Смешивание слоев в фотошопе. Режимы наложения слоев в фотошопе


Режимы наложения - одно из основных понятий в фотошопе и используется во многих инструментах и командах. Установить режим наложения можно и для слоя в целом. Рассмотрим основные режимы смешивания на примере работы со слоями.

Изображение в фотошопе может состоять из большого количества слоев разной степени прозрачности.

По умолчанию каждый новый слой имеет режим наложения Normal (нормальный). При использовании для слоя режима наложения отличающихся от нормального, он начнет взаимодействовать с нижестоящими слоями и позволяет либо корректировать изображение, либо создавать интересные эффекты. В каждом отдельном случае очень сложно предсказать заранее конечный результат, но общее представление о режимах наложения (смешивания) слоев в фотошопе следует иметь.

Есть одна чудесная особенность работы с режимами наложения все изменения совершенно обратимы, позволяя вам продолжать эксперименты до тех пор, пока не будет получен необходимый результат!

В Photoshop режимы наложения группируются соответственно создаваемых ними эффектов. Рассмотрим взаимодействие слоев в различных режимах смешения на примере такого изображения, состоящего из двух слоев Fon и Apple.

Normal (Нормальный)

Это обычное состояние слоя. Здесь нет взаимодействия между слоями (активным и нижестоящим). Видим только изображение верхнего слоя, если не установлена непрозрачность меньше 100%.

Dissolve (Растворение)

Этот режим в случайном порядке удаляет некоторые пиксели активного слоя, что придает эффект пористости или шума. Влияет на полупрозрачные пиксели. Они заменяются случайным образом: часть из них окрашивается в то, что накладывается, а часть остается окрашенной в базовый цвет. Если нет полупрозрачных пикселей – установите Opacity (непрозрачность) слоя меньше 100%. Похоже на наложение прозрачного шума (noise) на верхнее изображение.

Darken (Замена темным)

Этот режим проявляет только темные оттенки верхнего слоя на нижнем. Сравниваются цветовые значения накладывающегося цвета и базового, выбирается более темное цветовое значение. Белый цвет при наложении просто игнорируется. Например, базовый пиксель окрашен в цвет RGB 25\100\215, цвет, который накладывается, имеет значения 100\200\50, то результат цвета будет 25\100\50.

Multiply (Умножение)

В режиме наложения Multiply (Умножение) в фотошопе происходит умножение цветовых значений базовых цветов, которые накладываются. Результатом будет цвет, что оказывается темнее, чем начальный цвет, который накладывается.

Этот режим можно применять для восстановления очень светлых фото, путем дублирования основного слоя и установления верхнему слою режима "умножение". Пример использования - работа с фоном в уроке .

Color Burn (выжигание цвета или форсирование цвета или затемнение цвета или цветное затемнение в разных русских версиях переводится по разному).

Режим наложения Color Burn создаёт эффект "выжигания" нижнего слоя под воздействием верхнего слоя. То есть тёмные участки верхнего слоя используются для затемнения нижнего слоя. Используется умножение цветов и увеличение насыщенности. Результат выглядит очень контрастно и обычно непредсказуем. Экспериментируйте!

Linear Burn (линейное выжигание)

Этот режим наложения похожий на предыдущий режим, но в результирующем изображении не повышается контрастность, а понижается яркость. Создаётся эффект затемнения, сумерек.

Darker Color (притемнение)

Режим наложения Darker Color сравнивает пиксели верхнего и нижнего слоя и выбирает те пиксели, которые темнее.

Lighten (осветление)

Режим наложения Lighten (осветление) - противоположен режиму Darken: сравнивает верхний и нижний слой и в результрующую картинку поканально записывает более светлые пиксели (поканально).

Screen (экранирование)

Режим наложения Screen (экранирование) - противоположен режиму Multiply , перемножает инвертированный цвет нижнего слоя с верхним слоем. В результате изображение станет светлее. Данный режим полезен для корректировки слишком темных фото.

Color Dodge (выгорание цвета или цветное осветление)

Режим наложения Color Dodge противоположен режиму Color Burn: нижнее изображение светлеет, "выцветает" или "выгорает" под воздействием верхнего цвета. Режим применяется для создание эффекта сияния.

Linear Dodge (линейное выгорание)

Режим наложения Linear Dodge противоположен режиму Linear Burn, только более интенсивен. Приводит к более резким результатам, чем режим наложения Screen или Color Dodge. Создаёт эффект освещения объекта ярким источником света.

Lighter Color (осветление)

Режим наложения Lighter Color противоположен режиму Darker - записывает в результат те пиксели, которые светлее.

Для иллюстрации следующей группы режимов наложения поменяем местами слои fon и apple - изображение выглядит эффектнее.

Overlay (наложение)

Режим наложения Overlay (Наложение) объединяет в себе свойства режимов Multiply (Умножение) и Screen (Осветление). Значения темных базовых цветов подвергаются операции умножения и получается еще более темный цвет. Светлые тона осветляются и становятся еще светлее. Довольно часто наблюдается также некоторое смещение оттенков. В результате получаем повышенную контрастность исходного изображения. Можно применять для улучшения "тусклых фотографий": дублировать слой с изображением, к дубликату применяем режим наложения Overlay и, возможно, уменьшаем непрозрачность слоя. Пример использования в уроке для осветления девушки.

