Вто данные статистики по годам. Анализ информационного обеспечения применения высокоточного оружия большой дальности вооруженных сил сша. Совершенствование образования, теории и практики таможенного дела сб. науч. трудов

Объединение стран-участников, заинтересованных в либерализации международной торговли, устранении рыночных барьеров, создании благоприятного торгового и политического климата.

ВТО образована в 1995 году и является правопреемницей Генерального соглашения по торговле и тарифам, основанного в 1947 году. Всемирная торговая организация преследует цель либерализации мировой торговли, регулирует ее тарифными методами за счет сокращения существующих барьеров, ограничений, пошлин на импорт.

ВТО контролирует выполнение торговых соглашений между участниками организации, обеспечивает ведение переговоров между ними, разрешает возникающие споры, наблюдает за ситуацией на международном рынке. Головной офис ВТО базируется в Женеве, штат сотрудников превышает 630 человек.

Членами ВТО сегодня являются 164 страны, 161 из них — признанные государства. Россия вступила во Всемирную торговую организацию 22 августа 2012 года, став 156-м членом. Ранее в состав участников были включены и другие страны постсоветского пространства — Киргизия, Латвия, Эстония, Грузия, Литва, Армения, Украина.

Принципы и правила ВТО

Задача создания и функционирования Всемирной торговой организации — свободная торговля на международном уровне. В работе ВТО руководствуется следующими принципами:
  • для всех стран-участников действуют единые права. Преференции, установленные для одного члена ВТО, относятся к другим членам;
  • деятельность участников является прозрачной, страны должны подготавливать и печатать отчетность для ознакомления других членов ВТО с установленными ими правилами;
  • участники должны выполнять обязательства в сфере торговых тарифов, установленные организацией, а не разработанные самостоятельно.
Соглашение ВТО позволяет членам организации предпринимать меры, направленные на сохранение животного и растительного мира, защиту здоровья и окружающей среды. При установлении торговых ограничений ущемленная сторона может настаивать на соразмерной компенсации в другом секторе экономики, например, на специальных послаблениях.

Структура Всемирной торговой организации

ВТО имеет разветвленную структуру, обусловленную целым рядом задач, требующих решения на международном рынке:
  • Министерская Конференция — высший орган объединения, созываемый хотя бы раз в 2 года.
  • Генеральный Совет ВТО — выполняет руководящую роль, контролирует работу других отделов.
  • Совет ГАТТ — определяет взаимоотношения участников в сфере торговли товарами.
  • Совет торговых услуг.
  • Совет юридических вопросов и защиты индивидуальной собственности.
  • Орган по разрешению споров — обеспечивает справедливое и беспристрастное разрешение конфликтов на международном уровне.
В состав ВТО входят представительские органы стран с развивающейся экономикой, комитет по бюджетной политике и информации, которые находятся в подчинении Генерального Совета.

Роль ВТО в глобализации международной торговли является существенной, несмотря на ряд проблем, связанных с интеграцией новых членов и принятием спорных решений. Всемирная торговая организация отвечает за либерализацию торговли, однако не лишает государства суверенитета в принятии экономических решений, она не диктует торговую политику, а лишь способствует диалогу между участниками.

.

Всемирная торговая организация (ВТО) - международная организация, созданная с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является правопреемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

Цели ВТО - либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранения различных нетарифных барьеров, количественных ограничений.

Функции ВТО - контроль за выполнением торговых соглашений, заключенных между членами ВТО, организация и обеспечение торговых переговоров среди членов ВТО, наблюдение за торговой политикой членов ВТО, разрешение торговых споров между членами организации.

Основополагающими принципамииправилами ВТО являются:

Взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;

Взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;

Регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

Отказ от использования количественных и иных ограничений;

Транспарентность торговой политики;

Разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Членами ВТО, по данным на май 2012 года, являются 155 государств . В 2007 году в организацию вступили Вьетнам, Королевство Тонга и Кабо-Верде; в 2008 году - Украина. В апреле и мае 2012 года членами ВТО стали Черногория и Самоа соответственно.

Статуснаблюдателей в ВТО имеют более 30 государств и более 60 международных организаций, в том числе ООН, МВФ и Всемирный банк.

Среди стран-наблюдателей - Афганистан, Азербайджан, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Иран, Ирак, Казахстан, Сербия, Таджикистан, Узбекистан и др.

Подавляющее большинство стран-наблюдателей находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.

Процедураприсоединения к ВТО состоит из нескольких этапов. Этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами Рабочей группы.

Прежде всего, переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки.

В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках.

В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:

Доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

Список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;

Перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования);

Протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на двух- и многостороннем уровнях.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

Высший руководящий орган ВТО - Конференция министров. Созывается не реже одного раза в два года, как правило, на уровне министров торговли или иностранных дел. Конференция избирает главу ВТО.

Текущее управление организацией и наблюдение за выполнением принятых соглашений осуществляет Генеральный совет. В его функции также входит разрешение торговых споров между странами-участницами ВТО и мониторинг их торговой политики. Генеральный совет контролирует деятельность Совета по торговле товарами, Совета по торговле услугами, Совета по интеллектуальной собственности.

Членами Генерального совета являются послы или главы представительств стран-членов ВТО.

Исполнительным органом организации является Секретариат ВТО.

В составе ВТО действуют рабочие и экспертные группы и специализированные комитеты, в функции которых входит установление и контроль за соблюдением правил конкуренции, мониторинг действия региональных торговых соглашений и инвестиционного климата в странах-участницах, прием новых членов.

В ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса, хотя де-юре предусмотрено голосование. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, а также освобождение от принятых обязательств принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие права и обязательства участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, как правило, путем консенсуса).

Рабочие языки ВТО - английский, французский и испанский.

Генеральный директор ВТО с 1 сентября 2005 года - Паскаль Лами.

