Виды матриц дисплеев. Всё про матрицы монитора: tn, ips, pls, va, mva, oled

Выбираем жидкокристаллическую матрицу

Споры, какой тип матрицы монитора лучше отображает цвет, и имеет минимальное время отклика, не утихают и постоянно подогреваются ведущими производителями, например, за технологией IPS стоят APPLE и LG, технологии Super AMOLED и PLS продвигает не менее сильный Samsung. Фанаты разделились на враждующие группировки, но как всегда бывает в жизни, однозначного ответа не бывает.

Сразу убираем матрицы по технологии TN и TN+film. Несмотря на то, что они до сих пор продаются, технология морально устарела уже давно. Малый угол обзора, ограниченная цветопередача и искажения по краям ограничивают сферу применения данных матриц исключительно офисными программами.

Матрицы *VA

Промежуточный вариант между уходящими TN и современной IPS. Определить что лучше матрица va или ips можно только при ближайшем просмотре – у *VA немного хуже передача цвета и время отклика. Из известных фирм подобные матрицы производит Samsung по фирменной технологии PVA (Patterned Vertical Alignment), но прогресс в удешевлении IPS практически вытеснил их с рынка.

OLED

Точки изображения созданы с помощью многослойных полимеров, светящихся при подаче напряжения. Постоянная подсветка не требуется, полимерная основа позволяет сделать гибкий экран. Несмотря на многолетние усилия производителей, таких как LG существенно удешевить технологию пока не удалось.

IPS

Технология жидкокристаллических экранов, получившая наименование IPS была разработана фирмами Hitachi и NEC для устранения основного недостатка матриц TN и TN+film – неполное отображение цветового пространства RGB 24 bit. Это приводило к нарушению цветопередачи и использованию профессионалами устаревших и громоздких ЭЛТ-мониторов. Начиная с 1998 г. к улучшению IPS добавилась компания LG, которая постепенно стала лидером в производстве и создала самый известный вариант – дисплей Retina IPS для устройств Apple, разрешение которых не позволяет рассмотреть отдельные точки изображения. На рисунке слева матрица Retina, справа обычный TN+film.

Из-за хорошей цветопередачи и большого резерва по увеличению плотности точек матрицы IPS широко используются в 3D мониторах и 4К телевизорах.

Совет: перед покупкой всегда помните, что визуально точно определить какая матрица монитора лучше в магазине практически невозможно. Дисплеи и телевизоры почти всегда работают в демонстрационном режиме, скрывающем возможные недостатки системы подсветки и цветопередачи. Настройки обычно завышены для идеального качества картинки в больших торговых залах и можно сильно разочароваться, включив дома режим «Standart» или «Normal». Поэтому проверьте все режимы заранее!!

Технология IPS имеет несколько модификаций и самыми популярными являются следующие:

  • S-IPS от компании Hitachi. По сравнению с первыми IPS, значительно уменьшился отклик матрицы в динамических изображениях (игры, видео);
  • H-IPS от LG. Высокий контраст, широкие углы обзора и цветовая однородность по всей площади экрана сделали данный вид матриц фактическим стандартом для профессиональной обработки графики;
  • AH-IPS. Развитие предыдущей технологии от LG. Еще лучше яркость и передача цвета, увеличена плотность пикселей и пониженное потребление энергии.

Появление альтернативных технологий, кроме маркетинговой составляющей, устраняло существенный недостаток первых IPS: малые углы обзора, большое время отклика и дороговизну производства. Но в настоящий момент эти недостатки практически ликвидированы и на вопрос «tn или ips что лучше» можно с уверенностью сказать, что IPS будет лучшим выбором.

С конкурентами ситуация не так ясна и нужно руководствоваться исключительно собственными визуальными предпочтениями. В качестве примера возьмем компанию Samsung и ее фирменные технологии PLS и Super AMOLED, позиционирующиеся как альтернатива IPS по следующим параметрам:


Как видим явного лидера нет и окончательный выбор нужно делать основываясь на сфере применения: монитор для игр или 4K всегда должен иметь лучшие характеристики, по сравнению с офисным вариантом.

В заключение статьи еще об одном часто встречающимся поисковом запросе – «какой тип матрицы лучше для монитора tft или ips». Что это такое и чем отличается от обычного IPS? Ответ прост: ничем, так как TFT это краткое название любого ЖК-экрана с активной матрицей (Thin Film Transistor), а IPS ее очередная модификация.

К выбору монитора, стоит подойти очень ответственно. Ведь именно он, служит основным объектом передачи информации от компьютера к пользователю. Определённо, никому не хотелось бы монитор с неравномерной подсветкой, битыми пикселями, неправильной цветопередачей и другими недостатками. Данный материал поможет разъяснить некоторые критерии, которые помогут понять что именно вам нужно от монитора.

Выбор хорошего монитора, обусловлен суммой таких характеристик как: тип используемой матрицы , равномерность подсветки , разрешение матрицы , контрастность (в том числе и динамическая), яркость , соотношение сторон , размер экрана , порты коммуникации и внешний вид . Так же, будут упомянуты те факторы, которые отрицательно влияют на здоровье глаз.

Для начала, стоит понять как возникает цветовое ощущение при взгляде на монитор.

RGB (Red ,Green ,Blue ) – количество цветовых градаций и разнообразий, видимых человеческому глазу, которые могут быть составлены из базовых цветов (красный, зелёный, синий). Так же, это все те основные цвета, которые человек может видеть. Пиксели монитора, состоят из красных, зелёных и синих пикселей, которые при определённой интенсивности яркости могут составлять более сложные цвета. Поэтому — чем более продвинута матрица монитора, тем больше она может отображать градаций цветов, и тем больше у неё возможных градаций для каждого из красного, зелёного и синего пикселей. От качества и типа матрицы зависит точность отображения цвета и уровень статичной контрастности.

Жидкокристаллические матрицы, состоят из не малого количества слоёв и бо льшого количества жидких кристаллов, которые могут выстраивать больше комбинаций, поворачиваясь каждый под разным углом, либо меняя своё положение в определённом ракурсе. Именно поэтому, более простые матрицы работают быстрее. Происходит это благодаря тому, что для занятия необходимой позиции, нужно совершить меньше действий и с меньшей точностью, чем более сложным матрицам.

