Информационные ресурсы сети internet. Международный журнал экспериментального образования. Глобальная сеть Internet

Ресурсы компьютерных сетей как средство обучения школьников. Глобальная сеть Интернет. Поиск информационных ресурсов. Ресурсы Интернет, целесообразные к использованию в учебном процессе школы

Информатизация является одним из основных факторов, заставляющим образование совершенствоваться. Изменяются содержание и методы обучения, меняется роль педагога, который постепенно из простого транслятора знаний превращается в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков. Существенным средством информатизации являются образовательные информационные ресурсы, опубликованные в сети Интернет. Неслучайно их корректное, своевременное и уместное использование всеми специалистами, работающими в системе общего среднего образования, является залогом эффективности подготовки школьников.
Рассмотрим работу с распределенными информационными ресурсами компьютерных сетей более подробно.
Подобные средства ИКТ позволяют привнести в работу учреждения общего среднего образования:

  • использование информации, размещенной на учебных и научных сайтах сети Интернет (Web-сайтах), для подготовки учебно-методических материалов. Рефератов и сообщений;
  • организацию представительства учебного заведения в сети Инетрнет;
  • создание сайта, посвященного содержанию школьной дисциплины и размещение его в сети Интернет;
  • размещение личных Web-сайтов учителей и школьников.

Большинство информационных ресурсов сети Интернет представлено так называемыми Web-страницами, организованными по принципам гипермедиа.
Web-страница - это документ, содержащий:

  • форматированный текст;
  • мультимедийные объекты (графика, звук, видеоклипы);
  • ссылки на другие Web-страницы или другие информационные ресурсы;
  • активные компоненты, способные выполнять работу на компьютере по заложенной в них программе.

Как правило, Web-страница - это достаточно сложный документ, состоящий из целой группы файлов.
В рамках одной страницы трудно изложить все необходимые сведения, поэтому, чаще всего, информацию представляют в виде набора из нескольких десятков или сотен Web-страниц, связанных вместе единой темой, общим стилем оформления и взаимными гипертекстовыми ссылками. Такой набор называется Web-сайтом или Web-узлом.
Каждый Web-сайт имеет свою стартовую страницу, которая называется начальной или домашней.
Обычный Web-узел отправляет запрошенный документ только по обращению клиента. Существуют Web-узлы, способные самостоятельно передавать обновленную информацию при условии регистрации и подписки клиента.
Многочисленные Web-сайты и Web-страницы хранятся на огромном множестве так называемых WWW-серверов, то есть компьютеров, на которых установлено специальное программное обеспечение.
Пользователи, имеющие доступ к сети, получают и просматривают информацию с Web-страниц при помощи программ-клиентов для всемирной паутины, которые получили специфическое название Web-браузеров (броузеры, обозреватели).
Для получения страницы браузер посылает по компьютерной сети запрос Web-серверу, на котором хранится необходимый документ. В ответ на запрос сервер высылает программе просмотра требуемую Web-страницу или сообщение об отказе, если она по тем или иным причинам недоступна. Взаимодействие клиент-сервер происходит по определенным правилам, или, иначе говоря, по прикладному протоколу.
Web-документ может содержать форматированный текст, графику и гипертекстовые ссылки на различные ресурсы сети Интернет. Чтобы реализовать все эти возможности и обеспечить независимость информационных ресурсов от системного программного обеспечения персонального компьютера, на котором они будут просматриваться, был разработан специальный язык. Он получил название HyperText Markup Language (HTML) или Язык разметки гипертекста.
Каждый файл в сети Интернет также имеет свой уникальный адрес. Он называется URL. URL (Universal Resource Locator, универсальный указатель ресурсов) - адрес любого файла в сети. В URL содержится название протокола, по которому нужно обращаться к файлу, адрес компьютера с указанием, какую программу-сервер запустить на нем, и полный путь к файлу.
До недавнего времени основными конкурентами по выпуску комплекта программ-клиентов для работы с информационными ресурсами сети Интернет являлись две крупных фирмы - Netscape Communications и Microsoft. Продукт первой фирмы называется Netscape Communicator, в его состав входит популярная программа-браузер Netscape Navigator. Пакет клиентского программного обеспечения для сети Интернет от фирмы Microsoft называется Internet Explorer. Браузер в данном комплекте получил одноименное название.
По мере развития сети Интернет и увеличения числа опубликованных в ней информационных ресурсов все большее значение приобретает проблема поиска необходимых ресурсов. Для системы общего среднего образования она заключается в поиске таких информационных ресурсов, опубликованных в сети, которые смогли бы на практике повысить эффективность системы подготовки школьников.
Подобный поиск основан на взаимодействии с информационными ресурсами, опубликованными во всемирной телекоммуникационной сети Интернет.
Путь к огромному информационному багажу человечества, хранящемуся в библиотеках, фонотеках, фильмотеках, лежит через карточки каталогов. В Интернете существуют аналогичные механизмы для нахождения требуемой информации. Речь идет о поисковых серверах, служащих отправной точкой для пользователей. С содержательной точки зрения о них можно говорить как о еще одной специальной службе сети Интернет.
Поисковые сервера достаточно многочисленны и разнообразны. Принято различать поисковые индексы и каталоги. Сервера-индексы регулярно прочитывают содержание большинства веб-страниц сети Интернет ("индексируют" их), и помещают их полностью или частично в общую базу данных. Пользователи поискового сервера имеют возможность осуществлять полнотекстовый поиск по этой базе данных, используя ключевые слова, относящиеся к интересующей их теме. Выдача результатов поиска обычно состоит из выдержек рекомендуемых вниманию пользователя страниц и их адресов (URL), оформленных в виде гиперссылок. Работать с поисковыми серверами этого типа удобно, когда хорошо представляешь себе, что именно хочешь найти.
Каталоги выросли из списков интересных ссылок, закладок (bookmarks). По сути дела они представляют собой многоуровневую смысловую классификацию ссылок, построенную по принципу "от общего к частному". Иногда ссылки сопровождаются кратким описанием информационного ресурса. Как правило, возможен поиск в названиях рубрик (категориях) и описаниях ресурсов по ключевым словам. Каталогами пользуются тогда, когда не вполне четко знают, что именно ищут. Переходя от самых общих категорий к более частным, можно определить, с каким именно мультимедиа-ресурсом сети Интернет следует ознакомиться. Поисковые каталоги уместно сравнивать с тематическими библиотечными каталогами, словарями-тезаурусами или биологическими классификациями животных и растений. Ведение поисковых каталогов частично автоматизировано, но до сих пор классификация ресурсов осуществляется главным образом вручную.
Поисковые каталоги бывают общего назначения и специализированные. Поисковые каталоги общего назначения включают в себя информационные ресурсы самого разного профиля. Специализированные каталоги объединяют только ресурсы, посвященные определенной тематике. Им часто удается достичь лучшего охвата ресурсов из своей области и построить более адекватную рубрикацию.
В сети Интернет существует достаточно много каталогов и порталов, собирающих ресурсы, использование которых было бы целесообразным в системе общего среднего образования.
Использование таких каталогов и информационных ресурсов сети Интернет целесообразно для:

  • оперативного обеспечения педагогов, обучаемых и родителей актуальной, своевременной и достоверной информацией, соответствующей целям и содержанию образования;
  • организации разных форм деятельности обучаемых, связанных с самостоятельным овладением знаниями;
  • применения современных информационных и телекоммуникационных технологий (технологий мультимедиа, виртуальной реальности, гипертекстовых и гипермедиа-технологий) в учебной деятельности;
  • объективного измерения, оценки и прогноза результативности обучения, сопоставления результатов учебной деятельности школьников с требованиями государственного образовательного стандарта;
  • управления учебной деятельностью учащегося, адекватно его уровню знаний, умений и навыков, а также особенностям его мотивации к учению;
  • создания условий для индивидуального самостоятельного обучения школьников;
  • постоянного и оперативного общения педагогов, обучаемых и родителей, нацеленного на повышение эффективности обучения;
  • организации эффективной деятельности учреждений общего образования в соответствии с принятыми в стране нормативными положениями и содержательными концепциями.

