Работа в париже для русских. Почтовый ящик

Под мостовыми Парижа тянутся сотни километров галерей. В древности они служили каменоломнями, откуда впоследствии, в Средние века, добывали известняк и гипс для строительства города. У этих подземных тоннелей богатая история.

Известняк и гипс начали добывать на берегах парижской Сены еще со времен античности. А уже к 12 веку разработки подземных ресурсов составляли одно из важнейших направлений экономики. Дело в том, что новые модные веяния требовали совершенно иных архитектурных решений. Всего за несколько веков в Париже были возведены десятки аббатств, соборов, церквей, замков, в том числе известные всем дворцовый комплекс Лувр и собор Нотр-Дам де Пари.

К 15 веку разработки велись уже на двух уровнях. Получалось, что сеть каменоломен теперь имела второй этаж, расположенный гораздо ниже. Близ выходов устанавливали специальные колодцы, оснащенные лебедками. Они-то и поднимали огромные каменные блоки на поверхность. Если в 12 веке добыча велась на окраине города, то уже к 17 веку территории, отведенные под каменоломни, увеличились настолько, что практически весь Париж оказался буквально над пустотой.


Все это привело к тому, что участились обвалы подземных галерей. В начале 18 века длинные подземные коридоры начали укреплять, а добыча гипса и известняка была запрещена. Сегодня сеть катакомб расположилась подо всей территорией Парижа. Общая длина подземных галерей составляет около 300 километров, но все же большая их часть расположилась на левом берегу Сены.

Однако бывшим парижским каменоломням, после прекращения дальнейшей разработки известняка, нашли новое применение. В 1763 году Парламент Парижа постановил перенести все кладбища, находящиеся в пределах крепостной стены, в катакомбы. К этому государство подтолкнула катастрофическая переполненность мест последнего упокоения. Порой в могилах было захоронено по 1500 человек, а огромные холмы-курганы возвышались над тротуарами на высоте до 6 метров. Кроме того, на кладбищах массово селились разбойники, колдуны и другие опасные люди.


К тому же, в 1780 году рухнула стена, отделявшая кладбище Невинных от жилых домов на соседней улице рю де ля Линжери. Подвалы домов заполнились останками покойников вперемешку с нечистотами. И тогда парижские власти решили перенести захоронения в бывшие каменоломни Томб Иссуар за городской чертой.

Подземный некрополь открыли для посетителей. Хотя предполагалось хоронить здесь лишь древние кости с кладбища Невинных, за годы революций в катакомбы сбросили множество тел погибших и казненных. Перезахоранивали здесь и останки, покоившиеся прежде на других городских кладбищах. Как правило, это было связано с изменяющейся политической обстановкой. Так в катакомбах очутились мощи министров Людовика XIV - Кольбера и Фуке, деятелей революции Дантона, Лавуазье, Робеспьера и Марата. Нашли пристанище в бывших каменоломнях и знаменитые французские литераторы - Франсуа Рабле, Шарль Перро, Жак Расин, физик Блез Паскаль, чьи останки перенесли сюда с закрытых городских кладбищ…


За все время существования парижских катакомб произошло немало и необъяснимых таинственных случаев. Один из них был описан в «Газетт дэ Трибюно» в разделе судебной хроники от 2 марта 1846 года. В заметке говорилось: «Недалеко от места сноса старых зданий, где в скором времени пройдет новая улица, соединяющая Сорбонну и Пантеон (улица Кюжас), находится строительная площадка некоего торговца деревом по имени Лерибль. Площадка граничит с жилым домом, стоящим в стороне от других зданий. Каждую ночь на него обрушивается настоящий каменный дождь. Причем камни настолько крупные, а неизвестная рука бросает их с такой силой, что они наносят видимый ущерб постройке - выбиты окна, сломаны оконные рамы, разбиты двери и стены, как будто дом перенес осаду. Обыкновенному человеку это сделать явно не под силу. У дома торговца был установлен полицейский патруль, на месте строительных работ на ночь спускали цепных псов, но установить личность разрушителя не удалось». Мистики уверяли: все дело в растревоженном покое мертвецов из катакомб. Однако проверить эту теорию не представилось возможности – загадочные камнепады прекратились так же внезапно, как и начались.


«Позже стало известно, что Эрик просто нашел этот тайный коридор, и долгое время только он один знал о его существовании. Этот ход был прорыт во времена Парижской Коммуны, для того чтобы тюремщики могли отводить своих пленников прямо в казематы, оборудованные в подвалах, потому что коммунары захватили здание вскоре после 18 марта 1871 года и устроили наверху площадку для запуска воздушных шаров, разносивших по окрестностям их подстрекательские прокламации, а в самом низу сделали государственную тюрьму.»

«Призрак Оперы» Гастон Леру [пер. с фр. В. Новикова]. - СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004.

Шарль Гарнье, выигравший конкурс на лучший проект оперного театра, не подозревал, что строительство займет без малого пятнадцать лет: начавшись во времена империи, закончится уже при республике. Не предполагал он и тех событий, что доведется пережить его детищу.


Опера в начале строительства.

На дворе 1861 год. Определено место под строительство. И первая задача: прочный глубоко заложенный фундамент, способный выдержать каркасную конструкцию сцены весом в 10 тыс. тонн и опущенную на 15 метров под землю. Кроме того, в подвальные помещения не должна была проникать вода, поскольку там собирались хранить театральный реквизит. Начали рыть котлован, и со второго марта по тринадцатое октября восемь паровых машин круглосуточно откачивали воду - от площади Республики до дворца Шайо пролегали грунтовые воды, подпитываемые ручьями, впадавшими в Сену. Чтобы наверняка обезопасить подвалы, Гарнье принимает решение строить двойные стены.

В самом начале строительства, когда ничего, кроме этого подземелья, еще и не было, на стройку пришел один новый рабочий, и, внимательно оглядев подземелье, восторженно поделился с Гарнье, не зная, кто он такой: «Как красиво! Прямо, как тюрьма!» Гарнье задумался, что же за жизнь должна была быть у этого парня, если тюрьма являлась для него образцом красоты. Слова рабочего, как выяснилось позже, были пророческими.