Штаб-квартира организации находится в Женеве.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Крылатые ракеты (КР), безусловно, являются мощной системой вооружения, однако они не отменяют пилотируемую авиацию и не могут в полной мере ее заменить. Оперативная ниша КР в системе вооружения – борьба с целями, хорошо защищенными в противовоздушном отношении, подавление систем ПВО и управления войсками на отдельных направлениях. Опыт боевого применения КР США и анализ возможностей существующих и перспективных систем ПВО свидетельствуют, что создание эффективной системы противодействия этому оружию вполне возможно.

В системе современных вооружений армий передовых стран мира высокоточному ракетному оружию придается ключевое значение. Особое место отводится крылатым ракетам большой дальности действия, предназначенным для поражения наземных целей, таким как американские «Томахок» различных модификаций. Именно эти ракеты, запускаемые как с морских, так и с воздушных носителей, играли ключевую роль в решении задач прорыва ПВО противника, завоевания господства в воздухе, дезорганизации систем государственного и военного управления, разрушения систем базирования и коммуникаций противника путем уничтожения важнейших элементов этих систем.

Значение этого вида вооружений в системе средств воздушного нападения постоянно возрастает, особенно в связи с повышением возможностей средств ПВО и стремлением сократить потери личного состава ВВС. В этой связи объективная оценка возможностей КР весьма важна, поскольку как недооценка, так и переоценка противника одинаково опасны.

Крылатые ракеты в войне

В военных конфликтах последнего времени: Ирак – 1991 года, Югославия – 1998-го, Афганистан – 2001-го, Ирак – 2003-го, Ливия – 2012-го крылатым ракетам отводилась главная роль, особенно на первых этапах боевых действий. Причем количество пусков измерялось сотнями.

Данные ракеты использовались для первого удара по средствам ПВО, системам управления и связи, ЗРК большой дальности, важным объектам государственного и военного управления. Агрессору в результате таких ударов удавалось подавить систему воздушного направления и зонального огневого прикрытия систем ПВО на направлении главного удара в воздушных наступательных операциях, нарушить управление войсками, дезорганизовать сопротивление.

Первой широкомасштабной военной операцией, в которой массово применялись современные КР, была «Буря в пустыне». Интенсивность их использования постоянно менялась по мере выявления преимуществ данного вида оружия перед другими. Так, в ходе первых четырех суток операции на долю КР пришлось 16 процентов ударов. Однако уже через два месяца кампании этот показатель составил 55 процентов общего числа всех наносимых воздушных ударов (причем 80 процентов пусков пришлось на КРМБ). С надводных кораблей и подводных лодок было выполнено 297 пусков, из которых 282 ракеты поразили назначенные цели при шести отказах по техническим причинам после пуска и девять ракет не вышли из пусковых установок. Таким образом, по официальным данным, успешность пусков была близка к 100 процентам. Однако не исключено, что объявляемая публично высокая эффективность является пропагандистским давлением на потенциального противника.

Применение ракет в первых ударах практически исключило потери пилотируемой авиации на последующих этапах операции. Таким образом, КР проявили свои преимущества как оружие первого удара на начальной стадии конфликта.

Однако были отмечены и недостатки: длительность подготовки полетного задания (до 80 часов); сложности с выбором маршрута полета, так как в специфических условиях местности Ирака (недостаточно пересеченной с отсутствием заметных ориентиров) ограничивались возможности маневра траекторией; низкая эффективность при поражении подвижных целей.

Исходя из выводов, сделанных специалистами МО США, с 1993 года начались работы по совершенствованию ТТХ КР. Вскоре стали поступать на вооружение новые модификации (Block III), оснащенные спутниковой навигационной системой GPS, использование которой позволило существенно сократить время подготовки полетного задания.

Опыт 1991 года учли во время операции 1998-го «Лиса в пустыне», где применялись новые модификации ракет повышенной эффективности, что позволило сократить их расход. Так, было выпущено 370 КР (13 не поразили цели по техническим причинам). Следует отметить, что в этот период ПВО Ирака была дезорганизована и реального сопротивления фактически не последовало.

Аналогичный характер имело применение КР против Ирака и в 2003 году, когда в ходе операции «Шок и трепет» было использовано около 700 КР. Активно применялись КР в ходе агрессии НАТО против Югославии в 1999 году. Для участия в боевых действиях была создана мощная группировка ВМС и ВВС, насчитывавшая на первом этапе 49 боевых кораблей (в том числе три авианосца) и 550 самолетов.

В ходе операции объединенные вооруженные силы НАТО в течение двух суток нанесли два массированных ракетных авиационных удара (МРАУ), каждый продолжительностью более трех часов. При этом изменилось оперативное построение сил в ударах с выделением отдельного эшелона крылатых ракет. В ходе первых ударов применено более 200 КР, из которых намеченные объекты поразили 65 процентов ракет (по расчетам этот показатель должен быть не менее 80 процентов), 10 ракет сбито и шесть уведено от цели. Это говорит о том, что активными действиями ПВО, маскировкой, маневрированием обороняющаяся сторона способна снизить эффективность действий противника, имеющего подавляющее численное и техническое превосходство.

Однако необходимо отметить, что несмотря на некоторое снижение результативности, цели ударов были достигнуты. В течение первой фазы операции поражено 72 объекта, из которых 52 – военные.

В связи с активным противодействием ВС Югославии НАТО сочло необходимым усилить свою группировку до 57 кораблей (четыре авианосца). В ходе дальнейших боевых действий удары были нанесены по 130 объектам, из которых 40 процентов являлись гражданскими.

В целом из более чем 700 КР, выпущенных по объектам Югославии, до 70 процентов использовались для поражения стационарных объектов, а около 30 процентов – по государственно-административным и промышленным объектам. Около 40 КР было сбито и 17 уведено. В сутки реально поражалось до 30 объектов. В итоге воздушных операций НАТО захватило полное господство в воздухе, дезорганизовав ПВО Югославии, что в конечном итоге привело к достижению поставленных политических целей.