Давайте разберём всё по порядку.

Тип ЖК матрицы.

Какой же тип матрицы выбрать?

Всё зависит от поставленных задач перед монитором, цены и ваших личных предпочтений.

Начнём самыми простыми и закончим более сложными.

(twisted nematic ) матрица .

Мониторы с данной матрицей – самые распространённые. Первые изобретённые ЖК мониторы, были основаны на технологии TN . Из 100 мониторов в мире, примерно 90 имеют TN матрицу. Являются самыми дешёвыми и простыми в производстве и потому самыми массовыми.

Способны передавать цвет в 18 -и или 24 -х битном диапазоне (6 или 8 бит на каждый канал RGB ), что хоть и является неплохим показателем в сравнении с первыми ЖК мониторами на TN , в наше время этого бывает недостаточно для качественной цветопередачи.

Мониторы матрице TN имеют следующие плюсы:

  • Высокая скорость отклика.

  • Низкая цена.

  • Высокий уровень яркости и возможность использования любых подсветок.

Меньшее время отклика матрицы – положительным образом влияет на картинку в динамичных сценах фильмов и игр, делая картинку менее смазанной и более реалистичной, что улучшает восприятие происходящего на экране. К тому же, при снижении частоты кадров ниже комфортного значения, это ощущается не так выражено как на более медленных матрицах. У медленных матриц, происходит накладывание обновлённого кадра на следующий. Это вызывает моргание и более явное «подтормаживание» картинки на экране.

Производство TN матриц обходится дёшево, потому они имеют более привлекательную конечную цену, чем другие матрицы.

Однако, мониторы с TN матрицей имеют следующие минусы:

  • Маленькие углы обзора. Искажения цвета вплоть до инверсии при взгляде под острым углом. Особенно выражено при взгляде снизу вверх.

  • Довольно плохой уровень контрастности.

  • Неправильная, неточная цветопередача.

Основанные на TN мониторы, можно считать более экологичными в сравнении с мониторами на других LCD матрицах. Они потребляют меньше всего электроэнергии, по причине использования слабомощных подсветок.

Так же, всё большее распространение получают мониторы с подсветкой на LED диодах, которыми оснащаются сейчас большинство TN мониторов. Существенных плюсов LED подсветка не даёт, кроме меньшего энергопотребления и большего срока службы подсветки монитора. Но не каждому она подходит. Бюджетные мониторы оснащаются дешёвыми низкочастотными ШИМ , которые допускают моргание подсветки , что неблагоприятно сказывается на глазах.

Приставка TN +film , указывает на то, что в данную матрицу добавлен ещё один слой, который позволяет немного расширить углы обзора и сделать чёрный цвет, «более чёрным» . Данный тип матрицы с дополнительным слоем, стал стандартом и в характеристиках обычно указывается просто TN .

(In Plane Switching) матрицы .

Данный вид матрицы был разработан компаниями NEC и Hitachi .

Основной целью – было избавление от недостатков TN матриц. Позднее, данная технология была заменена на S —IPS (Super —IPS ). Мониторы с данной технологией производят Dell , LG , Philips , Nec , ViewSonic, ASUS и Samsung (PLS ). Основное предназначение данных мониторов – работа с графикой, обработка фото и другие задачи, где требуется точная цветопередача, контрастность и соответствие стандартам sRGB и Adobe RGB . В основном, используются в сферах профессиональной работы с графикой 2D/3D, фото редакторам, мастерам пред печатной подготовки, но так же популярны среди тех, кто просто хочет радовать свой глаз качественной картинкой.

Основные плюсы IPS матриц:

  • Лучшая в мире цветопередача среди TFT LCD панелей.

  • Высокие углы обзора.

  • Хороший уровень статичной контрастности и точности передачи оттенков.

Данные матрицы (большинство), умеют воспроизводить цветность в 24 бит а (по 8 бит на каждый RGB канал) без ASCR . Конечно, не 32 бита как у ЭЛТ мониторов, но довольно близко к идеалу. К тому же, многие IPS матрицы (P-IPS , некоторые S-IPS ), уже умеют передавать цветность 30 битов , однако стоят они значительно дороже и не предназначены для компьютерных игр.

Из минусов IPS можно отметить:

  • Более высокая цена.

  • Обычно более крупные габариты и вес, в сравнении с мониторами на TN матрице. Большее энергопотребление.

  • Низкая скорость отклика пикселей, но лучше чем у *VA матриц.

  • На данных матрицах, чаще чем на остальных встречаются такие неприятные моменты как glow , «мокрая тряпка » и высокий input-lag .

Мониторы на IPS матрице имеют высокую цену в силу сложности технологии их производства.

Бывает много разновидностей и названий, созданных отдельными производителями матриц.

Чтобы не запутаться, мы опишем самые современные виды IPS матриц :

AS — IPS – улучшенная версия S —IPS матрицы, в которой частично была устранена проблема плохой контрастности.

H — IPS – ещё значительнее улучшена контрастность и убрана засветка фиолетовым цветом при взгляде на монитор сбоку. С её выходом в 2006 году, сейчас практически заменила мониторы с S —IPS матрицей. Может иметь как 6 бит, так 8 и 10 бит на канал. От 16.7 млн. до 1 млрд. цветов .

e — IPS – разновидность H-IPS , но более дешёвая в производстве матрица, которая обеспечивает стандартный для IPS цветовой охват в 24 бита (по 8 на RGB -канал). Матрица специально высветлена, что даёт возможность использования LED подсветок и менее мощных CCFL . Нацелена на средний и бюджетный сектор рынка. Подходит практически для любых целей.

P — IPS – самая продвинутая IPS матрица до 2011 года, продолжение развития H-IPS (но по сути, маркетинговое имя от ASUS). Имеет цветовой охват 30 бит (10 бит на каждый канал RGB и достигается скорее всего, посредством 8 бит+FRC), лучшую скорость отклика в сравнении с S-IPS , расширенный уровень контрастности и лучшие углы обзора в своём классе. Не рекомендуется для использования в играх с низкой сменой частоты кадров. Подтормаживания становятся более выраженными накладываясь на скорость отклика, что вызывает моргания и замыленность.

