Основы работы в Adobe Photoshop CS5. Компьютерный шрифт Что такое шрифтовой файл

OpenType ® - новый формат шрифта с перекрестной платформой, разработанный совместно Adobe и Microsoft. Спецификации OpenType были выпущены в 1997 году, формат вобрал в себя все последние достижения в области шрифтовых технологий. Adobe переконвертировали полностью Adobe Type Library в этот формат и теперь предлагают сотни шрифтов OpenType. Два основных преимущества формата OpenType - совместимость его c обеими платформами - (один и тот же файл шрифта работает под Macintosh и Windows) и его способность поддерживать значительно расширенный набор символов, что обогащает лингвистическое обеспечение и облегчает управление файлом.

Формат OpenType - модификация TrueType формата SFNT , где сохранены Adobe ® Postscript ® данные шрифта и добавлены новые типографские свойства. OpenType шрифты, содержащие данные Postscript , как, например, в Adobe Type Library, могут включать типы шрифтов и - имеют расширение .otf , в то время как основанные на языке TrueImage (т.е. содержащие TrueType шрифты для Макинтош и Windows) шрифты формата OpenType имеют расширение .ttf и распространяются Microsoft. Для использования.otf-шрифтов операционная система требует Adobe Type Manager (ATM) или наличия встроенной поддержки PostScript-шрифтов. Шрифты OpenType могут включать расширенный набор символов и обеспечивать более широкое лингвистическое обеспечение и более точное управление. Шрифты OpenType от Adobe с богатым набором средств отмечены приставкой "Pro", которая является частью имени шрифта и появляется в прикладных меню шрифта. OpenType шрифты могут быть установлены рядом с форматами и .

OpenType может иметь "цифровую подпись" производителя. Эта подпись позволяет операционной системе определить происхождение шрифта и выяснить, был ли он модифицирован.
Так же как TrueType, шрифты OpenType имеет так называемый "параметр уровня встраивания" ("embedding flag"). Этот механизм определяет, какие ограничения накладываются на встраивание шрифта в документ для его распространения с этим документом.
Шрифты OpenType используют более эффективные методы сжатия данных: Compact Font Format (CFF) фирмы Adobe для данных PostScript и MicroType Express фирмы Agfa для данных TrueType. Благодаря сжатию файлы со шрифтами занимают меньше места на диске и быстрее пересылаются по сети.

Любой OpenType шрифт использует единственный файл шрифта для всей его иерархической структуры, показателей и растровых данных, упрощая управление файлами. Кроме того, тот же самый файл шрифта работает и под Macintosh и под Windows. В результате, OpenType позволяет вам перемещать файлы шрифта между платформами гораздо мобильнее.
Точечный рисунок, векторная структура и метрические данные объединены в один файл шрифта OpenType с перекрестной платформой, что упрощает манипуляции со шрифтом. Базирующиеся на Unicode , международном многобайтовом символьном кодировании, охватывающем фактически все в мире языки, шрифты OpenType могут служить для многоязычной печати посредством включения добавочных наборов символов нужного алфавита в один шрифт. Все Adobe OpenType шрифты включают стандартный диапазон символов латиницы, используемых на Западе, и несколько интернациональных символов, включая Adobe OpenType "Pro" шрифты, где есть полный диапазон символов с диакритическими знаками для поддержки центрально- и восточно-европейских языков, например, турецкого и польского. Многие из этих шрифтов также содержат расширенные наборы кириллических и греческих символов в одном файле шрифта. OpenType позволяет программам проектирования шрифтов обеспечивать файл более совершенной языковой поддержкой, чем любой предыдущий формат шрифтов. Одно из главных преимуществ новой технологии - поддержка расширенных типографских возможностей (т.н. OpenType features). Помимо собственно знаков шрифт OpenType может содержать правила использования этих знаков - позиционирование и подстановку одних знаков вместо других при определенных обстоятельствах.

