Презентация на тему вирусы. Вирусы в нашей жизни. Болезни, вызываемые вирусами

1 ВИРУСЫ ВИРУСЫ Электронное пособие по биологии для 10 классов Электронное пособие по биологии для 10 классов Авторы: Белоусов Д.Л., Приймак Т.В. МОУ «Лицей 13», г.Троицк, Челябинской области Авторы: Белоусов Д.Л., Приймак Т.В. МОУ «Лицей 13», г.Троицк, Челябинской области



3 Развитие учения о вирусах С 1798 г. в медицинскую практику была введена прививка Э.Дженнера против оспы. С 1798 г. в медицинскую практику была введена прививка Э.Дженнера против оспы. В 1884 г. Л.Пастер приготовил вакцину против бешенства. В 1884 г. Л.Пастер приготовил вакцину против бешенства. В 1892 г. Д.И.Ивановский, изучая мозаичную болезнь табака, сообщил о возможности существования более мелких организмов, чем бактерии. В 1892 г. Д.И.Ивановский, изучая мозаичную болезнь табака, сообщил о возможности существования более мелких организмов, чем бактерии. В 1899 г. М.Бейеринк ввел термин «вирус». В 1899 г. М.Бейеринк ввел термин «вирус». В 1911 г. Раус открыл вирус злокачественной опухоли у кур. В 1911 г. Раус открыл вирус злокачественной опухоли у кур. В 1915 г. Ф.Тоурт открыл вирусы бактерий – бактериофаги. В 1915 г. Ф.Тоурт открыл вирусы бактерий – бактериофаги. В 1946 г. С помощью электронного микроскопа далось увидеть вирусные частицы (вирионы) и изучить их строение. В 1946 г. С помощью электронного микроскопа далось увидеть вирусные частицы (вирионы) и изучить их строение. Д.И. Ивановский () и Эдуард Дженнер ()


4 Строение вирусов Одиночные вирусы имеют различную форму: округлую, палочковидную, кристалличес- кую и др. Одиночные вирусы имеют различную форму: округлую, палочковидную, кристалличес- кую и др. Внутри вириона содержится нуклеиновая кислота (ДНК или РНК), заключенная в белковую оболочку – капсид. Внутри вириона содержится нуклеиновая кислота (ДНК или РНК), заключенная в белковую оболочку – капсид. По строению различают две группы вирусов: По строению различают две группы вирусов: Вирусы Простые: состоят из ДНК и одной белковой оболочки; размер – нм; капсид чаще кристалический, палочковидный Сложные: состоят из РНК и 2-3 оболочек: белковой, липо- протеидной и углеводной; размер – нм; капсид чаще сферический


5 Полностью сформированная вирусная частица называется вирион. Полностью сформированная вирусная частица называется вирион. Капсид состоит из многократно повторяющихся полипептидных цепей (капсомеров) 1-5 типов белка. Капсид состоит из многократно повторяющихся полипептидных цепей (капсомеров) 1-5 типов белка. Для капсидов вирионов характерны 2 типа симметричной укладки субъединиц белков: 1. Спиральная (в виде палочек, нитей: вирусы растений и некоторых бактерий). 2. Кубическая (в форме икосаэдра: вирусы животных, человека, бактериофаги). Для капсидов вирионов характерны 2 типа симметричной укладки субъединиц белков: 1. Спиральная (в виде палочек, нитей: вирусы растений и некоторых бактерий). 2. Кубическая (в форме икосаэдра: вирусы животных, человека, бактериофаги). Значение капсида: 1. Защищает геном от повреждения. 2. Обеспечивает адсорбцию вирионов на поверхности оболочек клетки. 3. Способствует проникновению генома вируса в клетку. Значение капсида: 1. Защищает геном от повреждения. 2. Обеспечивает адсорбцию вирионов на поверхности оболочек клетки. 3. Способствует проникновению генома вируса в клетку. Рис. Разнообразие форм и размеров вирусов: а – вирусы растений; б – вирусы животных и человека; в – вирусы бактерий (бактериофаги) абв


6 Строение бактериофага Бактериофаги имеют более сложное строение, чем другие вирусы. Бактериофаги имеют более сложное строение, чем другие вирусы. Строение бактериофага Строение бактериофага Головка Полый базальная (внутри стержень пластинка Головка Полый базальная (внутри стержень пластинка содер- жится ДНК) (окружен чехликом из сокра- тительного белка) (на ней закреплено 6 «ножек») При сокращении чехла стержень «пробивает» клеточную стенку бактерий и ДНК впрыскивается в клетку Рис.1. 1-шейка, 2-чехол, 3-стержень, 4-базальная пластинка с ножками. Рис.2. Адсорбция бактериофагов на E. coli. 1 2