В Афганистане было применено около 600 КР, что явно избыточно и, по-видимому, носило характер мести и устрашения. Целей, «достойных» такого количества ракет, в Афганистане не было, отсутствовали ПВО, система воздушного наблюдения, авиация, система связи и т. п. Поэтому операцию «Несгибаемая свобода» можно охарактеризовать как широкомасштабные учения в обстановке, приближенной к боевой, завершившиеся боевыми стрельбами.

В Ливии в ходе первого удара применено 112 КР, которыми уничтожено 20 из 22 объектов первого удара.

Эффективность

Как правило, во всех конфликтах КР применялись для поражения конкретных точечных объектов, уничтожением которых достигалось нарушение функционирования сложных структурно организованных на определенной площади объектов и систем. Для поражения каждого такого точечного объекта с требуемой надежностью выделялось от одной-двух до трех-четырех КР в зависимости от конструкции и размера этого объекта и степени его защищенности средствами ПВО.

Количество поражаемых элементов в структуре военных и государственных объектов существенно различается. Так, относительно простые, такие как радиолокационные посты, зенитные ракетные комплексы, мосты, отдельные объекты энергетической инфраструктуры, могли быть выведены из строя или уничтожены поражением одного-двух элементарных точечных объектов из своей структуры.

Более сложные строения, такие как командные пункты, узлы связи, аэродромы, зенитные ракетные комплексы, крупные объекты транспортной и энергетической инфраструктуры, требовали для вывода из строя (уничтожения) поражения трех-пяти элементарных точечных объектов из своей структуры.

Крупные промышленные предприятия, военные базы и иные объекты военного и гражданского назначения, имеющие в своем составе большое количество сооружений, зданий, коммуникаций и других элементов, могут быть выведены из строя или разрушены поражением уже 10 и более точечных объектов.

Таким образом, для поражения (вывода из строя) значимых объектов военного или гражданского назначения при отсутствии или слабой ПВО требуется расход от двух – четырех ракет, для поражения относительно простых объектов – до шести – десяти и большее количество ракет – для уничтожения сложных объектов.

А при наличии организованной ПВО, даже построенной на основе устаревших средств, потребный наряд возрастает в 1,3–1,5 раза, достигая трех – шести ракет для поражения относительно простых объектов и 10–15 – более сложных.

Значит, даже при отсутствии эффективной ПВО количественные возможности по поражению оперативно важных объектов КР относительно невелики – при типовом расходе 500–700 КР от 50–60 до 120–170 объектов в зависимости от их типа. В случае же прикрытия системой ПВО даже с ограниченными возможностями противодействия КР расчетное количество пораженных целей сократится до 30–40 и 80–120 соответственно.

То есть только с использованием КР решить стратегические задачи невозможно, поскольку количество объектов, которые необходимо поразить для этого, даже в относительно слабо развитых государствах может достигать 500–600 и более. Их необходимо применять в комплексе с пилотируемой авиацией, ориентируя на выполнение специфических задач, которые не может решить пилотируемая авиация или ее применение для реализации таких задач будет сопровождаться неприемлемыми потерями.

Оценивая возможности ПВО по борьбе с КР по опыту прошедших военных конфликтов, можно констатировать, что имевшиеся на вооружении стран – жертв агрессии устаревшие ЗРК большой и средней дальности не смогли поражать КР. Основные причины этого – их неспособность уничтожать маловысотные воздушные цели с малой эффективной поверхностью рассеивания (ЭПР), а также стремление агрессора обойти районы дислокации ЗРК, не допуская входа своих КР в зону поражения ЗРК.

Основным средством борьбы с КР стали зенитные огневые средства малой дальности из системы объектовой обороны, прежде всего зенитные артиллерийские системы. Достигнутую ими вероятность поражения КР в четыре – шесть процентов (по опыту войны в Югославии), учитывая тот факт, что это были устаревшие образцы, не имеющие современных систем управления огнем, можно признать достаточно высокой. Это может быть свидетельством того, что именно объектовая система ПВО, основанная на современных средствах малой дальности, может стать эффективным инструментом борьбы с КР.

Так, если система объектовой ПВО будет оснащена такими комплексами, как «Панцирь-С», «Тор» и им подобные, а также мобильными ЗРК средней дальности, способными бороться с КР, тогда при наличии минимально необходимого маловысотного поля радиолокационного наблюдения обеспечить требуемую надежность прикрытия от КР наиболее важных объектов будет вполне возможно, особенно если в эту систему будут включены соответствующие средства РЭБ, способные подавить систему управления КР.

Эффективность радиоэлектронного противодействия КР оказалась сопоставимой по эффективности с огневыми средствами объектовой ПВО, что позволило по опыту Югославии увести от цели около 2,5 процента КР. В оперативном отношении это, конечно, незначительный результат. Однако учитывая отсутствие на вооружении югославской армии средств радиоэлектронного противодействия системе управления КР, его следует признать неплохим, дающим основания рассчитывать на оперативно значимый эффект при использовании современных, специализированных для борьбы с КР средств РЭБ.

Важной особенностью применения КР является достаточно большой размах залпа в районе цели, что обусловлено движением ракет залпа по индивидуальным траекториям. Обеспечить подход к цели ракет с интервалом менее продолжительного цикла стрельбы зенитных огневых средств весьма сложно. То есть фактически ракеты подходят к цели поодиночке, изредка малыми группами по две ракеты. Это создает благоприятные условия для отражения ударов КР, особенно зенитными огневыми средствами с малым циклом стрельбы.

Движение КР по индивидуальным траекториям в обход зон ПВО осложняет их прикрытие средствами РЭБ как на маршруте полета, так и в районе цели, что в определенной мере облегчает борьбу с ними для зенитных огневых средств.

