям. В них используются арифметические операции (сложение «+», вычитание «-», умножение «*», деление «/», возведение в степень «^». Формула вводится в строку формул и начинается со знака =. Операндами являются адреса ячеек, содержимое которых надо просуммировать.


4 Пример вычисления по арифметическим формулам Пусть в С3 введена формула =А1+7*В2, а в ячейках А1 и В2 введены числовые значения 3 и 5 соответственно. Тогда при вычислении по заданной формуле сначала будет выполнена операция умножения числа 7 на содержимое ячейки В2 (число 5) и к произведению (35) будет прибавлено содержимое ячейки А1 (число 3). Полученный результат, равный 38, появится в ячейке С3, куда была введена эта формула.


5 Пример вычисления по арифметическим формулам В данной формуле А1 и В2 представляют собой ссылки на ячейки. Смысл использования ссылок состоит в том, что при изменении значений операндов, автоматически меняется результат вычислений, выводимый в ячейке С3. Например, пусть значение в ячейке А1 стало равным 1, а значение в В2 – 10, тогда в ячейке С3 появляется новое значение – 71. Обратите внимание, что формула при этом не изменилась.


6 Копирование формул Однотипные (подобные) формулы – формулы, которые имеют одинаковую структуру (строение) и отличаются только конкретными ссылками. Пример однотипных формул: =А1+5=А1*5=А1*B3=A1+B3=(A1+B3)*D2 =А2+5=B1*5=B1*C3=A2+B4=(C1+D5)*F4 =А3+5=C1*5=C1*D3=A3+B5=(D4+E6)*G5 =А4+5=D1*5=D1*E3=D1+E3=(B4+C6)*E5


7 Относительная ссылка Это автоматически изменяющаяся при копировании формулы ссылка. Пример: Относительная ссылка записывается в обычной форме, например F3 или E7. Во всех ячейках, куда она будет помещена после ее копирования, изменятся и буква столбца и номер строки. Относительная ссылка используется в формуле в том случае, когда она должна измениться после копирования. В ячейку С1 введена формула, в которой используются относительные ссылки. Копировать формулу можно «растаскивая» ячейку с формулой за правый нижний угол на те ячейки, в которые надо произвести копирование. Посмотрите, Как изменилась Формула при Копировании.


8 Абсолютная ссылка Это не изменяющаяся при копировании формулы ссылка. Абсолютная ссылка записывается в формуле в том случае, если при ее копировании не должны изменяться обе части: буква столбца и номер строки. Это указывается с помощью символа $, который ставится и перед буквой столбца и перед номером строки. Пример: Абсолютная ссылка: $А$6. При копировании формулы =4+$A$6 во всех ячейках, куда она будет скопирована, появятся точно такие же формулы. В формуле используются абсолютные ссылки Обратите внимание, что при копировании формулы на другие ячейки, сама формула не изменятся.


9 Смешанная ссылка Смешанная ссылка используется, когда при копировании формулы может изменяться только какая-то одна часть ссылки – либо буква столбца, либо номер строки. При этом символ $ ставится перед той частью ссылки, которая должна остаться неизменной. Пример: Смешанные ссылки с неизменяемой буквой столбца: $C8, $F12; смешанные ссылки с неизменяемым номером строки: A$5, F$9.


10 Правило копирования формул Ввести формулу-оригинал, указав в ней относительные и абсолютные ссылки. После ввода исходной формулы необходимо скопировать ее в требуемые ячейки. Для этого: 1 способ: 1. Выделить ячейку, где введена формула; 2. Скопировать эту формулу в буфер обмена; 3. Выделить диапазон ячеек, в который должна быть скопирована исходная формула. 4. Вставить формулу из буфера, заполнив тем самым все ячейки выделенного диапазона. 2 способ: Копировать формулу можно «растаскивая» ячейку с формулой за правый нижний угол на те ячейки, в которые надо произвести копирование.
12 Задания для выполнения Откройте электронную таблицу Microsoft Excel. В одном файле создайте следующие таблицы: 1. таблицу для нахождения площади круга и длины окружности заданного радиуса. 2. таблицу для нахождения площади треугольника по заданным основанию и высоте. 3. таблицу для нахождения площади трапеции по заданным основаниям и высоте. 4. таблицу для вычисления массы тела по заданным объему и плотности. Радиус, смПлощадь окружности S, см.кв Длина окружности, см 1 3 5





  1. Практическое задание
  2. Подведение итогов

1. Предлагаю учащимся проверить знание определений, изученных на предыдущем уроке. Для этого использую презентацию «Проверь себя». Зачитываю определение, учащиеся называют номер его. Переходим по гиперссылке. Читаем определение, убеждаемся в правильности или неправильности выбора.
2. Формулирую принцип относительной адресации : адреса ячеек, используемые в формулах, определены не абсолютно, а относительно места расположения формулы.
3. Например: в таблице на <Рисунке1> формулу в ячейке С1 ЭТ воспринимает следующим образом: сложить значение ячейки, расположенной левее на две клетки со значением из ячейки, расположенной на одну клетку левее данной формулы.

Рисунок 1

Формулы в электронной таблице
В самом простом варианте электронная таблица может быть использована как калькулятор. Любая формула, которая вводится в ячейку, начинается со знака = . Все символы, введенные после этого знака (числа, адреса ячеек, арифметические знаки и др.) будут восприниматься как элементы формулы. Например, для вычисления выражения


Рисунок 2

в любую ячейку таблицы достаточно ввести следующую строчку
=(5+18^0,5 – 4*3)/(16^(1/2)+27^(1/3))-3e-2.
Результат будет выведен в этой же ячейке. Приоритет операций такой:

  1. вычисляются выражения в скобках,
  2. производится возведение в степень,
  3. выполняется умножение и деление,
  4. выполняется сложение и вычитание,

В качестве операторов в формулах используются следующие символы: + = - * / & < > ^
Задания для практической работы на компьютере:
Введите в любую ячейку электронной таблицы формулы и сравните полученный результат с ответом


Рисунок 3

Но, как правило, данные, необходимые для расчета, находятся в ячейках электронной таблицы, и чтобы с помощью формул обработать эти данные, достаточно вместо чисел ввести адреса ячеек, в которых находятся необходимые для расчета данные. Например, когда уже создана таблица со списком товаров, где в одном из столбцов помещены цены на изделия, а в другом - количество этих изделий, то для определения стоимости некоторого количества изделий достаточно перемножить содержимое ячейки с ценой на содержимое ячейки с количеством.


Рисунок 4

На рисунке видно, что цена и количество размещены соответственно в ячейках С2 и D2 , в ячейке Е2 размещен результат умножения, а в строке формул показана формула, в соответствии с которой вычисляется произведение чисел, находящихся в ячейках С2 и D2 , то есть =C2*D2
Для того, чтобы вместо результата в ячейке увидеть формулу, необходимо перейти в режим отображения формул: Сервис – Параметры – Вид – Установить флажок отображать «Формулы»
Проверим себя.
Адресация в формулах. Задание на слайде 8:

Какое число появится в ячейке C6, если в нее будет введена формула =(B2+С2*В1+D1)/D2*А3? Ответ: 8

Типы ссылок
В большинстве таблиц одна и та же формула обычно применяется многократно для разных строк. В Excel распространить формулу вдоль столбца можно таким образом: достаточно выделить ячейку с формулой и воспользоваться маркером автозаполнения.