В прошлом типичный западный шрифт Postscript был ограничен 256 глифами, вынуждая вас устанавливать и управлять двумя или более связанными стилями шрифта. OpenType значительно упрощает управление шрифта и публикацию, гарантируя, что все требуемые глифы для документа будут содержаться в одном файле шрифта с перекрестной платформой. Шрифты OpenType могут содержать больше чем 65,000 глифов, поэтому в одном файле шрифта может содержаться много нестандартных глифов, например, полные наборы символов из многих нелатинских алфавитов, а так же широкий спектр надстрочных, подстрочных, математических символов, буквиц, особые формы букв, капитель, контекстные и стилистические замены. Лигатуры - символы, заменяющие собой сочетания типа ff , fi , fl , ffi , ti . Перемычки или какие-либо элементы в подобных сочетаниях во многих шрифтах находятся очень близко друг от друга. Лигатура позволяет их слить, что улучшает внешний вид текста, добавляет шика заголовкам. Для письменностей ряда восточных языков (арабский, фарси), где знаки соединяются и могут иметь различные формы, в зависимости от того, в какой части слова находятся, подмена лигатурами получает первостепенную важность.

Исторически сложилось так, что некоторые из шрифтов самого высокого качества включают разные начертания для различных размеров печати. Некоторые шрифты из Adobe OpenType включают четыре оптических разновидности размера: подстрочный (6-8 пункта), регулярный (9-13 пункта), подзаголовочный (14-24 пункта) и крупнокегельный (25-72 пункта). Называемые "Opticals", эти изменения (разновидности) были оптимизированы для использования в определенных размерах шрифта.

Являясь самым важным в обсуждении OpenType показательно различия между символами и глифами. Символы - объекты, назначенные по стандарту Unicode , которые представляют самые маленькие семантические модули языка. Глифы - это графический образ знака. Один знак может соответствовать нескольким глифам: нижний регистр "a", капительная буква "a" и специальный символ "a" - это три отдельных глифа. Один глиф может также представлять многие символы, как в случае "ffi " связи, который соответствует последовательности трех символов: f , f и i .
Для любого символа имеется заданный по умолчанию глиф и позиционированные данные. Приложение размещения показывает как один или несколько символов могут изменять позиционирование или менять глиф.

В то время как большинство приложений Macintosh и Windows совместимо с OpenType через Индикатор АСИНХРОННОЙ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ или поддержку операционной системы, Adobe InDesign ® и Adobe Photoshop ® выступили как первые приложения Adobe, поддерживающие особенности OpenType. Любые дополнительные глифы в OpenType могут быть выбраны вручную через палитру Глиф->Вставка. Adobe InDesign позволяет Вам выбирать и вставлять любой дополнительный глиф из шрифта OpenType, использующего палитру Вставки.
Сейчас список программ Adobe поддерживающих возможности форматы OpenType/TT и OpenType/PS расширился до пакета Adobe Creative Suite . Кроме вышеперечисленных программ, туда входит Adobe Illustrator CS и ImageReady CS.
Многоязычная поддержка

  • для OpenType/PS и OpenType/TT многоязычная поддержка реализована в CorelDRAW 10 и 11 версии, а так же в MS Word 2003
  • для OpenType/TT в MS Word 2000, 2002; Adobe Illustrator 10 для Mac и PC

Другие популярные приложения, такие как Freehand, QuarkXPress все еще работают с OpenType шрифтами как с обычными шрифтами в кодировке Western.

К сожалению, не смотря на благие намерения унифицировать PostScript и TrueType в одном формате, OpenType с данными PostScript (OT/PS) и OpenType с данными TrueType (OT/TT) работают по-разному в различных системах и приложениях.
Кроме того, новые возможности формата могут поддерживаться не в полном объеме.
Существуют 3 уровня поддержки:

  • Базовая поддержка - шрифты OpenType работают как обычные шрифты в кодировке Western.
  • Многоязычная поддержка - шрифты OpenType могут использоваться в соответствии с кодировкой Unicode .
    Замечание: Будьте внимательны, даже если в операционную систему встроена поддержка кодировки Unicode, это еще не означает, что все приложения автоматически пользуются средствами этой поддержки, и, наоборот, в ОС с базовой поддержкой, некоторые приложения могут работать со шрифтами напрямую, и иметь доступ к знакам за пределами однобайтного диапазона.
  • Полная поддержка - Unicode + поддержка расширенной типографики: шрифты OpenType могут использоваться в соответствии со всеми своими возможностями замены и позиционирования глифов.

