Приказ моз 460 от 01.06. II. Условия для установления диагноза смерти мозга. IV. Переподготовка водителей для работы на транспортных

I. Общие сведения

Смерть мозга наступает при полном и необратимом прекращении всех функций головного мозга, регистрируемое при работающем сердце и искусственной вентиляции легких. Смерть мозга эквивалентна смерти человека.

Решающим для констатации смерти мозга является сочетание факта прекращения функций всего головного мозга с доказательством необратимости этого прекращения.

Право на установление диагноза смерти мозга дает наличие точной информации о причинах и механизмах развития этого состояния. Смерть мозга может развиваться в результате его первичного или вторичного повреждения.

Смерть мозга в результате его первичного повреждения развивается вследствие резкого повышения внутричерепного давления и обусловленного им прекращения мозгового кровообращения (тяжелая закрытая черепно - мозговая травма, спонтанные и иные внутричерепные кровоизлияния, инфаркт мозга, опухоли мозга, закрытая острая гидроцефалия и др.), а также вследствие открытой черепно - мозговой травмы, внутричерепных оперативных вмешательств на мозге и др.

Вторичное повреждение мозга возникает в результате гипоксии различного генеза, в т.ч. при остановке сердца и прекращении или резком ухудшении системного кровообращения, вследствие длительно продолжающегося шока и др.

II. Условия для установления диагноза смерти мозга

Диагноз смерти мозга не рассматривается до тех пор, пока не исключены следующие воздействия: интоксикации, включая лекарственные, первичная гипотермия, гиповолемический шок, метаболические эндокринные комы, а также применение наркотизирующих средств и миорелаксантов.

Поэтому первое и непременное условие установления диагноза смерти мозга заключается в доказательстве отсутствия воздействия лекарственных препаратов, угнетающих ЦНС и нервно - мышечную передачу, интоксикаций, метаболических нарушений (в том числе тяжелых электролитных, кислотно - основных, а также эндокринных) и инфекционных поражений мозга. Во время клинического обследования больного ректальная температура должна быть стабильно выше 32 град. С, систолическое артериальное давление не ниже 90 мм рт.ст. (при более низком АД оно должно быть поднято внутривенным введением вазопрессорных препаратов). При наличии интоксикации, установленной в результате токсикологического исследования, диагноз смерти мозга до исчезновения ее признаков не рассматривается.

III. Комплекс клинических критериев, наличие которых обязательно для установления диагноза смерти мозга

3.1. Полное и устойчивое отсутствие сознания (кома).

3.2. Атония всех мышц.

3.3. Отсутствие реакции на сильные болевые раздражения в области тригеминальных точек и любых других рефлексов, замыкающихся выше шейного отдела спинного мозга.

3.4. Отсутствие реакции зрачков на прямой яркий свет. При этом должно быть известно, что никаких препаратов, расширяющих зрачки, не применялось. Глазные яблоки неподвижны.

3.5. Отсутствие корнеальных рефлексов.

3.6. Отсутствие окулоцефалических рефлексов.

Для вызывания окулоцефалических рефлексов врач занимает положение у изголовья кровати так, чтобы голова больного удерживалась между кистями врача, а большие пальцы приподнимали веки. Голова поворачивается на 90 градусов в одну сторону и удерживается в этом положении 3 - 4 сек., затем - в противоположную сторону на то же время. Если при поворотах головы движений глаз не происходит и они стойко сохраняют срединное положение, то это свидетельствует об отсутствии окулоцефалических рефлексов. Окулоцефалические рефлексы не исследуются при наличии или при подозрении на травматическое повреждение шейного отдела позвоночника.

3.7. Отсутствие окуловестибулярных рефлексов. Для исследования окуловестибулярных рефлексов проводится двусторонняя калорическая проба. До ее проведения необходимо убедиться в отсутствии перфорации барабанных перепонок. Голову больного поднимают на 30 градусов выше горизонтального уровня. В наружный слуховой проход вводится катетер малых размеров, производится медленное орошение наружного слухового прохода холодной водой (температура +20 град. С, 100 мл) в течение 10 сек. При сохранной функции ствола головного мозга через 20 - 25 сек. появляется нистагм или отклонение глаз в сторону медленного компонента нистагма. Отсутствие нистагма или отклонения глазных яблок при калорической пробе, выполненной с двух сторон, свидетельствует об отсутствии окуловестибулярных рефлексов.

3.8. Отсутствие фарингеальных и трахеальных рефлексов, которые определяются путем движения эндотрахеальной трубки в трахее и верхних дыхательных путях, а также при продвижении катетера в бронхах для аспирации секрета.

3.9. Отсутствие самостоятельного дыхания. Регистрация отсутствия дыхания не допускается простым отключением от аппарата ИВЛ, так как развивающаяся при этом гипоксия оказывает вредное влияние на организм и, прежде всего, на мозг и сердце. Отключение больного от аппарата ИВЛ должно производиться с помощью специально разработанного разъединительного теста (тест апноэтической оксигенации).

Разъединительный тест проводится после того, как получены результаты по пп. 3.1 - 3.8. Тест состоит из трех элементов:

а) для мониторинга газового состава крови (РаО2 и РаСО2) должна быть канюлирована одна из артерий конечности;

б) перед отсоединением вентилятора необходимо в течение 10 - 15 минут проводить ИВЛ в режиме, обеспечивающем нормокапнию (PaCO2 - 35 - 45 мм рт.ст.) и гипероксию (PaO2 не менее 200 мм рт.ст.) - FiO2 = 1,0 (т.е. 100% кислород), подобранная VE (минутная вентиляция легких), оптимальный PEEP (ПКЭД - положительное конечное экспираторное давление);

в) после выполнения пп. а) и б) аппарат ИВЛ отключают и в эндотрахеальную или трахеостомическую трубку подают увлажненный 100% кислород со скоростью 6 л в минуту. В это время происходит накопление эндогенной углекислоты, контролируемое путем забора проб артериальной крови. Этапы контроля газов крови следующие: 1) до начала теста в условиях ИВЛ; 2) через 10 - 15 минут после начала ИВЛ 100% кислородом; 3) сразу после отключения от ИВЛ, далее через каждые 10 минут, пока РаСО2 не достигнет 60 мм рт.ст. Если при этих или более высоких значениях РаСО2 спонтанные дыхательные движения не восстанавливаются, разъединительный тест свидетельствует об отсутствии функций дыхательного центра ствола головного мозга. При появлении минимальных дыхательных движений ИВЛ немедленно возобновляется.