Soft Light (мягкий свет) - похож на режим Overlay, только более мягкий. В результате нижний слой как-бы подсвечивается верхним.

Hard Light (жёсткий свет) - похож на Soft Light, только жёстче. Если для слоя выбран режим Hard Light (Жесткий свет), вы можете рисовать темно-серым цветом, чтобы сделать пиксели более темными, и светло-серым, чтобы сделать их более светлыми.

Vivid Light (яркий свет) - представляет собой комбинацию из режимов наложения Color Dodge к светам и Linear Burn - к теням. То есть контрастность тёмных участков падает, а светлых - возрастает.

Linear Light (линейный свет).

Режим наложения Linear Light применяет Linear Dodge к светам и Color Burn - к теням. То есть контрастность тёмных участков возрастает, а светлых - падает. Как бы противоположен предыдущему режиму смешивания, но в то же время очень похож на него.

Pin Light (точечный свет) - смешивает светлые цвета, используя режим Lighten, и темные цвета, используя режим Darken.

Hard Mix (жёсткое смешивание) - применяет Color Dodge к светам и Color Burn - к теням. Контрастность изображения возрастает очень сильно вплоть до возникновения эффекта постеризации.

Difference (разница)

Режим наложения Difference использует вычитание верхнего слоя из нижнего. Если пиксель на верхнем слое белый, то пиксель на нижнем слое инвертируется. Если пиксель на верхнем слое чёрный, то пиксель на нижнем слое не изменяется. Если пиксель на верхнем слое совпадает с нижнем, то результат - чёрный пиксель. То есть совпадающие цвета будут чёрными. Несовпадающие фрагменты будут цветными.

Exclusion (исключение) - похож на Difference, но с меньшей контрастностью.

Hue (оттенок) - в результате снимок имеет оттенок верхнего слоя, но яркость и насыщенность - нижнего слоя. Создаёт эффект рисования акварельными красками.

Saturation (насыщенность) - в результате снимок имеет насыщенность верхнего слоя, но оттенок и яркость - нижнего. Нейтральные цвета (чёрный, белый, серый) на верхнем слое обесцветят картинку, на нижнем слое не изменятся. Режим используется для создания частично окрашенных изображений (например, красные розы на черно-белом снимке).

Color (цвет) - снимок приобретает оттенок и насыщенность верхнего слоя, но яркость - нижнего слоя. Создает эффект колорированного снимка. Пример использования - наложение красных бликов на бутылку в уроке

Luminosity (яркость) - как вы уже догадались, снимок приобретает яркость верхнего слоя и насыщенность+оттенок нижнего слоя.

Дублируйте слои изображения, экспериментируйте с режимами наложения, исследуйте разные их комбинации, и не забывайте, что можно изменять прозрачность слоя.

Эта статья даст вам общее представление о режимах наложения или смешивания слоев (blending modes). Режимы наложения используют для разных целей, например, чтобы вписать объект в фон, наложить текстуру или тонировать изображение. При использовании режимов наложения слои начинают взаимодействовать друг с другом, также можно изменять непрозрачность и заливку слоя в результате чего получается интересный эффект. Многие просто прогоняют слой по всем режимам в поисках лучшего варианта. Конечно, будет намного удобнее, хоть немного разбираться в этих режимах и понимать для чего нужен каждый из них.

Когда мы устанавливаем режим смешивания, то слой, которому изменили режим, начинает взаимодействовать с нижестоящим. А теперь давайте рассмотрим разные режимы наложения, которые разделены на группы горизонтальными линиями.

1. Основные режимы (Basic)

Обычные (Normal)

Уже из названия этого режима становится понятно, что это обычное состояние слоя. Здесь нет взаимодействия между слоями (активным и нижестоящим). Полностью заменяются пиксели нижестоящего слоя при режиме 100% непрозрачности.

Затухание (Dissolve)

При 100% непрозрачности верхний слой полностью перекрывает нижний, как и в режиме Обычные (Normal) . А при снижении непрозрачности, этот режим в случайном порядке удаляет некоторые пиксели активного слоя, что придает эффект пористости или шума. Например, у нас получился эффект «мела» при значении непрозрачности 70%:

2. Затемняющие режимы (Darken)

Во всей группе Затемняющих режимов, игнорируется белый цвет.

Затемнение (Darken)

Этот режим проявляет только темные оттенки верхнего слоя на нижнем. Его используют для наложения одного слоя на другой. Если вы хотите затемнить, то лучше использовать режим, следующий по списку - Умножение (Multiply) .

Умножение (Multiply)

Это один из самых распространенных режимов. Он накладывает цвета верхнего слоя на цвета нижнего. Цвет становится гуще, от этого изображение темнеет. Этот режим можно применять для восстановления очень светлых фото, путем дублирования основного слоя и установления верхнему слою режима Умножение (Multiply) .

Затемнение основы (Color burn)

Путем повышения насыщенности и контрастности, этот режим дает сильный эффект. Он также немного затемняет, будьте аккуратны с этим режимом, так как цвета с ним принимают неестественный вид, и у вас принтер не сможет правильно отобразить их.

