Какой канал соединяет средиземное и красное моря. Суэцкий канал – связующее звено между Африкой и Евразией

Суэцкий канал - судоходный бесшлюзовой морской канал на северо-востоке Египта, соединяющий Средиземное и Красное моря. Суэцкий канал - кратчайший водный путь между портами Атлантического и Индийского океанов (на 8-15 тыс. км меньше пути вокруг Африки).

Зона Суэцкого канала считается условной границей между двумя континентами : Азией и Африкой. Главные входные порты: Порт-Саид из Средиземного моря и Суэц из Красного моря. Суэцкий канал проходит по Суэцкому перешейку в его наиболее пониженной и узкой части, пересекая ряд озер и лагуну Мензала.

Мысль о том, чтобы прорыть канал через Суэцкий перешеек, возникла еще в глубокой древност и. Античные историки сообщают о том, что канал, соединяющий правый рукав Нила с Красным морем, пытались соорудить еще фиванские фараоны эпохи Среднего царства.

Первое достоверное историческое свидетельство соединения Средиземного и Красного морей каналом относится к временам правления фараона Нехо II (конец VII - начало VI в. до н.э.).

Расширение и усовершенствование канала производилось по распоряжению персидского царя Дария I, завоевавшего Египет, а впоследствии - Птолемея Филадельфа (первая половина III в. до н.э.). По завершению эпохи фараонов в Египте канал пришел в состояние упадка.

Однако после завоевания Египта арабами канал в 642 году был вновь восстановлен, но в 776 году его засыпали, чтобы направить торговлю через основные районы халифата.

Планы восстановления канала, разрабатывавшиеся позднее (в 1569 году по приказу визиря Османской империи Мехмеда Соколлу и французами во время египетской экспедиции Бонапарта в 1798- 1801 годов), не были осуществлены .

Идея строительства Суэцкого канала возникла вновь во второй половине XIX века. Мир в этот период переживал эпоху колониального раздела. Северная Африка, самая близкая к Европе часть континента, привлекала внимание ведущих колониальных держав - Франции, Великобритании, Германии, Италии и Испании. Египет был предметом соперничества Великобритании и Франции.

Национализация канала послужила поводом для англо-франко-израильской агрессии против Египта в конце октября 1956 года. Суэцкому каналу были нанесены значительные повреждения, движение по нему было прервано и возобновилось только 24 апреля 1957 года, после завершения работ по очистке канала.

В результате арабо-израильской «шестидневной войны» 1967 года судоходство по Суэцкому каналу вновь было прервано, так как зона канала фактически превратилась в линию фронта, разделяющую египетские и израильские войска, а в ходе октябрьской войны 1973 года - в район активных военных действий.

Ежегодный ущерб, наносимый бездействием Суэцкому каналу, исчислялся в 4-5 млрд. долл.

В 1974 года, после отвода израильских войск из зоны Суэцкого канала, Египет приступил к расчистке, восстановлению и реконструкции канала. 5 июня 1975 года Суэцкий канал был вновь открыт для судоходства.

В 1981 году была завершена первая очередь проекта по реконструкции канала, позволившая проводить по нему танкеры дедвейтом до 150 тысяч тонн (по завершении второй очереди - до 250 тысяч тонн) и грузовые суда дедвейтом до 370 тысяч тонн.

В 2005 году была начата новая реконструкция Суэцкого канала. План реконструкции предусматривает углубление фарватера, что позволит проводить по каналу более 90% существующего международного торгового флота. С 2010 года по каналу смогут ходить супертанкеры водоизмещением до 360 тыс. т. На сегодняшний день длина собственно канала 162,25 км, с морскими подходами от Порт-Саида до Порт-Тауфика - 190,25 км. Ширина на глубине 11 метров 200-210 м. Глубина по фарватеру 22,5 м.

Современный символ США Статую Свободы первоначально планировалось установить в Порт-Саиде под названием "Свет Азии" (The Light Of Asia), но тогдашнее правительство страны решило, что перевозка конструкции из Франции и установка являются для государства слишком дорогостоящими.

В настоящее время порядка 10% всех мировых морских перевозок осуществляется через Суэцкий канал. В среднем в день по Суэцкому каналу проходит 48 судов, среднее время прохождения канала - около 14 часов.

По существующим правилам Суэц могут проходить суда всех стран, не находящихся в состоянии войны с Египтом. Правила эксплуатации запрещают появление в нем лишь кораблей с атомными силовыми установками.

На сегодняшний день Суэцкий канал является главным бюджетообразующим проектом Египта. По оценкам ряда экспертов, канал дает стране больше средств, чем добыча нефти, и гораздо больше, чем сегодня позволяет получать стремительно развивающаяся инфраструктура туризма.

Эксплуатация канала является одним из основных источников валютных поступлений в египетскую казну. По оценкам ряда экспертов, канал дает стране больше средств, чем добыча нефти, и гораздо больше, чем стремительно развивающаяся инфраструктура туризма.

Ежемесячный объем сборов за проход через канал составляет 372 млн долларов.

В 2007-2008 финансовом году Суэцкий канал принес Египту более 5 млрд долларов , что стало рекордным показателем за всю историю канала.

В 2008-2009 финансовом году судоходство по Суэцкому каналу снизилось на 8,2%, а доходы Египта от эксплуатации канала упали на 7,2%. Эксперты объясняют это последствиями мирового финансового кризиса, а также действиями пиратов у берегов Сомали.

Строительство Суэцкого канала.

Рисунок Суэцкого канала (1881)

Возможно , ещё во времена Двенадцатой Династии фараон Сенусерт III ( до н. э. - до н. э.) проложил с запада на восток канал, прорытый через Wadi Tumilat, соединяющий Нил с Красным морем , для беспрепятственной торговли с Пунтом .

Позднее строительством и восстановлением канала занимались могущественные египетские фараоны Рамзес II и Нехо II .

Геродот (II. 158) пишет, что Нехо (609-594) начал строить канал от Нила до Красного моря, но не закончил его.

Канал был достроен около 500 года до нашей эры царём Дарием Первым , персидским покорителем Египта. В память этого события Дарий установил гранитные стелы на берегу Нила, в том числе одну близ Карбета, в 130 километрах от Pie.

В III веке до н. э. канал привёл в судоходное состояние Птолемей II Филадельф (285-247). Его упоминают Диодор (I. 33. 11 −12) и Страбон (XVII. 1. 25), о нём говорится в надписи на стеле из Пифома (16-й год правления Птолемея). Начинался он несколько выше по течению Нила, чем прежний канал, в районе Факуссы. Не исключено, впрочем, что при Птолемее был расчищен, углублен и продолжен до моря старый канал, снабжавший земли Вади Тумилат пресной водой. Фарватер был достаточно широк - в нём могли свободно разойтись две триремы.

