Интерфейс – что это такое простыми словами. Для чего необходим интерфейс? Виды и понятие

Давайте с Вами поближе познакомимся еще с одним термином, который очень часто встречается в различных источниках, посвященных компьютерной тематике.

И этот термин — Интерфейс .

Вариации могут быть различными — это интерфейс пользователя , программный интерфейс , графический интерфейс , дружественный интерфейс . Но смысловое значение у всех понятий примерно одинаковое.

Если посмотреть толкование этого термина в Википедии (Всемирной энциклопедии), то сразу трудно сообразить, о чем вообще идет речь:

Интерфейс (англ interface - поверхность раздела, перегородка) - граница раздела двух систем, устройств или программ, определённая их характеристиками, характеристиками соединения, сигналов обмена и т. п. Совокупность унифицированных технических и программных средств и правил (описаний, соглашений, протоколов), обеспечивающих взаимодействие устройств и/или программ в вычислительной системе или сопряжение между системами. Понятие интерфейса распространяется и на системы, не являющиеся вычислительными или информационными.

Определение хоть и нудное, набивающее оскомину, но ключевые слова, по которым можно понять, что означает этот термин, здесь все-таки присутствуют — совокупность , взаимодействие , системы .

Начну с того, что слово «интерфейс» (interface) очень близко по звучанию со словом «интернет», которое у меня ассоциируется с чем-то внешним. Причем часть слова «Inter» на техническом английском переводится как «между». Ну а часть слова «face» однозначно ассоциируется с лицом, тем более что слово «face» с английского переводится именно как «лицо».

Отсюда и вытекает такое понятие как «внешнее лицо» или «внешний вид» . Или если использовать «между», то дословно получается «между лицами» .

Ну а вторая составляющая для понятия «интерфейс» — это взаимодействие . Т.е. как мы взаимодействуем с этим «внешним видом».

Что мы видим после того, как только загрузится наш компьютер? Мы видим различные графические компоненты. Это «Рабочий стол», полоса «Панели задач», различные ярлыки на рабочем столе. Причем эти компоненты на всех без исключения компьютерах находятся в, строго определенных местах, если, конечно не «издеваться » над рабочим столом и панелью задач.

Эти все компоненты и являются элементами графического интерфейса операционной системы Windows.

С этими элементами на персональных компьютерах мы в основном взаимодействуем с помощью манипулятора мышь, на ноутбуках с помощью сенсорной панели «тачпад», ну а на планшетных компьютерах уже напрямую пальцами.

Так вот совокупность этих графических компонентов и то, как мы с этими компонентами взаимодействуем (щелкаем кнопками мыши, перетаскиваем, выделяем и т.п.) и называется графическим интерфейсом .

По сути, интерфейс Windows является именно графическим интерфейсом. Но не только.

Разработчики операционной системы Windows постарались сделать так, чтобы даже неискушенный пользователь, впервые сев за компьютер, очень быстро смог разобраться «что куда нажимать», чтобы для начала сыграть в игрушку, выйти в интернет или пообщаться с друзьями, допустим, через Скайп.

И действительно, совершенно ничего не зная о принципах работы программ и не понимая терминологии, начинающий пользователь очень быстро осваивает то, что ему необходимо на первых порах знакомства с компьютером.

Вот эта простота быстрого и относительного легкого приобретения необходимых навыков, называется дружественный интерфейс .

Все вышеперечисленное относится и к любой программе, которую вы запускаете на своем компьютере.

Если вы, например, запускаете браузер Google Chrome, то Вы получаете интерфейс программы Google Chrome . Если запускаете браузер Opera, то получаете интерфейс программы Opera . Если вы запускаете программы Word, Excel, Paint, калькулятор и т.д., то Вы получаете интерфейсы этих программ .

На заре компьютерной эры, когда персональных компьютеров не было, а сам «компьютер» состоял из множества огромных шкафов и занимал несколько комнат, с компьютером «общались» через специализированную печатающую машинку (ее еще называли пишмашкой) или терминалы (монитор с клавиатурой).

На печатающей машинке, на заправленной длинной бумажной ленте печаталась команда, а компьютер в ответ печатал результат выполнения команды. Аналогично было и с терминалом, только ввод команд и результаты их выполнения отображались на экране монитора.

Так вот такое взаимодействие с компьютером через ввод — вывод информации назывался консольным вводом — выводом и носил название консольный интерфейс .

Консольный интерфейс до сих пор сохраняет свою актуальность. Правда называться он может немножко по-другому.

В операционной системе Windows он называется «Интерфейс командной строки» .

Для примера я набрал команду просмотра папок и файлов — dir и нажал клавишу «Enter».

Правда обычные пользователи им не пользуются, а вот для профессионалов типа системных администраторов, администраторов баз данных, да и суперпрофессионалов типа хакеров — это основной интерфейс для работы.

По сути, мы вводим команды и получаем какой-то результат в текстовом виде. Поэтому данный интерфейс называют еще текстовым интерфейсом .

Еще один интересный момент. В то время, когда никакой графики еще не было, для «рисования» табличек, линий, двойных линий придумали специальные символы. Выводя на экран монитора или на печать в определенных местах, создавалось впечатление, что текст окружен рамками с одинарными или двойными линиями, что было довольно красиво и эстетично. Или другими словами можно сказать, что интерфейс становился более дружественным .

