Программа статистического наблюдения включает время наблюдения. Статистическое наблюдение

Статистическое наблюдение - планомерный научно обоснованный сбор данных или сведений о социально-экономических явлениях и процессах.

Программой статистического наблюдения называется перечень показателей (признаков), подлежащих изучению.

К программе предъявляется ряд требований:

  1. Программа должна содержать существенные признаки,

  2. По возможности, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты, свойства; в программу не следует включать второстепенные вопросы;

  3. в программе необходимо предусмотреть сбор таких сведений, которые ранее не собирались; в программу должны включаться такие вопросы, на которые можно получить объективные и достаточно точные сведения;

  4. В программу следует включать вопросы контрольного характера, которые служат целям проверки и уточнения собираемых сведений.

Статистическое наблюдение проводится по программе , где указываются

Цель и задачи наблюдения ;

Разрабатываются формуляр и инструкция ;

Объект наблюдения – совокупность социально-экономических явлений и процессов, которые подлежат исследованию.

Единицей наблюдения называется составная часть объекта наблюдения, которая служит основой счета и обладает признаками, подлежащими регистрации при наблюдении.

Время наблюдения

Орган наблюдения – перечень конкретных исполнителей, осуществляющих подготовку и проведение наблюдения и несущих ответственность за эту работу.

Место наблюдения

Точность статистического наблюдения

При сборе статистических сведений возможны ошибки при заполнении формуляров, подразделяемые на случайные исистематические .

7. Разработка статистического формуляра.

Формуляр наблюдения это разграфленный лист бумаги, где содержится перечень вопросов программы, сводные места для записи ответов на них, а также для записи шифров (кодов) ответов.

Обязательными элементами любого формуляра являются титульная и адресная части.

Титульная часть содержит наименование СН, указывается наименование органа, проводящего наблюдение, кем и когда утвержден этот формуляр, номер, присвоенный ему в общей системе формуляров наблюдений, осуществляемых данным органом статистики.

В адресной части предусматривается запись точного адреса единицы или совокупности единиц наблюдения и некоторые другие сведения о них.

Обычно различают две системы статистического формуляра: индивидуальную (карточную) и списочную и в соответствии с этим выделяют бланк-карточку и бланк-список.

Бланк-карточка - формуляр, предназначенный для записи в нем ответов на вопросы программы только об одной единице наблюдения, абланком-списком – о нескольких единицах наблюдения.

К формуляру наблюдений выдается инструкция.

Инструкция - совокупность разъяснений и указаний по программе статистического наблюдения.

Иногда в формуляре после вопроса сразу же даются некоторые варианты возможных ответов на него. Перечень возможных ответов на поставленный вопрос называется статистическим подсказом.

Подсказ может быть:

полным если приводится исчерпывающий перечень возможных ответов на поставленный вопрос,

неполным если же указываются только некоторые из возможных ответов.

Период (срок) наблюдения это время, в течение которого осуществляется регистрация единиц наблюдения по установленной программе.

Период наблюдения определяется факторами :

1. особенности объекта наблюдения;

2. объем и сложность программы наблюдения;

3. вид наблюдения по источнику сведений;

4. наличие кадров, которые могут быть привлечены к проведению наблюдения, их количество и степень квалификации.

Срок наблюдения обозначается указанием даты начала и окончания наблюдения.

Статистический инструментарий включает:

Инструкции по проведению наблюдения;

Бланки документов, в которые заносится информация и другие носители первичной информации (анкеты, табеля, формы отчетности, переписные листы)

8. Организация сбора статистических сведений.

Сбор и обобщение статистических данных может проводиться органами государственной статистики, НИИ, экономическими службами банков, бирж, фирм.

Этапы сбора статданных :

Подготовка наблюдения;

Проведение массового сбора данных;

Подготовка данных к автоматизированной обработке;

Разработка предложений по совершенствованию статистических работ.

Подготовка статистического наблюдения :

Определение цели и объекта исследования,

Состава признаков, подлежащих регистрации,

Разработка документов для сбора данных,

Выбор отчетной единицы и единицы, относительно которой будет проводиться наблюдение,

А также методов и средств получения данных.