Её основной капитал равнялся 200 миллионам франков (в эту сумму исчислены были Лессепсом все издержки предприятия), разделенных на 400 тысяч паёв по 500 франков каждый; на значительную их часть подписался Саид-паша. Английское правительство, и во главе его Пальмерстон, опасаясь, что Суэцкий канал поведет к освобождению Египта из-под власти Турции и к ослаблению или к потере господства Англии над Индией, ставило на пути к осуществлению предприятия всевозможные препятствия, но должно было уступить перед энергией Лессепса, тем более, что его предприятию покровительствовали Наполеон III и Саид-паша , а потом (с 1863 году) его наследник, Исмаил Паша .

Технические трудности были громадны. Приходилось работать под палящим солнцем, в песчаной пустыне, совершенно лишённой пресной воды. Первое время компания должна была использовать до 1600 верблюдов только для доставки воды рабочим; но к 1863 году она закончила небольшой пресноводный канал из Нила , шедший приблизительно в том же направлении, что и древние каналы (остатками которых кое-где удалось воспользоваться), и предназначенный не для судоходства, а единственно для доставки пресной воды - сперва рабочим, потом и поселениям, долженствовавшим возникнуть по каналу. Этот пресноводный канал идет от Заказика при Ниле на восток к Исмаилии , а оттуда на юго-восток, вдоль морского канала, к Суэцу; ширина канала 17 м на поверхности, 8 - по дну; глубина его в среднем только 2¼ м, местами даже значительно меньше. Его открытие облегчило работы, но всё-таки смертность среди рабочих была велика. Рабочих предоставляло египетское правительство, но приходилось использовать также европейских рабочих (всего на строительстве трудились от 20 до 40 тысяч человек).

200 миллионов франков, определённых по первоначальному проекту Лессепса, скоро закончились, в особенности вследствие громадных трат на подкупы при дворах Саида и Исмаила, на широкую рекламу в Европе, на расходы по представительству самого Лессепса и других воротил компании. Пришлось сделать новый облигационный заем в 166 666 500 франков, потом другие, так что общая стоимость канала к 1872 году достигла 475 миллионов (к 1892 году - 576 миллионов). В шестилетний срок, в который Лессепс обещал закончить работы, построить канал не удалось. Земляные работы проводились с использованием принудительного труда бедных слоев населения Египта (на первых этапах) и заняли 11 лет.

Первым был закончен северный участок через болото и озеро Манзала , затем равнинный отрезок до озера Тимсах. Отсюда выемка пошла к двум огромным впадинам - давно высохшим Горьким озёрам , дно которых было на 9 метров ниже уровня моря. После заполнения озёр строители вышли на концевой южный участок.

Канал официально открылся для судоходства 17 ноября 1869 года . По случаю открытия канала итальянскому композитору Джузеппе Верди была заказана опера «Аида », первая постановка которой состоялась 24 декабря 1871 года в оперном театре Каира.

Одни из первых путешественников в XIX веке.

Экономическое и стратегическое значение канала

Канал оказал немедленное и неоценимое влияние на мировую торговлю. Шестью месяцами ранее была введена в действие Первая Трансконтинентальная Железная Дорога, и весь мир можно было теперь обогнуть в рекордные сроки. Канал сыграл важную роль в экспансии и дальнейшей колонизации Африки. Внешние долги вынудили Исмаила Пашу , сменившего Саида Пашу, продать в 1875 году долю в канале в пользу Великобритании . «Всеобщая компания Суэцкого канала» по существу стала англо-французским предприятием, Египет был отстранен и от управления каналом и от прибылей. Фактическим хозяином канала стала Англия. Это положение ещё более укрепилось после того, как она оккупировала Египет в 1882 году.

Настоящее время

Египетская Администрация Суэцкого канала (Suez Canal Authority, SCA) сообщила, что по итогам 2009 года через канал прошло 17 155 судов, что на 20 % меньше, чем в (21 170 кораблей). Для бюджета Египта это означало сокращение доходов от эксплуатации канала с 5,38 млрд долларов США в докризисном 2008 году до 4,29 млрд долларов США в 2009.

По словам главы Администрации канала Ахмада Фаделя в 2011 году через Суэцкий канал прошло 17799 судов, что на 1,1 процента меньше, чем годом ранее. При этом на транзите судов египетские власти заработали 5,22 миллиарда долларов (на 456 миллионов долларов больше, чем в 2010 году) .

В декабре 2011 года власти Египта объявили, что тарифы за транзит грузов, не менявшиеся на протяжении последних трех лет, с марта 2012 года вырастут на три процента.

По данным 2009 года около 10 % мировых морских сообщений проходит через канал. Проход по каналу занимает около 14 часов. В среднем за день по каналу проходят 48 судов .

Соединение между берегами

С апреля 1980 года в районе города Суэц функционирует автомобильный туннель , проходящий под дном Суэцкого канала, и соединяющий Синай и континентальную Африку. Помимо технического совершенства, позволившего создать такой сложный инженерный проект, данный туннель привлекает своей монументальностью, имеет огромное стратегическое значение и по праву считается достопримечательностью Египта.

На открытии Суэцкого канала присутствовали императрица Франции Евгения (супруга Наполеона III), император Австро-Венгрии Франц Иосиф I с министром-президентом венгерского правительства Андраши , голландский принц с принцессой, прусский принц . Никогда раньше Египет не знал таких торжеств и не принимал такое количество высоких европейских гостей. Празднование длилось семь дней и ночей и обошлось хедиву Исмаилу в 28 миллионов золотых франков . И только один пункт программы торжества не был выполнен: известный итальянский композитор Джузеппе Верди не успел закончить заказанную по этому случаю оперу «Аида» , премьера которой должна была обогатить церемонию открытия канала . Вместо премьеры в Порт-Саиде был устроен большой праздничный бал .

См. также

Примечания

Литература

  • Дементьев И. А. Суэцкий канал / Под ред. акад. Л. Н. Иванова . - Изд. 2-е. - М .: Географгиз, 1954. - 72 с. - (У карты мира). - 50 000 экз. (обл.) (1-е изд. - М.: Географгиз, 1952. 40 с.)

