За какими отраслями будущее IT-сферы? Куда идти, чтобы быть уверенным в завтрашнем дне? Информационные технологии будущего – только вперед

Развитие информационных технологий тесно переплетается с другими сферами человеческой деятельности, предметными областями и профессиями.


Сегодня развитие ИТ всегда сопровождается их проникновением в какие-то новые области применения, где их раньше не было или они использовались ограниченно. При этом в каком-то смысле меняется совокупность пользователей ИТ (демография, психология) и профессионалов ИТ (предметные области, специализация, образовательный базис, форма занятости). А теперь мы идем в 2012-17 гг. и хотелось бы знать, что мы там увидим? А увидим мы пришествие в мейнстрим некоторых ключевых трендов, которые сегодня являются уделом небольшого меньшинства, но уже обозначились и стремительно развиваются:

- железо как объект разработки - в широком смысле слова, сейчас начинается бум DIY-решений на базовых платформах, людям вдруг захотелось не только кодить или дизайнить, но и паять, что-то собирать и т. д.;

Соответственно платформы для этого железа - Arduino, Pi или что-то типа Parallella (помните? они таки успели собрать свои $750к) - одно из перспективных направлений для корпораций;

Дальнейшее разделение вычислительных и интерфейсных подсистем в архитектуре - когда ЦП устройства служит преимущественно для текущего взаимодействия с пользователем, а специфические числодробительные задачи перекладываются на отдельный модуль, например или многоядерный «домашний суперкомпьютер» (перспективы которого следует оценивать не по тому, какому количеству сегодняшних пользователей ПК он может пригодиться, а как эволюционировал сам ПК, когда он еще был уделом немногочисленных гиков);

- краудфандинг - для многих проектов станет более доступным способом финансирования, чем классические инвестиции в стартап; вероятнее всего именно так будут созданы платформы, которые далее пойдут в массы в 2017-22;

- стартап как сочетание веб-сервиса, мобильного клиента и аппаратной части - на фоне разочарования инвесторов в социалках-шмоциалках интерес смещается к чему-то более осязаемому, а железо тем временем все проще заказывать и производить;

- 3D-печать, домашняя робототехника (в т. ч. под влиянием онлайн-курсов) как примеры новых классов пользовательских устройств, привлекающих внимание разработчиков (и начинающих удобно монетизироваться);

Еще одна интенсивно растущая сфера применения IT - медицина и управление здоровьем , где повышение мобильности и компактности означает увеличение ассортимента устройств, используемых человеком для самоадминистрирования (помимо традиционного медицинского рынка);

В самих же информационных системах, которые теперь начинают обрабатывать еще более разнообразные данные, лавинообразно нарастает их количество и требует особых решений в плане их обработки - т. н. Big Data . Это, по-видимому, станет темой № 1 для «чистых» ИТшников, системщиков,

В сфере онлайн-образования , как уже отметил автор, идет дальнейшее накопление мощностей и структуризация, появляются проекты «цифровых дипломов» (интеграции результатов пройденных студентом курсов от разнообразных провайдеров), благодаря чему онлайн-проекты набирают вес, необходимый для вторжения в ранее закрытые профессии за пределами ИТ;

Вместе с тем, в плане профессиональной структуры ИТ распространение этих технологий на железо, медицину и образование, равно как и распространение ИТ-образования в онлайн-формате для широких масс, означает дальнейшее увеличение числа ИТшников - специалистов по предметным областям иотраслевых специалистов, освоивших ИТ-профессию;

В плане демографии ИТ, что уже немного затронул автор, на глобальном уровне появится все больше не только индусов, но и, например, африканцев. Отечественный же ИТшник станет немного старше, заматереет и, что радует, достигнет еще большей популярности на глобальном рынке как разработчик сложных, нестандартных, экстремальных решений. Вообще, наступающая эра железа, монетизация DIY в пику корпоративно-потребительскому подходу - это наша стихия, мы будем возрождать еще советскую практику любительской работы с паяльниками, технического образования, откроем еще больше хакерспейсов и начнем завоевывать мир:). Это только вопрос времени.

В отношении форм занятости , по-видимому, слегка размоются грани между и корпоративом, фриланс пойдет в некоторые труднодоступные ранее для него ниши по мере того, как управление карьерой и образованием будет все больше основываться на простых, легко доступных онлайн-профилях в и новых специализированных сервисах, включая сертификацию этих данных. Среди стартапов, что заметно уже сейчас, наступает некая структуризация, их классифицируют по степени радикальности , экономическому эффекту, срокам предполагаемой окупаемости и т. д. - присказку про Apollo и Angry Birds уже слышали все и все больше людей понимают, что развлечения при всем их рыночном потенциале не являются единственным полезным применением ИТ для человечества. Появляются дальновидные венчурные инвесторы, которые вместо гарантий быстрой монетизации по идейным соображениям вкладываются в более фундаментальные технологии (то, что я называю «супервенчур», - Питер Тиль, напрмер).

