Классификация игровых манипуляторов. Манипуляторы — мыши, трекболы

Устройства, предназначенные для взаимодействия с объектами окон папок и программ на экране монитора аналогично тому, как это делала бы рука, относятся к манипуляторам (от лат. manipula – рука). Относительные манипуляторы: мышь, джойстик, сенсорная панель; абсолютные – дигитайзер.

Мышь – устройство позиционирования указателя мыши (в виде стрелки, крестика, вертикальной палочки) на изображении экрана и для взаимодействия с объектами путем подачи команд кнопками. Применение мыши основано на возможностях графического интерфейса (взаимодействия пользователя с компьютером), предоставляемого современными операционными системами.

Обычная мышь скользит но столу или но коврику, а но ее перемещению датчики передают в системный блок через хвостик-кабель мыши данные о направлении и длине пути.

Нажатия на кнопки мыши посылают дополнительные коды-команды. Процессор обрабатывает все поступающие коды и посылает управляющие сигналы об изменении позиции указателя мыши на изображении экрана или команду.

Мышь имеет основную и вспомогательную кнопки, которые можно нажимать (удерживать нажатие), щелкать (ко

роткое нажатие), чтобы выполнить запуск программы или открыть файл.

Действия мыши имеют несколько вариантов:

  • щелчок кнопки – нажатие правой или левой кнопки с быстрым отпусканием;
  • двойной щелчок – двойное короткое и быстрое нажатие кнопки;
  • удерживание кнопки при перемещении мыши позволяет выделить, зацепить и сместить объект или границу;
  • удерживание клавиши клавиатуры Ctrl, Shift или Alt при нажатии кнопки мыши модифицирует ее действие и подаваемые команды.

Само по себе перемещение мыши без нажатия кнопок заставляет указатель мыши скользить по экрану над объектами, но не отдает команды. Ничего не происходит, кроме появления всплывающих подсказок. Но когда указатель позиционирован и сделан щелчок кнопкой мыши, будет оказано воздействие на объект изображения.

Положение пальцев на кнопках мыши: указательный палец – левая кнопка; безымянный палец – правая кнопка; средний палец – колесико прокрутки (при наличии) или средняя кнопка (у трехкнопочной мыши), для двухкнопочной мыши средний палец не используется.

Основную кнопку мыши (как правило, левую) кратко нажимают указательным пальцем (выполняют щелчок), чтобы выбрать позицию курсора в тексте, выделить или сделать активным объект на экране.

Внимание! Двойной щелчок открывает папку или файл, если нажатия короткие, отрывочные, с очень близким интервалом. Не следует раздавливать кнопку мыши, нельзя вязнуть при нажатии. Нельзя толкать, дергать мышь в момент щелчка по папке, потому что, зацепив папку, мышь может не открыть ее, а задвинуть в соседнюю папку. Необходимы два спокойных, но коротких нажатия (щелк-щелк).

Длительное нажатие кнопки мыши при ее перемещении применяется для выделения площади текста или рисунка, перетаскивания с "зацепом", смещения объектов и их границ иа экране. Некоторые действия выполняются мышью в сочетании с нажатием клавиш клавиатуры. Например, Ctrl и левая кнопка мыши с зацепом объекта – не перемещение, а копирование.

Вспомогательной кнопке мыши (обычно правой) операционная система поручает открывать контекстное меню команд или параметров (список для выбора команд но положению указателя на экране). Контекстные команды зависят от программы, в которой в данный момент работают с мышью.

В некоторых моделях мышей какую-нибудь дополнительную команду-услугу выполняет средняя кнопка (например, закрывает окна Windows) или колесико прокрутки содержимого при просмотре в окнах папок и программ.

Работу мыши обслуживает специальная программа – драйвер мыши. В операционной системе Windows настройку мыши выполняет команда Пуск, Панель управления, Мышь. Можно изменить предельную скорость (частоту) нажатия кнопки мыши (интервал щелчков), изменить вид указателя и его чувствительность к перемещению мыши, поменять приписку основной и вспомогательной кнопки для левши.

Механическая мышь следит за своим перемещением по вращению внутреннего шарика, который катится но коврику. Оптическая мышь просматривает фотоэлементами мелькание пробегаемых точек поверхности и может работать без коврика. Радиомышь и гироскопическая мышь учитывают и передают свое перемещение, используя радиосигнал, без коврика и без кабеля. Такие "летучие мыши" подходят для дистанционного управления, в частности, презентациями. (Гироскоп – волчок, раскрученный до большой скорости, ось вращения которого обладает свойством удерживать свое положение при внешних воздействиях. Гироскопы используются для ориентировки летательных объектов, а теперь и "летучих мышей".) Интерактивная мышь имеет внутри генератор вибраций для передачи тактильных ощущений, сопровождает перемещение "на ощупь", упругостью и дрожью передает прохождение указателя по кнопкам программы и через границу окна.