7 Размножение вирусов Воспроизводство вирусов происходит в клетке хозяина и состоит из нескольких стадий: Воспроизводство вирусов происходит в клетке хозяина и состоит из нескольких стадий: 1. Адсорбция на клеточной оболочке. 1. Адсорбция на клеточной оболочке. 2. Проникновение нуклеиновой кислоты в клетку (инъекция). 2. Проникновение нуклеиновой кислоты в клетку (инъекция). 3. Встраивание вирусной ДНК в геном клетки (интеграция) и репликация вирусной нуклеиновой кислоты. 3. Встраивание вирусной ДНК в геном клетки (интеграция) и репликация вирусной нуклеиновой кислоты. 4. Синтез вирусных белков и ферментов. 4. Синтез вирусных белков и ферментов. 5. Сборка вирионов. 5. Сборка вирионов. 6. Выход вирионов из пораженной клетки и заражение новых клеток. 6. Выход вирионов из пораженной клетки и заражение новых клеток. Рис. Схема проникновения генома ВИЧ в клетку и процессов, происходящих после этого в клетке вплоть до ее распада.


8 ДНК-содержащие вирусы имеют либо собственные ферменты (в капсиде) репликации, либо несут информацию в геноме, а РНК- содержащие вирусы (ретровирусы) содержат обратные транскриптазы (ревертазы), которые превращают в цитоплазме клеток вирусные РНК в ДНК (открыли в 1970 г. Г.Темин и Д.Балтимор). ДНК-содержащие вирусы имеют либо собственные ферменты (в капсиде) репликации, либо несут информацию в геноме, а РНК- содержащие вирусы (ретровирусы) содержат обратные транскриптазы (ревертазы), которые превращают в цитоплазме клеток вирусные РНК в ДНК (открыли в 1970 г. Г.Темин и Д.Балтимор). Существуют также вирусы, содержащие только иРНК (полиомиелит), двуцепочечные РНК (ротавирусы) и одноцепочечные ДНК (вирусы растений). Существуют также вирусы, содержащие только иРНК (полиомиелит), двуцепочечные РНК (ротавирусы) и одноцепочечные ДНК (вирусы растений). Рис.1. Часть клетки, зараженной аденовирусом (кристаллоподобные структуры) Рис.2. Вирус папилломы (бородавки) человека


9 Типы взаимодействия вирусов с клеткой Вирусные инфекции Литическая (продуктивная) Персистентная (абортивная) Латентная (вирогения) Интенсивная репродук- ция вирионов и гибель клеток при одновре- менном выходе вирио- нов, заражение других клеток. «Вялая» репродукция вирионов, которые посте- пенно покидают клетку, не вызывая ее разруше- ния (скрытая инфекция), вирусоносительство. Геном вируса встраи- вается в хромосому хо- зяина и передается дочерним клеткам, не вызывая заболеваний. В зависимости от длительности пребывания вируса в клетке и характера ее изменения различают три типа вирусной инфекции: При определенных условиях латентный вирус может активизироваться и инфекция может стать литической.


10 Механизм проникновения вируса в клетку обеспечивается рецепторным механизмом: специальные белки капсида «узнают» соответствующие рецепторные белки на поверхности чувствительных к данному вирусу клеток. Так аденовирусы и вирус гриппа проникают и размножаются только в клетках слизистых оболочек верхних дыхательных путей, вирусы гепатита А,В,С – в клетках печени, вирус энцефалита и бешенства – в нервных клетках, вирус СПИДа – в клетках Т- лимфоцитов, а вирус эпидемического паротита (свинки) – в клетках околоушных слюнных желез. Однако существуют вирусы, которые поражают различные ткани и органы: вирус кори – дыхательные пути, кожу и кишечник; вирус оспы – кожу и дыхательные пути, вирус желтой лихорадки – эпителий кровеносных сосудов и клетки печени. Механизм проникновения вируса в клетку обеспечивается рецепторным механизмом: специальные белки капсида «узнают» соответствующие рецепторные белки на поверхности чувствительных к данному вирусу клеток. Так аденовирусы и вирус гриппа проникают и размножаются только в клетках слизистых оболочек верхних дыхательных путей, вирусы гепатита А,В,С – в клетках печени, вирус энцефалита и бешенства – в нервных клетках, вирус СПИДа – в клетках Т- лимфоцитов, а вирус эпидемического паротита (свинки) – в клетках околоушных слюнных желез. Однако существуют вирусы, которые поражают различные ткани и органы: вирус кори – дыхательные пути, кожу и кишечник; вирус оспы – кожу и дыхательные пути, вирус желтой лихорадки – эпителий кровеносных сосудов и клетки печени. Рис. Вирион вируса полиомиелита (1) и разные формы вирионов вируса гриппа А2 1 2


