Выразительные средства музыки: Вначале был ритм. Вдруг раздался сильный звон

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ: РИТМ
Вначале был ритм

В ритме есть нечто волшебное;
он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам
.
И. В. Гёте

Мелодия - одно из главных средств музыкальной выразительности. Может быть, самое главное. Правда, Николай Андреевич Римский-Корсаков считал, что самое главное средство выразительности - ритм. Можно с ним не соглашаться, но доказать его правоту очень легко.

Люди произносят слова во времени, то ускоряя свою речь, то замедляя ее. Ведь трудно представить себе человека, говорящего предельно точно, размеренно. Такая речь быстро утомит слушателя, и он плохо воспримет смысл сказанного.

Вы, конечно, замечали, что в музыке звуки длятся неодинаково. Одни из них короткие, другие - более длинные. Давайте вспомним песенку, которую многие из вас пели: «Петушок, петушок, золотой гребешок».

Видите, в ней два коротких звука сменяются одним длинным (чередование длинных и коротких звуков).

Чередование длительностей, которое в музыке всегда повторяется, называется ритмом. Академик Асафьев назвал ритм пульсом музыкального произведения. Это очень удачное сравнение.

Ритм вносит порядок в музыку, выстраивает и согласует звуки во времени, то есть по их длительности. То есть ритм - это согласованность звуков по длительности. Они могут быть различными. Количество ритмических вариантов бесконечно велико, все здесь зависит от фантазии композитора. Вообще ни одна мелодия невозможна без ритма. Как бы ни была совершенна и проста мелодия - ее нельзя даже представить вне ритма.

Не будь ритма, не было бы и мелодии, а остался бы только набор разных по высоте звуков. Хотя ритм без мелодии существует. У многих народов Востока есть танцы, которые исполняются только под ритм ударных инструментов.

Ритм является сильнейшим выразительным средством. От него во многом зависит характер музыки. Ровный ритм делает мелодию плавной и мягкой, прерывистый - придает мелодии взволнованность, напряженность, часто используется в решительной, маршевой музыке. Благодаря ритму мы можем сразу же, даже в незнакомом произведении определить: это вальс, это полька, это марш и т. д. Для каждого из этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течение всего произведения.

Греческое слово «rythmos» означает мерное течение. Термин этот - не только музыкальный. В нашей жизни все подчинено определенному ритму.

Ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи. Ритмичны человеческое дыхание и биение сердца. Ритмичны архитектурные сооружения, дворцы и дома с их симметрично расположенными окнами, колоннами и лепными украшениями.

Храм Христа Спасителя. Москва, Россия


Все это говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе, мы его слышим и видим - в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки, в срезе любого дерева, любого сучка.

Чувство ритма очень сильно развито в народе. Ритм свойственен работе тогда, когда человек исполняет ряд однообразных движений. Песни, которыми народ сопровождал однообразный, утомительный труд, как, например, известная «Дубинушка», подчеркивают ритмическое начало труда.


И. Репин. Бурлаки на Волге

Приходилось ли вам задумываться когда-нибудь, почему маленькие дети так быстро и легко засыпают под звуки колыбельной песни? Почему они тут же начинают приплясывать, если поешь им какую-нибудь музыкальную прибаутку? Ведь ребенок еще не учился ничему и не знает, что на музыку следует как-то реагировать - двигаться, танцевать и т. д.

Наверное, это происходит оттого, что музыкальный ритм наиболее близок природе человека и, воздействуя на нее, способен вызывать ответную реакцию. А любая ответная реакция - это уже диалог, общение человека с внешним миром, первое ощущение единения с ним. Ведь так важно чувствовать себя не одинокой, затерянной в бесконечности песчинкой, а полноправной частичкой мира, живущего и чувствующего так же, как и ты сам.

Вот почему иногда говорят, что ритм - изначальная форма связи человека с жизнью, с людьми, со своим временем. Ритм отражает связь природы, человека и его деятельности с мирозданием. Слово ритм означает «мерность».

