Создаём базовый набор кистей для рисования в Фотошоп. Сглаживание кисти в Photoshop

В прошлом уроке мы с вами изучили, как в программе Photoshop создавать собственные кисти. Зачастую разрабатывать первоначальную форму кисти, известную как отпечаток кисти (brush tip) может быть очень интересно. Еще интереснее становится, когда мы начинаем управлять кистью непосредственно в процессе рисования, изменяя ее размер, угол наклона, закругленность, цвет и непрозрачность!

Мы можем добавить кисти текстуру, разместить определенным образом отпечатки кисти в мазке, объединить две кисти в одну и многое другое! Данные параметры называются параметрами динамики кисти (Brush Dynamics), и они не перестают удивлять нас с тех пор, как впервые появились в версии программы Photoshop 7. Именно эти параметры и станут темой серии уроков!

Различают шесть основных категорий параметров динамики кисти - «Динамика формы» (Shape Dynamics), «Рассеивание» (Scattering), «Текстура» (Texture), «Двойная кисть» (Dual Brush), «Динамика цвета» (Color Dynamics) и «Другая динамика» (Other Dynamics), - которые расположены на панели «Кисть» (Brushes panel). Каждая из этих категорий в процессе рисования контролирует отдельный параметр кисти, но поскольку средства управления и опции для всех шести категорий похожи, вам придется основательно изучить всего лишь одну категорию и дальше будет проще понять принцип работы других параметров динамики.

После того, как вы изучите все уроки, я настоятельно рекомендую вам потратить время и поэкспериментировать с различными параметрами кисти самим, чтобы получить наглядное представление о том, какие невероятные (и полезные, не забывайте про пользу!) могут быть результаты в процессе рисования кистью. Но будьте осторожны! До появления в нашем мире канала YouTube и социальной сети Facebook была программа Photoshop со своими параметрами динамики кисти, и многие творческие личности впустую потратили бессчетные часы своей жизни, развлекаясь с панелью «Кисть».

В моем случае я буду работать в версии программы Photoshop CS4, но все эти уроки подойдут для любой версии программы вплоть до Photoshop 7. Давайте начнем!

Шаг 1: Выбираем инструмент «Кисть»

Для того чтобы получить доступ к параметрам динамики кисти, нам нужно открыть панель «Кисть». Для начала убедитесь, что на панели инструментов у вас выбран инструмент «Кисть» (Brush Tool) , или нажмите на клавиатуре клавишу В , чтобы быстро активировать данный инструмент:

Выбираем инструмент «Кисть», если он еще не выбран

Шаг 2: Открываем панель «Кисть»

После того как вы выбрали инструмент «Кисть», самый простой способ открыть панель «Кисть» - это нажать на клавиатуре клавишу F5 (повторное нажатие клавиши приводит к закрытию панели) или кликнуть по значку тумблера панели «Кисть» на панели опций в верхней части экрана (повторное нажатие значка приводит к закрытию панели):

Нажатие на соответствующий значок тумблера на панели опций открывает и закрывает панель «Кисть»

По умолчанию, когда вы откроете панель «Кисть», там будет выбран параметр «Наборы кистей» (Brush Presets) (вы увидите, как название «Наборы кистей» подсвечено голубым в левом верхнем углу панели). При данном выбранном параметре все, что мы сможем делать - это просто выбирать подходящий вариант из перечня готовых форм кистей в правой части панели. Для того чтобы выбрать нужную кисть, просто кликните по ее изображению.

Если у вас выбран параметр «Показывать подсказки» (Tool Tips) в разделе «Установки» (Preferences), то по мере наведения курсора на изображение кисти на экране будет появляться ее название. Полезная область предварительного просмотра в нижней части панели отображает текущий вид мазка выбранной кистью. Мы можем использовать бегунок диаметра (Кегль) (Master Diameter), расположенный под перечнем кистей, чтобы изменить размер выбранной кисти. Если вам нужно только выбрать готовую кисть и рисовать ей, то этот раздел для вас:

Панель «Кисть» с выбранным параметром «Наборы кистей»

