Урбино (Urbino): идеальный город эпохи Возрождения и родина Рафаэля Санти. Достопримечательности Урбино: что посмотреть на родине Рафаэля в Италии Urbino италия

Нажимая мышью на любое место на нашем сайте или нажимая «Принять», вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других технологий обработки персональных данных. Вы можете изменить свои настройки приватности. Cookie-файлы используются нами и нашими проверенными партнерами для анализа, улучшения и персонализации вашего пользовательского опыта на сайт. Кроме того, эти cookie-файлы используются для таргетированной рекламы, которую вы видите как на нашем сайте, так и на других платформах.

Поездка в Урбино (Urbino) оказалась настоящим сюрпризом. Проснувшись утром в тот октябрьский день, совершенно не предполагала, что к вечеру попаду в древний итальянский город, где родился гений Возрождения Рафаэль Санти.

Такие спонтанные поездки всегда хороши своими очень яркими впечатлениями. Когда не знаешь, что именно ты увидишь, то удается почувствовать дух города, даже если находишься там всего пару часов.

Пробежка по Урбино (иначе не назвать) началась у главных ворот города, где останавливаются автобусы. Как и в большинстве старинных городов Италии по таким улочкам городской транспорт не ходит.

За воротами начинается та самая Италия, которую я так люблю (да простит меня великий город Рим и другие итальянские большие города).

Главная площадь Урбино, площадь Республики, совсем небольшая. Площадь расположена в самом центре города, от нее улицы поднимаются вверх на 2 холма, на которых город расположен.

Фонтан, пара воркующих голубей, небольшое кафе возле здания городской администрации, которое таковым является невесть сколько веков — такие площади очень похожи в разных городах, и в то же время очень разные.

Главный кафедральный собор Урбино (Дуомо) посвящен Успению Пресвятой Девы Марии. Собор был построен в 1062 году. В 15 веке собор был глобально перестроен, а в 18 веке после сильного землетрясения приобрел тот неоклассический облик, который мы и видим.

Внутри собора снимать не разрешают, я запрет не нарушала. Интерьер в классическом стиле с белоснежными колоннами оставляет ощущение чистоты и возвышенности. А вот ощущения старины в соборе совершенно нет, увы. Вообще, этот очень красивый собор как-то не совсем вяжется с общим обликом Урбино. Они как бы из разных времен.

Около собора установлены несколько статуй. Одна из них — статуя Иоанна Златоуста.

Церковь 14 века Сан-Франческо (San Francesco) с высокой колокольней, расположенная на главной площади, более гармонично вписывается в архитектуру древнего города. Старинный храм нередко называют пантеоном Урбино, так как здесь в разное время были похоронены многие знатные люди города.

В Урбино немало интересных зданий, но все в первую очередь стремятся увидеть дом, где родился и провел детство и юность Рафаэль.

На первом этаже дома Рафаэля в наши дни расположен сувенирный магазин. На то, чтобы осмотреть дом времени совершенно не было, к сожалению.

Улица Рафаэля очень круто идет вверх, но местных автолюбителей и мотоциклистов это нисколько не смущает.

Поднявшись вверх по улице, попала в небольшой сквер, где установлен памятник Рафаэлю.

Немногочисленные туристы фотографировались с памятником во всех видах и прикидах. К счастью, туристов в тот день было действительно немного, удалось выбрать моменты и сделать фото почти безлюдного сквера.

На аллее в сквере установлены бюсты других художников, живших в Урбино, в том числе и отца Рафаэля — Джованни Санти.

Сквер считается смотровой площадкой, но в тот день густой туман окутывал окружающие окрестности, потому ничего интересного снять не удалось. В городе есть крепость Альборноса, к ней можно пройти наверх от сквера.

Урбино, однозначно, попадает в список городов, в которые я хотела бы вернуться, чтобы досмотреть то, что не успела.

Сплетение улочек Урбино — рай для таких как я, любителей древности. Все эти средневековые дома обитаемы, но жителям удается удачно маскировать признаки современных технологий в виде кондиционеров и спутниковых антенн.

В осенний туманный день в Урбино ощущения попадания в другое время были особенно сильны. Как жилось людям в то время в этом городе? Сложный вопрос… И холодно было в этих домах, и удобств, которыми мы избалованы, не было. Жить спокойно не давали Святая Инквизиция с перечнем запретов и постоянные эпидемии. Мне лично жить в то время совсем бы не хотелось…

В таких городах можно бродить часами, постоянно натыкаясь на какие-то уютные уголки и необычные фрагменты. А по этим улочкам ходил Рафаэль…

Вот только часов тех постоянно не хватает. Если бы отвести хотя бы по часу жизни, чтобы посмотреть все подобные города Италии, то жить надо лет 500, не меньше.

На улицах встретились традиционные для Италии симпатичные малюсенькие кондитерские. Даже если я очень спешу, всегда успеваю там побывать.

Урбино порадовал и достаточным количеством джелатерий с великолепным выбором итальянского мороженого.

Вообще, город Урбино не изуродован большим количеством магазинов и ресторанов. В этом городке они как-то гармонично вплелись в общую архитектуру и не лезут раздражающе в глаза.

В совсем небольшом городе Урбино постоянно проживает около 10000 человек, при этом в здесь находится около 15000 студентов, обучающихся в местном университете, знаменитом в первую очередь своим факультетом ботаники.

В субботний день студентов на улицах было мало. Вообще, мне Урбино очень понравился своей тишиной и немноголюдностью.

Палаццо Дукале — дворец герцога в Урбино более похож на крепость.

Уж как ни пыталась, но вместить Дворец в кадр не удалось никакими ухищрениями. Дворец совершенно огромен. По одной из башен в здание могли заезжать кареты.

Во дворце сегодня располагается Национальная галерея Марке, в которой, к сожалению, осталась всего одна картина Рафаэля. Но экспозиция достойна, чтобы ее увидеть не на бегу. Вернусь в Урбино!

