Сервис БлаБлаКар (BlaBlaCar) по поиску попутчиков и дешевое средство передвижения. Личный опыт. От брони вы в любой момент можете отказаться. Нужно ли регистрироваться

10.01.17 230 443 9

Как дешево и опасно ездить между городами

Сэкономить на поездках и не остаться на обочине

Я живу в Тольятти и часто пользуюсь «Блаблакаром», чтобы ездить в Икею в Самару, к друзьям в Ульяновск, к бабушке в Пензу.

«Блаблакар» - удобный сервис, если уметь им пользоваться.

Расскажу, что такое «Блаблакар», как находить поездки, вести себя при путешествии и как общаться с водителем.

Александр Марфицин

путешественник,
каждый месяц ездит на «Блаблакаре»

Что такое «Блаблакар»

«Блаблакар» - сервис, в котором автомобилисты ищут попутчиков. Например, человек едет из Тольятти в Самару на машине. Он сообщает об этом «Блаблакару», «Блаблакар» публикует его поездку на сайте. Пассажиры видят его поездку и говорят: «О, мне тоже надо в Самару, хочу стать попутчиком». Водитель говорит: «Окей», - встречается с попутчиком в оговоренном месте - и они едут. В каком-то смысле «Блаблакар» - это просто большой форум, на котором водители ищут попутчиков.

В «Блаблакаре» принято, что попутчики платят за поездку. Сумму устанавливает водитель, когда публикует объявление. Считается, что на эти деньги водитель компенсирует часть бензина.

Чаще всего поездка на «Блаблакаре» дешевле, чем автобусы, поезда и самолеты. Я сравнил несколько популярных направлений.

Из Москвы в Санкт-Петербург, Самару и Казань

Москва - Санкт-Петербург

«Блаблакар»

1000 Р

1000 Р

Плацкарт

1200 Р

3000 Р

Москва - Самара

«Блаблакар»

1200 Р

1000 Р

Плацкарт

1800 Р

3500 Р

Москва - Казань

«Блаблакар»

1000 Р

1300 Р

Плацкарт

1500 Р

3000 Р

Цена на «Блаблакар» зависит от популярности направления: чем востребованнее маршрут, тем ниже цена.

Как начать, чтобы вам доверяли

Чтобы записаться в попутчики, нужно зарегистрироваться на сайте или в приложении «Блаблакара». Профиль заполняйте как можно подробнее и привяжите к нему социальные сети. Чем больше о вас информации, тем больше к вам доверия со стороны водителя.

Так выглядит мой профиль в «Блаблакаре»: есть фото, подтвержденная почта, привязан Фейсбук

Как найти, с кем ехать

Чтобы куда-то уехать, вам нужно найти водителя, который едет в нужном вам направлении в нужный день. То есть вам нужно вписаться в чужую запланированную поездку. Все поездки можно найти через поиск на главной странице или в приложении.

Обычно водители публикуют поездки за 4-5 дней до выезда. На некоторых популярных направлениях большинство поездок публикуют за 2-3 дня.

Поездки бывают прямыми и транзитными. Транзитная - когда водитель едет дальше, чем вам нужно, но может высадить вас по дороге.

Лучше ехать по прямому маршруту - так вы договоритесь с водителем, откуда он вас заберет и куда довезет. Если же вы транзитный пассажир, то водитель не будет заезжать в город, а попросит вас подъехать к обводной трассе или федеральной магистрали или высадит там же.

Так выглядит карточка поездки: указаны маршрут, стоимость, свободные места

Теперь выбираем поездку и водителя.

Профиль водителя. Посмотрите, есть ли там фотография, марка автомобиля, информация о предпочтениях, краткая биография. Если водитель подробно рассказал о себе, то лучше довериться ему, чем человеку с пустым профилем.

От автомобиля зависит, насколько комфортной будет ваша поездка. Лучше переплатить за комфортабельную иномарку, чем сэкономить и мучиться в тесной «Оке».

Хороший профиль водителя: много отзывов, высокая оценка, есть фотография и информация об автомобиле

Плохой профиль водителя: фотографии нет, информация о себе не заполнена, отзывов тоже нет

Отзывы. Чем больше хороших отзывов у водителя, тем выше его статус в сервисе. В «Блаблакаре» есть система уровней опыта - от новичка до амбассадора. Чем больше положительных отзывов, тем выше уровень. Есть возможность поехать с опытным водителем - выбирайте его.

Обратите внимание на строку «Опыт» в профиле водителя. Если уровень «Эксперт» или «Амбассадор», то вам повезло - водитель опытный

Количество свободных мест. В «Блаблакаре» считается нормой, когда водитель набирает в машину не четырех, а трех пассажиров, чтобы все с комфортом разместились в машине. Понять это поможет специальный значок - он говорит, что на заднем сиденье гарантированно будет два, а не три места.

Синий значок под ценой означает, что на заднем сидении будут максимум два пассажира

Стоимость поездки оценивайте в последнюю очередь. Главное, чтобы водитель был опытным, а машина комфортной. Ваша задача - найти оптимальный вариант по соотношению цены и качества, а не экономить во что бы то ни стало. Объясню.