Определить состав органов, проводящих наблюдение,

Подобрать и подготовить кадры для его проведения,

Составить календарный план работ по подготовке, проведению и обработке материалов наблюдения,

Провести тиражирование документов для сбора данных.

Проведение массового сбора данных включает работы, связанные непосредственно с заполнением статистических формуляров.

Собранные данные на этапе их подготовки к автоматизированной обработке подвергаются арифметическому и логическому контролю. Оба эти контроля основываются на знании взаимосвязей между показателями и качественными признаками.

На заключительном этапе проведения работ анализируются причины, которые привели к неверному заполнению статистических бланков, и разрабатываются предложения по совершенствованию наблюдения.

Для согласования деятельности всех служб, занятых подготовкой и проведением наблюдения, целесообразно составить календарный план, представляющий собой перечень (наименование) работ и сроки их исполнения отдельно для каждой организации, занятой в проведении обследования.

Цель программы статистического наблюдения — получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов социально-экономической жизни.

Объект наблюдения — определенная статистическая совокупность, в которой происходят исследуемые социально-экономические явления и процессы (отдельные граждане, население, предприятия, имущество, природные ресурсы).

Каждый объект наблюдения состоит из отдельных элементов — единиц наблюдения, которые являются носителями признаков, подлежащих регистрации.

Единица наблюдения — первичный элемент программы статистического наблюдения. Так например, объктом при переписи населения является совокупность всех жителей страны, а единицей наблюдения — каждый отдельный человек.

Программа статистического наблюдения — перечень регистрируемых в процессе наблюдения. Это перечень вопросов, на которые должны быть получены достоверные ответы по каждой единице наблюдения.

Требования к программе статистического наблюдения:

  • Программа должна содержать существенные признаки непосредственно характеризующие изучаемые явления.
  • В программу не следует включать второстепенные вопросы, которые затрудняют работу по сбору информации, ее обработке и анализу.
  • В программу следует включать вопросы контрольного характера, служащие целям проверки и уточнения информации.

Для записи ответов на вопросы программы наблюдения разрабатывается формуляр наблюдения.
Формуляр наблюдения — это особым сформированный бланк, в котором содержатся перечень вопросов программы. Статистический формуляр должен быть удобен для чтения, записи и обработки. К формулярам составляется инструкция, где подробно разъясняется, как следует заполнить статистический формуляр.

В процессе статистического наблюдения собирается первичная информация, которая затем подвергается систематизации обобщению и анализу.

От качества первичной информации зависит успех всего исследования, поэтому к информации предъявляется ряд требований:
1. Достоверность — это соответствие тому, что есть на самом деле.
Достоверность зависит:

  • Статиста — профессиональная подготовка, организационные навыки, добросовестность.
  • Качества инструментария наблюдения — программа наблюдения, формуляр, инструкция по заполнению.

2. Сопоставимость - сравнимость данных с прошлыми исследованиями. Сопоставимость обеспечивается использованием одних и тех же единиц измерения, наблюдением в одно и тоже время и по единой методологии.

Программа статистического наблюдения - это перечень, система при­знаков и вопросов, на основе которых осуществляется изучение данного явления. От того, насколько хорошо разработана программа наблюдения, во многом зависит качество собранного материала, его ценность. Конкретное содержание программы зависит от многих факторов, - от объекта наблюдения, от целей и задач исследования, от полноты охвата единиц совокупности и т.д.

Статистическая теория и практика выработала ряд принципов и требова­ний правильного построения программы статистического наблюдения. Основ­ные из них следующие:

1. Разрабатывать программу наблюдения следует лишь на основе предвари­тельного определения исходных теоретических позиций исследователя в от­ношении изучаемого явления.

В современной науке типичной является ситуация, когда в отношении одно­го и того же явления высказано несколько подходов, теорий, концепций: Например, по проблеме причин преступности, личности преступника. По­этому невозможно построить программу наблюдения без четкого определе­ния и выбора наиболее научно обоснованной, с точки зрения исследователя, концепции. Иначе программа исследования обречена на поверхностность и не научность.

2. Необходимо выбирать наиболее существенные признаки, характеризующие
изучаемое явление.

