Типы холодильников, их систем охлаждения. Как работает холодильник

23 ноября 2005 г.

Холодильник представляет из себя довольно надежный агрегат. Если холодильник не имел производственных дефектов, или Вы сумели выявить их и устранить в течении гарантийного срока, он будет работать без ремонта не менее пяти - семи лет, а отдельные экземпляры при надлежащем уходе могут продержаться и значительно дольше (см. ). Для того, чтобы отремонтировать холодильник самому, нужно представлять его устройство:

Теперь, когда мы ознакомились с устройством холодильника, предлагаем следующую последовательность действий:

  1. Попытаться определить неисправность. подавляющем большинстве случаев это несложно следуя инструкции по диагностике неисправностей.
  2. Если возможно, отремонтировать самостоятельно Человек знакомый устройством холодильника и обладающий минимальным набором инструментов в состоянии устранить большинство неисправностей не связанные с разгерметизацией системы.
  3. Если самостоятельный ремонт невозможен - выбрать фирму, определиться со стоимостью ремонта и вызвать мастера.
  4. По окончании ремонта придерживаться рекомендаций по эксплуатации холодильника.
2. Диагностика неисправностей холодильника.

Последовательность действий по выявлению вышедшей из строя детали и рекомендации по ремонту. Для компрессорных холодильников без системы No Frost.

  1. Проверьте напряжение в розетке, оно должно быть в диапазоне 200-240 Вольт, если это не так, холодильник работать не обязан (хотя, некоторое время может и проработать, особенно старые модели.)

    Все ремонтные работы надо проводить с отключенным от сети и размороженным холодильником!

  2. Холодильник не включается.

    а) Проверьте, горит ли лампочка внутри холодильника, если раньше горела, а теперь не горит - неисправность в сетевом шнуре или электрической вилке (это довольно распространенная неисправность и не обязательно вызывать мастера по ремонту холодильников чтобы её устранить).

    б) Если лампочка загорается первым делом надо проверить терморегулятор:

    Находим два провода подходящих к терморегулятору, снимаем с клемм и соединяем между собой. Если
    холодильник после этого заработает - меняем терморегулятор и ремонт закончен.

    в) Если терморегулятор исправен. Аналогичным образом проверяем кнопку размораживания холодильника.

    г) Для дальнейшей диагностики понадобится омметр. Отсоединяем и позваниваем пусковое и защитное реле (они могут быть собраны в одном корпусе), если находим обрыв - заменяем дефектную деталь.

    д) Остался электродвигатель мотор-компрессора, заменить его без участия специалиста затруднительно, но раз уж мы до него добрались стоит узнать в чем конкретно заключается неисправность. Дефектов у этого агрегата может быть три:

    Обрыв обмотки;
    - межвитковое замыкание обмотки;
    - замыкание на корпус мотор-компресора;

    Как их выявлять в общем понятно: все три контакта электродвигателя должны звониться между собой и не звониться с корпусом. Если сопротивление между любыми двумя контактами меньше 20 Ом -это может говорить о межвитковом замыкании.

    е) Если Вы аккуратно проделали предыдущие пункты и не нашли неисправности - это скорее всего говорит об окислении контактов в одном из соединений электросхемы холодильника. Внимательно осмотрите и зачистите все контактные группы которые Вы разбирали, восстановите схему холодильника в обратном порядке - холодильник должен заработать.

  3. Холодильник запускается, но через несколько секунд выключается.
    а)
    Дефект биметаллической пластины 11.1 защитного реле: определяем неисправность и заменяем деталь.
    б) Дефект катушки (или иного датчика силы тока) 12.1 пускового реле: определяем неисправность и заменяем деталь.
    в) Обрыв пусковой обмотки электродвигателя 1.2: определяем неисправность и вызываем мастера по ремонту холодильников для замены мотор-компрессора.
  4. Холодильник работает, но не морозит.

    а) Утечка фреона: Определяется следующим образом - если компрессор работает и количество фреона в норме, конденсатор должен нагреваться, потрогайте его рукой (осторожно, он может нагреваться до 70 градусов), если после продолжительной работы двигателя он остается холодным, значит имеет место разгерметизация системы. Отключаем холодильник от сети и вызываем мастера.
    б) Нарушение регулировки терморегулятора. Прибор можно временно заменить на заведомо исправный, если холодильник заработает в нормальном режиме - отдать неисправный терморегулятор на регулировку.
    в)

  5. Холодильник слабо морозит

    а) Нарушение регулировки терморегулятора. Прибор можно временно заменить на заведомо исправный, если холодильник заработает в нормальном режиме - отдать неисправный терморегулятор на регулировку.
    б) Потеряла форму и эластичность резина уплотнителя дверцы холодильника. Если дверца закрывается негерметично, в холодильник будет попадать теплый воздух, температурный режим выдерживаться не будет и мотор-компрессор будет работать с повышенной нагрузкой. Внимательно осмотрите уплотнитель, дефектный - замените. (см. также следующий пункт)
    в) Дверцу холодильника повело. Регулировка геометрии дверцы осуществляется изменением натяжения двух диагональных тяг, находящихся под панелью дверцы. Подробнее о том, как отрегулировать дверцу см устранение щелей дверец холодильников
    г) Снижение производительности мотор-компрессора. Это трудно диагностируемая неисправность, вызываем мастера

  6. Холодильник сильно морозит

    а) Если холодильник время от времени отключается, но температура в нем слишком низкая - немного поверните ручку терморегулятора против часовой стрелки, если это не помогает - см.
    б) Забыта в нажатом положении кнопка быстрой заморозки - выключите её.