Так вот эти символы, с помощью которых можно было «рисовать» рамки и таблицы назвали символы псевдографики .

В приведенной ниже табличке коды этих символов начинаются с кода 176 и заканчиваются кодом 255 .

Вы можете своими глазами увидеть и «пощупать» символы псевдографики, используя интерфейс командной сроки, тем более что некоторым моим читателям это в жизни уже пригодилось (Можно ввести любой символ и любую букву независимо от языка ввода, установленного по умолчанию. Если необходим урок на эту тему, напишите в комментариях).

Для примера выведем на экран верхний левый уголок одинарной рамки. Это код 218 .

Делается это следующим образом. Нажимаем клавишу
. Удерживая клавишу нажатой, набираем на клавиатуре число 218, последовательно нажимая кнопки , , . Отпускаем клавишу
. Все, код введен — элемент рамки «нарисован».

Графический и текстовый интерфейсы являются типами пользовательского интерфейса . Или как иногда еще называют интерфейсом пользователя .

Хочу еще привести несколько примеров использования понятия интерфейса не связанного или мало связанного с компьютерами.

Кабель, которым подключен Ваш компьютер или ноутбук к модему или маршрутизатору, называют сетевым интерфейсом. Хотя он имеет свое название — пачкорд.

Если Вы подключены к своим «железкам» по беспроводному соединению типа WiFi (вай фай), то это подключение можно назвать беспроводным интерфейсом .

Даже шнур питания компьютера от электросети можно назвать интерфейс питания компьютера.

Во всех перечисленных примерах объекты или системы взаимодействуют друг с другом, используя определенную среду.

Человек с компьютером общается с помощью клавиатуры и мышки, сообщает компьютеру различную информацию и получает ответы на экране монитора.

Компьютер общается с модемом через провод, благодаря чему у Вас есть выход в интернет. С электрической сетью компьютер «общается» через шнур питания, благодаря чему он вообще работает.


"Папа" должен подходить к "маме"

Каждый компьютер, будь то настольная система или ноутбук, использует огромное число разъёмов, как внутри, так и снаружи. Можете ли вы назвать каждый из них и объяснить назначение? В книжках часто бывают слишком плохие описания, либо они недостаточно иллюстрированы. В результате читатели часто путаются и теряются. В нашем полном руководстве мы постараемся решить эту проблему, разложив по полочкам все существующие интерфейсы. Мы оснастили статью большим количеством иллюстраций, которые наглядно расскажут о слотах, портах и интерфейсах вашего ПК, а также о всём спектре устройств, которые можно к ним подключить. Особенно наше руководство будет полезно новичкам, которые часто не знают предназначение того или иного интерфейса. А периферию подключать требуется уже сейчас. Но есть одно утешение: почти каждый разъём очень трудно (или вообще невозможно) подключить неправильно. За редкими исключениями, вы не сможете подключить устройство "не туда". Если такая возможность всё же есть, мы обязательно предупредим. К счастью, повреждения, связанные с неправильным подключением, сегодня встречаются уже не так часто, как раньше. Мы разбили руководство на следующие части.

  • Внешние интерфейсы для подключения периферии.
  • Внутренние интерфейсы, расположенные в корпусе ПК.

Внешние интерфейсы для подключения периферии USB

Разъёмы U niversal S erial B us (USB) предназначены для подключения к компьютеру таких внешних периферийных устройств, как мышь, клавиатура, портативный жёсткий диск, цифровая камера, VoIP-телефон (Skype) или принтер . Теоретически, к одному host-контроллеру USB можно подключить до 127 устройств. Максимальная скорость передачи составляет 12 Мбит/с для стандарта USB 1.1 и 480 Мбит/с для Hi-Speed USB 2.0. Разъёмы стандартов USB 1.1 и Hi-Speed 2.0 одинаковы. Различия кроются в скорости передачи и наборе функций host-контроллера USB компьютера, да и самих USB-устройств. USB обеспечивает устройства питанием, поэтому они могут работать от интерфейса без дополнительного питания (если USB-интерфейс даёт необходимое питание, не больше 500 мА на 5 В). Всего существует три типа USB-разъёмов.

  • Разъём "тип A": обычно присутствует у ПК.
  • Разъём "тип B": обычно находится на самом USB-устройстве (если кабель съёмный).
  • Разъём мини-USB: обычно используется цифровыми видеокамерами, внешними жёсткими дисками и т.д.


USB "тип A" (слева) и USB "тип B" (справа).


Кабель расширения USB (должен быть не длиннее 5 м).

Разъёмы мини-USB обычно встречаются на цифровых камерах и внешних жёстких дисках.

Логотип USB всегда присутствует на разъёмах.

Кабель-двойник. Каждый USB-порт даёт 5 В/500 мА. Если нужно больше питания (скажем, для мобильного жёсткого диска), то данный кабель позволяет питаться и от второго USB-порта (500 + 500 = 1000 мА).

Оригинально: в данном случае USB всего лишь обеспечивает питание для зарядного устройства.


Адаптер USB/PS2.


Кабель FireWire с 6-контактной вилкой на одном конце и 4-контактной на другом.