Windows 95, 98, ME работает со шрифтами OpenType/TT так же, как и со стандартными TrueType шрифтами, с ограниченной поддержкой Unicode. OT/PS не поддерживается возможностями системы, для его поддержки требуется установить ATM (Adobe Type Manager) 4.1.2 или более новые версии.
В Windows 2000, XP встроена полная многоязычная поддержка для форматов OpenType/TT и OpenType/PS (ATM не требуется). Встроена также ограниченная поддержка расширенной типографики OpenType - автоматическая замена и позиционирование глифов для некоторых сложных письменностей (Арабской, Деванагари..)
Mac OS Classic (7.x - 9.x) не поддерживает формат OpenType/TT и имеет базовый уровень поддержки для OpenType/PS при установке ATM 4.6.2 или более новой версии.
В Mac OS X встроена многоязычная поддержка для обоих форматов OpenType/TT и OpenType/PS. ATM не требуется.

Aleksey Mandrykin

Пожалуй, самый распространённый на сегодняшний день формат шрифтов это TrueType и его расширение - OpenType.
Стандарт TrueType разработан компанией Apple в конце 1980-х годов и представляет собой векторное описание символов шрифта, что позволяет их легко масштабировать. Файл шрифта состоит из нескольких двоичных таблиц, которые описывают различные свойства шрифта.

Первые компьютеры Apple использовали процессоры Motorolla 68xxx, которые имели отличный от архитектуры x86 порядок байт в машинном слове. При работе непосредственно с файлом шрифтов необходимо учитывать этот факт.

Формат OpenType обратно совместим с форматом TrueType и является его расширением. Одной из новых возможностей OpenType являются коллекции шрифтов (расширение.ttc). Коллекция описывает несколько шрифтов, при этом некоторые таблицы коллекции могут быть общими для всех шрифтов коллекции.

Для чего может понадобиться знание внутреннего устройства шрифта? Например, некоторые форматы документов (pdf, xps) позволяют включать файл шрифта непосредственно в документ. Это делается для того, чтобы документ правильно отображался на системе, где не установлен шрифт, используемый в документе. Но даже внедрение шрифта не обязывает знать его структуру. Так зачем же может понадобиться знание внутреннего устройства шрифта? Дело в том, что внедрение даже одного шрифта способно увеличить размер документа во много раз. Это цена, которую приходится платить за возможность использования документа на любой платформе и любом устройстве. Стоит ли говорить, что внедрение нескольких шрифтов может на порядки увеличить размер документа? Именно поэтому возникает необходимость «обрезать» шрифт, оставив в нём только необходимую информацию, например, удалить из шрифта данные о начертаниях символов, не используемых в документе.
Итак, настало время внимательно рассмотреть содержимое TTF файла. Посмотрим, из чего же состоит шрифт Arial из Windows 7. В нём обнаружены следующие таблицы:

На рисунке представлены все таблицы, существующие в шрифте, их размер и позиция таблицы от начала файла шрифта. Как видно из рисунка, самая большая таблица - glyf . Именно она содержит векторное представление символов шрифта. Соответственно, сжатие этой таблицы позволит значительно сократить размер файла. Графическое представление любого используемого символа, будь то цифра, буква, знак или дальневосточный иероглиф, хранится в этой таблице. Принцип хранения информации о символе очень хорошо описан в статье Википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/TrueType

Однако, здесь возникает проблема - таблица глифов содержит только описание глифов, но не содержит информацию об их позициях в таблице. Чтобы получить позицию глифа в таблице glyf, используется вспомогательная таблица loca . Структура этой таблицы исключительно проста - количество её элементов соответствует количеству символов в шрифте и каждый элемент этой таблицы указывает позицию символа в таблице glyf:

Соответственно, при сжатии шрифта, вместе с перестройкой и сжатием таблицы глифов, перестраивается таблица loca. Помимо информации о позиции глифа, из этой таблицы можно получить информацию о количестве байт, занимаемые глифом. На приведённом выше рисунке можно увидеть, что элементы с номерами 1, 2, 3 и 4 имеют одинаковое значение. Дело в том, что количество байт, необходимых для отрисовки символа, можно получить вычитая текущую позицию из позиции следующего элемента таблицы. Например, из фрагмента вышеприведённой таблицы loca, видно, что информация, необходимая для изображения первого символа (элемент 0), занимает 42 байта. Если какой-то символ не имеет графического отображения в таблице глифов, то следующий элемент будет начинаться с той же самой позиции. Таким образом символы, определяемые элементами 1, 2 и 3 не имеют графического представления. Символ, определяемый четвёртым элементом, начинается со смещения 42 и занимает 172 байта.

В мире используются множество языков, а любой шрифт формата TrueType может содержать различные комбинации различных шрифтов для различных языков. Для того, чтобы перейти от кода символа к его графическому представлению, используется дополнительная таблица cmap . Все символы шрифта разбиты на сегменты, где каждый сегмент соответствует набору символов какого-либо алфавита.
Например, нам необходимо, используя файл шрифта, нарисовать русскую букву Ё. Для этого по коду символа находится сегмент в таблице cmap. Если соответствующий символу сегмент не найден, то шрифт не содержит описание символа. Если сегмент найден, то с помощью несложной формулы находится индекс, указывающий позицию этого символа в таблице loca. Элемент таблицы loca по найденному индексу указывает на данные символа в таблице glyf.

Буква Ё неслучайно взята для примера, в найденной позиции таблицы glyf Вы не найдёте буквы Ё. Причина в том, что эта буква является составной из двух глифов - из глифа Е и глифа «комбинированный диарезис» (две точки над символом). Соответственно, в найденной позиции будет описание взаимного расположения и индексы простых глифов, из которого образован составно глиф. Этот момент необходимо учитывать, чтобы при упаковке таблицы по ошибке не удалить части составного глифа.

Таким образом, при переходе от кода символа к его графическому представлению всегда используются три таблицы. А что же остальные таблицы? Часть из них необходима, а часть необязательна, но позволяют улучшить вид печатаемого документа. Например, некоторые шрифты могут содержать в себе тщательно нарисованные художниками графические образы символов, для их корректного отображения на устройствах с низким DPI (графическим разрешением, определяющим количество точек на 1 дюйм). В большинстве случаев можно исключить эту таблицу при сжатии шрифта. В этом случае документ будет иметь чуть худший вид на экране, но при этом хорошо выглядеть при печати на современных принтерах.

Таблица name содержит текстовые описания шрифта - короткое и полное имя, автор шрифта, версия шрифта, лицензионная информация и другие параметры. Именно из этой таблицы черпают информацию различные программы для каталогизации, просмотра и выбора шрифтов. Например, на рисунке ниже показаны некоторые строки, содержащиеся в шрифте Arial.


Базовые свойства шрифта определяются таблицей head. Её содержимое показано на рисунке ниже.

Поля indexToLocFormat и glyphDataFormat таблицы head определяет формат таблиц loca и glyf, поэтому таблица head должна быть прочитана первой. Даты создания и модификации шрифта указаны в секундах, прошедших с 1 января 1904 года. Параметры xMax, xMin, yMax, yMin описывают прямоугольник, в который вписываются любой глиф шрифта. Важный параметр, использующийся при рисовании символов шрифта - untisPerEm. Он определяет, ширину заглавной латинской буквы M в условных единицах. Значение untisPerEm используется для масштабирования символов при их выводе на физические устройства - экран или принтер.