3. Советы по эксплуатации холодильника

Многие неисправности приводящие впоследствии к дорогостоящему ремонту холодильника возникают в результате неправильной эксплуатации агрегата. Здесь мы приведем некоторые простые советы:

а) Если холодильник по каким либо причинам был выключен, подождите пять минут прежде чем снова его включать. Этот процесс можно автоматизировать см

б) Если холодильник был разморожен, не загружайте его продуктами прежде чем он не отработает пустым один цикл и не отключится.

в) Не устанавливайте указатель терморегулятора дальше середины шкалы, значительного выигрыша по температуре это не даст, а двигатель будет работать в напряженном режиме.

г) На некоторых холодильниках в глубине холодильной камеры (на задней стенке) расположен "плачущий испаритель". Не прислоняйте к нему продукты и не забывайте прочищать расположенный под ним сток для воды.

д) При размораживании холодильника недопустимо отковыривать лед используя твердые предметы, размораживайте только теплой водой.

е) На некоторых холодильниках есть кнопка "быстрой заморозки" (обычно желтого цвета) эта кнопка замыкает контакты терморегулятора и двигатель работает не отключаясь. Не забывайте эту кнопку в нажатом состоянии.

ж) Не храните в холодильнике растительное масло, маслу это не требуется, а резина уплотнителя дверцы холодильника теряет эластичность.

з) Не ставьте холодильник около отопительных приборов.

Всего хорошего, пишите to © 2005

Несмотря на высокую стоимость и ответственную «работу», холодильная техника имеет довольно простое устройство. Зачем Вам знать, как устроен холодильник? Да хотя бы затем, чтобы уметь правильно его использовать. Очень полезно понимать, что может привести к поломке агрегата, а что, наоборот, способно продлить срок его службы. Кроме того, зная общее устройство холодильника, Вы быстрее сориентируетесь при возникновении неисправностей и вовремя вызовете мастера.

Система охлаждения и принцип работы холодильной техники

Холодильники и морозильники всех марок работают по одному принципу. Охлаждающая система представляет собой замкнутое кольцо из тонких трубок:

  • Одна «рабочая» часть ее находится внутри, в камере холодильника, и называется испарителем. Испаритель спрятан «под обшивку» (так чаще бывает в холодильной камере) или уложен «змейкой» под полками (в морозилке).
  • Вторая часть системы расположена снаружи. Это конденсатор. Находится на задней стенке холодильника и выглядит как решетка или щит из тонких трубок.

И испаритель, и конденсатор в обычных бытовых холодильниках имеют форму змеевика. Это увеличивает площадь поверхности и позволяет им эффективнее поглощать тепло в камере и отдавать снаружи. Вся система заполнена хладагентом (как правило, это фреон). Он непрерывно циркулирует и постоянно меняет свое состояние, превращаясь то в газ, то в жидкость. Один цикл охлаждения состоит из двух основных этапов:

  1. Конденсация. При комнатной температуре фреон находится в газообразном состоянии. Но в конденсатор он накачивается под давлением и превращается из газа в жидкость (конденсируется). В процессе хладагент отдает тепло, то есть, на ощупь становится горячим. Проходя по длинным трубкам конденсатора, фреон охлаждается за счет окружающего воздуха и достигает комнатной температуры.
  2. Испарение. Далее хладагент течет в сторону испарителя. Но поступает в него не напрямую, а через капилляр - сильно суженный участок трубки. Когда фреон попадает в испаритель через такое узкое отверстие, его давление резко снижается. Из-за этого хладагент вскипает, переходя из жидкого состояния в газообразное (испаряется). В процессе испарения он поглощает огромное количество тепла, а на ощупь становится холодным. Проходя по трубкам испарителя, фреон «забирает» тепло из камеры, охлаждая воздух и продукты, находящиеся в ней.

Температура перехода из жидкого состояния в газообразное (точка кипения) у разных типов и марок хладагентов составляет -30…-150 °С. Но количество фреона в системе и площадь поверхности испарителя сравнительно небольшие, а его циркуляция периодически прерывается. Поэтому температура в холодильнике снижается всего до 0…+6 °С, а в морозильнике - до -6…-24 °С. Немного «подогревшись» в камере, газообразный хладагент движется к конденсатору, и цикл повторяется.

Перекачивает фреон мотор-компрессор, который справедливо называют сердцем холодильника. Он работает по принципу насоса и создает нужное давление в каждой части системы, заставляя хладагент «переносить» тепло из камеры наружу. Находится компрессор между испарителем и конденсатором, в него поступает только газообразный фреон.

Таким образом, главными функциональными элементами каждого холодильника являются:

  • мотор-компрессор;
  • конденсатор;
  • капиллярная трубка, или капилляр (медная труба длиной 1,5-3 м с внутренним проходом 0,6-0,85 мм);
  • испаритель.

Дополнительные элементы системы охлаждения

Кроме перечисленных узлов, в систему входят:

  • . Выглядит как утолщение между конденсатором и капилляром. Представляет собой медную трубку диаметром до 2 см и длиной 10-15 см, заполненную специальным влагопоглощающим веществом (цеолитом). Фильтр очищает проходящий через него хладагент от и таким образом предотвращает засорение капиллярной трубки. Иначе при резком охлаждении фреона на выходе из капилляра находящаяся в нем вода замерзнет и перекроет просвет.
  • Докипатель. Алюминиевая или медная емкость между испарителем и компрессором. Здесь система охлаждения в очередной раз резко расширяется, заставляя вскипеть весь фреон, который мог остаться в жидком состоянии после прохождения через испаритель. Это необходимо для нормальной работы компрессора (он перекачивает только газ, а при всасывании жидкости может выйти из строя). Поскольку при дополнительном вскипании фреона снова поглощается тепло, докипатель устанавливают внутри холодильника, чаще всего в морозильной камере.