Люди издавна стремились понять природу музыкального ритма. Господство ритма во всех сферах бытия послужило причиной того, что первая и наиболее значительная античная теория осмысления мира выдвинула музыку на первый план в устройстве Вселенной. Древнегреческий философ и математик Пифагор представлял мир как своего рода вселенский музыкальный инструмент, управляемый «музыкой сфер» - звучаниями, рождаемыми бесконечным движением небесных сфер. В основе этой грандиозной картины мира находились четыре начальных божественных числа (1- 2- 3- 4), вносящих в мироздание порядок и гармонию. Порядок, то есть истина, красота и симметрия, наделялись и нравственными качествами. Пифагореец Филолай писал: «Лжи не принимает в себя природа числа и гармонии... Порядок и симметрия прекрасны и полезны, беспорядок же и асимметрия безобразны и вредны».

Порядок, симметрия - коренные свойства ритма. Не случайно мы находим их в самых разнообразных музыкальных произведениях - от нехитрой детской песенки до сложной инструментальной темы.

Вот известная всем песня «Елочка» М. Красева. Спойте ее, и вы сразу почувствуете легкость, естественность, соразмерность РИТМА и мелодии. Наверное, эта песенка так популярна потому, что ее без труда запоминают и поют даже маленькие дети.

А вот совсем другой пример. Он взят из финала фортепианной сонаты № 17 Л. Бетховена. Почему мы поставили этот пример в один ряд с немудреной детской песенкой? Ведь многим известно, что бетховенские сонаты – сложнейший мир со своими радостями, сомнениями, философскими раздумьями, что в нем заключен обширный круг всех мыслимых средств музыкальной выразительности.


1770 - 1827
Немецкий композитор, дирижёр и пианист

Однако, несмотря на всю свою сложность, музыка Бетховена как раз и является доказательством того, что естественные законы ритма одинаково действуют и в детской песенке, и в фортепианной сонате, что эти законы неподвластны ни интеллектуальной сложности, ни музыкальной смелости даже такого композитора, каким был Бетховен. Не оттого ли, слушая Бетховена, мы никогда не остаемся безучастными, мы неизменно поддаемся обаянию, живому трепету музыки этого величайшего из музыкантов, сумевшего соединить в своем творчестве необыкновенную личную волю и глубокое почитание коренных, природных свойств музыкального искусства?

Вопросы и задания:
1. Что такое ритм, каково его значение в музыкальном языке?
2. Почему именно ритм является основой музыки? Могла бы музыка существовать без ритма?
3. Как ритм может повлиять на характер музыкального произведения?
4. Как ты можешь объяснить слова: «Порядок, симметрия - коренные свойства ритма».

Презентация

В комплекте:
1. Презентация: 13 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен Соната № 17, III ч. Allegretto, mp3;
Маленькой ёлочке холодно зимой (минусовая фонограмма), mp3;
Эй, ухнем (в исполнении мужского хора Санкт-Петербургского Подворья Оптиной Пустыни), mp3;
3. Статья, docx.

Приветствуем всех любителей игры на барабанах! В этой статье показаны ритмические рисунки для ударных в различных стилях. Конечно, здесь мы выделили только основные ритмы, т.к. их огромное количество. Рисунки, указанные в этой статье обязательно должны входить в арсенал любого барабанщика. Изучайте их не торопясь, внимательно, пользуйтесь метрономом.

Ритм на 12/8

Триольная пульсация на 12/8 лежит в основе ритма шаффл.

Шаффл

Шаффл — это триольный рисунок, в котором в каждой доле присутствует только первая и третья триоль.

Джаз / Свинг

Считается, что в джазе (свинге) барабанщик ведет ритм в основном по тарелке, а малый и большой барабаны — импровизируют. Ниже показан пример основного рисунка на тарелке и хай-хете.

Бразильские ритмы

Самба

Самба — это самая популярная форма афро-американской музыки.

Босса-нова

По-сути босса-нова — это более медленный и расслабленный вариант самбы.


реггей / ска

ска

Этот стиль появился в начале 50-х годов на Ямайке. Это гибрид свинга, ритм энд блюза и менто. В этом стиле активно используется духовая секция, гитара играет на каждую слабую восьмую долю. Сейчас в США популярен стиль, который называется «ска-панк».

Реггей

Музыка реггей играется в резаном ключе ровными восьмыми или в ритме шаффл.

Буги

Стиль буги (буги-вуги) представляет собой сольное исполнение на фортепиано, в котором сочетаются элементы джаза, блюза и регтайма.

Фанк

Фанк — это танцевальная музыка с акцентами на слабых долях.

Мотаун

Стиль мотаун можно определить как коктейль из таких направлений как госпел, блюз, соул и поп.

