Проверить гамму монитора. Обзор: калибровка и профилирование. Простейшие способы калибровки монитора

Как откалибровать монитор | Две причины для калибровки монитора

Если вы уже прошли все описанные этапы, то значит, уже многое сделано. Если у вашего монитора нет системы управления цветом, или же вы хотите создать профиль ICC – милости просим в следующий раздел, где мы подробно объясним, как это работает.

Как откалибровать монитор | Применение: как настраивать цветность

В обзорах мониторов мы всегда измеряем цветовой охват и яркость сигнала, даже если в большинстве случаев эти параметры не настраиваются. Для этого нужна система управления цветом (CMS), недоступная для большинства мониторов. В частности, наш опыт с данной функцией опирается лишь на пару дорогих телевизоров и проекторов. Если среди настроек монитора есть предустановки цветового охвата, с их помощью можно улучшить точность цветопередачи. Следует выбрать ту, которая лучше всего подходит для необходимых пользователю задач (sRGB/Rec. 709 для большинства случаев применения или Adobe RGB 1998 для редактирования изображений). Затем нужно провести измерение, чтобы убедиться, удовлетворяет ли предустановка требованиям стандарта.

Проведём небольшой урок "анатомии".


Хроматичность AOC Q2963PM после калибровки

Такую диаграмму вы найдёте во всех наших обзорах мониторов. Конкретно эта принадлежит монитору AOC Q2963PM . Сверху находится поле цветовой насыщенности. Уровень цветовой насыщенности – это просто дистанция от белой точки на диаграмме CIE. Видно, как эталонные точки по прямой линии идут из белой точки в сторону каждого основного и вторичного цвета. Чем дальше точка от центра, тем больше насыщенность, пока измерения достигнут 100% на вершине треугольника цветового охвата. Вместо измерения только 100%-ного уровня насыщенности, мы также измеряем ступени в 20, 40, 60 и 80%. Если измерять только насыщенность на уровне 100%, многие мониторы могут генерировать неплохие на вид диаграммы. Замеры различных уровней дают более точные результаты цветового охвата.

Средняя часть диаграммы показывает яркость цветового охвата. Это третье измерение цвета, отсутствующее на графике CIE. Мы считаем, что оно имеет более значительное влияние на воспринимаемую точность цветопередачи, чем точки на треугольнике цветового охвата. Чем короче столбцы, тем выше качество. У данного монитора оно превосходное.

Нижняя диаграмма содержит данные погрешностей Delta E. Здесь также значения ниже трёх невооружённому глазу незаметны. Наша диаграмма показывает погрешности для каждого цвета на каждом уровне насыщенности.

Если у вас есть один из очень редких дисплеев с системой управления цветом, то может пригодиться краткое руководство по её настройке. Не забывайте, что нет двух одинаковых систем, и некоторые из них могут работать некорректно. Использовать CMS следует осторожно, с применением необходимых инструментов и пониманием того, что ваши действия могут не улучшить качество изображения.

Традиционные CMS имеют три регулировки для каждого основного и вторичного цвета: тон (Hue), насыщенность (Saturation) и светлость (Lightness). Очевидно, что каждая обладает определёнными эффектами. Давайте ещё раз посмотрим на пустой график CIE.

Например, при настройке тона на зелёный цветовая точка сместится в сторону голубого или жёлтого. Если настроить тон вторичного цвета, его точка сместится к одному из основных цветов, из которых он состоит. Например, пурпурный двигается между синим и красным цветами.

Регулировка насыщенности сдвигает цвет ближе и дальше от треугольника цветового охвата. Как и в диаграмме настройки оттенков серого ("в яблочко"), можно управлять регулировками тона и насыщенности, чтобы вывести цветовую точку в целевой квадрат.

Теперь рассмотрим регулировку светлости.

В CMS светлость – это просто ещё один термин яркости сигнала. Для её настройки сначала нужно выставить цветовые точки на диаграмме CIE. Затем, начиная с красного, настраивать светлость, пока столбцы, изображённые выше, максимально не приблизятся к нулю. Звучит просто, может быть, так и есть. Есть вероятность, что все три настройки будут влиять друг на друга, и придётся немало повозиться, чтобы получить наилучший результат. Настройка CMS может занять много времени. Однако базовая процедура включает настройку тона и насыщенности для каждого цвета, а затем необходимо вернуться к настройке светлости.

Создание ICC-профиля

У большинства мониторов данные хроматичности встроены в прошивку, но это предполагает, что они были правильно измерены на заводе. А, исходя из своего опыта, мы знаем, что не бывает двух идентичных мониторов. Лучше всего создавать профиль ICC с помощью самостоятельного измерения основных цветов. Мы для этого пользуемся бесплатной программой QuickMonitorProfile.

