Операционные системы семейства Mac OS: особенности и преимущества. Mac OS X или То, что должен знать каждый про Macintosh, Apple и операционные системы

Об альтернативных операционных системах, в которой мы рассмотрели преимущества и недостатки Linux. В данной публикации мы расскажем об еще одной альтернативе Windows – macOS, рассмотрим ее плюсы и минусы.

Почему мы называем эти ОС “альтернативными”? Потому, что среднестатистический пользователь ПК пользуется Windows, и может даже не знать об других ОС.

macOS

macOS – операционная система от корпорации Apple, ранее известна под названиями Mac OS X или OS X. Это вторая по популярности ОС (после Windows), которую используют около 9% владельцев персональных компьютеров. Впервые Mac OS был представлен в далеком 1986 году для Macintosh.

Разрабатывая macOS, Apple взяла за основу свободную POSIX-совместимую ОС Darwin. macOS использует ядро XNU, основанное на Mach и программный код FreeBSD. Это значит, что вы можете пользоваться всеми возможностями UNIX-систем с помощью Терминала, как и в Linux.

По словам представителей Apple, операционная система должна быть максимально простой и удобной для обычных пользователей. Владельцы ПК не должны заморачиваться с установкой и настройкой программного обеспечения. Людям нужно работать с текстом, серфить в интернете, слушать музыку, смотреть фильмы, редактировать фото, а не тратить время на настройку системы. Все “служебные” мероприятия берет на себя ОС.

Apple всегда находится “на шаг впереди” в мире технологий. Благодаря качеству и надежности их продуктов, Apple доверяют миллионы владельцев современных гаджетов. Эта мощная альтернатива Windows имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества macOS

  • Графический интерфейс. macOS имеет очень красивый и элегантный графический интерфейс. Разработчики Apple действительно потрудились, чтобы создать лучшую в своем роде графическую оболочку. Плавные переходы, стильный дизайн, закругленные уголки, полупрозрачные панели и окна превращают обычную работу за ПК в удовольствие. Внешний вид программ выполнен в одном стиле.
  • Безопасность. macOS – UNIX-подобная альтернативная операционная система, как и Linux. Это значит, что можно забыть о вредоносных программах. Система безопасности macOS контролирует каждый процесс и защищает ваши данные.


Недостатки macOS

  • Привязка к архитектуре. macOS работает только на процессорах от Intel. Windows или Linux можно установить на компьютер с любым процессором. Возможно, рассматривать macOS отдельно от аппаратной составляющей не правильно, но факт остается фактом.
  • Цена. Цена современного макбука на порядок выше, чем стоимость моделей других производителей. Не каждый может позволить себе “яблочное” устройство. Более половины ПО является платным. Наш пользователь привык устанавливать любой софт бесплатно, даже если его цена – несколько долларов.
  • Непривычный софт. macOS имеет хороший, качественный софт для разнообразных задач. Но если вы долгое время работали на “винде”, вы можете испытать трудности при переходе. Некоторых привычных программ на маках просто нет, потому придется переучиваться.
  • Расход ОЗУ . Маки больше используют оперативной памяти компьютера, чем Windows. () Те же программы, запущены под разными ОС, расходуют разное количество ОЗУ. При покупке макбука обратите внимание на объем ОЗУ. Оптимальный вариант 8 ГБ.
  • Раскладка клавиатуры. В macOS переключение раскладки клавиатуры осуществляется непривычным CMD + Пробел. По умолчанию, в системе нет шортката на изменение раскладки клавиатуры, потому приходится ковырять настройки.

macOS – “яблочная” альтернатива Windows, в которой сделан упор на удобство пользователя. Если вы планируете покупать мак, либо уже используете его, делитесь своими впечатлениями в комментариях. Желаю удачи.

АЛЕКСАНДР ПОТЁМКИН

Mac OS X или То, что должен знать каждый

про Macintosh, Apple и операционные системы

Мое первое знакомство с Маком происходило заочно: по скриншотам, описаниям и восторженным крикам людей, которые хоть раз работали с ним. Вполне закономерным было желание познакомиться с этим компьютером, и чем быстрее, тем лучше.

Итак, желание осуществилось – нас «познакомили», вот тут все и началось...

Я расскажу историю развития компьютеров Apple (тем самым затронув создание первых персональных компьютеров) и самой фирмы Apple, а также расскажу про последнюю (на момент написания этих строк) версию операционной системы Mac OS X.

Появление первого персонального компьютера (небольшая историческая вводная)

Первым персональным компьютером (в том смысле, что его можно было «взять с собой») следует считать компьютеры Altair. Однако первые Altair сложно назвать полноценными «компьютерами» – раз; компьютерами, «пригодными» для обычного пользователя – два.

О полноценности: все, что из себя представляла эта техника, было обычной «коробкой» с большим количеством переключателей. Более того, собрать такую технику пользователю предлагалось самому, так что особенными пользовательскими качествами такая техника также не обладала.

Небольшое лирическое отступление о развитии компьютеров в 1970-х годах: основными пользователями были компьютерные профессионалы – хакеры. Их карьера в основном начиналась за большими компьютерами фирмы Dell либо IBM (последние популярностью не пользовались). Компьютерное время было весьма дорогим, а тяга к компьютерам – очень высока. Так стали появляться первые компьютеры, собранные «для себя».

Одним из таких компьютеров, пущенных в «промышленное» производство, были компьютеры Altair фирмы MITS. Сразу же после организации этой фирмы она была завалена заказами на год вперед. Люди платили деньги за возможность получить пакет с микросхемами и схемой сбора всех деталей в один блок.

Количество людей, желающих владеть таким «компьютером», неуклонно росло, что увеличивало общий уровень технического образования, а значит, и количество людей, приобщающихся к хакерству.

Такие «коробки» пользовались спросом, однако всегда есть люди, которые хотят сделать что-то свое, сделать лучше. Одним из таких людей был Стив Возняк. Он регулярно посещал собрания хакеров и в конечном итоге решил создать компьютер для собственного удовольствия.

Процессором компьютера стал чип 6502 от MOS Technology (основным критерием при выборе этого чипа была цена), микросхемы, способные работать с этим процессором, ему подарил Дэн Сокол на одном из собраний клуба.

Через некоторое время Возняк собрал свой компьютер так, что все уместилось на одну плату (что было достаточно красивым решением). Кроме того, ему пришлось написать свой Basic, так как единственной на тот момент версией была так называемая Tiny Basic, что совсем не подходило Возняку – ему нужна была полноценная версия. Без интерпретатора языка программирования компьютер не представлял бы из себя особенного интереса.

Друг Возняка Стив Джобс был вдохновлен этой платой и потому решил, что они просто обязаны выпускать свой компьютер так же, как это делали и другие фирмы.

Так было положено начало легендарному компьютеру Apple II, презентация работы которого никого не могла оставить равнодушным к такой технике.

Компания Apple Inc.

Джобсу удалось заполучить в команду менеджера по имени Майк Марккула, который раньше занимался организацией продаж и добился на этом поприще больших успехов. С тех пор как он уволился из Intel, Марккула занимался различными бизнес-проектами.

Джобс попросил его написать бизнес-план для Apple и Марккула включился в работу: с его помощью компании удалось привлечь капитал для инвестиций, переманить Майка Скотта – одного из менеджеров из Fairchild Semiconductor, которому был предложен пост президента фирмы. Кроме того, Марккула также расписывался на документах в качестве первого председателя совета директоров.

Следующим привлеченным в компанию человеком был Джон Скалли – президент отделения Pepsi-Cola, крупнейшего в составе PepsiCo.

У Скалли не было специального технического образования, однако он давно был поклонником передовых технологий и, кроме того, был очарован Джобсом.

Фраза Джобса, обращенная к Скалли: «У вас никогда не возникало желания изменить мир? Или вы намерены провести остаток жизни, продолжая торговать подслащенной водой?» положила начало весьма тесным отношениям между ними, которым в дальнейшем, увы, будет суждено распасться.

Джон Скалли становится президентом компании в апреле 1983 года.

