Подбор оперативной памяти по материнской плате. Частота оперативной памяти

Компьютер – это универсальное устройство, на котором можно выполнять огромное количество задач. Некоторые пользователи используют его возможности для учёбы, другие предпочитают смотреть за ПК фильмы, а третьим требуются мощные «машины» для игр и профессиональной деятельности. В каждом из этих случаев нужно знать, как правильно выбрать оперативную память для персонального компьютера или ноутбука. От этого компонента во многом зависит производительность и быстродействие собранной системы. В данной статье мы разберёмся, какую память лучше купить в зависимости от ваших потребностей и на что стоит обратить свое внимание в первую очередь.

Бюджет и требования к памяти

Представленная на рынке память, для компьютера или ноутбука очень различается по стоимости. На цену планок влияет огромное количество параметров, включая дополнительные возможности, как радиаторы или настраиваемая RGB-подсветка. Что касается требований, то они зависят от того, собираете ли вы новую систему либо модернизируете существующую. К примеру, решив добавить оперативную память на компьютер или ноутбук вам потребуется подобрать планки, характеристики которых соответствуют параметрам установленной в ПК оперативки. Специалисты часто рекомендуют даже выбирать такого же производителя, но соблюдать это правило необязательно.

Критерии выбора оперативной памяти

Планируя добавить память на имеющийся ПК или желая приобрести оперативку для нового компьютера, вы обязательно столкнётесь с рядом важных критериев. Среди них наиболее важными являются частота и тайминги. Также на производительность системы влияет объём и количество идущих в комплекте планок. Дополнительные возможности оперативной памяти обычно не несут практической выгоды для среднестатистического пользователя. Так подсветка будет целесообразной преимущественно для игровых ПК, где аналогичная возможность реализована и в других комплектующих. Радиаторы, о которых также упоминалось выше, могут потребоваться лишь для высокочастотной оперативной памяти и компактных сборок, где могут наблюдаться проблемы с качественной вентиляцией корпуса.

Типы памяти

Обычно необходимо подбирать память под материнскую плату. Всего их существует 4: устаревшие DDR и DDR2, всё ещё сохраняющий популярность DDR3, способный работать на частоте до 2400 МГц, а также самый современный DDR4, теоретический максимум которого составляет 4266 МГц.

Несмотря на то, что некоторые магазины всё ещё располагают запасами планок DDR2, найти в продаже материнку под такой тип ОЗУ практически невозможно. На рынке представлены только б/у варианты таких плат, а новые устройства уже давно не выпускаются производителями.

Для двух оставшихся типов материнки предлагаются в широком ассортименте. Но для игрового компьютера лучше выбирать оперативную память DDR4, ведь новые процессоры Ryzen от AMD и Coffee Lake от Intel, способные в полной мере раскрыть потенциал современных проектов, уже не поддерживают DDR3.

Впрочем, установить неподходящую оперативную память в компьютер у вас не получится, ведь они несовместимы между собой из-за отличающегося количества и расположения контактов. По этой причине плата со слотами под планки DDR4 не поддерживает DDR3 и наоборот.

Исключением выступают материнки, где предусмотрена возможность установки одновременно памяти DDR3 и DDR4. Однако такие решения встречаются редко и в их покупке нет смысла, ведь по цене оба типа планок лишь незначительно отличаются между собой, когда по параметрам DDR4 превосходит предшественника в разы.

При покупке памяти для офисного компьютера можно останавливаться на типе DDR3. Если же вы собираете мощный игровой ПК, то во избежание потери кадров приобретайте планки DDR4.

Объем


Решать, какой объем модулей памяти выбрать, следует исходя из задач, которые будут выполняться на компьютере. Так офисные системы, нацеленные на работу с текстом и сёрфинг в интернете, достаточно оснастить 2-4 Гб. Объём от 4 до 8 Гб необходимо устанавливать уже в мультимедийные и базовые компьютеры для игр. А вот мощные игровые машины следует оснащать 16-32 Гб оперативной памяти. Такого количества оперативки сейчас достаточно для любого современного проекта.

Если вы планируете брать для компьютера оперативную память большего объёма, то оправдано это будет в двух случаях: запас на будущее или специализированные задачи. Вполне вероятно, что через 2-3 года уже появятся игры, которым потребуется 24 и больше оперативной памяти для стабильной работы при высоких графических настройках. Если в течение этого либо большего срока вы не будете обновлять ПК, то можно сразу взять соответствующие планки. Также 32 и более гигабайт оперативки потребуется для работы профессиональных программ.

Также нужно учитывать разрядность и версию системы, которая установлена на вашем компьютере. Так 32-разрядные Windows не увидят больше, чем 4 Гб оперативной памяти, а если речь идёт о Windows 7 Starter, то она может работать только с 2 гигабайтами. При этом 64-битные ОС используют для своих нужд примерно вдвое больше оперативной памяти, что также нужно учитывать при сборке системы.

Максимальная версия Windows 7 может работать со 192 гигабайтами оперативки, а профессиональные версии Windows 8 и 10 поддерживают уже до 512 Гб. Узнать точную информацию об объёме оперативной памяти, который может быть установлен в вашу систему, вы можете на официальном сайте Microsoft.

