ТОП–3 самых больших телевизоров. Типы телевизоров и их отличие Самые лучшие элт телевизоры прошлого

Ни для кого не секрет, что с каждым годом все больше участников рынка (как производителей, так и потребителей) интересуется «плоскопанельными» телевизорами. Фирмы активно переводят интеллектуальные ресурсы и производственные мощности на создание жидкокристаллических и плазменных TV. Увеличение объема выпуска этих High Tech-моделей приводит к снижению стоимости, постепенно расширяется круг потенциальных покупателей… Так раскручивается маховик процесса «товар–деньги–товар». Эта ситуация не могла не сказаться и на положении дел с традиционными кинескопными (СRT) телевизорами. Сейчас CRT-модели малых (14–21") и средних (25–29") диагоналей выдерживают конкурентную борьбу за счет цены. А что с элитными телевизорами с диагональю 32–36"? Здесь вопрос выбора принимает угрожающую категоричность. 36 дюймов - это практически предел для кинескопной технологии. Такие аппараты, по существу, представляют High End-сектор телевизионного мира, и по деньгам несильно отличаются от плоских PDP- и LCD-панелей (диагональ 32–42 дюйма) из нижней ценовой категории. У телегигантов есть и еще один конкурент, заявивший свои права на главную роль в домашнем кинотеатре, - видеопроекторы. За $2000–3000 уже предлагают проекторы, удовлетворяющие притязаниям разборчивых киноманов (см. тест в сентябрьском S&V, 2003 г.). Впрочем, не будем забывать, что кинескопные телевизоры топ-класса - это вершина технологических достижений, в них заложен опыт, десятки лет оттачиваемый фирмами-разработчиками. Среди покупателей хватает рационалистов, не склонных вкладывать деньги в только-только созданные технологии (плазма и кристаллы - в развитии); не каждый потребитель готов мириться с ограничениями (проектор требует затемнения в комнате). И поэтому многие из нас задаются вопросом: каков потенциал широкоформатных кинескопных телевизоров, есть ли у этих гигантов запас сил для борьбы за существование в эпоху тотальной миниатюризации?
В нынешнем тесте - немного моделей, и все - от фирм, поддерживающих производство телевизоров с диагональю 36 дюймов. Попутно заметим, что технику столь серьезного уровня выпускают только гранды AV-индустрии. Попробуем определить общие черты нынешних участников. Если не считать вес, достигающий 100 килограммов, главная особенность - это цифровые шасси и системы, используемые в борьбе за качество изображения. Это важно, поскольку на метровом экране становятся заметны даже незначительные огрехи картинки. При приеме телевизионных передач цифровая обработка видеосигнала повышает качество (например, разделению сигналов яркости и цветности помогает цифровой гребенчатый фильтр). За счет использования средств цифровой фильтрации достигается эффективное снижение цветностных шумов. Если на видеовход телевизора поступает компонентный (разделенный на яркостную и цветоразностные составляющие) сигнал, например, с DVD-плейера, с минимальным уровнем шумов, то и в этом случае на цифровые алгоритмы возлагается крайне сложная задача исправить то, что исправить, казалось бы, невозможно, - мерцание 50-герцовой развертки и строчную структуру изображения. Выручает повышение кадровой частоты (пресловутые «100 Гц») или преобразование чересстрочной развертки в прогрессивную. Кроме того, в зависимости от качества и формата изображения зачастую требуются разные алгоритмы обработки (в современных аппаратах предусмотрены разные режимы). Все это в итоге и составляет портрет High End-телевизора с большим экраном. Впрочем, на этот портрет-экран пора внимательно посмотреть…

Philips 36PW9618


Пожалуй, главной особенностью модели 36PW9618/58, выделяющей ее на фоне других участников теста, является самодостаточность: представитель элитной серии MatchLine - это, по существу, очень привлекательное решение для домашнего кинотеатра, так сказать, «все - в одном». Для полного комплекта не хватает лишь DVD-проигрывателя…
Кнопки управления, вынесенные на верхнюю панель, удобны и легкодоступны (решение, ставшее визитной карточкой топ-моделей фирмы). Универсальный пульт ДУ способен управлять пятью устройствами AV-комплекса. Графический интерфейс Compass GUI весьма эргономичен и, можно сказать, просто изящен. Например, при настройке региона на экране появляется карта Европы, и точка указывает на Россию. Дополнительные фронтальные разъемы спрятаны в глубокой нише на боковой панели, что создает некоторые трудности при необходимости оперативного подключения, например, видеокамеры. Статус элитной модели подчеркивает набор цифровых технологий обработки изображения. Пользователь может сам выбрать для просмотра конкретной программы цифровой алгоритм: Pixel Plus, 100 Hz Digital Scan или удвоение строк (прогрессивная развертка). Понравилась работа системы Active Control - подстройка параметров изображения в зависимости от условий окружающего освещения. На наш взгляд, ее наличие особенно важно для театрального телевизора. При переходе от просмотра телепрограмм к демонстрации фильмов с DVD или спутникового тюнера совсем не лишним будет применить некоторое затемнение - в этом случае Active Control быстро и точно перенастроит всю совокупность параметров изображения.
По данным измерений, которые хорошо согласуются с впечатлениями от просмотра, модель имеет отличные показатели по четкости изображения и яркости; детализация картинки на высоте. Наиболее эффектно аппарат демонстрирует свои «изобразительные» возможности на пейзажных сценах, когда наполненное солнцем пространство приобретает объем и очаровывает реалистичностью. Однако если на ярких сюжетах цветовые оттенки вполне естественны, то на фрагментах с низкой цветовой насыщенностью начинают преобладать сине-зеленые тона (при малом уровне яркости повышается цветовая температура; см. результаты измерений). Изображение с DVD отличают яркие, сочные, порой чересчур насыщенные тона. Чуть снижает визуальное впечатление наличие цифровых шумов. Перебор режимов цифровой коррекции если и улучшает ситуацию, то незначительно.
Звуковое сопровождение характеризуется большим запасом мощности. Разработчики постарались сделать акцент на среднечастотный диапазон, чтобы повысить разборчивость речи.
Богатые возможности цифровой обработки изображения, набор театральных декодеров, усилителей и акустики, а также удобное управление оценят сторонники комплексных решений при строительстве домашнего кинотеатра.


Измерения

График цветового охвата

Технический комментарий

Отличные яркостная и цветовая четкость (500 и 150 ТВЛ). Контрастность составила 32:1. Цветовой охват сужен со стороны красного и зеленого, при этом цветовая температура насыщенного белого поля оказалась равной 8150К. Значение цветовой температуры на фрагментах малой и средней яркости завышено и составляет порядка 9000К. Однородность яркости не самая высокая, относительный разброс составил 57%. Отклик по яркости не соответствует линейному поведению только на самых темных фрагментах. Однородность цвета одна из лучших в тесте - разница по полю экрана всего 750К. Чувствительности тюнера достаточно для городских условий приема (–45/–65 дБ).

Samsung WS-36Z4HFQ


Дизайн одного из самых крупных представителей модельного ряда Plano от Samsung наряду с фирменными традициями несет и черты индивидуальности - экран заключен в изящную раму, визуально выделяющую его на фоне передней панели. Фронтальные AV-разъемы удобно расположены на боковой консоли. Отметим также VGA-вход, что позволяет использовать ТВ в качестве гигантского монитора.
В полной мере доступ к управлению телевизором возможен только с пульта ДУ; используя кнопки на передней панели, можно войти только в локальное меню и настроить основные параметры изображения: яркость, контраст, насыщенность цветов; отрегулировать громкость динамиков и наушников.
Наличие систем цифровой обработки видеосигнала Digital ProPicture и Total DSP System позволяет заметно подкорректировать качество изображения. Наиболее насыщенное, естественное и лишенное «зубчатости» наклонных линий изображение телевизор выдает в режиме Progressive, правда, при этом становится заметным мерцание кадровой развертки. Среди конструктивных особенностей - богатый набор разъемов: помимо входа VGA, есть три SCART’a (с RGB- и S-Video-входами), вход для цветоразностных компонентных сигналов, разъемы для подключения внешней акустики и линейные аудиовыходы декодера Dolby Pro Logic. Основу функционального набора составляют режимы цифровой обработки изображения, пять градаций цветовой температуры, предустановки изображения и звука, шесть режимов адаптации формата, стоп-кадр, PIP и Multi PIP.
Вывод, который можно сделать на основании многосторонней оценки качества изображения, - практически всегда удается добиться реалистичной передачи цветов, используя регулировку цветовой насыщенности и перебор профилей цветовой температуры. При этом колоссальный запас по яркости и один из самых высоких показателей по контрасту придают изображению объем и детальность. Несколько хуже обстоит ситуация с шумами: на эфирных программах с ослабленным уровнем сигнала в SECAM заметен небольшой цветностный шум. При просмотре видеоматериала с DVD изображение отличает хорошая динамика и сочность цветовых оттенков, а минимальный уровень цифровых артефактов на динамичных фрагментах добавляет реалистичности.
Звуковая картина имеет отчетливую пространственную организацию, хорошо проработаны басы. Однако на высоких частотах ощущается некоторая резкость, особенно на большой громкости (видимо, за счет повышения уровня искажений).
При умеренной цене Samsung WS-36Z4HFQ привлекает сочной картинкой, функциональностью и добротностью конструктивной проработки.


