Шуберт маргарита за прялкой на русском. Шуберт. Песня «Гретхен за прялкой

Гретхен за прялкой И.В. Гёте. Текст. Перевод Э. Губера

1 куплет:Тяжка печаль и грустен свет, ни сна, ни покоя, мне, бедной, мне, бедной,нет! Когда его со мною нет, могилой кажется мне свет. Потух, поблёк мой бедный ум, нет ясных чувств, нет светлых дум.

2 куплет:Тяжка печаль и грустен свет, ни сна, ни покоя, мне, бедной, мне, бедной, нет! В окошко глядя, о нём грущу, повсюду встречи с ним ищу. Его ищу я, - не нахожу. Его улыбка и жар стастей, и стан высокий, и блеск очей...Волшебный звук его речей, пожатье рук, его поцелуй!

3 куплет:Тяжка печаль и грустен свет, ни сна, ни покоя, мне, бедной, мне, бедной, нет! О нем грущу и плачу я, о нём томится душа моя, зачем не могу я за ним лететь,обнять и млеть, обнять и млеть. Зачем не могу я за ним лететь, и в поцелуе с ним умереть, и в поцелуе с ним умереть.

Тяжка печаль и грустен свет!

В 1814 году австрийский композитор Франц Шуберт написал песню «Гретхен за прялкой», положив на музыку стихотворение из трагедии Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст». Ему самому было тогда 17 лет и он был влюблён в девушку - её звали Тереза Гроб.

Гретхен - уменьшительное от Маргариты имя. Маргарита - бедная молодая девушка, чуть больше четырнадцати лет, живет с матерью в маленьком домике и зарабатывает на жизнь прядением ниток. Однажды на улице с ней знакомится Фауст. Он влюбляет в себя Маргариту, с помощью Мефистофеля (духа отрицания - черта, который владыка подземного мира, поэтому знает тайну старинных кладов) делает ей царские подарки - 2 шкатулки с драгоценностями, надеясь приобрести ее хорошее к себе расположение. Маргарита не может противиться своей первой в жизни любви - не потому, что ее возлюбленный дарит ей подарки, а потому что он волшебно красив, молод, учен, искушен, умен и дерзок. Именно волшебно, потому что на самом деле это старый доктор Фауст, с помощью Мефистофеля ставший снова молодым. Всю свою жизнь провел Фауст за книгами, изучая человеческие науки, однако понял, что никаких нужных знаний из книг не добыл. Однажды он открыл старую магическую книгу и вызвал великий дух, но не смог с ним совладать из-за своей ограниченной человеческой природы. Вызывание духа Фаустом подсмотрел Мефистофель и поспорил с Богом, что сможет обыграть Фауста и забрать его душу после смерти. Бог разрешил Мефистофелю сыграть с Фаустом шутку, Бог верит в ум Фауста и знает, что Фауст не позволит черту забрать его душу. Фауст, уже много испытавший в жизни, любит Маргариту не самозабвенной любовью юности, а как человек, получивший возможность наслаждаться человеческими чувствами и оценивать их с высоты уже прожитой жизни. Поэтому Фауст (он представляется Маргарите Генрихом) не часто появляется у Маргариты, иногда он уединяется в лесу и радуется своей любви один. В такие моменты Маргарита ждет своего возлюбленного, а он все не приходит. Маргарита испытывает тревожные и тоскливые чувства, они окрашены в темные тона.