Из анализа опыта применения КР США с учетом перспектив их развития можно сделать ряд выводов.

КР, безусловно, являются мощной системой вооружения, однако они не отменяют пилотируемую авиацию и не могут в полной мере ее заменить. Ее оперативная ниша в системе вооружения – борьба с целями, хорошо защищенными в противовоздушном отношении, подавление систем ПВО и управления войсками на отдельных направлениях.

Задача разгрома группировки ВС противника, подрыва его экономического потенциала с опорой преимущественно на КР в обычном оснащении даже в среднесрочной перспективе неразрешима в силу огромного потребного расхода этого оружия (экономически нецелесообразно), для доставки которого нет достаточного количества носителей.

В числе важнейших сильных сторон этого оружия, вытекающих из опыта его применения, можно отметить высокую скрытность по сравнению с другими средствами воздушного нападения (СВН), большую дальность стрельбы, которая практически исключает потери личного состава, отличную точность попадания в цель, обеспечивающую надежность поражения цели (при достижении ракетой цели) и минимизирующую побочные разрушения.

К слабым сторонам этого оружия, облегчающим борьбу с ним, можно отнести низкую скорость полета, большой размах залпа в районе цели, сложности с прикрытием коллективными средствами РЭБ.

Кроме этого, длительный цикл ввода и корректуры полетных заданий этих ракет (составляет от часа-полутора для ракет, у которых такая коррекция возможна в полете, до десяти и более часов, у которых такой возможности нет) позволяет их применять (по крайней мере на ближайшую перспективу) против стационарных или маломаневренных объектов.

Что можно противопоставить крылатой угрозе

Опыт боевого применения КР, несмотря на демонстрацию этим оружием исключительно высокой эффективности, свидетельствует о том, что с ним можно действенно бороться, если создавать систему ПВО с учетом их сильных и слабых сторон.

Во-первых, целесообразно стремиться строить систему ПВО с опорой преимущественно на маневренные силы и средства. Их смена позиций хотя бы раз в два-три часа позволит резко (в разы) снизить вероятность их поражения КР.

Во-вторых, организовать оперативные рубежи борьбы с КР на основе сплошного низковысотного радиолокационного поля, создаваемого самолетами радиолокационного дозора (РЛД) (например такими, как А-50 и его модификации, и специально подготовленных для борьбы с КР групп истребителей, которые по наведению самолетов РЛД будут уничтожать КР на маршрутах полета. Россия в качестве таковых могла бы использовать перехватчики МиГ-31.

В-третьих, создать эффективную систему объектовой ПВО на основе современных зенитных огневых средств малой дальности и специализированных средств РЭБ, в первую очередь вокруг потенциальных первоочередных объектов удара КР – объектов системы ПВО (прежде всего ЗРК большой и средней дальности, радиолокационных постов, аэродромов истребительной авиации, пунктов управления и узлов связи), военного и государственного управления.

В-четвертых, проводить достаточный объем мероприятий оперативной маскировки (в частности искажения радиолокационной картины рельефа местности), которые не только позволят скрыть объекты удара, но и в случае нанесения удара существенно снизят точность попадания КР в цель или уведут на ложную.

Для противодействия ракетам с пассивными тепловизионными системами наведения на конечном участке возможно создание ложных тепловых целей, которые снизят вероятность поражения реального объекта.

Вероятны и другие эффективные и недорогие методы.

Однако даже рассмотренные меры могут снизить эффективность применения КР в четыре – шесть раз, сделав их использование для целого ряда задач экономически нецелесообразным.

В целом можно констатировать, что КР – это одна из самых мощных современных систем оружия, применяющих обычные боеприпасы. Однако на любое средство нападения всегда находится средство обороны. Опыт боевого применения КР США и анализ возможностей существующих и перспективных систем ПВО свидетельствуют, что создание эффективной системы противодействия этому оружию вполне возможно.

Анализ информационного обеспечения применения высокоточного оружия большой дальности вооруженных сил США

В.И. Саперов
кандидат военных наук, доцент,
профессор АВН;
полковник А.П. Мальцев

Приоритетным направлением развития вооружения и военной техники сил общего назначения США и других ведущих стран НАТО является стремление к созданию таких систем обычного вооружения, массированное применение которых позволяло бы добиться сопоставимых с ядерным оружием показателей боевой эффективности при несоизмеримо меньшем побочном ущербе. К ним относятся, прежде всего, системы высокоточного оружия (ВТО), поддерживаемые новейшими средствами информационно-разведывательного, навигационного обеспечения и связи. Так, в ближайшие 10-15 лет прогнозируется оснащение вооруженных сил США и ведущих стран НАТО преимущественно обычным высокоточным оружием различных типов и назначения. По оценке специалистов запасы такого оружия в ВС США к 2010 году составят сотни тысяч единиц, что обеспечит возможность практически неограниченного его применения в ходе крупномасштабного вооруженного конфликта или локальной войны.

Опыт боевого применения высокоточного оружия в последних воен-ных конфликтах показывает, что размах его применения ВТО сдерживается недостатками необходимой для этого информационно-разведывательной инфраструктуры, которая должна обеспечивать в масштабе времени, близком к реальному:
- поиск, обнаружение, распознавание, идентификацию и определение местоположения целей; - оптимальное целераспределение при планировании ударов и выработку данных целеуказания;
- разработку и ввод индивидуальных полетных заданий средствам поражения;
- оценку результатов ударов.

В настоящее время в США указанные задачи в интересах применения ВТО большой дальности (в первую очередь, крылатых ракет морского и воздушного базирования) решаются в соответствии с концепцией "Ричбэк", предполагающей:
- централизованную обработку, дешифрирование, комплексирование, анализ разведывательных данных о целях;
- планирование на континентальной части США, где имеются высококвалифицированный персонал, необходимые базы данных и вычислительные мощности. Для обеспечения планирования привлекаются разведывательное управление министерства обороны, национальное управление геопространственной разведки, 20-я разведывательная эскадрилья (АвБ Оффут, шт. Небраска) и 480-я группа разведки, АвБ Лэнгли, шт. Виргиния), которые готовят задания космической разведке и разведывательной авиации.