Измерения

График цветового охвата

Технический комментарий

Телевизор продемонстрировал хорошие результаты по яркостной и цветовой четкости - 490 и 140 ТВЛ. Контрастность изображения одна из самых высоких в тесте 52:1. Цветовой охват немного сужен со стороны зеленого и незначительно - в области красных тонов. Аппарат обладает отличной равномерностью цвета (разброс составил всего 400К), однако средний уровень оказался ниже референсного значения (около 4200К). Однородность яркости средняя - относительный разброс составил 48%. Однородность цвета хорошая, разница между максимальной и минимальной цветовой температурой по полю экрана оказалась 1110К. Чувствительность тюнера одна из самых высоких в тесте (–60/–65 дБ).

Sony KV-36HQ100K



Измерения

График цветового охвата

Технический комментарий

Яркостная четкость оказалась самой высокой в тесте - 510 ТВЛ, цветовая четкость при этом средняя - 120 ТВЛ. Контрастность картинки 1:60 - лучшая в тесте. Цветовой охват незначительно искажен в красной области, однако координаты белого близки к референсным. Цветовая температура на темных участках изменяется в большом диапазоне от 2000 до 8000К, а на средних и светлых участках, напротив, постоянна. При этом среднее значение по всем градациям серого очень близко к референсному - 6700К. Однородность яркости не на высоте - относительная разница составила 72%. Однородность цвета также не рекордная - разброс оказался равным 2380К. Тюнер порадовал своей чувствительностью: –58/–65 дБ.

Как выбрать кинескопный телевизор? ">
1. Размер экрана.