После сбора координат CIE для каждого основного цвета, у вас есть всё необходимое для создания профиля. Всё, что потребуется, - это выбрать пункт Custom из выпадающего меню Chromaticity, и затем ввести значения X и Y для каждого цвета. После этого их можно сохранить, чтобы при необходимости вернуться к ним впоследствии.

Как откалибровать монитор | Калибруйте мониторы для улучшения качества изображения

Поскольку этапы калибровки хорошо разбавлены теоретической информацией, мы решили свести их в один компактный список рекомендаций:

  1. Прогрейте монитор хотя бы в течение 30 минут, перед тем как делать какие-либо измерения. Лучше быть уверенным, что фоновая подсветка полностью стабильна.
  2. Выберите режим изображения, обеспечивающий доступ ко всем возможным настройкам, включая точки для уровней, гамму, оттенки серого и цветность.
  3. Настройте уровни с помощью PLUGE и шаблонов. Постарайтесь предотвратить клиппирование самых тёмных и самых светлых областей шкалы яркости. Возможно, стоит использовать измерительный прибор для определения максимального уровня света. Мы всегда используем 200 кд/кв.м.
  4. Настройте регулировку гаммы на значение 2,2, если такая регулировка имеется. Для разблокировки ползунков RGB параметр цветовой температуры нужно выставить на пользовательский или собственный.
  5. Убедитесь, что гамма близка к 2,2. Если нет, измените предустановку.
  6. На примере 80%-ного белого шаблона настройте ползунки RGB с помощью измерительного прибора и соответствующей программы. Нам нравятся диаграммы со столбцами и "в яблочко", но вы можете использовать тот метод, который предпочли, и использовать для настройки белой точки на значение 6500K или D65.
  7. Измерьте цветовой охват с помощью оконных шаблонов. Запишите координаты CIE для создания профиля ICC. Некоторые программные пакеты сделают это за вас. Если ваш монитор предоставляет на выбор цветовые охваты, выберите тот, который наилучшим образом подходит для ваших задач. sRGB/Rec. 709 отлично подходят для игры, просмотра видео и работы на ПК. Adobe RGB 1998 подходит для фоторедакторов, если камера имеет такой же цветовой охват.
  8. Проверьте результаты с помощью окончательной серии измерений. Теперь всё готово!

Основное преимущество этого метода по сравнению с программной таблицей совместимости связано со стабильностью. С LUT очень легко начать гонять настройки цвета друг за другом, особенно когда вы добавляете дополнительную переменную ICC-профиля. Каждое приложение выполняет свои функции немного по-разному, и лёгкое изменение в цвете на мониторе может означать большие неудобства позже, когда вы будете, например, печатать изображение. Когда дисплей корректно настроен с помощью собственных регулировок, в LUT нет необходимости, и вы можете использовать один профиль ICC, который выключается либо включается в зависимости от приложения. Например, при создании графиков для обзоров мы не используем профили, поскольку всё создаётся для Интернета.

Если вы хотите понять, какой монитор купить, довольно просто создать собственные бенчмарки на базе приведённых этапов. Тогда вы точно будете знать слабые или сильные стороны дисплея. По аналогии с тем, как мы рассматриваем яркость, гамму, оттенки серого и цвет, вы можете протестировать эти параметры, чтобы подобрать модель под ваши требования.

Если после прочтения данного материала у вас остались или появились новые вопросы, хотим предупредить, что на подходе новая статья на эту тему. В следующий раз мы сконцентрируемся на пакете CalMAN CalPC. SpectraCal имеет несколько комплектов с недорогими измерительными приборами и клиентским модулем, генерирующим шаблоны, по цене примерно $300. Если у вас уже есть измерительный прибор, дополнительно в Сети можно купить программу за $149.

Мы надеемся, что теперь вы лучше понимаете принципы калибровки монитора и работы встроенных регулировок для улучшения качества изображения. Следуя приведённым в этой статье этапам, которые мы используем в наших обзорах, любой человек, обладающий необходимыми инструментами, может добиться таких же результатов.

источник изображения http://4k-monitor.ru

Хорошая и правильная настройка дисплея далеко не последняя задача, чтобы комфортно и качественно работать не только с изображениями, но и просто за компьютером. Заводские настройки мониторов всегда завышены по яркости и контрастности, производители не делают настройку вообще, а сами пользователи часто о ней просто не знают.

Замечу, что речь пойдет о самой простой настройке экранов, профессиональная калибровка намного сложнее.

Настраивать можно как программно (если ваш дисплей подключен к ПК с операционной системой, в которой есть средства для такой настройки), так и аппаратно. Подстройка с помощью кнопок меню мало чем отличается от подстройки картинки на современном телевизоре.