Разведывательная авиация и беспилотные летательные аппараты, совершающие полеты в воздушном пространстве ТВД, транслируют с борта через спутниковые каналы связи первичные необработанные результаты разведки на пункты обработки данных, дислоцирующиеся на авиабазах Лэнгли (шт. Виргиния) и Бил (шт. Калифорния).

На этих пунктах с помощью средств автоматизации обеспечивается преобразование в цифровую форму телевизионных, инфракрасных, многоспектральных и радиолокационных изображений. Проводится их предварительная обработка с целью улучшения восприятия для качественного визуального и автоматизированного дешифрирования, географическая привязка данных, комплексная обработка изображения с различными характеристиками (разрешающая способность, размер кадра, спектральный диапазон) с предварительным пространственным совмещением и анализ.

Для определения координат целей используются пространственные (картографические, видовые, фотограмметрические) базы данных национального управления геопространственной разведки (НУГР).

В настоящее время данное управление имеет в своем распоряжении национальную информационную библиотеку, в которой хранится до 25 млн. цифровых изображений земной поверхности общей емкостью 6600 Терабайт. Библиотека позволяет в сутки вводить до 5 Терабайт данных, обрабатывать до 80 тыс. запросов и выдавать по ним требуемую информацию в течение 15-20 с.

В пунктах обработки данных на основе утвержденных планов осуществляется разработка полетных заданий для крылатых ракет морского и воздушного базирования (координаты точки пуска, районов коррекции траектории, условия боевого применения, трехмерные цифровые карты для систем наведения, координаты целей и образы целей, а также криптографические ключи для аппаратуры КРНС «Навстар»).

Подготовленная информация о вскрытых целях (изображение района цели, координаты, время обнаружения) и картина тактической обстановки, обновляемая с периодичностью 2-4 часа, централизованно передаются на основной командный пункт объединенного оперативного формирования (ОКП ООФ) на ТВД, а также авианосным ударным группам, а далее на пункты управления тактического звена. Основной командный пункт ООФ оснащен средствами автоматизированной системы, которая обеспечивает выработку списка приоритетных целей и 2500 огневых задач (в том числе координат целей для ВТО, корректируемого по данным «Навстар») на ближайшие сутки. Непосредственно подготовка полетных заданий осуществляется автоматизированными системами планирования с использованием специального программного обеспечения, которое рассчитывает количество и координаты площадок коррекции с учетом рельефа местности, наличия средств зональной и объектовой ПВО и других факторов.

В планировании применения ВТО в качестве самостоятельной составляющей, требующей высокой оперативности, стоит задача уничтожения важных мобильных целей противника. Такое планирование осуществляется органами управления на континентальной части США. В настоящее время прилагаются активные усилия на передачу решения этой функции органам управления на ТВД (объединенного оперативного формирования). В перспективе в интересах повышения оперативности и гибкости применения ВТО по критичным по времени целям предполагается передать еѐ в тактическое звено (в том числе на носители ВТО).

Развитие концепции «Ричбэк» осуществляется в направлении сокращения времени выявления целей за счет автоматизации (компьютеризации) наиболее сложных операций обработки разведданных. Так, прогресс развития программно-аппаратного обеспечения по автоматизированной обработке цифровых данных позволил сократить время процесса информационного обеспечения применения ВТО с 7 суток в 1991 году (с проявкой и дешифрированием фотопленок аэросъемок) до одних суток к концу 1990-х годов. В частности, в ходе военной операции в бывшей Югославии в 1999 году время планирования и подготовки срочных полетных заданий по критичным целям после их обнаружения было доведено в среднем до 4 ч. В ходе операции из общего числа 6783 точечных целей 5580 были распределены по средствам поражения органами управления ВВС, находящимися на континентальной части США. В операции против Ирака в 2003 году время от обнаружения до нанесения удара авиационным ВТО для важных целей удалось довести до нескольких десятков минут. При этом на уровень реализации вышла концепция динамического планирования, подразумевающая перенацеливание ударных средств после выработки плана нанесения ударов и огневых задач для конкретных средств поражения или при выявлении новых целей.

Однако практика показывает, что с увеличением количества ВТО существенно возрастают объем требуемых разведывательных данных и время на их обработку при планировании боевых действий и подготовке полетных заданий. Анализ результатов применения ВТО в ходе последних военных конфликтов, выполненный специалистами управления перспективных исследований министерства обороны США, показывает, что с возрастанием доли ВТО в огневых ударах, даже при сокращении цикла «обнаружение-удар» на 40%, время в этом цикле на обработку разведывательных данных и принятие решения на применение оружия вследствие повышения уровня детализации разрабатываемых планов увеличилось вдвое.

Основной проблемой централизованной системы информационного обеспечения и планирования ударов ВТО является организация связи между пунктами управления на континентальной части США и развернутыми в передовых районах на ТВД. Передача информации осуществляется главным образом с использованием военных и коммерческих спутниковых и волоконно-оптических линий связи. При этом для обмена данными и доступа к базам данных широко задействуются коммерческие каналы связи, на которые в хо-де боевых действий в Ираке в 2003 году приходилось до 80% всех каналов. По оценке американских специалистов, для информационного обеспечения боевых действий одновременно на двух ТВД потребуется суммарная пропускная способность систем связи около 35 Гбайт/с (в ходе операции «Буря в пустыне» в 1991 году она составляла 1 Гбайт/с). Из этого объема более половины (около 57%) прогнозируется на передачу необработанной разведывательной информации в направлении «ТВД - континентальная часть США».