Первое, что с чем надо определиться, выбирая телевизор - это какой размер экрана оптимален для Вашего помещения. Ни стоит сразу заострять внимание на большую диагональ, так как в маленькой комнате смотреть его будет весьма не комфортно. Размер диагонали телевизора указывается в дюймах, реже в сантиметрах (отечественные модели телевизоров). В самом названии модели телевизора имеется ссылка на размер его диагонали (например: телевизор Sony KV-29CL10K – диагональ 29”). У телевизоров существуют стандартные размеры экранов. Наиболее распространенные: 14” (37см), 20” (51 см), 21”(54 см), 25” (63 см), 29” (72 см), 32” (81см), 34” (87 см), 36” (92 см). При увеличении диагонали телевизора увеличиваются и его габаритные размеры. Глубина телевизоров с небольшой диагональю, как правило, не меньше их диагонали (14” – 27 см), а для телевизоров средних и больших диагоналей глубина составляет 47-60 см. Оптимальное расстояние от Вашего места, с которого Вы смотрите телепередачи до экрана при просмотре телевизора форматом 4:3 (стандартный формат изображения) составляет 3 - 5 диагоналей экрана. При этом, расстояние в 3 диагонали допустимо для телевизоров формата 4:3 с разверткой 100 Гц и дополнительными системами обработки изображение, что сильно снижает мерцание экрана и, соответственно, минимизирует напряжение на глаза. Для широкофоматных телевизоров 16:9 рекомендуемое расстояние просмотра составляет 2,5-3 диагонали экрана. Если Вы собираетесь поставить телевизор в нишу, надо учитывать, что между стенками ниши и корпусом телевизора обязательно должно остаться расстояние, обеспечивающие свободную циркуляцию воздуха.
Телевизоры 14”-15”. Очень многочисленное семейство телевизоров. По качеству изображения и функциональным возможностям очень похожи друг на друга, однако более известные фирмы, как правило, комплектуют свои телевизоры более качественной элементной базой и кинескопами. Поэтому при выборе в первую очередь следует обращать внимание на понравившийся Вам дизайн, плоский или выпуклый кинескоп у данного телевизора, наличие одного или двух динамиков и телетекста. Производители могут комплектовать их комнатной антенной, однако, качество приема на такую антенну крайне низкое.
Телевизоры 20”-21”. Наиболее многочисленная группа телевизоров. Практически у каждой фирмы-производителя представлен широкий выбор моделей телевизоров этой диагонали, причем как с обычным выпуклым, так и с плоским экраном. Функционально телевизоры этой диагонали не сильно различаются. При выборе внимание надо обращать на дизайн, наличие телетекста, количество динамиков. У некоторых моделей телевизоров имеется стереозвук, регулировка баланса. Большинство производителей рассматривает телевизоры 20"-21" и больших диагоналей как стационарные и не комплектует их собственной антенной, предполагая, что будет использоваться кабельная.
Телевизоры 25”. В нашей стране не пользуются большим спросом. Эти телевизоры сильно различаются по своим функциональным возможностям, по наличию или отсутствию стереозвука, а так же дизайном. Цена этих телевизоров значительно выше, чем телевизоров с диагональю 21”. Кроме того в модельном ряду телевизоров этой диагонали есть модели с разверткой 100 Гц (актуально для ЭЛТ телевизоров) . Их стоимость зачастую бывает выше, чем у 29 дюймовых моделей с разверткой 50 Гц. Хотя эти телевизоры имеют качественное стабильное изображение, хорошую функциональность и стереозвук, у них как правило отсутствуют цифровые процессоры для улучшения качества изображения, что не дает им реально конкурировать с 29 дюймовыми телевизорами по качеству картинки.
Телевизоры 29” и выше. Эти телевизоры имеют огромный разброс по своим функциональным возможностям и техническим характеристикам, многие комплектуются цифровыми процессорами обработки изображения и разверткой 100 Гц, а также дополнительными динамиками для усиления басов (что впрочем все-равно не делает их аудио систему полноценной дя просмотра DVD). Кроме того, немаловажным при выборе телевизоров большой диагонали является его внешний вид. Некоторые фирмы комплектуют свои телевизоры тумбочками (или поставляют их дополнительно).
2. Технологии.
Технология 100 Гц.
Что лучше 50 или 100 Гц развертка?
Картинка по действующему стандарту телевещания передается в 2 приема: двумя полукадрами, через строку – сначала все нечетные строки, а во второй этап – все четные. Это называется чересстрочной разверткой. Полукадры передаются с частотой 50 Гц.
Основные недостатки: эффект "мерцания" (человеческий глаз замечает такую частоту мерцания) при выводе изображения на экран, кроме того горизонтальные линии "дрожат" с частотой 25 Гц. Это особенно заметнона белом фоне и на большом экране.
Технология 100 Гц. – это цифровая технология, которая обеспечивает обновление экрана в 2 раза чаще, чем при 50 Гц-ой технологии, т.е. "полукадры" появляются в 2 раза чаще. Видеосигнал представленный в цифровой форме предоставляет гораздо более широкие возможности обработки, чем аналоговый. Например, можно запомнить представленный в цифровой форме кадр изображения и в нужное время воспроизвести его. Эта технология позволяет решить проблему мерцания изображения на экране. Дело в том, что при частоте смены полукадров (полей) 50 (60) Гц, мерцание изображения, особенно на ярких участках, все же остается заметным.
Все же эта система так же не лишена недостатков: при чередовании полукадров первый - первый - второй - второй, переход от нечетных к четным строкам происходит с прежней частотой 50 Гц.Это проявляется в дрожании верхних и нижних краев деталей изображения из-за чередования четных и нечетных строк.
Преодолеть этот недостаток позволяет усовершенствованная система, получившая название Digital Scan, в которой полукадры чередуются в последовательности первый - второй - первый - второй. В этом случае частота смены полукадров с четными и нечетными строками составляет уже 100 Гц, и дрожание становится практически незаметным.
Кроме того технология 100 Гц имеет несколько минусов, среди которых оцифровка изображения и цифровой шлейф при быстром передвижении объектов. Для лучшей передачи быстро меняющихся изображений в телевизорах с разверткой 100 Гц применяются специальные технологии цифровой обработки сигналов, такие как Digital Scan с функцией Natural Motion (Philips), Digital Plus (Sony), Digital Mastering и Intelligent Mastering (Thomson), Digital Scan и Super Digital Scan (Panasonic), Full Digital с системой DMI (Digital Motion Interpolation) (Loewe) и другие. В этих системах по специальному алгоритму происходит создание промежуточного кадра, который вставляется между теми кадрами, из которых он формируется. В результате быстро перемещающиеся объекты на экране выглядят более естественно.
3. Формат изображения.
Сегодня существует два формата экрана телевизоров: традиционный, привычный всем, 4:3 и широкоэкранный формат изображения 16:9.
Выбирая формат телевизора, Вы должны определиться, что по преимуществу Вы будите смотреть: Если Вы в основном смотрите по телевизору телепередачи, смотрите фильмы MPEG4 (DivX) или видеомагнитофон, то стоит покупать телевизор 4:3, т.к. его формат совпадает с форматом телевизионного вещания. Однако, при просмотре изображения форматом 16:9 (например, DVD- дисков) сверху и снизу экрана телевизора будут оставаться черные полосы (которые, чаще всего, можно убрать «отрезав» края изображения).
Если Вы любитель DVD и хотите проводить досуг за просмотром любимых фильмов, то Вам прямой смысл купить телевизор форматом 16:9. Поскольку большинство DVD-дисков на современном рынке содержат изображение именно в формате 16:9. Однако заметим, что телевещание на Украине не использует широкий формат. При просмотре на телевизоре формата 16:9 обычных телепрограмм по краям экрана останутся незадействованные, черные участки, т.е. "действующая" диагональ изображения уменьшится. С другой стороны, в таких телевизорах обыкновенно предусмотрено увеличение размера изображения во весь экран, при этом теряется верхняя и нижняя часть изображения, которые, как правило, не очень информативны для телепрограмм. Во многих широкоформатных телевизорах применяется также "умное" увеличение изображения, когда изображение заполняет весь экран, искажаясь нелинейно, - центральная часть остаётся практически без изменений (а она и есть самая информативная), а периферия экрана искажается (верхняя и нижняя часть могут немного сжиматься, а боковые части - растягиваться). Поначалу странновато выглядит, потом привыкаешь.
Кстати, широкоформатное изображение может быть не только 16:9, есть и полностью кинематографический формат 2.35:1. При просмотре DVD-дисков с пометкой "2.35:1" даже на экранах 16:9 остаются черные полоски сверху и снизу.
Телевизоры формата 16:9 предоставляют особенно большие возможности для создания домашнего кинотеатра. Угол обзора увеличивается значительно, совершенство изображения в сочетании с соответствующим аудио оформлением позволяют ощутить полную сопричастность событиям на экране. Заметим, что источником широкоформатного изображения может быть не только DVD-плеер: есть спутники, обеспечивающие вещание в широком формате и даже с многоканальным звуком Dolby Digital.
4. Звук телевизора и его мощность.
При выборе телевизора следует определиться телевизор с каким звуком вы хотите иметь. Существует два вида телевизоров: с моно и со стереозвуком. При этом телевизор может воспроизводить стерео или только с внешнего источника или с эфира (A2, NICAM) и с внешнего источника. Кроме того телевизоры моно бывают с одним и двумя динамиками. Моно телевизоры с двумя динамиками, как бы имитируют стерео звук, но не разделяют его на два канала, как у стерео. Следует помнить, что отечественное телевещание преимущественно работает в моно и эффекта от стереозвука в телевизоре в данном случае не будет. Телевизоры со стереозвуком как правило оснащены большим количеством дополнительных настроек звука.
Ряд телевизоров имеют встроенные декодеры объемного звукового сопровождения Dolby Pro Logic и/или Dolby Digital. В комплект к телевизору могут входить дополнительные колонки, при подключении которых возможно реализовать 6-канальное звучание Dolby Digital и, купив дополнительно DVD-плеер, создать домашний кинотеатр. В настоящее время есть даже некоторые спутниковые каналы, которые осуществляют вещание с 6-канальным звуком Dolby Digital. Однако в большинстве случаев источником многоканального звучания является DVD-плеер. Многие телевизоры оснащаются вместо декодеров Dolby Pro Logic системой Virtual Dolby, позволяющей имитировать объёмное звуковое сопровождение при помощи обычной стереосистемы.
Мощность динамиков – важный показатель качества звука телевизора, она измеряется в ваттах, чем больше показатель мощности, тем качественнее звук Вы можете получить.
Однако, каким бы хорошим не было звучание телевизоров, оно все равно будет уступать качеству звучания системе домашнего кинотеатра.
5. Дополнительные функции.
Довольно часто возникает ситуация, когда по нескольким каналам одновременно идут интересные передачи, или, например, просматривая фильм на одном канале, вы боитесь прозевать начало новостей или интересного матча на другом. В такие моменты хочется, чтобы экран телевизора разделился на несколько частей, в которых бы отображались различные каналы. Цифровые технологии позволяют сделать это.
Конструкторы телевизионной техники разработали технологию, получившую название Picture in picture ("картинка в картинке"), или сокращенно PIP. Эта технология позволяет показывать на экране, на фоне основного канала, в небольшом прямоугольном окне, любой другой, по выбору, канал, или изображение полученное от внешнего источника видеосигнала (видеомагнитофона, видеокамеры и т. д.). Звуковое сопровождение можно выбирать, как основной, так и дополнительной, программы. Обычно предусматривается изменение размеров дополнительной картинки и места расположения ее на экране. Так же возможен обмен изображениями между основным экраном и дополнительным окном нажатием одной кнопки на пульте дистанционного управления.
Простейшим однооконным PIP (пассивный PIP) могут оснащаться даже недорогие модели телевизоров. В этом случае используется один тюнер телевизора, поэтому в дополнительном окне можно вывести только программы поступающие на телевизор через низкочастотный вход, например с видеомагнитофона, видеокамеры или DVD. Если же вы просматриваете на основном экране запись, воспроизводимую с видеомагнитофона, в малом окне можно следить за одной из эфирных программ.
Возможности простейшей системы PIP можно расширить, если к низкочастотному входу подключить видеомагнитофон (или пишущий DVD с ТВ-тюнером). В этом случае можно дополнительно выводить эфирные программы, поступающие через тюнер видеомагнитофона. В случае подключения к телевизору спутникового тюнера, с помощью PIP можно просматривать в дополнительном окне спутниковые программы.
Более дорогие модели телевизоров, могут иметь в своем составе блок PIP оснащенный собственным (вторым) тюнером (активный PIP). В этом случае, в дополнительном окне, или окнах, можно просматривать любые поступающие на телевизор программы. Многие из телевизоров с двумя тюнерами позволяют одновременно выводить 3 - 9, а в широкоэкранных телевизорах, даже 16 окон, с различными программами (системы Multi PIP, Multi Window EX и другие). В широкоэкранных телевизорах, с форматом экрана 16:9, может быть реализован режим РОР (Picture Out of Picture - «картинка вне картинки»). В этом режиме три дополнительных изображения вписаны в свободную часть широкого экрана сбоку от основной картинки формата 4:3, вместе с ней полностью заполняя площадь экрана телевизора. PAP (картинка и картинка) Экран разделяется на две части, в каждой из которых располагается немного сжатое активное изображение.
PAT (картинка и текст) Экран разделяется на две части: немного сжатое активное изображение и полная страница текста.
6. Разьемы для подключения внешних устройств
. Если вы хотите смотреть видео на телевизоре с внешних устройств, возникает сразу много вопросов. Очень важно при выборе телевизора заранее иметь в виду все устройства, которые вы захотите к нему подсоединить не только сейчас, но и в будущем, и проследить, чтобы ваш телевизор был оснащен достаточным количеством необходимых разъемов. Иначе вам придется только сожалеть о неправильно сделанном выборе.
Однако у телевизоров бывает множество разных разъемов, и разобраться в них может не каждый. Перед пользователем телевизора, оснащенного всеми мыслимыми разъемами, встанет другая проблема - выбрать из многих вариантов подключения через эти разъемы самый правильный и наилучший.
Наиболее распространенным (но нельзя сказать, что лучшим) стандартом при подключении дополнительных устройств к телевизору является композитный сигнал (RCA, Cinch, "тюльпан") . Он представляет собой объединение всех компонентов, содержащих видеоинформацию, в один сигнал. Именно композитный сигнал получается на выходе телевизионного тюнера (т.е., приемника эфирного телесигнала). Композитными видеовыходами оснащены видеомагнитофоны, видеокамеры, DVD-плееры и т.д. Собственно, трудно найти устройство, не имеющее этих выходов. Преимущества композитного способа понятны - совмещение сигналов позволяет получать наиболее емкий и удобный для передачи сигнал, для которого требуется только один провод. Однако при преобразовании изначального RGB или компонентного сигнала в композитный часть информации теряется, и при последующем обратном преобразовании в телевизоре композитного сигнала в RGB восстановить информацию уже невозможно. В результате получаемое изображение несколько хуже по качеству (хотя для телевизоров небольших диагоналей это не ощущается). С другой стороны, если вы не собираетесь подключать к телевизору устройство-источник компонентного сигнала (DVD-плеер и т.п.) или ваш телевизор не оборудован кинескопом выше 21”, данное обстоятельство вас не должно волновать, и композитных разъемов будет вполне достаточно. Композитный разъем выполнен в виде RCA, и обычно соседствует с аудио разъемом (одним, если моно, и двумя, если это стерео телевизор). Традиционно, их указывают вместе - RCA аудио/видео. Телевизор может быть оснащен входом RCA аудио/видео и выходом RCA аудио/видео.
Цветное изображение формируется из основных цветных сигналов R G B, то есть сигналов красного R, зеленого G и синего B цвета, на основании данных о цвете и яркости каждой точки изображения. Если вы собираетесь подключать к телевизору внешнее устройство, у которого есть RGB-выходной сигнал, будет правильно использовать RGB-вход на телевизоре, - это удобный путь, обеспечивающий качественную передачу сигнала. У телевизоров RGB-вход обычно реализован через разъем SCART. Высокое качество подключения устройств по RGB-входу вполне сравнимо с другим вариантом подключения - через компонентный вход, которым могут быть оснащены телевизоры.
Компонентными сигналами принято называть сочетание сигнала яркости ("Y" компонент) и цветоразностных сигналов, показывающих количество цвета (синий компонент "Pb" и красный компонент "Pr"). По компонентному входу и по RGB к телевизору могут подключаться различные цифровые источники программ: DVD-плеер, цифровой спутниковый тюнер, компьютер, декодеры цифрового телевидения, игровая приставка и т.д. Подключение по компонентному входу является оптимальным для DVD-плеера, поскольку вся информация на дисках DVD содержится именно в компонентном формате, и DVD-плеер является источником компонентного сигнала. Компонентные разъемы могут быть выполнены "тюльпанами" (RCA), или байонетами (BNC), обычно там присутствуют соответствующие обозначения Y Pb Pr.
Еще один стандарт подключения к телевизору - S-Video (Separate Video, т.е., "раздельное видео"). Стандарт подключения S-video был разработан, когда на рынке появились видеопроигрыватели, по качеству превосходящие стандарт эфирного сигнала, чтобы можно было видеть их преимущества перед телепередачами на экране телевизора. Речь идет, в основном, о видеомагнитофонах и видеокамерах стандартов S-VHS, Hi8, в которых используются раздельные каналы яркости и цветности для записи-воспроизведения, на видеокартах компьютера также может содержаться такой выход.
Весьма интересен универсальный разъем SCART, который может позволить за один раз подключить сигналы: композитный, RGB и стерео звук, причем соединение двунаправленное. Кроме того, предусмотрена линия управления между соединяемыми устройствами. В поздних версиях SCART предусмотрено подключение и S-Video, и компонентного сигнала, при этом ограничиваются функции передачи композитного сигнала и RGB, - число контактов в разъеме SCART ограничено. Для подключений по S-Video и по компоненте в телевизоре должно быть установлено еще 2 дополнительных разъема SCART .
Соединительные кабели, использующие SCART разъем, могут быть распаяны не полностью, - всегда уточняйте у продавца, подойдет вам, или нет, конкретный кабель.
Телевизор может быть оснащен также отдельными аудио RCA разъемами. К примеру, выход RCA-аудио (R и L) у телевизора позволяет подключить к нему стереосистему, оснащенную соответствующими входами, и воспроизводить звук телевизора через стереосистему, что значительно превосходит звуковую мощность самого телевизора.
Некоторые телевизоры оснащены специальными разъемами VGA, или D-Sub, позволяющими подключить к ним компьютер и использовать их в качестве мониторов. Однако следует иметь в виду, что телевизоры не предназначены для беспрерывной многочасовой работы, как мониторы, и не могут заменить их в этом плане. Подключение телевизора к компьютеру можно использовать, к примеру, для компьютерных игр и тому подобного.
Обратите внимание, что даже если вы правильно подсоединили все кабели, для совместной работы подключенных устройств может потребоваться еще дополнительная настройка входов телевизора, процедура которой в этом случае будет описана в инструкции по эксплуатации.
При выборе телевизора обращайте внимание не только на количество разъемов (напомним, их должно быть не меньше, чем аппаратов, которые вы желаете подключить), но и на расположение разъемов.
Разъёмы на задней стороне телевизора предназначаются для стационарного подключения техники. Их желательно иметь столько, сколько аппаратов будет постоянно подключено к телевизору (плюс один для возможности расширения системы). Разъёмы на передней (фронтальной) или боковой стороне телевизора предназначаются для эпизодического и, как правило, кратковременного подключения аппаратуры (видеокамер и игровых приставок). Рассматривать их как вариант для стационарного подключения не стоит, так как это, в большинстве случаев, неудобно и не очень эстетично.
Рекомендуем вам при подборе техники стараться, чтобы соединительные разъёмы были одного типа (например, SCART и на телевизоре, и на DVD, и на видеомагнитофоне), это существенно упростит коммутацию и избавит от проблем, связанных с поиском специфических кабелей, переходников и т.п.
7. Плюсы и минусы кинескопных телевизоров.
Достоинства:
1. Невысокая стоимость,
2. Отработанные до предела технологии, схемотехника,
3. Огромное разнообразие моделей ЭЛТ телевизоров,
4. Высокое качество изображения,
5. Наиболее естественная цветопередача,
6. Большой срок службы (до 15 лет).
Недостатки:
1. Размер экрана телевизоров технологически ограничен (около 38"),
2. Крупные габариты и большой вес устройства,
3. Проблемы - сведения лучей,
- геометрических искажений,
- фокусировки.
4. Существенное влияние магнитных полей на качество изображения и здоровье человека.
8. Наиболее продвинутые фирмы-изготовители.
Philips, LG, Panasonik, Sony, Samsung
источник информации www.pavleek.3dn.ru

