Психология в юзабилити. Главные принципы Usability и основные правила

Факультет психологии МГУ

Коллективное, сознательное

Как создать идеальный интерфейс

Представьте себе, что вы дизайнер и разрабатываете интерфейс какого-нибудь интернет-приложения. Чем вам может помочь наука психология? Конечно, своими исследованиями, посвященными проблеме человеческого внимания и его роли в процессе восприятия информации. Можно ли заниматься веб-дизайном, ничего не зная об этих исследованиях? Можно, но скорее всего, получится ерунда. Поэтому лучше все же ознакомиться с тем, как устроено восприятие нашего мозга.


Так можно графически представить себе метод Usability

Sheep"R"Us / Flickr

Восприятие человека целостно и неразделимо. В основном оно ограничено физиологическими характеристиками, однако психологи в качестве отдельного ограничивающего фактора выделяют также особенности внимания . Именно внимание выделяет из окружающей среды какую-то ее часть, которая и подергается дальнейшей переработке мозгом. Это выделение не произвольно - оно задается значимыми для воспринимающей личности стимулами. Человек просто не может одновременно иметь дело с несколькими объектами внимания, сохраняя при этом заданный уровень эффективности. Это значит, что человеческое внимание ограничено, поэтому создателям интерфейсов необходимо руководствоваться некоторыми основными правилами психологии восприятия информации.

Usability и UX

Для начало посмотрим на общие стандартные принципы проектирования интерфейса. Немаловажным фактором в разработке веб-дизайна является учет исследований психологии восприятия информации. Частично это осуществляется с помощью методов Usability (юзабилити) и User Experience , или UX (пользовательский опыт).

Нам понадобится выявить наиболее характерные черты UX и их содержательную составляющую. Но сперва необходимо разделить понятия Usability и User Experience и соотнести полученную информацию с данными о психологии восприятия гипертекста.

Юзабилити чаще всего используется для повышения привычности и удобства использования интерфейса, увеличения скорости выполнения задачи и т.д. Другими словами, метод юзабилити исходит из вопроса: «Насколько легко пользователь решает задачу?» А его главная цель - удержать клиента на сайте или в приложении.

Цель второго метода, UX, шире простой функциональности. Он охватывает такие аспекты, как удобство восприятия, вовлеченность клиента, интересность использования. При создании интерфейсов UX-специалисты используют подход аффективного проектирования - это означает, что они создают дизайны не для пользователей, а для людей, испытывающих эмоции.

Такие продукты, как игры или социальные сети, направлены на то, чтобы вызвать у пользователя определенную эмоцию, доставить ему удовольствие . В этом случае одного удобства интерфейса уже недостаточно, он должен обладать определенной эстетической ценностью. Метод UХ стремится вызвать у пользователя положительные эмоции. Именно поэтому для наилучшего понимания визуальных предпочтений субъекта и необходимо использовать исследовательские данные психологии восприятия.


А так выглядел бы метод UX

Thank you for visiting my page / Flickr

Для наглядности сравним два этих метода на примере выбора маршрута: чем отличаются движение по бетонной магистрали (юзабилити) и езда по горной извилистой дороге (пользовательский опыт, UX)? Добираясь до пункта назначения по магистрали, вы, не прикладывая никаких дополнительных усилий, едете по прямой дороге на максимально установленной скорости. Юзабилити добивается того же эффекта - направить пользователя к конечной цели наиболее легким и удобным маршрутом. А вот горная дорога извилиста, и на ее преодоление уйдет больше времени, но зато ехать по ней намного интереснее и приятнее благодаря пейзажам и горному воздуху. Концепция пользовательского опыта учитывает именно те факторы, которые способны доставить удовольствие.

Эмоциональный интерфейс

Разобравшись с тем, чем пользовательский опыт отличается от юзабилити, вернемся к психологии и обратимся к базовым принципам восприятия информации, сопровождающим создание аффективно воздействующего интерфейса.

Опираясь на результаты эксперимента Томаса Саноки и Ноя Сульмана, посвященного выявлению связей между сочетаемостью цветов и способностью людей запомнить только что увиденное , можно сделать несколько полезных выводов для создания идеального сайта:

  • старайтесь использовать не более трех цветов;
  • создавайте контраст между фоном и воспринимаемой информацией;
  • используйте гармоничные сочетания оттенков.

Все эти положения исходят из психологии восприятия цвета, насыщенности, формы, объема и т. д. Цвет влияет на подсознание человека, вызывая определенные ассоциации и эмоции. Известный швейцарский психолог Макс Люшер занимался исследованием эмоционального воздействия цвета на человека. Он выявил, что предпочтение тех или иных цветов отражает направленность испытуемого, его настроение и сложившиеся черты личности. В результате Люшер разработал цветовой тест , который является одним из основных инструментов для оценки состояния человека. Исследования по восприятию формы показывают, что закругленные, плавные линии ассоциируются с безопасностью, а острые углы и ломаные линии воспринимаются как проявление агрессии и вызывают тревожные состояния. Знание особенностей человеческого восприятия поможет дизайнеру создать продукт, который будет вызывать положительные эмоции.