Экономика в целом под влиянием ИТ демонстрирует кризисы старых отраслей и подъем новых, причем нередко они даже не связаны с ИТ напрямую, а являются побочным эффектом всей совокупности технических и социальных изменений. Чем сильнее кризис, тем интенсивнее этот процесс и тем больше послекризисный (или хронически-кризисный) мир качественно отличается от докризисного. Для исправления последствий кризиса для того или иного субъекта необходим как минимум качественный сдвиг в понимании роли образования, профессионального и общего развития в динамически меняющейся экономике. ИТшники в целом находятся на переднем крае этого тренда, апгрейдиться привыкли давно и потому конструктивно реагируют быстрее, чем инертные капитало- и трудоемкие отрасли. Особенностью конкретно наступающего этапа является форсированная автоматизация и роботизация производств не только высокотехнологичной продукции не только в развитых странах, что мы видим на примере Foxconn в Китае. Это приводит к некоторому «обращению вспять» (но не буквальному) привычного процесса вытеснения промышленности в развивающиеся страны. Кроме того, актуальным становится ряд чисто «человеческих» профессий типа медиков, образовательных работников (которым и ИТ нужны - в виде еще более удобных в пользовании устройств и сервисов яблочного типа).

Еще можно было бы добавить про ИТ и энергосберегающие, «зеленые» технологии , но тут пока все как-то мутно. В целом, эти технологии идут в общем тренде смещения акцентов на железо и удешевления его разработки, за 5 лет скорее всего выйдут из анти-хайпа и мы увидим много решений, хороших и разных. Для самих ИТ энергоэффективность - это прежде всего дальнейшее повышение мобильности и масштабируемости. Что может принести как прорыв в суперкомпьютерах, так и новые еще более компактные и экономные применения железа вплоть до имплантов, сенсоров, микророботов и т. д. Это уже дело техники, сроки варьируются; наша задача - обозначить общий тренд: энергия - это интересно и актуально.

Копирасты скорее всего продолжат еще более бешено неистовствовать, но по мере созревания альтернативных моделей монетизации, в частности краудфандинга, их авторитет в обществе еще больше упадет, а пираты усилят свои политические позиции. Патентролли по сравнению с ними находятся в более выигрышном положении, поскольку наезжают чаще на корпорации, к которым общество особых симпатий не испытывает. Однако озабоченность деструктивным влиянием патентроллинга на темпы инноваций скорее всего подтолкнет многих к пересмотру патентного законодательства.

Политики будут продолжать попытки зарегулировать Сеть, а также ограничить распространение некоторых новых аппаратных технологий, как, например, очки со скрытыми камерами, или применять их во вред обществу, типа саудовского прожекта по слежению за женщинами. Особых успехов в этом они, впрочем, не достигнут. Пошатнется даже ВКФ по мере роста числа грамотных пользователей, заинтересованных в нефильтрованном контенте. Причина в том, что драйвером этих изменений становится само общество. Цензура в долгосрочном плане не работает и не может сработать. В некоторых странах за этот период технологии несомненно помогут обществу добиться существенных изменений в политической власти; и я намеренно оставлю открытыми вопросы «кто?», «где?» и «когда?», отметив только, что ИТ - это лишь рычаг, умножающий усилия общества по достижению желаемых изменений, что зависит от многих скрытых факторов, поэтому и точные прогнозы здесь неуместны. Но вектор понятен, и это объективный исторический процесс: технологии помогают обществу эволюционировать. Это нужно воспринимать адекватно и быть к этому готовым, равно как и отражению упомянутых политических поползновений, которые явно станут еще злее и изощреннее.

Наука и ИТ сращиваются все более неожиданными способами. Исторически ИТ вышли из «большой науки», но сегодня мы наблюдаем феномены, когда пользователи-любители объединяются через либо для распределенных вычислений, либо для «человеческой» обработки каких-то труднораспознаваемых машиной данных (классификация галактик), или для поиска «человеческих» же решений научных задач вместо тупого перебора (сворачивание белков, дизайн РНК), что нередко эффективнее всего в форме (в общем тренде геймификации всего и вся, который сейчас немного приелся и, видимо, вступил в период общественного разочарования, но реальные достижения еще впереди). Как можно попробовать монетизировать эти и другие примеры открытой науки, DIY-науки за 5 лет? Скорее всего сегодня они подобны Линуксу или Википедии, то есть перспективы коммерциализации весьма туманны, но зато эти тренды могут стать платформой, на которой завтра вырастут какие-то производные, прикладные решения, и вот они уже привлекут деньги и сформируют в свою очередь новые направления развития ИТ и других технологий - подобно тому самому Homebrew Computer Club и другим хакерским инициативам прошлого века, авторы которых крайне редко задумывались о деньгах.

Наконец, «чисто ИТ » или фронтир Computer Science в условиях всей этой движухи. Тут уже много и не раз было сказано - , big data, высокие нагрузки, высокопроизводительные вычисления, ИИ, машинное обучение и другие темы тех же онлайн-курсов. Общая эволюция как бы просматривается, но интересны качественные феномены. Например, DDoS, который в последнее время стал чуть ли не рядовым средством конкурентной борьбы и сформировал по сути целую отрасль защиты от него. Все из-за того, что в интернет двинулся «обычный» бизнес со своими особенностями работы.