К началу 1980 года годовой оборот фирмы превысил 10 миллионов долларов.

Первые проблемы

После Apple II у компании начались первые неприятности. 19 мая 1980 г. был презентован новый компьютер – Apple III. Технически эта машина была более совершенна, однако именно с нее и начинается череда неудач: после серии задержек продукт был выпущен на рынок в недоработанном виде, в результате чего так и не был «признан» пользователями. Одной из основных причин подобных проблем была следующая: это был первый компьютер, который собирался в условиях «фирмы» командой инженеров, которыми руководил Джобс.

В 1983 году выходит компьютер Lisa, использующий все преимущества графического интерфейса (разработанного в Xerox) и оснащенный 1 Мб оперативной памяти, Motorolla 68000 CPU (32 bit, 5 МГц), 2 приводами для дискет, жестким диском на 5 Мб.

Марккула отстранил Стива (Джобса, Возняк сам отошел от дел после серьезной авиакатастрофы в 1981 году) от работы над этим компьютером, в результате чего вся энергия Джобса была брошена на компьютер Macintosh.

Компьютеры Lisa станут популярными с выходом «Lisa 2» и значительным снижением цены ($3495 против $9995), однако после назначения на должность руководителя проектами Lisa и Macintosh Стив позаботится о закрытии первого проекта.

Джобс активно продвигал свое детище, в результате чего Macintosh стал гораздо более популярным, нежели Lisa. Тому способствовала и грамотная маркетинговая компания, и, что самое главное, сам неутомимый Джобс.

При разработке этого компьютера была сделана одна серьезная ошибка – по цене в более $2500 его нельзя было назвать дешевым компьютером, и в то же время его техническое оснащение (в частности, отсутствие жесткого диска, невозможность присоединения внешних устройств, наличие небольшого количества программ) не позволяло рассматривать этот компьютер как серьезную технику.

NeXT Inc.

«К 1985 году объемы продаж Apple достигли $2 млрд впервые за непродолжительную историю компании начали сокращаться, в то время как рыночная доля персональных компьютеров IBM и совместимых с ней моделей все увеличивалась. Apple попала в непростую ситуацию, требующую немедленного вмешательства старших.

…Apple было крайне необходимо сократить цикл разработки новых моделей, большую часть которого составляли задержки, вызванные неудержимым стремлением Джобса к совершенству. Кроме того, Джобс все чаще стал вмешиваться в деятельность других подразделений компании, уже не довольствуясь властью только над отделением компьютеров Macintosh. Менеджеры всех подразделений завалили Скалли жалобами, суть которых сводилась к одному: либо над Джобсом будет быстро установлен контроль, либо все судно пойдет ко дну.

…Наконец, после долгих и мучительных колебаний, Скалли принял решение лишить своего друга и учителя реального влияния над деятельностью компании, удалив его на символическую должность председателя совета директоров Apple. Столь принципиальное изменение баланса сил внутри компании требовало одобрения Майка Марккула и совета директоров Apple. Незадолго до начала заседания совета директоров 10 апреля 1985 года Скалли отозвал Джобса в сторону и рассказал ему о своих планах. Джобс отреагировал словно ребенок, которого отправляют в чужую семью на воспитание против его воли.

…Наконец, после бесконечного обсуждения, начавшегося ранним вечером и завершившегося почти сутки спустя, совет директоров Apple принял единогласное решение отправить Джобса в почетную отставку…» [ 1].

Итак, Стив Джобс «ушел». Впрочем, история его деятельности на этом не заканчивается – он основывает новую фирму, сыгравшую большую роль в развитии операционных систем, а впоследствии и самой компании Apple, так что вкратце о стремительном развитии компании NeXT.

Создание компании

Джобс с помощью семи сооснователей, покинувших Apple вместе с ним, в 1985 году создает компанию NeXT Inc. (позже преобразованную в NeXT Computer Inc.) с уставным фондом в 7 миллионов долларов.

Стив Джобс посещает большинство американских университетов в поисках интересных технологий, так, в Университете Карнеги Милона он знакомится с Avie Tevanian, работающим над ядром Mach.

12 октября 1988 Стив Джобс организовывает шоу в Сан-Франциско, демонстрирует все возможности новой элегантной машины NeXTcube (с магнитооптическим диском на 256 Мб, 68030 процессором, без жесткого диска и привода для дискет) и системы NeXTSTEP (версии 0.8).

18 сентября 1990 Стив Джобс устраивает новое шоу в Сан-Франциско для презентации новой машины и новой системы NeXTSTEP 2.0. Эта дата считается датой официального выхода компьютера NeXT.

Tim Berners-Lee, работающий в CERN, разрабатывает первый веб-клиент (браузер) для NeXTSTEP.

25 апреля 1991 Стив Джобс организовывает шоу в CNIT в Париже, приуроченное к официальному выходу компьютеров NeXT во Франции.

Были произведены многочисленные демонстрации машин NeXT и NeXTSTEP2. В частности, Джобс показал таблицы Lotus 1-2-3, работающие через эмулятор SoftPC, после чего, заметив, что можно сделать и лучше, продемонстрировал революционную программу для работы с таблицами – Improv. Также была продемонстрирована работа графической подсистемы.

Вышедшая 25 мая 1993 года на NeXTWORLD Expo, операционная система NeXTSTEP 3.1 была первой версией NeXTSTEP, работающей на машинах, отличных от NeXT, – на PC 486. Версия NeXTSTEP 3.1 для PC называлась NEXTSTEP 486.

23 ноября 1993 года Sunsoft объявляет о лицензировании части кода NeXTSTEP для будущего использования в операционной системе Solaris. NeXT, в свою очередь, анонсирует порт NeXTSTEP на компьютеры на платформе SUN – SPARC.

Сразу же после этого соглашения SUN инвестирует 10 миллионов долларов в NeXT.

В 1994 году NeXT публикует спецификации программного обеспечения, названные OpenStep, базирующиеся на системе NeXTSTEP 3.2. Инициатива получает поддержку в лице GNU – начато развитие GNUstep.

В апреле 1995 года NeXT выкупает все права на Object-C у Stepstone. В это же время выходит PDO (PDO – Portable Distributed Objects – система для распределенных вычислений) и NetInfo – программа, шедшая стандартно с NeXTSTEP.

В июне 1995 NeXT выпускает NeXTSTEP 3.3J и EOF 1.1J – японские версии программного обеспечения.

20 декабря 1996 года Apple выкупает NeXT за 400 миллионов долларов. Впрочем, некоторые утверждают обратное. Загадочная картина на официальном сайте предшествовала анонсу. В любом случае, это уже другая история, которая начинается 24 марта 2001 года с выходом Mac OS X.

Возвращение основателя

20 декабря 1996 года Стив Джобс возвращается в родную компанию, что последней идет только на пользу.

Стив продолжает политику оригинального дизайна корпуса машины (машины NeXT были «упакованы» в весьма стильный черный корпус) и доводит ее до логического завершения: с момента своего зарождения «Маки» по праву считались самыми простыми и понятными в использовании.

Политика Стива Джобса основывается на том, что компьютер не должен более восприниматься как нечто сложное, скорее, как еще одна часть интерьера, бытовой техники. Именно этим обуславливается исключительный дизайн корпусов последних компьютеров (самый яркий пример – iMac) от Apple, а также серия программ, начинающихся с буквы «i» (iTunes, iMovie, iDVD, iPhoto) – идеология простых программ. Apple видит компьютер как простое, но в то же время весьма мощное средство для выполнения любых задач любыми пользователями.

Macintosh: каков создатель, таков и компьютер...

Маки – творение фирмы Apple под четким руководством Стива Джобса – человека, благодаря бешеной энергии которого и была создана эта «яблочная фирма». Краткой характеристикой Джобса может служить такое описание: самоуверенный, немного эгоистичный и, несомненно, талантливый харизматичный лидер. Однако создателем первого Мака был друг Джобса – Стив Возняк, талантливый хакер (в изначальном значении этого слова) по натуре достаточно спокойный, оригинальный и веселый человек. Пожалуй, именно эти качества можно найти в Маках до сих пор. Каждая машина по-своему оригинальна, имеет свои достоинства и недостатки. Кроме того, основным преимуществом фирма Apple может считать по праву тот факт, что можно взять любого человека с улицы, посадить его за Макинтош и через 15-20 минут он уже сможет выполнять большинство необходимых функций. Однако это уже операционная система, а о ней разговор отдельный.