Хип-хоп

Ритмической составляющей хип-хопа является триольная пульсация с элементами свинга, госпел, соул и фанка.

Сёрф

Стиль «Сёрф» появился в начале 50-х годов благодаря Дику Дейлу и его группе Deltones. Сёрф формировался под влиянием блюза, рока, южно-американских музыкальных течений. Отличительной особенностью этого стиля это гитарный звук с эхо и ревером.

Диско

Это танцевальный стиль, характерной особенностью которого является игра бочки на каждую четвертную долю в темпе 120-128 bpm.

Если у вас есть синтезатор, вам наверняка захочется максимально использовать его функции на практике. Научиться этому несложно: зная, как правильно подобрать мелодию на синтезаторе , вы сможете самостоятельно, практически один в один, воспроизвести звучание любой группы музыкальных инструментов.

С чего начать

Начинать лучше всего с известных мелодий, звучание которых вам хорошо знакомо. Однако чтобы учесть все нюансы произведения и полностью передать всю его красоту и благозвучие, следует предварительно прослушать его запись.  Но не просто прослушать, а проанализировать: с какого инструмента начинается мелодия, каков ее темп, ритмический рисунок, какой инструмент используется в сольной партии, а какие участвуют в создании музыкального фона. Как правило, одного прослушивания бывает недостаточно для подробного анализа, поэтому желательно прослушать запись несколько раз. Можно составить для себя небольшой план, который поможет вам правильно сориентироваться при подборе музыки.

Выбор стиля, ритма, инструментов

Итак, произведение проанализировано, план составлен – пора садиться за инструмент. Не спешите убирать диск с оригиналом, включите его еще раз и во время звучания музыки подберите нужный темп. Затем в соответствии с музыкальным стилем произведения найдите такой же стиль на синтезаторе. Выберите наиболее подходящую ритмическую группу, включите автоаккомпанемент – так вы создадите ритмическую основу произведения, на которую затем будут наслаиваться другие инструменты. После этого подберите мелодию, выбрав звучание нужного инструмента. Проиграйте все вместе – уже близко к оригиналу, правда? Если вы чувствуете, что не хватает музыкального фона, можете добавить звучание нужного инструмента, группы инструментов (струнных, духовых, народных) или электронного вокала. Вот теперь вы можете с удовольствием наслаждаться любимой музыкой в собственном исполнении!

Для памяти

И еще один важный момент: чтобы каждый раз не подбирать любимые мелодии заново, заведите специальный блокнот и запишите туда цифровой набор произведения, которое вы только что подобрали: темп, номер стиля, номера основных и дополнительных инструментов. Пользуясь такой «шпаргалкой» в следующий раз вы без труда сможете сыграть произведение, которое когда-то подбирали.

Конструкт урока музыки по производственной практике по

ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах

и начальных классах компенсирующего и коррекционно – развивающего образования»

студентки группы 46 «Б»

Специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Анашкиной Анастасии Александровны

Дата: 08.11.2017

ОУ: № 27

Класс: 1 «б»

ФИО учителя класса: Гиматова Л.Л.

ФИО методиста: Сиражева Эльза Гарафовна Подпись__________

Тема: «Ритмический рисунок»

УМК: Школа России

Цель: развитие познавательных УУД в процессе освоения основ музыкальной грамоты.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся проявляют интерес к уроку музыки, демонстрируют умение работать с учителем и сверстниками, осуществляют рефлексивную самооценку.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют

    регулятивные УУД : целеполагание ; п ланирование ; волевая саморегуляция

    познавательные УУД : общеучебные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий при выполнении заданий; логические:

    коммуникативные УУД : .

Предметные: имеют первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека, имеют понятие о длительностях, умеют создавать ритмический рисунок с помощью прохлопывания на примере песни «Маленькой елочке холодно в лесу», знают 1 куплет и разучили 2 куплет песни «Настоящий друг».

По видам деятельности

Слушание музыки

Обучающийся:

Узнает изученные музыкальные произведения (песня «Настоящий друг»).

Хоровое пение

Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.

Воспитательные: воспитывать у обучающихся интерес к уроку музыки, умение работать с учителем и сверстниками, осуществляют рефлексивную самооценку.