Если вы установите в компьютер больше памяти, чем поддерживает установленная на него операционная система, то «лишний» объём просто не будет задействован.

Какую частоту выбрать

Как и в случае с процессорами или графическими адаптерами, по частоте оперативной памяти определяется её быстродействие. Чем выше этот показатель, тем лучшую производительность покажет ПК. Однако сразу же бежать за самой продвинутой ОЗУ, которая только есть в магазине, не следует. Перед покупкой нужно убедиться, что выбранный вариант поддерживается материнкой и процессором.

Конечно же, если вы приобретёте лучшую по производительности память, чем та, которую может раскрыть ваше «железо», то ничего плохого в этом не будет. При установке таких планок в компьютер они просто начнут работать на максимально поддерживаемой системой частоте. Но недостатком в данном случае будут более высокие затраты, ведь хорошая оперативная память на 3000 МГц обойдётся дороже, чем её аналог из той же серии на 2400 МГц.

Опять же, искать планки, частота которых соответствует максимальным значениям, поддерживаемым вашим компьютером, тоже не стоит. Для офисных задач хватит простых моделей на 1333 МГц (DDR3) или на 2133 МГц (DDR4). Сбалансированным решением для широкого спектра задач станет оперативная память с частотой 2400 или 2666 МГц. А вот прогрессивные игровые ПК и профессиональные сборки уже лучше оснащать ОЗУ на 3000-3600 МГц и больше.

Разработанная компанией Intel технология XMP и её аналог от AMD под названием AMP позволяют высокочастотной оперативной памяти работать на максимуме своих возможностей даже в том случае, если заявленная частота не поддерживается процессором. Однако указанная технология должна быть реализована не только в самом «камне», но также в материнке, что автоматически поднимает её цену.

Тайминги


Данный параметр в характеристиках указывается число-буквенным (например, CL15) либо числовым (15-17-17-35) обозначением. И в первом и во втором случае речь идёт о задержке оперативки между выполнением различных операций. Если вы хотите правильно выбрать оперативную память, то на этот параметр обязательно нужно обращать особое внимание, ведь при высоких таймингах и большой частоте вы получите примерно ту же производительность, что и в низкочастотной оперативной памяти с небольшими задержками.

Для типа DDR3 отличными таймингами будут CL9, а в более медленных моделях, пользующихся популярностью на рынке, этот параметр равен CL11. Стандартные задержки в планках DDR4 – CL15, а в более дешевых модулях памяти можно увидеть тайминги CL16 или CL17. Для данного типа ОЗУ можно найти и меньшие задержки, но встречаются они в продаже крайне редко.

Примечание. Обозначение CL соответствует первому числу в блоке цифр. Так указанное выше числовое обозначение таймингов 15-17-17-35 можно записать, как CL15.

Важно! Покупать ОЗУ с высокими таймингами не рекомендуется. По отзывам о такой памяти на форумах можно понять, что она отличается плохим быстродействием и существенно ухудшает работоспособность ПК.

Режимы работы


Многие пользователи забывают, что важен не только выбор объема оперативной памяти, но и количество планок из которых он набран. Связано это с тем, что в современных компьютерах ОЗУ работает во многоканальном режиме, который существенно повышает производительность системы в профессиональных приложениях, требовательных играх и других задачах. При установке в компьютер либо ноутбук одного модуля памяти на 16 Гб вы получите быстродействие хуже, чем при выборе пары планок по 8 гигабайт.

Всего сегодня выделяется 4 режима работы ОЗУ:

  1. Одноканальный.
  2. Двухканальный.
  3. Трёхканальный.
  4. Четырёхканальный.

Первый считается устаревшим и присутствует только в старых ПК. Его суть заключается в том, что все данные записываются последовательно в каждый модуль, независимо от их общего количества. Современные компьютеры могут работать в таком режиме в том случае, если пользователь установил только одну планку оперативной памяти.

Большинство выпущенных за последние годы материнок работает в двухканальном режиме. Однако в продаже также предлагаются платы с поддержкой трёх- и четырёхканальных конфигураций. Впрочем, стоимость таких моделей достаточно высока, а преимущество обозначенных режимов можно заметить не всегда.

При этом нужно учитывать, что двухканальный режим работает при использовании 2 или 4 планок памяти, трёхканальный – 3 или 6, а четырёхканальный – 4 или 8. Ещё одним важным нюансом является необходимость установки модулей с аналогичным объёмом, частотой, таймингами и другими параметрами.

Впрочем, если характеристики планок не будут совпадать, то на работоспособность это не повлияет (за исключением напряжения). При разных частотах система сможет функционировать на частоте самого медленного модуля. Аналогичное правило характерно и для таймингов. При несовпадении объёмов в ПК просто не будет работать многоканальный режим.

Отдельно также стоит отметить опцию Flex. Она позволяет отходить от указанного правила и использовать для двухканального режима планки памяти разного объёма. В этом случае совпадающие объёмы будут использоваться в двухканальном режиме, а оставшийся – в одноканальном. К примеру, при выборе модулей на 8 и 4 Гб по 4 гигабайта из каждой планки будут работать в двухканальном режиме, когда остальные 4 Гб из первого модуля смогут функционировать в одноканальном.