Операционные системы от Apple

Mac OS 9 (Classic)

На Маках от рождения могут «бегать» две операционные системы – Mac OS X и Mac OS 9 – это родное. Впрочем, последнее творение Apple упорно пытается вытеснить с рынка своей более новой системой («десяткой»).

Приживить на Мак можно любую систему, работающую на процессорах PowerPC, а это как минимум Linux, OpenBSD, NetBSD, QNX, однако в родной системе, по-моему, есть своя прелесть и менять ее особого смысла я не вижу.

Итак, в арсенале компании Apple существует две операционные системы: Mac OS 9 и Mac OS X. Первая из них сейчас именуется классикой, точнее, это более ранняя система, не использующая таких прелестей жизни, как защита памяти и вытесняющая многозадачность.

В одном из описаний этой системы я встретил хорошую аналогию: Mac OS 9 предполагает, что все программы дружески относятся друг к другу и к пользователю, и, кроме того, грамотно написаны. Если кто-то «заявляет», что ему и только ему нужны все ресурсы процессора, причем прямо здесь и сейчас, то система предоставит эти ресурсы. В свое время святой обязанностью программы является «отдать» все позаимствованное, как только это более не будет нужно, и не «лезть» не в свою область памяти. Такой подход может показаться кому-то странным, однако он работал более 10 лет, и до сих пор большинство «макузеров» (от англ. – macintosh user) не собираются покидать свою любимую систему, обосновывая свое решение просто и лаконично: «Нам и здесь неплохо». Впрочем, их можно понять: «девятка» очень простая и гибкая система в отличие от «десятки», в основе которой лежит UNIX. Этот факт мало кому нравится из всех ветеранов Мака, зато очень привлекает пользователей UNIX-систем...

Mac OS X

Итак, «десятка». Мое знакомство началось с Mac OS 9.2.2, и эта система своим устройством успела достаточно сильно меня расстроить, и, возможно, не писал бы я этих строк (с некоторым агитационным оттенком), если бы не попалось бы на мои глаза новое творение «яблочников» – Mac OS X (10.2, известная также как Jaguar). Тут уже есть о чем рассказать.

Устройство системы Mac OS X

«Десятка» – достаточно оригинальная система. Системную архитектуру у Mac OS X проще всего представить в виде многослойного пирога. На первом уровне находится микроядро Mach, над ним находится Darwin, далее Core Services, Application Services. Над ними еще два уровня: Carbon и Cocoa. На самом верху – собственно программы. Итак, рассмотрим каждый из этих подуровней отдельно.

Микроядро Mach

Микроядро отвечает за следующие задачи:

  • управление виртуальной памятью (virtual memory);
  • взаимодействие процессов (IPC);
  • поддержка ввода/вывода (I/O) и прерываний;
  • поддержка взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;
  • управление заданиями и потоками (Tasks & Threads).

Подобный подход предоставляет достаточно четкую, понятную и легко портируемую структуру операционной системы. Модульность системы реализуется через «клиент-серверную» модель – единственным процессом, работающим в защищенном режиме процессора, является микроядро – первоочередная задача заключается в том, чтобы переместить максимальное количество кода на пользовательский уровень. После загрузки микроядро предоставляет все необходимые сервисы для работы серверов, одним из которых является Darwin.

Darwin

Darwin – это то, что дополняет микроядро до полноценной системы. Возможно, наиболее понятным (хотя и несколько грубым) определением будет следующее: Mach – это ядро, системный уровень; Darwin – это оболочка для пользователя со всеми его приложениями.

Такая структура устройства системы пошла с 4.4BSD Lite – первой свободно-распространяемой в исходных кодах *nix-системой, очищенной от кода AT&T – первоначально, UNIX был детищем этой компании, и вышел из ее исследовательских лабораторий; вначале коммуникационный гигант смотрел на распространение этой системы сквозь пальцы, однако затем, как только была осознана возможная экономическая выгода, все, использующие код, написанный в AT&T, были вынуждены убрать его под угрозой судебного преследования.

Core Services, Application Services

На этом уровне расположены общие для всей системы компоненты, такие как Core Foundation, Carbon Core, Apple Events... (уровень Core Services) и Quartz, QuickDraw... (уровень Application Services). Рассказ о каждом из них выходит за рамки задачи общего рассмотрения системы, но общее у них одно – все они являются базой для всех приложений системы, да и для системы в частности.

Carbon, Cocoa

Это тоже весьма интересная технология, достойная особого внимания.

Mac OS X – это «следующий шаг» после Mac OS 9 (Classic), но в то же время это логическое продолжение развитие NeXT (и спецификаций OpenStep). Посему желательно, чтобы приложения каждой из вышеупомянутых систем могли быть портированы на новое творение «яблочной компании» без особых затруднений.

Выход был найден достаточно оригинальный – новая система поддерживает «классические» приложения через среду Carbon, а «новые» (на самом деле – Next-овские) через среду Cocoa. Для того чтобы приложение заработало в новой системе, для приложений NeXT достаточно просто произвести перекомпиляцию, в то время как приложения из классики будут требовать некоторых доработок.

По заявлениям Apple, «карбонизация» есть лишь временное решение – возможность быстрого портирования приложений на новую систему (в противном случае «десятка» бы просто лишилась бы своих основных приложений, начиная от графики и заканчивая MS Office).

«Карбонизированные» приложения не являются сколь либо ущербными – грамотно портированные приложения мало чем уступают своим новым собратьям (например, одно из основных приложений графического взаимодействия системы с пользователем – Finder – написано с использованием именно этой среды), однако же данная среда не поддерживает всех возможностей системы, предоставляемых в полном объеме через вызовы Cocoa.

Существует мнение, что Carbon останется в системе как стандарт на гораздо больший срок, чем это предполагает сама Apple – слишком велико количество «старых» приложений, и немногие фирмы решатся переписывать их с нуля с использованием новых возможностей, которые могут быть не всем нужны, тем более что в большинстве случаев это повлечет за собой огромные финансовые расходы.

Системная архитектура Mac OS X

Системная архитектура Mac OS X, впрочем, как и NextStep/OpenStep, основана на операционной системе UNIX.

Для лучшего понимания работы этой системы рассмотрим более подробно схему работы *nix-системы от загрузки до «приглашения к работе» (графического либо текстового).

Первый начинается сразу после того, как программное обеспечение, прошитое в компьютере (то, что называется BIOS на x86 платформе, Firmware на PowerPC и некоторых других) передает управление программе, записанной на винчестере (или CD/DVD-диске).

Здесь в дело вступает загрузчик. Его задача относительно проста – загрузить ядро в память и передать ему управление. Возможно, предварительно осведомившись у пользователя, не хочет ли он задать какие-либо дополнительные параметры для загрузки ядра, либо указать, что грузить необходимо другой образ.

Второй этап – загрузка ядра. Основной его задачей является определение доступного оборудования и его инициализация. В дальнейшем ядро будет ответственно за работу всех программ – вызовы напрямую к железу компьютера запрещены. Затем ядро запускает только один процесс – init.

Третий этап – работа процесса init (от англ. – «initialization») – заключается в последовательном исполнении команд, записанных в файлах конфигурации (директории /etc).

Первым делом обычно проверяется отсутствие ошибок на диске, затем устанавливаются переменные среды (такие как пути для поиска исполняемых программ, системная языковая кодировка, тип терминала и другие).

Потом запускаются системные «демоны» – программы, исполняющиеся на заднем плане (background) и ожидающие определенного события, например, веб-сервер ожидает поступления подключения на 80 порт, после чего обслуживает поступающие команды.

Напоследок для пользователя готовят терминал, и запускается программа «login», предлагающая ввести логин и пароль для начала работы.