Еще одним средством визуального представления текстовой информации является типографика. Экспериментальные исследования позволили выявить, что необходимо наполнять интерфейс привычным и понятным для глаз шрифтом, учитывать совместимость различных его видов друг с другом, а также соблюдать необходимое пространство между абзацами.

Удобный интерфейс

Для упрощения восприятия информации пользователя, то есть для обеспечения функциональной стороны интерфейса (его юзабилити, как мы помним), следует обратиться к выводам следующих психологических экспериментов.

Исходя из теории Ричарда Грегори, наше визуальное восприятие информации основывается на том, что мы делаем некие предположения об увиденном на основе предыдущего опыта, наших знаний о предмете . Таким образом, для создания рабочих интерфейсов нам поможет следующее:

  • сопровождение данных подходящим дизайном;
  • «говорящий» заголовок для создания ключевых ожиданий пользователя;
  • сопровождение визуальной информации содержательным текстом.

Нельзя забывать и об эффекте бинокулярного соперничества , из-за которого мы не способны воспринимать комбинацию различных картинок одновременно. Добавим к этому результаты исследования восприятия сути целостного образа картины в зависимости от цвета и таким образом получим следующие рекомендации:

  • не перегружайте интерфейс второстепенной информацией и располагайте контент в правильной последовательности;
  • используйте тематические, подходящие иконки для сопровождения текста;
  • выделяйте важную информацию среди текста.

Таким образом, юзабилити определяет функциональную сторону взаимодействия в паре человек-технология, а исследования UX нацелены на анализ пользовательской стороны этого взаимодействия, создают установки на конкретную эмоцию у пользователя.

Виктория Баскакова

Анастасия Маринчева

Castelhano M. S., Mack M. L., Henderson J. M. Viewing task influences eye movement control during active scene perception //Journal of Vision. – 2009. – V. 9, 3. – P. 6-6.

Gregory R. L. Knowledge in perception and illusion //Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. – 1997. – V. 352, 1358. – P. 1121-1127.

Hassenzahl M., Diefenbach S., Göritz A. Needs, affect, and interactive products–Facets of user experience //Interacting with computers. – 2010. – V. 22, 5. – P. 353-362.

Hassenzahl M., Tractinsky N. User experience-a research agenda //Behaviour & information technology. – 2006. – V. 25, 2. – P. 91–97.

Larson K., Picard R. The aesthetics of reading //Appears in Human-Computer Interaction Consortium Conference, Snow Mountain Ranch, Fraser, Colorado. – 2005.

Saariluoma P., Jokinen J. P. P. Emotional dimensions of user experience: a user psychological analysis //International Journal of Human-Computer Interaction. – 2014. – V. 30, 4. – P. 303-320.

Sanocki T., Sulman N. Color harmony increases the capacity of visual short term memory //Journal of Vision. – 2009. – V. 9, 8. – P. 322-322.

Tong F. et al. Binocular rivalry and visual awareness in human extrastriate cortex //Neuron. – 1998. – V. 21, 4. – P. 753-759.


Нашему мозгу свойственно искать во всем окружающем логику, структуру и закономерность. Например, что вы видите, глядя на изображение ниже?

Большинству людей первым в глаза бросается черный треугольник. Но на самом деле здесь есть только четыре законченных формы — это три белых «пакмэна» на фоне черной фигуры. Мы видим треугольник, потому что наш мозг, считывая неоднозначную визуальную информацию, организует ее в нечто, имеющее для нас смысл — знакомое, симметричное, аккуратное и т. д. Если убрать этот процесс, мы будем воспринимать элементы, не считывая связей между ними, и не увидим «леса за деревьями».

Для еще одной иллюстрации процесса, взгляните на GIF-файл ниже:

Вы наверняка видите бегущую собаку. Возможно, даже узнали ее породу:) Но на самом деле, это не более чем ряд движущихся точек. Данные несложные примеры прекрасно демонстрируют особенности нашего мозга, который все время пытается структурировать окружающий мир. Этот феномен известен как гештальт-принцип зрительного восприятия, объясняющий процесс, через который наш мозг «по умолчанию» формирует жесткую структуру из всей поступающей информации. Но почему это важно для маркетологов и веб-дизайнеров?

Почему дизайнерам важно учитывать гештальт-принципы?

Выдающиеся дизайнеры прекрасно осознают огромную роль психологии зрительного восприятия. Что происходит, когда глаз человека считывает ваш макет? Как реагирует ум читателя на сообщение, которое вы пытаетесь распространить? Просто задумайтесь о том, что испытывают люди, впервые увидев ваш проект. Для того, чтобы понять принципы создания выдающегося пользовательского интерфейса, стоит изучить психологию человеческого восприятия.

Основной закон, регулирующий гештальт принципы, заключается в следующем: мы, как правило, ожидаем от нашего опыта, что он будет обычным и узнаваемым. Это инструмент, позволяющий формулировать смысл в сложном и хаотичном мире. Четкое понимание работы данных принципов поможет вам в трех направлениях:

1. Они помогут определить, какие элементы дизайна наиболее эффективны в данной ситуации. Например, когда лучше использовать визуальную иерархию, затенение фона, градиенты, как сгруппировать схожие элементы и выделить из них несхожие.