UH-IPS — сравнима с e-IPS . Тоже высветлена для использования совместно с LED подсветками. При этом немного пострадал чёрный цвет.

S-IPS II — аналогична по параметрам с UH-IPS .

PLS — вариация IPS от компании Samsung. В отличии от IPS , есть возможность размещать пиксели более плотно, но при этом страдает контрастность (не очень удачная для этого конструкция пикселей). Контрастность не выше 600:1 — самый низкий показатель среди LCD матриц. Даже у TN матриц данный показатель выше. Матрицы PLS могут использовать любой вид подсветки. По характеристикам, более предпочтительны чем MVAPVA матрицы.

AH-IPS (с 2011) наиболее предпочтительная технология IPS . Максимальный цветовой охват AH-IPS на 2014 год не превышает 8 бит+FRC , что в сумме даёт 1.07 млрд. цветов в самых продвинутых матрицах. Применяются технологии, которые позволяют производить матрицы с высокими разрешениями. Лучшая передача цвета в классе (сильно зависит от производителя и назначения матрицы). Был достигнут небольшой прорыв и в углах обзора, благодаря которому, AH-IPS матрицы вышли практически в один ряд с плазменными панелями. Улучшена свето-пропускаемость IPS матрицы, а значит и максимальная яркость вкупе с уменьшенной потребностью в мощной подсветке, что благотворно влияет на энергопотребление экрана в целом. В сравнении с S-IPS улучшена контрастность. Для геймеров, да и в общую копилку, можно добавить и значительно улучшенное время отклика, которое теперь практически сравнимо с .

(Multi-domainPatterned Vertical Alignment) матрицы (*VA).

Технология была разработана корпорацией Fujitsu .

Является неким компромиссом между TN и IPS матрицами. Цена мониторов на MVA /PVA так же варьируется в пределах цен на TN и IPS матрицы.

Плюсы VA матриц:

  • Высокие углы обзора.

  • Самая высокая контрастность среди TFT LCD матриц. Достигается благодаря пикселю, который состоит из двух частей, каждой из которых можно управлять отдельно.

  • Глубокий чёрный цвет.

Минусы VA матриц:

  • Довольно высокое время отклика.

  • Искажение оттенков и резкое уменьшение контрастности в тёмных участках картинки при перпендикулярном взгляде на монитор.

Принципиальной разницы между PVA и MVA нет.

PVA — является фирменной технологией корпорации Samsung . На самом деле это на 90% та же MVA , но с изменённым расположением электродов и кристаллов. Явных преимуществ PVA над MVA не имеет.

Если вы жалеете денег на высококачественную матрицу на IPS технологии, возможно оптимальным вариантом для вас, будет монитор на xVA матрицах.

Или же можно посмотреть в сторону e-IPS матрицы, которая очень схожа по характеристикам с MVA /PVA . Хотя e-IPS всё же предпочтительней, так как обладает лучшим временем отклика и не имеет проблем с потерей контрастности при прямом взгляде.

Какую же матрицу для монитора выбрать?

Зависит от ваших требований.

TN

TN подходит для:

  • Игры
  • Интернет сёрфинг
  • Экономного пользователя
  • Офисные программы

TN не подходит для:

  • Просмотр фильмов (плохие углы обзора + невнятный чёрный + плохая цветопередача)
  • Работа с цветом и фото
  • Профессиональные программы и пред печатная подготовка

IPS

IPS подходит для:

  • Просмотр фильмов
  • Профессиональные программы и предпечатная подготовка
  • Работа с цветом и фото
  • Игры (+-; только для E-IPS, S-IPS II, UH-IPS)
  • Интернет сёрфинг
  • Офисные программы

IPS не подходит для:

  • Игры (для P-IPS, S-IPS)

*VA

PVA/MVA подходит для:

  • Просмотр фильмов
  • Профессиональные программы и пред печатная подготовка
  • Работа с цветом и фото
  • Интернет сёрфинг
  • Офисные программы

PVA/MVA не подходит для:

  • Игры (слишком низкая скорость отклика)

Разрешение монитора, диагональ и соотношение сторон.

Несомненно, чем больше разрешение, тем чётче и плавнее картинка. Видно больше мелких деталей и меньше видны пиксели. Всё становится мельче, однако это не всегда проблема. Практически в любой операционной системе, можно настраивать масштаб и размеры всех элементов начиная размером шрифта, заканчивая размерами значков и выпадающих меню.

Другое дело, если у вас проблемы со зрением или вы не хотите ничего настраивать, то не рекомендуется использовать очень мелкий пиксель. Оптимальная диагональ для FullHD (1920х1080) 23 24 дюйма. Для 1920х1200 24 дюйма, для 1680х1050 22 дюйма, 2560х1440 27 дюймов. Соблюдая данные пропорции, у вас не должно возникнуть никаких проблем с чтением, просмотром изображений и мелких элементов управления интерфейсом.

Самые ходовые и распространённые соотношения сторон – 4:3 , 16:10 , 16:9 .

4:3

В данный момент соотношение сторон в виде «квадрат» (4:3 ) выводится с рынка ввиду своей не удобности и не универсальности. Данный формат, не удобен в первую очередь для просмотра фильмов, так как фильмы имеют широкий формат 21.5/9 , который максимально близок к 16:9 . При просмотре, появляются большие чёрные полосы сверху и снизу, при этом изображение становится гораздо меньше по размеру. При использовании 4:3 также ухудшается видимый обзор в играх, что не позволяет видеть больше. К тому же, формат не является естественным для углов обзора человека.

16:9

Данный формат удобен тем, что он больше стандартизирован под HD фильмы, да и мониторы данного формата, зачастую имеют разрешение FullHD (1920х1080 ) или HDready (1366x 768 ).

Это удобно, ведь фильмы можно просматривать практически во весь экран. Полоски все же остаются, так как современные фильмы имеют стандарт 21.5/9 . Так же, на таком мониторе очень удобно работать с документами в нескольких окнах или программах со сложными интерфейсами.

