Влияние компьютера на развитие ребенка. Проект «влияния компьютера на психику человека». проблемный вопрос как влияет компьютер на психику человека, и как совместить здоровый образ жизни и работу

Муниципальная Интернет-конференция учащихся

«Мой помощник – компьютер»

Творческая работа

на тему:

Влияние компьютера на психику человека

Выполнил:


ученик 11 класса
МОУ «СОШ р.п. Духовницкое
Саратовской области»

Таланов Денис

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

Ольховатская Нина Петровна

р.п.Духовницкое, 2009 год


Оглавление

Введение ………………………………………………………………………3

1.Положительное влияние компьютера на психику человека……………..5

1.1.Решение конфликтов мирным путём…………………………………….5

1.2.Видеоигры развивают влияние человека………………………………...5

1.3.Интернет помогает лечить депрессию…………………………………...6

1.4.Лечение боли компьютерными играми…………………………………..7

2.Отрицательное влияние компьютера на психику человека………………9

2.1.Мы и интернет……………………………………………………………..9

2.2.Психологические симптомы интернет-зависимых людей……………...13

Заключение…………………………………………………………………….14

Список использованных источников и литературы………………………...15

Введение

В Китае три сотни пациентов прошли лечение в клинике, созданной специально для интернет-зависимых. Породил эту болезнь небывалый экономический рост, который наблюдается в стране последние несколько лет. Нетрудно догадаться, что главными жертвами заболевания, которое долгое время не воспринималось обществом всерьез, становятся подростки. Вся молодые люди, находящиеся на лечении в новой больнице, давно забросили школу, предпочитая сутками играть в компьютерные игры или общаться в чатах.

Интернет-зависимые подростки страдают от депрессий, нервозности, необъяснимых приступов страха. Они часто избегают живого общения, паникуют и пребывают в состоянии беспокойства. Заболевание также сопровождается расстройствами сна.

Медики бьют тревогу - уже давно нередки случаи убийств и самоубийств среди любителей компьютерных игр. Мозг геймера, как недавно доказали немецкие ученые, воспринимает виртуальные приключения за реальность. Иногда игроки настолько погружаются в онлайновую жизнь, что происходят трагические события.

Прежде всего, необходимо сразу сказать, что речь идет о многочасовом сидении за компьютером . Второе, мы имеем в виду людей, которые проводят свое время в чатах, форумах, за играми, а не занимаются работой в интернете (сбором информации и т.п.). Кстати, они составляют около 90% от всех "долгосидящих" в сети. Отсюда следует третье положение: портрет этой аудитории. Собственно он-то и является основополагающей причиной подобного времяпрепровождения, с вытекающими из этого последствиями. Людям, проживающим свою жизнь в интернете, зачастую необходима социальная поддержка, у них большие трудности в общении, они испытывают неудовлетворенность, низкую самооценку, закомплексованность, застенчивость и т.п. Все эти проблемы "решает" Интернет! Интернет как будто говорит им: "Идите в чат, представляйтесь кем угодно, удовлетворяйте любые свои желания и ничего не бойтесь!" И люди спешат уйти в безопасную для них среду, ни к чему не обязывающую жизнь. Таким образом, они, во-первых, усугубляют те свои черты характера, от которых хотели бы избавиться, а также приобретают новые: уход от реальности посредством изменения своего психического состояния, виртуально изменяя свой пол, возраст... Безусловно, постепенно такой образ жизни, образ мысли, пропитывает все уровни их жизни. Человек начинает действовать и думать по-другому. Он по-другому решает бытовые вопросы, семейные, личные, профессиональные, партнерские и т.д.

2.2. Психологические симптомы интернет-зависимых людей.

Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска интернет-зависимых людей:


  • хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

  • невозможность остановиться;

  • увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

  • пренебрежение семьей и друзьями;

  • ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;

  • ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности ;

  • проблемы с работой или учебой.
Опасными сигналами являются также:

  • навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

  • предвкушение следующего сеанса он-лайн;

  • увеличение времени, проводимого он-лайн;

  • увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.
Собственно все эти симптомы вы встретите у людей с любой другой зависимостью, будь то алкоголь, наркотики или работа. Со временем, если не предпринять никаких мер, состояние зависимых усугубляется, превращаясь в манию. Испытывая эйфорию за компьютером, они одновременно культивируют в себе неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, самоизоляцию, потерю всяких привычных ценностей, потерю внутренних ориентиров, наплевательское отношение к близким. Кстати сказать, огромное заблуждение многих людей, живущих с пьющими или интернетозависимыми родственниками, в том, что вышеперечисленные качества они воспринимают на свой личный счет, пытаясь призвать "зависимого" человека к этическим нормам. заблуждение.

Заключение

Если взрослые люди более или менее осознанно делают свой выбор, то мы, дети, зачастую становимся заложниками образа жизни своих родителей. К сожалению, помимо подстерегающей нас компьютеромании существует ряд побочных эффектов от долгого общения с компьютером. Ведь мы быстро приспосабливаемся к окружающему миру, и к миру компьютеров тоже. Многие изменения можно не заметить сразу, "невооруженным глазом". Например, это может отражаться на эмоциональном плане, может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия. Другое наблюдение – мои ровесники перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.