IV. Дополнительные (подтверждающие) тесты к комплексу клинических критериев при установлении диагноза смерти мозга

Диагноз смерти мозга может быть достоверно установлен на основании клинических тестов (см. пп. 3.1 - 3.9). Дополнительные тесты выполняются после выявления признаков, описанных в пп. 3.1 - 3.9. ЭЭГ - исследование (см. п. 4.1) обязательно проводится для подтверждения клинического диагноза смерти мозга во всех ситуациях, где имеются сложности в выполнении пп. 3.6 - 3.7 (травма или подозрение на травму шейного отдела позвоночника, перфорация барабанных перепонок). Панангиография магистральных артерий головы (см. п. 4.2) проводится для укорочения необходимой продолжительности наблюдения (см. п. 5).

4.1. Установление отсутствия электрической активности мозга выполняется в соответствии с международными положениями электроэнцефалографического исследования в условиях смерти мозга. За электрическое молчание мозга принимается запись ЭЭГ, в которой амплитуда активности от пика до пика не превышает 2 мкВ, при записи от скальповых электродов с расстоянием между ними не меньше 10 см и при сопротивлении до 10 кОм, но не меньше 100 Ом. Используются игольчатые электроды, не менее 8, расположенные по системе "10 - 20%", и 2 ушных электрода. Межэлектродное сопротивление должно быть не менее 100 Ом и не более 10 кОм, межэлектродное расстояние - не менее 10 см. Необходимо определение сохранности коммутаций и отсутствия непредумышленного или умышленного создания электродных артефактов. Запись проводится на каналах энцефалографа с постоянной времени не менее 0,3 сек. при чувствительности не больше 2 мкВ/мм (верхняя граница полосы пропускания частот не ниже 30 Гц). Используются аппараты, имеющие не менее 8 каналов. ЭЭГ регистрируется при би- и монополярных отведениях. Электрическое молчание коры мозга в этих условиях должно сохраняться не менее 30 минут непрерывной регистрации. При наличии сомнений в электрическом молчании мозга необходима повторная регистрация ЭЭГ. Оценка реактивности ЭЭГ на свет, громкий звук и боль: общее время стимуляции световыми вспышками, звуковыми стимулами и болевыми раздражениями не менее 10 минут. Источник вспышек, подаваемых с частотой от 1 до 30 Гц, должен находиться на расстоянии 20 см от глаз. Интенсивность звуковых раздражителей (щелчков) - 100 дб. Динамик находится около уха больного. Стимулы максимальной интенсивности генерируются стандартными фото- и фоностимуляторами. Для болевых раздражений применяются сильные уколы кожи иглой.

ЭЭГ, зарегистрированная по телефону, не может быть использована для определения электрического молчания мозга.

4.2. При определении отсутствия мозгового кровообращения производится контрастная двукратная панангиография четырех магистральных сосудов головы (общие сонные и позвоночные артерии) с интервалом не менее 30 минут. Среднее артериальное давление во время ангиографии должно быть не менее 80 мм рт.ст.

Если при ангиографии выявляется, что ни одна из внутримозговых артерий не заполняется контрастным веществом, то это свидетельствует о прекращении мозгового кровообращения.

V. Продолжительность наблюдения

5.1. При первичном поражении мозга для установления клинической картины смерти мозга длительность наблюдения должна быть не менее 6 часов с момента первого установления признаков, описанных в пп. 3.1 - 3.9. По окончании этого времени проводится повторная регистрация результатов неврологического осмотра, выявляющая выпадение функций мозга согласно пп. 3.1 - 3.8. Разъединительный тест (см. п. 3.9) повторно не выполняется. Данный период наблюдения может быть сокращен, если сразу же после установления выпадения функций мозга в соответствии с пп. 3.1 - 3.9 проводится двукратная панангиография магистральных артерий головы, выявляющая прекращение мозгового кровообращения (см. п. 4.2). В данной ситуации смерть мозга констатируется без дальнейшего наблюдения.

5.2. При вторичном поражении мозга для установления клинической картины смерти мозга длительность наблюдения должна быть не менее 24 часов с момента первого установления признаков, описанных в пп. 3.1 - 3.9, а при подозрении на интоксикацию длительность наблюдения увеличивается до 72 часов. В течение этих сроков каждые 2 часа производится регистрация результатов неврологических осмотров, выявляющих выпадение функций мозга в соответствии с пп. 3.1 - 3.8. Данный период наблюдения также может быть сокращен, если сразу же после установления выпадения функций мозга в соответствии с пп. 3.1 - 3.9 проводится двукратная панангиография магистральных артерий головы, выявляющая прекращение мозгового кровообращения (см. п. 4.2).

При проведении регистрации неврологических осмотров необходимо учитывать, что спинальные рефлексы и автоматизмы могут наблюдаться в условиях продолжающейся ИВЛ.

VI. Установление диагноза смерти мозга и документация

6.1. Диагноз смерти мозга устанавливается комиссией врачей лечебно - профилактического учреждения, где находится больной, в составе: реаниматолога - анестезиолога с опытом работы в отделении интенсивной терапии и реанимации не менее 5 лет и невролога с таким же стажем работы по специальности. Для проведения специальных исследований в состав комиссии включаются специалисты по дополнительным методам исследований с опытом работы по специальности не менее 5 лет, в том числе и приглашаемые из других учреждений на консультативной основе. Назначение состава комиссии и утверждение Протокола установления смерти мозга производится заведующим реанимационным отделением, где находится больной, а во время его отсутствия - ответственным дежурным врачом учреждения.

6.2. В комиссию не могут включаться специалисты, принимающие участие в заборе и трансплантации органов.

6.3. Основным документом является Протокол установления смерти мозга, который имеет значение для прекращения реанимационных мероприятий и для изъятия органов. В Протоколе установления смерти мозга должны быть указаны данные всех исследований, фамилии, имена и отчества врачей - членов комиссии, их подписи, дата, час регистрации смерти мозга и, следовательно, смерти человека (приложение).

