RAW или JPEG, что лучше? Отличия RAW от JPEG в фотографии

© 2014 сайт

Электрический сигнал, сгенерированный в момент съёмки матрицей цифрового фотоаппарата , поступает в процессор камеры в виде массива оцифрованных, но пока ещё не обработанных или, если угодно, «сырых» данных. Эти данные затем либо записываются без дальнейшей обработки на карту памяти в виде т.н. RAW-файла, либо же предварительно обрабатываются процессором камеры, который формирует на их основе полноценное изображение и сохраняет его в формате JPEG. Фотографии в формате JPEG являются окончательным продуктом фотографического процесса и полностью пригодны для просмотра, печати, публикации в интернете или любых других практических нужд. Снимки же, сохранённые в виде RAW-файлов, должны быть отредактированы в специальной программе-конвертере , которая позволяет превратить сырые данные, предоставленные матрицей, в графическое изображение в формате JPEG или TIFF. Съёмка в RAW применяется в тех случаях, когда фотограф по тем или иным причинам не хочет доверять обработку снимка процессору фотоаппарата и предпочитает провести конвертацию самостоятельно. В любом случае, все цифровые фотографии рождаются в виде RAW-данных, а конечным результатом является JPEG, но ручная конвертация обеспечивает более полный контроль над свойствами итогового изображения по сравнению с автоматической внутрикамерной конвертацией. Важно понимать, что использование RAW не обязательно ведёт к повышению качества изображения, оно просто делает процесс получения фотографии более управляемым и предсказуемым.

В то время как JPEG является полноправным графическим форматом с расширением.jpg, RAW обозначает не самостоятельный формат файлов, а, скорее, семейство форматов, имеющих в зависимости от производителя камеры различные спецификации и расширения: .cr2 (Canon), .nef (Nikon), .arw (Sony), .pef (Pentax), .orf (Olympus), .raf (Fujifilm) и т.д.

Помимо оцифрованных значений яркости для каждого фотодиода матрицы RAW-файл содержит сформированное камерой JPEG-изображение, необходимое для предварительного просмотра, а также различные метаданные, как то: спецификации фотоаппарата и его матрицы, описание параметров экспозиции, настройки баланса белого и стилей изображения, дата и время съёмки.

По своей природе RAW-файл не является изображением, но несёт в себе информацию, необходимую для формирования изображения. В связи с этим RAW-файл часто сравнивают с плёночным негативом в традиционной фотографии. Цифровой негатив – хорошая метафора. Как традиционный негатив, содержащий после экспонирования скрытое изображение, нуждается в проявлении, так и RAW-файл нуждается в конвертации, чтобы скрытое в нём изображение увидело свет. И как у традиционного фотографа есть выбор: отдать отснятую плёнку в фотолабораторию для автоматического проявления и печати или же проявлять и печатать собственноручно, контролируя все нюансы фотопроцесса, так и нетрадиционный цифровой фотограф может выбирать: поручить ли конвертацию процессору камеры или редактировать файлы вручную с использованием RAW-конвертера.

Несмотря на то, что сам я снимаю преимущественно в RAW, я вовсе не призываю вас следовать моему примеру. Это дело индивидуальное. И RAW, и JPEG имеют свои уникальные преимущества и недостатки, а потому ни один подход не может считаться безоговорочно лучшим.

Преимущества JPEG

  • Съёмка в JPEG экономит время. Ручная же обработка снимков – процесс небыстрый и требующий специальных навыков.
  • JPEG, снятый хорошим аппаратом, выглядит лучше, чем бездарно отредактированный RAW.
  • Файлы в формате JPEG занимают намного меньше места как на карте памяти, так и на жёстком диске. Хранение большого количества RAW-файлов съедает дисковое пространство быстрее, чем вам бы того хотелось.
  • Поскольку маленькие файлы быстрее записываются на карту памяти, буфер фотоаппарата также освобождается быстрее, что при серийной съёмке позволяет делать более длинные серии.
  • JPEG – самый универсальный и популярный графический формат. Фотографии в JPEG сразу же после съёмки полностью готовы к использованию. Их без труда можно открыть в любой программе, и через десятки лет они всё ещё будут доступны для просмотра и редактирования. В то же время RAW-файлы не могут быть визуализированы напрямую и нуждаются специфическом конвертере, поддерживающем конкретный RAW-формат, конкретную камеру и конкретный объектив. Производители фотооборудования имеют скверную привычку время от времени менять собственные стандарты, и никто не поручится, что теперешние RAW-файлы можно будет прочитать в будущем.