Последний кадр из окна отъезжающего автобуса на окружающую Урбино крепостную стену с башнями. Подумалось, глядя на эти стены, что зря мы жалуемся на отсутствие безопасности в наше время. В Средние века им жилось куда более небезопасно…

Идеальный город ещё с уроков истории у меня прочно ассоциировался с «Городом-солнце» Томмазо Компанеллы. Но учитывая, что идеальным у него было общество, где женщины (заметте опять женщины, а не мужчины) были общими, а дети после первых месяцев грудного вскармливания, передавались в общественное ведение, при этом полностью отрываясь от родителей. Когда женщине за накрашенные губы и высокий каблук полагалась смертная казнь, а приводить приговор в исполнение должны были все жители города (растерзание на мелкие части что-ли) то, как у собаки Павлова на еду возникало слюноотделение, то и у меня на словосочетание «идеальный город» возникал безусловный, но противоположный собакиному — рвотный рефлекс.

Каков же было мое удивление, когда я узнала, что идеальный город-таки был построен. К счастью случилось это за 150 лет до написания пресловутого «триллера-утопии» Компанеллы, что исключало узаконивание в нем безобразий, описанных писателем, по совместительству, на минуточку, священником.

Город построил солдат. Нет, он конечно не был рядовым пехотинцем или лучником. Он был и графом, а потом стал и герцогом, но не смотря на свои титулы, он оставался всегда военным человеком — кондотьером. Герцог Урбино — Федериго да Монтефельтро, незаконный сын Гвидантонио — правителя Урбино, но еще не герцога, наследовал владения отца лишь после смерти сводного брата, законного сына — Оддантонио. Большую часть свой жизни в чине законного правителя, он выплачивал долги, которые его сводный брат наделал лишь за год своего правления.

Небольшое отступление — финансовое. Как-то раз то-ли венецианцы, то-ли флорентийцы предлагали Монтефельтро отступного в размере 80 тыс.дукатов за неучастие в сражении, неустойку так сказать. Тогда как годовой доход банка Медичи по тем временам составлял лишь 20 тысяч дукатов в год. Это чтобы размер «зарплат» кондотьеров был вам понятен. И еще понятно на какие шиши они могли возводить замки и города подобные Урбино.

15


Этот человек, с профилем исчезнувшей австралийской птицы додо, успел послужить и миланцам, и флорентийцам, и неаполитанцам, и папе. Институт кондотьеров очень часто принимают за эдакую свору разбойников, за деньги готовых воевать хоть родину-мать. Но по большому счету — это были топ-менеджеры военного дела. Как говорится, «ничего личного, только бизнес». Подлецов среди них было, учитывая сферу деятельности, не меряно, но попадались и порядочные люди.

7


Верблюд - это современная композиция перед палаццо Дукале в Урбино. А портрет Федериго и его сына Гвидобальдо из галереи Марко, в палаццо находящейся. Художник Pedro Berruguete (1476 год).

Федериго был из таких, порядочных. Его войско было ему всегда лояльно. Он заботился о семьях погибших солдат, выдавая дочерям, оставшимся сиротами, приданое. В периоды, когда не воевал, он не сидел за высокими заборами, запросто гуляя по городу без охраны. Собирал рукописные книги, был меценатом, ему даже титул присвоили «Светоч Италии». И еще он строил город — свой идеальный город — город Урбино.

1 из 2

Когда я ехала в Италию в этот раз, уже немного поднаторев в пользовании своим фотоаппаратом, я прям вся измечталась-испросилась, чтобы послали мне погоду с тучками (но без дождя разумеется), при которых виды получаются нууу очень живописные. И таки в Урбино, город, который я хотела посмотреть больше всего из этого моего вояжа, тучки на небе плавали очень красочные.

1 из 2

Пересев в Пезаро из поезда в автобус, мы покатили в сторону Урбино. (Билет стоил 3,70 евро. Лучше брать сразу в оба конца. Там же вам выдадут расписание.). Автобус оказался не абы какой, а двух-этажный, с панорамным окном на втором этаже. В автобуе кроме меня ехало ещё человек 5, а наверху, куда я неприминула забраться, сидел лишь один дядечка. Видимо ему эта дорога была известна, как его 5 пальцев и он просто читал книжку. Я же выпучила глазки, достала из сумки фотоаппарат и приготовилась. Но, как это часто получается, пока ты разеваешь рот на какой-то распрекрасный вид за окном, автобус уже унес тебя за сотню метров от него и снять что-то более-или-не менее приличное не получилось. Зато я видела, как тренируются велосипедные команды перед Джиро де Италия . И команду Астаны в небесно голубых, как дамское стародавнее исподнее, костюмах видела.

9


Снято из окна автобуса.

Ехали мы не долго, не коротко, а минут 40. При подъезде к Урбино дорога петляла змеей и город, стоящий на двух холмах: Метауро и Фолья, то появлялся, то исчезал, как пустынный мираж. Именно этим холмам Урбино и обязан своим названием, переводимым, как «Двойной город» — «Урбе бина».

15


Снято из окна автобуса.

Прибывает автобус к воротам Волбона на Borgo Mercatale.

От них довольно круто вверх идет очень узнаваемая, типично итальянская улица via G.Mazzini, очень похожая на улицу Пиньолио, например, что в Нижнем Бергамо .

9


Выходит улица на площадь Республики, которая, республика в смысле, звучит на всех европейских языках почти одинаково, а вот площади её имени выглядят по разному. Урбинская выглядит таким образом.

5


Площадь Республики с неработающим фонтаном и порталом XVI века церкви св.Франциска.

А теперь расскажу, куда это я так резво зашагала, даже не зайдя по дороге в дом-музей Рафаэля, расположенный на улице его же имени. Про Рафаэля рассказ будет ниже. А я все ползу и ползу наверх по удице Рафаэля и доползаю до площади с памятником все ему же — Рафаэлю.

12


Памятник Рафаэлю 1897 года.

Памятник воздвигли благодарные потомки в самом конце Х!Х века. А эти мелкие, надо полагать, сами потомки и есть. Правда потомки этих потомков зачем-то почти все пипки херувимам поотбивали. На память что-ли?

10


Деталь памятника Рафаэлю.

