Светофорное регулирование движения значение сигналов светофора. Значения световых сигналов светофора - уроки пдд. Дополнительная секция запрещает движение

Обязаны ехать исключительно по указаниям данных оптических устройств. Такая упорядоченность дорожного движения минимизирует возможность возникновения ДТП.

Сигналы светофора являются средством В исключительных случаях, а именно, когда прибор работает во внештатном режиме, координированием движения автомобилей занимается регулировщик.

Сигналы светофора

Впервые светофор (семафор) был установлен в Лондоне и переключался вручную. Время, как говорится, не стоит на месте. Все обновляется, развивается, и светофоры в том числе. На сегодняшний день нам привычнее видеть его в качестве устройства, установленного на дороге. Сигналы светофора - красный, желтый и зеленый, знакомы каждому.

Наиболее привычным является уличный светофор (фото вверху); по его сигналам ориентируются не только водители, но и пешеходы. Однако, помимо таких средств организации движения, существуют и иные типы, использующиеся на реках и так далее.

Виды

Светофоры подразделяются на следующие виды:

  • Уличные.

Автомобильные (круглые);

Стрелочные;

С мигающим красным сигналом;

Установленные на железнодорожных переездах;

Реверсивные;

Приспособленные для пешеходов, велосипедистов, маршрутных транспортных средств;

Трамвайные.

  • Железнодорожные.
  • Речные.
  • Для автоспорта.

Светофоры для уличного транспорта - круглые

Каждого из нас еще в детстве учили ориентироваться по сигналам. Наиболее привычным их источником является трехцветный круглый светофор, украшающий регулируемый перекресток и регулирующий движение автотранспорта и пешеходов.

Какие сигналы участникам дорожного движения подает светофор?

  • Красный. Запрещает начинать проезд/проход перекрестка. Мигающий сигнал данного цвета имеет то же значение.
  • Желтый мигающий - движение разрешено. Однако предупреждает об опасности на перекрестке. Также может информировать участников движения о том, что светофор не работает. Если есть регулировщик на перекрестке, то проезд осуществляется по его указаниям.
  • Желтый. Светофор сообщает о том, что движение запрещено и информирует о скорой смене цвета.
  • Зеленый. Позволяет двигаться.
  • Зеленый мигающий. Не дает запрета для передвижения. Информирует о том, что скоро включится запрещающий.

На некоторых светофорах для более точного информирования устанавливается цифровое табло.

Единовременное загорание двух цветов (красного и желтого) говорит водителям автомобилей, пешеходам и другим участникам движения о запрете проезда/прохода, а также о том, что в скором времени включится зеленый.

Светофоры с дополнительными секциями и стрелками

Данные устройства устанавливаются на более оживленных перекрестках. Сигналы светофора имеют вид стрелок в привычных для нас цветах: красном, желтом или зеленом, и наделены тем же значением, что и круглые. Различие заключается в указываемом направлении. Стоит отметить, что стрелка, позволяющая повернуть налево, также разрешает выполнить разворот (кроме случаев, когда последний запрещен дополнительно установленным дорожным знаком).

Круглый светофор, на линзах которого изображены стрелки, располагается над каждой полосой. Он облегчает ориентирование водителя на проезжей части, показывая, куда ему можно направиться после загорания разрешающего сигнала. А они аналогичны значениям обычного круглого.

Светофор с дополнительными секциями имеет еще одну ячейку со стрелкой, указывающей направление. То есть движение в определенную сторону дозволено лишь тогда, когда этот сигнал горит зеленым. Имеет место и другая ситуация: одновременно горит зеленым цветом дополнительная секция и красный запрещающий сигнал. Это значит, что разрешено начинать двигаться в сторону указания стрелки лишь после того, как будут пропущены транспортные средства, проезжающие перекресток с других направлений.

С дополнительной секцией светофор (фото) можно увидеть внизу.

Для лучшего ориентирования и исключения ошибочного поворота на основной зеленой линзе изображается черная контурная стрелка. Даже в темное время суток, когда выключенную дополнительную секцию на светофоре можно попросту не заметить, водители транспортных средств будут знать о ее наличии.