Дигитайзер – устройство ввода графического векторного изображения, получаемого в результате передвижения указателя по специальной поверхности рукой оператора ПК. Устройство состоит из графического планшета и указателя (перо, курсор). Планшет подключается к ПК, а перо – к планшету. Принцип действия дигитайзера основан на фиксации местоположения указателя с помощью встроенной в планшет сетки проводников. Шаг считывания информации называется разрешением дигитайзера. Дигитайзеры используются при работе с системами автоматизированного проектирования и графическими редакторами.

Устройства ввода

Манипуляторы

Манипуляторы являются координатными устройствами ввода, так как движение манипулятора преобразуется в изменение текущих координат экрана. Эти устройства позволяют ускорить работу с компьютерными объектами и обеспечивают более удобное управление ими.

Мышь

Широкое использование графического интерфейса привело к появлению манипулятора «мышь».

По способу считывания информации их можно классифицировать на:

  • механические;
  • оптико-механические;
  • оптические.

    На нижней поверхности механической мыши имеется шарик. Перемещение мыши по ровной поверхности приводит к вращению шарика, который взаимодействует с датчиками внутри корпуса мыши. В результате вырабатывается сигнал, который заставляет перемещаться указатель мыши на экране монитора.

    Оптическая мышь имет красный светодиод для подсветки и миниатюрную видеокамеру, которая делает снимки поверхности под ней (от 1500 до 6000 кадров в секунду). Специальный процессор сравнивает два последовательных кадра и вычисляет величину и направление смещения.

    На верхней поверхности мыши обычно расположены 2 кнопки. Нажатие на кнопку мыши компьютер воспринимает как указание на выполнение некоторого заданного действия.В настоящее время появились мыши с колесиком, предназначенным для прокрутки изображений и текстов, не умещающихся целиком на экране.
    Использование мыши позволяет более быстро и удобно управлять работой различных программ.

    Качество мыши определяется ее разрешающей способностью , которая измеряется количеством точек на дюйм - dpi (dot per inch).
    От этой характеристики зависит, насколько точно указатель мыши будет передвигаться по экрану.
    Для мышей среднего класса разрешение составляет 400-800 dpi. Это означает, что при перемещении мыши на 1 дюйм (1 дюйм=2,54 см) указатель мыши на экране переместится на 400-800 точек

    Разные типы мыши также отличаются друг от друга способом соединения с компьютером:

  • проводные - присоединяемые с помощью кабеля;
  • беспроводные , или «бесхвостые» мыши - соединение с компьютером обеспечивается инфракрасным сигналом, который воспринимается специальным портом.
  • История возникновения, развития и совершенствования манипуляторов не так проста и коротка, как может показаться на первый взгляд: так например, обыкновенная компьютерная мышь была изобретена уже почти полвека назад.

    С тех пор за ее перевоплощениями пристально следит весь цивилизованный мир. Что же касается первых клавиатур - их концепция появилась еще задолго до возникновения персонального компьютера (вспомните механические печатные машинки). Однако, прежде чем приступить к изложению истории этих устройств определимся с терминологией:под манипуляторами мы будем подразумевать следующие устройства вода, когда-либо существовавшие: мышь, клавиатура, трекбол, трекпоинт (pointing stick), графический планшет (дигитайзер), световое перо, тачпад, сенсорный экран, Roller Mouse, джойстик, Kinect и прочие игровые манипуляторы.

    Как изменялась клавиатура

    Первые компьютеры, датированные концом 40-х годов, поддерживали ввод информации с использованием одновременно и перфокарт, и телетайпов. Позднее, с развитием ЭВМ, перфокарты стали восприниматься в качестве пережитка прошлого, а на смену им пришли более совершенные способы хранения информации, такие как магнитные ленты..

    В 60-х годах с появлением первых видеотерминалов, позволявших в реальном времени отображать вводимую и выводимую информацию, основным способом общения человека с компьютером окончательно стал текстовый ввод. Безусловно, в те времена еще не существовало графических интерфейсов, а для работы в текстовом режиме было достаточно примитивной клавиатуры.

    Как уже говорилось во вступлении, первые клавиатуры появились задолго до персональных компьютеров: их история началась с момента разработки механических печатных машинок в 1868 году. Такой способ ввода информации был оперативным и удобным, в результате чего быстро прижился. Следующим шагом стали телетайпы, пришедшие на смену телеграфу в начале прошлого столетия, а затем появились электрические печатные машинки и первые компьютеры. Таким образом, клавиатуры из механических превратились в электронные. Первым в мире компьютером с графическим интерфейсом, разработанный в Xerox PARC стал Xerox Alto.