Под официальным названием IEEE-1394 скрывается последовательный интерфейс, повсеместно использующийся для цифровых видеокамер, внешних жёстких дисков и различных сетевых устройств. Его также называют FireWire (от Apple) и i.Link (от Sony). На данный момент 400-Мбит/с стандарт IEEE-1394 сменяется 800-Мбит/с IEEE-1394b (также известным как FireWire-800). Обычно устройства FireWire подключаются через 6-контактную вилку, которая обеспечивает питание. У 4-контактной вилки питание не подводится. Устройства FireWire-800, с другой стороны, используют 9-контактные кабели и разъёмы.



Эта карта FireWire обеспечивает два больших 6-контактных порта и один маленький 4-контактный.


6-контактный разъём с питанием.

4-контактный разъём без питания. Такой обычно используется на цифровых видеокамерах и ноутбуках.

"Тюльпан" (Cinch/RCA): композитный видео, аудио, HDTV

Цветовую кодировку можно только приветствовать: жёлтый для видео (FBAS), белый и красный "тюльпаны" для аналогового звука, а также три "тюльпана" (красный, синий, зелёный) для компонентного выхода HDTV

Разъёмы "тюльпан" используются в паре с коаксиальными кабелями для многих электронных сигналов. Обычно вилки "тюльпан" используют цветовое кодирование, которое приведено в следующей таблице.

Цвет

Использование

Тип сигнала

Белый или чёрный

Звук, левый канал

Аналоговый

Звук, правый канал (также см. HDTV)

Аналоговый

Видео, композитный

Аналоговый

Компонентный HDTV (яркость Y)

Аналоговый

Компонентный HDTV Cb/Pb Chroma

Аналоговый

Компонентный HDTV Cr/Pr Chroma

Аналоговый

Оранжевый/жёлтый

Цифровой

Предупреждение. Можно перепутать цифровую вилку SPDIF с аналоговым композитным разъёмом видео, так что всегда читайте инструкцию, прежде чем подключать оборудование. Кроме того, и цветовая кодировка у SPDIF бывает совершенно разная. Наконец, можно перепутать красный "тюльпан" HDTV с правым звуковым каналом. Помните, что вилки HDTV всегда бывают в группах по три, то же самое можно сказать и про гнёзда.


Вилки "тюльпан" имеют разное цветовое кодирование в зависимости от типа сигнала.

Два типа SPDIF (цифровой звук): "тюльпан" слева и TOSLINK (оптоволокно) справа.

Оптический интерфейс TOSKLINK тоже используется для цифровых сигналов SPDIF.

Переходник с разъёма SCART на "тюльпаны" (композитный видео, 2x аудио и S-Video)

Словарик

  • RCA = Radio Corporation of America
  • SPDIF = Sony/Philips Digital Interfaces


Два порта PS/2: один окрашенный, другой - нет.

Названные в честь "старушки" IBM PS/2 эти разъёмы сегодня широко используются в качестве стандартных интерфейсов для клавиатуры и мыши, но они постепенно уступают место USB. Сегодня распространена следующая схема цветового кодирования.

  • Фиолетовый: клавиатура.
  • Зелёный: мышь. Кроме того, сегодня весьма часто можно встретить гнёзда PS/2 нейтрального цвета, как для мыши, так и для клавиатуры. Перепутать разъёмы для клавиатуры и мыши на материнской плате вполне возможно, но никакого вреда это не принесёт. Если вы так сделаете, то быстро обнаружите ошибку: не будет работать ни клавиатура, ни мышь. Многие ПК даже не загрузятся, если мышь и клавиатура подключены неправильно. Исправить ошибку очень просто: поменяйте местами вилки, и всё заработает!


Переходник USB/PS/2.

Интерфейс VGA для монитора


Порт VGA на графической карте.

ПК достаточно давно использует 15-контактный интерфейс Mini-D-Sub для подключения монитора (HD15). С помощью правильного переходника можно подключить такой монитор и к выходу DVI-I (DVI-integrated) графической карты. Интерфейс VGA передаёт сигналы красного, зелёного и синего цветов, а также информацию о горизонтальной (H-Sync) и вертикальной (V-Sync) синхронизациях.


Интерфейс VGA на кабеле монитора.

Новые графические карты обычно оснащаются двумя выходами DVI. Но с помощью переходника DVI-VGA можно легко изменить интерфейс (справа на иллюстрации).


Этот адаптер предоставляет информацию для интерфейса VGA.

Словарик

  • VGA = Video Graphics Array

Интерфейс DVI для монитора

DVI является интерфейсом монитора, разработанным, главным образом, для цифровых сигналов. Чтобы не требовалось переводить цифровые сигналы графической карты в аналоговые, а затем выполнять обратное преобразование в дисплее.

Графическая карта с двумя портами DVI может работать одновременно с двумя (цифровыми) мониторами.

Поскольку переход с аналоговой на цифровую графику протекает медленно, разработчики графического оборудования позволяют использовать параллельно обе технологии. Кроме того, современные графические карты легко справятся с двумя мониторами.

Широко распространённый интерфейс DVI-I позволяет одновременно использовать как цифровое, так и аналоговое подключение.

Интерфейс DVI-D встречается весьма редко. Он позволяет только цифровое подключение (без возможности подсоединить аналоговый монитор).

В комплект со многими графическими картами входит переходник с интерфейса DVI-I на VGA, который позволяет подключать старые мониторы с 15-контактной вилкой D-Sub-VGA.