Ссылки

  • В. В. Водовозов // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Суэцкому каналу 140 лет: история создания легенды XIX века . РИА НОВОСТИ (17 ноября 2009). Архивировано из первоисточника 19 мая 2012. Проверено 17 ноября 2009.
(араб. قناة السويس, Qanā al-Suways) - судоходный канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное моря, позволяя торговое сообщение между Европой и Азией коротким путем, вместо обхода Африки или перевозки грузов по суше. Канал был открыт в ноябре 1869 года. Он проходит между Порт-Саидом на севере и Суэц на юге, на расстоянии 162,5 км друг от друга, проходя около города Исмаилия между ними. Наибольшая глубина канала около 20 м. Это наиболее загруженный международной морской судоходный коридор в мире. Канал не имеет шлюзов: морская вода свободно направляется каналом в Большое Горькое озеро из Красного моря, заменяя испарений воду, тогда как на участке между Средиземным морем и Большим Горьким озером течения практически нет. Канал является собственностью Арабской Республики Египет и эксплуатируется государственной компанией Suez Canal Authority. Официально суднопластво каналом открытое всем государствам и регулируется Конвенцией о Суэцкий канал, хотя в действительности в случаях проход судов выборочно или полностью запрещался.

История

Сейчас известно о двух древние каналы в направлении с запада на восток между Красным морем и дельтой Нила, которые упрощали судоходство между ними. Меньший канал был построен при правлении фараона Сенусерта III или Рамсеса II. Больший поздний канал был построен в царствование фараона Нехо II, он был проложен несколько южнее и включал часть первого канала.

2 тысячелетия до н.э.

Во время правления фараона XII династии Сенусерта III (1878 - 1839 до н.э.) Нил был соединен с Красным морем коридором Вади-Тумилат, в направлении с запада на восток, становился полностью судоходным во время наводнений Нила. Это позволило вести прямую торговлю с Пунтом (сейчас Сомалийский полуостров) и, опосредованно, связало Красное и Средиземное моря (в те времена Красное море достигало на севере Большого Горького озера и озера тимсы). Этот канал был открыт в начале 1860 года, во время строительства пресноводного канала Исмаилия, он проходил мимо древние египетские города Аварис, Бубаст и Питом.

Много свидетельств указывают на то, что этот канал использовался минимум в течение нескольких веков. Так, барельеф времен правления фараона Хашепсута, датированный приблизительно 1470 годом до н.э., изображает возвращение морской вийськогои экспедиции из Пунта. Эти данные указывают, в частности, на существование в то время судоходного связи между Нилом и Красным морем. Другие свидетельства также указывают на существование канала и в 13-м веке до н.э., во времена правления Рамсеса II.

Восстановление канала в правление Нехо II, Дария I и Птолемея

Позже этот водный путь пришел в упадок и, согласно «Историей» Геродота, лишь около 600 года до н.э., в правление фараона Нехо II, были осуществлены попытки восстановить канал. Работы шли по старому руслу между городами Бубаст и Питом или между Герополитською заливом и Красным морем. Однако, до своей смерти Нехо так и не увидел завершения этого проекта.

По данным Геродота, во время строительства погибло около 120 тыс. человек, хотя современные исследователи считают эти данные перебильщенимы во много раз. По данным Плиния Старшего, во времена Нехо был проложен около 92 км русла канала, что примерно соответствует расстоянию долиной от Бубаста до Большого Горького озера. По данным Геродота длина канала составляла более 1000 стадий (184 км), вероятно следует рассматривать как полную расстояние от Нила до Красного моря в то время.

После смерти Нехо II работы были прекращены. По данным Геродота это произошло из полученное пророчество оракула о том, что каналом смогут воспользоваться враги страны.

Проект Нехо II был окончательно завершен во время правления персидского царя Дария I, который завоевал Египет. Проведенные работы были даже большими, чем планировалось ранее, поскольку во времена Дария И природный водный проход, который существовал между Герополитською (Суэцким) заливом и Красным морем возле египетского города Шалуф (южнее Большого Горького озера), заилился и требовал расчистке.

Надпись на столбе в Питом рассказывает о том, что в 270 или 269 году до н.э. канал был вновь восстановлен Птолемея II Филадельфа, что указывает на некоторый период неиспользования канала. В Арсинои Птолемей построил судоходный шлюз между Гериполитською заливом и Красным морем, который позволял проход судов, но препятствовал соленой воде из Красного моря смешиваться с пресной водой канала.

Регрессия Красного моря и заиления Нила

Красное море на протяжении веков претерпело заметного регрессии, его береговая линия медленно продвигалась дальше и дальше на юг от озера тимсы и Большого Горького озера, пока не достигла современных берегов. В сочетании с накоплением Нилом ила, техническое обслуживание и ремонт птолемеевой канала становилось все более затратным каждого века.

Через двести лет после строительства птолемеевской канала, при плавления Клеопатры, судоходный канал уже не действовал за заиления Пелузького устья.

Под властью арабов

В течение следующих 1000 Суэцкий канал был вновь заброшен, а затем был вновь реконструцовано, хотя неизвестно, когда - разные источники указывают на то, что это могло произойти во время правления Траяна, Омара ибн Хаттаба или в другие времена. У 750 года канал был закрыт аббасидский халифом Аль-Мансуром чтобы предотвратить проникновение в Аравию гяуров.

Аль-Хаким утверждал, что при нем канал был отремонтирован, и он действовал от Старого Каира в Суэц. Уже с 1000 года канал вновь заилился ежегодными наводнениями Нила и работал только во время наводнений. Считается, что окончательно канал был закрыт в 1811 году по приказу Мухаммада Али.

Исследования древнего канала Наполеоном

Начиная с конца 1798 года, через заинтересованность Наполеона Бонапарта в нахождении останков древнего водного пути, в район канала для проведенных исследований было направлено археологов, других ученых, картографов и инженеров. Их выводы, записанные в работе Description de l"Égypte, включают в себя подробные карты, описывающие открытия трассы древнего канала севернее Красного моря, а затем и в западном направлении к Нилу.

Позже, во второй половине 19 века, французские картографы отчитывались об обнаружении останков еще одного древнего канала направлением север-юг на восточном берегу озера тимсы, который заканчивался у северного берега Большого Горького озера. Второй канал следовал вдоль древней береговой линии Красного моря и далее на север от озера тимсы. Но к тому времени было неизвестно, когда эти два канала были построены и кем.

Наполеон предусмотрел строительство еще одного, современного канала, который должен следовать с севера на юг, между Средиземным и Красным морями. Но его проект запустили на некоторое время из-за того, что после предварительного обследования ошибочно зависили разность уровней Красного и Средиземного морей, оценив ее в 10 м (в действительности Средиземное море лишь на 1,2 м выше Красное), через что прокладка канала потребовало бы весьма сметных в то время шлюзов.

Хотя к тому времени древний канал с Бабасту до Красного моря уже не был судоходным, до 1861 вода еще доходила им до Кассасину.