Целесообразными к использованию в общем среднем образовании могут оказаться самые разные информационные ресурсы сети Интернет. Среди таких ресурсов можно выделить образовательные Интернет-порталы, которые сами являются каталогами ресурсов, сервисные и инструментальные компьютерные программные средства, электронные представления бумажных изданий, электронные учебные средства и средства измерения результатов обучения, ресурсы, содержащие новости, объявления и средства для общения участников образовательного процесса.
Наибольшее количество информационных ресурсов нацелено на использование учителями и школьниками в ходе учебного процесса. Часть таких ресурсов предназначена для использования в традиционной системе обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами и примерными программами по каждой учебной дисциплине. Другие образовательные ресурсы предназначены для внеучебной и внеурочной работы школьников, углубления знаний и самостоятельного изучения (для школьников и абитуриентов). Выделяются ресурсы справочного и энциклопедического характера, а также средства измерения, контроля и оценки результатов учебной деятельности.
Используя информационные ресурсы сети Интернет, педагоги смогут более эффективно управлять познавательной деятельностью школьников, оперативно отслеживать результаты обучения и воспитания, принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению уровня обученности и качества знаний учащихся, целенаправленно совершенствовать педагогическое мастерство, иметь оперативный адресный доступ к требуемой информации учебного, методического и организационного характера. Педагоги, занимающиеся разработкой собственных информационных ресурсов, приобретают дополнительную возможность использования фрагментов образовательных ресурсов, опубликованных в сети, делая необходимые ссылки и соблюдая авторское право.
Доступ учащихся к информационным ресурсам сети Интернет обеспечит школьников основным и дополнительным учебным материалом, необходимым для обучения в школе, выполнения заданий преподавателя, самостоятельного обучения и организации досуга. Благодаря таким ресурсам у школьников появляется возможность оперативно знакомиться с новостями, узнавать о проводимых олимпиадах, конкурсах, консультироваться, общаться с педагогами и сверстниками. Абитуриенты найдут в информационных ресурсах сети Интернет информацию, необходимую для продолжения образования - сведения об институтах, университетах и академиях, сроки и условия поступления, учебные и методические материалы, необходимые для подготовки к вступительным испытаниям.
Родители школьников и представители общественности, воспользовавшись информационными ресурсами сети Интернет, смогут узнать больше о развитии и функционировании федеральной и региональных систем образования, познакомиться с учебными планами, программами и рекомендациями педагогов, оказать посильное влияние на повышение качества общего среднего образования.
Используя информационные ресурсы сети Интернет, администрация образовательных учреждений сможет принимать эффективные управленческие решения, соотнося их с действующим законодательством и нормативными документами, объективно оценивать деятельность педагогов, оперативно взаимодействовать с коллегами, повысив общий уровень планирования и администрирования деятельности учебного заведения.
Основную часть информационных ресурсов целесообразно задействовать для повышение эффективности обучения школьников по всем дисциплинам образовательной программы общего среднего образования.
Важно понимать, что использование информационных ресурсов сети Интернет должно быть предварительно соотнесено педагогами с основными компонентами реализуемой методической системы обучения - целями, содержанием, методами, организационными формами и применяемыми средствами обучения. Используемые ресурсы должны вписываться в эту систему, не противоречить и соответствовать ее компонентам.
Особое внимание должно быть уделено подбору и разработке методов обучения с использованием информационных ресурсов сети Интернет. В числе таких методов могут быть предложены поиск и использование школьниками учебной информации, значимой с точки зрения целей обучения, проектно-исследовательская деятельность обучаемых, основанная на взаимодействии с ресурсами сети Интернет, использование коммуникационных компонентов таких ресурсов для учебного общения учащихся и педагогов.

Средства обеспечения определенных информационных услуг для пользователей сети принято называть службами Интернета. Кроме понятия «служба» существует еще понятие «сервис». Часто разницу между ними довольно трудно уловить. Число различных служб и сервисов в сети непрерывно растет. Опишем лишь некоторые самые известные службы, разделив их на коммуникационные и информационные.

Еще раз обратим внимание на то, что все службы Интернета основаны на взаимодействии двух программ. Одна из этих программ - сервер , а другая программа - клиент . Они взаимодействуют по определённым правилам, заданным в протоколах

Протокол службы - технический стандарт (система правил), определяющий технические особенности взаимодействия почтовых серверов друг с другом и с почтовым клиентом.

Если протокол ТСР/ I Р называется базовым протоколом Интернета, то протоколы служб можно назвать прикладными протоколами (иногда их называют протоколами второго уровня).

Поясним смысл еще двух терминов, которые будут дальше использоваться. Режим on - line - это режим работы пользователя в состоянии подключения к какому-либо серверу Сети. Состояние отключенной связи называется режимом о ff - line . Аналогия: общение по телефону всегда происходит в режиме on - line . При отправлении телеграммы вы заполняете бланк в режиме о ff - line , затем телеграфист в режиме on - line передает телеграмму по линии связи; а затем получатель читает телеграмму в режиме о ff - line .

Коммуникационные службы Интернета

  1. Служба электронной почты - E - mail . Это наиболее старая и одна из самых массовых служб Сети. Она предназначена для обмена текстовыми сообщениями между удаленными партнерами.

Схема работы электронной почты отражена на рис. 9.


Рис. 9. Схема функционирования электронной почты.

Почтовый сервер - программа, обеспечивающая работу службы со стороны Интернета. Это своеобразное почтовое отделение, куда поступает входящая и исходящая корреспонденция зарегистрированных на нем пользователей.

Почтовый клиент - программа, установленная на компьютере пользователя и обеспечивающая взаимодействие с почтовым сервером.

Сообщение электронной почты - логическая совокупность данных, имеющая структуру. определённую используемым протоколом. Сообщение электронной почты не является файлом! Более конкретно представлять его как запись базы данных.

Папки электронной почты - это логические структуры, предназначенные для упорядочения хранения сообщений электронной почты. Их назначение только одно - сделать доступ к сообщениям более удобным.

Почтовое вложение - механизм для пересылки вместе с сообщениями электронной почты произвольных файлов.

Электронный «почтовый ящик» - это раздел внешней памяти почтового сервера, отведенный для абонента .

Каждый пользователь получает персональный почтовый адрес, по которому к нему будут поступать письма.

Адрес электронной почты - запись, однозначно определяющая путь доступа к электронному «почтовому ящику» адресата. Адрес электронной почты записывается по определенной форме и состоит из двух частей, разделенных символом @:

User _ name @ server _ name .

Знак @, в просторечии именуется «собакой», на самом деле называется «коммерческое АТ (эт)». Первая часть почтового адреса (User _ name - имя пользователя) имеет произвольный характер и задается самим пользователем при регистрации почтового ящика. Вторая часть (server _ name - имя сервера) является доменным именем почтового сервера, на котором пользователь зарегистрировал свой почтовый ящик.

Процесс передачи почтового сообщения похож на описанный выше процесс передачи телеграммы. Сначала пользователь в режиме о ff - line пишет текст письма, указывает адрес получателя. Для этого используется редактор подготовки писем, входящий в клиент-программу электронной почты. Подготовленные письма помещаются в папку «Исходящие». Затем устанавливается связь с сервером. Далее происходит автоматическая работа в режиме о n - line : сервер по паролю определяет пользователя, принимает все письма из папки «Исходящие», передает поступившие письма, которые помещаются в папку «Входящие». Сеанс связи закончен. Папка «Исходящие» стала пустой, отправленные письма сохранились в папке «Отправленные». Если используется коммутируемая телефонная линия, то пользователь отключает телефонную связь. После этого он может не спеша просматривать полученную почту.

Почтовый сервер работает постоянно. Он периодически просматривает «почтовые ящики» и организует передачу по сети исходящих писем. Входящую корреспонденцию почтовый сервер раскладывает по «ящикам».

Клиент-программа, кроме функции приема-передачи писем во время сеанса связи, выполняет еще множество сервисных функций: подготовка и редактирование писем, организация адресной книги, просмотр почтового архива, сортировка и удаление писем из почтового архива и пр. Популярным клиентом Е- mail является программа Outlook Express , входящая в стандартную поставку операционной системы Windows .

Любой пользователь Интернета может зарегистрировать почтовый ящик на одном из серверов Интернета, в котором будут накапливаться передаваемые и получаемые электронные письма.

Для работы с электронной почтой можно использовать Web -технологию. Web -сайты предлагают всем желающим зарегистрировать бесплатный почтовый ящик (например, по адресу: http :// mail . ru ).

Преимуществом такой почты является то, что для работы с ней не требуются специальные почтовые программы. Работа с почтой может производиться с помощью любого браузера после загрузки соответствующей Web -страницы. Сообщения группируются по папкам, можно отправлять сообщения с вложенными файлами, одновременно нескольким абонентам и так далее. Существенной особенностью Web -почты является то, что все сообщения постоянно хранятся на удаленном сервере, а не на локальном компьютере пользователя. Для новых пользователей предлагается процедура регистрации.