В настоящее время централизованная система информационного обеспечения, в которой реализовано взаимодействие по вертикали, приходит в противоречие с новой концепцией вооруженной борьбы ВС США, получившей название «Ведение боевых действий в едином информационно-управляющем пространстве» (NCW - Network-Centric Warfare). Данная концепция предполагает совместное использование объединенных в единую сеть (информационную инфраструктуру) различных систем разведки, передачи данных, управления и средств огневого поражения во всем боевом пространстве. В перспективе это позволит существенно повысить уровень и гибкость взаимодействия разнородных сил и средств всех видов ВС США и их союзников благодаря применению единой системы, которая обеспечит командиров всех звеньев управления возможностью действовать на основе постоянно обновляемых сведений по боевой обстановке и совместного динамического планирования, подразумевающего нацеливание и перенацеливание ударных средств после выработки плана нанесения ударов и огневых задач для конкретных средств поражения или при выявлении новых целей.

Команды на поражение целей по каналам спутниковой связи предполагается доводить до привлекаемых носителей оружия, вплоть до тактического истребителя с управляемыми ракетами класса «воздух-земля", боевого корабля с крылатыми ракетами морского базирования "Томахок» или пусковой установки оперативно-тактических ракет «Атакмс». В результате этого произойдет естественное размывание классических границ между стратегическими, оперативными и тактическими системами. При этом успех боевых действий будет зависеть от качества и времени выполнения оценки боевой обстановки, идентификации целей и определения их точных координат, а также параметров движения (для мобильных целей).

В рамках этой концепции американцы создают иерархическую интегрированную по горизонтали и вертикали систему ДКГС (DCGS - Distributed Common Ground System), связывающую в единую сеть все функционирующие разведывательные средства и потребителей их информации. Она представляет собой сеть, организованную и функционирующую подобно глобальной компьютерной сети Интернет. Система свяжет напрямую между собой разведывательные средства (прежде всего, для расширения информационных возможностей самолетов разведки и управления Е-8С «Джистарс» и А RC-135 «Ривет Джойнт»), центры сбора и анализа информации и всех потребителей разведывательной информации на ТВД и континентальной части США. К сети планируется также подключение тактических разведывательных БЛА и истребителей, оснащенных разведывательными оборудованием. Потребителями сети будут органы управления всех уровней (вплоть до тактического), пункты обработки разведданных, корабли, подводные лодки, ударные самолеты и вертолеты.

Система ДКГС обеспечит быстрый доступ к текущим необработанным данным (наряду с обработанной на континенте информацией), получаемым в ходе ведения видовой, радиотехнической разведки. Например, в сеть планируется вводить сведения и снимки объектов, вскрытых группами сил специального назначения или передовыми авианаводчиками. Сеть строится на нескольких сопрягаемых системах закрытой спутниковой и УКВ-радиосвязи, работающей на дальность прямой видимости. Основными являются системы передачи данных ЦДЛ и ТЦДЛ, обеспечивающие обмен цифровыми данными со скоростями до 10 Мбит/с, а в перспективе до 274 Мбит/с.

В целях совершенствования рассматриваемой системы планируется оснащение средств воздушной разведки серверами со сверхбольшой емкостью памяти (до 1,5 Тбайта) для хранения результатов съемок за время полета 24 ч и более и обеспечения дистанционного доступа к ним потребителей через штатные узкополосные УКВ-радиостанции. Потребитель по запросу сможет принимать с сервера меню-каталог хранящихся в нем кадров, привязанных к географическим координатам. Это могут быть изображения оптоэлектронной, инфракрасной и радиолокационной съемки, данные радио- и радиотехнической разведки. Из кадра автоматически выбирается необходимый участок изображения требуемого участка местности. В минуту по УКВ-радиостанции может быть осуществлена передача (в зависимости от объема) от двух до четырех снимков с отображением их на мониторе компьютера типа «ноутбук» рабочего места потребителя. При этом предполагается создание и использование так называемого «дружественного» интерфейса, исключающего сложные операции обработки с применением специального оборудования и высококвалифицированного персонала.

Таким образом, новая информационная система ДКГС обеспечит проведение рассредоточенной обработки и планирования с отказом от обработки в специализированных центрах и приближение разведывательной информации к конечному потребителю в силу доступности и возможностей компьютерной техники и программного обеспечения. Пользователи на ТВД смогут получать в реальном масштабе времени разведывательные данные для оперативной выдачи данных по тактической обстановке и целям.

В частности, примером реализации данного подхода является проект создания специализированного пункта управления ударными средствами ПСЦ для поражения мобильных пусковых установок баллистических ракет в ходе боевых действий. Данный пункт планируется придавать центру управления воздушными операциями объединенной системы ПВО НАТО в Европе.

Пункт ПСЦ, размещаемый в кабине на шасси тяжелого тягача, будет связан с данным центром широкополосным каналом передачи данных. На нем предусматривается организовать сбор данных о траекториях полета баллистических ракет от всех видов информационно-разведывательных средств, вычисление точек старта и падения ракет, отображение полученной информации, автоматизированную выработку решений и команд на поражение пусковых установок, а также их доведение до соответствующих подразделений. Кроме того, пункт ПСЦ должен обеспечивать оповещение командований ОВС НАТО о ракетных ударах.

В качестве основных информационно-разведывательных средств рассматриваются РЛС наземного и морского базирования в составе зенитных ракетных и перспективных противоракетных комплексов, беспилотные летательные аппараты, самолеты Е-8С системы «Джистарс», а также ИСЗ системы обнаружения пусков баллистических ракет «Имеюс». Предусмотрено использование данных от средств мониторинга окружающей среды и транслируемых в системах спутникового телевизионного вещания сведений о местонахождении пусковых установок.

Команды на поражение пусковых установок по соответствующим каналам связи предполагается доводить до привлекаемых сил, располагающих необходимыми ударными средствами, вплоть до тактического истребителя с управляемыми ракетами класса «воздух-земля», боевого корабля с крылатыми ракетами морского базирования «Томахок» или пусковой установки ОТР «Атакмс».