Интернет станет величайшей иллюзией XXI века. Виртуальный мир более комфортен и стабилен для современного человека: он открыт для всех и найдет место каждому, независимо от пола, внешности, расы или сексуальной ориентации, потому что в интернете человек сам создает себе и пол, и внешность, и расу, и ориентацию. Единственная проблема, связанная с ним - это трудности возвращения в реальный мир. Но и она в скором времени будет решена: чудовищные темпы развития компьютерных технологий приведут к тому, что для реальной жизни просто не останется места.

Список использованных источников и литературы
1.gopher://gopher.ed.gou.

2.Джексон Тим Intel: взгляд изнутри, «Риф», М.,2007г.,300с.

3.Журнал «Игромания» №8, 2007г.,240с.

4.Журнал «Навигатор игрового мира» №9, 2003г.,160с.

5. Журнал «Шпиль» № 11/12, 2003г.,65с.

6.Крутьков Н. Информатика здоровья и долголетия. Том 13. «Просвещение», М.,2002г.,420с.

Многие родители убеждены, что компьютер дошкольнику или младшему школьнику нужен только для развлечений. Отчасти они правы: компьютер глазами детей действительно представляет собой невероятно притягательную и увлекательную игрушку. Однако не стоит забывать, что малыши познают мир именно через игру и чем разнообразнее будут игры, тем большую пользу они принесут.

Сегодня существует масса развивающих игр и программ для детей разных возрастов, которые позволяют в игровой форме научить ребенка различать цвета и фигуры, выучить времена года и названия предметов, научится читать и считать. Вот что говорит об этом одна из наших постоянных читательниц Юля, мама 3-х летнего малыша:

Я считаю что компьютеры и планшеты спасение родителей. ☺ Ребенок занят, ребенок развивается. Например, мы уже выучили геометрические фигуры и цвета благодаря приложению на планшете. » «

В то же время, нельзя отрицать и негативное воздействие компьютеров, чрезмерное увлечение которыми может спровоцировать проблемы со здоровьем, трудности в социализации и развитие у ребенка игровой зависимости.

Ребенок изучает компьютер

Современные дети знакомятся с компьютером в возрасте 3-4 лет, а уже к 7 годам ребенок становиться настоящим «асом», который способен научить менее «продвинутых» родственников различным компьютерным трюкам. Главная задача родителей контролировать и направлять этот процесс, подбирая для ребенка только полезные игры и программы, способствующие развитию интеллекта.

Влияние компьютера на интеллект ребенка

Наиболее полезны для детей младшего и старшего дошкольного возраста специальные развивающие и обучающие игры. К ним относятся:

  • графические редакторы, включая простейшие «рисовалки» и «раскраски»;
  • музыкальные редакторы, особенно специальные приложения для планшетов;
  • пазлы, от самых простых на 1-2 элемента для детей от 3 лет, до сложных, собирать которые будет интересно и детям и взрослым;
  • картинки-презентации с текстовым и звуковым сопровождением, например популярные карточки Домана;
  • интерактивные детские энциклопедии;
  • логические игры-головоломки, к примеру, классический тетрис.

Такие игры стимулируют развитие ребенка, в частности развивают мелкую моторику и зрительно-моторную координацию, память и логику, внимание и скорость реакции. Кроме того, игры значительно облегчают процесс обучения и служат для подготовки ребенка к жизни в информационном обществе.

Естественно это не значит, что годовалому малышу можно вручить планшет или усадить его перед монитором на целый день и посчитать свой педагогический долг исполненным. Для полноценного развития ребенку нужно общение с родителями и сверстниками, подвижные игры на свежем воздухе и «обычные» игрушки: пирамидки, мячики, машинки и куклы. Общение же с компьютером для дошкольников должно ограничиваться 10-15 минутами, а для младших школьников 20-30 минутами не более 2 раз в день и с перерывами между «сеансами» не менее 2-3 часов.

Чрезмерное увлечение детей компьютером вместо ожидаемой пользы может принести значительный вред. К примеру, замена живого общения и игр с родителями и сверстниками даже самими лучшими развивающими программами приводят к нарушениям физического и интеллектуального развития ребенка. В частности, только за последний год количество детей с задержкой речевого развития увеличилось на 40%, детей с задержкой психоречевого развития на 20%. И педиатры связывают эти цифры именно с «компьютеризацией» нашей жизни.

Как компьютер влияет на здоровье ребенка?

Компьютер негативно влияет на ребенка, если малыш проводит перед монитором слишком много времени. Причем, в первую очередь страдают зрение и психика малыша. Также долгие игры на компьютере вызывают переутомление и могут спровоцировать головные боли, а неправильная поза или неудобное рабочее место приводят к сколиозу, болям в спине, пояснице, плечах и шее. Чтобы не быть голословными, остановимся на этих аспектах подробнее.

Высокая яркость и мерцание монитора компьютера, а также необходимость постоянно фокусировать взгляд в одном направлении и на одном расстоянии, вызывают быстрое утомление глазных мышц. А регулярное переутомление глазных мышц приводит к потере остроты зрения и может вызвать развитие близорукости.

Кроме того, в норме человек моргает около 20-25 раз в минуту, а при работе за компьютером частота морганий снижается до 1-2 раз в минуту. Снижение частоты морганий приводит к пересыханию слизистой оболочки глаз – в результате появляются такие неприятные симптомы как жжение в глазах, покраснение глаз, ощущение «песка» под веками.

