Советы молодой жене. Криминальные группы. Что такое командная работа

Перед тем, как использовать какую-либо площадку, нужно разобраться, как это лучше сделать. Многие интернет-предприниматели пытаются использовать группы или публичные страницы в ВК, чтобы привлечь новых клиентов или продвинуть свои идеи.

Группа или публичная страница – вот в чём вопрос. Ответим на вопрос.

Ещё со времён зарождения контакта существуют группы. Наверно именно поэтому они до сих пор обскакивают в популярности паблики (они же публичные страницы). И практически все, кто приходит в социальные сети, чтобы добиться своих целей, склонны создать группу.

Разумеется, ничего не мешает сразу создать группу и паблик и вести их вместе. Но это будет немного путать пользователей, поэтому лучше сосредоточиться на чём-то одном. Только сначала нужно узнать, на чём.

Сразу оговорюсь, что если вы работаете в сегментеB 2B (бизнес для бизнеса), вам можно рассмотретьFacebook – аудитория там более “бизнесовая”, а конкуренция пока меньше . Но и ВКонтакте при умелом использовании способен на многое.

Так каковы отличия между группой и пабликом? Пойдём по порядку.

Чем лучше группа?

Группа в Контакте полностью оправдывает своё название – она подходит для групп людей. Человек по своей природе стремится быть частью какого-то сообщества. Некоторые это не признают, считая себя анархистами. Но анархисты – точно такая же группа. Это даже иронично.

Сообществом (оно же группа) могут двигать какие-то общие цели или интересы – музыка (любители джаза) или политика (люди, придерживающиеся схожих взглядов). Поэтому лучше его выбирать тем, кто хочет добиться близкого контакта с аудиторией.

Группа лучше подходит для:

  • Самостоятельного интернет-магазина. Потому что там немного больше функционал, а так же можно сделать красивое меню, чтобы пользователи легче могли найти то, что им нужно. Большинство продавцов именно так сейчас и работает;
  • Занятия любимым делом. То есть вы можете публиковать посты о том, как занимаетесь тем, что любите;
  • Заработка на партнёрках. В своих постах вы сможете упоминать какие-то сервисы;
  • Салоны красоты и парикмахерские. Несмотря на то, что больше для бизнеса подходят паблики, в этой сфере почему-то больше заходят группы. Так же и со свадебными фотографами и с флористами.

Чем лучше паблик?

Публичных страниц не так много, как групп, но это не значит, что они менее эффективны. На самом деле, большинству предпринимателей нужно создавать не сообщество, а публичную страницу.

Паблики хорошо подходят компаниям, знаменитостям, продуктам и музыкальным группам. То есть если вы хотите продвигать в социальных сетях зубную пасту или кафе, вам нужно создать именно паблик.

Паблик лучше подходит для:

  • Направления трафика на сайт. Потому что группа – более самостоятельная ячейка. Завсегдатаи группы могут никогда не перейти на сайт, даже если в каждом посте будет ссылка на него.
  • Продажи рекламы.
  • Продажи инфокурсов. Но тут ситуация как и с магазинами – если у вас есть сайт, на котором ведутся продажи, создавайте паблик. Если продажи будут только в ВК – группу.

Продвижение групп и публичных страниц ВК

Насчёт целей мы разобрались, теперь посмотрим на продвижение. Для кого-то может показаться, что паблик продвинуть тяжелее, чем группу, потому что в паблик нельзя приглашать друзей. Поэтому вы не сможете получить какое-то начальное количество подписчиков, просто кинув приглашения всем своим контактам.

Но это не значит, что продвинуться невозможно. Например, публичная страница вконтакте полностью открыта. То есть абсолютно любой человек может увидеть всё, что есть на публичной странице. А в группах некоторые альбомы или функции могут быть ограничены.

К тому же, любой пользователь ВК может скрыть группы, в которых он состоит. Поэтому никто не обязывает его рассказывать о вас друзьям или приглашать кого-то в группу. А вот паблики (они отображаются в колонке «Интересные страницы») скрыть нельзя. Поэтому шансов, что кто-то подпишется на публичную страницу, увидев её у друга, больше.

В остальном способы продвижения похожи – реклама, интересные посты, конкурсы и прочее. Лучше всего, конечно, работает сарафанное радио. Никаких принципиальных отличий нет – что подходит для группы, то подойдёт и для паблика.

Но есть одно «но» – группы несколько лучше ранжируются в выдаче. Так что вам стоит учесть это.

Функционал публичных страниц и групп

Если вы ещё не определились что лучше – публичная страница или группа – то давайте подробнее рассмотрим функционал пабликов и групп. В группах каждый участник может получить доступ к какой-либо части группы. То есть любой пользователь, если это разрешено в настройках, может добавлять записи, фотографии, видео или аудиозаписи. Из-за этого аудитория групп более вовлечена в процесс.

В пабликах же всё наоборот – только администраторы могут добавлять записи и всё остальное. Обычные подписчики могут лишь комментировать и лайкать. И даже если администратор захочет написать пост, он будет отправлен от имени паблика (можно оставить подпись).

Ещё один аспект – приватность. Хотя те, кто собирается продвигаться, не думают ни о какой приватности, потому что для них лучше, когда информация о них выскакивает везде, где только можно.

Публичные страницы (на то они и публичные) открыты абсолютно для всех. А группы можно сделать закрытыми. То есть пользователи смогут просматривать или добавлять в них информацию, только если получат приглашение от участника группы.

Паблик (публичная страница):

  • может бытьоткрытой ,закрытойичастной ;
  • обсуждения ,фото сообщества иаудиозаписи находятся вверху;
  • нельзя создавать мероприятия ;
  • есть блок“свежие новости” ;
  • позволяет хранитьдокументы ;
  • отлично работаетприглашение друзей в группу;
  • ссылка на группу расположена у каждого подписчика подосновной информацией ;

Наш выбор

В одном из наших проектов по обучению инструментам мышления и работе с убеждениями пришло время работать и с аудиторией вконтакте. И вопрос “Что лучше создать – группу или страничку?” встал и перед нами. Целевая аудитория – фанаты саморазвития, которые упёрлись в планку своего дохода и не могут его пробить; либо достигают роста, но откатываются назад, теряя завоёванные с трудом высоты.

Поставленные цели:

  • более 10000 участников группы за 6 месяцев;
  • выход на продажи на сумму свыше 100000 рублей в месяц через 6 месяцев;
  • получать больше 10 отзывов от участников курсов/тренингов за неделю;
  • увеличить количество переходов по партнёрским ссылкам на 500+ человек в месяц.

Для достижения целей мы решили создать группу. Заодно ещё раз проверить на практике, какие техники и инструменты работают, а какие нет.

Следующая статья в серии – . В ней мы считаем частотность ключевых слов, анализируем конкурентов, генерируем список вариантов и принимаем в работу один из них.

Подводим итоги

Если вас разбудят посреди ночи и спросят: «Группа или публичная страница?», вы сможете точно сориентироваться в конкретной ситуации. Универсального решения нет. Поэтому всегда нужно думать, перед тем как делать.

В любом случае можно раз в 30 дней изменить тип сообщества (сменить паблик на группу или наоборот) , так что можно потестировать и определить что лучше паблик или группа на практике.

Интернет-сервисы для бизнеса.
Ссылка на материал обязательна!

Итак, вы создали группу и пока не знаете как же начать ее развивать, чтобы она не просто существовала в автономном режиме, а стала максимально интересной и посещаемой. Причем число членов группы НЕ ОГРАНИЧЕНО!

Первое , что рекомендуется сделать - это придать ей приятный для глаз общий вид, то есть немного украсить страничку. Для этого можно воспользоваться возможностью выбора оформления, нажав на значок в правом верхнем углу (он представляет собой круг, сочетающий в себе спектральные цвета). Наведя на него курсор вы увидите надпись: «Украсьте свою страницу». Нажимаем и приступаем непосредственно к выбору. Вариантов здесь представлено огромное множество - и персонажи кино и мультфильмов, и автомобили, и природа. Так сказать, на любой вкус. Ну, так как направление созданной нами для наглядного примера группы связано с юмором, следует подобрать что-то наиболее подходящее к данной тематике - веселое и позитивное.

Остановим свой выбор на веселых мультяшных обезьянках и нажмем кнопку «Установить». Теперь наша страница выглядит таким образом:

Для того, чтобы группа стала посещаемой и появились желающие в нее добавиться, первоначально нужно наполнить ее интересным материалом.

Создаем альбом и загружаем в него фотографии или картинки. Для этого нужно кликнуть по полю «Создать альбом» и выбрать тип «Фотоальбом».

Примечание : Чтобы украсить группу своей темой можно, если в группе будет не менее 10000 тысяч участников.



Тут же появится окно, в котором нужно будет написать название альбома и отметить поля: «Показывать в начале списка альбомов» и «Разрешить загрузку фото только администрации (то есть вам)».

Здесь вы решаете как вам будет удобней и нажимаете кнопку «Сохранить». В нашем случае, галочки мы ставить не стали, дав, таким образом, возможности для добавления фото по теме со стороны будущих участников группы.