ПДД: светофор реверсивный

На некоторых участках автотрассы в определенное время собираются огромные заторы. Чтобы ускорить движение и не создавать многочасовых пробок, на дорогах вводятся полосы с реверсивным движением, то есть изменяющим направление в зависимости от сигнала светофора. У каждой полосы он свой, согласно ПДД.

Светофор имеет три секции. В первой красный знак «Х». Во второй секции находится желтая стрелка, в третьей - зеленая. Соответственно, красный сигнал - запрещает - разрешает, а желтый предупреждает. Во второй секции направление стрелки может меняться вправо или влево и указывать, куда следует перестроиться после того, как загорится разрешающий сигнал. При выключенном движение по полосам запрещено.

Светофоры для пешеходов и велосипедистов

Данное средство организации движения имеет всего лишь два цвета - это красный и зеленый. На линзе изображен силуэт пешехода или велосипедиста. Зеленый разрешает движение, красный - запрещает.

Для организации проезда велосипедистов иногда используется светофор с круглыми сигналами, под которым установлена информационная табличка. Она имеет следующий вид - белый фон, на котором в черном цвете изображен велосипед.

Для привлечения внимания, а также для слепых оснащены звуковым сигналом. Он подается, когда загорается зеленый свет, разрешающий переходить проезжую часть.

Техническое средство регулирования движения трамваев

Для механических транспортных средств, которым выделяется отдельная полоса, может устанавливаться специальный светофор. Он имеет четыре круглые линзы одного цвета - бело-лунного. Располагаются эти сигналы в виде буквы «Т».

Ориентироваться по такому светофору достаточно просто. В нем три линзы располагаются в ряд, а четвертая по центру внизу. Движение трамваев разрешается при загорании двух сигналов одновременно. Так, для проезда прямо должна быть включена нижняя линза и в верхнем ряду центральная. Сочетание двух сигналов сообщает водителю, что движение прямо разрешено. При включенной нижней линзе и правой/левой верхней трамваю можно повернуть в соответствующем направлении. Проезд запрещается во все стороны, когда на светофоре горят три верхних сигнала. Это сочетание является своего рода требованием трамваю остановиться.

Данным светофором обязаны пользоваться водители маршрутных транспортных средств, которым выделена определенная полоса. В нашей стране это чаще всего трамваи. Тем не менее другие участники дорожного движения должны принимать во внимание светофор с бело-лунными линзами. Ведь при одновременном размещающем сигнале разных светофоров приоритет имеют рельсовые транспортные средства.

Круглые бело-лунные мигающие светофоры устанавливаются и перед железнодорожными переездами. Включенные линзы позволяют совершать проезд через пути. В сравнении с привычным для нас круглым светофором этот сигнал аналогичен зеленому, который допускает движение.

Если линза не моргает бело-лунным, а наоборот - горит красным, то переезд железнодорожных путей разрешается при отсутствии в зоне видимости рельсового транспорта. В данной ситуации не стоит спешить. Лучше медленно оценить обстановку на переезде. Помните, что на многих железных дорогах установлено левостороннее движение.

Штрафы

Наиболее распространенная ошибка водителя - это проезд на запрещающий сигнал светофора. В первый раз за нарушение ваш кошелек потеряет одну тысячу рублей.

Если проехал на красный второй раз, то выплата будет уже значительно выше: пять тысяч рублей в государственную казну или лишение водительского удостоверения на срок до полугода.

Стоит отметить, что штраф выписывается не только за но и на желтый, а также их сочетание.

Памятка начинающим водителям

Внимательно оценивайте ситуацию на дороге. Лучше немного помедлить, чем поспешить и стать инициатором дорожно-транспортного происшествия.

Старайтесь не упустить из виду ни единого знака или разметки. Ведь первоначально неправильно занятое положение на проезжей части не позволит вам совершить запланированный маневр.

Несомненно, каждый участник дорожного движения (будь то водитель или пешеход) обязан знать ПДД и перемещаться в соответствии с ними.

Движение автомобилей является весьма сложным процессом, который требует соблюдение порядка и правил. Правила необходимы для уменьшения количества происшествий, которые происходят довольно часто. Одним из полезных устройств, позволяющих поддерживать порядок, является светофор.