Другие обязательные компоненты прибора

Чтобы система охлаждения работала бесперебойно и с нужной интенсивностью, в конструкцию холодильника включают регулирующие элементы. Так, в агрегате обязательно есть:

  • . Поддерживает температуру в камере на заданном уровне. Когда она уже достаточно низкая, терморегулятор размыкает электрическую цепь, отключая компрессор от питания. Охлаждение прекращается. Как только температура снова повышается до максимально допустимого значения, терморегулятор замыкает цепь. Компрессор снова начинает работать, охлаждая воздух в камере.
  • . Запускает двигатель компрессора при включении холодильника и замыкании цепи терморегулятором. Отключает мотор при перегреве.
Отличия моделей с системой и без нее

В обычном холодильнике влага, попадающая в камеру, постоянно на стенках испарителя. Образуется иней, который мешает свободному доступу воздуха и нормальному охлаждению. Хладагент в системе циркулирует, но не может поглощать тепло из камеры из-за толстой снежной шубы. Результат - повышенная температура, которая приводит сразу к двум проблемам:

  1. Продукты портятся гораздо быстрее, чем должны.
  2. На повышенную температуру в камере реагирует терморегулятор. Он не приостанавливает охлаждение, заставляя компрессор работать непрерывно. А это приводит к его быстрому износу. Поэтому холодильники с капельными испарителями необходимо периодически размораживать.

Система No Frost позволяет избежать намерзания и постоянных разморозок. В нее входят:

  • электрический ТЭН;
  • таймер;
  • вентилятор;
  • система отвода талой воды.

В морозилке холодильника с No Frost испаритель расположен не в виде змеевика под каждой полкой, как обычно, а в виде компактного радиатора. Он может размещаться в любой части камеры. Чтобы устройство эффективно поглощало тепло из всей морозилки, используют вентилятор. Он стоит позади испарителя и постоянно прогоняет воздух через него. Холодный воздушный поток направляется на продукты и охлаждает их.

При этом вся влага из воздуха конденсируется на испарителе, и со временем на нем образуется иней. Но таймер системы No Frost не позволяет шубе стать слишком толстой. В нужный момент он запускает оттаивание: просто включает ТЭН, который размораживает иней. Оттаявшая вода стекает по трубкам в специальный поддон за пределами камеры. Оттуда она испаряется в воздух помещения.

Как правило, в бытовых холодильниках систему No Frost устанавливают только для морозилки. Реже встречаются модели, у которых ею оснащена также холодильная камера. Благодаря работе системы за холодильником нужно меньше ухаживать. Но постоянная циркуляция воздуха и интенсивное выведение влаги наружу приводят к тому, что продукты в камере с No Frost высыхают быстрее, чем в обычной.

Плачущий испаритель

No Frost - не единственное решение проблемы с лишней влагой в камере. Есть совсем простая конструкция - плачущий испаритель. Он используется даже в недорогих современных холодильниках. С точки зрения эффективности и экономии энергии в холодильной камере такая система более выгодна, чем No Frost.

Плачущий испаритель спрятан за задней стенкой камеры. Пока компрессор работает, и происходит охлаждение, стенка становится очень холодной. На ней конденсируется лишняя влага, и образуется тонкий слой инея. Когда температура в камере падает до нужного значения, компрессор отключается, и стенка нагревается, поглощая тепло из воздуха. Иней на ней тает.

Оттаявшая вода стекает капельками по задней стенке камеры (отсюда и название плачущей системы). Внизу для нее предусмотрено специальное дренажное отверстие, через которое конденсат попадает в дренажный шланг. Последний выводит влагу наружу, в специальную широкую емкость (обычно она расположена на корпусе компрессора). Там конденсат испаряется.

Что из этого следует: советы по разумной эксплуатации холодильника

  1. Для нормальной работы прибора необходимо, чтобы конденсатор хорошо охлаждался. Поэтому холодильник нельзя ставить возле нагревательных приборов и под прямые солнечные лучи. Также стоит следить за чистотой конденсатора, ведь толстый слой пыли на «решетке» мешает теплообмену точно так же, как и снежная шуба на испарителе.
  2. Вовремя размораживайте холодильник. Не допускайте образования толстой наледи и инея.
  3. При размораживании не используйте острые предметы, чтобы отколоть лед. Так можно повредить трубки испарителя, что приведет к утечке фреона. Ремонтировать такие повреждения дорого, а иногда вовсе невозможно. Максимум, что можно сделать для ускорения процесса разморозки, - поставить на полки кастрюли или бутылки с теплой водой.
  4. После размораживания и мытья камеры вытрите все ее поверхности насухо и досушите при комнатной температуре еще около двух часов. Затем закройте дверцы, включите пустой холодильник, дождитесь, пока он отработает один цикл и отключится. Только теперь загружайте продукты.
  5. Не включайте надолго функции быстрой заморозки (суперзаморозки) и суперохлаждения. Их кнопки замыкают контакты терморегулятора и не позволяют ему периодически отключать компрессор. В результате мотор перегружается и быстро изнашивается.
  6. Также не стоит устанавливать терморегулятор на максимум. Оптимальный вариант - около середины шкалы. При более интенсивном охлаждении температура в камерах снижается очень незначительно, зато компрессор работает на износ.
  7. У Вас холодильник с плачущим испарителем? Не ставьте продукты вплотную к задней стенке камеры и постоянно следите за состоянием дренажного отверстия, через которое стекает конденсат. Иначе частички пищи забивают дренажный шланг, вода в нем застаивается, и возникает неприятный запах.
  8. По возможности не ставьте на холодильник тяжелых предметов. У современных моделей верхняя крышка изготовлена из пластика и не рассчитана на весовые нагрузки. Если поставить прямо на нее микроволновку или тяжелый комбайн, она просто треснет. В крайнем случае используйте дополнительные опоры для равномерного распределения нагрузки.
  9. Не стелите на холодильник покрывал и клеенок. Они могут съехать назад, накрыть конденсатор и вызвать перегрев.
  10. Следите, чтобы дверцы работающего холодильника были всегда плотно закрыты. Чем больше теплого воздуха попадет в камеру, тем труднее придется компрессору. Кроме того, снаружи влажность несколько выше. Если дверца морозилки закрыта неплотно, на испарителе быстрее образуется наледь.