В США для всестороннего и эффективного информационного обеспечения применения ВТО вооруженные силы активно используют орбитальные группировки космических систем видовой, радиотехнической, радиоэлектронной разведки, космической радионавигационной системы «Навстар», спутниковых систем связи, метеорологические спутники, коммерческие ИСЗ съемки Земли, а также стратегические разведывательные самолеты U-2S и RC-135, беспилотные летательные аппараты, самолеты Е-8С системы радиолокационной разведки и управления нанесением ударов «Джистарс».

В настоящее время в составе космической группировки насчитывается 122 ИСЗ (93 в оперативном использовании и 29 - в резерве), в т.ч. 40 разведывательных. В целом имеющиеся разведывательные ИСЗ позволяют оперативно и с высокой точностью вскрыть оперативное построение группировки войск противника, состав и состояние его сил и средств, местоположение основных пунктов управления, организацию системы боевого управления, оперативное оборудование ТВД, а также обнаруживать места пусков баллистических ракет и оповещать об этом войска.

При этом периодичность радиолокационной, оптоэлектронной и метеоразведки составляет от 10 мин. до 20 ч. Время доведения информации от космических средств до потребителей составляет:
- от средств видовой разведки до военно-политического руководства - 1,5-2 ч, до центров управления на ТВД - от нескольких часов до суток;
- от коммерческих аппаратов съемки земной поверхности с разрешением 1 и 5 м при планировании боевых действий и при оценке результатов ударов равно: суточной давности – до 1 часа; по заявке - несколько часов;
- от спутников Р и РТР до военно-политического руководства - 10 мин - 2 ч, до центров управления на ТВД - несколько часов;
- от спутников предупреждения о пусках ракет (включая выдачу данных о точках старта с точностью около 3 км) в течение 1-4 мин.

В последние годы министерство обороны США испытывает трудности в обеспечении растущих запросов вооруженных сил в материалах видовой разведки. Существующая группировка американских спутников видовой разведки не в состоянии удовлетворить в полном объеме возрастающие потребности в разведывательной информации. До 90% необходимых данных не требуют получения материалов с высокой степенью разрешения, и в этих целях в последние годы широко используются снимки, получаемые коммерческими ИСЗ съемки земной поверхности. В настоящее время спутники видовой разведки задействуются для этих целей только в крайнем случае, когда невоенные системы не обеспечивают требуемой точности или не способны выполнить задачу в установленный срок. Кроме того, коммерческие снимки, являясь формально несекретными, могут распределяться по каналам связи с меньшей стойкостью.

В то же время необходимо подчеркнуть, что основная нагрузка по решению разведывательных задач приходится на авиационную разведку. Так, для обеспечения активной фазы операции против Ирака в 2003 году оперативную и тактическую разведку на ТВД вели около 80 самолетов-разведчиков вооруженных сил коалиции. Они совершили более 1000 самолетовылетов и отсняли 42 тыс. фотоизображений объектов и боевых позиций, осуществили видеосъемку поля боя общей продолжительностью 3,2 тыс. ч.

Таким образом, основные работы в США в области информационного обеспечения применения ВТО нацелены на практическую реализацию кон-цепции «Ведение боевых действий в едином информационно-управляющем пространстве» и сосредоточены на следующих областях:
- создание геоинформационных цифровых баз данных с высоким уровнем детализации;
- комплексирование разнородных разведывательных систем на борту одного носителя в интересах обеспечения полностью автономного процесса целеуказания и наведения в реальном масштабе времени на заданные стационарные и мобильные наземные цели;
- коллективная высокоточная радиолокационная селекция движущихся наземных целей; - высокоточное (не хуже 10 м) наведение ВТО сетью из двух-четырех авиационных РЛС нового поколения;
- радикальное повышение надежности обнаружения, достоверности распознавания и классификации целей в сложных помеховой обстановке и метеоусловиях;
- повышение помехозащищенности космической радионавигационной системы «Навстар» и точности определения по ней координат (военный режим – 3-10 м, дифференциальный – 0,2-0,5 м);
- создание сетевых систем наземных разведывательных датчиков в глубине территории противника для выдачи целеуказания средствам разведки, обеспечивающих высокую точность определения местоположения целей;
- обнаружение и распознавание скрытых целей.

В целом в настоящее время информационно-разведывательные системы и средства США позволяют лишь в ограниченных рамках обеспечивать массированное применение ВТО в интересах ведения крупномасштабных военных действий на ТВД. Создание американцами к 2015-2020 годам интегрированной по горизонтали и вертикали системы информационного обеспечения ВТО, связывающей в сеть все функционирующие разведывательные средства и потребителей их информации, а также принятие на вооружение новых систем и средств разведки, позволит параллельно осуществлять рас-пределенную обработку разведывательной информации и планирование применения ВТО во всех звеньях управления (вплоть до тактического) в реальном масштабе времени.

Вестник АВН №3 (24) 2008

УДК 623
Гареев М. А.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ СДЕРЖИВАНИЕ - ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Показано, что в обеспечении национальной безопасности сохраняет свое значение военная мощь государства. Но при осуществлении стратегического сдерживания к военной силе следует прибегать лишь в случаях, когда возможности других средств действительно исчерпаны. Ибо угрозам надо не только противодействовать, но и делать все возможное для того, чтобы не провоцировать, а предотвращать их.

УДК 623.764(73)
Коробушин В. В.
НАДЕЖНОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЯДЕРНОЕ СДЕРЖИВАНИЕ - ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕЙ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО СДЕРЖИВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Анализ послевоенных вооруженных конфликтов показывает, что мир вступил в эру войн новейших технологий. Возможность применения самого новейшего ракетно-ядерного и высокоточного оружия с обычным снаряжением позволяет планировать и проводить "хирургически" точечные удары в операциях любого масштаба. Ядерное оружие России играло и дальше будет играть роль основного сдерживающего фактора, обеспечивающего стратегическую стабильность.