Линейный затемнитель (Linear burn)

Этот режим затемняет нижний слой, чтобы проявить цвет верхнего слоя, путем уменьшения яркости.

Темнее (Darker color)

Здесь видимыми остаются только пиксели, которые темнее пикселей нижнего слоя.

3. Осветляющие режимы (Lighten)

При использовании Осветляющих режимов игнорируется черный цвет. С помощью этих режимов можно убрать черный фон, оставив нетронутыми другие цвета, а также для наложения текстур на черном фоне.

Замена светлым (Lighten)

С помощью этого режима получаем противоположное действие режиму Затемнение (Darken) . Проявляет светлые пиксели.

Экран (Screen)

Этот режим производит те же вычисления, как и режим Умножение (Multiply) , но использует при этом инвертированные значения, чтобы проявить конечный результат. Этот режим осветляет изображение. Его можно применять для осветления темных фотографий, путем дублирования и установления верхнему слою этого режима.

Осветление основы (Color dodge)

Похож на режим Экран (Screen) , но черный цвет на верхнем слое не влияет на результат, и другие цвета будут слегка подсвечивать нижние, путем повышения насыщенности и понижения контраста, чтобы подобрать подходящий тон. Хорош для создания сильных эффектов.

Линейный осветлитель (добавить) (Linear Dodge (Add)

Цвета здесь сочетаются путем повышения яркости, светлые цвета заменяются более светлыми. Представляет собой комбинацию режимов Экран (Screen) и Осветление основы (Color Dodge) .

Светлее (Lighter Color)

Видимыми остаются только пиксели, которые светлее пикселей нижнего слоя.

4. Контрастные режимы (Contrast)

Для всех режимов этой группы игнорируемый цвет - 50% серого (за исключением режима Жесткое смещение (Hard Mix) ).

Перекрытие (Overlay)

Этот режим равномерно смешивает цвета обоих слоев, хорошо поддается изменениям прозрачности. Он отсеивает светлые части и умножает темные. При низком уровне прозрачности, он похож на режим Обычные (Normal) , но с более интенсивными цветами. Хорошо подходит для наложения текстуры на изображение.

Мягкий свет (Soft light)

Этот режим осветляет и затемняет цвета изображения в зависимости от цвета верхнего слоя. Это почти то же самое, что фильтр рассеянный свет. Хорошо подойдет для корректировки тонов, повышения контраста на изображениях с небольшой контрастностью, а понижение прозрачности даст еще более изысканный эффект.

Жесткий свет (Hard light)

Похож на предыдущий режим. Почти не используется, так как Мягкий свет (Soft light) более контролируемый. Он будет затемнять изображение, если наверху темное, осветлять, если светлое, и повышать контрастность.

Яркий свет (Vivid Light)

Этот режим затемняет или осветляет цвета изображения в зависимости от того, какие цвета на верхнем слое. Кажется, что изображению добавили различные значения контраста.

Линейный свет (Linear light)

Если верхний слой яркий, то нижний слой будет осветляться, если темный, то затемняться.

Точечный свет (Pin light)

С помощью этого режима можно получить разные результаты, работает путем перемещения цветов на изображение в зависимости от того светлые или темные цвета на активном слое.

Жёсткое смешение (Hard Mix)

Дает похожий результат, смешивает яркость верхнего слоя с цветом нижнего, контраст здесь на максимуме. Получается очень яркое изображение, причем крупными кусками. Создает постеризированное изображение, ограниченное в цветах.

5. Сравнительные режимы (Comparative)

Изображение, которое мы в результате получаем напрямую зависит от разницы обоих слоев.

Разница (Difference)

Подходит для создания различных эффектов. Он реверсирует тона и цвета, яркость здесь зависит от разницы пикселей.

Исключение (Exclusion)

Более мягкая версия режима Разница (Difference) , контраст небольшой. Обычно применяется для тонирования изображения посредством наложения сплошного цвета и существенного уменьшения непрозрачности.

Вычитание (Subtract)

Яркости верхнего слоя вычитается из нижнего. Когда яркость пикселя верхнего слоя больше или равна яркости нижнего, итоговый цвет изменяется на черный.

Разделить (Divide)

Похож на предыдущий режим, только с более сильным осветлением.

6. Компонентные режимы (HSL)

Результат зависит от яркости и цвета слоев. Эти режимы обычно используются для тонирования и перекрашивания объектов на изображении.

Цветовой тон (Hue)

Здесь, цвета верхнего слоя смешиваются с насыщенностью и яркостью нижнего слоя. Это дает сильный эффект. Альтернативный режим - это Цветность (Color) .

Насыщенность (Saturation)

С этим режимом, уровни насыщенности нижнего слоя меняются на соответствующие пиксели верхнего слоя. Пригодится для того, чтобы заставить объект принять цвет или текстуру другого.

Цветность (Color)

Здесь используется только яркость нижнего слоя, а цвет и насыщенность идут от верхнего слоя. Подходит для перекрашивания изображения.