16:10

Данный вид мониторов, так же практичен как и 16:9 мониторы, но при этом не такой широкий. Подойдёт для тех, у кого ещё не было широкоформатных мониторов, однако предназначен он для профессионалов. Профессиональные мониторы, в основном имеют именно такой формат. Большинство профессиональных программ «заточены» именно под формат 16:10. Он достаточно широк для работы с текстом, кодом, построения 3D/2D графики в нескольких окнах. К тому же, на таких мониторах также удобно играть, смотреть фильмы, делать офисную работу, как и на 16:9 мониторах. При этом они более привычны для углов обзора человека и его можно взять, как компромисс между 4:3 и 16:9 .

Яркость и Контрастность.

Высокая контрастность нужна для того, чтобы лучше отображать чёрный цвет, оттенки и полутона. Это важно при работе с монитором в светлое время суток, так как низкая контрастность – пагубно сказывается на изображении при наличии какого-либо источника света помимо монитора (хотя здесь больше влияет яркость). Хорошим показателем является статическая контрастность — 1000:1 и выше. Вычисляется отношением максимальной яркости (белый цвет) к минимальной (чёрный цвет).

Также, существует система измерения динамической контрастности .

Динамическая контрастность – это автоматическая подстройка ламп монитора монитора, под определённые параметры которые выводятся в данный момент на экран.

Допустим в фильме появилась тёмная сцена, лампы монитора начинают гореть ярче, что увеличивает контрастность и различимость сцены. Однако, данная система работает не мгновенно, да и частенько неправильно из-за того, что не всегда вся сцена на экране имеет тёмные тона. Если будут светлые участки, они будут сильно засвечиваться. Хорошим показателем на момент 2012 года является показатель 10000000:1

Но не стоит обращать на динамическую контрастность никакого внимания. Очень редко когда она приносит ощутимую пользу или вообще адекватно работает. К тому же все эти громадные цифры не показывают реальную картину.

Почему на мониторе с показатель динамической контрастности всегда значительно выше чем на мониторе с ?

Потому что LED подсветка может мгновенно включаться и отключаться. Измерение начинается с полностью выключенной подсветкой, соответственно показатель будет огромным, плюс добавить сюда высокую яркость светодиодов и белый фон как конечную точку. CCFL подсветке требуется более 1 секунды чтобы включиться, поэтому измерение происходит с включенной заранее подсветкой на чёрном фоне.

В первую очередь стоит обращать на статическую контрастность, а не на динамическую. Как бы вам не нравились такие огромные значения в характеристиках. Это всего лишь маркетингивый ход .

Яркость монитора – не самый важный параметр. Тем более это палочка о двух концах. Поэтому можно сказать кратко – хорошим показателем яркости является значение 300кд/м2.

А почему палочка о двух концах – будет сказано чуть ниже, в части «Монитор и Зрение» .

Порты коммуникации.

Совершая выбор монитора, не стоит в этом пункте надеяться на производителя. Самой частой ошибкой бывает – покупка монитора с аналоговым входом и разрешением экрана выше чем 1680х1050 . Проблема в том, что данный устаревающий интерфейс, не всегда способен в условиях квартиры и сопутствующих не идеальных условий в плане помех, обеспечить нужную скорость передачи данных для разрешений выше, чем 1680х1050 . На экране появляются мутности и нечёткости, что может испортить впечатление от монитора. * очень мягко говоря



На борту монитора обязательно должен быть порт или . Наличие DVI и D-Sub это стандарт для современного монитора. Неплохо, так же иметь порт HDMI , иногда может и пригодиться для просмотра HD-видео ресивера или внешнего проигрывателя. Если есть , но нет DVI — всё в порядке. DVI и HDMI совместимы через переходник.

Типы подсветок мониторов. Монитор и его влияние зрение .

Что же можно посоветовать, чтобы глаза меньше уставали от монитора?

Яркость подсветки – один из самых важных факторов, который влияет на усталость ваших глаз. Чтобы уменьшить утомляемость — уменьшите яркость до минимального комфортного значения.

Есть другая проблема и присуща она мониторам с . А именно — если снижать яркость, может появиться видимое мерцание , которое ещё больше влияет на утомляемость глаз, чем высокая яркость. Связано это с особенностью регулировки подсветки с использованием . В бюджетных мониторах применяются более дешёвые, низкочастотные ШИМ , которые создают мерцания диодов. Скорость затухания света в диоде значительно выше чем в лампах , именно поэтому у LED подсветки это более заметно . В таких мониторах лучше соблюсти золотую середину между минимальной яркостью и началом видимого мерцания светодиодов.

Если вы имеете какие то проблемы с утомляемостью глаз , то лучше поискать монитор с CCFL подсветкой, либо LED монитор с поддержкой 120 Гц . В 3D мониторах, используются боле высокочастотные ШИМ регуляторы, чем на обычных. Это касается как LED подсветок, так и CCFL .

Так же, чтобы глаза меньше уставали, можно настроить монитор на более мягкие и тёплые тона. Это поможет вам работать за компьютером больше времени и поможет глазам лучше «переключаться» на реальный мир.

Не стоит забывать, что монитор должен быть строго на уровне глаз и стоять устойчиво, не раскачиваясь из стороны в сторону.

Есть миф , что более качественные матрицы дают меньшую усталость для глаз. Это не так, матрицы никоим образом не могут на это влиять. На утомляемость влияет лишь интенсивность и качество реализации подсветки монитора.

Выводы.

Повторим ещё раз самые главные характеристики, на которые стоит обращать внимание при выборе монитора для себя.

Какой тип матрицы лучше, оптимальная диагональ экрана, разъемы монитора, как выбрать лучший монитор по отношению цена/качество?

Сегодня мы с вами научимся правильно выбирать монитор. И если вы думаете, что это напрасная трата времени, то очень ошибаетесь. Дело в том, что монитор покупается на много лет, и от правильного его выбора зависит ваше здоровье и комфортная работа на многие годы.

Если же вы собираетесь работать с графикой, то к выбору монитора необходимо подойти очень ответственно, иначе вы не сможете правильно его отколибровать. Цвет в графике имеет первостепенное значение, поэтому и монитор должен быть от лучших производителей.

Какие производители мониторов лучше

На сегодня самые лучшие мониторы производят компании Dell и HP, но из-за их высокой стоимости они не пользуются такой популярностью, как мониторы фирмы Samsung и LG. Первый немного дороже, но мне он больше нравится из-за высокого качества изображения.

