Как звук из моно сделать стерео. Как из моно сделать стерео

В этой статье я расскажу о том, .

Сразу хочу предупредить. Адекватно сделать из полноценного моно трека (песни) стерео трек невозможно. Это чревато появлением различных фазовых искажений и нежелательных эффектов, особенно на низких частотах. Поэтому этот вопрос я рассматривать не буду.

Другое дело если какая-либо запись звучит, лишь в одном канале (правом или левом). Такие записи мне приходилось часто встречать на просторах интернета (аудоиподкасты, записи вэбинаров, интервью). Слушать их в наушниках, согласитесь, не очень комфортно (звук только в одном ухе). Или же если вы записываете вокал или игру на живых инструментах, то в этом случае есть смысл преобразовывать аудио дорожку из моно в стерео.

Как сделать из одноканальной записи двухканальную

Если Вы скачали какую-нибудь одноканальную аудио запись (подкаст, запись вэбинара, интервью) и хотите чтобы она звучала в двух каналах, то выполнив несколько несложных действий, Вы можете добиться нужного результата. Для этих целей прекрасно подойдёт любой аудио редактор, например, .

1. Запустите программу и откройте нужный файл Файл / Открыть (Ctrl+O )

Как видно из скриншота, аудио записано только в левый канал.

2. Разделим правый и левый каналы. Для этого зайдем в меню дорожки и выберем пункт Split stereo track

3. Скопируем аудио из левого канала в правый. Для этого выберем левый канал с помощью мышки и нажмём сочетание клавиш Ctrl+O . Далее выберем правый канал и вставим скопированное аудио Ctrl+V .

4. Объединим две дорожки в двухканальную запись. Для этого в меню первого канала выберем пункт Make stereo track .

Вот что получилось.

Теперь мы видим что аудио присутствует и в левом и в правом канале.

5. Сохраним результат в формате MP3. Для этого выберем Файл / Экспортировать , укажем путь куда мы хотим сохранить файл и его формат.

Как из моно сделать стерео запись

Если Вы записали вокальную партию или партию какого-нибудь инструмента (гитара, саксофон и т.д.) в моно, но хотите сделать так, чтобы она звучала в стерео, то я рекомендую использовать эффект дабл трека. О том как сделать такой эффект читайте в статье .

Однако это не единственный способ добиться стерео звучания. Похожего эффекта можно достичь, используя плагины основанные на задержке сигнала. Это , и

В этом уроке мы узнаем, как в Adobe Audition из моно файла сделать стерео. Часто бывает, что в этом возникает необходимость, как при записи музыки, так и при редактировании готовых аудиофайлов, создаваемых к примеру, фотоаппаратами, диктофонами или видеокамерами — не важно. Важно лишь то, что в это звучание необходимо внести какой-то стереоэффект… А для этого аудио нужно преобразовать из моно в стереовид.

Включаем Adobe Audition (я воспользуюсь версией 3.0) и переводим его в вид редактора клавишей 8. Загружаем в окно аудиоредактора подопытный моно-файл File → Open

и нажимаем (независимо от версии аудиоредактора) F11 . Включается диалоговое окно , в котором, в опции Channels (каналы) устанавливаем переключатель из Mono в Stereo и нажимаем Ok . Весь наш файл после этого преобразуется из моно вида в стерео вид.

Пускаемся в эксперимент. Допустим, захотели мы услышать звучание зала, холла — заходим в самый распространённый стереоэффект – ревербератор. В Adobe Audition их несколько типов. Воспользуемся, к примеру, Effects → Reverb → , появляется соответствующее диалоговое окно, где выбираем какой-нибудь из предлагаемых пресетов (или создаём свои параметры), и получаем примерно следующее звучание:

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version . You also need to have JavaScript enabled in your browser.

…Или захотели мы, к примеру, воссоздать звук каньона или городской площади: переходим Effects → Delay and Echo → и регулируем в настройках индивидуальные для каждого канала параметры: уровни эффекта, число повторов, времени задержки, «окрашивая» в нужный тембр звуки задержки…

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version . You also need to have JavaScript enabled in your browser.