Яркость (Luminosity)

От верхнего слоя остается только яркость света, а цвет и насыщенность идут от нижнего слоя. Если не получается этот режим, попробуйте другой из 3-х вышеприведенных.

Теперь, для закрепления материала советую вам провести свой собственный эксперимент, так вы быстрее разберетесь в свойствах каждого режима и посмотреть, похожи определения режимов на ваш результат или нет.

До встречи в следующем уроке!

Когда дело доходит до изучения программы Фотошоп, на самом деле это означает тщательное изучение всего нескольких функций, хотите - верьте, хотите - нет. Безусловно, программа Фотошоп многофункциональна и с каждой новой версией наполняется все более и более всевозможными инструментами и параметрами. Но действительно ли вам нужна самая последняя версия программы с ее многочисленными свойствами, для того чтобы обрабатывать ваши фотографии?

Возможно, вы подумаете: «Да, конечно», но, скорее всего, ваш ответ будет отрицательным. Имея небольшие знания и навыки работы с основными инструментами программы, вы успешно сможете обрабатывать большинство фотографий. Несмотря на то, что с каждой последующей версией Фотошоп появляются дополнительные свойства и параметры, основные инструменты, которые вам надо знать, одинаковы и в версии Фотошоп CS3, и в версии Фотошоп 3, когда впервые появилась возможность работы со слоями.

Итак, что же нужно обязательно уметь делать в программе Фотошоп? Во-первых, применять основные инструменты выделения, во-вторых, знать, для чего нужны слои и как с ними работать. Также важно понимание работы масок слоя. И, наконец, необходимо знать, как и когда использовать режимы наложения слоев, что и будет темой нашего сегодняшнего урока.

Выражаясь простым языком, режимы наложения позволяют взаимодействовать или «смешиваться» слою с нижележащим слоем или несколькими слоями различными способами. Без использования режимов наложения, единственный способ сочетать слои - уменьшать непрозрачность слоя (или заливать его), что не может привести к очень интересным результатам. Применяя же режимы наложения, мы не только получаем непредсказуемые и невероятные результаты, особенно в сочетании с работой масок слоя, но и значительно облегчаем себе задачу при редактировании, ретуши или восстановлении фотографий, также экономя время!

Конечно, как и в случае с самой программой Фотошоп, вам не нужно знать абсолютно все о режимах наложения, чтобы успешно применять их в своей работе. В версии Фотошоп CS2 было двадцать три режима наложения (учитывая режим «Нормальный», установленный по умолчанию), в версии Фотошоп CS3 добавилось еще два режима, и их стало двадцать пять - огромный список для выбора! Таких названий как «Затухание», «Осветление основы», «Линейный затемнитель», «Разница» и «Исключение» вполне достаточно для того, чтобы сломать голову, гадая, что это за режимы и как их использовать.

Открою вам небольшой секрет. Конечно, на самом деле, это не секрет, но вы же приободрились, решив, что узнаете что-то, чего не знает больше никто, так что пусть это будет называться секретом. Как я уже упоминал, вам не нужно знать все тонкости работы со всеми режимами наложения. В действительности, при обработке большинства ваших фотографий, достаточно иметь представление о пяти режимах наложения. Да-да, не о двадцати трех или двадцати пяти режимах, а все лишь о пяти! Что же это за режимы? «Умножение» (Multiply), «Экран» (Screen), «Перекрытие» (Overlay), «Цветность» (Color) и «Яркость» (Luminosity). Изучив, как и когда применять эти режимы, вы сможете с легкостью обрабатывать фотографии.

Прежде чем мы начнем изучать работу каждого из пяти режимов наложения, давайте узнаем, где они расположены. Если вы думаете, что их можно найти в строке меню «Слои» в верхней части экрана, то немного заблуждаетесь. На самом деле, если бы мы каждый раз как хотели поменять режим наложения слоя, кликали мышкой по строке меню, то это была бы настоящая проблема. К счастью, компания Adobe осознала, что мы все слишком ленивые для этого действия, и облегчила нам жизнь. Вы можете получить быстрый доступ к режимам наложения, выбрав ниспадающее окно в верхнем левом углу панели слоев. По умолчанию, выбран режим наложения «Нормальный» (Normal):

Ниспадающее окно режимов наложения в верхнем левом углу панели слоев

Небольшое важное замечание - если вы посмотрите на рисунок, представленный выше, то заметите, что я забежал вперед и создал копию исходного слоя заднего фона (нажав сочетание клавиш Ctrl+J / Command+J), и сейчас у меня выбрана эта копия под названием «Слой 1» (Layer 1). Я это сделал потому, что программа Фотошоп по-другому рассматривает слой заднего фона в отличие от других слоев и не позволяет нам менять режим наложения при работе с ним.

Если вы не повторяете мои действия, работая самостоятельно, и заметили, что ниспадающее окно режимов наложения у вас затененное (неактивное), вероятнее всего причина в том, что у вас создан только один слой на панели слоев, и он назван «Задний фон» (Background). Для того чтобы получить доступ к режимам наложения, вам следует или создать копию слоя заднего фона, или переименовать сам слой заднего фона.

