Выбираем лучший цап. Хороший ЦАП: обзор, рейтинг, описание, характеристики и отзывы

Раньше основным источником цифрового звука были стационарные CD проигрыватели. Сегодня источников существенно больше и среди них основным является компьютер. Если не считать узкоспециализированных студийных звуковых карт, то обычные карты являются сильным компромиссом с точки зрения качества звука, т.к. им приходится работать внутри системного блока компьютера с большим количеством внутренних наводок и нестабильным питанием. Внешние ЦАП являются отдельным устройством и изначально лишены проблем с питанием .

Antelope Zodiac Gold 384 kHz DAC GOLD

ЦАП-ы различаются как звучанием, так и совместимостью с внешними устройствами. Некоторые ЦАП имеют только один тип цифрового входа, оптический (Toslink) или электрический (чаще всего выполнен в виде коаксиального RCA - SPDIF).

Оптическое соединение предпочтительно для минимизации земляных петель между устройствами. Минусом оптической связи является невысокая гибкость оптического кабеля (сложно использовать для связи портативной или компактной близкорасположенной техники) и небольшая допустимая длина кабеля, обычно до 5 метров.

Электрический тип связи удобен для использовании практически любой длины кабеля. Минимальная длина ничем не ограничена, а максимальная длина будет зависеть от таких факторов, как наводки на кабель. При использовании слишком длинного кабеля, может существенно вырасти джиттер и ЦАП не сможет распознать входной сигнал. Недостатком является вероятность образования земляных петель между устройствами. Так же такие кабели можно коммутировать только при выключенных устройствах, во избежание искры при подключении.

В студиях используется усовершенствованный вариант электрического соединения AES/EBU, который использует балансные кабели. В отличии от обычного SPDIF, такой тип кабеля не подвергается наводкам и его можно использовать практически любой длины.

Все эти цифровые входы и выходы могут быть у CD или DVD проигрывателя, у портативного плеера или звуковой карты. У каждого ЦАП есть свой перечень поддерживаемых частот дискретизации и разрядности.

Последнее время получает распространение соединение ЦАП по USB . В отличии от обычных цифровых входов, выход для USB есть только у компьютеров. Перечень поддерживаемых частот дискретизации и разрядности зависит только от принимающего контроллера, встроенного во внешний ЦАП. Некоторые ЦАП могут работать по такому соединению только после установки собственного драйвера в компьютер.

Какой из цифровых входов лучше? Все зависит от устройства, где-то лучшим является USB, где-то SPDIF/Toslink. При выборе ЦАП обязательно проверьте, какие типы цифровых выходов есть в вашей системе, что бы все можно было скоммутировать наиболее удобным образом.

В связи с широким распространением музыки в цифровом виде, в том числе в аудиоформатах высокого разрешения (ВР), производство цифроаналоговых преобразователей (ЦАП) переживает в последнее время настоящий бум. Их характеристики постоянно улучшаются, возможности расширяются, а технологии, на которых они основаны, совершенствуются с необыкновенной быстротой. Если в 2010 году, когда мы составили первые списки ЦАП, в мире производилось около 400 моделей цифроаналоговых преобразователей, то в настоящее время их число перевалило за 1500. Отвечая на запросы любителей музыки, производители предлагают устройства самого разного уровня и назначения: от самых простых и недорогих типа «сделай сам» до самых совершенных, стоимость которых сравнима со стоимостью хорошего автомобиля. Как среди этого огромного количества разнообразных аппаратов, отличающихся по своим характеристикам и ценам, выбрать один, который подойдёт больше всего?

Для того, чтобы правильно выбрать ЦАП, сайт ПК Аудиофил предлагает воспользоваться следующей несложной методикой, заключающейся в последовательном осуществлении следующих шагов.

  1. Определение количества и типа цифровых входов.
  2. Определение частоты дискретизации и разрядности.
  3. Определение типа аналоговых выходов.
  4. Определение дополнительных характеристик.
  5. Определение предельной стоимости.
  6. Выбор подходящих моделей из «Списков ЦАП».
  7. Сравнение характеристик, прослушивание и принятие решения.

Опишем перечисленные выше шаги на простом примере.

1. Определение количества и типа цифровых входов.

Например, необходимо осуществить преобразование сигнала от двух цифровых источников звука:

музыкальный сервер/ПК (вывод через USB);

проигрыватель компакт-дисков, на котором имеется коаксиальный выход S/PDIF на разъёме RCA.

Вывод : необходим ЦАП, имеющий как минимум два цифровых входа – USB и RCA.