Аппаратная настройка

Начните с изучения кнопок на мониторе. Если ничего не понятно, то придется почитать инструкцию, либо использовать «метод ненаучного тыка» (не рекомендуется) . После того, как с кнопками управления девайса разобрались, можно переходить непосредственно к настройкам.

Важное замечание: обеспечьте грамотное освещение! Если в монитор напрямую бьёт солнце или лампочка на 200 Вт, никакие настройки не спасут. По-хорошему, это отдельная большая тема, но сейчас несколько основных рекомендаций:

  • Яркий источник света не должен напрямую освещать монитор;
  • Свет не должен бить в глаза;
  • Лучше использовать равномерную рассеянную подсветку, например, в виде светодиодной ленты.

Настройка и оценка качества изображения

При работе с монитором с матрицей низкого качества, часто происходят ошибки при выборе цветов при обработке изображений, фотографий и на макетах для печати, при создании сайтов и ресурсов.

Картинка ниже позволит оценить, насколько хорошо настроен монитор. На каждой половине картинки есть цифры 1 2 3 4 5

Если на обеих полосах вы видите все цифры, то монитор настроен хорошо. Средний уровень покажет вам цифры 3. При совсем плохой настройке видны только 1 и 2.

Запомните, сколько цифр у вас видно. С помощью этого после настройки вы сможете оценить качество проведенных улучшений.

Но, для начала, небольшой оффтоп «с бородой»:
«…Скачал программу „Очистка монитора от пыли“, посмеялся, установил, запустил. Монитор залило ровным грязно-серым цветом, клавиатура отключилась, клик мышкой не помогал.
Взял салфетку, протер монитор от пыли, увидел еле заметную кнопку „Спасибо, можно выйти из программы“. Вышел, задумался, глядя на чистый монитор…»

Поэтому сначала приводим в порядок саму поверхность, после чего переходим непосредственно к настройкам.

Яркость

Яркость следует настраивать так, чтобы на картинке черные цвета костюма и рубашки не сливались в единое целое и стал виден крест на заднем плане. Параметр яркости как раз и отвечает за различие деталей и темных цветов.


Контрастность

Отвечает за светлые цвета и их детали.

На изображении для настройки контраста следует выбрать такое качество, чтобы на белой рубашке складки и пуговицы были четко заметными. Установите контрастность в ноль и постепенно её повышайте. Как только эти детали начинают исчезать, стоит вернуться чуть назад.

Гамма

Следующий важный параметр - гамма. Точную идеальную настройку её можно выполнить далеко не на всех мониторах, но приблизиться к идеалу всё-таки стоит. О хорошей настройке гаммы будут свидетельствовать пропавшие пятна светлых и тёмных оттенков в центре тестового изображения.

Настройка серого

Избавляет от лишних оттенков, которые искажают цвета на дисплее. Либо программно, либо аппаратно это делается с помощью регулировки 3-х основных цветов (red, green, blue). В идеале картинка с серыми полосами не должна перебиваться посторонними оттенками. Только оттенки серого.



Идеал настройки серого.

Программная настройка

Программно запускаем средства калибровки (описано для Windows).

В Windows 7 следует нажать кнопку «Пуск» и в строке поиска написать слово «калибровка». Запустить. Вам будет предложен ряд тестов по настройке изображения. Их совсем немного. Пройдите их.

В Windows 10 в строке поиска надо ввести команду cttune , запустится ClearType, включить его и выбрать максимально удобные для ваших глаз отображения. Потом вводим команду dccw. Запустится калибровка цветов экрана, гаммы, яркости и контрастности. В тестах всё описано, читайте и следуйте советам.

Проверка результата

Теперь вернитесь в начало статьи и посмотрите на первое изображение с цифрами. В самом начале я просила их запомнить. Если вы улучшили настройки, то увидите как минимум на одну цифру больше.

Настройте правильно и в итоге вы будете приятно удивлены тем, что умеет ваш монитор!

Настроили монитор? За дело: профессия « ».

Вы можете визуально оценить некоторые аспекты настроек монитора с помощью специально разработанных обоев с тестовыми шкалами.

Обои необходимо просматривать в программах (или в условиях) которые не поддерживают работу с системой управления цветом. Например обои можно разместить на рабочем столе операционной системы Windows. Иногда полезно оставить их там на постоянной основе, для того чтобы контролировать загрузку профиля калиброванного монитора в систему (бывает что профили «слетают» и иногда это сложно заметить без помощников).
Еще очень важный момент — обои должны просматриваться в 100% масштабе, т.к. даже незначительное масштабирование или размытие шкал делает их не пригодными к оценке.
Также тест не получится нормально использовать на дешевых мониторах и многих ноутбуках из-за простенькой TN-матрицы с малыми углами обзора. Такие экраны будут разбивать изображение на 2 цветные половины.