Чтобы понять всю важность светофора достаточно вспомнить случай, когда он не работал по каким-либо причинам. В этот момент у всех начинается паника и сразу образуются огромные пробки во всех направлениях. В таком случае требуется регулировщик, который исходя из своих полномочий может осуществлять регулировку вместо светофора. Он необязательно должен являться сотрудником ГИБДД. Помимо этого органа имеется ещё ряд структур, которые наделены такой властью.

Трехсекционный светофор

Такая разновидность имеет наибольшую популярность. Устанавливается трехсекционный светофор в различном положении. В любом случае сигналы всегда имеют один смысл.

Трехсекционный светофор имеет следующие сигналы:

  1. Красный . Такой сигнал означает запрет на осуществление езды.
  2. Жёлтый . Этот сигнал означает запрет на продолжение движения транспорта. Некоторые автолюбители ошибочно полагают, что жёлтый цвет разрешает им проезд. Согласно ПДД движение на такой сигнал разрешено лишь в случае, если водитель совершил бы остановку только при помощи экстренного торможения.
  3. Красный вместе с жёлтым . Движение при этом сигнале также осуществлять нельзя.
  4. Зелёный . Этот свет даёт разрешение на возобновление движения или продолжение его. Когда вы выезжаете на перекрёсток при зелёном свете светофора, вы обязаны перекресток пересечь.
  5. Зелёный мигающий . Такой сигнал также разрешает проезд перекрёстка.

Светофор с дополнительной секцией

На некоторых светофорах можно увидеть дополнительные секции. В основном они устанавливаются на больших перекрёстках. Двигаться в таком случае автолюбителям можно, лишь когда стрелка начинает гореть. Следует знать, что если стрелка горит совместно с красным светом, то необходимо пропустить транспорт, движущийся с иных направлений . Имеющаяся черная контурная стрелка позволяет осуществлять езду в иные стороны. Нужна она для предотвращения ошибочного манёвра при плохом освещении, так как водитель может вовсе не заметить дополнительную секцию.

Светофор с мигающим жёлтым

В случае если на дороге отсутствует сильный поток автомобилей, то светофор может быть переведён в режим жёлтого мигающего сигнала . Благодаря этому водители значительно экономят своё время. При этом жёлтый сигнал не просто горит, а мигает с периодичностью раз в секунду. Желтый сигнал светофора разрешает осуществлять движение, но предупреждает о наличии нерегулируемого перекрёстка или пешеходного перехода. Автолюбители проезжая перекрёсток должны исходить из общего правила «Помехи справа» (в случае если знаки регулирования отсутствуют).

Реверсивный светофор

На дорогах с реверсивным движением располагается реверсивный светофор. Появление жёлтой стрелки, направленной в сторону, означает смену сигнала. В таком случае водитель должен выехать на указанную жёлтой стрелкой полосу. Причем наличие желтой стрелки не является обязательным условием. Этот сигнал необходим для наиболее быстрого освобождения полосы, а также позволяет сократить время, нужное для смены направления автотранспорта.

Зелёный сигнал, направленный вниз, разрешает водителям осуществлять движение по этой полосе. Такие светофоры можно встретить у нас нечасто. В основном они располагаются в больших городах. Они позволяют хоть как-то справляться с огромными пробками.

Светофор на железнодорожном переезде

Такой светофор располагается обычно вместе с дорожными знаками. У него имеется красная и дополнительно установленная лунно-белая секция. Эти сигналы означают следующее:

  • два по очереди мигающих красных сигнала означают, что осуществлять движение нельзя. Для наилучшей эффективности также используется звонок;
  • мигающий лунно-белый сигнал светофора означает, что система находится в рабочем состоянии, то есть исправна, а также сигнализирует об отсутствии препятствий для проезда через железно-дорожный переезд.

Сигналы регулировщика

Регулировка может осуществляться сотрудником уполномоченной службы. Его сигналы означают следующее:

  1. Руки вытянуты в стороны или опущены . При такой ситуации со стороны левого и правого бока автомобилям можно осуществлять движение прямо, а также поворачивать направо, а пешеходы имеют право перейти дорогу.
  2. Правая рука вытянута вперёд . Со стороны груди автомобили могут передвигаться только направо. Со стороны левого бока трамвай может ехать только налево, а автомобили вправе двигаться в любом направлении. Со стороны правого бока или спины автомобили должны стоять на месте. Пешеходы в данном случае имеют право пройти через дорогу лишь за спиной уполномоченного сотрудника.
  3. Регулировщик поднял руку вверх . Такая поза означает запрет на движение всех автомобилей и пешеходов.