6.4. Ответственными за постановку диагноза смерти человека являются врачи, установившие смерть мозга, того лечебно - профилактического учреждения, где больной умер. Артериальное систолическое давление ниже 90 мм рт.ст. (указать цифры) ____________________ Ректальная температура ниже 32 С (указать цифры) ____________________ - интоксикации, включая лекарственные ____________________ - миорелаксанты ____________________ - наркотизирующие средства ____________________ - метаболические или эндокринные комы ____________________ - гиповолемический шок ____________________ - первичная гипотермия ____________________ II. Зарегистрированы следующие признаки, указывающие на прекращение функции больших полушарий и ствола головного мозга: (констатация признаков и данных дополнительных тестов отмечается словом "да") полное и устойчивое отсутствие сознания (кома) __________________ отсутствие самостоятельного дыхания __________________ отсутствие реакции на сильные болевые раздражители (надавливание на тригеминальные точки, грудину) и любых других рефлексов, замыкающихся выше шейного отдела спинного мозга __________________ атония всех мышц __________________ зрачки не реагируют на свет __________________ диаметр зрачков больше 5 мм __________________ отсутствие корнеальных рефлексов __________________ отсутствие окулоцефалических рефлексов __________________ отсутствие окуловестибулярных рефлексов __________________ отсутствие фарингеальных и трахеальных рефлексов (при движении эндотрахеальной трубки и санации дыхательных путей) __________________ отсутствие самостоятельного дыхания во время разъединительного теста (уровень РаСО2 должен быть не менее 60 мм рт.ст.) __________________ а) РаСО2 в конце проверки апноэ указать цифры __________________ б) РаО2 в конце проверки апноэ в мм рт.ст. __________________ III. Дополнительные (подтверждающие) тесты (констатация данных дополнительных тестов отмечается словом "да") А. Электроэнцефалограмма (полное электрическое молчание мозга) __________________ Б. Церебральное панангиография (отсутствие заполнения внутримозговых артерий) __________________ IV. Комментарии __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ V. Заключение Рассмотрев вышеуказанные результаты и руководствуясь в их трактовке Инструкцией по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга, свидетельствуем о смерти больного (фамилия, имя, отчество) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ на основании смерти мозга. дата _________________ (число, месяц, год) время смерти _________ Подписи врачей, входящих в комиссию: ______________________ ______________________ ______________________ ______________________

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об утверждении Инструкции по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга


Утратил силу с 1 января 2016 года на основании
приказа Минздрава России от 25 декабря 2014 года N 908н
____________________________________________________________________


В соответствии с Законом Российской Федерации от 22 декабря 1992 года N 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст.62)

приказываю:

Утвердить Инструкцию по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга.

Министр
Ю.Шевченко

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
17 января 2002 года,
регистрационный N 3170

Приложение Инструкция по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга

I. Общие сведения

Смерть мозга наступает при полном и необратимом прекращении всех функций головного мозга, регистрируемом при работающем сердце и искусственной вентиляции легких. Смерть мозга эквивалентна смерти человека.

Решающим для констатации смерти мозга является сочетание факта прекращения функций всего головного мозга с доказательством необратимости этого прекращения.

Право на установление диагноза смерти мозга дает наличие точной информации о причинах и механизмах развития этого состояния. Смерть мозга может развиваться в результате его первичного или вторичного повреждения,

Смерть мозга в результате его первичного повреждения развивается вследствие резкого повышения внутричерепного давления и обусловленного им прекращения мозгового кровообращения (тяжелая закрытая черепно-мозговая травма, спонтанные и иные внутричерепные кровоизлияния, инфаркт мозга, опухоли мозга, закрытая острая гидроцефалия и др.), а также вследствие открытой черепно-мозговой травмы, внутричерепных оперативных вмешательств на мозге и др.

Вторичное повреждение мозга возникает в результате гипоксии различного генеза, в т.ч. при остановке сердца и прекращении или резком ухудшении системного кровообращения, вследствие длительно продолжающегося шока и др.

II. Условия для установления диагноза смерти мозга

Диагноз смерти мозга не рассматривается до тех пор, пока не исключены следующие воздействия: интоксикации, включая лекарственные, первичная гипотермия, гиповолемический шок, метаболические эндокринные комы, а также применение наркотизирующих средств и миорелаксантов.

Поэтому первое и непременное условие установления диагноза смерти мозга заключается в доказательстве отсутствия воздействия лекарственных препаратов, угнетающих ЦНС и нервно-мышечную передачу, интоксикаций, метаболических нарушений (в том числе тяжелых электролитных, кислотно-основных, а также эндокринных) и инфекционных поражений мозга. Во время клинического обследования больного ректальная температура должна быть стабильно выше 32°С, систолическое артериальное давление не ниже 90 мм.рт.ст. (при более низком АД оно должно быть поднято внутривенным введением вазопрессорных препаратов). При наличии интоксикации, установленной в результате токсикологического исследования, диагноз смерти мозга до исчезновения ее признаков не рассматривается.

III. Комплекс клинических критериев, наличие которых обязательно для установления диагноза смерти мозга

3.1. Полное и устойчивое отсутствие сознания (кома).

3.2. Атония всех мышц.

3.3. Отсутствие реакции на сильные болевые раздражения в области тригеминальных точек и любых других рефлексов, замыкающихся выше шейного отдела спинного мозга.

3.4. Отсутствие реакции зрачков на прямой яркий свет. При этом должно быть известно, что никаких препаратов, расширяющих зрачки, не применялось. Глазные яблоки неподвижны.

3.5. Отсутствие корнеальных рефлексов.

3.6. Отсутствие окулоцефалических рефлексов.

Для вызывания окулоцефалических рефлексов врач занимает положение у изголовья кровати так, чтобы голова больного удерживалась между кистями врача, а большие пальцы приподнимали веки. Голова поворачивается на 90 градусов в одну сторону и удерживается в этом положении 3-4 сек, затем - в противоположную сторону на то же время. Если при поворотах головы движений глаз не происходит и они стойко сохраняют срединное положение, то это свидетельствует об отсутствии окулоцефалических рефлексов. Окулоцефалические рефлексы не исследуются при наличии или при подозрении на травматическое повреждение шейного отдела позвоночника.

3.7. Отсутствие окуловестибулярных рефлексов.

Для исследования окуловестибулярных рефлексов проводится двусторонняя калорическая проба. До ее проведения необходимо убедиться в отсутствии перфорации барабанных перепонок. Голову больного поднимают на 30 градусов выше горизонтального уровня. В наружный слуховой проход вводится катетер малых размеров, производится медленное орошение наружного слухового прохода холодной водой (температура +20°С, 100 мл) в течение 10 сек. При сохранной функции ствола головного мозга через 20-25 сек появляется нистагм или отклонение глаз в сторону медленного компонента нистагма. Отсутствие нистагма или отклонения глазных яблок при калорической пробе, выполненной с двух сторон, свидетельствует об отсутствии окуловестибулярных рефлексов.

3.8. Отсутствие фарингеальных и трахеальных рефлексов, которые определяются путем движения эндотрахеальной трубки в трахее и верхних дыхательных путях, а также при продвижении катетера в бронхах для аспирации секрета.

3.9. Отсутствие самостоятельного дыхания.

Регистрация отсутствия дыхания не допускается простым отключением от аппарата ИВЛ, так как развивающаяся при этом гипоксия оказывает вредное влияние на организм и прежде всего на мозг и сердце. Отключение больного от аппарата ИВЛ должно производиться с помощью специально разработанного разъединительного теста (тест апноэтической оксигенации).