Полный список типов DVI (чаще всего используется интерфейс с аналоговым и цифровым подключениями DVI-I).

Словарик

  • DVI = Digital Visual Interface

RJ45 для LAN и ISDN

Сетевые кабели RJ45 можно найти с различной длиной и расцветкой.

В сетях чаще всего используются разъёмы для витой пары. На данный момент 100-Мбит/с Ethernet уступает место гигабитному Ethernet (он работает на скоростях до 1 Гбит/с). Но все они используют вилки RJ45. Кабели Ethernet можно разделить на два вида.

  1. Классический патч-кабель, который используется для подключения компьютера к концентратору или коммутатору.
  2. Кабель с перекрёстной обжимкой, который используется для соединения между собой двух компьютеров.


Сетевой порт на PCI-карте.

Современные карты используют светодиоды для отображения активности.

В Европе и Северной Америке устройства ISDN и сетевое оборудование используют тот же самый RJ45. Следует отметить, что вилки RJ45 разрешают "горячее подключение", причем, если вы ошибётесь, ничего страшного не случится.

RJ11 для модемов


Кабель RJ11.

Интерфейсы RJ45 и RJ11 очень похожи друг на друга, но у RJ11 всего четыре контакта, а у RJ45 их восемь. В компьютерных системах RJ11 используется, главным образом, для подключения к модемам телефонной линии. Кроме того, существует множество переходников на RJ11, так как телефонные розетки в каждой стране могут быть собственного стандарта.

Порт RJ11 на ноутбуке.

Модемный интерфейс RJ11.

Переходники RJ11 позволяют подключать разные типы телефонных розеток. На иллюстрации розетка из Германии.

S-Video (Hosiden, Y/C)


Интерфейс S-Video.

4-контактная вилка Hosiden использует разные линии для яркости (Y, яркость и синхронизация данных) и цвета (C, цвет). Разделение сигналов яркости и цвета позволяет достичь лучшего качества картинки по сравнению с композитным интерфейсом видео (FBAS). Но в мире аналоговых подключений на первом месте по качеству находится всё же компонентный интерфейс HDTV, за которым следует S-Video. Только цифровые сигналы вроде DVI (TDMS) или HDMI (TDMS) обеспечивают более высокое качество картинки.

Порт S-Video на графической карте.

SCART является комбинированным интерфейсом, широко распространённым в Европе и Азии. Этот интерфейс сочетает сигналы S-Video, RGB и аналогового стерео. Компонентные режимы YpbPr и YcrCb не поддерживаются.


Порты SCART для телевизора и видеомагнитофона.

Этот переходник преобразует SCART в S-Video и аналоговое аудио ("тюльпаны").

Перед нами цифровой мультимедийный интерфейс для несжатых HDTV-сигналов с разрешением до 1920x1080 (или 1080i), со встроенным механизмом защиты авторских прав Digital Rights Management (DRM). Текущая технология использует вилки типа A с 19 контактами.

Пока мы не встречали потребительского оборудования, использующего 29-контактные вилки типа B, поддерживающие разрешение больше 1080i. Интерфейс HDMI использует ту же технологию сигналов TDMS, что и DVI-D. Это объясняет появление переходников HDMI-DVI. Кроме того, HDMI может обеспечить до 8 каналов звука с разрядностью 24 бита и частотой 192 кГц. Обратите внимание, что кабели HDMI не могут быть длиннее 15 метров.


Переходник HDMI/DVI.

Словарик

  • HDMI = High Definition Multimedia Interface

Внутренние интерфейсы, расположенные в корпусе ПК

Serial ATA (SATA)

Четыре порта SATA на материнской плате.

SATA является последовательным интерфейсом для подключения накопителей (сегодня это, в основном, жёсткие диски) и призван заменить старый параллельный интерфейс ATA. Стандарт Serial ATA первого поколения сегодня используется очень широко и обеспечивает максимальную скорость передачи данных 150 Мбит/с. Максимальная длина кабеля составляет 1 метр. SATA использует подключение "точка-точка", когда один конец кабеля SATA подсоединяется к материнской плате ПК, а второй - к жёсткому диску. Дополнительные устройства к этому кабелю не подключаются, в отличие от параллельного ATA, когда на каждый кабель можно "вешать" два привода. Так что накопители "master" и "slave" уходят в прошлое.

Многие SATA-кабели поставляются с колпачками, защищающими чувствительные контакты.

Питание SATA в разных форматах.


Так питаются жёсткие диски SATA.

Кабели поставляются в различных цветах.

Хотя SATA был разработан для использования внутри корпуса ПК, ряд продуктов предоставляют и внешние интерфейсы SATA.

Питание накопителям SATA может обеспечиваться двумя способами: через классическую вилку Molex...

Или с помощью специального кабеля питания.

ATA/133 (Parallel ATA, UltraDMA/133 или E-IDE)

Параллельная шина передаёт данные с жёстких дисков и оптических накопителей (CD и DVD) и обратно. Она известна как параллельная ATA (Parallel ATA) и сегодня уступает место последовательной ATA (Serial ATA). Последняя версия использует 40-контактный провод с 80 жилами (половина на "землю"). Каждый такой кабель позволяет подключать, максимум, два накопителя, когда один работает в режиме "master", а второй - в "slave". Обычно режим переключается с помощью небольшой перемычки на накопителе.