Когда вы нажмете на маленький значок в виде двух стрелок около слова «Нормальный» и откроете окно со списком всех режимов наложения, вам может вначале показаться, что в порядке их размещения нет никакого смысла или логики, особенно, если вы не знакомы с работой этих режимов. Я работаю в данный момент в версии Фотошоп CS2, где представлено двадцать три режима наложения, а в версии Фотошоп CS3, как я уже упоминал ранее, их двадцать пять.

Если вы посмотрите внимательнее, то заметите, что режимы наложения в действительности объединены в группы. Два верхних режима «Нормальный» (Normal) и «Затухание» (Dissolve) составляют первую группу, нижерасположенные режимы - «Затемнение» (Darken), «Умножение» (Multiply), «Затемнение основы» (Color Burn) и «Линейный затемнитель» (Linear Burn) составляют вторую группу и т.д. Всего выделено шесть групп, и вам может показаться, что причина, по которой режимы объединены в группы, состоит в том, что у этих режимов есть что-то общее. Вы совершенно правы!

Хотя, вы были бы правы, не учитывая первую группу в самом верху списка. Режимы «Нормальный» и «Затухание» не имеют ничего общего, и, тем не менее, объединены в одну группу. Вы можете всю жизнь легко прожить, не используя режим «Затухание», так как он достаточно бесполезен, особенно при редактировании изображений, тогда как режим «Нормальный» устанавливается по умолчанию и означает, что все слои настроены автоматически без каких-либо изменений с вашей стороны.

Таким образом, первая группа - на самом деле не группа, если только вы не назовете ее группой «режимов, у которых нет ничего общего». Остальные режимы наложения объединены в группы, потому что у них действительно есть что-либо общее друг с другом. Ниже представлена схема всех групп:

Схема, отображающая различные группы режимов наложения

Как вы можете видеть на разноцветной схеме, представленной выше (разные цвета я выбрал для удобства восприятия), режимы наложения «Затемнение» (Darken), «Умножение» (Multiply), «Затемнение основы» (Color Burn) и «Линейный затемнитель» (Linear Burn) составляют группу режимов затемнения. Почему? Потому что каждый из этих режимов делает изображение темнее. Обратите внимание, что режим «Умножение» входит в эту группу. Если вы помните, режим «Умножение» входит в пятерку режимов, которые вам обязательно нужно знать, и вскоре мы его изучим подробнее.

Далее идут режимы «Замена светлым» (Lighten), «Экран» (Screen), «Осветление основы» (Color Dodge) и «Линейный осветлитель» (Linear Dodge), которые составляют группу режимов осветления. Каждый из них делает изображение светлее. Обратите внимание, что режим «Экран», входящий в группу режимов осветления, - еще один режим, работу которого вы должны знать и который мы рассмотрим подробнее.

Ниже расположены режимы «Перекрытие» (Overlay), «Мягкий свет» (Soft Light), «Жесткий свет» (Hard Light), «Яркий свет» (Vivid Light), «Линейный свет» (Linear Light), «Точечный свет» (Pin Light) и «Жесткое смешение» (Hard Mix), составляющие группу режимов контраста. Каждый из этих режимов одновременно и затемняет, и осветляет изображение, делая его более контрастным. Обратите внимание, что режим «Перекрытие», который вам надо знать, входит в эту группу.

Следующей идет группа режимов, которые мы не будем рассматривать подробно. Она включает в себя режимы «Разница» (Difference) и «Исключение» (Exclusion) и называется группой режимов сравнения. Оба эти режимы предназначены для сравнения пикселей между слоями и используются нечасто, особенно при обработке фотографий. Крайне редко вам может понадобиться режим «Разница», а режим «Исключение» вы будете использовать так же часто, как и режим «Затухание», иными словами практически никогда.

И, наконец, идет группа компонентных режимов, также известная как группа HSL (Цветовой тон (Hue), насыщенность (Saturation) и яркость (Luminosity)) по первым буквам трех режимов наложения, входящих в нее, наряду с режимом «Цветность» (Color). Все режимы в этой группе воздействуют на степень яркости или насыщенности слоя. Режимы «Цветность» и «Яркость» являются последними из пяти основных режимов, которые вы должны знать для обработки и ретуши фотографий в программе Фотошоп.

Таким образом, мы рассмотрели, что, несмотря на огромный список режимов наложения, выделяют всего пять типов режимов наложения. Режимы первого типа затемняют изображение, режимы второго - осветляют изображение, режимы третьего - одновременно и затемняют, и осветляют изображение для придания большей контрастности, режимы четвертого типа - сравнивают пиксели между различными слоями и, наконец, режимы пятого типа - влияют на степень яркости или насыщенности изображения. Нам удалось упорядочить двадцать пять, на первый взгляд, совершенно разных режимов наложения и разбить их по пяти типам (за исключением режимов «Нормальный» и «Затухание», что нас не должно беспокоить). Неплохо для начала! Но мы можем пойти дальше, потому что вы должны знать всего пять режимов наложения, чтобы уметь обрабатывать фотографии, - один из группы режимов затемнения, один из группы режимов осветления, один из группы режимов контраста и два из группы компонентных режимов.