Теперь можно приступить к добавлению фотографий. Для этого кликаете по полю «Добавить фото», выбираете их на своем компьютере и загружаете. После загрузки каждого изображения, вы можете добавить к нему сопроводительную надпись, кратко характеризующую данную картинку. Если мыслей по этому поводу нет, то можно оставить фотографию без подписи и перейти к загрузке следующей.

После того, как определенное вами количество изображений будет загружено, рекомендуется заняться приглашением участников.

Самый простой способ - это пригласить в группу Одноклассники своих друзей. Сделать это можно, нажав на кнопку «Пригласить в группу», которая находится под логотипом на главной странице (В нашем случае под картинкой с котенком).

После этого откроется окно, в котором вы сможете отправить приглашения своим друзьям, отметив их и нажав внизу страницы кнопку «Пригласить».

Второй вариант - это подборка групп аналогичного направления и приглашения участников из них.

Для этого следует воспользоваться строкой поиска в верхней левой части страницы. Набираем в ней, например, «Группа юмор». Во всплывающем окне кликаем по строке: «Показать все результаты» и попадаем на страницу, где представлены соответствующие запросу группы.

Лучше выбрать ту, в которой больше всего участников. Заходим в нее и нажимаем на строку «Участники». Выбираем любого человека, наводим на него курсор и во всплывающем окне нажимаем строку «Пригласить в группу ». Аналогично поступаем и с другими участниками.

Теперь главное не расслабляться и постоянно развивать свою группу, добавляя в нее как можно больше интересной информации.

Odnoklassniki.ru ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ по работе с группой

Почему я не могу приглашать новых участников в группу?

Скорее всего, что администрация группы запретила её участникам приглашать новых пользователей. Для уточнения этого вопроса свяжитесь с администратором или модераторами группы.

Как пригласить в группу пользователя, который не является моим другом?

Чтобы пригласить в группу пользователя, который не является вашим другом, необходимо:

  1. зайти на страницу к пользователю в качестве гостя;
  2. под главной фотографией пользователя нажать на ссылку «другие действия»;
  3. выбрать пункт «пригласить в группу»;
  4. указать группу, в которую вы хотите пригласить пользователя;

Как пригласить в группу одного конкретного пользователя?

Для того чтобы пригласить нового пользователя в группу, необходимо:

  1. нажать на ссылку «Друзья», которая находится справа от вашей главной фотографии;
  2. зайти на страницу пользователя, которого вы хотите пригласить;
  3. нажать на ссылку «Другие действия» и во всплывающем меню кликнуть на «пригласить в группу»;
  4. в появившемся окне выбрать группу, в которую вы хотите пригласить пользователя;
  5. подтвердить свой выбор, нажав на кнопку «Пригласить».

Примечание : Администрация группы имеет возможность запретить её участникам приглашать новых пользователей, и также сам пользователь может запретить приглашать его в группы.

Как пригласить в группу сразу нескольких моих друзей?

Для того чтобы пригласить в группу сразу нескольких друзей, необходимо:

  1. зайти в группу и под главной фотографией нажать на ссылку «пригласить друзей»;
  2. из предложенного списка выбрать необходимых пользователей или установить галочку рядом со словами «Выбрать всех»;
  3. подтвердить свой выбор, нажав на кнопку «Пригласить».

Обратите внимание, что администрация группы может запретить её участникам приглашать новых пользователей.

Однако будьте осторожны, используя данную возможность. Ведь у нас на сайте есть различные ограничения, чтобы препятствовать распространению спама. Одно из них - ограничение на количество однотипных действий, которые вы можете совершать в течение определенного времени. Это может привести к блокировке профиля.

Среди носителей антисоциальной субкультуры особой опасностью отличаются криминальные группы. Криминальные группы отличаются от других социальных групп целями, спецификой групповых процессов,особой общественной опасностью. Они характеризуются четкой ориентацией на преступное поведение. Их отличают противоправные нормы и подготовленное, организованное совершение преступлений. Поэтому такие группы называют еще ипреступными группами. Преступление как юридический факт - это действия, которые содержат состав преступления и признаны таковыми в судебной порядке. Преступность и преступление как проявления отклоняющегося поведения вы еще будете изучать в курсе 11 класса. Сейчас мы касаемся преступления только в свете деятельности преступных групп и обращаем внимание на социально-психологические аспекты этого явления. С точки зрения психологии преступление - это факт, который характеризуется чувством вины, ответственности независимо от того, дана ли этому событию юридическая оценка. В этом смысле говорить о преступлении можно с позиций русского писателя Ф. М. Достоевского (1821-1881 гг.) и его известного произведения:преступление - это конфликтный способ удовлетворения потребностей, достижения целей.Возникновение преступной группы можно отчасти рассматривать как явление стихийное. Преступные группы образуют, как правило, люди без определенных занятий, которые нигде не работают и не учатся: хулиганы, насильники, воры, наркоманы, бродяги, которые совершают различные преступления с целью удовлетворения личных интересов и потребностей. Постепенно преступная группа переходит к более сложным организованным группам и наиболее опасной форме соучастия -преступным сообществам, основными признаками которых являютсясплоченность и целевая установка на совершение особо тяжких преступлений,наличие сложных организационно-иерархических связей с тщательной конспирацией, системой защитных мер, внутренней контрразведкой, охранниками, боевиками и т. д. Организованные преступные группы имеют коллегиальный орган руководства, информационную базу, устав в виде перечня неформальных норм, традиций, законов, санкций. Исследователи преступных групп выделяют в их структуре «внутренний круг», состоящий из ядра, куда входят главарь-лидер и его ближайшие помощники, а также «внешнее кольцо», состоящее из рядовых членов, или «попутчиков». В группах всегда имеет место жесткая зависимость членов друг от друга. Руководят преступными группами лидеры ярко выраженного авторитарного склада, стремящиеся подавить всех остальных членов. Своим стилем лидерства они превращают других членов группы в марионеток, лишая их права на выбор, на инакомыслие, а нередко и права выхода из группы. Очевидна роль лидера как своеобразного «детонатора», запускающего весь механизм формирования преступной группы. Он определяет ее «специализацию», масштабы преступной деятельности, характер внутригрупповых отношений. Взрослые, нередко ранее судимые лидеры, вовлекают подростков и юношей в деятельность преступных групп. Ими используются самые разнообразные, иногда весьма ухищренные способы: «выгодные» корыстные предложения, «товарищеские» просьбы и обязательства, льстивые уговоры, советы; постепенное приобщение подростков и юношей к совместным выпивкам, а иногда и к развратным действиям. Могут применяться шантаж, угрозы, обман, а также избиения и истязания. Чем сложнее преступление, тем дольше оно готовится. Планы преступлений разрабатываются заранее, распределяются роли, подводятся итоги. При совершении преступлений этими группами нередко применяется оружие. Преступные сообщества трудно обнаружить, так как они способны маскироваться, предпринимать попытки легализации в различных сферах предпринимательства, внедряться в государственные структуры, разрабатывать системы защитных мер. По данным современных исследователей В. М. Быкова и Л. Н. Иванова (Право и политика.- 2001.- № 1), каждое третье уголовное дело содержит признаки совершения преступления организованной преступной группой. Разоблачение и последующий приговор суда или решение комиссии по делам несовершеннолетних пресекают преступную деятельность той или иной криминальной группы, но, как правило, не искореняют криминогенную направленность ее членов, а нередко усиливают их склонность к противоправному агрессивному поведению. Основные понятия: неформальные молодежные группы, антисоциальная субкультура, криминальные группы. Термины: криминогенные группы, «дедовщина».

1. Почему к выбору группы, участником которой вы собираетесь стать и которая будет оказывать на вас влияние, следует подходить мудро и осознанно? 2. С помощью убедительных аргументов подтвердите или опровергните утверждение одного из представителей юридической психологии: «Предоставленные самим себе группы подростков - самый надежный прогностический параметр роста преступности». 3. Замечено, что, когда соседями оказываются два пятнадцатилетних подростка, способные к правонарушениям, они сходятся и творят больше бед, чем каждый мог бы натворить в отдельности. Объясните, почему это происходит. 4. В Швеции давно прекращен выпуск игрушечного оружия - пистолетов, автоматов, танков и т. п. Средства массовой информации в связи с этим заявляли: «Играть в войну - значит учиться решать все разногласия с помощью насилия». Привлекая свой личный социальный опыт и знания курса, сформулируйте и обоснуйте собственное мнение по поводу подобной инициативы. 5. Выскажите и аргументируйте свое отношение к утверждению одного из исследователей: «Убийство человека в будущем будет считаться таким же отвратительным деянием, каким сегодня считается каннибализм».

Поработайте с источником

Приводится фрагмент из книги современного российского социального психолога И. П. Башкатова, долгое время изучавшего асоциальные и криминальные группы подростков и молодежи.