Ленточный шлейф IDE.

Подключение DVD-привода: красная полоска на шлейфе должна всегда находиться рядом с разъёмом питания.

Интерфейс ATA/133 для классического 3,5" жёсткого диска (внизу) или 2,5" версии (вверху).

Если вы желаете подключить 2,5" накопитель для ноутбуков к обычному настольному ПК, то можно использовать такой же переходник.

Предупреждение: в большинстве случаев подключить интерфейс неправильно невозможно из-за выступа с одной стороны, но у старых кабелей он может отсутствовать. Поэтому следуйте следующему правилу: конец шлейфа, маркированный цветной полоской (чаще всего красной), всегда должен совпадать с контактом номер 1 на материнской плате, а также должен быть ближе к разъёму питания привода CD/DVD. Чтобы предотвратить неправильное подключение, у многих кабелей и разъёмов отсутствует одна контактная ножка или контактное отверстие в середине.

Один шлейф поддерживает подключение двух устройств: скажем, двух жёстких дисков или жёсткого диска в паре с DVD-приводом. Если к шлейфу подключены два устройства, то одно следует настроить как "master", а второе - как "slave". Для этого придётся воспользоваться перемычкой. Обычно она выставляется на ту или иную настройку. Если есть сомнения - обратитесь к документации (или сайту производителя накопителя).

Словарик

  • ATA = Advanced Technology Attachment
  • E-IDE = Enhanced Integrated Drive Electronics

AGP-слот с защёлкой для графической карты.

Большинство графических карт в пользовательских ПК используют интерфейс Accelerated Graphics Port (AGB). У самых старых систем для той же цели применяется интерфейс PCI. Впрочем, на замену обоим интерфейсам призван PCI Express (PCIe). Несмотря на название, PCI Express является последовательной шиной, а PCI (без суффикса Express) - параллельной. В общем, шины PCI и PCI Express не имеют ничего общего, помимо названия.

Графическая карта AGP (сверху) и графическая карта PCI Express (снизу).

Материнские платы для рабочих станций используют слот AGP Pro, который обеспечивает дополнительное питание для прожорливых карт OpenGL. Впрочем, в него можно устанавливать и обычные графические карты. Однако AGP Pro так и не получил широкое признание. Обычно прожорливые графические карты комплектуются дополнительным гнездом питания - для той же вилки Molex, к примеру.

Дополнительное питание для графической карты: 4- или 6-контактное гнездо.

Дополнительное питание для графической карты: гнедо Molex. Стандарт AGP пережил несколько обновлений.

Стандарт

Пропускная способность

256 Мбайт/с

533 Мбайт/с

1066 Мбайт/с

2133 Мбайт/с

Если вы любите копаться в "железе", то следует помнить о двух уровнях напряжения интерфейса. Стандарты AGP 1X и 2X работают на 3,3 В, в то время как AGP 4X и 8X требуют всего 1,5 В. Кроме того, существуют карты типа Universal AGP, которые подходят для разъёма любого типа. Чтобы предотвратить ошибочную установку карт, слоты AGP используют специальные выступы. А карты - прорези.

У верхней карты есть прорезь для AGP 3,3 В. В середине: универсальная карта с двумя вырезами (один для AGP 3,3 В, второй - для AGP 1,5 В). Снизу показана карта с вырезом справа для AGP 1,5 В.

PCI Express: последовательная шина

Слоты расширения материнской платы: PCI Express x16 линий (сверху) и 2 PCI Express x1 линия (снизу).

Два слота PCI Express для установки двух графических карт nVidia SLi. Между ними можно заметить маленький слот PCI Express x1.

PCI Express является последовательным интерфейсом, и его не следует путать с шинами PCI-X или PCI, которые используют параллельную передачу сигналов.

PCI Express (PCIe) является самым современным интерфейсом для графических карт. В то же время, он подходит и для установки других карт расширения, хотя на рынке пока их очень мало. PCIe x16 обеспечивает в два раза большую пропускную способность, чем AGP 8x. Но на практике это преимущество так себя и не проявило.

Графическая карта AGP (сверху) в сравнении с графической картой PCI Express (снизу).

Сверху вниз: PCI Express x16 (последовательный), два интерфейса параллельной PCI и PCI Express x1 (последовательный).

Число линий PCI Express

Пропускная способность в одном направлении

Суммарная пропускная способность

256 Мбайт/с

512 Мбайт/с

512 Мбайт/с

PCI и PCI-X: параллельные шины

PCI является стандартной шиной для подключения периферийных устройств. Среди них можно отметить сетевые карты, модемы, звуковые карты и платы захвата видео.

Среди материнских плат для широкого рынка больше всего распространена шина PCI стандарта 2.1, работающая на частоте 33 МГц и имеющая ширину 32 бита. Она обладает пропускной способностью до 133 Мбит/с. Производители так широко и не приняли шины PCI 2.3 с частотой до 66 МГц. Именно поэтому карт данного стандарта очень мало. Но некоторые материнские платы этот стандарт поддерживают.

Ещё одна разработка в мире параллельной шины PCI известна как PCI-X. Данные слоты чаще всего встречаются на материнских платах для серверов и рабочих станций, поскольку PCI-X обеспечивает более высокую пропускную способность для RAID-контроллеров или сетевых карт. К примеру, шина PCI-X 1.0 предлагает пропускную способность до 1 Гбит/с с частотой шины 133 МГц и разрядностью 64 бита.

