Расширение растрового графического изображения. Растровые и векторные изображения. Достоинства растровой графики

Растровые форматы: GIF, BMP, WBMP, PCX, PCD, PSD, FLM, IFF, PXR, PNG, SCT/PICT, PCT, RAW, TIF/TIFF, BMP, JPEG , TGA, FPX, GIF , PhotoCD, MNG, ICO, FLA/SWF GIF В 1987 году специалисты из фирмы CompuServe поднатужились и явили миру новый формат для хранения изображений в режиме индексированных цвето. Формат GIF (Graphics Interchange Format) создан крупнейшей сетевой службой CompuServe (ныне подразделение AOL, America OnLine) специально для передачи растровых изображений в глобальных сетях. В 1989 году формат был модифицирован, и его новая версия получила название gif89a. Gif ориентирован в первую очередь на хранение изображений в режиме индексированных цветов (не более 256), также поддерживает компрессию без потерь LZW. Но главная соковыжималка для картинок в формате gif ≈ это, все таки, приведение их к меньшему числу цветов. Само собой, что такое пройдет без последствий лишь на картинках с изначально небольшим количеством цветов: рисованной графике, элементах оформления, маленьких надписях (кстати, для хорошего сглаживания надписи классическим шрифтом на однородном фоне достаточно от 7 до 11 цветов в зависимости от кегля). Используется только по своему первоначальному предназначению - в интернете, поскольку поддерживает только индексированные изображения. Не поддерживает дополнительных каналов, обтравочных контуров, цветовых профилей. Версия GIF 89a позволяет сохранять в одном файле несколько индексированных изображений. Браузеры способны демонстрировать все эти изображения по очереди, получая в результате несложную анимацию. В файле анимации хранятся не только кадры анимации, но и параметры ее демонстрации. GIF анимация в силу своей простоты наиболее распространена в интернете. Кроме того, один из цветов в палитре индексированного изображения можно объявлять прозрачным. В браузере сквозь участки этого цвета будет виден фон страницы. Настраиваемая палитра (не более 256 цветов), задаваемая прозрачность одного из цветов, возможность сохранения с чередованием строк (при просмотре сначала выводится каждая 8-я, затем каждая 4-я и т.д. - это позволяет судить об изображении до его полной загрузки). Способен содержать несколько кадров в одном файле с последующей последовательной демонстрацией (т.н. "анимированный GIF"). Уменьшение размера файла достигается удалением из описания палитры неиспользуемых цветов и построчного сжатия данных (записывается количество точек повторяющегося по горизонтали цвета, а не каждая точка с указанием ее цвета). Такой алгоритм дает лучшие результаты для изображений с протяженными по горизонтали однотонными объектами. К сожалению, с 1995 года разработчик GIF компания Compuserve сделала платным любое его использование в программных продуктах (кроме бесплатного ПО). Это приводит к постепенному вытеснению этого популярного формата из Интернет. Можно сказать, что на поверхности его держит только способность содержать анимацию. Она используется для создания рекламных баннеров. JPEG Формат JPEG (Joint Photographic Experts Group) впервые реализовал новый принцип сжатия с потерями информации. Он основан на удалении из изображения той части информации, которая слабо воспринимается человеческим глазом. Лишенное избыточной информации изображение занимает гораздо меньше места, чем исходное. Степень сжатия, а следовательно и количество удаляемой информации, плавно регулируется. Низкие степени сжатия дают лучшее качество изображения, а высокие могут существенно его ухудшить. Наиболее широко JPEG используется при создании изображений для электронного распространения на компакт дисках или в интернете. Компактность файлов JPEG делает этот формат незаменимым в тех случаях, когда размер файлов критичен, например при их передачи по каналам связи. В полиграфии использовать его не рекомендуется, хотя формат допускает хранение цветовых профилей и контуров обтравки. JPEG поддерживает полутоновые и полноцветные изображения в моделях RGB и CMYK. Не поддерживаются дополнительные цветовые альфа-каналы. Используйте формат JPEG только для хранения фотографических изображений. на рисунках с четкими границами и большими заливочными областями сильно проявляются дефекты сжатия. Особенно характерно проявление грязи вокруг темных линий на светлом фоне и видимых квадратных областей. Последний дефект связан с тем, сто алгоритм сжатия обрабатывает изображения квадратными блоками со стороной 8 пикселов. Миллионы цветов и оттенков, палитра ненастраиваемая, предназначен для представления сложных фотоизображений. Разновидность progressive JPEG позволяет сохранять изображения с выводом за указанное количество шагов (от 3 до 5 в Photoshop"e) - сначала с маленьким разрешением (плохим качеством), на следующих этапах первичное изображение перерисовывается все более качественной картинкой. Анимация или прозрачный цвет форматом не поддерживаются. Уменьшение размера файла достигается сложным математическим алгоритмом удаления информации - заказываемое качество ниже - коэффициент сжатия больше, файл меньше. Главное, подобрать максимальное сжатие при минимальной потере качества. Кроме коэффициента сжатия еще приходится делать выбор между типами формата - стандартый, оптимизированный или прогрессивный. Наиболее подходящий формат для размещения в Интернете полноцветных изображений. Вероятно, до появления мощных алгоритмов сжатия изображения без потери качества останется ведущим форматом для представления фотографий в Web. Плохо, что качество теряется при каждом последующем сохранении. Существует три подформата jpg: обычный, optimized (файлы несколько меньше, но не поддерживаются старыми программами) и Progressive (чересстрочное отображение, аналог interlaced в gif). Некоторые приложения позволяют хранить изображение в jpg в режиме CMYK и даже включать в файл обтравочные контуры. Однако, использовать jpg для полиграфических нужд категорически не рекомендуется из-за взаимодействия регулярной структуры блоков 8х8 пикселей, получающихся в результате компрессии, с не менее регулярной структурой типографского растра, что в итоге приводит к образованию муара. Из долговременного пользования этим безусловно полезным форматом можно извлечь две вещи. Во-первых, не стоит сохранять в нем все что попало, а только крупные фотографии с большим количеством плавных цветовых переходов. А, во-вторых, ни в коем случае не стоит сохранять одно и то же изображение в jpg больше одного раза: слишком заметными оказываются деструктивные изменения картинки от повторного использования компрессии. BMP Растровый формат BMP (BitMap), созданный Microsoft, ориентирован на применение в операционной системе windows. Он используется для представления растровых изображений в ресурсах программ. Поддерживаются только изображения в модели RGB с глубиной цвета до 24 бит. Не поддерживаются дополнительные цветовые и альфа-каналы, контуры обтравки, управление цветом. В принципе формат предполагает использование простейшего алгоритма сжатия (Run Length Encoding, RLE) без потерь информации, но этот вариант используется редко из-за потенциальных проблем несовместимости. WBMP Последняя версия Photoshop 7 в модуле Save for Web умеет сохранять картинки в формате Wireless Bitmap (WBMP), специально оптимизированном для сотовых телефонов, смартфонов, карманных компьютеров и прочих мобильных устройств. Описание этого формата вместе с языком разметки WML (Wireless Markup Language) включено в спецификацию WAP (Wireless Application Protocol). Кроме Photoshop создавать изображения WBMP способна также Macromedia Fireworks 4 и выше. Формат поддерживает только два цвета, но можно имитировать больше с помощью разброса пикселей (dithering). Теоретически файлы WBMP могут содержать анимацию. Сжатие не поддерживается, что очень удивительно, так как на практике графический файл для WAP не может быть больше 1461 байт (это ограничение связано с небольшим объемом памяти сотовых телефонов). Из-за скромного разрешения дисплеев мобильных устройств безопасный размер файлов ограничено 90х24 пикселями. Помимо вышеперечисленных недостатков WBMP еще довольно сыроват: лишь немногие устройства способны отображать графику в этом формате. PCX Формат PCX (PC eXchange) - один из первых растровых форматов, созданных фирмой ZSoft для программы PC Paintbrush. Поддерживает монохромные, индексированные и полноцветные изображения модели RGB. Не поддерживаются дополнительные цветовые и альфа-канлалы, контуры обтравки, управление цветом. Формат предполагает использование простейшего алгоритма сжатия (Run Length Encoding, RLE) без потерь информации. Ныне имеет преимущественно историческое значение. Свою пальму первенства по примитивизму когда-то взрастил и формат pcx: он почти так же прост внутри, как и bmp. Возможности