2. Данные принципы влияют на наше визуальное восприятие, что позволяет дизайнерам направлять внимание на определенные участки макета, мотивируя нас к целевым действиям, а также корректируя наше поведение.

3. Наконец, наивысший уровень. Гештальт-принципы позволят разработать продукт, решающий проблемы и удовлетворяющий потребности клиентов, притом делающий это красивым, приятным и интуитивно-понятным образом.

В данной статье мы обсудим 7 гештальт-принципов, непосредственно применимых к современному дизайну. Конечно, это неполный список, но вы быстро заметите, что некоторые из принципов накладываются друг на друга, порождая новые эффекты.

Принцип гласит, что люди инстинктивно разделяют объекты переднего и заднего планов изображения. То есть, внимание фокусируется либо на объектах переднего плана (рисунок), либо на заднем плане (фон).

Например, на изображении выше мы мгновенно считываем белое яблоко на черном фоне.

«Эта детерминанта действует быстро и подсознательно в большинстве случаев. Фигура-фон позволяет понять, на что обратить внимание, а что можно проигнорировать в композиции», Стивен Брэдли (Steven Bradley), веб-дизайнер.

При использовании сайта или мобильного приложения, один из первейших процессов, активирующихся в сознании людей — потребность выяснить, где здесь фон, а где объекты первого плана.

Примеры

На домашней странице Basecamp размещено много графики, текстов, лид-форм, СТА-элементов и прочей информации. И благодаря принципу фигура-фон, вы сразу понимаете, что основной акцент следует дать на белых областях.

AngelList применяет данный принцип двумя способами. Во-первых, заголовок и логотип очевидно принадлежат к первому плану, так как перекрывают фон. Во-вторых, белый цвет шрифта в меню справа также выделяет элемент над фоном.

Принцип сходства, или подобия, гласит, что мы группируем вместе вещи, которые представляются нам похожими. Также мы склонны думать, что эти вещи/объекты несут схожие функции. Например, на изображении ниже мы склонны замечать две группы фигур: круги и треугольники, но не узор из этих форм.

А разнообразие дизайнерских подходов, таких как цвет и организация элементов, могут быть использованы для создания подобных групп. Например, на изображении ниже, несмотря на то, что все формы одинаковы, мы четко видим, что каждый столбец организован в отдельную группу.

Примеры

GitHub использует принцип подобия по двум направлениям на странице ниже. Во-первых, так маркетологи разделяют различные секции. Можно сразу понять, что серый блок сверху служит иной цели, нежели основной черный раздел, который также визуально отделен от синей секции.

Во-вторых, маркетологи используют синий цвет, чтобы выделить ссылки в тексте и сообщить, что все синие элементы несут схожие функции призыва к действию.

Принцип близости гласит, что элементы, расположенные близко друг к другу, связаны сильнее, нежели элементы, расположенные поодаль.

Принцип настолько силен, что он перекрывает фигуры схожего цвета, формы и прочих факторов, позволяющих идентифицировать элементы как группу однородных объектов.

Обратите внимание на изображение выше. Относительная близость объектов играет большую роль, нежели цвет и схожая форма.

Примеры

Близко расположенные объекты с соответствующими подписями в каталоге интернет-магазина сообщают нам, что элементы объединены.

Vice также использует принцип для сортировки изображений, заголовков и подписей к каждой из своих историй.

Принцип общей области тесно связан с фактором близости. Он гласит, что когда объекты находятся внутри одного замкнутого пространства, мы воспринимаем их как сгруппированные вместе.

Добавление границ или других визуальных барьеров — отличный способ создать воспринимаемое разделение между группами объектов, даже если те имеют общую форму, цвет и т. д.

Примеры

В дизайне Pinterest принцип общей области использован для разделения каждого «пина»: фото, название, описание, авторство и прочие детали объединены вместе и отделены от аналогичных деталей в других карточках.

Facebook также применяет принцип, дабы донести, что комментарии, лайки и репосты относятся именно к этому конкретному посту, а не к другим окружающим его элементам — комментариям и т. д.

5. Непрерывность

Принцип непрерывности гласит, что элементы, расположенные на линии или кривой, в большей степени связаны, нежели не расположенные на линии или кривой.

Например, на изображении выше может показаться, что красные точки на кривой линии в большей степени связаны с черными точками на кривой линии, чем с красными на прямой горизонтальной линии. Это потому, что ваш глаз естественным образом следует за линиями, получая более сильный сигнал о связности элементов, нежели от фактора общего цвета.

Примеры

Amazon использует данный принцип, чтобы сообщит нам, что каждый из приведенных ниже элементов связан с остальными и имеет общие свойства.

Sprig применяет принцип, чтобы прояснить трехшаговый процесс использования приложения.

А Credit Karma пользуется принципом для иллюстрации преимуществ своих услуг.

Принцип закрытия гласит, что когда мы смотрим на сложно расположенные элементы, то склонны видеть единый, узнаваемый узор. Другими словами, видя изображение с недостающими частями, мы «дорисовываем» эти части, чтобы получить максимально возможный вариант, исходя из нашего прошлого опыта.