Регулировщик также может при помощи рук подавать прочие сигналы для регулирования движения. Для лучшей видимости сотрудник вправе использовать жезл. Для более лёгкого усвоения жестов регулировщика каждый водитель должен усвоить, что сотрудник при регулировке с двух сторон запрещает движение, а остальным двум разрешает. Если регулировщик стоит спиной-двигаться запрещено . Также нужно стоять на месте со стороны правой вытянутой руки. Таким жестом сотрудник перекрывает движение автотранспорту. В случае, если регулировщик вытянул обе руки в одном из направлении перекрестка, то тогда движение стоящих автомобилей разрешается.

Когда имеются специальные знаки, означающие движение по полосам или соответствующие разметки, водитель должен осуществлять манёвр, следуя им.

Требовать остановку автомобилей уполномоченный сотрудник может жестом руки или при помощи громкоговорителя. Водитель обязан после таких сигналов немедленно остановить свой автомобиль.

Для более эффективного регулирования регулировщик может воспользоваться свистком. Также его применяют в случае затруднительного движения, вызванного, например, некорректной работой светофора.

Согласно ПДД водитель в любом случае должен исполнять сигналы уполномоченного сотрудника. Возможно, что они порой будут противоречить имеющимся на перекрёстке знакам и линии разметки. То есть, в случае если на перекрёстке имеется регулировщик, то всё внимание должно быть направлено на него.

После того, как автомобилист получил от сотрудника указание остановиться-он должен сразу включить поворотник, и, никому не создавая помех, дать вправо и встать. Водитель после остановки имеет право не покидать свой автомобиль. Выходить он может по собственной воле, для экономии своего времени.

Каждый водитель, садясь за руль, должен соблюдать все правила дорожного движения. Благодаря этому на дорогах будет безопасно и уменьшится количество пробок.

Помните, что садясь за руль, вы также ответственны за жизни других граждан. А если происшествие произойдёт по вашей вине в результате нарушения закона, то вам будет грозить административная ответственность и лишение прав на срок, определяемым характером нарушения.

Современные светофоры, согласно правилам ПДД, могут иметь четыре различных сигнала. Три из них хорошо известны даже маленьким детям – красный, желтый и зеленый, но могут встречаться регулировщики движения с областью светло-лунного цвета.

Сигналы светофора, в зависимости от предназначения, бывают круглыми, иксобразными, включают в себя рисунки велосипедов, стрелок и силуэтов пешеходов.

Часто эти устройства оборудованы одной или двумя вспомогательными областями с оповещением в виде стрелы зеленой расцветки, размещаемой на уровне округлого сигнала.

Смотря по тому, какое предназначения имеет светофор, их существует два вида: для автомобилей и пешеходов. Сигнальное устройство в формате кругов включает в себя три секции – красного, зеленого и желтого цвета. Оно осуществляет регулировку перемещения по всем возможным направлениям. Данные сигнальные столбы с округлыми цветовыми элементами могут также размещать на себе дополнительные отделы, расположенные зачастую в сегменте сигнала зеленого цвета. Стрелы на этих вспомогательных отделах указывают на сторону для передвижения, которая отличается от основной области зеленого сигнала светофора (зачастую там расположена стрелка, указывающая налево и направо).

Чтобы регулировать перемещение пешеходов и граждан на велосипедах, используют устройства соответствующих типов. Для того чтобы различать, где какой стоит светофор, на его линзах наносятся изображения идущего и стоящего на месте человека. Данные регулировщики представлены двумя секциями. Красный сигнал, который является запрещающим, подает верхняя часть, и нижний отдел, разрешающий движение, соответственно, подает сигнал зеленого цвета.

Перемещения на реверсивной части дороги регулирует иксобразный светофор. Данная область проезжей части имеет дорожную пометку 1.9.