Хотите страшный хор? Зайдите Effects → Modulation → Chorus , и установите глубину модуляции (Modulation Depth) и число голосов побольше…

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version . You also need to have JavaScript enabled in your browser.

…Или сделать пинг-понг в Effects → Stereo Imagery → Pan/Expand , нарисовав в схеме построения эффекта «извилистую змейку» и нажав Ok.

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version

Разрешающая способность - это число битов, используемое для представления звука. Разрешающую способность файла можно увеличить или уменьшить. Увеличение разрешающей способности не изменяет качества звука, но позволяет выполнять последующую обработку с более высокой точностью. Однако уменьшение разрешающей способности файла приводит к слышимому искажению звука, которое называется ошибкой квантования.

1. Если вы хотите увеличить разрешающую способность, откройте файл с маленькой (8-битной) разрешающей способностью. Если вы хотите уменьшить разрешающую способность, откройте файл с большей (16-битной) разрешающей способностью.

2. В меню Обработка выберитеКонвертер разрешающей способности . Появится диалоговое окно Конвертер разрешающей способности.

3. В выпадающем списке Разрешающая способность выберите нужное значение.

4. При желании выберите необходимые настройки в выпадающем списке Дизеринг .

Значение Дизеринг определяет случайный характер дизеринга (сгенерированного шума), используемого для маскировки искажения квантования, появившегося при понижении разрешающей способности файла.

5. При желании выберите тип Обработки шума .

Значение Обработки шума определяет акустическое позиционирование шума квантования. С его помощью можно сместить шум в те диапазоны, которые в меньшей степени воспринимаются человеческим ухом. Оно снижает слышимый нижний шумовой порог и создает впечатление, будто аудиофайл очищен от шумов.

Примечание: при увеличении разрешающей способности файла значенияДизеринг иОбработки шума должны быть выставлены соответственно наНет иВыключено .

6. Нажмите OK .

Преобразование каналов моно/стерео

Можно преобразовывать файлы из моно в стерео и из стерео в моно.

Преобразование моно в стерео

1. Откройте файл Voiceover.pca. Этот файл расположен в той же папке, что и сама программа.

2. Каналы и в контекстном меню выберитеСтерео . Появится диалоговое окно Моно в стерео.

3. Выберите переключатель Два канала и нажмитеOK . Данные в формате моно разбиваются на два канала.

Преобразование стерео в моно

1. Откройте файл Saxriff.pca. Этот файл расположен в той же папке, что и сама программа.

2. Щелкните правой кнопкой мыши в поле Каналы и в контекстном меню выберитеМоно . Появится диалоговое окно Стерео в моно.

3. Выберите переключатель Микшированные и нажмите OK. Левый и правый каналы объединятся в один моноканал.

Все мы понимаем, что бы наша музыка звучала на разной аппаратуре приемлемо, нам нужна аппаратура, которая будет более-менее честна с нами. НО! Будь у вас самые лучшие студийные мониторы в вашей комнате и акустика комнаты на высоте – вы все еще можете забывать про один важный моментЗвучит ли ваша музыка приемлемо в моно? Уверены ли вы, что если вы сводите на стерео мониторах или наушниках, то ваш микс автоматически прелестно звучит и в моно режиме? Зачем мне вообще беспокоиться на этот счет, весь мир уже давно живет в стерео режиме… Ку-ку!?.

Во-первых, конечно же, до сих пор миллионы людей слушают музыку в моно, где угодно… Они просто вынуждены по воле судьбы). У многих на работе стоит портабельное радио или приемник, миниатюрный бумбокс или, в конце концов, одна колонка. В автомобилях часто магнитолы воспроизводят исключительно моно, некоторые заведения и даже клубы преподносят нам музыку в моно, и даже интернет, казалось бы, последнее место, где я ожидаю подставу на этот счет, так же, за частую, проигрывает для нас моно (аудио или видео плееры).