    В первых персональных компьютерах клавиатура являлась частью корпуса, однако позднее, с появлением концепции IBM PC они стали выпускаться в качестве самостоятельных устройств, а позднее появились и их беспроводные аналоги.

    Как же осуществлялась связь устройства ввода с операционной системой персонального компьютера? Сначала для связи использовались оптические интерфейсы, но они доставляли массу неудобств из-за того, что требовали прямой видимости между приемником и передатчиком, давали сбои при ярком свете, и в последствии они были вытеснены радиоинтерфейсами.

    Помимо стандартных клавиатур на сегодняшний день известны игровые клавиатуры , полностью переработанные для игры левой рукой (Thrustmaster Tacticalboard и Belkin SpeedPad Nostromo n50), клавиатуры со сменными наборами клавиш для различных игр (Zboard), клавиатуры с углублениями (DataHand System), аккордовые клавиатуры, клавиатуры с подсветкой и прочее. Студией Артемия Лебедева был разработан проект Optimus - клавиатура, в которой текущее значение каждой клавиши отображается через небольшой встроенный ЖК-дисплей, который отображает именно то, чем управляет в данный момент. «Оптимус» одновременно подходит для любых клавиатурных раскладок - кириллической, древнегреческой, грузинской, арабской, может отображать ноты, цифры, спецсимволы, ХТМЛ-коды, матфункции, изображения и пр. Программа-конфигуратор позволяет запрограммировать каждую кнопку на воспроизведение последовательности символов, а также отредактировать изображение для каждой отдельной раскладки.

    Подобную клавиатуру в свое время в США запатентовала и компания Apple.

    Среди перспективных направлений разработок последних лет можно выделить адаптацию текстового ввода для портативных устройств. На телефонах и смартфонах традиционных моделей клавиатуры ужимаются до двенадцати клавиш, каждая из которых отвечает за массу символов. Для ускорения ввода используются системы наподобие T9 (появившейся в 1996 году), способные по словарю подбирать подходящее слово. Из полноразмерных клавиатур, характерных для устройств с сенсорными дисплеями, наиболее популярна в настоящее время латинская раскладка клавиатуры QWERTY. Ее название произошло от 6 левых символов верхнего ряда раскладки. На основе такой клавиатуры сегодня созданы раскладки для многих других языков мира. Экспериментальная система Shark (Shorthand-Aided Rapid Keyboarding) разработанная в 2004 г. компанией IBM, представляла собой род стенографии и позволяла вводить в мобильное устройство слова, отмечая их - буква за буквой - на виртуальной клавиатуре. Например, чтобы ввести слово word, пользователь не нажимал стилусом четыре отдельные виртуальные клавиши, а просто проводил прямую линию от буквы «w» к букве «d». Такая система позволяла печатать на виртуальной клавиатуре, не отрывая пера от экрана, однако массовое внедрение подобных расширений так и не началось.

    Еще одна разновидность - проекционная клавиатура . Идея реализации виртуальной клавиатуры без проводов и кнопок родилась примерно десятилетие назад в стенах израильской компании Developer VKB Inc. Представленная на выставке CeBIT 2002 компанией Siemens Procurement Logistics Services первая виртуальная клавиатура без единого механического или электрического элемента стала первой практической реализацией этой идеи. Создатели лазерного интерфейса виртуальной клавиатуры предполагали, что их разработка на практике может быть интегрирована в любое мобильное устройство - телефон, ноутбук, планшетный ПК и даже в стерильное медицинское оборудование. Однако за все время существования концепции была разработана лишь одна модель (iTECH Bluetooth Virtual Keyboard), представляющая собой небольшую коробочку, из которой при помощи лазера на любую гладкую поверхность проецируется изображение клавиатуры, а нажатие виртуальных клавиш фиксируется специальным инфракрасным сенсором.

    Эволюция компьютерной мыши

    История возникновения компьютерной мыши начинается с появления трекбола .

    Устройство было разработано для нужд военных, однако заказчики остались недовольны предоставленным образцом, и об изобретении забыли вплоть до появления первых моделей ноутбуков, но и в этих устройствах от применения трекболов впоследствии отказались.

    Функционально трекбол представляет собой перевернутую механическую (шариковую) мышь. Шар находится сверху или сбоку, и пользователь может вращать его ладонью или пальцами, при этом, не перемещая корпус устройства. Несмотря на внешние различия, трекбол и мышь конструктивно похожи - при движении шар приводит во вращение пару валиков или, в более современном варианте, его сканируют оптические датчики перемещения (как в оптической мыши).

    В настоящее время трекболы не используются в домашних и офисных компьютерах, однако нашли применение в промышленных и военных вычислительных установках, аппаратах ультразвуковой диагностики, где пользователю приходится работать в условиях недостатка места и при наличии вибрации. Вообще первую компьютерную мышь (в том функционале, к которому мы привыкли) изобрёл в 1964 году Дуглас Карл Энгельбарт, сотрудник Стэнфордского исследовательского института. Устройство ввода информации выглядело как деревянная коробочка с кнопкой, которая перемещалась по столу на колёсиках, и, отсчитывая их обороты и развороты, вводила информацию в компьютер и, таким образом управляла перемещением курсора на экране.