Например, выше вы вероятнее всего увидели зебру, даже если фактически изображение состоит из черных фигур разной формы.

Примеры

Принцип широко используется в дизайне логотипов различных компаний, включая IBM, NBC, Zendesk и Funding Circle.

Принцип центра координации гласит, что все, выделяющееся визуально, захватывает и удерживает внимание зрителя в первую очередь.

Вероятно, на изображении выше первым ваше внимание привлек красный квадрат — потому что он выделяется из черных кругов (хотя и не находится на первом плане). От квадрата ваше внимание переходит к остальным элементам изображения.

Примеры

Twilio использует принцип для привлечения внимания к СТА-элементам.

Instacart сочетает принцип координационного центра с принципом фигуры-фона, обращая ваше внимание сперва на белый первый план, а затем на зеленую кнопку «find stores».

Понимая, как работает человеческий разум, вы вероятнее сосредоточите внимание людей на целевом действии. Использование приведенных выше принципов поможет вам долго удерживать пользователя вовлеченным в дизайн и процесс взаимодействия с ресурсом.

Согласно стандарту ISO-9241 основными критериями юзабилити являются:

Эффективность -Продуктивность -Удовлетворенность пользователя

Эффективность

Эффективность (Effectiveness ) продукта определяется как «точность и полнота, с которой пользователи достигают поставленных целей ». Эффективность измеряется следующими параметрами:

Какой процент задач пользователя реализуется в продукте. Тот продукт будет считаться более эффективным, который реализует больше задач пользователей. Здесь можно привести такой пример . Мобильный телефон может выполнять функции, которые недоступны при использовании компьютера или музыкального центра. Или же новая версия программного обеспечения, решает большее количество задач пользователей, чем предшествующая.

Отношение числа успешных действий к ошибкам. Чем выше этот показатель, то есть чем меньше ошибок совершается пользователем, тем эффективность выше .

Нагрузка на пользователя (должны быть минимальной). Здесь, прежде всего, следует учитывать нагрузку на основные психические процессы: память, внимание, воображение . Интерфейс веб-сайта должен быть запоминающимся, не только по внешним характеристикам, но и по принципам работы в нем. В нем не должно присутствовать слишком большое количество объектов, отвлекающих внимание пользователя от восприятия основной информации.

Такими, например, являются мигающие, двигающиеся, всплывающие баннеры, которые в большинстве случаев пользователь пытается игнорировать или совсем исключить из поля зрения. Интерфейс сайта должен быть интуитивно понятным пользователю. «Не заставляйте меня думать », - первый закон юзабилити, о котором говорит в своей книге Стив Круг. Количество используемых функций и команд (должно быть высоким). Далеко не все функции и возможности, заложенные в продукте, используются пользователем. Если он реализует хотя бы 10% из них, то такой продукт можно считать успешным.

Продуктивность

Продуктивность (Efficiency ) продукта определяется как «ресурсы, которые пользователь затрачивает, чтобы с точностью и полнотой достигнуть поставленных целей ». Прежде всего, продуктивность измеряется следующими показателями :

Время , которое необходимо пользователю для выполнения задания (должно быть минимальным).

Время , необходимое для предварительного обучения (должно быть минимальным). Этот показатель очень важен для веб-сайта - продукта, рассчитанного на широкую аудиторию. Чаще всего пользователь не имеет ни малейшего желания, заходя на какой-либо Интернет ресурс, читать мануалы для того, чтобы разобраться, как им пользоваться. Проведение семинаров и тренингов также не представляется возможным. Для того чтобы минимизировать время для предварительного обучения пользователей, необходимо использовать стандарты, которые уже существуют в индустрии, прежде всего, использовать те навыки, которые пользователи получили на сайтах конкурентов. Якоб Нильсон, гуру юзабилити, говорит о том, что если 50% сайтов предлагают совсем неудобное и достаточно трудное решение какой-либо задачи, то необходимо следовать их примеру и использовать тот же путь. Это легко объяснить с точки зрения психологии. Существует так называемый «синдром утенка », когда пользователи, долго работающие с одним дизайном, долго привыкают или совсем не хотят работать с новым, даже более удобным. Подробнее об этом можно почитать в статье «Правила и принципы юзабилити». Время, которое тратится на ошибки и решение проблем. Большинство действий, которые пользователь совершает на сайтах, являются ненамеренными. В любой ситуации, в которой оказался пользователь, он должен иметь возможность легкого выхода из нее.

Количество совершаемых ошибок

Частота использования справки и документации. Частота обращений к справке должна быть минимальной или, по крайней мере, не повторяющейся. Если пользователь один раз обратился за помощью, то это еще не является критерием низкой юзабилити. Если же он раз за разом перечитывает, не может запомнить предоставленные в справке указания, то на это уже стоит обратить внимание и проанализировать, почему это происходит.

Количество повторных и ошибочных действий. Если пользователь ошибается один раз - это нормально, он не должен ошибаться постоянно, особенно после предварительного обучения.