Каждый из наборов кистей с правой стороны панели включает в себя отпечаток кисти (текущую форму кисти, которую мы видим на пиктограмме) и перечень заранее установленных параметров динамики, которые управляют кистью в процессе рисования. Шесть категорий параметров динамики кисти (Динамика формы, Рассеивание, Текстура и т.д.) размещены с левой стороны панели «Кисть», и если вы внимательно будете следить за ними по мере переключения между различными изображениями готовых форм кистей, то заметите, что в зависимости от выбранной кисти какие-то параметры активируются, а какие-то отключаются. Например, если я выберу кисть «Разбросанные кленовые листья» (Scattered Maple Leaves), то мы сможем увидеть, что для данного отпечатка кисти доступны следующие параметры динамики: «Динамика формы», «Рассеивание», «Динамика цвета» и «Другая динамика»:

Каждый набор кистей включает в себя отпечаток кисти и заранее установленные параметры динамики кисти

Однако если я выберу какую-либо базовую кисть, например, одну из стандартных круглых кистей программы Photoshop в начале списка, то для нее будет доступна только категория «Динамика формы» (Shape Dynamics). На самом деле, в зависимости от того, подключен к вашему компьютеру планшет для рисования или нет, вы, возможно, вообще не сможете видеть ни одной выбранной категории динамики кисти.

Инструмент кисть является одним из самых часто употребляемых в фотошопе. Не говоря о том, что и другие рисующие инструменты имеют с кистью практически идентичные настройки. В процессе написания статей для блога я столкнулся с тем, что приходится постоянно описывать одни и те же действия по настройке , это не есть эффективно.

Поэтому решил написать отдельный пост, в котором на примере инструмента Кисть показать большинство настроек характерных для рисующих и ретуширующих (к примеру ) инструментов программы Photoshop. К стати клавишу F1 еще никто не отменял и более исчерпывающую справку по параметрам кисти вы можете получить там.

Настройка курсора кисти и рисующих инструментов

Еще в самом начале работы в программе, сейчас тоже не поздно, в настойках фотошопа доступных по пути Редактирование – Настройки – Курсоры (Edit – Preferences – Cursors) желательно установить следующие настройки:

Painting Cursors (Рисующие курсоры) – Normal Brush Tip (Нормальный кончик кисти), установка этого параметра позволит вам видеть реальный размер инструмента и представить область его воздействия. Во время работы при необходимости можно переключится на представление Precise (Точный) нажав клавишу Caps Lock.

Other Cursors (Остальные курсоры) переключаем на Standard, настойка позволяет видеть какой инструмент у вас в руках, из не рисующих например « » (L), очень удобно при переключении между ними при помощи «горячих» клавиш.

Brash Preview (Предварительный просмотр) – в «обычной» работе не используется наличие его никак не проявляется. Однако при изменении размера и жесткости всех рисующих инструментов дает возможность увидеть размер и растушёвку области воздействия. Именно поэтому в качестве параметра есть только один вариант Color дающий возможность установить цвет, которым будет подсвечиваться область воздействия во время изменения размера. Как правило настройку менять не нужно цвет по умолчанию вполне подходит для этой цели.

Когда настройки в закладке Cursors проведены жмем на ОК переходим к «водным процедурам», работе с кистью.

Для тренировки откроем какую-либо картинку. В палитре инструментов возьмём «Brash» Кисть (горячая клавиша V).

Изменение размеров, жесткости и непрозрачности кисти по ходу работы

Наиболее частая операция по настройке - это изменение размеров, жесткости краёв и непрозрачности инструмента. Причем во время работы изменять эти параметры нужно часто, быстро, и желательно не отвлекаясь. Сделать это можно следующим образом:

Просто нажмите правую кнопку мыши – откроется диалог выбора параметров в котором можно изменить практически всё. Перед вами откроется практически тот же диалог выбора параметров что и при использовании соответствующего пункта на панели инструмента.

Можно изменить форму кисти, выбрать нужную кисть из установленных используя окошко просмотра отпечатков. Загрузить новый набор кистей, уменьшить либо увеличить размеры миниатюр, эти и другие настойки доступны после клика по иконке шестерёнки.