Если наблюдаемое явление относится к достаточно изученным, то перечень его наиболее существенных признаков, как правило, хорошо известен и но­сит четко сформулированный характер.

Если же явление слабо изучено и смысл исследования заключается в выяв­лении его существа (и самих существенных признаков), то программа на­блюдения является лишь приблизительной, поисковой.

3. При отборе признаков для наблюдения следует исходить из необходимости рассмотрения признаков и явлений в их взаимосвязи и взаимной обуслов­ленности.

4. Программа статистического наблюдения должна разрабатываться с таким расчетом, чтобы была обеспечена возможность получения максимально дос­товерной и полной информации. Это означает, что в программу заведомо не должны включаться признаки, по которым невозможно получение достовер­ной информации или имеются серьезные основания сомневаться в такой возможности. В случае необходимости проблема достоверности должна обеспечиваться специальным набором приемов и способов ее обеспечения:
разработкой системы взаимопроверяемых признаков и вопросов, использо­ванием информации по аналогичным регионам или исследованиям, эксперт­ных оценок, тщательным изучением относящейся к теме документации и т.п. Необходимо тщательно продумывать последовательность постановки во­просов и возможность их взаимопроверяемости, имея в виду, что это в зна­чительной степени упрощает возможность логического контроля получае­мой информации.

5. Важна простота, точность и. однозначность избранных текстологических формулировок вопросов и признаков, гарантирующих их однообразное тол­кование и понимание всеми участниками исследования.

6. Необходимо обеспечить сравнимость полученной информации с данными статистических исследований предшествующих периодов, а возможно и па­раллельных исследований. Это не значит, что программы должны быть идентичными, но предполагается, что в них существует хотя бы несколько идентичных признаков или вопросов.

7. Успешному построению программы наблюдения способствует также опре­деление объекта наблюдения, единицы наблюдения, а равно четкое установ­ление цели и задачи статистического исследования.

Программа статистического наблюдения нередко создается в несколько этапов: подготовка варианта программы; апробирование его на небольшом мас­сиве; учет выявленных недостатков; разработка второго варианта программы; возможно новое апробирование и т.д.

Программа статистического наблюдения всегда представляет единый до­кумент или, иначе говоря, статистический формуляр.

Статистические формуляры - это бланки определенных форм учета и отчетности. В условиях машинной обработки результатов наблюдения носите­лями информации служат технические средства: перфокарты, перфоленты, магнитные диски (ленты, карты) и др.

Различают два вида носителей информации: индивидуальные и списоч­ные формуляры.

Индивидуальный формуляр содержит сведения об одной единице сово­купности (например, единая статистическая карточка на выявленное преступ­ление (Ф. № 1).

Сбором, обработкой и анализом информации об экономических и социальных процессах в кредитовании занимается банковская статистика . Она разрабатывает программы статистических наблюдений, совершенствует систему показателей, методологию их исчисления и анализа, методы статистического анализа конкретных явлений. Статистика кредита занимается также обобщением сведений о кредитовании, выявлением закономерностей, изучением взаимосвязи использования кредитных ресурсов с эффективностью использования оборотных средств и т.п.  


Программа статистического наблюдения. Всякое явление обладает множеством признаков. Собирать информацию по всем признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. Поэтому необходимо отобрать те из них, которые являются существенными, основными для характеристики объекта исходя из цели исследования. Для определения состава регистрируемых признаков разрабатывают программу наблюдения.  

Программа наблюдения - это перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения. Обычно программа выражается в форме вопросов переписного (опросного) листа или статистического формуляра. К программе статистического наблюдения предъявляются следующие требования она должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты и свойства. Вопросы программы должны быть точными и недвусмысленными, иначе полученный ответ может содержать недостоверную информацию.  

Если арифметический контроль покажет, что данная зависимость не выполняется, то это будет свидетельствовать о недостоверности собранных данных. Поэтому в программу статистического наблюдения целесообразно включать показатели, дающие возможность провести арифметический контроль.  

Перечень признаков, значения которых нужно определить у каждой единицы в процессе наблюдения, называется программой статистического наблюдения. Для обеспечения единообразного получения данных от отчетных единиц программа оформляется в документе, называемом формой (бланком) отчетности, переписным листом, анкетой.  