Широкую популярность электронная почта завоевала потому, что имеет несколько серьезных преимуществ перед обычной почтой:

- скорость пересылки сообщений;

- электронное письмо может содержать не только текстовое сообщение, но и вложенные файлы (программы, графику, звук и пр.). Но не рекомендуется пересылать по почте слишком большие файлы, так как это замедляет работу сети. Для этого на некоторых почтовых серверах вводятся ограничения на размер пересылаемых сообщений.

Кроме того, электронная почта позволяет:

- посылать сообщение сразу нескольким абонентам;

- пересылать письма на другие адреса;

- доставка сообщений электронной почты происходит почти бесплатно;

- включить автоответчик, на все приходящие письма будет автоматически отсылаться ответ;

- создать правила для выполнения определенных действий с однотипными сообщениями (например, удалять рекламные сообщения, приходящие от определенных адресов) и так далее.

  1. Служба телеконференций. Служба телеконференций предназначена для открытого обсуждения вопросов, вызывающих общий интерес.

Это тоже почтовая переписка. Но если по электронной почте вы отправляете свое письмо какому-то одному лицу персонально, то в телеконференциях письмо направляется одновременно всем участникам конференции. В свою очередь, все сообщения, которые поступают в адрес конференции, будут поступать в ваш почтовый ящик и загружаться в компьютер во время сеанса связи. Чтобы стать участником конференции, на нее нужно подписаться (зарегистрироваться). При регистрации каждый участник конференции получает уникальное имя (NIC ) и пароль для входа на конференцию.

Всякая конференция посвящена определенной теме, поэтому переписка в ней происходит только в рамках темы. По некоторым данным число постоянно действующих в настоящее время конференций в Интернете превысило 50000.

Службу телеконференций называют по-разному: группы новостей, служба UseNet . На узлах Сети работу телеконференций обслуживают серверы новостей. На ПК пользователя должна быть установлена клиент-программа новостей. Упомянутая выше программа Outlook Express является одновременно почтовым клиентом и клиентом новостей.

Телеконференции объединяют в себе как коммуникационную, так и информационную функции. С одной стороны, здесь происходит личностное общение, с дугой - материалы конференции содержат большой объем полезной информации, которая определенное время хранится на сервере и может рассматриваться как некоторый информационный ресурс (электронная газета). Это особенно важно для специалистов, участвующих в конференциях по профессиональной тематике: наука, производство, бизнес, торговля и пр. В материалах конференции можно найти ценные советы, консультации, которые помогут в принятии важных решений.

Название телеконференции состоит из нескольких слов, разделенных точками, последовательно сужающих тему.

Большинство конференций регулируется специальной редакционной коллегией, которая называется модератором . В обязанности модератора входит просмотр посланий и вынесение решения - публиковать данные послания (рассылать их участникам группы) или нет.

Пример . Некоторые стандартные обозначения телеконференций:

- comp - конференция, где обсуждается всё, что связано с компьютерами и программированием;

- sci - всё, что касается науки;

- rec - отдых, хобби, увлечения;

- talk - эта группа предназначена для любителей поспорить.

  1. Форумы прямого общения – IRC (Internet Relay Chat)

В последнее время все более широко распространяется интерактивное общение в Интернете в реальном режиме времени. Увеличившаяся скорость передачи данных и возросшая производительность компьютеров дают пользователям возможность не только обмениваться текстовыми сообщениями в реальном времени, но и осуществлять аудио- и видеосвязь.

В буквальном переводе chat - «болтовня» в реальном времени (chat -конференции). Общение между участниками происходит в режиме on - line в письменной форме. Подобно телеконференциям, участники chat -конференции делятся по тематическим группам.

На узловом компьютере работает chat -сервер, на ПК пользователя - chat -клиент. Существует множество различных программ-клиентов, которые распространяются бесплатно через Интернет. Как и в телеконференциях, участники chat -конференций регистрируются (подписываются) в определенной тематической группе.

Этой службой больше всего увлекаются молодые люди. Общение в «чате» они превращают в своеобразную игру, в которой каждый участник обычно придумывает для себя какой-то «образ» и обыгрывает его. Между участниками «чата» не принято выходить на реальное общение. Впрочем, chat-службой можно воспользоваться и для серьезного общения - как коллективного, так и один-на-один.

Если ваш компьютер, а также компьютеры собеседников оборудованы звуковой картой, микрофоном и наушниками или акустическими колонками, то вы можете обмениваться звуковыми сообщениями. Однако «живой» разговор одновременно возможен только между двумя собеседниками.

Для того чтобы вы могли видеть друг друга, то есть обмениваться видеоизображениями, к компьютерам должны быть подключены видеокамеры. Обычные аналоговые видеокамеры подключаются к специальным видеоплатам, а цифровые камеры - к параллельному порту компьютера.

Конечно, качество звука и изображения в большой мере зависит от скорости модема и пропускной способности канала связи, которые должны быть не менее 28,8 Кбит/с.

Для организации интерактивного общения необходимо специальное программное обеспечение (например, программа NetMeeting , которая входит в состав Internet Explorer ).

В последние годы большую популярность приобрело интерактивное общение через серверы ICQ (эта трехбуквенная аббревиатура образована из созвучия слов «I seek you » - «Я ищу тебя»).

В настоящее время в системе ICQ зарегистрировано более 200 миллионов пользователей, причем каждый пользователь имеет уникальный идентификационный номер. После подключения к Интернету пользователь может начинать общение с любым зарегистрированным в системе ICQ и подключенным в данный момент к Интернету пользователем. Программа уведомляет о присутствии в данное время в Интернете абонентов из предварительного составленного списка (My Contact List ) и дает возможность инициализировать контакт с ними.

Для того чтобы стать абонентом системы ICQ , достаточно скачать программу ICQ -клиент с файлового сервера и в процессе ее установки на компьютер зарегистрироваться.

Система интерактивного общения ICQ интегрирует различные формы общения: электронную почту, обмен текстовыми сообщениями (chat ), Интернет-телефонию, передачу файлов, поиск в сети людей и так далее.

Интернет-телефония - голосовое общение через Сеть в режиме on - line . Это новая, развивающаяся служба. Ее основное преимущество перед телефоном - низкая цена. Качество пока уступает телефонной связи (задержки во времени, искажение звука) однако нет сомнений, что со временем этот недостаток будет преодолен.

Интернет-телефония дает возможность пользователю Интернета использовать телефонную связь компьютер-телефон, компьютер-компьютер и телефон-компьютер. Провайдеры Интернет-телефонии обеспечивают такую связь с помощью специальных телефонных серверов Интернета, которые подключены и к Интернету, и к телефонной сети.

Мобильный Интернет . С мобильного телефона на компьютер, подключенный к Интернету, и с компьютера на мобильный телефон можно отправлять SMS (Short Massage Service ) - короткие текстовые сообщения).

Для беспроводного доступа с мобильных телефонов к информационным и сервисным ресурсам Интернета используется протокол WAP (Wireless Application Protocol ). Для работы в сети Интернет по этому протоколу не нужны дополнительные устройства (компьютер и модем), достаточно одного мобильного телефона с поддержкой WAP .

WAP -сайты располагаются на Web -серверах и представлены в специальном формате WML (Wireless Markup Language ). Этот язык разметки специально адаптирован под возможности мобильного телефона - двухцветную графику, маленький экран и небольшую память.

W АР-сайты содержат разнообразные политические, экономические и спортивные новости, прогноз погоды, курс валют и так далее. Можно также отправить е- mail и принять участие в WAP -чате.

Полноценный высокоскоростной доступ в Интернет с мобильного телефона можно осуществить по технологии GPRS (General Packet Radio Service ). В этом случае можно работать с WAP -сайтами непосредственно с мобильного телефона, а на подключенном к нему компьютере можно просматривать НТМ L -страницы, перекачивать файлы, работать с электронной почтой и любыми другими ресурсами Интернета.

В технологии GPRS максимально возможная скорость передачи данных составляет 171,2 Кбит/с - это приблизительно в 3 раза больше скорости доступа по коммутируемым телефонным линиям, и почти в 12 раз больше скорости передачи данных в мобильных телефонных сетях стандарта GSM (9,6 Кбит/с).

Информационные службы Интернета

  1. Служба World Wide Web . Эта служба управляет доставкой и отображением комплексных информационных документов на компьютер пользователя.

Это достаточно новая услуга, по сравнению с электронной почтой. Она была основана в 1993 году. Дословно WWW перевели как «Всемирная паутина». На сегодняшний день WWW это наиболее интересный информационный ресурс – гипертекстовая система навигации.

Система навигации – это совокупность программ, позволяющих пользователю ориентироваться во всем многообразии информации, размещенной в сети, и находить необходимые ему фактические данные, полезные программы.

Гипертекст – система взаимосвязанных текстов. Связь происходит посредством гиперссылок.