Вокруг памятника Рафаэлю стоят бюсты знаменитых урбинцев. Там и папе рафаэлескому — Джованни бюст стоит и Браманте — уроженцу Урбино. Именем Браманте в городе тоже улицу назвали. Только она покороче и отходит вправо от улицы Рафаэля, если стоять к памятнику лицом. Запомните эту улицу, она нам в конце прогулки очень пригодится. Браманте очень похож на бабуина, о чем я сразу же подумала, увидав его бюст. И чуть-чуть зазевавшись, тут же, после этой мысли, споткнулась о брамантовский постамент. Вот ведь, говорили очевидцы, что архитектор обладал неуживчивым и склочным характером.

День был субботний. На площади перед памятником развернул кибитки с нехитрым скарбом передвижной рынок. Зеленушка, пижамки, всякая мелочевка. Приезжих никого, местные ходят, покупают. Полицейские снуют между рядами и покупателями. Вот к одному из них я и обратилась с вопросом:

— А как, друг мой любезный, итальянский полицейский, найти мне необыкновенной красоты вид на палаццо Дукале? — и полицейский мне ответил:

— А иди ты, девица синьора-красавица, вот туда!

И ручкой мне направление указал. А я вам сейчас это направление словами опишу. Ничего неприличного в его жесте не было и в моих словах тоже, разумеется, не будет.

Встаньте спиной к памятнику, пройдите несколько шагов вперед, как бы возвращаясь по ул. Рафаэля. Увидите на углу, справа маленькую церковь degli Scalzi, за нее заходит улица via dei Maceri (название улицы на карте у меня написано так мелко, что ручаюсь только за первые 4 буквы, две последние не вижу четко, но вроде такие). Пройдите вниз несколько десятков метров, не забывая поглядывать на открывающиеся за каждым поворотом обалденные виды,

28


и выйдите к крепости Альборноса. И вот там будет вам счастье, как было оно дано мне.

17


Сказать, что от этого вида захватывает дух — это не сказать ничего. Дом, который построил Федериго, как огромный муравейник. Но в этом хаосе кирпичей четко прослеживается гармония и перспектива, основы которой именно здесь, при дворце урбинского герцога разрабатывал Пьеро делла Франческа.

13


Строительство дворца началось в середине 15 века. Своеобразие композиции комплекса в Урбино обусловлено двойственным назначением дворца, который должен был одновременно служить и укрепленной княжеской резиденцией, и, в то же время, роскошным дворцом гуманиста и мецената. Первым архитектором здания стал флорентинец Масо ди Бартоломео, создавший план нового дворца.

Кому интересно, тот про строительство дворца, которое длилось почти 100 лет почитает, статей на эту тему не мало. А тот, кто увидит это чудо воочию, напрочь забудет все цифры, имена и даты и просто будет смотреть. А потом начнет фотографировать, ничего вокруг при этом не замечая.

Вот и я, ничего не замечая, первый раз за всю свою жизнь, замшевым сапогом вляпалась в свежую, нежно желтого цвета, большую, собачью кучку. Вот в аккурат под этим деревцом.

12


Надо сказать, что итальянцы не утруждают себя сбором «собачьих неожиданностей», но дворники там работают хорошо и улицы выглядят вполне пристойно. Здесь же была не улица, а лужок, на котором резвились виновники потенциальных кучек. Эта парочка так упоительно носилась друг за другом, что смотреть на них было не меньшим наслаждением, чем на палаццо.

1 из 2

Часа полтора я провела запечатлевая дворец на все виды памяти, как фотографической, так и своей личной. Но при этом все время думала, а как бы мне за заборчик, которым огорожена стройка, отделяющая крепость Альборноса от палаццо, перелезть. Стройка, кстати, идет не первый год, судя по фотографиям, сделанных другими гражданами и в другие годы. И я таки дырочку нашла. А поскольку день был выходной, то грубого слова мне никто не сказал. Но нового я там для себя ничего не обнаружила. Еще пару раз щелкнула для порядку, вздохнула, что вот так приходится уходить, а не хочется, а надо!

8


Вот в аккурат у этих самых ворот я на эту стройку десятилетия и пролезла. А еще под крылом у этого "орЁла" была дивная паутина с паучком. Но мой фотоаппарат оказался к паучьей красоте нечувствительным.

Ой, забыла совсем! А виды-то на окрестности. Ослепительные виды! Полюбуйтесь.

1 из 3

Пора было начинать осматривать город, ведь видом единым сыт не будешь. Палаццо Дукале подмигивало мне при каждом повороте узких, кривых улочек Урбино.

15


Ораторио сан Джиованни.

Мало того, что улочки были кривые и узкие, так они ещё то поднимаются, то опускаются. А шла я к дому Рафаэля, стараясь в этих краснокирпичных хитросплетениях не потеряться. И, конечно же, заплутала. По дороге попадались ресторанчики, буквально затерянные в малюсеньких переулках. Как их люди находят-то. И народу там мало—мало. И вдруг я наткнулась на церковку. Висит на ней плакат «Ораторио Сан Джиованни». Причем площадка перед ораторией этой пустынна и не известно открыта она или нет. И, о чудо, оттуда вышли люди.

11


Ораторио Сан Джиованни и фреска из этой церкви.

— А почему чудо? — спросите вы,

— А потому что, если бы люди оттуда не вышли, то я бы за ручку двери не подергала и внутрь бы не зашла. И много бы потеряла. Ооочень много. За неприметным фасадом началы двадцатого века, перестроенным по проекту Диомеда Каталуччи, скрывается совершенное сокровище.

Малюсенькая церковь, построенная в 1365-м году и расписанная братьми Лоренцо и Джакопо Салимбени в ХV веке, служила когда-то пристанищем для паломников и больных. Она, как вывернутая на изнанку парчовая руковица. Вся её красота скрыта внутри.

Краски настолько яркие, будто их наносили вчера. Понятно, что реставраторы потрудились на славу, но ощущение того, что создатели фресок на минуту вышли, только что завершив работу, просто витает в воздуже этой шкатулки, у которой расписаны внутренние стенки.

Удовольствие лицезреть это все не бесплатное. Билет — 2.50 евро. Но что там деньги, когда эта неожиданная красота просто оглушет. И стоишь пораженная и ошарашенная увиденным чудом. Если что, не пропустите. Постарайтесь найти эту церковь в паутине урбинских улиц.