Если есть возможность, выбирайте опытного водителя с хорошей машиной. Это дороже, зато спокойнее и комфортнее. Если машина не самая удобная, но у водителя хорошие отзывы - можно ехать. У таких водителей, как правило, цена ниже, чем у владельцев хороших машин.

Иногда можно встретить предложения о поездках по высокой цене с обычной машиной и четырьмя свободными местами в ней. Скорее всего, это таксист, который использует «Блаблакар» для подработки. С таким же успехом можно найти таксиста на вокзале.

Поездки не оформлены юридически. Единственным документальным подтверждением поездки может стать квитанция с заполненной факсимильной печатью представителя «Блаблакара». Но это работает, только если вы заплатили за бронирование поездки. Чтобы получить квитанцию, нужно отправлять запрос в техподдержку сервиса.

Как забронировать место и связаться с водителем

Определившись с поездкой, бронируем место. Бронь бывает ручная и автоматическая. Если бронь ручная, вы делаете запрос, а водитель его подтверждает. Если автоматическая, место в выбранной вами машине забронирует «Блаблакар» и подтверждения водителя не потребуется. Такой способ встречается реже.

Ручная бронь встречается чаще, потому что водители тоже хотят знать, кто с ними поедет в машине. Водители изучают ваш профиль так же, как вы изучаете их, а на это нужно время.

Список поездок по маршруту «Тольятти - Пенза». Иконка молнии означает, что бронь на поездку автоматическая

После брони договариваемся с водителем о деталях поездки. Можно написать водителю в личные сообщения, но лучше написать смс или позвонить по телефону. Вот на что обратить внимание.

Место и время отбытия. Обсудите, откуда поедет водитель. Некоторые будут готовы забрать вас прямо из дома, но это бывает редко. Чаще всего до места встречи придется добираться самому. Водители предпочитают крупные магистрали на выезде из города.

Если место отправления далеко, то объясните ситуацию и попросите скидку - вам ведь нужно еще потратиться на то, чтобы добраться. Скорее всего, водители пойдут навстречу - либо сделают скидку, либо заберут вас из места поближе к вам.

Уточните время отправления. Если водитель из региона с другим часовым поясом, не забудьте сверить часы и уточнить, по какому времени опубликована поездка - скажем, по московскому или по самарскому.

Пишем не только про экономию на междугородних поездках, но и про бюджетные путешествия, жизнь за границей, оптимизацию расходов и инвестиции для новичков.

Подпишитесь на Т-Ж ВКонтакте, чтобы не пропустить статьи

Багаж. Уточните, будет ли место в багажнике для вашей сумки. Как правило, с этим нет проблем, потому что попутчики берут с собой дорожные сумки среднего размера. Если у вас большой чемодан, то предупредите об этом водителя. Главное, обговорить это заранее, а не при посадке.

Уточните продолжительность поездки и место прибытия. Если ваш город - не конечная точка маршрута, вас вряд ли будут завозить в город - скорее, оставят где-то на обводной трассе или в лучшем случае довезут до автовокзала. Учтите этот момент, попросите знакомых вас встретить.

Если ваш маршрут и маршрут водителя полностью совпадают, то возможно, он согласится подбросить вас до дома - об этом лучше договариваться во время поездки, когда познакомитесь поближе.

Накануне поездки

В «Блаблакаре» все держится на доверии и устных договоренностях. Сервис не несет ответственности за то, что поездка состоится - за все отвечаете вы и водитель. Поэтому готовьтесь к худшему и будьте параноиком.

Напомните о себе водителю

У водителя могут измениться планы, и он может забыть вас предупредить. Поэтому за день до поездки позвоните водителю - удостоверьтесь, что поездка состоится. Если водитель не поедет, то обычно за день он уже об этом знает.

Еще раз позвоните в день поездки за несколько часов. Это финальная проверка: вдруг водитель отравился или напился. Если водитель отменит поездку, то, скорее всего, найти нового водителя на этот же день вы уже не успеете, но сможете найти другого через несколько дней.

Я как-то договорился о поездке из Тольятти в Пензу. Забронировал место, позвонил за день до поездки - водитель подтвердил. Позвонил за несколько часов до отправления - водитель отменил поездку. Машина сломалась, и быстро починить он ее не мог. Пришлось искать другого водителя. Зато не стоял на трассе с вещами.

Если водитель не приехал

Если водитель несколько раз вам не ответил, сразу ищите запасной вариант. У меня такое часто бывает: бронируешь место, звонишь водителю - не берет трубку. Возможно, он не отвечал по уважительной причине, а возможно и нет. Я предпочитаю не рисковать.

Если водитель подвел вас в последний момент - просто не подъехал на место даже после двух подтверждений или отменил поездку за час, это повод написать отрицательный отзыв. В прошлом году у меня был такой случай: я созвонился в день поездки с водителем, он все подтвердил, а за час до отправки позвонил его друг и сказал, что поездки не будет. Надеюсь, с водителем все хорошо.

Как вести себя в поездке

Если водитель приехал, познакомьтесь с ним и попутчиками. Общайтесь - это не возбраняется, главное, не отвлекайте водителя от дороги и ведите себя спокойно. Не стоит употреблять алкоголь, курить, мешать пассажирам. Соблюдайте правила приличия.

Пассажиры бывают разными - кто-то дружелюбный и не прочь пообщаться, кто-то всю дорогу молчит или спит. Многие пользуются «Блаблакаром» как автобусом, чтобы просто доехать из пункта ​А в пункт Б, и не настроены общаться. Это нормально.