Первый режим, который нам надо подробно изучить - режим «Умножение» (Multiply). Как мы ранее видели на схеме, этот режим входит в группу режимов затемнения. Это означает, что работа режима направлена на затемнение изображения. В действительности, это единственный режим из группы режимов затемнения, который вам надо хорошо знать, и также этот режим является наиболее широко используемым из всех режимов наложения. Более подробно мы рассмотрим режим «Умножение» в следующем уроке.

Перевод: Ксения Руденко

Режимы наложения в Фотошопе, на первый взгляд, не простая тема. В действительности нет ничего проще чем режимы наложения в Фотошопе. Все что нужно сделать — правильно объяснить их. И вы убедитесь в этом сами. Режимы наложения Blending modes, раскиданы по всему Фотошопу. Они находятся на панелях настроек инструментов, они находятся в слоях, они находятся в стилях. Мы поговорим о режимах наложения в панели слоев Layers, хотя роль режимов одинаковая, где бы они не находились. Как обычно освещают Blending modes наши маститые фотошоперы с других сайтов?

Я прошелся по самым топовым урокам и статьям, которые нашел в Гугле и Яндексе . В лучшем случае профи берут 1-2 фотографии. И применяют к ним по очереди все режимы наложения, прямо по списку, сверху вниз. Конечно, в паре вариантов «эффект» получается интересным, в остальных вариантах получается мрак и ужас. В части примеров невозможно разобраться, несмотря на описание. Так как на картинке какая-то ерунда, и не понятно вообще зачем и для чего этот конкретный режим.

Каждый из режимов создавался под свою индивидуальную ситуацию. Нельзя применить их все к одной и той же фотографии, и сделать выводы, что вот эта пара режимов хороши, а остальное лучше не использовать никогда.

Когда я начинал работать в Фотошопе я тоже читал эти статьи и не мог понять ничего. Режимы наложения представлялись мне некими хаотичными эффектами, которые не пойми как создают не пойми какие эффекты при наложении слоев друг на друга, и нет никакой возможности понимать, что же они делают и для чего предназначены. Простой, тупой перебор режимов, о вот это смотрится неплохо, оставлю. В реальности, вам не нужно понимать весь список из 25 режимов. Достаточно понимать всего три из них.

Все верно, три режима наложения и вы превращаетесь в маститого по режимам наложений. Более никогда вы не перещелкиваете все 25 режимов подряд, так как теперь, вы точно знаете какой эффект хотите получить и чего добиться. И эти три режима наложения, конечно, Multiply , Screen и Overlay .

Как работают режимы наложения Blending Modes?

Достаточно одного взгляда на меню с режимами наложений чтобы понять — они располагаются не хаотично. Все режимы Blending mode сгруппированы. Мы разберем 3 самые обширные группы этих режимов. Группы затемнения, осветления и контраста. В каждой группе есть свой приоритетный режим. В группе затемнения это Multiply , в группе осветления это Screen , в группе контраста Overlay . Все остальные режимы в каждой группе являются лишь разновидностями и вариациями этих трех. Поэтому поняв как устроены Multiply , Screen и Overlay вы сразу поймете 17 из 25 режимов наложения.

При смешивании слоев Фотошоп руководствуется тоном слоя Hue и степенью светлоты слоя Lightnes . Как это происходит? Например я выберу 3 варианта красного цвета.

  • Первый образец — чистый красный R255 G0 B0
  • Второй вариант — чистый светло-красный, с высокой степенью белого Lightnes R255 G130 B130
  • Третий вариант — недостаточно насыщенный красный R180 G76 B76

Кроме прочего половина каждого прямоугольника содержит не цветную область, к которой я применил Desaturate . Они являются черно-белым зеркалом своих цветных собратьев, наглядно демонстрируя на сколько цветные прямоугольники светлые, если рассматривать лишь этот параметр.

Фотошоп оценивает верхние и нижние слои. В случае с режимами Multiply, Screen и Overlay для Фотошопа важнее всего уровень светлоты и темноты. В каждом из режимов фотошоп либо убирает темные пиксели, либо убирает светлые либо и то и другое. Далее Фотошоп добавляет цветовой тон. Для примера я выбрал режим Multyply и вот что происходит.

Фотошоп подсчитывает уровень светлоты объектов. В случае режима Multipy Фотошоп убивает все светлые пиксели делая графику темнее. Фактически Multiply делает тоже самое, что делает принтер, когда распрыскивает одну краску поверх другой. Пересекающиеся цвета становятся темнее. В тех местах где градиент становится серым, прямоугольники появляются на свет. Однако об этом ниже.

Режим наложения Multiply

Режим Multiply является режимом затемнения. Когда мы присваиваем слою режим Multiply , Фотошоп анализирует слой, находящийся ниже и убивает все светлые участки слоя с Multiply . Белые участки пропадают совсем. Светло-серые становятся полупрозрачными. А черные остаются. В режиме Multiply темные пиксели всегда выигрывают.

На картинке ниже у меня черно-белый градиент на заднем фоне. И четыре прямоугольника с градиентами черного и чистых цветов.

После применения режима Multiply светлые области прямоугольников отпадают. И так работает режим Multiply . Остальные режимы наложения из группы затемнения работают точно так же, с разной степенью растворения белых областей и контраста.