    Первоначально мышь предназначалась отнюдь не для персональных компьютеров, а для более точного управления точкой на экране радара. Отметим, что Энгельбарт работал над созданием манипулятора не один: он является автором идеи и разработчиком концепции, но само устройство технически изготовил не он. Первая мышь была сделана руками аспиранта Билла Инглиша, а присоединившийся к ним позднее Джеф Рулифсон существенно улучшил конструкцию мыши и разработал для неё программное обеспечение.

    В последствии создатели первой мыши получили грант на серийный выпуск своих устройств, и уже конце 1968 года появилась первая полноценная мышь, у которой, в отличие от прототипа была уже не одна кнопка, а целых три.

    Следующий этап эволюции компьютерных мышей относится к 70-м годам ХХ века, когда инженеры стали задумываться об удобстве использования компьютеров при сложных технических расчетах. Так, первым запатентованным компьютером, в комплект которого входила мышь, был миникомпьютер Xerox 8010 Star Information System (англ.), представленный ширкой публике в 1981 году, и уже в 1983 году фирма Apple выпустила собственную модель однокнопочной мыши для компьютера Lisa, отметим, что данная конфигурация устройства сохранялась долгие годы. Широкую популярность компьютерная мышь приобрела благодаря использованию в компьютерах Apple Macintosh и позднее в ОС Windows для IBM PC совместимых компьютеров.

    Вскоре GUI (Graphic User Interface - графический интерфейс пользователя) вытеснил текстовый ввод-вывод в область специфических задач. К этому времени вместо неудобных колесиков мыши стали оснащаться шариками.

    Следующим этапом эволюции компьютерных мышей стало появление оптических манипуляторов , а в последствии, начиная с создания в 2004 г. мышки Logitech MX1000 (Рис6), их лазерных беспроводных аналогов с оптическими и радиоинтерфейсами, а также с индукционным питанием (устройства, производимые компанией A4Tech).

    Еще одним вариантом данного манипулятора является трехмерная мышь , способная работать в трехмерном пространстве.

    По замыслу конструкторов, использование подобных девайсов даст возможность пользователю свободно перемещаться в трехмерном пространстве, что может пригодиться как в играх, так и при работе с трехмерной графикой. Манипулятор автоматически подстраивается под используемый трехмерный редактор (AutoCAD, Autodesk Inventor, Autodesk 3ds Max). Нажатие, перемещение, поворот или наклон, изменение масштаба изображения и вращение модели — все эти действия можно совершать одновременно. Основной элемент 3D-мыши - контроллер движения, который во всех моделях имеет одинаковый принцип действия. Шесть степеней свободы (три линейных и три угловых) обеспечивают перемещение и вращение модели во всех направлениях. При этом можно отключать степени свободы, инвертировать оси, менять местами функции Приблизить/Удалить и Вверх/Вниз. Скорость перемещения/вращения зависит от усилия, прилагаемого к контроллеру движения. Чувствительность к усилию настраивается через панель настройки.

    Заслуживают внимания и графические планшеты (устройства компании Wacom, Genius и др.), которые особенно ценятся художниками и архитекторами, работающими за компьютером. Никакой другой манипулятор не позволяет добиться столь же правдоподобной имитации карандаша или кисти. Перо графических планшетов призвано компенсировать «неуклюжесть» мыши в художественных вопросах. К примеру, система от Genius WizardPad различает 256 степеней давления на перо. Разрешение планшета достигает 2540 линий на дюйм, а площадь его рабочей поверхности составляет 4-5 дюймов.

    Планшет имеет последовательный интерфейс. Устройство снабжено драйверами для большинства операционных систем Microsoft, включая DOS и Windows 3.xx/95.

    В отдельную группу можно выделить манипуляторы для ноутбуков. Как известно, мыши не всегда подходят для работы в дороге, а трекболы достаточно сложно встроить в тонкий корпус устройства. Здесь им на смену приходят тачпады (TouchPad - сенсорная панель).

    Сенсорная панель была изобретена в 1988 году Джорджем Герфайде. Позднее корпорация Apple лицензировала его проект и, начиная с 1994 года стала использовать в ноутбуках PowerBook. С этого момента, тачпад стал наиболее распространенным устройством управления курсором для ноутбуков. Работа тачпадов основана на измерении ёмкости пальца или измерении ёмкости между сенсорами. Ёмкостные сенсоры расположены вдоль вертикальной и горизонтальной осей тачпада, что позволяет определить положение пальца с нужной точностью. Разновидностью тачпадов является TouchWriter, он отличаются тем, что способен воспринимать нажатие как пальцами, так и любыми предметами (основанием карандаша, стилусом).