Как обеспечить телезрителю «эффект присутствия»? Можно просто сделать экран побольше — пусть себя чувствует почти как в кинотеатре. А можно показать ему трехмерную картинку или в буквальном смысле окружить его изображением. Сегодня в проекте «110 лет телевидения» мы вспоминаем, как производители пытались охватить зрителя объемной картинкой.

Больше размер — глубже погружение

Увеличивая размер экрана, действительно можно добиться того, что у зрителя возникнет ощущение почти настоящего синематографа: мол, не в ящик с картинками он смотрит, а сидит себе в кинотеатре.

Кстати, именно так и появился термин «домашний кинотеатр»: связка телевизора большого экрана и стереозвука с несколькими источниками, расставленными по всей комнате, включая обязательный сабвуфер.

Но до каких пор можно увеличивать экраны? Самый большой кинескопный телевизор, по нашим сведениям, — это Sony Trinitron PVM-4300U. В США он рекламировался как 43-дюймовый, в других странах — как 45-дюймовый: в американской рекламе по закону надо было указывать не физическую диагональ кинескопа, а диагональ видимой части.

Но даже 43 дюйма — это просто огромный показатель: 109 см. Для сравнения: самый большой телевизор белорусского производства и стоил 950 долларов. Этот же «японец» почти на треть больше, а вот стоил значительно дороже: 40 тысяч долларов.

Фото с сайта AvsForum.com

Среди проекционных телевизоров самым большим называют JVC HD-ILA с диагональю 110 дюймов (2,79 м). OLED-телевизоры максимальной диагонали в 77 дюймов (1,96 м), жидкокристаллические — в 108 дюймов (2,73 м), плазменные — в 152 дюйма (3,86 м).

Правда, телевизоры с более чем двухметровой диагональю уже не так-то и легко устанавливать в обычной квартире: домашний кинотеатр рискует занять едва ли не полстены, а зритель для максимального комфорта должен сидеть на другом конце комнаты или вообще в прихожей.

А раз простое «механическое» увеличение диагонали не приводит к желаемому эффекту — то надо применить другие технологии. Например, придать изображению объем.

Стереотелевидение: первые трансляции

Стереокино существует уже сотню лет: еще в 1915 в Нью-Йорке состоялся тестовый показ экспериментальных фильмов, снятых по анаглифическому методу с разделением каналов на красный и зеленый. В двадцатых-тридцатых стереофильмы набирают популярность, появляются различные методы выведения стереоизображения. А раз можно показывать стереокино — то можно попробовать показать и стереотелепередачу.

С первыми системами трехмерного телевидения экспериментировал еще «отец» механических телевизионных систем Джон Бэйрд в конце 1920-х. Впрочем, дальше экспериментов дело так и не зашло. И только много лет спустя некоторые передачи по телевидению начали транслировать в стереоформате.

Например, в 1975—1978 годах телецентр в Ленинграде совместно с кафедрой телевидения Ленинградского электротехнического института связи проводил опытные стереотрансляции; первая такая передача состоялась 25 марта 1975 года.

В Англии в феврале 1982 года показали очередную серию научно-популярного журнала «The Real World», содержащую стереосъемки, сделанные компанией Philips в Нидерландах. Для просмотра этой передачи нужно было использовать красно-зеленые очки, прилагавшиеся к программе передач. Очки воссоздавали черно-белое изображение, но в декабре того же года показали и цветную стереосъемку.

Вскоре «в анаглифе» начали показывать и художественные фильмы: вестерн «Форт Ти» в Великобритании и фильм ужасов «Тварь из Черной Лагуны» в Португалии.


Кадр из стереофильма «Тварь из Черной Лагуны». Фото с сайта Flickr.com

Время от времени такие передачи транслировали вплоть до конца «нулевых», но к тому времени уже стало возможным наладить полноценное стереотелевидение.