Рисунок 5

Если после такого заполнения просмотреть ячейки с формулами, то сразу заметно, что электронная таблица в каждой ячейке с формулой изменила адреса так, чтобы сохранилась структура формулы, созданная вначале. В рассматриваемом примере, в каждой строке перемножаются числа, находящиеся левее ячейки с формулой.


Рисунок 6

Теперь можно ввести новые понятия и определения.

  1. Если в электронной таблице необходимо записать формулу с сохранением структуры, то есть так чтобы при изменении позиции ячейки с формулой менялся и адрес ячейки, на которую ссылается формула, то применяется относительная ссылки .
  2. Если при изменении позиции ячейки с формулой адрес ячейки, на которую есть ссылка в формуле, должен остаться неизменным, то применятся абсолютная ссылка .
  3. При создании относительной ссылки (она используется по умолчанию) в формуле указывают букву столбца и номер строки (=C2*D2 ), при создании абсолютной ссылки перед номером столбца и строки размещают символ «$» (значок доллара). Например, в формуле =B3/$D$2 ссылка на ячейку D2 является абсолютной.

Ссылка, в которой при копировании формулы происходит изменение адреса ячейки, называется относительной.
Ссылка, в которой при копировании формулы адрес ячейки не меняется, называется абсолютной.

Иногда возникает необходимость для столбца использовать относительную ссылку, а для строки - абсолютную или наоборот. В таких случаях ссылка называется смешанной.
Пример применения смешанных ссылок представлен в «Таблице умножения». В 2 -й строке и в столбце А расположены числа в диапазоне от 10 до 20. На пересечении соответствующих строк и столбцов находится произведение этих чисел. Для быстрого заполнения этой таблицы при написании формулы в ячейке B3 была использована смешанная ссылка как на ячейки 2 -й строки, так и на ячейки столбца А .


Рисунок 7

Мини-исследование. Определение типа ссылки в формуле
Определите, какая формула введена в ячейку В3 , если после этого таблица умножения создается копированием формулы вниз, а затем после выделения диапазона В3:В12 вправо. Ответ: =$A3*B$2
Проверяем себя. Абсолютная и относительная ссылки.
В таблице выполняется команда копирования ячейки С1 в D1. Какое число будет в ячейке D1 после завершения команды? Ответ: 8
Ввод и редактирование формул
Особенности ввода формулы.
При вводе формулы в ячейку первым символом должен быть знак равенства «=». Затем, в зависимости от вида формулы вводятся либо символы (скобки, знаки арифметических действий, числа, адреса ячеек и др.), либо с помощью курсора мыши или стрелок навигации указывают на ячейки, которые принимают участие в формуле.
Если при вводе формулы необходимо создать абсолютную или смешанную ссылку, то для этого удобно использовать функциональную клавишу F4 . Многократное нажатие этой клавиши приводит к появлению или исчезновению знака $ .
Для исправления ошибок или проверки правильности формулы целесообразно перейти в режим редактирования ячейки с формулой. В этом режиме все ячейки, на которые есть ссылки в формуле, выделены разноцветными рамками и для изменения адресов достаточно курсором мыши перетащить эти рамки к нужным ячейкам. Если необходимо поменять тип ссылки, то в тексте формулы выделяется необходимый адрес и используется клавиша F4 .
Закрепляем изученное на уроке.
Заданы значения переменных x=5; y=6; z=10. Распределение переменных по ячейкам указано в таблице. Необходимо вычислить математическое выражение, в которое входят эти переменные. Для этого в электронной таблице в любой свободной ячейке записать формулу со ссылками на ячейки с переменными и сравнить полученный результат с ответом.

Алгоритм выполнения для 1-го примера.

  • Разместите в ячейках A2 - 5, B3 - 6; C1 - 10
  • В любую свободную ячейку введите формулу =(А2^2+B3^2+C1^2+64)^0,5
  • Нажмите Enter и в вместо формулы в ячейке появится число 15

Остальные примеры проделайте самостоятельно.

Готовимся к ЕГЭ
1. В ячейке A1 электронной таблицы записана формула С2+$C3. Какой вид приобретет формула после копирования содержимого ячейки A1 в B1?

  1. D2+$D3
  2. D2+$C3
  3. D3+$C3
  4. C2+$C3

2. В ячейке C2 электронной таблицы записана формула B4+$D3. Какой вид приобретет формула после копирования содержимого ячейки C2 в B1?

  1. A3+$D3
  2. B2+$D2
  3. A3+$D2
  4. B3+$D3

3. Содержимое ячейки С1 сначала скопировали в ячейку D1, а затем в D2. Какое число появится в ячейке D 2?

Расчеты с использованием электронных таблиц (формулы) Применение формул при использовании ЭТ. 7 класс


«Запишите математические формулы в виде формул электронной таблиц»

c 2 + b 5 : d 4 ³

3a 1 __

b 1 – k 1

a 12 + √ c 2 : b 1 – k 1

      Запишите математические формулы в виде формул электронной таблицы:

b 5 : d 4 – c 2 2

4a 1 __

b 1 + k 1

      Запишите формулы электронной таблицы в виде математических формул:

SQRT(D3-3*A4)

N3/K4 +R2^2

    Запишите математические формулы в виде формул электронной таблицы:

c 2 ³ + b 5 : d 4

b 1 – k 1

3a 1

c 2 ³ + b 5: d 4

b 1 + k 1

15a 1

    Запишите математические формулы в виде формул электронной таблицы:

c 2 + b 5 : d 4 ³

3a 1 __

b 1 - k 1

a 12 + √ c 2 : b 1 - k 1

2. Запишите формулы электронной таблицы в виде математических формул:

SQRT(D3-F4*4)

R2^2+N3/K4

      Запишите математические формулы в виде формул электронной таблицы:

b 5 : d 4 – c 2 2

4a 1 __

b 1 + k 1

√ c 2 : b 1 – k 1 + c 2

2.Запишите формулы электронной таблицы в виде математических формул:

    Запишите математические формулы в виде формул электронной таблицы:

c 2 ³ + b 5 : d 4

b 1 – k 1

3a 1

a 12 + √ c 2 + b 1 k 1

    Запишите формулы электронной таблицы в виде математических формул:

1. Запишите математические формулы в виде формул электронной таблицы:

c 2 ³ + b 5 : d 4

b 1 + k 1

15a 1

a 12 + √ c 2 : b 1 + k 1

2.Запишите формулы электронной таблицы в виде математических формул:

Просмотр содержимого документа
«План конспект »

Конспект урока по ФГОС

Тема урока. Электронные таблицы

Цель урока: сформировать умения создания, редактирования, форматирования и выполнения простейших вычислений в электронных таблицах

Задачи урока:

Образовательные:

    Практическое применение изученного материала.

    Закрепление знания общих принципов работы табличного процессора MS EXCEL и умения составить таблицу для решения конкретной задачи.

    Формирование представления о вычислениях в электронных таблицах как важной, полезной и широко применяемой на практике структуре.

Развивающие:

    Развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы.

    Развитие способности логически рассуждать, делать эвристические выводы.

    Развитие умений применять знания для решения задач различного рода с помощью электронных таблиц.

Воспитательные:

    Воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать.

    Развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.

    Профессиональная ориентация и подготовка к дальнейшему самообразованию к будущей трудовой деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения урока: беседа, работа в группах, индивидуальная работа.