Всегда пристегивайтесь и соблюдайте правила безопасности. Согласно условиям использования «Блаблакара», все пассажирские места должны быть оборудованы ремнями безопасности. Если водитель едет слишком быстро и агрессивно, попросите ехать поспокойнее.

Если поездка долгая, попросите водителя остановиться, чтобы перекусить или сходить в туалет. Как правило, водители останавливаются сами, но если нет - не стесняйтесь попросить. Наверняка вас поддержат и другие пассажиры.

Оплата и отзыв

Оплачивайте поездку только тогда, когда водитель довезет вас до места прибытия. Лучше оплачивать наличными - позаботьтесь о них заранее. Если наличных нет, то договоритесь перевести с карты на карту или положить денег на телефон. Чаще всего, водители соглашаются.

Вернуть деньги друзьям, заплатить за квартиру и перевести деньги бабушке, попивая сок у себя в квартале

Когда вы доехали, попрощайтесь с попутчиками и водителем, пожелайте им хорошей дороги. Попросите водителя оставить о вас отзыв - если поездка прошла нормально, то водитель напишет отзыв. Не забудьте поблагодарить в ответ.

Если поездка оставила не самые приятные впечатления, тоже напишите отзыв - так вы поможете другим пользователям «Блаблакара». У меня был случай, когда я добирался из Самары в Тольятти с водителем, который предпочитал очень скоростную и агрессивную манеру езды. Я написал отзыв и рассказал, что любителям спокойной езды лучше найти что-то другое:

Тонкости

Ездите по популярным направлениям

Чем популярнее маршрут, тем больше водителей. Самые популярные маршруты - между Москвой и городами-миллионниками европейской части России, между двумя административными центрами регионов, между крупными городами внутри региона. Если вы едете из Тольятти к бабушке в деревню в Пензенской области, то скорее всего не найдете прямого маршрута. Придется стыковаться - ехать сначала до Пензы, а оттуда на автобусе или такси.

Не ездите с водителями наедине

Бывает, что на поездку не набирается пассажиров и вы оказываетесь единственным. Тут решать вам - доверять водителю или нет. Если вы крепко сложенный мужчина, то можно и рискнуть. Если хрупкая девушка - не стоит. «Блаблакар» не подписывает с водителями никаких документов и не несет ни за что ответственности, поэтому когда вы садитесь в чужую машину, вы берете всю ответственность на себя. Ничто не мешает водителю вывезти пассажира в лесополосу.

Микроавтобусы инкогнито

У меня была поездка, когда у водителя не было ни отзывов, ни заполненного профиля - там даже не была указана марка автомобиля. Но я рискнул и поехал, потому что надо было срочно доехать из Пензы в Тольятти. Это оказался рейсовый микроавтобус, которым управлял предприимчивый Александр из Мытищ. Раз в три дня он катается туда-обратно и так зарабатывает на жизнь.

В принципе, в этом нет ничего плохого, но до посадки в автобус я бы не узнал, кто водитель и что за машина, потому что никакой информации об этом не было. Если увидите такие поездки, то уточните, не рейсовый микроавтобус ли это.

Кроме того, такие поездки запрещены правилами сервиса - по ним у водителя может быть транспортное средство максимум с 7 сиденьями и 4 свободными местами для бронирования. В микроавтобусе их больше.

Авария в пути

Если машина сломалась по дороге, не паникуйте. Спросите у водителя, надолго ли вы застряли. Если надолго - попросите доехать до придорожной гостиницы, заправки или места для обогрева. Если машина не на ходу, то сообщите знакомым, что задержитесь. Попросите друга с машиной приехать за вами.

Помните, что если машина сломалась, вы не обязаны оплачивать поездку. Также не стоит давать денег на бензин, ремонт или в долг. Скорее всего, вы видите водителя в последний раз, и давать свои деньги незнакомцу не стоит.

По условиям использования у водителя должна быть страховка, предусматривающая ответственность перед третьими лицами, в том числе пассажирами. Но как показывает практика, «Блаблакар» не всегда проверяет документы. Поэтому уточните этот момент у водителя до поездки.

Плата за бронирование

С начала 2017 года «Блаблакар» вводит плату за бронирование мест. Комиссия - 20%. Если стоимость поездки составляет 400 рублей, то сервису вы отдадите 80 рублей.

Сейчас платное бронирование работает только по маршруту Екатеринбург - Челябинск и обратно. Неясно, будет ли платное бронирование работать где-то еще.

Если поездку или ваше бронирование отменит водитель, вам вернут деньги в полном объёме. Полную стоимость бронирования возвращают, если водитель в течение 30 минут не приехал на оговоренное место встречи. Не забывайте сделать скриншоты карточки поездки, бронирования и переписок с водителем, чтобы показать их техподдержке «Блаблакара» и вернуть деньги.

Если вы отмените бронирование до обозначенного в карточке поездки времени, вам вернут половину стоимости за бронирование. Если вы отмените бронирование после указанного времени или не придете на оговоренное место встречи с водителем в течение 30 минут, то деньги не вернут.

Плата за бронирование не гарантирует, что поездка состоится. «Блаблакар» заявляет, что плата за бронирование вводится для того, чтобы пассажиры и водители были надежнее, а поездки не отменялись.