    Ранее производители ноутбуков использовали вместо тачпадов миниджойстики (трекпоинты ), расположенные в центре клавиатуры и трекболы. Трекпоинт - Pointing stick был изобретён ученым-исследователем Тедом Зелькером, и впоследствии зарегистрирован компанией IBM под торговой маркой TrackPoint. Традиционно такой джойстик имел заменяемый резиновый кожух, который для удобства пользователя изготавливают из шершавого материала. Курсор управляется определением примененной силы (отсюда и название тензометрический джойстик), для этого используется пара резистивных датчиков деформации (резистивных тензодатчиков). Вектор перемещения курсора определяется в соответствии с примененной силой. Основным недостатком устройства являлся дрейф курсора, требующий частой повторной калибровки. Поэтому с временем от его внедрения отказались.

    Для того чтобы использование манипуляторов, встроенных в ноутбук не стало серьезным стрессом для пользователя, производители изобретали все новые девайсы. Одним из таких решений был комплект Mouse Tablet (модель MT-604C) производства WinPal Electronics. В его состав входил графический планшет, электронное перо и трехкнопочная мышь без шарика. Отметим, что комплект при использовании потреблял внушительные объемы электроэнергии, а к набору Mouse Tablet прилагается внушительный пакет драйверов и программного обеспечения. Смена активного устройства (то есть переход с пера на мышь и наоборот) осуществлялась нажатием любой кнопки соответствующего манипулятора. Скажем, при нажатии на кончик пера последнее становилось активным; тот же эффект достигается и нажатием на левую кнопку мыши. Графический планшет и перо могли работать в режимах как прямого взаимодействия с экраном монитора (absolute coordinator), так и и косвенного (relative). Меню драйвера Mouse Tablet позволяло также откалибровать перо и мышь, задать площадь рабочей поверхности и подстроить перо-мышь в соответствии с предпочтениями пользователя.

    Существенными недостатками приспособления были: 1. из-за использования в Mouse Tablet электромагнитной технологии планшет мог подвергаться воздействию помех со стороны других элементов компьютера (например, монитора). Кроме того, он не переносил температуру выше 40°С, так что чашка горячего кофе на столе запросто могла оказаться для него «смертельной». Еще один серьезный недостаток: несовместимость со стандартными манипуляторами, поддерживаемыми Windows: в случае входа в safe mode Mouse Tablet прекращала функционировать, и, более того, могла «потащить» за собой клавиатуру, что существенно тормозило процесс работы.

    Технологии наших дней

    Что касается современных технологий, отметим, что в последнее время пользователи отдают предпочтение сенсорным экранам , созданным специально для уменьшения размера КПК. Их можно встретить и в карманных компьютерах, и в смартфонах, и в Tablet PC, и во всевозможных терминалах. Одним из основных недостатков сенсорных панелей всегда считалось отсутствие обратной тактильной связи, в результате ими было невозможно пользоваться вслепую. Однако американская компания Immersion предложила выход иразработала технологию TouchSense, добавляющую чувствительным экранам функцию обратной отдачи.Технология была впервые продемонстрирована на 19-дюймовом экране в 2005 году, а ее долгожданное перенесение на мобильные устройства запланировано на 2010-2011 год.

    Зачастую управление сенсорным экраном осуществляется при помощи стилуса, устройства, выполненного в виде маленького тонкого пера со специальным наконечником. Прародителем стилуса является световое перо (англ. light pen).

    Внешне устройство имело вид шариковой ручки или карандаша, соединённого проводом с одним из портов ввода-вывода компьютера. Обычно на световом пере была одна или несколько кнопок, которые нажимались рукой, удерживающей перо. Ввод данных с помощью светового пера производился путем проведения линий пером по поверхности экрана монитора. В наконечник пера устанавливался фотоэлемент, который регистрировал изменение яркости экрана в точке, с которой соприкасалось перо, за счёт чего соответствующее программное обеспечение вычисляло позицию, «указываемую» пером на экране. Кнопки на световом пере использовались аналогично кнопкам мыши — для выполнения дополнительных операций и включения дополнительных режимов.

    Благодаря сенсорным экранам развитие получила технология мультитач (англ. multi-touch) - функция сенсорных систем ввода, осуществляющая одновременное определение координат двух и более точек касания. Мультитач-экраны позволяют работать с устройством одновременно нескольким пользователям, а также с максимальной точностью определять координаты точек касания. Правильное распознавание всех точек касания увеличивает возможности интерфейса сенсорной системы ввода. Наиболее популярной формой мультитач устройств являются мобильные устройства (iPhone, iPad, IPod Touch), мультитач столы (например: Microsoft Surface) и мультитач стены.