Программное и техническое обеспечение урока:

    мультимедийный проектор;

    компьютерный класс;

    программа MS EXCEL.

Этап урока

Время, мин

Цель

Методы
и приемы работы

Формы организации учебной деятельности

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формирование универсальных учебных действий

Организационный момент

Организация учебной деятельности

Обеспечивает своевременное и организованное начало урока

Приветствуют учителя, занимают рабочие места

Актуализация опорных знаний

актуализация и проверка знаний

Прил. 1 и 2

Задание на листах

Групповая

Дает пояснения, как выполнять задание на заранее разложенных листах.

Выполняют в парах задания, самопроверка по ключу и слайду представленному на экране, самопроверка,

личностные (нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, осознание ответственности за общее дело)

коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками)

Регулятивные (самооценка)

Сообщение и усвоение новых знаний

Как вы думаете, почему возникла идея создание электронной таблицы? Почему не воспользовались встроенной таблицей текстового редактора?

Словесные (рассказ)

Наглядные (презентация)

Фронтальная

Вступительное слово:

ЭТ является удобным познавательным инструментом для представления, отображения и вычисления количественной информации

Регулятивные

(Целеполагание, планирование)

С кем ни случалась в жизни такая ситуация: придя в магазин вам надо оплатить покупку, которая состоит из тетрадей, ручек, карандашей и альбомов, а у вас 300 рублей наличными.

1.Ответьте на вопрос хватит ли вам денег, чтобы оплатить покупку.

2.Почему вы не можете сразу дать ответ?

Сегодня мы решим эту проблему. Научимся использовать формулы в таблицах.

Словесные (беседа)

Наглядные (презентация)

Фронтальная

Постановка проблемы

Познавательные (Постановка и решение проблемы)

Объяснения учителя

Формулы пишутся в ячейках или строке формул. Запись формулы начинается со знака «=» и пишется не содержимое ячейки, а ее адрес.

Давайте определим, как найти стоимость товаров.

1.В какой ячейке стоит цена тетради, а в какой ее количество?

2.Давайте посчитаем стоимость каждого товара отдельно.

Вернемся к задаче: Достаточно ли у вас средств для оплаты покупки?

Микровывод: как правильно написать формулу?

Начало созданию электронных таблиц было положено в 1979 году, когда два студента, Дэн Бриклин и Боб Френкстон, на компьютере Apple II создали первую программу электронных таблиц, которая получила название VisiCalc (наглядный калькулятор). Основная идея программы заключалась в том, чтобы в одни ячейки помещать числа, а в других рассчитывать формулы и преобразования числа.

Словесные (беседа)

Наглядные (презентация)

Фронтальная

Решение проблемы

Записывают, составляют формулы

Логические универсальные действия

Физминутка

Закрепление изученного материала

Практическая (самостоятельная работа за компьютером)

Индивидуальная

Даёт задание

Рассаживаются за компьютеры, выполняют задание.

Познавательные (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация)

Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

Задание на дом

На слайде

Фронтальная

Обеспечивает понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Получают информацию об успешности достижения реальных результатах учения.

Записывают домашнее задание.

Подведение итогов урока

Рефлексия

Фронтальная

Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения.

Заполняют листы рефлексии

личностные (самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в деятельности)

Познавательные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности)

Просмотр содержимого документа
«прил 1»


Вписать названия элементов интерфейса программ

Просмотр содержимого документа
«прил 2»

Тест по теме электронные таблицы MS Excel

    Электронная таблица предназначена для:

    обработки числовых данных, структурированных с помощью таблиц;

    упорядоченного хранения и обработки текстовых данных;

    визуализации структурных связей между данными, представленными в таблицах;

    редактирования графических представлений больших объемов информации.

    Электронная таблица представляет собой:

    совокупность нумерованных строк и обозначенных латинскими буквами столбцов;

    совокупность обозначенных латинскими буквами строк и нумерованных столбцов;

    совокупность пронумерованных строк и столбцов;

    совокупность строк и столбцов, именуемых произвольным образом.

    Строки электронной таблицы:

    именуются пользователем произвольным образом;

    нумеруются.

    В общем случае столбцы электронной таблицы:

    обозначаются буквами латинского алфавита;

    нумеруются;

    обозначаются буквами русского алфавита;

    именуются пользователем произвольным образом.

    Для пользователя ячейка электронной таблицы обозначается:

    именем столбца и номером строки, на пересечении которых располагается ячейка;

    адресом машинного слова оперативной памяти, отведенного под ячейку;

    специальным кодовым словом;

    именем, произвольно задаваемым пользователем.

    Активная ячейка – это ячейка:

    для записи команд;

    в которой выполняется ввод данных.

    Выберите правильные обозначения ячеек :

Просмотр содержимого презентации



Поле имени

Строка заголовка

Меню программы

Стандартная панель

Панель форматирования

Строка формул

Текущая ячейка

Ярлыки листов

Линейки прокрутки

Строка состояния

Кнопки прокрутки ярлыков листов

Ярлыки листов


Количество

Карандаш

Стоимость


В магазине необходимо приобрести 5 альбомов по цене 15 р, 4 ручки по цене 10 р, 2 набора карандашей по цене 35 р и 10 тетрадей по цене 12 р. При этом с собой у вас 300 р.

Количество

Карандаш

Стоимость


Формулы в электронных таблицах

Формула всегда начинается со знака = (равно). Она может содержать числа, адреса ячеек или диапазонов, имена функций, соединенные знаками операций +, –, * (умножить), / (разделить), ^ (возвести в степень) и скобками. Например, =3*4/5 или =D4/(A5–0.77) +СУММ(C1:C5).

В ячейке мы видим результат (численное значение выражения). Для просмотра формулы, по которой выполняются вычисления надо сделать ячейку текущей. Тогда в строке формул можно увидеть выражение, а в самой ячейке его численное значение.

Для вставки имени ячейки в формулу проще всего щелкнуть на той ячейке, имя которой надо вставить в формулу. Имя появится в том месте строки формул, где находился текстовый курсор.


Excel располагает множеством специальных функций, которые можно использовать в вычислениях. Наличие большого количества стандартных функций позволяет не только автоматизировать процесс вычислений, но и сэкономить время. С их помощью выполняются как простые, так и довольно сложные операции.

Функция - это программа, которая выполняет определенные операции или вычисляет некоторую величину, например итоговое значение, среднее значение, величину ежемесячных процентных отчислений или среднее геометрическое группы чисел.

Финансовые

Назначение функций

Вычисление процентной ставки, ежемесячных и амортизационных отчислений.

Дата и время

Отображение текущего времени, дня недели, обработка значений

Математические

даты и времени.

Статистические

Вычисление абсолютных величин, стандартных тригонометрических

Вычисление среднего арифметического, дисперсии, среднеквадратического отклонения, наибольшего и наименьшего

и тригонометрические функций, определителя матрицы, значения квадратного корня числа.

чисел выборки, коэффициентов корреляции.

Вычисление значения определенного диапазона; создание гиперссылки на сетевые документы или веб-документы.

Работа с базой данных

Выполнение анализа информации, содержащейся в списках или базах данных.

Текстовые

Преобразование регистра символов текста, усечение заданного количества символов с правого или левого края текстовой строки, объединение текстовых строк.