Гиперссылка - это некоторое ключевое слово или объект в документе, с которым связан указатель для перехода на другую страницу в паутине. Обычно изображение гиперссылки каким-то образом выделяется на странице, например, цветом или подчеркиванием. При подведении к гиперссылке указателя мыши он принимает вид руки с указывающим пальцем. Если при этом щелкнуть левой кнопкой мыши, то произойдет переход по указателю к связанному документу.

Web -страница – документ, имеющий собственный адрес. Она может содержать самую разную информацию: текст, рисунок, звукозапись. Каждая страница хранится в отдельном файле, имя которого имеет расширение. htm или. html

Web -сайт (другое название - Web -узел) - это совокупность взаимосвязанных страниц, принадлежащих какому-то одному лицу или организации. Web -сайт организуется на Web -сервере провайдера сетевых услуг. Всякий сайт имеет главную страницу, являющуюся своеобразным титульным листом сайта. Как правило, главная страница представляет владельца сайта и содержит гиперссылки на разные его разделы.

Протокол, который используется службой WWW , называется НТТР (Hyper Text Transfer Protocol - протокол передачи гипертекста). Его основное назначение - обработка гиперссылок, поиск и передача документов клиенту.

Технология WWW позволяет создавать ссылки, которые реализуют переходы не только внутри исходного документа, но и на любой другой документ, находящийся на данном компьютере и, что самое главное, на любой документ любого компьютера, подключенного в данный момент к Интернету.



Рис. 10. Технология WWW

Уже рассказывалось о системе адресации в компьютерном пространстве Сети. Это I Р-адреса, доменные адреса. В пространстве информационных ресурсов Интернета используется своя система адресации. Найти Web -страницу или файл в интернете можно с помощью универсального указателя ресурсов URL (Uniform Resource Locator )

Каждая Web -страница или файл имеют свой уникальный URL -адрес, который состоит из трех частей: имя используемого для доступа протокола; имя сервера, на котором хранится ресурс; полное имя файла на сервере.

Protocol://domain_name/path/file_name

Пример. http :// scools . keldysh . ru / info 2000/ index . htm

Он состоит из трех частей:

http :// - протокол доступа;

scools . keldysh . ru – доменное имя сервера;

/ info 2000/ index . htm – путь к файлу и имя файла.

  1. Служба передачи файлов (File Transfer Protocol - FTP).

Информационные службы предоставляют пользователям возможность доступа к определенным информационным ресурсам, хранящимся в Интернете. Десятки тысяч серверов Интернета являются серверами файловых архивов, и на них хранятся сотни миллионов файлов различных типов (программы, драйверы устройств, графические и звуковые файлы и так далее). Наличие таких серверов файловых архивов очень удобно для пользователей, так как многие необходимые файлы можно «скачать» непосредственно из Интернета.

Доступ к файлам на серверах файловых архивов возможен как по протоколу НТТР, так и по специальному протоколу передачи файлов F ТР. Протокол F ТР позволяет не только загружать файлы (Download ) с удаленных серверов файловых архивов на локальный компьютер, но и, наоборот, производить передачу файлов (Upload ) с локального компьютера на удаленный Web -сервер.

Часто эту службу называют по имени используемого протокола – FTP . Со стороны Сети работу службы обеспечивают F ТР-серверы, а со стороны пользователей - F ТР-клиенты.

После соединения F ТР-клиента с сервером на экране пользователя открывается файловый интерфейс хранилища папок и файлов на сервере (наподобие Проводника Windows ). Далее работа происходит так же, как с файловой системой на ПК: папки и файлы можно просматривать, сортировать, копировать на свои диски.

  1. Поисковые службы.

Всемирная паутина достаточна бессистемна. Поиск и нформации становится серьезной проблемой. Единственной координатой Web -документа является его URL -адрес. Однако URL -адрес никак не связан с содержанием документа.

В поиске информации в WWW пользователю помогает поисковая служба Интернета . Она заключается в услугах поисковых серверов.

По принципу действия различают два типа поисковых систем: поисковые каталоги и поисковые указатели. Некоторые поисковые системы сочетают в себе оба принципа действия. Поисковые каталоги

Организация работы с каталогами достаточно проста. На странице Web -сайта обычно представлен список определенных рубрик, каждая из которых соединена гиперссылкой с другими ссылками, где находятся либо список подрубрик, либо список документов, соответствующих заданной рубрике. Содержимое поисковых каталогов формируется вручную специалистами, обслуживающими данную службу.

Поиск ведется в рамках тематической иерархии категорий. На главной странице поискового каталога располагается список основных тематических разделов. Категория самого нижнего уровня содержит список документов по выбранной теме.

Основное достоинство поисковых каталогов - высокая степень соответствия найденных документов заданной теме. Недостаток – невозможно получить исчерпывающую информацию о ресурсах сети. Каталогизированное Web -пространство документов составляет менее 1% от общего Web -пространства документов.

К самым популярным российским каталогам можно отнести: первый российский каталог Rassia on the Net (http :/ www . ru ). Один из крупнейших русскоязычных каталогов List - ru (http :// www . list . ru ).

Поисковые указатели

Поисковые указатели (поисковые машины) составляются автоматически. Специальные программы в автоматическом режиме просматривают Web -сайты и индексируют Web -документы. Образуется огромный справочник-указатель. Он позволяет быстро найти адреса документов, содержащих определенные ключевые слова. Пользователь указывает слова, которые должны содержаться в нужном документе. Поисковый указатель выдает список web -документов, удовлетворяющих запросу. Открыть любой из этих документов можно щелчком по гиперссылке.

Достоинством поисковых указателей является широта охвата. Механизм сбора информации работает очень эффективно. Сведения о новых документах попадают в поисковый указатель довольно быстро.

Недостаток поисковых указателей - большое число «лишних документов» в результатах поиска. Всякое ключевое слово может встретиться во множестве документов. Эти документы могут укладываться в нужную тему, а могут и не иметь отношения к ней. Использование редких терминов или нескольких ключевых слов одновременно уменьшает общее число найденных документов.

Качество поиска зависит не только от возможностей самой поисковой системы, но и от умения пользователя эффективно формулировать свои запросы.

В настоящее время общий объем индексированного Web -пространства превышает 50% от общего объема Web -пространства.

1

Образование - это основа, на котором строится будущее нашей страны. Достойное будущее нашей страны учится в стенах школ, университетов. Нам, преподавателям, необходимо предоставить им доступ к всемирным знаниям с помощью электронных информационных коммуникаций к Всемирной паутине WWW (World Wide Web). Информационные ресурсы Интернет - это удобный источник информации, знаний, так как содержат не только огромное количество документов, но и качественную информацию. Интернет - это распределённая система, которая предоставляет доступ к взаимосвязанным между собой документам на различных компьютерах и подключённым к сети WWW. Всемирная паутина вызвала настоящую революцию в информационных технологиях, т.к. образуют миллионы веб-серверов и все они основаны на технологии гипертекста. Гипертекстовые документы, размещаемые во Всемирной паутине, называются веб-страницами, объединённые общей темой. Для загрузки и просмотра веб-страниц используются специальные программы-браузеры. В системе WWW представлены различные возможности поиска знаний. Огромным преимуществом является то, что мы можем сохранить в нашей файловой системе нужное количество документов из Всемирной паутины. На мой взгляд, есть очень удобная возможность - История поисков. Она помогает в случае, когда потеряно название запроса. С помощью Истории можно выполнить его еще много раз и загрузить нужный документ, знания. Информационные пространства WWW постоянно обновляются. Это позволяет обучающимся получать необходимую информацию из мировых информационных ресурсов, искать необходимые сведения в различных информационных сферах: базах данных, электронных библиотеках, веб-сайтах с использованием языков запросов и каталогов. Различными технологиями поиска информации в Интернете можно получить нормативную, правовую, законодательную, справочную, социально-экономическую, научно-техническую, доступ к научным библиотекам, международным системам патентной информации, предпринимательским сетям знаний, др. Таким образом информационные ресурсы WWW позволяют овладеть основными теоретическими и практическими навыками для эффективного использования знаний в будущей профессиональной деятельности магистра.

Библиографическая ссылка

Хачатурова С.С. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-1. – С. 37-37;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=10754 (дата обращения: 25.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Информационные ресурсы Интернета

Всемирная паутина

Глобальная сеть Интернет привлекает пользователей своими информационными ресурсами и услугами (сервисами), которыми регулярно пользуется около миллиарда человек во всех странах мира.

Бурное развитие сети Интернет, которое происходит последние 15 лет, в первую очередь обусловлено появлением Всемирной паутины. "Всемирная паутина" - это вольный перевод английского словосочетания "World Wide Web", которое часто обозначается как WWW или Web.