Если вы хотите что-то подешевле, то обратите внимание на мониторы от фирм Acer, ASUS, BenQ, Philips, Viewsonic и NEC.

На что обращать внимание при выборе монитора

Для того, чтобы правильно выбрать монитор для компьютера, необходимо знать какие основные параметры мониторов самые важные, а какие нет.

  • Тип матрицы

Матрица – это жидкокристаллический экран монитора. Современные мониторы имеют следующие типы матрицы.

TN (TN+film) – самая простая и дешевая матрица, со средней цветопередачей, четкостью, небольшой глубиной черного цвета и маленьким углом обзора. Но у такой матрицы есть и положительные стороны, — это высокая скорость отклика, которая не маловажна в играх. TN-film, означает присутствие дополнительного фильтра, увеличивающего угол обзора. Битый пиксель у таких мониторов светится белым цветом.

Мониторы с такой матрицей подходят для офисных задач, но из-за маленького угла обзора не подойдут для домашнего просмотра видео всей семьей.

IPS (AH-IPS, e-IPS, H-IPS, P-IPS, S-IPS) – матрица с высоким качеством цветопередачи, хорошей контрастностью и большим углом обзора (до 178 градусов). Зато страдает скорость отклика. Битый пиксель у такой матрицы светится черным цветом.

Мониторы с такой матрицей хорошо подойдут для любой задачи, а особенно для дизайнерской и обработки фотографий. Естественно и стоимость такой матрицы намного дороже предыдущей.

VA (PVA, SVA, WVA) – это универсальный бюджетный вариант с неплохими характеристиками: что-то среднее между матрицами TN и IPS. Высокое качество цветопередачи и четкости при хороших углах обзора. Единственный недостаток, — это плохая передача полутонов.

PLS – современный и удешевленный вариант IPS-матрицы. Обладает высоким качеством цветопередачи, четкости и хорошим углом обзора. Ввиду того, что это новинка, то и стоимость такой матрицы пока довольно высока.

  • Тип покрытия экрана

Матрицы имеют глянцевое или матовое покрытие.

Матовые экраны имеют более естественную цветопередачу и подходят для любого освещения и любых задач.

На глянцевых экранах вы увидите любые отражения и отражения всех источников света (ламп, солнца). Цвета выглядят ярче, а затемнения более четкие, поэтому они лучше всего подходят для просмотра видео и игр в затемненном помещении.

  • Размер экрана

Размер экрана измеряется в дюймах, и считается по диагонали. Большой экран занимает много места, потребляет больше электроэнергии и требователен к параметрам видеокарты. Зато на большом экране удобнее работать, смотреть фильмы и играть.

  • Соотношение сторон

Сейчас уже почти не встретишь квадратные мониторы со сторонами 5:4 и 4:3. На прилавках магазинов в основном широкоформатные экраны 16:10 и 16:9. Они более удобны, как для работы с табличными данными, так и для просмотра широкоформатных фильмов. Про игры я уже вообще молчу.

Еще бывают мониторы с ультра-широким форматом 21:9. Такие мониторы больше подойдут для тех, кому необходимо открывать большое количество окон: инженерам-проектировщикам, пользователям, занимающимся видеомонтажом или для сравнительного анализа чего-либо.

  • Диагональ экрана

От размера диагонали экрана зависит удобство работы и соответственно стоимость монитора. Широкоформатный монитор с диагональю экрана 20” хорошо подойдет для работы в офисе. Но обычно начальник так не думает, и поэтому во многих офисах стоят мониторы менее 20”, хотя разница в цене на 19” и 20” не существенна.

Для дома лучше приобрести монитор с диагональю экрана от 22” и выше. Для игр подойдет диагональ 23-27”, а для работы с 3D-графикой или чертежами лучше купить монитор с диагональю экрана от 27”.

Ваш выбор будет зависеть от места в квартире и финансовых возможностей.

  • Разрешение экрана

Разрешение монитора – это соотношение сторон, выраженное в пикселях. А, как известно, чем больше пикселей, тем отчетливей картинка и больше информации помещается на экране. Но учтите, что текст и другие элементы станут мелкими. Хотя в последних версиях Windows это легко исправляется при помощи масштабирования.

Сейчас самое распространенное разрешение монитора – 1920х1080 пикселей, или как его еще называют FullHD 1080.

Но опять же не стоит забывать, что чем больше , тем больше нагрузка на . Особенно это касается игр.

В мониторах с диагональю экрана до 20” это не существенно, т.к. они имеют оптимальное разрешение.

Мониторы 22” могут иметь разрешение 1680х1050 или 1920х1080 (Full HD). Лучше выбирать монитор с разрешением 1920х1080, хотя это и дороже, т.к. при разрешении 1680х1050 смотреть видео или играть в игры будет не совсем комфортно за счет не пропорциональности изображения предметов.

Мониторы с ультра-широким экраном (21:9) имеют разрешение 2560х1080, и для игр вам понадобится более мощная видеокарта..

  • Цветопередача

Это количество цветов и их оттенков, которые способна передать матрица. Для многих достаточно стандартного набора цветов, — это свыше 65 тысяч. А для дизайнеров больше подойдут более высокие показатели, максимум, которых 16, 7 миллионов оттенков.

  • Яркость экрана

Этот показатель может быть от 200 до 400 кд/м². Если вы собираетесь смотреть фильмы всей семьей в солнечную погоду и при открытых шторах, то вам необходимо от300 до 400 кд/м², а в остальных случаях хватит и 200-250 кд/м².

  • Угол обзора

Если экран имеет маленький угол обзора, то вы не сможете смотреть фильмы в компании с друзьями. Ваш экран будет отсвечивать темными или светлыми пятнами.

Все качественные матрицы (IPS, VA, PLS) имеют хорошие углы обзоры, а матрица TN имеет плохой угол обзора.

Выбирайте хорошую матрицу, тогда ис углом обзора у вас не будет проблем.

  • Время отклика матрицы

Это время в миллисекундах (мс) за которое кристаллы могут повернуться и пикселы изменят свой цвет. Современные матрицы имеют время отклика 2-14 мс, поэтому проблем с задержкой изображения (шлейф за курсором мыши) уже нет.