И главное правило: заподозрив неисправность, не откладывайте ремонт холодильника в долгий ящик. Часто случается так, что изначальная поломка совсем незначительна. Но если ее сразу не устранить, со временем ломается компрессор. А это очень дорогой узел. Поэтому при самых маленьких неполадках звоните мастеру - так Вы продлите срок службы своей техники на годы.

В однокамерном холодильнике охлаждение холодильной камеры происходит с помощью основного испарителя, который расположен в верхней части холодильного шкафа. Холодный воздух опускается вниз и охлаждает продукты холодильной камеры. Чтобы охлаждение не было очень сильным, под основным испарителем устанавливают поддон с небольшими окошками, через которые холодный воздух поступает в холодильную камеру. Приоткрывая и закрывая окошки можно регулировать температуру в холодильной камере. Морозильная камера в однокамерных холодильниках располагается только в верхней части холодильного шкафа. Как правило испаритель является корпусом морозильной камеры.

схема однокамерного холодильника

Однокамерный холодильник работает следующим образом: мотор-компрессор откачивает пары фреона из испарителя и нагнетает их в конденсатор. Здесь пары охлаждаются, конденсируются и переходят в жидкую фазу. Далее жидкий фреон через фильтр-осушитель и капиллярную трубку направляется в испаритель.

Фильтр-осушитель (осушительный патрон) служит для очистки и осушения проходящего через него хладагента. Он представляет собой цилиндр, заполненный веществом, поглощающим воду (силикагель или цеолит). Выплёскиваясь в каналы испарителя, жидкий фреон вскипает и начинает отбирать тепло с поверхности испарителя, тем самым охлаждая внутренний объём холодильника и продукты, хранящиеся в нем. Пройдя через испаритель, жидкий фреон выкипает, превращаясь в пар, который опять откачивается мотором-компрессором.

Цикл непрерывно повторяется до тех пор, пока температура на поверхности испарителя не достигнет необходимого значения, после чего мотор отключается. Под действием окружающей среды температура в морозильной камере повышается, и мотор включается снова. Таким образом, внутри холодильника поддерживается необходимая температура.

Для предотвращения образования конденсата на поверхности трубопровода всасывания на него по всей его длине припаивается капиллярная трубка. При работе холодильника капиллярная трубка нагревается, нагревая трубопровод всасывания. В современных моделях холодильников капиллярная трубка находится внутри трубопровода всасывания. Поскольку в однокамерных холодильниках чувствительный элемент термостата (сильфонная трубка) крепится на поверхности испарителя и охлаждается и нагревается вместе с испарителем, включение и отключение компрессора осуществляется при достижении необходимой температуры в морозильной камере.

Регулировка температуры (т. е. частоты включения компрессора) повышает (или понижает) температуру одновременно и в морозильной и холодильной камерах. Чтобы охлаждение не было очень сильным, под испарителем (то есть под морозильной камерой) устанавливают поддон с небольшими окошками, через которые холодный воздух поступает в холодильную камеру. Приоткрывая и закрывая эти окошки можно регулировать температуру в холодильной камере. При этом в морозильной камере температура останется прежней.

ДВУХКАМЕРНЫЙ ХОЛОДИЛЬНИК


устройство двухкамерного холодильника

Двухкамерный холодильник отличается от однокамерного наличием собственного испарителя для холодильной и морозильной камер.

Принцип работы двухкамерного холодильника следующий: жидкий фреон, накачиваемый мотором-компрессором, проходит по конденсатору и капиллярной трубке, попадет в испаритель морозильной камеры, вскипает и, испаряясь, начинает охлаждать поверхность испарителя. При этом испарение жидкого фреона и, соответственно, охлаждение начинается в месте входа капиллярной трубки в испаритель и постепенно продвигается по его каналам к выходу испарителя морозильной камеры (см. рисунок). Пока поверхность испарителя не охладится до минусовой температуры, в испаритель холодильной камеры фреон не поступает. После обмерзания испарителя морозильной камеры жидкий фреон начинает поступать в испаритель холодильной камеры, охлаждает его до температуры -14°С, после чего мотор-компрессор отключается. После отключения мотора воздух в холодильной камере под воздействием окружающей среды постепенно нагревается, от этого нагревается испаритель холодильной камеры. При достижении определннной температуры мотор снова включается.

"Плачущий" испаритель

Так обычно называют испаритель холодильной камеры в двухкамерных холодильниках. Как правило, в холодильной камере достаточно большого объема устанавливается испаритель небольшого размера (в несколько раз меньше, чем в морозильной камере), который обмерзает до температуры минус 14°С за довольно короткое время. После этого чувствительный элемент терморегулятора, закреплённый на поверхности этого испарителя, "даёт команду" на отключение мотора-компрессора. За время работы мотора испаритель успевает охладить объём холодильной камеры до температуры плюс 4°С.