Наиболее часто изменяемые во время работы: Size (Размер) – больше значение параметра больше кисть и наоборот. Hardness (Жёсткость) – аналогично первому параметру, больше значение жёстче кисть, более «грубые» у неё края. Эти два параметра на мой взгляд удобнее изменять следующим образом:

Нажимаем Alt, кисть переключится в режим выбора цвета, курсор примет форму пипетки. Зажимаем правую кнопку мыши (как правило верхнюю кнопку пера планшета), при горизонтальном перемещении вправо-влево размер увеличивается – уменьшается. При перемещении вверх – вниз жесткость меньше – больше. Теперь становится понятен смысл настройки Brash Preview.

Рядом на панели параметров инструмента находится выпадающий список режимов наложения Mode схожий с аналогичным из палитры слоёв. Разница между ними в том, что первый относится непосредственно к выбранному инструменту и позволяет работать им с разными режимами наложения на одном слое. При этом конечно слой должен быть пиксельный. Опробуем в реальных условиях эту возможность. У меня есть картинка с горным пейзажем, сделаю небо более ярким.

Беру кисть с мягкими краями подходящего размера и цвета, в списке Mode режим наложения Soft Light (Мягкий Свет) обрабатываю кистью небо.

Теперь добавлю несколько светлых солнечных пятен на траву, изменяю цвет кисти режим наложения на Overlay (Перекрытие) и вперёд.

Такой способ обработки картинок довольно неплох жаль только после его применения нельзя ничего ослабить как в случае с использованием отдельных слоёв. Зато скорректировать силу воздействия кисти можно до её применения. Этой цели служат два параметра идущие следом за списком режимов наложения:

Opacity (Непрозрачность) – регулирует интенсивность цвета краски. В реальной жизни можно сравнить с работой каской только что из банки100% и постепенно разбавленной до практически полного растворения 1%. Flow (Нажим) – регулирует интенсивность схода краски с кисти за один проход. Действие этих параметров почти одинаково, однако разница всё же есть увидеть её можно невооружённым глазом. Для её выявления самостоятельно проделайте следующий эксперимент:

Кистью с непрозрачностью в 40% любого цвета проведите линию от одного края картинки до другого так чтобы начальная и конечная точка была явно видна. Чтобы получить прямую линию во время работы зажмите клавишу Shift. Верните значение непрозрачности к 100% измените нажим 40% проведите такую же линию, как говорится найдите отличия между ними.

Я продолжу обработку своей картинки, поставлю на пригорок текст, соответствующий случаю.

Конечно нельзя сказать, что он стоит на пригорке, скорее парит над ним, исправлю эту ситуацию при помощи кисти имитирующей пучки травы, а заодно рассмотрим целую палитру настроек инструмента.

Палитра параметров кисти Brash

Вызвать эту палитру можно пройдя по пути Window – Brush (Окно – Кисть) или тиснув на волшебную клавишу F5. Откроется палитра, состоящая из двух вкладок Brush, к ней вернемся чуть позже и Brush Presets (Наборы Кистей), особо интересного в ней ничего нет за исключением того, что превьшки кистей представлены не одним отпечатком, а линией. Выберем кисть для имитации травы 112 «волшебным» образом после этого параметр размера Size изменится на 112 пикс. (это просто фантастика).

Вернемся на вкладку Brush прейдём выберем пункт Brush Tip Shape (Форму отпечатка кисти ) здесь вам практически всё знакомо кроме параметра Spacing (Интервалы) задающего расстояние между отпечатками кисти в линии в процентах от размера инструмента. Так как трава не растёт сплошным забором установлю этот параметр в 24%. Контролировать изменения, вызванные той или иной настройкой можно по оконцу предварительного просмотра ниже параметров.

Перейдем на пункт Shape Dynamics (Динамика формы) позволяющая меняться форме отпечатков кисти во время работы. Меня интересуют следующие параметры: Size jitter (Колебание размера), так как в одном пучке трава, которую собираюсь имитировать не бывает одного размера установлю значения для этого параметра в 100% что позволит изменятся размерам от 0 до реально установленного. Параметр имеет пункт установки режима управления (Control) выберу Pen Pressure (нажим кисти) чем сильнее давим на перо планшета, тем быстрее изменяется размер.

Значение минимального диаметра (Minimum Diameter) от которого начнутся колебания размера устанавливаю в 4%. Так как травинки торчат из земли под разным углом изменю параметр Angle jitter (Колебание угла) укажу 8%, процент высчитывается от полной окружности в 360 градусов. Управлять параметром не буду (Control — Off).