При покупке нужно учитывать, что один модуль оперативной памяти будет стоить немного дешевле комплекта планок с аналогичными параметрами и таким же суммарным объёмом. Однако приобретение всех планок отдельно друг от друга обойдётся вам в ощутимо большую сумму. Поэтому при наличии достаточно бюджета лучше сразу же приобретать комплект требующегося объёма.

Важно! Flex Mode поддерживается не всеми материнскими платами, поэтому перед подбором оперативной памяти для расширения следует прочесть инструкцию к вашей плате.

Форм-фактор


Также из характеристик модулей памяти для пользователей важен форм-фактор. Он бывает DIMM или SO-DIMM. Первый представляют собой стандартные планки для ПК, на которых, в зависимости от типа, может располагаться от 168 до 240 контактов. Форм-фактор SO-DIMM обозначает память для ноутбуков или компьютеров небольших размеров материнские платы которых имеют формат Mini-ITX. На таких планках располагается от 72 до 200 контактов.

Напряжение питания

Данная характеристика особенно важна при выборе дополнительной планки памяти для ПК или ноутбука. Несмотря на то, что большинство современных планок работают на стандартном напряжении (2.5В для DDR, 1.8В – DDR2, 1.5В – DDR3, 1.2В – DDR4), в продаже также представлены решения для энтузиастов с повышенным питанием и модели с пониженным. Устанавливать в ПК несовместимые по данному параметру планки строго запрещено, ведь возможна нестабильная работа оперативной памяти (если планка не будет получать достаточно напряжения) или даже выход её из строя (при подаче на оперативку более высокого питания, чем ей требуется для работы).

Перед покупкой дополнительного модуля ОЗУ для компьютера в первую очередь удостоверьтесь, что требуемое им питание соответствует напряжению оперативной памяти, установленной в вашем ПК.

Расшифровка маркировки оперативной памяти


Для маркировки планок любого типа используются стандартные обозначения, включающие в себя буквы PC и число, обозначающее скорость передачи в Мб/с (пропускная способность). Но ориентироваться по ним обычному пользователю не слишком удобно, ведь куда удобнее знать частоту и тайминги.

Обычно продавец указывает всю информацию о памяти, но если вы подбираете оперативку б/у на сайте объявлений, то неопытный пользователь вполне может указать нечто вроде PC2-8500. Это означает, что перед нами оперативная память типа DDR2 с частотой 1066 МГц и таймингами CL5.

Планки DDR3 обозначаются PC3:

  • 10600 – 1333 МГц;
  • 12800 – 1600 МГц;
  • 14400 – 1866 МГц;
  • 16000 – 2000 МГц.

В первом случае тайминги CL9, а в трёх остальных CL11.

Планки DDR4 отмечаются, соответственно, PC4:

  • 17000 – 2133 МГц;
  • 19200 – 2400 МГц;
  • 21300 – 2666 МГц;
  • 24000 – 3000 МГц;
  • 25600 – 3200 МГц.

Для первого типа памяти латентность обычно равна CL15, а для прочих – CL16.

Какой фирмы модули оперативной памяти купить


Говоря о том, какую оперативную память выбрать, необходимо также упоминать и о её производителях. На этом рынке существуют свои безусловные лидеры, имеющие богатый опыт и располагающие заводами, оборудованными по последнему слову техники. Известные бренды гарантируют, что приобретённые вами планки смогут без поломок и сбоев прослужить долгие годы. Если вы хотите получить ОЗУ высокого качества и располагаете достаточной суммой средств, тогда стоит присмотреться к следующим популярным производителям модулей оперативной памяти:

  1. Kingston.
  2. Crucial.
  3. Corsair.
  4. G.Skill.
  5. GOODRAM.

При ограниченной сумме денег, выделенных на ОЗУ, отличным выбором также станут такие бюджетные фирмы, как Team Group и AMD, предлагающие отличное соотношение цена-качество для своей памяти.

Старайтесь избегать малоизвестных и неопытных производителей ОЗУ даже в том случае, если они предлагают очень «вкусную» цену. Также изучайте отзывы об интересующих вас комплектах памяти перед их приобретением.

Вывод

Современные ПК могут выполнять огромное количество задач, начиная от обработки фотографий и проигрывания фильмов, а заканчивая запуском современных игр и требовательных графических программ. И если простые задачи можно выполнять на простом железе, то «тяжёлые» приложения требуют мощного процессора, современной видеокарты и, конечное, быстрой ОЗУ. Выбрать для своего компьютера вы сможете благодаря нашим подробным рекомендациям. В случаи если у вас остались какие-то вопросы мы всегда с радостью на них ответим. Удачных покупок!

Если вы хотите собрать мощный компьютер, то вам следует подумать над приобретением многих комплектующих. В этой статье речь пойдет про оперативную память для игрового компьютера. Она очень важна для хранения выполняемого кода и данных, которые обрабатывает процессор. Если не вдаваться в подробности, то без хорошей оперативной памяти у вас не получится поиграть в современные игры. Далее представлены основные характеристики, на которые следует обратить внимание при покупке.