2. Определение частоты дискретизации и разрядности.

Проигрыватель компакт-дисков выдаёт сигнал стандартного разрешения 44,1 кГц/16 бит.

С помощью музыкального сервера или ПК через USB можно, в принципе, выводить цифровой сигнал любого из доступных в настоящее время форматов и даже выше (подробнее об аудиоформатах ВР можно прочитать в материале «Аудиоформаты BP »). То же самое можно сказать и о многих современных преобразователях. Хотя существуют ЦАП, создатели которых не гонятся за поддержкой сигналов с самыми высокими частотами дискретизации.

Исходя из сказанного, в вопросе определение частоты дискретизации и разрядности можно ориентироваться на параметры аудиофайлов, которые будут прослушиваться в обозримом будущем. Пусть, для примера, это сигналы ИКМ (импульсно-кодовой модуляции) до 192 кГц/24 бит.

Вывод : необходим ЦАП с поддержкой сигналов ИКМ до 192 кГц/24 бит включительно по входу USB (сигналы 44,1 кГц/16 бит по входу RCA поддерживают все современные преобразователи).

3. Определение типа аналоговых выходов.

Например, планируется подключить ЦАП к имеющимся активным АС, которые оснащены симметричными (балансными) входами.

Вывод : необходим ЦАП, имеющий симметричные аналоговые выходы.

4. Определение дополнительных характеристик.

Исходя из необходимости, можно составить перечень дополнительных характеристик ЦАП. Среди них могут быть, например:

аналоговые входы и регулировка выходного сигнала (ЦАП-предварительный усилитель);

ламповые выходные каскады;

выход на наушники (ЦАП с усилителем для наушников);

поддержка беспроводной передачи цифрового сигнала на ЦАП;

пульт дистанционного управления, и т.п.

5. Определение предельной стоимости.

Выбор предельной стоимости или ценового диапазона, в котором будет осуществляться поиск подходящего ЦАП, зависит не только от наличия средств. Необходимо также учитывать, во-первых, цифровые источники какого уровня будут использоваться, а во-вторых, какая аппаратура (усилительная и акустическая) составляет звуковую систему. Можно сказать, что не имеет большого смысла приобретать дорогой ЦАП для использования в простой аудиосистеме невысокого класса. С другой стороны, если в дальнейшем планируется усовершенствовать звуковую системы с заменой её компонентов на более качественные, то в этом случае целесообразно, на наш взгляд, приобрести преобразователь более высокого класса.

6. Выбор подходящих моделей из «Списков ЦАП».

Перечислим параметры ЦАП для рассматриваемого нами примера:

Цифровые входы: S/PDIF коаксиальный RCA х 1, USB х 1;

Поддержка сигналов ИКМ до 192 кГц/24 бит по входу USB;

Аналоговые выходы: симметричный стерео XLR х 2;

Регулировка громкости;

Выход на наушники;

Стоимость до 50 тыс. р.

Теперь можно обратиться к нашим «Спискам ЦАП ». Все преобразователи разделены на шесть таблиц:

1. Без передискретизации.

2. DSD в чистом виде.

3. Портативные.

4. Миниатюрные.

5. С выходом на наушники.

6. Все, кроме табл. 1–5.

Общее описание групп преобразователей, соответствующих разным таблицам в наших «Списках ЦАП», можно найти .

В нашем примере требуется выбрать ЦАП с входом на наушники. Такие преобразователи перечислены в таблице 5 . Для поиска необходимых аппаратов в таблицах Google можно воспользоваться сортировкой данных и фильтрацией. Например, для расположения всех ЦАП в порядке возрастания (или убывания) цены можно поступить следующим образом. В верхней строке столбца К , справа от буквы К , нажать на значок , а затем в открывшемся списке выбрать Сортировать лист А → Я (в порядке возрастания цены) или Сортировать лист Я → А (в порядке убывания цены). Для получения информации о других возможностях сортировки и фильтрации можно нажать на кнопку «Данные» в верхней части таблицы.

Используя данные таблицы, можно выбрать несколько ЦАП, соответствующих требуемым параметрам.

7. Сравнение характеристик, прослушивание и принятие решения.

Внимательно изучив характеристики отобранных аппаратов по их описаниям, можно предварительно составить представление о том, какой из них больше подходит. В качестве примера можно воспользоваться нашими материалами в разделе «Вопросы и ответы по выбору ЦАП ».