К Рафаэлю.

То, что Рафаэль Санти родился в Урбино понятно даже исходя из версии одного из его имен — Рафаэль Урбинский (1483-1520). Папа Рафы служил художником при дворе Федериго и если говорят, что «природа на детях отдыхает», то в данном случае отдыхала она на папе, видимо набираясь сил, чтобы родить такое чудо, как Рафаэль. Потеряв в 8 лет нежно любящую мать, а в 11 отца, в 16 он уезжает учиться живописи у Перуджино, который жил в городе Перуджа!

13


Скульптура юного Рафаэля из дома-музея в Урбино. Автора не помню, а табличку забыла сфотографировать.

Где-то читала, что жила семья Санти в невыносимой тесноте. Я не знаю, каковы у писавшего эти строки понятия о тесноте, но по моим московско-израильским меркам, домик был вполне себе пристойный, просторный и этажа на 3. Приобрел его Джованни в 1460-м году, когда поступил на службу к Федериго. Чтобы вам легче было его найти, хотя он находится, практически, на углу площади Республики и улицы Рафаэля, по левой стороне, дам в помощь ориентир — бывшая больница Оспетаре дела Мизеркордия.

4


Портик бывшей больницы Оспетале дела Мизеркордия и картина Джованни Санти "Святой Себастьян", хранящаяся в доме-музее Рафаэля.

Я мемориальные музеи посещаю редко, зная, что как правило от знаменитости, в ней жившей, мало что осталось. А в данном случае, за 6 столетий, так и совсем ничего. Может только стены. В принципе, я не ошиблась в своих суждениях. В музее (Вход стоит 3 евро. Билет покупала в открыточном киоске справа от входа уже в вестибюле музея) полно всякой всячины: реконструкция черепа Рафаэля, копии его портретов и автопортретов, пару папиных работ, немного керамики фривольно-садистского толка, да, по большому счету и все. Но была у меня там конкретная цель — мадонна, которую, по некоторым источникам написал по сырой штукатурке юный Рафаэль, а по последним данным — это работа его отца.

Спорить с экспертами-специалистами дохлый номер, но по мне — это работа Рафаэля. Да и в самом музее рядом с фреской написано, что это его произведение. Сейчас покажу пару работ папы Джованни из галереи Марке, которая находится в палаццо Дукале. Вот они.

5


Мадонны Джованни Санти из галереи Марке.

А сейчас посмотрите на фреску мадонны из дома Рафаэля.

Сравните её с его ранней, 1502 года « Мадонной Конестабиле.»

Фоном этой «Мадонне», хранящейся в Эрмитаже и чудом не проданной в советские времена, служат виды Урбино. По-моему, фреска и «Мадонна Конестабиле» ближе и композиционно, и по настроению. Но утверждать с пеной у рта не буду. Джованни обожал свою жену, и кто знает, может в порыве этого чувства он и создал самое возвышенное свое произведение, так и лучащееся светом и любовью. Фотографировать в музее нельзя. Но то-ли из-за субботы, то-ли ещё по какой причине, никаких надсмотрщиков в комнатах не было, да и посетителей кроме меня тоже. Поэтому я фотографировала почти не таясь.

То, что жители Урбино используют образ художника в корыстных целях, это как бы и ежу понятно. Они не хуже зальцбуржцев, которые и едят Моцарта, и пьют его, и рестораны, и гостиницы его именем называют. Гостиницу с именем художника я нечаянно обнаружила,

15


а ресторана нет. Но ресторан под названием «Форнарина», на via G.Mazzini, мне попался. Ресторан по раннему времени суток был закрыт и я не поняла, или там девицы, столь легкомысленно одетые, еду подают, или еще какие услуги оказывают? Ну, думать надо, такую вывеску вешать. Тем более, что Форнарину Рафаэль писал и в гораздо более прикрытом виде.

2


Ресторанчик на улице Via G.Mazzini.

А я по улице via Vittorio Veneto, отходящей с другой стороны площади Республики пошла к Урбинскому Дуомо и палаццо Дукале, где расположена галлерея Марке.

5


Виа Витторио Венетто с колонной, на которой святой Георгий опять убивает бедного змея!

Дуомо своим белым, неоклассическим фасадом очень выбивался из общей, песочной гаммы, но сказать, что вызывал отторжение, я не могу. Может быть как раз на контрасте с кирпичными палаццо Дукале и готической церковью святого Доменика он смотрелся совсем не плохо. Другое дело, сколько я таких фасадов повидала.

1 из 2

Урбинский дуомо на площадь Федериго.Неоклассический фасад Дуомо из фурлийского камня украшен пятью статуями на фронтоне, три статуи представляют христианские добродетели (Вера, Надежда и Милосердие), на скатах крыши расположены статуи святого Августина (слева) и святого Иоанна Златоуста (справа). Еще две статуи (покровитель города святой Кресцентин и блаженный Майнардо) размещаются по сторонам парадной лестницы. Под фронтоном надпись со словами благодарности Урбинскому университету, профинансировавшему работы по строительству крыши.

Поэтому заскочив на минуточку в Дуомо, я направилась в галерею Марке, которая квартирует в доме Федериго.

Палаццо Дукале и приютившаяся там галерея Марке.

7


Парадный внутренний дворик палаццо Дукале(«Cortile dOnore», «двор славы»)

Между колоннами метался огромный мужик и что-то нечленораздельно вскрикивал.

— Сумасшедший, — подумала я, прячась за колонной. Среди мешанины его слов я вычленила пару русских слов.

— Русский сумасшедший. Стендалева болезнь, — опять подумала я, плотнее вжимаясь в колонну. А потом по стеночке, по стеночке, пытаясь не встретиться с мужиком глазами, пошла осматривать гигантские изразцы, ранее украшавшие дворец герцога.

3


И тут опять в эту мою тихую и умиротворенную пасторальность ворвался тот же дядька, но уже в сопровождении двух дам, выглядевших в точности, как женщины, описаные поэтом Некрасовым. Вот приблизительно таких статей, как эта Мадонна.

8


Картина из собрания галереи Марке 15 века. Художника не помню.