Это был стандартный вариант запуска системы. Существуют и другие варианты: среди основных – так называемый single-mode и графический.

Первый используется для возращения системы к жизни, если что-то произошло. В таком случае доступ разрешен только локальный, при старте осуществляется минимальное количество действий (обычно это монтирование диска в режиме только для чтения, инициализация одного терминала).

Второй, графический, уже своего рода добавка: после основного запуска вместо или вместе с инициализацией текстового терминала также запускается «нечто графическое». В случае стандартной *nix-системы «нечто графическое» – это «X server», в случае Мака – «WindowServer». С этого момента большинство пользователей попадают в родную для них графическую среду.

Идеи, заложенные в Mac OS X

*nix-системы всегда отличались гибкостью, они создавались и разрабатывались как многозадачные, многопользовательские, сетевые ОС. Нормальным взаимодействием с компьютером во время создания этой системы считалась работа за текстовым терминалом, тем или иным образом соединенным с главным компьютером.

Чуть позже компьютеры начали персонализироваться, а количество пользователей увеличиваться. Причем далеко не всем нравился текстовый режим, впрочем, как и командная строка.

Через некоторое время и не без помощи фирмы Apple (а также компании Xerox) пользователи узнали, что интерфейс компьютера может быть еще и графическим, то вбивать команды хотелось все меньшему и меньшему количеству людей.

Спрос рождает предложение, и многие платформы и операционные системы стали добавлять возможность работы в графической среде, и *nix не остался в стороне – был реализован проект графического сервера, который запускается на одной машине (сервере), и обрабатывает подключения к нему на определенном порте (клиентов). Время шло, и компьютер стал все чаще использоваться одним человеком, и идея «раздачи» ресурсов для других машин становилась все менее актуальной, и сервер уже обрабатывал подключения с той же машины, на которой был запущен и сам.

Кроме того, архитектура работы с графикой была «многослойна». После запуска X server запускалось приложение, позволяющее пользователю взаимодействовать с компьютером – Window manager (оконный менеджер) в терминологии *nix. Оконный менеджер, в свою очередь, мог запускать дополнительные программы (например, приложения, отвечающие за рабочий стол, за панель снизу экрана и другие мелкие приложения, апплеты). Завершение работы оконного менеджера означает выход из X server.

Такая многослойность вполне в духе *nix-системы, где множество приложений хорошо выполняют свою работу, а их соединение позволяет получить один хороший результат. Однако обратной стороной подобной гибкости является значительная фрагментация системы (что, как показывает практика, может быть хорошо для системы в целом, но не для графического интерфейса), а также потеря производительности.

Именно эти факторы и мешают продвижению *nix-системы:

  • отсутствие единой стандартной графической библиотеки для разработчиков (присутствующей в каждом дистрибутиве и не меняющейся от версии к версии);
  • единого графического интерфейса (выбор – это хорошо, но наличие стандарта необходимо);
  • его продуманности (сейчас зачастую интерфейсы либо копируют коммерческие реализации, такие как Microsoft, Apple, Motif, либо не очень ясны для обычных пользователей);
  • грамотной реализации (качество кода, стабильность работы).

Apple решила выбрать в качестве своей базовой платформы *nix, расширить его под себя и переделать всю графическую систему. Так, одним из нововведений является формат сохранения данных конфигурации – теперь все настройки хранятся в файлах формата XML, более трудного для ручного редактирования, однако родного для «программного» хранения данных; кому приходилось редактировать файлы конфигурации после того, как по ним прошелся автоматический, дружественный к пользователю графический конфигуратор на *nix-платформе, поймет о чем я, для остальных поясню: в результате подобных конфигураций оказывается сбита вся логика построения файла, в ней нередко остается немало мусора, и далеко не все параметры могут быть выставлены корректно.

Кроме того, фирма не может терять наработки прошлых лет, в виде большого количества программного обеспечения, написанного для «классики» (Mac OS до 9 версии включительно) и чуть меньшего для NextStep/OpenStep.

Для этого в новой системе поддерживается два вида библиотек – Carbon и Cocoa. Первая из них – для совместимости с «классикой», вторая объявлена новой и приоритетной. Для того чтобы старое (для «классики» или удовлетворяющее спецификациями OPENSTEP) программное обеспечение заработало в новой системе, необходимо произвести перекомпиляцию с незначительными изменениями (либо и вовсе без них). Кроме того, в качестве еще одной рабочей среды объявлена среда Java – виртуальная машина на Mac OS X считается лучшей реализацией среди прочих, и достаточно тесно интегрирована с системой.

Не следует забывать и про слой BSD, и X server, который компания скоро уже должна выпустить в окончательной версии (на данный момент доступна только beta-версия). Также не была упомянута возможность запуска «классических» приложений, не портированных на новую систему. Так что получается, что сейчас, прямо «из коробки» система способна запускать приложения для «классики», приложения OPENSTEP, Java и огромное количество *nix-приложений (для чего создан отдельный проект переноса так называемых портов с FreeBSD на Darwin, позволяющих установить приложение двумя командами «cd» и «make install») как графических, так и работающих из командной строки.

Дополняя картину, нельзя не упомянуть продукт под названием Virtual PC – эмулятор x86 компьютера на Mac OS (последняя 6 версия эмулирует Pentium II MMX, тактовая частота зависит от мощности самого Мака).

Таким образом, компании удалось сохранить старых разработчиков, а также привлечь новых, среди которых и такие ценные «outsource-кадры», как *nix-хакеры и просто пользователи по всему миру, не требующие оплаты, однако же привносящие весьма ощутимый вклад в развитие системы.

Mac OS X в работе

Desktop

Что нужно от жизни обычному пользователю? Простота настройки, наличие офиса, приложений для работы в Интернете, работа с родным (в нашем случае – русским) языком.

Офисных пакета как минимум два: Microsoft Office (стабильно работающим не замечен) и Open Office. И тот и другой обеспечивают совместимость с документами, созданными на «обычных» компьютерах. Причем Office от Microsoft снабжен даже большим количеством «фич», чем его собрат для Windows.

Приложения для работы в Интернете

Здесь выбор весьма велик, а имена производителей достаточно известны, посему просто приведу название приложения и имя производителя:

Браузеры : Internet Explorer (Microsoft), Safari (Apple), Mozilla (Open Source), Opera (Opera Software) и многие другие.

ICQ : ICQ (ICQ Inc.), Fire.app (Open Source), Proteus.

E-mai l: Outlook Express (Microsoft), Entourage (Microsoft), Mail (Apple).

Локализация

Системной кодировкой является Unicode, так что все грамотно написанные приложения не испытывают никаких затруднений при работе с любым языком (систему можно в любой момент заставить «говорить» как на китайском, так и на украинском; то же относится к любому приложению, если его разработчик озаботился многоязыковой поддержкой).

Кроме того, перекодировка текста предусмотрена на уровне системных вызовов.

Server

Требования системного администратора обычно несколько другие, а именно – не позволять пользователям делать того, что им не нужно, и иметь возможность настроить все необходимые параметры под конкретную задачу, а также поддержка системы up-to-date.

Системе известно такое понятие, как пользователь «root», здесь он также царь и бог и при желании может делать с системой все что угодно (особенно из командной строки).

Настройка системы здесь производится несколько проще, чем в обычном *nix – для этого существуют графические программы. Однако в отличие от обычного *nix, где все графическое обычно вызывает горестную ухмылку Unix-гуру, здесь все продумано.

Во-первых, Apple не зря начала создание своей Unix-системы, наслоив на классическую архитектуру свои настройки. До момента чтения и исполнения /etc/rc*-файлов здесь все идет как обычно, однако затем из этих же файлов происходит вызов скриптов от «яблочной компании». Т.е. фактически происходит так: грузится Mach, грузится init, который затем, как это и положено, отвечает за все процессы в системе, однако запускает большинство этих процессов SystemStarter, который читает и запускает другие файлы (из директории /System/Library/StartupItems). Так вот формат файлов конфигурации для всякого приложения в Mac OS X – это XML. Данный формат файлов чуть хуже читабелен для человека, зато легко читабелен для приложений, кроме того, запись конфигурации в итоге не генерирует «мусор», который обычно всегда можно найти в обычных файлах конфигурации.