Так же по причине неоднородности формы травинок изменю параметр Roundness jitter (Колебание формы ). Изменения происходят в процентах от реального диаметра. Так же, как и в предыдущих случаях есть возможность установления управления и задания начального значения изменений.

Перейдём на Scattering (Рассеивание) параметр, позволяющий установить рассеивание отпечатков кисти относительно «центральной линии». Изменю следующие настройки Scatter (Рассеивание) 20%. Значения задаются в процентах от размера отпечатка. Чекбокс Both Axes (Обе оси) говорит сам за себя рассеивание происходит в двух осях (X Y).

Count (Счетчик) устанавливает количество разбрасываемых отпечатков, для травинок думаю 6 будет вполне достаточно. Count jitter (Колебания счетчика) – процентное отношение, позволяющее динамически изменять количество образующихся отпечатков, 93% мне вполне подойдёт. Параметр управления для обоих параметров отключен off.

Настраивая кисть удобно создать пустой временный слой и пройтись ею по нему после изменения каждого параметра. Это даёт возможность протестировать инструмент в «боевых условиях». По завершении настройки временный слой просто удаляется.

Следующая настройка Color Dynamic (Динамика цвета) которая позволит мне изменять цвет во время работы от цвета переднего плана до фонового, установленных на панели инструментов программы. Познакомимся с установками этой настройки: Параметр Foreground/Background Jitter ставлю 100%, почему написал выше. Управление параметром отдам нажиму кисти Pen Pressure.

Колебания Hue (Тон) высчитывается из цвета переднего плана в 9%. Насыщенности (Saturation) считается между цветом переднего плана и белым – 19%. Яркости (Brightness) заботливо высчитанной между черным и цветом переднего плана – 15%. Почему такие настройки я вам не скажу, ставил на глаз может будет хорошо. Параметр Purity (Чистота) влияющий на насыщенность цвета оставил без изменений. Для обеспечения гладкой линии при быстром перемещении инструмента установлю флажок Smoothing (Сглаживание)

Теперь, когда настройка кисти для имитации травы закончена перейду к картинке взяв образцы цвета для переднего плана и фона со светлых и темных участков травы обработаю кистью основание надписи, не забыв при этом установить адекватный размер инструмента. В процессе работы можно (даже нужно) менять размер отпечатка и цвета, в результате получилось вот что:

Коль так споро продвигается работа добавлю еще несколько элементов в композицию, для начала создам новую кисть, о том как это сделать читайте ниже.

Создание собственной кисти в фотошопе

Пользоваться в программе можно не только предустановленными кистями, специально загруженными из интернета наборами, но и кистями собственного изготовления. Делается это следующим образом: Выбираем подходящую картинку, адекватного размера и задачам использования. У меня есть такая.

А дальше начинается «черная магия» — произносим заклинание «Трах – Тибидох — Тибидох», идём по пути Edit – Define Brush Presets (Редактирование – Определить набор кистей) откроется диалог задания имени новой кисти в текущим наборе. Даём имя жмём ОК.

Новая кисть, «хвала кочерге», доступна в текущем наборе.

Настройки параметров я использовал те же что и для травы, правда параметры немного изменил какие? Подумайте, они все показаны в статье. Цвет переднего плана установил #e411ab фон белый. В результате получилась такая картинка:

На этом опус заканчиваю надеюсь он был полезен для вас.

Практическое использование

Познакомиться с практическим использованием инструмента можно в материале

Одно из самых больших преимуществ Фотошоп – это возможность настраивать кисти. В интернете можно найти и скачать тысячи и тысячи разных кистей, а создание своей собственной – очень просто.

Кисти могут быть использованы не только для рисования с помощью инструмента Кисть (Brush tool), но также могут использоваться в качестве ластика, инструментов размывания, горения и уклонения.