11 Основной вред от вирусов в том. Что генетический материал вирусов в клетке хозяина продуцирует собственные белки и нуклеиновые кислоты за счет запасов клетки, в результате чего клетка чаще всего гибнет. Основной вред от вирусов в том. Что генетический материал вирусов в клетке хозяина продуцирует собственные белки и нуклеиновые кислоты за счет запасов клетки, в результате чего клетка чаще всего гибнет. Однако клетки могут защищаться: Однако клетки могут защищаться: 1. Гибель клетки до завершения вирусной репродукции, что затрудняет распространение инфекции по организму (клеточное самоубийство- апоптоз). 1. Гибель клетки до завершения вирусной репродукции, что затрудняет распространение инфекции по организму (клеточное самоубийство- апоптоз). 2. Выработка неспецифического противовирусного белка – интерферона, который проникает из зараженной клетки в здоровые клетки предупреждая их о наличии вируса. Получившие сигнал клетки изменяют мембранную структуру оболочки и адсорбция на ней вируса становится невозможной (у 1/3 населения Земли вырабатывается очень мало интерферона, что приводит к смертельным случаям даже от таких болезней, как ОРЗ и грипп). 2. Выработка неспецифического противовирусного белка – интерферона, который проникает из зараженной клетки в здоровые клетки предупреждая их о наличии вируса. Получившие сигнал клетки изменяют мембранную структуру оболочки и адсорбция на ней вируса становится невозможной (у 1/3 населения Земли вырабатывается очень мало интерферона, что приводит к смертельным случаям даже от таких болезней, как ОРЗ и грипп). Рис. ДНК, освободившаяся от частицы фага.


12 Многообразие вирусов Рис.1. Вирионы мозаичной болезни табака (ВТМ) Рис.2. Вирионы вируса герпеса Известно около 1000 видов вирусов Рис.4. Вирионы аденовируса человека Рис.3. Вирионы карликовости томатов Вирусы, в отличие от других живых организмов, имеют тривиальные названия, например, В. табачной мозаики, В. полиомиелита, бактериофаг Х-174 и др.


13 Вирус иммунодефицита человека В 1982 г. был обнаружен (Р.Галло,США) ВИЧ (вирус иммунодефицита человека), вызывающий заболевание СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита), при котором поражаются Т- лимфоциты (основные клетки специфического иммунитета). При этом организм человека становится совершенно беззащитным перед любым чужеродным (инфекционным) агентом. В 1982 г. был обнаружен (Р.Галло,США) ВИЧ (вирус иммунодефицита человека), вызывающий заболевание СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита), при котором поражаются Т- лимфоциты (основные клетки специфического иммунитета). При этом организм человека становится совершенно беззащитным перед любым чужеродным (инфекционным) агентом. Рис. Модель ВИЧ: 1-2 – оболочки; 3 – молекулы РНК; 4 – фермент ревертаза. «Шипы» оболочки образованы белком gp120.


14 Существует 2 типа: ВИЧ-1 (VIH - высоко патогенный) и ВИЧ-2 (SIH - обезьянный, мало патогенный), открытый в 1985 г.). Существует 2 типа: ВИЧ-1 (VIH - высоко патогенный) и ВИЧ-2 (SIH - обезьянный, мало патогенный), открытый в 1985 г.). Рис. Т-лимфоцит, зараженный ВИЧ, производит новые вирионы. Новые вирионы выходят из тонкого выроста на поверхности зараженной клетки (х)


15 Африканская зеленая мартышка – главный резервуар вируса иммунодефицита обезьян (SIV), но болезнь у них не вызывает. Семья Берк из США. Отец семейства Патрик, зараженный при переливании крови, заразил жену, которая во время родов передала вирус сыну. Через два года они умерли. Жива только дочь.


16 Спектр тканей (рис.), которые могут быть заражены ВИЧ, определен распределением клеток, имеющих антиген CD4 (рецепторный компонент для связывания вирусной частицы). Спектр тканей (рис.), которые могут быть заражены ВИЧ, определен распределением клеток, имеющих антиген CD4 (рецепторный компонент для связывания вирусной частицы). АнтигенCD4 встречается главным образом в Т4- хелперах. Антиген взаимодействует с белком оболочки вируса gp120 (гликопротеином), адсорбируя вирионы на поверхности мембраны клетки. АнтигенCD4 встречается главным образом в Т4- хелперах. Антиген взаимодействует с белком оболочки вируса gp120 (гликопротеином), адсорбируя вирионы на поверхности мембраны клетки.


17 Вирусные болезни человека Название болезни Нуклеиновая кислота Путь заражения Что поражает ГриппДНККапельный Эпителий дых. путей, гол. мозг ОспаДНК Контагиозный, капельный Кожа, слиз. обо- лочки, дых. пути Гепатит А,В,С РНК Алиментарный, парентеральный Печень, желчные пути СПИДРНК Половой, парентеральный Т-лимфоциты БешенствоРНК Контагиозный, при укусах Кл. сред.мозга, слюнные железы Клещевой энцефалит РНК Переносчики клещи Оболочки головного мозга КорьРНККапельный Дых. пути, кожа, кишечник