Однако отсюда минус: то, что нельзя настроить графически, необходимо делать «руками». Нет, дело не в том, что это сложно сделать (командный интерпретатор tcsh и редактор vi никто не отменял), а в том, что все изменения, внесенные непредусмотренным системой образом, могут быть впоследствии переписаны обновлением системы.

Кроме того, брандмауэр (в серверной версии системы Mac OS X Server) в графической версии его настройки имеет два варианта работы с трафиком: allow/deny. И в том случае, если администратор решит настроить NAT (masquerading в терминах других систем), то правила брандмауэра (стандартного ipfw, кстати) придется прописывать напрямую в конфигурационных файлах, что требует достаточно плотного знакомства с устройством системы.

В общем, можно сказать, что сервер под управлением Mac OS X Server имеет смысл ставить туда, где необходима простота администрирования, возможно, в некоторых случаях в ущерб гибкости. С другими системами такой сервер будет жить очень даже недурно (с системой идет samba, nfs, ssh, ftpd и ранее упоминаемый apache), а его обновление производится не более чем 6 нажатиями мышки (и не вызывает таких печальных последствий, как автоматическое обновление на другой популярной платформе известного производителя ПО), и кроме того, наличие обновлений может проверяться каждый день/неделю/месяц, и пользователю будет предложено установить имеющиеся обновления.

Developer station

Разработчик – человек, которому нужно немного и от системного администратора, и от обычного пользователя, но в первую очередь необходима удобная система разработки (IDE), полная документация и, возможно, примеры реализации.

Не могу также пропустить и такое приложение, как Virtual PC, – приложение, позволяющее запускать любую x86 операционную систему и эмулирующее Pentium II MMX, S3 Trio 32/64 (4/8/12 Мб), Sound Blaster, Intel 21041 Based Ethernet Adapter и выделяющее то количество жесткого диска и оперативной памяти, которое будет ему указано. Данное приложение можно отнести и к категории для разработчиков (тестирование своей программы под различные системы), и к категории системщика (количество одновременно работающих систем ограничено только системными ресурсами «хоста») и просто для обычного пользователя – «окошки» в «окошке» позволяют работать с приложениями, которые еще не портированы на Мак, или даже играть в игры (правда, не очень ресурсоемкие).

При подготовке статьи были использованы материалы:

  1. Джим Карлтон. Apple. Взгляд изнутри: история интриг, ошибок и эгоизма. Издательство «ЛОРИ», 2001.
  2. Стивен Леви. Хакеры – герои компьютерной революции. (www.cooler.it/hackers)
  3. История развития NeXT. (

Вот уже несколько лет лидера на рынке операционных систем, компанию Microsoft, постепенно теснят другие производители. ОС Windows, конечно, еще монополист в этом отношении и регулярно выпускает новые продукты, однако компании-конкуренты тоже не дремлют и активно развивают свои системы - например, Apple со своей Mac OS.

Mac OS (Macintosh Operating System) представляет собой семейство проприетарных (частных) операционных систем с графическим интерфейсом, созданных специально для компьютеров Apple Macintosh. Стоит отметить, что многие эксперты ИТ-отрасли считают Mac OS первой из современных оперативных систем, которая применила графический интерфейс пользователя, в отличие от традиционной командной строки. То есть теперь можно было использовать все доступные системные объекты и функции в виде графических компонентов экрана (окон, значков, меню, кнопок, списков и т. п.). При этом в отличие от интерфейса командной строки, пользователь имел произвольный доступ (с помощью клавиатуры или указательного устройства ввода - манипулятора "мышь") ко всем видимым экранным объектам - элементам интерфейса. К слову, некоторые программисты в то время сравнивали работу в графическом интерфейсе с управлением собственным миром - настолько эта технология была удобна.

Таким образом, Mac OS задала некую планку, к которой начали стремиться разработчики других операционных систем.

Появление операционной системы Mac OS относится к 1984 году, когда компания Apple Computer представила ЭВМ Macintosh. Новинка обладала уникальными для того времени возможностями - пользователи управляли своим компьютером не только вводимыми с клавиатуры командами и инструкциями, но и с помощью нового в те времена устройства, названного мышью. Мышь управляла указателем (курсором), который, в свою очередь, на экране монитора управлял видимыми графическими объектами - папками, ярлыками файлов и т.д. Кроме того, операционная система Mac OS впервые использовала всем знакомый сегодня оконный интерфейс, который предназначался для представления и организации информации.

Система Mac OS была основана на прототипе графического интерфейса пользователя, позаимствованным руководством Apple в исследовательском центре Xerox PARC. Разработчики Macintosh использовали некоторые идеи прототипа Xerox, доработав и расширив их, добавив собственные.

Стоит отметить, что впоследствии ряд других компаний использовал в своих продуктах идеи Apple, например, компания Microsoft, которая представила похожую на Mac OS графическую оболочку для своей операционной системы MS-DOS, названную Windows (в переводе с английского - окна).

В противовес продуктам конкурентов Apple хотел, чтобы компьютеры Macintosh стали альтернативой большинству ЭВМ. В компании даже придумали определение для своей продукции. В понимании Apple компьютер Macintosh представлял собой продукт "для всех остальных" ("for the rest of us"), то есть для того меньшинства, которое не пользуется PC. Данное обстоятельство указывало на уникальность Macintosh. Но при этом операционная система, во многом благодаря которой компьютеры Mac отличались от остальных ЭВМ, вплоть до середины 90-х годов ХХ века не имела официального названия.

Ранние версии Mac OS были совместимы только с компьютерами Macintosh, основанными на процессорах Motorola 68k, позже оперативная система от Apple была совместима с архитектурой процессора PowerPC (PPC). Последние версии ОС - Mac OS X - стали совместимы с архитектурой Intel x86. Однако политика компании не позволяет устанавливать Mac OS на любые устройства, основанные архитектуре Intel x86. Оперативная система Mac может устанавливаться только на компьютеры и ноутбуки Apple.

Однако, как показывает практика, взломанную (пиратскую) версию Mac OS можно установить практически на любой компьютер, поддерживающий архитектуру Intel x86. Такие пиратские версии оперативной системы разрабатываются сообществом OSx86 и доступны посредством файлообменных сетей. Но, стоит отметить, что установка Mac OS на компьютерах, выпущенных не компанией Apple, незаконна, поскольку противоречит условиям лицензии на операционную систему. При этом стоит учесть, что технических противопоказаний для такого шага нет: с 2006 года компьютеры Apple используют процессоры Intel (старые Macintosh были построены на базе PowerPC) и мало отличаются по составу комплектующих от обычных ПК, а сама Mac OS совместима с большим ассортиментом комплектующих персональных компьютеров. Поэтому Apple не полагается на одну лишь законопослушность пользователей, а защищает свою операционную систему от нелегального использования аппаратными методами - в компьютеры Macintosh устанавливают дополнительный чип, и без него инсталляция ОС блокируется.

Однако запреты не останавливают компьютерных "пиратов". Существуют даже целые компании, которые зачастую нелегально устанавливают Mac OS на собственные собранные компьютеры с целью их дальнейшей реализации. Apple пытается всеми силами бороться с контрафактной продукцией, вплоть до судебного преследования. Примером такого противодействия может стать судебная тяжба Apple с компанией Psystar, выпускающей клоны компьютеров Mac.

Тем не менее, установить Mac OS на ПК может практически любой пользователь. Существует два популярных способа установить Mac OS X без покупки настоящего Macintosh. Во-первых, можно использовать специальную загрузочную программу, которая записывается на отдельный CD, устанавливающий Mac OS. Во-вторых, можно использовать фирменный или "пиратский" DVD с дистрибутивом ОС.

Однако проще всего скачать из интернета взломанный дистрибутив Mac OS X и записать его на "болванку". Он позволяет установить операционную систему на ПК без дополнительных инструментов. Стоит отметить, что взломанные дистрибутивы Mac OS X содержат большое количество патчей и драйверов, позволяющих ОС работать на персональных компьютерах, далеких по конфигурации от настоящих Apple.