Недостроенная опера в 1896 году

«Итак, мы с виконтом… повернули камень и спрыгнули в жилище Эрика, которое тот соорудил между двойными стенками фундамента театра. (Кстати, Эрик был одним из первых мастеров каменной кладки у Шарля Гарнье, архитектора Оперы, и продолжал работать тайком, в одиночестве, когда строительство официально было приостановлено на период войны, осады Парижа и Коммуны.)»

«Призрак Оперы» Гастон Леру [пер. с фр. В. Новикова].

СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004

19 июля 1870 года Франция объявила войну Пруссии. Войска Бисмарка наносили французской армии поражение за поражением, и уже в сентябре Париж оказался на осадном положении. Ни о каком продолжении строительства речи быть не могло. Недостроенное здание Оперы располагалось недалеко от Вандомской площади - театра боевых действий, и войска воспользовались огромными помещениями будущего театра. Здесь были устроены продовольственные склады, снабжавшие провизией военных и гражданских лиц, а также там был походный госпиталь и склад боеприпасов. Кроме того, судя по всему, на крыше располагался комплекс противовоздушной обороны (или площадка для воздушных шаров).


В январе 1871 года осада Парижа была снята. Шарль Гарнье из-за лишений осадного положения серьезно заболел и в марте уехал в Лигурию, чтобы подлечиться. Вместо себя он оставил помощника Луи Люве (Louis Louvet ), исправно сообщавшего Гарнье о состоянии дел в Опере.

Архитектор покинул Париж вовремя, потому что в это же время в городе начались волнения, вылившиеся в революцию. Лидеры Коммуны планировали заменить Гарнье на другого архитектора, но не успели - к Парижу подошла 130-тысячная армия во главе с будущим президентом Франции маршалом Мак-Магоном.

Коммуна. Сражение в катакомбах. Фото из совр. экспозиции катакомб.

Прямых указаний на это нет, но вполне вероятно, что в Опере, под землей, коммунары устроили тюрьму, слишком заманчиво выглядели подвальные помещения. Известно, что на исходе Коммуны в 1871 году в катакомбах Парижа были проведены расстрелы монархистов. Кто знает, может быть, это было именно под Гранд Опера.

Парижские катакомбы вообще место довольно известное - шутка ли, их протяженность свыше 300 километров! (Для посетителей официально открыта малая часть тоннелей). При этом катакомбы занимают всего лишь одну восьмисотую от всех подземных сооружений современного Парижа!

В 1809 году катакомбы обрели современный вид: коридоры, полные ровных рядов костей и черепов - чтобы как можно сильнее впечатлить посетителей. Здесь покоятся около шести миллионов парижан – почти в три раза больше нынешнего населения города. Самые поздние захоронения относятся к эпохе Французской революции, самые ранние – к эре Меровингов, им более 1200 лет. Катакомбы строились в бывших известняковых карьерах, местный камень использовали еще древние римляне, из этих камней построены Нотр-Дам и Лувр.

Республиканские войска вытеснили коммунаров из Оперы 23 мая, и уже 28 мая Коммуна прекратила свое существование. А в июне в Париж вернулся Шарль Гарнье. 30 сентября 1871 года строительные работы в театре возобновились, и 5 января 1875 года состоялось торжественное открытие.

«Вскоре я стала внушать ему такое доверие, что он брал меня на прогулку на берег озера - он в шутку называл его Авернским, - и мы катались в лодке по его свинцовым водам.»

«Призрак Оперы» Гастон Леру

Никакого озера под зданием театра нет. Там расположен водный резервуар длиной 55 метров и глубиной 3,5 метра. В нем живут сомы, которых кормят сотрудники Оперы. Плавать по резервуару на лодке нельзя - и никогда не было возможно из-за слишком низких потолков. Попасть в него могут только любители дайвинга.

Подвалы по требованию техники безопасности электрифицированы и хорошо освещены. Тем не менее… тем не менее, парижская сеть тоннелей настолько разветвлена и разнообразна, что оставляет простор для воображения. И кто сказал, что дав волю воображению и придумав подземное озеро, Гастон Леру обманул нас и в главном - в реальности Эрика. Прятать тайну лучше всего на виду - в первых строках романа, в которых автор утверждает, что Призрак Оперы существовал на самом деле.

А в ноябре 2012 года французский телеканал «TF1″ показал новый пятиминутный репортаж, посвященный подземному озеру Гранд Опера. Этот репортаж включает в себя редкие съемки подземного резервуара, рассказывается о его истории и строении, о том, как и для чего сейчас его используют… Не обошлось там, конечно же, и без упоминания Призрака Оперы. Отрывки из этого репортажа были показаны новостными каналами в других странах, в том числе и в России - у нас о нём сообщил Первый телеканал.


В годы Второй мировой в одной из каменоломен был оборудован бункер, где размещался секретный штаб оккупантов, а всего в 500 метрах от него - штаб лидеров движения Сопротивления. Во время холодной войны там же разместили бомбоубежища, куда предполагалось эвакуировать парижан в случае ядерной атаки.


Сегодня катакомбы - одно из самых популярных мест для экскурсий, но лишь небольшая часть их открыта для обозрения. Вход туда находится на площади Денфер-Рошеро. На стенах галерей висят таблички с названиями проходящих вверху улиц. Под наиболее значительными постройками были прежде выбиты изображения цветка лилии - символа французской монархии. Но после революции большинство этих рисунков было уничтожено.

По обе стороны длиннющих тоннелей лежат бесконечные ряды человеческих костей, увенчанных черепами. Так как воздух здесь сухой, останки не слишком поддаются разложению. Остальные, как рассказывают, контролирует специальная подземная полиция. Поговаривают о том, что в этих засекреченных тоннелях водятся призраки, а то и живые мертвецы.

Одна из легенд о Парижских катакомбах рассказывает о фантастическом существе, обитающем в галереях под парком Монсури. Говорят, что оно обладает удивительной подвижностью, но передвигается только в потемках. В 1777 году парижане нередко сталкивались с ним, причем встречи эти, как правило, предвещали смерть или потерю кого-то из близких.

Другая легенда связана с бесследным исчезновением людей. Так, в 1792 году сторож церкви Валь-де-Грас, пользуясь революционной неразберихой, повадился совершать рейды за бутылями с вином, хранившимися в подземелье под находившимся поблизости аббатством. Однажды он отправился за очередным «уловом» и больше не вернулся. Лишь 11 лет спустя в подземелье обнаружили его скелет…

Ходят слухи, что в наши дни катакомбы облюбовали для своих ритуалов многочисленные секты. Кроме того, завсегдатаями этих мест являются так называемые катафилы (люди, увлеченные историей подземного Парижа) и «подземные туристы».