Этот социальный тренд - «нашествие» во вроде бы уже сложившиеся ИТ-системы значительных элементов со стороны (вспомним «вечный сентябрь») - стоит выделить отдельно. Он требует от профессионалов, привыкших рулить в том или ином сообществе, гибкости и готовности ответить на вызов орд дилетантов. Популяризация приносит не только благо, но и новые организационные задачи. Сейчас на ближайшие годы многие прогнозируют рост количества пользователей интернета благодаря распространению дешевых и других устройств до большей части населения Земли. «Восходящий миллиард» юзеров - мощный и несомненно полезный ресурс для всего человечества и самого себя. Но следует учитывать его текущий образовательный уровень, убеждения, психологию. Феномен «говнокомментов» и «говносайтов» именно отсюда. Мы уже увидели. как сотни тысяч экономически малограмотных людей полезли в МММ, получив возможность с помощью Сети продвигать свою сомнительную идеологию. Разумеется, они лажанулись и не могли не лажануться, но перед этим успели загадить информационное пространство и вместо продуктивной деятельности увлечь экономические ресурсы в трубу. По мере популяризации Сети и ее сервисов подобных деструктивных меметических явлений может стать больше, их следует распознавать и, при необходимости, вырабатывать от них защиту, в т. ч. и монетизируемую, как показали недавно ребята-антиDDoSеры.

По материалам habrahabr.ru


Хотелось бы узнать, какие мысли по этому поводу есть у вас. Высказывайтесь, просто интересно послушать.

Оставьте свой комментарий!

Содержание

Введение 3

История развития компьютеров и информационных технологий 4

Информационные технологии современности 7

Информационные технологии будущего 9

Заключение 14

Список использованной литературы 16

Приложения 17

Введение

Будущее может быть разным, и путей к нему тоже много, но, ни то, ни другое предсказать невозможно. И все же кое-какие широкие штрихи набросать можно, причем в большинстве сценариев прогресс приводит к изменению способа нашего общения, объема информации, с которой нам придется иметь дело, и, возможно, даже наших природных способностей. Почти сотрется граница, существующая между виртуальностью и настоящим миром. Будет развиваться IT-технология, которая перевернет все наши представления о пространстве и времени.

Актуальность моей работы заключается в том, что Значение информации во всех сферах человеческой деятельности на современном этапе постоянно возрастает, что связано с изменением социально-экономического характера, появлением новейших достижений в области техники и технологии, результатами научных исследований. Развитие прогресса в науке и технике идет в направлении новых информационных технологий.

Объект исследования информационные технологии.

Цель исследования: исследование информационных технологий от технологий прошлого до технологий будущего.

Задачи:

    Изучить историю развития информационных технологий.

    Сравнить информационные технологии современного мира и прошлого.

    Проанализировать, к чему приведёт прогресс технологий, и какими они будут в будущем.

Информационные технологии - широкий класс и областей деятельности, относящихся к создания, сохранения, управления и , в том числе с применением .

В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают .

На сегодняшний день современная жизнь, здравоохранение, производство и другие сферы деятельности не обходятся без использования информационных технологий, поскольку каждая область нуждается в переработке большого количества информации и в информационном обслуживании. Самым оптимальным и универсальным средством для обработки информации считается компьютер, который используется как усилитель интеллектуальных человеческих способностей.

За счёт информационных технологий появляется возможность управлять большими потоками информации с применением вычислительной техники. По сути, ИТ технологии являются комплексом технологических и инженерных наук, которые необходимы для организации жизнедеятельности современного общества. ИТ могут обрабатывать информацию, хранить и передавать её на большие расстояния за короткие сроки.

Быстро растущий потенциал информационных технологий так же быстро сокращает издержки в сфере производства, при этом облегчает и улучшает уровень жизни, открывая новейшие возможности для людей. Так как новые ИТ проявляются в каждой сфере жизни, сегодня всё сложнее представить жизнь без них.

Понятие «высокие технологии» говорит о новом качестве знаний, о точных методах производства, об умении прогнозировать. Высокие технологии будущего включают в себя столь большое количество направлений, охватить которые невозможно. Можно, однако, выделить некоторые особенности данных направлений. Во-первых, они будут основаны на всестороннем использовании информационных технологий. Во-вторых, важной особенностью технологий будущего является эффективность, экономичность и экологическая безопасность

История развития компьютеров и информационных технологий

Счетно-решающие средства до появления ЭВМ. Одним из первых устройств (V - IV вв. до н.э.), облегчавших вычисления, можно считать абак. Это специальная доска с углублениями, вычисления на ней производились перемещением камешков или костей.

Со временем эти доски стали расчерчивать на несколько полос и колонок. В Греции абак существовал уже в V веке до н.э., у японцев он назывался "серобян", у китайцев - "суанпан". В Древней Руси при счете применялось устройство похожее на абак, оно называлось "русский счет". В 17 веке этот прибор приобрел вид привычных русских счетов.

В начале 17 века французский математик и физик Блез Паскаль создал первую "суммирующую машину, названную Паскалиной, которая выполняла сложение и вычитание. В 1670-1680 годах немецкий математик Лейбниц сконструировал счетную машину, которая выполняла все 4 арифметических действия.