Даже если не брать во внимание пиратские экземпляры, на сегодняшний день самой распространенной операционной системой от компании Apple, безусловно, является Mac OS X, последняя версия (10,6) которой вышла в июне 2009 года и называется Snow Leopard, а бета-версия данной ОС увидела свет в 2000 году. В данном случае X - это римская цифра десять. Дело в том, что первая официальная версия Mac OS X была одновременно десятой версией операционных систем для компьютеров Apple. Она вышла в свет в 2001 году, под кодовым именем Puma.

Mac OS X - операционная система, основанная на микроядре Mach (применяется для решения задач с использованием распределенных вычислений) и ряде подсистем BSD 4.4 (используется для распространения программного обеспечения в исходных кодах для обмена опытом между учебными заведениями), выпускается для компьютеров Macintosh на базе процессоров PowerPC и Intel. Mac OS X является POSIX-совместимой операционной системой, то есть может использовать набор стандартов, описывающих интерфейсы между операционной системой и прикладной программой.

Mac OS X значительно отличается от предыдущих версий Mac OS. В основе системы лежит Darwin - открытая POSIX-совместимая операционная система, выпущенная Apple Inc. в 2000 году. Данная ОС совмещает в себе код, написанный самой Apple, с кодами, полученными от систем NeXTSTEP, FreeBSD, а также свободных программных проектов. В общих чертах Darwin является набором основных компонентов, используемых как в Mac OS X (компьютеры и ноутбуки Mac), так и в iPhone OS (телефоны).

Если сравнивать Mac OS с основным конкурентом ОС Windows от Microsoft, то можно выделить несколько основных отличий.

Во-первых, надежность и стабильность работы операционной системы. В этом отношении лидерство можно отдать Apple. Дело в том, что Mac OS создана непосредственно для компьютеров Macintosh, что говорит об их полной совместимости. Таким образом, компьютер Apple под управлением Mac OS не дает сбоев, загрузка приложений осуществляется быстрее. Стоит также отметить, что отсутствие в Mac OS системного реестра снимает массу проблем, которые в ПК под управлением Windows зачастую приводят к переустановке системы. Профессионалы в области видео, дизайна, компьютерной графики выбирают именно Apple Macintosh, так как данные машины и их операционная система надежны.

Во-вторых, Mac OS отличается более интересным и практичным дизайном, что можно описать фразой "Ничего лишнего". На высоте и удобство использования системы - юзабилити (usability). По словам Билла Гриббонса (Bill Gribbons), доктора наук, специализирующегося на влиянии человеческого фактора в информационном дизайне университета Бентли (Bentley), подход Apple к разработке продукта - это то, что отличает их от Microsoft. Он также подчеркнул, что Microsoft не всегда фокусируется на технологии, в Windows не всегда лучший комфорт в работе для пользователей, и не всегда легко изучаемый продукт, который не всегда отвечает запросам пользователей.

Например, интерфейс системы Mac OS X тоже имеет существенные отличия от Windows. Если в Windows каждой программе обычно соответствует одно окно с открывающимися в нем вкладками и панелями инструментов, то в Мас OS используются "плавающие" окна и панели, не привязанные к общему окну, а располагающиеся на рабочем столе.

Кроме того, Mac OS проста в установке и удалении приложений. Так, например, инсталляция большинства программ под оперативную систему компании Apple осуществляется гораздо проще, чем под Windows. В среде Mac OS программа предстает перед пользователем в виде единственного объекта - так называемого "пакета" (bundle), причем для установки достаточно просто перетащить значок "пакета" в любую папку или запустить его прямо с диска. При таком способе установки программа не оставляет следов в системном реестре (поскольку в Mac OS его нет) и папках общего пользования. Лишь единичные программы (в основном, такие "монстры", как Adobe Creative Suite или Microsoft Office) используют привычные для пользователей Windows ин¬сталляторы.

Кроме того, компьютеры под управлением Mac OS практически не подвержены заражению вредоносным ПО и устойчивы к несанкционированному доступу к личной информации.

Однако по мере роста доли компьютеров Apple на рынке, все меньше и меньше приходится говорить о надежной защите Mac OS X. В этой связи с каждым днем увеличивается и активность хакеров, которые пытаются взломать защиту Mac OS X. На сегодняшний день последним сигналом стало появление Трояна Puper - программы, которая выдает себя за видео-модуль для несуществующей системы MacCinema. При просмотре данных "троянец" представляется как образ диска, после запуска которого создается видимость устанавливаемого программного обеспечения. Когда установка завершается, компьютер заражается вредоносным скриптом под названием AdobeFlash. Каждые пять часов скрипт пытается "прорваться" наружу, чтобы загрузить и запустить другие вредоносные программные модули на системе.

Есть у Mac OS X и определенные недостатки, которые, в том числе, связаны и с достоинствами данной операционной системы. Использование надежных технологий и оригинального дизайна сказывается и на стоимости, как компьютера, так и самой ОС - как правило, она на порядок выше стоимости ПК под управлением Windows. Кроме того, у Apple отсутствуют компьютеры средней производительности, так как компания сосредоточена на выпуске мощных машин для выполнения профессиональных задач, что сужает целевую аудиторию. Из-за этого Apple вынужден держать и высокую стоимость своих продуктов.

Еще одним недостатком Mac OS является меньшее число программ, которые можно установить на компьютер. Среди софта для Mac OS существует программное обеспечение для решения любых задач, однако его выбор все же не так велик, как для Microsoft Windows.

Минусом Mac OS также является негибкий пользовательский интерфейс. Оперативная система от Apple не дает пользователю возможности так гибко управлять размерами и расположением панелей интерфейса, как это можно сделать в Windows. При этом начертание системных шрифтов в Mac OS можно менять в ограниченных пределах и только с помощью специальных дополнительных программ.

Кроме того, ряд экспертов выделяют и имиджевые различия двух систем. Macintosh с ее Mac OS разработан в основном для графических и мультимедийных функций, и с этими задачами справляется лучше, чем Windows. В свою очередь, Windows существенно лучше работает со статистическими и офисными приложениями. Мало кто играет в компьютерные игры на Macintosh, тогда как на рынке есть целый сегмент игровых ПК и специальных периферийных устройств под управлением ОС Windows.

Несмотря на то, что бесспорным лидером по количеству установленных операционных систем является Microsoft Windows, по данным компании Net Applications, доля пользователей, выходящих в интернет с помощью Mac OS X, в январе 2009 года составила 9,93%. Компания Net Applications также отмечает, что в июле 2009 года рыночная доля операционных систем для компьютеров Macintosh составляла 4,86%, в то время как Windows занимала 93,04% рынка. На первый взгляд, доля Mac OS смехотворна, но если это перевести в цифры, то мы увидим более 30 млн. компьютеров, работающих под этой системой.

В перспективе число пользователей Macintosh, а, следовательно, и Mac OS, будет постепенно расти. Эксперты ИТ-рынка связывают это с последовательным снижением стоимости на компьютеры и ноутбуки Apple. Соответственно, будет расти и количество вредоносного ПО для Macintosh, что в последствии может привести к первым официальным антивирусным программам для ПК Apple. Безусловно, в ближайшем будущем будет увеличиваться и количество эксклюзивных приложений для Mac OS, а также расти число приложений совместимых с Windows, и наоборот.

И, чтобы закончить эту тему, осталось рассказать об истории macOS и Linux (все другие ОС имеют менее 1% на пользовательском рынке), и начать я решил с первой. Отследить историю трех ОС выше никаких проблем не вызывало - последние две развивались вообще на наших глазах, ну а система от Microsoft всегда называлась Windows и тоже не настолько стара, чтобы информация о ней затерялась в анналах истории.

Изначально было принято решение писать об истории Mac OS X, но, чтобы рассказать о ней, пришлось бы «залезть» и в более ранние System 7 и Mac OS 8 и 9 - получилось бы достаточно странно. Так что давайте начнем с самого начала - компьютера Apple I и его прошивки, и будем медленно продвигаться вплоть до последней версии macOS X.