Удовлетворенность

Удовлетворенность (Satisfaction ) продукта определяется как «комфорт и приемлемость использования ». Определить удовлетворенность достаточно сложно, поскольку это, прежде всего, эмоциональная компонента. Были введены следующие оценки :

  • Рейтинговая оценка по шкале полезности продукта или услуги.
  • Рейтинговая оценка по шкале удовлетворенности функциональностью продукта.
  • Количество случаев, когда пользователь испытывал гнев или проявлял недовольство при обращении с продуктом.
  • Рейтинговая оценка по шкале технологичности управления задачей без участия пользователя.
  • Оценка того, насколько технологическое выполнение задачи соответствует потребностям пользователя.

Основные правила юзабилити.

Правило 7+2

В соответствии с результатами исследования, которое было проведено Джорджем Миллером, кратковременная память может содержать одновременно от 7 до 9 сущностей . Этот факт часто используют, чтобы доказать необходимость сокращения числа элементов в навигационном меню до 7.

Правило 2 секунд

Оптимальное значение времени ожидания пользователя любой реакции системы - это 2 секунды . Это значение выбрано произвольно, но кажется подходящим. Вообще, чем меньше пользователю приходится ждать, тем лучше.

Принцип Парето или правило 80/20.

Это правило основывается на том, что 80% эффекта является результатом 20% действий . Если применить это правило к веб-дизайну, то его суть можно определить следующим образом: для того, чтобы улучшить отдачу сайта, особое внимание нужно обратить на 20% пользователей, процессов, действий, товаров, услуг, которые дают 80% прибыли.

Восемь золотых правил для разработчиков интерфейсов.

В результате исследований взаимодействия человека и компьютера Бен Шнейдерман составил набор правил , которые могут быть использованы при разработке многих типов интерфейсов. Эти принципы актуальны как для разработчиков интерфейсов, так и для веб-дизайнеров.

1. Стремитесь к логичности. 2. Для опытных пользователей должен быть быстрый способ (сокращения, горячие клавиши, макросы). 3. Должна быть информативная обратная связь. 4. Диалог должен быть законченным. 5. Обработка ошибок должна быть простой. 6. Должен быть простой способ отмены действий. 7. Пользователь должен чувствовать, что все под его контролем. 8. Как можно меньше загружайте кратковременную память.

Правило Фиттса

Опубликованная Паулем Фиттсом в 1954 году модель движений человека, определяет время, необходимое для быстрого перемещения в целевую зону как функцию от расстояния до цели и размера цели. Обычно это правило используется при рассмотрении движения мышью от точки A к точке B. Это может быть важно при размещении элементов, количество кликов на которые желательно увеличить.

Перевернутая пирамида

Перевернутая пирамида - это стиль написания, при котором основная мысль представлена в начале статьи . Статья начинается с вывода, за которым следуют ключевые моменты, а завершается наименее важной информацией. Пользователи хотят получать информацию как можно быстрее, поэтому перевернутая пирамида как нельзя лучше подходит для веб, такого же мнения придерживается и гуру юзабилити Якоб Нильсен.

Удовлетворенность

Пользователи не выбирают оптимальный путь в поисках необходимой информации. Им не нужно самое лучшее и надежное решение, напротив - часто они готовы удовлетвориться быстрым и не самым лучшим решением, которое будет «вполне приемлемым». Применительно к веб, удовлетворенность описывается именно этим случаем: пользователь получил «вполне приемлемое» решение проблемы - даже если альтернативные решения полнее покрывают его требования на длительный срок.

Психология в юзабилити

Синдром утенка (Baby-Duck-Syndrome). Пользователи привязываются к первому изученному ими дизайну и неохотно используют новый, он просто чувствуют себя не комфортно в нем. Это следует учитывать при проведении редизайна сайта. Хотелось бы заметить, что только по истечению некоторого времени пользователи привыкают к новому дизайну, до этого может происходить следующее: они либо вообще перестают посещать данный ресурс, либо пользуются им реже, чем обычно. Очень правильно в случае редизайна, оставлять ссылку на старую версию сайта.

Баннерная слепота

Пользователи игнорируют все, что похоже на рекламу. С чем это связано? Дело в том, что глаз человека реагирует на все движущиеся, мигающие, яркие предметы, расценивая их на подсознательном уровне, как угрозу, как опасность. Поэтому пользователи игнорируют большие, красочные анимированные баннеры, фокусируя свое внимание на той части страницы, где может быть расположена необходимая им информация: тексты, гиперссылки. Таким образом, пользователь просто ставит барьер и не воспринимает рекламу.

Эффект неопределенности (Эффект Зейгарник)

Этот эффект часто используют в рекламе: задавая посетителям интересные или провокационные вопросы, рекламщики таким образом принуждают к чтению материала или клику по ссылке. Этот эффект очень эффективен в маркетинге. Читатели лучше запомнят, о чем была реклама, и даже мелкие детали будут отложены в памяти более четко и точно.

Принципы восприятия форм

Это фундаментальные правила человеческой психологии в контексте дизайна интерфейсов человек-компьютер. Закон близости утверждает, что когда мы видим набор некоторых объектов, те из них, которые расположены ближе друг к другу, мы воспринимаем как группу.