Спецификация PCI 2.1 сегодня предусматривает напряжение питания 3,3 В. Левый вырез/выступ предотвращает установку старых 5-В карт, которые показаны на иллюстрации.

Карта с вырезом, а также PCI-слот с ключом.

RAID-контроллер для 64-битного слота PCI-X.

Классический 32-битный слот PCI сверху, а три 64-битных слота PCI-X снизу. Зелёный слот поддерживает ZCR (Zero Channel RAID).

Словарик

  • PCI = Peripheral Component Interconnect

Разъёмы питания и стандарты ATX

В следующей таблице и на иллюстрациях приведены различные типы разъёмов питания.

Стандартный разъём питания.

Socket 462

Стандарт питания

ATX12V 1.3 или выше

20-контактная

Вилка AUX (6-контактная)

Не используется

Разъём P4 (4-контактный 12 В)

Редко используется

Socket 754

Стандарт питания

ATX12V 1.3 или выше

Вилка AUX (6-контактная)

Не используется

Разъём P4 (4-контактный 12 В)

Иногда присутствует

Socket 939

Стандарт питания

ATX12V 1.3 или выше

20-контактная, иногда 24-контактная

Вилка AUX (6-контактная)

Не используется

Разъём P4 (4-контактный 12 В)

Иногда нужен

Socket 370

Стандарт питания

ATX12V 1.3 или выше

20-контактная

Вилка AUX (6-контактная)

Редко используется

Разъём P4 (4-контактный 12 В)

Редко используется

Socket 423

Стандарт питания

ATX12V 1.3 или выше

20-контактная

Вилка AUX (6-контактная)

Редко используется

Разъём P4 (4-контактный 12 В)

Socket 478

Стандарт питания

ATX12V 1.3 или выше

20-контактная

Вилка AUX (6-контактная)

Не используется

Разъём P4 (4-контактный 12 В)

Socket 775

Стандарт питания

ATX12V 2.01 или выше

24-контактная, иногда 20-контактная

Вилка AUX (6-контактная)

Разъём P4 (4-контактный 12 В)

Разъём P4 (8-контактный 12 В)

Чипсету 945X с поддержкой двуядерных CPU или выше нужен данный разъём


Вилка ATX с 24 контактами (Extented ATX).


20-контактный кабель ATX.


6-контактный разъём EPS.


Пришёл и ушёл: разъём питания дисковода.


20/24-контактный разъём (ATX и EATX)

Не делайте этого. 4-контактный расширитель с 20 до 24 контактов вилки ATX нельзя использовать для 12-В дополнительного разъёма AUX (впрочем, он находится слишком далеко). 4-контакный расширитель предназначен для порта Extended ATX и не используется на 20-контактных материнских платах ATX.

Вот как нужно: отдельная 4-контактная вилка вставляется в 12-В порт AUX. Её легко распознать: два золотистых и два чёрных кабеля.

Многие материнские платы требуют подключения дополнительного питания.

Пункт 1. Что такое интерфейс.

Интерфейс – это связующее звено между двумя элементами одной системы и с помощью которой осуществляется работа этой системы. С данным понятием мы встречаемся ежедневно, например, когда вы утром садитесь в свой автомобиль и беретесь рукой за рычаг коробки передач, вы взаимодействуете с интерфейсом своего автомобиля.

В данном случае рычаг является проводником между вами и коробкой передач, в системе автомобиля.

Понятие интерфейса часто применяется в компьютерной и вычислительной технике. Тут все то же самое, что и в жизни. Интерфейс обеспечивает связь между вами и системой машины.

С его помощью вы задаете команды, а компьютер исполняет их. Такой интерфейс называется интерфейсом пользователя.

Пункт 2. Внутренний и внешний интерфейс.

Интерфейс любого устройства делится на внешний и внутренний, в зависимости от выполняемых им задач.

  • К внутреннему интерфейсу относится то, что скрыто от пользователя, к чему он не имеет прямого доступа. Его свойства называют приватными.
  • К внешнему интерфейсу относится то, с чем непосредственно контактирует пользователь и с помощью чего он осуществляет управление устройством. Их свойства называются публичными.

Эти два вида интерфейса всегда являются частью одного устройства и обеспечивают его работу, они не могут существовать по отдельности.

Пункт 3. Интерфейс пользователя и его составляющие.

Интерфейс пользователя можно условно разделить на 2 части, ту которая отвечает за ввод информации в устройство, и ту, которая отвечает за ее вывод пользователю.

Если говорить об обычном домашнем ПК, то к первой категории можно отнести все, с помощью чего мы воздействуем на компьютер, заставляя его работать. Самым простым примером служат мышь, клавиатура, USB-порт. Соответственно ко второй категории относится все то, с помощью чего компьютер передает информацию тому, кто его использует, отвечая на команды, заданные ему через те же клавиатуру, мышь и прочие устройства ввода, а именно мониторы, колонки, наушники, принтеры, плоттеры и прочие средства вывода информации.

Пункт 4. Виды интерфейсов, используемых в компьютерной технике.

Существуют различные виды интерфейсов. ниже приведены основные из них.