Логические

Обработка логических значений.

Информационные

Передача информации о текущем статусе ячейки, объекта или среды

Инженерные

из Excel в Windows.

Выполнение операций с комплексными переменными, преобразование из одной системы счисления в другую и т.д.


Ввод функций

Перед вводом функции убедитесь, что ячейка для ее размещения является активной. Нажмите клавишу [ = ] .

В левой части строки формул отображается имя функции, которая вызывалась последней. После щелчка на стрелке рядом с ним раскрывается список, содержащий имена десяти недавно использовавшихся функций. Если нужная функция присутствует в списке, щелкните на ее имени.

В качестве аргументов функции можно задавать числовое значение, адрес ячейки (абсолютный или относительный) или имя диапазона.

Если необходимая функция не представлена в списке, щелкните на кнопке Вставка функции строки формул или выберите команду Другие функции.


Мастер функций


В формулах могут использоваться ссылки на адреса ячеек. Существуют два основных типа ссылок: относительные и абсолютные. Различия между относительными и абсолютными ссылками проявляются при копировании формулы из активной ячейки в другие ячейки.

Относительные ссылки . При перемещении или копировании формулы из активной ячейки относительные ссылки автоматически изменяются в зависимости от положения ячейки, в которую скопирована формула. При смещении положения ячейки на одну строку в формуле изменяются на единицу номера строк, а при перемещении на один столбец на одну букву смещаются имена столбцов.


Абсолютные ссылки в формулах используются для указания фиксированного адреса ячейки. При перемещении или копировании формулы абсолютные ссылки не изменяются. В абсолютных ссылках перед неизменяемыми именем столбца и номером строки ставится знак доллара (например, $А$1).


Подарки

Серебро, груды

Вес за единицу, пудов

Соболя, штук

Количество

Парча, тюков

Вес всего, пудов

Фрукты, ящики

Итого:

груз ≤ 45



  • я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • занятия дали мне для жизни…
  • мне захотелось…

© К. Поляков, 2009-2011


Тема : Электронные таблицы.

Что нужно знать :


  • адрес ячейки в электронных таблицах состоит из имени столбца и следующего за ним номера строки, например, C15

  • формулы в электронных таблицах начинаются знаком = («равно»)

  • знаки +, –, *, / и ^ в формулах означают соответственно сложение, вычитание, умножение, деление и возведение в степень

  • запись B2:C4 означает диапазон, то есть, все ячейки внутри прямоугольника, ограниченного ячейками B2 и C4:

  • например, по формуле =СУММ(B2:C4) вычисляется сумма значений ячеек B2, B3, B4, C2, C3 и C4

  • в заданиях ЕГЭ могут использоваться стандартные функции СЧЕТ (количество непустых ячеек), СУММ (сумма), СРЗНАЧ (среднее значение), МИН (минимальное значение), МАКС (максимальное значение)

  • функция СРЗНАЧ при вычислении среднего арифметического не учитывает пустые ячейки и ячейки, заполненные текстом; например, после ввода формулы в C2 появится значение 2 (ячейка А2 – пустая):

функция СЧЕТ(A1:B2) в этом случае выдаст значение 3 (а не 4).


  • адреса ячеек (или ссылки на ячейки) бывают относительные, абсолютные и смешанные, вся разница между ними проявляется при копировании формулы в другую ячейку:

    • в абсолютных адресах перед именем столбца и перед номером строки ставится знак доллара $, такие адреса не изменяются при копировании; вот что будет, если формулу =$B$2+$ C $3 скопировать из D5 во все соседние ячейки

знак $ как бы «фиксирует» значение: в абсолютных адресах и имя столбца, и номер строки зафиксированы


    • в относительных адресах знаков доллара нет, такие адреса при копировании изменяются: номер столбца (строки) изменяется на столько, на сколько отличается номер столбца (строки), где оказалась скопированная формула, от номера столбца (строки) исходной ячейки; вот что будет, если формулу =B2+ C 3 (в ней оба адреса – относительные) скопировать из D5 во все соседние ячейки:

    • в смешанных адресах часть адреса (строка или столбец) – абсолютная, она «зафиксирована» знаком $, а вторая часть – относительная; относительная часть изменится при копировании так же, как и для относительной ссылки:

Пример задания:

В ячейке B4 электронной таблицы записана формула = $C3*2. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку B4 скопируют в ячейку B6? Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.

1) =$C5*4 2) =$C5*2 3) =$C3*4 4) =$C3*2

Решение:


  1. ссылка $C3 – это смешанная ссылка, в которой «заблокирован» столбец C, а строка 3 – это относительный адрес;

  2. после того, как ячейку B4 скопировали в B6, номер строки увеличился на 2, поэтому и в ссылке $C3 номер строки (относительная часть) также увеличится на 2, ссылка превратится в $C5

  3. константы при копировании формул не меняются, поэтому получится =$C5*2

  4. таким образом, правильный ответ – 2 .

Ещё пример задания:

Три страны: Королевство Бельгия, Королевство Нидерланды и Великое Герцогство Люксембург образуют экономико-политический союз, который носит название Бенилюкс. Ниже приведен фрагмент электронной таблицы, характеризующий каждую из стран союза и союз в целом:

А

B

C

D

1

Страна

Население
(тыс. чел)

Площадь
(кв. км)

Плотность населения (чел / кв.км)

2

Бельгия

10 415

30 528

341

3

Нидерланды

16 357

41 526

394

4

Люксембург

502

2 586

194

5

Бенилюкс в целом

27 274

74 640

Какое значение должно стоять в ячейке D5?

1) 365 2) 929 3) 310 4) 2,74

Решение:


  1. нужно не забыть, что плотность населения вычисляется как отношение населения к площади (не наоборот!);

  2. население не забываем перевести из тысяч человек в единицы: 27 274 000 чел

  3. поэтому для всего Бенилюкса получаем 27 274 000 / 74 640 ≈ 365

  4. таким образом, правильный ответ – 1 .

Еще пример задания:

=СУММ(B1:B2) равно 5. Чему равно значение ячейки B3, если значение формулы =СРЗНАЧ(B1:B3) равно 3?

1) 8 2) 2 3) 3 4) 4

Решение:


  1. функция СУММ(B1:B2) считает сумму значений ячеек B1 и B2, поэтому B1 + B2 = 5

  2. функция СРЗНАЧ(B1:B3) считает среднее арифметическое диапазона B1:B3

  3. строго говоря, такие задачи некорректны, потому что

    1. функция СРЗНАЧ учитывает только числовые данные (числа или формулы, при вычислении которых получается число), то есть возможны варианты:
СРЗНАЧ(B1:B3)=СУММ(B1:B3) , если есть только одна числовая ячейка

СРЗНАЧ(B1:B3)=СУММ(B1:B3)/2 , если есть две числовых ячейки

СРЗНАЧ(B1:B3)=СУММ(B1:B3)/3 , если все три ячейки – числовые


    1. в условии не задано, сколько числовых ячеек в диапазоне B1:B3

  1. в такой ситуации логичнее всего считать, что все три ячейки содержат числовые данные (во всех известных автору задачах такого типа используется именно это допущение)

  2. итак, в диапазон B1:B3 входят три ячейки; предполагаем, что все они содержат числовые данные, тогда среднее арифметическое – это сумма их значений, деленная на 3; таким образом B1 + B2 + B3 = 3 · 3 = 9

  3. поскольку B1 + B2 = 5, сразу получаем B3 = 9 – 5 = 4

  4. таким образом, правильный ответ – 4.