Но, конечно, самое важное при окончательном выборе – это прослушивание. Если такая возможность имеется, то ей обязательно надо воспользоваться. Если же такой возможности нет, то в этом случае могут помочь статьи и обзоры экспертов, ссылки на которые имеются в таблицах.

Если у вас возникнут вопросы при выборе ЦАП, то пишите , и мы постараемся вам помочь.

Желаем удачи при выборе ЦАП!

Главное в нашем деле - взять верный старт! Я не обязан заботиться о выстраивании линейки продуктов от дешёвого ширпотреба до самого что ни на есть high-end"а. Поэтому могу позволить себе сразу выбрать понравившийся чип цифро-аналогового преобразователя и строить дизайн вокруг него. Итак, за основу был взят "мистический ЦАП" как его называют в Сети. Я не буду делать из маленькой микросхемы большого секрета, но давайте всё же для начала сохраним интригу.

Построить хороший ЦАП для себя любимого я собирался ещё с прошлого столетия, но как-то всё руки не доходили и более приоритетные задачи брали верх. И вот тут-то мне на радость появился заказчик, с одной стороны способный оценить хороший звук, с другой же стороны - согласный мириться с некоторым уровнем "самодельщины" в законченном устройстве. Естественно я приложу все усилия, чтобы мои клиенты остались довольны своим выбором. Что теряют мои "pre-production" изделия по сравнению с серийными аппаратами раскрученных брендов - так это:

  1. часть монтажа выполнена паутинкой на "слепышах", а не на печати, что положительно отражается на качестве звука, но, увы, не будет доступно в серийных образцах;
  2. я не экономлю на мелочах типа сетевого фильтра или шунтирующих ёмкостей, в чём, кстати, не раз доводилось уличать всеми признанные авторитеты;
  3. "брэнд" мой ещё не слишком широко известен в узких кругах 🙂

На старт, внимание...

С чего начать? Правильно, лучше всего с готового устройства, пусть даже и простенького, но содержащего ключевые компоненты. В Китае за US$ 50 был приобретён неплохой в общем-то набор для самостоятельной сборки ЦАП. Как я уже , китайский экономический гений не отличается особыми техническими талантами, так что всё в том наборе было по-минимуму, в точности по datasheet"ам. Разве что питание создатели набора выстроили, как им казалось, прямо-таки очень качественное: навтыкали "КРЕНок" гирляндами. Зато к наборам прилагались весьма сообразные R-core трансформаторы.

На данном этапе не стояла задача как-то особо управлять цифровым приёмником или ЦАП"ом, поэтому жёстко зашитая минималистская цепочка S/PDIF->I2S->DAC меня вполне устроила.

Сознательно не стремился найти ЦАП с USB входом. Причина простая: компьютер фонит очень сильно и пускать весь этот мусор в аудио-аппарат нету никакого желания. Конечно, есть методы, но мне до сих пор так и не попалось ни одного ЦАП с грамотной развязкой USB входа (аппараты за 1К зелёных и выше, а так же изделия российских аудио-"левшей" не в счёт).

Считаю необходимым отметить, что несмотря на все мои придирки к схемотехнике и т.п., качество исполнения печатной платы просто отличное!

Берём контроль над ситуацией в свои руки

В документации на ЦАП в одном месте написано, что ножку аналогового питания надо зашунтировать электролитом в 10мкФ и керамикой 0.1мкФ. На схеме нога 18 именно так и зашунтирована.

Чуть дальше в том же документе сказано, что вход на ножке 17 желательно зашунтировать электролитом в 10мкФ и керамикой 0.1мкФ. Разработчик поступил в полном соответствии, исполнительный товарищ, просто молодец!

Ещё в одном месте документации сказано, что 17 ногу можно завести прямиком на аналоговое питание. Что и видим на схеме 🙂

Что самое забавное, не только в схеме, но и на печатной плате всё так и разведено: с двумя электролитами и двумя конденсаторами по 0.1мкФ, с коротышом прямо между 17 и 18 ногами чипа (дорожка к конденсаторам от 17 ноги уходит под корпус микросхемы):

Всё пришло именно таким вот грязненьким с завода. Как я это отмывал - отдельная история 🙂

Для особо любопытных: шаг ножек корпуса микросхемы - 0.65мм.

У друга моего Вадича-Борисыча попалась мне как-то ВКонтакте шикарная картинка: "сопротивление бесполезно ". Вот, навеяло, оно тут так же бесполезно, как дублированные шунтирующие конденсаторы на схемке выше, перерисовал "схему" специально для Вас:

Мне же необходимо было управлять тем, что происходит на 17-й ножке. Пришлось резать по живому. Хорошо ещё не под чипом завели перемычку - перспектива отпаивать одну ножку SSOP корпуса как-то не радует.