Один из таких моментов и выражен в этой песне. Маргарита, как и всегда, сидит за прялкой. Обычно её голову заполняют светлые и спокойные мысли. Теперь, после знакомства с Фаустом, все мысли её только о нем и они тревожные и темные, точно она предчувствует свою гибель. Шуберт выбирает для песни соответствующую тональность, тональность итальянских слёзных арий - ре минор. Атмосферу тревоги создает фортепианная партия - непрерывно кружащиеся шестнадцатые в размере 6/8 и относительно высокая тесситура песни (она написана для сопрано), вызывающая ассоциацию с криком - там, где появляется динамика фортиссимо. Фортепианная партия играет и живописную роль - изображает жужжание прялки. Впечатлению движения веретена по кругу способствует "сглаженный, круглый" размер - 6/8. Вокальная партия состоит из фраз короткого дыхания, прерываемых паузами. Ее составляют интервалы вздоха, стона - малые нисходящие секунды, малые нисходящие терции, интервалы призыва - чистые затактовые восходящие кварты, чистые затактовые восходящие квинты, тритон, звучащий тоскливо. Песня начинается рефреном ("Тяжка печаль и грустен свет, ни сна, ни покоя, мне, бедной, мне, бедной,нет!"), проходящим еще 2 раза в середине песни и звучащим последний раз в конце всей песни. В песне 3 куплета. Однако куплеты вариативны. Начавшись одинаковым рефреном, они развиваются по-разному - мелодически и тонально - захватывая разные тональности - Шуберт дает музыке следовать за литературным текстом. Кульминация песни - во 2-м куплете, она падает на слово "поцелуй" - здесь высокая "соль" (второй октавы) в вокальной партии гармонизуется диссонансом - доминантовым квинтсекстаккордом. Здесь Шуберт рисует остановку прялки - "на 3 такта" Гретхен забывает о ней. Затем движение прялки постепенно восстанавливается - устанавливается доминантовый органный пункт, на котором паузы чередуются с кружащимися шестнадцатыми. В этом же втором куплете Маргарита вспоминает облик Генриха-Фауста - и ее мысли светлеют - появляется несколько отклонений в мажорные тональности. В других куплетах кратковременные появления мажора сразу же омрачаются минорной субдоминантой к нему. В песне обращает на себя внимание огромное количество органных пунктов - самых разных ступеней. Таким образом рисует Шуберт статичность сцены - Маргарита ведь сидит и не двигается с места.

Этот монолог Гретхен - излияние ее чувств любви - наполнен не только выразительными лирическими, но и живописными деталями - так пишутся сцены в опере.

Послушать хорошее исполнение песни можно здесь:

запрос - classic-online.ru шуберт гретхен за прялкой

адрес - http://www.classic-online.ru/ru/production/11505 Исполнитель: Элизабет Шуман (сопрано)

Гретхен за прялкой И.В. Гёте. Текст. Перевод Э. Губера

1 куплет:Тяжка печаль и грустен свет, ни сна, ни покоя, мне, бедной, мне, бедной,нет! Когда его со мною нет, могилой кажется мне свет. Потух, поблёк мой бедный ум, нет ясных чувств, нет светлых дум.

2 куплет:Тяжка печаль и грустен свет, ни сна, ни покоя, мне, бедной, мне, бедной, нет! В окошко глядя, о нём грущу, повсюду встречи с ним ищу. Его ищу я, - не нахожу. Его улыбка и жар стастей, и стан высокий, и блеск очей...Волшебный звук его речей, пожатье рук, его поцелуй!

3 куплет:Тяжка печаль и грустен свет, ни сна, ни покоя, мне, бедной, мне, бедной, нет! О нем грущу и плачу я, о нём томится душа моя, зачем не могу я за ним лететь,обнять и млеть, обнять и млеть. Зачем не могу я за ним лететь, и в поцелуе с ним умереть, и в поцелуе с ним умереть.

Тяжка печаль и грустен свет!

В 1814 году австрийский композитор Франц Шуберт написал песню «Гретхен за прялкой», положив на музыку стихотворение из трагедии Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст». Ему самому было тогда 17 лет и он был влюблён в девушку - её звали Тереза Гроб.