у этого формата такие же, как и у bmp, только поддержка OS/2 отсутствует. Зато pcx можно посмотреть большинством программ под DOS, в том числе внутренним просмотрщиком Norton Commander. PCD Формат PCD (Photo CD) был разработан фирмой Kodak для хранения сканированных фотографических изображений. Сканирование выполняется на специальной аппаратуре (рабочих станциях Kodak, PIW), а его результат записывается на компакт-диск особого формата, Kodak Photo CD. Его можно просматривать с помощью промышленных видеоплееров и игровых приставок на обычном телевизоре. На практике Photo CD чаще применяются в издательских технологиях как источник изображений. Большинство производителей библиотек фотоснимков используют именно этот формат на своих компакт-дисках. Формат PCD имеет ряд полезных особенностей, делающих эту его область применения превалирующей. Файл PCD содержит изображение сразу в нескольких фиксированных разрешениях. Базовое (Base) разрешение, 512x768 пикселов, используется для просмотра на телевизорах NTSC и PAL. Кроме него имеются пониженные разрешения Base4, Base16 и более высокие 4Base, 16Base и 64Base. Последнее разрешение, 64Base, равное 4096x6144 пикселов, есть только на дисках стандарта Pro Master. Любопытно, что наличие в одном файле шести вариантов одного изображения не увеличивает его размер. Дело в том, что копии высокого разрешения представлены в виде разностей с базовым. Таким образом удается избежать дублирования графической информации. Изображения на Photo CD представлены в особой цветовой модели YCC, разработанной специалистами Kodak и во многом аналогичной модели Lab. YCC тоже имеет три базовых компонента, яркостный и два хроматических. Поскольку глаз более чувствителен к яркостям, чем к цвету, половина цветовой информации отбрасывается при сканировании: на каждые два пиксела приходится только одно значение хроматических компонентов. Благодаря этому удается сократить объем графических данных и размер PCD-файла. Для дальнейшего уменьшения размеров файла используется обычная схема сжатия без потерь качества LZW. Существуют несколько форматов Photo CD. Формат Master Photo CD содержит изображения, сканированные с обычной фотопленки формата 35 мм. Максимальное разрешение для этого типа 16 Base. Профессиональным фотографам адресован формат Master Pro Photo CD, для которого используется пленка большего формата (120 мм и 4x5 дюймов). Для полиграфических приложений предназначен формат Print Photo CD. Оригинал сканируется профессиональными сканерами (Crosfield, Linotype, Scitex) и сохраняется с несжатым разрешением 64 Base. Формат Catalog Photo CD позволяет разместить на одном диске до 4500 изображений с базовым разрешением. И наконец, на мультимедийные приложения ориентирован формат Portfolio PhotoCD. На компакт-диске такого формата можно разместить до 800 изображений, а также звук, интерактивные сценарии и т. п. TIF, TIFF Формат TIFF (Tagged Image File Format) создан обьединенными силами таких гигантов, как Aldus, Microsoft и Next специально для хранения сканированных изображений. Исключительная гибкость формата сделала его действительно универсальным. ТIFF - один из самых древних форматов в мире микрокомпьютеров, на сегодняшний день он является самым гибким, универсальным и активно развивающимся. В нем можно хранить графику в любом режиме: от битового и индексированных цветов до Lab, CMYK и RGB (кроме дуплексов и многоканальных документов). Хотя с момента его создания прошло уже много времени, TIFF до сих пор является основным форматом, используемым для хранения сканированных изображений и размещения их в издательских системах и программах иллюстрирования. Версии формата существуют на всех компьютерных платформах, что делает его исключительно удобным для переноса растровых изображений между ними. TIFF поддерживает монохромные, индексированные, полутоновые и полноцветные изображения в моделях RGB и CMYK с 8- и 16-битными каналами. Он позволяет хранить обтравочные контуры, калибровочную информацию, параметры печати. Допускается использование любого количества дополнительных альфа-каналов. Дополнительные цветовые каналы не поддерживаются. Большим достоинством формата остается поддержка практически любого алгоритма сжатия. Наиболее распространенным является сжатие без потерь информации по алгоритму LZW (Lempel Ziv Welch), обеспечивающему очень высокую степень компрессии. Кстати, этот же алгоритм используется многочисленными программами сжатия общего назначения, поддерживающими формат ZIP. PSD Формат PSD (PhotoShop Document) - это собственный формат программы Adobe Photoshop. Единственный формат, поддерживающий все возможности программы. Предпочтителен для хранения промежуточных результатов редактирования изображений, так как сохраняет их послойную структуру. Все последние версии продуктов фирмы Adobe Systems поддерживают этот формат и позволяют импортировать файлы Photoshop непосредственно. К недостаткам формата PSD можно отнести недостаточную совместимость с другими распространенными приложениями и отсутствие возможности сжатия. Поддерживаются все цветовые модели и любая глубина цвета от бело-черного до true color, сжатие без потерь. Начиная с версии 3.0 Adobe добавила поддержку слоев и контуров, поэтому формат версии 2.5 и ранее выделяется в отдельный подформат. Для совместимости с ним в более поздних версиях Photoshop имеется возможность включить режим добавления в файл одного базового слоя, в котором слиты все слои. Такие файлы свободно читаются большинством популярных просмотрщиков, импортируются в другие графические редакторы и программы для 3D моделирования. FLM FLM (Filmstrip) - собственный формат Adobe Premier, программы редактирования видеоинформации и создания презентаций. IFF Формат IFF (Amiga Interchange File Format) используется на компьютерах Commodore Amiga с программно-аппаратным комплексом Video Toaster. Он ориентирован на создание и обработку высококачественных видеоматериалов в реальном времени. Поддерживается также некоторыми программами рисования на платформе Windows, например Deluxe Paint фирмы Electronic Arts. Формат IFF поддерживает все типы изображений, за исключением многоканальных и полноцветных CMYK. Обтравочные контуры, цветовые профили и альфа-каналы не поддерживаются. PXR Формат PXR (Pixar) предназначен для обмена со специализированными графическими станциями Pixar, ориентированными на трехмерное моделирование и анимацию. Поддерживаются только полутоновые и полноцветные RGB изображения с единственным альфа каналом. PNG На сегодня самый прогрессивный формат графики для Сети - это png (Portable Network Graphics, читается "пинг"). Этот луч света и уникальное решение кучи головной боли, он позволяет создавать "зоны прозрачности" как.gif, но в довесок может быть и полупрозрачным (сквозь него может просвечивать фон), был, по сути, выпадом независимых групп и консорциумов в сторону безмерно обнаглевшей компании Ulead, которая в 1995 году "прихватизировала" народный алгоритм сжатия без потерь LZW . Вместо последнего в формате png используется алгоритм Deflate, дающий, кстати, несколько лучшие результаты, чем LZW . Изначально призванный заменить морально устаревший gif на искусственных ландшафтах Сети, png предлагает целый ряд новых возможностей, недостаток которых в gif не раз делал его объектом бессильных ругательств. Это достаточно "молодой" формат для Web-графики, конкурирующий с GIF. Все последние версии браузеров поддерживают его без специальных подключаемых модулей. Формат поддерживает полутоновые и полноцветные RGB-изображения с единственным альфа-каналом, а также индексированные и монохромные изображения без альфа-каналов. Альфа-канал служит маской прозрачности. Таким образом, формат PNG - единственный из распространенных в Интернете форматов, позволяющий получать полноцветные изображения с прозрачным фоном. В формате PNG использован мощный алгоритм сжатия без потерь информации, основанный на популярном LZW-сжатии. Будучи ориентированным на Web, формат PNG не поддерживает многоканальных изображений, цветовых профилей и контуров обтравки. Существует два подформата: PNG8 и PNG24, цифры означают максимальную глубину цвета, возможную в подформате. В PNG24 наконец-то была реализована поддержка 256 градаций прозрачности за счет дополнительного альфа-канала с 256 градациями серого. С помощью этой функции, например, полупрозрачный логотип может выглядеть одинаково на абсолютно любом фоне. К тому же png нашпигован такими полезными возможностями, как двумерный interlacing (т.