Как же мужичок жаловался и причитал, что его эти бессовестные бабы бросили и не подождали, а он их битый час бегает ищет. Не смотря на то, что орал он сообразно своему росту и весу, мне его стало даже как-то по-матерински жалко. Такой большой и такой потеряный. А супруга гладила его по темечку и тихонько утешала.

На этой счастливой ноте, когда «ищущий да обрящет», я, заплатив 5 евро, пошла смотреть на экспозицию. Хоть 5 евро и не большие деньги, но собрание не тянуло даже на них. Когда род Федериго прервался, в начале ХVI века, Урбино перешел во владение семейства делла Ровере, которые начали разграбление сокровищ дворца. А уже в 1626-м году, когда папа Урбане VIII окончательно прибрал Урбино к рукам, то ручеек превратился в полноводную реку. А уж наполеоновские войска выгребли все под чистую.

Даже со стен соскоблили все, что смогли. Правда несколько очень интересных экспонатов там все же имеется. Например, картина Рафаэля «La Muta» — Немая, в которой он то-ли подражает леонардовской Джоконде, то-ли спорит с Да Винчи. Но она мне очень нравится. Картина, кстати, совсем недавно там появилась. Только в начале этого века. Его передали из галереи Уффицци. Думаю, чтобы восстановить хоть какую-то справедливость. Из рафаэлевского там есть еще маленькая картинка — св. Катерина.

7


"La Muta" - Немая. Картина Рафаэля Санти из собрания Марке, переданная ей галереей Уффици.

5


"Бичевание Христа".

а во-вторых «Сенигальская Мадонна», которая не смотря на довольно экзотические лица самой Богоматери, младенца-Спасителя и остальных действующих лиц, никакого отношения к государству в Северной Африке-СенЕгалу не имеет. А имеет к городку Сенигалья, который Федериго де Монтефельтро подарил своей дочери в виде приданного, как и картину. Знающие люди говорят, что делла Франческа здесь подражал Византийским иконам.

3


"Сенигальская Мадонна".

Вот пожалуй самые яркие впечатления от галереи Марке. Замерзла я там жутко. Первый раз за больше, чем 2 десятилетия, я вспомнила, что такое, когда не чувствуешь пальцев ног. Вышла на свежий воздух. Солнышко припекало.

Один из путеводителей начинает описание Урбино такими словами: «...Этот город построен на вершине горы и напоминает собой орлиное гнездо». Мы попались на такую приманку, и в предпоследний день нашего путешествия сюда решили заехать.

Центр Урбино оказался миленьким маленьким старинным городом-крепостью.
Несмотря на то, что город является исторической достопримечательностью, его очаровательные улицы и улочки разной степени ширины и крутости не оставляют ощущения музейных экспонатов.


















Такие же очаровательные площади и площадки (пьяццы и пьяццале)))








На одной из площадей, как водится, расположен местный дуомо — главный городской собор.






А на следующем фото — въезд во двор действующего почтового отделения


Еще немного домов и их частей:






В общем, здо́рово, симпатично и живо. И живо, может быть, потому, что, несмотря на древность, Урбино — очень молодой город: коренное население исчисляется 15,5 тысячами человек, и при этом здесь учится до 20 000 студентов.
Один из местных автобусиков, которые гоняют прямо по историческому центру и развозят местных, студентов и туристов:


А на следующей фотографии — вид на новую, неисторическую часть города:


Фото сделаны 28 апреля 2011 года.

Заключительная фотография этого поста доказывает, что город построен на вершине горы:


Самые красивые фотки других постов - по ссылке на альбом в Фейсбуке .

— на анонс других репортажей о нашем путешествии по Италии.

Ну а теперь — слово путеводителю.

Пезаро и Урбино

Пезаро и Урбино — это самая северная провинция региона Марке, стратегический перекресток туризма между Адриатическим морем и Апеннинами, между регионами Романья, Тоскана и Умбрия, счастливое единство притягательной красоты центральной части Италии. Палитрой красок от зелени лесов до синевы неба создан гармоничный ансамбль природы, в котором желтые пляжи чередуются с подступающими к побережью зелеными холмами, где прячутся древние городки и замки. На этой счастливой земле история и природа сплетены неразрывно. Чтобы понять это, достаточно удалиться от моря, туда, где Урбино еще и сейчас хранит неправдоподобную атмосферу идеального города эпохи итальянского Возрождения. Вокруг города расстилается средневековый пейзаж Монтефельтро. А за ним высится горный массив Апеннин с вершинами Карпенья, Нероне и Катрия и перемежающимися горными долинами Мареккья, Конка, Фолья, Метауро и Чезано.

Удивительно чередование природных красот, памятных мест, скрытых сокровищ искусства: нетронутые цитадели, руины на недоступных утесах, святилища и приходские церкви среди открытых пастбищ или на опушках лесов, дворцы принцев и торжественные герцогские дворы. Море, зелень холмов, тишина и вершины гор, сокровища искусства, народные традиции, вкусная, разнообразная и неистощимая кухня и вина делают «Красавицу провинцию» городов Пезаро и Урбино единым в своем роде местом в калейдоскопе других итальянских провинций.

Два высоких мыса, Сан Бартоло и Ардицьо, украшают Адриатическое море. Здесь можно остановиться на спокойных и тихих пляжах или отправиться на более оживленное песчаное побережье, тянущееся на 40 км от Габичче до Маротта. На север, в сторону региона Романья, расположен самый популярный приморский городок Габичче Маре. В административном центре провинции в городе Пезаро, там, где устье реки Фолья, между Заповедником Сан Бартоло и мысом Ардицьо на протяжении почти восьми километров побережья из мелкого песка расслабленно течет курортная жизнь, идеальное место для семейного отдыха и для желающих удалиться от шума и массового туризма. В Фано находятся два пляжа: песчаный Лидо и длинный галечный пляж Сассония, протянувшийся до устья реки Метауро. А между ними — живописный рыболовецкий порт, плотно заставленный лодками и вкусно пахнущий жареной рыбой и ухой. И, наконец, расположенные южнее, гостеприимные курорты Торретте и Маротта завершают панораму морского побережья Пезаро и Урбино, богатого туристическими структурами и жилыми комплексами, дающими возможность принимать оздоровительные солнечные и морские ванны, заниматься самыми разными видами спорта от плаванья и парусного спорта до виндсерфинга и пляжного волейбола, и где дети могут спокойно отдаваться своим летним забавам. А после моря? Выбор велик среди большого разнообразия развлечений, мелких и крупных мероприятий культурного и художественного содержания, бесчисленного множества коммерческих возможностей.