Гретхен - уменьшительное от Маргариты имя. Маргарита - бедная молодая девушка, чуть больше четырнадцати лет, живет с матерью в маленьком домике и зарабатывает на жизнь прядением ниток. Однажды на улице с ней знакомится Фауст. Он влюбляет в себя Маргариту, с помощью Мефистофеля (духа отрицания - черта, который владыка подземного мира, поэтому знает тайну старинных кладов) делает ей царские подарки - 2 шкатулки с драгоценностями, надеясь приобрести ее хорошее к себе расположение. Маргарита не может противиться своей первой в жизни любви - не потому, что ее возлюбленный дарит ей подарки, а потому что он волшебно красив, молод, учен, искушен, умен и дерзок. Именно волшебно, потому что на самом деле это старый доктор Фауст, с помощью Мефистофеля ставший снова молодым. Всю свою жизнь провел Фауст за книгами, изучая человеческие науки, однако понял, что никаких нужных знаний из книг не добыл. Однажды он открыл старую магическую книгу и вызвал великий дух, но не смог с ним совладать из-за своей ограниченной человеческой природы. Вызывание духа Фаустом подсмотрел Мефистофель и поспорил с Богом, что сможет обыграть Фауста и забрать его душу после смерти. Бог разрешил Мефистофелю сыграть с Фаустом шутку, Бог верит в ум Фауста и знает, что Фауст не позволит черту забрать его душу. Фауст, уже много испытавший в жизни, любит Маргариту не самозабвенной любовью юности, а как человек, получивший возможность наслаждаться человеческими чувствами и оценивать их с высоты уже прожитой жизни. Поэтому Фауст (он представляется Маргарите Генрихом) не часто появляется у Маргариты, иногда он уединяется в лесу и радуется своей любви один. В такие моменты Маргарита ждет своего возлюбленного, а он все не приходит. Маргарита испытывает тревожные и тоскливые чувства, они окрашены в темные тона.

Один из таких моментов и выражен в этой песне. Маргарита, как и всегда, сидит за прялкой. Обычно её голову заполняют светлые и спокойные мысли. Теперь, после знакомства с Фаустом, все мысли её только о нем и они тревожные и темные, точно она предчувствует свою гибель. Шуберт выбирает для песни соответствующую тональность, тональность итальянских слёзных арий - ре минор. Атмосферу тревоги создает фортепианная партия - непрерывно кружащиеся шестнадцатые в размере 6/8 и относительно высокая тесситура песни (она написана для сопрано), вызывающая ассоциацию с криком - там, где появляется динамика фортиссимо. Фортепианная партия играет и живописную роль - изображает жужжание прялки. Впечатлению движения веретена по кругу способствует "сглаженный, круглый" размер - 6/8. Вокальная партия состоит из фраз короткого дыхания, прерываемых паузами. Ее составляют интервалы вздоха, стона - малые нисходящие секунды, малые нисходящие терции, интервалы призыва - чистые затактовые восходящие кварты, чистые затактовые восходящие квинты, тритон, звучащий тоскливо. Песня начинается рефреном ("Тяжка печаль и грустен свет, ни сна, ни покоя, мне, бедной, мне, бедной,нет!"), проходящим еще 2 раза в середине песни и звучащим последний раз в конце всей песни. В песне 3 куплета. Однако куплеты вариативны. Начавшись одинаковым рефреном, они развиваются по-разному - мелодически и тонально - захватывая разные тональности - Шуберт дает музыке следовать за литературным текстом. Кульминация песни - во 2-м куплете, она падает на слово "поцелуй" - здесь высокая "соль" (второй октавы) в вокальной партии гармонизуется диссонансом - доминантовым квинтсекстаккордом. Здесь Шуберт рисует остановку прялки - "на 3 такта" Гретхен забывает о ней. Затем движение прялки постепенно восстанавливается - устанавливается доминантовый органный пункт, на котором паузы чередуются с кружащимися шестнадцатыми. В этом же втором куплете Маргарита вспоминает облик Генриха-Фауста - и ее мысли светлеют - появляется несколько отклонений в мажорные тональности. В других куплетах кратковременные появления мажора сразу же омрачаются минорной субдоминантой к нему. В песне обращает на себя внимание огромное количество органных пунктов - самых разных ступеней. Таким образом рисует Шуберт статичность сцены - Маргарита ведь сидит и не двигается с места.