System Monitor - прошивка для Apple I

Про Apple I, выпущенный в 1976 году, было сказано уже очень много, и особо смысла повторяться нет. Вкратце - компьютер представлял собой одну плату и был основан на процессоре MOS Technology 6502 - ибо его конкуренты, Intel 8080 и Motorola 6800, стоили почти на порядок дороже, около 200 долларов против всего 25 за детище MOS: с учетом того, что Стивам Джобсу и Возняку нужно было сделать для продажи хотя бы 50 плат, а денег у них было не так много - эта экономия была очень и очень существенной. Поставлялся компьютер с 4 Кб памяти, которые можно было расширить до 8, а из разъемов имелись лишь порт для подключения клавиатуры и выходы на телевизор и кассетный микрофон. Причем в комплект входила только плата - и корпус, и клавиатуру, и блок питания - пользователь все должен был купить сам.

Что касается операционной системы, то ее в общем-то... не было. По сути, компьютер имел прошивку под названием System Monitor, которая весила всего 256 байт - четверть килобайта! Основные ее задачи - это дать возможность пользователю работать с командной строкой с помощью клавиатуры и экрана, набирать и запускать программы и смотреть содержимое памяти. Работа поддерживалась только с языком программирования Apple BASIC, кассета с которым, к счастью, была в комплекте. Разумеется, такого понятия как «пиксели» прошивка не знала, и компьютер умел выводить на подключенный телевизор лишь 24 строки по 40 символов в каждой. Графики, конечно же, тоже не было.

Разумеется, в то время существовали «нормальные» операционные системы - к примеру, тот же UNIX V6: это была полноценная ОС с ядром, работающая на языке C и имеющая множество относительно современных функций. Но вот стоила ее лицензия порядка 20 000 долларов, и поэтому пользовались ей в основном в университетах, для обычных домашних ПК она, понятное дело, не подходила чисто по цене.


И хотя компьютер Apple I был вполне себе успешным, на рынке он пробыл менее года. Основная проблема была в том, что он представлял собой конструктор, и просто для начала работы нужно было потратить время на покупку и сборку остальных комплектующих - и далеко не все тогда (да и сейчас) в этом разбирались. Поэтому в 1977 был представлен Apple II - компьютер вида «все-в-одном», уже с интегрированной клавиатурой и в корпусе. Более того - он поддерживал цветную графику и был первым таким домашним ПК. В итоге этот компьютер стал очень популярным, и последняя его версия вышла аж десятью годами позже - в 1986 году был представлен 16-битный IIgs. Разумеется, за все это время под эти ПК было написана не одна операционная система.

Встроенная память тогда была очень дорога (как SSD несколько лет назад), из-за чего выгодно было хранить систему на внешних носителях (хотя и они дешевизной не отличались), поэтому первая система для Apple II называлась DOS - Disk Operating System, или дисковая операционная система. Разумеется, к MS-DOS она не имела ровно никакого отношения, а первая версия для Apple II называлась DOS 3.1 (привет Windows NT, которая тоже начиналась в 3-ей версии). Причина, по которой релиз был не первой версии, достаточно проста: первый билд системы имел номер 0.1, в дальнейшем с каждым новым билдом вторая цифра увеличивалась на один. Когда она становилась 9-ой, то следующий билд обнулял ее и увеличивал уже первую цифру (то есть после 0.9 следовала 1.0). Пол Лафтон, один из программистов этой ОС, решил заменить номер версии номером билда, который на тот момент был 3.1 - поэтому систему и стали называть DOS 3.1, и никакие первые две версии нигде не потерялись.

С учетом того, что дисковод был один, а данные как-то нужно на ПК передавать, было придумано достаточно простое решение: при запуске в Apple II вставлялась дискета с Apple DOS, после чего система с нее полностью загружалась в оперативную память, и дискету можно было вынуть и заменить на любую другую. Сама система была уже куда более продвинутой - хотя и работала на том же BASIC. Она поддерживала имена файлов вплоть до 30 символов, а типов файлов было целых четыре: тип A - Applesoft BASIC, тип B - двоичный, тип I - Integer BASIC, и тип T - текстовый. Изначально система работала только с дисководом Apple Disk II и только с односторонними дискетами на 140 Кб. Для каждого файла на диске сохранялось его имя, тип, флажок защиты от записи, номер первого сектора и размер файла в секторах. В будущем система научилась работать и с жесткими дисками, которые определялись как множество локальных дисков по 140 Кб каждый. Достаточно забавный факт - система не умела работать со временем, поэтому узнать, когда был создан или изменен тот или иной файл, было невозможно.


В общем и целом - система была куда продвинутей совсем уж примитивного System Monitor, но все еще до того же UNIX V6 было далековато. Но большинству пользователей этого вполне хватало, что и сделало Apple II очень популярным.


В 70-80-ых годах была достаточно популярная система p-System, созданная в Калифорнийском университете Сан-Диего (UCSD). Система была достаточно гибкой и легко портируемой, по факту - виртуальной машиной, выполняющей байткод p-code. Самый популярный язык разработки для нее - UCSD Pascal. Марк Аллен и Ричард Гливс, студенты из этого университета, адаптировали ее для процессора 6502 летом 1978 года, после чего, годом позже, вышла система Apple Pascal и одноименный ПК Apple II Pascal, который выпускался порядка 5 лет.

Сама система была достаточно сильно улучшена в сравнении с Apple DOS. Во-первых, изменился способ записи файлов: если в DOS система писала файл в первый попавшийся свободный сектор, то теперь система старалась писать файл, состоящий из нескольких секторов, в последовательные секторы на диске - это существенно повышало скорость чтения.

Во-вторых, система научилась работать со временем, и теперь к меткам файла на диске добавились время его создания и последнего изменения.

В-третьих, были переработаны названия файлов: если раньше они могли включать 30 любых символов, то теперь только 15, и допускались лишь буквы и цифры - это было сделано для того, чтобы на 40-символьном экране уместилась другая информация о файле.

В комплект с ОС шла утилита для обслуживания дисков, компилятор Pascal и ассемблер, работающий куда лучше такового в Apple DOS. И хотя вроде система была куда лучше, чем DOS, была одна достаточно серьезная проблема - она не умещалась на одну дискету в 140 Кб, их требовалось минимум две, желательно вообще три. Поэтому при работе постоянно приходилось менять дискеты, что было достаточно долго и неудобно.


В конце 70-ых на смену популярнейшего MOS 6502 пришел не менее популярный Zilog Z-80, под который даже сейчас, спустя 30 лет, все еще пишут софт. И Microsoft решила не оставаться в стороне, выпустив сопроцессорную плату Z-80 SoftCard. Ее смысл заключался в том, что при ее подключении к Apple II компьютер получал еще один полноценный процессор - Z-80 - и возможность запуска софта для популярной тогда системы CP/M.

По своим возможностям эта система ничуть не уступала UNIX, и была уже достаточно похожа на современные ОС - был и BIOS, и базовая дисковая система, и процессор командой строки. Из-за этого сопроцессорная карта с Z-80 продавалась очень хорошо - ведь по сути пользователям не нужно было покупать новый ПК на этом процессоре, а хватало лишь одной платы, которая стоила, разумеется, дешевле компьютера.

Успех SoftCard привел к тому, что появились аналоги и на других процессорах - так, была плата Stellation Mill, основанная на процессоре 6809, позволявшая запускать систему реального времени OS-9.

В итоге все эти карты существенно продлили срок жизни Apple II, но было понятно, что пора идти дальше, и в 1980 году вышел Apple III с системой SOS - но об этом поговорим уже в следующей статье цикла истории операционных систем от Apple.

Mac OS (Macintosh Operating System ) - семейство операционных систем, производимое компанией Apple для линейки персональных компьютеров Macintosh.

Система стала одной из первых, предоставлявших пользователю наглядный графический интерфейс вместо сложной для понимания командной строки.