А еще очки надел!

Постепенно на рынок вывели несколько технологий: с использованием очков (анаглифических, поляризационных и затворных) и без очков (автостереоскопические дисплеи).

Анаглифические очки — те самые, с красным и голубыми стеклами — относятся к пассивным системам. Впрочем, специально под цветные очки телевизоров не делают, но вы можете хранить у себя такие очки (а их выпускают как простенькими картонными, так и изящными пластиковыми) на случай показа анаглифической стереопередачи.

Такие красно-голубые очки применяют еще в некоторых кинотеатрах, также они пригодятся для разглядывания стереокартинок и некоторых компьютерных игр.


Фото с сайта Aliexpress.com

Еще одна пассивная система — поляризационные очки. Эта система тоже очень старая: стереоскопические изображения с помощью поляризации демонстрировались с конца 19 века.

После того, как Эдвин Лэнд запатентовал поляризационные линзы, система начала применяться широко, появились и стереофильмы. В начале тысячелетия, с ростом интереса к стереотелевидению, поляризационные очки получают огромную популярность. В основном используются две разновидности: с линейной и с круговой поляризацией.


Фото с сайта Mail.ru

Затворные очки — это система активных очков, линзы которых поочередно затемняются с большой частотой, таким образом формируется раздельная картинка для каждого глаза.

Первые прототипы затворных очков известны еще с двадцатых годов, хотя те устройства почти столетней давности едва ли можно назвать очками — скорее, это были некие бинокли. А с восьмидесятых годов затворные очки начали применяться в видеоиграх.

Для телевидения затворные очки с конца «нулевых» активно начала продвигать компания Samsung. Такие очки нуждаются в питании и синхронизации с телевизором.


Фото с сайта DhGate.com

Наконец, автостереоскопические дисплеи — это такие экраны, которые показывают объемную картинку без необходимости использования очков.

Специальные барьерные сетки и микролинзы Френеля способствуют тому, что каждый глаз видит предназначенный только для него столбец пикселей. В итоге столбцы для левого глаза видны лишь левым глазом, а столбцы для правого — лишь правым. Конечно, в том случае, если зритель сидит в правильном месте.

Первые по-настоящему и первые с оговорками

В гонке за первый в мире 3D-телевизор было, как ни странно, сразу несколько победителей. Многие фирмы стремились приписать первенство себе, в результате то тут, то там объявляли/представляли/начинали продавать «первый в мире» телевизор объемного изображения.

Летом 2008 года компания Hyundai сообщала, что начала продажи первого в мире 3D-телевизора в Японии: 46-дюймовая модель стоила примерно 4860 долларов. Правда, тут же говорилось, что чуть ранее Samsung начал продажи 3D-телевизоров в США, но там, в отличие от Японии, нет соответствующих телеканалов с объемными передачами.

Действительно: еще на выставке CES в начале 2008 года Samsung представила плазменные модели PAVV Cannes 450 и PAVV Cannes 550. Диагонали — 42, 50 и 58 дюймов, разрешение экранов — до FullHD, а цена — от 1 850 до 4 145 долларов.

Фото с сайта Gizmodo.com

В декабре 2010 года компания Toshiba вывела на рынок первые модели телевизоров, которые умеют показывать объемное изображение без очков. Модель 3D REGZA 12GL1 диагональю в 12 дюймов оценили в 1900 долларов, а модель 3D REGZA 20GL1 (20 дюймов) — в 3800 долларов.


Фото с сайта GadgetReview.com

Но еще за полгода до этого, 1 апреля 2010, многие сайты сообщили, что украинское предприятие «Электрон» разработало первый в мире кинескопный 3D-телевизор модели 63TK-3D. Якобы 63-дюймовый кинескоп показывает изображение «разрешением» в 2400×1800 точек. Как мы знаем, кинескопов такого размера не выпускали. Но шутка все равно получилась забавной.


Фото с сайта Gagadget.com

Когда шансов претендовать на «самый первый» уже не осталось, фирмы начали продвигать «самые первые с оговорками» объемные телевизоры.

Так, в сентябре 2010-го Sharp представил первый в мире 3D-телевизор, изготовленный по технологии Quattron (с дополнительными желтыми пикселями). В ноябре 2010-го Philips сообщил о самом первом в мире 3D-телевизоре с «киноформатным» экраном: соотношение его сторон составило 21:9.

А в феврале 2011 LG представила модель LW5700 — первый в мире 3D-телевизор без мерцания изображения; также эта компания отметилась «первым в мире» 3D-телевизором с технологией Full LED Slim и первым же в мире телевизором объемного изображение ультравысокого разрешения 3840×2160 пикселей.

«Горизонт» свой первый 3D-телевизор на выставке ТИБО-2013 и оценил 42-дюймовую новинку в 7 миллионов рублей, что по официальному курсу составляло примерно 800 долларов.

Первым телеканалом, на котором начали транслировать специализированный 3D-контент для современных телевизоров, стал частный японский спутниковый канал DS11. Весной 2010-го начинаются и кабельные трансляции объемных передач.

С тех пор по всему миру запустили несколько десятков 3D-телеканалов (среди них даже парочку порнографических!). Около полутора десятков каналов прекратили объемное вещание.

Телевизор, окружай!

Еще один способ погрузить зрителя в трансляцию поглубже — это постараться максимально «окружить» его экраном. Несколько лет назад компании начали предлагать изогнутые телевизоры.

В январе 2013 года на выставке Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе корпорации Samsung и LG одновременно представили «первый в мире» изогнутый телевизор.

Оба выполнены по OLED-технологии, оба имеют диагональ в 55 дюймов (~140 см) и оба показывают картинку разрешением до 1920×1080 пикселей. В мае того же года LG начала принимать предварительные заказы на модель 55ЕА9800, в июле старт продаж своей модели KN55S9 объявил и Samsung. В обоих случаях стоимость телевизора составила 15 миллионов корейских вон, или около 13 тысяч долларов.


Фото с сайта LesNumeriques.com

В сентябре 2013-го свой «первый в мире» изогнутый телевизор представляет Sony — на этот раз монитор изготовлен по технологии LED TV, проще говоря — это обычный жидкокристаллический телевизор со светодиодной подсветкой. У модели KDL-65S990A экран большего размера — 65 дюймов, а стоит он сильно меньше корейских конкурентов: всего лишь около четырех тысяч долларов.


Фото с сайта Gizmodo.com.au

Конечно, изогнутые телевизоры научились показывать и 3D-контент. В апреле 2013 года компания LG представила первый в мире вогнутый OLED-телевизор с поддержкой объемного изображения.

Гонка гнутых диагоналей

Даже двух производителей достаточно, чтобы начать «гонку диагоналей», а поскольку на первом же году жизни изогнутых телевизоров выпускать их начали несколько компаний, то и первых релизов со словами «самый большой в мире изогнутый…» долго ждать не пришлось.

В сентябре 2013-го LG показывает на выставке IFA в Берлине самый большой в мире 77-дюймовый изогнутый телевизор, он поддерживает разрешение 4К. В декабре и LG, и Samsung объявили, что на январской выставке CES 2014 покажут самые большие в мире 105-дюймовые гнутые модели. И показали: LG 105UC9 и Samsung 105U9500. И опять почти полное тождество параметров: соотношение сторон 21:9, разрешение 5120×2160 пикселей.

А уже в сентябре — и снова на берлинской выставке IFA — китайская компания TCL Multimedia показала изогнутый телевизор диагональю 110 дюймов (почти 280 см). Радиус его кривизны составляет 7000R — то есть, если ставить эти телевизоры один к другому, то со временем они сомкнутся в круг радиусом 7 метров. Правда, разрешение его меньше, чем у корейских гигантов: 3840×2160 пикселей.


Фото с сайта T3me.com

Кривой по требованию

Конечно, у изогнутых телевизоров тоже имеются свои недостатки. Один из основных — искажения картинки.

Если зритель один и сидит на определенном расстоянии от экрана строго по осевой линии — то он ощутит преимущества «гнутого» телевизора (увеличение визуальной ширины, уменьшение бликов, расширенные углы обзора). Но если на диване сидят несколько человек, то все они, кроме центрального зрителя, почти гарантированно «словят» искажения.

Как же быть? Да очень просто: когда смотришь телевизор в одиночку — пусть он будет изогнутым, а когда компанией — плоским. Как такое возможно? Благодаря не просто изогнутым, а изгибаемым телевизорам.

Еще на январской выставке CES 2014 LG показала 77-дюймовый гнущийся телевизор, а Samsung — 85-дюймовый. Позже, в сентябре 2014-го на берлинской выставке IFA, Samsung продемонстрировал и 105-дюймовый гнущийся телевизор. Сервоприводы за несколько секунд превращают плоскую панель в изогнутую и обратно.