е. изображение проявляется постепенно не только по строкам, но и по столбцам) и встроенная гамма-коррекция, позволяющая сохранять изображения, яркость которых одинакова как на PC, так и на компьютерах Mac, Sun и Silicon Graphics. Загорелись? Я тоже. Давайте остывать вместе. Ни одна из полезных функций не поддерживается ни одним из существующих браузеров. PNG8 - малораспространен из-за слабой рекламы, создавался специально для Интернета как замена первых двух форматов и благодаря патентной политике Compuserve постепенно вытесняет GIF. Позволяет выбирать палитру сохранения - серые полутона, 256 цветов, true color (истинные цвета). В зависимости от свойств изображения действительно иногда предпочтительнее GIF-a. Позволяет использовать "прозрачный" цвет, но, в отличие от GIF-a таких цветов может быть до 256. В отличие от GIF сжатие без потери качества производится и по горизонтали и по вертикали (алгоритм собственный, параметры тоже ненастраиваемые). Не поддерживает анимацию. Почему же такой замечательный и удобный формат не получил распространения? Дело в том что наша "самя любимая" фирма Microsoft сочла этот формат неперспективным на основании того, что разработан он не ими. SCT Формат SCT (Scitex Continuous Tone) используется сканерами, фотонаборными автоматами и графическими станциями Scitex для получения высококачественной полиграфической продукции. Особый формат используется патентованным растеризатором Scitex. Он поддерживает полутоновые и полноцветные изображения в моделях RGB и CMYK без альфа-каналов. Обтравочные контуры и цветовые профили не поддерживаются. Scitex используется исключительно на этапе растрирования смеси из векторных и растровых данных в одну битовую карту, предназначенную для high-end фотонаборных автоматов фирмы Scitex - она то и сохраняется в этом формате. Можно не доверять растрирование файла сервисному бюро, а самому сохранить макет в формате Scitex. Он не поддерживает никаких алгоритмов сжатия. PCT/PICT Pict (Macintosh QuickDraw Picture Format) - это внутренний формат операционной системы Mac, аналог bmp. Он способен нести в себе растровую и векторную информацию, текст и даже звук. Такая потрясающая гибкость формата лишний раз подтверждает эффективность использования Mac при работе с мультимедиа. Изображение может храниться как в RGB, так и в CMYK, причем глубина цвета варьируется от индексированных цветов до true color; реализован алгоритм компрессии без потерь RLE. Формат pict открывается всеми приложениями, разработанными для Mac (QuickTime, Photoshop, etc.) RAW Замечательный контраст с предыдущим форматом составляет формат raw. Он не поддерживает ничего. То есть совсем. Не хранятся даже данные о количестве каналов, глубине цвета и разрешении, так что во время открытия вам придется вводить эти параметры вручную, по памяти. Изображение хранится просто как поток пикселей с фиксированным заголовком, куда можно впоследствии поместить любую текстовую информацию. Кстати, размер этого заголовка в байтах вам тоже придется указывать при открытии картинки в этом формате. Архаизм? Нет! Просто претензия на полную мультиплатформенность и совместимость со всеми программами. Претензия, к слову сказать, неудачная: далеко не каждый графический редактор или просмотрщик поддерживает raw. Простота, доведенная в погоне за совместимостью до полного маразма. TGA Довольно старый формат TGA (Targa) создан специально для работы с графическим акселератором TrueVision. Этот акселератор широко используется приложениями на платформе DOS. Формат поддерживает 24-битное и 32-битные RGB изображения с одним альфа-каналом, а также полутоновые, индексированные и 16-битные RGB изображения без альфа-каналов. Обтравочные контуры и цветовые профили не поддерживаются. Также пользуется уважением среди программ DOS формат targa (Truevision Targa Image File). Он поддерживает глубину цвета от 8 до 32 бит на пиксель и использует алгоритм компрессии без потерь RLE . Файлы формата targa часто применялись DOS версией 3DStudio Max для хранения текстур. FPX Еще один формат, не ставший популярным ввиду слабой маркетинговой поддержки - это FlashPix. Он был разработан фирмой Kodak, известной по формату PhotoCD своими попытками загнать в один файл несколько копий одного и того же изображения с разными разрешениями. FlashPix не стал исключением из фирменного правила и тоже поддерживает несколько копий с разным разрешением в одном файле. Веб-дизайнер, никогда не сталкивавшийся с файлами полиграфического качества, возможно спросит о смысле такого расточительного расходования дискового пространства. Он есть. Дело в том, что в полиграфии нередко работают с изображениями, занимающими десятки и даже сотни мегабайт. Их приведение к нужному размеру занимает гораздо больше времени, чем просто считывание копии с нужным разрешением, а размер файлов в предпечатной подготовке роли не играет. FlashPix также обладает встроенной системой защиты изображений с помощью водяных знаков. Формат достаточно редкий, и немногие программы умеют с ним работать. PXR Для рядового пользователя Pixar - всего лишь музейная редкость. Это и понятно: он применяется исключительно на high-end графических станциях Pixar, предназначенных для профессиональной трехмерной анимации. Его возможности невелики: отсутствие компрессии, поддержка лишь модели RGB и градаций серого и одного альфа-канала. ICO ICO - формат мелких картинок (иконок) в WWW. Картинки используются броузерами для маркировки Web-проектов в строке URL и в избранном. Поддерживается и используется программками для создания иконок типа IconXP. FLA FLA - внутренний формат программы для создания интерактивной анимации Flash SWF SWF - формат публикации Flash для отображения на разных платформах. MNG - разрабатывается... Векторные форматы: WMF, EMF, CGM, EPS, WPG, AutoCAD, DXF, DWG, CDR, AI, PCT, FLA/SWF EPS (Encapsulated PostScript) Благодаря своей надежности, совместимости со многими программами и платформами и куче настраиваемых параметров, формат eps (Encapsulated PostScript) является выбором большинства профессионалов в области полиграфии. Он предназначен сугубо для переноса готовых изображений в программы верстки, поддерживает цветовые модели CMYK, RGB, дуплексы и содержит готовые команды устройству вывода. В eps можно сохранить информацию о треппинге, типографском растре, внедренных шрифтах и обтравочных контурах. Данные хранятся тремя способами: ASCII (медленный, но наиболее совместимый), Binary (быстрый и компактный), JPEG (быстрый, но с потерями качества и плохой совместимостью). При сохранении в eps можно указать формат и глубину цвета эскиза, который для ускорения работы будет выводиться на экран в программах верстки вместо большого оригинала. PCT Pict (Macintosh QuickDraw Picture Format) - это внутренний формат операционной системы Mac, аналог bmp. Он способен нести в себе растровую и векторную информацию, текст и даже звук. Такая потрясающая гибкость формата лишний раз подтверждает эффективность использования Mac при работе с мультимедиа. Изображение может храниться как в RGB, так и в CMYK, причем глубина цвета варьируется от индексированных цветов до true color; реализован алгоритм компрессии без потерь RLE. Формат pict открывается всеми приложениями, разработанными для Mac (QuickTime, Photoshop, etc.) FLA FLA - внутренний формат программы для создания интерактивной анимации Flash SWF SWF - формат публикации Flash для отображения на разных платформах. Форматы файлов для печати: TIFF, EPS Форматы графических файлов для web-дизайна: PNG, GIF, SWF, JPG Редакторы векторной графики и анимации: Macromedia Freehand, Macromedia Flash, Adobe Illustrator, Adobe Streamline, CorelDRAW, Corel Xara и др. Редакторы растровой графики и анимации: Adobe Photoshop, Adobe ImageReady, PaintShop Pro, Animation Shop, PhotoPaint, Painter, Image 2000, LViev Pro, Microsoft PhotoDRAW, Microsoft Photo Editor, Microsoft Paint и др. Редакторы 3D графики и анимации: 3D Studio MAX, Xara 3D, CorelDream 3D, trueSpace, Bryce, World Construction Set, Piasma, 3D VIZ, Organica, Maya и др. 6 Векторный графический редактор Adobe Illustrator Adobe Illustrator CS4 Adobe Illustrator - векторный графический редактор, разработанный и распространяемый фирмой Adobe Systems. Последняя версия программы - Adobe Illustrator CS4. Программа Illustrator фактически является мировым стандартом в области работы с векторной графикой полиграфической направленности, большинство профессионалов работают именно с этой программой. Достоинство это программы, состоит в том, что в комплекте с Adobe Photoshop и PageMaker они образуют набор приложений, дающих обширные возможности для разработки сложных документов и выполнения верстки. Так как эти программы используют похожие интерфейсы, содержат схожий набор инструментов и выполнены в одном стиле - они позволяют легко переходить с использования одной программы на другую и безошибочно экспортировать и импортировать объекты между программами. Также немаловажным достоинством Adobe Illustrator является интеграция с другими дизайнерскими приложениями Adobe: Adobe InDesign, Adobe Acrobat, Adobe Flash, Adobe Dreamweaver, Adobe Fireworks, Adobe Flex, Adobe After Effects, Adobe Premiere. Все инструменты, необходимые для создания высококачественного рисунка и его допечатной подготовки, лежат "на поверхности" интерфейса. Надо учесть и то, что программа принадлежит фирме Adobe, которая является создателем языка PostScript, что предопределяет максимально возможную совместимость программы с этим стандартом. Одной из главных черт Adobe Illustrator является его корректность в работе с вектором. Программа известна и качеством своей работы с цветами, и дает наибольшую вероятность правильного вывода на фотонаборном автомате. Однако, скорость прорисовки низка: значительно уступает скорости Xara Xtreme или FreeHand. Наверное, именно поэтому картографы и другие специалисты, работающие с объёмными изображениями, насыщенными деталями и содержащими до 200 слоёв, предпочитают другие редакторы. Особенности Adobe Illustrator CS4 Программа Adobe Illustrator CS4 обладает новыми возможностями,такими как:
  • Использование нескольких монтажных областей - позволяет сохранять, экспортировать и печатать монтажные области вместе или работать только с отдельными областями;
  • Инструмент "Кисть-клякса" позволяет создавать одиночные четкие векторные фигуры;
  • Непосредственная работа с градиентами, а также прозрачность в градиентах;
  • Просмотр цветоделения предотвращают проблемы с выводом цвета;
  • Рабочее пространство для пользователей, не различающих цвета. Позволяет выполнять проверку созданного графического объекта, чтобы убедиться, что выбранные цвета правильно передают информацию для пользователей, не различающих цвета. Illustrator CS4 поддерживает проверку для обоих типов красно-зеленой цветовой слепоты - протанопии и дейтеранопии;
  • Поддержка выпуска за обрез - позволяет настроить выпуск за обрез для монтажных областей с помощью нового атрибута документов "Выпуск за обрез".
  • Редактирование оформления с палитры и многое другое.
Область применения Изначально, программа Adobe Illustrator создавалась как редактор векторной графики, однако дизайнеры используют её в самых разных целях. Программа позволяет выполнение работ, связанных с созданием и обработкой векторной графики, которая может в дальнейшем использоваться и для полиграфической печати, и для мультимедийных приложений, и для сети World Wide Web. Она очень удобна для быстрой разметки страницы с логотипом и графикой - простого одностраничного документа, не содержащего текст.
  • Основные специалисты для которых предназначена данная программа - это художники-дизайнеры;
  • Программа также удобна для использования иллюстраторами технических книг;
  • Изображения, которые создаются в программе Adobe Illustrator, легко интегрируются в мультимедийные программы (например, Adobe Premiere, Adobe After Effects и др.), поэтому она удобна для использования специалистам по производству мультимедийных продуктов;
  • Web-дизайнеры также могут с успехом применять программу для разработки иллюстративного материала, в том числе имеется возможность создавать изображения-карты для Web-страниц;
  • Полиграфисту, занимающемуся допечатными процессами, программа обеспечит цветоделение, управление параметрами растрирования и получение цветоделенных полос;
  • для владельцев Mac OS.
7 Общие элементы интерфейса пользователя Интерфейс пользователя (рис. 2.7) включает заголовок, главное командное меню, рабочие окна для отображения документов, а также совокупность различных палитр, в том числе палитры инструментов, при помощи которых осуществляется создание и редактирование изображений. <="" img="" height="570" width="513"> Рис. 2.7. Общий вид пользовательского интерфейса программы Adobe Illustrator 10 Заголовок окна программы Самая верхняя полоса темно-синего цвета - строка заголовка - отображает название и значок программы, в данном случае Adobe Illustrator, а также содержит три кнопки, которые позволяют управлять размерами и местоположением программного окна. Щелчок на значке программы в левой части полосы выводит на экран оконное меню (рис. 2.8). Команды этого меню являются принадлежностью не программы, а операционной системы Windows 98/2000, поэтому если установлена (как в данном случае) локализованная версия операционной системы, команды этого меню также отображаются по-русски, даже если используется оригинальная программа Adobe Illustrator. Список команд может меняться в зависимости от конкретного приложения. Чаще всего меню содержит команды для работы с окном программы. Они позволяют восстановить, переместить окно, изменить его размер, закрыть, а также перейти к другой загруженной в настоящий момент программе. Левая из трех кнопок, расположенных в правой части полосы, сворачивает окно программы, оставляя только кнопку в полосе задач (taskbar) интерфейса Windows 98/2000, после чего программа переходит в пассивное состояние, освобождая некоторые ресурсы (в частности, оперативную память) для других программ. Щелчок на кнопке в полосе задач возвращает окно в активное состояние. Правая из трех кнопок закрывает окно (программа прекращает работу). Если при этом имеются открытые не сохраненные документы, для каждого из них будет выведено диалоговое окно с запросом на сохранение. Вид средней кнопки зависит от состояния окна. Если окно занимает часть экрана (в этом случае окно можно перемещать и изменять его размеры), то щелчком на средней кнопке можно увеличить его ("развернуть окно") до размеров всего экрана. Если окно занимает весь экран, с помощью средней кнопки можно восстановить его размеры, которые имели место до "разворачивания". Главное командное меню Под полосой заголовка расположена полоса главного командного меню (Menu Bar), которая предлагает следующие группы команд: File (Файл), Edit (Правка), Object (Объект), Туре (Текст), Select (Выделение), Filter (Фильтр), Effect (Эффект), View (Просмотр), Window (Окно), Help (Помощь). Каждая группа - это совокупность команд, выполняющих функционально близкие действия. Например, меню Filter (Фильтр) включает значительное число встроенных и дополнительных команд, выполняющих роль фильтров для изображений, а меню Object (Объект) предлагает команды для работы с выделенными объектами и т. д. Пункт меню можно открыть двумя способами:
  • расположить указатель мыши на названии пункта меню (например, File (Файл)) и нажать левую кнопку мыши. В результате откроется список команд соответствующего пункта меню;
  • нажать клавишу и, не отпуская ее, нажать клавишу буквы, которая в названии меню выделена подчеркиванием (например, для пункта File (Файл) - клавиша ). Результат будет тот же, что и при работе с мышью: откроется список команд соответствующего пункта меню.
Выполнение конкретной команды также может быть задано несколькими способами:
  • необходимо расположить указатель мыши на строчке с названием команды и щелкнуть левой кнопкой мыши;
  • в списке команд меню можно перемещать подсвеченную область с помощью клавиш управления курсором. При достижении нужной команды следует нажать клавишу ;
  • после открытия списка команд можно на клавиатуре нажать клавишу, соответствующую подчеркнутой букве в названии команды, например клавишу латинской <О> для выполнения команды Open (Открыть).
Nota Bene. Следует обратить внимание, что в названии команды Open (Открыть) имеются три точки. Это означает, что для выполнения данной команды требуются дополнительные сведения, которые должен предоставить пользователь. Так осуществляется "диалог 4 пользователя с программой. Если в строке названия команды представлена треугольная стрелка, это значит, что у данной команды имеется вложенное меню (подменю) - список команд, каждая из которых является самостоятельной командой (рис. 2.10). <="" img="" height="503" width="299"> Рис. 2.10. Пример вложенного меню (подменю) <="" img="" height="200" width="270"> Рис. 2.11. Отображение в полосе состояния названия активного инструмента Масштаб экранного изображения Значение текущего масштаба изображения на экране находится в левом нижнем углу рабочего окна каждого документа. Диапазон увеличения или уменьшения изображения огромен: от 3,13 до 6400%. Подробнее о способах масштабирования изображения на экране говорится в главе 3. Полоса состояния В нижней части рабочего экрана располагается полоса состояния (Status Bar), которая предназначена для отображения служебной информации, например названия активного инструмента (рис. 2.11). При нажатии стрелки в правой части полосы состояния на экран выводится список режимов (рис. 2.12). Режимы полосы состояния:
  • Current Tool- название активного инструмента;
  • Date and Time - текущие дата и время;
  • Free Memory- объем свободной оперативной и виртуальной (дисковой) памяти;
  • Number of Undos - число доступных отмен и повторений выполненных операций;
  • Document Color Profile- цветовой профиль документа.