В 1874 году петербургский инженер Однер сконструировал прибор под названием арифмометр, выполнявший довольно быстро выполнять все четыре арифметических действия над многозначными числами. В 30-е годы 20 века в нашей стране был разработан более совершенный арифмометр "Феликс". Эти счетные устройства были основным техническим средством, облегчающими труд людей, связанных с обработкой больших массивов числовой информации. Важным событием 19 века было изобретение английского математика Чарлза Беббиджа, который вошел в историю как создатель первой вычислительной машины - прообраза настоящих компьютеров. В 1812 году он начал работать над своей "разностной машиной". Беббидж хотел сконструировать машину, которая не только выполняла бы вычисления, но и могла бы работать по заранее составленной программе, например, вычисляла числовое значение заданной функции. Основным элементом его машины было зубчатое колесо - для запоминания одного разряда десятичного числа. В результате можно было оперировать 18-разрядными числами. К 1822 году ученый построил небольшую действующую модель и рассчитал на ней таблицу квадратов. Совершенствуя разностную машину, Беббидж приступил в 1833 году к разработке "аналитической машины". Она должна была отличаться большей скоростью при более простой конструкции и приводиться в действие силой пара. "Аналитической машина" имела три основных блока. Первый блок для хранения чисел (память, назывался "склад"), второй блок выполняет арифметические операции ("мельница"), третий блок для управления последовательностью действий машины. Также были устройства для ввода исходных данных и печати полученных результатов. Машина должна была действовать по программе, задающей последовательность выполнения операций и передачи чисел из памяти в мельницу и обратно. Математик Ада Лайвлес(дочь поэта Байрона) разработала первые программы для машины Беббиджа. Из-за недостаточного развития технологии проект Беббиджа не был реализован, но многие изобретатели воспользовались его идеями. Так, в 1888 году американец Холлерит создал табулятор, позволяющий автоматизировать вычисления при переписи населения. В 1924 году Холлерит основал фирму IBM для серийного выпуска табуляторов. В 1941 году немецкий инженер Цузе построил небольшой компьютер на основе электромеханических реле, но из-за войны его труды не были опубликованы. В 1943 году в США на одном из предприятий фирмы IBM Эйкен создал более мощный компьютер "Марк-1", который использовался для военных расчетов. Но электромеханические реле работали медленно и ненадежно. Первое поколение ЭВМ (1946 - середина 50-х годов) Под поколением ЭВМ понимают все типы и модели ЭВМ, разработанные различными конструкторскими коллективами, но построенными на одних и тех же научных и технических принципах. Появление электронно-вакуумной лампы привело к созданию первой вычислительной машины. В 1946 году в США появилась вычислительная машина для решения задач под названием ЭНИАК (ENIAC –Electronic Numerical Integratorand Calculator - "электронный численный интегратор и калькулятор". Этот компьютер работал в тысячу раз быстрее, чем "Марк-1". Совокупность элементов, из которых состоит компьютер, называется элементной базой. Элементной базой компьютеров I поколения служат электронно-вакуумные лампы, резисторы и конденсаторы. ЭВМ представляла собой множество громоздких шкафов и занимала специальный машинный зал, весила сотни тонн и расходовала сотни киловатт электроэнергии. ЭНИАК имел 20 тыс. электронных ламп.

В 1945 году известный американский математик Джон фон Нейман представил широкой научной общественности доклад, в котором сумел обрисовать формальную логическую организацию компьютера, отвлекшись от схем и радиоламп.

Первая отечественная ЭВМ была создана в 1951 году под руководством академика С.А. Лебедева, и называлась она МЭСМ (малая электронная счетная машина). Позднее была создана БЭСМ-2 (большая электронная счетная машина). Изобретение транзистора в 1948 г. позволило изменить элементную базу ЭВМ на полупроводниковые элементы (транзисторы и диоды), а также более совершенные резисторы и конденсаторы. Один транзистор заменял 40 электронных ламп, работал быстрее, был дешевле и надежнее. В 1958 году Джон Килби впервые создал опытную интегральную схему или чип. Интегральная схема выполняла те же функции, что и электронная в ЭВМ второго поколения. Она представляла собой пластину кремния, на которой были размещены транзисторы и все соединения между ними. Элементная база - интегральные схемы. В 1970 году Маршиан Эдвард Хофф из фирмы Intel сконструировал интегральную схему, аналогичную по своим функциям центральному процессору большого компьютера. Так появился первый микропроцессор Intel-4004, который был выпущен в продажу в 1971 г.

Информационные технологии современности

Развиваясь динамичными темпами, информационные технологии для современного человека позволяют открывать новые грани и возможности. Растущий потенциал наряду со стремительно снижающимися издержками в целом благотворно влияют на развитие новых форм организованного труда в рамках отдельных организаций и всего общества.

На сегодняшний день информационные технологии позволяют внести завершающий вклад в укрепляющуюся взаимосвязь между ростом производительности труда, объёмов производства и инвестиций. Отрасль информационных технологий считается одной из наиболее усиленно развивающихся в целом мире. Особенности, присущие этой отрасли, позволяют многим странам проводить множество вспомогательных процессов за счёт внедрения инновационного программного обеспечения. Развивающиеся телекоммуникации позволили обеспечить рост рынка идущих на экспорт услуг и снизить стоимость передачи данным в многократном объеме, что особенно положительно влияет на развитие многих мировых стран. Многие лидеры обеспечивали себе высокие позиции за счёт наличия хорошей телекоммуникационной инфраструктуры по конкурентоспособным ценам.