    Использование технологии началось с сенсорных экранов (touchscreen) для управления электронными устройствами. Создатели первых синтезаторов и электронных инструментов, Hugh Le Caine и Bob Moog экспериментировали с использованием тач-сенсоров емкостных датчиков для контролирования звуков, издаваемые их инструментам.

    Мультитач-стол представляет собой пьедестал со стеклянной поверхностью-столешницей, которая служит экраном для проектора, расположенного в его основании.На таком столе может отображаться различный мультимедийный контент: презентации, ролики, слайд-шоу. Связь пользователя и системы обеспечивает интерактивная пленка (touch screen), наклеенная на стеклянную поверхность, также при помощи специального программного обеспечения она позволяет управлять контентом.

    В отличие от сенсорных экранов мультитач-стол дает более широкие и гибкие возможности управления объектами: пользователь может применять функции множественного касания, а также изменять мультимедийные объекты, например, увеличивать, уменьшать, вращать, перемещать изображения. Еще одним преимуществом мультитач-столов является возможность для нескольких пользователей одновременно работать в пределах единой системы, управляя большим объемом информации.

    В отдельную группу следует отнести игровые манипуляторы . К ним относятся джойстики, геймпады, компьютерные рули и штурвалы, танцевальные платформы, kinect и др.

    Интересно, что некоторые современные игровые манипуляторы обладают эффектом обратной отдачи (технология Force Feedback). Первые подобные девайсы появились в 90-х годах в США, когда компания Immersion, получив от госструктур заказ на создание тренажера для хирургов, решилась попробовать перенести в игровое пространство одну из созданных технологий. Изобретением заинтересовались военные. В последствие Военное ведомство США приобрело партию новых манипуляторов для тренировки пилотов. Так в начале 1996 г. Immersion выпустила первый серийный джойстик Force-FX.

    После этого началось активное серийное производство игровых рулей, штурвалов и т.п. Другой интересной технологией в сфере игровых манипуляторов стали гироскопы, с помощью которых реализована возможность определения изменения местоположения джойстика в пространстве. Их массовое внедрение началось с приставок нового поколения Nintendo Wii и Sony PlayStation 3.

    Интересным современным устройством ввода является Kinect (ранее Project Natal).

    Игровой «контроллер без контроллера» для Xbox 360 разработан фирмой Microsoft. Основанный на добавлении периферийного устройства к игровой приставке Xbox 360, Kinect позволяет пользователю взаимодействовать с ней без помощи игрового контроллера через устные команды, позы тела и показываемые объекты или рисунки. Впервые девайс был представлен 1 июня 2009 г. на выставке E³, где Microsoft продемонстрировал несколько методик применения технологии: Рикошет — Breakout-подобная игра, в которой используется всё тело для отбивания мячей разбивающих блоки и Paint Party — в которой игрок может разбрасывать краску на стену. Игрок может выбирать цвет голосом и использовать позы тела для создания трафаретов. Визуально Kinect выглядит следующим образом: это горизонтально расположенная коробка на небольшом круглом основании, которую помещают выше или ниже дисплея. Ее размеры: примерно 23 см в длину и 4 см в высоту.

    Устройство состоит из двух сенсоров глубины, цветной видеокамеры и микрофонной решетки. Проприетарное программное обеспечение осуществляет полное 3-х мерное распознавание движений тела, мимики лица и голоса. Микрофонная решетка позволяет Xbox 360 производить локализацию источника звука и подавление шумов, что дает возможность говорить без наушников и микрофона Xbox Live.Датчик глубины состоит из инфракрасного проектора объединенного с монохромной КМОП-матрицей, что позволяет датчику Kinect получать трёхмерное изображение при любом естественном освещении. Диапазон глубины и программа проекта позволяют автоматически калибровать датчик с учётом условий игры и окружающих условий, например мебели, находящейся в комнате.

    Как эволюционируют манипуляторы в недалеком будущем - нам остается только предполагать. В ближайшее время станут совершенными системы распознавания компьютером человеческой речи и почти всеми техническими устройствами можно будет управлять при помощи голоса; возможно, возникнут полноценные тактильные интерфейсы, позволяющие, к примеру, геймерам все, что происходит с их героем во время игры.

    Ведутся разработки и нейронных интерфейсов. Уже известно несколько случаев, когда люди, прикованные к инвалидной коляске, согласились участвовать в эксперименте по вживлению в мозг специального имплантанта, благодаря которому смогли управлять курсором на экране монитора исключительно при помощи «силы мысли». В общем, сюжет фильма «Суррогаты» в скором времени может воплотиться в реальность.