Посредственность - за борт

Какой цифро-аналоговый преобразователь обходится без операционных усилителей?

Правильно, только качественный ЦАП . Так что скромный фильтр на NE5532 я просто не стал напаивать. Может и стоило, чтобы было что послушать для сравнения и удостовериться, насколько неубедительно играют глубокие петлевые ООС... Но у меня уже есть CD-проигрыватель от маститого производителя, который очень старательно отыгрывает весьма посредственный звук ОУ, хоть и спрятанных за звучным названием HDAM и упаяных в экранчики. Да и других подобных "образцов" достаточно.

Учиться, учиться, и... думать!

Пожалуй на всех без исключения ЦАП от производителей из "поднебесной" наблюдаю одни и те же паровозы из "КРЕНок" (фото справа не моё, выловлено в Сети). Включая веером последовательные стабилизаторы напряжения разработчики, очевидно, пытаются добиться лучшей развязки по питанию и уменьшения проникновения помех из цифровой части в аналоговую. К сожалению, в массах отсутствует то, что я называю "токовым мышлением" в схемотехнике. На самом-то деле всё просто и... немножко грустно.

Посмотрите на какую-нибудь LM317 со стороны выхода. Наверняка найдёте 10мкФ электролит и ещё немного мелких емкостей. Теперь давайте прикинем постоянную времени в этой цепи: достаточно заглянуть в datasheet и убедиться, что выходное сопротивление "кренки" весьма невелико, чего и добивались разработчики интегрального стабилизатора. Точно считать, честно признаюсь, сейчас лень, но помехи с частотами скажем от 100КГц и ниже кренка "видит" прямо на своём выходе, сиречь управляющем электроде и, как её и спроектировали - передаёт эти пульсации "наверх по команде", старательно пытаясь удержать напряжение на своём выходе.

Колебания тока попадают на выход более высоковольтного стабилизатора. Следуя той же логике всё ещё достаточно высокочастотные изменения тока практически беспрепятственно гуляют по всей цепочке стабилизаторов. И свистят и шумят на всё окружение.

Единственное рациональное зерно в применении двух линейных стабилизаторов подряд я вижу лишь в том, что маленькие точные стабилизаторы обычно не переносят высоких входных напряжений, а наборы для само-сборки ЦАП"ов часто попадают в руки паяльщиков-такелажников, которые нередко даже не утруждаются заглянуть в доки на применённые компоненты. И наборы те по-прежнему должны работать...

Распространение достаточно высокочастотных помех легко предотвратить добавив в схему... обыкновенных резисторов. Простые RC фильтры по входу линейных стабилизаторов обеспечат прекрасную развязку ВЧ пульсаций в обе стороны, резко сократив "расстояние" по схеме, докуда доберутся броски тока (включая и "земляной" провод!)

Так что питание претерпело серьёзные изменения на плате. Увы, не обошлось без пары перерезанных дорожек и навесного монтажа.

Иногда маленький резистор много эффективней, нежели большой конденсатор:

Относимся с уважением к наследию предков

Вместо тупого моста ставим супер-быстрые диоды в выпрямитель, что ощутимо снижает "удары" тока в моменты запирания диодов. Этот приём достаточно популярен и вполне осмыслен, так что воспользуемся им и мы:

Кстати, именно непонимание того, как развязать линейные стабилизаторы по ВЧ и приводит дотошных разработчиков к тому, что на каждый блок схемы начинают ставить отдельный трансформатор. Другое весьма популярное, но тоже затратное решение проблемы последовательных стабилизаторов: использование связок источник тока - параллельный стабилизатор. В данном случае с развязкой всё в порядке, только вот мощности рассеивать приходится с немалым запасом.

Не будем требовать слишком много от "кита"

Для описания серии экспериментов с различными стабилизаторами нужна отдельная статья. Здесь лишь отмечу, что к чести разработчиков из Поднебесной, выбранный ими LDO стабилизатор lm1117, возможно, наилучший вариант из серийно выпускаемых и относительно доступных интегральных стабилизаторов. Всякие 78ХУ, LM317 и иже с ними просто отдыхают из-за несообразно большого выходного импеданса (мерял на 100КГц). Увы, в ту же корзину пошли и прецизионные LP2951. Чуть лучше ведёт себя TL431 в схеме шунтирующего стабилизатора, но там своя история: TL431 бывают очень разные, в зависимости от того, кто их делал. 1117 выигрывает с большим опережением. Увы, он же оказывается и самым шумным стабилизатором. Урчит, пищит и с нагрузкой и без.