Пример применения Multiply

Для своего примера я выберу и изображение, нарисованное Shillien Black . Вначале я поместил Адриану Лиму на рабочую область. Далее я задний фон, он нам не нужен.

Под слой с Адрианой я помещаю другой слой текстуры бумаги. К Адриане применяю режим наложения Multiply .

Чтобы доработать результат я прицепляю к Адриане два цвето-корректирующих слоя Levels и Hue Saturation .

Фаил исходник со всеми слоями вы сможете скачать в конце статьи. И это один из способов работы с режимом наложения Multiply .

Режим наложения Screen

Screen действует противоположно режиму Multiply . Вместо затемнения он осветляет. На изображении ниже знакомый градиент и прямоугольники. При включении режима Screen из прямоугольников пропадают темные области. И так устроен Screen . На этот раз выигрывают светлые пиксели. Светлые области остаются, слегка светлые усиливаются, темные уходят.

В нашем случае Screen полностью растворяет черные пиксели последнего прямоугольника, но оставляет тональные цвета остальных, лишь немного осветляя их. Остальные режимы наложения в группе осветления работают точно так. Вариации иные, принцип тот же. Черные пиксели уходят, белые остаются и усиливают свое значение.

Пример применения Screen

Я использую ту же текстуру, но в этот раз немного затемняю её и снижаю насыщенность, чтобы эффект получился более явным.

Поверх текстуры я накладываю фотографию с облаками.

А теперь использую режим наложения Screen .

И для сравнения, режим Screen и режим Multiply в одном флаконе. В первом случае выигрывают светлые пиксели. Во втором выигрывают черные.

Режим наложения Overlay

В отличие от режимов затемнения и осветления Multiply и Screen , Overlay является режимом контраста. Что это значит? Это значит что Overlay убивает близкие к 50% Grey пиксели, оставляя только ярко выраженные темные и ярко выраженные светлые. Эти области он накладывает на изображение усиливая контрастность картинки. На изображении ниже показано, как средняя часть градиента растворилась.

Остальные режимы наложения из группы контраста работают точно так же, с небольшими вариациями. С приближенным к реальности примером режим Overlay взаимодействует следующим образом.

Пример применения Overlay

Несомненно этот режим стоит использовать в тех случаях, когда мы хотим повысить контрастность изображения + получить некоторые интересные взаимодействия. Я опять выбираю Адриану Лиму, но на этот раз не маскирую задний фон. К самой Лиме я применю Hue Saturation и понижу насыщенность тона, чтобы цвет кожи, при повышении контрастности, не «перегорел».

Теперь я помещу текстуру поверх Лимы и применю к ней режим наложения Overlay . Что бы эффект получился выразительнее я немного затемню текстуру при помощи слоя цветокоррекции. Тогда темные пиксели будут выражены значительно сильнее. Следовательно усилится и контраст.

Если вы дочитали эту статью до конца, то уверен, теперь вы не будете работать с режимами наложения Blending Mode , как слепой котенок, перекликивая режимы в пустую на авось. Теперь вы точно знаете что делают различные группы режимов наложения и в каких ситуациях их стоит использовать. Об остальных режимах наложения я расскажу в следующих статьях и уроках.

Режим наложения (Blending Modes) определяет, каким образом пиксели накладываемого слоя взаимодействуют с пикселями нижележащего слоя. Знание алгоритмов работы режимов наложения значительно облегчает работу в Фотошоп.

Для каждого слоя по умолчанию установлен Нормальный (Normal) режим наложения. В результате содержимое изображение накладываемого слоя полностью перекрывает содержимое нижележащего слоя. В Фотошоп имеется несколько режимов наложения предоставляющих различные варианты наложения пикселей накладываемого слоя на исходный.

Режимы наложения слоя расположены в выпадающем меню в левом верхнем углу палитры слоёв. Режимы наложения также используются инструментами рисования и находятся в выпадающем меню палитры настроек инструмента. Но самым серьезным инструментом режимы наложения становятся при использовании со слоями.

Режимы наложения разбиты на шесть групп:

  1. Основные (Basic) - заменяют базовые пиксели.
  2. Затемняющие (Darken) - затемняют базовые пиксели.
  3. Осветляющие (Lighten) - осветляют базовые пиксели.
  4. Контрастные (Contrast) - увеличивают контраст базовых пикселей.
  5. Сравнительные (Comparative) - результат зависит от разницы между слоями.
  6. Компонентные (HSL) - определяют результат по яркости и цвету между слоями.

Для получения лучшего результата, с некоторыми режимами наложения рекомендуется уменьшать Непрозрачность (Opacity) слоя. Как и с другими инструментами Фотошоп, разобраться с алгоритмами работы режимов наложения поможет только экспериментирование.

Чтобы помочь вам разобраться, как работают режимы наложения в Фотошоп, я подготовил примеры наложения одного изображения на другое в разных режимах. Во всех примерах я буду изменять режим наложения на верхнем слое с изображением в виде цветных градиентных полос. А накладывать его я буду на нижний слой с изображением сталкера.