Разъединительный тест проводится после того, как получены результаты по пп.3.1-3.8. Тест состоит из трех элементов:

а) для мониторинга газового состава крови (PaO и РаСО) должна быть канюлирована одна из артерий конечности;

б) перед отсоединением вентилятора необходимо в течение 10-15 минут проводить ИВЛ в режиме, обеспечивающем нормокапнию (PaCO - 35-45 мм.рт.ст.) и гипероксию (РаО не менее 200 мм рт.ст) - FiO = 1,0 (т.е. 100% кислород), подобранная VE (минутная вентиляция легких), оптимальный PEEP (ПКЭД - положительное конечное экспираторное давление);

в) после выполнения пп.а) и б) аппарат ИВЛ отключают и в эндотрахеальную или трахеостомическую трубку подают увлажненный 100% кислород со скоростью 6 л в минуту. В это время происходит накопление эндогенной углекислоты, контролируемое путем забора проб артериальной крови. Этапы контроля газов крови следующие: 1) до начала теста в условиях ИВЛ; 2) через 10-15 минут после начала ИВЛ 100% кислородом; 3) сразу после отключения от ИВЛ, далее через каждые 10 минут пока РаСО не достигнет 60 мм.рт.ст. Если при этих или более высоких значениях РаСО спонтанные дыхательные движения не восстанавливаются, разъединительный тест свидетельствует об отсутствии функций дыхательного центра ствола головного мозга. При появлении минимальных дыхательных движений ИВЛ немедленно возобновляется.

IV. Дополнительные (подтверждающие) тесты к комплексу клинических критериев при установлении диагноза смерти мозга

Диагноз смерти мозга может быть достоверно установлен на основании клинических тестов (см.пп.3.1-3.9). Дополнительные тесты выполняются после выявления признаков, описанных в пп.3.1-3.9. ЭЭГ - исследование (см.п.4.1) обязательно проводится для подтверждения клинического диагноза смерти мозга во всех ситуациях, где имеются сложности в выполнении пп.3.6-3.7 (травма или подозрение на травму шейного отдела позвоночника, перфорация барабанных перепонок). Панангиография магистральных артерий головы (см.п.4.2) проводится для укорочения необходимой продолжительности наблюдения (см.п.5).

4.1. Установление отсутствия электрической активности мозга выполняется в соответствии с международными положениями электроэнцефалографического исследования в условиях смерти мозга. За электрическое молчание мозга принимается запись ЭЭГ, в которой амплитуда активности от пика до пика не превышает 2 мкВ, при записи от скальповых электродов с расстоянием между ними не меньше 10 кОм и при сопротивлении до 10 кОм, но не меньше 100 Ом. Используются игольчатые электроды, не менее 8, расположенные по системе "10-20%", и 2 ушных электрода. Межэлектродное сопротивление должно быть не менее 100 Ом и не более 10 кОм, межэлектродное расстояние - не менее 10 см. Необходимо определение сохранности коммутаций и отсутствия непредумышленного или умышленного создания электродных артефактов. Запись проводится на каналах энцефалографа с постоянной времени не менее 0,3 сек при чувствительности не больше 2 мкВ/мм (верхняя граница полосы пропускания частот не ниже 30 Гц). Используются аппараты, имеющие не менее 8 каналов. ЭЭГ регистрируется при би- и монополярных отведениях. Электрическое молчание коры мозга в этих условиях должно сохраняться не менее 30 минут непрерывной регистрации. При наличии сомнений в электрическом молчании мозга необходима повторная регистрация ЭЭГ. Оценка реактивности ЭЭГ на свет, громкий звук и боль: общее время стимуляции световыми вспышками, звуковыми стимулами и болевыми раздражениями не менее 10 минут. Источник вспышек, подаваемых с частотой от 1 до 30 Гц, должен находиться на расстоянии 20 см от глаз. Интенсивность звуковых раздражителей (щелчков) - 100 дб. Динамик находится около уха больного. Стимулы максимальной интенсивности генерируются стандартными фото- и фоностимуляторами. Для болевых раздражений применяются сильные уколы кожи иглой.

ЭЭГ, зарегистрированная по телефону, не может быть использована для определения электрического молчания мозга.

4.2. При определении отсутствия мозгового кровообращения производится контрастная двукратная панангиография четырех магистральных сосудов головы (общие сонные и позвоночные артерии) с интервалом не менее 30 минут. Среднее артериальное давление во время ангиографии должно быть не менее 80 мм.рт.ст.

Если при ангиографии выявляется, что ни одна из внутримозговых артерий не заполняется контрастным веществом, то это свидетельствует о прекращении мозгового кровообращения.

V. Продолжительность наблюдения

5.1. При первичном поражении мозга для установления клинической картины смерти мозга длительность наблюдения должна быть не менее 6 часов с момента первого установления признаков, описанных в пп.3.1-3.9. По окончании этого времени проводится повторная регистрация результатов неврологического осмотра, выявляющая выпадение функций мозга согласно пп.3.1-3.8. Разъединительный тест (см.п.3.9) повторно не выполняется. Данный период наблюдения может быть сокращен, если сразу же после установления выпадения функций мозга в соответствии с пп.3.1-3.9 проводится двукратная панангиография магистральных артерий головы, выявляющая прекращение мозгового кровообращения (см.п.4.2). В данной ситуации смерть мозга констатируется без дальнейшего наблюдения.

5.2. При вторичном поражении мозга для установления клинической картины смерти мозга длительность наблюдения должна быть не менее 24 часов с момента первого установления признаков, описанных в пп.3.1-3.9, а при подозрении на интоксикацию длительность наблюдения увеличивается до 72 часов. В течение этих сроков каждые 2 часа производится регистрация результатов неврологических осмотров, выявляющих выпадение функций мозга в соответствии с пп.3.1-3.8. Данный период наблюдения также может быть сокращен, если сразу же после установления выпадения функций мозга в соответствии с пп.3.1-3.9 проводится двукратная панангиография магистральных артерий головы, выявляющая прекращение мозгового кровообращения (см.п.4.2).

При проведении регистрации неврологических осмотров необходимо учитывать, что спинальные рефлексы и автоматизмы могут наблюдаться в условиях продолжающейся ИВЛ.

VI. Установление диагноза смерти мозга и документация

6.1. Диагноз смерти мозга устанавливается комиссией врачей лечебно-профилактического учреждения, где находится больной, в составе: реаниматолога-анестезиолога с опытом работы в отделении интенсивной терапии и реанимации не менее 5 лет и невролога с таким же стажем работы по специальности. Для проведения специальных исследований в состав комиссии включаются специалисты по дополнительным методам исследований с опытом работы по специальности не менее 5 лет, в том числе и приглашаемые из других учреждений на консультативной основе. Назначение состава комиссии и утверждение Протокола установления смерти мозга производится заведующим реанимационным отделением, где находится больной, а во время его отсутствия - ответственным дежурным врачом учреждения.