РАБОТА С КИСТЯМИ:

Кисти Photoshop очень хороши, но их настройки для кого-то покажутся слишком сложными. Будет полезно, как мне кажется, переключить режим просмотра кистей на Большой список (Large List), где можно будет видеть описательное название всех кистей рядом с их иконками. Это облегчит поиск нужной кисти. Чтобы сделать это, кликните на область рядом с выбранной кистью, откроется новое окно – кликните на маленькую кнопку в правом верхнем углу и выберите Большой список (Large List). Можете также выбрать Образец (Stroke Thumbnail), которая дает возможность видеть, как будет выглядеть на полотне та или иная выбранная кисть.

Также, здесь же можно загрузить новые кисти (Загрузить Кисти) (Load Brushes). Очень легко загружать кисти одну за другой до тех пор, пока станет невозможным найти нужную в таком большом количестве кистей, даже в списке с описательными именами. Лучше всего Заменять Кисти (Replace Brushes). Это позволит удалить выбранную кисть из вашего списка и заменить ее новой. Проблема возникает, когда у вас очень много кистей, которые вы хотите использовать в одной какой-то картине, и вам постоянно приходится загружать и удалять эти кисти заново. Лучше всего сделать так: если у вас есть определенный набор кистей, которыми вы пользуетесь постоянно, лучше объединить их в одну группу. Для этого используйте Менеджер Установок (Preset Manager), и загружайте и удаляйте кисти до тех пор, пока не найдете идеальную для себя группу кистей. Затем обязательно Сохраните Кисти (Save Brushes) под новым именем.

ПАРАМЕТРЫ КИСТИ:

В окне КИСТИ (BRUSHES) (доступен на панели Окна – Windows или на маленькой панели Переключателя Кистей – Toggle Brushes в верхнем правом углу) находятся все различные методы, с помощью которых вы можете контролировать то, как выглядит и работает ваша кисть. Вот краткий обзор различных возможностей:

Форма кончика Кисти (Brush Tip Shape):
Здесь вы можете настраивать диаметр кисти (который также можно контролировать в процессе рисования с помощью клавиш [ - для уменьшения диаметра, и ] – для его увеличения), поворачивать кисть и устанавливать его угол.

Внизу данного окна расположена графа Интервал (Spacing). Она контролирует то, как далеко друг от друга будут располагаться точки кисти – чем меньше число, тем более плавной и единой будет линия; чем число больше, тем более отдаленными будут друг от друга точки.

Практическое применение: если хотите создать прерывистую или точечную линию, установите высокий уровень интервальности.

Вариации интервала одной и той же кисти, от 1 до 500%:

Динамика Формы (Shape Dynamics):
Когда на этом пункте стоит галочка, активируется Динамика Формы (Shape Dynamics). В этом разделе можно регулировать Колебание Размера (Size Jitter), которое меняет размер каждого отдельного пятна кисти, что создает уникальную линию кисти. Если Регулирование (Control) отключено (Off), размер точек кисти будет зависеть от числа, указанного на слайдере. Если установить параметр Нажима Пера (Pen Pressure), а слайдер поставить на отметку 0, то от нажима вашего пера будет зависить размер кисти – сильный нажим – более крупные точки. Минимальный Диаметр (Minimum Diameter) устанавливает возможный наименьший диаметр кисти.

Колебание Размера (Size Jitter) 100%, Регулирование – Откл. (Controll – Off), Минимальный диаметр (Minimum Diameter) 0%:

Колебание Размера (Size Jitter) 0%, Регулирование – Нажим Пера (Control – Pen Pressure), Минимальный диаметр (Minimum Diameter) 0% (нажим от слабого до сильного – слева направо):

Ќажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Другая полезная опция – Колебание Угла (Angle Jitter), которая, как уже понятно из названия, регулирует угол наклона точек кисти. Как и в случае с Колебанием Размера (Size Jitter), если Регулирование (Control) отключено (Off), оно будет регулироваться слайдером. Интересный результат получится, если установить Регулировку (Control) на Направление (Direction), а слайдер поставить на отметку 0. Угол наклона будет повторять движение вашей кисти.

Практическое применение: Если вы хотели создать шаблон в виде кольчуги или волны, установите колебание угла на 0, его регулировку на направление кисти и проведите линии слева направо и справа налево.