От качества программы статистического наблюдения существенно зависит ценность получаемых данных. В. И. Ленин указывал, что правильная программа и обеспечение проверки данных, это - два важнейшие условия успешной статистики 1.  

В широком смысле слова программа статистического наблюдения, как уже было сказано, включает разработку таких вопросов, как объект наблюдения, единица совокупности, единица наблюдения и перечень вопросов, которые кладутся в основу составления форм статистической отчетности и переписных бланков.  

Так, например, при переписи населения единицей наблюдения является каждый отдельный человек. Однако если ставится также задача определить численность и состав домохозяйств, то единицей наблюдения наряду с человеком будет являться каждое домохозяйство. Именно эти две единицы наблюдения устанавливались при проведении микропереписи населения в 1994 г. Наряду с определением единицы наблюдения важную сторону статистического исследования составляет разработка программы статистического наблюдения.  

Статистическая сводка осуществляется по программе, которая должна разрабатываться еще до сбора статистических данных, практически одновременно с составлением плана и программы статистического наблюдения. Программа сводки включает определение  

Наиболее общие задачи, стоящие перед статистикой страхования , можно свести к организации сбора и обработки статистической информации о страховом деле , страхователях и страховщиках классификации и группировке собранной информации расчету тарифных ставок как цены личного и имущественного страхования анализу финансовой устойчивости страховой организации разработке инвестиционных программ и т.п. Сказанное ставит перед статистикой задачи в области развития системы статистического наблюдения в целом, внедрения в практику статистической работы выборочных наблюдений , перехода на международные стандарты учета и статистики.  

Процесс анализа охватывает все стадии статистического исследования . Каждый следующий этап статистической работы зависит от предыдущего. Этап обобщения данных оказывает влияние на статистическое наблюдение - ведь именно тем, что мы хотим получить в результате исследования , определяются границы объекта наблюдения, программа наблюдения (какие признаки мы будем регистрировать у единиц совокупности).  

Статистический формуляр - это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Обязательными элементами формуляра являются титульная и адресная части. Первая содержит наименование статистического наблюдения и органа, проводящего наблюдение, информацию о том, кто и когда утвердил этот формуляр, иногда его номер вторая включает адрес отчетной единицы , ее подчиненность. Формуляр может иметь разные названия отчет, карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и т.д.  

Перепись - это специально организованное наблюдение с целью получения данных об объектах статистического наблюдения по ряду признаков. Ее характерными особенностями являются одновременность проведения на всей территории, которая должна быть охвачена обследованием единство программы наблюдения регистрация всех единиц наблюдения по состоянию на один и тот же критический момент времени.  

Потребность в надежной информации о заработной плате и других формах дохода работников с переходом к рынку и углублением дифференциации в уровне оплаты труда возрастает. Программа государственного статистического наблюдения по труду предусматривает получение данных о структуре заработной платы , уровне оплаты труда по различным отраслям и секторам экономики , географическим районам, по предприятиям и организациям различных размера и форм собственности , для отдельных групп работников, выделенных по возрастному, профессиональному и иным признакам. При ее разработке учитываются конкретные потребности различных пользователей информации . Полученные данные необходимы для анализа социально -экономических процессов , измерения уровня жизни населения, изу-  

В основе второго подхода к исследованию личных доходов Населения лежит обследование бюджетов домашних хозяйств . Оно позволяет получить сведения о доходах различных групп и слоев населения, а также об их потреблении, накоплении и сбережении. Обследование бюджетов домашних хозяйств является одним из методов государственного статистического наблюдения за уровнем жизни населения. Оно проводится в соответствии с Федеральной программой статистических работ, ежегодно согласуемой с Правительством РФ.  

Отчетность - форма организации статистического наблюдения , при которой сведения поступают в статистические органы от предприятий, организаций и учреждений в виде обязательных отчетов об их деятельности. Для нее характерны а) обязательность представления отчетов по заранее установленной программе (показателям), в установленные адреса и сроки б) обоснованность данных документами, которыми оформляются хозяйственные операции в оперативном и бухгалтерском учете в) юридическая сила отчетов, за достоверность показателей которых ответственность несут руководители предприятий , организаций и учреждений.  