<="" img="" height="112" width="392"> Рис. 2.12. Список режимов полосы состояния <="" img="" height="132" width="255"> Рис. 2.13. Пример контекстного меню палитры Контекстные меню В дополнение к тем пунктам главного меню и пунктам меню, которые предлагают всевозможные палитры, в программе Adobe Illustrator предусмотрены контекстные меню, которые вызываются нажатием правой кнопки мыши. Содержание этих меню находится в зависимости от активного в данный момент инструмента, типа выделенного объекта или открытой палитры (рис. 2.13). Все команды контекстного меню дублируют команды главного меню или меню палитр, но преимущество его использования заключается в скорости доступа к этим командам и - что приятнее всего - в их соответствии текущей ситуации. Палитра инструментов По умолчанию в левой части рабочего окна расположена палитра инструментов (рис. 2.14), содержащая все инструменты, с помощью которых можно создавать, выделять, редактировать и перемещать графические объекты. В верхней части палитры расположена темная полоса "заголовка". Под ней находится декоративная эмблема программы, щелчок на эмблеме выводит на экран диалоговое окно Adobe Online(Сервер Adobe) (рис. 2.15). Это диалоговое окно позволяет при наличии выхода в Internet осуществлять обновление программы. Данное окно может быть вызвано также командой Adobe Online (Сервер Adobe) меню File (Файл). Используя диалоговое окно Adobe Online(Сервер Adobe), можно непосредственно перейти на страницы Web-сайта компании, посвященные программе Adobe Illustrator (рис. 2.16). При работе с определенными инструментами курсор принимает соответствующую форму, например так "ведут себя" инструменты группы Реn (Перо), группы Pencil (Карандаш), инструменты Paintbrush (Кисть), Eyedropper (Пипетка), Knife (Нож),Paint Bucket(Заливка), Hand (Рука) и Zoom (Масштаб).
<="" img="" height="429" width="499"> Рис. 2.14. Общий вид палитры инструментов с отделенными группами инструментов Если для этих инструментов необходим курсор в виде перекрестья ( <="" img="" height="9" width="13">), что позволяет точнее его позиционировать на экране, достаточно при включенном инструменте нажать клавишу . Для одновременного изменения вида всех курсоров необходимо установить флажокUse Precise Cursors (Точные курсоры), который находится в разделе General (Основные) диалогового окна Preferences (Установки), вызываемого командой Preferences (Установки) меню Edit (Правка). При необходимости палитру инструментов можно расположить в любом месте экрана. Для перемещения палитры инструментов следует захватить полосу заголовка палитры и переместить ее в удобное место. Палитру инструментов можно и вовсе удалить с экрана. Для этого в меню Window (Окно) имеется команда Tools (Инструменты), выполнение которой удаляет палитру и значок "галочки". Повторное выполнение команды позволяет вернуть палитру инструментов на экран. Некоторые инструменты объединены в группы. Такие группы можно отделить от палитры инструментов в самостоятельную палитру (см. рис. 2.14). Для этого необходимо нажать кнопку инструмента и, не отпуская кнопки мыши, протянуть ее до треугольной стрелки справа. После отпускания кнопки мыши палитра группы инструментов может "путешествовать" автономно. По умолчанию при подведении курсора к кнопке инструмента на экран выводится ярлычок (например, инструмента Knife Tool(Нож) на рис. 2.11) с названием инструмента и клавиатурный эквивалент (если последний существует). Эта функция может быть отключена, если снят флажок Show Tool Tips (Отображать ярлычки инструментов) в разделе General (Основные) уже упомянутого диалогового окна Preferences (Установки). Об отдельных, инструментах см. подробную информацию в главах 4, 7 и 8. Отображение рабочего экрана В нижней части палитры инструментов расположены три кнопки (рис. 2.17), которые определяют режимы отображения рабочего экрана программы. <="" img="" height="433" width="97"> Рис. 2.17. Кнопки, определяющие режимы отображения рабочего экрана Палитры Программа Adobe Illustrator, помимо палитры инструментов, располагает еще множеством палитр, служащих для удобства осуществления тех или иных функций, например выбора цвета и других параметров обводки и заливки, выполнения различных трансформаций и т. д. Для отображения на экране любой палитры в меню Window (Окно) представлены команды, совпадающие с названием палитры. Если палитра находится на экране, ее название отмечено знаком "галочки". Палитры занимают значительное место на экране. Для того чтобы перетащить их с места на место, необходимо захватить заголовок палитры и переместить ее в нужное место. С помощью клавиши <Таb> можно временно удалить все открытые палитры, включая и палитру инструментов. Повторное нажатие на ту же клавишу возвращает все на свои места. Комбинация клавиш + закрывает все открытые палитры, кроме палитры инструментов. Повторное нажатие этих клавиш возвращает на экран все закрытые палитры. Палитры по умолчанию объединены в группы и отображаются в одном окне (рис. 2.18). В составе такой группы переключение палитр осуществляется щелчком на соответствующей вкладке. <="" img="" height="110" width="210"> Рис. 2.18.Группа палитр, переключение между ними осуществляется щелчком на соответствующей вкладке <="" img="" height="36" width="211"> Рис. 2.19.Группа палитр в свернутом виде Для того чтобы отделить какую-либо палитру от группы, необходимо захватить вкладку этой палитры и перетащить условный прямоугольник, отображающий габариты палитры, за пределы группы. Для того чтобы включить палитру в группу, необходимо также захватить вкладку палитры и перетащить ее в пределы палитры или группы палитр, к которым присоединена данная палитра. Двойной щелчок на вкладке палитры сворачивает ее, оставляя только вкладки (рис. 2.19). Это еще один способ борьбы за место на экране: палитра присутствует на экране, она доступна в любой момент, но занимает минимальное пространство. При этом доступ к меню палитры сохраняется. Чтобы развернуть нужную палитру, необходимо дважды щелкнуть на ее вкладке. При выходе из программы обеспечивается сохранение параметров палитр (их расположения и группировки). Однако после всех изменений имеется возможность, во-первых, загружать программу с установками палитр по умолчанию, а во-вторых, восстановить исходные параметры в любой момент во время работы программы. Каждая палитра имеет еще и свое собственное меню команд, которые предоставляют огромное число всевозможных дополнительных функций. Для открытия меню палитры следует нажать треугольную стрелку <="" img="" height="16" width="15">) справа от вкладок в верхней части палитры (рис. 2.20).
<="" img="" height="211" width="400"> Рис. 2.20.Пример палитры с открытым меню команд <="" img="" height="209" width="212"> Рис. 2.21. Пример группы палитр со свободным доступом к каждой в отдельности При объединении палитр в группу они могут отображаться на экране двумя способами:
  • перекрывать друг друга, оставляя доступными одновременно только вкладки (tabbed mode) (см. рис. 2.18);
  • располагаться таким образом, чтобы предоставлять свободный доступ ко всем полям (docked mode) (рис. 2.21).
Для того чтобы состыковать палитры вторым способом, необходимо переместить вкладку нужной палитры к нижней части другой палитры (при этом появится серая полоска, свидетельствующая о правильном положении палитр и о возможности их объединения). Для того чтобы переместить блок состыкованных палитр, следует захватить и перемещать общий заголовок блока. Палитра Info Палитра Info (Инфо) (рис. 2.22) представляет собой своеобразное табло, отражающее самую разнообразную числовую информацию. В зависимости от активного инструмента палитра содержит координаты, размеры, расстояния, углы и некоторые другие параметры. Палитра Info (Инфо) отображается на экране одноименной командой меню Window (Окно). <="" img="" height="135" width="212"> Рис. 2.22. Палитра Info При работе с инструментом Selection (Выделение) ( <="" img="" height="17" width="17">) в палитре появляются координаты перемещения курсора (X и Y). При выделении объекта с помощью инструмента Selection (Выделение) в палитре отображаются координаты исходной точки объекта (X и Y), а также длина (W) и высота (Н) объекта или его общие габариты. Если активным инструментом является инструмент Zoom (Масштаб) ( <="" img="" height="19" width="20">), то в палитре будет отображаться масштаб изображения в процентах. При перемещении объектов, а также при включенных инструментах Реn (Перо) ( <="" img="" height="20" width="17">) или Gradient (Градиент) ( <="" img="" height="16" width="20">) в палитре отображаются координаты начальной точки (X и Y), размеры по горизонтали (W) и по вертикали (Н), расстояние (D) и угол наклона ( <="" img="" height="15" width="14">). При включенном инструменте Scale (Размер) (<="" img="" height="15" width="14">) и величина перекоса ( <="" img="" height="15" width="14">). И наконец, при работе с инструментом Paintbrush (Кисть) ( <="" img="" height="18" width="22">) отображаются координаты курсора и параметры кисти. В нижней части палитры может быть дополнительное поле, которое выводится на экран