Что можно оценить с помощью этих обоев? Не многое: настройки яркости и контрастности а также приводку гаммы. Гамма — это распределение яркостей цветов от «теней» к «светам». Человек воспринимает яркость не линейно и гамма призвана компенсировать эту особенность восприятия человека. Считается что гамма 2,2 это делает максимально близко.
Точность цветопередачи и температуру белой точки монитора можно проверить только с помощью калибратора. Такая проверка — обязательный этап в процессе калибровки монитора. Точность калибровки и возможности монитора можно проверить проведя тест с промером прибором эталонных цветов. Результат зависит от «сложности» набора эталонных цветов и выдается в условных единицах дельта-E. Чем показатели дельта-Е ниже тем более точно устройство передает эталонный оттенок.

Итак, вернемся к обоям.
Для установки их на рабочий стол Windows, в свойствах найдите текущее разрешение на вашем экране. Скачайте необходимый размер обоев из списка приведенного ниже.

Комментарии:
1. Эти три столбца нужны для проверки приводки гаммы. Смотреть на них нужно на удалении от экрана. Либо при просмотре размыть («прищурить») зрение так, чтобы изображение стало однородным:

  • Самый левый столбец разделен на две части. Найдите квадрат который максимально сливается по светлоте с правой полосатой шкалой. Цифра в этом квадрате указывает на Вашу текущую гамму.
  • Столбец посередине также разделен на 2 части и обе эти части должны сливаться, если Ваша текущая гамма 2,2.
  • Самый правый столбец разделен на три части но при текущей гамме 2,2, все они смотрятся одинаково нейтрально, без каких-либо цветовых примесей. На многих ЖК-мониторах с матрицей TN, эта шкала будет смотреться в верхней части с оттенками голубого, пурпурного и желтого. А в нижней части отдавать красным, зеленым и синим.

2. Эти шкалы на различимость деталей в тенях (верхняя) и в светлой области (нижняя). На черном прямоугольнике в центре шкалы должны быть видны три квадрата которые немного светлее. На белом прямоугольнике в нижней шкале ищите три более темных квадрата. Это минимальный порог различимости деталей.

3. Эти шкалы для тестирования максимального порога различимости деталей..

4. Верхняя шкала на чистоту серого цвета и плавность градиента. Не допускаются какие либо оттенки на всем протяжении шкалы а также ступенчатый градиент. В нижней шкале все прямоугольники должны различаться и иметь чистый цвет без посторонних примесей.

Данные обои удобны для новичков в вопросах проверки калибровки монитора т.к. содержат комментарии непосредственно рядом со шкалами. Сами шкалы находятся максимально близко к центру экрана для более удобной проверки на мониторах с матрицей TN.

39192 Повышаем мастерство 0

В этом уроке я хочу рассказать о проверке калибровки монитора для фотографа и порекомендовать программу для его настройки в домашних условиях. Написать статью про калибровку меня подтолкнул собственный опыт и куча материалов в сети на эту тематику, которые понятны только профессиональным полиграфистам. Цель урока - не загрузить читателя умными словами, а рассказать простым языком о калибровке монитора, чтобы было понятно даже начинающему фотолюбителю.

Зачем нужна калибровка монитора?

Калибровать монитор нужно, что бы добиться «естественной» или «правильной» передачи цветов. Давайте рассмотрим цепочку «ваш крутой монитор -> хороший PRO-лаб» (это там, где дорого и с пафосом печатают ваши фото). Абсолютного соответствия картинки на мониторе и на отпечатке вы НИКОГДА не добьётесь по двум причинам:

Первая причина: бумага не светится как монитор, она отражает свет (а он бывает разный). В зависимости от света, при котором вы рассматриваете отпечатки, оттенок на них будет меняться. Попробуйте посмотреть фотографию при свете ламп, а потом подойдя к окну. Обратите внимание, как изменились оттенки.

Вторая причина : в фотолабе могли сменить воду, зарядили новый рулон бумаги, и цвет чуть ушёл. И если вы верите, что в лабе каждый день калибруют печатную машину, то вы святой человек!

Зачем тогда калибровать монитор, если все равно будет плохо? Калибровать монитор нужно для того, чтобы верить, что у вас все будет хорошо!

Если вы понятия не имеете, на какой матрице сделан ваш монитор, но покупали его исходя из требований «что бы был не дорогой» то, скорее всего у вас монитор на TN матрице. На мой взгляд, калибровать монитор на TN матрице бессмысленно, но владельцы дешевых мониторов тоже верят в чудо, и я не буду разрушать их иллюзии. Если вы осознанно купили дорогой монитор с IPS или чуть более дешевый с PVA(MVA) матрицей, то калибровать монитор необходимо для того, что бы убедиться, что вы не зря потратили деньги.