6.2. В комиссию не могут включаться специалисты, принимающие участие в заборе и трансплантации органов.

6.3. Основным документом является , который имеет значение для прекращения реанимационных мероприятий и для изъятия органов. В Протоколе установления смерти мозга должны быть указаны данные всех исследований, фамилии, имена и отчества врачей - членов комиссии, их подписи, дата, час регистрации смерти мозга и, следовательно, смерти человека (приложение).

6.4. Ответственными за постановку диагноза смерти человека являются врачи, установившие смерть мозга, того лечебно-профилактического учреждения, где больной умер.

6.5. Настоящая Инструкция не распространяется на установление смерти мозга у детей.

Приложение к Инструкции по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга

Протокол установления смерти мозга

Протокол установления смерти мозга

Отчество

Дата рождения

N истории болезни

Диагноз заболевания, приведшего к смерти мозга

в составе:

врача-анестезиолога-реаниматолога

врача-невролога

врачей-специалистов

в течение ______ часов обследовали состояние больного

и констатируют, что:

I. Исключены следующие факторы, препятствующие установлению
диагноза смерти мозга

(констатация факторов отмечается словом "исключено")

Артериальное систолическое давление
ниже 90 мм рт.ст.

(указать цифры)

Ректальная температура ниже 32С

(указать цифры)

Интоксикации, включая лекарственные

Миорелаксанты

Наркотизирующие средства

Метаболические или эндокринные комы

Гиповолемический шок

Первичная гипотермия

II. Зарегистрированы следующие признаки, указывающие на прекращение функции
больших полушарий и ствола головного мозга

(констатация признаков и данных дополнительных тестов отмечается словом "да")

полное и устойчивое отсутствие

сознания (кома)

отсутствие самостоятельного

отсутствие реакции на сильные болевые раздражители (надавливание на тригеминальные точки, грудину) и любых других рефлексов, замыкающихся выше шейного отдела

спинного мозга

атония всех мышц

зрачки не реагируют на свет

диаметр зрачков больше 5 мм

отсутствие корнеальных рефлексов

отсутствие окулоцефалических

рефлексов

отсутствие окуловестибулярных

рефлексов

отсутствие фарингеальных и трахеальных рефлексов (при движении эндотрахеальной

трубки и санации дыхательных путей)

отсутствие самостоятельного дыхания во время разъединительного теста (уровень РаСО должен быть не менее

60 мм рт.ст.)

а) PaCO в конце проверки апноэ

(указать цифры)

б) РаО в конце проверки апноэ

(в мм рт.ст.)

III. Дополнительные (подтверждающие) тесты

(констатация данных дополнительных тестов отмечается словом "да")

А. Электроэнцефалограмма (полное электрическое

молчание мозга)

Б. Церебральная панангиография (отсутствие заполнения внутримозговых

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ от 29 декабря 2003 г. N 460
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ АВТОМОБИЛЬНОЙ СЛУЖБЫ И ДОПУСКУ ВОДИТЕЛЕЙ К УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях совершенствования порядка подготовки специалистов автомобильной службы и допуска водителей к управлению транспортными средствами в Вооруженных Силах Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по подготовке специалистов автомобильной службы и допуску водителей к управлению транспортными средствами в Вооруженных Силах Российской Федерации.

2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации исключить допуск к управлению и отстранять от управления транспортными средствами водителей, в отношении которых имеются основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, ставящих под угрозу безопасность движения, а также лиц, не имеющих права на управление транспортными средствами данной (соответствующей) категории.

3. Расходы, связанные с получением лицензии на право доподготовки и переподготовки водителей, оплатой за прием экзаменов, изготовлением бланков свидетельств, выдачей и заменой водительских удостоверений военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, курсантам военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, производить соответственно за счет средств, предусмотренных в сводной смете расходов Министерства обороны на боевую подготовку и учебные расходы военно-учебных заведений по соответствующим статьям классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на начальника Главного автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации.

Министр обороны

Российской Федерации

С.ИВАНОВ

Приложение

к Приказу Министра обороны

Российской Федерации

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ АВТОМОБИЛЬНОЙ СЛУЖБЫ И ДОПУСКУ ВОДИТЕЛЕЙ К УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 1999, N 10, ст. 1158; 2002, N 18, ст. 1721; 2003, N 2, ст. 167), Постановлениями Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. N 796 "Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3759) и от 15 декабря 1999 г. N 1396 "Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 52, ст. 6396; 2000, N 38, ст. 3805; 2001, N 48, ст. 4526).

2. Настоящая Инструкция устанавливает порядок подготовки специалистов автомобильной службы, допуска водителей транспортных средств к управлению транспортными средствами в органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях, военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации.

3. Задачами настоящей Инструкции являются реализация требований указанных нормативных правовых актов в Вооруженных Силах Российской Федерации с учетом конструктивных особенностей автомобильной техники, ее предназначения и установленного порядка использования в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также обеспечение безопасности военной службы.

II. Подготовка специалистов автомобильной службы

4. Подготовка солдат (матросов) - специалистов по эксплуатации, ремонту и хранению автомобильной техники (далее именуется АТ) осуществляется в учебных воинских частях (центрах), на ремонтных предприятиях Главного автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации (далее именуется ГАБТУ), видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации из числа военнослужащих, прошедших подготовку по ремонту транспортных средств до призыва на военную службу в образовательных учреждениях общественных объединений, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, или военнослужащих, не имеющих такой подготовки.

Знания и практические навыки специалистов в процессе службы совершенствуются в воинских частях (подразделениях) на занятиях по технической подготовке, при работе на технике в парках, мастерских, на ремонтных предприятиях и в полевых условиях.

5. Подготовка сержантов и старшин - специалистов по эксплуатации, ремонту и хранению АТ осуществляется в учебных воинских частях (центрах), военных школах младших специалистов (далее именуются ВШМС) в соответствии с приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации из числа водителей транспортных средств категорий "B" и (или) "C" по программам, утвержденным начальником ГАБТУ.

Знания, командные, методические и практические навыки сержантов и старшин совершенствуются в воинских частях (подразделениях) в процессе исполнения служебных обязанностей на занятиях по командирской подготовке, инструкторско-методических занятиях и учебно-методических сборах.