Пришлось собирать стабилизатор самому, на дискретных компонентах. Всего из двух скромных транзисторов, следуя идеологии HotFET, удалось "выжать" всё то, что в интегральном исполнении требует десятков транзисторов и всё одно не дотягивает. Конечно, для обеспечения работы "сладкой парочки" потребовалось ещё несколько активных компонентов... но это опять уже совсем другая история.

Интересный результат макросъёмки: невооружённым глазом не заметил, что плата не до конца отмылась от флюса .

Полимеры правят балом

Последней доработкой, направленной на достижение наиболее верной передачи звука, стало "выглаживание" питания.

В критических местах были заменены обычные (пусть и неплохие ChemiCon) алюминиевые электролиты из набора - на твердотельные алюминиевые Sanyo OS-CON. Поскольку собирал два одинаковых набора в параллель, была возможность устроить "А/Б" тестирование. Разница на грани слышимости, но она есть! Без сигнала с обычными электролитами, на (очень) большом усилении, в наушниках присутствовало некое "шумовое пространство". Полимерные электролиты переносят нас в абсолют.

Sanyo OS-CON - фиолетовые бочонки без надпила на крышке.

Не хочешь думать головой - работай руками

Практически на всех платах и наборах ЦАП с применением цифрового приёмника CS8416 китайцы ставят тумблер, чтобы пользователь мог выбрать между оптическим и медным входом S/PDIF (фото справа - типичный пример, выловленный в Сети). Так вот: не нужен там переключатель, микросхема приёмника вполне может слушать два входа безо всякой помощи извне, будь то грубый тумблер или мудрый микроконтроллер.

Делюсь с Вами трюком, подсмотренным на демо-плате от самих Cristal Semiconductor. Достаточно подключить к примеру медный S/PDIF к RXN, а выход оптического TOSLINK приёмника - к RXP0.

Надеюсь, не надо объяснять, как такое работает? 😉

Даже в референтном дизайне фирмачи напахали, забыли-таки шунтирующий конденсатор в питании TORX 🙁

Экономия или безграмотность?

Очень полезно бывает почитать документацию производителей, особенно тех, что делают те самые микросхемки, на которые потом молются аудиофилы. Раскрываю самый секретный секрет: reference design board, evaluation board и тому подобные "пробнички" от производителей обычно содержат в себе примеры грамотного применения тех самых микросхем. Причём покупать все эти платы совсем не обязательно, да и ценники на такие "образцы" бывают самые разные: и 50, и 400, и за тысячу зелёных могут перевалить. Но, дорогие мои разработчики, документация на все эти платы выложена в открытом доступе! Ладно, хорош поучать.

Итак, чего недочитали китайцы, или на чём они сэкономили: скромные шунтирующие керамические конденсаторчики в 1000пФ в параллель к 10мкФ и 0.1мкФ. Казалось бы - зачем, ведь такими емкостями мы шунтируем частоты от десятков мегагерц и выше. Аудио-диапазон принято считать до 20кГц, ну до сотни кГц. Но цифровую-то часть в цифро-аналоговом преобразователе никто не отменял. Так вот именно помехи на десятках мегагерц беспрепятственно гуляют по недорогим самостройным ЦАП"ам, заставляя дрожать в страхе все PLL и создавая тем самым идеальные условия для возникновения наводящего ужас ДЖИТТЕРА.

Ещё один популярный способ сэкономить на спичках

Подавляющее большинство производителей как источников цифрового аудио-сигнала, так и цифро-аналоговых преобразователей экономят 30...50 центов на каждом устройстве. Расплачиваемся за это мы, пользователи. Подробности читать .

Какой high-end без ламп?

Веселят меня полчища tube-DAC и tube-headphone-amplifier"s в ценовом диапазоне от полутора сотен до сотен долларов, наводнившие рынок в последнее время. Видать нравится народу, как шипит и искажает лампочка при 15...24 вольт анодного. Впрочем, разбор всех болячек подобных ЦАП"ов и псевдо-ламповых усилителей для наушников - тема для отдельной статьи, да не одной.

(фото справа для примера, у меня такого лампоцапа нет)

Богатая тема. Я тут лишь по верхам пробежался, аналоговую часть вообще не затронул. А уж как интересно бывает развести правильно "землю" или организовать простое и при том удобное управление аппаратом. И чего стоят одни аттенюаторы - их ведь можно выбирать разного сопротивления, строить по разным топологиям, включать в разных частях тракта. Согласование источников с нагрузкой - очень, очень интересный, знаете ли, вопрос!... Но на сегодня пора мне уже закругляться.