Еще одно мистическое подземелье Парижа лежит под театром Гранд Опера. У здания непростая история. Строительство театра едва не сорвалось из-за подземных вод, скапливавшихся под фундаментом. Из-за этого никак не могли заложить фасад. В конце концов, архитектор Шарль Гарнье придумал выход - отгородить подвальные помещения двойной стеной. Именно в ней разместил свою вымышленную «комнату пыток» писатель Гастон Леру, автор знаменитого романа «Призрак Парижской оперы», по которому впоследствии было поставлено несколько кинофильмов и один мюзикл… В 1871 году в здешних подвалах казнили коммунаров, а годом спустя тут приключился страшный пожар…


Призрак в Гранд Опера - отнюдь не авторский вымысел. Согласно легенде, таинственное привидение и по сей день появляется в одной из лож. Более того, в контрактах директоров оперного театра всегда присутствует пункт, запрещающий сдавать зрителям ложу №5 в первом ярусе.

Однажды, в 1896 году, в опере давали «Фауста». Когда актриса, примадонна Карон, исполнявшая роль Маргариты, произнесла реплику: «О, тишина! О, счастье! Непроницаемая тайна!» - с потолка вдруг сорвалась массивная люстра из бронзы и хрусталя. По неизвестной причине оборвался один из противовесов, поддерживавших эту махину. Семитонное сооружение рухнуло на головы зрителей. Многих ранило, но по какой-то счастливой случайности погибла лишь одна консьержка… В происшествии все увидели некий мистический знак. До сих пор его приписывают проделкам Призрака оперы.

А что такое оссусарий?

ОССУА́РИЙ (от лат. os, род. п. ossis - кость), вместилище для пепла, праха, костных останков, остающихся после трупосожжения. Трупосожжение широко практиковалось у тюркских и ближневосточных народов в различные исторические периоды в качестве основного действия при подготовке покойного к захоронению, но особенное распространение оссуарии получили у зороастрийцев. В оссуарии собирали прах с остывшего погребального костра.

Сами оссуарии, по-преимуществу глиняные (также каменные или алебастровые), имели форму сосуда, перекрытого крышкой, на которой порой символически изображался в скульптуре или рельефе «лик» покойного. Иногда на стенках сосуда процарапывались подписи мемориального благопожелательного характера. Могли выполнятся в виде сундучка, шкатулки прямоугольной или квадратной формы. На стенках и на крышке могла выполняться инкрустация из камня, черепицы и других материалов.Оссуарии либо собирались в семейные прахохранилища-усыпальницы, либо погребались в земле.


Схема катакомб системы GRS. Изначальное зарождение выработок датировано 1260 г. В связи с частыми оползнями в 1813 г. поступил указ о запрете дальнейшего развития системы.


Нырнув в почтовый ящик, современное письмо завершает свой путь в ящике для писем и газет. Но было время, когда вполне хватало одного ящика. Письмо и с места не трогалось. Один клал его в ящик, второй вынимал, чтобы прочесть… Но кому могла понадобиться столь странная техника связи? Чтобы ответить на этот вопрос, перенесемся в XVI век. Еще не построен Суэцкий канал. Путь из Европы в Индию идет вокруг Африки. Долгий и опасный путь! Естественно, что, совершая трудный поход, моряки хотели получать какие-то весточки друг о друге. Так, на юге Африки, подле мыса Доброй Надежды, появились каменные почтовые ящики. Экипаж одного судна клал в них письма, адресованные товарищам с Другого корабля.

«Голландцы имеют на пристани особое место и камень, в который они кладут письма, дабы приезжающие другие голландцы были извещены об их пути и странствиях, откуда и куда они плыли и что с ними особенного приключилось». Так описывал эти почтовые отделения Адам Олеарий.

Флорентийские тамбуро

Однако тайники моряков - не единственные предшественники почтового ящика. В том же XVI столетии ящики появились и по другую сторону экватора - в соборах и церквях Флорентийской республики. Тамбуро, как называли их флорентийцы, были страшными ящиками. Они предназначались для доносов. Анонимного письма, опущенного в тамбуро, было достаточно, чтобы схватить и осудить человека.

Доносы во Флоренции-обычное, ничем не примечательное дело. Доносчики поощрялись. Чтобы получать вознаграждение за подлость, автор анонимки, опущенной в тамбуро, ломал пополам серебряную монету. Одна половина сопровождала донос, вторая - становилась своеобразной квитанцией для получения четвертой части штрафа, взысканного судом республики.

У флорентийских тамбуро была мрачная слава. Не мудрено, что о них не забыли даже спустя сотню лет, когда городской почте, созданной в Париже господином де Велайе, понадобились ящики для писем. Но парижская городская почта умерла, не родившись. Богатые пользовались посыльными, бедные не отправляли писем.

Так выглядел деревянный почтовый ящик в Германии XVIII века.

Почтовые мешки

Спустя полвека после Велайе и независимо от него почтовый ящик вторично изобрели капитаны судов, курсировавших между Англией и Америкой. Капитаны брали за доставку письма недорого - всего лишь один пенс. А собирали они корреспонденцию, вывешивая в гостиницах и кофейнях холщовые мешки. Тот, кто опускал письмо в почтовый ящик (вернее, в почтовый мешок), знал, что по прибытии в Новый Свет капитан аккуратно передаст сумку с письмами ближайшему почтмейстеру.

Почтовый ящик на… спине

Еще полсотни лет отсчитало время, и очередной почтовый ящик появляется в Австрии. Он висел не на стене, а на ремне, перекинутом через плечо почтальона. Казалось бы, как просто прикрепить почтовый ящик к стене, но… украшенный изображением письма и почтового рожка обычный почтовый ящик появился в Вене только в 1785 году.

Сеть почтовых ящиков

Простое рождалось не просто. Достаточно сказать, что до 1801 года письмо из Берлина можно было отправить только с дворцового почтамта. Один приемный пункт на город с населением более 170000 человек! Очереди на почте были страшнейшие, пока наконец городской магистрат не ассигновал 4230 талеров, чтобы открыть в разных концах Берлина еще три приемных пункта.