Еще пример задания:



А

В

С

1

10

20

= A1+B$1

2

30

40

Чему станет равным значение ячейки С2, если в нее скопировать формулу из ячейки С1? Знак $ обозначает абсолютную адресацию.

1) 40 2) 50 3)60 4) 70

Решение:


  1. это задача на использование абсолютных и относительных адресов в электронных таблицах

  2. вспомним, что при копировании все относительные адреса меняются (согласно направлению перемещения формулы), а абсолютные – нет

  3. в формуле, которая находится в C1, используются два адреса: A1 и B$1

  4. адрес A1 – относительный, он может изменяться полностью (и строка, и столбец)

  5. адрес B$1 – смешанный, в нем номер строки «зафиксирован» знаком доллара, а имя столбца – нет, поэтому при копировании может измениться только имя столбца

  6. при копировании из C1 в C2 столбец не изменяется, а номер строки увеличивается на 1, поэтому в C2 получим формулу = A 2+ B $1 (здесь учтено, что у второго адреса номер строки «зафиксирован»)

  7. сумма ячеек A2 и B1 равна 30 + 20 = 50

Еще пример задания:



А

В

С

1

1

2

2

2

6

=СЧЁТ(A1:B2)

3

=СРЗНАЧ(A1:C2)

Как изменится значение ячейки С3, если после ввода формул переместить содержимое ячейки В2 в В3? («+1» означает увеличение на 1, а «–1» – уменьшение на 1)

1) –2 2) –1 3) 0 4) +1

Решение:


  1. это задача на знание особенностей функций СЧЕТ и СРЗНАЧ, которые не учитывают пустые ячейки

  2. после ввода формул в С2 окажется количество непустых ячеек диапазона А1:В2, равное 4

(1+2+2+6+4)/5 = 3

  1. после перемещения (не копирования!) содержимого ячейки В2 в В3 ячейка В2 окажется пустой, поэтому в С2 выводится число 3 – количество непустых ячеек диапазона А1:В2

  2. в С3 будет выведено среднее значение диапазона А1:С2 равное
(1+2+2+3)/4 = 2,

то есть значение С3 уменьшится на 1


  1. таким образом, правильный ответ – 2.

Задачи для тренировки 1:


  1. В ячейке B1 записана формула =2*$A1 . Какой вид приобретет формула, после того как ячейку B1 скопируют в ячейку C2?
1) =2*$B1 2) =2*$A2 3) =3*$A2 4) =3*$B2Н

  1. В ячейке C2 записана формула =$E$3+D2 . Какой вид приобретет формула, после того как ячейку C2 скопируют в ячейку B1?
1) =$E$3+C1 2) =$D$3+D2 3) =$E$3+E3 4) =$F$4+D2

  1. Дан фрагмент электронной таблицы:

A

B

C

D

1

5

2

4

2

10

1

6

В ячейку D2 введена формула =А2*В1+С1 . В результате в ячейке D2 появится значение:

1) 6 2) 14 3) 16 4) 24


  1. В ячейке А1 электронной таблицы записана формула =D1-$D2 . Какой вид приобретет формула после того, как ячейку А1 скопируют в ячейку В1?
1) =E1-$E2 2) =E1-$D2 3) =E2-$D2 4) =D1-$E2

  1. Дан фрагмент электронной таблицы:

А

В

С

D

1

1

2

3

2

4

5

6

3

7

8

9

В ячейку D1 введена формула =$А$1*В1+С2 , а затем скопирована в ячейку D2. Какое значение в результате появится в ячейке D2?

1) 10 2) 14 3) 16 4) 24


  1. В ячейке В2 записана формула =$D$2+Е2 . Какой вид будет иметь формула, если ячейку В2 скопировать в ячейку А1?
1) =$D $ 2+E1 2) =$D$2+C2 3) =$D$2+D2 4) =$D$2+D1

  1. В ячейке СЗ электронной таблицы записана формуле =$А$1+В1 . Какой вид будет иметь формула, если ячейку СЗ скопировать в ячейку ВЗ?
1) =$A$1+А1 2) =$В$1+ВЗ 3) =$А$1+ВЗ 4) =$B$1+C1

  1. При работе с электронной таблицей в ячейке ЕЗ записана формула =В2+$СЗ . Какой вид приобретет формула после того, как ячейку ЕЗ скопируют в ячейку D2?
1) =А1+$СЗ 2) =А1+$С2 3) =E2+$D2 4) =D2+$E2

  1. В ячейке электронной таблицы В4 записана формула =С2+$A$2 . Какой вид приобретет формула, если ячейку В4 скопировать в ячейку С5?
1) =D2+$В$3 2) =С5+$A$2 3) =D3+$A$2 4) =СЗ+$А$3

  1. В ячейке электронной таблицы А1 записана формула =$D1+D$2 . Какой вид приобретет формула, если ячейку А1 скопировать в ячейку ВЗ?
1) =D1+$E2 2) =D3+$F2 3) =E2+D$2 4) =$D3+Е$2

  1. Дан фрагмент электронной таблицы:

А

В

С

1

2

3

2

4

5

=СЧЁТ(A1:B2)

3

=СРЗНАЧ(A1:C2)

Как изменится значение ячейки С3, если после ввода формул переместить содержимое ячейки В2 в В3? («+1» означает увеличение на 1, а «–1» – уменьшение на 1):

1) –1 2) –0,6 3) 0 4) +0,6


  1. В электронной таблице значение формулы =СРЗНАЧ(A 6: C 6) равно (-2 ). Чему равно значение формулы =СУММ(A 6: D 6) , если значение ячейки D6 равно 5?
1) 1 2) -1 3) -3 4) 7

  1. В электронной таблице значение формулы =СРЗНАЧ(A 6: C 6) равно 0,1. Чему равно значение формулы =СУММ(A 6: D 6) , если значение ячейки D6 равно (–1)?
1) – 0,7 2) - 0,4 3) 0,9 4) 1,1

  1. В электронной таблице значение формулы =СРЗНАЧ(B 5: E 5) равно 100. Чему равно значение формулы =СУММ(B 5: F 5) , если значение ячейки F5 равно 10?
1) 90 2) 110 3) 310 4) 410

  1. В электронной таблице значение формулы =СРЗНАЧ(A 6: C 6) равно 2 . Чему равно значение формулы =СУММ(A 6: D 6) , если значение ячейки D6 равно -5?
1) 1 2) -1 3) -3 4) 7

  1. В электронной таблице значение формулы =СУММ(C 3: E 3) равно 15. Чему равно значение формулы =СРЗНАЧ(C 3: F 3) , если значение ячейки F3 равно 5?
1) 20 2) 10 3) 5 4) 4

  1. В динамической (электронной) таблице приведены значения пробега автомашин (в км) и общего расхода дизельного топлива (в литрах) в четырех автохозяйствах с 12 по 15 июля.

12 июля

13 июля

14 июля

15 июля

За четыре дня

Название автохозяйства

Пробег

Расход

Пробег

Расход

Пробег

Расход

Пробег

Расход

Пробег

Расход

Автоколонна №11

9989

2134

9789

2056

9234

2198

9878

2031

38890

8419

Грузовое такси

490

101

987

215

487

112

978

203

2942

631

Автобаза №6

1076

147

2111

297

4021

587

1032

143

8240

1174

Трансавтопарк

998

151

2054

299

3989

601

1023

149

8064

1200

В каком из хозяйств средний расход топлива на 100 км пути за эти четыре дня наименьший?