The Self-Reference Effect

Этот эффект особенно важен при создании текстов для веб, поскольку может значительно улучшить связь между автором и читателем. Вещи, связанные с нашим собственным опытом, мы запоминаем лучше, чем те, которые с нами не связаны. К примеру, после прочтения статьи люди лучше запоминают персонажей, истории или факты, с которыми они были как-то связаны.

Ошибки юзабилити

  • Не используйте всплывающие окна (поп-апы). Всплывающие окна отвлекают внимание посетителей от контента сайта, что не есть хорошо. Уважайте своих посетителей!
  • Не изменяйте размер окна Полужирное начертание браузера посетителя. Причины те же, что и в случае с всплывающими окнами + еще одно: некоторые браузеры запоминают последний размер окна браузера и при новой загрузке воспроизводят его. Как очень метко подметил Бен Бодьен «Если Вы думаете, что лучше знаете, какой размер окна браузера лучше для Ваших посетителей, то Вы совершаете одну из грубейших ошибок, которая не простит Вас…».
  • Не используйте мелкие , нечитабельные размеры шрифтов . Из-за этого длинные тексты читаются с большими усилиями, а на чтение коротких уходит больше времени, чем обычно. Это относится не только к контенту, но и к ссылкам, кнопкам, формам и другим элементам веб-сайта. Хорошая новость – в Web 2.0 все наоборот!
  • Тексты всех ссылок должны быть понятны посетителям. Тексты ссылок должны давать представление посетителям о той странице, на которую ведет конкретная ссылка. Неоднозначные и двусмысленные тексты ссылок следует исключить.
  • На сайте не должно быть ни одной «мертвой» ссылки . Данная ошибка способна разрушить мнение посетителей о Вас и Вашем сайте, оно Вам надо???
  • Не используйте больше 1 анимации на странице. Анимированные баннеры очень сильно отвлекают посетителей от основного контента сайта. Если уж Вы не хотите отказаться от их использования совсем, то хотя бы не размещайте их рядом с основным контентом сайта. Посетители Вам за это будут очень благодарны!
  • Сделайте процесс связи с Вами максимально простым и удобным. Если Вы не хотите поддерживать связь со своими посетителями – Вы на грани провала. Заинтересованные Вашим проектом посетители обязательно захотят связаться с Вами, но если не найдут Ваших координат, то сразу же потеряют интерес и доверие к Вам и Вашему сайту. Данное правило особенно важно для сайтов, непосредственно занимающихся электронной коммерцией.
  • Все ссылки , имеющие место быть на Вашем сайте, должны открываться в этом же окне браузера. Каждый посетитель в праве сам выбирать, как и где открывать ту или иную ссылку. Поэтому навязывание своих правил не приведет ни к чему хорошему.

Тестирование

Юзабилити-тестирование

Для юзабилити-тестирования на сайт приглашаются посетители из реальных целевых групп . Затем специалист наблюдает, насколько эффективно пользователи справляются с решением поставленных перед ними задач, и определяет ВСЕ проблемы с сайтом. Например, вы занимаетесь продажей автомобилей с пробегом. Для тестирования приглашают тех, кто собирается в ближайшее время купить подержанный автомобиль, и анализируем их работу с вашим интернет-ресурсом.

Юзабилити-тестирование можно проводить с помощью специальных сервисов (где сайт тестируют люди, либо тестирование происходит с помощью специальных методик)

Сплит-тестирование

Сплит-тестирование дает возможность сравнивать эффективность изменений

Что собой представляют главные принципы Usability? На этот и многие другие вопросы вы найдёте ответы в статье. Принципами «Юзабилити» называют общепринятые взгляды на взаимодействие с дизайном, которые ввёл Нельсен Якоб (основоположник «Юзабилити»). Эти воззрения, скорее, являются набором правил, а не жёсткими руководствами, поэтому их именуют «Эвристиками». Всего таких принципов существует десять.

Видимость статуса

Первый принцип Usability - видимость статуса системы. Эта позиция говорит о том, что пользователь должен знать, где он остановился и что происходит. Если это сложная регистрация, нужно указывать, что это второй шаг или третий.

Эффективность

Следующий принцип Usability - эффективность. Фактически он означает, что между каждым пользователем и системой должна быть связь. Ваш сайт должен быть настроен под определённую аудиторию, вам нужно разговаривать с ней на её языке, применяя её уровень подготовленности и обозначения. Поэтому веб-узел всегда необходимо разрабатывать для своей публики. Это касается не только структуры, но и текстов, дизайна, помощи, визуального восприятия информации и так далее.

Свободный выбор

Что собой представляет третий принцип Usability? пользовательское управление, которое необходимо, чтобы клиент всегда мог контролировать ситуацию. К примеру, если человек заполняет форму, он всегда должен видеть кнопку «очистить форму». А если в ней несколько шагов предусмотрено? Пользователь должен всегда иметь возможность вернуться к предыдущим пунктам или пропустить какой-нибудь из них, чтобы немного позже повторить действие.