Этот монолог Гретхен - излияние ее чувств любви - наполнен не только выразительными лирическими, но и живописными деталями - так пишутся сцены в опере.

Послушать хорошее исполнение песни можно здесь:

запрос - classic-online.ru шуберт гретхен за прялкой

адрес - http://www.classic-online.ru/ru/production/11505 Исполнитель: Элизабет Шуман (сопрано)

В области вокальной лирики раньше и полнее всего проявилась индивиду-альность Шуберта, основная тема его творчества. Уже в 17 лет он стал здесь выдающимся новатором, тогда как ранние инструментальные произведения не отличаются особенно яркой но-визной.

Песни Шуберта - это ключ к пониманию всего его творчества, т.к. добытое в работе над песней композитор смело использовал в инструментальных жанрах. Почти во всей своей музыке Шуберт опирался на образы и выразительные средства, заимствован-ные из вокальной лирики. Если о Бахе можно сказать, что он мыслил категори-ями фуги, Бетховен мыслил сонатно, то Шуберт мыслил « песенно» .

Шуберт нередко использовал свои песни в качестве материала для инструментальных произведений . Но использование песни в качестве материала - далеко не всё. Песня не только как материал, песенность как принцип - вот что существенно отличает Шуберта от его предшественников. Широко льющийся поток песенных мелодий в симфониях и сонатах Шуберт - это дыхание и воздух нового мироощущения. Именно через песенность композитор акцентировал то, что не было главным в классическом искусстве - человека в аспекте его непосредст-венных личных переживаний. Классические идеалы человечества превращаются в романтическую идею живой личности «как она есть».

Все компоненты шубертовской песни - мелодика, гармония, фортепианное сопровожде-ние, формообразование - отличаются подлинно новаторским характером. Наиболее выдающаяся особенность шубертовской песни - ее огромное мелодическое обаяние. Шуберт обладал исключительным мелодическим даром: его мелодии всегда легко поются, великолепно звучат. Их отличает большая напевность и непрерывность течения: они развертываются как бы «на одном дыхании». Очень часто в них ясно обнаруживается гармоническая основа (используется движение по звукам аккордов). В этом песенная мелодика Шуберта обнаруживает общность с мелодикой немецкой и австрийской народной песни, а также с мелодикой композиторов венской классической школы. Однако, если у Бетховена, к примеру, движение по аккордовым звукам связано с фанфарностью, с воплощением героических образов, то у Шуберта оно носит лирический характер и связано с внутрислоговой распевностью, «руладностью» (при этом распевы у Шуберта обычно ограничиваются двумя звуками на слог). Интонации распев-ные нередко тонко сочетаются с декламационными, речевыми.

Песня у Шуберта - это жанр многоплановый, песенно-инструментальный. Для каж-дой песни он находит абсолютно оригинальное решение фортепианного сопровождения. Так, в песне «Гретхен за прялкой» аккоманемент подражает жужжанию веретена; в песне «Форель» короткие арпеджированные пассажи напоминают легкие всплески волн, в «Серенаде» - звучание гитары. Однако функция аккомпанемента не сводится лишь к изобразительности. Фортепиано всегда создает нужный эмоциональный фон к вокальной мелодии. Так, например, в балладе «Лесной царь» фортепианная партия с остинатным триольным ритмом выполняет несколько функций:

  • характеризует общий психологический фон действия - образ лихорадочной тревоги;
  • изображает ритм «скачки»;
  • обеспечивает цельность всей музыкальной формы, поскольку сохраняется от начала до конца.

Разнообразны формы шубертовских песен, от простой куплетной до сквозной, которая была новой для того времени. Сквозная песенная форма допускала свобод-ное течение музыкальной мысли, детальное следование за текстом. У Шуберта в сквозной (балладной) форме написано более 100 песен, среди которых «Скиталец», «Предчувствие воина» из сборника «Лебединая песня», «Последняя надежда» из «Зимнего пути» и т.д. Вершина балладного жанра - «Лесной царь» , созданный в ранний период творчества, вскоре после «Гретхен за прялкой».