Технология Всемирной паутины. Всемирная паутина использует технологию гипертекста, в которой документы связаны между собой с помощью гиперссылок .

В качестве указателей ссылок на Web-страницах могут использоваться фрагменты текста, которые выделяются цветом и подчеркиванием, а также графические изображения, которые выделяются рамкой. Активизация на исходной Web-странице указателя ссылки (например, щелчком мышью) вызывает переход на нужную Web-страницу (рис. 6.10).

Всемирная паутина - это сотни миллионов Web-серверов Интернета, содержащих сотни миллиардов Web-страниц, в которых используется технология гипертекста.

Web-страница может быть мультимедийной , т. е. может содержать различные мультимедийные объекты: графические изображения, анимацию, звук и видео.

Web-страница может быть интерактивной , т. е. содержать формы с полями, которые используются при регистрации пользователей бесплатной электронной почты, при покупках в Интернет-магазинах и т. д.

Тематически связанные Web-страницы обычно бывают представлены в форме Web-сайта , т. е. целостной системы документов, связанных между собой в единое целое с помощью ссылок.

Адрес Web-страницы. В настоящее время на Web-серверах Интернета хранится громадное количество Web-страниц. Найти Web-страницу в Интернете можно с помощью адреса Web-страницы.

Адрес Web-страницы включает в себя способ доступа к документу и имя сервера Интернета, на котором находится документ.

В качестве способа доступа к Web-страницам используется протокол передачи гипертекста HTTP (Hyper Text Transfer Protocol). При записи протокола после его имени следует двоеточие и две наклонные черты: http://

В качестве примера запишем адрес титульной страницы Web-сайта "Информатика и информационные технологии". Страница расположена на сервере iit.metodist.ru, следовательно, адрес принимает вид:

http://iit.metodist.ru

Браузеры. Просмотр Web-страниц осуществляется с помощью специальных программ просмотра - браузеров. В настоящее время наиболее распространенными браузерами являются Internet Explorer, Mozilla и Opera.

Окно браузера (рис. 6.11) содержит стандартные элементы окна приложения:
- меню окна, содержащее наборы команд Файл, Правка, Вид, Избранное, Сервис и Справка ;
- панель инструментов, кнопки которой позволяют переходить с одной Web-страницы на другую (кнопки Вперед, Назад, Домой ), а также управлять процессом их загрузки (кнопки Остановить, Обновить );
- текстовое поле Адрес: , в которое Интернет-адрес нужной Web-страницы вводится с клавиатуры или выбирается из списка;
- рабочую область, в которой просматриваются Web-страницы.

Рис. 6.11. Браузеры Internet Explorer, Mozilla и Opera

Виртуальные путешествия по Всемирной паутине. Если компьютер подключен к Интернету, то можно запустить один из браузеров и отправиться в виртуальное путешествие по Всемирной паутине. В браузер будет автоматически загружена начальная Web-страница (адрес Web-страницы, с которой начинается путешествие, можно изменить с помощью настроек браузера).

При открытии Web-страницы в браузере на компьютере пользователя она проделывает длинный путь с удаленного сервера Интернета по каналам передачи информации через несколько промежуточных серверов Интернета. Скорость загрузки Web-страницы зависит не от величины расстояния до Web-сервера, а от количества промежуточных серверов и качества линий связи, по которым передается информация от сервера к серверу. Может быть ситуация, когда Web-страница загружается гораздо быстрее с сервера, находящегося на другом континенте, чем с сервера, находящегося на соседней улице.

Для перехода на другую Web-страницу в текстовое поле Адрес: необходимо ввести ее Интернет-адрес. Многие Web-страницы содержат гиперссылки на другие Web-страницы, поэтому дальнейшее путешествие по Всемирной паутине можно продолжить активизацией одной из них.

В процессе чтения книги (учебника, справочника, энциклопедии) достаточно часто требуется вернуться к прочитанному материалу. Для более быстрого поиска нужной страницы часто в книгу вставляют так называемые "закладки". В процессе путешествий по Всемирной паутине целесообразно в браузере сохранять в качестве "закладок" Интернет-адреса интересных Web-страниц. Для посещения такой страницы достаточно будет активизировать одну из "закладок".

Контрольные вопросы

1. Какую функцию в технологии Всемирной паутины выполняют гиперссылки?

2. Из каких частей состоит адрес Web-страницы?

6.5. Задание с кратким ответом. Записать адрес Web-страницы, хранящейся на сервере Интернета, зарегистрированном в домене первого уровня ru, домене второго уровня schools и имеющем собственное имя www.

Электронная почта

Электронная почта (e-mail) является наиболее распространенным сервисом Интернета. Она является исторически первой информационной услугой компьютерных сетей и не требует обязательного наличия высокоскоростных и качественных линий связи.

Электронная почта имеет несколько серьезных преимуществ перед обычной почтой. Наиболее важное из них - скорость пересылки сообщений. Если письмо по обычной почте может идти до адресата дни и недели, то письмо, посланное по электронной почте, сокращает время передачи до нескольких десятков секунд или, в худшем случае, до нескольких часов.

Другое преимущество состоит в том, что электронное письмо может содержать не только текстовое сообщение, но и вложенные файлы (программы, графику, звук и т. д.). Кроме того, электронная почта позволяет посылать сообщение сразу нескольким абонентам, пересылать письма на другие адреса и пр.

Адрес электронной почты. Для того чтобы электронное письмо дошло до адресата, оно, кроме самого сообщения, обязательно должно содержать адрес электронной почты получателя письма.

Первая часть почтового адреса usename имеет произвольный характер и задается самим пользователем при регистрации почтового ящика. Вторая часть server.ru является именем почтового сервера Интернета, на котором пользователь зарегистрировал свой почтовый ящик.

Адрес электронной почты записывается по определенной форме и состоит из двух частей, разделенных символом @: [email protected]

Адрес электронной почты записывается только латинскими буквами и не должен содержать пробелов. Например, если почтовый сервер имеет имя metodist.ru, то имена почтовых ящиков пользователей будут иметь вид:

[email protected]

Адреса абонентов электронной почты хранятся на компьютере пользователя в базе данных "Адресная книга". В адресную книгу заносится имя абонента, адрес электронной почты, телефон и другие данные (рис. 6.12).


Рис. 6.12. База данных "Адресная книга"

Функционирование электронной почты. Пользователь Интернета может зарегистрировать почтовый ящик на почтовом сервере провайдера, в котором будут накапливаться передаваемые и получаемые электронные письма.

С помощью почтовой программы создается почтовое сообщение на локальном компьютере. На этом этапе кроме написания текста сообщения необходимо указать адрес получателя сообщения (можно взять из "Адресной книги"), тему сообщения и вложить в сообщение при необходимости файлы.

Процесс передачи сообщения начинается с подключения к Интернету и доставки сообщения в свой почтовый ящик на удаленном почтовом сервере. Почтовый сервер сразу же отправит это сообщение через систему почтовых серверов Интернета на почтовый сервер получателя в его почтовый ящик.

Для получения письма адресат должен соединиться с Интернетом и доставить почту из своего почтового ящика на удаленном почтовом сервере на свой локальный компьютер (рис. 6.13).

Почтовые программы обычно предоставляют пользователю также многочисленные дополнительные сервисы по работе с почтой (выбор адресов из адресной книги, автоматическая рассылка сообщений по указанным адресам и др.).

Почтовая программа Outlook Express. Для работы с электронной почтой необходимы специальные почтовые программы. Большой популярностью пользуется почтовая программа Outlook Express, которая входит в состав операционной системы Windows. После запуска программы Outlook Express появляется окно приложения, которое состоит из четырех частей (рис. 6.14).


Рис. 6.14. Окно почтовой программы Outlook Express

В левой верхней части окна находится перечень папок, в которых хранятся электронные письма:
- Входящие - содержит полученные письма;
- Исходящие - содержит отправляемые письма, с момента создания и до момента доставки с локального компьютера пользователя на почтовый сервер провайдера;
- Отправленные - содержит все письма, доставленные на почтовый сервер;
- Удаленные - содержит удаленные письма;
- Черновики - содержит заготовки писем.

Пользователь может создавать собственные папки для хранения тематически группированных электронных писем.

В нижней левой части окна размещается список контактов, который предоставляет доступ к информации, хранящейся в базе данных "Адресная книга" (адреса электронной почты, телефоны и т. д.).

Правое окно разделено на две части. В верхней части высвечивается список сообщений, хранящихся в выделенной папке.

В нижней части правого окна отображается содержание выделенного сообщения.