Развивающие: способствовать развитию

    регулятивных УУД : целеполагание ; п ланирование ; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию;

    познавательных УУД : общеучебные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий при выполнении заданий; логические: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

    коммуникативных УУД : умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме, планирование учебного сотрудничества при постановке задач на урок, структурирование информации в ходе повторения изученного материала .

Коррекционные: развивать у обучающихся чувство ритма в ходе проговаривания и прохлопывания ритмического рисунка, развивать музыкальный слух.

Образовательные : формировать первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека, формировать понятие о длительностях, умение создавать ритмический рисунок с помощью прохлопывания на примере песни «Маленькой елочке холодно в лесу», повторить 1 куплет и разучить 2 куплет песни «Настоящий друг»

Принципы воспитания:

Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;

Воспитывать через взаимодействие.

Принципы обучения:

принцип наглядности;

принцип систематичности и последовательности;

принцип доступности;

принцип целостности;

принцип деятельности;

принцип психологической комфортности.

Принципы урока музыки по Е.Д. Критской:

принцип увлечённости;

принцип триединства деятельности;

принцип тематизации;

принцип «тождества».

Методы воспитания

Педагогическое требование;

Создание ситуации успеха.

Поощрение;

Использование игровых форм.

Методы обучения

Нагрядно-слуховой;

Словесные: беседа, рассказ, объяснение;

Наглядные: демонстрация;

Практические: упражнение.

Проблемное изложение изучаемого, объяснительно-иллюстративный

Метод пластического интонирования.

Метод художественного моделирования.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства:

демонстрационные: тема, цель, доска.

индивидуальные: тетрадь, учебник, дневник, пенал.

Тип урока: у рок совершенствования способов действий (урок закрепления)

Структура урока: (40 мин)

    Мотивация к учебной деятельности. (1 мин)

    Актуализация опорных знаний и способов действий.(10мин)

    Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу. (14 мин)

    Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля). (10 мин)

    Информация о домашнем задании. (2 мин)

    Рефлексия учебной деятельности. (3 мин)

Использованная литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 год./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).

2. Адаптированная основная образовательная программа для детей с ЗПР с 1 по 4 класс: №12 от 30.08.2016/г. Каменск-Уральский/МБОУ «Основная общеобразовательная школа №27 с интернатом».

3. Производственная практика «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующих и коррекционно-развивающего образовании» [Текст]: рекомендации студентам/ Т.В.Чащина. – Каменск-Уральский, 2013. – 26с.

4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития: текст/Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 186 с.

5. Программно-методические материалы: Музыка начальная школа. Принципы Е.Д. Критской.

6. Учебник. Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Г. С. Шмагина. Уроки музыки: Поурочная разработка 1-4 класс.

Эскиз доски

Тема: Ритмический рисунок

Классная работа

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности.

Задача: собрать внимание детей; мотивировать учащихся на дальнейшую учебную деятельность

Методы формирования соц. опыта:

Педагогическое требование;

Создание ситуации успеха.

Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Александровна, и сегодня я проведу у вас урок музыки. Сначала сядут девочки. Теперь мальчики.

Чтобы нам настроиться на работу, предлагаю посмотреть фрагмент видео.

Психогимнастика видео фрагмент.

Сегодня мы с вами так же как эти бабочки попадем в мир музыки.

Личностные УУД: самоопределение; смыслообразование;

Регулятивные УУД : волевая саморегуляция

2.Актуализация опорных знаний и способов действий.

Задача: повторить переместительное свойство умножения; составить тему и цель урока

Методы формирования соц. опыта:

Создание ситуации успеха.

Методы обучения

По источнику получения знаний:

Словесные: беседа, объяснение;

Наглядные: демонстрация;

Практические: упражнение.

По уровню включения в продуктивную деятельность:

Проблемное изложение изучаемого

Методы организации учебно – познавательной деятельности:

Методы самостоятельной работы.

Ребята, чтобы нам с вами узнать тему урока, предлагаю поиграть в кодировщиков. Кодировщики, это такие люди, которые расшифровывают послания. Сейчас я каждому раздам карточку с зашифрованной темой урока, вам нужно зачеркнуть все буквы А и прочитать полученный текст. Кому не понятно задание?

Аритмиааааческийарааисуноак (ритмический рисунок)

У кого получилось? Прочитай, пожалуйста.

Тема нашего урока – ритмический рисунок.

Ребята, кто знает что такое ритмический рисунок?

Составим план нашего урока.

Как вы думаете, чем мы займемся на уроке?