«Лесной царь»

Поэтическая баллада Гете «Лесной царь» представляет собой драматическую сцену с диало-гическим текстом. Музыкальная композиция опирается на рефренную форму . Рефреном являются возгласы отчаяния ре-бенка, а эпизодами - обращения к нему Лесного царя. Текст от автора образу-ет вступление и заключение баллады. Взволнованные малосекундовые интонации ребенка кон-трастируют напевным фразам Лесного царя.

Возгласы ребенка проводятся троекратно с повышением тесситуры голоса и тональным повышением (g-moll, a-moll, h-moll), как следствие - возрастание драматизма. Фразы Лесного царя звучат в мажоре (I эпизод - в B-dur, 2-й - с преобладани-ем C-dur). Третье проведение эпизода и рефрена изложено Ш. в одной муз. строфе. Этим также достигается эффект драматизации (контрасты сближаются). Последний раз возглас ребенка звучит с предельным напряжением.

В создании единства сквозной формы наряду с постоянным темпом, четкой тональной организацией с тональным центром g-moll особенно велика роль фортепианной партии с остинатным триольным ритмом. Это ритмическая форма perpetuum mobile, поскольку триольное движение впервые останавливается лишь перед заключительным речитативом в 3 т. от конца.

Баллада «Лесной царь» была включена в первый песенный сборник Шуберта из 16-ти песен на слова Гете, который друзья композитора послали поэту. Сюда же вошла «Гретхен за прялкой» , отмеченная подлинной творческой зрелостью (1814).

«Гретхен за прялкой»

В «Фаусте» Гете песня Гретхен - небольшой эпизод, не претендующий на полноту обрисовки этого персонажа. Шуберт же вкладывает в нее объемную, исчерпывающую характеристику. Основной образ произведения - глубокая, но затаенная печаль, воспоминания и меч-та о несбыточном счастье. Неотступность, навязчивость основной мысли вызывает повторение начального периода. Он приобретает значение рефрена, запечатлева-ющего трогательную наивность, простодушие облика Гретхен. Печаль Гретхен далека от отчаяния, поэтому в музыке есть оттенок просвет-ленности (отклонение из основного d-moll в C-dur). Чередующиеся с рефреном разделы песни (их 3) носят разработочный характер: они отмечены активным развитием мелодии, варьированием ее мелодико-ритмических оборотов, сменой тональ-ных красок, главным образом мажорных, и передают порыв чувства.

Кульминация строится на утверждении образа воспоминания («...пожатье рук, его поцелуй»).

Как и в балладе «Лесной царь», здесь очень важна роль аккомпанемента, образующе-го сквозной фон песни. В нем органически сливаются и характеристика внутреннего возбуждения, и изображение прялки. Тема вокальной партии непосредственно вы-текает из фортепианного вступления.

В поисках сюжетов для своих песен Шуберт обращался к стихам многих поэтов (около 100), очень различных по масштабам дарования - от таких гениев, как Гете, Шиллер, Гейне, до поэтов-любителей из своего ближайшего окружения (Франц Шобер, Майрхофер). Наиболее стойкой была привязанность к Гете, на тексты которого Шуберт написал около 70 песен. С юных лет восхищала композитора и поэзия Шиллера (более 50). Позже Шуберт «открыл» для себя поэтов-романти-ков - Рельштаба («Серенада»), Шлегеля, Вильгельма Мюллера и Гейне.

Фортепианная фантазия «Скиталец», фортепианный квинтет A-dur (иногда его называют «Форельным», поскольку IV часть здесь представляет вариации на тему одноименной песни), квартет d-moll (во II части которого используется мелодия песни «Смерть и девушка»).

Одна из рондообразных форм, складывающаяся благодаря многократному включению рефрена в сквозную форму. Применяется в музыке со сложным образным содержанием, с изображением событий в словесном тексте.