Как калибровать монитор?

При проверке своего монитора помните: даже если обои отображаются идеально, это не означает что он правильно откалиброван. Тест, который я вам хочу предложить, позволяет определить только правильность установки яркости, контраста и гаммы. Точность настройки цветовой температуры на них не проверить, как и цветовые координаты первичных цветов. Для полной настройки монитора требуется специальное оборудование и программное обеспечение.

При хорошей настройке монитора с расстояния 60-70 см вы должны увидеть на картинках ниже равномерный серый градиент, без посторонних цветовых оттенков. Если вы видите цветные полосы, значит ваш монитор не откалиброван.

В идеале вы должны увидеть равномерно серый экран


Теперь, когда вы немного расстроились, увидев разноцветные полосы и кружки, предлагаю исправить положение с помощью самостоятельной калибровки. За 30 секунд сможете проверить правильность гамма-кривых, а потратив порядка 5-10 минут, можно привести гамма-кривые в порядок. Ничего сложного, поверьте!

В нашем уроке мы воспользуемся бесплатной программой CLTest. Скачайте ее, найдя в интернете в свободном доступе. Приступаем!

1. ПРОВЕРКА ГАММА-КРИВЫХ

Прогреваем монитор, желательно не меньше часа. Ставим профиль на мониторе "Стандартный" (если такой есть), sRGB, либо, если монитор новый - тот, что стоял по умолчанию ("Native"). Помните - яркое освещение комнаты, запыленность поверхности монитора сильно затрудняет настройку.

Magic-Color(ры) и прочие "улучшайзеры" только мешают калибровке, их необходимо полностью отключить. Особенно страдает качество тестирования, если монитор добавляет резкость (например, NEC 1970NX) либо размытие.

Запускаем CLTest.exe.

Если картинка в окне запущенной программы выглядит сплошным серым вертикальным градиентом - поздравляю, монитор обладает правильной настройкой гамма-кривых, и все дальнейшее не имеет смысла проделывать. Если нет (видны обширные цветные "области"), то переходим к настройке.

Монитор не требует калибровки

2. НАСТРОЙКА УРОВНЯ ЧЕРНОГО

Приложение CLTest.exe запущено и находится в режиме по умолчанию: в меню гамма 2.2, Result, All, ползунок - по центру)

Для ЖК-монитора:

Проходим в меню Mode->Calibtate fast и оказываемся на шаге (Step -1). При этом на экране отображаются прямоугольники 3-х основных цветов и уровни серого 10..1 на черном фоне.

Если на черном фоне различимы 7-9 прямоугольников в каждом столбце, то никаких корректировок в этом пункте не требуется.

Если же различимо меньше 7 прямоугольника, то требуется поднимать уровень черного (кнопка «Вверх»), только делать это надо аккуратно - видимость прямоугольников требуется на грани различимости, иначе, перебрав со значением черного, можно ухудшить сам черный, а как следствие - контраст.

Для ЭЛТ-монитора:

Проходим в меню Mode->Calibtate fast и оказываемся на шаге (Step -1). Дальше пытаемся настроить яркость монитора, добиваясь различимости 8-10 прямоугольников в каждом столбце.

Если при настройке в одном или двух каналах различаются все 10 прямоугольников, а остальных меньше 7 - то в таком случае необходима поканальная настройка монитора (пункт 5 урока, см. ниже).

3. НАСТРОЙКА ТОЧКИ БЕЛОГО

Находясь на шаге (Step -1), переходим на шаг (Step 0) нажатием кнопки "вправо”, либо выбором меню Mode-> Set White. При этом на экране отображаются прямоугольники Гол-Пурп-Жел-Сер на белом фоне.

Если различимы 7-9 прямоугольников в каждом столбце, то никаких корректировок в этом пункте не требуется, разве что подправить баланс белого.

Если же различимо меньше 7 прямоугольника, то требуется убавить уровень белого. Можно попробовать убавить контрастность на мониторе - если контраст был завышен, это помогает. Если же различимость появляется только при очень сильном понижении контрастности, в результате чего картинка на мониторе становится тусклой, лучше использовать корректировку CLTest (кнопка «Вниз», колесико мыши).

Если при настройке в одном или двух каналах различаются все 10 прямоугольников, а остальных меньше 7 - то в таком случае необходима поканальная настройка монитора (пункт 5 урока, см. ниже).

Теперь надо проверить баланс белого - белый должен быть действительно белым (или серым, если яркость/контрастность занижены), без цветовых оттенков.

Если белый уходит в какой-то цвет (или сумму двух цветов), этот цвет (эти цвета) надо снизить. Лучше всего это сделать из меню монитора, подменю "Цвет". Но можно сделать и в CLTest. Для этого в меню "Color Channel” выберите соответствующий цвет и снижайте его, покуда белый не придет в норму.