Сегодня мы традиционно будем петь и слушать музыку, что нужно сделать перед тем, как петь? (распеться)

    Распеться

После этого мы с вами узнаем, что такое ритмический рисунок и сами его создадим!

    Сделать ритмический рисунок

Для чего мы распеваться будем? Мы с вами будем разучивать песню.

    Выучить 2 куплет песни

Мы составили план работы, предлагаю начать с распевки.

регулятивные УУД : ( целеполагание; планирование;) волевая саморегуляция

коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме).

познавательные УУД : общеучебные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

3.Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу.

    1. Распевка

3.2 Ритмический рисунок

Задача: объяснить новые понятия, научить проговаривать и прохлопывать ритмический рисунок на примере песни «Маленькой елочке холодно зимой»

3.3. Физминутка.

Задача: снять мышечное напряжение.

3.4 Песня «Настоящий друг»

Задача: разучить 2й куплет песни, повторить 1 куплет.

Методы обучения

По источнику получения знаний:

Словесные: беседа, объяснение;

Наглядные: демонстрация;

Практические: упражнение.

Методы формирования соц. опыта:

Создание ситуации успеха.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

Поощрение;

Использование игровых форм.

Сядьте ровно, ноги вместе, спинка прямая.

Для начала разомнем мышцы лица. Вытяните губы в трубочку, теперь широко улыбнитесь. Повторяем несколько раз.

Теперь попробуем задуть свечу. Резким движением. (показываю) Повторяем 2-4 раза.

Покажите, как лошадка цокает копытами. (показываю, повторяем щелчки языками)

Покажите как жаба раздувает щеки, все надуйте щеки.

Теперь почистим зубки языком.

Сейчас представьте, что вы шарик, который надувается, набираем в себя как можно больше воздуха, задержали дыхание, выдохнули. Подышали. Еще раз, набираем, раздуваемся, задерживаем и выдохнули.

Погладили горло.

Молодцы. Теперь попробуем проговорить скороговорку.

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Теперь все вместе, четко произносим.

Сейчас первый ряд.

Второй, молодцы.

Теперь мы простудились и просим у мамы молока.

Мама, дай молока, я болен. Все вместе.

Сейчас поем все вместе «мы поем, хорошо поем» Затем по цепочке «я пою, хорошо пою».

Пропеваю сама

Теперь все вместе. (поем несколько раз все вместе)

Начинаем по цепочки с Маши.

(дети по очереди пропевают, последний раз хором)

Молодцы, мы с вами распелись.

Какая у нас тема урока?

Кто знает, что такое ритм?

Ритм – это равномерное чередование разных по длительности звуков и пауз.

Что же такое ритмический рисунок? (предположения)

Ритмический рисунок – сочетание длинных и коротких звуков в определенном порядке. (определения на слайдах)

Предлагаю послушать фрагмент песни и определить, какие звуки длинные, а какие короткие.

Фр. Из песни «Маленькой елочке холодно зимой».

Текст песни на слайде.

Начнём с первой строки.

Ма-аленькой е-елочке холодно зимо-ой. (Показываю жестами)

Сколько длинных звуков вы услышали? Сколько слогов, которые протягиваются? (3)

Длинные звуки обозначаются как «ТА»

Сколько коротких? (8)

Их обозначаю «ТИ»

Попробуем проговорить ритмический рисунок 1й строки.

Молодцы, попробуем теперь пропеть и прохлопать.

(поем и прохлопываем ритм)

Мы сейчас с вами проговорили и прохлопали ритмический рисунок.

Попробуем тоже самое сделать с остальной частью песни.

И-из лесу е-лочку взяли мы дом-ой

Сколько длинных звуков? (3)

Сколько коротких? (8)

Проговорим все вместе словесный ритмический рисунок.

Та-ти-ти та-ти-ти ти-ти-ти ти-ти-та

Вы заметили, что слова разные, а ритм одинаковый?

Попробуем теперь прохлопать.

Молодцы. Как мы можем увидеть ритмический рисунок?

Мы его можем увидеть с помощью нот.

Длинный звук ТА обозначается нотой

Видели такую ноту?

А короткий звук ТИ обозначается нотой

Давайте посмотрим, что у нас получилось. (слайд)

Нам осталось прохлопать ритмический рисунок всего 1 куплета.

Сначала вместе со мной.

Теперь попробует прохлопать 2й ряд.