Для того, чтобы уменьшить негативное влияние компьютера на зрение ребенка необходимо:

  • ограничить время непрерывной работы перед монитором 10-20 минутами для дошкольников и 20-30 минутами для школьников;
  • сразу после работы за компьютером ребенку следует умыться чистой прохладной водой, а затем сделать специальную гимнастику для глаз;
  • во время отдыха от компьютера ребенку следует предложить занятия, не вызывающие напряжения зрения. В идеале подвижные игры на свежем воздухе или любая физическая активность, а вот от чтения или просмотра телевизора лучше отказаться;
  • следите, чтобы монитор компьютера не отражал свет от источников естественного или искусственного освещения в комнате. Блики на мониторе провоцируют дополнительную нагрузку глазных мышц.

Обратите внимание : Чем качественнее монитор, чем выше его разрешение и четкость изображения – тем меньший вред он оказывает на зрение. Наиболее безопасны современные мониторы со специальным антибликовым покрытием.

Влияние компьютера на осанку ребенка

Строго говоря, негативное влияние на осанку ребенка оказывает не сам компьютер, а неправильная поза ребенка во время работы на нем. Особенно негативно этот фактор сказывается на здоровье позвоночника, если ребенок проводит за монитором по несколько часов в день и не уделяет достаточно времени физической активности и спорту.

Если ребенок сидит перед компьютером, развалившись в кресле, или напротив постоянно ссутулится и нагибается вперед, его позвоночник деформируется. Это в свою очередь приводит к болям в спине, головным болям, неправильному формированию позвоночника и развитию сколиоза.

Правильная поза при работе на компьютере выглядит так:


Обратите внимание : Минимизировать нагрузку на позвоночник и обеспечить правильную позу ребенка при работе на компьютере поможет тщательно оборудованное рабочее место. При этом привычная «взрослая» офисная мебель принесет больше вреда, чем пользы: мебель должна соответствовать росту ребенка.

Главная опасность виртуального мира для детской психики заключается в том, что ребенок отождествляет себя с героем компьютерной игры. Хорошо, если это «мирный» герой развивающей игры, который печет пироги, лечит животных или разводит цветы. Но ведь такие игры детям быстро надоедают: мальчишки предпочитают видеть себя спасителем мира, бесстрашно уничтожающим пришельцев или монстров, девчонок привлекают виртуальные симуляторы модельного и шоу-бизнеса. Увлечение подобными играми приводят к искаженному восприятию реальности ребенком: агрессивное поведение, физическое насилие и даже убийство перестают быть в глазах детей чем-то страшным.

Слишком динамичные игры, такие как симуляторы автомобильных гонок, возбуждают нервную систему ребенка и вызывают быстрое переутомление. В результате нарушается сон и аппетит, появляется раздражительность и агрессия, снижается концентрация внимания и способность к обучению.

Поэтому для дошкольников и детей младшего школьного возраста под абсолютным запретам находятся все «взрослые» игры с элементами агрессии и слишком динамичные игры, включая аркады и симуляторы. Такие игры оказывают негативное воздействие на психику малыша.

Обратите внимание: Для того чтобы родителям было проще подбирать игры для ребенка, созданы специальные рейтинги игр, например, в Европе используется Pan European Game Information (PEGI). Этот рейтинг состоит из двух частей: возрастного ограничения и краткого описания содержания в виде логотипа-предупреждения. PEGI разделяет игры на 5 возрастных категорий: 3+, 7+, 12+, 16+ и 18+. В России подобная система носит название РСВР – Российская Система Возрастных Рейтингов, согласно которой возрастные категории распределяются следующим образом: 0+, 6+, 12+, 16+ и 18+. Игры из первой категории подойдут для самых маленьких пользователей, игры из последней, соответственно, предназначены только для взрослых.

Вместе с тем, не следует забывать, что гораздо опаснее любых компьютерных игр для детской психики оказывается нездоровая атмосфера в семье, конфликты в детском саду или школе. Именно эти факторы часто и формируют игровую зависимость, побуждают ребенка «сбежать» от проблем в виртуальный мир.

Влияние компьютера на половое воспитание

Интернет сделал доступной практически любую информацию, включая и содержание так называемых «сайтов для взрослых». Естественно, задача родителей оградить ребенка от посещения подобных ресурсов, ведь информация, представленная на них, мягко говоря, не предназначена для юных пользователей и способна нанести непоправимый вред нежной детской психике и дальнейшему половому развитию.

Самый простой способ – установить функцию «родительский контроль» с высоким уровнем фильтрации в настройках антивируса. Таким образом, вы обезопасите домашний компьютер и мобильные устройства с выходом в интернет, но не получите 100% гарантии, что ребенок не ознакомиться с запретными сайтами при помощи компьютера друзей. Именно поэтому важно, чтобы о естественных сексуальных отношениях между мужчиной и женщиной услышал от вас.

В век информационных технологий родителям следует уделять особое внимание половому воспитанию детей, подробно и корректно отвечая на их вопросы, не прикрываясь историями о капусте или аисте. Ваша задача – завоевать доверие ребенка, что бы со всеми пикантными вопросами он обращался к вам, а не к поисковой системе.

Именно вы должны объяснить ему, что секс это естественно и прекрасно, однако, только в том случае, когда он является одним из способов выражения любви между взрослыми людьми. Особенно важно подчеркнуть – что это относится только к взрослым людям. В мягкой форме предупредите об опасностях ранней половой жизни и не забудьте подробно рассказать о средствах предохранения.