1) Автоколонна № 11

2) Грузовое такси

3) Автобаза №6

4) Трансавтопарк


  1. В электронной таблице значение формулы =СРЗНАЧ(A 1: C 1) равно 5. Чему равно значение ячейки D1, если значение формулы =СУММ(A 1: D 1) равно 7?
1) 2 2) -8 3) 8 4) -3

  1. В электронной таблице значение формулы =СРЗНАЧ(B 1: D 1) равно 4. Чему равно значение ячейки A1, если значение формулы =СУММ(A 1: D 1) равно 9?
1) -3 2) 5 3) 1 4) 3

  1. В электронной таблице значение формулы =СРЗНАЧ(A 1: B 4) равно 3. Чему равно значение ячейки A4, если значение формулы =СУММ(A 1: B 3) равно 30, а значение ячейки B4 равно 5?
1) -11 2) 11 3) 4 4) -9

  1. =СУММ(B1: C 4)+F2* E 4– A 3

A

B

C

D

E

F

1

1

3

4

8

2

0

2

4

–5

–2

1

5

5

3

5

5

5

5

5

5

4

2

3

1

4

4

2

1) 19 2) 29 3) 31 4) 71

  1. На рисунке приведен фрагмент электронной таблицы. Определите, чему будет равно значение, вычисленное по следующей формуле =СУММ(A1:C2)*F4*E2-D3

A

B

C

D

E

F

1

1

3

4

8

2

0

2

4

–5

–2

1

5

5

3

5

5

5

5

5

5

4

2

3

1

4

4

2

1) –15 2) 0 3) 45 4) 55

  1. В электронной таблице значение формулы =СРЗНАЧ(A 4: C 4) =СУММ(A 4: D 4) , если значение ячейки D4 равно 6?
1) 1 2) 11 3) 16 4) 21

  1. В электронной таблице значение формулы =СРЗНАЧ(A 3: D 4) равно 5. Чему равно значение формулы =СРЗНАЧ(A 3: C 4) , если значение формулы =СУММ(D 3: D 4) равно 4?
1) 1 2) 3 3) 4 4) 6

  1. В электронной таблице значение формулы =СРЗНАЧ(C 2: D 5) равно 3. Чему равно значение формулы =СУММ(C 5: D 5) , если значение формулы =СРЗНАЧ(C 2:D4) равно 5?
1) –6 2) –4 3) 2 4) 4

  1. В динамической (электронной) таблице приведены значения посевных площадей (в га) и урожай (в центнерах).

Зерновые культуры

Заря

Первомайское

Победа

Рассвет

Посевы

Урожай

Посевы

Урожай

Посевы

Урожай

Посевы

Урожай

Пшеница

600

15600

900

23400

300

7500

1200

31200

Рожь

100

2200

500

11000

50

1100

250

5500

Овёс

100

2400

400

9600

50

1200

200

4800

Ячмень

200

6000

200

6000

100

3100

350

10500

Всего

1000

26200

2000

50000

500

12900

2000

52000

В каком из хозяйств достигнута максимальная урожайность зерновых (по валовому сбору, в центнерах с гектара)?

1) Заря 2) Первомайское 3) Победа 4) Рассвет


  1. Дан фрагмент электронной таблицы:

B

C

D

69

5

10

70

6

9

=СЧЁТ(B69:C70)

71

=СРЗНАЧ(B69:D70)

После перемещения содержимого ячейки C70 в ячейку C71 значение в ячейке D71 изменится по абсолютной величине на:

1) 2,2 2) 2,0 3) 1,05 4) 0,8


  1. Дан фрагмент электронной таблицы:

B

C

D

69

5

10

70

6

9

=СЧЁТ(B69:C70)

71

=СРЗНАЧ(B69:D70)

После перемещения содержимого ячейки B69 в ячейку D69 значение в ячейке D71 изменится по сравнению с предыдущим значением на:

1) –0,2 2) 0 3) 1,03 4) –1,3


  1. В динамической (электронной) таблице приведены данные о продаже путевок турфирмой «Все на отдых» за 4 месяца. Для каждого месяца вычислено общее количество проданных путевок и средняя цена одной путевки.

Страна

май

июнь

июль

август

Продано, шт.

Цена, тыс. руб.

Продано, шт.

Цена, тыс. руб.

Продано, шт.

Цена, тыс. руб.

Продано, шт.

Цена, тыс. руб.

Египет

12

24

15

25

10

22

10

25

Турция

13

27

16

27

12

26

11

28

ОАЭ

12

19

12

22

10

21

9

22

Хорватия

5

30

7

34

13

35

10

33

Продано, шт.

42

50

45

40

Средняя цена, тыс.руб.

25

27

26

27

Известно, что доход фирмы от продажи каждой путевки не зависит от места отдыха и равен 10% от средней цены путевки в текущем месяце. В каком месяце доход турфирмы был максимальный?

  1. В электронной таблице значение формулы =СРЗНАЧ(D1: D 4) равно 8. Чему равно значение формулы =СРЗНАЧ(D 2: D 4) , если значение ячейки D1 равно 11?
1) 19 2) 21 3) 7 4) 32

  1. На рисунке приведен фрагмент электронной таблицы. В ячейку B2 записали формулу =($A2*10+B$1)^2 и скопировали ее вниз на 2 строчки, в ячейки B3 и B4. Какое число появится в ячейке B4?

A

B

C

D

1

0

1

1

2

1


3

2

4

3

5

1) 144 2) 300 3) 900 4) 90

  1. На рисунке приведен фрагмент электронной таблицы. Чему будет равно значение ячейки B4, в которую записали формулу =СУММ(A 1: B 2; C 3) ?

A

B

C

D

1

1

2

3

2

4

5

6

3

7

8

8

4

1) 14 2) 15 3) 17 4) 20

  1. В ячейке электронной таблицы С3 записана формула = B 2+$ D $3- E $2 . Какой вид приобретет формула, если ячейку C3 скопировать в ячейку С4?
1) =B3+$G$3-E$2 2) =B3+$D$3-E$3
3) =B3+$D$3-E$2 4) =B3+$D$3-F$2

  1. На рисунке приведен фрагмент электронной таблицы. В ячейку D3 введена формула = B 2+$ B 3-$ A $1 . Какое число появится в ячейке C4, если скопировать в нее формулу из ячейки D3?

A

B

C

D

1

5

10

2

6

12

3

7

14

4

8

16

1) 8 2) 18 3) 21 4) 26

1 Источники заданий:


  1. Демонстрационные варианты ЕГЭ 2004-2011 гг.

  2. Гусева И.Ю. ЕГЭ. Информатика: раздаточный материал тренировочных тестов. - СПб: Тригон, 2009.

  3. Крылов С.С., Ушаков Д.М. ЕГЭ 2010. Информатика. Тематическая рабочая тетрадь. - М.: Экзамен, 2010.

  4. Якушкин П.А., Ушаков Д.М. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2010. Информатика. - М.: Астрель, 2009.