BOM, или Bill of Materials

Конечно, пятьюдесятью долларами дело не ограничивается. Керамические конденсаторы из набора были заменены плёнкой. Диоды Шоттки, качественные электролиты, да много ещё чего пришлось добавить, не говоря уже о корпусе. Ну и, конечно, мой усилитель HotFET: всего 2 (два) каскада усиления от выхода ЦАП до наушников или выхода на усилитель. Ни много ни мало, а только в самом усилителе 32 транзистора насчитал в стерео варианте. Да транзисторы все - JFET"ы да depletion MOSFET"ы. Никак в полтинник зелёных не укладываюсь даже по комплектующим 🙂 Причём заметьте, это безо всякой аудиофильской эзотерики. Ну да на этот счёт у меня тоже есть своё мнение. Ведь есть же люди, считающие, что поставив "правильные" компоненты - любую схему можно заставить звучать. Если Вы, дорогой читатель, из их рядов - научите, я прислушаюсь, поспорю, отслушаю и расскажу всем о своих опытах прямо на этом сайте.

Так где же обещанная халява???

Друзья, эта статья - просто размышления, заметки на полях, была написана по горячим следам переделки китайскоЦАПа. Сам я больше в такую авантюру ни за что не ввяжусь: хоть и получилось неплохо, но обошлось слишком дорого по времени и по затраченным усилиям. И никому не советую. Когда разбирался с тем набором - яд просто сочился, что и отразилось в статье 🙂 Прошу прощения за слегка надменный стиль изложения, и ежели не оправдал ваши ожидания и не предложил раздачу почти бесплатных хайендных цапов населению 😉

Если же Вам было интересно - дайте знать, пожалуйста. Материала в закромах ещё много, а вот силы, мотивацию публиковать да оформлять всё это дают в основном отзывы, комментарии моих читателей.

В прошлой статье мы разобрались с тем, что такое звук и в чем отличия lossless-аудио от lossy. Если не читали прошлую , настоятельно рекомендую это сделать, прежде, чем переходить к этому материалу.

Что такое ЦАП?

ЦАП — цифро-аналоговый преобразователь, с его помощью цифровой сигнал (MP3/FLAC) преобразуется в аналоговый, чтобы вывести его на ваши наушники.

Помните, в прошлой статье я сравнивал преобразование аналогового сигнала в цифровой с детскими раскрасками, где вам нужно было соединять точки для получения картинки? Так вот, в цифро-аналоговом преобразовании вы берете получившуюся из точек картинку и делаете из неё уже полноценную картину. И вот тут уже качество картины будет зависеть от таланта художника, в данном случае я имеют ввиду ЦАП. То есть, чем лучше преобразователь, тем точнее будет передаваться звук с цифрового носителя.

ЦАП бывает встроенный или внешний. Встроенные решения, как правило, рассчитаны на массового потребителя, но особым качеством звука порадовать не могут, поэтому если вы меломан, то смотреть стоит именно на устройства с отдельным выделенным ЦАПом. Если продолжить нашу аналогию с точками: то встроенный ЦАП копирует с цифрового носителя не все «точки», поэтому вы можете потерять в детализации звука. Речь идет о всяких полутонах, еле слышимых инструментах, но для кого-то они могут быть важными и сильно влиять на общее впечатление от композиции.

Кстати, ЦАП также используется и при записи той или иной композиции. От его возможностей зависит насколько точной и детализированной будет музыка.

Что такое усилитель?

Существует распространенное мнение, что усилитель для портативных устройств особо-то и не нужен. Зачем, если нашуники итак имеют достаточный запас по громкости? На самом деле, всё дело в том, что современные плееры и смартфоны уже укомплектованы встроенным усилителем, и как раз от него и зависит уровень громкости и общее качество звучания. Одни и те же наушники на одной и той же громкости будут по-разному звучать с разными усилителями.

Отдельный усилитель или качественный встроенный существенно влияют на детализацию музыкального трека, особенно это касается слабых звуков, которые на плохом оборудовании просто не услышишь. В результате, вы начинаете замечать, что композиция становится более объёмной и насыщенной, благодаря всем тихим звукам, которые были неразличимы.


Заключение

В итоге у нас получается следующая цепочка. Аналоговый звук — его оцифровка для получения MP3/FLAC-файла — обратное преобразование в аналоговый звук с помощью ЦАП — улучшение сигнала с помощью усилителя — воспроизведение звука в ваших наушниках.