Резюме

Запомните: компьютер может стать надежным помощником вашего ребенка, облегчить и разнообразить процесс обучения. Однако чрезмерное увлечение им может быть опасно как для физического, так и для психического развития ребенка. Ваша задача – обучить ребенка азам компьютерной грамотности и основным правилам безопасного использования техники.



Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)

С постоянным развитием компьютерных технологий растет как число людей, активно использующих компьютер в рабочих целях, так и чрезмерно увлекающихся компьютерными играми и использованием Интернета, так называемых компьютерных аддиктов (под термином «аддикт» следует понимать зависимых пользователей) . Как и всему новаторскому, влиянию новых технологий в большей степени подвержено молодое поколение (10-30 лет).

В западных странах существует официальный термин «патологическое использование компьютера». В настоящее время этот термин употребляется для той категории лиц, которая патологически использует компьютер, включая виды использования, не относящиеся к социальным потребностям. Хотя существование психологической зависимости от компьютерных игр и использования Интернета все еще вызывает сомнения, как у специалистов, так и самих людей, увлекающихся современными компьютерными технологиями.

Главным образом, зависимость от современных компьютерных технологий выражается в двух основных формах:

  • 1. Интернет-зависимость (интернет-аддикция)
  • 2. Чрезмерная увлеченность компьютерными играми.

У этих двух форм есть как общие черты, так и отличия.

Термин «интернет-зависимость» еще в 1996 г. предложил

доктор А. Голдберг для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернета. Он исходил из предположения о том, что у человека может развиваться психологическая зависимость не только от внешних факторов, но и от собственных действий и эмоций. Предложенные им диагностические критерии расстройства в целом соответствуют критериям психических болезней по классификации DSM для нехимических зависимостей:

  • 1. Использование компьютера вызывает дистресс.
  • 2. Использование компьютера причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, семейному, экономическому или социальному статусу.

Интернет-зависимость (Cyber Disorder) вошла в американскую классификацию DSM-V на равных с другими нехимическими аддикциями - гэмблингом, любовными, сексуальными аддикциями, работоголизмом.

Также Л. Голдберг характеризует интернет-зависимость как «оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности».

Основные источники притягательности Интернета для ухода от реальности:

  • - возможность анонимного общения;
  • - возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы «Я»; вербализация представлений и/или фантазий, не возможных для реализации в обычном мире, например киберсекс, ролевые игры, чаты и т. д.);
  • - чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям (здесь важно отмстить, что нет необходимости удерживать собеседника, так как в любой момент можно найти нового);
  • - неограниченный доступ к информации («информационный вампиризм») (занимает последнее место в списке, так как в основном опасность стать зависимым от Всемирной паутины подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются чуть ли не, а иногда и единственным средством общения: 90 % - зависимы от общения, 10 % - зависимы от информации).

Если сравнивать интернет-зависимость с другими видами зависимостей, то между ними можно обнаружить много общего. Ряд авторов считает, что существует так называемый зависимый тип личности, и люди, имеющие черты данного типа, попадают в группу риска в отношении злоупотребления вредными веществами, психологической зависимости от другого человека, зависимости от еды, интернет-зависимости. Этими чертами являются крайняя несамостоятельность, неумение отказать, сказать «нет» (то, что в народе называют слабой волей) из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, нежелание брать на себя ответственность и принимать решения и, как следствие, сильное подчинение значимым людям. Все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решения.

Впервые научный подход к изучению феномена «Интернет- зависимости» продемонстрировала Кимберли Янг , разместившая на одном из сайтов Интернета оригинальный текст для выявления интернет-зависимых лиц. Согласно исследованиям К. Янг опасными сигналами (предвестниками интернет-зависимости) являются:

  • 1) навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
  • 2) предвкушение следующего сеанса онлайн;
  • 3) увеличение времени, проводимого онлайн;
  • 4) увеличение количества денег, расходуемых онлайн.

Также К. Янг выделила в процессе исследования основные пять типов интернет-зависимости:

  • киберсексуалъная зависимость - непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом;
  • пристрастие к виртуальным знакомствам - избыточность знакомых и друзей в Сети, постоянные новые знакомства;
  • навязчивая потребность в Сети - игра в онлайновые азартные игры (разновидность гемблинга), постоянные покупки или участие в разнообразных обсуждениях на форумах;
  • информационная перегрузка - затянувшиеся путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам;
  • игровая зависимость - навязчивая игра в онлайновые компьютерные игры.

Адаптированный текст К. Янг использовался и российскими исследователями (А.Е. Войскунский, М.С. Иванов, Е.А. Корнеева и др.), которые получили более 600 анкет, из которых 570 было принято к обработке. Из них: 196 - женщин, 374 - мужчин. Возраст опрошенных от 12 до 47 лет, средний возраст анкетируемых оставил 23 года. 49 % имеют высшее образование, 20 % - средне- специатыюе, 15 % - незаконченное высшее. 32 % респондентов продолжают образование. 78 % используют Интернет для работы, остальные 22 % исключительно для отдыха и развлечения. В результате изучения полученных данных было выявлено, что распространенность интернет-зависимости составляет примерно 2 %, причем более подвержены ей гуманитарии и люди, не имеющие высшего образования, нежели специалисты по компьютерным сетям. Среди подверженных зависимости преобладают мужчины (67 %) (по данным английских исследователей пол роли не играет). Скорее всего, это связано с тем, что в российском Интернете в настоящее женщин меньше. Также подтвердились данные о том, что сравнительно часто среди лиц, страдающих интернет-зависимостью, встречаются злоупотребляющие алкоголем, патологические игроки и т. д. Стаж пребывания в сети Интернет у зависимых в среднем более 2-х лет, однако наблюдается значительное количество опрошенных, набравших по тест> г К. Янг «пограничное» количество баллов со стажем менее года. Здесь можно предполагать скорее, не предрасположенность к зависимости, а увлечение новой «игрушкой».