18 Культивирование вирусов и диагностика вирусных инфекций Для выделения и культивирования вирусов применяют: Для выделения и культивирования вирусов применяют: 1.Тканевые культуры (выращенные в специальных средах) – вирусы, внесенные в такие культуры либо повреждают клетки (цитопатическое действие), либо образуют включения (скопление вирионов). 1.Тканевые культуры (выращенные в специальных средах) – вирусы, внесенные в такие культуры либо повреждают клетки (цитопатическое действие), либо образуют включения (скопление вирионов). 2. Куриные эмбрионы (8-12 дневные) – вирусный материал вводят в различные полости эмбриона, а через ч. вскрывают и осматривают поражения. 2. Куриные эмбрионы (8-12 дневные) – вирусный материал вводят в различные полости эмбриона, а через ч. вскрывают и осматривают поражения. Рис.1. Включения вирусов герпеса (12) в клетке печени (13) Рис. 2. Способы заражения куриного эмбриона (1-в амнион, 2-в аллантоис, 3-в желточный мешок)


19 Для диагностики вирусных инфекций применяют: Для диагностики вирусных инфекций применяют: 1. Реакцию гемаггютинации (РГА) – к аллантоисной жидкости куриного эмбриона, зараженного вирусом добавляют 1% суспензию куриных эритроцитов. Наличие гемагглютинации (склеивание эритроцитов) указывает на наличие вирусов. 1. Реакцию гемаггютинации (РГА) – к аллантоисной жидкости куриного эмбриона, зараженного вирусом добавляют 1% суспензию куриных эритроцитов. Наличие гемагглютинации (склеивание эритроцитов) указывает на наличие вирусов. 2. Гемадсорбцию – к пораженной вирусами культуре тканей добавляют суспензию эритроцитов. При этом наблюдается под микроскопом адсорбция эритроцитов на пораженных клетках. 2. Гемадсорбцию – к пораженной вирусами культуре тканей добавляют суспензию эритроцитов. При этом наблюдается под микроскопом адсорбция эритроцитов на пораженных клетках. 3. Иммунофлюоресцентный метод (экспресс-диагностика) – ткани животных или растений и культуры тканей окрашивают флюоресцирующей специфической сывороткой. Свечение клеток под люминесцентным микроскопом свидетельствует о наличие вирусов в клетке. 3. Иммунофлюоресцентный метод (экспресс-диагностика) – ткани животных или растений и культуры тканей окрашивают флюоресцирующей специфической сывороткой. Свечение клеток под люминесцентным микроскопом свидетельствует о наличие вирусов в клетке. Рис.1.Вирус герпеса (мелки бляшки) в клетках оболочки зародыша. Рис.2. Адсорбция эритроцитов на поверхности зараженной вирусом клетке. 1 2


20 Меры борьбы с вирусными инфекциями Коварство вирусов заключается в том, что во внешней среде они не прояв- ляют признаков жизни и лекарст- венные препараты, применяемые против бактериальных инфекций на них не действуют (антибиотики, сульфаниламиды и др.). Поэтому для борьбы с вирусными инфекциями применяют: Коварство вирусов заключается в том, что во внешней среде они не прояв- ляют признаков жизни и лекарст- венные препараты, применяемые против бактериальных инфекций на них не действуют (антибиотики, сульфаниламиды и др.). Поэтому для борьбы с вирусными инфекциями применяют: 1. Неспецифические противовирусные препараты: интерферон, циклоферон, йодантипирин, препятству- ющие проникновению вирусов в клетку. 1. Неспецифические противовирусные препараты: интерферон, циклоферон, йодантипирин, препятству- ющие проникновению вирусов в клетку. 2.Лекарственные препараты, блокирующие одну или несколько внутриклеточных стадий развития вируса (блоки- рование ревертаз и протеаз с помощью ферментов-ингибиторов) 2.Лекарственные препараты, блокирующие одну или несколько внутриклеточных стадий развития вируса (блоки- рование ревертаз и протеаз с помощью ферментов-ингибиторов) Рис. Действие ингибиторов ревертазы и протеазы при лечении СПИДа.



22 Контрольные вопросы 1. Что собой представляют вирусы? 2. Как устроены вирусы? 3. Как классифицируют вирусы? 4. Как размножаются вирусы? 5. Какие типы взаимодействия вирусов с клетками знаете? 6. Как клетки защищаются от вирусов? 7. Назовите наиболее известные вирусные болезни человека. 8. Что такое бактериофаги и где они используются? 9. Что используют для культивирования вирусов и почему? 10. Какова роль вирусов в природе?


23 СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Апоптоз – клеточное самоубийство Адсорбция – прикрепление вириона к клеточной стенке Бактериофаг – вирус бактерий Вирион – вирусная частица во внешней среде Интерферон – неспецифический противовирусный белок, выра- батываемый зараженной клеткой Мутаген – любой агент, вызывающий мутации (наследственные изменения генетического аппарата клетки) Ревертаза – фермент, превращающий (в клетке хозяина) РНК вируса в ДНК Репликация –самоудвоение молекулы нуклеиновой кислоты (ДНК); создание себе подобных вирусных частиц в клетке хозяина. Ретровирусы – вирусы (РНК), содержащие фермент обратной транскриптазы (ревертазы) Тканевая культура – клетки растений или животных, выращенные на специальных питательных средах и применяемые для культиви- рования вирусов.