Так что, люди так или иначе услышат вашу музыку в моно режиме рано или поздно. И тут-то вы не знаете, как будет звучать ваше детище, и я думаю вам вряд ли все равно). Если вы не сводите и даже не проверяете ваши миксы и сведение в моно режиме, то самое время НАЧАТЬ! И скажу с уверенностью, если вы не проверяли, как звучит ваш микс в моно, то худший вариант – действительно худший, звучать может действительно, так скажем, «не хорошо ». На это могут запросто повлиять ваша стереобаза в миксе, (общая картина панорамы (pan) всех составляющих (дорожек) вашего микса в ) которая может быть даже не слишком широко расправлена, так же фазовые заглушения, это когда, например, две инвертированные фазы (обратные друг другу) сливаются и получается либо сигнал слабее либо его вообще не будет. И если уж совсем интересно, то проведите опыт с двумя одинаковыми по частоте синусоидами, поставьте параметр старта фазы для первой 0 для второй 180 – и воспроизведите их вместе – мертвая тишина. И шансов таких замещений в вашем треке может быть тысячи, а то и больше.… Поэтому, давайте теперь перейдем к решению всех этих рисков и проблем, страшно же)

А как вообще проверять в этом режиме в FL Studio? Просто до этого что-то не приходилось… Ну в FL Studio хоть и нет пока такой прямой функциональной кнопки активирования моно режима для дорожки микшера, но есть масса как способов, так и куча плагинов, что бы преобразовать стерео дорожку в моно. Итак, вот они перед вами…


Выкрутите ручку Stereo Separation до конца вправо (в моем случае на дорожке 1, но если вы хотите послушать вам весь трек в моно, то сделайте это на дорожке мастера). Это объединит два обособленных канала Left и Right в один единственный моно канал и выдаст вам всю правду о вашем треке.

Если вам трудно сделать первый пункт, и вы все равно обрабатываете дорожку мастера плагином Maximus , то на нем, как по заказу, есть такая же ручка Stereo Separation и ее тоже следует выкрутить вправо до упора.

И наконец, существуют сотни плагинов, эффектов обработки для работы с вашей стереобазой и не только, которым под силу сушение стереобазы до полного режима моно, как представлено на этом замечательном и простом плагине BT Stereo Imager. Этот фейдер нужно отвести до упора влево на режим моно, обратное на правление это расширение вашей стерео базы.

Итак, вот вам достаточно способов проверки ваших миксов в FL Studio, в режиме моно. И если звучит действительно неприемлемо, и я имею в виду, какие-то инструменты, может быть, даже хотя бы на каких-то определенных моментах не слышны или слишком глухо звучат, или еще один вариант весь микс полностью звучит очень размазано и неясно - это вам и нужно и исправлять. Решений тут несколько… Первое вам нужно прослушать наиболее широкие по панораме дорожки и инструменты в моно режиме (доверюсь здесь вашему слуху, если вы не понимаете о чем я, то проверяйте каждую) И выясним какие звучат глухо, неясно и не приемлемо – те дорожки сместить по параметру Stereo Separation хотя бы на 30-40% в сторону моно (т.е. вы слушали эту дорожку на параметре 100% merged – теперь сделайте 30 или 40% merged это даст больше сплочения стерео-картинке вашей дорожки, и то же самое с остальными дорожками, что звучат не ладно.

И если проблема после всех проделанных операций не решена, то теперь время тяжелой артиллерии. Работа с фазой дорожек вашего микса. Для того, что бы исправить фазовые наложения и замещения нужно попробовать с каждой дорожкой вот эту операцию (но обязательно по одной дорожке!)

Прослушайте все дорожки одновременно в режиме моно на мастере, пока пробуете активировать с каждой дорожкой вот эту опцию Reverse Polarity. Это инвертирует полярность фазы выбранной дорожки на 180 градусов. И будет момент, когда тот вредительски тусклый инструмент или дорожка зазвучит гораздо лучше и пригоднее.

Вот вам бронебойный набор решений для ваших миксов и вашего сведения, что бы ваша музыка действительно звучала отлично ВЕЗДЕ на любой аппаратуре и вы были всегда спокойны за результат и могли крепко спать по ночам со спокойной совестью!

И теперь самое важное на будущее… Отныне, возьмите за привычку или же сводить в моно режиме, или проверять ваш микс в FL Studio на режиме моно в конце сессии сведения. Это застрахует вас от очень неприятных последствий наперед. На этом все, удачи и грандиозных успехов в вашем творчестве!