Преимущества RAW

  • RAW-файлы имеют разрядность от 12 до 14 бит (4096-16384 градаций), в то время как JPEG – только 8 бит (256 градаций). Высокая разрядность делает возможными очень смелые манипуляции с изображением без риска возникновения постеризации и прочих артефактов. Разница между RAW и JPEG особенно заметна при попытках осветлить тёмные участки кадра.
  • Фотографическая широта RAW-файла на несколько ступеней больше, чем у JPEG, что немаловажно при съёмке в условиях контрастного освещения.
  • RAW-файл формально не имеет цветового пространства , и все манипуляции с цветом производятся до преобразования данных в ограниченную по цветовому охвату палитру sRGB конечного файла.
  • Баланс белого цвета может быть настроен после съёмки.
  • Яркость, контраст, цветовая насыщенность, подавление шума, повышение резкости и прочие параметры изображения находятся под полным контролем фотографа.
  • Редактирование RAW-файлов недеструктивно: исходные данные при обработке остаются нетронутыми и к ним всегда можно вернуться для новой конвертации.
  • Различные RAW-конвертеры интерпретируют RAW-файл по-разному, что позволяет фотографу выбирать программу в соответствии со своим вкусом и требованиями к качеству снимка.

Какой формат выбрать?

Многие начинающие фотолюбители, узнав о существовании RAW-форматов, приходят к мысли, что снимать нужно только и исключительно в RAW, поскольку это якобы признак профессионализма. Это в корне не верно. Профессионалы с равным успехом используют как RAW, так и JPEG в зависимости от своих потребностей. Например, фотографы-пейзажисты обычно оперируют сравнительно небольшим количеством фотографий, но дорожат качеством изображения и уделяют много внимания индивидуальной обработке каждого снимка, а потому работают в основном с RAW. Фоторепортёры, напротив, снимают преимущественно в JPEG, потому как знают, что их кадры всё равно будут опубликованы в небольшом размере, а вот оперативно предоставить только что отснятый материал редактору нужно как можно быстрее в готовом для публикации виде.

Попробуем же теперь разобраться, какой формат подходит лично вам.

Вам следует снимать в JPEG, если…

  • Вы новичок в фотографии. В самом деле, если вы собрались снимать в RAW только потому, что хотите иметь возможность исправить ошибки экспозиции или баланса белого задним числом, то не лучше ли будет сперва научиться избегать подобных ошибок?
  • Качество изображения не имеет принципиального значения. Это справедливо не только для репортажей, но и для большинства любительских протокольных снимков.
  • Вы производите огромное количество фотографий и не хотите тратить время на их конвертацию.
  • Ваши снимки не нуждаются в агрессивной обработке.
  • Вас полностью устраивает то, как выглядят фотографии на выходе из фотоаппарата. С RAW-файлами связываются не от хорошей жизни, и если вам удаётся достигать нужного результата средствами камеры, то незачем всё усложнять.

Вам следует снимать в RAW, если…

  • У вас есть время, желание, избыток дискового пространства и уверенность в собственном преимуществе перед бездушным автоматом.
  • Вы склонны подвергать свои фотографии глубокой творческой обработке. Именно здесь избыточная информация, содержащаяся в RAW-файле, оказывается как нельзя кстати.
  • Вы стремитесь максимально эффективно использовать динамический диапазон сенсора своей камеры.
  • Вас просто не устраивает то, как выглядят фотографии на выходе из фотоаппарата, и вы убеждены, что на выходе из RAW-конвертера они будут выглядеть лучше.

RAW+JPEG

Некоторые фотографы предпочитают снимать в режиме RAW+JPEG, позволяющем записывать каждый снимок сразу в двух форматах. В этом есть рациональное зерно. Вы сразу получаете готовые фотографии в формате JPEG и, если они в порядке, продолжаете работать именно с ними, а в тех случаях, когда внутрикамерная обработка не справилась со своей задачей, вы обращаетесь к RAW-файлам и конвертируете их вручную.

Если вы из тех, кто лично редактирует большинство своих фотографий, то дополнительный JPEG становится лишним. Снимайте в RAW, а если для каких-то снимков вам понадобится внутрикамерный JPEG, то его легко сгенерировать из RAW-файла. Программы для обработки изображений, поставляемые вместе с камерой (например, Nikon View NX или Canon Digital Photo Professional), обычно позволяют сконвертировать снимок «как есть», успешно имитируя внутрикамерную обработку.

TIFF

Я не вижу смысла снимать в формате TIFF, даже если такая опция присутствует в вашей камере. TIFF содержит уже интерполированные и обработанные данные и потому не может служить альтернативой RAW, если вы планируете всерьёз редактировать свои снимки. Также TIFF не имеет никакого практического преимущества и перед JPEG, хотя занимает намного больше места. При этом формат TIFF вполне уместен для промежуточной обработки уже сконвертированных фотографий, а также для их последующего хранения.

При съёмке в JPEG вашу работу над фотографией следует считать по большому счёту завершённой, как только спущен затвор. В связи с этим все решения, влияющие на конечный вид снимка, должны быть приняты заранее, а настройки камеры должны всецело отвечать условиям съёмки.

Экспозиция

Экспозиция должна быть безупречной. У вас будет возможность незначительно осветлить тени, но пересвеченные участки будут потеряны навсегда. При определении экспозиции следует ориентироваться на сюжетно значимые объекты, даже если это автоматически приведёт к передержке или недодержке второстепенных элементов кадра.