Три отдела регулировщика могут иметь следующие обозначения:

  • сигнал зеленого цвета дает разрешение для дальнейшего движения;
  • мерцающий зеленый позволяет перемещение и сообщает о том, что период его действия заканчивается, и скоро включится запрещающее уведомление (для того чтобы дать знать автомобилисту о длительности времени с измерением в секундах, которое остается до завершения мерцания сигнала зеленого цвета, возможно применение цифрового табло);
  • желтый свет обозначает запрет движения, исключение составляют ситуации, которые описаны в пункте 6.14 ПДД, и дает предупреждение, что вскоре сменятся сигналы;
  • мигающий желтый позволяет движение и информирует об опасности и о том, что зебра или перекресток находится в нерегулируемом состоянии;
  • сигнал красного цвета, так же, как и красный мерцающий, указывает на то, что движение не разрешено.

Когда сочетаются красное и желтое обозначения, это символизирует запрет движения и уведомляет о скором включении зеленого цвета.

Цикловой режим работы светофоров настраивают так, чтобы было исключено пересечение пешеходного и транспортного движения в одноразовой фазе. Это обозначает, что когда появляется разрешающий сигнал для одного движения, то для второго направления, которое пересекается с ним, будет сигнал, сообщающий о запрете движения.

Сигналы желтой и красной окраски на светофоре не допускают передвижение, а зеленый, наоборот, дает добро.

Зеленая расцветка без каких-либо дополнительных отделений допускает направление перемещения в любых направлениях в той ситуации, когда не введены другие ограничительные меры в виде знаков или разметки. К примеру, если светофор устанавливается возле перекрестка, то рядом может быть расположен запрещающий значок 3.19 – разворот запрещается, или же, к примеру, один из соответствующих знаков, которые допускают движение в одну сторону, указанную на соответствующем знаке.

Светофор желтого цвета несет информацию о том, что будут меняться сигналы и запрещается движение, за исключением моментов, которые предписаны пунктом 6.14 ПДД.

В ночное время суток трехцветные светофоры зачастую отключаются и переходят в желтый мигающий режим. В таком случае данная часть дороги, регулируемая этим устройством, управляется с помощью дорожных знаков. Когда координируется перемещение светофором на дорожном полотне и активирован мигающий желтый блик, то данный перекресток дороги будет нерегулируемым, и водителям стоит опираться на особенности пересечения перекрестков без регулировки и правила ПДД относительно установленных знаков.

Красный свет, так же как и начинающий мигать красный, и сочетание желтого с красным, обозначают запрещение движения. Когда сочетаются желтый и красный цвета, это несет информацию водителям о ближайшем зеленом сигнале. А красный мигающий знак светофора всегда устанавливается в местах пересечения возле железной дороги.

Сигналы в светофоре, которые выглядят, как стрелки трех различных цветов, несут то же значение, что и соответствующие им круглые сигналы, но отличаются они тем, что их действие предусматривается лишь для выбранного направления. Учитывайте, что стрелка, разрешающая перемещение направо, позволяет и разворот, если, конечно, это не запрещается знаком у обочины, который этому соответствует.

Данное обозначение имеет и стрелка зеленой окраски в дополнительном отделе. Когда сигнал дополнительного отдела активирован или деактивирован его красный световой контур, то это обозначает запрет на передвижение в том направлении, которое регулирует эта секция.

На регулировщиках, показывающих направление движения на своих 3 линзах сигналов, нарисованы стрелы, они занимаются координацией движения полос, над которыми располагаются такие светофоры. Такой вид светофоров соответствует обычному устройству, отличием которого является его действие исключительно на определенную полосу или их группу. Во время сигнала дополнительного отдела светофора можно двигаться по стороне направления стрелки, если она, естественно, включена. В этом случае необходимо следовать такому правилу: когда зеленая стрела дополнительной области работает параллельно красной в основном отделе светофора, то при движении стоит уступить дорожное полотно автомобилю, перемещающемуся в другом направлении. Так предписано пунктом 13.5 в ПДД.

Когда на основном отделении светофора зеленого цвета есть контур черной стрелы, она несет информацию водителям о присутствии дополнительного отдела, который дает указания на допуск в иных направлениях движения.

В дневное время дополнительный отдел светофора хорошо просматривается, а в темный период суток он сливается с соответствующим фоном, который его окружает, что может лжесвидетельствовать водителям о его присутствии на светофоре.

Зеленый цвет сигнала на регулировщике позволяет перемещение для пешеходов и владельцев велосипедов, а красный его запрещает. Чтобы упорядочить перемещение пассажиров на велосипедах, иногда используют устройства с уменьшенными линзами круглой формы или же прямоугольным белым знаком, где нарисован черный велосипед.