Этот проект опротестовал тайный советник Пистор. «Такое дорогостоящее учреждение,- писал он,- не соответствует ни требованиям местной публики, ни самому делу. Лучше обзавестись почтовыми ящиками и установить их где нужно. Возражения, какие могли бы возникнуть против таких ящиков, по-моему, не заслуживают внимания. Можно подвесить ящики в местах, где они будут находиться под присмотром часового; почтальоны могут относить их три раза в день на почту и заменять другими. При ящиках должны быть печатные примечания о том, какие письма не доставляются неоплаченными; такое учреждение будет вполне отвечать требованиям публики и обойдется едва в 500 талеров».

Предложение тайного советника Пистора осуществлялосьпятьдесят лет. Почтовые ящики появились в Берлине только в1851 году.

Почтовый ящик в XIX столетии.

Автоматизированный ящик-экспрес

Однако прикрепление к стене не завершило биографию почтового ящика. Бесхитростное приспособление для сбора писем продолжало совершенствоваться. В конце прошлого века в Лондоне появился автоматизированный ящик-экспресс. Вслед за письмами отправитель опускал в этот автомат монету, открывавшую доступ к специальному рычагу. Стоило нажать на этот рычаг, как из ближайшего почтового отделения приходил курьер и извлекал письмо.

Ящики-путешественники

Но сложное не всегда хорошо. Такие ящики не прижились. Телеграф и телефон сделали их просто ненужными. Неудачной оказалась также и попытка использовать ящики-путешественники, позволявшие ускорить доставку писем. В 1928 году их пытались установить на стенках трамваев московские связисты. В первую очередь эти ящики ставили на трамваях, проходивших мимо Главного почтамта. Письма сами ехали в руки связистов. И тут новая техника показала ненужность ящиков-путешественников. Гораздо проще объехать на автомобиле обычные ящики, висящие на стенах, нежели прибегать к ящикам, висящим на трамвайной стенке. Ведь в такой ящик письмо можно опустить только на остановке, а когда трамвая нет, то нужно его дождаться…

Совершенствуя почтовые ящики, связисты заботились и о том, чтобы ящик мог сохранить доверенную ему тайну.

Двойной ящик

Внесли свою лепту в охрану тайны письма и русские связисты. Во второй половине XIX века они предложили двойной ящик. При очистке корреспонденции внутренний ящик заменялся пустым, а ящик с письмами, не вскрывая, доставляли на почту. Эту сложную конструкцию вытеснили хорошо знакомые нам шведские ящики, позволяющие пересыпать корреспонденцию в мешок с закрывающейся крышкой.

Вряд ли нужно доказывать, что почтовый ящик доступен всем. Кому в голову придет вешать его для двух-трех человек? И тем не менее в начале нынешнего столетия такие индивидуальные ящики устанавливали подле домов богатых людей в Вашингтоне. Как свидетельствовала одна из немецких газет, «посредством особого знака на ящике обращается внимание проходящего почтальона, имеющего у себя ключ, чтобы он открыл ящик. Затем он вынимает письма, и если в ящике находится записка с приложением денег, то он оставляет на эту сумму марки и снова закрывает ящик».

Историю почтового ящика мне хочется заключить справкой: в нашей стране более 430 тысяч почтовых ящиков. Любой из них доступен всем, кто хочет отправлять письма.


В первые годы XVI века во Флоренции были установлены деревянные почтовые ящики — так называемые «тамбуры». Они размещались у главных церковных общин и имели щель вверху, в которую можно было незаметно для посторонних взглядов опустить анонимное письмо с обвинениями против врагов государства.

В XVI веке у мыса Доброй Надежды экипажами британских судов были установлены каменные почтовые ящики для передачи писем на другие суда. Аналогичные каменные ящики были и у голландских моряков.В нынешней Польше на родину почтового ящика претендует Легница, где они впервые появились в 1633 году.Почтовые ящики упоминаются в документах городской почты Парижа, основанной в 1653 году, а их изобретение приписывают Ренуару де Вилайе.

В XVIII веке капитаны судов, ходивших из Англии в Америку, использовали для сбора корреспонденции холщовые мешки, которые вывешивались в холлах гостиниц и в кофейнях для сбора писем.В Австрии почтальон носил почтовый ящик с собой на ремне.
Почтовые ящики в Германии были больших размеров, отличались изяществом отделки и резьбой по дереву.В Лондоне (Великобритания) были созданы ящики экспресс-почты. Отправитель опускал в такой ящик письмо и монету для оплаты услуг и нажимал на специальный рычаг, с помощью которого в ближайшее почтовое отделение подавался сигнал о поступлении письма. Получив сигнал, из почтового отделения отправляли курьера забрать письмо.

Почтовое ведомство США начало устанавливать почтовые ящики для сбора корреспонденции в 1850-е годы у почтовых отделений и на перекрёстках в крупных городах. Почтовые ящики вначале навешивали на фонарные столбы. По мере роста объемов пересылки почты почтовое ведомство постепенно заменило небольшие почтовые ящики моделями большего размера. Устанавливать отдельно стоящий на четырёх опорах почтовый ящик с надписью U.S. Mail (Почта США) было впервые предложено в 1894 году после опыта успешного применения почтовых ящиков такой конструкции в Канаде. Почтовые ящики такого дизайна быстро стали привычными на перекрёстках американских городов. В отличие от канадских почтовых ящиков, которые были окрашены в красный цвет, американские почтовые ящики первоначально были тёмно-зелёного цвета, чтобы их не путали с противопожарным оборудованием, затем, в 1950-е годы — в красный и синий цвет, и наконец, — полностью в синий цвет с контрастно выделяющейся надписью. Появление автомобиля также повлияло на дизайн почтовых ящиков в США, и в конце 1930-х годов был добавлен специальный жёлоб или патрубок, дающий возможность опустить письмо, подъехав к стоящему у края тротуара почтовому ящику и не выходя из машины.

Почтовые ящики впервые появились в России на улицах Санкт-Петербурга и Москвы в 1848 году. В 1928 году на московских трамваях было установлено 200 ящиков, куда москвичи могли опускать корреспонденцию. Во время остановки трамвая недалеко от главпочтамта, почтовики забирали письма из ящиков, установленных на трамвае.