Фото с сайта WhoWired.com

Как шутят в интернете, изогнутые телевизоры — это хорошо забытое старое. Только сейчас телевизоры вогнуты внутрь, а раньше были выгнуты наружу.


Телевизор «Неман», выпускавшийся с 1960 года в Минске. Фото с сайта Old-Cherdak.com.ua

Новое поколение телевизоров Samsung SUHD передают изображение максимально точно и реалистично. Благодаря передовой технологии квантовых точек даже мельчайшие детали и темные области в изображении различимы при любом освещении.

Идея передачи движущегося изображения на расстояние завладела умами многих ученых еще в первой половине девятнадцатого века. Однако главной проблемой, с которой столкнулись энтузиасты, было отсутствие технической возможности преобразовывать световой сигнал в электрический, который возможно было бы передать по проводам на значительное расстояние.

Первым устройством, с помощью которого удалось успешно передать изображение по электрическим проводам, можно считать запатентованный в 1843 году Александром Беном копирующий телеграф. Передача одного монохромного изображения с его помощью представляла собой сложный и длительный процесс. Прямоугольная рамка плотно набивалась параллельно уложенными тонкими изолированными кусками провода длиной около дюйма. Затем смещением отдельных проводков формировалась картинка-оттиск и рамка заливалась жидким сургучом. После его застывания производилась шлифовка: с той стороны, где проводки выступали над общим массивом, до их зачистки, а с противоположной сургуч снимался полностью. Далее специальным перемещающимся металлическим щупом выполнялась построчная развертка изображения, и аналогичным образом на принимающей стороне в то же самое время выполнялось построение изображения.

Копирующий телеграф оказался слишком сложным, медленным и дорогостоящим устройством и реального практического применения не нашел. Тем не менее его вполне можно считать первым шагом к изобретению телевидения, так как Александр Бен был первым, кто представил изображение в виде отдельных точек, а для его считывания и воспроизведения использовал построчную развертку с временно? й синхронизацией.

Следующим шагом на долгом пути к современному телевизору оказалось открытие в 1873 году английским ученым Уиллоуби Смитом фотоэффекта - способности селена изменять свою проводимость под воздействием света. В ближайшие пару десятков лет исследованиями фотоэффекта занимались немец Генрих Герц и русский физик Александр Столетов. Одним из практических результатов работы последнего стало изобретение в 1887 году «электрического глаза» - прообраза современного фотоэлемента.

Параллельно в научном мире совершались другие открытия, создававшие предпосылки для изобретения телевидения. В 1879 году англичанин Уильям Крукс открыл вещества, способные светиться под воздействием катодного облучения, - люминофоры. В 1887 году немецкий физик Карл Браун представил первую катодно-лучевую трубку - прообраз кинескопа.

Механический телевизор

В первой половине восьмидесятых годов девятнадцатого века немецкий инженер Пауль Нипков создал аппарат, в котором чрезвычайно простым и элегантным способом решалась проблема построчной развертки и синхронизации передатчика и приемника. В его снимающем устройстве находился вращающийся диск из непрозрачного материала с несколькими десятками отверстий (в отдельных моделях число отверстий доходило до двух сотен), которые располагались по расходящейся спирали. С одной стороны вращающегося диска располагалось подсвеченное изображение, а с другой - единственный фотоэлемент, считывающий интенсивность светового потока, проходящего через движущиеся отверстия.

В телевизоре Нипкова был такой же диск, только вместо фотоэлемента устанавливалась мощная неоновая лампа, свет которой регулировался сигналом, полученным от «телекамеры». В результате на небольшой экран проецировалось пусть размытое, но все же вполне различимое изображение.

Британские механические телевизоры Baird и Plessey

С небольшими модификациями механические телевизоры выпускались вплоть до конца тридцатых годов двадцатого века, и только распространение телевизоров с электронно-лучевыми трубками привело к их исчезновению.

Главными недостатками механических телевизоров, по сравнению с ЭЛТ-моделями, были недостаточно высокая надежность из-за сложности механической части, а также, конечно же, значительно более низкое качество изображения. Тем не менее именно с помощью системы механического телевидения впервые в мире была осуществлена передача на расстояние фотографии лица человека в качестве, достаточном для его распознавания.

Эпоха ЭЛТ

После создания Брауном простейшей катодно-лучевой трубки учеными всего мира исследовались возможности ее практического применения. В 1907 году российским ученым Борисом Розингом был получен патент, который назывался «Способ электрической передачи изображений на расстояние», а уже в 1911 году он впервые осуществил передачу и прием изображения простейших геометрических фигур на расстояние, а также их отображение с помощью телевизионной системы на катодно-лучевой трубке. Изображения при этом были неподвижны, а их съемка осуществлялась с помощью диска Нипкова.

26 июля 1928 года молодым изобретателем Борисов Грабовским в советском Ташкенте впервые посредством радиоволн была осуществлена передача движущегося изображения с его воспроизведением на экране электронно-лучевой трубки. Многие исследователи (в том числе и американские) считают это событие рождением современного телевидения.

Параллельно с Грабовским над решением проблемы использования электронно-лучевых трубок для получения изображения в Соединенных Штатах работал русский эмигрант Владимир Зворыкин. Еще в 1923 году он подал патентную заявку на систему электронного телевидения, но получить патент смог лишь в 1938 году. К тому времени он уже успел разработать и создать в 1929 году высоковакуумную принимающую электронно-лучевую трубку, которую назвал кинескопом. А в 1931 году также и передающую трубку - иконоскоп. В 1933 году на ежегодной конференции крупнейшего Американского общества радиоинженеров Зворыкин представил полностью законченную электронную систему телевизионного вещания. По этой причине часть исследователей именно ему отдают пальму первенства в изобретении телевидения.

Первый в мире серийный телевизор

В 1936 году в собственной научно-исследовательской лаборатории RCA Зворыкин представил первый телевизор, который уже не являлся экспериментальной моделью, а был полностью пригоден для массового применения. А в 1939 году был начат выпуск первого серийного телевизора с электронно-лучевой трубкой под названием RCS TT-5. Он имел крохотный экран размером в пять дюймов, который размещался в громоздком и тяжелом корпусе, но обеспечивал надежный прием и потому пользовался довольно большой популярностью.

КВН-49 - легендарный советский телевизор

Первым советским массовым телевизором, который выпускался в период с 1949 по 1967 год, стал знаменитый КВН-49. Название его является аббревиатурой фамилий создателей (Кенигсон, Варшавский и Николаевский), а телевизионная игра с аналогичным названием появилась много позже и название свое получила в том числе и благодаря совпадению с именем легендарного телевизора. КВН-49 имел небольшой экран размером 180 мм по диагонали (сам кинескоп был круглым и просто прикрывался прямоугольной рамкой со скругленными краями). Для увеличения размера изображения применялась большая линза, расположенная прямо перед экраном. Для того чтобы не делать телевизор излишне тяжелым и дорогим, линза эта была не цельной, а представляла собой колбу специальной формы, заполняемую дистиллированной водой.

Вплоть до начала пятидесятых годов двадцатого века лаборатории мира бились над разработкой систем цветного телевидения. Еще в 1928 году тот же Зворыкин описал основные принципы цветного телевещания и способы разложения видимого спектра на составляющие. Однако практическая реализация состоялась только в 1954 году - лаборатория RCA представила первый цветной телевизор с пятнадцатидюймовым экраном. Однако широкое распространение цветного телевидения затянулось на десятилетия из-за серьезных проблем с организацией цветного телевещания. По этой причине до конца семидесятых годов продолжался массовый выпуск черно-белых устройств (в СССР вплоть до начала девяностых).

Первый серийный цветной телевизор Westinghouse H840CK15

Всю вторую половину двадцатого века ведущие мировые производители бытовой электроники прикладывали серьезные усилия по усовершенствованию самих телевизоров. Рос размер экранов (существовали модели с диагональю экрана в 36 дюймов), уменьшались габаритные размеры, специальными средствами добивались получения плоского экрана (сначала с помощью выравнивающих линз, а затем действительно перешли к выпуску кинескопов с плоской передней частью и сложной системой корректировки пучка электронов). Немало внимания уделялось улучшению звука - дорогие модели обеспечивали качество, близкое к звучанию Hi-Fi-стереосистем.

Toshiba 36SW9UR - один из самых больших ЭЛТ-телевизоров

Тем не менее к концу тысячелетия стало очевидно, что кинескопные модели телевизоров обречены и в ближайшее время окончательно исчезнут с мировых рынков.

Проекция, плазма, жидкие кристаллы

Еще на заре развития телевидения разработчики пытались добиться увеличения размера видимой картинки. Линза в телевизоре КВН-49 - лишь самое очевидное решение. Другим путем пошли создатели проекционных систем. В пятидесятых годах в Советском Союзе и на Западе выпускались интересные решения, позволяющие получить телевизионное изображение размером более метра по диагонали. Эти устройства представляли собой систему из передающего кинескопа повышенной яркости, оптической системы и экрана, на который проецировалось изображение.