Рассмотрим некоторые информационные технологии:

3 D сканер

3d сканер, представляет собой устройство, позволяющее существенно упростить измерение объектов, обладающих сложной пространственной формой. Трехмерные сканеры дают возможность с высокой эффективностью решать задачи, появляющиеся в области дизайна, в производстве, при реставрации памятников культурного наследия, в медицине и игровой индустрии.

Обычные сканеры переводят в цифровой вид плоские изображения, а 3d сканеры оцифровывают объемные предметы, предоставляя информацию о них в виде полигональной модели или облака точек.

Графический планшет

Графический планшет - это устройство ввода на основе пера и сенсора. Удобно, что его поверхность фиксирует прикосновения и силу нажатия. Получается, работа с графикой на компьютере похожа на работу с бумагой.

Применяются графические планшеты в любых работах связанных с творчеством и компьютерной графикой: создание изображений, ретушь, коллажи для журналов и всякая другая разная рекламная продукция. Так же планшеты удобны для презентаций.

Хромакей

Технология совмещения двух и более изображений или кадров в одной композиции, цветовая (или рир-проецирование), использующаяся на и в современной . Во время съёмок объект помещается на . При совмещении в кадре объекта с фоном во время записи сцены или при монтаже вместо фона можно поместить другое изображение. Также в повседневной жизни хромакеем , называют сам рир-экран, на фоне которого снимают.

Аниматроника

Искусство создания электронных движущихся роботов, имитирующих живые существа, например, людей, животных, всяких разнообразных монстров. Шире всего аниматроны используются в кино, где до сих пор, при всей развитости CG-индустрии, возможность настоящего взаимодействия актеров с персонажами ценится очень высоко. Кроме киноиндустрии такие роботы используются также и в мультипликации, компьютерном моделировании для создания спецэффектов подвижных искусственных частей тела персонажа, когда необходимо создать сложный макет, покадровая съёмка которого невозможна.

Информационные технологии будущего

Наступившая эпоха дала возможность осуществить революционные открытия в самых разнообразных сферах человеческой деятельности, поскольку теперь стала возможна обработка гигантских объемов информации с чрезвычайно высокой скоростью. Появились приборы, механизмы, устройства и транспортные средства, контролировать которые, человек был уже не в состоянии, поскольку диапазон возможностей человека ограничен. На помощь в этом ему пришли компьютеры. Они позволили вложить в понятие «технологии будущего» новое качество – процессы разработки, изготовления и контроля качества любого изделия в XXI веке проходят под управлением и с применением компьютеров. Развитие технологий в будущем связано, прежде всего, «интеллектуальностью» техники, скоростью, экономичностью. Появление таких областей, как нано технологии, робототехника, космонавтика и авиация, энергетика и связь потребовало именно таких технологий. Именно они позволили создать автоматические сборочные линии и роботов, космические корабли и ускорители элементарных частиц, сотовую связь и Интернет.

Человек-робот

Фантасты еще задолго до появления компьютеров предсказывали в своих литературных произведениях слияние робота и человека в одно целое, и возможность загрузки данных из мозга в компьютер. Действительно, современные технологии уже приближаются к тому этапу, когда сюжет из фильма «Матрица» может стать реальностью.

Фактически мы давно зависим от машин. И чем активнее используем их в повседневности, тем больше приспосабливаем себя к их потребностям. Писатель Джордж Дайсон справедливо заметил, что действия людей направлены на сближение с компьютерами, которые пользуются этим и постепенно берут власть над человечеством. Если мы продолжим совершенствоваться в данном направлении, то мир ждут катастрофические перемены.

Пока что рядовые пользователи о последствиях интенсивно развивающегося технического прогресса всерьез не задумываются, а человек-робот для многих является не более чем персонажем из сказки, хотя уже изобретены роботы-андроиды и "бионический человек", практически не отличающиеся от людей. И, тем не менее, в настоящее время мы отдаем предпочтение соц. сетям, программам развлекательного плана или определенной профильной направленности. Например, ресурс презентует новую версию nano CAD СПДС 5.4 на основе платформы nanoCADPlus 6.0. Данный продукт, разработанный специально для автоматизации выпуска проектно-конструкторской документации, уже многих заинтересовал. Но как отреагирует человечество на появление новых, доселе неизвестных технологий виртуальной реальности? Ник Бостром считает, что с загрузкой нашего сознания в компьютер может наступить Армагеддон. На смену людям может придти искусственный разум, который теоретически смог бы извлекать разные элементы знаний и собирать из них нечто. Итак, сценарий дальнейшего развития событий по Бострому такой. Человеческие индивидуумы будут загружать в компьютер данные, делая копии своих личностей. Наряду с этим впоследствии откроется возможность помещать знания каждого человека в отдельный модуль, а затем соединять его с другими модулями. Ничего хорошего в таком сценарии нет, ведь робопоколение лишится чувств. Человек-робот не будет знать, что такое любовь, дружба, взаимоотношения. Он будет бездушной машиной, автоматически выполняющей заданные действия. Предположим, человечество сможет выжить и существовать наряду со своим прототипом. Но в таком случае людям останется выбрать один из путей: застой; видообразование – появление совершенно нового человеческого вида на Земле; слияние с машинами – образование коллективного разума, в рамках которого могут сохранится или исчезнуть человеческие качества. Конечно же, ни один из предложенных вариантов нас не устроит. Остается надеяться, что предположения философов и фантастов ошибочны и никогда не воплотятся в реальность.