В интернете можно найти скудную информацию об использовании пневматической почты в Европе во второй половины 19-го века, но эта статья, переведённая с английского языка, даёт нам некоторое понятие о том, почему пневматическая почта не стала использоваться повсеместно.

Pneumatic Tubes in Stolen Kisses

Введение.

В первой половине 19-го века произошло беспрецедентное ускорение коммуникации за счет внедрения электрического телеграфа. Его основным применением была возможность коммерческой разведки для торговцев на биржах, для которых получение предварительной информации было решающим фактором, но выигрыш в скорости от телеграфа может быть утерян, если потребовалось много времени, чтобы получить телеграмму в офис на фондовой бирже. Чтобы избежать этой задержки, в 1853 году Дж. Латимер Кларк установил длинную пневматическую трубку длиной 220 ярдов, соединяющую Лондонскую фондовую биржу на улице Треднидл с Центральным железнодорожным вокзалом в Лотбери электрического телеграфа компании, которые были объединены в 1846.


Испытания пневматической транспортной дороги в Баттерси.

Аналогичные пневматические трубки были установлены в Берлине в 1865 году между Центральным телеграфом и фондовой биржей, а в 1866 году -в Париже также между телеграфом и биржей.
Другие города последовали примеру Берлина и Парижа, в них также были установлены системы пневмотрубок не только для транспортировки телеграмм, но и для отдельных писем и большого объема писем. На переправку большого объёма писем требуются пневмотрубки большого диаметра, которые существуют сегодня в Гамбурге и когда-то существовали в ряде американских городов. Пневмосистемы трубок для переправки писем былиустановлены в Вене и Праге, Берлине, Мюнхене, Рио-де-Жанейро, Риме, Неаполе, Милане, Париже и Марселе. Были также кратковременные установки для частных писем на Южно-Кенсингтонской выставке 1890 года, в Карлсбаде на филателистической выставке 1910 года, а также на международной выставке в Турине 1911 года.

Сегодня пневматическая почта сoxранилась только в Париже и в Италии. Пневматические трубки по-прежнему широко используются для транспортировки небольших партий телеграмм во многих городах мира, экспресс-писем и писем воздушной почты. Эти трубки, как правило, имеют диаметр около 3 дюймов, и сообщения передаются в капсулах, которые движутся вдоль пневмотрубки благодаря перепаду давления воздуха от одной части к другой, достигая скорости около 25 миль в час. Письма и открытки, которые отправлялись по пневмотрубках, были вставлены в цилиндрическую капсулу.

Пневмопочта в Париже.

Строительство экспериментальной линии пневмопочты между телеграфом в Grand Hotel и биржей было начато в Париже было в 1866 году. Однолинейная пневмосистема была продолжена в 1867 году от биржи через телеграф к улице Жан-Жак Руссо, далее к улице де Риволи, далее к улице святого Переса, далее к Центральнму телеграфу на улице де Гренель, далее к Boissy d " Anglas, и обратно в Grand Hotel. Линия представляла собой шестиугольник. В течение следующих десяти лет однолинейная полигональная система была связана с гексагональной системой, двусторонняя линия пневмотрубок была заложена между Центром и Биржей, но эта сеть всегда оставалась в пределах таможни Парижа до 1791, который примерно совпадает с его внутренним округом. (Можно только догадываться, что вся эта разветвлённая система пневмотрубок УЖЕ была построена задолго до официального начала строительства в 1866г, но начала использоваться с этого времени.)


Карта сети пневмопочты Парижа.

В 1879 году, с открытием сервиса пневмопочты для широкой общественности, появился новый повод для расширения её сети и, в 1881 году были одобрены планы расширения сети пневмотрутрубок через весь Париж. Это было сделано в четыре этапа, каждый из которых занял около года: к 1 февраля 1882 г. 16-ый и часть 15-го и 17-го округов; к 1 апреля 1883 года остальная часть 17-го, 18-го, и часть l9-го округов; к 1 февраля 1884 г. остальная часть l9-го, 12-го и 20-го округов; к 15 декабря 1884 г. остальная часть 15-го, 13-го и 14-го округов. Система пневмотрубок, проходящих через весь Париж (как правило, расположеных в коллекторах городской канализации) состояла из трубок диаметром 65 мм, но с 1888 года многие трубки уже устанавливались диаметром 80 мм, и на сегодняшний день около одной трети системы использует больший диаметр. Кроме того, с 1888 г. начали ликвидацию односторонних многоугольных сетей и заменили их двусторонними трубками.(Похоже, что система пневмопочты в Париже была очень разветвлённой, но об этом не надо было сообщать широким массам. Расширение радиуса пневмопочты велось постепенно, чтобы создать иллюзию технического прогресса,другой вопрос-откуда сразу взялись технологии?)

С конца l9-го века произошли изменения многочисленных деталей сети пневмопочты внутри Парижа, но только одну пневмотрубку проложили в пригороде Парижа в 1914 году к коммуне под названием Neuilly-sur-Seine.


Только подумать, с 1866 по 1914 год фактически начали использовать ВСЕ линии внутри границ Парижа, и расширили только в одну коммуну, тогда как остальные пригороды Парижа остались неохваченными сервисом пневмопочты!

Планировалось провести пневмопочту от Парижа ко всем пригородам, однако начавшаяся 1-ая Мировая война 1914-18 война остановила этот проект, и он никогда не был воплощен в реальность.
Вот зачем понадобилась 1-ая Мировая война-остановить намечавшийся технический прогресс, в частности, беспроводное электричество Теслы, и заставить мир перейти с бестопливной энергетики на топливную!
Тем не менее, в 1907 году отправка сообщений пневматической почтой за пределы Парижа стала возможной благодаря специальному штату курьеров, работающих в 19 пригородных районах. К 1916 году эти курьеры-доставщики пневмопочты- доставляли её на велосипедах и в большинство городков департамента Сены, а также в Энжин-ле-Бэн, Севр, и Сен-Клу в департаменте Сена и Уаза. Райнси был добавлен в 1921 году.

На сегодняшний день пневмопочта в Париже и коммуне Neuilly-sur-Seine работает следующим образом: исходящие оттуда сообщения пневмопочтой отправляются до их окраин по пневмотрубам, а с окраин до места назначения сообщения развозят посыльные на мотоциклах. Входящие в Париж и Neuilly-sur-Seine сообщения доставляются в отделения пневмопочты на границах Парижа и Neuilly-sur-Seine , и уже из этих отделений отправляются к местам назначения по пневмотрубам
Намного выгоднее было бы потратиться на строительство пневмопочты, но этого не стали делать.