Франц Шуберт «Gretchen am Spinnrade»

( Гретхен за прялкой ) Op. 2 (1814)

"Гретхен за прялкой"(нем.- уменьшительное от Маргариты) — монодрама, исповедь души. Один из Шубертовских шедевров, зрелое произведение, не смотря на то что написал его в 17 лет, а самое главное что композитор находит здесь круг образов и приёмов развития, которые будут характерны для всего его последующего творчества. Сам образ безысходной тоски, отчаяния, невозможность отвлечься от мысли - один из главных шубертовских приёмов.

Песня «Гретхен за прялкой» была включена в первый песенный сборник Шуберта из 16-ти песен на слова Гете, который друзья композитора послали поэту, отмечена подлинной творческой зрелостью (1814).

В «Фаусте» Гёте песня Гретхен — небольшой, как бы вставной эпизод, не претендующий на полноту обрисовки одного из центральных персонажей. Шуберт же вкладывает в нее объемную, исчерпывающую характеристику, обобщая черты этого чистого, поэтичного образа. Песня Гретхен может быть отнесена к категории произведений, именуемых Серовым «великими драматическими поэмами».

Песня Гретхен — тонкий психологический этюд, раскрывающий «ее любовь, как половодье, без удержу, без берегов» (перевод Б. Пастернака).

Шуберт глубоко проникает во внутренний мир любящей и страдающей женщины, показывает всю бесконечную женственность Гретхен, переходы и оттенки ее чувств: душевную взволнованность и мечтательную задумчивость, тоску и томление страсти, предчувствие трагической разлуки. «Тяжка печаль и грустен свет»,— так начинает и заканчивает Гретхен свою песню.

Напряженность душевной жизни Гретхен проступает особенно ярко на фоне житейски обыденной домашней обстановки. В скромной комнате Гретхен одна сидит за прялкой и под однообразное гудение веретена предается своим мыслям.

«Гретхен за прялкой» (другое название — «Маргарита за прялкой») изложена в строфической (куплетной) форме. Но лирико-драматический замысел песни, ее «сюжетность» определили более сложную и драматическую трактовку формы. Каждая из трех строф песни в соответствии с поэтическим текстом Гёте начинается одинаково — с припева, и его строение остается неизменным. Зато рамки следующего раздела строфы раздвигаются: в каждом новом разделе происходит вариационное развитие материала, заложенного в припеве. Кроме того, припев и следующий за ним развивающийся раздел куплета связывают разной протяженности переходные построения, которые способствуют единству формы, а также расширению ее общих границ.

Обе партии — вокальная и фортепианная — широко развиты и равно значительны. Вокальная партия — как бы голос самих чувств Гретхен. В фортепианной же партии выразительные и изобразительные функции неотделимы. Создавая общую атмосферу песни, партия фортепиано вносит также конкретность, предметность в драматический монолог Гретхен.

Мелодия песни может служить классическим примером шубертовского мелодизма. Легко запоминаемая, захватывающе выразительная, она представляет собой сложный интонационный комплекс.




Meine Ruh` ist hin,
Mein Herz ist schwer,
Ich finde sie nimmer
Und nimmermehr.
Wo ich ihn nicht hab
Ist mir das Grab,
Die ganze Welt
Ist mir vergällt.
Mein armer Kopf
Ist mir verrückt,
Mein armer Sinn
Ist mir zerstückt.
Nach ihm nur schau ich
Zum Fenster hinaus,
Nach ihm nur geh ich
Aus dem Haus.
Sein hoher Gang,
Sein` edle Gestalt,
Seine Mundes Lächeln,
Seiner Augen Gewalt,
Und seiner Rede
Zauberfluß,
Sein Händedruck,
Und ach, sein Kuß!
Mein Busen drängt sich
Nach ihm hin.
dürft ich fassen
Und halten ihn,
Und küssen ihn,
So wie ich wollt,
An seinen Küssen
Vergehen sollt!