Не надо покупать мониторы со слишком низким временем отклика (2 мс), т.к. низкое время отклика только в матрицах низкого качества (TN). А матрицы IPS, VA,PLS имеют время отклика от 5 до 14 мс.

Для домашнего мультимедийного компьютера вполне достаточно времени отклика 8 мс, а для дизайнера, если ему не интересно играть в игры, подойдет время отклика матрицы 14 мс.

  • Виды разъемов

Качество изображения зависит в первую очередь от матрицы, а уже потом от вида разъема, к которому подключается монитор.

1.Разъем питания 220 В

  1. Разъем питания для мониторов с внешним блоком питания или питания колонок
  2. VGA (D-SUB) – аналоговый разъем для подключения старой видеокарты. Он не передает изображение в должном качестве. Устаревший разъем.
  3. и 8. Разъем Display Port, есть не на всех видеокартах. Используется для подключения нескольких мониторов.
  4. Разъем Mini Display Port
  5. DVI – цифровой тип разъема, который набирает популярность в связи с качественной передачей изображения.
  6. HDMI – тоже цифровой разъем, передающий не только четкую картинку, но и звук. Подходит для подключения монитора к другим различным устройствам (ТВ-тюнера, ноутбука, и др.)
  7. Аудио разъем 3,5 мм для подключения звука от внешних колонок или наушников к мониторам со встроенными динамиками.
  8. Разъем USB для подключения встроенного в монитор USB концентратора.
  9. Разъемы USB в мониторах с USB концентратором для подключения флешек, мышки, клавиатуры и др. устройств.

Все эти разъемы могут присутствовать на мониторе, а могут и нет. Обязательными являются только разъем питания и разъем DVI.

  • Кнопки управления

Могут быть расположены на передней панели, сзади и сбоку. Обычно настройки производятся один раз, поэтому их расположение не играет существенной роли.

  • Возможность регулировки высоты и наклона монитора

Это тоже немаловажный пункт. Не всегда есть возможность подогнать высоту стола или кресла, поэтому наличие регулировки высоты и наклона монитора будет очень кстати. У нас дома у всех есть свой компьютер, но покупать каждому компьютерный стол нет желания, хотя бы потому, что мы не хотим превращать квартиру в офисный кабинет. Два монитора имеют подставки с хорошей регулировкой высоты и установлены на журнальных столиках. А до их покупки приходилось подкладывать коробки и книги, что совсем не удобно.

  • Встроенные динамики

Не пригодны ни для игр, ни для прослушивания музыки. Поэтому лучше такой монитор не покупать.

  • Встроенный ТВ-тюнер

Скорее всего вам не пригодится, т.к. теперь можно посмотреть любой канал онлайн, а стоить такой монитор будет гораздо дороже.

  • Встроенная веб-камера

Тоже излишество. Лучше купить качественную камеру по приемлемой цене.

  • Цена монитора

Цена зависит от размера экрана, а не от качества матрицы, поэтому выбирайте качественную матрицу.

Главные параметры для выбора монитора

Для того, чтобы правильно выбрать монитор для компьютера важно определиться, для каких целей он будет вам служить.

Для дома:

  1. От 22 дюймов и выше
  2. Большой угол обзора
  3. Скорость отклика 8 мс

Для игрового монитора важны три параметра:

  1. Время отклика от 4 мс и меньше
  2. Угол обзора от 170 градусов
  3. Размер монитора от 24 дюймов.

Для дизайнера или фотографа:

  1. Точная цветопередача
  2. Большой размер экрана
  3. Оптимальная яркость и контрастность
  4. Большой угол обзора

Вот такие параметры важны при выборе монитора, но прежде, чем покупать почитайте в интернете отзывы по выбранной модели. Бывает, что у какой-то партии есть определенный изъян и люди часто пишут об этом на сайтах интернет-магазинов.

О том, как правильно выбрать монитор для компьютера можете посмотреть в видеоролике ниже:

О том, как нас обманывают при продаже мониторов смотрите ниже:

Теперь вы подкованы и знаете, как выбрать монитор для компьютера.

Для того чтобы понять с какой матрицей лучше всего покупать телевизор, необходимо изучить ее разновидности и характеристики, а также основные минусы плюсы каждого вида. На сегодняшний день производители ЖК телевизоров используют три основные технологии:

При производстве ЖК телевизоров матрицу TN стали применять раньше других. За счет своей простой технологии она чаще всего используется в недорогих моделях телевизоров, а также в экранах с небольшой диагональю. Этот вариант подойдет покупателям с небольшим бюджетом.

TN матрица состоит из жидких кристаллов, часть из которых находятся параллельно плоскости экрана, другие – перпендикулярно друг другу или располагаются в виде спирали. Из-за того, что кристаллы вращаются неравномерно, изображение под разными углами искажается. Это один из главных недостатков такого типа матрицы. Телевизоры с TN также не могут похвастаться хорошей цветопередачей: цвета недостаточно яркие, могут не соответствовать действительности. Еще один недостаток этого вида матрицы – возможность появления «битых» пикселей в виде точек на экране, которые не отображают картинку.

Для увеличения угла обзора к матрице TN в некоторых моделях используется специальное покрытие – Film.

Преимущества TN:

  • низкая стоимость;
  • высока скорость отклика;
  • минимальное потребление электроэнергии.

IPS: плюсы и минусы

При разработке технологии IPS производители учли все недостатки TN матрицы. Это позволило получить более качественный продукт. Все кристаллы IPS находятся в одной плоскости – параллельно экрану, и вращаются одновременно.

  • большой угол обзора;
  • высокий уровень яркости и четкости изображения;
  • глубокая подача цвета;
  • длительный срок эксплуатации;
  • низкий уровень воздействия на глаза.

Минусы IPS:

  • высокая стоимость;
  • в некоторых моделях наблюдается низкая скорость отклика;
  • недостаточно глубокий черный цвет;
  • низкий уровень контрастности.

Существует несколько разновидностей IPS матриц. Самые распространенные:

  • E-IPS;
  • AS-IPS;
  • P-IPS;
  • H-IPS;
  • AH-IPS;
  • S-IPS.