    Однако отмечу, что как и в жизни, новшества в работе с манипуляторами хороши лишь до тех пор, пока программа работает как часы. Мельчайшая неполадка в работе операционки - и все нестандартные устройства с их фирменными драйверами мгновенно «слетают», а рядовому юзеру останется лишь любоваться графическим интерфейсом, судорожно вспоминать (если знает) «горячие клавиши» и сожалеть о том, что не взял с собой обычную компьютерную мышь.

    МАНИПУЛЯТОР (в компьютере) МАНИПУЛЯТОР (в компьютере)

    МАНИПУЛЯ́ТОР в компьютере, указательное устройство для ввода информации, получившее распространение с появлением операционных систем с графическим интерфейсом.
    Наиболее часто используемым видом манипулятора является мышь (см. МЫШЬ компьютерная) , представляющая собой легко умещающуюся в ладони коробочку с кнопками. При перемещении мыши по столу или иной поверхности происходит аналогичное перемещение курсора на экране монитора. С помощью кнопок мыши можно подавать команды компьютеру. В портативных компьютерах вместо мыши используют трекбол, тачпад и трекпойнт. К манипуляторам относят и игровые джойстики.
    Трекпойнт (англ. TrackPoint), впервые появившийся в ноутбуках (см. НОУТБУК) производства фирмы Ай-Би-Эм (см. АЙ-БИ-ЭМ) (IBM), представляет собой миниатюрный рычаг с шершавой вершиной диаметром 5-8 мм. Трекпойнт расположен на клавиатуре между клавишами и управляется нажатием пальца.
    Тачпад (англ. TouchPad) представляет собой сенсорную панель, движение пальца по которой вызывает перемещение курсора. В подавляющем большинстве современных ноутбуков применяется именно тачпад, так как отсутствие в нем движущихся частей обусловливает его высокую надежность.
    Трекбол (англ. Trackball) представляет собой шар на подставке, вращение которого приводит в движение курсор на мониторе. Миниатюрные трекболы получили широкое распространение в портативных персональных компьютерах. Встроенные трекболы располагются в самых различных местах корпуса ноутбука, внешние крепятся специальным зажимом, а к интерфейсу подключаются кабелем. Большого распространения в ноутбуках трекболы не получили из-за своего недостатка - постепенного загрязнения поверхности шара и направляющих роликов.
    Джойстик (англ. Joystick) представляет собой манипулятор в виде рычага. Практически любую современную модель джойстика можно представить как два реостатных датчика, для питания которых используется напряжение 5 В. Рукоятка джойстика связана с двумя переменными резисторами, изменяющими свое сопротивление при ее перемещении. Один резистор определяет перемещение по координате X, а другой - по Y. В задачу адаптера джойстика входит преобразование изменения параметра сопротивления в соответствующий цифровой код. В зависимости от класса игр, на которые они ориентированы, джойстики могут иметь вид ручки управления, штурвала самолета, руля автомобиля, плоской площадки с кнопками (Game Pad).


    Энциклопедический словарь . 2009 .

    Смотреть что такое "МАНИПУЛЯТОР (в компьютере)" в других словарях:

      Манипулятор - По мере все большего распространения графических оболочек, а позднее и операционных систем, управление компьютером с помощью одной лишь клавиатуры стало затруднительным: требовалось устройство, позволяющее указать в любую точку экрана. Самым… … Глоссарий терминов бытовой и компьютерной техники Samsung

      Типичная современная мышь оптическая, с двумя кнопками и колесом прокрутки Манипулятор «мышь» (в обиходе просто «мышь» или «мышка») одно из указательных устройств ввода (англ. pointing device), обеспечивающих интерфейс пользователя с… … Википедия

      Мышь (манипулятор) - Мышь указательное устройство, облегчающее ввод / вывод и работу с информацией, содержащейся в компьютере. Другими словами манипулятор, представляющий собой небольшое устройство, изготовленное из пластмассы с двумя или тремя кнопками. Также… … Официальная терминология

      МЫШЬ (англ. mouse мышь), компьютерный манипулятор (см. МАНИПУЛЯТОР (в компьютере)), указательное устройство для ввода информации, получившее распространение с появлением операционных систем с графическим интерфейсом. Мышь представляет собой легко … Энциклопедический словарь

      - (touchpad, trek pad), сенсорный манипулятор (см. МАНИПУЛЯТОР (в компьютере)), преобразующий движение пальца по своей поверхности в управляющие сигналы. Принцип работы основан на измерении электрической ёмкости, поэтому тачпады нечувствительны к… … Энциклопедический словарь

      - (TrackPoint), манипулятор (см. МАНИПУЛЯТОР (в компьютере)), представляющий собой миниатюрный джойстик с шершавой вершиной диаметром 5 8 мм. Был разработан IBM (см. АЙ БИ ЭМ) в 1992 в качестве замены трекбола (см. ТРЕКБОЛ) и с 1994 устанавливается … Энциклопедический словарь