командой Show Options(Показать параметры) меню палитры. В этом поле находятся данные о цветах заливки (поле слева) и обводки (поле справа) выделенного объекта, шестнадцатеричные коды цветов, а также названия декоративных и градиентных заливок. Nota Bene. Если выделены несколько объектов, то в палитре отображает ся только информация, общая для всех. Исправление ошибок Не ошибается только тот, кто ничего не делает. В реальной практике даже самого внимательного и вдумчивого пользователя подстерегают неизбежные и досадные ошибки. Основным средством борьбы с этим являются команды Undo (Отменить) и Redo (Повторить) меню Edit (Правка), которые позволяют отменить или повторить одну или несколько предыдущих операций. Программа Adobe Illustrator допускает до 200 таких отмен (повторов), причем у программы имеется интересное свойство: отмены можно выполнять и после команды Save (Сохранить), если при этом не закрывать файл. Такие потрясающие возможности тем не менее могут быть ограничены объемом доступной оперативной памяти. Если это случается, то на экран выводится соответствующее сообщение. По умолчанию минимальное количество отказов принимается равным 4. Это значение можно изменить в поле Undo (Отмена команд) (рис. 2.23) раздела Units & Undo (Единицы измерения и отмена команд) диалогового окна Preferences (Установки), которое вызывается командой Preferences (Установки) меню Edit (Правка).
<="" img="" height="248" width="400"> Рис. 2.23. Поле Undo раздела Units & Undo диалогового окна Preferences Восстановление предыдущей версии документа Одним из радикальных способов исправления ошибок является возврат к последней сохраненной версии документа. Разумная стратегия последовательного сохранения промежуточных этапов работы позволяет снизить возможные "переделки" до минимума. Для восстановления предыдущей версии документа надо использовать команду Revert (Восстановить) меню File (Файл). Nota Bene Следует, однако, учесть, что эта команда отказу не подлежит, а значит, обратиться к спасительной команде Undo (Отменить) уже будет нельзя. Использование дополнительных модулей Дополнительные модули (plug-ins) представляют собой специальные подпрограммы, разработанные самой фирмой Adobe Systems или другими фирмами и предназначенные для расширения возможностей основной программы. При инсталляции программы в папку Plug-ins автоматически включается набор прилагаемых дополнительных модулей. При изменении папки с дополнительными модулями необходимо выполнить соответствующую установку в поле Plug-ins Folder (Папка с дополнениями) раздела Plug-ins & Scratch Disk (Дополнения и рабочие диски) диалогового окна Preferences (Установки), которое вызывается командой Preferences (Установки) меню Edit (Правка). Если у пользователя возникла потребность или необходимость самостоятельно создать дополнительный модуль для программы Adobe Illustrator, то следует обратиться на Web-сайт по адресу http://www.adobe.com /supportservice/devrelations/main.html или в Ассоциацию разработчиков Adobe ADA (Adobe Developers Association - Ассоциация разработчиков Adobe) по электронному адресу [email protected]. Создание, открытие и закрытие документов Новый документ можно создать в любой момент, а также в любой момент открыть какой угодно из существующих документов. <="" img="" height="254" width="382"> Рис. 2.24. Диалоговое окно New Document Для создания нового документа необходимо выполнить команду New (Новый) меню File (Файл). На экран выводится диалоговое окноNew Document (Новый документ) (рис. 2.24), в котором можно определить следующие параметры:
  • произвольное имя документа в поле Name (Имя), по умолчанию предлагается имя Untitled- с порядковым номером. Пользователь вправе принять данное имя или ввести любое другое;
  • цветовую модель: в поле Color Mode (Цветовая модель) предлагаются переключатели CMYK Color (Цвета модели CMYK) и RGB Color (Цвета модели RGB). Информацию о работе с цветом см. в главе 7;
  • размер страницы документа: в поле Artboard Setup (Установка рабочей страницы) можно определить ее ширину (поле Width) и высоту (поле Height) или выбрать из списка Size (Размер). В поле Orientation (Ориентация) две кнопки позволяют наглядно определить расположение страницы: книжное или альбомное.
В списке Units (Единицы измерения) представлены следующие варианты:
  • Points (Пункты);
  • Millimeters (Миллиметры);
  • Picas (Пики);
  • Centimeters (Сантиметры);
  • Inches (Дюймы);
  • Pixels (Пикселы).
Nota Bene. Для создания нового документа без вызова этого диалогового окна следует нажать комбинацию клавиш ++. Для открытия существующего документа необходимо выполнить команду Open (Открыть) меню File (Файл). На экран будет выведено одноименное диалоговое окно, которое ничем не отличается от обычного окна операционной среды Windows за исключением окна просмотра, расположенного в нижней части диалогового окна. В окне просмотра отображается страница документа, который сохраняется вместе с документом в виде небольшого пиксельного изображения. Поскольку программа Adobe Illustrator позволяет открывать одновременно несколько документов, предусмотрена возможность закрыть (удалить из оперативной памяти) ненужные в данный момент документы. При выполнении команды Close (Закрыть) меню File (Файл) закрывается активный документ. Если при выполнении команды удерживать клавишу , то будут закрыты все документы. Если в каких-либо документах были выполнены изменения, последует запрос на их сохранение. Сохранение документов Сохранить документ в программе Adobe Illustrator можно несколькими способами.
  • Команда Save (Сохранить) меню File (Файл) сохраняет текущий документ под тем же именем, в ту же папку и в том же формате, другими словами, новая информация сохраняется взамен той, которая была сохранена ранее.
  • Команда Save As (Сохранить как) дает возможность сохранить текущий документ под другим именем, в другую папку и даже в другом формате. При сохранении нового документа или при выполнении этой команды на экран выводится диалоговое окно Save As (Сохранить как), которое позволяет присвоить документу любое имя, выбрать нужную папку и установить один из доступных форматов.
  • Команда Save a Copy (Сохранить копию) меню File (Файл) служит для сохранения копии текущего документа, добавляя к имени файла слово "Сору". Более подробную информацию по сохранению документов в различных форматах см. в главе 13.
Nota Bene. Для того чтобы сохранить все открытые документы, следует при выполнении команды Save (Сохранить) удерживать клавишу . Сохранение установок по умолчанию Общие установки по умолчанию программы Adobe Illustrator (параметры отображения и цветоделения, единицы измерения, параметры экспортирования данных и т. д.) при закрытии программы сохраняются в специальный файл AIPrefs, который находится в папке Windows\Application Data\Adobe \Adobe Illustrator 10. На сохранение данного файла требуется время, поэтому программа Adobe Illustrator не закрывается мгновенно. Большинство установок, сохраняемых в этом файле, определяются в диалоговом окне Preferences (Установки), которое вызывается командой General (Основные) меню Edit/Preferences (Правка/Установки). В названном диалоговом окне представлены следующие разделы.
  • В разделе General (Основные) определяются установки для инструментов и многие другие общие параметры.
  • В разделе Туре & Auto Tracing(Шрифт и автотрассировка) задаются параметры работы со шрифтом и параметры автотрассировки.
  • В разделеUnits & Undo (Единицы измерения и отмена команд) "устанавливаются единицы измерения для измерительных линеек и для шрифта, а также максимальное число откатов выполненных команд.
  • В разделе Guides & Grid(Направляющие и сетка) определяются параметры направляющих линий и сетки.
  • В разделе Smart Guides & Slices("Умные" направляющие и фрагменты) указываются параметры динамических направляющих, предназначенных для выравнивания объектов, и фрагментов изображений (slices), предназначенных для размещения на Web-страницах.
  • В разделе Hyphenation (Параметры переноса) определяется словарь переносов и формируется список исключений.
  • В разделе Plug-ins & Scratch Disk (Дополнения и рабочие диски) указываются рабочие диски для хранения временной информации и местоположение дополнительных модулей.
  • В разделе Files & Clipboard (Файлы и буфер обмена) устанавливаются способы обновления файлов и передачи векторных контуров через буфер обмена данных Clipboard.
  • В разделе Workgroup (Рабочая группа) определяются условия совместной работы с документами рабочей группы, в частности, условия открытия документов.
Выход из программы Для выхода из программы существуют следующие возможности:
  • в меню File (Файл) представлена команда Exit (Выход), выполнение которой закрывает программу. Если имеются несохраненные документы, на экран выводится запрос для каждого документа в отдельности;
  • можно использовать клавиатурный эквивалент команды Exit (Выход) - комбинацию клавиш +;
  • с помощью комбинации клавиш + можно закрыть любую активную программу, работающую в операционной среде Windows, в том числе и программу Adobe Illustrator.