Объем

Для разных целей потребуется разный объем. Обработка стандартных приложений требует около 4 ГБ, оперативная память для игрового компьютера — не менее 8 ГБ. Если вы занимаетесь моделированием, видеомонтажом, проводите работы с графикой, 16 ГБ окажутся как нельзя кстати.
Чтобы узнать объем, который поддерживает материнская плата, загляните в руководство. Стандартные агрегаты имеют четыре слота с возможностью установки до 32-64 ГБ. Но не забывайте, что для оперативки больше 3 ГБ требуется 64-битовая операционная система.

В настоящее время существуют два вида: DIMM и So-DIMM. Первый вариант имеет большие габариты, второй — более компактный, но с меньшей частотой. При выборе материнской платы подумайте о важности размера модулей.

Стандарты

Оперативная память DDR4 для игрового компьютера — самый оптимальный вариант. Сегодня все еще производятся модификации DDR3, но для игр лучше раскошелиться и купить DDR4, потому что новое поколение отличается улучшенной рабочей частотой и на треть экономнее DDR3 в плане электричества. А это оказывает существенное влияние на максимальную скорость при передачи данных. Игровые комплектующие как правило являются ресурсоёмкими в плане электричества, поэтому остановите свой выбор на DDR4, ведь эта оперативная память для игрового компьютера будет наиболее оптимальным выбором.
Каждый вид памяти отличается разъемом, обратите и на это внимание.

Частоты

Новинки DDR4 работают при частоте от 2133 до 3200 МГц. Мобильные системы типа So-DIMM разгоняются только до 2133 МГц. Чем больше частота, тем лучше пропускная способность.
Интегрированная графика — это отдельный случай. Замена оперативной памяти с низкой частотой на более высокую влияет на увеличение кадров в секунду в играх.

Количество модулей

Современные процессоры созданы с двухканальным контроллером памяти, но также выпускаются -четырех и восьмиканальные модули. Чтобы активировать многоканальный режим и раскрыть весь потенциал системы необходимо придерживаться определенной последовательности при заполнении слотов. Это можно определить по цветовой маркировке, но не везде можно ее заметить. Перед этим прочитайте руководство, прилагаемое к материнской плате.
Рекомендуется использовать модули памяти от одного производителя и с одинаковыми характеристиками каждого из них, но ничего страшного не произойдет, если вы установите планки оперативной памяти от разных компаний на Ваш компьютер.

Тайминг

Тайминг указывается в виде набора цифр на этикетке, к примеру «15-17-17-35». Это значит то, сколько требуется системе циклов, чтобы подготовиться к передачи данных. Этот параметр не так важен, как тактовая частота, поэтому обращать на него внимание следует во вторую очередь. Но если говорить вкратце, то чем меньше задержка, тем лучше.

Выбор производителей

В данный момент на рынке самыми крупными компаниями по производству памяти являются: Самсунг, Микрон, Тошиба, Хьюникс. Если для вас важно соотношение качества и стоимости, доверяйте компаниям с большим опытом производства.

Для меня это Kingston. Сколько себя помею, все планки памяти для игрового компьютера были именно этой фирмы.

Система охлаждения

Память игрового компьютера желательно оснащать пассивной системой охлаждения. Устройство радиаторов бывает разным: пластины из алюминия и даже массивные конструкции с системой охлаждения жидкостного типа с трубками различного диаметра.
В наличии у DDR4 есть дополнительные радиаторы даже при работе на минимальных частотах. Но охлаждение в этом случае практически не нужно, а вот для любителей экспериментов, позволяющих разогнать память, об уменьшении температуры стоит задуматься.
Помните про свободное пространство, ведь если вы установите радиаторы, то большой кулер для центрального процессора попросту не вместиться.

О разгоне

Все современные модули обладают технологическим запасом, так как они могут разогнаться выше указанной частоты в несколько раз. DDR3 и DDR4 при разгоне будут иметь небольшие задержки.
Существует еще один способ «баловства» — уменьшение таймингов до момента потери стабильности системы.
Ускорение оперативной памяти — это не столько важное мероприятие, как больше дополнительный подарок. Эксперименты с возможностями — шалости для любителей попробовать новенького.

Регистровый вид памяти

Этот вид предназначен для корректирования некоторых ошибок, возникающих в системе, и используются для решения серверных вопросов, но никак не для игровых компьютеров.
Буферизация данных во время работы способствует появлению задержки, плюс требуется установка дополнительного оборудования, что влияет на цену. Да и стандартные материнки выпускаются без подходящих разъемов для регистрового вида.

Вод собственно и вся статья, надеемся, что она поможет Вам правильно выбрать память для игрового компьютера.

Видео: Как выбрать память для игрового компьютера

Вконтакте

Инструкция

Для правильного подбора комплектующих к материнской плате вам нужно знать два параметра, которыми обладает ОЗУ (оперативное запоминающее устройство) – это скорость и объем. Скорость в MHz, объем – в Mб. Для современных мощных компьютеров рекомендуется приобретать две и более платы оперативной памяти. В том случае если вы решили последовать этому совету, то приобретайте платы с одинаковыми параметрами. Это сможет гарантировать стабильную работу . Если какая-то плата будет работать быстрее, а какая-то медленнее, ваш компьютер будет ориентироваться на более слабую ОЗУ. Если вы купили оперативную память объемом в 1 Гб, то вторую стоит покупать точно такую же, не меньше.