Баланс белого

Баланс белого цвета нужно определить как можно более тщательно, поскольку цветокоррекция JPEG-файла чревата головной болью. Научитесь пользоваться тонкой настройкой баланса белого, а в наиболее ответственных ситуациях устанавливайте баланс белого вручную.

Стиль изображения

Стиль изображения определяет общий вид снимка и влияет на такие параметры, как контраст, яркость, цветовая насыщенность, цветовой баланс и резкость. Несмотря на то, что все эти свойства можно скорректировать в Фотошопе , желательно всё же сразу угадать со стилем в момент съёмки. В случае сомнений отдавайте предпочтение более нейтральным стилям с меньшими значениями контраста, насыщенности и резкости, поскольку эти параметры достаточно легко впоследствии усилить, но очень сложно убавить без разрушительных последствий для изображения.

Качество

Советую снимать в высоком качестве, т.е. с наименьшей степенью сжатия. Вы всегда сможете пересохранить снимки с меньшим качеством, а вот избавиться от артефактов избыточного сжатия никак не получится. Разрешение же выбирайте исходя из практических нужд.

Цветовое пространство

Если sRGB не установлено по умолчанию, то вам следует вручную выбрать именно sRGB. Это наиболее универсальное цветовое пространство и, выбирая его, вы страхуетесь от некорректного отображения цветов в различных программах.

Подавление шумов

Желательно выбирать минимально необходимый уровень шумоподавления, чтобы фотографии не приобрели излишне глянцевый вид. Ещё лучше, когда камера может автоматически настраивать уровень шумоподавления в соответствии со значением чувствительности ISO.

Редактирование

Как уже неоднократно говорилось, JPEG не предназначен для глубокой обработки, но минималистичное редактирование может оказаться вполне приемлемым. Допустимы: незначительное увеличение контраста и цветовой насыщенности, избирательное повышение резкости, деликатное осветление и затемнение. Ретуширование мусора и прыщей также не является преступлением.

Снимать в RAW следует с прицелом на последующую обработку кадра. Выбирая параметры съёмки, вы должны не только учитывать текущие условия, но и заранее планировать дальнейшие стадии реализации вашего творческого замысла. Чем более отчётливо вы представите себе стратегию конвертации будущей фотографии, тем более управляемым будет весь фотопроцесс.

Экспозиция

Экспонируйте по светам, руководствуясь принципом ETTR (Exposure To The Right). Если сцена имеет высокий контраст, то снимок может получиться достаточно тёмным. Это не беда – вы легко осветлите его в RAW-конвертере, сохранив при этом детали в светах. Следует помнить, что в момент съёмки вы стремитесь получить не окончательный результат, а, скорее, заготовку для будущей фотографии.

Если вы используете гистограмму для определения экспозиции, то не забывайте, что она рассчитывается на основании JPEG-миниатюры, а значит, подвержена влиянию баланса белого и стилей изображения и в некоторых случаях может привирать относительно реальной экспозиции. Со временем вы научитесь распознавать подобные ситуации и вносить соответствующие коррективы.

Баланс белого

Установки баланса белого цвета в момент съёмки никак не влияют на RAW-данные, но влияют на гистограмму, а потому имеет смысл настраивать баланс белого хотя бы приблизительно, выбирая один из готовых режимов. Тонкую настройку вы произведёте позже.

Стиль изображения

Выбор стиля изображения опять-таки ни к чему вас не обязывает, но лично мне приятно, когда на экране камеры фотография выглядит более-менее презентабельно. Если у вас нет времени на подобную эстетику, то просто выберите Neutral или Faithfull.

Качество

Цветовое пространство

Установленное в камере цветовое пространство (sRGB или Adobe RGB) не имеет абсолютно никакого значения и никак не ограничивает действительно важный выбор цветового пространства на выходе из RAW-конвертера. Тем не менее, я предпочитаю, чтобы в камере было выбрано sRGB, на тот случай, если мне вздумается поснимать в JPEG.

Подавление шумов

Настройки шумоподавления можно смело игнорировать за исключением субтрактивного подавления темнового шума на длительных выдержках. Последнее влияет как на JPEG, так и на RAW.

Редактирование

Моя персональная процедура конвертации RAW-файлов достаточно подробно описана в статье «Как пользоваться Adobe Camera Raw ». Популярный редактор-каталогизатор Adobe Lightroom использует движок Camera Raw, а потому конвертацию в Lightroom можно проводить по аналогичному протоколу. Хорошими конвертерами являются также DxO Optics Pro и Phase One Capture One PRO. Программы, предлагаемые производителями фотооборудования, не слишком удобны, и единственное их назначение, по моему мнению, – быстрая конвертация RAW в JPEG с использованием настроек камеры.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Фотографы не прекращают спорить о том, какой из форматов выбирать для фотографий при съемке. Речь идет о RAW и JPEG (иногда JPG). Несмотря на то, что в общем большинство специалистов представляют себе разницу между этими двумя форматами, понимание любителей не всегда четкое. Фотограф и преподаватель Уэйн Раску (Wayne Rasku), который ведет веб-занятия по фотоискусству в Атланте (Джорджия, США), собрал информацию и противоречия вместе. В статье он постарался объяснить, в чем суть форматов и как понять, какой формат нужно использовать для получения максимального эффекта в результате.