<...> Стихийные, самовозникающие группы подростков могут придерживаться как социально позитивной, социально нейтральной, так и асоциальной направленности. Все будет зависеть от лидера, степени его социальной и педагогической запущенности, от его взглядов на жизнь, от строящихся взаимоотношений с членами группы и педагогами. Кроме лидера, в группе выделяются лица, занимающие вторые и третьи места. Распределяются они по степени авторитетности. И если вторых и третьих номеров в группе может быть несколько, то лидер только один. Эту стратификацию ролей и позиций никто не производит. Зависит она от индивидуальных качеств подростка, с одной стороны, и социально-психологических особенностей группы, уровня ее развития - с другой. От этих причин зависит самоутверждение личности подростка в группе, которое выражается в том, что он стремится занять положение, обеспечивающее ему уважение, признание, помощь, поддержку. «Отверженность» отдельных членов группы носит стойкий характер. Они являются предметом насмешек, порой издевательств. В группе они чаще всего выступают в роли «шута», «козла отпущения» и находятся в постоянной зависимости от наиболее популярных членов. Лидеры могут использовать их в своих корыстных целях: заставляют украсть что-либо, выполнить унизительное поручение и т. д. Их отвержение происходит в силу их личных качеств, физической или психической неполноценности. При прямом или косвенном подстрекательстве лидеров «отверженные» могут провоцировать различные эксцессы и правонарушения, незаконные действия со стороны других лиц. Вопросы и задания: 1) Каковы взгляды автора на возможную направленность самовозникающих подростковых групп? 2) Какие факторы, по мнению автора, определяют стратификацию ролей и позиций в группе? Назовите роли и позиции, указанные в тексте. 3) Какие примеры антисоциальных действий содержатся в приведенном фрагменте? 4) Какой можно назвать описанную в тексте группу? Аргументируйте свой ответ, опираясь на материал параграфа.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ГРУППЫ

Многие подростки и юноши по разным причинам не могут удовлетворить имеющиеся у них интересы и потребности в ученических группах. Они охотно вступают в неформальные группы, существующие вне школы. Одни ищут в такой группе поддержки и участия, другие пытаются самоутвердиться, третьим не хватает эмоциональной сопричастности, слитности с группой, четвертым важно командовать, властвовать над другими, пятых приводят в неформальную группу неудачи в учебе, конфликтные отношения с одноклассниками, учителями и родителями. Отечественный педагог С. Т. Шацкий (1878-1934 гг.), описывая объединения «уличных мальчишек», говорил, что эти объединения «хороши тем, что они свободны, подвижны, находятся в близком соприкосновении с жизнью и разнообразны». Такие группы предоставляют молодым людям возможность быть вместе, общаться, принадлежать к объединению, где им гарантирована психологическая, моральная, физическая защита.

Неформальные группы, возникающие вне школы, отличаются от ученических групп склонностью к самоизоляции, крайнему обособлению от взрослых, прежде всего от родителей и учителей.
По характеру социальной направленности выделяют три типа неформальных молодежных групп:
1) просоциальные, или социально положительные;
2) асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем, замкнутые в системе узкогрупповых ценностей;
3) антисоциальные, или социально отрицательные, преступные, группы.

Примером просоциальных групп являются самодеятельные неформальные группы молодежи, которые имеют социально значимые цели, задачи, программу действия, например экологические, культурологические, охранно-исторические, спортивные объединения, группы социальной поддержки (например, инвалидов), клубы знатоков типа «Что? Где? Когда?» и др.
Второй тип групп представляют неформальные молодежные объединения , где объединяющим стержнем являются своеобразный образ жизни, собственные нормы. Такие объединения строятся на отрицании общепринятой морали, противопоставлении ей групповых ценностей. К примеру, панки допускают циничное отношение к девушкам, пренебрежительное отношение к закону, снижение ценности собственной жизни; рокеры во время групповых ночных выездов на мотоциклах нарушают не только покой спящих граждан, но и правила дорожного движения; спортивные фанаты нередко готовы вступить в драку с болельщиками другой команды. В асоциальные дворовые группы собираются часто «трудные», находящиеся в изоляции от семьи и школы подростки и юноши. Некоторые из них объединяются после ухода из дома в группы бродяг и попрошаек .
Изолированность асоциальных групп, их собственные узкогрупповые ценности создают серьезные предпосылки для криминализации молодых людей и их перехода в антисоциальные группы.

КРИМИНАЛИЗАЦИЯ В АСОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ

Асоциальные группы, в которых еще не совершаются, но как бы созревают преступления, называют криминогенными группами .
Члены криминогенных групп, в отличие от преступных, не имеют четкой ориентации на совершение преступлений, но нередко совершают их в проблемных, конфликтных ситуациях или при благоприятных для этого условиях.
Во всех неформальных подростковых группах достаточно четко прослеживаются лидерские процессы. Авторитет лидера держится на уважении к опытности, «бывалости», волевых качествах, а зачастую и физической силе. Изолированные от внешнего мира группы с узкогрупповыми ценностями легко подвержены негативному влиянию лидеров из числа бывших преступников. Они увлекают ложной романтикой преступного мира, чувством вседозволенности и легкого отношения к моральным ценностям, закону, жизни.
Влияние опытных преступников является одним из путей криминализации подростковых и молодежных групп.
Другой путь - без непосредственного влияния опытных преступников, вследствие внутренних социально-психологических механизмов и закономерностей развития группы. Рассмотрим некоторые из них.
В первую очередь отметим, что условия неформальной молодежной группы усиливают проявление конформности. Чем с большей готовностью члены группы отдают себя в ее распоряжение и чем большее удовлетворение приносит им их единение с другими, тем выраженнее становится конформное поведение. (Вспомните, что это такое и в связи с какими явлениями групповой активности вы его изучали.) Помимо этого, в группе действует еще один механизм влияния - социальное «заражение», проявляющееся как подпитываемое окружающими возбуждение, утрата сдерживающих механизмов. Трудно представить себе любителя рок-музыки, который кричит в одиночку во время концерта для небольшого количества зрителей, но никого не удивит орущая группа на гала-концерте. Путем социального «заражения» группы усиливают и агрессивные склонности отдельных людей, приводят в действие механизмы деиндивидуализации - утраты человеком собственного «я». Так, например, один из рокеров заявляет: «Мы не люди, мы звери на мотоциклах. Мы любим быструю езду и девочек. Больше ничего».
Различение «мы» - «они», о котором мы говорили как об одном из важных признаков группы, в криминогенных группах начинает заменяться противопоставлением «свои»- «чужие». Если ты «свой», то во всем должен походить на «своих»: в одежде, стиле поведения, нравственных принципах. Подражание (а это тоже результат группового влияния) в молодежных группах нередко принимает характер эпидемии. Это заметно, к примеру, в увлечении эстрадной музыкой, дискотеками, групповой символикой, музыкальном, спортивном фанатизме.
Из различных фильмов, а может, и из собственного опыта вам известны группы школьников, систематически досаждающие своим более слабым соученикам. В Скандинавских странах таким группам присвоено особое название - «стаи». Феномен «стаи» - заметное явление в неформальных молодежных группах. «Стая» полностью подчиняется вожаку , доверяет его мнению. В «стае» подросток легко идет на правонарушение и даже преступление, о чем свидетельствуют факты группового вандализма, хулиганств и других преступлений. Отмечают, что преступления в «стае» совершаются с особым цинизмом. Включается механизм состязательности: кто изобретет более изощренные методы издевательства над жертвой. Это явление в криминологии называют групповым затмением сознания или групповым «ослеплением».
От конформности в первую очередь страдают более культурные и интеллектуально развитые молодые люди. Чем ниже интеллектуальный уровень неформального сообщества, тем более нетерпимы его члены к индивидуальным различиям. Безнравственные молодые люди стремятся понизить нравственность других в группе до своего уровня. Чем ниже культура подростков и юношей, тем быстрее они сбиваются в «стаю», тем сильнее у них проявляется конформность, тем они агрессивнее относятся к непохожим на себя.

Действие социально-психологических механизмов криминализации усугубляет алкоголь, приводящий к снятию социального контроля, «выключению» осознаваемых регуляторов поведения. Кроме того, возникает дополнительный мотив преступных действий, заключающийся в поисках средств на приобретение спиртного. Таким образом, приобщение к алкоголю заметно повышает криминогенную опасность подростковых и юношеских групп . Более 80% преступлений в нашей стране совершается молодыми людьми в нетрезвом состоянии. А среди осужденных за агрессивные преступления процент совершивших их в нетрезвом состоянии достигает 90%.

АНТИСОЦИАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА

Термин «антисоциальная субкультура», как правило, употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле под ним понимают все социально-психологические характеристики поведения, противоречащего социальным нормам. В более узком смысле под антисоциальной субкультурой понимают различные проявления преступного образа жизни. К ним относится скрытый, тайный характер; оппозиция существующим в обществе нормам; неприятие социально полезных целей деятельности; наличие аморальных, противоправных групповых норм и санкций. Проявляется антисоциальная субкультура в языке (жаргоне), татуировках, мимике, жестах, кличках, клятвах, а также в четкой статусно-ролевой дифференциации .
Антисоциальные нормы направлены на выделение вожаков и их превосходства, а также на формирование извращенного понимания принципов нравственности, нравственных понятий. Смелость искаженно понимается как риск и бравада, требовательность - как придирчивость, дружба и товарищество - как укрывательство и недоносительство, сострадание - как признак слабости, недостойный настоящего мужчины. Человек перестает быть высшей ценностью, становится средством. Труд перестает быть единственным источником достижения благосостояния и критерием оценки личности. Другие источники и способы приобретения всяческих благ перестают восприниматься как незаконные и безнравственные. Общечеловеческие ценности заменяются ценностями преступного мира, где жизнь - «копейка», труд не котируется, статус зависит не от уровня образования и знаний, а от соблюдения правил и законов антисоциальной группы.
Особый феномен антисоциальной субкультуры - круговая порука, предполагающая взаимное укрывательство, выручку в неблаговидных делах. Самым большим «проступком» считается честное признание и выдача соучастников на суде или в комиссии по делам несовершеннолетних, нежелание взять всю вину на себя и выгородить вожака. Совершившие такой «проступок» подвергаются унижениям и нередко становятся объектом насилия. Под воздействием круговой поруки несовершеннолетние правонарушители и молодежь зачастую демонстрируют «несгибаемость» на суде, чем пользуются более опытные преступники, уходя от ответственности.
Антисоциальная субкультура имеет свою материальную основу в виде «общего котла». «Общий котел» был широко распространен в дореволюционных царских тюрьмах, с его помощью заключенные сообща питались, распределяли между собой вещи. В современных условиях на основе «общего котла» происходит сплочение правонарушителей. Стремление группы пополнить «общий котел» толкает ее на правонарушения, вымогательства и поборы с людей, не входящих в данную группу. Принципы распределения из «общего котла» отражают права на материальные блага в соответствии с занимаемым в группе статусом.
Один из элементов отношений в антисоциальной субкультуре - постановка должника на «счетчик». «Счетчик» включается, когда «должник» имеет фактический или мнимый долг, который не может отдать. Отдавая «долг», он выключает «счетчик». Фактический долг создается «в открытую», путем одалживания определенной суммы денег или какой-то вещи, и «втемную», путем угощения алкогольными напитками, наркотиком, сигаретой, деликатесами и т. д. Например, кредитор угощал подростка на дискотеке сигаретами, а через несколько дней объявил: «Верни долг за сигареты». При этом размер долга он определил из своих соображений, а не на основе реальной цены сигарет. «Если сегодня не отдашь, я включаю «счетчик». Завтра отдашь двойную сумму. И каждый просроченный день сумма будет удваиваться». Так должник попадает в зависимость. Мнимый долг возникает при внутригрупповых поборах. Например, высокостатусный член группы может обложить «алкогольным», «праздничным», «дискотечным» налогом низкостатусных. Если кто-то не заплатил, на него включается «счетчик». При расправах с теми, кто не заплатил по «счетчику», подростки и юноши часто бывают более изобретательны, чем взрослые преступники.
В антисоциальной субкультуре новички всегда воспринимаются как «чужие». «Своими» они становятся по прошествии испытательного срока . Система отношений к новичкам в антисоциальной субкультуре называется «дедовщиной».
Под «дедовщиной» понимается система неформальных правил вхождения в новое сообщество, определения статуса, прав и обязанностей, движения от сверхобязанностей к сверхправам. Законодатели этих норм - старожилы, или «деды». Отсюда и название данного явления.
История «дедовщины» уходит во времена Петра I, когда по воинскому уставу к каждому новобранцу прикреплялся опытный старослужащий наставник - «дядька». На него возлагалась ответственность за подготовку новобранца к бою. За это новобранец должен был обслуживать «дядьку» - чистить его оружие, стирать обмундирование.
Со временем «дедовщина» приняла негативную окраску. Ее признаки заметны в описаниях казарм царских военных училищ, кадетских корпусов. Она обнаружила себя в особой форме группового давления на новичка везде, где имелась закрытая или полузакрытая общность людей, был казарменный тип проживания: в интернатах, спецучреждениях для несовершеннолетних преступников, армейских подразделениях. В любой закрытой или полузакрытой группе «дедовщина» является серьезной проблемой.
В некоторых военных академиях США «дедовщина» фактически узаконена - кадеты младших курсов обязаны безоговорочно выполнять любые приказы старшекурсников. В современной российской армии она порой принимает изощренные формы и превращается в жестокое попрание прав человека. В армии «дедовщина» сводится к неформальной иерархии военнослужащих в зависимости от срока службы, с соответствующим набором прав и обязанностей для каждой категории. Психологической основой «дедовщины» является разностатусное положение в группе «новичков» и «дедов».
В докладе международной организации Human Rights Watch о положении дел в российской армии, опубликованном в 2004 г., приводятся слова одного из «дедов»: «Когда мы прибыли сюда в качестве новобранцев, никто нас не жалел, мы были рабами для дедов, нас били больше, чем сегодняшних новичков... И мы не жаловались, мы не убегали, мы потом подружились с дедами. Теперь наша очередь». Действует правило: «Я обращаюсь с ближним так, как обращались со мной». Унижая новичков, «деды» изживают прошлое собственное унижение.
«Дедовщина» противоречит российским и международным законам. Многие факты ее проявления становятся предметом рассмотрения в суде. Меры по борьбе с ее проявлениями принимаются органами военного управления, командирами частей, военной прокуратурой РФ. Организовываются телефоны доверия, консультационные пункты, проверки воинских частей, налаживается взаимодействие с общественными организациями.

КРИМИНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Среди носителей антисоциальной субкультуры особой опасностью отличаются криминальные группы . Криминальные группы отличаются от других социальных групп целями, спецификой групповых процессов, особой общественной опасностью. Они характеризуются четкой ориентацией на преступное поведение. Их отличают противоправные нормы и подготовленное, организованное совершение преступлений. Поэтому такие группы называют еще и преступными группами.
Преступление как юридический факт - это действия, которые содержат состав преступления и признаны таковыми в судебной порядке. Преступность и преступление как проявления отклоняющегося поведения вы еще будете изучать в курсе 11 класса . Сейчас мы касаемся преступления только в свете деятельности преступных групп и обращаем внимание на социально-психологические аспекты этого явления. С точки зрения психологии преступление - это факт, который характеризуется чувством вины, ответственности независимо от того, дана ли этому событию юридическая оценка. В этом смысле говорить о преступлении можно с позиций русского писателя Ф. М. Достоевского (1821-1881 гг.) и его известного произведения: преступление - это конфликтный способ удовлетворения потребностей, достижения целей .
Возникновение преступной группы можно отчасти рассматривать как явление стихийное. Преступные группы образуют, как правило, люди без определенных занятий, которые нигде не работают и не учатся: хулиганы, насильники, воры, наркоманы, бродяги, которые совершают различные преступления с целью удовлетворения личных интересов и потребностей.
Постепенно преступная группа переходит к более сложным организованным группам и наиболее опасной форме соучастия - преступным сообществам, основными признаками которых являются сплоченность и целевая установка на совершение особо тяжких преступлений, наличие сложных организационно-иерархических связей с тщательной конспирацией, системой защитных мер, внутренней контрразведкой, охранниками, боевиками и т. д. Организованные преступные группы имеют коллегиальный орган руководства, информационную базу, устав в виде перечня неформальных норм, традиций, законов, санкций.
Исследователи преступных групп выделяют в их структуре «внутренний круг», состоящий из ядра, куда входят главарь-лидер и его ближайшие помощники, а также «внешнее кольцо», состоящее из рядовых членов, или «попутчиков». В группах всегда имеет место жесткая зависимость членов друг от друга. Руководят преступными группами лидеры ярко выраженного авторитарного склада, стремящиеся подавить всех остальных членов. Своим стилем лидерства они превращают других членов группы в марионеток, лишая их права на выбор, на инакомыслие, а нередко и права выхода из группы. Очевидна роль лидера как своеобразного «детонатора», запускающего весь механизм формирования преступной группы. Он определяет ее «специализацию», масштабы преступной деятельности, характер внутригрупповых отношений.
Взрослые, нередко ранее судимые лидеры, вовлекают подростков и юношей в деятельность преступных групп. Ими используются самые разнообразные, иногда весьма ухищренные способы: «выгодные» корыстные предложения, «товарищеские» просьбы и обязательства, льстивые уговоры, советы; постепенное приобщение подростков и юношей к совместным выпивкам, а иногда и к развратным действиям. Могут применяться шантаж, угрозы, обман, а также избиения и истязания.
Чем сложнее преступление, тем дольше оно готовится. Планы преступлений разрабатываются заранее, распределяются роли, подводятся итоги. При совершении преступлений этими группами нередко применяется оружие.
Преступные сообщества трудно обнаружить, так как они способны маскироваться, предпринимать попытки легализации в различных сферах предпринимательства, внедряться в государственные структуры, разрабатывать системы защитных мер.
По данным современных исследователей В. М. Быкова и Л. Н. Иванова (Право и политика.- 2001.- № 1), каждое третье уголовное дело содержит признаки совершения преступления организованной преступной группой.
Разоблачение и последующий приговор суда или решение комиссии по делам несовершеннолетних пресекают преступную деятельность той или иной криминальной группы, но, как правило, не искореняют криминогенную направленность ее членов, а нередко усиливают их склонность к противоправному агрессивному поведению.