Вы можете договориться с водителем напрямую, так как в «Блаблакаре» у водителей есть номера телефонов и личные сообщения. Но в этом случае гарантии, что поездка состоится, нет. Кроме того, условия использования «Блаблакара» запрещают так делать. Поэтому проделывать такой трюк стоит только со знакомыми водителями.

Запомнить

  1. «Блаблакаром» лучше пользоваться на средних расстояниях между крупными городами. Так у вас будет больше выбора из водителей, а в крайнем случае вы пересядете на автобус или поезд. Если расстояние большое, лучше воспользоваться поездом или самолетом.
  2. «Блаблакар» не несет ответственности за поездку. За все договоренности отвечаете вы и водитель.
  3. Не экономьте на безопасности и комфорте - лучше переплатить за хорошую машину и опытного водителя, чем ехать в «Оке» вчетвером.
  4. Оплачивайте поездку только после того, как водитель доставит вас до места. Заранее приготовьте наличные.
  5. Заполняйте личный профиль по максимуму. Оставляйте отзывы о водителях и просите их оставлять отзывы о вас.
  6. Ведите себя спокойно и общайтесь с попутчиками и водителем, если они не против.

Многие активные пользователи популярного сайта и приложения для поиска попутчиков Bla Bla Car знакомы с красиво звучащим словом "амбассадор". Разберемся, что же значит понятие для этого ресурса, и как его определяют словари.

Термин "амбассадор"

Абстрагировавшись на время от "Бла Бла Кар", разберем другие определения этого слова:

  • Амбассадор - сугубо дипломатический термин. Так зовется любой официальный посланник, представляющий определенную страну в другом государстве. Может быть постоянный, полномочный, чрезвычайный посол.
  • Представитель, участник в переговорах от имени третьего лица.
  • Посланник, вестник доброй воли.
  • Промоутер на каком-либо мероприятии.
  • Представитель определенного известного бренда, своей жизнью, деятельностью демонстрирующий ценности последнего. Соглашение амбассадора с компанией не делает его ее сотрудником и не является официальным - это что-то наподобие спонсорского контракта. От такого представителя не зависит ни направление деятельности, ни бюджет бренда - он остается лишь представителем корпорации, разделяющим и пропагандирующим личным примером ценности марки.

Разобрав все определения амбассадора, перейдем непосредственно к Bla Bla Car.

Bla Bla Car: уровни опыта

На ресурсе поиска попутчиков существует пятерка категорий опыта зарегистрированных на нем водителей:

  • новичок;
  • уверенный пользователь;
  • опытный пользователь;
  • эксперт;
  • амбассадор.

Итак, что значит амбассадор у водителей? Наивысший уровень опыта в Bla Bla Car, напрямую зависящий от активности и продолжительности нахождения шофера в приложении и на сайте, попутно являющийся лакмусовой бумажкой доверия к нему прошлых попутчиков.

Что дает статус амбассадора

Что это - водитель-амбассадор? Пользователи такого статуса имеют в Bla Bla Car ряд преимуществ:

  • гарантированное доверие попутчиков;
  • амбассадоры могут первыми опробовать новые опции приложения;
  • таких водителей руководители проекта часто привлекают к участию в решающих опросах, приглашают их для интервью и др.

Сами же пользователи, имеющие данный статус, отмечают следующее:

  • практически во всех поездках места в их авто заняты попутчиками;
  • статус внушает доверие - из ряда однотипных поездок пассажиры гарантированно выберут машину амбассадора;
  • высшая категория позволяет влиять на работу приложения, сайта, проекты разработчиков.

Говоря о том, что это - водитель-амбассадор, отметим, что такая же пятерка категорий действует и для пассажиров-попутчиков сайта и приложения Bla Bla Car.

Амбассадор "Бла Бла Кар": как им стать

Чтобы стать водителем-амбассадором (что это, вы уже представляете) на ресурсе, необходимо:

  • указать и подтвердить в личном профиле свой номер телефона и адрес электронной почты;
  • указать свои предпочтения в поездке (музыка, разговоры, перевозка домашних животных и т.д.);
  • иметь фото-аватар;
  • иметь 12 положительных отзывов от своих попутчиков;
  • процент положительных отзывов должен быть больше 90 % от общего числа;
  • в Bla Bla Car водитель должен быть зарегистрирован не меньше одного года.

Данные показатели обновляются модераторами сервиса регулярно - ежедневно в 2 часа ночи.

Если вы, узнав, что это - амбассадор-водитель, тоже решили им стать, то вам обязательно нужно предпринять следующее:

  1. На 100% заполните раздел "О себе":
    • 15% - подтвержденный телефонный номер и электронная почта - эта информация важна вашим будущим попутчикам, чтобы быстро связаться с вами и обсудить все аспекты предстоящего путешествия.
    • 15% - аватар: наличие в вашем профиле личного фото, на котором можно хорошо разглядеть ваше лицо, для многих пассажиров является решающим фактором.
    • 15% - предпочтения - это и отношение к музыке и курению, и три уровня вашей разговорчивости - Bla, BlaBla, BlaBlaBla (отсыл к названию приложения - "Бла Бла Кар").
    • 30% - краткая справка о себе: имя, возраст, характеристика себя как человека и водителя.
  2. Получайте отзывы от своих пассажиров - они могут оценить поездку в 4 категориях: "Не понравилось", "Нормально", "Хорошо" и "Отлично". Чтобы перейти на более высокий уровень, вам нужно иметь не менее 90% отзывов последних трех категорий. Чтобы пассажиры активнее ставили вам положительные оценки, не скупитесь на соответствующие отзывы и для них - по статистике 75% пользователей ответят вам на это аналогичной отметкой.