в номинации

«Лучшая интерактивная поддержка урока»

Тема урока по биологии в 7 классе

«Вирусы»

СОШ № 32

Белякова Л.В.


Задачи урока :

Образовательные

  • сформировать знания о вирусах как неклеточной формы жизни,
  • сформировать знания об их строении, составе и особенностях жизнедеятельности;
  • истории открытия вирусов;
  • значение вирусов для человека;
  • познакомить с наиболее распространными вирусами- возбудителями опасных заболеваний человека и мерами их профилактики;

Развивающие

  • продолжать развивать память, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы через разнообразные формы работы на уроке: работе с новыми понятиями, построение умозаключений;

Воспитательные

  • формировать ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.

Форма проведения и методы работы на уроке:

  • урок с использованием ИТ.; технологии критического мышления; проблемного обучения на основе деятельностного подхода, групповой и индивидуальной работы учащихся.

Оборудование : компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация к уроку, учебные электронный учебник «Кирилла и Мифодия»

Перечень цифровых ресурсов и программ.

При подготовке к уроку были использованы:

  • « Биология» (Кирилл и Мефодий),
  • программные средства Microsoft Word, Microsoft Power Point
  • Интернет-ресурсы
  • http://www.kozlenkoa.narod.ru/
  • http://schools.techno.ru/sch1529/genetic/index.htm
  • http :// www . tambov . fio . ru / vjpusk / vjp 043/ rabot /31/ urok 1. html
  • http :// schools . keldysh . ru / sch 1952/ Pages / Timokhina 204/ zac 1. html

Естествознание так ясно показывает,

что самое таинственное,

самое волшебное протекает необыкновенно просто,

открыто и без всякой магии.

В.Гёте


Тема урока:

Вирусы.

Кто они - вещества или существа?


Вирус (от лат. virus - яд)

Вирус входит в царство

VIRA .

представляют

собой простейшую

форму жизни на

Земле, занимая

пограничное

положение между

неживой и живой

материей.


Проблемный вопрос

Зная, что вирус не имеет

клеточного строения, как

можно доказать - вирус живое

существо или вещество?


Проблемный вопрос

Почему трудно вести борьбу

с вирусами- возбудителям

различных заболевание

и полностью их обезопасить?


Цель урока

  • изучить строение вирусов;
  • изучить значение вирусов;
  • определить, что это-вещество или живое существо;
  • познакомится с наиболее распространенными и опасными

вирусными заболеваниями человека.


Справочная информация

1887г. - Крым , плантации табака поразила неизвестная болезнь: листья растений покрывались сложным абстрактным рисунком, растекавшимся по всему листу, словно окраска переливающаяся с одного листа на другой, от одного растения к другому.

Сельское хозяйство несло убытки.

На место происшествия был направлен молодой ученый. Однако задача оказалась весьма непростой.


История открытия

1892 год, русский ботаник

Дмитрий Иосифович

Ивановский

открыл вирус табачной мозаики,

получив инфекционный экстракт

из растений табака, пораженных

мозаичной болезнью.


« Исследовательская лаборатория»

Задание 1. Рассмотрите строение вирусов и ответьте на вопрос: Чем вирусы отличаются друг от друга?

Задание 2. Прочитайте перечень признаков вируса, оттметте признаки живой материи и неживой материи. Соотнесите эти признаки в соответствующие колонки задания №2 в информационном листе (групповая работа).

Задание 3. Изучите текст, рисунки вашего учебника, и предложенные материалы информационного листа. Какое строение имеет вирус ТМ? Подпишите названия составных частей на рисунке. Ответьте на вопросы (индивидуальная работа)

Какое строение имеет вирус табачной мозаики?

Как называется белковая оболочка вируса?

Задание 4. Рассмотрите строение бактериофага и подпишите его части. Ответьте на вопрос: Что общего и чем отличается вирус и бактериофаг? (работа в парах)


Строение вируса

Химические вещества .

  • Белки
  • Углеводы
  • Липиды

Нуклеиновая

кислота

Капсид

Вирусы

По строению:

Простые или

Вирионы разных вирусов: а–вирус оспа -вакцины;

б–вирус простого герпеса человека, в–вирус гепатита В,

г–аденовирус человека,

д–вирус гриппа, е–вирус гепатита А,

ж–бактериофаг лямбда

Вирусы

По составу:

ДНК или РНК содержащие


Строение вируса бактерий

Вирус бактерий- бактериофаг (фаг)

Бактериофаги –

«пожиратели бактерий»

Открыты в 1915 - 1917 году одновременно

во Франции и Англии – Ф.ТУОРТ

Используют при лечении заболеваний

вызываемых некоторыми бактериями.

Схема внедрения фаговой ДНК в

клетку бактерии-хозяина


Цикл развития вируса.

1. Процесс адсорбции.