JPEG против RAW

JPEG - общепринятый формат для фотографий, все просто. Если вы отправляете изображения в Сеть или печатаете снимки, то, скорее всего, файлы сохранены именно в формате JPG. Тем не менее, к JPEG "накопились вопросы" по поводу целостности изображений. Конечно, формат описывают, как наиболее распространенный формат сжатия снимков, основной для большинства цифровых камер. Но технически он представляет собой "изменение с потерями", которое ухудшает исходные параметры изображений. Именно в этом кроется основная проблема, отправная точка дискуссий о том, в каком формате делать и сохранять снимки.

В чем же состоит неудобство сжатия с потерями? По сути, камера изначально запрограммирована на трансформацию файла до меньшего размера путем отбрасывания части пикселей. В зависимости от выбранных настроек, сжатие будет большим или меньшим. Если вы выставите наиболее крупный размер файлов, камера "отбросит" минимальное количество данных. Если вам нужно уместить на как можно больше снимков, вы выставляете меньшее разрешение - например, 640х480 при максимально возможных для 10-мегапиксельного фотоаппарата 3648х2736. Все "дополнительные" пиксели камера просто не сохранит, оставив только необходимое количество.

Для просмотра на дисплее цифрового фотоаппарата этого может быть вполне достаточно, но для печати масштабных изображений качество будет совершенно неприемлемым. На картинке останутся те самые неприятные квадратики-пиксели, и фото придется уменьшать, порой, уже до неприемлемых размеров.

Любая постобработка, в том числе Photoshop, сжимает изображения еще сильнее. Большинство людей не трансформирует снимки по несколько раз, но, если вам нужно это сделать, проблема проявится еще ярче.

Чем формат RAW отличается от JPEG?

Изменяя в камере формат файла с JPEG на RAW, вы "предупреждаете" ее, что обрабатывать снимки не нужно вообще, поэтому она сохраняет в изображении все пиксели. Вот и все. Полученный файл будет гораздо "тяжелее", чем при выборе JPEG, даже если в последнем выставлен наибольший размер кадров. Также разница между форматами состоит в "глубине" пикселей. JPEG использует 8-битные, тогда как в большинстве цифровых зеркальных камер диапазон составляет 13-14 бит на пиксель. Такой разбег приводит к тому, что области, схожие по яркости, объединяются, чего нет при выборе формата RAW. Это влияет, в частности, на баланс белого, возможность точно настроить экспозицию. Кстати, работая с RAW, вы сможете сделать HDR-фотографию из одного файла.

фото by Peter Majkut

Следующий логично возникающий вопрос заключается в том, как правильно обрабатывать фото в RAW, чтобы его можно было напечатать или выложить в Сеть? Ситуация складывается практически как с пленочными фотоаппаратами: чтобы увидеть полноценный снимок, нужно повозиться с негативом. С RAW все также - вам потребуется ПО для пост-обработки, оно поможет сделать исходный файл пригодным для дальнейшего использования.

Еще одно важное отличие RAW - вы не сможете использовать любой из «творческих» режимов камеры. Доступна ручная настройка диафрагмы и выдержки, но при выборе предустановленных сочетаний параметров («вечеринка», «солнечный пляж» и так далее) фотоаппарат автоматически сменит RAW на JPEG.

Подытожим: этот формат сохраняет для вас полный набор пикселей, но придется научиться обрабатывать изображения. В дополнение к этому вы сможете с минимальными потерями форматировать снимки, обрезать их, делать ярче при постобработке.

В чем же все-таки суть спора о выборе формата?

Одни фотографы ратуют за RAW, другие - сторонники JPEG. Это вызвано несколькими причинами. Во-первых, не во всех камерах поддерживается формат RAW. Например, в компактных цифровых фотоаппаратах он не предусмотрен. С другой стороны, съемки в нем позволяют "задействовать все ресурсы" и получать максимально качественный результат. Приверженцы RAW говорят, что с ним они могут получить полный контроль над снимками.

Некоторые, в том числе высокопрофессиональные, авторы сопротивляются, продолжая работать в JPEG. Они утверждают, что, будучи уверенными в своих силах, могут получить хороший результат и в этом формате. По их мнению RAW удлиняет рабочий процесс за счет кропотливой пост-обработки и лишает фотографа возможности основную часть времени тратить на съемки. Поклонники JPEG не хотят сидеть у компьютера, им хочется побольше работать непосредственно с камерой.