Хорошо, спасибо, 1й ряд.

Давайте попробуем прохлопать рисунок без слов, а только по нотам все вместе. (слайд)

Молодцы, ребята.

Чем мы сейчас занимались?

Что такое ритмический рисунок?

Мы смогли его увидеть?

Верно, сочетание звуков разной длительности в определённом порядке.

Я думаю, вы немного устали, поэтому я предлагаю сыграть в игру « Музыкальное соревнование ».

Мы поиграем по рядам, затем выберем 2 лидеров, кто будет соревноваться от 1го ряда и от 2го.

Сначала поиграет 1й ряд. Задача 2го рядя – следить за порядком, внимательно следить за всеми ребятами и если возникнет спор – то честно его разрешить.

Кому не понятно?

Первый ряд в свою очередь как себя ведет?

Да, мы будем дружно играть.

Теперь поставим 9 стульев в круг, правила такие: нужно успеть сесть на стул, когда музыка закончится. Кто не успел – садится на место.

Расставляем стулья, начинаем игру. Поддерживаю дисциплину, играем, пока не остался 1 человек.

У нас появился первый лидер, мы дадим ему значок лучшего слушателя. Молодец!

Теперь играет 2 ряд, а 1 ряд следит за соблюдением правил.

Играем.

У нас появился еще один лидер, он тоже получает значок. Молодец. Осталось решающее соревнование за 1 место в этой игре.

Остается 1 стул, играют.

Похлопаем победителю! Он получает золотую медаль за 1 место.

Поднимите руку, кому понравилась игра?

Мы отдохнули, теперь узнаем, какие вы внимательные слушатели. Я включу музыку, а вы попробуйте догадаться, что это за песня, её название и откуда она. (песня Настоящий друг из м\ф Тимка и Димка)

Правильно, давайте послушаем её до конца.

Ребята, какой куплет вы уже знаете? (первый)

Наша задача сегодня выучить 2й куплет. Давайте пропоем первый куплет и послушаем второй.

Сядьте ровно, руки сложите на колени, как настоящие певцы.

Включаю музыку, поем 1 куплет.

Настоящий друг текст песни (1 и 2 куплет)

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит -

Вот что значит настоящий,

Верный друг!

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит -

Вот что значит настоящий,

Верный друг!

Мы поссоримся - и помиримся,

"Не разлить водой!" - шутят все вокруг.

В полдень или в полночь

Друг придет на помощь -

Вот что значит настоящий,

Верный друг.

Давайте теперь прочитаем слова 2 куплета хором.

Попробуем пропеть первые 2 строчки. Молодцы, теперь пропоем их под музыку. (Мы поссоримся - и помиримся,

"Не разлить водой!" - шутят все вокруг.)

Проговорим остальные строки. (В полдень или в полночь

Друг придет на помощь -

Вот что значит настоящий,

Верный друг.)

Теперь пропоем их.

Молодцы, попробуем под музыку.

Исполним весь второй куплет.

Сейчас 2й ряд споет второй куплет. (поют)

1й ряд. (поют)

познавательные УУД : общеучебные : (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий) логические: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) синтез построение логической цепи рассуждений,

коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме, планирование учебного сотрудничества, структурирование информации).

4.Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля).

Задача: самостоятельно спеть 2 куплета песни «Настоящий друг»

Методы формирования соц. опыта:

Педагогическое требование;

Методы обучения

По источнику получения знаний:

Словесные: , объяснение;

Ребята, мы с вами уже выучили 2 куплета. Поднимите руку, кто готов их исполнить?

Чтобы правильно и красиво её исполнить, вставайте, пожалуйста. Подравнялись. Слушайте друг друга во время исполнения.

Приготовились. (включаю музыку)

Похлопали самим себе, отлично, присаживайтесь.

Мы с вами выучили 2 куплета песни.

регулятивные УУД : ( волевая саморегуляция)

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества

5.Информация о домашнем задании

Задача: получить информацию о домашнем задании

Словесные: объяснение;

Дома выучите второй куплет песни «Настоящий друг».

РегулятивныеУУД : волевая саморегуляция

6.Рефлексия учебной деятельности

Задача: подвести итог урока, провести рефлексию деятельности

Методы формирования соц. опыта:

Создание ситуации успеха.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

Поощрение;

Словесные: беседа

Наш урок подходит к концу.