Пример, показывающий разницу между растровой и векторной графикой при увеличении.
Растровые изображения плохо масштабируются, тогда как векторные изображения могут быть неограниченно увеличены без потери качества (изображения были сконвертированы в SVG для показа на этой странице).

Растровое изображение - изображение, представляющее собой сетку пикселей - цветных точек (обычно прямоугольных) на мониторе , бумаге и других отображающих устройствах.

Важными характеристиками изображения являются:

Растровую графику редактируют с помощью растровых графических редакторов . Создаётся растровая графика фотоаппаратами, сканерами, непосредственно в растровом редакторе, а также путём экспорта из векторного редактора или в виде снимков экрана .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Что такое растровая и векторная графика?

    ✪ Урок 2. Различия между растровой и векторной графикой.

    ✪ Фотошоп и Иллюстратор разница. Отличие между векторной и растровой графикой.Photoshop и Illustrator.

    Субтитры

Преимущества

  • Растровая графика позволяет создать практически любой рисунок, вне зависимости от сложности, в отличие, например, от векторной , где невозможно точно передать эффект перехода от одного цвета к другому без потерь в размере файла;
  • Распространённость - растровая графика используется сейчас практически везде: от маленьких значков до плакатов;
  • Высокая скорость обработки сложных изображений, если не нужно масштабирование;
  • Растровое представление изображения естественно для большинства устройств ввода-вывода графической информации, таких как мониторы (за исключением векторных устройств вывода), матричные и струйные принтеры , цифровые фотоаппараты , сканеры, а также сотовые телефоны.

Недостатки

  • Большой размер файлов у простых изображений;
  • Невозможность идеального масштабирования;
  • Невозможность вывода на печать на векторный графопостроитель .

Из‑за этих недостатков для хранения простых рисунков рекомендуют вместо даже сжатой растровой графики использовать векторную графику .

Форматы

Растровые изображения обычно хранятся в сжатом виде. В зависимости от типа сжатия может быть возможно или невозможно восстановить изображение в точности таким, каким оно было до сжатия (сжатие без потерь или сжатие с потерями соответственно). Также в графическом файле могут храниться дополнительные данные: об авторе файла, фотокамере и её настройках, количестве точек на дюйм при печати и др.

Сжатие без потерь

Использует алгоритмы сжатия, основанные на уменьшении избыточности информации .

  • BMP или Windows Bitmap - обычно используется без сжатия, хотя возможно использование алгоритма RLE .
  • GIF (Graphics Interchange Format) - устаревающий формат, поддерживающий не более 256 цветов одновременно. Всё ещё популярен из-за поддержки анимации, которая отсутствует в чистом PNG , хотя ПО начинает поддерживать APNG .
  • PCX - устаревший формат, позволявший хорошо сжимать простые рисованные изображения (при сжатии группы подряд идущих пикселов одинакового цвета заменяются на запись о количестве таких пикселов и их цвете).
  • PNG (Portable Network Graphics) - растровый формат, в основе которого алгоритм сжатия Deflate .
  • JPEG-LS в режиме сжатия без потерь - алгоритм использует адаптивное предсказание значения текущего пиксела по окружению, включающему уже закодированные пикселы.
  • Lossless JPEG - быстрый, но малоэффективный алгоритм сжатия, использующий (при обходе изображения попиксельно слева направо, сверху вниз) простое неадаптивное предсказание значения текущего пиксела по значениям верхнего, левого и верхнего левого пикселов.

Сжатие с потерями

Основано на отбрасывании части информации, как правило, наименее воспринимаемой глазом.

  • JPEG - очень широко используемый формат изображений. Сжатие использует разбиение изображения на блоки, квантование пространственных спектральных компонент в каждом блоке изображения с последующим их энтропийным кодированием. При детальном рассмотрении сильно сжатого изображения заметно размытие резких границ и характерный муар вблизи них. При невысоких степенях сжатия восстановленное изображение визуально неотличимо от исходного.

Разное

  • TIFF поддерживает большой диапазон изменения глубины цвета, разные цветовые пространства, разные настройки сжатия (как с потерями, так и без) и др.
  • Raw хранит информацию, непосредственно получаемую с матрицы цифрового фотоаппарата или аналогичного устройства без применения к ней каких-либо преобразований, а также хранит настройки фотокамеры. Позволяет избежать потери информации при применении к изображению различных преобразований (потеря информации происходит в результате округления и выхода цвета пиксела за пределы допустимых значений). Используется при съёмке в сложных условиях (недостаточная освещённость, невозможность выставить баланс белого и т. п.) для последующей обработки на компьютере (обычно в ручном режиме). Практически все полупрофессиональные и профессиональные цифровые фотоаппараты позволяют сохранять RAW изображения. Формат файла зависит от модели фотоаппарата, единого стандарта не существует.

История

Первые вычислительные машины не имели отдельных средств для работы с графикой, однако уже использовались для получения и обработки изображений. Программируя память первых электронных машин, построенную на основе матрицы ламп, можно было получать узористые картины.

В 1961 году программист С. Рассел возглавил проект по созданию первой компьютерной игры с графикой. Создание игры «Spacewar » («Космические войны») заняло около 200 человеко-часов. Игра была создана на машине PDP-1.

В 1963 году американский учёный Айвен Сазерленд создал программно-аппаратный комплекс Sketchpad, который позволял рисовать точки, линии и окружности на трубке цифровым пером. Поддерживались базовые действия с примитивами: перемещение, копирование и др. По сути, это был первый растровый редактор, реализованный на компьютере. Также программу можно назвать первым графическим интерфейсом, причём она являлась таковой ещё до появления самого термина.

В середине 1960-х гг. появились разработки в промышленных приложениях компьютерной графики. Так, под руководством Т. Мофетта и Н. Тейлора фирма Itek разработала цифровую электронную чертёжную машину. В 1964 году General Motors представила систему автоматизированного проектирования DAC-1, разработанную совместно с IBM.

В 1968 году группой под руководством Константинова Н. Н. была создана компьютерная математическая модель движения кошки. Машина БЭСМ-4, выполняя написанную программу решения дифференциальных уравнений, рисовала мультфильм «Кошечка», который для своего времени являлся прорывом. Для визуализации использовался алфавитно-цифровой принтер. Существенный прогресс компьютерная графика испытала с появлением возможности запоминать изображения и выводить их на компьютерном дисплее.

Всем привет. И так, компьютерная графика… Почки каждый из нас принимает участие в развитии компьютерной графики, используя при этом графические редакторы, но некоторые об этом даже не подозревают. Именно о видах компьютерной графики и пойдет сегодня речь..

Пока существует 4 вида компьютерной графики. Кто знает, может и это не предел, ведь прогресс не стоит на месте.

Но именно в этой статье, мы поговорим о растровой графике более подробно.

Растровая графика — это

все изображения, которые получены с фото или видео камер, либо отсканированные. Поэтому растровая графика предназначена в основном для редактирования изображений, а не для их создания. Для работы с растровыми изображениями существует множество различных программ, но лидером является всем хорошо известная программа Adobe Photoshop, о которой мы поговорим в следующих статьях и подробно разберем ее работу.

Растровое изображение - представляет собой сетку пикселей или цветных точек (обычно прямоугольную) на компьютерном мониторе, бумаге и других отображающих устройствах и материалах (растр).

Основным элементом растровой графики является точка. Если изображение экранное, то эта точка называется пикселем.

Пи́ксель , пи́ксел (иногда пэл , англ. pixel, pel - сокращение от pix el ement , в нек. ист. piс ture cel l - букв. элемент изображений ) или элиз (редкоиспользуемый русский вариант термина) - наименьший логический элемент двумерного цифрового изображения в растровой графике, а также [физический] элемент светочувствительной матрицы (иногда называемый сенсель - от sens or el ement ) и элемент матрицы дисплеев, формирующих изображение. Пиксель представляет собой неделимый объект прямоугольной или круглой формы, характеризуемый определённым цветом. Растровое компьютерное изображение состоит из пикселей, расположенных по строкам и столбцам.

Качество растрового изображения зависит от разрешения — количество точек на единицу длинны (точек на дюйм — dpi или количество пикселей на дюйм — ppi). У каждой точки есть свои характеристики: размещение, цвет и оттенки. Изображения растровой графики занимают большой объем данных, поэтому для хранения требую достаточно много места на жестком диске и много оперативной памяти для работы с ней.

При редактировании растровой графики, непосредственно редактируются сами пиксели, т.к. размеры самой сетки остаются неизменными. Следует учесть, что при редактировании таких изображений, качество может теряться за счет увеличения размера изображения. Это объясняется достаточно просто, т.к. вы увеличиваете размеры самой сетки, но при этом количество пикселей остается тем же, они просто увеличиваются в размерах и изображение превращается в мозаику. Даже при уменьшении или повороте изображения — частично теряется качество, могут теряться маленькие детали. Этот процесс называется пиксилизацией, и говорит о том, что растровые изображения плохо переносят масштабирование. А при добавлении дополнительных пикселей, теряется резкость изображения, т.к. цвета для новых пикселей распределяются между уже существующими.

Так же качество характеризуется большим количеством оттенков изображения, Которые задаются для каждой точки. Чем большим количеством оттенков характеризуется изображения, тем большее количество разрядов требуется для их описания. Красный может быть цветом номер 001, а может и – 00000001.