4. НАСТРОЙКА ГАММА-КРИВЫХ

Переходим на 1й шаг (Step 1) нажатием кнопки "вправо", либо выбором меню Mode-> Step (1)

Step 1: кнопками на клавиатуре "Вверх-Вниз" (или колесо прокрутки) добиваемся серой картинки. Если изображение выглядит красно-зелено-синим (К-З-С) RGB - значение Out надо увеличить, если (Г-П-Ж) CMY - уменьшить.

Когда добились нейтрально серого, жмем на кнопку "Вправо" (либо CLTest "NextStep") и оказываемся на следующем шаге (Step 2). Step 2…14: повторяем все, как в шаге 1.

Проверяем результат на CLTest Mode ->Result (gradient). Если все получилось - сохраняем цветовой профиль CLTest ->Curve->Save. На этом все! Поканальную методику (следующий пункт 5) при этом пропускаем.

5. ПОКАНАЛЬНАЯ НАСТРОЙКА МОНИТОРА

Если изначально градиент у монитора не чисто серый, то придется настраивать поканально: в меню Mode->Calibtate slow RGB

и оказываемся на шаге -1.1 (Red). Если различимо меньше 7 прямоугольника, то требуется поднимать уровень 0 для данного канала (кнопка «Вверх», колесико мыши).

Аналогично -1.2 (Green), -1.3 (Blue). Аналогично настраиваем белый (Step 0.1…0.3) - должны различаться 9-7 прямоугольников. Плюс по завершению контролируем баланс белого.

Если все получилось - не забываем сохранить цветовой профиль CLTest ->Curve->Save, чтобы пользоваться им в дальнейшем (имя сами придумаете, "RivaCLTest" по умолчанию) + добавлена загрузка профиля по старту системы.

Если не получилось , то нужно установить в меню "CLTest->Curve->Set default". И повторить настройку.

Проверьте изменения, cохранив и загрузив результат преобразований гамма-кривой в реестр CLTest->Curve->Save and set startup и перезагрузив компьютер.

Вот и все, теперь ваш монитор откалиброван, поздравляю! Всего Вам фотографического!

В данной статье я расскажу вам, что такое правильный просмотр фотографий: как смотреть и на чём смотреть. А также расскажу о терминологии, что бы проще было понимать, что есть что в мире фотографии =)
Но для начала 2-е небольшие аксиомы которые затем будут рассмотрены в этой статьи. Если вы хотите увидеть настоящий цвет фотографий который изначально задумывал фотограф/дизайнер/художник:

1) Просматривать фотографии в электронном виде следует только на IPS мониторах / LED телевизорах (при этом они должны быть откалиброваны)
2) Натуральный цвет распечатанной фотографии будет только при дневном (уличном) свете. В помещении фотография будет уходить в жёлтый цвет (если обычные лампы) и в синий цвет (если энергосберегающие лампы).

Цветокоррекцией занимаюсь уже давно и за это время успел досконально разобраться во всех аспектах восприятия цвета человеческим глазом.

Начнём с того, что мужчины и женщины немного по-разному видят цвета. Женщины более чувствительны к восприятию различных цветовых оттенков, нежели мужчины. В этом я убедился, занимаясь дизайном сайтов и логотипов для компаний. Когда ещё только начинал работать, я не видел особой разницы между оттенками цветов. Думаю, эта картинка очень хорошо подходит к данной теме:

Также не понимал, зачем художникам столько "одинаковых" оттенков в палитре. Однако чем дольше я работал с цветом, тем больше прояснялась картина, насколько отличны цветовые оттенки друг от друга. Самое главное, что умение видеть больше оттенков развивается точно также как и слух и голос.

Итак, с особенностями человеческого восприятия цвета мы разобрались, а что если монитор плазменная панель планшет и даже глянцевая бумага, на которых мы смотрим фотографии, показывают нам не те цветовые оттенки, которые были задуманы изначально? В первую очередь это разочарование для создателя, который цветом пытался показать настроение.
В 2011-ом году я выступал на конференции посвященной свадебной фотографи. Темой выступления стала - творческая обработка фотографий. Был тщательно подготовлен материал, распечатаны фотографии. Началось мое выступление, включились проекторы и... цвета которые показывал проектор так сильно отличались от оригинала, что всю суть моей темы на конференции пришлось объяснять по раздаточным материалам. Из-за неоткалиброванного проектора было невозможно объяснять людям, почему я применил именно тот или иной цвет, т.к. цвета и оттенки были сильно искажены..