Еще один аргумент противников RAW - размер файла. Он практически в два раза больше, чем JPEG, и ресурсы карты памяти исчерпываются быстрее. На жестком диске тоже неудобно их хранить, если вы снимаете много. RAW-форматы не унифицированы, они отличаются в зависимости от самой камеры, вплоть до расширения. В частности, у Nikon это a.NEF, а у Canon - a.CR2. Если вы часто используете разные фотоаппараты, подобное усложняет жизнь.

Нужно помнить еще и о том, что устаревшее ПО не может работать со снимками с камер последнего поколения. Как утверждает фотограф Кен Рокуэлл (Ken Rockwell), яростный противник RAW, "когда-нибудь мы просто не сможем открыть свои старые файлы, так как нужных версий программ уже не будет существовать". И, если вы постоянно обновляете ПО, будьте готовы потерять изображения, сделанные несколько лет назад. С JPEG этой проблемы нет - и это аргумент, который стоит учитывать.

И наконец, главное. Как понять, какой формат необходим именно вам

Если вы умеете быстро и без затруднений работать со специализированным ПО для пост-обработки фото, хотите получить полный контроль над нюансами редактирования своих снимков, вам стоит остановиться на RAW. Покупать программы, кстати не обязательно. Формат поддерживается даже в бесплатном ПО (таком, как Picassa), не говоря уже о разнообразном профильном обеспечении.

Если же вам не хочется добавлять в рабочий процесс еще один, и непростой, этап, вы не готовы одолеть следующую ступень в искусстве фотографии, или не собираетесь приобретать специализированные программы, выбирайте формат JPEG.

Нужно только помнить, что такой файл нельзя конвертировать в RAW, а вот наоборот - вполне. Поэтому большинство профессиональных фотографов все же стараются познакомиться с более трудоемким форматом поближе. RAW для них - ключ к большому количеству возможностей. К тому же, всегда есть компромисс: можно сохранять снимки на камере сразу в двух форматах. Если емкости карты памяти достаточно, это оптимальный вариант: наиболее удачные снимки вы оставите без изменений в JPEG, а для те, которые требуют коррекции, возьмете из RAW-источника.

Небольшое примечание для тех, кто все же выбрал RAW. Есть несколько удачных комплексных программ, работая с которыми удастся реализовать все возможности формата. Одна из наиболее популярных - Adobe Lightroom. На просторах Интернета есть много туториалов, рассказывающих о том, как редактировать сырые файлы с помощью мощных, интересных инструментов ПО. Особенно хорошо программа подходит для ландшафтной съемки: если вам нравится работать на природе, стоит освоить Lightroom, и результаты вас впечатлят.

Мне часто задают вопросы, на которые я не могу дать короткий ответ, если отвечать действительно по существу. Вопросы примерно такие:

  • Чем raw лучше jpeg?
  • Почему raw не такой резкий как jpeg?

Теперь всех спрашивающих, я со спокойной совестью буду перенаправлять на эту статью.

Для начала нам придется слегка познакомится с тем, как устроен сенсор большинства фотокамер или матрица, как его еще называют. Она состоит из большого количества крохотных фоточувствительных элементов регистрирующих количество света, упавшего на них. Эти элементы называют по разному, но мы для простоты будем называть их пикселями. Каждый из них покрыт светофильтром одного из трех цветов RGB - красным, синим или зелёным. В результате, пиксель каждого цвета чувствителен только к «своему» цвету (дополнительную информацию можно получить по запросу «фильтр Байера »).

Во время съемки происходит примерно следующее: с пикселей сенсора считываются показания, усиливаются в соответствии с выбранным ISO, и преобразуются в цифровую информацию, обычно 12-битную, реже 14-битную. Это и есть RAW, сырые данные. То, что в них записано, можно очень упрощенно представить так: пиксель первый хватанул количество света 2015, пиксель второй - 1589 и так далее. Если камера снимает в 14 бит, каждому пикселю, может быть присвоено одно из 16384 значений. К этому всему идет схемка: этот пиксель синий, этот красный, этот зелёный. Кроме этого, в raw файле еще много чего содержится, но нам это не интересно на данный момент.

Далее, если выбрана съемка в RAW, эти данные просто записываются на карту памяти в специфическом формате, который разработал производитель данной камеры. Например Nikon использует NEF, Canon - CR2 или CRW, Pentax - PEF и так далее. Все эти форматы, это разновидности RAW.