Самыми дорогими являются AH-IPS и P-IPS. Они имеют наиболее высокое качество изображения. Самый дешевый вариант – E-IPS.

Еще один вид матрицы, разработанный по принципу IPS – это PLS. Она имеет более высокую светопропускаемость и потребляют меньше электроэнергии. Минус PLS – самый низкий уровень контрастности среди всех существующих матриц.

VA

VA матрица – это компромисс между TN и IPS. Она является популярным видом матриц и применяется во многих современных моделях ЖК телевизоров. В VA жидкие кристаллы в выключенном состоянии находятся перпендикулярно к плоскости экрана. Это позволяет получить насыщенный черный цвет, который невозможно получить при использовании TN и IPS. Кристаллы имеют возможность свободно перемещаться, благодаря чему оттенки не искажаются при смене угла обзора. Телевизоры, в которых применяется технология VA, подойдут для помещений со слабым освещением.

Матрицы VA по качеству изображения опережают TN, но они недостаточно хороши, по сравнению с IPS. Однако, при производстве VA постепенно внедряются новые технологии, позволяющие исправить множество недостатков этого типа матрицы. К таким технологиям можно отнести – MVA и PVA.

Какую матрицу лучше выбрать

Выбор определенного типа матрицы для телевизора, зависит от бюджета покупателя и его потребностей. Если нужен недорогой вариант с минимальными требованиями по качеству изображения, то подойдет телевизор с TN . Модели таких телевизоров по диагонали не больше 32 дюймов. Этот вариант будет удачным для дачи, кухни, офиса. Телевизор с TN можно использовать в качестве монитора для игр. Любители спецэффектов и динамичных сцен в фильмах тоже оценят этот вид матрицы.

Известные производители телевизоров в основном используют технологии IPS и VA. IPS идеально подходит для домашнего кинотеатра, в котором будет собираться большое количество людей. Она позволяет качественно отображать видео любого формата под любым углом обзора. Также такие телевизоры можно использовать для демонстрации презентаций, где требуется высокая четкость графики и фото. Модели телевизоров с VA матрицей немного уступают по качеству изображения, но находятся в более низкой ценовой категории. Такая модель вполне подойдет для частного просмотра небольшой семьи.

Какие виды матрицы используют известные бренды

Toshiba – известный японский производитель применяет в своих телевизорах технологии IPS.

Sony, Sharp, Panasonic в большинстве своих моделей используют собственный разработки улучшенной версии VA. Sharp в ограниченном количестве выпускает уникальную матрицу – UV 2 A. Она считается лучшей среди разработок вида VA.

В 70% телевизоров LG и Samsung стоят VA матрицы. В остальных моделях применяется IPS. Компания Samsung также разработала свою версию VA– S- PVA. Они используются в телевизорах высокого класса. Такой вид матрицы гарантирует более широкий угол обзора и глубокий черный цвет.

Компания Philips пользуется в своем производстве разработками Sharp и LG.

Как можно самостоятельно определить тип матрицы в телевизоре

Есть несколько советов, которые позволят определить тип и качество матрицы в телевизоре:

  1. Можно слегка надавить на матрицу. Если изображение искажается, то в телевизоре применяется технология VA или TN.
  2. Посмотреть на изображение под разными углами обзора. Если при просмотре сбоку картинка меняет свои цвета, то это тоже указывает на матрицу TN.
  3. При покупке телевизора обязательно нужно проверить разные режимы работы. В магазинах используются специальные демонстрационные версии. В таком режиме сложно обнаружить недостатки .
  4. Необходимо провести тест на «битые» пиксели. Для этого можно принести с собой USB-накопитель с записанными файлами. Файлы представляют собой фоны разного цвета: красного, синего, зеленого и черного Тест считается пройденным, когда на экране отсутствуют точки, которые отличаются по цвету от основного фона.
  5. Для проверки отклика можно использовать ролики с быстрой сменой действий. При высокой скорости отклика изображение остается четким и не двоится. Можно записать на флешку специальные тестовые видео.
  6. Следует проверить уровень градаций серого цвета. От этого показателя будет зависеть качество темных сцен в фильмах. Чем больше оттенков серого покажет матрица, тем более качественнее впоследствии будет темная картинка. Такая проверка проходит в режиме «Кино».
  7. Посмотреть уровень контрастности и яркости в разных режимах настройках.
  8. Убедиться в отсутствии зеленых и розовых пятен, которые могут появиться на белом фоне. Такие пятна являются нормой для некоторых видов матриц, но могут доставлять небольшой дискомфорт при просмотре телевизора.
  9. При покупке телевизора в интернет-магазине, поискать видеоролики с обзором выбранной модели.

Рассказывающая об отличиях IPS и TN матриц в рамках советов при покупке монитора или ноутбука. Пришло время поговорить о всех современных технологиях производства дисплеев , с которыми мы можем столкнуться и иметь представление о видах матриц в устройствах нашего поколения. Не путайте с LED, EDGE LED, Direct LED — это типы подсветки экранов и к технологии создания дисплеев имеют косвенное отношение.

Наверное, каждый может вспомнить свой монитор с электронно-лучевой трубкой, которым пользовался ранее. Правда и до сих пор встречаются пользователи и поклонники ЭЛТ технологии. В настоящее время экраны увеличились в диагонали, поменялись технологии изготовления дисплеев, стало все больше разновидностей в характеристиках матриц, обозначающихся аббревиатурами TN, TN-Film, IPS, Amoled и т.д.

Информация в данной статье поможет выбрать себе монитор, смартфон, планшет и другую различного рода технику. Помимо этого, позволит осветить технологии создания дисплеев, а также типы и особенности их матриц.

Пару слов о жидкокристаллических дисплеях

LCD (Liquid Crystal Display — жидкокристаллический дисплей) — это дисплей, изготовленный на основе жидких кристаллов, которые меняют свое расположение при подаче на них напряжения. Если вы близко подойдете к такому дисплею и внимательно присмотритесь к нему, то заметите, что он состоит из маленьких точек – пикселей (жидких кристаллов). В свою очередь каждый пиксель состоит из красного, синего и зеленого субпикселей. При подаче напряжения субпиксели выстраиваются в определенном порядке и пропускают через себя свет, таким образом формируя пиксель определенного цвета. Множество таких пикселей формируют изображение на экране монитора или другого устройства.