Делая вывод из перечисленного, можно сказать, что растровая графика обладает как достоинствами и недостатками. К достоинствам можно отнести:

  • Универсальность. Растровая графика позволяет как просматривать, так и редактировать абсолютно любое изображение, любой сложности и качества.
  • Наиболее популярная. Практически все изображения, которые сейчас используются от логотипов до масштабных графических проектов. Используется для всех устройств ввода-вывода информации, т.к. наиболее естественно передает графическую информацию (мониторы, мобильные устройства, принтеры, сканеры, цифровые фотоаппараты)
  • Высокое разрешение и качество изображения. Отлично редактируются без потерь качества, если не применять масштабирование.

К недостаткам можно отнести:

  • Слишком большой размер графических изображений, который затрудняет хранение большого количества объектов растровой графики.
  • Потеря качества при масштабировании изображения. Это существенно сказывается качестве печатной и полиграфической продукции. Теряются мелкие детали и оттенки графики.
  • Отсутствует возможность вывода на плоттер для печати.

Основные программы для работы с растровой графикой:

  • — лидер среди редакторов векторной графики
  • Fractal Desing

И напоследок Самое большое графити в мире.

Векторные форматыФайлы векторного формата особенно полезны для хранения линейных элементов (линий и многоугольников), а также элементов, которые можно разложить на простые геометрические объекты (например, текст). Векторные файлы содержат не пиксельные значения, а математические описания элементов изображений. По математическим описаниям графических форм (линий, кривых, сплайнов) программа визуализации строит изображение.

Векторные файлы структурно более просты, чем большинство растровых файлов, и обычно организованы в виде потоков данных.

Примеры наиболее распространенных векторных форматов - AutoCAD DXF и Microsoft SYLK.

WMF. Это векторный формат, который используется графическими программами ОС Windows. Этот формат служит для передачи векторных изображений через буфер обмена в среде Windows. Этот формат принимается практически всеми программами, работающими с векторной графикой. Использовать этот формат для растровых изображений нельзя. Недостатки: искажение цвета и несохранение ряда параметров, которые устанавливаются для изображений в графических программах.

AI. Внутренний формат программы Illustrator. Может открываться программой Photoshop и кроме того этот формат поддерживают все программы, связанные с векторной графикой. Этот формат является лучшим средством при передаче векторных изображений из одной программы в другую. Растровые графические элементы при передаче через AI-формат в большинстве случаев теряются.

CDR. Это внутренний формат программы Corel Draw. Этот формат имеет большую популярность, как и сам пакет программ. Многие программы могут импортировать векторные файлы в форматы Corel Draw. В формате CDR содержаться и растровые графические объекты. В этом формате применяется компрессия, причем для векторных и растровых файлов применяется разная компрессия.

Метафайловые форматы

Метафайлы могут хранить и растровые, и векторные данные. Простейшие метафайлы напоминают файлы векторного формата; они содержат язык или синтаксис для определения элементов векторных данных, но могут включать и растровое представление изображения. Метафайлы часто используются для транспортировки растровых и векторных данных между аппаратными платформами, а также для перемещения изображений между программными платформами.

Наиболее распространенные метафайловые форматы - WPG, Macintosh PICT и CGM.

Была прошлая пятница, однако Пятничного поста под N3 написать не удалось. Причина банальна — отсутствие свободного времени в связи с квартирным вопросом и рядом других проблем. Но, в эту пятницу фото будет точно. Оно уже есть и было готово вчера к публикации, но все же решил свободное вечернее время потратить на ремонтные работы в квартире. Поэтому, если не смотрели, то обязательно посмотрите и - поднимите себе настроение .

Вернемся к теме поста, а точнее к вопросу, какие форматы картинок бывают? Вообще слово «картинка» применительно к фотографии мне не нравится. Но именно так очень часто звучит этот вопрос, поэтому решил оставить все без изменений. Только внесу одно уточнение. Так, как фотография — это растровое изображение, то и в посте речь пойдет только о растровых форматах графических изображений .

Вообще графические форматы — совокупность правил обработки полученных графических данных, с целью их дальнейшего хранения или редактирования. Как говорится в строчках В. Маяковского «Все профессии нужны, все профессии важны»... Тоже самое можно отнести и форматам изображений.

Разработчики предлагают немало растровых форматов , предназначенных для хранения файлов. Среди наиболее часто используемых стоит назвать следующие: BMP, TIFF, GIF, JPEG, PNG, PSD, ICO . Итак, рассмотрим некоторые плюсы и минусы, а также область применения перечисленных растровых форматов изображений .

Форматы растровых изображений

  • BMP - (аббревиатура от Bit Map image) представляет собой стандартный растровый формат и имеет универсальное назначение. Он поддерживается большинством графических редакторов, включая довольно распространенный Paint . Изначально кодирование в нем выполнялось самым простым способом, по . Но это оказалось неэкономно, поскольку каждый пиксел был представлен лишь одним байтом. Следовательно, становились доступными всего 256 цветов, что существенно ограничивало возможности передачи изображений. В дальнейшем он несколько совершенствовался. Bit Map image почти оптимально подходит для хранения данных и обмена ими с другими подобными приложениями. Но, вместе с тем, занимает слишком много места в памяти, так как необходимо сберегать кодирование всех точек изображения. Файл BMP не поддерживает анимацию и черезстрочное отображение.
  • TIFF (от Taged Image File Format) – универсальный для издательских систем и топографической графики. Такие форматы растровых изображений обеспечивают высокое качество печати. Они создавались для поддержки практически всех программ, предназначенных для работы с файлами точечной графики, поэтому совмещаются со всеми платформами. Широко используют TIFF в полиграфии и издательском деле. Файлы (отсканированные изображения, иллюстрации, факсы и тому подобное) с расширением .tif в этом мощном формате хранят для дальнейшей цветной печати, хотя доступна и монохромная распечатка – в представлениях CMYK и RGB . Не применяется для публикации картинок в компьютерной сети или при создании веб-сайтов, ведь имеет довольно значительные размеры. Непригоден он также для анимации.
  • GIF (по первым буквам от Graphic Interchamge Format) служит для хранения растровых изображений в графике и для обмена ими. Он один из самых «старых» в Интернете, имеет хождение уже длительное время, несмотря на то, что в нем применяются индексированные цвета (в ограниченном наборе). Файлы с расширением .gif широко используют при конструировании Web-сайтов. Среди основных плюсов Graphic Interchamge Format стоит назвать то, что вид картинки не зависит от базовой платформы или от типа браузера, а сжатие происходит без потерь информации. Высококачественно в этом формате отображаются рисунки с незначительным количеством однородных цветов, чертежи, прозрачные картинки и анимация. GIF небольшой по размеру, поэтому быстро загружается, что немаловажно при создании HTML-страниц. Но все же формат имеет существенный недостаток – у него незначительный набор цветов, что ограничивает его возможности при хранении изображений, у которых плавные переходы.
  • JPEG (аббревиатура от Joint Photographic Expert Group) помогает избавиться от изъянов, которые возникают при создании и сбережении изображений в GIF. Здесь используется метод сжатия фотографий или прочих картинок. Эти форматы растровых графических файлов являются наиболее распространенными при хранении многоцветных картинок. Сжатие изображений (они хранятся в файлах с пометкой .jpg ).выполняется в плавном режиме, что обеспечивает высокую его степень и снижает потери данных. На жестком диске в JPEG удобно сберегать значительное число картинок, в частности – большие фотоснимки с плавными переходами. Это позволяет существенно сэкономить место на диске. Также с помощью JPEG доступно публиковать вполне приемлемого качества фото в компьютерной сети. Но следует учитывать, что при сжатии часть данных теряется, а при повторном сохранении того же изображения шансы необратимой утери информации возрастают. В этом плане намного улучшает положение усовершенствованная версия формата – JPEG 2000 . Правда, поддерживается он не всеми браузерами, что тормозит его распространение.
  • PNG (portable network graphics) позволяет хранить растровую графику в сжатом виде без потерь, причем файлы получаются меньше по объему, чем в GIF. В формате PNG доступно применение практически любого цвета, а также прозрачность. Это обстоятельство раскрывает широкие возможности в веб-конструировании. Сейчас пользуется постоянной популярностью, поскольку состыкуется со всеми платформами, поддерживает черезстрочное отображение, отличается значительной цветовой гаммой, поддерживает анимацию.
  • Внутренние форматы растровой графики PSD (сокращение от PhotoShop Document) предназначены для пакетов программы . Они поддерживают все типы изображений, а также их слои в ходе обработки. Сохраняются в файлах с пометкой расширения .psd .

Существуют и другие форматы растровой графики , про которые речь в статье не шла, но Вы можете написать про них в комментариях, при этом не забывая про конкурс!