1. Почему к выбору группы, участником которой вы собираетесь стать и которая будет оказывать на вас влияние, следует подходить мудро и осознанно?
2. С помощью убедительных аргументов подтвердите или опровергните утверждение одного из представителей юридической психологии : «Предоставленные самим себе группы подростков - самый надежный прогностический параметр роста преступности».
3. Замечено, что, когда соседями оказываются два пятнадцатилетних подростка, способные к правонарушениям, они сходятся и творят больше бед, чем каждый мог бы натворить в отдельности. Объясните, почему это происходит.
4. В Швеции давно прекращен выпуск игрушечного оружия - пистолетов, автоматов, танков и т. п. Средства массовой информации в связи с этим заявляли: «Играть в войну - значит учиться решать все разногласия с помощью насилия». Привлекая свой личный социальный опыт и знания курса, сформулируйте и обоснуйте собственное мнение по поводу подобной инициативы.
5. Выскажите и аргументируйте свое отношение к утверждению одного из исследователей: «Убийство человека в будущем будет считаться таким же отвратительным деянием, каким сегодня считается каннибализм ».

Поработайте с источником

Приводится фрагмент из книги современного российского социального психолога И. П. Башкатова, долгое время изучавшего асоциальные и криминальные группы подростков и молодежи.

<...> Стихийные, самовозникающие группы подростков могут придерживаться как социально позитивной, социально нейтральной, так и асоциальной направленности. Все будет зависеть от лидера, степени его социальной и педагогической запущенности, от его взглядов на жизнь, от строящихся взаимоотношений с членами группы и педагогами. Кроме лидера, в группе выделяются лица, занимающие вторые и третьи места. Распределяются они по степени авторитетности . И если вторых и третьих номеров в группе может быть несколько, то лидер только один. Эту стратификацию ролей и позиций никто не производит. Зависит она от индивидуальных качеств подростка, с одной стороны, и социально-психологических особенностей группы, уровня ее развития - с другой. От этих причин зависит самоутверждение личности подростка в группе, которое выражается в том, что он стремится занять положение, обеспечивающее ему уважение, признание, помощь, поддержку. «Отверженность» отдельных членов группы носит стойкий характер. Они являются предметом насмешек, порой издевательств. В группе они чаще всего выступают в роли «шута», «козла отпущения» и находятся в постоянной зависимости от наиболее популярных членов. Лидеры могут использовать их в своих корыстных целях: заставляют украсть что-либо, выполнить унизительное поручение и т. д. Их отвержение происходит в силу их личных качеств, физической или психической неполноценности. При прямом или косвенном подстрекательстве лидеров «отверженные» могут провоцировать различные эксцессы и правонарушения, незаконные действия со стороны других лиц.

1) Какие возможности предоставляют подросткам и юношам неформальные группы? 2) Чем характеризуются неформальные группы, возникающие вне школы? 3) Какова социальная направленность неформальных молодежных групп? 4) Чем отличаются асоциальные группы от антисоциальных? 5) Как происходит криминализация членов асоциальных групп? 6) В чем состоят основные проявления антисоциальной субкультуры? 7) Почему криминальные группы являются особо опасными?

1. Почему к выбору группы, участником которой вы собираетесь стать и которая будет оказывать на вас влияние, следует подходить мудро и осознанно?
2. С помощью убедительных аргументов подтвердите или опровергните утверждение одного из представителей юридической психологии: «Предоставленные самим себе группы подростков - самый надежный прогностический параметр роста преступности».
3. Замечено, что, когда соседями оказываются два пятнадцатилетних подростка, способные к правонарушениям, они сходятся и творят больше бед, чем каждый мог бы натворить в отдельности. Объясните, почему это происходит.
4. В Швеции давно прекращен выпуск игрушечного оружия - пистолетов, автоматов, танков и т. п. Средства массовой информации в связи с этим заявляли: «Играть в войну - значит учиться решать все разногласия с помощью насилия». Привлекая свой личный социальный опыт и знания курса, сформулируйте и обоснуйте собственное мнение по поводу подобной инициативы.
5. Выскажите и аргументируйте свое отношение к утверждению одного из исследователей: «Убийство человека в будущем будет считаться таким же отвратительным деянием, каким сегодня считается каннибализм».

Поработайте с источником

Приводится фрагмент из книги современного российского социального психолога И. П. Башкатова, долгое время изучавшего асоциальные и криминальные группы подростков и молодежи.

<...> Стихийные, самовозникающие группы подростков могут придерживаться как социально позитивной, социально нейтральной, так и асоциальной направленности. Все будет зависеть от лидера, степени его социальной и педагогической запущенности, от его взглядов на жизнь, от строящихся взаимоотношений с членами группы и педагогами. Кроме лидера, в группе выделяются лица, занимающие вторые и третьи места. Распределяются они по степени авторитетности. И если вторых и третьих номеров в группе может быть несколько, то лидер только один. Эту стратификацию ролей и позиций никто не производит. Зависит она от индивидуальных качеств подростка, с одной стороны, и социально-психологических особенностей группы, уровня ее развития - с другой. От этих причин зависит самоутверждение личности подростка в группе, которое выражается в том, что он стремится занять положение, обеспечивающее ему уважение, признание, помощь, поддержку. «Отверженность» отдельных членов группы носит стойкий характер. Они являются предметом насмешек, порой издевательств. В группе они чаще всего выступают в роли «шута», «козла отпущения» и находятся в постоянной зависимости от наиболее популярных членов. Лидеры могут использовать их в своих корыстных целях: заставляют украсть что-либо, выполнить унизительное поручение и т. д. Их отвержение происходит в силу их личных качеств, физической или психической неполноценности. При прямом или косвенном подстрекательстве лидеров «отверженные» могут провоцировать различные эксцессы и правонарушения, незаконные действия со стороны других лиц.
Вопросы и задания: 1) Каковы взгляды автора на возможную направленность самовозникающих подростковых групп? 2) Какие факторы, по мнению автора, определяют стратификацию ролей и позиций в группе? Назовите роли и позиции, указанные в тексте. 3) Какие примеры антисоциальных действий содержатся в приведенном фрагменте? 4) Какой можно назвать описанную в тексте группу? Аргументируйте свой ответ, опираясь на материал параграфа.

§ 39. Конфликт в межличностных отношениях

Проблематику конфликтов изучают различные науки: социология, политология, социальная психология, юриспруденция, философия, логика и др. В результате интеграции перечисленных наук появилась специальная область знания - конфликтология, которая исследует содержание, причины, условия, механизмы, закономерности возникновения, протекания, разрешения, регулирования конфликтов.
Если в качестве конфликтующих сторон выступают разные части нашего «Я», которые входят в столкновение, то возникает внутриличностный конфликт. Он проявляется в борьбе мотивов, затрудненном выборе цели, переживаниях, сомнении, неуверенности, дискомфорте. Многие из нас переживали подобного рода конфликт, например, когда приходилось выбирать между делом, которое нужно сделать, и желанием посмотреть спортивный матч по телевизору.
Если конфликт возникает как противоборство двух или более людей, обусловленное разнонаправленными целями, мотивами, позициями, интересами, то такой конфликт называют межличностным. В этом случае каждая из сторон стремится получить результат для себя и помешать успеху другого.
Субъектами межгрупповых конфликтов являются социальные группы, преследующие различные цели, отстаивающие свои интересы, ценности, представления и т. п.
Существует множество различных определений самого понятия «конфликт», каждое из которых раскрывает какой-либо аспект того сложного, многогранного явления, которое стоит за понятием. При этом большинство специалистов уделяют основное внимание межличностным отношениям, которые возникают уже в самом конфликте.
Чаще всего конфликт противопоставляется эффективному общению, а само понятие конфликта при этом несет в себе негативный оттенок, поскольку он связан с противоборством, противостоянием. Относительно новым для научного исследования является рассмотрение конфликта как источника внутреннего развития личности, группы, целостного социального явления.