Стать водителем-амбассадором в "Бла Бла Кар" очень просто - нужно как можно чаще предлагать поездки, быть пунктуальным и дружелюбным со своими попутчиками, использовать безопасную технику вождения, не забывать оставлять пассажирам отзывы.

Поделюсь с читателями, что такое «райдшаринг» в России. Ситуацию рассмотрим с точки зрения владельца автомобиля. Поговорим о том, чего не хватает и на что рассчитывать в будущем.

О том, каково быть пассажиром, прекрасно рассказал Никита в статье:

Путешествуя на пассажирском сиденье, вы соглашаетесь с множеством рисков, но ответственность водителя еще выше, а угроз больше.

Я принимаю на борт абсолютно не знакомых людей, со своим характером и несу ответственность за их жизнь как моральную, так и административную и даже уголовную по статье 264 УК РФ, в случае совсем уж фатальных стечений обстоятельств.

Помните, взяв пассажира, вы не только получаете хорошую компанию и компенсацию топлива, но и серьезную ответственность.

Мой опыт поездок в России

В мае этого года в выдаче Яндекс-расписаний появились предложения от BlaBlaCar. Это резко повысило информированность населения о том, что такое райдшаринг и привлекло новых пользователей. Именно в этот момент я решился попробовать подвезти первых пассажиров.

Основной мотив райдшаринга – развлечь себя в дороге. Возмещение стоимости топлива – исключительно приятный бонус, не более. Сначала даже пытался выставить нулевую стоимость, но сервис не дает этого сделать, самостоятельно назначая нижнюю планку. Ладно, пусть будет так, идём в бой.

Маршрут: Москва - Смоленск, заполнил анкету, разместил собственное фото, карточку авто и стал ждать. Звонки посыпались буквально за два дня до поездки. Уже после двух разговоров, автомобиль был заполнен и дальше всем пришлось отказывать. Появилось понимание, что есть выбор, и не обязательно соглашаться на первого встречного.

В первой поездке был парень, назовем его Олег, а также женщина с ребенком пубертатного возраста. Семья отправилась на задний ряд, где спокойно просидела всю дорогу. А вот Олег оказался отличным собеседником, ни на минуту не давая повиснуть неловкой паузе.

Быстро выяснилось, что он такой же техноманьяк, как и я. Это вылилось в нешуточную дискуссию о китайских смартфонах Xiaomi и One Plus One. Обсудили варианты кастомных прошивок, а также то, нужен ли на андроиде root . Пробежались по Apple с её юзабилити-промахами в интерфейсе. И о том, как они усугубились с переходом на большую диагональ. Помечтали о том, каким будет следующий продукт после Apple Watch – и тут пришло время первой остановки.

Незаметно преодолели 200 километров, а я впервые не считал километровые столбы.

Первый опыт оказался отличным. Но говорят, новичкам везет.

Вторая и третья поездки. Сюрпризы

На вторую поездку доступным оказалось лишь одно место, из-за необходимости везти крупный груз в багажнике. Пассажиром был мужчина, старше меня почти на 10 лет. Что не предвещало оживленной беседы. Но ожидания не оправдались.

Опять попадается отличный собеседник. Поговорили о классической литературе, обсудили проблемы отцов и детей, немного поругали власть в итоге сошлись на том, что начать нужно с себя. Поделились мыслями о возможном бизнесе в глубинке, вспомнили, чем занимались на студенческой скамье.

А вот третья поездка преподнесла сюрприз. Пассажиры «рыбы», за всю дорогу не проронили ни слова, на все попытки вовлечь их в беседу, давали односложные ответы, а через полчасика и вовсе задремали.

В целом есть интересные люди, можно много нового узнать за одну поездку. Кто чем живет, какие настроения у людей. Это важно, проживая в Москве, начинаешь забывать, насколько мы оторваны от другой части России.

Риски для водителя. В чём опасность

А вот это серьезный камень преткновения. BlaBlaCar не гарантирует ничего , ни безопасности, ни достоверности. Как написал в комментариях к прошлому материалу, один из наших пользователей:

Товарищи, мы сводим водителей и пассажиров. Всё. Наша ответственность заканчивается в тот момент, как только вы лично принимаете решение сесть к неизвестному человеку или посадить неизвестных к себе в машину. Никто ничего дальше гарантировать не будет. Keep your eyes an ears open, It’s wild world, baby.
- Ulysses Simpson Grant

Это долго останавливало меня от совместных поездок. Но монотонность – страшная вещь, а самое главное опасная. Когда ты на протяжении четырех часов наблюдаешь извивающуюся змейку разметки и пробегающие вдоль обочины деревья с редкими вкраплениями деревень, начинаешь засыпать, как от прочтения длинного предложения:) Мозг отключается из-за однообразия пейзажа, и ничто не спасает, кроме остановки на обочине и короткого сна.