ОСНОВНЫЕ (BASIC)

Нормальный (Normal) - пиксели верхнего слоя непрозрачны и поэтому полностью перекрывают нижний слой. Только при уменьшении Непрозрачности (Opacity) верхнего слоя мы сможем увидеть нижний слой.

Растворение (Dissolve) - комбинирует верхний слой с нижним добавляя эффект шума. Чтобы увидеть результат необходимо уменьшить Непрозрачность (Opacity) верхнего слоя (на примере ниже - 80%).

ЗАТЕМНЯЮЩИЕ (DARKEN)

Затемнение (Darken) - сравнивает цвета верхнего и нижнего слоёв и смешивает пиксели в местах, где верхний слой темнее нижнего.

Умножение (Multiply) - умножает цвета верхнего слоя с цветами нижнего слоя и создаёт общий результат темнее. Если верхний цвет белый, никаких изменений не произойдёт.

Затемнение основы (Color Burn) - затемняет изображение используя содержимое верхнего слоя и повышает насыщенность цветов. Этот режим даёт сильный эффект, но если верхний слой белый, никаких изменений не произойдёт.

Линейный затемнитель (Linear Burn) - использует тот же подход, что и предыдущий режим, но с более сильным затемняющим эффектом. Так же не произойдёт никаких изменений, если верхний слой белый.

Темнее (Darker color) - похож на режим Затемнение (Darken), за исключением того, что он работает не поканально, а на всех каналах. В результате его применения на накладываемом слое видимыми остаются только те пиксели, которые темнее пикселей нижележащего слоя.

ОСВЕТЛЯЮЩИЕ (LIGHTEN)

Замена светлым (Lighten) - сравнивает цвета верхнего и нижнего слоёв и смешивает пиксели в местах, где верхний слой светлее нижнего.

Осветление (Screen) - производит те же вычисления, что и режим Умножение (Multiply), но использует при этом инвертированные значения, чтобы проявить конечный результат. Осветляет изображение.

Осветление основы (Color Dodge) - осветляет изображение, используя содержимое верхнего слоя и повышает насыщенность цветов. Если верхний слой чёрный, никаких изменений не произойдёт.

Линейный осветлитель (Linear Dodge) - похож на режим Осветление (Screen), производит более сильный эффект осветления. Если верхний слой чёрный, никаких изменений не произойдёт.

Светлее (Lighter color) - похож на режим Замена светлым (Lighten), за исключением того, что он работает не поканально, а на всех каналах. В результате его применения на накладываемом слое видимыми остаются только те пиксели, которые светлее пикселей нижележащего слоя.

КОНТРАСТНЫЕ (CONTRAST)

Перекрытие (Overlay) - при наложении верхнего слоя на нижний, комбинирует эффекты Умножение (Multiply) и Осветление (Screen) в зависимости от яркости пикселей верхнего слоя. Если верхний слой залит 50% серым цветом, эффекта не будет.

Мягкий свет (Soft Light) - похож на режим Перекрытие (Overlay), но создаёт более умеренный эффект. Если верхний слой залит 50% серым цветом, эффекта не будет.

Жёсткий свет (Hard Light) - принцип работы, как у режима Перекрытие (Overlay), но с более сильным эффектом. Тёмные пиксели верхнего слоя затемняются аналогично режиму Умножение (Multiply), а светлые пиксели осветляются аналогично режиму Осветление (Screen). Если верхний слой залит 50% серым цветом, эффекта не будет.

Яркий свет (Vivid Light) - в зависимости от яркости пикселей верхнего слоя, затемнение происходит по принципу режима Затемнение основы (Color Burn), а осветление по принципу режима Осветление основы (Color Dodge), но с более сильным воздействием. Если верхний слой залит 50% серым цветом, эффекта не будет.

Линейный свет (Linear Light) - похож на предыдущий режим, но с более сильным эффектом. Если верхний слой залит 50% серым цветом, эффекта не будет.

Точечный свет (Pin Light) - смешивает светлые пиксели верхнего слоя используя режим Замена светлым (Lighten), и тёмные пиксели верхнего слоя используя режим Замена тёмным (Darken). Если верхний слой залит 50% серым цветом, эффекта не будет.

Жёсткое смешение (Hard Mix) - создаёт изображение с ровными тонами, ограниченными цветами и большим количеством пастеризации. Освещённость верхнего слоя накладывается на цвета нижнего слоя.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ (COMPARATIVE)

Разница (Difference) - отображает тональную разницу между двумя слоями. Этот режим обычно используют в технологических целях, а не для прямой обработки исходного изображения.

Исключение (Exclusion) - похож на предыдущий режим, но с менее сильным эффектом.

КОМПОНЕНТНЫЕ (HSL)

Цветовой тон (Hue) - объединяет цветовой тон верхнего слоя с яркостью и насыщенностью нижнего слоя.

Насыщенность (Saturation) - объединяет насыщенность верхнего слоя с яркостью и цветовым тоном нижнего слоя.

Цветность (Color) - объединяет цветовой тон и насыщенность верхнего слоя с яркостью нижнего слоя.

Яркость (Luminosity) - объединяет яркость верхнего слоя с цветовым тоном и насыщенностью нижнего слоя.