Какая была тема урока?

Какие задачи мы ставили перед собой?

Все ли задачи мы решили? (да)

Теперь нарисуйте солнышку улыбку, если у вас все получилось или грусть, если что-то не получилось.

Спасибо за урок, мне понравилось с вами работать, до свидания.

Личностные УУД (самоопределение), Регулятивные УУД (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию); Коммуникативные УУД (взаимодействуют с педагогом),

Познавательные УУД: (проводят анализ своей деятельности)

Для того, чтобы преодолеть ритмические трудности, научиться "видеть" ритм в записанной форме. Вам необходимо отработать наиболее употребимые ритмические формулы. В конечном итоге любой ритм состоит из набора ритмических комбинаций. Выучив их наизусть. Вы уже не будете высчитывать длительности, этот процесс будет происходить у Вас автоматически. Изученные формулы не стоит рассматривать как "пройденный, понятный материал". Понять, т.е. разобраться в каком либо ритмическом рисунке можно очень быстро. Но наша задача довести восприятие записанных формул до полного автоматизма, который вырабатывается только при регулярных ежедневных занятиях. Поэтому к данному разделу пособия, посвящённому отработке ритмических рисунков, Вам нужно будет возвращаться вновь и вновь. С каждым днём на это Вы будете тратить всё меньше и меньше времени.

Практические занятия начнём с отработки ритмических рисунков на основе больших длительностей. Как Вы понимаете, чем короче длительности, тем сложнее могут быть их вариации и комбинации. Не старайтесь выполнять упражнения в быстром темпе, наоборот медленный темп приносит больше пользы. Выполните следующее упражнение: установите метроном на темп не более 80 уд/мин. Следуя темпу, лёгкими ударами ноги выдерживайте размер, а в ладоши хлопайте в тот момент, когда нужно извлечь звук. В приведённом ниже примере - размер 4/4, то есть за один такт Вы должны сделать 4 удара ногой (соответственно долям). Целая нота звучит весь такт, значит на 1-ю (сильную) долю каждого такта Вы хлопаете в ладоши.

Во втором примере две целых ноты залигованы, т.е. нота СИ в данной записи должна звучать два такта. В размере 2/4 целый такт будут звучать половинные ноты:

В конце каждой строки нотоносца Вы видите двойную тактовую черту с двумя точками, которая говорит о повторении музыкального отрезка, т.е. упражнения играются по 2 раза.

В размере 3/4 нота будет звучать целый такт в том случае, если к половинной длительности добавить четвертную (3/4=2/4+1/4). Отработайте рисунок, соблюдая размер.

Опережение взгляда

При постоянной игре по нотам со временем у музыканта вырабатывается метод опережения взгляда, т.е. исполнитель смотрит не на те ноты, которые играет в данный момент, а заглядывает чуть вперёд. Опытные музыканты могут анализировать ноты на несколько тактов вперёд. (Это зависит от насыщенности нотного текста, его информативности.) Именно благодаря этой способности (опережающему анализу нотного текста), такие исполнители с лёгкостью играют с листа.

Необходимость опережения взгляда обусловлена тем, что поступающую нотную информацию необходимо "обработать", а на это требуется время. Опережение взгляда даёт музыканту время "подумать" и, чем больше этого времени, (т.е. чем дальше взгляд) тем увереннее будет чтение нотного текста.

Если проанализировать данную технику, то легко понять, что опережающий взгляд "изучает" нотный текст и откладывает его в "оперативную память". Играет же музыкант данный текст в нужное время уже по памяти, а взгляд его находится впереди. Это может происходить тогда, когда исполнителю "всё ясно", т.е. он предслышит звучание нотного текста.

Постарайтесь выполнить следующее упражнение: до начала игры бегло охватите весь музыкальный отрезок. Соблюдая счёт, играйте первый такт (паузу), а в это время перенесите взгляд на следующий такт, проанализировав его, будьте готовы его играть (дождавшись сильной доли). Итак, начиная играть один такт, переносите взгляд на следующий, тем более что при игре звучащих целый такт нот нет необходимости смотреть на уже извлечённую ноту.

Упражнения

При игре последнего такта переносите взгляд на начало упражнения (так как в конце мы видим знак повторения).

В следующих упражнениях рассмотрены варианты ритмических формул половинными длительностями в размере 4/4.