6. Подготовка прапорщиков (мичманов) - специалистов по эксплуатации, ремонту и хранению АТ, инструкторов по вождению транспортных средств осуществляется в школах прапорщиков и мичманов, школах техников по программам, утвержденным начальником ГАБТУ.

7. Подготовка курсантов в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации в целях получения водительского удостоверения на право управления транспортными средствами соответствующих категорий осуществляется в соответствии с квалификационными требованиями на основе государственных образовательных стандартов и примерных учебных планов и программ, утвержденных Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации, с Главной государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.

8. Подготовка офицеров автомобильной службы осуществляется в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с квалификационными требованиями на основе государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ, согласованных с Министерством образования Российской Федерации, Главным управлением кадров Министерства обороны Российской Федерации и утвержденных начальником ГАБТУ.

9. Совершенствование знаний и навыков в эксплуатации транспортных средств офицеров, прапорщиков и мичманов осуществляется:

в системе командирской подготовки на занятиях по технической подготовке, на курсах (сборах) по подготовке, переподготовке, повышения квалификации, организуемых начальниками автомобильных служб видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов (флотов), родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, объединений и соединений;

при обучении в образовательных учреждениях профессионального образования для получения профессионального образования более высокого уровня;

путем самостоятельной учебы (подготовки).

10. Обучение личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации уверенному владению АТ, выработке умений и навыков, необходимых для технически грамотной ее эксплуатации, безопасного управления, поддержания в постоянной боевой готовности, и умелому использованию в повседневной деятельности и боевых условиях осуществляется на занятиях по технической подготовке для специалистов автомобильной службы и занятиях по автомобильной подготовке для личного состава рода войск (служб), курсантов (слушателей) военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации.

11. Техническая подготовка специалистов автомобильной службы и автомобильная подготовка личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации являются составной частью боевой подготовки.

Техническая подготовка специалистов автомобильной службы воинских частей (подразделений) планируется штабами воинских частей в соответствии с планами боевой подготовки (подготовки) воинских частей и проводится по программам, утвержденным начальником ГАБТУ.

Автомобильная подготовка личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации организуется в системе боевой подготовки и проводится по программам, утвержденным главнокомандующими видами Вооруженных Сил Российской Федерации и командующими родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации при методическом руководстве и участии начальников автомобильной службы.

Автомобильная подготовка офицеров, прапорщиков и мичманов проводится в целях совершенствования практических навыков в выполнении должностных обязанностей по обеспечению сохранности, эксплуатации, своевременного обслуживания и ремонта имеющихся в подчинении штатных транспортных средств.

Сержанты, старшины и солдаты на занятиях по автомобильной подготовке обучаются правилам практического оказания помощи водителям в обслуживании машин и устранении неисправностей.

12. Изучение и освоение новых марок транспортных средств, поступающих на вооружение (снабжение) воинских частей (соединений), организуются на сборах по планам видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов (флотов), родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, объединений на офицерских курсах, в учебных воинских частях (центрах), ВШМС и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации.

III. Доподготовка водителей

13. Доподготовка водителей в Вооруженных Силах Российской Федерации осуществляется по учебным планам и программам доподготовки, утвержденным начальником ГАБТУ.

14. Со всеми водителями автомобилей, механиками-водителями гусеничных машин, трактористами и машинистами самоходных машин (далее именуются водители), призванными на военную службу и имеющими удостоверение на право управления этой техникой, в начале летнего и зимнего периодов обучения проводится двухмесячная доподготовка, которая включает в себя общевойсковую подготовку и доподготовку по специальности.

15. Доподготовка водителей организуется в воинской части (кроме учебных воинских частей (центров), ВШМС), соединении (гарнизоне) при одной из воинских частей, имеющей необходимую учебную материально-техническую базу, на сборах в составе внештатных (сводных) подразделений (учебных групп). Для воинских частей армейского (окружного) подчинения с малым количеством водителей доподготовка организуется централизованно по роду войск, специальным войскам и службам при одной из воинских частей.

Перечень воинских частей, на которые возлагается доподготовка водителей, определяется в плане подготовки органов военного управления и войск (сил) вида Вооруженных Сил Российской Федерации, военного округа, флота, объединения и в плане подготовки соединения.

16. Порядок проведения доподготовки устанавливается приказом командира воинской части, соединения (начальника гарнизона), организующего доподготовку. С личным составом, привлекаемым для проведения занятий, до их начала проводятся трехдневные методические сборы.

Для проведения занятий по вождению и совершению маршей в период проведения доподготовки водителей от воинских частей гарнизона выделяются в необходимом количестве транспортные средства с инструкторами практического вождения.

Обучение осуществляется на транспортных средствах тех марок, которые будут закреплены за водителями. Учебные группы по доподготовке водителей комплектуются по категориям транспортных средств. Списки учебных групп за 15 дней до начала обучения должны быть зарегистрированы в военной автомобильной инспекции (ВАИ) гарнизона в журнале учета учебных групп по доподготовке (переподготовке) водителей на право управления транспортными средствами в гарнизоне (Приложение N 1 к настоящей Инструкции).

При регистрации групп ВАИ гарнизона должна проверить готовность к обучению, наличие учебно-материальной базы и принять заявку для участия должностного лица ВАИ гарнизона в квалификационном экзамене.

17. Перед началом обучения приказом командира воинской части за водителями закрепляются штатные транспортные средства и проводятся практические занятия по обеспечению боевой готовности воинской части с совершением дневного марша на 30 км в составе батальона (дивизиона).

В ходе доподготовки с водителями автомобилей проводятся дневной и ночной марши на 100 км, а в конце доподготовки - комплексное тактико-специальное учение с совершением марша на 300 км. В соединениях кадра, на базах хранения вооружения и техники, базах хранения имущества, складах, базах, арсеналах, в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, марш на 300 км не проводится. Вместо него организуется равнозначное по расходу моторесурсов вождение транспортных средств в городских условиях, на автодромах, аэродромах, а также по дорогам и местности, характерным для выполнения конкретных задач.

С механиками-водителями гусеничных машин, трактористами проводится марш на 50 км.

18. После выполнения программы доподготовки комиссия, назначаемая приказом командира воинской части, соединения (начальника гарнизона), принимает у водителей экзамены по правилам дорожного движения, устройству и техническому обслуживанию транспортных средств и вождению. В состав комиссий включаются наиболее подготовленные офицеры автомобильных служб воинских частей (гарнизона), способные квалифицированно экзаменовать обучаемых, и должностное лицо ВАИ гарнизона. Протоколы сдачи квалификационных экзаменов (Приложение N 2 к настоящей Инструкции) представляются ВАИ гарнизона.