Молекулярные компьютеры

Производительность компьютеров стремительно растет, они становятся все более компактными. Для дальнейшего совершенствования требуется непрерывно уменьшать размеры устройств, однако у применяемых сегодня технологий наметился вполне осязаемый предел. Скорость электрона имеет ограниченную скорость, кроме того, уменьшать невозможно до бесконечности.

В связи с данной ситуацией ученые ищут альтернативные пути, использующие более совершенные методы. Одним из эффективных путей решения являются молекулярные компьютеры , о которых исследователи говорят уже достаточно давно. Уже сегодня, смотря на микрочипы и миниатюрные устройства памяти , нельзя не отметить их потрясающую эффективность. В случае же успешной разработки молекулярного компьютера, размеры микросхем уменьшатся многократно, а их производительность возрастет на многие порядки.

Нужно отметить, что разработка подобных устройств, связана с большими трудностями, ведь речь идет не просто о совершенствовании, а о создании принципиально новых процессоров и модулей памяти, устройств ввода-вывода данных. Тем не менее, уже сегодня можно обозначить, на каких принципах будут работать молекулярные компьютеры будущего. В их основу будут положены бистабильные молекулы, которые способны находиться в двух устойчивых состояниях. Переводя такие молекулы из одного состояния в другое с помощью некоего воздействия можно получать либо единицу, либо ноль. Каждое из этих значений будет соответствовать конкретному термодинамическому состоянию молекул. Воздействием может являться тепло, свет, электромагнитные поля, химические соединения.

К преимуществам молекулярных компьютерам можно сразу же отнести их чрезвычайную компактность. Бистабильные молекулы, являющиеся, по сути, транзисторами, имеют размер не более нескольких нанометров. Кроме того, время отклика таких транзисторов чрезвычайно мало – 10 -15 с. Если соединить элементы сопряженными полимерами или нано трубками, то результат будет достигнут. Пока же исследования продолжаются.

Современные технологии в области компьютерных сетей, а также процессорные технологии движутся вперед гигантскими шагами. Значительные успехи достигнуты также в сфере устройств памяти. Тем не менее, область мониторов в сравнении с перечисленными направлениями явно отстает. По мнению футурологов конца XX века, в нашем распоряжении давно должны были оказаться голографические проекторы . Большой оптимизм внушают разработки голографических проекторов, способные проецировать объемное изображение прямо в воздухе. Нужно отметить, что это может быть как 2d, так и 3d изображение. Речь может идти, как о проекции дисплея различных размеров, так и просто демонстрации некоего изображения. До последнего времени данные устройства, несмотря на свою эффективность, так и не приобрели широкого распространения, однако компания Ostendo обещает уже в 2015 году прорыв в данном направлении. Специалистам удалось создать настолько компактный голографический проектор, что его можно совместить даже со смартфоном. Качество изображения, соответствующее 5000 пикселей на дюйм 3 , достаточно для создания четкой картинки. Поэтому данное изобретение в случае успеха действительно сможет произвести революцию в области голографии. Компания, очевидно, не будет создавать собственный смартфон, а речь пойдет о совместном производстве на базе одного из известных производителей.Появление смартфонов с голографическим проектором ожидается к концу 2015 года. В таком случае дисплей, имеющий достаточно большой размер будет парить прямо в воздухе, а владелец такой техники будет способен не только слышать, но и видеть перед собой собеседника в объемном образе. Пока что это воспринимается, как фантастика, однако карманные компьютеры совсем еще недавно казались тоже фантастичными.

Заключение

Информационные технологии вобрали в себя лавинообразные достижения электроники, а также математики, философии, психологии и экономики. Образовавшийся в результате жизнеспособный гибрид ознаменовал революционный скачок в истории информационных технологий, которая насчитывает сотни тысяч лет.

Современное общество наполнено и пронизано потоками информации, которые нуждаются в обработке. Поэтому без информационных технологий, равно как без энергетических, транспортных и химических технологий, оно нормально функционировать не может.

С развитием информационных технологий растет прозрачность мира, скорость и объемы передачи информации между элементами мировой системы, появляется еще один интегрирующий мировой фактор. Это означает, что роль местных традиций, способствующих самодостаточному инерционному развитию отдельных элементов, слабеет. Одновременно усиливается реакция элементов на сигналы с положительной обратной связью. Интеграцию можно было бы только приветствовать, если бы ее следствием не становилось размывание региональных и культурно-исторических особенностей развития.

История свидетельствует, что электричеству понадобилось три десятилетия, чтобы охватить значительное число потребителей, телефон изменил сферу коммуникаций за два десятка лет. А вот планшетный компьютер стал широко распространенным устройством всего за четыре года. Исследования говорят о том, что в будущем технологические новинки будут внедряться еще быстрее.

Подавляющее большинство жителей планеты сегодня пользуются интернетом, который прочно вошел в жизнь всего пятнадцать лет назад. Прогнозы показывают, что в ближайшие несколько лет экономика в основном будет ориентирована на информационные технологии.