Полезно знать

Море, холмы, горы и мягкий климат делают земли Пезаро и Урбино драгоценным ларцом с сокровищами кулинарного искусства. Возможно, самым ярким тому примером является трюфель, широко представленный на ярмарках, проходящих в Сант’Агата Фельтрия, Сант’Анждело ин Вадо и в Акуаланья, которая гордится приматом столицы трюфеля в течение всего года. Где трюфель, там и другие грибы: Сан-Систо у подножия горы Карпенья служит местом проведения региональной микологической ярмарки, где каждую осень на площади города, также как и в Пьоббико, можно увидеть самые разные грибные деликатесы.

В Таламелло производят сыр Амбра, знаменитый тем, что он зреет в ямах под землей. И не только он, существуют также другие сорта вызревающего в ямах овечьего сыра в Сант’Агата Фельтрия, Карточето и Акуаланья. Еще один сыр для любителей изысканных вкусов, известный с древних времен, это «качотта» из Урбино.
Монтефельтро славится очень вкусным мясом породы коров области Марке, называемой Маркиджана, которая считается одной из лучших в стране. Еще одно сокровище провинции — это оливковое масло из оливок, выращиваемых главным образом в районе города Карточето.

Высокими достоинствами обладают и местные вина: Бьянкелло дель Метауро и Санджовезе с холмов Пезаро, отмеченные высоким знаком качества «doc»; Вернаколум (верначча) из Пергола и черный Пино из Сан Бартоло, вишневое вино Визнер из Пергола и вино из изюма из Сант’Анджело ин Вадо или из района Барки. Белое вино Бьянкелло отлично сочетается с такими рыбными блюдами побережья, как рыбное ассорти на гриле и вкуснейшая уха «бродетто» из выловленных в Адриатике рыб, разными и эксклюзивными рецептами которой славятся Габичче Маре, Пезаро и Фано. Упоминания заслуживает и дегустация в Фано «голубой рыбки», которая очень вкусно готовится по рецепту «a scottadito».

В маленьких колбасных цехах изготавливаются разнообразные колбасные изделия, и самым изысканным считается вяленый окорок из Карпенья, пользующийся очень большим спросом в силу высокого качества и малого выпускаемого количества. Этими и многими другими продуктами вдохновляется вкусная и богатая местная кухня. Пезаро например, гордится своими каппеллетти в бульоне и запеканкой, Урбино -свиными отбивными и пастой «лумакелле герцогини», Фано — вялеными колбасками и маринованными оливками, Боргопаче — дичью, Апеккьо — колбасами, Кальи — улитками в особой подливе, Кантьяно — вишнями, Фоссомброне и другие близлежащие городки -жареным поросенком, Фраттероза — цесаркой в горшочках, Сан Костанцо — кукурузной кашей, Сан Лео — овечьими сырами и пастой «тортелли», Урбания — лепешками, Новилара — слоеными хлебцами, Момбароччо — медом, Монтечиккардо — кроликом в подливе, И все это только в качестве небольшого примера того, что на полном основании эта провинция считается родиной чревоугодия.

Зелень природы

Морской синеве прибрежной полосы контрастирует море зелени внутренних территорий, колышущееся в широких долинах и на пологих холмах вплоть до Апеннинских склонов. В обаянии пейзажа особо выделяются заповедные места Парка Сан Бартоло и Парка Сассо Симоне и Симончелло, Ущелье дель Фурло, лес Теккье, рощи и перевалы через вершины Карпенья, Катрия и Нероне.

В спокойном зеленом море кроются многочисленные гостиницы и туристические сельские отели, в которых можно с удобством разместиться, вкусно питаться и заниматься спортом (верховая езда, горный велосипед, трекинг, байдарка), и где столько возможностей провести альтернативный отпуск, посещая в сказочных полных истории городках дворцы, горные крепости и замки. Среди множества привлекательных мест, на вершине обрывающегося в море холма скрывается нетронутая временем цитадель города Градара со своим полным очарования замком, в котором навечно запечатлена романтическая любовь Паоло и Франческа. Невдалеке над долинами рек Метауро и Чезано высокомерно возносится крепость Мондавьо; дальше от моря в долине реки Фолья, отражающейся в зеркале озера Меркатале, высится напоминающий животное утес Сассокорваро; в Пьяндимелето находится Замок графов Олива, а в Карпенья поднимается монументальный Палаццо Принцев. В Монтечериньоне и в Сант’Агата Фельтрия до сих пор стоят укрепления, а в отвесно обрывающейся в пустоту Крепости Сан Лео по сей день живет легенда о графе Калиостро. Следуя по течению реки Метауро, в Фоссомброне можно посетить Герцогские Дворы, мост и средневековую башню Ферминьяно, Герцогский Дворец и архитектурный ансамбль в Урбании, Дворец и Муниципальную Башню в Сант’Анджело ин Вадо. Вверх по реке Кандильяно над горным поселением Пьоббико возвышается Замок семейства Бранкалеоне. Одинокая как орел крепость Фронтоне смотрит с холма на городок под горой Катрия.

Промыслы

Художественные ремесленные промыслы гордятся своими древнейшими традициями по всей провинции. Самым знаменитым со времен эпохи Возрождения безусловно считается производство керамики. Особенно прославились керамические изделия городка Кастельдуранте, теперешней Урбании, где уже в первой половине XVI века славные мастера майолики обжигали на высоком пламени печей любовные кубки, чаши, вазы для фруктов, блюда с росписью на исторические сюжеты, аптечные сосуды. Эта традиция может и сейчас гордиться отличной гильдией мастеров и не только в Урбании, но и в Сант’Анджело ин Вадо и особенно в Пезаро, где в первое десятилетие прошлого века она достигла международной славы. Очень характерно производство «черепков» (изделий из обожженной глины) в местечке Фраттероза, где делается посуда, когда-то бытовавшая в традиционных крестьянских домах. Растущей славой пользуется ручная выработка трубок в Пезаро и Кальи. С незапамятных времен в Пьоббико и несколько позднее в Новилара и других поселениях славится ручное производство ковров. Известны за рубежом производимые в Сант’Ипполито изделия из бамбука и камыша, а также кожевенная продукция из Казинина.