Шестидесятые годы - первые попытки получить большой телеэкран

Из-за чрезмерно высокой стоимости такие телепроекторы в основном применялись в клубах, кафе и других общественных заведениях. Широкого распространения они не получили, однако в восьмидесятых годах на том же принципе были созданы проекционные телевизоры, которые при сравнительно доступных ценах давали возможность смотреть телепрограммы на экране с размером диагонали в 25-45 дюймов.

Проекционный телевизор - большой экран и немалые габариты

В сравнении с обычными телевизорами у проекционных был ряд существенных недостатков. Во-первых, сектор для комфортного просмотра был достаточно узким. Во-вторых, из-за того что светимость кинескопов была завышена, на этих телевизорах рекомендовалось просматривать только динамичные фильмы - застывшая картинка буквально прожигала люминофор на поверхности кинескопа и на экране появлялись мешающие просмотру артефакты изображения. В-третьих, большая мощность кинескопов и ламп подсветки приводила к выделению большого количества тепла и необходимости установки специальных систем охлаждения, что приводило к повышению уровня посторонних шумов. И последнее - проекционные телевизоры были достаточно крупногабаритными устройствами. Но при всех этих недостатках лишь в новом тысячелетии они были вытеснены новыми технологиями - плазменными и жидкокристаллическими.

Современный плазменный телевизор с диагональю 51 дюйм

В 1993 году японская Fujitsu приступила к продажам цветного плазменного телевизора с диагональю 21 дюйм, а в 1995-м уже представила модель с размером экрана в непредставимые по тем временам 42 дюйма. При этом качество картинки было близким к лучшим моделям ЭЛТ-телевизоров, а толщина телевизора была около 10 см. Мгновенно захватить весь рынок телеприемников плазменным моделям помешала только их слишком высокая стоимость - не так много было желающих выкладывать за телевизор суммы в тысячи долларов. И все же к концу тысячелетия различные модели плазменных аппаратов были представлены уже во всех торговых сетях, занимающихся бытовой электроникой.

В 1987 году японская компания Sony представила первый цветной жидкокристаллический дисплей с диагональю три дюйма. Долгих десять лет шли разработки технологий производства достаточно недорогих и качественных ЖК-матриц, и в 1998 году сразу несколько производителей представили телевизоры с пятнадцатидюймовыми экранами. Первые модели не могли похвастаться хорошим качеством картинки в динамических сценах из-за достаточно большой инерционности переключения каждого пикселя. Тем не менее развитие технологий привело к резкому удешевлению матриц, увеличению размеров и улучшению их параметров, и уже в начале десятых годов нового тысячелетия жидкокристаллические телевизоры полностью вытеснили с рынка более дорогие плазменные.

Телевидение и современность

В марте 2014 года произошло знаковое событие. Один из пионеров и лидеров мирового рынка бытовой электроники - компания Panasonic - прекратил производство и продажу плазменных телевизоров. На сегодняшний день только южнокорейские Samsung и LG продолжают выпуск плазменных панелей, но эксперты предрекают сворачивание этого направления и у них в ближайшие годы. Таким образом, на мировом рынке в скором будущем останутся только различные модели жидкокристаллических телевизоров.

Впрочем, рядовому потребителю нет причин расстраиваться. Матрицы современных ЖК-телевизоров превосходят любые другие типы телеэкранов по своим характеристикам. Максимальный размер экрана - сто десять дюймов по диагонали (существует даже уличный вариант с размером диагонали в 201 дюйм, но так как матрица у него составная, то лидером его считать не будем). Отличные цветопередача, яркость и контрастность, минимальное энергопотребление, минимальный вес и габариты, разрешение матриц 4K, полноценное 3D - и все это при меньшей стоимости, чем у любой другой технологии.

Самый большой (на начало 2014 года) ЖК-телевизор

Все вышеперечисленное и стало причиной того, что ЖК-телевизоры на данный момент вытеснили всех своих конкурентов. Однако есть все основания полагать, что очень долго такая гегемония не продлится. В различных лабораториях мира сейчас идут разработки голографического трехмерного телевидения, которое обеспечит полный эффект присутствия при просмотре без необходимости использовать 3D-очки. Так что вполне возможно, что через десяток-другой лет мы будем смотреть (или лучше использовать слово «присутствовать»?) телепрограммы вообще без экранов, воспринимая изображение, просто висящее в воздухе перед зрителем.

Кратко о статье: Телевизоры на основе кинескопов и жидких кристаллов, плазменные и проекционные - сегодня мы рассмотрим все известные виды этих «домашних любимцев», ведь и от телевизора не в последнюю очередь зависит, насколько приятно будет смотреть любимые фильмы.

История четырех «ящиков»

Разновидности современных телевизоров

Не так давно проблема выбора телевизора для большинства отечественных потребителей не стояла. Советская промышленность выпускала две-три модели на двести с лишним миллионов человек, и все были предельно счастливы. Сегодня от сотен различных телевизоров рябит в глазах. Современные «ящики» различаются не только по цене и размеру диагонали, но и по принципу формирования картинки. Темный лес? Так давайте отыщем в нем ясные ориентиры.

Одна пушка - один экран

Телевизоры на основе кинескопов (ЭЛТ - электронно-лучевых трубок) появились давным-давно, именно поэтому сегодня они наиболее распространены. Принцип работы таких «ящиков» предельно прост. Обратная сторона экрана покрыта люминофором (при бомбардировке этого вещества заряженными частицами оно начинает светиться). По ней построчно проходит электронный луч, «поджигая» разноцветные люминофорные точки.

Проблема в том, что в один очень короткий промежуток времени на экране светится только несколько строк. Цельную картинку мы видим лишь из-за особенностей нашего зрения. Подсознание все же «понимает» такой обман, и нам приходится держать составные части изображения в памяти. То есть, даже отдыхая перед таким телевизором, мы немножечко напрягаемся.

На протяжении долгого времени экраны ЭЛТ-телевизоров были выпуклыми. «Равнину» вместо «холма» инженерам удалось получить лет десять назад. Сегодня неплоскими экранами оснащаются только самые маленькие и дешевые телевизоры. Кстати, цена - это одно из наиболее существенных преимуществ кинескопных моделей. Такие телевизоры сейчас окончательно перебрались в разряд недорогих решений для людей с ограниченным бюджетом. Это касается даже моделей именитых брендов, в числе которых Sony , Philips и Panasonic .

Еще одно преимущество в том, что технология ЭЛТ отточена до предела. Совершенствовать ее - все равно что повторно изобретать колесо или редактировать классический роман. А значит, почти все кинескопные телевизоры одинаково хороши. Качество ЭЛТ-картинки - в высшей степени удовлетворительное. Кинескоп от рождения наделен быстрой реакцией, хорошим контрастом и естественным цветом. Если дополнить список плюсов приемлемой ценой и долгим сроком службы, получается вполне достойный кандидат на покупку.

Есть у кинескопных телевизоров и недостатки. Помните, что подсознание раскрывает обман о цельном изображении на экране? Так вот, если подойти близко к телевизору и внимательно присмотреться, глаза уловят мерцание картинки. Все же смена кадров не настолько быстра, чтобы остаться совсем незамеченной. Отчасти эта проблема решается покупкой качественного телевизора с кадровой разверткой 100 Гц (благо таких сейчас большинство). Картинка на нем обновляется 100 раз в секунду, что заметно снижает усталость глаз.

Кроме того, «кинескопному» изображению присущи такие проблемы, как плохое сведение лучей (может проявляться в небольшой «радужности» объектов), неидеальная фокусировка (картинка теряет четкость), а также заметные геометрические искажения (прямая линия выглядит изогнутой).

Мы так привыкли к большим размерам телевизоров, что проектируем расстановку мебели в комнате с учетом «здоровенного черного телеящика». А ведь это недостаток. Да-да, телевизор может быть и поменьше, и полегче, и вообще его можно на стену повесить. Но, конечно, только не ЭЛТ. Этим уготовано дожить свой век «на полу».

Вывод по ЭЛТ-телевизорам следующий: если вы стеснены в бюджетных средствах (как наше правительство), остановитесь на старом добром кинескопном «ящике». Раритетной вещью он станет не раньше, чем через семь-восемь лет.

Картинка из газа

Краткий урок физики: плазма является четвертым состоянием вещества (есть еще жидкое, твердое и газообразное, если вдруг кто не знает). Это полностью или частично ионизированный газ, где плотности положительных и отрицательных зарядов примерно совпадают.

Зачем нам это надо знать? Для лучшего понимания принципов работы плазменных телевизоров. Ведь сегодня их все чаще можно встретить на прилавках магазинов и в гостиных среднеобеспеченных семей. Плазменный экран представляет собой две стеклянные панели, между которыми находится множество крошечных ячеек, заполненных инертным газом - неоном или ксеноном. Каждая точка на дисплее состоит из трех отдельных ячеек, покрытых красным, зеленым или синим люминофором.