В размере 3/4 такт состоит из нот длительностью 2/4+1/4

Следующее упражнение отрабатывайте с опережением взгляда:

Целые и половинные длительности нот - наиболее простые ритмические фигуры, не представляющие больших трудностей. Дальнейшее дробление длительностей будет усложнять ритмические рисунки, поэтому переходить к каждой следующей формуле можно только после твёрдого усвоения предыдущего материала.

Необходимо отметить некоторые особенности записи размера, которые могут встретиться Вам в нотной литературе. Иногда размер 4/4 обозначают знаком С:

Размер 4/4 можно представить как 2/2, который записывается знаком и длительности высчитываются на РАЗ-ДВА.

В основном размер 2/2 применяется в быстрых темпах для облегчения счёта, хотя, так или иначе, его можно рассматривать как обычный размер 4/4. В размере 4/4 первая доля сильная, 2-я слабая, 3-я относительно сильная (начало 2-й ритмической ячейки 2/4) и 4-я слабая. В размере считается только сильная доля и относительно сильная (cм схему).

После того, как Вы усвоите предыдущий материал. Вы можете переходить к отработке ритмических формул, основанных на четвертных длительностях:

В размере 4/4:

В размере 3/4:

В сочетании половинных и четвертных:

В размере 4/4:

Задание

Проиграйте следующие ритмические отрезки в медленном темпе. Исходя из размера ногой отстукивайте те доли, которые изображены над нотоносцем. В ладоши прохлопывайте ноты, стараясь точно выдерживать их длительности:

По мере выработки навыка опережения взгляда постепенно увеличивайте темп. В быстром темпе 4/4 можно представить как .

Ритмические рисунки с использованием восьмых

Две восьмые ноты в сумме образуют длительность, равную четвертной ноте. Ритмические рисунки с использованием восьмых становятся более разнообразными и сложными по сравнению с теми, что мы изучали ранее. Отрабатывать нижеследующие комбинации ритмических формул необходимо по тем же принципам, только для чёткого определения восьмых нот счёт каждой доли, также как и ноты, разобьём на две части - РАЗ-И, ДВА-И и т.д.

При игре упражнений отстукивайте ногой четвертные счётные доли, при этом на каждый удар ноги восьмые ноты будут представлять собой два одинаковых по времени хлопка в ладоши.

В следующем упражнении приведены различные комбинации восьмых пауз в размере 2/4:

Некоторую сложность на начальном этапе могут вызывать синкопы на восьмых нотах. В музыкальной практике при изучении нотных транскрипции джаз и рок-музыки такие синкопы Вам будут встречаться довольно часто. Поэтому тщательно закрепите в своём сознании межтактовые (упр.1) и междолевые (упр.2) синкопы. Упражнения выполняйте в медленном темпе, доводя их до автоматизма.

Затактом называется неполный такт , с которого начинается музыкальное произведение или отдельная фраза.

Счётные доли затакта, естественно, соответствуют размеру. Если затакт, например, состоит из одной восьмой ноты, то это значит, что Вам необходимо сыграть эту ноту на счёт И после ДВА.

Упражнения

Для того, чтобы Ваши навыки восприятия ритмов вырабатывались быстрее, очень полезно записывать ритмические рисунки знакомых Вам мелодии, песен и т.д. в нотном виде. Не фиксируя высотные характеристики ноты, отражая только ритмические фигуры (например на ноте СИ), Вы уже через несколько дней ощутите прогресс. Начинать целесообразнно с самых простых песен. Польза данных упражнений состоит в том, что ритмические рисунки, которые Вы запишете в нотах, надолго откладываются в память. После того, как Вы начнёте быстро справляться с песнями, нужно усложнять задачу - записывать ритмические партии гитарных композиций, соло с магнитофона. Пользу от этих упражнений трудно переоценить; Вы развиваете ритмический слух, вырабатываете нотные стереотипы различных ритмов, "пропитываетесь" фирменной ритмической фразировкой и т.д.

Пример

Как записать мелодию ритмически? В качестве примера возьмём простую песню "Подмосковные вечера". В начале необходимо определить метр песни, т.е. количество долей от одной сильной доли до следующей сильной доли. В данной песне метр двудольный. Далее, отстукивайте ногой (в темпе мелодии) счётные доли, а в ладоши хлопайте ноты (слоги), которые поются в данной песне. После этого запишите ритм песни в нотную тетрадь.