Гретхен за прялкой И.В. Гёте. Текст. Перевод Э. Губера

1 куплет:

Тяжка печаль и грустен свет, ни сна, ни покоя, мне, бедной, мне, бедной,нет! Когда его со мною нет, могилой кажется мне свет. Потух, поблёк мой бедный ум, нет ясных чувств, нет светлых дум.

2 куплет:

Тяжка печаль и грустен свет, ни сна, ни покоя, мне, бедной, мне, бедной, нет! В окошко глядя, о нём грущу, повсюду встречи с ним ищу. Его ищу я, - не нахожу. Его улыбка и жар страстей, и стан высокий, и блеск очей...Волшебный звук его речей, пожатье рук, его поцелуй!

3 куплет:

Тяжка печаль и грустен свет, ни сна, ни покоя, мне, бедной, мне, бедной, нет! О нем грущу и плачу я, о нём томится душа моя, зачем не могу я за ним лететь,обнять и млеть, обнять и млеть. Зачем не могу я за ним лететь, и в поцелуе с ним умереть, и в поцелуе с ним умереть


Тяжка печаль и грустен свет!


Schubert - Liszt Gretchen am Spinnrade

Душа человека, его чувства, переживания интересовали Шуберта больше
всего. Сердечные порывы он предпочитал порывам духа, лирику - философии.
Именно в лирике видел он свою родную стихию. Оттого, вероятно, в гетевском
"Фаусте" взор его привлек не острый ум всеуничтожительно-саркастического
Мефистофеля и не снедаемый раздумьями и сомнениями Фауст, а простодушная
Гретхен с ее самоотверженной и беззаветной любовью. Из первой части трагедии
он избрал сцену в светелке Гретхен, когда она, сидя за прялкой, вспоминает о
любимом.
Из монотонно-однообразного аккомпанемента, напоминающего печальное
жужжание прялки, возникает голос, тоже печальный. Чуть вздрагивая от
затаенной тоски, он тихо вздыхает по утраченному покою и мягко жалуется на
тяжесть, сдавившую сердце.
Нигде и никогда не обрести былого счастья. Оно ушло, потому что рядом
нет любимого. Без него жизнь тесна, как могила. Без него весь мир - ничто.
Голос звучит громче. В мелодии угадываются вскрики сдавливаемых
рыданий.
И снова с тихой грустью жужжит прялка, а девушка так же печально
жалуется на разлуку.
Меняется напев. Чуть заметно, едва уловимо преображается мелодия. Она
становится живее, подвижнее. В ней слышатся нежность, любовное томление.
Мыслями Гретхен все сильней и сильней завладевает возлюбленный. Только о нем
мечтает она. Только его ищет повсюду и всегда, выглядывая из окна, выходя из
дому. Только его видит в своем воображении.
И вот уже вольно и широко, как чувство, не знающее преград, хлынула
мелодия. Стремительная и неудержимая, она рвется вперед, к наивысшей точке,
и, наконец, достигает вершины.
- Пожатие его руки... И, ах... его поцелуй!.. - в упоении восклицает
Гретхен.
Пауза. Мгновенная и неожиданная. Тишину зло буравит отрывочная фраза
рояля. Это как бы осколок мотива прялки - мотив одиночества. Постепенно он
переходит в монотонное жужжание аккомпанемента. И на сумрачном фоне вновь
горько звучит печальная песнь одинокой девушки. Она вздыхает по утерянному
навсегда покою и жалуется на тяжесть, тисками сдавившую сердце.
Шуберт избрал лишь небольшой фрагмент трагедии Гете. Только один
монолог. Но он сумел как бы окинуть взором и поведать звуками всю
трагическую историю Гретхен. В короткой песне с изумительной правдивостью и
художественным совершенством раскрыто содержание одного из самых
трогательных образов мировой литературы.
"Маргарита за прялкой" - монодрама, исповедь души.