СТРУКТУРА И ДИНАМИКА МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА

Рассмотрим несколько наиболее известных представлений о структуре конфликта, предлагаемых в современных исследованиях.
Первая модель описания конфликта исходит из признания существования:
- конфликтной ситуации - основы для конфликта;
- объекта конфликта - того, чем хотят овладеть оппоненты (власть, авторитет, должность и т. д.);
- участников (оппонентов) - «носителей» противоположностей, разнонаправленных тенденций (целей, интересов и т. д.).
Для того чтобы ситуация из потенциально возможной переросла в реальный, актуальный конфликт, необходим инцидент - открытое столкновение противоборствующих сторон, цель которого - получение позитивного результата только для одной стороны.
На уровне обыденного сознания конфликт чаще всего ассоциируется именно с инцидентом, когда борьба соперников входит в открытую фазу, т. е. столкновение прямо или косвенно протекает в форме конфликтного взаимодействия. Усилия оппонентов направлены, с одной стороны, на достижение поставленных целей, а с другой - на то, чтобы препятствовать противнику в удовлетворении его потребностей и интересов. Таким образом, участники конфликта руководствуются установкой «выиграть, победить», «не проиграть». В этом контексте конфликтная ситуация может рассматриваться как потенциальная зона, в которой возможна профилактика конфликта или его разрешение в более безопасных формах по сравнению с разрешением ситуации непосредственно во время инцидента, в процессе открытой борьбы.
Другая модель структуры конфликта исходит из того, что в нем представлены следующие элементы:
1) стороны (участники) конфликта;
2) условия протекания конфликта;
3) образы конфликтных ситуаций, которые имеются у участников до начала инцидента;
4) возможные действия участников конфликта, направленные на оппонента, или стратегии поведения;
5) исход конфликтных действий, который зависит как от выбора стратегии поведения, так и от содержания всех остальных структурных элементов.
Таким образом, суммируя сказанное, следует отметить, что среди специалистов нет единства в описании структуры конфликта. При этом все сходятся на том, что конфликт всегда предполагает наличие, как минимум, двух противоположно настроенных участников (оппонентов), у которых существуют разные цели и задачи, разное восприятие ситуации. Оппоненты обычно вступают в непосредственное взаимодействие из-за объекта конфликта. Это взаимодействие носит характер прямого столкновения. Конфликт после острой фазы приходит к какому-то исходу, правда, не всегда к такому, какого ожидают оппоненты.
Динамика конфликта традиционно рассматривается как последовательная смена четырех стадий. На первой стадии возникает объективная конфликтная ситуация. На второй стадии объективная ситуация осознается в качестве таковой хотя бы одним из участников. Уже в этом случае имеется необходимое основание для того, чтобы говорить о наличии конфликта. На третьем этапе происходит переход к конфликтному взаимодействию. Конфликтное поведение усиливает эмоциональную вовлеченность, обостряет эмоциональный фон. Часто этот фон носит негативный характер из-за того, что действия, направленные на достижение своих целей и на противодействие другой стороне, вызывают обиды, неудовольствие, огорчения. Наконец, на четвертой фазе происходит полное или частичное разрешение конфликта. Полное разрешение включает устранение объективных противоречий, составляющих основу конфликта, а также субъективную удовлетворенность оппонентов от его исхода. Частичное разрешение конфликта появляется тогда, когда имеется субъективная удовлетворенность, либо при сохранившихся объективных противоречиях, либо при сохранении субъективной неудовлетворенности хотя бы одной из сторон при исчезновении объективных причин противоречий.
Таким образом, динамика конфликта развивается линейно. Каждая фаза сменяется последующей.
Наряду с таким представлением о динамике конфликта существует точка зрения, согласно которой любой конфликт включает в себя мелкие, «элементарные» конфликты, т. е. состоит как бы из конфликтных шагов. Причем эти шаги необязательно следуют друг за другом. Они могут совпадать по времени, усиливать или ослаблять действие друг друга подобно тому, как усиливают или «гасят» друг друга расходящиеся по воде круги от брошенного камня.
Конфликт начинается с появления основной проблемы (или объекта конфликта), в основе которой находится противоречие. Исходное противоречие порождает самые разнообразные действия участников, вызывающие недовольство друг другом. Данный этап в развитии конфликта называют предконфликтной фазой, которая может быть как растянутой во времени, так и быстротечной. Толчком к переходу к следующему этапу, в конфликтную фазу (начало инцидента), является какой-либо повод, например факт, событие, переводящие взаимодействие в столкновение, противоборство, - конфликтная ситуация становится открытой. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают различные результаты, которые становятся итогами, последствиями.

ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТЕ

Вам уже известно, что все многообразие видов взаимодействия в общении психологами принято разделять на два противоположных типа: кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (соперничество). Эти типы взаимодействия могут проявляться в любом общении, не только в конфликтном.
Одна из типологий рассматривает стратегии взаимодействия как двумерную модель:

Выделяют пять основных стратегий взаимодействия в конфликте в процессе его разрешения. Выбор стратегии поведения зависит от конкретной ситуации.
1. Соперничество - ориентация на свои интересы, получение результата только для себя. Интересы другого человека, общение с ним игнорируются, абсолютно не учитываются. Это активный индивидуальный тип поведения. Соперничество может приводить к доминированию, к выигрышу, победе одного участника конфликта над другим. В то же время в нем проявляется естественная потребность человека отстаивать свои интересы, позицию, точку зрения.
2. Сотрудничество - одновременная направленность на удовлетворение интересов другой стороны и своих собственных. При этом для участника конфликта одинаково значимы достижение результата, сохранение и укрепление взаимоотношений. Сотрудничество протекает в форме активной совместной деятельности, а любое предложение по разрешению конфликта предполагает интеграцию интересов всех возможных участников. Интересы одной стороны не могут быть удовлетворены без удовлетворения нужд другой. В ситуации сотрудничества обе стороны остаются в двойном выигрыше: удовлетворяют интересы и развивают взаимоотношения. Эта стратегия, в отличие от остальных, требует больше временных затрат, так как необходимо изучить внутренние позиции всех участников, а затем последовательно их обсудить. Сложность заключается в том, что трудно выявить истинные потребности и выработать альтернативы, устраивающие все стороны.
Сотрудничество является адекватным типом поведения тогда, когда решение проблемы важно для всех сторон, а конфликт для его участников всего лишь эпизод в долгосрочных отношениях, стороны исходят из того, что впереди предстоит работа над долгим проектом и т. п. (Пример, когда в споре действительно рождается истина, а не ссора.)
3. Компромисс - половинчатая стратегия. Частичный отказ от собственных интересов позволяет также частично удовлетворить их. Компромисс затрагивает более поверхностные уровни, чем сотрудничество, поскольку обсуждаются в основном внешние позиции, без выявления глубинных нужд и интересов. Часто решение принимается исходя из приемлемости варианта для обеих сторон, поскольку полное удовлетворение интересов невозможно. Этот тип поведения предполагает равноценное применение индивидуальных и совместных, активных и пассивных действий.
Чаще всего компромисс продуктивен тогда, когда обе стороны имеют противоположные интересы и им надо быстро принять решение или их устраивает временное соглашение.
4. Избегание как стратегия поведения демонстрирует уход от удовлетворения собственных интересов, что не позволяет другому участнику удовлетворить свои интересы. При этом участник отказывается как от достижения результата, так и от продолжения взаимоотношений. Таким образом, избегание является индивидуальной пассивной стратегией. Это просто временный или постоянный выход за рамки конфликта, но может приводить к тому, что ответственность за дальнейшие действия автоматически перекладывается на другую сторону.
5. Приспособление - это прежде всего отказ от собственных интересов в пользу удовлетворения интересов другого человека. Здесь результатом взаимодействия является не достижение реальной цели, а сохранение взаимоотношений, которые имеют значительно большую ценность для участника конфликта, избравшего приспособление. Действия этого типа поведения оцениваются как совместные пассивные. Человек действует совместно с другим человеком, соглашаясь выполнять его требования.
Приспособление целесообразно в тех случаях, когда проблема для одного участника конфликта незначима или его доминирующей потребностью является сохранение мира и дружеских отношений, а для другого исход конфликта намного важнее. Общемировые тенденции гуманизации общества, управления производством, образованием свидетельствуют о том, что особую ценность приобретает готовность сотрудничать с окружающими, налаживать совместную деятельность, находить компромиссы.
От чего зависит выбор стратегии сотрудничества и организации совместной деятельности?
Во-первых, выбор способа поведения в конфликте зависит от ценностей и ценностных ориентаций личности. Так, для человека, придерживающегося стратегии сотрудничества, типично восприятие партнера по общению или взаимодействию в конфликте как уникального существа, равного самому себе. Основу главных интересов такой личности составляют стремления познать внутренний мир окружающих и свой собственный. Преобладающими установками сотрудничающей личности является готовность удовлетворять интересы обеих сторон в совместной деятельности, понять внутренний мир другого человека, обращать внимание на позитивные проявления оппонента, снижая роль негативных; установка на миротворчество и ненасилие, на сотрудничество и компромисс.
В сфере эмоций преобладают установки на позитивное саморазвитие; уверенность в себе; принятие других людей такими, какие они есть, без стремления изменить, переделать их; уважение, доверие, открытость, готовность прощать, уверенность.
Характерными качествами сотрудничающей личности является принятие себя таким, какой есть, самоуважение, преобладание положительного самовосприятия, вера в собственные силы, возможности, способности, самореализацию.
Одной из важнейших способностей, помогающих не только конструктивно разрешать конфликты, но и эффективно общаться, является эмпатия, о которой также шла речь выше. Развитые способности самоконтроля и саморегуляции эмоциональной сферы позволяют преобразовывать эмоции как один из основных источников конфликтов. Например, преодоление раздражения или страха влияют на изменение позиции, отношения, понимания оппонента и ситуации в целом. Творческий поиск возможностей и альтернатив способствует выходу за рамки конфликта в более широкий контекст, отыскивается не просто правильное решение, но единственно возможное и наилучшее для данных условий.
Личность, стремящаяся к сотрудничеству, демонстрирует ненасильственное влияние и убеждение средствами логической аргументации, положительных эмоций, личного примера, нравственных убеждений. Такое поведение увеличивает возможности конструктивной работы с партнером, кооперации, ведения переговоров.
Коммуникативные способности личности, ориентированной на сотрудничество в конфликтной ситуации, дают возможность установления и поддержания контакта, понимания позиции другого, управления эмоциями, уменьшения сопротивления оппонента, умения слушать и др.