Первые мониторы массового производства оснащались матрицами TN — обладающими самой простой конструкцией, но которые нельзя назвать самым качественным типом матрицы. Хотя и среди данного типа матриц имеются весьма качественные экземпляры. Данная технология основана на том, что при отсутствии напряжения субпиксели пропускают через себя свет, формируя на экране белую точку. При подаче напряжения на субпиксели, они выстраиваются в определенном порядке, образуя собой пиксель заданного цвета.

Недостатки TN матрицы

  • По той причине, что стандартный цвет пикселя, при отсутствии напряжения, белый, данный тип матриц обладает не самой лучшей цветопередачей. Цвета отображаются более тускло и блекло, а черный цвет выглядит скорее темно-серым.
  • Еще одним главным недостатком TN матрицы являются малые углы обзора. Частично с данной проблемой попытались справиться улучшением технологии TN до TN+Film, с помощью дополнительного слоя, нанесенного на экран. Углы обзора стали больше, но все равно оставались далеки от идеала.

В настоящий момент TN+Film матрицы полностью заменили TN.

Достоинства TN матрицы

  • малое время отклика
  • относительно недорогая себестоимость.

Делая выводы, можно утверждать, что при необходимости в недорогом мониторе для офисной работы или серфинга в интернете, мониторы с TN+Film матрицами подойдут наилучшим образом.

Главное отличие технологии IPS матриц от TN — перпендикулярное расположение субпикселей при отсутствии напряжения, которые образуют черную точку. То есть, в состоянии спокойствия экран остается черным.

Преимущества IPS матриц

  • лучшая цветопередача относительно экранов с TN матрицами: вы имеете яркие и сочные цвета на экране, а черный цвет остается действительно черным. Соответственно, при подаче напряжения пиксели меняют свой цвет. Учитывая эту особенность, владельцам смартфонов и планшетов с IPS-экранами можно посоветовать использовать темные цветовые схемы и обои на рабочем столе, тогда смартфон от аккумулятора будет работать немного дольше.
  • большие углы обзора. В большинстве экранов они составляют 178°. Для мониторов, а особенно для мобильных устройств (смартфонов и планшетов) эта особенность является важной при выборе пользователем гаджета.

Недостатки IPS матриц

  • большое время отклика экрана. Это влияет на отображение в динамических картинках, таких как игры и фильмы. В современных IPS панелях с временем отклика дела обстоят получше.
  • большая стоимость по сравнению с TN.

Подводя итоги, телефоны и планшеты лучше выбирать с IPS-матрицами, и тогда от использования устройства пользователь будет получать огромное эстетическое удовольствие. Матрица для монитора не является столь критичной, современные .

AMOLED-экраны

Последние модели смартфонов оснащают AMOLED-дисплеями. Данная технология создания матриц основана на активных светодиодах, которые начинают светиться и отображать цвет при подаче на них напряжения.

Давайте рассмотрим особенности Amoled матрицы :

  • Цветопередача . Насыщенность и контрастность таких экранов выше требуемого. Цвета отображаются настолько ярко, что у некоторых пользователей могут уставать глаза при продолжительной работе со своим смартфоном. Зато черный цвет отображается еще более черным, чем даже в IPS-матрицах.
  • Энергопотребление дисплея . Так же как и в IPS, отображение черного цвета требует меньше энергии, чем отображение определенного цвета, и тем более белого. Но разница в энергопотреблении между отображением черного и белого цвета в AMOLED-экранах намного больше. Для отображения белого цвета необходимо в несколько раз больше энергии, чем для отображения черного.
  • «Память картинки» . При продолжительном выводе статического изображения могут оставаться следы на экране, а это в свою очередь сказывается на качестве отображения информации.

Также из-за своей довольно высокой стоимости AMOLED-экраны пока используются только в смартфонах. Мониторы, построенные на такой технологии, стоят неоправданно дорого.

VA (Vertical Alignment) — данную технологию, разработанную Fujitsu, можно рассматривать как компромисс между TN и IPS матрицами. В матрицах VA кристаллы в выключенном состоянии расположены перпендикулярно плоскости экрана. Соответственно черный цвет обеспечивается максимально чистый и глубокий, но при повороте матрицы относительно направления взгляда, кристаллы будут видны не одинаково. Для решения проблемы применяется мультидоменная структура. Технология Multi-Domain Vertical Alignment (MVA) предусматривает выступы на обкладках, которые определяют направление поворота кристаллов. Если два поддомена поворачивается в противоположных направлениях, то при взгляде сбоку один из них будет темнее, а другой светлее, таким образом для человеческого глаза отклонения взаимно компенсируются. В матрицах PVA, разработанных Samsung нет выступов, и в выключенном состоянии кристаллы строго вертикальны. Для того, чтобы кристаллы соседних субдоменов поворачивались в противоположных направлениях, нижние электроды сдвинуты относительно верхних.

Для уменьшения времени отклика в матрицах Premium MVA и S-PVA применяется система динамического повышения напряжения для отдельных участков матрицы, которую обычно называют Overdrive. Цветопередача матриц PMVA и SPVA почти так же хороша как и у IPS, время отклика немного уступает TN, углы обзора максимально широкие, черный цвет наилучший, яркость и контраст максимально возможные среди всех существующих технологий. Однако даже при небольшом отклонении направления взгляда от перпендикуляра, даже на 5–10 градусов можно заметить искажения в полутонах. Для большинства это останется незамеченным, но профессиональные фотографы продолжают за это недолюбливать технологии VA.

MVA и PVA матрицы обладают отличной контрастностью и углами обзора, но вот с временем отклика дела обстоят похуже – оно растет при уменьшении разницы между конечным и начальным состояниями пиксела. Ранние модели таких мониторов были почти непригодны для динамичных игр, а сейчас они показывают результаты близкие к TN матрицам. Цветопередача *VA матриц, конечно, уступает IPS-матрицам, но остается на высоком уровне. Тем не менее, благодаря высокой контрастности, эти мониторы будут отличным выбором для работы с текстом и фотографией, с чертежной графикой, а также в качестве домашних мониторов.

В заключении могу сказать, что выбор всегда за вами…