Водители, успешно сдавшие экзамены, приказом командира воинской части допускаются к самостоятельной эксплуатации закрепленного за ними транспортного средства, о чем делается отметка в военном билете водителя в разделе "Особые отметки":

"Доподготовку (подготовку, переподготовку) с "__" ____ 20__ г.

по "__" _______ 20__ г. на право управления транспортным средством

прошел".

__________________________________________________________________

(должность, воинское звание, подпись, инициал имени, фамилия,

Мастичная печать воинской части)

19. Изучение водителями специального оборудования, смонтированного на автомобильных базовых шасси, порядка и особенностей перевозки специальных грузов организуется соответствующими службами по отдельным программам.

В ВШМС и учебных воинских частях (центрах) обучение курсантов (водителей совмещенных специальностей) по вождению транспортных средств проводится в течение всего срока обучения и экзамен по вождению машин, помимо других предметов обучения, выносится на выпускные экзамены. После сдачи экзаменов в военном билете в разделе "Особые отметки" делается соответствующая запись (п. 18 настоящей Инструкции).

IV. Переподготовка водителей для работы на транспортных

средствах других марок в пределах одной категории

20. Переподготовка водителей для работы на транспортных средствах других марок в пределах одной категории организуется в воинских частях на сборах по соответствующим программам переподготовки, утвержденным начальником ГАБТУ.

Переподготовка механиков-водителей многоосных специальных колесных шасси (тягачей) ведется в учебных воинских частях (центрах) и ВШМС из числа водителей транспортных средств категорий "B" и (или) "C" по учебным планам и программам переподготовки, утвержденным начальником ГАБТУ (для Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) переподготовка механиков-водителей осуществляется по программам переподготовки, согласованным с ГАБТУ и утвержденным командующим РВСН).

21. После выполнения программы переподготовки комиссия, назначаемая приказом командира воинской части, соединения (начальника гарнизона), принимает у водителей, механиков-водителей экзамены по правилам дорожного движения, устройству и техническому обслуживанию транспортных средств и вождению. В состав комиссий включаются наиболее подготовленные офицеры автомобильных служб воинских частей (гарнизона), способные квалифицированно экзаменовать обучаемых.

Водители, механики-водители, успешно сдавшие экзамены, приказом командира воинской части допускаются к самостоятельной эксплуатации закрепленного за ними транспортного средства, о чем в военном билете водителя в разделе "Особые отметки" делается соответствующая запись (п. 18 настоящей Инструкции).

V. Переподготовка водителей

22. Переподготовка водителей в Вооруженных Силах Российской Федерации осуществляется на основе государственных образовательных стандартов и примерных учебных планов и программ, утвержденных Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации, с Главной государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Воинские части, осуществляющие переподготовку водителей транспортных средств категорий "B", "C", "D" или "E", должны иметь лицензию на право ведения такой деятельности. Копия лицензии хранится в соответствующей ВАИ гарнизона и Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуется Госавтоинспекция), обслуживающей данную территорию.

Списки обучающихся каждой учебной группы и заявки о приеме экзаменов направляются в ВАИ гарнизона и территориальное подразделение Госавтоинспекции.

В ВАИ гарнизона учебные группы регистрируются в журнале учета учебных групп по доподготовке (переподготовке) водителей на право управления транспортными средствами в гарнизоне (Приложение N 1 к настоящей Инструкции).

23. Переподготовка водителей на право управления транспортными средствами категории "B" проводится с водителями, имеющими удостоверения на право управления транспортными средствами категории "C" ("C" и "D").

24. Переподготовка водителей на право управления транспортными средствами категории "D" проводится по планам видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации в учебных воинских частях (центрах) и ВШМС из числа водителей, имеющих удостоверения на право управления транспортными средствами категории "B" и (или) "C", достигших двадцатилетнего возраста.

25. Переподготовка водителей на право управления составами транспортных средств категории "E" проводится по планам объединений и соединений в учебных воинских частях (центрах) и ВШМС из числа водителей, имеющих водительские удостоверения с разрешающими отметками в графах: "B"; "B" и "C"; "B", "C" и "D"; "C"; "C" и "D".

К экзаменам на получение права управления составами транспортных средств категории "E" допускаются водители, имеющие общий стаж управления транспортными средствами не менее 12 месяцев.

26. После выполнения программы переподготовки комиссия, назначаемая приказом командира воинской части, соединения (начальника гарнизона), принимает у водителей экзамены по правилам дорожного движения, устройству и техническому обслуживанию транспортных средств и вождению. В состав комиссий включаются наиболее подготовленные офицеры автомобильных служб воинских частей (гарнизона), способные квалифицированно экзаменовать обучаемых, и должностное лицо ВАИ гарнизона. Протоколы сдачи квалификационных экзаменов (Приложение N 2 к настоящей Инструкции) представляются ВАИ гарнизона.

Водители, прошедшие переподготовку по управлению транспортными средствами соответствующих категорий, успешно сдавшие экзамены, получившие свидетельство о прохождении обучения, допускаются к сдаче теоретического и практического экзаменов в территориальных органах Госавтоинспекции для получения права на управление транспортными средствами соответствующих категорий.

После получения водительского удостоверения на право управления транспортным средством водителю в военном билете в разделе "Особые отметки" делается соответствующая запись (п. 18 настоящей Инструкции).

27. Воинские части, осуществляющие подготовку или переподготовку водителя для получения права управления самоходными машинами установленных категорий, должны иметь лицензию на право ведения такой деятельности. Копии лицензии хранятся в соответствующей ВАИ гарнизона, инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее именуются органы гостехнадзора) по месту нахождения воинской части.

После выполнения программы подготовки (переподготовки) комиссия, назначаемая приказом командира воинской части, соединения (начальника гарнизона), принимает у водителей экзамены по правилам дорожного движения, устройству и техническому обслуживанию самоходных машин установленных категорий и вождению. В состав комиссий включаются наиболее подготовленные офицеры автомобильных служб воинских частей (гарнизона), способные квалифицированно экзаменовать обучаемых, и должностное лицо ВАИ гарнизона.

Водители, прошедшие подготовку (переподготовку) по управлению самоходными машинами установленных категорий, успешно сдавшие экзамены, получившие свидетельство о прохождении обучения, допускаются к сдаче теоретического и практического экзаменов в территориальных органах гостехнадзора для получения права на управление транспортными средствами соответствующих категорий. Прием экзаменов у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и выдача им удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) осуществляются по месту дислокации воинской части органами гостехнадзора. После получения удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) в военном билете водителя в разделе "Особые отметки" делается соответствующая запись (п. 18 настоящей Инструкции).