Цифроаналоговый преобразователь Gryphon Kalliope, помимо поддержки аудиоформата PCM с параметрами до 32 бит / 384 кГц является одним из немногих устройств данного типа, способных принимать поток DSD. Это ноу-хау с применением импульсно-плотностной модуляции при частоте дискретизации до 6,144 МГц, ранее используемое при выпуске аудиофильских дисков SACD, продолжает жить в форме постоянно расширяющейся библиотеки файлов с самым высоким разрешением, доступным потребителю на сегодняшний день.

Основные характеристики:

Входы - BNC, XLR, USB-порт.

ЦАП - 32-разрядный цифро-аналоговый преобразователь ESS SABRE ES9018 на каждый канал.

Габариты (Ш х В х Г) - 480x135x387 мм.

Вес - 10.6 кг.


Naim DAC оснащен восемью входами S/PDIF и двумя входами USB, и способен обрабатывать аудиоданные с частотой дискретизации до 768 кГц и с разрешением 24 бит. Он не только сводит воедино все цифровые входные сигналы в аналоговом домене, но и делает это с таким уровнем качества звучания, который может сравниться с показателями самых лучших CD-проигрывателей Naim, обеспечивая несравнимое ни с чем воспроизведение музыки.Прослушивание Naim DAC - это открытие. Музыка из любого источника, будь то iPod, CD или файлы данных высокого разрешения, предстает по-новому - с более высоким разрешением, большим пониманием, большей теплотой и просто несет с собой больше тех трудно уловимых оттенков ритма, мелодии и эмоций, которые отличают настоящее от бледной имитации. Naim DAC - это продвижение вперед, которое приносит в дом подлинную музыку, которая более реальна, чем когда-либо прежде.

Основные характеристики:

Входы - коаксиальный, оптический, USB-порт.

Выходы - стандартный RCA.

ЦАП - 2 Burr-Brown

Габариты (Ш х В х Г) - 432x70x301 мм.


NuWave DAC, построенный на базе компонентов старшей серии PerfectWave, позиционируется компанией PS Audio как доступный ЦАП класса High End, обладающий всем необходимым для обеспечения превосходного качества звучания. ЦАП PS Audio NuWave DAC имеет полностью балансную схему. Его выходные дискретные каскады используют биполярные транзисторы и работают в классе A. Цифро-аналоговым преобразованием занимается чип Burr-Brown PCM1798DB (24 бит/192 кГц), который дает возможность задействовать балансный выход. Вместо активных фильтров применяется пассивная фильтрация с восьмикратной передискретизацией, устраняющая жесткий и слишком яркий характер звучания. Встроенный апсемплер повышает частоту дискретизации любого сигнала до 192 кГц, а активация режима Native Mode позволяет пускать сигнал в обход его цепей. Используется фирменный тактовый генератор с минимальным джиттером. В аналоговых выходных контурах отсутствуют чипы операционных усилителей.

Основные характеристики:

Входы - коаксиальный, оптический, USB-порт (асинхронный, 24 бит/192 кГц, использует процессор XMOS).

Выходы - стандартный RCA, балансный XLR.

ЦАП - Burr-Brown PCM1798DB (24 бит/192 кГц).

Габариты (Ш х В х Г) - 216х70х356 мм.

Вес - 5,4кг.


Представляем образец следующего поколения цифро-аналоговых преобразователей от Hegel – HD12, демонстрирующий широкие функциональные возможности и выводящий качество звучания на новый уровень. Первое, о чём стоит упомянуть – совершенно новый USB-интерфейс, позволяющий принимать все распространённые форматы сигнала вплоть до 24 бит/192 кГц. Кроме того, новый интерфейс позволяет воспроизводить DSD-поток без переконвертации его в PCM. Аппарат оснащён двумя оптическими и одним коаксиальным входом соответствующего уровня. Универсальность HD12 позволяет привести практически любую систему в соответствие с высокими стандартами Hegel. Наличие высококачественного выхода на наушники, выходов RCA и настоящих балансных XLR означает, что к HD12 можно подключить любой ресивер, усилитель или сабвуфер. Кроме того, встроенный регулятор громкости, управляемый с пульта, обеспечивает подключение пары активных акустических систем или усилителя мощности. Мы несём High End обычным людям!

Основные характеристики:

Входы - коаксиальный/оптический (до 24 бит/192 кГц), USB (до 24 бит/192 кГц, поддержка DSD64)

Выходы - балансные XLR, небалансные RCA, выход на наушники.