Под действием электрического тока газ внутри пикселей превращается в плазму и начинает излучать ультрафиолетовые лучи. УФ-излучение заставляет люминофор светиться. Чем дольше светится ячейка, тем больше яркость. При этом самые яркие точки могут вообще не потухать, а темные просто не загораются. Мерцание изображения присутствует, но оно не заметно для наших глаз.

Преимущества «плазмы» очевидны: идеально плоский экран небольшой толщины, огромная диагональ (может достигать двух-трех метров), яркие и сочные цвета, отсутствие проблем с фокусировкой и сведением лучей, относительно долгий срок службы, хорошие углы обзора (при взгляде сбоку цвета искажаются незначительно).

Между тем технология производства «плазмы» сама по себе очень сложна. Поэтому изготовлением таких экранов занимаются немногие. Среди производителей плазменных телевизоров присутствуют следующие: совместное предприятие Fujitsu и Hitachi , NEC , Pioneer , LG и Samsung . Все. Негусто, правда?

Ну а теперь несколько слов о тех самых, без которых нельзя, - недостатках. Первый - чересчур высокая цена. Многие плазменные телевизоры стоят не дешевле автомашины. Второй - высокая «прожорливость». На питание 42-дюймовой панели тратится не меньше 350 Вт. Кинескопные телевизоры заметно экономичнее.

Для тех, кто любит в середине просмотра фильма ставить плеер на паузу и уходить надолго по своим делам, «плазма» - не лучший выбор. Из-за особенностей люминофорного покрытия при длительном отображении статичной картинки интенсивность свечения отдельных пикселей заметно снижается. То есть со временем яркость экрана может уменьшиться. Кроме того, из-за внушительного веса (30-70 кг) вешать плазменный телевизор на стену довольно сложно. Но можно. Иначе зачем он такой тонкий нужен?

Стоит различать плазменные панели и плазменные телевизоры. А то, заплатив несколько тысяч условных единиц, можно получить «телевизор», к которому даже телевизионный кабель не подключишь. Да, именно так: для приема телепрограмм плазменной панели нужен ТВ-тюнер. Если его нет - придется покупать отдельно.

В последнее время много говорят о телевидении высокой четкости (HDTV - High Definition TV ). Эта самая высокая четкость достигается за счет большого числа точек, формирующих изображение. Так вот, современные плазменные телевизоры в большинстве своем обладают достаточным разрешением (то есть числом точек, формирующих картинку) для отображения сигнала нового типа без искажений. При этом они хорошо подходят и для современных стандартов телевидения.

Жидкое изображение

Технология экранов на жидких кристаллах (LCD - Liquid Crystal Display ) существует уже несколько десятилетий. Самый натуральный ЖК-бум начался в конце девяностых годов прошлого века и продолжается до сих пор. Сегодня уже больше половины компьютеров приобретаются с ЖК-мониторами. Ими же последние 15 лет оснащаются и ноутбуки. Дело за малым - вытеснить ЭЛТ-телевизоры из гостиных.

Чем хороши ЖК-телевизоры? Обратимся к теории. Слой жидких кристаллов расположен между двумя прозрачными панелями, сделанными из пленки или очень чистого и свободного от натрия стекла. Под действием электромагнитного поля кристаллы изменяют ось поляризации проходящего сквозь них света. В итоге одна ячейка может менять свое значение от максимально прозрачного (белый цвет) до непрозрачного (черный цвет). Все промежуточные значения представляют собой оттенки серого. Чтобы получить цветное изображение, достаточно наложить на ячейки цветовые фильтры. Управлением «прозрачностью» пикселей занимаются тонкопленочные транзисторы (TFT - Thin Film Transistor ), которые особым способом напылены на экран. Число тонкопленочных транзисторов может исчисляться миллионами. Процесс создания LCD-экрана довольно сложен, поэтому неудивительно, что на заре своего существования ЖК-дисплеи стоили дороже самых мощных компьютеров.

С ЖК-телевизорами ситуация несколько сложнее. Они стали появляться на рынке относительно недавно. Ранее самой большой проблемой была невозможность создания больших LCD-экранов - самые крупные с трудом достигали диагонали 30 дюймов. Но современные технологии позволяют делать экраны размером до 60 дюймов. С другой стороны, из этого недостатка вытекает и одно важное достоинство. Выпускаются не только большие ЖК-телевизоры, но и маленькие, с диагональю 15-17 дюймов. С плазменными такой фокус не пройдет. А закрывать экраном телевизора половину стены на кухне нет никакой нужды. Тоненький и элегантный ЖК-телевизор будет куда предпочтительнее.

Электронике ЖК-телевизоров постоянно приходится бороться с доведением четкости изображения до приемлемого уровня. Разрешение жидкокристаллических матриц строго фиксировано, так как число ячеек нельзя уменьшить или увеличить. А вот видеосигнал часто не совпадает с разрешением телевизора. В этом случае изображение приходится масштабировать, что неизбежно ведет к появлению искажений.

А вообще, жидкокристаллические телевизоры постепенно становятся «взрослыми», и не только по размеру. Картинка с каждым днем радует все больше, приближаясь к идеалу. Масса таких телевизоров совсем невелика: 24-дюймовые модели обычно весят не больше 13 кг. Энергопотребление ничтожно мало. Цена почти всегда адекватна.

И один в поле воин

Существует телевизоры еще одного типа - проекционные. Внешне они похожи на кинескопные, но диагональ их экрана обычно гораздо больше. Внутри корпуса такого «ящика» прячется мощная лампа, которая проецирует изображение на белый экран. Между экраном и лампой установлено большое число компонентов, формирующих и улучшающих изображение.

Проекционные телевизоры бывают двух типов. Одни основаны на электронно-лучевых трубках, другие - на жидких кристаллах. В первом случае внутри корпуса прячутся три небольших кинескопа (для красного, зеленого и синего цветов), лучи каждого из которых проходят долгий путь через систему призм, линз и зеркал. Полученное изображение проецируется на экран. Таким телевизорам, как и ЭЛТ-моделям, присущ недостаток с частотой обновления экрана: она может составлять как 50 Гц, так и 100 Гц.

Внутри проекционных телевизоров на основе жидких кристаллов установлена либо одна трехцветная ЖК-матрица, либо три (по одной для красного, зеленого и синего цветов). Сформированное изображение просвечивается лампой, затем проходит через сложную систему линз и попадает на экран. Такой тип предпочтительнее ЭЛТ-версии. Проекционные ЖК-телевизоры меньше весят, не имеют проблем с геометрией и могут похвастаться высоким разрешением (это означает высокую четкость).

Нередко лампа, обеспечивающая подсветку, сильно нагревается, поэтому проекционные телевизоры оснащаются вентилятором для охлаждения. Так что не удивляйтесь, если вдруг услышите какой-то шум в комнате - это телевизор охлаждается.

Буржуйский вариант

Еще есть один подтип проекционных телевизоров. Он базируется на технологии DLP (Digital Light Processing - цифровая обработка света), которая была разработана и запатентована компанией Texas Instruments в 1996 году. В таких телевизорах устанавливается полностью законченный оптико-механический модуль, где присутствуют специальные DMD -чипы (они состоят из огромного числа микрозеркал), обрабатывающие изображение и проецирующие его на экран. Таких чипов может быть установлено от одного до трех. Конечно, лучше всего, когда их три. Изображение в этом случае получается наиболее качественным. Проблема одна - совсем не демократичная цена: за телевизор с тремя чипами придется выложить больше десятка тысяч американских денег, тогда как одночиповые модели можно найти по цене около 3000 долларов.

В число главных достоинств DLP-телевизоров входят хорошая контрастность, точная цветопередача, высокая четкость и яркость. Вместе с тем, у микрозеркал отсутствует эффект засветки соседних пикселей, поэтому такие телевизоры отлично подходят для показа каких-либо чертежей, где в картинке присутствует большое число тонких линий. Но вот время жизни подсвечивающей лампы обычно невелико. И еще: в таких телевизорах используется цветовой барабан, поэтому на экране часто заметен неприятный эффект радуги. Зрителям с повышенной чувствительностью к этому эффекту DLP-устройства строго не рекомендуются.

* * *

«Так что же все-таки выбрать?» - спросите вы. Ответ прост: все зависит от выделенных вами на покупку нового телевизора средств. Если денег в обрез, стоит присмотреться к 100-герцовому кинескопному телевизору. Он обеспечит приемлемое качество картинки и прослужит не один десяток лет. Единственное «но» - крупные размеры могут стать проблемой при установке такого «ящика».

Не менее выгодной может оказаться покупка ЖК-телевизора. Основные плюсы этого варианта - высокая четкость изображения, компактность и завидная легкость. Плазменные и проекционные телевизоры есть смысл покупать, если вы хотите получить не просто большой, а огромный экран. Сегодня 50-дюймовый проекционный телевизор стоит дешевле аналогичного по размерам ЖК. То же самое относится и к плазменным. Но для кухни и спальной комнаты такие великаны вряд ли подойдут.