Из краткого анализа направления связей процесса (см. схему 1.1) расширенного воспроизводства мы делаем вывод и о том, с какими сложными явлениями при исследовании экономики СССР как единого целостного организма имеет дело экономическая статистика. При этом необходимо отметить, что с -формированием экономики - как единого народнохозяйственного комплекса - формировалась и советская статистика. В своем поступательном движении она охватывала все более широкий круг массовых явлений общественной жизни, она совершенствовала принципы организации статистического наблюдения , его программу и методологические основы исчисления многообразной системы показателей развития экономики и культуры. Вместе с совершенствованием планирования экономики и управления хозяйственным механизмом статистика превратилась в мощное орудие управления народным хозяйством.  

Такое разделение вызвано различной ролью грузового и пассажирского транспорта в народном хозяйстве , разным характером объектов перевозок, различным типом подвижного состава, различиями в организации самих перевозок. В связи с этим имеются принципиальные различия в программе и приемах статистического наблюдения , в формах статистической документации и в единицах измерения статистических объектов.  

В узком смысле слова программа каждого статистического наблюдения представляет собой перечень вопросов, разработанных в соответствии с целью статистического исследования , которые должны найти свое отражение либо в формах статистической отчетности , либо в переписных бланках и на которые надо получить ясные и достоверные ответы в процессе статистического наблюдения.  

Совершенствование организации статистического наблюдения в России на современном этапе осуществляется на основе концептуальных положений федеральной целевой программы Реформирование статистики в 1997-2000 годах. Важнейшими положениями этой программы являются следующие  

Собранный в процессе

Цель программы статистического наблюдения — получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов социально-экономической жизни.

Объект наблюдения — определенная статистическая совокупность, в кᴏᴛᴏᴩой происходят исследуемые социально-экономические явления и процессы (отдельные граждане, население, предприятия, имущество, природные ресурсы)

Стоит сказать, что каждый объект наблюдения состоит из отдельных элементов — единиц наблюдения, кᴏᴛᴏᴩые будут носителями признаков, подлежащих регистрации.

Единица наблюдения — первичный элемент программы статистического наблюдения. Так например, объктом при переписи населения будет совокупность всех жителей страны, а единицей наблюдения — каждый отдельный человек.

Программа статистического наблюдения — перечень признаков регистрируемых в процессе наблюдения. Это перечень вопросов, на кᴏᴛᴏᴩые должны быть получены достоверные ответы по каждой единице наблюдения.

Требования к программе статистического наблюдения:

  • Программа должна содержать существенные признаки непосредственно характеризующие изучаемые явления.
  • В программу не следует включать второстепенные вопросы, кᴏᴛᴏᴩые затрудняют работу по сбору информации, ее обработке и анализу.
  • В программу следует включать вопросы контрольного характера, служащие целям проверки и уточнения информации.

Для записи ответов на вопросы программы наблюдения разрабатывается формуляр наблюдения.
Формуляр наблюдения — ϶ᴛᴏ особым сформированный бланк, в кᴏᴛᴏᴩом содержатся перечень вопросов программы. Статистический формуляр должен быть удобен для чтения, записи и обработки. К формулярам составляется инструкция, где подробно разъясняется, как следует заполнить статистический формуляр.

В процессе статистического наблюдения собирается первичная информация, кᴏᴛᴏᴩая затем подвергается систематизации обобщению и анализу.

От качества первичной информации зависит успех всего исследования, по϶ᴛᴏму к информации предъбудет ряд требований:
1. Достоверность — ϶ᴛᴏ ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие тому, что есть на самом деле.
Достоверность зависит:

  • Статиста — профессиональная подготовка, организационные навыки, добросовестность.
  • Качества инструментария наблюдения — программа наблюдения, формуляр, инструкция по заполнению.

2. Сопоставимость - сравнимость данных с прошлыми исследованиями. Сопоставимость обеспечивается использованием одних и тех же единиц измерения, наблюдением в одно и тоже время и по единой методологии.