Считается, что на процессор в 1000 MHz требуется плата оперативной памяти минимум в 512 Мб. Рассчитывайте необходимый объем по этому параметру в зависимости от частоты вашего собственного процессора. Чем процессор, тем больше ОЗУ ему потребуется. Например, для мощного необходимо от 2 до 4 Гб оперативной памяти.

Также при подборе ОЗУ для своего компьютера вы должны знать, чем отличаются разные типы памяти – DDR, DDR II и DDR Ш. Различаются они, прежде всего, совместимостью с теми или иными моделями материнских плат. Оперативная память формата DDR встречается довольно редко и свойственна старым моделям компьютеров. Узнайте, какой тип оперативной памяти вашей материнской платой, только после этого отправляйтесь в магазин, ведь если вы купите плату памяти неподходящего типа, она просто напросто не установится.

Оперативной памятью (ОП) называется рабочая область для деятельности центрального процессора (CPU). В ней хранятся данные и программы, запущенные в данный момент работы компьютера. ОП является временным хранилищем данных и в момент перезагрузки или выключении ПК она полностью «пустеет».

Инструкция

Динамическая память с произвольным доступом или DRAM – по этой технологии выполняется ОП в современных компьютерах.

Тип ОП. Есть несколько типов памяти и перед выбором нужного важно определить, поддерживается ли он материнской картой вашего ПК. А вот список типов :
DDR характеризуется двойной скоростью передачи данных. Сейчас этот тип ОП морально и физически и уже почти не используется. Модуль DDR имеет 184 и стандартное питающее напряжение в 2,5 В;
DDR2 получил сегодня наиболее широкое распространение. Позволяет выборку 4-х бит за такт, в то время как DDR – только 2 бита. Имеет по 120 контактов с каждой стороны. Питающее напряжение составляет 1,8 В.
DDR3 позволяет делать выборку уже 8-ми бит за один такт. Контактов имеет тоже 240, как и DDR2, а стандартное его напряжение составляет всего лишь 1,5 В. Кроме того, у DDR3 понижено потребление энергии на 40% относительно памяти DDR2. Поэтому, для и нэтбуков такая память практически незаменима.

Теперь поговорим о пропускной способности. Чем больше у шины ОП этот показатель, тем больше

Думаю, ни для кого не является секретом, что оперативная память — это важный компонент геймерской системы, и на быстродействие в играх влияют сразу несколько параметров ОЗУ. Например, не так давно лаборатория 3DNews выяснила, что центральные процессоры AMD Ryzen очень чувствительны к частоте DDR4. Тестирование показало: использование быстрой памяти DDR4-3200 в сравнении со стандартной DDR4-2133 при одинаковых таймингах увеличивает FPS в играх на 12-16% в зависимости от приложения. Поэтому, если вы хотите выжать максимум из своей системы, покупка быстрого комплекта ОЗУ — это один из самых действенных вариантов.

На производительность влияет не только частота, но и задержки. И все же самый важный параметр оперативной памяти — это объем. Если в случае использования медленного комплекта мы лишаемся единиц FPS, то при нехватке определенного количества гигабайтов игра либо будет тормозить, либо не запустится вовсе. Поэтому мы решили выяснить, сколько ОЗУ необходимо игровому компьютеру в 2017 году. Очевидно, что основная «баталия» развернется между комплектами объемом 8 и 16 Гбайт.

Наглядный пример — пользователь произвел апгрейд своего компьютера, дополнив имеющуюся конфигурацию видеокартой уровня GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Теперь его системный блок полностью соответствует рекомендуемым требованиям Watch_Dogs 2, в которую так хотелось поиграть. Однако даже без применения максимальных настроек качества графики времяпрепровождение в любимой «песочнице» было омрачено то и дело появляющимися микрозависаниями. И вроде GeForce GTX 1060 отлично справляется со своей работой, так как средний показатель держится в районе 50 FPS, но все впечатление портят эти просадки! Оказывается, к возникновению визуально заметного падения частоты кадров причастна нехватка оперативной памяти, потому что добавление еще 8 Гбайт отчасти решило эту проблему — при тех же настройках и с той же видеокартой играть стало комфортнее.

Главная тема обозначена, но, на мой взгляд, не менее важно ответить еще на один вопрос: исправит ли ситуацию с нехваткой оперативной памяти в играх использование быстрого файла подкачки?

⇡ Современные игровые платформы

Под определение «игровой компьютер» попадает очень большое число конфигураций. Например, в ежемесячной рубрике « » рассматриваются десять различных систем. В состав самой недорогой входят Pentium G4560, GeForce GTX 1060 3 Гбайт и 8 Гбайт DDR4. Использование такого объема оперативной памяти — самый распространенный вариант, если верить официальной статистике игрового клиента Steam. Но современные платформы позволяют устанавливать 64 и даже 128 Гбайт ОЗУ.