После отключения мотора-компрессора воздух в холодильной камере начинает нагревать поверхность испарителя. Вода, образовавшаяся из растаявшего инея каплями стекает по испарителю в специальный лоток на стенке камеры. Регулируя мощность компрессора можно изменять температуру как в холодильной, так и в морозильной камере.

Если датчик температуры установлен только в холодильной камере, то и температура будет регулироваться по холодильной камере, т.е. при понижении температуры в холодильной камере с +4° до +2°С, температура в морозильной камере тоже понизится на 2°С, например с минус 20°С до минус 22°С.

Если температуру в холодильной камере повысить, то в морозильной камере температура тоже повысится. Отметим, что агрегат холодильника рассчитан таким образом, что даже при минимальном значении терморегулятора температура в морозильной камере не поднимется выше положенной нормы минус 18°С.

ХОЛОДИЛЬНИК С ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМИ КЛАПАНАМИ

Независимая регулировка температуры в холодильной и морозильной камерах возможна в случае, если установлены два независимых компрессора со своими испарителями. Другой вариант - двухконтурная система, в которой предусмотрена возможность независимой работы каждого контура.

Самый простой способ реализации этой идеи - установка клапана, перекрывающего подачу хладагента в испаритель холодильной камеры (серия холодильников Минск 126; 128 и 130). При закрытии клапана хладагент начинает поступать в испаритель по дополнительному капиллярному трубопроводу, который впаян в конденсатор агрегата. Количество подаваемого хладагента уменьшается, в результате чего перестаёт обмерзать испаритель холодильной камеры (из-за уменьшенного количества охлаждающего вещества жидкий хладагент до него просто не доходит, выкипая в испарителе морозильной камеры). Работа клапана связана с показаниями термостата холодильной камеры, что даёт возможность регулирования температуры в холодильной камере отдельно от морозильной. Компрессор в таких холодильниках отключается в соответствии с показаниями термостата, установленного в морозильной камере.

В холодильниках более сложной конструкции могут устанавливаться клапаны, перекрывающие поступление хладагента в испарители камер холодильника поочерёдно, позволяя регулировать температуру в каждой из камер по отдельности. В таких холодильниках управление работой клапанов и мотора-компрессора производит электронный блок. Температура в камерах считывается специальными датчиками, и на основании этой информации, а также на основании датчика температуры окружающей среды происходит регулирование температуры в камерах холодильника.

СУПЕРЗАМОРОЗКА

Режим принудительной заморозки продуктов применяется в морозильниках и двухкамерных холодильниках для замораживания большого количества продуктов. При обычном режиме заморозки замораживаемые продукты, помещённые в морозильную камеру, начинают охлаждаться снаружи и лишь через некоторое время промерзают внутри.

Термостат отслеживает температуру испарителя либо воздуха в морозильной камере, но не температуру замораживаемых продуктов. Поэтому моторкомпрессор отключается при достижении определенной температуры внутри морозильника, а не в тот момент, когда продукты полностью замерзнут. При использовании режима принудительной заморозки, при котором отключается регулятор температуры, и мотор-компрессор будет работать, не выключаясь, пока пользователь самостоятельно не отключит этот режим (или это не сделает автоматика).

Реализация режима суперзаморозки может быть различной:
1. Прямое подключение компрессора к сети в обход датчиков температуры и установка максимально возможного значения температуры на терморегуляторе
2. Включение слабого нагревательного элемента на испарителе в непосредственной близости от датчика температуры. Этот элемент не позволяет датчику охладиться, и компрессор начинает работать не отключаясь. В системах с электронной системой управления активация этого режима осуществляется управляющим процессором. Поскольку в режиме принудительной заморозки мотор-компрессор работает, не выключаясь, необходимо помнить, что такая работа мотора-компрессора более трёх суток может привести к сокращению его ресурса. Надо иметь в виду, что в большинстве моделей при включении режима суперзаморозки температура понижается как в морозильной, так и в холодильной камерах.

СИСТЕМА NO FROST


устройство двухкамерного холодильника системы NO FROST

Холодильники системы NO FROST отличаются от холодильников с обычной системой охлаждения тем, что в морозильной камере они не имеют привычного испарителя в виде металлической полочки или пластины.

Испаритель (он как правило один), который в таких моделях правильнее называть воздухоохладителем, может быть расположен в верхней или нижней части морозильной камеры или за панелью на задней стенке этой камеры, а холодильная камера вообще не имеет своего испарителя. Конструктивно воздухоохладитель в большинстве моделей внешне напоминает автомобильный радиатор. За ним устанавливается вентилятор, который нагнетает воздух из морозильной и холодильной камер.

При прохождении через испаритель воздух охлаждается и по системе каналов направляется на охлаждаемые продукты. При этом большая часть охлаждённого воздуха поступает в морозильную камеру, а меньшая - по дополнительному каналу в холодильную. Исключение составляют холодильники FROST FREE, в холодильной камере которых установлен "плачущий" испаритель, и холодный воздух циркулирует только в пределах морозильной камеры.

Вопреки названию системы NO FROST ("без инея"), иней всё-таки образуется - просто его не видно, т.к. он образуется на закрытом от глаз испарителе. Периодически, через 8-16 ч, этот иней оттаивается нагревательными элементами, расположенными на испарителе или под ним.

Температура в морозильной камере регулируется путём отключения компрессора при достижении определенной температуры в морозильной камере или в воздушном канале, по которому холодный воздух из морозильной камеры поступает в холодильную.

Температура в холодильной камере регулируется либо специальной заслонкой, установленной в воздушном канале холодильной камеры (заслонка может иметь ручное управление или управляться термостатом), либо путём включения-выключения дополнительного вентилятора, подающего холодный воздух из морозильной камеры в холодильную.