Существует также другая сеть пневмопочты между французскими правительственными учреждениями, радиально исходящая из Центра, но однолинейная, соединяющая Сенат с Национальным Собранием и Официальным журналом. Эта линия используется для отправления стенограмм парламентских дебатов, которые должны быть напечатаны и опубликованы в течение двадцати четырех часов.

Цилиндрические капсулы продвигаются внутри трубок со сжатым или разреженным воздухом. Компрессор, нагнетающий давление, обеспечивает сжатым/разрежённым воздухом несколько офисов, эти компрессоры сначала работали на воде, затем на пару, и только позже на электричестве. Сегодня есть 7 таких установок, поставлющих сжатый воздух в пневмосистему, включающую 12 офисов.(Вот где доказательство замены бестопливной энергетики на топливную)

Долгое время цилиндры перемещались от одного офиса к другому, где их содержание необходимо было рассортировать, нужное -оставить на месте, а требующее следующей пересылки-отправить дальше. Такая ручная сортировака отнимала много времени, с 1931 года была введена автоматическая навигация с помощью устройства, которое может или принять или передать дальше капсулу пневмопочты в соответствии с их маркировкой.

Пневматические почтовые цилиндры, новые и старые, с изображением электропроводящих полос, введенные после 1931 года.
То есть за период с 1866 по 1931 гг- за 65 лет!-не было технологий автоматизировать пневмопочту, это было очень важно для общества и для бизнеса, а может быть, не считали нужным этим заниматься, пока система хорошо работала, но когда пришлось поменять изношенные трубы, заодно и автоматизировали

Изменения начались с телеграфа, поскольку он был предназначен для отправки телеграмм, и первая сеть связанных между собой отделений телеграфов, была весьма уделена от отделений пневматической почты.
В 1878 году отделения пневмопочты были присоединились к отделениям телеграфа и стали называться Почта и Телеграф. Позже к этой сети были добаблены телефоны, и название поменялось на Почта и Телекоммуникации.

Внутри этой крупной организации, ответственность за службу пневматической почты осталась за Телеграфом или его преемником, компанией Телекоммуникации. Сотрудничество между отдельными частями этого министерства хорошо иллюстрируется событиями 1927 года, когда из-за наводнения вышла из строя телефонная станция Сегур; абонентам которой было разрешено отправлять письма с помощью пневмопочты стоимостью 30 сантимов, которая равнялась стоимости обычного телефонного звонка, вместо полагающихся по тарифу 1,50 франка.

Служба пневмопочты не имеет своих собственных офисов, но все сообщения, предназначенные для отправки, опускаются в специальные ящики, которые расположены ближе, чем ящики обычной почты (То есть сеть ящиков пневмопочты была более разветвлённой, что доказывает тот факт, что именно пневмопочта раньше была основным видом почты) и имеют более узкие прорези. ..В конце 19-го века отделения, предлагающие только отправку телеграфом, были закрыты.

Карточки и почтовые бланки для пневмопочты.

До 1898 года, когда были разрешено использование частных карточек и конвертов, было обязательным использование официальных почтовых карточек и бланков для пневматической почты. Указ, благодаря которому пневмопочта стала доступной для широкой публики, был подписан 25 января 1879 г. МакМагоном в последние дни его президентства, указ вступил в силу 1 мая 1879. Это предусмотрено два вида бланков: один открытый, стоимостью 50 сантимов, и один, закрытый, стоимостью 75 сантимов, что в современном языке соответствует почтовой карточке и письму, хотя последнее было на тонкой бумаге.

Намерение состояло в том, что напечатанная марка должна быть военного типа, дизайн которого занял второе место в конкурсе 1875 года на проект новой клеющейся почтовой марки, но после переворота, последовавшего за отставкой президента МакМагона, этих марок не успели напечатать, чтобы иметь их готовыми к 1 мая. Поэтому было решено использовать временно дизайн шалфей, который выиграл конкурс и был на уже используемых почтовых марках.

Таким образом, к 1 Маю было в продаже только два вида карточек дизайна Шалфей: первая-кремового цвета
под названием "Carte Телеграмма" с красной тисненой печатью, и синее письмо-карта под названием "Телеграмма" с черной тисненой печатью. Оба послания считались телеграммами за исключением того, что за фиксированную плату там не было никаких ограничений на количество слов, которые могут быть отправлены . Отсутствие ограничений на количество слов было одобрено и быстро признано публикой; карточка от 15 мая 1879 включает в себя следующее выражение: "Мы, пользуясь свободой, которая отныне не ограничивается открыткой телеграммы, посылаем вам с нашими наилучшими пожеланиями наши дружественные приветствия», которые, будучи написанными по-французски, составили бы 27 слов и, само собой, стоили бы 75 сантимов по текущему тарифу для телеграмм. В письме-карте было разрешено писать только на оборотной стороне и строжайше запрещались любые вложения; если вес отправления превышал вес письма-карты, то он уже считался бандеролью.

Дизайн карты "Шалфей" образца 1879 года

Дизайн конверта "Капеллан" 1902 года.

Пневматическая почта имела быстрый выдающийся успех, объем телеграмм вырос на 80%, а доход на 90% между 1 мая 1879 г. и 30 апреля 1880 г. В соответствии с обещанием, сделанные в 1878 году, чтобы попытаться сбить цену телеграмм министр внутренних Почты и Телеграфа сделал предложение, одобренное президентом Греви 22 мая 1880 г., снизить цену пневматической карточки до 30 сантимов и письма-карты до 50 сантимов. Существующие запасы карточек и писем-карточек были перепечатаны "Taxe réduite" с соответствующей новой ценой.

В конце года новые карточки и нового письма-карточки появились с напечатанными на них новыми ценами. Тем не менее, к этому времени, было принято решение расширить сеть пневмотрубок в четыре этапа, которые были описаны выше, и уже напечатаны три вида карточек и три вида писем-карточек с напечатанными на них цветные картами на лицевой стороне, соответствующими трём участкам территорий, на которые эти карточки надлежит отправлять. Марка, напечатанная на поверности этих карточек, была теперь черного цвета. На заключительном этапе, с сетью, охватывающей весь Париж, карточки и письма-карточки третьего этапа, вместе с ответной карточкой, были выпущены ещё ДО ТОГО, как сеть пневмопочты была расширена. Карты этой серии стали первыми регулярные цветными открытки Франции.