Электронная почта с Web-интерфейсом. Некоторые почтовые серверы предоставляют пользователям возможность работы с электронной почтой с использованием Web-интерфейса. Работа с Web-почтой может производиться с помощью любого браузера. Существенной особенностью Web-почты является то, что все сообщения постоянно хранятся на удаленном почтовом сервере, а не на локальном компьютере пользователя.

Многие почтовые Web-серверы предлагают всем желающим зарегистрировать бесплатный почтовый ящик. Зарегистрированные пользователи должны ввести свой логин и пароль , после чего они могут войти в почтовую систему. Для новых пользователей предлагается процедура регистрации (рис. 6.15).


Рис. 6.15. Вход в Web-почту

Контрольные вопросы

1. Какими преимуществами обладает электронная почта по сравнению с обычной почтой?

2. Из каких частей состоит адрес электронной почты?

3. Как функционирует электронная почта?

Задания для самостоятельного выполнения

6.6. Задание с кратким ответом. Записать адрес электронной почты, зарегистрированный пользователем fio на почтовом сервере zmail.ru.

Файловые архивы

Серверы файловых архивов. Десятки тысяч серверов Интернета являются серверами файловых архивов, и на них хранятся сотни миллионов файлов различных типов (программы, драйверы устройств, графические и звуковые файлы и т. д.). Наличие таких серверов файловых архивов очень удобно для пользователей, так как многие необходимые файлы можно "скачать" непосредственно из Интернета.

Файловые серверы поддерживают многие компании-разработчики программного обеспечения и производители аппаратных компонентов компьютера и периферийных устройств. Размещаемое на таких серверах программное обеспечение является свободно распространяемым или условно бесплатным и поэтому, "скачивая" тот или иной файл, пользователь не нарушает закон об авторских правах на программное обеспечение.

Менеджеры загрузки файлов. Для удобства пользователей многие серверы файловых архивов (freeware.ru, www.freesoft.ru, www.download.ru) имеют Web-интерфейс, что позволяет работать с ними с использованием браузеров. Браузеры являются интегрированными системами для работы с различными информационными ресурсами Интернета и поэтому включают в себя менеджеры загрузки файлов.

Однако удобнее для работы с файловыми архивами использовать специализированные менеджеры загрузки файлов, которые позволяют продолжить загрузку файла после разрыва соединения с сервером. Менеджеры загрузки файлов предоставляют пользователю подробную информацию в числовом и графическом виде о процессе загрузки файла (объем файла, объем загруженной части, в том числе в процентах, скорость загрузки, прошедшее и оставшееся время загрузки и др.).

В некоторых менеджерах загрузки файлов достигается увеличение скорости загрузки за счет разбиения файла на части и одновременной загрузки всех частей. Например, в менеджере загрузки файлов FlashGet процесс загрузки каждой части файла представляется в графической форме в нижней части окна приложения (рис. 6.16).

Адрес файла на сервере файлового архива. Доступ к файлам на серверах файловых архивов возможен как по протоколу HTTP, так и по специальному протоколу передачи файлов FTP (File Transfer Protocol). Протокол FTP позволяет не только загружать файлы с удаленных серверов файловых архивов на локальный компьютер, но и наоборот, производить передачу файлов с локального компьютера на удаленный сервер.

Адрес файла включает в себя способ доступа к файлу и имя сервера Интернета, на котором находится файл.

Если в качестве способа доступа к файлу file.exe, хранящемуся на сервере ftp.metodist.ru, используется протокол передачи файлов FTP, то адрес файла запишется следующим образом:

ftp://ftp.metodist.ru/file.exe

Контрольные вопросы

1. Какие файлы обычно хранятся на серверах файловых архивов?

2. Из каких частей состоит адрес файла на сервере файлового архива?

Задания для самостоятельного выполнения

6.7. Задание с кратким ответом. Записать адрес файла program.exe, хранящегося на компьютере, зарегистрированном в домене первого уровня ш, домене второго уровня schools и имеющем собственное имя ftp.

Общение в Интернете

В последнее время все более широко распространяется общение в Интернете в режиме реального времени. Увеличившаяся скорость передачи данных и возросшая производительность компьютеров дают пользователям возможность не только обмениваться в реальном времени текстовыми сообщениями, но и осуществлять аудио- и видеосвязь.

Серверы общения в реальном времени. В Интернете существуют тысячи серверов, на которых реализуется общение в реальном времени. Любой пользователь может подключиться к такому серверу и начать общение с одним из посетителей этого сервера или участвовать в коллективной встрече.

Простейший способ общения "разговор" , или чат (англ. chat) - это обмен сообщениями, набираемыми с клавиатуры. Вы вводите сообщение с клавиатуры, и оно высвечивается в окне, которое одновременно видят все участники встречи.

Если ваш компьютер, а также компьютеры собеседников оборудованы звуковой картой, микрофоном и наушниками или акустическими колонками, то вы можете обмениваться звуковыми сообщениями. Однако "живой" разговор возможен одновременно только между двумя собеседниками.

Для того чтобы вы могли видеть друг друга, т. е. обмениваться видеоизображениями, к компьютерам должны быть подключены Web-камеры.

Интерактивное общение с помощью системы ICQ. В последние годы большую популярность приобрело интерактивное общение через серверы ICQ (эта трехбуквенная аббревиатура образована из созвучия слов "I seek you" - "Я ищу тебя").

Система интерактивного общения ICQ интегрирует различные формы общения: электронную почту, обмен текстовыми сообщениями (chat), Интернет-телефонию, передачу файлов, поиск в сети людей и т. д. (рис. 6.17).


Рис. 6.17. Программа интерактивного общения ICQ

В настоящее время в системе ICQ зарегистрировано почти 200 миллионов пользователей, причем каждый пользователь имеет уникальный идентификационный номер. После подключения к Интернету пользователь может начинать общение с любым зарегистрированным в системе ICQ и подключенным в данный момент к Интернету пользователем.

Интернет-телефония. Интернет-телефония используется для передачи голосовых данных через компьютерную сеть Интернет. Провайдеры Интернет-телефонии с помощью специального оборудования связывают между собой компьютерную сеть Интернет и обычную телефонную сеть. Пользователь может воспользоваться услугами Интернет-телефонии и позвонить непосредственно с компьютера (см. рис. 6.18) или с обычного телефона, предварительно набрав номер провайдера Интернет-телефонии.

Интернет-телефонию выгодно использовать для звонков в отдаленные населенные пункты и страны мира, так как минута такой связи существенно дешевле тарифов междугородней и международной телефонной связи.

Контрольные вопросы

1. Какие формы общения в реальном времени существуют в Интернете?

Мобильный Интернет

Сеть мобильной телефонной связи. В настоящее время сеть мобильной телефонной связи охватила практически весь мир, а количество пользователей мобильных телефонов приближается к одному миллиарду человек. Обмен информацией между мобильными телефонами осуществляется с помощью сети, состоящей из антенн станций сотовой связи, соединенных между собой каналами передачи информации.

Сеть мобильной связи позволяет передавать не только голосовые сообщения, но и данные. С помощью мобильных телефонов можно обмениваться короткими текстовыми сообщениями SMS , а также мультимедийными сообщениями MMS , которые позволяют передавать мелодии сигналов для телефонов и графические изображения (например, фотографии, сделанные встроенной в телефон камерой).

Обмен данными между сетью мобильной телефонной связи и компьютерной сетью Интернет. Сеть мобильной телефонной связи и компьютерная сеть Интернет позволяют передавать данные и голосовые сообщения, и поэтому их информационные ресурсы целесообразно объединить. Операторы мобильной телефонной связи и провайдеры Интернета обеспечивают возможность передачи данных между этими сетями (рис. 6.18).

Обмен данными между сетями позволяет, например, с мобильного телефона передавать сообщения электронной почты на почтовый ящик в Интернете, а с компьютера, подключенного к Интернету, передавать SMS-сообщения на мобильный телефон.

Доступ в Интернет с использованием мобильного телефона. Во многие модели мобильных телефонов встроен модем, поэтому для беспроводного доступа в Интернет достаточно подключить к компьютеру мобильный телефон и дозвониться до провайдера. После соединения компьютера с Интернетом можно "путешествовать" по Всемирной паутине, работать с электронной почтой, "скачивать" файлы и пользоваться любыми другими ресурсами Интернета, как при обычном соединении по кабельным каналам. Недостатком такого подключения является маленькая скорость передачи данных (не более 9,6 Кбит/с) и высокая стоимость минуты соединения.