Борис Кремнев


В наследии Франца Шуберта насчитывается более шестисот сольных песен.
В историю вокальной лирики Шуберт вошел с песнями Гёте, закончил свою короткую жизнь песнями на слова Гейне.
Самое совершенное, что создал Франц Шуберт в период ранней зрелости, вдохновлено поэзией Гёте. По словам Шпауна, обращенным к поэту, гётевским «прекрасным творениям он (Шуберт) обязан не только возникновением большей части своих произведений, но в значительной степени и тем, что он стал певцом немецких песен» .
Только за один 1815 год Шуберт написал 144 песни, ещё 4 оперы, 2 симфонии, 2 мессы, 2 фортепианные сонаты, струнный квартет. Песни «Розочка», «Гретхен за прялкой», «Лесной царь» озарены немеркнущим пламенем гениальности .



"Гретхен за прялкой"(нем.вар. Маргарита) — монодрама, исповедь души . Один из Шубертовских шедевров, уже его зрелое произведение, не смотря на то что Шуберт его написал когда ему было всего 17 лет, а самое главное что он находит круг образов и приёмов развития, которые будут характерны для всего его последующего творчества. Сам образ безысходной тоски, отчаиния, невозможность отвлечься от мысли - один из главных шубертовских приёмов.
«Лесной царь» — драма с несколькими действующими лицами. У них свои характеры, резко отличные друг от друга, свои поступки, совершенно несхожие, свои устремления, противоборствующие и враждебные, свои чувства, несовместимые и полярные.
Поразительна история создания этого шедевра. Он возник в порыве вдохновения. «Однажды, — вспоминает Шпаун, друг композитора, — мы зашли к Шуберту, жившему тогда у своего отца. Мы застали его в величайшем возбуждении. С книгой в руке Франц, расхаживая взад и вперед по комнате, читал вслух „Лесного царя“. Вдруг он сел за стол и принялся писать. Когда он встал, великолепная баллада была готова» .



Начинается баллада большим фортепианным вступлением, материал которого продолжает затем развиваться в партии сопровождения.

Кроме фортепианного вступления есть еще и вокальное обрамление, то есть вокальное вступление и послесловие; оно ведется от лица рассказчика-повествователя:

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.


Словами рассказчика завершается повествование:
Ездок погоняет, ездок доскакал...
В руках его мертвый младенец лежал.

(перевод В. Жуковского)

Остальной текст — прямая речь, распределенная между отцом, его сыном и лесным царем. Реальные лица — повествователь, отец, ребенок — объединены близостью интонационного строя. Но в соответствии с текстом, в музыку баллады всякий раз привносятся новые штрихи, которые оттеняют индивидуальные черты, состояние каждою персонажа.



Franz Schubert - Lieder (Fischer-Dieskau e S.Richter)
00:23 - Am Fester, D.878
04:45 - An der Donau, D.553
07:50 - Liebeslauchen, D.698
12:26 - Auf der Bruck, D.853
16:00 - Fischerweise, D.881b
19:12 - Der Wanderer, D.649
22:38 - Die Sterne, D.939
26:00 - Im Frühling, D.882




Nachtgesang im Walde

Последний сборник шубертовских песен был составлен и издан друзьями композитора после его смерти. Полагая, что найденные в наследии Шуберта песни были написаны им незадолго до смерти, друзья назвали этот сборник «Лебединной песней». Туда вошли семь песен на слова Рельштаба, из которых самую широкую популярность приобрели «Вечерняя серенада» и «Приют»; шесть песен на слова Гейне: «Атлас», «Ее портрет», «Рыбачка», «Город», «У моря», «Двойник» и одна песня на слова Зейдля — «Голубиная почта».
Каждая из шести гейновских песен — несравненное художественное произведение, ярко индивидуальное и интересное многими подробностями. Но «Двойник» — одно из последних вокальных сочинений Шуберта — обобщает его искания в области новых вокальных жанров.


Двойник /Г.Гейне /Ф. Шуберт/ перевод М. Свободина/
Песни на слова Генриха Гейне — вершина эволюции шубертовской вокальной лирики и во многом отправной момент последующего развития песенно-романсного жанра.

belcanto.ru ›schubert_songs.html



Horowitz Schubert Moment musical in F minor n°3 op. 94 D780