Рассмотрим теперь, какие особенности характеризуют личность, склонную к деструктивному, конфронтационному поведению.
В психологии существует специальное понятие «конфликтогенная» личность, т. е. такая, которая в любых обстоятельствах создает вокруг себя проблемные, конфликтные ситуации и взаимоотношения.
Направленность «конфликтогенной» личности в основном включает эгоистические мотивы, часто даже имеющие неосознаваемый характер, что связано с наличием серьезных внутриличностных проблем. Убеждения «конфликтогенной» личности основываются на уверенности в том, что «все люди злы» и являются потенциальными врагами, которых следует либо обвести вокруг пальца, либо победить.
При таком подходе природа человека рассматривается как изначально негативная, в которой низменные инстинкты стремятся взять верх.
Ценности такой «конфликтогенной» личности могут быть по содержанию разнообразными, но их отличает высокая степень жестокости, устойчивости до упрямства, консерватизма. Они приобретают характер непреложных истин, догматических понятий, даже если эти ценности тормозят развитие. Интересы «конфликтогенной» личности связаны прежде всего с удовлетворением потребности в самоутверждении. В структуре отношений преобладают отношения неприятия себя, негативное отношение к самому себе. Самооценка в этом случае либо завышенная, либо заниженная. Эмоционально-волевые установки нацелены на сохранение внутренних условий, на избегание изменений, на отказ работы над собой. Межличностные отношения характеризуются неприятием других людей такими, какие они есть; стремлением изменить окружающих; недоверием; отрицанием, неуважением, закрытостью; стремлением победить, доминировать, напористостью.
Личностные качества людей конфликтного типа могут включать излишнюю критичность, прямолинейность, настойчивость, эгоцентризм, высокомерие, пренебрежение, неадекватность самооценки, упрямство, невоспитанность, несдержанность и даже агрессивность, авторитарность и т. п.
Очень часто «конфликтогенная» личность порождает особый вид конфликтов - так называемые нереалистические или субъектные нецеленаправленные конфликты. В таких конфликтах отсутствует реальная цель достижения какого-либо результата деятельности. Это «конфликт ради конфликта». Для личности в них важен процесс выражения негативных эмоций. Реальный результат подменяется приобретением психологической выгоды - самоутверждением за счет других, поддержанием и укреплением собственного образа-Я, освобождением от отрицательных эмоций и т. п. («У меня плохое настроение, пусть и у других оно испортится».)
Такая личность не только ограничивает собственное развитие, полное проявление своих возможностей и способностей, но также оказывает значительное деструктивное влияние на участников и свидетелей конфликтного взаимодействия.
Современные психологи разработали множество практических рекомендаций, курсов, специальных тренинговых программ, целью которых является развитие коммуникативной компетентности, навыков общения, разрешения конфликтов, ведения переговоров.

КАК УСПЕШНО РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ

Итак, конфликта не стоит бояться. Если подойти к нему как к проявлению противоречий, то вполне можно признать, что ничего страшного в конфликте нет. Тем не менее большинство конфликтологов полагают, что практически каждый конфликт можно разрешить рационально и конструктивно.
Путями конструктивного разрешения конфликта являются переговоры, помощь посредника, миротворчество (примирение сторон).
Для конструктивного разрешения конфликта необходимо ясно понимать, в чем его суть, из-за чего он существует, какое противоречие лежит в его основе. Затем необходимо разобраться, кто является истинным участником конфликта, кого он касается непосредственно. Если не прояснить этот вопрос, то своими действиями можно расширить зону конфликтного взаимодействия, втянуть в конфликт других участников. Следующим шагом должно стать определение позиций, интересов и рангов участников. При этом считается, что ранг - это «вес», «сила» оппонента. (К примеру, если он выступает от себя лично, он имеет 1-й ранг, если от лица группы, то 2-й и т. д.) Не последнюю роль играет знание эмоциональных установок и отношений участников друг к другу. Только владея всей этой информацией и хорошо обдумав ее, можно выбирать способ действия (стратегию) и реализовывать ее на деле.
Дополнительно полезно обдумать и дать себе ответы на следующие вопросы. Во-первых, чему может научить конфликт? Возможно, в ходе конфликта вы лучше узнаете человека, с которым у вас серьезные расхождения во взглядах. Или вы поймете, что «худой мир лучше доброй ссоры», что ничего хорошего из вашего столкновения не будет ни для одной из сторон. В любом случае, вступая в конфликт, думающий человек не бросается в него как в омут. Далее вы должны решить для себя: признаете ли вы ценности других так же, как и свои собственные? Разумеется, на практике это сделать нелегко. Но зато уважение к вам, возможно, повысится, если вы сумеете подняться над внешними причинами конфликта, проявив на практике эмпатию. Проанализируйте также, готовы ли вы поддерживать равноправные отношения, стремитесь ли быть объективными и отделять проблему от личности, пытаетесь ли понять, какие потребности и интересы скрываются за позицией другой стороны. Пожалуй, в этом случае особенно важна ясность понимания существа и причин конфликта. Если все-таки конфликт принимает острую форму, решите, готовы ли вы обсуждать разногласия, есть ли у вас желание разрабатывать новые варианты решений, искать альтернативы и возможности, готовы ли вы стать партнером для другой стороны, находить пути сотрудничества и кооперации.
Если вы готовы преобразовать конфликт в сотрудничество, используйте 4-шаговый метод:
1) найдите время для беседы с оппонентом и основные правила, которые помогут понять друг друга;
2) подготовьте условия - место, время, обстоятельства, помогающие развитию диалога;
3) определите основную проблему, разделите ее на ряд подпроблем и обсудите возможные решения, начиная с самых простых;
4) заключите договор или конкретное соглашение, лучше в письменном виде, поскольку со временем информация искажается и забывается, что может стать источником нового конфликта.
И в заключение вспомните уже известные вам правила. Конфликт легче предотвратить, чем погасить. Если вы готовы к профилактике конфликтов и не хотите провоцировать их своим поведением, научитесь описывать факты, наблюдения, а не давать оценки. Часто при описании ситуации она выглядит совсем не так остро. Научитесь искренне и корректно выражать свои чувства - как позитивные, так и негативные. Для этого важно помнить, что у конфликта две стороны, возможно, и о вас кто-то может иметь совсем не самое доброе мнение. Проявляйте доброжелательность, выдержку и спокойствие в любой ситуации. Не стремитесь победить во что бы то ни стало. Знание правил общения поможет вам высказать свое мнение так, чтобы вас услышали, и выслушать оппонента так, чтобы он убедился, что вы поняли его. Чаще ставьте себя на место другого человека, управляйте своими эмоциями, умейте прощать.
Можно сказать, что давать советы легче, чем следовать им. Но знание «анатомии» конфликта помогает извлекать из него позитив, превращая в способ решения противоречия.
Основное понятие: конфликт.
Термины: конфликтная ситуация, инцидент, соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, переговоры.

1. «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». Попытайтесь описать сюжет трагедии У. Шекспира, используя знания о структуре и динамике конфликта.
2. Существует мнение, что конфликт всегда подобен порочному кругу, разорвать который невозможно. Каково ваше мнение по этому вопросу? Приведите аргументы.
3. Подготовьте выступление «О пользе конфликта».
4. Сделайте выводы из следующих данных. Юноши чаще ассоциируют конфликт со словами «стычка», «драка», «потасовка», «схватка»; девушки - со словами «ссора», «спор», «перебранка», «перепалка».

Поработайте с источником

Прочитайте отрывок из книги Б. И. Хасана, П. А. Сергоманова - современных российских ученых.

Типовые сценарии переговоров

Переговоры являются такой моделью организации конфликтов и разногласий, которая предполагает «прямое» согласование интересов конфликтующих сторон через открытые обсуждения участниками своих разногласий. Переговоры наиболее универсальная модель разрешения конфликта.
[...] «Позиционный торг» - это такой сценарий, при котором стороны начинают обсуждение с конкретных решений, как правило, не разобравшись в том, чего хочет противоположная сторона, да и сам переговорщик. «Позиционный торг», как правило, сводится к выдвижению сторонами конкретных решений, затем к их все более усиленной защите. Чаще всего такой торг неэффективен, поскольку переговоры в таких случаях идут по кругу. Этот переговорный сценарий практически не оставляет свободы действий для участников. Более выгодно и эффективно выяснить, что стоит за позицией.
«Переговоры по интересам» - это сценарий, который начинается с выяснения истинных интересов участников, определения правил принятия решений, справедливости в принятии решений сторонами, в проверке соответствия интереса и позиции.
[...] Переговоры при помощи посредника представляют собой такую модель взаимодействия в конфликте, при которой выделяется специальный человек, отвечающий за эффективность переговорного процесса, организующий эффективную коммуникацию и создающий позитивные отношения между участниками переговоров.
[...] Предмет работы посредника - переговорные процедуры и взаимоотношения участников. При верно организованных технологиях и процедурах переговоры, как правило, проходят успешно. Если участники конфликтуют, то без налаживания отношений переговоры практически обречены на провал, поэтому посреднику необходимо гармонизировать межличностные отношения.
Вопросы и задания: 1) Согласны ли вы с тезисом, что переговоры наиболее универсальная модель разрешения конфликтов? Приведите собственные аргументы в защиту своей позиции. 2) Какие виды переговоров названы в тексте? Приведите собственные примеры, иллюстрирующие каждый вид переговоров. 3) Что общего у этих видов переговоров? 4) Чем они различаются? 5) Какую модель переговоров вы считаете наиболее универсальной? Почему вы так считаете? В какой мере ваш личный опыт лежит в основе вашего мнения об эффективности разных видов переговоров?