  5. М.Э. Абрамян, С.С. Михалкович, Я.М. Русанова, М.И. Чердынцева. Информатика. ЕГЭ шаг за шагом. – М.: НИИ школьных технологий, 2010.

  6. Чуркина Т.Е. ЕГЭ 2011. Информатика. Тематические тренировочные задания. - М.: Эксмо, 2010.

  7. Якушкин П.А., Лещинер В.Р., Кириенко Д.П. ЕГЭ 2011. Информатика. Типовые тестовые задания. - М.: Экзамен, 2011.

  8. Самылкина Н.Н., Островская Е.М. ЕГЭ 2011. Информатика. Тематические тренировочные задания. - М.: Эксмо, 2010.

http://kpolyakov.narod.ru

Основные типы и форматы данных

В работе с электронными таблицами можно выделить три основных типа данных: числа, текст и формулы.

Числа . Для представления чисел могут использоваться несколько различных форматов (числовой, экспоненциальный, дробный и процентный ). Существуют специальные форматы для хранения дат (например, 25.09.2003) и времени (например, 13:30:55), а также финансовый и денежный форматы (например, 1500,00р.), которые используются при проведении бухгалтерских расчетов.

По умолчанию для представления чисел электронные таблицы используют числовой формат, который отображает два десятичных знака числа после запятой (например, 195,20).

Экспоненциальный формат применяется, если число, содержащее большое количество разрядов, не умещается в ячейке. В этом случае разряды числа представляются с помощью положительных или отрицательных степеней числа 10. Например, числа 2000000 и 0,000002, представленные в экспоненциальном формате как 2 × 10 6 и 2 × 10 -6 , будут записаны в ячейке электронных таблиц в виде 2,00Е+06 и 2,00Е-06.

По умолчанию числа выравниваются в ячейке по правому краю. Это объясняется тем, что при размещении чисел друг под другом (в столбце таблицы) удобно иметь выравнивание по разрядам (единицы под единицами, десятки под десятками и т. д.).

Текст . Текстом в электронных таблицах является последовательность символов, состоящая из букв, цифр и пробелов. Например, последовательность цифр "2004" - это текст. По умолчанию текст выравнивается в ячейке по левому краю. Это объясняется традиционным способом письма (слева направо).

Формулы . Формула должна начинаться со знака равенства и может включать в себя числа, имена ячеек, функции и знаки математических операций. Однако в формулу не может входить текст.

Например, формула =А1+В1 обеспечивает сложение чисел, хранящихся в ячейках А1 и В1, а формула =А1*5 - умножение числа, хранящегося в ячейке А1, на 5. При изменении исходных значений, входящих в формулу, результат пересчитывается немедленно.

В процессе ввода формулы она отображается как в самой ячейке, так и в строке формул (рис. 1.1). После окончания ввода, которое обеспечивается нажатием клавиши {Enter}, в ячейке отображается не сама формула, а результат вычислений по этой формуле.

Для просмотра формулы необходимо выделить ячейку с формулой, в строке формул появится введенная ранее формула. Для редактирования формулы необходимо щелкнуть по ячейке или строке формул и провести редактирование. Для одновременного просмотра всех введенных формул можно задать специальный режим отображения формул, при котором в ячейках отображаются не результаты вычислений, а сами формулы.

Ввод и копирование данных . Ввод в ячейки чисел, текстов и формул производится с помощью клавиатуры.

Ввод в формулы имен ячеек можно осуществлять выделением нужной ячейки с помощью мыши.

Данные можно копировать или перемещать из одних ячеек или диапазонов ячеек в другие ячейки или диапазоны ячеек. В процессе копирования можно вставлять в ячейки не только сами данные, но и формат данных и параметры оформления ячеек (тип границы и цвет заливки).

Для быстрого копирования данных из одной ячейки сразу во все ячейки определенного диапазона используется специальный метод: сначала выделяется ячейка и требуемый диапазон, а затем вводится команда [Заполнитъ-вниз ] (вправо, вверх, влево ).

Контрольные вопросы

1. Какие типы данных могут обрабатываться в электронных таблицах?

2. В каких форматах данные могут быть представлены в электронных таблицах?

1. Задание с кратким ответом. Запишите формулы:

    - сложения чисел, хранящихся в ячейках А1 и В1;
    - вычитания чисел, хранящихся в ячейках A3 и В5;
    - умножения чисел, хранящихся в ячейках С1 и С2;
    - деления чисел, хранящихся в ячейках А10 и В10.

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

В формулах могут использоваться ссылки на адреса ячеек. Существуют два основных типа ссылок: относительные и абсолютные. Различия между относительными и абсолютными ссылками проявляются при копировании формулы из активной ячейки в другие ячейки.

Относительные ссылки . При перемещении или копировании формулы из активной ячейки относительные ссылки автоматически изменяются в зависимости от положения ячейки, в которую скопирована формула. При смещении положения ячейки на одну строку в формуле изменяются на единицу номера строк, а при перемещении на один столбец на одну букву смещаются имена столбцов.

Так, при копировании формулы из активной ячейки С1, содержащей относительные ссылки на ячейки А1 и В1, в ячейку D2 имена столбцов и номера строк в формуле изменятся на один шаг соответственно вправо и вниз. При копировании формулы в ячейку ЕЗ имена столбцов и номера строк в формуле изменятся на два шага соответственно вправо и вниз и т. д. (табл. 1.3).

Таблица 1.3. Относительные ссылки
А В С D Е
1 =A1*B1
2 =B2*C2
3 =C3*D3

Создадим в электронных таблицах фрагмент таблицы умножения. В столбцах А и В разместим числа от 1 до 9, а в столбце С - их произведения.

Для этого введем в ячейки А1 и В1 число 1, в ячейку С1 - формулу =А1*В1, а в ячейки А2 и В2 - формулы =А1+1 и =В1+1 с относительными ссылками. Тогда для заполнения таблицы достаточно будет просто скопировать формулы в нижележащие ячейки (табл. 1.4).

Таблица 1.4. Фрагмент таблицы умножения
А В С
1 1 1 =A1*B1
2 =А1+1 =В1+1 =А2*В2
3 =А2+1 =В2+1 =А3*В3
4 =А3+1 =В3+1 =А4*В4
5 =А4+1 =В4+1 =А5*В5
6 =А5+1 =В5+1 =А6*В6
7 =А6+1 =В6+1 =А7*В7
8 =А7+1 =В7+1 =А8*В8
9 =А8+1 =В8+1 =А9*В9

Абсолютные ссылки . Абсолютные ссылки в формулах используются для указания фиксированного адреса ячейки. При перемещении или копировании формулы абсолютные ссылки не изменяются. В абсолютных ссылках перед неизменяемыми именем столбца и номером строки ставится знак доллара (например, $А$1).

Так, при копировании формулы из активной ячейки С1, содержащей абсолютные ссылки на ячейки $А$1 и $В$1, значения столбцов и строк в формуле не изменятся (табл. 1.5).

Таблица 1.5. Абсолютные ссылки
А В С D Е
1 =$А$1*$В$1
2 =$А$1*$В$1
3 =$А$1*$В$1

В качестве примера использования в формуле абсолютной ссылки рассмотрим пересчет цен из долларов в рубли. Ранее была составлена таблица, содержащая цены устройств компьютера в условных единицах. Для того чтобы вычислить цены устройств в рублях, необходимо умножить цену в условных единицах на величину ее курса к рублю.