Цифровые технологии позволили создать тысячи автоматизированных производств, в которых широко применяются промышленные роботы. Эти умные машины сегодня можно встретить не только на сборочных конвейерах, но и в социальных учреждениях. К примеру, в некоторых больницах Японии уже сегодня роботы-сиделки помогают персоналу ухаживать за больными. В ближайшее время число таких умных устройств, применяемых в быту и социальной сфере, возрастет в несколько раз. Не так давно мир облетела новость о первом пистолете, собранном из деталей, изготовленных на 3D-принтере. Печать объемных предметов по заданной программе – еще одна «ласточка», предвещающая переворот в области информационных и промышленных технологий. Каждый день появляются сообщения о новых возможностях 3D-печати. В недалеком будущем подобные устройства могут появиться в каждом доме, что позволит перевести значительную часть промышленного производства на своеобразный «микро уровень».

Специалисты утверждают, что уже через несколько лет даже самые современные «планшетники» станут достоянием истории. Каждый желающий сможет носить миниатюрные устройства прямо на себе. Появилось даже название для таких гаджетов – «бодинет», иными словами, нательный интернет. Предполагается, что процессор с оперативной памятью можно будет поместить в кармане, а в качестве дисплея использовать обычные очки.

Я считаю, что цель и задачи, поставленные мною в начале работы, успешно достигнуты.

Список использованной литературы

    Информационные технологии (электронный учебник), автор : Рагулин П. Г., издательство : ТИДОТ ДВГУ, год издания : 2004

    Книга «Дорога в будущее»,

    1. Технология «Хромакей»

      Аниматроника

    2. Информационные технологии будущего

      Молекулярные компьютеры

    1. Голографический проектор в смартфоне

В. Э. Волков


Анотація

Вкратце изложена история развития информационных технологий и компьютерной техники. Изложение носит не вполне традиционный и неформальный характер. Особое внимание уделено прямой взаимосвязи уровня развития информационных технологий с достижениями технического прогресса, подчеркнут «электронно-компьютерный» характер современной информационно-коммуникационной технологии.Детально рассмотрен вопрос о поколениях ЭВМ; показано, что компьютеры пятого поколения не созданы до сих пор. Показана тесная взаимосвязь информатики и кибернетики (при отсутствии тождественности этих наук). Автоматизация трактуется как «пратическая кибернетика» или прикладная кибернетика.Рассмотрены современное состояние и перспективы развития информационных технологий. Указано на
особую роль смартфонов и фотонных компьютеров в недалеком будущем.


Ключові слова

Информация; информационная технология; информационно-коммуникационная технология; информатика; кибернетика; системный анализ; искусственный интеллект; автоматизация; управление; компьютер.


Посилання

Groth D. P., MacKie-Mason J. K. Why an informatics degree? Isn’t computer science enough? //Communications of the ACM: New York, 2010. – V. 53. – P. 26-28. – DOI:10.1145/1646353.1646364.;

Ляпунов А.А. Проблемы теоретической и прикладной кибернетики. – М.: Наука, 1980. – 336 с.;

Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. – М.: Гл. ред. изданий для зарубежных стран издательства «НАУКА», 1983. – 345 с.;

Бриллюен Л. Наука и теория информации. – М.: Физматгиз, 1960. – 392 с.;

Бриллюен Л. Научная неопределенность и информация. – М.: Мир, 1966. – 271 с.;

Эшби У.Р. Введение в кибернетику. – М.: ИЛ, 1962. – 432 с.;

Эшби У.Р. Конструкции мозга. – М.: ИЛ, 1962. – 398 с.;

Берг А.И. Кибернетика и общественные науки // Наука и жизнь, 1963. – № 2. – С. 12-16.;

Rosenblueth A., Wiener N., Bigelow J. Behavior, Purpose and Teleology // Philosophy of Science: Baltimore,

– V.10, №10 – Рю 18-24.;

Ладанюк А.П. Основи системного аналізу: Навч. посібник. – Вінниця: Нова книга, 2004. – 176 с.;

Богданов А.А. Тектология (Всеобщая орг. наука): В 2-х кн. Кн.1 – М: Экономика, 1989. – 304 с.;

Богданов А.А. Тектология (Всеобщая орг. наука): В 2-х кн. Кн.2 – М: Экономика, 1989. – 351 с.;

Джордж Ф. Основы кибернетики. – М.: Радио и связь, 1984. – 272 с.;

Ляпунов А.А. О некоторых общих вопросах кибернетики // Проблемы кибернетики /Под ред. А.А.

Ляпунова. – М.: Физматгиз, 1958. – Вып. 1. – С. 5-22.;

Ляпунов А.А., Яблонский С.В. Теоретические проблемы кибернетики // Проблемы кибернетики /Под ред.

А.А. Ляпунова. – М.: Физматгиз, 1963. – Вып. 9. – С. 5-22.;

Ершов Ю.Л. Математическая логика /Ю.Л. Ершов, Е.А.Палютин – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987.

Винер Н. Я – математик. – М.: Наука, 1967. – 353 с.;

Заде Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. –М: Мир, 1976. – 165 с.;

Мелихов А.Н., Бернштейн Л.С., Коровин С.Я. Ситуационные советующие системы с нечеткой логикой. –М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990. – 272 с.;

Энта Ё. Теория нечетких решений: Нечеткие множества и теория возможностей. Последние достижения/Под ред. Р.Р. Ягера. – М.: Радио и связь, 1986. Часть IV. Практические задачи. – С. 301-312.;

Пытьев Ю.П. Возможность. Элементы теории и применения. – М.: Едиториал УРСС, 2000. - 192 с.;

Шлеер С., Меллор С. Объектно-ориентированный анализ: Моделирование мира в состояниях. – К.:Диалектика, 1993. – 240 с.;

Иоффе А.Ф. Персональные ЭВМ в организационном управлении. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит.,1988. – 208 с.