Вирус прикрепляется к поверхности восприимчивой клетки.

2. Процесс инъекции .

Вирус вводит свою нуклеиновую кислоту в клетку или сам проникает в клетку полностью, а затем происходит отделение вируса от белковой оболочки и освобождение нуклеиновой кислоты.

3. Процесс редупликации.

Самовоспроизведение молекул нуклеиновой кислоты из нуклеотидов, накопленных в клетке хозяина.

4. Процесс синтеза.

Синтез вирусных белков и ферментов.

5. Процесс самосборки вируса .

Сборка вирусных частиц осуществляется из синтезированных пораженной клеткой вирусных белков, самосборка капсида.

6. Процесс лизиса.

Выход вирусных частиц из пораженной клетки; притом у бактерий происходит распад клетки под влиянием ферментов фага, а у клеток животных, растений и грибов выпячивается оболочка клетки, и вирус выталкивается в окружающую среду.


« Медицинская диагностика»

Познакомьтесь с перечисленными вирусными заболеваниями и распределите их в соответствующие колонки (болезни растений, животных и человека)

Ящур, корь, скручивание листьев томата, чума птиц и

свиней, бешенство, энцефалит, оспа, полиемилит, герпес,

паротит (свинка), гепатит, краснуха, бородавки, СПИД, желтуха свеклы, бронзовость томата


Вирус иммунодефицита человека

Многие путают два совершенно различных понятия - ВИЧ-инфицированный и больной СПИДом . Разница заключается в том, что человек, инфицированный вирусом иммунодефицита, может в течение многих лет оставаться работоспособным, относительно здоровым человеком. Такой человек не представляет никакой опасности для окружающих


Значение вирусов. Заболевания человека

корь, свинка, грипп, полиомиелит, бешенство, оспа, желтая лихорадка, трахома, энцефалит, некоторые онкологические (опухолевые) болезни, СПИД, бородавки, герпес.

Ребенок больной оспой Человек больной гриппом


Значение вирусов. Заболевания животных

У животных вирусы вызывают:

ящур, чуму,

бешенство;

У насекомых –

полиэдроз,

грануломатоз.

Вирус бешенства

животных


Значение вирусов. Заболевания растений

У растений - мозаику или иные изменения окраски листьев либо цветков, курчавость листьев и другие изменения формы,

карликовость; наконец, у бактерий - их распад.


Домашнее задание

  • Прочитать параграф 2, ответить на вопросы к нему и составить и оформить синквейн на изучаемую тему.
  • Подготовить сообщение, о вирусах используя ресурсы Интернет.
  • Составить перечень сайтов Интернета, где можно найти информацию о вирусах;
  • Приготовить презентацию, используя программные средства

Microsoft Word , Microsoft Power Point

1 слайд

2 слайд

Вирус (лат. virus - яд) - это неклеточная форма жизни, инфекционный агент, который может воспроизводиться только внутри живых клеток организма.

3 слайд

4 слайд

Строение вируса: Просто организованные вирусы состоят из нуклеиновой кислоты и нескольких белков, образующих вокруг неё оболочку - капсид. Примером таких вирусов является вирус табачной мозаики. Его капсид содержит один вид белка с небольшой молекулярной массой. Сложно организованные вирусы имеют дополнительную оболочку - белковую или липопротеиновую; иногда в наружных оболочках сложных вирусов помимо белков содержатся углеводы. Примером сложно организованных вирусов служат возбудители гриппа и герпеса. Их наружная оболочка - это фрагмент ядерной или цитоплазматической мембраны клетки-хозяина, из которой вирус выходит во внеклеточную среду.

6 слайд

Вирусы как возбудители болезней: Вирусы всегда являются паразитами и поэтому вызывают у своих хозяев определенные симптомы того или иного вида заболевания. К серьезным заболеваниям животных можно отнести ящур крупного рогатого скота, рожистое воспаление у свиней, чуму птиц и миксоматоз кроликов. Все эти заболевания вызываются вирусами. Вирусное заражение растений обычно приводит либо к появлению желтых крапинок на листьях (так называемой мозаики листьев), либо к морщинистости или карликовости листьев. Вирусы вызывают и задержку роста растений, что впоследствии приводит к снижению урожая. Ряд серьезных заболеваний вызывают вирусы желтой мозаики турнепса (ВЖМТ), табачной мозаики (ВТМ), карликовой кустистости томатов и бронзовости томатов. Появление полосок на некоторых сортах тюльпанов также обусловлено вирусом, а ведь цветоводы продают эти тюльпаны, выдавая их за особый сорт. Вирусы растений, по-видимому, всегда относятся к РНК-содержащим вирусам.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Неклеточные формы жизни. Вирусы. Презентация к уроку биологии 10 класс (профильный уровень), составлена учителем биологии МБОУ СОШ №2 г.Пыть-Ях, Усаниной Верой Владимировной

План урока: 1.История открытия некоторых вирусов, возникновение вирусологии 2.Строение и жизнедеятельность вирусов 2.1.Состав и строение вирусов. 2.2.Классификация вирусов 2.3.Механизм взаимодействия ви­русов с клеткой. 3.Бактериофаги - вирусы бактерий 4.Роль вирусов в природе и жизни людей. Вирусные заболевания. 5.Особенности функционирования вируса СПИДа. Меры профилактики. 6.Меры профилактики вирусных заболеваний. 7.Закрепление знаний. Работа с мини-тестом. 8.Итоги урока. Запись домашнего задания.