Колебание угла (Angle Jitter) 0%, Регулировка (Control) – Направление (Direction) (элементы кисти ложатся по направлению движения кисти):

Ќажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Рассеивание (Scattering):
Когда эта функция включена, включается возможность рассеивания кисти. Эта функция регулирует то, насколько широко рассеиваются элементы кисти. Разница между этой функцией и Интервалом Кисти (Brush Spacing) в пункте Форма Кончика Кисти (Brush Tip Shape) заключается в том, что Рассеивание (Scattering) происходит в разных направлениях, тогда как Интервал Кисти (Brush Spacing) держит точки кисти в одной линии. Количество (Count) группирует ваши точки в маленькие пучки, чем больше это число, тем больше групп.

Рассеивание (Scatter) 90%, Регулирование (Control) – Откл. (Off), Количество (Count) – 1:

Рассеивание (Scatter) 700%, Регулирование (Control) – Откл. (Off), Количество (Count) – 5:

Текстура (Texture):
Когда включена данная функция, возможна Текстуризация (Texture) кисти. Существует множество шаблонов, которые можно скачать в интернете, чтобы использовать их для текстуризации своих кистей. Может понадобиться поиграть с настройками Режимов (Modes), чтобы добиться необходимого результата – некоторые работы отлично смотрятся в режиме Наложения (Overlay), другие – в Мягком Свете (Soft Light), и т.д. Важно помнить, что как и у любой текстуры, края шаблона могут слишком сильно выделяться. Чтобы избежать этого, подергайте слайдер Масштаба (Scale), чтобы изменить размер шаблона. Размер вашей кисти НЕ влияет на размер шаблона текстуры, только на ту область, где касается кисть.

Один и тот же размер кисти, Веб текстура (Web texture) 15%, 60%, и 150% Масштаба:

Ќажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Двойная кисть (Dual Brush):
Когда включена эта функция, становится возможным комбинация кисти, которую вы выбрали, с другой кистью. Вторая кисть будет накладываться на первую. В этой графе вы можете регулировать Диаметр (Diameter), Интервал (Spacing), Рассеивание (Scatter) и Количество (Count), которые будут регулировать степень влияния второй кисти на первую.

Примеры Двойной Кисти (Dual Brush):

Ќажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Динамика Цвета (Color Dynamics):
Когда включена данная функция, вы можете регулировать цвета вашей кисти. Колебание Переднего и Заднго фона (Foreground/Background) позволяет комбинировать цвета переднего и заднего фона, чем больше степень смешивания, тем более смешанным становятся цвета. Колебания Тона (Hue), Насыщенности (Saturation), и Яркости (Brightness) усиливают вариации этих показателей.

Цвет переднего фона – зеленый, заднего – бледно-голубой. Колебание всех уровней установлен на 80%.

Ќажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Динамика Других показателей (Other Dynamics): (CS4) или Режим Переноса (Transfer Mode) (CSS):
Надо поставить переключатель на ВКЛ. (ON), если хотите, чтобы ваша кисть реагировала на нажим пера – для того, чтобы линии кисти сужались на концах, и чтобы прозрачность линий зависела от нажима вашего пера. В большинстве случаев вам надо будет устанавливать Регулировку Непрозрачности (Control of Opacity) и Поток (Flow) на позицию Нажим Пера (Pen Pressure). Если ваша кисть работает не так, как должна, удостоверьтесь, что на данном пункте стоит галочка. Конечно, иногда вам надо будет, чтобы эта функция была Отключена (OFF), например, когда вы хотите, чтобы ваша кисть выступала больше как штамп, нежели как кисть.

Другие пункты:

Эти пункты я не так часто использую, но все же стоит их назвать.

Шум (Noise): добавляет еще больше неровностей.

Мокрые Края (Wet Edges): делает линии прозрачными, а края насыщенными, как при рисовании акварелью.

Аэрограф (Airbrush) : делает кисть похожей на Аэрограф при помощи подбора определенных оттенков.

Смягчение (Smoothing): образует мягкие линии на мазках кисти.

Защита текстуры (Protect texture): эта функция позволит применять те же шаблоны текстур и параметров кистей, которые имеют текстуру. Полезна, если вы хотите добиться эффекта плотной текстуры при рисовании с помощью нескольких кистей.