Если же была выбрана съемка в JPEG, эти данные сначала обрабатываются процессором камеры для получения JPEG и только потом этот JPEG записывается на карту. При этой обработке применяются различные преобразования, из которых стоит выделить следующие:

  1. Цветовая интерполяция . Каждый пиксель сенсора камеры имеет информацию только об одном цвете. Изображение состоящее из квадратиков трех цветов с разной яркостью скорее будет похоже на мозаику чем на фотографию. При цветовой интерполяции каждый пиксель становится нормальным, трехцветным. Это происходит путем сбора информации о цвете с соседних пикселей. По английски этот процесс так и называется - demosaicing, что можно коряво перевести как «размозаивание».
  2. 12 или 14 бит преобразуются в 8 бит , так как JPEG может быть только 8-битным. Эти четыре отбрасываемых бита не так мало, как может показаться. Если 12 бит могут иметь 4096 состояний, то 8 бит имеют только 256, в 16 раз меньше. В RAW файле пиксели не имеют цветовых каналов и информация об одном пикселе занимает только 12 или 14 бит. RAW по сути - монохромный формат. В цветном же 8-битном файле один пиксель имеет три канала, на каждый из которых отведено по 8 бит, то есть информация об одном пикселе занимает 24 бита или 3 байта, что в два раза больше чем в RAW файле. Вот почему даже 8-битный TIFF со сжатием без потерь занимает на диске в два раза больше места чем RAW (многие raw тоже используют сжатие без потерь). 16-битный TIFF со сжатием занимает примерно в 6 раз больше места, чем RAW.
  3. Колориметрческая интерпретация . Красный, синий, зеленый - весьма размытые понятия. Алгоритму нужно знать “сколько вешать в граммах”. От этого зависит правильность цвета всего изображения. Поэтому назначаются точные математические значения для цветов RGB.
  4. Баланс белого . Выставленный вами баланс белого никак не влияет на сенсор. Эта настройка применяется только при преобразовании RAW-JPEG.
  5. Гамма-коррекция . Если ее не делать, изображение будет темным. Человеческий глаз усиливает слабый свет и приглушает интенсивный. Кстати, все наши чувства нелинейны. Сенсор же воспринимает свет абсолютно незамысловато, линейно, сколько получил - столько электричества отдал. Поэтому необходима корректировка, имитирующая восприятие человека.
  6. Шарпенинг . При цветовой интерполяции падает резкость. Алгоритм ищет контрастные границы и усиливает перепад яркостей на них.
  7. Сглаживание
  8. Шумоподавление
  9. Компрессия данных по алгоритму jpeg, обычно с потерями.

Для фотографа основное различие между raw и jpeg состоит в том, что в случае raw все эти преобразования вы делаете после съемки в raw-конвертере используя мощный процессор компьютера, контролируя результат на большом мониторе, а случае jpeg вы выставляете эти параметры в куцем меню камеры перед съемкой. Камера вынуждена обрабатывать фотографии в доли секунды на своем относительно слабом процессоре. RAW-конвертер может использовать намного более сложные алгоритмы и не быть на столько ограниченным по времени, соответственно вы получаете на выходе лучшее качество.

Кроме того, при съемке вы можете не успеть/забыть выставить все эти параметры правильно, вы можете ошибиться или просто не знать что лучше подойдет, поскольку не видите результат, как при работе в raw-конвертере. Если пытаться изменить что-то из перечисленных параметров в готовом jpeg, в котором масса информации безвозвратно потеряна, это приведет к резкому ухудшению качества изображения. Если же после обработки файл опять сохранить в JPEG, что часто нужно, то произойдет дополнительный отброс информации, при этом на старые дефекты jpeg-сжатия будут наложены новые.

Такой длинный ответ на первый вопрос, хотя я старался сделать его как можно короче.

Если я сделаю снимок в raw и конвертирую его в jpeg в lightroom, будет ли он лучше, чем jpeg сразу с камеры?

Ответ на второй вопрос вроде бы уже очевиден, но всё зависит от того, как обрабатывать. Процессор камеры, конечно не такой мощный как на компьютере, но над ним ломали головы самые талантливые инженеры, безмерно преданные делу своей компании. Они реально старались заставить его делать такой jpeg, который бы радовал пользователя своей яркостью и красочностью, и не факт, что вы сможете сделать такой же даже в хорошем raw-конвертере. Ваш будет лучше по объективному качеству, но по субъективному - неизвестно.

Однако в случае с ошибкой в настройке камеры при съемке, вы однозначно получите лучший результат при съемке в raw. RAW вам даже простит ошибку в экспозиции в две ступени.

Ответ на третий вопрос вы скорее всего уже уловили: делая шарпенинг в lightroom на jpeg-файле мы усиливаем резкость там, где она уже была усилена, поэтому получается резче, чем на raw. На raw-файле в lightroom по умолчанию уже стоит некоторое значение параметра Sharpening и Nose Reduction. На JPEG все эти слайдеры по умолчанию стоят на ноль, так как всё это уже сделано в камере.

Справедливости ради нужно сказать о недостатках raw:

  • raw занимает больше места, чем jpeg (но меньше, чем tiff). Меньше снимков умещается на карту памяти
  • серийная съемка в raw происходит медленнее, чем в jpeg, поскольку “узкое” место в процессе, это запись на карту памяти
  • raw по разному выглядит в разных конвертерах или даже в разных версиях одного конвертера
  • для просмотра raw нужно специальное программное обеспечение

В Интернете не мало споров о том в каком формате снимать . Люди сходят сума тестируя качество этих двух гигантов фото индустрии, профессионалы делают ярые обзоры в пользу превосходства RAW над , но факт остается фактом, что конечному пользователю нужен именно .
Мало кто учитывает для каких целей предназначены эти форматы, а в зависимости от целей нужно выбирать и формат .