По мнению К. Янг, будучи включенными в виртуальную группу, интернет-зависимые пользователи становятся способными принимать больший эмоциональный риск путем высказывания противоречащих мнению других людей суждений - о религии, абортах и т. п., то есть они оказываются способными отстаивать свою точку зрения, говорить «нет», в меньшей степени боясь оценки и отвержения окружающих, чем в реальной жизни. В киберпространстве можно выражать свое мнение без страха отвержения, конфронтации или осуждения потому, что другие люди являются менее досягаемыми, и потому, что личность самого коммуникатора может быть замаскирована.

Сложившаяся практика и опыт убеждают в том, что чрезмерное влечение к общению в Интернете крайне негативно влияет на личность пациента и его социальное общение. Остановимся на основных симптомах, тесно связанных между собой, доставляющих неудобство тем, кто большую часть времени проводит в обществе компьютера.

Психологические симптомы:

S хорошее самочувствие или эйфория при работе за компьютером;

S отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером, невозможность остановиться;

S эмоциональная неустойчивость;

S пренебрежение семьей и друзьями;

S появление чувства раздражения, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером;

S снижение самооценки.

Физические симптомы:

S синдром карпального (запястного) канала (туннельное поражение нервных стволов запястья, связанное с длительным перенапряжением мышц);

S сухость в глазах;

S головные боли по типу мигрени;

S боли в спине;

S нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

S пренебрежение личной гигиеной;

S расстройства сна, изменение режима сна.

Социальные симптомы:

S возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в колледже или на работе;

S проблемы экономические, так как много денег приходится платить за такое удовольствие;

S проблемы с правоохранительными органами при совершении правонарушений для добычи денег;

S пренебрежение личной гигиеной, неряшливость.

Духовные симптомы, среди которых основными являются потеря смысла реальной жизни - жизнь становится ненужной, пустой, лишенной всякого смысла, что приводит к духовному обнищанию, духовной смерти.

Очевидно, что эта плата за овладение современными возможностями связи людей между собой, другая сторона цивилизации, лишившая нас чего-то невидимого, но столь ценного - неспешной переписки вместо электронной почты, тишины библиотек вместо адаптированных файлов, прогулок с друзьями вместо ожидания «дешевого» ночного времени связи, и еще многого. Не слишком ли дорогая цена?

Патологическое использование компьютера, возможно не так опасно в своем влиянии на человека, как. например, алкоголизм или наркомания (химические зависимости). Однако очевидно, что компьютерная аддикция все же влияет на личность человека.

  • Голдберг Айвен Кеннет - американский психиатр и психофармакологв 1995 г. предложил термин интертен-зависимость (Internet Addiction Disorder),вкладывая в него не медицинский смысл, а поведение со сниженным уровнемсамоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь.
  • Кимберли С. Янг - профессор психологии Питсбургского университета в Брэтфорде, автор книги «Caught in the Net» («Пойманные в Сеть»), основатель Центра помощи людям, страдающим интернет-зависимостью.

Компьютеры ворвались в нашу жизнь подобно вихрю. В школах появились компьютерные учебники, учителя вместе с учениками учатся работать с Интернетом, все читают электронные газеты и смотрят цифровое видео, сидят в чатах и ведут переписку по электронной почте. Мы чувствуем, что стоим на пороге новой эпохи, и не совсем понимаем – каким же будет этот мир, мир, преображённый компьютерными технологиями. Большинство родителей относятся к наличию домашнего компьютера негативно, потому что в 90 % случаев компьютер используется как игрушка. Дети зачарованно играют в компьютерные игры, не занимаясь уроками, поручениями родителей по дому. Естественно, что в этой ситуации время, проведённое ребёнком за компьютером, кажется родителям бесцельно потраченным, а уже вопрос о том, что компьютер вредит здоровью, для родителей очень болезненный.

Я хочу рассказать о том влиянии компьютера, которое напрямую связанно с нашей психикой. И если зрение, слух могут испортиться посредством клавиатуры «мыши» или монитора, то на психику в первую очередь влияют более, так сказать, виртуальные вещи – игры и Интернет. Это то, что затягивает, то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие больше не представляют своей жизни – это маниакальная зависимость от Интернета или от игр. Если угодно, интернето-мания, игро-мания.

Компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству.

Как же положительно влияет компьютер на психику человека? Согласно статистике, собранной американскими аналитиками, каждый третий учащийся начальной школы жалуется на негативное отношение и издательство со стороны сверстников. По мнению педагогов, бороться с агрессией нужно именно в этом возрасте, поскольку после окончательного формирования личности повлиять на поведение человека будет очень сложно. Компьютерную игру под названием хорошая школа, в которой действуют мирные законы. В этой игре с анимированными персонажами и «ожившими» предметами детям предлагается находить выход из конфликтных ситуаций, выбирая один из четырёх возможных вариантов развития событий.