Актуальные игровые платформы
Intel AMD
Сокет LGA1155 LGA2011 LGA1150 LGA2011-v3 LGA1151 AM3+ FM2/2+ AM4
Год поступления в продажу 2011 год 2011 год 2013 год 2014 год 2015 год 2011 год 2012 год 2017 год
Поддерживаемые процессоры Sandy Bridge, Ivy Bridge Sandy Bridge-E,
Ivy Bridge-E
Haswell, Haswell Refresh и Devil"s Canyon, Broadwell Haswell-E, Broadwell-E Skylake, Kaby Lake Zambezi, Vishera Trinity, Richland, Kaveri, Godavari (Kaveri Refresh) Ryzen, AMD 7th Generation A-series/Athlon
Контроллер памяти DDR3-1066/1333 DDR3-1066/1333
/1600/1866
DDR3-1333/1600 DDR4-2133/2400 DDR4-1866/2133/
2400, DDR3L-1333/1600
DDR3-1066/1333/
1600/1866
DDR3-1600/1866/
2400
DDR4-2133/2400/
2666
Встроенный, двух-канальный Встроенный, четырех-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, четыре-хканальный Встроенный, двух-
канальный
Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный
Максимальный объем оперативной памяти 32 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт Haswell-E— 64 Гбайт Broadwell-E — 128 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт 64 Гбайт 64 Гбайт

Даже сейчас, без тестирования, можно смело заявить: указанный максимальный объем оперативной памяти избыточен для игровых конфигураций, хотя сфера развлечений и является в последнее время наиболее активным двигателем компьютерного прогресса. Как уже было сказано, большинство пользователей устанавливают в свои системы 8 или 16 Гбайт. В таблице перечислены как самые современные (LGA1151, LGA2011-v3, AM4), так и проверенные временем платформы, которые вполне можно отнести к разряду игровых в 2017 году. В большинстве случаев центральные процессоры AMD и Intel используют двухканальные контроллеры оперативной памяти. Это значит, что на материнских платах под соответствующую платформу используется либо два слота DIMM, либо четыре. А у плат с гнездом LGA2011 и LGA2011-v3 четыре или восемь разъемов для установки ОЗУ соответственно. Для процессоров Haswell-E и Broadwell-E есть и «экзотическое» исключение из правил — ASRock X99E-ITX/ac.

Двухканальный режим встроенного в центральный процессор контроллера памяти подразумевает использование четного количества модулей. Для того чтобы со временем спокойно нарастить объем ОЗУ, лучше использовать материнскую плату с четырьмя слотами DIMM. Так, мы можем приобрести комплект памяти объемом 16 Гбайт, состоящий из двух модулей по 8 Гбайт, а со временем докупить еще два модуля с аналогичными характеристиками. Некоторые материнки располагают всего парой разъемов для установки оперативки — это либо совсем бюджетные платы (например, на базе чипсетов H110, B250 и A320 для процессоров Kaby Lake и Ryzen), либо устройства форм-фактора mini-ITX, либо эксклюзивные оверклокерские решения, такие как ASUS Maximus IX Apex. Данные устройства поддерживают вдвое меньший объем ОЗУ: 32 Гбайт для процессоров Skylake, Kaby Lake и Ryzen; 16 Гбайт для процессоров Haswell, Broadwell, Sandy Bridge, Ivy Bridge и Vishera. Учитывайте этот момент при апгрейде или при сборке системного блока с нуля.

⇡ Тестовый стенд

Во время всех испытаний использовалась платформа LGA1151 вместе с процессором Core i7-7700K, разогнанным до 4,5 ГГц. Менялись видеокарты, оперативная память и накопители. Полный перечень комплектующих представлен в таблице.

Конфигурация тестового стенда
Центральный процессор Intel Core i7-7700K @4,5 ГГц
Материнская плата ASUS MAXIMUS IX Hero
Оперативная память Kingston HyperX Predator HX430C15PB3K4/64, DDR4-3000, 4 × 16 Гбайт
Kingston HyperX Fury HX421C14FB2K2/16, DDR4-2133, 2 × 8 Гбайт
Накопители Western Digital WD1003FZEX, 1 Тбайт
Samsung 850 Pro
Видеокарты ASUS GeForce GTX 1060 (DUAL-GTX1060-3G), 3 Гбайт
ASUS Radeon RX 480 (DUAL-RX480-O4G), 4 Гбайт
Блок питания Corsair AX1500i, 1500 Вт
Процессорный кулер Noctua NH-D9DX
Корпус Lian Li PC-T60A
Монитор NEC EA244UHD
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для видеокарт
AMD Crimson ReLive Edition 17.4.2
NVIDIA GeForce Game Ready Driver 381.65
Дополнительное ПО
Удаление драйверов Display Driver Uninstaller 17.0.6.1
Измерение FPS Fraps 3.5.99
FRAFS Bench Viewer
Action! 2.3.0
Разгон и мониторинг GPU-Z 1.19.0
MSI Afterburner 4.3.0
Дополнительное оборудование
Тепловизор Fluke Ti400
Шумомер Mastech MS6708
Ваттметр watts up? PRO

⇡ Потребление оперативной памяти в современных играх

Определить, сколько оперативной памяти потребляют современные игры, не так сложно. Существует большое количество диагностических утилит. Но важно понимать, что объем используемого ОЗУ зависит от нескольких параметров, а потому может заметно отличаться на разных системах. Так, вместе с запуском игр не перестает работать и различный софт.

Например, открытие всего десяти вкладок Chrome приводит к увеличению потребления оперативной памяти на 1,5 Гбайт. Аппетиты браузера Google уже давно стали «мемом», но давайте не будем забывать про постоянно активные мессенджеры, антивирусы, драйверы и прочие утилиты, которые загружаются вместе с операционной системой.