Для удобства и увеличения скорости работы в графическом редакторе Photoshop можно изменять настройки кисти. Эти настройки подойдут вам как при использовании графического планшета, так и при работе с мышкой. Самые примитивные и быстро доступные настройки кисти вызываются при помощи щелчка правой кнопки мыши или дополнительной кнопкой на стилусе планшета. В этом меню можно отрегулировать размер ползунком 1 и жесткость краев кисти ползунком 2 (насколько они будут размытыми).


В поле 3 вам предоставлен набор кистей, которые уже есть в базе знаний Photoshop. Эти кисти максимально настроены под реальные аналоги. Помимо стандартных кистей, также, вы можете использовать уже созданные кем-то или создать свои. В просторах интернета имеется огромный банк кисточек, которые можно использовать как готовые заготовки чего-либо: молний, деревьев, силуэтов людей и прочих мелочей которые ускоряют работу. Создание кисточки описывается в этом уроке ( ).


При нажатии левой кнопки мыши на значок 4 вам предложат сохранить текущие настройки мыши, к ним относятся размер, жесткость и сама кисть. Значок шестеренки вам предложит выбрать отображение кисточек в меню, а также отсортировать по группам. И если зажать иконку 6, левой кнопкой мыши или нажимом пера, и потянуть в стороны, то можно изменить размер меню настройки кисти. Другие уроки смотрите тут ( ).


Для более детальной настройки кисти, вам понадобится доступ к меню «Кисть». Чтобы добавить это меню на панель быстрого доступа, вам нужно в верхней панели выбрать раздел «Окно ->Кисть» после чего у вас откроется меню с настройками кисти. Данное меню очень полезно при работе с графическим планшетом, который реагирует как минимум на нажатие пера (стилуса), для тех любителей работать мышью данное меню будет практически бесполезным.


«Форма отпечатка кисти» отвечает за форму, угол наклона, жесткость и то, как часто будет дублироваться кисть при рисовании. Дергая ползунки на шкалах можно увидеть, как изменяют сии параметры наложение кисти. Данная настройка полезна и для всех.


«Динамика формы» влияет на толщину проводимой вами линии, при работе с графическим планшетом, толщина линии будет зависеть от нажатия, наклона пера или же можно выставить режим «Переход» линия будет увеличиваться или уменьшатся в зависимости от выставленного вами параметра.


«Текстура» наносит выбранную вами текстуру в верхней части диалогового окна на холст. Ползунок шкала влияет на размер вашей текстуры, как она будет растянута при нажиме. Яркость отвечает за то, как сильно будет видно ваша текстура на фоне основного цвета. Контрастность влияет на контраст вашей текстуры. Во вкладке «Режим» вы выбирает режим наложения на кисть каждого отпечатка. Остальные параметры влияют на наложения каждого отпечатка.


«Двойная кисть» помогает дублировать кисть. Режим отвечает за наложение кистей. Далее в панели кистей выбираете необходимую вам кисть. Ползунок Кегель влияет на разброс дублируемых кистей, Интервалы на расстояние между отпечатками кисти, Рассеивание отвечает за расстояние между дублями кисти, Счетчик количество дополнительных кистей.


«Динамика цвета» влияет на разброс цветов переднего и заднего плана (первичным и вторичным цветами) , регулируется нажатием или углом наклона пера. Колебание отвечает за то, как сильно будет изменен цветовой тон выбранного цвета. Колебание насыщенности влияет на насыщенность выбранного цвета, Колебание яркости по аналогии с насыщенностью и чистота калибрует насыщенность цветов, делая их более тусклыми или яркими.

Сегодня мы поговорим о том, как правильно настроить кисти в фотошопе с помощью многочисленных настроек. Регулируя различные параметры, можно задать для кисти динамику формы, колебания размера, рассеивание относительно осей координат, текстуру поверхности, степень нажатия и прозрачности, цветовые комбинации, а также различные специальные эффекты.

Сначала сделаем активным инструмент «Кисть» просто нажав «B». Потом откроем палитру «Кисти» (Brushes), где мы будем регулировать настройки кисти. Для этого нажмем кнопку F5 или через верхнее меню «Окно» (Window) -> «Кисти» (Brushes). На этой палитре есть несколько закладок для настроек. Рассмотрим каждую из них по порядку.