Так что пару хитростей для съемок :

1. Если у Вас обычная мыльница, скорее всего там нет возможности снимать в RAW, это не должно Вас опечалить, качество снимков никак на этом не отобразится.
2. Если у Вас зеркалка любого уровня, скорее всего там есть возможность снимать в RAW, выбор зависит от того, для каких целей Вы снимаете

И все же снимать в RAW, а что в ? А еще разные PNJ, TIFF, NEF, CR2?
Очень просто, если Вам нужно или Вы планируете дорабатывать снимок на компьютере, я рекомендую однозначно RAW, он поможет сохранить бОльшее количество деталей, информации о съемке и позволит делать коррекцию основных настроек изображения (таких как , работа с шумами, цветовые настройки, работа над резкостью) с малыми потерями или без потерь вовсе в качестве снимка.
Если в планы не входит постобработка фотографий – смело ставьте режим и знайте, что фотографии будет такого же хорошего качества как и после непосредственной конвертации с RAW.
Если Вы профессионал и очень важна каждая ступень оттенков, балансов, то несомненно придется использовать RAW, в проф. камерах есть возможность повысить количество информации о цвете до 14 битов на пиксел, в то время, как имеет всего 8 бит на пиксел. То же самое можно сказать и для других специфичных форматов данных для сохранения фотографий. Советую ознакомиться с .

Минусы RAW
1. БольшОй вес файлов , обычно файлы не проходят сжатие с помощью алгоритмов процессора камеры и быстро заполняют пространство на карточке памяти. Например RAW весят в среднем по 10 мб каждый, всего по 5 мб каждый. Объем сильно зависит от количества мегапикселей на камере и уровня сжатия.
2. Разнообразность форматов – у каждой фирмы свой стандарт «сырых снимков» и придется потратить не мало времени, чтобы найти нужное программное обеспечение, установить, настроить и понять как оно работает.
3. Нужные знания для работы с файлами – если нет нужных базовых знаний о параметрах фотографии и их доработки то бессмысленно просто снимать в RAW, а потом просто конвертировать в авто настройками – то же самое вы можете сделать снимая просто в JPEG.
4. Время на доработку RAW в разы превышает время на саму съемку.
5. Некоторые камеры намного медленней снимают в формате RAW (особенно с 14 битной глубиной цвета), например, может снимать только 2.5 к\с при 14 bit RAW

Плюсы RAW
1. Картинка несет больше исходной информации о изображении
2. Возможна модификация основных параметров съемки в разумных пределах без потери качества (можно поправить экспозицию вплоть до 3 ступеней без потери деталей и т.д.).

Основные минуса JPEG
1. Его аккумулятивные свойств а – если что-то изменили и сохранили, потом вернуть обратно без потери качества просто не возможно.
2. Меньший диапазон значений оттенков цветов нежели RAW, но для обычного пользователя, да еще и на плохом мониторе разницу попросту не заметиш, даже при печати не всегда затраты на работу с RAW стоят полученного преимущества. При том, в основном приходиться пережимать в JPEG, чтобы распечатать фотоснимок.

Основные плюсы JPEG
1. Универсальность – любое устройство сможет распознать и прочитать этот формат. Вы пришли к друзьям и всегда сможете показать фото в JPEG, а если вы пришли к друзьям с RAW придется потратить уйму времени, чтобы открыть фото.
2. Динамичность сжатия – можно поставить любой уровень сжатия и получить файлы любого размера.

Выводы: ответ на вопрос «в каком формате снимать» приходит с опытом и потребностями, лично я рекомендую не заморачиваться и снимать в JPEG.
И не верьте, что все профессионалы снимают в RAW, профессионалы снимают так как им удобно и целесообразно.

Благодарю за внимание, Аркадий Шаповал

06/05 6007

Удивительно, но многие начинающие фотографы делают снимки в RAW, совершенно не задумываясь, зачем. Если у них спросить, почему он у них так популярен, тут же ответят: «Ты знаешь, это так круто! Все великие фотографы снимают в RAW!» Хорошо. Если и вы так думаете, то давайте проверим правильность ваших убеждений в нашем сегодняшнем разговоре.

Представим: вы только что приобрели современную фотокамеру, отыскали, как поменять формат и… столкнулись с неожиданным выбором. Наиболее любознательные из вас срочно полезут в гугл и начнут изучать различные мнения. Те, кто время ценит, начнут задавать вопросы «прошаренным» товарищам.

Поскольку «Фотопоиск» в фотосъёмке «шарит», можете последовать его совету: если сомеваетесь в выборе формата - выбирайте JPEG.

Почему? Давайте разберёмся вместе. На сегодняшний день JPEG (или JPG) - наиболее популярный формат для просмотра изображений. Он - универсальный. Его может прочесть любое устройство, в ключая ваш мобильный телефон. Все цифровые фотокамеры «заточены» под съёмку в JPEG. Причина довольно проста: этот формат даёт отличное качество с наименьшими затратами времени на обработку изображений.