VI. Допуск водителей к управлению транспортными средствами

28. К управлению транспортными средствами в Вооруженных Силах Российской Федерации допускаются военнослужащие, имеющие водительские удостоверения установленного образца с разрешительными отметками на управление транспортными средствами соответствующих категорий, прошедшие медицинское освидетельствование и имеющие медицинскую справку установленного образца о годности к управлению транспортными средствами соответствующих категорий.

29. Допуск к управлению транспортными средствами оформляется приказом командира воинской части о закреплении транспортного средства за водителем.

30. При проверках (осмотрах) технического состояния вооружения и военной техники и на занятиях по вождению машин водители, за которыми транспортные средства не закреплены, в установленном порядке допускаются к управлению транспортными средствами тех категорий, на управление которыми имеют соответствующее водительское удостоверение.

31. К управлению грузовыми автомобилями, оборудованными для перевозки личного состава, при движении одиночного автомобиля и при движении транспортных средств в составе организованных транспортных колонн допускаются водители, отобранные комиссией воинской части и имеющие водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории "C" (при перевозке более 8 человек, включая пассажиров в кабине, - категорий "C" и "D").

32. К управлению составами транспортных средств (тягачами, буксирующими штатные вооружение и военную технику, прицепы и полуприцепы) допускаются водители, имеющие в водительском удостоверении разрешающую отметку в графе, соответствующей категории управляемого тягача ("B" или "C"), и графе "E".

33. К управлению многоосными специальными колесными шасси и тягачами допускаются механики-водители, имеющие водительское удостоверение с разрешающей отметкой в графе "C" и запись в военном билете в разделе "Особые отметки" (п. 18 настоящей Инструкции).

34. К управлению гусеничными машинами допускаются механики-водители, имеющие удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) соответствующей категории и запись в военном билете в разделе "Особые отметки" (п. 18 настоящей Инструкции).

35. К управлению транспортными средствами, оборудованными для перевозки опасных грузов, допускаются водители:

при движении транспортных средств в составе - имеющие в водительском удостоверении отметку на право управления транспортными средствами данной категории и соответствующую запись в военном билете в разделе "Особые отметки" (п. 18 настоящей Инструкции);

при движении одиночного автомобиля, кроме того, имеющие непрерывный стаж работы водителя не менее 10 месяцев.

36. Лица, имеющие удостоверение на право управления транспортными средствами, но не работавшие в качестве водителя более одного года, к управлению транспортными средствами допускаются после проверки знаний Правил дорожного движения и навыков вождения (в объеме программы переподготовки водителей) комиссией воинской части.

37. Отстранение от управления транспортными средствами (лишение допуска к управлению) осуществляется приказом командира воинской части (начальника гарнизона):

по истечении установленного срока действия водительского удостоверения;

при ухудшении здоровья водителя, препятствующем безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденном медицинским заключением;

при лишении права на управление транспортными средствами;

за нарушение правил эксплуатации, содержания закрепленной машины;

при передаче управления транспортным средством другим лицам;

за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного или иного опьянения.

38. В случаях изменения категории годности водителя к военной службе по состоянию здоровья, прекращения срока действия, утраты, порчи медицинской справки или иных случаях водитель подвергается обязательному медицинскому освидетельствованию.

VII. Порядок изготовления, снабжения и хранения бланков

документов, предусмотренных настоящей Инструкцией

39. Бланки свидетельств о прохождении обучения относятся к документам строгой отчетности, имеют учетную серию и номер и изготавливаются централизованно типографским способом.

Снабжение воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации указанными бланками осуществляется ВАИ по заявкам подразделений ВАИ. Срок представления заявок на планируемый год - до 1 октября текущего года.

40. Бланки свидетельств о прохождении обучения учитываются в журналах учета и выдачи бланков строгой отчетности и хранятся в ВАИ видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, как бланки строгой отчетности.

Выдача этих бланков воинским частям производится соответствующими ВАИ на основании протоколов сдачи квалификационных экзаменов (Приложение N 2 к Инструкции) в течение 5 дней со дня их получения.

Свидетельства о прохождении обучения выдаются личному составу по результатам сдачи квалификационных экзаменов под роспись при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

41. Один раз в год комиссия, назначенная соответствующим вышестоящим органом ВАИ, проводит проверку учета, хранения и расхода бланков свидетельств о прохождении обучения.

Бланки свидетельств о прохождении обучения, испорченные при заполнении, уничтожаются в установленном порядке на основании акта комиссии, назначенной приказом начальника гарнизона. К акту прилагаются вырезанные и наклеенные на отдельный лист наименование и номер испорченного документа.

42. Остальные документы, предусмотренные настоящей Инструкцией, изготавливаются по заказам ВАИ вида Вооруженных Сил Российской Федерации, военного округа, флота, рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и выдаются воинским частям соответствующими ВАИ по заявкам и доверенностям этих воинских частей.

Начальник Главного

автобронетанкового управления

Министерства обороны

Российской Федерации,

генерал-полковник

С.МАЕВ

Приложение N 1

к Инструкции (п. п. 16, 22)

ЖУРНАЛ

Учета учебных групп по доподготовке

(переподготовке) водителей на право управления транспортными

Средствами в ______________________ гарнизоне

(наименование гарнизона)

N
п/
п

Условное
наименование
воинской
части

Номер
груп-
пы

Количество
обучаемых

Нача-
ло
заня-
тий

Окон-
чание
заня-
тий

Ответ-
ственный
за под-
готовку

Приложение N 2

к Инструкции (п. п. 18, 26, 40)

УТВЕРЖДАЮ

Командир войсковой части _________

__________________________________

(воинское звание, подпись, инициал

Имени, фамилия)

"__" _____________________ 20__ г.

М.П.

ПРОТОКОЛ N ________

Сдачи квалификационных экзаменов в войсковой

Части (гарнизоне) ___________________

"__" ___________ 20__ г.

N
п/
п

Воинское
звание,
фамилия,
имя,
отчество

Серия и номер
водительского
удостовере-
ния, когда и
кем выдано,
разрешенная к
управлению
категория
транспортного
средства

Где
прошел
обуче-
ние,
срок
обуче-
ния

Испраши-
ваемая
категория
транс-
портного
средства

Результаты
экзаменов

устрой-
ство,
техни-
ческое
обслу-
живание

правила
и основы
безопас-
ности
дорожно-
го дви-
жения

вож-
де-
ние

Всего проэкзаменовано _____________ чел.

Вынесено решение:

О допуске к экзамену в Госавтоинспекцию (органы

гостехнадзора) _________ чел.

Не сдали экзамены __________ чел.

Председатель комиссии ________________________________________

(воинское звание, подпись, инициал имени,

Фамилия)

Члены комиссии _______________________________________________

(воинские звания, подписи, инициалы имен,

Фамилии)

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.