ДВУХКОМПРЕССОРНЫЕ ХОЛОДИЛЬНИКИ

В двухкомпрессорных системах в одном холодильном шкафу установлены два отдельных агрегата для каждой из камер, и работают они независимо друг от друга. У каждого агрегата свой термостат, показания которого являются сигналом для отключения соответствующего компрессора. Это все равно, как если бы мы поставили отдельно стоящий холодильник на морозильный шкаф (или наоборот). Температуру, режимы суперзаморозки (суперохлаждения), "отпуск" и т.д. можно включать совершенно независимо.

ОБОГРЕВ ДВЕРНОГО ПРОЁМА

Для предотвращения появления конденсированной влаги на поверхности дверных проёмов применяется их обогрев. Конденсат на этих поверхностях появляется из-за разницы температуры внутри морозильного шкафа (камеры) и температуры окружающей среды. К примеру, если в помещении, где установлен холодильник, температура плюс 30°С, а внутри морозильной камеры минус 18°С, то образование конденсата на торцах морозильного шкафа в местах прилегания уплотнительной резины практически неизбежно.

В некоторых холодильниках функция обогрева дверного проёма может быть отключена специальной клавишей. Это делается в случаях, когда в помещении, где находится холодильник, достаточно прохладно. Функция отключения обогрева дверного проёма являяется энергосберегающей, т. к. обогрев осуществляется электрическими нагревательными элементами. Однако в большинстве современных холодильников обогрев дверного проёма осуществляется за счёт горячего хладагента, нагнетаемого мотором-компрессором в конденсатор холодильного агрегата.

В таких моделях горячий хладагент, нагнетаемый мотором-компрессором, проходит по трубопроводу, проложенному в стенке холодильного шкафа, затем идёт по трубопроводу, уложенному внутри шкафа по периметру дверного проёма, обогревает этот проём и, уже немного остывший, по трубопроводу в стенке шкафа поступает в конденсатор агрегата. В холодильниках и морозильниках с такой системой обогрева во время выхода холодильной системы в режим могут довольно сильно нагреваться стенки холодильного шкафа и дверной проём, что не является неисправностью.

НУЛЕВАЯ ЗОНА

Нулевой зоной называют специальный отсек холодильной камеры, предназначенный для хранения свежего мяса, свежей птицы и рыбы. Как правило, этот отсек представляет собой выдвижные ящики, которые обычно располагаются между морозильной и холодильной камерами. Производителями декларируется поддержание в таком отделении определенной влажности и температуры около 0°С.

В некоторых моделях зона свежести выполнена в виде изолированной камеры. Благодаря таким условиям хранения многие продукты сохраняют свою свежесть в среднем в два-три раза дольше, чем в обычном холодильнике. Зона свежести может не иметь собственного испарителя, а охлаждение этой камеры может осуществляться за счёт естественного притока холодного воздуха из расположенной сверху морозильной камеры по небольшому каналу, соединяющему морозильную и нулевую камеры.

В некоторых холодильниках нулевая зона выполнена в виде отдельной пластиковой ёмкости, установленной у плачущего испарителя. Охлаждение этой ёмкости происходит от плачущего испарителя. Гарантированно температура 0°С может быть обеспечена только в том случае, когда нулевая зона представляет собой камеру с отдельным испарителем, либо камеру, в которую порционно подаётся охлаждённый воздух из морозильной камеры (NO FROST), особенно если управление процессами производится электронным блоком.

Хозяевам не приходится задумываться об устройстве такого прибора, как холодильник. Главное, чтобы он вырабатывал холод круглый год, не шумел, не ломался, расходовал минимум электричества. Однако многие владельцы и не подозревают, что бытовые холодильники довольно хрупки, несмотря на свой внушительный внешний вид. Возможно, если им узнать принцип работы приборов, то они не допустят распространенных ошибок в ходе их эксплуатации.

Для начала расскажем о том, как именно эти агрегаты работают. Говоря простым языком, объясним, почему в холодильнике холодно даже в самый жаркий день. Постараемся обойтись без сложных технических деталей и ни одной важной мелочи не упустить.

Что такое хладагент

Даже если вы и не знаете, как устроен ваш холодильник, то о такой его составляющей, как хладагент, наверняка слышали. Под этим названием скрываются всевозможные жидкие химические вещества, циркулирующие по трубкам-конденсаторам в ваших холодильниках. По своей роли они – как кровь в кровеносной системе. Самый распространенный хладагент – фреон.

В русскоязычных странах хладагенты часто называют «хладонами», но их качества от этого не изменяются.

Принцип работы примерно такой же, как и у воды в системах отопления. Такой же, но со знаком «минус» – задача фреона не нагреть помещение, а забрать из него тепло. Сперва хладагент под давлением или воздействием тока превращается в газ, нагревается, затем по трубкам циркулирует в стенках холодильника, конденсируясь (становясь жидким). По простейшим законам термодинамики, во время этого процесса происходит отъем тепла из воздуха.

Различия холодильников по принципу действия

Теперь о самом сложном – принципе действии холодильника. То есть мы поговорим о том, каким образом внутренним камерам бытовых приборов передается холод. Существует три типа конструкций холодильников:

  • компрессионные – в такой конструкции обязательно присутствует мотор-компрессор, а вещество-хладагент под воздействием давления постоянно переходит из жидкого в газовое состояние, одновременно отбирая тепло из камер;
  • абсорбционные – в целом схожи с компрессорными моделями, но сам компрессор в них заменен на ТЭН (электрический нагреватель в виде трубки); изменение агрегатных состояний хладагента происходит под воздействием тока;
  • термоэлектрические – в них совсем нет хладагента, а поглощение тепла (читайте выше про охлаждение) происходит за счет особых проводников, по которым проходит ток.