Регулировщики для велосипедистов и простых пассажиров разделены на две секции, на которых изображаются человеческий силуэт и велосипед. Верхний, красный отдел запрещает движение, а нижний, зеленого цвета, – разрешает.


Все, что требуется от водителя – отследить заранее, какой сигнал загорелся на светофоре в момент вашего въезда на перекресток. В случае, если ситуация потребует разбирательств, принимается во внимание именно момент, когда машина начала выезжать на пересечение дорог, а не то, какой сигнал горел во время проезда.

Для ТС, которые уже не могут остановиться, поскольку успели выехать на проезжую часть, предусмотрены положения в п.6.14 ПДД. В этом случае санкции при нарушении зависят от того, как отнесется к ситуации инспектор ГИБДД.

Полезное видео

Заключение

Хорошее знание ПДД необходимо любому водителю – не зря требования в автошколах предъявляются довольно серьезные. При умении хорошо ориентироваться в них вы уменьшаете риск развития нежелательных ситуаций на дорогах, снижаете опасность травм для участников дорожного движения.

Знания правил требует даже элементарная вежливость к прочим водителям и пешеходам. Своевременно обновляя свои знания, вы сможете не допускать ошибок при управлении транспортом. Правильная интерпретация правил дорожного движения обязательна для каждого водителя.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Но почему, почему, почему
Был светофор зеленый?
А потому, потому, потому,
Что был он в жизнь влюбленный.

©Зиновьев Н.Н.

Светофор (от рус. свет и греч. φορός - «несущий») - это оптическое устройство, несущее световую информацию. Все мы с детства знаем, что сигналы светофора бывают красного, желтого и зеленого цвета, а еще иногда синего и лунно-белого. Красный свет запрещает движение, желтый, как правило, является предупреждающим сигналом, привлекающим внимание, а зеленый, синий и белый сигналы разрешают движение. Почему именно эти цвета используются в светофорах для регулирования дорожного движения во всем мире?

В 1868 году английский изобретатель Джон Пик Найт предложил использовать устройство, подобное железнодорожному семафору для регулировки уличного движения в Лондоне возле здания Британского парламента. Днем сигналы «стоп» и «движение с осторожностью» обозначались стрелками, которые могли принимать разное положение, а в вечернее время для этих же целей использовался вращающийся газовый фонарь, с помощью которого подавались, соответственно, сигналы красного и зелёного цветов.

В начале 20-го века в Америке стали устанавливать первые электрические светофоры, сначала с двумя сигналами — красным и зеленым, а потом к ним добавился и желтый сигнал. В СССР первый светофор установили в 1930 году, но вместо привычного зеленого сигнала тогда использовался синий. Кроме того, до 1959 года, когда СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах, цвета светофора располагались в обратном порядке — верхний был зеленым, а нижний красным.

Конечно, такие цвета светофоров были выбраны не случайно. На выбор повлияло несколько факторов, одним из которых является психология восприятия человеком различных цветов. Красный цвет традиционно считается предупреждением об опасности, а зеленый, наоборот, цветом жизни, спокойствия.

Но одной из главных причин такого выбора цветов является зависимость степени рассеивания света от его длины волны. Согласно закону Рэлея, степень рассеивания света обратно пропорциональна четвертой степени длины волны. Значит, сильнее рассеивается коротковолновое излучение — синее и фиолетовое. А красный, как цвет с большей длиной волны, будет , следовательно, будет виден с большего расстояния. Очевидно, что самым важным является предупреждение об опасности и предотвращение аварийных ситуаций, поэтому сигнал «стоп» обозначается красным цветом. По этой же причине (степени рассеивания) синий сигнал, как имеющий меньшую длину волны и рассеивающийся сильнее, уступил свое место зеленому.

Удивительно, что в Японии зеленый сигнал светофора называют синим. Дело в том, что когда в Японии появились первые уличные светофоры, сигналы в них были красного, желтого и синего цветов. Синие линзы светофоров со временем заменили на зеленые, но обычай называть разрешающий движение сигнал «синим» остался. Особенность японского языка состоит в том, что , поэтому многие зеленые предметы японцы называют синими.