Другая группа рисков, - юридическая. Формально вы оказываете услуги, которые требуют получения лицензии. Плюс извлекаете прибыль . Как это вывести из серой зоны и легализовать в действующем правовом поле, неясно. И BlaBlaCar об этой стороне медали ничего не говорит. Может, стоит у Яндекса поинтересоваться, как так получилось, что они еще и в своих расписаниях рекламируют сервис с неясным юридическим статусом?

Отношение BlaBlaCar к ситуации становится понятным после прочтения пункта Доверие и Безопасность в FAQ на сайте.

Можно незначительно минимизировать риск, требуя обязательного запроса на поездку через приложения BlaBlaCar и устраивая мини-собеседование по телефону. Но панацеи нет.

Техническая сторона

BlaBlaCar существует более 10 лет, а до сих пор имеет какое-то невнятное мобильное приложение и ужасный по юзабилити сайт. Мои рекомендации…

  1. Раскрытие номера телефона водителя происходит сразу. Система сама не хочет, чтобы её использовали по назначению. Ведь намного проще позвонить по телефону, договориться и прийти к месту встречи, не оставив никаких документальных свидетельств этого контакта.
    Решение: дать инициатору поездки инструменты показа номера телефона. Состоялся контакт, нажал кнопку, раскрыть номер.
  2. Отсутствует интерфейс бронирования и резервирования. Если я с кем-то договорился, то мне приходится редактировать поездку, уменьшая количество мест.
    Решение: почему не сделать кнопку, добавить в поездку текущего собеседника, с автоматическим уменьшением количества мест.
  3. При наборе пассажиров, было бы удобно иметь групповой чат, в котором можно сразу донести необходимую информацию для всех попутчиков и ознакомить их с правилами поездки.
    Решение: организовать чат комнаты, в которые люди будут добавляться автоматически, если вы подтверждаете их на поездку.
  4. Система отзывов не имеет ориентиров кроме оценки. Но как я могу поставить плохую оценку человеку, который просто молчал всю дорогу. Да, он меня не развлекал, но и не обязан был. Поэтому систему оценок требуется приводить к категорийной, когда за каждый пункт ставится отдельный балл.
    Решение: ввести систему баллов для разных показателей активности, например, соблюдение ПДД, разговорчивость, опрятность и так далее, в дополнение к существующему полю с комментариями.
  5. Отзывы, то на чем строится все доверие. Но при этом BlaBlaCar никак не стимулирует их оставлять. Меня любой интернет-магазин пытается уговорить оставить отзыв, и на телефон денег обещают, и скидку, и бесплатную доставку. А тут тишина. Состоялась поездка и ладно.
    Решение: просить пользователя оставить отзыв после поездки, присылать уведомление на почту, SMS, push на устройство.
  6. Отсутствует единая база автомобилей, что приводит к абсолютно разным оценкам уровня комфорта владельцами. Кому-то кажется, что Ford Focus достоин трех звезд по уровню комфорта, а кто-то BWM 3-й серии ставит 2 звезды. Каждый владелец субъективен в оценках своего железного коня.
    Решение: создать собственный каталог, фиксировать класс автомобилей, средний расход и стоимость обслуживания и исходя из этого, выставлять минимальную стоимость поездки и уровень комфорта.

Вот эта недоделанность и непродуманность вводит в заблуждение. Нам говорят о том, какой же BlaBlaCar успешный, как много у них пользователей, что в штате более 150 человек, а базовые вещи не могут решить. Может быть, кто-то из крупных игроков заинтересуется этой темой и сделает что-то более адекватное с большими гарантиями безопасности.

Заключение

Когда я только начинал пользоваться сервисом, относился к нему с большой долей недоверия . Но первый же звонок был как ушат холодной воды. Нет, он не повысил уровень доверия, только хуже сделал. Звонок был от молодой особы, в возрасте 22 лет, которая готова была ехать в Смоленск со мной, 30-летним мужиком. Одна. Либо новостной фон в стране сделал из меня параноика , либо у некоторых людей не все ладно с инстинктом самосохранения.

Друзья посмеиваются и говорят, что все дело в машине, вот если указать какой-нибудь Renault Logan или представителя Волжского автозавода, тогда ситуация была бы иной. Но это совсем не вносит ясности. Неужели человек на более престижном автомобиле априори более порядочный? Мне кажется логики и последовательности мышления тут нет.

Общее впечатление такое: сервис интересен за счет своей концепции. При выходе в правовое поле, решении вопросов со статусом водителей, появлении страхования пассажиров можно будет говорить о появлении нового игрока на рынке. Сейчас же это авантюра , которую невозможно рекомендовать всем. Скажу больше: я не готов ехать пассажиром с посторонним человеком, так как банально не уверен в его водительских навыках и адекватности.

Я люблю путешествовать и знакомиться с новыми людьми. Сервисом начала пользоваться почти сразу же, как он появился. Опишу коротко его плюсы и минусы.

ПЛЮСЫ.

1. Есть система отзывов , можно выбрать того водителя, у которого много хороших отзывов – что гарантирует определенный комфорт и безопасность.

2. Можно договориться с водителем, что он заберет тебя прямо из дома – многие соглашаются сделать небольшой крюк.