Новейшее строительство Суэцкого канала

В 1854 - 1856 годах Фердинанд де Лессепс получил концессию от вице-короля Египта Мухаммеда Саид-Паши на создание компании, которая должна построить судоходный канал, открытый для судов всех стран. По условиям концессии, компания имела эксплуатировать канал 99 лет со момента открытия, после чего он должен был перейти египетскому правительству. Для проектирования был нанят австрийского инженера Луиджи Негрелли. Де Лессепс использовал свои дружеские отношения с Саидом, которые он получил, будучи французским дипломатом в 1830-х годах. Следуя концессии, Компания Суэцкого канала (фр. Compagnie universelle du canal maritime de Suez) была Основана 15 декабря 1858 года.

Работы заняли почти 11 лет с использованием принудительного труда египетских рабочих. Некоторые источники указывают, что на строительстве канала работало свыше 30 тыс. человек.

Британия скоро признала канал важным торговым маршрутом и восприняла французский проект как угрозу для своих геополитических и финансовых интересов. Британская империя официально осудила принудительный труд и направила вооруженные бедуинские отряды, чтобы спровоцировать бунт среди рабочих. В результате вице-король прекратил использование рабского труда, временно приостановило строительство.

Сначала международное общественное мнение скептически относилась к проекту. Акции Компании Суэцкого канала не продавались за рубежом, Англия, США, Австрия и Россия видмовлювалися их покупать. Однако, все акции компании были быстро проданы во Франции.

Канал открыт для судоходства 17 ноября 1869 года, несмотря на многочисленные технические, политические и финансовые проблемы, в результате которых окончательная стоимость более чем в два раза превысила первоначальную смету.

Открытие канала немедленно и резко повлияло на мировую торговлю. В сочетании с американской трансконтинентальной железной, которая была завершена за шесть месяцев до канала, канал позволил мировой торговли происходить в рекордно короткие сроки. Открытие канала также сыграло важную роль в расширении европейского влияния и колонизации Африки. Внешние долги вынудили Измаил-Пашу, преемника Саид-Паши, продать долю канала, принадлежавшей его стране, за 4 млрд. фунтов стерлигив Великобритании в 1875 году, но Франция все еще оставалась главным акционером.

Константинопольская Конвенция 1888 года объявила канал нейтральной зоной под защитой Британии; британские войска оккупировали поприще вдоль канала в ходе гражданской войны в Египте 1882 года. В 1915 году эти войска отразили нападение на канал османских войск. Согласно англо-египетского договора 1936 года, Великобритания сохраняли контроль над каналом. В 1951 году Египет отказался от договора, а в 1954 Великобритания решила вывести свои войска, было завершено в июле 1956 года.

История использования канала

История международного использования канала в военное время содержала запрет на его прохождение испанскими военными кораблями во время испано-американской войны 1898 года, разрешение прохода русской эскадре во время Русско-японской войны 1905 года и итальянским судам во время итальянской интервенции в Эфиопии в 1935-1936 годах. Теоретически канал был открыт для всех воюющих сторон во время Первой и Второй мировых войн, однако военно-морское превосходство союзников затрудняло использование канала немецкими кораблями. Начиная со времени вооруженного противостояния между Израилем и арабскими странами 1949 года, Египет отказал в использовании канала израильтянам и всем судам тех стран, торговавших с Израилем.

Суэцкий кризис

После того, как Великобритания и Соединенные Штаты отозвали свои обещания оказать поддержку в строительстве Асуанской плотины в связи с египетским ориентировкой на Советский Союз, в 1956 году (за 13 лет до того, как согласно условиям концессии канал должен полностью отойти в Египет) египетский президент Гамаль Абдель Насер национализировал канал, намереваясь финансировать проект плотины за счет доходов от канала. Одновременно им были закрыты Тиранский пролива для израильськии судов, прекратило израильскую торговлю через порт Эйлат в заливе Акаба. Это спровоцировало Суэцкий кризис - Великобритания, Франция и Израиль нанесли военного удара по Египту. По плану Израиль должен атаковать Египет сушей, Англия и Франция должны были помочь военно-воздушными силами, а позже ввести войска для установления контроля над каналом.

Частично план был осуществлен, однако конфликт получил огромный международный резонанс, а многие другие страны попытались вмешаться дипломатическим путем для припнення больших жертв. Для прекращения войны канадский Государственный секретарь иностранных дел Лестер Боулс Пирсон предложил создать миротворческие силы Организации Объединенных Наций для обеспечения доступа к каналу для всех сторон, а Израиль должен вывести свои войска из Синайского полуострова. 4 ноября 1956 большинством голосов Генеральная Ассамблея ООН проголосовала за миротворческую резолюцию Пирсона, в которой миротворцам ООН предоставлялся мандат на пребывание на Синайском полуострове, если Египет, так и Израиль согласятся на их введение. США также экономически и финансово нажали на правительство Великобритании, которая также согласилась вывести свои войска. За это план Пирсон позже был награжден Нобелевской премией мира.

В результате преднамеренного затопления судов по приказу Насера с целью сделать невозможным использование канала силами коалиции, канал был закрыт до апреля 1957 года, когда, согласно резолюции Пирсона, он был очищен с помощью сил ООН и открыт для судоходства. 1958 года Египет согласился выплатить компенсацию Англии и Франции за все 12 лет, которые оставались до окончания действия концессии.

Арабо-израильские войны 1967 и 1973 годов

В мае 1967 года президент Насер приказал миротворческим силам ООН освободить Синайский полуостров, включая зону Суэцкого канала. Несмотря на израильский протест в ООН, миротворцы были выведены, а египетская армия заняла позиции на израильской границе, вновь закрыв канал и Тиранский пролива для израильских судов.

Эти действия стали ключевыми факторами в решение Израиля нанести превентивный удар по Египту в июне 1967 года и захватить Синайский полуостров к Суэцкому каналу. После Шестидневной войны 1967 года, канал был закрыт до 5 июня 1975 года, за то, что обе страны контролировали разные берега канала и могли блокировать судоходство. В результате, четырнадцать грузовых судов, известных как «Желтый флот» оставались в ловушке канала в течение восьми лет. В 1973 году во время Войны Судного дня, египетская армия переправилась через канал на оккупированный Израилем Синайский полуостров, хотя и была быстро окружена израильсьмы силами, а ее уничтожению помешало только подписание прекращении огня. Многие из обломков военной техники, уничтоженной в течение этого конфликта, остается вдоль берегов канала и сейчас.

В 1975 году в район канала было вновь введено миротворческие войска ООН, а сам канал был открыт. При окончании срока действия пребывания миротворцев в 1979 году, несмотря на просьбы продлить срок как со стороны Израиля, так и со стороны Египта, этого не было сделано за вето СССР в Совете безопасности. По мирному договору между Израилем и Египтом, однако, было необходимо создать международные силы для обеспечения мира, что было сделано без участия ООН (так называемые «Многонациональные силы и наблюдатели» - англ. Multinational Force and Observers). С тех пор все корабли, включая израильские, проходят Суэцким каналом без помех.