Недавно я провел сравнительное тестирование GeForce GTX 1060 3 Гбайт и Radeon RX 470 4 Гбайт. Среди пользователей бытует мнение, что дополнительный гигабайт видеопамяти — это еще один довод в пользу графического адаптера AMD. Небольшой эксперимент показал, что из двенадцати игр ровно половина потребляет больше четырех гигабайт видеопамяти в разрешении Full HD. В стенде использовался ускоритель GeForce GTX 1080 с 8 Гбайт GDDR5. Получается, что в случае нехватки видеопамяти все данные, которые не поместились в ячейки GDDR5, будут помещены в ОЗУ. Некоторые игры сразу же информируют пользователя о превышении лимита видеопамяти. Некоторые — GTA V, HITMAN, Battlefield 1 — элементарно не дадут выставить более высокое качество графики, пока пользователь сам не снимет специальный «предохранитель» в меню с настройками. Поэтому для более детального изучения вопроса необходимо использовать несколько видеокарт. Мой выбор остановился на трех ходовых моделях NVIDIA: GeForce GTX 1060 с 3 и 6 Гбайт GDDR5, а также GeForce GTX 1080.

Настройки графики в играх
API Качество Полноэкранное сглаживание
1920 × 1080 / 2560 × 1440 / 3840 × 2160
1 «Ведьмак-3: Дикая охота», Новиград и окрестности DirectX 11 Макс. качество, NVIDIA HairWorks вкл AA
2 Mass Effect Andromeda, первое задание Макс. качество Временное сглаживание
3 Ghost Recon Wildlands, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA + FXAA
4 GTA V, город и окрестности Макс. качество 4 × MSAA + FXAA
5 Rise of the Tomb Raider, советская база Макс. качество SMAA
6 Watch_Dogs 2, город и окрестности Ультра, HBAO+ Временное сглаживание 2 × MSAA
7 Fallout 4, Даймонд-сити и окрестности Макс. качество, текстуры высокого разрешения, осколки от пуль выкл. TAA
8 HITMAN, встроенный бенчмарк DirectX 12 Макс. качество SMAA
9 Total War: WARHAMMER, встроенный бенчмарк Макс. качество 4 × MSAA
10 Battlefield 1, миссия «Работа для молодых» Ультра TAA
11 Deus Ex: Mankind Divided, комплекс «Утулек» Макс. качество 2 × MSAA
12 Sid Meier’s Civilization VI, встроенный бенчмарк Ультра 8 × MSAA
13 Star Wars Battlefront, карта «Битва на Эндоре» Макс. качество TAA
14 Tom Clancy"s The Division, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA
15 DOOM, миссия OИК Vulkan Ультра TSSAA 8TX

Потребление оперативной памяти измерялось в пятнадцати приложениях. На графиках отображен максимальный показатель загрузки, который был зафиксирован после 10 минут произвольного игрового процесса. Для большей наглядности результаты округлены. Показатели загрузки ОЗУ фиксировались при помощи программы MSI Afterburner с частотой опроса 100 мс. Среди прочих программ при запуске игр активными были только клиенты Steam, Origin и Uplay, а также «Защитник Windows», FRAPS и MSI Afterburner.

Высказанное ранее предположение стало фактом — уже в разрешении Full HD мы видим, что с применением 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060 планку в 8 Гбайт ОЗУ преодолели девять игр из пятнадцати. То есть больше половины. Те же самые игры, запускаемые на стендах с GeForce GTX 1060 6 Гбайт и GeForce GTX 1080, оказались менее «прожорливыми» по части оперативной памяти.

При увеличении разрешения тенденция сохранилась — уже тринадцать из пятнадцати игр потребляли больше 8 Гбайт оперативной памяти в стенде с установленной GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Стабильно больше 10 Гбайт ОЗУ потреблялось в семи проектах. Заметно возросла загрузка оперативки и в случае использования в стенде GeForce GTX 1060 6 Гбайт. Значит, играм при заданных нами настройках качества графики уже недостаточно шести гигабайт видеопамяти.

Тестирование в разрешении Ultra HD проводилось только с участием GeForce GTX 1080, потому что использовать версии GeForce GTX 1060 в таком разрешении нет никакого смысла — графические процессоры этих видеокарт элементарно не справятся с возросшей нагрузкой.

Результаты оказались вполне прогнозируемыми. Можно смело констатировать: многие современные ААА-проекты на близких к максимальным настройках качества графики потребляют больше 8 Гбайт оперативной памяти. Кроме того, замеры в Rise of the Tomb Raider, Watch_Dogs 2, Deus Ex: Mankind Divided и Mass Effect Andromeda демонстрируют отсутствие серьезного запаса прочности при наличии в системе и 16 Гбайт ОЗУ. К тому же тестирование проводилось с минимумом активных приложений в Windows 10. На мой взгляд, есть все предпосылки к тому, что в скором времени появятся проекты, которым будет недостаточно 16 Гбайт оперативной памяти при максимальных или близких к ним настройках качества графики.