Удешевленные 50 сантимовые открытки, которые стали стоить 30 сантимов.

Открытка Капеллан с изображённой на ней картой и надписью "Действительна по всему Парижу", напечатанная в 1885 году.

В ноябре 1886 года была снижена цена 75-самтимовой карточки, выпущенной в 1885 году до 60 сантимов и существующие запасы были перепечатаны. Окончательный вариант карточки появился в 1889 году, но в 1896 году цена была снижена еще раз, на этот раз до 50 сантимов, и снова существующие запасы должны были перепечатаны.

В декабре 1884 года карточка с ответная почтовая карточкой была выставлена на распродажу по цене 1 франk

Почтовая карточка с оплаченной обратной ответной карточкой.

Пневмопочта-конверт за 50 сантимов, цену которого снизили с 60-ти сантимов.

В 1896 году было принято решение о переименовании почтовых карточек и писем-карточек, они стали именоваться "пневматическими".

После того, как было разрешени использование частных карточек на пневмопочте, многит парижские типографии стали печатать лёгкие конверты с надписями "Пневмотелеграмма" или "Пневмосервис".

В 1902 году отменили пневмокарточки, теперь письма-карточки стали называться "пневмокарточками" и их цена была уменьшена до 30 сантимов (если бы остались карточки, то они бы, наверное, были в 2 раза дешевле писем-карточек). Письма-карточки с ответкой стали 60 сантимов (а были 1 франк). Карточки вновь пришлось перепечатывать или менять цену на них вручную.
Проводилось постоянное снижение цен на услуги пневмопочты, это бы продолжалось и в дальнейшем до тех пор, пока плата за её услуги не стала бы просто символической-но тут грянула 1-ая Мировая война.

1-ая Мировая война 1914-1918 гг послужила причиной удорожания стоимости пневмопочты согласно указа от 30 декабря 1916 года, и с 1 января 1917 года письма-карточки стали стоить 40 сантимов.

После этого цена стала неуклонно расти: до 60 сантимов с 1 апреля 1920 года до 75 сантимов 25 марта 1924 года по 1 франку 16 июля 1925 года, и до 1,50 франка на 1 мая 1926 года. В 1929 году, когда 1.50 франковые письмо-карточка и конверт были перепечатаны, новый элемент информации был добавлен на оборотной стороне: карты были на продажу с ответным купоном. Цена пневматической карточки в 1,50 франка сохранялась до июля 1937 года. 12 июля 1937 года цена была повышена до 2 франков и новые письма-открытки и конверты были напечатаны, на этот раз уже в последний раз.

Начиная с 1897 года все почтовые карточки имели надпись «République Française». Третья республика была заменена 10 июля 1940 года на французское государство, и когда цена для пневматических писем-карточек была увеличен 2 января 1942 до 3 франков, на новом письме-карточке было написано "Etat Francais " (Государство Франция), и марка была типа Bersier из Петен, на которой, вокруг головы маршала, слова "Postes Françaises".(Почта Франции). После освобождения в 1944 году было возвращение к марке с образом капеллана стоимостью в 3-х франка, но надпись «République Française» не была восстановлена.

После 1944 года письмо-карточка сохранилась в почти таком же внешнием виде в оттенках вокруг серо-синего цвета с печатью кирпично-красный цвета, но цена поднялась быстрее, чем когда-либо прежде. Повышение цены продолжалось: до 6 франков на 1 марта 1945 года и до 10 франков на 1 января 1946 г. , 13.50 франков с 1 апреля 1947 г. Цена повысилась до 19 франков 8 июля 1947 года, 30 франков 21 сентября 1948 года, 45 франков на 6 января 1949 , 100 франков на 1 июля 1957 года, и 125 франков на 1 января 1959 г. Кроме того, с 1 мая 1947 г. наблюдается взимание денег за сам бланк письма-карточки. После того, как новый франк был введен в 1960 году была выпущена письмо-карточка в 1,25 франка, повышен до 1,50 франка на 1 июня 1964 года и до 1,60 франка на 15 января 1965 г. В связи с увеличением, 3-го января 1971 года, до 3 франков (к которому пришлось добавить еще 5 сантимов за сам бланк письма-карточки), 7 июля 1973 года произошло дальнейшее увеличение до 3,90 франков.

В 1884 году ожидали большую эпидемию холеры в Париже, предусматривали, что там будет большое количество трупов, для каждого из которых потребуется экстренное похоронное извещение. Пневматическая почта предложила быстрое средство уведомления, были напечатаны две карточки с маркой по 30 сантимов с изображением капеллана в черном Сомнительно, что это карточки были когда-либо использованы. Они редки, но еще реже можно найти рекламу этих карточек, которые были проданы по сниженным ценам. О них известно очень мало, только то, что они были выпущены в одном агентстве "La Publicité Postale" и были опубликованы около 1898 года.

Карта "Сбербанк" в 1884 году.

6-ти франковая Карта "Сбербанк" 1947 года.

Все сказанное выше относится к пневматическому сообщению Парижа; аналогичный, но гораздо более ограниченный сервис пневмопочты существовал в Марселе в период с середины 1910 года и 29 февраля 1964 года и который не имел свои собственную почтовые бланки до последней войны. Письма-карточки, показывающие на лицевой стороне карту тех районов города, которые обслуживаются пневматической почтой, были выпущены в 1910 году (и одной ответной) с маркой сеятеля по 30 сантимов. На оборотной стороне были перечислены семь отделений, из которых сообщения пневмопочтой могут быть отправлены.
Позже, как и в Париже, в Марселе была использована почтовая марка капеллана: в 1919 году она стоила 40 сантимов с добавлением 8-ми офисов, в 1921 году стоила 60 сантимов, в 1926 году -1 франк, а в 1929 году цена поднялась до 1,50 франка, все это время использовался сине-зеленый фон. Фон был изменен в 1934 году до серого и когда появились 2х франковые письма-карточки в 1938 году, карта расположения офисов была удалена; это была последняя письмо-карточка. Карточка в одном конверте была выпущена только в 1910 году и похожа на современную письмо-карточку.