1.История открытия некоторых вирусов, возникновение вирусологии В 1852 году русский ботаник Ивановский Дмитрий Иосифович получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью

Бейеринк Мартин Виллем ввел термин «вирус» (от латинского – «яд»),.

В 1901 г. было обнаружено первое вирусное заболевание человека - жёлтая лихорадка. Это открытие было сделано американским военным хирургом У. Ридом и его коллегами. В 1907 году открыт вирус натуральной оспы 1909 год – полиомиелита В 1911 г. Фрэнсис Раус доказал вирусную природу рака - саркомы кур Рауса.

Вирусы - неклеточные формы жизни. Вирусы очень мелких размеров, примерно в 50 раз меньше бактерий. Разглядеть их с помощью светового микроскопа практически невозможно. Размножаются вирусы только в клетках растений, животных и человека, вызывая различные заболевания. Вирусы имеют очень простое строение и состоят из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки и скорее напоминают частицу, нежели клетку. Вне клеток хозяина вирусная частица не проявляет никаких признаков жизни: не питается, не дышит, не растет, не размножается.

2.1.Состав и строение вирусов. Структура вируса на примере ВИЧ (1) РНК-геном вируса, (2) нуклеокапсид, (3) капсид, (4) белковый матрикс (5) липидную мембрану (6-7) гликопротеин -рецепторы (8-11) - белки

2.2.Классификация вирусов: дезоксивирусы рибовирусы ДНК двухнитчаиая ДНК однонитчатая РНК двухнитчатые РНК однонитчатые Без внешних оболочек: Аденовирусы Без внешних оболочек: Крысиный вирус- Без внешних оболочек: Вирусы раневых опухолей, растений Без внешних оболочек: Полиомиелит, Энтеровирусы, Риновирусы, Вирус табачной мозаики С внешними Оболочками: Герпес-вирусы Оспенные вирусы С внешними оболочками: Вирусы кори, свинки, гриппа, бешенства, Онкогенные РНК-содержащие

2.3.Механизм взаимодействия вирусов с клеткой. 1. Инфицирование - это путь проникновения вируса в клетку, методом рецепторного эндоцитоза Этапы: 1)прикрепление вируса к клеточным рецепторам; 2) образование вакуоли/эндоциоз/ . 3) выход вируса из вакуоли в цитоплазму путем слияния вирусной и клеточной мембран 2 . Размножение вируса /только в клетке хозяина/: 1) Репликация вирусной нуклеиновой кислоты (удвоение) 2) Синтез вирусных белков (клеточный материал клетки хозяина) 3) Сборка вирионов. По завершению сборки вирионы выходят из клетки.

3.Бактериофаги Вирусы, поражающие бактерии, называются бактериофагами. Все фаги имеют многогранную призматическую головку и хвост. Диаметр головки 60-95 нм, длина хвоста – 250 нм. Бактериофаги полностью разрушают бактериальные клетки и потому могут быть использованы для лечения бактериальных заболеваний, например дизентерии, брюшного тифа, холеры.

4.Роль вирусов в органическом мире Негативная роль Вызывают заболевания растений, животных и человека. Используются как биологическое оружие. Позитивная роль Регулируют численность живых организмов в биосфере. Являются объектом нанобиотехнологий.

4.Вирусы, вызывающие заболевания человека: герпес свиной грипп ВИЧ гепатит С полиомиелит

Грипп рак простаты ОРЗ Птичий грипп чума

Многие путают два совершенно различных понятия - ВИЧ- инфицированный и больной СПИДом. Разница заключается в том, что человек, инфицированный вирусом иммунодефицита, может в течение многих лет оставаться работоспособным, относительно здоровым человеком. Такой человек не представляет никакой опасности для окружающих. Вирус иммунодефицита человека Смертельно опасный вирус СПИДа Трехмерное изображение вируса СПИДа 5.СПИД. ВИЧ

6.Меры профилактики вирусных заболеваний: Соблюдение здорового образа жизни Меры по повышению иммунитета Повышение санитарной культуры населения Своевременное выявление и лечение больных Ношение марлевых повязок при контакте с больными Соблюдение санитарно-гигиенических правил Вакцинация населения

Проверим полученные знания 1.Вирусы – это: А) прокариотическая клетка Б)эукариотическая клетка В) неклеточная форма жизни Г) все верно 2. Вирусы состоят из А) белков и нуклеиновой кислоты Б) целлюлозы и белков В) ДНК и РНК Г) ядра и цитоплазмы 3. Белковая оболочка, в которую заключен геном вируса, называется А. вирион Б. капсула В. вироид Г. капсид