Описание канала

Канал пересекает низменную участок песчаной пустыни и проходит по маршруту, где прокладке русла способствовали озера Манзала, Тимсах, Большое Горькое и Малое Горькое. Водная поверхность обоих Горьких озер лежала ниже уровня моря, но при строительстве из них пришлось проводить выемку грунта, так как их глубины оказалось недостаточно для потребностей канала. На участке от Порт-Саида до Эль-Кантара длиной 38 км трасса проходит озером Манзала, что есть мидководною лагуной Средиземного моря. Характер грунтов в зоне Суэцкого канала позволил легко и быстро провести земляные работы, а благодаря ровному рельефу местности здесь не понадобилось строить шлюзов. Питьевая вода в район Суэцкого перешейка поставляется из Нила пресноводным каналом Исмаилия, который начинается чуть севернее Каир. С центральными районами страны зона Суэцкого канала связана сетью железных дорог, выходящих из городов Порт-Саид, Исмаилия и Порт-Тауфик. Еще одна железная направляется западным берегом параллельно канала по всей его длине.

Характеристики

Допустимая наибольшая глубина осадка судна 18,90 м. Это относится для судов шириной до 50 м. Глубина допустимого осадка уменьшается для больших судов постепенно к 12,20 м для судов шириной 77,49 м. Максимальная допустимая водоизмещение судов для прохождения через канал - 150 тыс. т. После дноуглубительных работ, который планируется завершить к 2010 году, глубина допустимого осадки будет увеличение до 20,12 м. Сейчас разрабатывается также технико-экономическое обоснование для дальнейшего углубления канала до 21, 95, что позволит проходить через канал супертанкера с полной нагрузкой.

Допустимая наибольшая ширина:

77,49 м, после специального запроса к Suez Canal Authority
74,75 м при скорости ветра менее 10 м / с
64,0 м без всяких ограничений.
Длина судов не ограничена. Допустимая наибольшая высота 68 м (за то, что высота Моста египетско-японской дружбы составляет 70 м).

Канал имеет длину суше 162,25 км (Порт-Саид - Исмаилия: 78,50 км; Исмаилия - Суэц: 83,75 км). Расстояние от рейда до входа в канал с северной стороны составляет 19,5 км и 8,5 км с южного, от выхода из порта Суэц. Таким образом, общая протяженность канала 190,25 км.

Сообщение между берегами

Сообщение с севера на юг:

Мост через Суэцкий канал или Мост египетско-японской дружбы - высокий автомобильный мост возле города Аль-Кантара. Мост имеет высоту 70 м над поверхностью канала и был построен с помощью со стороны японского правительства, выгодней часть работ выполнена строительной фирмой PentaOcean.
Железнодорожный мост Аль Фердан - мост, расположенный в 20 км севернее Исмаилии, его строительство было завершено в 2001 году. Сейчас это самый длинный оборотный городов в мире, с пролетом 340 м. Предварительный городов было разрушено в 1967 году в ходе арабо-израильского конфликта.
Трубопроводы под каналом, подающих питьевую воду на Синае полуостров, пересекают канал в 57 км севернее Суэц, в точке 30 ° 27 "с.ш. 32 ° 21 "в.д..
Тоннель Ахмеда Хамди - тоннель к югу от Большого Горького озера, был построен в 1983 году. За проблем протечек в тоннеле, в период 1992 - 1995 лет рядом со старым был построен новый водонепроницаемый тоннель.
Высоковольтная линия через Суэцкий канал было построено в 1999 году.
Канал не имеет шлюзов через плоский рельеф и незначительные перепады между уровнем моря на его концах. В нем существует один судоходный фарватер. В обычный день через канал проходят три караваны, два с юга и один с севера. Первый караван идет южной частью канала в ранние утренние часы и доходит до Большого Горького озера, где суда останавливаются в ожидании прохода южного каравана. Северный караван проходит второй южный караван близ города Аль-Кантара. Переход занимает от 11 до 16 часов со скоростью около 8 узлов (15 км / ч), столь низкая скорость предназначена для предотвращения эрозии берегов канала волнами от судов.

Через канал сегодня осуществляется около 7,5% морских грузовых перевозок в мире. Поступления от канала с июля 2005 по май 2006 года составило 3,2 млрд. долларов США. В 2007 году через канал прошло 18193 судов. Средняя стоимость прохождения одного судна в 2007 году составляла около 150 тыс. долларов, а в 2008 году была увеличена до 160 тыс. долларов.

Сейчас некоторые супертанкеры слишком велики для прохождения каналом, а некоторые вынуждены разгружать часть своего груза на танкеры, принадлежащие каналу, и перезагружать ее на другом конце канала. Расширение канала, планируется завершить до конца 2009 года, сможет решить эту проблему, позволив проход любых полностью нагруженных супертанкеров.

Воздействие на окружающую среду

Открытие Суэцкого канала в 1869 году создало первый солоноводной проход между Средиземным и Красным морями. Причем уровень Красного моря примерно на 1,2 м выше уровня восточной части Средиземного моря, а высота приливов в Красном море также выше. Таким образом, канал служит проливом, через которую во время приливов порции воды перекатываются из Красного моря до Средиземного. Горькие озера, природные очень соленые озера, стали частью канала, несколько десятилетий сдерживали миграцию красноморском видов на север, однако их соленость постепенно сравнялась с соленостью Красного моря, и барьер миграции был устранен. В результате различные организмы из Красного моря начали колонизировать Восточное Средиземноморье. Красное море соленое и беднее питательными веществами, чем Атлантический океан, поэтому красноморском виды обычно имеют преимущество над атлантическими в соленой и беднейшему питательными веществами Средиземном море. В результате красноморском виды активно колонизируют Средиземное море, вытесняя местную биоту, тогда как в обратном направлении процесс практически не происходит. Это явление называется «Лессепсовою миграцией» (по имени Фердинанда де Лессепса) или «Эритрейская инвазией». Строительство Асуанской плотины через Нил в 1960-х годах уменьшило приток богатой питательными веществами пресной нильской воды до восточного Средиземноморья, еще больше приблизило условия моря до красноморском, ухудшая инвазию инородными видов.

Инвазивные красноморском виды, интродуцированные в Восточного Средиземноморья, уже стали важной частью средиземноморской экосистемы, ставя много эндемичных видов на грань вымирания. Сейчас около 300 красноморском видов уже идентифицированы как постоянные жители Средиземного моря, вероятно некоторое число остается неидентифицированным. Работы по расширению канала, ведутся египетским правительством, вызывают значительное беспокойство природоохранных организаций, потому что они непременно вызывают ухудшение инвазии красноморском видов.