  • Визуальный . Стандартный компьютерный интерфейс, который передает информацию при помощи визуальных образов, которые демонстрируются на мониторе.
  • Жестовый . Как правило, служит интерфейсом для телефонов или планшетных ПК. В большинстве случаев это сенсорная панель, реагирующая на движения пальцев того, кто управляет системой, и определенным образом отвечающая ка каждое конкретное движение. Его можно назвать упрощенным вариантом обычного визуального интерфейса.
  • Голосовой . Данный вид интерфейса появился сравнительно недавно. Он позволяет управлять системой с помощью голосовых команд. Система же со своей стороны также отвечает пользователю при помощи диалога. Самое интересное то, что современные технологии позволяют нам управлять голосом не только телефонами или компьютерами, но и бытовой техникой и даже автомобильными бортовыми компьютерами.

Одним из новейших направлений в данной области является осязательный интерфейс. Принцип его работы построен на физическом взаимодействии пользователя и машины, которое осуществляется посредством определенных предметов. Можно сказать, что это попытка придать информации, которую раньше пользователь получал графически при помощи монитора материальную форму.
Пункт 5. Системный и прикладной интерфейс. Интерфейсы делятся на 2 типа: системный и прикладной программный интерфейс.

Прикладной программный интерфейс или API – это своего рода запрос, который какая=либо программа адресует операционной системе для выполнения какого-либо действия. Данный интерфейс используется различными разработчиками для создания приложений.

Системный интерфейс бывает двух видов: командный и графический.

Командный интерфейс как правило представляет из себя командную строку, в которую пользователь вводит определенные указания, которые в большинстве случаев имеют свой синтаксис (например, операционная система ubuntu), а система их исполняет.

Графический интерфейс, также, как и командный работает благодаря командам пользователя, но в отличие от него команды не вбиваются текстом в командную строку, а подаются посредством графических образов, таких как иконки, окна и так далее. Такой тип интерфейса наиболее распространен и используется сегодня в большинстве персональных компьютеров. Такие интерфейсы часто называют WIMP, что является аббревиатурой от первых букв слов Window (Окошко), Icon (Иконка), Menu(Меню), Pointing device (Манипулирующее устройство).

interface - поверхность раздела, перегородка) - совокупность средств и методов взаимодействия между элементами системы.

В зависимости от контекста, понятие применимо как к отдельному элементу (интерфейс элемента ), так и к связкам элементов (интерфейс сопряжения элементов ).

  • вожжи - главный элемент интерфейса между лошадью и кучером (вожжи - интерфейс системы «лошадь - кучер»). Или же вожжи - интерфейс (управления) лошади;
  • руль, педали газа и тормоза, ручка КПП - интерфейс (управления) автомобиля, или же интерфейс системы «водитель - автомобиль». Для автомеханика же интерфейсными элементами являются совсем другие устройства - щуп уровня масла, например;
  • электрические вилка и розетка - являются интерфейсом энергоснабжения большинства бытовых приборов;
  • клавиатура и мышь - являются интерфейсом компьютера в контексте «пользователь - ЭВМ»;
  • адрес электронной почты - является коммуникационным интерфейсом пользователя интернет;
  • английский язык - основной коммуникационный интерфейс между пользователями интернет;
  • протокол передачи данных - часть интерфейса клиент-серверной архитектуры;
  • предоставление резюме и собеседование - части системы «процесс трудоустройства»;

Этот термин используется практически во всех областях науки и техники. Его значение относится к любому сопряжению взаимодействующих сущностей. Под интерфейсом понимают не только устройства, но и правила (протокол) взаимодействия этих устройств.

В контексте отдельного элемента интерфейс элемента противоположен реализации элемента (внутреннему устройству и функционированию) . Пользователю элемента незачем знать, как реализован используемый элемент, чтобы управлять им, но используемый элемент должен предоставить интерфейс управления. Например, водителю вовсе не обязательно знать, как устроен двигатель, чтобы управлять автомобилем, достаточно пользоваться интерфейсом автомобиля (рулем и педалями).

Интерфейсы в вычислительной технике

Интерфейсы являются основой взаимодействия всех современных информационных систем . Если интерфейс какого-либо объекта (персонального компьютера, программы, функции) не изменяется (стабилен, стандартизирован), это даёт возможность модифицировать сам объект, не перестраивая принципы его взаимодействия с другими объектами.

Например, научившись работать с одной программой под Windows, пользователь с легкостью освоит и другие - потому, что они имеют одинаковый интерфейс.

В вычислительной системе взаимодействие может осуществляться на пользовательском, программном и аппаратном уровнях. В соответствии с этой классификацией можно выделить:

Интерфейс пользователя

Совокупность средств, при помощи которых пользователь общается с различными устройствами.

  • Интерфейс командной строки : инструкции компьютеру даются путём ввода с клавиатуры текстовых строк (команд).
  • Графический интерфейс пользователя : программные функции представляются графическими элементами экрана.
  • Диалоговый интерфейс
  • Естественно-языковой интерфейс: пользователь «разговаривает» с программой на родном ему языке.
Физический интерфейс

Способ взаимодействия физических устройств. Чаще всего речь идёт о компьютерных портах .