4.Наследственная информация заключена в ДНК у вирусов, вызывающих следующие заболевания: А) СПИД Б) паротит В) герпес Г) корь 5. Вызывают заболевания А) туберкулез 1) вирусы Б) СПИД 2) бактерии В) грипп Г) сальмонеллез Д) корь Е) брюшной тиф А Б В Г Д Е

Сверим ответы Сверим ответы 1 – В 2 – А 3 – Г 4 – В 5 – 2 1 1 2 1 Если нет ни одной ошибки – 5, Если одна или две ошибки – 4, Если более двух ошибок – 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по физкультуре

В настоящее время известны вирусы, размножающиеся в клетках растений, животных, грибов и бактерий (последних обычно называют бактериофагами).

Слайд 3

Открытие вирусов 1892 г. русский ученый Д. И. Ивановский открыл вирус табачной мозаики

Вирус в переводе с латинскогоvirusозначает яд

Слайд 5

Размеры вирусов.

  • Мельчайшие живые организмы.
  • Размеры варьируются от 20 до 300 нм.
  • В среднем в 50 раз меньше бактерий.
  • Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа.
  • Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий.
  • Слайд 6

    Строение вирусов

    Вирус состоит из:

    • Нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК)
    • Капсида – защитной белковой оболочки, окружающей генетический материал вируса
    • Дополнительной оболочки (вирусы гриппа, ВИЧ)
  • Слайд 7

    СТРОЕНИЕ ВИРУСА

  • Слайд 8

    Строение вируса бактериофага.

  • Слайд 9

    Типы капсид.

    Различают три основных типа симметрии:

    1. Икосаэдрический
    2. Спиральный
    3. Сложный

    Форма капсид у ДНК и РНК вирусов разная: у РНК вирусов только кубическая и спиральная, а у ДНК вирусов она кубическая, спиральная, сложная и двойная.

    Слайд 10

    • Бактериофаг
    • Аденовирусы (оспа, герпес)
    • Энтеровирусы (грипп, бешенство, ВТМ)
    • Ретровирусы (ВИЧ)
  • Слайд 11

    • Состоят из нуклеиновой кислоты и капсида.
    • Состоят из нуклеиновой кислоты, капсида, дополнительной оболочки, липопротеидной мембраны, включают в себя ферменты.
  • Слайд 12

    Стадии репродукции вирусов

    Слайд 13

    Слайд 14

    Болезни, вызываемые вирусами

    Грипп, корь, краснуха, оспа, бешенство, гепатит, острые респираторные заболевания, энцефалит, СПИД.

    Слайд 15

    Вирусные инфекции

    • Образовавшиеся внутри вирусы одновременно покидают клетку. Клетка разрушается и погибает.
    • Образовавшиеся внутри вирусы покидают клетку постепенно. Клетка продолжает жить и делиться, производя новые вирусы, хотя ее функционирование может изменится.
    • Генетический материал вируса встраивается в хромосомы клетки и при ее делении воспроизводится и передается дочерним клеткам.
  • Слайд 16

    Разнообразие вирусов

    • Табачная мозаика
    • Бактериофаг
  • Слайд 17

    • Грипп рак простаты ОРЗ
    • Птичий грипп чума
  • Слайд 18

    Вирусы, вызывающие заболевания человека:

    • герпес свиной грипп ВИЧ
    • гепатит С полиомиелит
  • Слайд 19

    • Вирус гриппа
    • Вирус гриппа
    • Вирус СПИДа
  • Слайд 20

    Меры профилактики вирусных заболеваний:

    • Соблюдение здорового образа жизни
    • Меры по повышению иммунитета
    • Повышение санитарной культуры населения
    • Своевременное выявление и лечение больных
    • Ношение марлевых повязок при контакте с больными
    • Соблюдение санитарно-гигиенических правил
    • Вакцинация населения
  • Слайд 21

    4.Роль вирусов в органическом мире

    • Негативная роль
    • Вызывают заболевания растений, животных и человека.
    • Используются как биологическое оружие.
    • Позитивная роль
    • Регулируют численность живых организмов в биосфере.
    • Являются объектом нанобиотехнологий
  • Слайд 22

    Литература:

    • Учебник биологии для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений./ Под редакцией. Проф. И.Н.Пономаревой.-М.: Вентана-Граф, 2005.
    • Учебник Биологии для 10-11 классов. Общеобразовательных учебных учреждений. В.Б. Захаров, С.Г.Мамонтова, И.Н. Сонин, стериотип.-М.: Дрофа, 2002.
    • Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А.Каменский, Е.А.Крикунов, В.В.Пасечник. Общая биология 10-11 класс.-М.: Дрофа, 2005.
    • Кулев А.В. Общая биология. 11 класс: Методическое пособие.-СПб.: Паритет, 2001.
  • Слайд 23

    Интернет ресурсы:

    Посмотреть все слайды