Последнее исследование работы мозга геймера показало, что, помимо всего негативного, что несут в себе видеоигры, их влияние может быть ещё положительным. В ходе эксперимента установлено, что визуальное восприятие окружающего мира у поклонников видеоигр развито значительно лучше, нежели у людей, которые не играют вовсе. Добровольцам было предложено окунуться в мир видеоигр на шесть дней и играть, по меньшей мере, по два часа в сутки. Результаты эксперимента доказали, что неусыпная бдительность геймеров в процессе игры способствует развитию внимания не только в виртуальном пространстве, но и в реальной жизни.

Погружение в Интернет может быть не менее эффективно, чем посещение психотерапевта. Данный факт утверждают исследователи, протестировав специально созданную терапевтическую программу, которую можно также самостоятельно пройти через Интернет. Кроме того, индивидуальное прохождение программы в сети оказалось более эффективным, чем групповая терапия.

Инициаторы исследования рекомендуют интернет- терапию в качестве дополнительного или альтернативного метода лечения депрессивных состояний легкой и средней степени. В исследовании приняли участие 117 добровольцев с диагнозом легкой и средней депрессии. За состоянием проходивших интернет-терапию наблюдали в течение шести месяцев. Терапия, построенная по принципу «сделай сам», состоит из 89 страниц текста. В них включены упражнения, направленные на «починку» восприятия, улучшение сна и физического здоровья. Результаты исследований показали, что участники эксперимента полностью вышли из депрессивного состояния.

Компьютерные игры, использующие технологию VR (виртуальная реальность), можно назначать детям с тяжёлыми ожогами как дополнительное болеутоляющее средство. Австралийские медики считают, что погружение в мир монстров и пришельцев помогает побороть боль у таких пациентов.

Семи обожженным в возрасте от 5 до 18 лет предлагалось играть в виртуальные игры во время длительной процедуры смены повязок. При этом дети, которым давались и традиционные обезболивающие, гораздо легче переносили перевязку.

Медики объясняют подобный эффект тем, что дети, переключаясь на переживания внутри игры, перестают концентрироваться на собственных болевых ощущениях.

А теперь посмотрим на отрицательные стороны компьютерной зависимости. Для современного человека доступность к всевозможным интернет-ресурсам уже давно является одним из показателей качества жизни. Действительно, простота и скорость получения необходимой информации через всемирную сеть несравнима ни с чем другим. Школьник и студент 21 века с трудом теперь представляют себе, что такое каталог районной библиотеки: огромное количество виртуальных библиотек раз и навсегда решило эту проблему. Найдётся всё: от античных драм Еврипида до фан-фиков про Гарри Поттера. Однако чтение с экрана компьютера не только не прибавляет здоровья, но и не обеспечивает прочного запоминания материала: как ни странно, при таком чтении больше рассеивается внимание, снижается сосредоточенность.

Другая проблема, связанная с информацией, получаемой посредством Интернета, состоит в том, что она зачастую не проверена, а порой и вредна. Потому как управляет компьютером человек, а людям, как известно, свойственно ошибаться. Особенно рискуют любители получать советы в форуме или на on-line консультации. Так, одна молодая девушка поделилась с подругами по косметическому форуму секретом лечения волос с помощью репейного масла, забыв, правда, упомянуть о том, что смывается оно в лучшем случае стиральным порошком.

Психологи обнаружили заболевание – маниакально-депрессивную зависимость от виртуального мира глобальных сетей. Воспалённые, покрасневшие глаза, высокая степнь нервного и физического истощения, слезоточивость, зевота – вот лишь некоторые симптомы новой болезни. «Сетеголики», так их называют, испытывают страстное желание вновь и вновь погружаться в мир виртуальной реальности и подолгу не выходить из него.

Кроме «сетемании», в последнее время во весь голос заявляет о себе и другая болезнь с подобными симптомами, но к которым добавляются нервное и физическое возбуждение. Это «игромания». Вот, например, отрывок из письма в редакцию одного популярного московского компьютерного журнала в ответ на публикацию кодов отладки новой трёхмерной «леталки»: «Это потрясающе! С этой игрушкой легко и надолго забываешь о работе, жене и детях! Когда жена уехала в командировку, я так заигрался, что забыл забрать дочь из школы…». Вряд ли эти строки принадлежат серьёзному человеку со здоровой психикой. Но особенно синдрому игромании подвержены подростки. Они могут всерьёз ассоциировать себя с виртуальными «дюками» и «думами» и болезненно переживать их неудачи. В мире жестоких «стрелялок» «мочилок» и «бродилок» очень трудно расти человеку с нормальной психикой.

Интернет-зависимые подростки страдают от депрессии, нервозности, необъяснимых приступов страха. Медики бьют тревогу – уже давно нередки случаи убийств и самоубийств среди любителей компьютерных игр. Интернет как будто говорит им: «Идите в чат, представляйтесь кем угодно, удовлетворяйте любые свои желания и ничего не бойтесь!».

Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска интернет-зависимых людей:

Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

Невозможность остановиться;

Увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

Пренебрежение семьёй и друзьями;

Ощущение пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером, и так далее.

Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.

Интернет станет величайшей иллюзией 21 века. Виртуальный мир более комфортен и стабилен для современного человека: он открыт для всех и найдёт место каждому, независимо от пола, внешности, расы или сексуальной ориентации, потому что в интернете человек сам создаёт себе и пол, и внешность, и расу, и ориентацию. Единственная проблема, связанная с ним – это трудности возращения в реальный мир. Но и она в скорой времени будет решена: чудовищные темпы развития компьютерных технологий приведут к тому, что для реальной жизни просто не останется места.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29


АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ В последние годы человечество столкнулось с глобальной компьютеризацией всех видов человеческой деятельности. Персональный компьютер стал нашим спутником и дома. Без компьютера не обходятся и дети. ГИПОТЕЗА Сейчас прожить без компьютера практически невозможно. Интернет, чаты, форумы - эти слова давно и прочно вошли в нашу жизнь. Но вместе с ними в нашу жизнь вошли и такие новые понятия как «Интернет- зависимость», «игромания». Увеличилось число людей, больных «типично компьютерными» болезнями - ухудшением зрения, искривлением позвоночника и другими неприятными заболеваниями. Но всё же компьютер приносит не одни беды, иногда он очень помогает, и мы хотим показать «обе стороны медали».


Главным образом выражается в двух основных формах: интернет - зависимость (интернет - аддикция) чрезмерная увлеченность компьютерными играми. Общими чертами компьютерной зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой: Психологические симптомы: хорошее самочувствие или эйфория за компьютером; невозможность остановиться; увеличение количества времени, проводимого за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями; ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером; ложь членам семьи о своей деятельности; проблемы с работой или учебой. Физические симптомы: сухость в глазах; головные боли по типу мигрени; боли в спине; нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; пренебрежение личной гигиеной; расстройства сна, изменение режима сна. ЗАВИСИМОСТЬ ОТ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


ТЕРМИН «ИНТЕРНЕТ – ЗАВИСИМОСТЬ» предложил доктор Айвен Голдберг в 1996 году для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернет. Он исходил из предположения о том, что у человека может развиваться психологическая зависимость не только от внешних факторов, но и от собственных действий и эмоций. Впервые научный подход к изучению феномена «интернет-зависисости» продемонстрировала Кимберли Янг в 1996 году, разместившая на одном из сайтов интернета оригинальный тест для выявления интернет-зависимых лиц. Согласно исследованиям Кимберли Янг опасными сигналами (предвестниками интернет зависимости) являются: навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту; предвкушение следующего сеанса он-лайн; увеличение времени, проводимого он-лайн; увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.


ЗАВИСИМОСТЬ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР Игровые аддикты испытывают устойчивую потребность в игре. Аддикты постоянно находятся в состоянии сниженного настроения в реальном мире, что подтверждается высокой тревожностью и депрессией. Что происходит с ними во время игры более менее объективно выявить сложно, так как любое отвлечение от игры – это выход из виртуальной реальности. В процессе игры их настроение существенно улучшается, присутствуют положительные эмоции. Положительные эмоции, сопровождающиеся подъемом настроения, Но после игры, т.е. после выхода из виртуального мира настроение снова ухудшается, быстро возвращаясь на исходный уровень, оставаясь на нем до следующего «вхождения» в виртуальный мир. Большинство аддиктов – люди, имеющие ряд семейных проблем, проблемы на работе, учебе. Поэтому для игрового аддикта реальный мир скучен, неинтересен и полон опасностей. Вследствие этого человек пытается жить в другом мире – виртуальном, где все дозволено, где он устанавливает правила игры. Логично предположить, что выход из виртуальной реальности болезненен для аддикта – он вновь сталкивается с ненавистной для него реальностью, что и вызывает снижение настроения и активности, ощущение ухудшения самочувствия.


ПСИХОЛОГИЯ ГЕЙМЕРА "Геймерами" называют людей, которые используют компьютер в большей степени только ради игр. Многочисленные исследования показывают геймеры крайне редко смотрят телевизор и почти не читают газет и журналов. Аудитория геймеров далеко не малочисленна. Ядро составляют люди в возрасте от 20 до 44 лет.Второй по численности группой геймеров является молодежь в возрасте от 10 до 19 лет. Исследования показали, что 44% игроков имеют высшее образование.


В КАКИЕ ИГРЫ ИГРАЮТ ПОДРОСТКИ? Условно всю совокупность игр можно разбить на несколько основных видов. Наиболее распространенными видами являются 3D Action (обычно это всевозможные "бродилки", "мочилки", "леталки", "гонки") и Logic ("аркады", "квесты", "стратегии"). Вообще-то, игровых стилей намного больше, но 3D Action и Logic являются наиболее яркими и любимыми. Любой игровой стиль по-своему интересен и развивает определенное мышление игрока. Первоначальный смысл игр заключался в своеобразном отдыхе от монотонной будничной жизни. Но иногда этот отдых перерастает в психологическую зависимость от компьютера. На научной конференции в Голландии, посвященной компьютерным играм, ученые отметили, что у геймеров наблюдается повышенная активность в тех же зонах мозга, что у наркоманов и алкоголиков.