А еще в Сант’Ипполито известна художественная обработка камня с воспроизведением традиционных фигур и мотивов древнего искусства резчиков по камню. Очень современно и высококачественно ремесло ювелиров, особенно в Фано.

Искусство и культура

Урбино, город, объявленный ЮНЕСКО достоянием человечества, и знаменитый этап в маршрутах посвященного искусству туризма, нельзя не посетить, чтобы прочувствовать самую сущность нашей цивилизации. Принадлежавший Федерико да Монтефельтро Герцогский дворец возвышается здесь как символ эпохи Возрождения. Историческая часть города таит церкви, палаццо и памятники. Городской университет и особый «дух культуры» придают этому небольшому городу ореол важного центра периода истинного Гуманизма.

В целом в провинции собрано представляющее огромный интерес богатое художественное наследие. К нему причислены: в Пезаро — Муниципальные музеи, Картинная галерея и Музей майолики; Археологический музей Оливерьяно, Императорская Вилла на горе Сан Бартоло и Вилла Каприле; в Урбино — Национальная Галерея региона Марке, дом. в котором родился Рафаэль, фрески Оратории Сан Джованни XV века, «Presepio» (аллегорическое изображение сцены рождения Христа и поклонения Волхвов) Оратории Сан Джузеппе; в Фано — Двор синьоров Малатеста, Картинная галерея и Археологический музей. Арка императора Августа и развалины древнеримской стены, фамильный склеп Малатеста; в Фоссомброне — Коллекция современной живописи Чезарини; в Пергола — Музей позолоченных бронзовых фигур и Картинная галерея; в Урбании — Герцогский дворец, Историческая библиотека, Музей и Картинная галерея; в Пеннабилли — Епархиальный музей; в Апеккьо -Музей окаменевших ископаемых; в Кальи — церковь Св. Доменика с фресками отца Рафаэля Джованни Санти; в Майоло — в церкви Санта Мария д’Антико Мадонна делле Грацье руки Лука делла Роббья.

Среди памятников и религиозных мест, помимо ретороманских соборов Пезаро и Фано, особый интерес представляет Аббатство Сан Винченцо в ущелье Фурло, Аббатство в Ламоли ди Борго Паче, Аббатство Св. Томмазо в долине Фолья вблизи города Пезаро, церковь Св. Агостино в Кантьяно, приходская церковь и собор Сан Лео, церковь Сан Систо в Карпенья, церковь Сан Кассьяно в Мачерата Фельтрия, церковь Понте Месса в Пеннабилли. Неиссякаем поток паломников, вдохновляемых не только верой, к тысячелетнему Скиту около Фонте Авеллана у подножия горы Катрия, основанному Сан Пьердамьяни и приютившему в свое время великого поэта Данте. Насчитывают века места религиозного поклонения провинции; в Момбароччо францисканское Святилище Беато Санте, скит Мадонны дель Фаджо в Карпенья, образ плачущей Мадонны в Пеннабилли, Распятие в манере Джотто в Таламелло, храм Мадонны дель Сассо в Пергола, церковь Мадонны Пелинго в Акуаланья, Святилище Распятия в Кастельдимедзо, Почивший Христос в Оратории делла Гротта в Урбино, Святилище Мадонны делле Грацье в Пезаро, Святилище Мадонны дель Понте Метауро в Фано.

Урбино (Urbino), несмотря на скромные масштабы, один из самых живописных, многогранных и в целом интересных городов в Италии. Имея глубочайшие исторические корни и целый ряд впечатляющих достижений, город сотни лет был и остается значимым культурным и образовательным центром . За счет одного только Урбино Италия каждый год привлекает миллионы туристов. Такой интерес более чем заслужен, так как достопримечательности Урбино совершенно уникальны, о них то сегодня и пойдет речь.

Для туристов Урбино привлекателен ослепительно прекрасной средневековой архитектурой, интересными событиями и, конечно же, бесценными историческими памятниками. В Урбино стоит побывать хотя бы для того, чтобы посетить дом, где родился сам великий Рафаэль.

Как добраться до Урбино

Добраться до Урбино не так просто. Первым делом, нужно долететь в ближайший аэропорт. Отправной точкой могут стать , или Анконы. Правда стоит рассчитывать, что напрямую из России долететь можно только в первые два. Подобрать необходимые билеты на удобные даты проще всего в форме ниже.

Далее можно добираться общественным транспортом. Правда, железнодорожные поезда до самого Урбино не ходят, и ближайшей точкой пересадки . От жд станции в Пезаро до Урбино регулярно курсируют автобусы 46 и CD/CS.

С понедельника по субботу автобусы ходят практически каждый час, но в воскресенье количество рейсов значительно меньше: первый автобус отправляется в 09:15 и ходит через каждые три часа (последний – в 20:15). Время в пути составит 45-75 минут, в зависимости от конкретного рейса.

Билеты продаются в киосках прессы или в самом автобусе в автомате. Если собираетесь покупать билет в автобусе, заранее приготовьте мелочь, так как автомат не выдает сдачи.

Исторический центр Урбино занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Хороший вариант – добраться до родины Рафаэля автомобилем. Вы всегда можете арендовать в аэропорту прилета автомобиль или предварительно заказать трансфер . Кратчайший путь до Урбино пролегает по автостраде S423 с отправной точкой в том же Пезаро. Имейте в виду, что, скорее всего, по прибытии вам придется оставить машину за стенами старого города. Это можно сделать на любой из парковок, а уже оттуда доехать до центра города шаттл-автобусом или на такси.