Параллельно с Суэцким каналом за несколько лет до его строительства был построен Пресноводный канал Исмаилия от Модельного Нила, с двумя ветвями для поставки воды до Суэца и Порт-Саиду, с целью подачи воды для строительства и развития поселений вдоль его будущего русла.

Все о строительстве смотрите

Суэцкий канал (араб. ???? ??????,?? Qana al-Suways) - судоходный бесшлюзовый канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное море. Зона канала считается условной границей между двумя континентами, Африкой и Евразией. Кратчайший водный путь между Индийским океаном и областью Средиземного моря в Атлантическом океане (альтернативный маршрут протяжённее на 8 тыс. км). Суэцкий канал был открыт для судоходства 17 ноября 1869 года. Главные порты: Порт-Саид и Суэц.

Находится к западу от Синайского полуострова, имеет длину в 163 километра, глубину 20 метров. Канал расположен в Египте между Порт-Саидом (Bur Sa"id) на Средиземном море и Суэцом (al-Suways) на Красном море. На восточной стороне канала напротив Порт Саида находится Порт-Фуад (бур Фуад), где размещена Администрация Суэцкого канала. На восточной стороне канала напротив Суэца находится Порт-Тауфик (бур тауфик). На канале, в районе Крокодилового озера (Тимсах), расположен третий по величине город Египта и крупный промышленный центр - Исмаилия.

Канал позволяет водному транспорту проходить в обе стороны между Европой и Азией без огибания Африки. До открытия канала транспортировка осуществлялась путем разгрузки судов и сухопутной перевозкой между Средиземным и Красным морями.

Канал состоит из двух частей - к северу и к югу от Большого Горького Озера, соединяя Средиземное море с Суэцким Заливом на Красном море.

По данным Администрации Суэцкого канала, доходы от его эксплуатации в 2010 году составили 4,5 млрд дол. США, что делает его вторым по значимости источником наполнения бюджета после туризма, который принес 13 млрд долларов США. В 2011 году доходы составили уже 5,22 млрд долларов США, при этом через канал прошло 17799 судов, что на 1,1 процента меньше, чем годом ранее.

Возможно, ещё во времена Двенадцатой Династии фараон Сенусерт III (1878 до н. э. - 1888 до н. э.) проложил с запада на восток канал, прорытый через Wadi Tumilat, соединяющий Нил с Красным морем, для беспрепятственной торговли с Пунтом.

Позднее строительством и восстановлением канала занимались могущественные египетские фараоны Рамзес II и Нехо II.

Геродот (II. 158) пишет, что Нехо (609-594) начал строить канал от Нила до Красного моря, но не закончил его.

Канал был достроен около 500 года до нашей эры царём Дарием Первым, персидским покорителем Египта. В память этого события Дарий установил гранитные стелы на берегу Нила, в том числе одну близ Карбета, в 130 километрах от Pie.

В III веке до н. э. канал привёл в судоходное состояние Птолемей II Филадельф (285-247). Его упоминают Диодор (I. 33. 11 –12) и Страбон (XVII. 1. 25), о нём говорится в надписи на стеле из Пифома (16-й год правления Птолемея). Начинался он несколько выше по течению Нила, чем прежний канал, в районе Факуссы. Не исключено, впрочем, что при Птолемее был расчищен, углублен и продолжен до моря старый канал, снабжавший земли Вади Тумилат пресной водой. Фарватер был достаточно широк - в нём могли свободно разойтись две триремы.

Император Траян (98-117 гг.) углубил канал и увеличил его судоходность. Он был известен под названием «река Траяна», он обеспечивал судоходство, но затем вновь был заброшен.

В 776 году по приказу халифа Мансура его окончательно засыпали, чтобы не уводить торговые пути от центра Халифата.

В 1569 году по приказу великого визиря Османской империи Мехмеда Соколлу разрабатывался план восстановления канала, но он не был осуществлён. Производство предварительных изысканий он поручил особой комиссии во главе с инженером Лепером (Lepere). Комиссия пришла к ошибочному выводу, что уровень воды Красного моря на 9,9 м выше уровня воды в Средиземном море, что не позволяло бы построить канал без шлюзов. По проекту Лепера он должен был идти от Красного моря к Нилу частью по старому пути, пересекать Нил близ Каира и кончаться в Средиземном море близ Александрии. Достигнуть особенно значительный глубины Лепер считал невозможным; его канал был бы негоден для глубокосидящих судов. Расходы на прорытие комиссия Лепера исчислила в 30-40 миллионов франков. Проект разбился не о технические или финансовые трудности, а о политические события; он был окончен только в конце 1800 года, когда Наполеон был уже в Европе и окончательно отказался от надежды завоевать Египет. Принимая 6 декабря 1800 года доклад Лепера, он сказал: «это великое дело, но я не в состоянии осуществить его в настоящее время; быть может, турецкое правительство возьмется когда-либо за него, создаст себе тем славу и упрочит существование Турецкой империи».

В 1841 году английские офицеры, производившие изыскания на перешейке, доказали ошибочность расчетов Лепера относительно уровня воды в двух морях - расчетов, против которых уже раньше протестовали Лаплас и математик Фурье, исходя из теоретических соображений. В 1846 году образовалось, отчасти под покровительством Меттерниха, международное «Societe d’etudes du canal de Suez», в котором наиболее видными деятелями были инженеры француз Талабо, англичанин Стефенсон и австриец Негрелли. Луиджи Негрелли на основании новых, самостоятельных изысканий выработал новый проект, который, однако, в общих чертах был повторением старого, Леперовского. Около того же времени французский дипломат Фердинанд де Лессепс, не производя новых самостоятельных изысканий, а опираясь лишь на исследования предшественников, напал на мысль провести канал совершенно иначе - так, чтобы он был «искусственным Босфором» непосредственно между двумя морями, достаточным для прохода наиболее глубоководных судов.

В 1855 году Фердинанд де Лессепс получил концессии от Саида-паши, вице-короля Египта, с которым де Лессепс познакомился, будучи французским дипломатом в 1830-х годах. Саид Паша одобрил создание компании для целей строительства морского канала, открытого для кораблей всех стран.

В том же 1855 году Лессепс добился одобрения фирмана со стороны турецкого султана, но только в 1859 году смог основать в Париже компанию. В том же году началось строительство канала, которое возглавила созданная Лессепсом Всеобщая компания Суэцкого канала. Египетское правительство получило 44 % всех акций, Франция - 53 % и 3 % приобрели другие страны. По условиям концессии акционерам полагалось 74 % прибылей, Египту - 15 %, основателям компании - 10 %.