Полноценный высокоскоростной доступ в Интернет с мобильного телефона можно осуществить по технологии GPRS , при которой максимально возможная скорость передачи данных составляет 170 Кбит/с (это приблизительно в 3 раза быстрее, чем доступ по коммутируемым телефонным линиям). Важно, что эта технология предоставляет немедленный доступ к Интернету, без необходимости дозваниваться до провайдера Интернета и позволяет одновременно вести разговор по мобильному телефону и проводить обмен данными между компьютером и Интернетом.

Подключение мобильного телефона к компьютеру можно осуществить различными способами: с помощью кабеля к СОМ-порту, с помощью кабеля к USB-порту или беспроводным к инфракрасному порту (рис. 6.19).

Для доступа к информационным ресурсам Интернета непосредственно с мобильных телефонов можно использовать WAP -браузеры . WAP-сайты специально адаптированы под возможности мобильного телефона (двухцветную графику, маленький экран и небольшую память) и содержат новости, прогноз погоды, курс валют и т. д. С WAP-сайтов можно отправить сообщение электронной почты или принять участие в WAP-чате.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит различие между Интернет-телефонией и мобильным Интернетом?

2. Какие данные можно передавать из сети мобильной телефонной связи в компьютерную сеть Интернет? Из Интернета в сеть мобильной связи?

Звук и видео в Интернете

Звуковые и видеофайлы имеют большой информационный объем. Для передачи таких файлов по компьютерным сетям в стандартных цифровых форматах требуются линии связи с высокой пропускной способностью. Цифровой стереозвук высокого качества с частотой дискретизации 48000 раз в секунду и глубиной кодирования 16 бит требует скорости передачи данных равной:

16 бит × 48 000 с -1 = 1 536 000 бит/с = 1500 Кбит/с » 1,5 Мбит/с.

Цифровое видео телевизионного стандарта требует для передачи изображения скорости передачи данных около 240 Мбит/с.

Для уменьшения объемов звуковых и видеофайлов без видимой потери качества используются специальные методы сжатия файлов, основанные на удалении не воспринимаемой человеком звуковой или видеоинформации.

Потоковые звук и видео. Широкое распространение в Интернете получили технологии передачи потокового звука и видео. Эти технологии передают звуковые и видеофайлы по частям в буфер локального компьютера, что обеспечивает возможность их потокового воспроизведения даже при использовании модемного подключения. Снижение скорости передачи по каналу может приводить к временным пропаданиям звука или пропускам видеокадров.

Для прослушивания потокового звука и просмотра потокового видео используются мультимедиа проигрыватели (Windows Media Player, WinAmp и др.). Во время воспроизведения потокового мультимедиа файла пользователь получает информацию о скорости передачи данных и может настраивать качество воспроизведения.

Существует достаточно много радио- и телевизионных станций, которые осуществляют вещание через Интернет. Широкой популярностью пользуются Web-камеры, установленные в самых разных уголках мира (на улицах городов, в музеях, в заповедниках и т. д.) и непрерывно передающие изображение (рис. 6.20).

Контрольные вопросы

1.Почему необходимо сжимать звуковые и видеофайлы при передаче по сети Интернет?

Интернет привычен современному человеку, но данному положению дел предшествовал довольно долгий и сложный путь становления и развития технологий, благодаря которым оказалось возможным обеспечить развертывание Всемирной паутины в мировом масштабе. Что представляют собой данные решения? Как развивалась в России?

Определение интернета

Интернет как глобальная информационная система представляет собой компьютерную сеть, узлы которой распределены по всему миру, и при этом связаны логически благодаря использованию особого адресного пространства. Функционирование данной глобальной сети возможно прежде всего благодаря унификации стандартов связи: так, в качестве главного используется TCP/IP, реализуемый одинаково на любых компьютерах, объединенных во Всемирную сеть.

В современном виде интернет как глобальная информационная система существует порядка 30 лет. Но к моменту его появления инфраструктура, на базе которой разворачивалась Всемирная сеть, была достаточно развитой во многих странах мира.

Будет полезно рассмотреть то, каким образом она выстраивалась в тех или иных государствах. Примечательно, что история развития инфраструктуры, на базе которой начал выстраиваться современный интернет, практически совпадает с периодом противостояния двух крупнейших мировых технологических систем — западной и советской. Конечно, это очень упрощенная классификация, так как и в рамках первой системы, и во второй активно развивались региональные, национальные технологии, весьма различающиеся в ряде случаев.

В конечном итоге основой для развития современного интернета стала все же западная модель — однако к моменту ее внедрения в СССР советские специалисты уже имели опыт развертывания компьютерных сетей, в некоторой степени схожих с западной моделью интернета. Рассмотрим, таким образом, то, как развивалась Всемирная сеть в рамках западной технологической системы, а также то, когда появился интернет в России исходя из специфики развития национальной инфраструктуры компьютерных сетей.

История интернета в западных странах

В конце 50-х годов, в один из самых сложных периодов холодной войны, правительство США поставило перед американскими учеными задачу: создать инфраструктуру передачи данных, которая могла бы функционировать даже в условиях глобального вооруженного конфликта. Ученые предложили концепцию подобной системы — проект получил название ARPANET.

В 1969 году компьютеры нескольких крупных американских университетов были объединены в сеть по схемам, которые были разработаны учеными в рамках указанного проекта. Впоследствии опыт, полученный исследователями, был перенят многими другими заинтересованными структурами: это привело к разрастанию компьютерных сетей, функционирующих по стандартам ARPANET, в национальном масштабе.

Появлялись и специализированные программы для данной инфраструктуры: например, уже в 1971 году для ARPANET было написано ПО, предназначенное для отправки сообщений. Фактически речь идет о появлении первой электронной почты — основные функции интернета сегодня до сих пор включают организацию обмена данными в соответствующем формате. В 70-х годах электронная почта была, как считают исследователи, и вовсе самой востребованной функцией разворачиваемой в рамках американского проекта.

Постепенно масштабы ARPANET вышли за пределы США: к сети начали подключаться различные европейские организации. Связь с американской инфраструктурой при этом организовывалась через телефонный кабель, проложенный через Атлантический океан.

Фактически с момента подключения европейцев к ARPANET, в частности в 1973 году, обмен данными с сетью начали организовывать британские и норвежские организации, проект стал международным. Однако коммуникации между компьютерами, расположенными в разных частях планеты, не всегда были стабильны по причине отсутствия общепринятых стандартов обмена данными.

Соответствующая проблема была устранена после внедрения универсального протокола TCP/IP. Его до сих пор используют практически все интернет-ресурсы.

К моменту внедрения TCP-IP еще американо-европейская сеть была, скорее, межрегиональной, чем глобальной — несмотря на то, что в 1983 году за ней закрепилось название «Интернет». Но дальнейшее ее развертывание было стремительным. Данному процессу способствовало изобретение в 1984 году стандарта DNS — на его основе стала функционировать служба доменных имен. Можно отметить, что в том же году у проекта ARPANET появился серьезный конкурент в лице сети NSFNet, объединявшей компьютеры различных университетов.

NSFNet как инфраструктурная основа интернета

Инфраструктура NSFNet позволяла обеспечивать существенно более высокую динамику Росла она при этом самыми активными темпами. Постепенно «Интернетом» стала именоваться как раз-таки разрастающаяся сеть NSFNet. В 1988 году ее ресурсы стало возможно использовать для организации мгновенной передачи сообщений в формате чата — по протоколу IRC.

В 1989 году британский ученый Тим Бернерс-Ли разработал концепцию глобальной компьютерной сети, Всемирной паутины. В течение 2 последующих лет он создает протокол передачи гипертекста — HTTP, язык HTML, а также идентификаторы URL. Как считают многие исследователи, именно благодаря изобретениям Тима Бернерса-Ли интернет как глобальная информационная система начал стремительное шествие по планете.

Указанные стандарты, а также возможности универсального протокола TCP/IP позволили масштабировать Всемирную паутину в глобальном масштабе гигантскими темпами. В начале 90-х годов сформировались основные возможности интернета, доступные современным пользователям: получение доступа к веб-страницам через браузеры, размещение информации на них, прием и передача файлов. Разумеется, остались востребованными сервисы e-mail, IRC.

Совершенствовался язык гипертекста, технологии управления сайтами. В качестве инфраструктурной основы интернета долгое время использовались серверы NSFNet, но в 1995 году данная функция была передана сетевым провайдерам. В 1996 году общераспространенным стал стандарт WWW, посредством которого было возможно передавать практически любые данные с использованием каналов интернета. Но свою актуальность сохранил и стандарт FTP. И сегодня многие интернет-ресурсы продолжают его использовать в целях организации эффективного обмена файлами.