DTP называют весь ассортимент наборных материалов (как печатающих, так и пробельных), применяемых в типографиях. В узком же смысле шрифтом называют комплект литер определенного алфавита с относящимися к ним знаками препинания и цифрами. Шрифт определяет взаимное соответствие между символами определенного алфавита и их изображениями, которые называются литерами . Знаки, образующие шрифт, имеют определенные орнаментальные характеристики, такие как засечки, декоративные завитки и др.


Рис. 4.1.

Источники шрифтов

Шрифты входят в комплект системы Windows, разрабатываются производителями приложений и поставляются вместе с ними. Наконец, есть фирмы, занятые исключительно производством шрифтов на все случаи жизни. Исторически сложилось так, что в мире существует несколько стандартов шрифтов для персональных компьютеров. Наиболее популярны шрифты корпорации Adobe Systems, разработавшей стандарт Type 1, и Microsoft Corp., создавшей формат ТruеТуре. Оба стандарта имеют свои достоинства, что привело к их параллельному сосуществованию. Часто большие коллекции шрифтов поставляются вместе с некоторыми графическими, издательскими или офисными программами. Примером может служить CorelDRAW, в состав поставки которого, помимо самой программы входит также набор шрифтов.

Классификация шрифтов

Классификация шрифтов порядком запутана и противоречива. Но, несмотря на огромное количество шрифтов, созданных для компьютерных издательских систем, по применению их можно разделить всего на 3 группы:

  • шрифты с засечками (антиква - serif ),
  • шрифты без засечек (гротески - sans serif ),
  • прочие - декоративные (decorative), рукописные (script) и т.п.

Российская классификация по ГОСТ 3489-71 и 72 разделяет шрифты на 6 групп, однако фактически все гарнитуры снова можно представить в 3 основные уже упомянутые группы.

Группа 1. Шрифты с засечками (serif)

Засечки , или серифы - горизонтальные элементы окончания основных (иногда соединительных) штрихов имеют самую разнообразную форму: прямоугольную, изогнутую, клювообразную, одностороннюю и т.п. Эти шрифты воспринимаются наиболее быстро, и поэтому наиболее часто используются для набора текста книжных изданий. Характерный и наиболее часто используемый шрифт из этой группы - Times ( рис. 4.2). Шрифты с засечками также называют антиквенными, то есть античными, древними. Дело в том, что впервые подобные элементы у букв применили еще римляне.


Рис. 4.2.

Различные исследования показали, что шрифты с засечками читаются легче, так как засечки помогают взгляду передвигаться от буквы к букве, и буквы при этом не сливаются друг с другом. С другой стороны, что буквы без засечек легче читать в шрифтах очень большого или очень малого размера. Но установить единообразные правила практически невозможно, так как кроме начертания огромное значение имеет кегль шрифта, длина строк, интерлиньяж, свободное пространство и даже бумага (при представлении продукции в бумажном виде).

Группа 2. Шрифты без засечек (sans serif -гротески, рубленые или брусковые)

В шрифтах без засечек ( sans-serif ) отсутствуют завершающие элементы на концах штрихов ( рис. 4.3). Название sans-serif происходит от французского sans - без. Эти шрифты без засечек, слабоконтрастные или без контраста читаются медленнее антиквенных, однако заголовки, набранные этими шрифтами смотрятся более эффектно, кроме того, на устройствах с низкой разрешающей способностью (например - на мониторах) такой шрифт читается легче. Такими шрифтами набирают некоторые журналы. И, наконец, на таких шрифтах рекомендуется обучать чтению. Типичный представитель этой группы шрифтов - шрифт Arial.


Рис. 4.3.

Рубленые заголовочные шрифты обычно имеют более толстые, чем серифы, штрихи, не имеют засечек и хорошо смотрятся в крупном кегле ( рис. 4.4).