  • Шлюз (телекоммуникации) - устройство, соединяющее локальную сеть с более крупной, например, Интернетом
  • Нейро-компьютерный интерфейс (англ. brain-computer interface ): отвечает за обмен между нейронами и электронным устройством при помощи специальных имплантированных электродов.
Интерфейсы в программировании
  • Интерфейс функции
  • Интерфейс программирования приложений (API): набор стандартных библиотечных методов, который программист может использовать для доступа к функциональности другой программы.

Интерфейсы в естественных науках

  • Интерфейс (химия)
  • Интерфейс (физика)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Интерфейс (компьютеры)" в других словарях:

    интерфейс RS-485 - Промышленный стандарт для полудуплексной передачи данных. Позволяет объединять в сеть протяженностью 1200 м до 32 абонентов. Интерфейс RS 485 широко распространенный высокоскоростной и помехоустойчивый промышленный… … Справочник технического переводчика

    - (яп. 第五世代コンピュータ) в соответствии с идеологией развития компьютерных технологий, после четвёртого поколения, построенного на сверхбольших интегральных схемах, ожидалось создание следующего поколения, ориентированного на распределенные… … Википедия

    Запрос «PC» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Эта статья о всех видах персональных компьютеров, о самой распространённой платформе см.: IBM PC совместимый компьютер. Основные составные части персонального компьютера Персональный… … Википедия

    - (МПИ) стандарт, определяющий набор контактов и процедуры обмена по 16 разрядной шине с совмещением (мультиплексированием) адреса и данных. Стандарт не определяет физической реализации интерфейса. Содержание 1 Принцип работы 2 Реализации … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. MUI. Magic User Interface Тип Библиотека элементов интерфейса Разработчик Stefan Stuntz Операционная система AmigaOS, MorphOS, AROS Аппаратная платформа Amiga Послед … Википедия

    Типичная современная мышь оптическая, с двумя кнопками и колесом прокрутки Манипулятор «мышь» (в обиходе просто «мышь» или «мышка») одно из указательных устройств ввода (англ. pointing device), обеспечивающих интерфейс пользователя с… … Википедия

    Doors (англ. двери) механизм межпроцессного взаимодействия в операционных системах Unix. Он представляет собой разновидность функционального вызова. История Doors были разработаны корпорацией Sun Microsystems как часть операционной системы … Википедия

    Maxima … Википедия

    - … Википедия

    Apple - (Эпл, Апл) История компании Apple, руководство Apple, иски против Apple Персональные и планшетные компьютеры, мобильные телефоны, аудиоплееры, программное обеспечение компании Apple, iPhone, iPad, iPod classic, iPod shuffle, iPod nano, iPod touch … Энциклопедия инвестора

Книги

  • Администрирование Windows 7. Практическое руководство и справочник администратора , Матвеев М. Д., Прокди Р. Г.. Данная книга посвящена администрированию Windows 7 на основе использования групповых политик. Групповые политики представляют собой набор правил, обеспечивающий инфраструктуру, в которой…

Что такое интерфейс? Значение этого слова. История развития интерфейса.

Понятие интерфейс пришло к нам с появлением первых вычислительных машин .

У этого термина имеется несколько значений , однако все они сводятся к одному – взаимодействию человека и машины .

Прежде всего , интерфейс отождествляют с компьютерными технологиями . Это совокупность средств , позволяющих человеку управлять компьютером .

Первые компьютерные устройства имели громадные размеры и очень маленькую память .

Для ввода данных использовали , так называемые , перфокарты . Они представляли собой полоски с отверстиями , сделанные программистами вручную , которые и «скармливали » затем компьютеру . Такой интерфейс вряд ли был удобным .

Позже появились компьютеры , обустроенные операционными системами (ОС ) на основе командной строки . Чтобы выполнить какое либо действие , необходимо было писать команду . Здесь интерфейс уже был более удобным .

И , наконец , появился последний тип интерфейса – графический , которым человечество пользуется и сейчас . Все современные ОС используют графический интерфейс , который является более удобным и естественным . Компьютер управляется при помощи мыши и клавиатуры , одним кликом можно запустить программу или , скажем , включить фильм , что очень удобно .

Впервые данную технологию применил Стив Джобс , глава корпорации Apple . Лишь спустя длительное время этот принцип был скопирован другими . Именно благодаря такому интерфейсу машины компании Apple завоевали любовь во всем мире .

В настоящее время графический интерфейс ушел еще на один шаг вперед благодаря развитию сенсорной техники . Кстати сенсорная панель , при помощи которой происходит управление микроволновой или холодильником , также является интерфейсом .

Следует отметить , что интерфейс может быть не только у ОС , но и у любой другой программы , даже игры . Ведь программы с легкодоступным и красивым меню привлекают внимание пользователей и приживаются на их компьютерах . И наоборот , программы с неудобным интерфейсом , отпугивают пользователей .

Термин «интерфейс » имеет и другие значения , но все они сводятся опять же к компьютерной технике . На задней стенке компьютера можно увидеть множество разъемов , через которые производится подключение различных внешних устройств .

Все они являются интерфейсами разного назначения . Например , всем привычный разъем USB , можно считать USB -интерфейсом .

Есть еще одно значение этого термина . В современном программировании существуют специальные методы , носящие название «interface ». Их программы используют для взаимодействия с операционными системами . То есть они служат для общения с другой программой , а не с человеком .

Кстати, а вот как создается в !