В привычном нам виде Всемирная паутина в целом сформировалась к началу 2000-х годов. По мере увеличения скорости доступа пользователей к онлайн-ресурсам за счет таких технологий, как DSL, оптоволокно, 3G, 4G, особенно популярными становились ресурсы для размещения видеоконтента, такие как YouTube, игровые порталы, облачные сервисы. Через интернет организуется не только обмен данными между людьми, но и между различными устройствами — от простых бытовых вещей до крупной промышленной инфраструктуры. Существует большое количество научных концепций относительно того, как будет развиваться интернет как глобальная информационная система в будущем. Они очень разные, и во многом их реализация зависит от хода развития собственно компьютерных технологий.

История интернета в России

Изучим теперь то, когда появился интернет в России. С западной моделью развития онлайновых коммуникаций мы ознакомились, сейчас нам важно понять, каким образом внедрялась соответствующая инфраструктура в нашей стране.

Как мы отметили в начале статьи, в течение долгого времени информационные технологии в Советском Союзе развивались параллельно с западными. Надо отметить, что в значительной степени их развитие стало возможным благодаря появлению у СССР ресурсов для воспроизводства западной микропроцессорной базы, которая начала активно внедряться на различных уровнях управления коммуникациями в 60-70-х годах, хотя до этого у советских ученых имелись весьма прогрессивные собственные разработки. Но так или иначе, суть интернета в западной интерпретации могла существенно отличаться от концепций развития компьютерных сетей в СССР.

Еще в 1950-х годах советские ученые формировали компьютерные сети в рамках проектов по созданию инфраструктуры противоракетной обороны. Данные сети базировались на советских ЭВМ типа «Диана-I», «Диана-II» и других решениях. Обмен информацией между соответствующими ЭВМ осуществлялся в целях вычисления траектории полета противоракет.

В 1970-х годах компьютерные сети активно задействовались и в гражданской сфере — в частности как инфраструктура в рамках систем типа АСУ-Экспресс и «Сирена», позволяющих резервировать, соответственно, железнодорожные и авиабилеты. В 1974 году была изобретена компьютерная кодировка КОИ-8.

В первой половине 80-х институт ВНИИПАС начал осуществлять, используя компьютеры, удаленный обмен данными с зарубежными организациями. В целом в 80-х годах развертывание советских сетевых компьютерных систем шло достаточно активно, во многом благодаря появлению в СССР локализованных версий операционной системы UNIX (на принципах которой функционируют современные ОС Linux и, в свою очередь базирующиеся на ней ОС Android, которые можно отнести к самым распространенным в мире, если брать рынок мобильных устройств). Фактически к 1990 году в СССР была сформирована вся необходимая инфраструктура для последующего объединения советских компьютерных сетей и Интернета, функционировавшего на основе ресурсов NSFNet.

«РЕЛКОМ» — национальная компьютерная сеть

Появляется всесоюзная компьютерная сеть «РЕЛКОМ», в которой задействуются протоколы и технологии Интернета. Связь между компьютерами обеспечивается посредством телефонных каналов. Важнейшую роль в выстраивании данной инфраструктуры играли разработчики кооператива «Демос», осуществлявшего разработку различных программных решений.

В августе 1990 года исследователи из установили связь с Университетом Хельсинки в целях обеспечения функционирования каналов передачи почтовых сообщений в рамках, собственно, Интернета. В сентябре 1990 года специалисты «РЕЛКОМ», а также компании «Демос» зарегистрировали домен Советского Союза.Su, который до сих пор используется — и есть версии, что его популярность будет расти.

В СССР наряду с «РЕЛКОМ» развиваются пользовательские сети ФИДО. К 1991 году для советских пользователей, подключающихся к «РЕЛКОМ», становятся доступными ресурсы с доменной адресацией — как в современном интернете. В 1992 году уже в Российской Федерации появляются первые провайдеры.

Использование международного стандарта TCP/IP в России становится повсеместным. В апреле 1994 года был зарегистрирован национальный домен.Ru. С тех пор интернет в России развивался в целом так же, как и в западных странах. При этом российские специалисты также внесли значимый вклад в развитие Всемирной паутины, в частности на уровне разработки антивирусных, серверных решений.

Итак, мы изучили то, как работает сеть Интернет, особенности развития соответствующих коммуникационных технологий в России и на Западе. Изучим теперь, что представляет собой Всемирная паутина сегодня.

Современный интернет: провайдеры

Доступ в интернет для пользователей предоставляют провайдеры. Изучим специфику решаемых ими задач.

Кто такой провайдер интернета? В первые годы развития Всемирной паутины таковым считалась компания, предоставляющая коммутационные сервисы для обеспечения связи пользователя и ближайших серверов интернета. Сейчас провайдер — поставщик высокотехнологичных коммуникационных ресурсов, обеспечивающих функционирование в региональном, а иногда и в национальном масштабе. Компании, предоставляющие соответствующие услуги, могут быть как очень крупными, международными, так и локальными, которые могут работать в масштабах одного города.

Есть большое количество технологий, посредством которых провайдеры могут оказывать свои услуги: оптические и телефонные каналы, спутниковый, сотовый интернет. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. От того, какие именно каналы используются, в значительной степени зависят цены на интернет, формируемые провайдером. Как правило, самыми доступными по стоимости для пользователя являются проводные каналы, немного дороже — сотовые, самые дорогие — спутниковые. При этом оплата за услуги провайдера может осуществляться:

  • в формате абонентской платы;
  • за трафик;
  • в ряде случаев — за время доступа к Сети.

Роль интернета в современном мире заключается прежде всего в предоставлении пользователям возможности посещать различные сайты.

Современный интернет: сайты

Размещенный в интернете сайт — это совокупность файлов (текстовых, графических, видео- и аудиозаписей, содержащих иные мультимедийные компоненты), доступ к которым осуществляется посредством таких протоколов как WWW, HTTP, FTP и иных, что являются оптимальными в том или ином случае. Разумеется, данные файлы определенным образом систематизированы для облегчения восприятия информации пользователем.

Основной системный элемент сайта — веб-страница. В большинстве случаев она составляется на языке HTML, часто с применением различных скриптов. Сайт может иметь разную тематику. Это может быть интернет-газета, блог, видеохостинг, спортивный, развлекательный портал — есть огромное количество видов ресурсов, которые могут размещаться во Всемирной паутине.

Современный интернет: радио и телевидение

Выше мы отметили, что по мере развития коммуникационных технологий и увеличения скорости передачи данных, набирают популярность различные видеоресурсы в интернете. Таковым можно считать, к примеру, интернет-телевидение, а также онлайн-радио. Данные технологии позволяют осуществить трансляцию теле- и радиопередач на специальных сайтах с задействованием особых технологий.

Примечательно, что многие из современных сервисов позволяют организовать собственное вещание любому желающему пользователю. Интернет-телевидение с учетом распространенности высокоскоростных линий — это уже не привилегия, а обычный ресурс. Который вместе с тем может потребовать от пользователей значительных вложений (трудовых, финансовых) в его продвижение и развитие. То же можно сказать и о сайтах. Интернет-газета или развлекательный портал могут быть зарегистрированы любым желающим пользователем, но превращение их в узнаваемый бренд — задача непростая.

Современный интернет: мобильные приложения

Одним из самых выраженных трендов развития современного интернета можно считать повсеместное распространение мобильных приложений — специального ПО, запускаемого со смартфонов или планшетов. Функционально данные приложения во многих случаях могут быть аналогичны веб-страницам. Но есть и специализированные решения соответствующего типа, например приспособленные для того, чтобы организовать защищенный доступ в какой-либо персональный аккаунт, например банковский. Интернет сегодня — это коммуникационная среда, в рамках которой можно передавать практически любые цифровые данные, и во многих случаях это требует применения особых протоколов и технологий, в том числе реализуемых в мобильных приложениях.

Резюме

Итак, мы изучили, в чем заключается концепция Всемирной паутины, а также основные технологии, которые задействуются в целях обеспечения ее функционирования. Суть интернета — в предоставлении пользователям со всего мира стабильного недорогого доступа к различным типам полезной информации, файлам, мультимедийному контенту, а также к ресурсам, посредством которых люди могут общаться между собой и обмениваться различными данными. Подобная возможность сегодня уже привычна жителям, наверное, всех стран мира, хотя ранее она была доступна очень немногим людям, во многих случаях ею можно было пользоваться только при наличии высокой квалификации в области информационных технологий.

Кто такой провайдер интернета, к какому из них можно подключиться и по какой цене — вопросы, на которые почти наверняка знает типичный житель современного мегаполиса. Всемирная паутина продолжает развиваться: появляются новые сервисы, технологии, концепции организации общения пользователей, совершенствуются устройства для передачи данных. То, каким образом будет идти технический прогресс, то, как будет развиваться мировая экономика, определит векторы для дальнейшего развития интернета.