Думаю, многие уже обратили внимание на тот факт, что я рассмотрел всего один сценарий — игры на максимальных (или близких к ним) настройках качества графики. Однако большинство геймеров пользуются менее производительными видеокартами, а потому используют различные режимы качества.

Компьютерные игры тем и хороши, что, как правило, обладают большим количеством настроек, которые ухудшают или улучшают качество выдаваемой картинки. Например, в Deus Ex: Mankind Divided заложено пять заранее запрограммированных режимов: «Низкие», «Средние», «Высокие», «Очень высокие» и «Ультра». Подобными категориями пользуются многие разработчики. Обратите внимание, что достаточно тяжело (иногда даже нереально) на глаз определить, где выставлено высокое качество, а где — очень высокое. Таким образом, выкручивать ползунки до максимума в ряде игр нет никакого смысла. А видеопамяти и ОЗУ при этом используется заметно меньше.

Из списка игр, которые на максимальных (или близких к ним) настройках качества потребляли больше всего оперативной памяти, я выбрал пять приложений: Watch_Dogs 2, Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided и Ghost Recon Wildlands. Используя все те же видеокарты NVIDIA, я измерял потребление оперативной памяти при активации заранее заготовленных разработчиками режимов. В некоторых играх (Watch_Dogs 2 и Ghost Recon Wildlands) при изменении общего качества графики автоматически меняется и сглаживание. В других приложениях параметр антиалиасинга необходимо задавать отдельно. Собственно говоря, в Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided для этой части эксперимента сглаживание не использовалось вообще. Результаты занесены в сводную таблицу.

Зеленым цветом выделены области, в которых зафиксирован отрадный факт — игры при активации определенного режима качества графики потребляют меньше 8 Гбайт оперативной памяти. Таблица наглядно показывает, что выставление параметров «Высокий» и «Средний» подходит для видеокарт, у которых видеопамяти 4 Гбайт и меньше, для графических адаптеров с 6+ Гбайт GDDR5 — тем более.

Заметно и резкое падение потребления ОЗУ в Rise of the Tomb Raider при использовании 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060. Мы видим логичное подтверждение тому факту, что при использовании режима качества картинки «Высокое» игра требует меньше видеопамяти, чем на «максималках».

Конечно же, сказывается на потреблении видеоОЗУ и системной памяти и отключение сглаживания, которое должно устранить неровности (лесенки) по краям объектов. Антиалиазинг — это один из параметров, критичный к объему видеопамяти. Поэтому в игровой системе с 8 Гбайт ОЗУ и графическим ускорителем с 2, 3 или 4 Гбайт видеопамяти есть смысл выключать сглаживание или же использовать «легкие» режимы, если такие поддерживаются приложением.

Текстуры — это второй параметр, критичный к объему видеопамяти, а следовательно, и оперативной памяти. Использование текстур низкого разрешения заметно портит изображение, но в то же время особой разницы между режимами «Высокое» и «Очень высокое» в Rise of the Tomb Raider не наблюдается (в других играх — тоже). Поэтому при нехватке видеопамяти и ОЗУ и этим параметром вполне можно пожертвовать ради достижения комфортного фреймрейта.

Максимальное потребление оперативной памяти (NVIDIA GeForce GTX 1060 3 Гбайт), Мбайт
Качество текстур
Rise of the Tomb Raider (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания) Watch_Dogs 2 (общие настройки качества — режим "Ультра", но без сглаживания) Deus Ex: Mankind Divided (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания)
Очень высокое 11600 Ультра 11000 Ультра 11000
Высокое 6900 Высокое 9700 Очень высокое 9600
Среднее 6400 Среднее 8800 Высокое 7800
Низкое 6200 Низкое 7800 Среднее 7100
Низкое 6900
Тени
Очень высокое 10700 HFTS 11600 Очень высокое 11000
Высокое 10500 PCSS 11000 Высокое 10900
Среднее 10300 Ультра 11000 Среднее 10800
Выкл. 10300 Очень высокое 11000
Высокое 10400
Среднее 10400
Низкое 10300

Настроек изображения в компьютерных играх очень много. Разработчики тесно сотрудничают с производителями железа — AMD, NVIDIA и Intel, а потому приложения изобилуют разным количеством всевозможных опций. Например, в Rise of the Tomb Raider реализован режим PureHair, который заметно преображает прически персонажей этой игры. А еще используются различные технологии преграждения окружающего света (SSAO, HBAO, HBAO+, VXAO и так далее), которые затемняют впадины и углы, добавляя им визуальной глубины.

Все эти настройки в той или иной степени влияют на потребление видеопамяти и ОЗУ. Однако не так сильно, как сглаживание, тени и размер текстур.

Вроде бы ответ на основной вопрос получен: замеры потребления оперативной памяти показывают, что 16 Гбайт — наше все, если вы планируете играть с максимальными настройками качества графики. С другой стороны, есть доказательство того, что и 8 Гбайт ОЗУ все еще достаточно для любого современного проекта — требуется лишь снизить качество изображения. Чаще всего достаточно выставить режим «Высокое» или «Среднее». По мнению автора, картинка при этом будет все равно вполне приемлемого уровня. Однако интересно узнать, как поведут себя типовые игровые системы при нехватке ОЗУ? Этому вопросу посвящена вторая часть эксперимента.