Её основной капитал равнялся 200 миллионам франков (в эту сумму исчислены были Лессепсом все издержки предприятия), разделенных на 400 тысяч паёв по 500 франков каждый; на значительную их часть подписался Саид-паша. Английское правительство, и во главе его Пальмерстон, опасаясь, что Суэцкий канал поведет к освобождению Египта из-под власти Турции и к ослаблению или к потере господства Англии над Индией, ставило на пути к осуществлению предприятия всевозможные препятствия, но должно было уступить перед энергией Лессепса, тем более, что его предприятию покровительствовали Наполеон III и Саид-паша, а потом (с 1863 году) его наследник, Исмаил Паша.

Технические трудности были громадны. Приходилось работать под палящим солнцем, в песчаной пустыне, совершенно лишённой пресной воды. Первое время компания должна была использовать до 1600 верблюдов только для доставки воды рабочим; но к 1863 году она закончила небольшой пресноводный канал из Нила, шедший приблизительно в том же направлении, что и древние каналы (остатками которых кое-где удалось воспользоваться), и предназначенный не для судоходства, а единственно для доставки пресной воды - сперва рабочим, потом и поселениям, долженствовавшим возникнуть по каналу. Этот пресноводный канал идет от Заказика при Ниле на восток к Исмаилии, а оттуда на юго-восток, вдоль морского канала, к Суэцу; ширина канала 17 м на поверхности, 8 - по дну; глубина его в среднем только 2 1/4 м, местами даже значительно меньше. Его открытие облегчило работы, но всё-таки смертность среди рабочих была велика. Рабочих предоставляло египетское правительство, но приходилось использовать также европейских рабочих (всего на строительстве трудились от 20 до 40 тысяч человек).

200 миллионов франков, определённых по первоначальному проекту Лессепса, скоро закончились, в особенности вследствие громадных трат на подкупы при дворах Саида и Исмаила, на широкую рекламу в Европе, на расходы по представительству самого Лессепса и других воротил компании. Пришлось сделать новый облигационный заем в 166 666 500 франков, потом другие, так что общая стоимость канала к 1872 году достигла 475 миллионов (к 1892 году - 576 миллионов). В шестилетний срок, в который Лессепс обещал закончить работы, построить канал не удалось. Земляные работы проводились с использованием принудительного труда бедных слоев населения Египта (на первых этапах) и заняли 11 лет.

Первым был закончен северный участок через болото и озеро Манзала, затем равнинный отрезок до озера Тимсах. Отсюда выемка пошла к двум огромным впадинам - давно высохшим Горьким озёрам, дно которых было на 9 метров ниже уровня моря. После заполнения озёр строители вышли на концевой южный участок.

Канал официально открылся для судоходства 17 ноября 1869 года. По случаю открытия канала итальянскому композитору Джузеппе Верди была заказана опера «Аида», первая постановка которой состоялась 24 декабря 1871 года в оперном театре Каира.

Канал оказал немедленное и неоценимое влияние на мировую торговлю. Шестью месяцами ранее была введена в действие Первая Трансконтинентальная Железная Дорога, и весь мир можно было теперь обогнуть в рекордные сроки. Канал сыграл важную роль в экспансии и дальнейшей колонизации Африки. Внешние долги вынудили Исмаила Пашу, сменившего Саида Пашу, продать в 1875 году долю в канале в пользу Великобритании. «Всеобщая компания Суэцкого канала» по существу стала англо-французским предприятием, Египет был отстранен и от управления каналом и от прибылей. Фактическим хозяином канала стала Англия. Это положение ещё более укрепилось после того, как она оккупировала Египет в 1882 году.

В 1888 году в Стамбуле (Константинополе) была подписана Международная конвенция с целью создания определенной системы, предназначенной гарантировать всем государствам свободное плавание по каналу.

В годы Первой и Второй мировых войн судоходство по каналу фактически регулировала Великобритания.

26 июля 1956 года президент Египта Гамаль Абдель Насер национализировал канал. Это привело к вторжению британских, французских и израильских войск и началу недельной Суэцкой войны 1956 года. Канал был частично разрушен, часть кораблей потоплена, в итоге судоходство было закрыто до 24 апреля 1957 года, пока канал не был расчищен с помощью ООН. Миротворческие силы ООН (UNEF) были введены для поддержания статуса Синайского полуострова и Суэцкого канала как нейтральных территорий.

После Шестидневной войны 1967 года канал вновь был закрыт. В ходе следующей арабо-израильской войны 1973 года египетская армия успешно форсировала канал; в дальнейшем израильская армия совершила «ответное форсирование». После окончания войны канал был разминирован силами ВМФ СССР и открыт для использования 5 июня 1975 года.

Канал не имеет шлюзов из-за отсутствия перепада уровня моря и возвышенностей. Канал позволяет проходить груженым кораблям водоизмещением до 240 000 тонн, высотой до 68 метров и шириной до 77,5 метров (при определённых условиях). Глава администрации Суэцкого канала Ахмед Али Фадель заявил, что очередной этап дноуглубительных работ завершен, и глубина канала составляет 66 футов (20,1 м). В дальнейшем планируется обеспечить прохождение супертанкерам с осадкой до 22 метров. В настоящее время супертанкеры могут переместить часть груза на суда, принадлежащие каналу, и получить обратно на другом конце канала. Канал имеет один фарватер и несколько участков для расхождения кораблей.

Суэцкий канал является одним из основных источников дохода Египта, наряду с добычей нефти и туризмом.

Египетская Администрация Суэцкого канала (Suez Canal Authority, SCA) сообщила, что по итогам 2009 года через канал прошло 17 155 судов, что на 20 % меньше, чем в 2008 (21 170 кораблей). Для бюджета Египта это означало сокращение доходов от эксплуатации канала с 5,38 млрд долларов США в докризисном 2008 году до 4,29 млрд долларов США в 2009.

По словам главы Администрации канала Ахмада Фаделя в 2011 году через Суэцкий канал прошло 17799 судов, что на 1,1 процента меньше, чем годом ранее. При этом на транзите судов египетские власти заработали 5,22 миллиарда долларов (на 456 миллионов долларов больше, чем в 2010 году).

В декабре 2011 года власти Египта объявили, что тарифы за транзит грузов, не менявшиеся на протяжении последних трех лет, с марта 2012 года вырастут на три процента.

По данным 2009 года около 10 % мировых морских сообщений проходит через канал. Проход по каналу занимает около 14 часов. В среднем за день по каналу проходят 48 судов.

С апреля 1980 года в районе города Суэц функционирует автомобильный туннель, проходящий под дном Суэцкого канала, и соединяющий Синай и континентальную Африку. Помимо технического совершенства, позволившего создать такой сложный инженерный проект, данный туннель привлекает своей монументальностью, имеет огромное стратегическое значение и по праву считается достопримечательностью Египта.

В 1998 году в Суэце над каналом была построена линия электропередачи. Опоры линии, стоящие по обеим берегам, имеют высоту 221 метр и расположены в 152 метрах друг от друга.