В прошлом выпускались еще и пароэжекторные холодильники, но сегодня это устаревший принцип устройства холодильного оборудования. В то время как у абсорбционных и термоэлектрических моделей чрезвычайно высокое потребление электричества, компрессорные агрегаты экономичны, служат долго, очень легко ремонтируются, к тому же являются самыми дешевыми. Единственный их минус – повышенная шумность.

Обращаться с компрессионными холодильниками нужно осторожно – компрессор чрезвычайно уязвим, может сломаться от сильной встряски, простого наклона, .

Компрессионное устройство холодильника сегодня – это самый массовый вариант. Поэтому этим моделям мы уделим больше всего внимания.

Устройство компрессионных холодильников

Неизменные составные части бытовых приборов, устроенных по компрессионному принципу, следующие:

– компрессор – самый громоздкий и шумный прибор, создающий давление на хладагент;
– конденсатор – трубопровод в виде сетки на задней стенке холодильника; по нему циркулирует хладагент;
– испаритель – трубопровод с низким давлением; в нем хладагент становится жидким, забирает тепло из атмосферы в камерах и морозильнике.

Также в конструкцию бытовых приборов иногда включают и другое оборудование – фильтры, расширительные вентили и другие необязательные составляющие.

Войдя снова в жидкое состояние, фреон возвращается к компрессору, и цикл повторяется. На одном и том же запасе хладагента холодильник может бесперебойно работать десятилетиями.

Компоновка холодильников

О том, как работает современный холодильник, мы рассказали. Теперь перейдем к более понятной рядовому пользователю теме – компоновке, то есть к способам расположения камер.

Компоновка является очень важной частью внутреннего устройства холодильника. Наиболее распространены три подвида:

  • азиатская – морозильная камера расположена сверху; именно по такой схеме выпускались бытовые приборы в СССР; больше подходит для небольших моделей с маленькой вместимостью;
  • европейская – самая распространенная разновидность, когда морозилки располагаются снизу, что упрощает конструкцию конденсаторов, удешевляет производство холодильника; схема оптимальная для холодильников средних размеров;
  • американская – схема, популярная практически исключительно в Штатах, оттуда модели и поставляются на отечественные рынки; холодильные и морозильные камеры устроены «бок о бок», то есть разделяются по вертикали.

Американский способ компоновки более подходит для вместительных моделей, вплоть до 700 литров.

Подобное внутреннее устройство имеет большая часть холодильников на рынке. Особенно многочисленны среди них компрессионные модели – до 90% из всех выпущенных в мире.

Теперь вы будете в курсе, каким образом устроены большинство современных холодильников, какими они бывают в зависимости от компоновки.

В однокамерных устройствах охлаждение камеры осуществляется от главного испарителя, который находится в верху холодильного шкафа. Охлажденный воздух с испарителя поступает вниз и понижает температуру в холодильной камеры. Для того, что бы не было резкого понижения температуры, под главным испарителем расположен поддон с маленькими отверстиями, через которые охлажденный воздух от испарителя попадает в холодильную камеру. Открытием и закрытием этих отверстий мы можем изменять температуру в холодильной камере. Из курса физики мы знаем, что холодный воздух всегда поступает вниз, и поэтому в однокамерных холодильниках морозильная камера находится всегда сверху.


Упрощенная электрическая схема холодильника

Холодильный агрегат в однокамерном устройстве работает по следующей схеме: компрессор откачивает пары холодильного агента из испарителя и нагнетает их в конденсатор, где они и охлаждаются, конденсируются и в конечном итоге переходят в жидкую фазу. Далее эта жидкость через фильтр-осушитель и капиллярные трубки поступает в испаритель где вскипает и начинает забирать тепловую энергию от поверхности испарителя, то есть охлаждая содержимое холодильника. Холодильный агент выкипает и превращается в пар во время прохождения через испаритель, который по той же самой схеме откачивается компрессором. Алгоритм циклично повторяется до момента времени, пока температура на поверхности испарителя не станет заданной, после чего термореле отключит компрессор.


Схема холодильника принцип работы

Под действием внешнего климатического воздействия температура в морозильной камере увеличивается, и термореле опять подключает компрессор. Работая по такой схеме, внутри холодильника держится постоянная температура. Для профилактики образования конденсата на поверхности трубопроводной системы по всей его длине устанавливается капиллярная трубка. Во время работы капиллярная трубка нагревается, тем самым нагревая трубопровод всасывания. В современных моделях капиллярная трубка располагается внутри трубопровода всасывания.

Двухкамерный аппарат в отличии от однокамерного брата имеет два отдельных испарителя для холодильной и морозильной камеры, разделенных теплоизолирующей перегородкой.


Упрощенная электрическая схема холодильника (двухкамерный)

Принцип работы двухкамерного следующий: холодильный агент закачиваемый компрессором, через капиллярною трубку, поступает на испаритель морозильной камеры, где вскипая и испаряясь, начинается процесс охлаждения поверхность испарителя. До-тех пор пока испаритель морозилки не обмёрзнет до минусовых значений, в другой испаритель находящийся в холодильной камере холодильный агент поступать не будет.

Как только испаритель в морозилке обмерзнет жидкий холодильный агент начнет поступать в испаритель холодильной камеры, понижая его температуру до минус 14°С, после чего термореле, отключит компрессор.А включение компрессора произойдет, также автоматически после нагрева испарителя до определённой температуры.

Компрессор – это сердце любого холодильника или морозильника. Если с ним возникли проблемы, то и холодильник работать точно не будет. У рядового потребителя возникает вопрос. Можно ли в домашних условиях проверить его? Оказывается, не только можно, но и нужно. Главное, чтоб для этого у вас были нужные знания и прямые руки.