Компьютерные игры, использующие технологию VR (виртуальная реальность), можно назначать детям с тяжелыми ожогами как дополнительное болеутоляющее средство, сообщает BBC News. Австралийские медики из госпиталя Аделаиды считают, что погружение в мир монстров и пришельцев помогает побороть боль у таких пациентов. Семи обожженным в возрасте от 5 до 18 лет предлагалось играть в VR-игры во время длительной процедуры смены повязок. При этом дети, которым давались и традиционные обезболивающие, гораздо легче переносили перевязку. В качестве "игрового" обезболивания использовались закрепленные на голове два миниатюрных компьютерных экрана и специальный сенсор, который позволял детям двигаться внутри виртуального мира и отстреливать монстров. Медики объясняют подобный эффект тем, что дети, переключаясь на переживания внутри игры, перестают концентрироваться на собственных болевых ощущениях. Исследователи считают, что можно подобрать игры, которые будут максимально эффективны в той или иной возрастной группе. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ, КАК БОЛЕУТОЛЯЮЩЕЕ СРЕДСТВО


Федеральная посредническая служба Соединенных Штатов предлагает расширить стандартную обучающую программу младших классов специальным курсом, который поможет научить детей решать конфликты мирным путем. Согласно статистике, собранной американскими аналитиками, каждый третий учащийся начальной школы жалуется на негативное отношение и издевательства со стороны сверстников. В качестве основного элемента нового обучающего курса предлагается использовать компьютерную игру под названием «Хорошая школа, в которой действуют мирные законы». В этой игре с анимированными персонажами и "ожившими" предметами детям предлагается находить выходы из конфликтных ситуаций, выбирая один из четырех возможных вариантов развития событий. После того, как ребенок сделает свой выбор, ему демонстрируются последствия принятого решения. В настоящее время игра Cool School: Where Peace Rules является экспериментальным проектом. Однако Федеральная посредническая служба США уже ищет частных инвесторов для того, чтобы распространить игру во всех школах страны. РЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ МИРНЫМ ПУТЕМ


СОЦИОЛОГИ СОСТАВИЛИ ПОРТРЕТ ТИПИЧНОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ИНТЕРНЕТА Согласно опросу, проведенному в 14 странах мира, портрет типичного "обитателя" Сети везде примерно одинаков. Он много читает книг, больше времени уделяет общественной жизни, нежели "неподключенные" соратники, и проводит перед телевизором не более пяти часов в неделю. Подмечено также, что за компьютером больше проводят времени мужчины, чем женщины. Хотя и здесь есть свои исключения. Например, в Тайване представители обоих полов в почти равной степени проводят время в интернете (25% мужчин и 23,5% женщин). Лидерство в сфере общения в интернете принадлежит Китаю. Именно китайцы больше всех обсуждают со своими коллегами в различных форумах и чатах политические темы, хобби или вопросы религии.


ТЕСТ НА КОМПЬЮТЕРНУЮ ЗАВИСИМОСТЬ Изучая литературу, мы выяснили, что важное влияние на формирование определённых свойств личности у каждого школьника оказывают компьютерные игры. К тому же при значительных перегрузках у них могут возникнуть проблемы со здоровьем (покраснение глаз и головная боль). Поэтому нужно проводить диагностику поведения школьников во время игры на компьютере, разъяснять негативное влияние игр. Для диагностики состояния играющего предлагается использовать компьютерный тест, содержащий 8 вопросов и возможные варианты ответов. компьютерный тест Тестирование из 69 человек показало, что 46 человек - заинтересованы игрой, 22 - увлечены, а 1- уже находится в стадии зависимости, на что необходимо обратить особое внимание.


Мы думаем, что ребятам стоит задуматься... Хотя бы о том, сколько времени они проводят за компьютером. Их необходимо научить контролировать свое время вообще (и прежде всего - время, проведенное за компьютером), свои эмоции и чувства. Учащимся рекомендуется проводить за компьютером не более 2-3 часов в день и поменьше играть. Лучше что-либо изучать или обучаться в игровой форме. Санитарные правила определяют, что продолжительность непрерывной работы взрослого пользователя ПК не должна превышать 2 часов, ребенка - от 10 до 20 минут, в зависимости от возраста. Минимальный перерыв - 15 минут. ОПРОС УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ (38 человек) 1.Имеете ли вы компьютер?


ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проблема влияния компьютера на человека очень обширна и многогранна. Работа «Влияние компьютера на психику человека» пополнила наши знания, о том, на сколько не безопасна работа на компьютере. Изучая литературу, мы узнали, что кроме "сетемании", в последнее время во весь голос заявляет о себе и другая болезнь с подобными симптомами - «Игромания«. Особенно синдрому игромании подвержены дети и подростки. Они могут всерьез ассоциировать себя с виртуальными "дюками" и "думами" и болезненно переживать их неудачи. В мире жестоких игр очень трудно расти человеку с нормальной психикой, поэтому родителям нужно следить за тем, в какие игры играет их ребенок и о длительности их общения с компьютером. В результате исследовательской работы выяснили, что Интернет стал величайшей иллюзией XXI века. Единственная проблема, связанная с ним - это трудности возвращения в реальный мир. Работая над исследовательской работой, мы узнали, что компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству.


ЛИТЕРАТУРА 1.Васильева И.Н., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий// Вопросы психологии Минакова А.В. Психологические особенности лиц, склонных к Интернет – зависимости Эльконин Д.Б. Психология игры. М., Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Сер 14. Психология