Специфика информационных технологий

Информационной технологией называется определенный, структурированный комплекс информационных процессов, которые напрямую связаны с использованием вычислительной техники, что, в свою очередь характеризуется обеспечением высокой скорости обработки данных, скоростным поиском информации, рассредоточением данных, а также постоянным доступом к источникам информации. Исследование социальных процессов, обусловленных распространением информационных технологий, предполагает уточнение толкования «информация» и «информационное общество».

Замечание 1

Информацию нельзя рассматривать только как техническое понятие. Информация (наряду с энергией и материей) входит в перечень фундаментальных мировых характеристик и специфически связана с порядком и определенностью.

Ценность же информации зависит от того, насколько эта информация способствует достижению определенной цели. Поэтому информация не имеет ценности, если нет цели или выбора. Особенность информации заключается в том, что, несмотря на непрерывно растущее ее использование, она постоянно накапливается и увеличивается в объемах. Именно это стимулирует развитие и совершенствование технологии эксплуатации информационных ресурсов – технологий накопления и распространения информации, которые получили название «информационно-коммуникационные технологии».

Новейшие технологии в социальной сфере

С развитием средств информации и коммуникации, оперирующих информацией, создается возможность определенного информационного управления обществом, в котором власть основана и осуществляется путем господства над управлением информационными потоками.

Замечание 2

Вопрос власти все чаще выдвигается как вопрос информации: кто управляет ее организацией, распределением ее потоков и ее дозировкой, тот реально управляет и самим обществом. Деятельность людей и организаций сейчас все в большей степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию.

Прежде чем начать какие-то действия для принятия решений, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу, поиску рациональных решений в любой сфере деятельности , что невозможно без привлечения специальных технических средств. Знания, и в первую очередь знания высокотехнологичные, способные порождать новые знания и быть внедренным в любую сферу человеческой деятельности, становятся основным ресурсом человечества.

Характерными особенностями информационного общества являются: приоритетное значение информации как главного ресурса, занятость большинства работающих созданием, хранением, переработкой и реализацией информации, увеличение веса информационных процессов во всех сферах общественной жизни. С появлением информационного общества возникло много проблем, связанных с его организацией, а именно – разработкой эффективной политики, стратегии и тактики развития. Источниками конкурентного преимущества становятся не природные, трудовые или финансовые ресурсы, а плоды творческой деятельности, то есть инновации, новые знания и технологии.

Под влиянием инноваций происходит структурное перераспределение занятости населения в сторону информационной сферы. Информация приобретает статус четвертого после земли, капитала и труда фактора экономического воспроизводства и становится основой всех производственных отношений. На фоне широкого внедрения высоких технологий, они инициируют глубинные трансформации во всех сферах бытия и способны кардинально влиять на процессы самоорганизации сложных систем, развивая новый тип общества.

Признаки нового сетевого общества

Новый тип общества (электронно-цифровой) характеризуется признаками, которые объединены общей эффективной концепцией информатизации:

  • ориентация на знания;
  • цифровая форма представления объекта;
  • виртуальная природа;
  • молекулярная структура;
  • интеграция, межсетевого взаимодействия;
  • освобождение от посредников;
  • конвергенция;
  • инновационная природа;
  • трансформация отношений производитель-потребитель;
  • динамизм;
  • глобальные масштабы.

Смысл нового информационного общества заключается в борьбе за будущее, способность создавать новые товары и услуги, возможность превращать предприятия в новые структуры.

Замечание 3

В отличие от других общественных преобразований, ядро трансформации, которую переживает современное общество, связано с технологиями обработки информации и коммуникацией.

На данный момент те, кто не может воспользоваться преимуществами новых интерактивных технологий, образуют низший класс цифровой эры – консьюмерат – сообщество потребителей (от англ. «To consume» – потреблять). Поэтому отсутствие иерархий в информационном обществе является просто иллюзией. Иерархии трансформируются: если раньше они были организованы на основе личностей или организаций, то сейчас – на основе членства в сетях. Так формируется безжалостная структура сетевой власти.

Интерактивность тесно связана с информацией и технологиями и понимается как способность пользователя манипулировать, управлять и непосредственно влиять на восприятие медиа. Господство интерактивности в качестве главного атрибута информационного обмена приведет к полному изменению самих основ сложившегося порядка, к изменению механизмов распределения власти в обществе и перехода ее от одного правящего класса к новому.

Способность или неспособность общества управлять технологией, особенно стратегическими технологиями, в значительной степени формирует судьбу общества. Развитие информационных технологий сегодня становится доминирующим фактором, влияющим на ускорение социальных трансформаций современного общества. Новые технологии создают новые возможности, новые горизонты для развития личности, расширяют диапазон выбора отдельного человека. Проблема гармоничного сочетания индивидуумов и информационно-технической среды требует дальнейшего исследования.