УДК 623.
Модестов С.А
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ СДЕРЖИВАНИЕ НА ТЕАТРЕ
ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА
Показано, что завоевание информационного превосходства должно предшествовать непосредственному началу войны. Борьба за информационное превосходство начинается еще в мирное время и завершается в основном к концу непосредственной подготовки к развязыванию войны. В интересах информационного противоборства могут использоваться и традиционные способы и средства вооруженной борьбы, если объектом огневого (ядерного) поражения избраны элементы системы государственного и военного управления.

УДК 623.
Протасов А.А., Крейдин С.В.
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ - ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО СДЕРЖИВАНИЯ
Показано, что все более значимым становится системный подход к построению систем управления войсками (силами). Генеральной тенденцией здесь является теснейшая интеграция разведывательных, связных и собственно управленческих аспектов, а также преодоление традиционных барьеров между видами и родами войск.

УДК 623.
Коняхин Б.А., Ковалев В.И.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО СДЕРЖИВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ПРОТИВНИКОВ ОТ РАЗВЯЗЫВАНИЯ АГРЕССИИ
Показано, что сложность и многоаспектный характер проблемы стратегического сдерживания обусловливает целесообразность функциональной декомпозиции системы взаимосогласованных мер на самостоятельные действия (операции), осуществляемые различными элементами системы стратегического сдерживания на различных этапах его реализации.

УДК 623.
Букреев Ю.Д.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ БОЕСПОСОБНОСТИ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК И ДРУГИХ СИЛ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО СДЕРЖИВАНИЯ
Показано, что в условиях многочисленных проблем и негативных тенденций, ограниченного финансирования, в целях повышения боеспособности войск необходимо сосредоточить научный, административный потенциалы, финансовые возможности прежде всего на ликвидацию глубокой разбалансированности системы вооружения Сухопутных войск.

УДК 623
Шатохин В.Я.
ЯДЕРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО СДЕРЖИВАНИЯ
Вопросы повышения эффективности ядерного сдерживания потенциальных противников для России являются краеугольным камнем всей системы стратегического сдерживания агрессии. В этой связи необходимо обеспечить реализацию всех принятых решений и программ развития стратегических ядерных сил, в ближайшее время наверстать упущенное по поставкам вооружений. Это приоритетная стратегическая задача государства.

УДК 811.581
Молчанов Н.А., Балахонцев Н.И.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США И НАТО. УГРОЗЫ РОССИИ ПОСЛЕ ИЗМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБСТАНОВКИ В АВГУСТЕ 2008 ГОДА
Показано, что руководство США и НАТО, проводя политику с позиции силы, не скрывают своего стремления контролировать политическое состояние мирового сообщества, военно-стратегическую обстановку, а также запасы и распределение ресурсов на глобальном уровне. Анализ политики США подтверждает, что в ближайшей и среднесрочной перспективе даже с учетом победы демократов на президентских выборах Белый дом сохранит наступательный, а в отдельных случаях агрессивный характер своего внешнеполитического курса.

УДК 355.
Витковский А.И.
НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Показано, что огромное влияние на способность Вооруженных сил выполнять свои задачи по стратегическому сдерживанию, по локализации угроз военной безопасности оказывает не только уровень оснащения армии и флота, но и уровень социальной защищенности военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей - то есть человеческий фактор.

УДК 355
Матвичук В.В., Хряпин А.Л.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ ВЫСОКОТОЧНОГО ОРУЖИЯ БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ
Показано, что произошедшие изменения в военно-политической и военно-стратегической обстановке привели к необходимости уточнения роли и места высокоточного оружия большой дальности (ВТО БД) в обеспечении стратегического сдерживания, которые во многом определяются эффек-тивностью его боевого применения. Предлагается методический подход к оценке эффективности боевого применения ВТО БД для планирования поражения конкретных типовых объектов (целей).

УДК 355/359
Черноскутов А.И., Жиганов А.Н.
СТРАТЕГИЯ БОЯ С ПРОТИВОБОРСТВУЮЩЕЙ СТОРОНОЙ, ИМЕЮЩЕЙ РАЗНОРОДНЫЕ ГРУППИРОВКИ СИЛ И СРЕДСТВ
Рассмтривается модель двустороннего боя, одна из сторон которого имеет две разнородные группировки. Для этой ситуации получены выражения, характеризующие победу, поражение или паритет сил. Показана динамичность стратегии группового боя (ГБ). В случае победы одной из сторон приводятся формулы для расчета остатка боевых средств, в случае поражения осуществляется оценка нанесенного противнику ущерба.

УДК 343.5
Елюшкин В.Г., Судейкин М.И.
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ВЫЯВЛЕНИЮ КАНАЛОВ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ
Рассматриваются вопросы выявления каналов незаконного оборота наркотиков как наиболее критичного компонента инфраструктуры наркобизнеса. Дано определение канала и приведены его прямые и косвенные признаки. Показано, что выявление каналов возможно на начальном этапе их функционирования по косвенным признакам. Рассмотрены подходы к выявлению каналов, реализация которых потребует создание единой системы информационного обеспечения противодействию незаконному обороту наркотиков. Определены необходимые условия ее создания.

УДК 62-987:621.921.34
Оселедько А.В.,Туркин А.И., Хряпин А.Л.
ВОЗМОЖНЫЕ ШАГИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ДОГОВОРНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ И СОКРАЩЕНИЮ ЯДЕРНЫХ ВООРУЖЕНИЙ
Приводится краткий ретроспективный анализ международных правовых актов в области ограничения и сокращения ядерных вооружений и их влияния на развитие ядерных сил Российской Федерации и рассматриваются возможные направления деятельности Российской Федерации в данной области с учетом складывающейся геополитической и геостратегической обстановки.