Пусть названия устройств размещены в ячейках столбца А, их цены в условных единицах - в ячейках столбца В, цены в рублях будут вычисляться в ячейках столбца С, а значение курса условной единицы к рублю хранится в ячейке Е2. Тогда в ячейку С 2 необходимо ввести формулу =В2*$Е$2, содержащую абсолютную ссылку, и скопировать ее в нижележащие ячейки столбца С (табл. 1.6).

Таблица 1.6. Вычисление цены устройств компьютера в рублях по заданному курсу доллара
А В С D Е
1 Устройство Цена в у.е. Цена в рублях Курс доллара к рублю
2 Системная плата 80 =В2*$Е$2 1 у.е.= 29
3 Процессор 70 =ВЗ*$Е$2
4 Оперативная память 15 =В4*$Е$2
5 Жесткий диск 100 =В5*$Е$2
6 Монитор 200 =В6*$Е$2
7 Дисковод 3,5" 12 =В7*$Е$2
8 Дисковод CD-ROM 30 =В8*$Е$2
9 Корпус 25 =В9*$Е$2
10 Клавиатура 10 =В10*$Е$2
11 Мышь 5 =В11*$Е$2
12 ИТОГО: =СУММ(В2:В11) =СУММ(С2:С11)

Смешанные ссылки . В формуле можно использовать смешанные ссылки, в которых координата столбца относительная, а строки - абсолютная (например, А$1), или, наоборот, координата столбца абсолютная, а строки - относительная (например, $В1) (табл. 1.7).

Таблица 1.7. Смешанные ссылки
А В С D Е
1 =A$1*$B1
2 =B$1*$B2
3 =C$1*$B3

В качестве примера использования в формуле смешанной ссылки можно рассмотреть пересчет цен из условных единиц в рубли по двум курсам (доллара и евро). Пусть в созданной нами таблице цен устройств компьютера в ячейке Е2 хранится курс доллара к рублю, а в ячейке F2 - курс евро к рублю. Тогда в ячейку С2 необходимо ввести формулу =$В2*Е$2, содержащую смешанные ссылки, и скопировать ее в нижележащие ячейки столбца С, а затем - в соседние ячейки столбца D (табл. 1.8).

Таблица 1.8. Вычисление цены устройств компьютера в рублях по заданным курсам доллара и евро
А В С D Е F
1 Устройство Цена в у.е. Цена в рублях Цена в рублях Курсы у.е.
2 Системная плата 80 =$В2*Е$2 =$В2*F$2 28 36
3 Процессор 70 =$В3*Е$2 =$В3*F$2
4 Оперативная память 15 =$В4*Е$2 =$В4*F$2
5 Жесткий диск 100 =$В5*Е$2 =$В5*F$2
6 Монитор 200 =$В6*Е$2 =$В6*F$2
7 Дисковод 3,5" 12 =$В7*Е$2 =$В7*F$2
8 Дисковод CD-ROM 30 =$В8*Е$2 =$В8*F$2
9 Корпус 25 =$В9*Е$2 =$В9*F$2
10 Клавиатура 10 =$В10*Е$2 =$В10*F$2
11 Мышь 5 =$В11*Е$2 =$В11*F$2
12 ИТОГО: =СУММ(В2:В11) =СУММ(С2:С11) =СУММ(D2:D11)

Контрольные вопросы

1. Как изменяется при копировании в ячейку, расположенную в соседнем столбце и строке, формула, содержащая относительные ссылки? Абсолютные ссылки? Смешанные ссылки?

Задания для самостоятельного выполнения

2. Задание с кратким ответом. Какой вид приобретут формулы, хранящиеся в диапазоне ячеек С1:СЗ, при их копировании в диапазон ячеек Е2:Е4?

А В С D Е
1 =A1+B1
2 =$А$1*$В$1
3 =$А1*В$1
4

3. Практическое задание. Проверьте в электронных таблицах правильность ответов на предыдущее задание.

Встроенные функции

Формулы могут включать в себя не только адреса ячеек и знаки арифметических операций, но и функции. Электронные таблицы имеют несколько сотен встроенных функций, которые подразделяются на категории: Математические, Статистические, Финансовые, Дата и время и т. д.

Суммирование. Одной из наиболее часто используемых операций является суммирование значений диапазона ячеек. Для этого необходимо выделить диапазон, причем для ячеек, расположенных в одном столбце или строке, достаточно для вызова функции суммирования чисел СУММ() щелкнуть по кнопке Автосумма å на панели инструментов Стандартная .

Результат суммирования будет записан в ячейку, следующую за последней, ячейкой диапазона в столбце (например, =СУММ(А2:А4)), строке (например, =СУММ(С1:Е1)) или прямоугольном диапазоне ячеек (например, =СУММ(СЗ:Е4)) (рис. 1.2).


Рис. 1.2. Суммирование значений диапазонов ячеек

При суммировании значений ячеек выделенный диапазон можно откорректировать путем перемещения границы диапазона с помощью мыши или введением в формулу адресов ячеек с клавиатуры.

Степенная функция. В математике широко используется степенная функция у = х n , где х - аргумент, a n - показатель степени (например, у = х 2 , у = х 3 и т. д.). Ввод функций в формулы можно осуществлять с помощью клавиатуры или с помощью Мастера функций , который предоставляет пользователю возможность вводить функции с использованием последовательностей диалоговых панелей.

Например, если в ячейке В1 хранится значение аргумента х функции, то вид функции, введенной с клавиатуры (ячейка В2), будет =B1^2, а введенной с помощью мастера функций (ячейка ВЗ) - СТЕПЕНЬ(В1;2) (рис. 1.3).

Таблица значений функции. В электронных таблицах можно не только вычислить значение функции для любого заданного значения аргумента, но и представить функцию в форме таблицы числовых значений аргумента и вычисленных значений функции.

Заполнение таблицы можно существенно ускорить, если использовать операцию Заполнить . Сначала в первую ячейку строки аргументов вводится наименьшее значение аргумента (например, в ячейку В1 вводится число -4), а во вторую ячейку вводится формула, вычисляющая следующее значение аргумента с учетом величины шага аргумента (например, =В1+1). Далее эта формула вводится во все остальные ячейки таблицы с использованием операции Заполнить вправо .

Аналогично, в первую ячейку строки значений функции вводится формула вычисления функции (например, в ячейку В2 вводится формула =В1^2), далее эта формула вводится во все остальные ячейки таблицы с использованием операции Заполнить вправо (табл. 1.9).

Таблица 1.9. Числовое представление квадратичной функции у = х 2
А В С D Е F G H I J
1 x -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4
2 y = x^2 16 9 4 1 0 1 4 9 16

Задания для самостоятельного выполнения

4. Задание с кратким ответом. Какие значения будут получены в ячейках А5, F1 и F4 после суммирования значений различных диапазонов ячеек (см. рис. 1.2)? Проверить в электронных таблицах.

5. Задание с кратким ответом. Какие значения будут получены в ячейках В2 и ВЗ после вычисления значений степенной функции (см. рис. 1.3)? Проверить в электронных таблицах.

6. Задание с кратким ответом. Какие значения будут получены в ячейках В2 и ВЗ после вычисления значений квадратного корня (см. рис. 1.4)? Проверить в электронных таблицах.

7. Практическое задание. Построить таблицу значений функции у = Ö x. на отрезке с шагом 1.