Благодаря такой ситуации у пользователя появится впечатление, что всем управляет именно он, что его не пытаются запутать или обмануть. И мудрёный на первый взгляд интерфейс при верном подходе станет обыкновенным. Ведь человеку гораздо проще выполнить несколько простых действий, чем одно сложное.

Стандарты

Четвёртый принцип Usability - последовательность и стандарты. В Сети уже существуют определённые устоявшиеся стереотипы (контакты в верхнем углу, вид корзины и так далее). Тем не менее одно обозначение может иметь несколько видов, поэтому неопытный пользователь среди них может запросто заблудиться. К примеру, электронные корзины идентичны тележкам, обычным корзинам, ультрамодным пакетикам и прочему. А для появления последовательности необходимо выбрать какой-нибудь определённый стиль, который нужно соблюдать везде. Это касается и вёрстки, и шрифтов, и текста, и картинок.

Профилактика ошибок

Пятый принцип Usability - профилактика ошибок. Это правило гласит, что ошибку нужно не исправлять, а предупреждать. Всегда нужно ликвидировать случайные, ненужные действия и везде, где можно, упрощать выбор. Это может быть обычная подсказка при вводе с клавиатуры чего-либо.

Это касается и кнопок. К примеру, предложение «Принять» обычно делают ярче и крупнее, чем просьбу «Очистить форму». Вы должны подсказывать известные вам сведения о вводимой информации (код региона, формат телефона и так далее).

Упрощение

Шестым принципом является правило «Выяснить проще, чем вспомнить». Упрощайте жизнь пользователям максимально, запоминайте ранее вводимые ими сведения (даже с их прошлых посещений сайта), делайте им подсказки. К примеру, если вы используете многошаговую систему регистрации, показывайте человеку уже заполненные поля, если они пригодятся ему в будущем.

Гибкость

Седьмой принцип Usability - гибкость использования. Согласно этому правилу интерфейс должен быть эластичным, он обязан настраиваться на преобладающую аудиторию. Здесь базовый упор делается на простоту с учетом обычного пользователя. Детали для продвинутых должны быть небольшими. Их можно расположить в менее заметных частях экрана, так как такие люди их везде найдут.

Дизайн

Принцип дизайна Usability восьмой по счёту. Он заключается в эстетике и минимализме. Согласно этому правилу в интерфейсе должна отсутствовать информация, которая пользователю не нужна. Также не должны в нём находиться и те сведения, которые человеку понадобятся в редких случаях.

Аналогично нужно создавать формы: нельзя спрашивать у пользователя данные, которые вам не нужны. К сожалению, этой позицией почти никто не пользуется. Для того чтобы лишь поздравить с именинами или Новым годом, у клиентов в 90% случаев требуют предоставить и дату дня рождения, и домашний номер телефона, и мобильный, e-mail и даже адрес.

Помощь

Главные принципы Usability должен знать каждый веб-мастер. Девятым воззрением этой научно-прикладной дисциплины является оказание помощи пользователям в понимании и исправлении ошибок. Обо всех промахах людям нужно сообщать обычным, «человеческим» языком, а не компьютерным. Если неверно создана ссылка, не нужно писать просто 404. Сообщите так: «При вводе страницы произошла ошибка». Если, заполняя форму, пользователь запамятовал указать свой номер телефона, напишите, что имеется погрешность при вводе данных, а не просто «ошибка форма».

Поддержка

Почему главные принципы Usability так важны? Давайте рассмотри десятый принцип, который называется «Документация и помощь». Материалы и поддержка должны быть простыми и понятными, легкодоступными, соответствовать целям пользователя. Вдобавок документация не должна быть объёмной. Необходимо, чтобы она содержала чёткие шаги. Если материалы слишком большие, можно сделать краткую навигацию для быстрого перехода по разделам, а также поиск по поддержке.

«Юзабилити»

Итак, мы рассмотрели главные принципы Usability. Но что же это за дисциплина? «Юзабилити» является мерой качества пользовательского опыта, полученного при взаимодействии с системой или продуктом. К примеру, это может быть программное приложение, веб-сайт или что-нибудь иное.

Специалисты User Interfase Engineering определили, что в 60% случаях люди не могут разыскать необходимые им сведения в вебе. В итоге у них снижается производительность труда. Они не желают больше возвращаться на сайт, из-за которого вынуждены терять драгоценное время.

Известно также, что Forrester Research получил некоторые цифры, которые показывают суммы убытков, появившихся из-за некачественного «юзабилити» сайтов. Сетевые магазины теряют около 50% клиентов, которые не могут найти необходимый продукт. Примерно 40% пользователей не желают возвращаться на сайт, с которым им не понравилось работать.

Якоб Нельсен утверждает, что исследование поведения людей в вебе показало, что они отвратительно воспринимают веб-узлы со сложным дизайном и медленные сайты. Он говорит, что пользователи не желают ждать. Им также не хочется выяснять, как пользоваться домашней страницей. Нигде нет инструкций по сайтам или обучения веб-проектам. Якоб знает, что люди хотят бегло просканировать страницы и моментально понять функциональность веб-узла.