В то время как пневматические почтовые бланки Парижа, возможно, иногда использовались за пределами Парижа и Марселя, их регулярное использование известно только в Алжире, где экспресс-служба управляется с помощью посыльных внутри города. В 1938 году эта служба получила свое собственное письмо-карточку, и связь с пневматической почтой Парижа былa утеряна.

1929год. 1,5 франковая карточка пневматической почты Марселя.

После Великой катастрофы мир пытался вернуться к известным ранее технологиям.
Пневматическая почта-самый удобный, надёжный, безопасный, конфиденциальный вид почты в любую погоду для любых категорий граждан, бизнеса и госпредприятий. Технически было бы не трудно проектировать дома и квартиры уже со встроенными пневмотрубками для пересылки почты и небольших предметов.
Но история пошла по другому пути. Нам надо вернуться к использованию пневмопочты, т.к. это самый дешёвый вид пересылки, который может стать универсальным -от открыток и конвертов до крупных посылок.

PNEUMATIC POST TARIFFS-Тарифы пневматической почты:

1 Letter-cards 1879 (1 May) 75c
1880 (1 June) 50c
1 Cards 1879 (1 May) 50c
1880 (1 June) 30c
1 Envelopes 1885 (15 January) 75c
1887 (1 January) 60c
1896 (17 September) 50c up to 7g
1f 7 - 15g
1,50f 15 - 30g

POSTAL STATIONERY OF THE PNEUMATIC POST -Почтовые бланки пневмопочты:
(An abbreviated summary)сокращённо

1 1879 75c Sage modified TELEGRAMME
2 1880 50/75c
3 1881 50c Chaplain
4 1882 50c with map of Paris, blue shading at west
5 1883 50c -do-, blue shading at west and north
6 1884 50c -do-, no shading
7 1885 50c No 6 with "Valable pour tout Paris"
8-15 50c no map (differing perforations)
1f with reply coupon
16-26 1897 50c CARTE PNEUMATIQUE FERMEE (differing inscription on back)
1f with reply coupon
27-70 1902 30/50c (on previous types and with differing surcharges)
60/1f
71 30c black on blue CARTE PNEUMATIQUE
72,74 30c red on blue (differing inscription on back)
73,75 30c + 30c
76 1907 30c Sower (differing inscriptions on front and on back)
84 30c + 30c
85 1919 40c Chaplain
86 1921 60c
87 1924 75c
88 1925 1f
89-92 1927 1.50f (differing colours)
93 1938 2f
94 1942 3f Petain
95 1944 3f Chaplain
96 1946 6f
97 1947 19f
98 1949 30f
99,100 1950 45f (differing inscription on back)
102 1959 125f
103,104 1960 1.25f (differing colours)
105 1964 1.50f
106-109 1965 1.60f (differing inscriptions on back)
110 1972 3f

Cards-карточки-открытки

1 1879 50c Sage modified CARTE TELEGRAMME
2 1880 50c Sage Chaplain
3 50c + 50c
4 30/50c Sage modified
5 30/50c Chaplain
6 30c + 30c/50c + 50c
7 30c
8 30c + 30c
9 1882 30c with map of Paris, blue shading at west
10 1883 -do-, blue shading at west and north
11 1884 -do-, no shading
16,18,19 1885 30c No. 11 with "Valable pour tout Paris"
17 30c + 30c No. 8
20,22 30c no map
21,23 1887 30c + 30c no map
24,25,27 1897 30c CARTE PNEUMATIQUE
26,28,29 30c + 30c

Envelopes -Конверты

1 1885 75c TUBES PNEUMATIQUES
2,3 1887 60/75c
4 1889 60c
5 1896 50/60c
6-8 1897 50c (two formats) ENVELOPPE PNEUMATIQUE
9-15 1902 30/50c on previous types
16 30c
17-19 1907 30c Sower (differing inscriptions on back)
20 1919 40c Chaplain
21 1921 60c
22 1925 1f
23,24,25 1928 1.50f (differing colours)
26 1938 2f

Несколько столетий назад письмо передавалось посредством только одного почтового ящика. Так, автор письма оставлял его в почтовом ящике, а адресат забирал и читал. Таким способом в XVI веке обменивались письмами моряки. Их почтовые ящики больше напоминали тайники, но именно они и стали прообразами современных ящиков. В современном мире человек может без каких-либо усилий разместить у себя дома почтовый ящик и получать корреспонденцию. Но раньше, когда морской путь из Европы в Индию или Китай проходил в обход Африки, все было сложнее. Во время этого длительного путешествия в районе мыса Доброй Надежды моряки приставали к берегу для пополнения запасов воды, провизии, а также, чтобы оставить почту, в установленных там каменных почтовых ящиках, для своих коллег с других кораблей, или забрать адресованную им корреспонденцию.

Первая городская почта была организована в XVII веке в Париже. Но существующая в то время почтовая система требовала значительных финансовых затрат на оплату курьерам, которые забирали и доставляли почту. Парижанин де Велайе решил приспособить для сбора почты флорентийские тамбуро (ящики для доносов), которые и стали первыми парижскими почтовыми ящиками. Однако почтовая система де Велайе просуществовала недолго.

Еще через полвека следующим этапом истории почтовых ящиков стало их использование в межконтинентальной пересылке писем: между Англией и Америкой. Так, капитаны судов, отправляющихся в плавание, вывешивали в гостиницах и кабаках холщовые мешки для сбора писем. Любой человек мог оставить свое письмо в мешке, оплатив его пересылку в Америку в размере всего 1 пенса. По прибытию капитан судна передавал свой мешок почтмейстеру.

Почтовые ящики завоевывали свою популярность очень медленно. Обычно люди не доверяли им. Только в середине XIX века они стали использоваться в Германии. Однако развитие научно-технического прогресса оказало свое влияние и на них. Уже в начале XX века в Англии появились автоматические почтовые ящики, так называемые «экспрессы». Они представляли собой автомат, в который опускались письма и монеты, после чего отправитель нажимал рычаг, которым вызывал курьера для того, чтобы тот забрал почту.

В Москве с 1928 года появились так называемые ящики-путешественники. Они крепились в трамваях, идущих по установленным маршрутам мимо почтамтов. Однако этот вид ящиков не прижился и вскоре был заменен на неподвижные ящики, закрепленные на стенах домов, заборах, столбах и др.