Впервые Mac OS представили вместе с первым компьютером семейства Macintosh в 1984 году. Термин «Mac OS» начал использоваться лишь в середине 90-х.

В ТЕМУ:

В период с 1984 по 2001 годы Apple выпускала операционные системы с System 1 до Mac OS 9 . Их принято считать классическими. В 2000-м году состоялся релиз Mac OS X , которая позже получила свою отдельную нумерацию.

System 1.0 (1984)

Самая первая версия системы предоставляла пользователю доступ к дружественному графическому интерфейсу.

Уже тогда команде Джобса удалось сделать понятное взаимодействие с элементами в оконном режиме. По сути современные операционные системы отличаются от System 1.0 лишь графикой и дополнительными возможностями.

System 2.0 – 6.0 (1985-1988)

За этот период система обрастала дополнительными возможностями, настройками и стандартными приложениями. Разработчики добавили полноценную иерархическую файловую систему.

Основные усилия прикладывались для адаптации ОС под новые компоненты и устройства. Появлялась поддержка слотов расширения, периферийных устройств, новых процессоров и более емких накопителей.

Лишь в System 5 была реализована полноценная модель многозадачности, позволявшая выделять системные ресурсы запущенным в фоновом режиме приложениям.

System 7.0 – 7.6 (1991-1996)

Операционная система получила первый глобальный апгрейд впервые за семь лет существования.

Пользователи увидели цветной интерфейс. В большинстве системных приложений и настройках преобладали оттенки серого, но некоторые элементы стали цветными.

Многозадачность приобрела завершенный вид и практически не отличалась от того, чем мы пользуемся на современных Mac.

В последующих обновлениях разработчики устраняли недоработки, добавляли поддержку новых компонентов и встраивали в систему новые приложения. Это были как собственные наработки Apple, так и приобретенное у сторонних разработчиков ПО.

System 8 (1997)

Релиз системы состоялся летом 1997 года после возвращения Джобса в Apple. Система изначально должна была продолжить старую нумерацию и выйти с индексом 7.7.

В трудные для компании времена Джобс решил поступить иначе. Apple официально перестала выпускать System 7, которая в то время была доступна для установки на компьютеры сторонних производителей.

Так в компании решили покончить с компьютерами-клонами Apple. С того времени официально операционная система компании устанавливается лишь на компьютеры собственного производства.

В Apple отчитались о 1.2 миллионах проданных копий System 8 за первые две недели после релиза и еще о 3 миллионах проданных лицензий за следующие 6 месяцев.

Сама же System 8 имела не так много изменений. Элементы интерфейса получили больше цветов и оттенков, появились темы оформления и новая панель управления.

Mac OS 9 (1999)

Mac OS 9 стала последним крупным обновлением классических версий Mac OS. Релиз состоялся 23 октября 1999 года.

Разработчики логически развивали идеи, заложенные в предыдущих версиях, а ранние сборки Mac OS 9 и вовсе носили название System 8.7.

Mac OS 9 позволяла нескольким пользователям компьютера иметь свои собственные данные и системные настройки. Появилось шифрование данных по технологии Keychain , работа с удаленными сетевыми серверами и улучшенная поддержка USB протокола.

Последним обновлением классической Mac OS стала версия 9.2.2, выпущенная 5 декабря 2001 года.

Mac OS X 10.0 Cheetah (2001)

Первая система современной линейки Mac OS вышла в марте 2001 года. До 2012 семейство именовали «Mac OS X», затем до 2016 года апдейты получали упрощенное название «OS X», а в последние годы в компании вернулись к классическому «macOS».

Mac OS X по сути являлась преемником Mac OS 9, но, в отличие от классических систем, основывалась на Unix. В системе нашлось место многим разработкам компании NeXT конца 80-х начала 90-х годов.

Компания была основана Джобсом, а одним из его условий возвращения в Apple стало поглощение более мелкой NeXT яблочным гигантом.

В OS X 10.0 Cheetah был представлен переработанный графический интерфейс Aqua , появились новые приложения TextEdit, Preview, Mail и QuickTime .

Для работы системе требовались немалые по тем временам 128 Мб оперативной памяти и 800 Мб на накопителе.

Многие пользователи критиковали систему за отсутствие поддержки драйверов для периферийных устройств из Mac OS 9. OS X 10.0 была более требовательной и на старом железе работала менее производительно, чем предыдущие версии системы.

Mac OS X 10.1 Puma (2001)

Всего через полгода после Cheetah Apple выпускает крупное обновление Mac OS X 10.1 Puma.

Основной упор был сделан на повышение производительности и оптимизацию работы железа. С осени 2001 года все новые компьютеры Apple продавались с предустановленной Mac OS X 10.1, до этого многие модели комплектовались старой Mac OS 9.

Mac OS X 10.2 Jaguar (2002)

Разработчики сделали упор на расширение коммуникационных возможностей. В системе появляется iChat и Адресная книга .

Пользователи с ограниченными возможностями впервые получили блок специальных опций Универсальный доступ .

Mac OS X 10.3 Panther (2003)

В Apple довели до ума собственный браузер Safari , который стал просмотрщиком веб-страниц по умолчанию в новой версии Mac OS X.

Упор был сделан на удобную работу с несколькими приложениями и рабочими пространствами. В системе появился режим Expose .

Mac OS X 10.4 Tiger (2005-2007)

Выход новой версии операционной системы совпал с переходом производства компьютеров на платформу Intel . В Apple решили увеличить цикл крупных обновлений с одного года до двух.

С апреля 2005 до ноября 2007 вышло более 10 версий Mac OS X 10.4 с незначительными новшествами, улучшением совместимости и производительности.

Пользователи впервые увидели универсальный поиск Spotlight и панель Dashboard с виджетами.

Mac OS X 10.5 Leopard (2007-2009)

Следующие два года компания обновляла и поддерживала систему Mac OS X 10.5 Leopard. Даже параллельная разработка iPhone OS (iOS) для первого iPhone не помешала добавить ряд ключевых особенностей.

Появлялся удобный инструмент резервного копирования Time Machine , сервис Boot Camp позволил запускать на мак другие операционные системы, а сама Mac OS обзавелась поддержкой 64-битных программ.

Mac OS X 10.6 Snow Leopard (2009-2011)

Кодовое название, незначительно отличавшееся от предыдущего, намекало, что разработчики не вносили в систему серьезных изменений, а лишь занимались доведением до ума имеющихся фишек и возможностей.

В Mac OS X 10.6 мы впервые увидели магазин приложений Mac App Store .

Тем временем в Apple окончательно отказались от архитектуры PowerPC и перешли на процессоры Intel . ОС Snow Leopard не поддерживала PowerPC.

Mac OS X 10.7 Lion (2011-2012)

В компании немного навели порядок с iOS и вернулись к ежегодному циклу обновлений Mac OS. Настольная система унаследовала несколько новых фишек из мобильной.

В Mac OS X 10.7 появились удобные жесты для работы с большинством стандартных приложений и системой. Дебютировал облачный сервис iCloud .

Начиная с версии Lion Mac OS перестали распространять на CD или DVD, загрузка ПО выполнялась только по сети.

Mac OS X 10.8 Mountain Lion (2012-2013)

Mac OS X 10.9 Mavericks (2013-2014)

В Apple отошли от привычной системы названий ОС, которые в линейке Mac OS X до этого выбирали по названию видов из семейства кошачьих. Теперь операционная система именовалась в честь известных мест в Калифорнии.

Пользователи получили аналоги мобильных приложений Карты и iBooks , улучшенную поддержку нескольких дисплеев и возможность использовать Apple TV в качестве полноценного экрана для Mac.

Обновление впервые стало бесплатным. В компании пообещали и дальше распростронять ОС на бесплатной основе.

Mac OS X 10.10 Yosemite (2014-2015)

Эта версия запомнится прежде всего серьезным редизайном. Отказ от скевоморфизма вслед за iOS способствовал сближению и более тесной интеграции настольной и мобильной ОС, которые уже и так имели общие приложения и сервисы.

Mac OS X 10.11 El Capitan (2015-2016)