RAW (от англ. raw - сырой) - формат, который получается путём считывания изображения с матрицы без какой либо обработки или корректировки. Схематически всё выглядит примерно так:

Предназначение RAW.

RAW - это сырьё для работы дизайнеров. Он предназначен для специальной обработки и корректировки. Обычно его подвергают следующим операциям:

  • корректировка экспозиции в определённых пределах;
  • изменение баланса белого;
  • корректировка яркости и контрастности и т.д.

При этом все изменения, которые вы собираетесь делать, не снизят качество изображения. Иными словами, вы можете поменять все значения, которые предварительно выставили в меню перед началом съёмки.


Недостатки в работе с RAW.

1. Поскольку этот формат по определению является «сырьём», он тяжелее в несколько раз, чем JPEG, занимает много места на карте памяти.

2. Переформатирования RAW в JPEG избежать всё равно не удастся, ведь его нужно распечатывать или показывать друзьям.

3. Для фотографа время - значит деньги. А для обработки и к онвертирования RAW у вас уйдёт куча времени.

4. Сам по себе RAW имеет разновидности. Дело в том, что производители фототехники используют разные настройки для RAW-файлов:

  • Nikon - .NEF;
  • Canon - .CRW;
  • SONY - .ARW.

Это, в свою очередь, предполагает разное программное обеспечение для обработки и корректировки RAW-файлов. Из этого следует, что разные графические редакторы по-разному работают с информацией. В итоге ваш RAW будет выглядеть совсем по-другому в чужой программе.


Предназначение JPEG.

Его все любят и он всех любит. JPEG читает практически любое цифровое устройство. Создаётся он из того же RAW-файла. При конвертации учитываются все ваши настройки, установленные в меню камеры, такие как цвет, баланс белого. Существенно изменить JPEG уже не удастся.

Поскольку переформатирование включает в себя компрессию, п редусмотрены разные её степени:

JPEG Basic;JPEG Normal;JPEG Fine.

С увеличением качества JPEG увеличивается и вес файла. Разумеется, возникает вопрос: какой из них выбрать. Решать придётся вам лично. Но выбор здесь идёт между качеством и местом на карте памяти. Если вам сложно принять решение, то выберите JPEG Normal. Дело в том, что разница между качеством Fine и Normal практически незаметна, зато вес JPEG Fine в два раза больше. Чтобы определиться окончательно, стоит хорошо попрактиковаться. Тем более, что с такой возможностью сегодня проблем ни у кого не возникает. Например, свадебные фотографы, детские фотографы или фотографы на корпоратив не всегда смогут «подловить» удачный или по-доброму комичный кадр. А вот вы - совсем другое дело.

5. Скорость обработки файлов в RAW значительно ниже, поскольку они имеют большой размер. Из-за этого теряется много времени. Репортажная съёмка этого не простит, поскольку будут потеряны бесценные кадры.

Два зайца одним выстрелом: JPEG + RAW.

Мы не сомневаемся: природная любознательность заставила вас покопаться в настройках фотокамеры. И вы уже обратили внимание на опцию RAW + JPEG. Если её активировать, то ваша камера будет создавать сразу два файла: RAW + JPEG.

Преимущество опции в том, что у вас будут оба формата и проблема выбора отдалится во времени. Но в том и минус, что каждый снимок будет теперь занимать больше места и тратить больше времени на обработку. А у фотографа, как мы говорили, время - это деньги. Возникает ещё одна проблема: быстрое заполнение карты памяти ненужными дубликатами. Вам будет их жалко удалять. Это напоминает ситуацию, когда люди боятся расстаться с одеждой, которая давно и надёжно вышла из моды: она почти новая и деньги за неё уплачены, да вот одевать неловко. А выбросить - жалко. И шкаф давно переполнен.


Итог.

Итак, если вы не определились с выбором формата - однозначно снимайте в JPEG.

Если вы дизайнер или продвинутый пользователь Фотошопа - фотографируйте в RAW.

Если вам необходимо сделать множество одинаковых кадров одного и того же объекта, чтобы потом выбрать один из них - фотографируйте в JPEG. И наоборот, когда нужно сделать один снимок вместо десяти, то лучше установить RAW.

Но прежде всего, определитесь со своим будущим в фотоискусстве. Если вы собираетесь быть фоторепортёром или просто знающим товарищем в своей компании (отделе, команде, тусовке), то учитесь всё делать быстро и сразу. Научитесь самостоятельно правильно настраивать фотоаппарат.

Если вы собираетесь брать немалые деньги за ретушь фото, проводить больше времени за компьютером, чем с фотоаппаратом - установите в опциях RAW и изучайте Фотошоп. Специалисты нужны разные.

Главное - сделать правильный выбор сразу!

Мы стараемся для вас 24 часа в сутки и благодарны вам за каждый репост!