С тех пор, на любом моём выступлении - главное условие это откалиброванный монитор/проектор

Но как же понять, какой цвет должен быть в действительности? Во-первых, необходимо, чтобы просмотр материала проводился на откалиброванном мониторе. Помимо этого нужно ещё понимать, если фотограф обрабатывал фотографию на дизайнерском мониторе с IPS матрицей, то цветовой спектр изначально намного богаче (большее количество цветов), чем у тех же стандартных TFT / LED мониторов. На что это влияет? Цвета находящиеся рядом друг с другом, будут сливаться, и выглядят не как несколько оттенков одного цвета, а как один цвет. Представьте, по той же картинке, что у вас все эти 3-и цвета из 4-х могут быть абсолютно одинаковыми, хотя на более менее откалиброванном мониторе это абсолютно разные 4-е оттенка жёлтого цвета.


Зрительно, возможно, это не так заметно, однако при детальном рассмотрении вся фотография будет выглядеть с таким диапазоном куда менее глубокой и с менее прорисованными деталями.

Как проверить свой монитор в домашних условиях?

Есть 3-и теста:

1 . Проверка на отображение чёрного цвета в фотографии и теней
http://www.lagom.nl/lcd-test/black.php
(Если Вы видите все квадраты с 1 по 255 квадрат - у вас идеально откалиброван монитор по чёрному цвету и вы видите все переходы теней на фотографии. Допускается также с 3 по 255 квадрат. Если видите, начиная с 4, 5-ого квадрата, значит монитор по этому параметру не откалиброван.)

2. Проверка на отображение белого цвета в фотографии и засветов.
http://www.lagom.nl/lcd-test/white.php
(Если Вы видите все квадраты с 200 по 254-ый, то у вас идеально откалиброван монитор по белому цвету. Допускается также с 200 по 253 квадрат. Если видите только до 250-252, то монитор по этому параметру не откалиброван.)

Проверка на смещение цветового градиента и путаницу с цветовыми оттенками -

(Перед вами с левой и с правой стороны вертикальные прямоугольники. Если с левой стороны у вас он разделяется на 2-е линии, а с правой стороны на 3-и с разным цветом - означает, что монитор НЕ откалиброван по цвету. Например, синий для вас будет, возможно, сиреневым, а оранжевый превратится в коричневый. Всё зависит от того на сколько чётко разделяются эти линии по цвету между собой. Чем меньше различие, тем лучше. В идеале на откалиброванном мониторе слева виден только серый цвет без разделения на 2-е линии. И справа только серый цвет без разделения на 3-и линии.)

Вот что должно получиться в идеале:


Однако если у вас получился результат с цветными полосками, то в этом случае у вас не откалиброван монитор и цвета он показывает не верно:


В большинстве случаев результат неутешительный.

Возможно, вы подумаете, что всему виной ваш монитор, однако не стоит спешить. В любом компьютере картинку на монитор передаёт видеокарта. И всё дело в ней. Монитор лишь показывает изображение которое идёт с видеокарты. Если вы придёте в компьютерный магазин и возьмете 2-а абсолютно одинаковых ноутбука то с вероятностью в 90% дисплеи будут показывать разные цвета. Скорей всего, вы слышали такую фразу, что лучше всего просматривать фотографии на продукции компании Apple (iMac, Ipad и т.д.). Это действительно так, и причиной этому лишь тот факт, что в отличие от ноутбуков и PC компьютеров, которые собираются из разных деталей, видеокарт и мониторов, компьютеры компании Apple - это сразу моноблок, который уже соединил в себе монитор и видеокарту. Логично, что откалибровать такой моноблок можно ещё при сборке, чего не скажешь о РС компьютерах. Ведь сотрудники магазина не знают, какой монитор вы купите и с какой видеокартой совместите.

Покупать продукцию Apple, чтобы "правильно" просматривать фотографии - не единственный выход. Существуют специальные калибраторы: отдельно для мониторов и для принтеров. Я пользуюсь фирмой DataColor. Есть калибратор как на монитор (в моём случае это Spyder 3 Elite), так и калибратор принтера Spyder 3 Print SR.




Процесс калибровки монитора весьма прост. Вам нужно будет поместить на дисплей датчик, он в свою очередь прогонит все цвета и сделает корректировку по цветовым оттенкам. Данная информация (цветовой профиль) записывается в видеокарту. Калибровка монитора занимает в среднем 10-15 минут. Калибровка принтера, за счёт печати специальных мишеней на определенном типе бумаги, займёт в среднем до 2-х часов. Калибровать монитор нужно только в режиме sRGB! Если ваш монитор не поддерживает этот режим, проконсультируйтесь насчёт калибровки с фирмой производителя вашего монитора. Т.к. калибровка в других режимах хоть и улучшит ситуацию на момент - 1-ого и 2-ого теста, который мы с вами прошли, однако 3-ий тест может быть завален из-за того, что монитор может не поддерживать такой диапазон цветового охвата который нам нужен.