1. Форма отпечатка кисти (Brush Tip Shape)
На этой закладке мы сразу же видим библиотеку кистей, где можно выбрать подходящую кисть, к которой и будут применяться все настройки. Я выбрала кисть с кленовым листочком. С помощью ползунка «Диаметр» (Diameter) настраиваем размер кисти. В случае чего, можно «Восстановить исходный размер образца» (Use sample size).

Функции «Отразить Х» (Flip X) и «Отразить Y» (Flip Y) переворачивают изображение относительно оси X и Y соответственно.

Можно вручную установить угол наклона кисти, вращая мышкой стрелку на оси координат. В примере ниже угол наклона выставлен на 50 градусов.

С помощью функции «Интервалы» (Spacing) задается расстояние между двумя соседними отпечатками кисти. Если рисунок кисти отчасти прозрачен, то с помощью функции «Жесткость» (Hardness) регулируется степень прозрачности краев кисти.

2. Динамика формы (Shape dynamics)
На этой закладке сгруппированы настройки, с помощью которых кисть меняет свою форму. Экспериментируя с диапазоном колебаний, можно изменить размер, форму, угол наклона. Рассмотрим подробнее.

«Колебания размера» (Size jitter) изменяет размер отпечатка вдоль линии движения. Колебания размера можно дополнительно регулировать функцией «Минимальный диаметр» (Minimum Diameter).

«Колебания угла» (Angle Jitter) регулирует колебание угла наклона.

«Колебания формы» (Roundness Jitter) определяет разброс вертикального диаметра оттиска кисти. Дополнительно регулируется функцией «Минимальная форма» (Minimum Roundness)

«Отразить Y колебания» (Flip Y Jitter) переворачивает отдельные оттиски кисти по вертикали. Аналогично действует функция для отражения по горизонтали.

3. Рассеивание (Scattering)
Хаотичный разброс отпечатков кисти вверх и вниз относительно оси Х.

«Рассеивание» (Scatter) определяет разброс отпечатка.

«Счетчик» (Count) определяет количество отпечатков в разбросе. На примере их 2.

«Колебания счетчика» (Count Jitter) делает не постоянным предыдущий параметр.

4. Текстура (Texture)
Кисть будет рисовать текстурой, а не просто одним цветом. Для этого из библиотеки текстур выбирается подходящий образец.

Регулируется следующими параметрами. «Шкала» (Scale) — определяет масштаб рисунка текстуры. «Глубина» (Depth) — определяет яркость отпечатка. «Колебания глубины» — делает предыдущий параметр непостоянным. «Режим» (Mode) — определяет режим наложения кисти на фон. Подробнее о режимах наложения можно прочитать .

5. Двойная кисть (Dual Brush)
Здесь можно получить изображение двух кистей одновременно. Для этого из изображения основной кисти вычитается рисунок другой кисти, которая выбирается в библиотеке кистей прямо здесь.

Получается вот такой вот эффект, который регулируется уже знакомыми нам параметрами. Вверху в выпадающем меню регулируется режим наложения для двух кистей.

6. Динамика цвета (Color Dynamics)
Для того, чтобы получить этот эффект, необходимо сначала задать цвета основного и фонового цвета на панели инструментов. А потом лучше всего поэкспериментировать с расположением ползунков.

Для достижения результата пользуемся настройками «Колебание переднего/заднего плана» (Foreground/Background Jitter), «Колебание цветового тона» (Hue Jitter), «Колебание насыщенности» (Saturation Jitter), «Колебание яркости» (Brightness Jitter) и «Чистота» (Purity).

7. Другая динамика (Other Dynamics)
Здесь указывается динамика прозрачности и «чернильности».

Регулируется с помощью функций «Колебание непрозрачности» (Opacity Jitter) и «Колебание количества краски» (Flow Jitter).

8. Параметры, не имеющие настроек
Эти параметры могут находится только в положении включен/выключен.

Функция «Шум» (Noise) добавляет случайные пиксели в кисти. «Влажные края» (Wet Edges) создает эффект мокрой кисти, впрочем, малозаметный. «Аэрограф» (Airbrush) регулирует степень прорисовки кисти в зависимости от нажатия. «Сглаживание» (Smoothing) сглаживает рисунок. «Защита текстуры» (Protect Texture) придает единообразие всем текстурным кистям.