3. Можно перевезти вещи нестандартной формы (либо очень тяжелые), которые не занесешь с собой в автобус.

4. Можно отфильтровать необходимые условия поиска : задать не только маршрут, но и тип машины, стоимость, уровень опыта водителя, дату поездки.

5. Можно подписаться на интересующий маршрут и получать сообщения о новых поездках по этому маршруту.

6. По цене рейсового автобуса можно доехать до нужного города на комфортабельной машине чуть ли не в 2 раза быстрее.

7. Можно просмотреть маршрут , по которому едет водитель. Бывает, что пункт назначения один, а маршруты разные. Выбираешь тот, который удобнее.

МИНУСЫ.

1. Для меня большой минус – невозможность занести водителя в друзья, например, как это делается на других сайтах. Если ты часто едешь по одному и тому же маршруту и водитель едет в одну с тобой сторону, было бы удобно отслеживать его поездки туда и назад.

2. Не всегда корректно работает система поиска. Если ты едешь в маленькое село, например, то отображаются поездки не только в это село, но и в соседний районный центр. Однако для меня принципиальный вопрос – доехать именно в то самое село, в районный центр и на маршрутке добраться не проблема.

3. Позвонить водителю невозможно, пока ты не забронируешь место. Однако, я думаю, что это неудобство – разумная мера предосторожности.

4. Есть необязательные водители, которые опаздывают или отказываются от поездки и могут тебя даже не предупредить. Я думаю, что нарекания водителей на непунктуальных пассажиров также имеются.

ИТОГ. Как видите, плюсов больше. Главный плюс: возможность сэкономить деньги и время.

Как только я написала этот отзыв (буквально неделю назад - примерно с 25.07.2016) правила пользования сервисом изменились. Ввели систему бронирования мест.


Новая опция "забронируйте место"

Теперь поиск маршрута происходит так:

Вы выбираете подходящий маршрут и бронируете места. И только тогда вы сможете увидеть номер телефона , созвониться с водителем и уточнить детали. В это же время и водитель видит ваш номер и может связаться с вами. При этом водитель должен подтвердить вашу бронь , только тогда она станет действенной. Это немного неприятный момент – ты вынужден ждать, подтвердит водитель бронь или нет: водители не всегда делают это быстро. Правда, можно задать время (допустим, если в течение 2 часов не подтвердит, ищешь другого). При этом тебе на телефон приходят напоминания – смс-ки: «Вы забронировали 2 места на такое-то число, стоимость поездки...» Или: «Водитель не подтвердил вашу бронь, поищите другой вариант».

Многие привыкли, что телефон водителя становится виден, как только напишешь ему сообщение. Но сейчас это не так.

КАК СВЯЗАТЬСЯ С ВОДИТЕЛЕМ

Водители редко расписывают подробности предстоящей поездки, поэтому часто возникает необходимость связаться с ним и уточнить детали. Есть 2 способа: менее действенный - написать сообщение или (более действенный) - забронировать места и связаться по телефону. На сообщения водители отвечают редко. Они вообще люди занятые, и систему бронирования, я так думаю, ввели для них.

От брони вы в любой момент можете отказаться.

В итоге сервис стал более автоматизированным. И еще – появилась любопытная кнопочка – стоимость брони. Пока там стоит «бесплатно», но раз она появилась, это наводит на размышления.


В целом сервис удобный и, я считаю, очень полезный. И раньше были так называемые «попутки», сейчас эту разновидность решения транспортной проблемы оформили более цивилизованно. И все-таки ехать на чужой машине с незнакомым водителем может быть небезопасно. Поэтому обратите внимание на

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

Если коротко – это основной сервис, который помогает отправиться в путешествие с попутной машиной в России и по всему миру. Кто-то едет в другой город, к примеру, один в машине. Он хочет сэкономить на бензине, и берет с собой попутчиков. В результате, все довольны. Я думаю, что стоит раскрыть некоторые моменты с точки зрения попутчика, которые для меня самого были непонятны, когда я еще не пользовался сервисом. Если угодно, это такие “советы от бывалого” 🙂

1. Не опаздывайте

Под первым номером очевидность. Совет тривиальный, тем не менее многие пренебрегают этим простым, но важным правилом. Не только при использовании блаблакара, но и в жизни. Если вы позволяете себе опаздывать, то почему думаете, что другие люди будут приходить вовремя на встречу с вами? Кроме того, вас ждет не только водитель, но и другие попутчики, такие же люди, как и вы. Приходить вовремя или немного заранее важно не только с этической, но и с практической точки зрения, ведь если вы придете первым, то займете место в машине по своему выбору, а не по принципу “что осталось”.

Если все же что-то задерживает – звоните и говорите об этом. Но только если действительно собираетесь прийти. Потому что, я знаю, попадаются умники, которые пренебрегают уже вторым правилом.