      - (аппаратное обеспечение; англ. hardware), совокупность электрических, электронных и механических компонентов компьютеров (см. КОМПЬЮТЕР) и автоматизированных систем в отличие от программного обеспечения (см. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ) (software)… … Энциклопедический словарь

      - (англ. TrackBall, BallPoint), разновидность координатных и манипуляторных устройств (см. МАНИПУЛЯТОР (в компьютере)), заменяющих мышь (см. МЫШЬ компьютерная) в ноутбуках (см. НОУТБУК) и других портативных персональных компьютерах (см. ПОРТАТИВНЫЙ … Энциклопедический словарь

      Эмблема Полётные данные корабля … Википедия

    Персональные компьютеры, очень плотно соприкоснулись с нашей повседневной жизнью, с их помощью мы работаем, смотрим фильмы, слушаем музыку, читаем книги, новости и еще много чего делаем. Но больше всего многие любят на компьютере играть. Красочные, реалистичные и интересные игры не оставляют равнодушными даже взрослых.

    Практически всеми играми можно управлять при помощи стандартной клавиатуры и мыши. А для повышения комфорта разработчики создали специальные геймерские модификации с дополнительными кнопками, улучшенной эргономикой и ярким дизайном. Но есть еще один тип устройств - это игровые манипуляторы , которые способны вывести игровой процесс на качественно новый уровень

    Условно их можно разделить на три типа: джойстики, геймпады и рули. Рассмотрим подробнее каждый из них.

    Джойстики

    Этот вид игрового манипулятора, грубо говоря, состоит из: основания, рукоятки и главной кнопки. В действительности же кнопок больше, в среднем около восьми, а в супернавороченных джойстиках их может очень много. Также возможно присутствие колесика прокручивания. Главное в джойстике - рукоятка, перемещающаяся по двум осям. К ней сводится практически весь игровой процесс. Как можно догадаться, этот игровой манипулятор используется в авиасимуляторах, им очень удобно управлять виртуальными истребителями, вертолетами и космическими кораблями.

    Среди самых популярных моделей можно выделить игровой манипулятор Logitech Extreme 3D Pro . Этот джойстик подходит как для стандартных ПК, так и для семейства Mac. Подключается через USB. Пользователи отмечают его удобство, компактность и функциональность (12 кнопок). Также у него довольно доступная цена - в пределах 270-420 грн. Также широко известны джойстики Genius MetalStrike Pro и Thrustmaster T.16000M.

    Геймпады

    Геймпады обычно используются на игровых приставках (типа Xbox, PlayStation, Nintendoи другие), но не менее популярны они и на ПК. Геймпад представляет собой блок с кнопками: с правой стороны кнопки действий, а с левой D-pad- большая кнопка со стрелками, качающаяся в восьми направлениях. Зачастую современные геймпады оснащены мини-джойстиками, которые управляются большими пальцами. Также в народе геймпад иногда называют «двурогим», так у него есть две удобные ручки, которые хорошо ложатся в обе ладони. Геймпад хорошо справляется с такими играми: спортивные симуляторы (футбол, баскетбол, хоккей), драки, бродилки, гонки.

    Genius MaxFire Grandias 12V завоевал популярность наверняка благодаря своей цене - от 90 до 260 грн. Также он оставляет приятные впечатления благодаря своей функциональности: 12 кнопок, мини-джойстики, виброотдача. Также пользователи отмечают отменное качество сборки. В категории от 150 до 300 грн конкурируют Thrustmaster F1 Dual Analog Ferrari F60 Exclusiveи Logitech Rumble Gamepad F510.

    Рули

    Особняком стоят рули, которые предназначены для автосимуляторов. Игровой руль имитирует аналогичное устройство в обычных наземных транспортных средствах. Как другие игровые манипуляторы руль содержит функциональные кнопки (многие из них даже похожи на геймпады), но еще у него могут быть подрулевые рычаги, используемые для переключения передач или ускорения/торможения. Возможна также комплектация дополнительными модулями: настольным имитатором рукоятки КПП и напольными двумя-тремя педалями. Также существуют моторули - менее распространенный вариант.

    Особого внимания заслуживает модель Thrustmaster Ferrari GT Experience 3-in-1. У этих рулей большой угол поворота - 240 градусов, имеется 11 кнопок и виброотдача. Эти устройства можно подключить не только к ПК, но и к PS2 и PS3. Но главное их достоинство - это отличный дизайн, стилизованный под Ferrari. Такие игровые манипуляторы купить можно в пределах 400-600 грн. Еще заслуживают внимания Genius TwinWheel и Logitech G27 Racing Wheel.

    Таким образом, можно выделить три лучших производителя игровых манипуляторов: Logitech, Genius и Thrustmaster . Но стоит добавить, что неплохо зарекомендовали себя Saitek, Gembirdи DVTech.