Выводы к главе V

1. Структура личности сложна и иерархична. Она включает компоненты, связанные с биологическими свойствами человека: темпераментом, полом, возрастом, особенностями протекания психических процессов (восприятия, мышления и др.). Другой уровень структуры личности включает привычки, умения, навыки и знания. Еще один ряд компонентов личностной структуры имеет исключительно социальную обусловленность, составляет направленность личности и представлен влечениями, желаниями, стремлениями, интересами, склонностями, идеалами, мировоззрением и убеждениями.
2. Направленность личности может быть эгоистической (преобладание мотивов личной заинтересованности) или альтруистической, коллективистской, просоциальной (доминируют мотивы, связанные с интересами других людей). На этом фундаменте формируются особенности социального поведения и жизненные цели. На характер жизненных целей влияет социальная установка - предопределенная и обусловленная личным и социальным прошлым опытом психологическая готовность личности вести себя определенным образом. Человек не рождается с готовым набором социальных установок, но развивает их по мере взросления.
3. Процесс развития личности осуществляется как постепенное усложнение мотивационно-потребностной сферы и овладение различными видами предметной деятельности. Каждый возрастной период неповторим, своеобразен и имеет важное значение в становлении личности. От того, насколько полноценно реализует себя человек определенного возраста, зависит жизненный успех и степень удовлетворенности жизнью. Паспортный и психологический возраст человека могут не совпадать. Обычно ответственные и самостоятельные люди опережают по своему психологическому возрасту инфантильных сверстников.
4. Специфической для человека деятельностью, связанной с обменом результатами духовной деятельности (усвоенной информацией, мыслями, чувствами, оценками, переживаниями и пр.), является общение. Оно характеризуется единством трех сторон (коммуникации, интеракции и социальной перцепции). В формирующемся информационном общении не только расширяются возможности накопления и переработки информации, но и существенно меняются формы общения. Все более значимую роль играют технические средства передачи информации.
Особенно важную роль общение играет в подростковом и юношеском возрасте, являясь одним из ведущих видов деятельности. Ему свойствен ряд особенностей: интерес к интимно-личностному, стихийно-групповому и социально ориентированному общению, обретение собственного стиля общения через следование образцам и выбор групповых предпочтений, острота переживаний одиночества и дискомфорта от непонимания взрослыми и др.
5. Неэффективное общение нередко является одной из причин межличностных конфликтов. Конфликт всегда предполагает наличие субъектов (оппонентов), которые имеют разные цели и задачи, разное восприятие ситуации. Оппоненты обычно вступают в непосредственное взаимодействие из-за объекта конфликтования. Конфликт проходит ряд фаз: объективная конфликтная ситуация и субъективное осознание ее оппонентами, конфликтное взаимодействие и разрешение конфликта. Поведение личности (соперничество или сотрудничество) в конфликте определяется ее направленностью, особенностями воспитания, характера, особенностями психики. Наиболее эффективным способом разрешения межличностных конфликтов являются сотрудничество, переговоры, в том числе при помощи посредника или представителя.
6. На основе непосредственного личного общения и эмоциональных отношений (симпатии, антипатии, безразличия) в обществе формируются малые группы - немногочисленные по составу совокупности людей, члены которых объединены общей деятельностью (целями и задачами). Основу групповой общности составляет субъективное осознание людьми своей принадлежности к особым групповым интересам, нормам, ценностям и целям.
Межличностные отношения в группе - это сложная система связей личности с группой и каждым ее членом. Эти отношения ощущаются и субъективно переживаются личностью.
7. Особое место среди малых групп занимают неформальные молодежные группы. Среди них выделяются как социально положительные (просоциальные), так и асоциальные - стоящие в стороне от основных социальных проблем, замкнутые в системе узкогрупповых ценностей. Социальную опасность представляют антисоциальные, или социально отрицательные, преступные, группы.
Криминальные группы отличаются от других социальных групп целями, спецификой групповых процессов, особой общественной опасностью. Они характеризуются четкой ориентацией на преступное поведение, противоправные нормы и подготовленное, организованное совершение преступлений.
8. Особыми малыми группами в обществе являются семейные группы. Обладая всеми основными признаками малой группы, семья, в отличие от трудового или учебного микроколлектива, строится на основе института брака, выполняет в обществе репродуктивную, хозяйственно-экономическую, рекреационную, воспитательную, сексуальную, социально-статусную функции. В семье как малой группе складывается свой социально-психологический климат, который во многом определяется любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга. Реализация семейно-половых ролей (системы предписаний, модели поведения) в обществе определяется принятыми образцами.

Вопросы и задания к главе V

1. Согласны ли вы со следующим суждением: «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида» (Б. Г. Ананьев)? Какие аргументы вы можете привести для обоснования своей позиции?
2. Сравните роль, которую играют стереотипы в общении и в познавательной деятельности. Сделайте выводы о чертах сходства и различиях.
3. Назовите литературные произведения, сюжет которых построен на ошибках социальной перцепции. Укажите, в чем проявляются эти ошибки. Какие механизмы лежат в основе этих ошибок?
4. В последнее время в стране все большее распространение находят «телефоны доверия». Чем можно объяснить тот факт, что в критических ситуациях люди предпочитают общение по телефону?
5. Составьте обобщающую схему, представив в ней все многообразие малых групп, различающихся по разным основаниям.
6. Козьма Прутков сказал: «Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим». Представьте себе, как отнесется к надписи конформист; нонконформист. Приведите собственные примеры нонконформистского поведения литературных героев.
7. Используя знания по истории, охарактеризуйте изменения гендерных ролей в традиционной российской семье допетровских времен и в современной демократической семье.

Готовимся к экзамену

1. Что общего у таких видов человеческой деятельности, как игра и общение:
1) требуют соблюдения определенных правил;
2) предполагают обязательное наличие партнера;
3) могут носить индивидуальный характер;
4) предполагают использование имитации?
2. Из приведенного перечня понятий выберите то единственное, которое правильно дополняет следующее суждение: «Человек как участник общественных отношений и сознательной деятельности» называется:
индивид;
объект;
индивидуальность;
личность.
3. Какое суждение верно?
А) Направленность личности выражает совокупность основных мотивов деятельности.
Б) Характер поведения в социуме во многом определяется направленностью личности.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
4. Заполните пропуск в следующем высказывании:
«______________ - слово-пакет, в который можно завернуть радиопередачу, воспитание, партию в шахматы, лекцию, музыку, младенческое «уа-уа», случайный взгляд, анонимку, театр...»
5. Заполните пропуски в схеме:

6. Что в приведенном ниже перечне относится к общению как взаимодействию? Ответ представьте в виде комбинации цифр, под которыми помещены характеристики интерактивной стороны общения.
1) Письменное извещение деловых партнеров о предстоящем производственном совещании.
2) Публичная защита научной работы.
3) Участие в митинге в защиту свободы слова.
4) Чтение романа.
5) Поиск информации в Интернете.
6) Переписка в чате.
7) Письмо в газету.
7. Составьте три словосочетания, характеризующие общение, используя понятие «эмпатия».
8. Дополните перечень элементов структуры межличностного конфликта:
1) объект конфликта;
2) конфликтная ситуация;
3) инцидент;
4) .......................... .

Документ

6 классы: Понятия по теме «Человек в социальном измерении» (обществознание) 3.7 класс: Линейная функция... Строение клетки (биология) 6.10 класс: Социально -гуманитарные знания и профессиональная деятельность (обществознание). Динамика (физика) 7.11класс: ...

  • Заочная межрегиональная научно-практическая конференция «основные парадигмы современного социально-гуманитарного знания»

    Документ

    Учреждение высшего профессионального образования «Амурский государственный... : ОСНОВНЫЕ ПАРАДИГМЫ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНО -ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ Основные направления конференции: ... , методика и организация социально -культурной деятельности 1.7. Высшее образование: ...

  • Задачи профессиональной деятельности выпускника. Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ооп впо. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ооп впо (2)

    Регламент

    И методы социальных , гуманитарных , экономических и естественных наук в профессиональной деятельности (ОК-9); б) профессиональных (ПК): - способность демонстрировать знание основных положений...

  • Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений

    Учебник
  • Задачи профессиональной деятельности выпускника. Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ооп впо. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ооп впо (1)

    Регламент

    ... социальных , гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности ; способность анализировать социально -значимые проблемы и процессы (ОК-9);  способность демонстрировать знание ...