Пример как выглядит картинка на всех дисплеях у меня и у моих цветокорректоров:

Если нет возможности воспользоваться калибратором?

В этом случае посоветую посмотреть данное видео - и воспользоваться программой Atrise Lutcurve, которую можно найти в любом поисковике.

Нужно только чётко понимать, смысл калибровки с помощью Atrise - не установка абсолютных правильных значений цветов, как с помощью калибратора, а устранение ухода от нейтрали в оттенки. Ведь когда мы настраиваем гитару по первой струне на слух без камертона, она у нас не точна. Но настроив остальные струны по первой струне гитара начнёт звучать правильно, не фальшивить.

1) Никогда не смотрите фотографии на телевизоре-плазме. На плазме в десятки раз меньше количества цветовых оттенков нежели в мониторах, за счёт чего фотография, просмотренная на ТВ будет с огромным контрастом и жуткими перепадами по цвету. Если и смотреть, то только на LED/OLED телевизорах или с IPS матрицей.
2) Выбирайте только качественные центры печати фотографий. Например я, при отдаче свадеб, отдаю молодоженам ещё распечатанные цветовые мишени на откалиброванном принтере. Тем самым можно сравнить полученную мишень с той которая на мониторе, а также использовать её в будущем для тестовой печати в фотолаборатории. Снимки можно сравнивать только при естественном освещении - желательно утром или днём, но не ночью, т.к. не должно быть никакого доп.источника освещения.

Тестовая мишень (нажмите что бы увеличить на полный экран, а также распечатать в будущем.):

В мае 2015-ого года, с коллегами устроили проверку разных фото салонов - всего было 3-и салона в Зеленограде и 12 в Москве и МО.
Из 15-и "профессиональных" фото салонов - только 2-а показали себя с лучшей стороны. Проверка была по 3м критериям на 5-и разных фотографий:
- Качество бумаги (её плотность)
- Качество чернил и откалиброванность оборудования (калибровка принтера относительно откалиброванного монитора)
- Квалификация рабочего персонала на знание того, чего они делают.

Если с 1-ым у 11-и фото салонов из 15-и было всё хорошо, то по 2-ому и 3-ему пункту - жуткие промахи..
Только у 4х фото салонов - были откалиброванное оборудование! У всех остальных - Ч/Б фотографии у кого-то уходили в розовый оттенок, у кого-то зеленили. Про цветные фотографии вообще говорить печально - голубые цветы превращались у кого-то в сиреневые у кого-то в зеленоватые. У кого-то платье становилось пересвеченным, а у кого-то пиджак жениха сливался в единый цвет и не имел теней. По яркости и контрасту также у многих большие пробелы.
Что касается квалификации персонала - некоторые "специалисты" не могли ответить на вопрос - какая плотность бумаги. Кто-то резал фотографии - самым дешевым резаком для документов после которого оставались следы белой кромки.

По результатам, как оказалось, в Зеленограде печатать вообще ничего нельзя. А вот в Москве мы выделили 2-а лучших центра:
ФотоЛаб , ФотоПро
Я не знаком ни с одним из владельцев данных студий и данные тесты были независимые. Какое качество будет через полгода-год - не известно, надеюсь останется хорошим. Но по крайней мере данные тесты показали, что только ~ 1 из 10-и фото центров действительно работают как профессиональные фото лаборатории.

Пример одной из проверки. Обе фотографии были отсканированы. Слева печать в фотолаборатории с откалиброванным оборудованием, справа печать в фотолаборатории которые не позаботились о качестве печати и калибровке оборудования.

3) Цвет и яркость напечатанной фотографии строго зависит от условий в которых просматривается данная фотография. Натуральный цвет будет только в случае, если эту фотографию посмотреть на улице с естественным освещением. Если посмотреть ту же фотографию в квартире - то её цвет зависит от цветовой температуры ламп. Если лампы ~ 2700 кельвинов - фотография будет уходить в более жёлто-красный оттенок. Если лампы ~ 6400 кельвинов и более - фотография будет уходить в более синий и холодный оттенок.


4) Каждый просмоторщик фотографий - ACDsee, Picasa и т.д. имеют свои встроенные цветовые профили. Тем самым они могут по разному отображать цвета одной и той же фотографии. Тоже самое иногда касается и некоторых браузеров. Поэтому будьте внимательны.

Но даже при всём при этом, не забывайте что у каждого человека свои предпочтения по цвету, и что для вас может показаться идеальным цветом, для другого - это будет не так, и наоборот =) Именно поэтому до сих пор не существует единого правила/шаблона по цвету к которому нужно стремиться в картинах, фотографии, кинематографе и т.д. т.к. все люди разные и у каждого своё видение =)