ЦАП - 32 бит

Габариты (Ш х В х Г) - 210 x 60 x 260 мм.

Вес – 3,5кг.


NuForce DAC-80 Silver - цифро-аналоговый преобразователь с предварительным усилителем, поддерживающий входной сигнал 24 бит, 192 кГц. Всемирно известный производитель первоклассных Hi-End компонентов NuForce, базирующийся в Калифорнии, может похвастаться широким ассортиментом весьма интересных устройств способных удовлетворить большинство потребностей любителей качественного звука.

Основные характеристики:

Входы - 2-коаксиальный, 1-оптический, 1-USB-порт.

Выходы - стандартный RCA.

Габариты (Ш х В х Г) - 51х216х229 мм.

Вес - 1,2кг.


Внешний ЦАП Pro-Ject DAC Box RS относится к референсной серии компонентов Pro-Ject. Модель обладает полностью балансной аналоговой секцией и использует схемотехнику с низким уровнем шумов. Одна из главных особенностей данного ЦАПа заключается в возможности выбора между его двумя выходными каскадами, один из которых - транзисторный (класс A), а второй - ламповый, в котором задействованы двойные триоды 6922. Для цифро-аналоговой конвертации используются два чипа PCM1792 (по одному на канал), которые нередко можно встретить в высококлассной аудиоаппаратуре. На борту также имеются два цифровых фильтра, которые позволяют несколько изменить характер звучания ЦАПа. Поддерживается воспроизведение форматов PCM (до 24 бит/192 кГц) и DSD64/DSD128 (передача DSD через PCM).

Основные характеристики:

Входы - цифровой балансный AES/EBU (XLR), 2 коаксиальных, 4 оптических, асинхронный USB (тип B, 24 бит/192 кГц), Sonic (I²S, RJ45).

Выходы - балансный XLR, несимметричный RCA, выход тактового генератора Clock Out (BNC).

ЦАП - два чипа Texas Instruments PCM1792 (24 бит/192 кГц), 8-кратная передискретизация.

Габариты (Ш х В х Г) - 206х72х220 мм.


HD-DAC1 имеет широкий выбор вариантов подключения. Оптический и коаксиальный цифровые входы, а также порт USB-B позволяют прослушивать музыку напрямую с вашего РС или MAC. Устройства iDevices можно подключать к USB-порту на передней панели. Для расширения возможностей подключения он снабжен аналоговым входом. USB-B работает в асинхронном режиме и поддерживает не только передачу данных 192 кГц/24 бит, но и DSD потока 2,8 МГц и 5,6 МГц, для максимального качества звука. Для его сохранения при подключении к компьютеру мы создали дополнительную изоляцию входа USB-B, чтобы исключить проникновение высокочастотных помех, создаваемых компьютером, на вход HD-DAC1. Для достижения наивысшей точности мы даже добавили подавитель джиттера и двойной тактовый генератор. Без сомнения, HD-DAC1 - это праздник для ушей. Он и выглядит хорошо. Индикация уровня громкости, выбранного входа, разрешения сигналов и т. п. отображается в стильном круглом окошке дисплея Marantz. Массивная алюминиевая передняя панель дополнена двухслойной нижней пластиной и боковыми панелями из высококачественного пластика «под дерево» . Это чистое мастерство.

Основные характеристики:

Входы - USB, 2 оптических, коаксиальный, линейный.

Выходы - линейный, регулируемый, на наушники 6,3 мм.

Габариты (Ш х В х Г) - 250 x 90 x 270 мм.


TEAC UD-501 из линейки Reference 501 позволяет обрабатывать аудио в формате DSD с частотой дискретизации 2.8/5.6 МГц (по протоколам ASIO или DoP), а также работать с PCM-сигналом с разрешением до 32 бит/384 кГц. Топология схем выполнена по принципу «двойное моно». Секции правого и левого каналов максимально удалены друг от друга с целью снижения помех. В каждой из них используется по одному ЦАПу Burr-Brown PCM1795 (32 бит/192 кГц), а также по два ОУ JRC MUSES8920, разработанных специально для Hi-Fi-компонентов. Для входа USB с чипом Tenor 8802 применяется асинхронный режим передачи данных, при этом задействован высокоточный тактовый генератор, способствующий снижению джиттера. При подключении к ПК с ОС Windows через USB-порт потребуется установка драйвера ASIO 2.1, который доступен для скачивания на официальном сайте компании. В блоке питания имеются два силовых тороидальных трансформатора (по одному на канал).