Рассмотрен и описан схемотехнический принцип работы термостата, а также варианты замены сгоревшего регулятора температуры на его простые самодельные аналоги.

В рассмотренных выше принципах работы компрессора есть один существенный недостаток - компрессор работает на полную мощность, и даже несмотря на то, что он периодически отключается термореле общее энергопотребление значительно выше, чем у инверторных компрессоров

Принцип работы компрессора инверторного типа следующий: При подаче электропитания холодильник быстро набирает заданную температура охлаждения, а затем с помощью плавного изменения мощности компрессора держится требуемая температура, при этом инверторный компрессор не выключается, а уменьшает лишь количество циклов работы компрессора в единицу времени, а температура внутри холодильной камеры поддерживается постоянной.

Устранение неисправности дело серьезное, но любой радиолюбитель способен произвести несложный ремонт своими руками, и даже заменить некоторые вышедшие из строя узлы альтернативными радиолюбительскими конструкциями.


Иногда так случается, что подойдя к холодильнику рано утром, вы понимаете, что забыли плотно закрыть его дверь вечеро. Холодильник за ночь разморозился, и некоторые продукты для профилактики отравлений лучше отправить в мусорный бак. Чтобы этого избежать предлагаю собрать звуковой сигнализатор, и спустя какое-то время устройство само напомнит вам, чтобы дверь открыта. Конечно, в некоторые новые модели холодильников эта функция уже встроена, но старые прекрасно работающие бюджетные модели необходимо модернизировать, установив, как вариант, данную схему детектора.

Во многих моделях современных холодильников двери открываются с правой стороны. Но периодически появляются ситуации, в которых требуется изменить этот принцип и выполнить перевешивание дверей холодильника на противоположную сторону.

Отсутствие подсветки в холодильнике – приносит кучу неудобств, особенно в темное время суток. В старых холодильных устройствах применялись типовые лампы накаливания малой мощности, единственным их минусом была генерация тепла. В современной кухонной техники вместе с классическими лампами накаливания применяются люминесцентные и светодиодные лампы. Эти виды ламп куда более энергоэффективны и генерируют холодный белый свет, а главное почти не нагреваются. Но даже их приходится периодически заменять на новые, а чтоб правильно это сделать, следует ознакомиться с этой статьей.

Все системы охлаждения современных холодильников можно поделить на три класса: статическое охлаждение, система No Frost и динамическое охлаждение. Именно эти три группы и являются основой любого холодильного устройства.

Статическое охлаждение

Другое название этой систему "Direct Cool". Принцип работы следующий. Когда работает компрессор, температура в камере снижается за счет отбора тепла испарителем, который размещен в задней стенке корпуса. Температура задней стенки низкая и вся влага начинает конденсироваться и замерзать на ней. Когда температура снижается до заданного пользователем уровня, компрессор отключается. Через некоторое время замерзшие капли влаги на стенке начинают таить и стекать через специальное отверстие в контейнер, расположенный снаружи холодильника. Когда температура увеличивается до максимальных значений заданным настройками терморегулятора и компрессор снова срабатывет и все повторяется в той же последовательности. Температура в морозильной камере всегда находится в отрицательном диапазоне за счет конструкционных особенностей и площади испарителя.

Размораживание в холодильных устройствах со статической системой охлаждения называют ручным. Под размораживанием понимают только процесс разморозки морозильной камеры, так как из-за постоянной отрицательной температуры, влага постоянно намерзает на стенках камеры. В холодильной камере разморозка осуществляется автоматически.

Недостатком такой системы охлаждения является отсутствие равномерного охлаждения по всему объему. Интенсивность охлаждения в статических системах самая низкая. Достоинством является максимальное сохранение влаги продуктов.

Охлаждение No Frost

Система может работать без разморозки все время пока не сломается. Принцип ее работы следующий - т.к испаритель в таких холодильниках открыт, то воздух в камере контактирует с ним. В основу охлаждения No Frost лежит принудительная циркуляция воздуха в холодильной камере через испаритель. Во время работы компрессора воздух вентилятором прогоняется через испаритель, который забирает тепло и обладает достаточно низкой температурой. Вся влага, которая находится в воздухе, мгновенно замерзает на самом испарителе. За счет этого и не происходит наледи. Когда компрессор отключается достигая заложеного уровня температуры, влага на испарителе тает сама и выводится по специальному дренажному каналу. Аналогичный процесс идет и в морозильной камере.

Вместе с этой системой используется понятие многопоточной системы охлаждения Air Flow или Multi Air Flow. Отдельно в собственную систему охлаждения ее выделить нельзя, так как это система циркуляции всего лишь повышает эффективность охлаждения. Достоинством систем No Frost является отличная эффективность охлаждения. Так как распределенный воздушный поток образует одинаковую температуру в любой части холодильной камеры.

Из недостатков продукты в таких холодильниках частично теряют свою влагу и их желательно хранить в контейнерах.

Динамическое охлаждение

На самом деле это усовершенствованная статическая система но с определенными усовершенствованиями, в виде вентилятора камере. Принцип работы такой же как и в случае со статическим охлаждением. А вентилятор, обеспечивает принудительную циркуляцию воздуха в камере.

Эта система сочетает в себе плюсы статической и No Frost системы, обеспечивая наиболее лучшие условия для хранения продуктов.

В современных конструкциях холодильников используются комбинации систем охлаждения из-за чего их нельзя рассматривать как с одной конкретной системой. Например, фирма Electrolux выпускает холодильники с системой Frost Free. Но в оригенали это комбинация статической системы в холодильной камере и No Frost в морозилке.