Ну а тем, кто планирует отдыхать в Римини, советуем у нашего замечательного гида Виктории, о которой Blogoitaliano . Учитывайте, что это экскурсионное направление – одно из самых популярных и востребованных, в пик сезона удобные даты могут быть заняты. Бронируйте свою экскурсию заранее!

Отели Урбино

Тем, кто планирует поездку в город Урбино в Италии не на один день, следует заранее позаботиться о поиске подходящего отеля. Отелей в Урбино не так много. Самые роскошные – категории 4 звезды находятся в центре города. Тем, кто хочет сэкономить, советуем обратить внимание на апартаменты или частные виллы. Найти жилье, удовлетворяющее всем пожеланиям, можно по ссылке ниже.

Достопримечательности Урбино

Надо ли говорить, что в старом городе Урбино едва ли не каждый дом и каждое сооружение является памятником истории и архитектуры, достойным «охранного» списка ЮНЕСКО. Тем не менее, под защитой этой международной организации находится лишь исторический центр города.

Площадь Borgo Mercatale

Большинство экскурсий начинается на площади Borgo Mercatale. Такая отправная точка образовалась естественным образом – площадь не только живописна сама по себе, но и находится рядом с автовокзалом. Здесь же, на площади работает информационный центр для туристов, где можно бесплатно получить карту и любую полезную для туриста информацию.

Дом Рафаэля

Дорога через древние ворота Porta Valbona, а далее по улице Via Mazzini, приведет вас на людную площадь Piazza della Repubblica. Здесь, повернув налево и пройдя мимо церкви San Francesco, вы попадете на Via Raffaello, где и находится одно из обязательных к посещению мест в Урбино.

Дом-музей Рафаэля в Урбино

Это Casa Raffaello – именно тот дом, где 6 апреля 1483 года родился великий Рафаэль Санти. Гениальный итальянский живописец провел здесь свое детство и юность, обучаясь у своего отца Джованни Санти, который в то время был придворным живописцем герцога Урбинского.

Сейчас Casa Raffaello – это дом-музей Рафаэля, где представлены полотна Джованни Санти; первая из знаменитых «Мадонн» Рафаэля, которую он написал еще будучи юношей, а также коллекция различных исторических предметов семьи XV в.

Памятник Рафаэлю и обзорные площадки

Памятник Рафаэлю на его родине в Урбино

Еще более изумительные виды вас ожидают, если пройдете чуть дальше на северо-запад вдоль крепостной стены параллельно улочке Via le Buozzi. Не доходя до укрепления Fortezza Albornoz в стене можно обнаружить небольшую калитку, ведущую к лестнице на земляной вал Parco della Resistenza. Именно оттуда открывается совершенно потрясающая панорама со всеми достопримечательностями Урбино.

Герцогский дворец и средневековые капеллы

Поднявшись по Via Barocci можно очутиться у средневековых капелл Oratorio di San Giovanni Battista и Oratorio di San Giuseppe, известных своими фресковыми росписями XVI в. А затем и выйти к главной достопримечательности Урбино – дворцу герцогов Урбинских.

Оратория св. Иоанна Крестителя поражает красотой своих фресковых росписей

На фоне потрясающего архитектурного ансамбля внутреннее убранство дворца нисколько не разочаровывает – великолепные фрески, собрание завораживающих своей искусностью скульптур, картинная галерея с произведениями эпохи Ренессанса – всем этим могут насладиться посетители дворца, заплатив за входной билет 4 Евро. Кстати, в настоящее время в Палаццо Дукале размещается и Национальная галерея региона Марке.

Палаццо Дукале – самая известная достопримечательность города Урбино

Кафедральный собор

Обязательно стоит посетить и Кафедральный собор – уникальное сооружение эпохи Ренессанса.

Первый собор был построен еще в раннем средневековье – в 1021 г. – и с тех пор несколько раз в корне менял свой облик. Сохранившийся до наших дней экстерьер собор приобрел на рубеже XVIII-XIX вв. Тогда комплекс был перестроен римским архитектором Джузеппе Вальдером после серьезных повреждений, полученных в ходе землетрясения 1781 года.

Кафедральный собор Урбино

Другие достопримечательности Урбино

Также, побывав в городе, нельзя пройти мимо таких достопримечательностей Урбино как:

  • Национальная галерея Марке с лучшей художественной коллекцией эпохи Возрождения в регионе,
  • Университета, известного далеко за пределами Урбино с 1506 г. Кстати благодаря университету, в учебный сезон население Урбино увеличивается почти вдвое.
  • церкви Св. Доминика, построенной в XIV в.
  • палаццо Одаси, где сейчас размещен Городской музей Урбино и дом Поэзии.

Праздник Festa del Duсa

Урбино интересен не только достопримечательностями, но и своими фестивалями. Самым значимым событием года является праздник Festa del Duсa. Это красочный костюмированный фестиваль, ключевой темой которого является реконструкция одной из самых громких военных побед в истории Урбино. Речь идет о событиях XV в/, когда войска герцога Федерико да Монтефельтро одержали победу над силами герцога Милана – Франческо Сфорца.

Праздник организовывается каждый год во второй половине августа. В эти дни в Урбино проводятся многочисленные танцевальные и театральные представления, организовываются открытые показы исторических фильмов, работают ярмарки на центральных площадях города. И все это с потрясающей визуальной составляющей и достоверным средневековым антуражем – костюмированные представления, бродячие музыканты, музыка давно ушедших эпох и множество всего самого интересного.

Масштабы и детализация реконструкции облика города XV века поражает воображение. Попав в Урбино именно в эти дни, вы сможете получить массу впечатлений от костюмированных представлений турниров и битв, посетить таверну в не только исторической, но и гастрономической реконструкции. Открытые ресторанные площадки предложат вам попробовать различные блюда, приготовленные в строгом соответствии подлинным рецептам эпохи Ренессанса.

Наконец, центральное событие праздника Festa del Duсa – это театрализованное костюмированное представление, реконструкция финальной битвы войск двух герцогов, в которой Федерико да Монтефельтро одержав славную победу, потеряв, правда, при этом правый глаз.

Photos by: Ad de Roij, Sailko, Sergio D’Afflitto, Diego Baglieri, Mattis, GueQuattro