9 октября 2001 года в Египте был открыт новый мост им. Хосни Мубарака на автотрассе, соединяющей города Порт-Саид и Исмаилия. В церемонии открытия моста принял участие тогдашний президент Египта Хосни Мубарак. До открытия виадука Мийо это сооружение было самым высоким в мире вантовым мостом. Высота моста составляет 70 метров. Строительство продолжалось 4 года, в нём принимали участие одна японская и две египетские строительные компании.

В 2001 году было открыто движение по железнодорожному мосту Эль-Фердан в 20 км к северу от города Исмаилия. Это самый длинный в мире поворотный мост, его поворотные секции имеют длину 340 метров. Предыдущий мост был разрушен в 1967 году во время арабо-израильского конфликта.

На открытии Суэцкого канала присутствовали императрица Франции Евгения (супруга Наполеона III), император Австро-Венгрии Франц Иосиф I с министром-президентом венгерского правительства Андраши, голландский принц с принцессой, прусский принц. Никогда раньше Египет не знал таких торжеств и не принимал такое количество высоких европейских гостей. Празднование длилось семь дней и ночей и обошлось хедиву Исмаилу в 28 миллионов золотых франков. И только один пункт программы торжества не был выполнен: известный итальянский композитор Джузеппе Верди не успел закончить заказанную по этому случаю оперу «Аида», премьера которой должна была обогатить церемонию открытия канала. Вместо премьеры в Порт-Саиде был устроен большой праздничный бал.

Суэцкий канал - судоходный бесшлюзовой морской канал на северо-востоке Египта, соединяющий Средиземное и Красное моря. Суэцкий канал - кратчайший водный путь между портами Атлантического и Индийского океанов (на 8-15 тыс. км меньше пути вокруг Африки).

Зона Суэцкого канала считается условной границей между двумя континентами : Азией и Африкой. Главные входные порты: Порт-Саид из Средиземного моря и Суэц из Красного моря. Суэцкий канал проходит по Суэцкому перешейку в его наиболее пониженной и узкой части, пересекая ряд озер и лагуну Мензала.

Мысль о том, чтобы прорыть канал через Суэцкий перешеек, возникла еще в глубокой древност и. Античные историки сообщают о том, что канал, соединяющий правый рукав Нила с Красным морем, пытались соорудить еще фиванские фараоны эпохи Среднего царства.

Первое достоверное историческое свидетельство соединения Средиземного и Красного морей каналом относится к временам правления фараона Нехо II (конец VII - начало VI в. до н.э.).

Расширение и усовершенствование канала производилось по распоряжению персидского царя Дария I, завоевавшего Египет, а впоследствии - Птолемея Филадельфа (первая половина III в. до н.э.). По завершению эпохи фараонов в Египте канал пришел в состояние упадка.

Однако после завоевания Египта арабами канал в 642 году был вновь восстановлен, но в 776 году его засыпали, чтобы направить торговлю через основные районы халифата.

Планы восстановления канала, разрабатывавшиеся позднее (в 1569 году по приказу визиря Османской империи Мехмеда Соколлу и французами во время египетской экспедиции Бонапарта в 1798- 1801 годов), не были осуществлены .

Идея строительства Суэцкого канала возникла вновь во второй половине XIX века. Мир в этот период переживал эпоху колониального раздела. Северная Африка, самая близкая к Европе часть континента, привлекала внимание ведущих колониальных держав - Франции, Великобритании, Германии, Италии и Испании. Египет был предметом соперничества Великобритании и Франции.

Национализация канала послужила поводом для англо-франко-израильской агрессии против Египта в конце октября 1956 года. Суэцкому каналу были нанесены значительные повреждения, движение по нему было прервано и возобновилось только 24 апреля 1957 года, после завершения работ по очистке канала.

В результате арабо-израильской «шестидневной войны» 1967 года судоходство по Суэцкому каналу вновь было прервано, так как зона канала фактически превратилась в линию фронта, разделяющую египетские и израильские войска, а в ходе октябрьской войны 1973 года - в район активных военных действий.

Ежегодный ущерб, наносимый бездействием Суэцкому каналу, исчислялся в 4-5 млрд. долл.

В 1974 года, после отвода израильских войск из зоны Суэцкого канала, Египет приступил к расчистке, восстановлению и реконструкции канала. 5 июня 1975 года Суэцкий канал был вновь открыт для судоходства.

В 1981 году была завершена первая очередь проекта по реконструкции канала, позволившая проводить по нему танкеры дедвейтом до 150 тысяч тонн (по завершении второй очереди - до 250 тысяч тонн) и грузовые суда дедвейтом до 370 тысяч тонн.

В 2005 году была начата новая реконструкция Суэцкого канала. План реконструкции предусматривает углубление фарватера, что позволит проводить по каналу более 90% существующего международного торгового флота. С 2010 года по каналу смогут ходить супертанкеры водоизмещением до 360 тыс. т. На сегодняшний день длина собственно канала 162,25 км, с морскими подходами от Порт-Саида до Порт-Тауфика - 190,25 км. Ширина на глубине 11 метров 200-210 м. Глубина по фарватеру 22,5 м.

Современный символ США Статую Свободы первоначально планировалось установить в Порт-Саиде под названием "Свет Азии" (The Light Of Asia), но тогдашнее правительство страны решило, что перевозка конструкции из Франции и установка являются для государства слишком дорогостоящими.

В настоящее время порядка 10% всех мировых морских перевозок осуществляется через Суэцкий канал. В среднем в день по Суэцкому каналу проходит 48 судов, среднее время прохождения канала - около 14 часов.

По существующим правилам Суэц могут проходить суда всех стран, не находящихся в состоянии войны с Египтом. Правила эксплуатации запрещают появление в нем лишь кораблей с атомными силовыми установками.

На сегодняшний день Суэцкий канал является главным бюджетообразующим проектом Египта. По оценкам ряда экспертов, канал дает стране больше средств, чем добыча нефти, и гораздо больше, чем сегодня позволяет получать стремительно развивающаяся инфраструктура туризма.

Эксплуатация канала является одним из основных источников валютных поступлений в египетскую казну. По оценкам ряда экспертов, канал дает стране больше средств, чем добыча нефти, и гораздо больше, чем стремительно развивающаяся инфраструктура туризма.

Ежемесячный объем сборов за проход через канал составляет 372 млн долларов.

В 2007-2008 финансовом году Суэцкий канал принес Египту более 5 млрд долларов , что стало рекордным показателем за всю историю канала.

В 2008-2009 финансовом году судоходство по Суэцкому каналу снизилось на 8,2%, а доходы Египта от эксплуатации канала упали на 7,2%. Эксперты объясняют это последствиями мирового финансового кризиса, а также действиями пиратов у берегов Сомали.