Создание

Что такое разработка Usability? Принцип её заключается в методологическом подходе к созданию сайта или любого иного пользовательского интерфейса. Такая разработка состоит из нескольких методов, которые в процессе используются последовательно:

  • сбор требований;
  • создание и анализ прототипов;
  • оценка противоположных вариантов дизайна;
  • изучение вопросов пользователей;
  • предложение решений и анализ сайта (либо любого иного интерфейса).

Тестирование

А что такое тестирование Usability? Принцип этого нюанса не каждый знает. Вообще, он является частью процесса создания «Юзабилити». В типичном тесте человеку необходимо выполнить несколько задач с помощью прототипа (или иной системы). Во время работы наблюдатель записывает, что говорит и делает пользователь. Как правило, такой тест проводится с одним или двумя людьми, действующими совместно.

Анализ может собирать такие данные, как ошибки, которые делают пользователи, последовательность действий человека для достижения цели, время и место возникновения трудностей у аудитории, насколько нравится продукт людям, и их скорость выполнения задач. Большинство тестов используются для выявления и решения любых проблем, появляющихся у публики.

Шаги дисциплины

Из каких шагов состоит «Юзабилити»? Для планировки веб-сайта сначала нужно понять, для чего вы его разрабатываете, для кого, зачем и когда ваши читатели будут посещать ваш ресурс. Если вы ответите на эти вопросы, то выявите назначение своего сайта. Определённые цели зависят от аудитории веб-узла и вашей организации.

Кроме того, вы должны определить задачи сайта «Юзабилити». В соответствии с общими целями ваш ресурс должен быть эффективен в применении, прост в обучении, лёгок для запоминания при повторных посещениях. А ещё нужно, чтобы он удовлетворял пользователя.

Каждая цель «Юзабилити» важна для большинства веб-узлов, но вы можете выделить и иные для разных аудиторий и ситуаций. Известно, что дизайн базируется на потребностях людей, поэтому нужно собирать сведения не только о них, но и о том, в какой мере существующий сайт их удовлетворяет. Есть несколько приёмов сбора данных, которые включают логи сервера, формы обратной связи, тестирование «Юзабилити» существующего веб-узла.

Для людей проще взаимодействовать с реальным примером, чем рассуждать, что же лучше всего будет работать. Полезные результаты всегда можно получить с помощью прототипа сайта, который имеет минимум контента и лишён графики. Такой элементарный прототип годится для первого цикла тестов.

Контент размещать следует лишь тот, который необходим пользователям сайта. Если вы располагаете горой сведений, выберите из них те, которые будут полезны и приятны вашей аудитории. Вся информация должна быть разбита на маленькие кусочки с подзаголовками, так как люди хотят быстро прочесть то, что их интересует. Из текста нужно удалить необязательные слова, использовать таблицы и списки.

Далее осуществляется интерактивный процесс - тестирование «Юзабилити», о котором мы писали выше. Иногда нужно интерфейс, уже спроектированный в соответствии со всеми правилами, протестировать. Кстати, фокус-группы являются самым доступным способом для анализа «своими силами».

Составляющие

Итак, используя правила и принцип Usability, вы сможете создать ресурс, которым будете гордиться. Наличие этого удивительного предмета является качественным признаком, который определяет, в какой мере лёгок в применении. Слово «юзабилити» также означает коллекцию методов, улучшающих сайт в процессе его создания.

У «Юзабилити» имеется пять количественных составляющих:

  • Эффективность: после ознакомления пользователей с дизайном, как быстро они выполнят то же задание?
  • Обучаемость: насколько легко люди могут реализовать базовые задачи, впервые используя незнакомый им интерфейс?
  • Ошибки: сколько погрешностей делает человек, насколько они серьёзны, легко ли он может их исправить?
  • Запоминаемость: если пользователь вернулся к интерфейсу через определённый период времени, удастся ли ему восстановить свои навыки работы с ним?
  • Удовлетворённость: до какой степени человеку приятно пользоваться данным интерфейсом?

Кроме «Юзабилити», существует ещё множество иных важных качественных признаков дизайна. Одним из ключевых является полезность. Этот признак описывает функциональность технического решения и определяет полезность интерфейса пользователям. «Юзабилити» и практичность одинаково важны: зачем пользоваться удобной программой, если она даёт не тот результат, который вам необходим? Плохой считается и та программа, которая гипотетически работает так, как вам нужно, но вам не нравится её сложный интерфейс. Для анализа полезности проекта можно пользоваться теми же средствами, что и при изучении качества его «Юзабилити».

В Web-e «Юзабилити» считается необходимым условием выживания. Если с сайтом сложно работать, посетители с него очень быстро уходят. Если на главной странице веб-узла ясно и чётко не указано, чем занимается предприятие, какие задачи ресурс позволяет выполнить, пользователи будут искать другой веб-узел. Люди уйдут также, если сайт запутан, информация на нём трудна для понимания и не отвечает на их ключевые вопросы.

Не существует таких посетителей, которые на освоение интерфейса сайта тратят своё время или внимательно изучают инструкции по работе с ним. В Web-e много других ресурсов, поэтому если посетитель наткнулся на трудность, вы его потеряете.