2. Позвоните, если узнали, что поездка ваша не состоится

Не раз я слышал истории или даже сам был их свидетелем, когда люди говорят, что они “точно-точно, сто процентов” придут к обозначенному времени, и даже за полчаса до него говорят, что да, они успевают, а когда это время наступает, то не берут трубку. К сожалению, таких людей довольно много. Самые ответственные ограничиваются смской, ну и на том спасибо, конечно. Я готов понять логику этих людей, которые не берут трубку, но не принять ее. Какое-то ребячество, честное слово. Если мы договариваемся о чем-то, то берем на себя обязательства, которые необходимо выполнять. Конечно, стыдно признаться, что вы кого-то подвели, лучше не доводить до такого. Но можно же хотя бы ответить на звонок, и сказать как есть. Тогда вас хотя бы не будут ждать лишние минуты. Недавно ездил из Краснодара в Сочи и поездка задержалась на полчаса, из-за ожидания пассажира, который “точно” обещал прийти. В результате искомый несознательный гражданин не брал трубку, и все равно поехали без него.

Строго говоря, звонить надо сразу, если вы узнали, что не можете поехать. Чем раньше – тем лучше. Даже если это стало известно за час до предполагаемого отправления – за это время водитель вполне может успеть кого-то найти на замену, ведь существует категория попутчиков, которые звонят о поездке в последний момент.

3. Уточняйте количество пассажиров на заднем сиденье

Многие водители совершенно резонно рассуждают, что блаблакар это не для зарабатывания денег, а для компенсации затрат на бензин и для компании в поездке. Потому не гонятся за максимальной выгодой и резонно считают, что в машину нужно сажать до трех попутчиков, то есть только двоих на заднее сиденье.

Но так рассуждают далеко не все, и нередко попадаются водители, которые предполагают трех пассажиров сзади. Поездка в таком случае может быть не очень приятной, в зависимости от размеров машины, продолжительности пути, наличия объемных соседей. Потому рекомендую в такое не вписываться, благо, сейчас уже на сайте очень много разных вариантов, и обычно можно выбрать тот, который устроит во всех отношениях.

Как-то раз я даже ехал с женщиной, которая пыталась зарабатывать, совершая поездки по маршруту Сочи-Краснодар. Естественно, она сажала назад троих пассажиров в свою “десятку” (!!!), чтобы максимально использовать возможности машины. Не уверен, что с ценами блаблакара можно зарабатывать в принципе, при этом предполагаю, что такой подход и вовсе запрещен правилами. Надо проверить.

Недавно на сайте при поиске появилась новая информация – пиктограмма два человека в кружочке, как на картинке ниже. Она обозначает, что водитель гарантирует не более двух пассажиров на заднем сиденье.

Как ни странно, пока еще не все водители обращают на это внимание, и не ставят галочку в соответствующее поле, хотя так же собираются следовать этому правилу. Потому, если даже у водителя нет этой пиктограммы – все равно можно уточнить у него во время звонка – возможно он просто забыл или не знал, что это важно.

4. Обращаем внимание на отзывы

Данный пункт, думаю, не в полной мере актуален. Все-таки поиск попутчиков на сайте блаблакар развивается у нас в стране еще недолго (в Европе ситуация должна быть лучше, но я, честно, не проверял) и количество отзывов для конкретных водителей, отражающее объективную картину, не успело накопиться. Между тем, могу сказать, что ситуация с отзывами сейчас лучше, чем год назад. Потому думаю, что совет будет более актуален дли тех, кто читает эту статью в 2017 или позже 🙂

При поиске обращаем внимание на оценку водителя и количество отзывов:

Сами отзывы можно почитать на странице водителя. При этом большинство из них позитивные, как я видел, но попадаются и водители, у которых из 5 отзывов 3 негативные. Конечно, я не предлагаю отказываться от поездок с водителями, у которых нет или мало отзывов, как в случаях с или . Но это дополнительный момент, который стоит иметь в виду.

5. Договаривайтесь о поездке как можно раньше

К сожалению, не все так радужно с количеством свободных мест, как может показаться на первый взгляд. Если вы видите, что у какой-то машины есть еще n-ое количество свободных мест, то это может не соответствовать действительности. Просто водителю нужно самостоятельно на сайте внести изменения, и не всегда это делается оперативно. Потому “3 места осталось” могут в реальности обозначать, что мест нет вообще.

Поэтому стоит все-таки заранее планировать свою поездку, чтобы найти оптимальный вариант и закрепить его за собой. Лучше, чтобы это было ранее, чем за 3 дня до поездки, надежнее. Хотя, если вы не нашли ничего подходящего, то стоит продолжать поиски – выдача постоянно обновляется. Сам я, когда договаривался в последний день, то обычно нервничал, потому что выбирать приходится из очень ограниченного количества вариантов, которые могут устраивать не по всем параметрам.

Функционал сайта позволяет увидеть телефонный номер водителя после того, как вы отправили ему сообщение. Не ждите ответа на сообщение – звоните сразу.

6. Уточняйте место начала и конца поездки

Если указано определенное место встречи, то стоит все равно уточнить маршрут поездки. У меня как-то раз было, когда я поехал к назначенному месту через полгорода, а потом оказалось, что мы ехали как раз мимо моего дома и можно было час сэкономить. Так же и в месте прибытия. В небольших городах если вы красивая девушка вас могут даже подбросить, куда вам надо. Но как-то раз я ехал из Москвы в Питер, и меня высадили в 5 утра в Шушарах (не самое удобное место), когда даже транспорт не ходил еще. Просто потом водитель уезжал вообще в другие края. Как-то я оттуда выбрался, конечно, но в таких ситуациях, поездка на такси может стремится к стоимости проезда на блаблакаре)