Рис. 4.4.
Группа 3. Шрифты декоративные или свободного стиля (Decorative)

Сюда относятся все остальные шрифты. К ним можно отнести рукописные, специальные, рекламные и прочие шрифты, которые нельзя отнести к первым двум группам. Декоративные шрифты имеют произвольный рисунок символов и применяются в основном как элементы дизайна ( рис. 4.5). Эту категорию составляют многочисленные шрифты, которые не укладываются в обычные группы. Чаще всего их используют, чтобы подчеркнуть новизну, яркость, индивидуальность. Но, не советую использовать их в качестве основного текста, так как они неудобочитаемы. Заголовки, броские выделения - вот место для таких шрифтов в тексте.


Рис. 4.5.
Символьные шрифты (Symbol)

Особое место занимают так называемые символьные шрифты, которые вместо букв содержат различные символы, рисунки и т. д. и применяются, конечно, не для набора текста, а для создания графических объектов, формул, чертежей. В качестве примера символьного шрифта на иллюстрации показана таблица литер шрифта Wingdings ( рис. 4.6).


Рис. 4.6.

Разумеется, приведенная выше классификация шрифтов не является строгой и исчерпывающей. Существует множество других классификаций шрифтов. Каждая из них делит шрифты на много классов и подклассов. Обсуждение всех классов шрифтов выходит за рамки данного курса. И в заключение этой части лекции - пример того, как художник - дизайнер (в данном примере - новгородский художник-дизайнер Борис Борисов) в основном не за счет рисунка, а делая акцент на шрифт решил тему "Парфюмерия" - рис. 4.7 .


Рис. 4.7.
Форматы шрифтовых файлов: Растровые шрифты

Растровый шрифт представляет собой набор точек, образующих символы (т.е. литеры описываются как совокупности точек). В связи с этим не существует эффективного способа изменять размеры шрифта и приходится для каждого кегля хранить отдельные наборы символов. Попытка масштабирования такого шрифта при ощутимом коэффициенте увеличения приводит к появлению так называемого лестничного эффекта, когда символы кажутся созданными из крупных блоков без сглаживания стыков. Растровые шрифты в издательских системах в настоящее время непопулярны.

Векторные шрифты (Microsoft TrueType и PostScript = Adobe Type 1)

В векторном шрифте каждый символ состоит из набора точек, соединенных линиями таким образом, что они образуют контур символа. Поэтому такие шрифты называют также контурные (масштабируемые) и описывают их с помощью каких-либо математических средств (векторов, дуг, сплайнов и т.п.). Векторные шрифты могут легко масштабироваться путем изменения пропорций между точками, которые в свою очередь, изменяют длину линий, соединяющих эти точки. Именно с помощью векторных шрифтов делается практически вся верстка. Однако качественное воспроизведение векторных шрифтов при малых размерах сталкивается с серьезными проблемами, так как они образованы небольшим количеством пикселов и линий, что сильно огрубляет контур знака. На современных персональных компьютерах, преобладают два формата цифровых векторных шрифтов: Type 1 фирмы Adobe (часто эти шрифты называются "PostScript шрифтами") и TrueType фирмы Microsoft. Зачастую на одной машине соседствуют не только шрифты в обоих форматах, но даже одни и те же гарнитуры и в TrueType , и в Type1 представлении. Кто же из них лучше?

Шрифтовой формат TrueType

Шрифтовой формат TrueType был разработан в середине 80-х компанией Apple, для операционной системы компьютеров Макинтош . Сегодня же под такими шрифтами как правило подразумевают *.ttf - шрифты фирмы Microsoft. TrueType -шрифты созданы на языке описания страниц TrueImage и используют для формирования контура символа кривые ( сплайны ) второго порядка, т.е. построения шрифтовых знаков в TrueType применяются квадратичные сплайны . Каждый участок контура символа характеризуется (задается) двумя точками (границами участка) и направлением линии на каждой из границ. Часто для задания направления используется третья точка, лежащая на пересечении касательных к кривой на ее концах (на рис. 4.8 это точка "C").


Рис. 4.8.

При печати шрифтов TrueType на струйном принтере, лазерных принтерах или TrueImage-совместимых устройствах информация, используемая компьютером передается непосредственно на принтер. При печати TrueType -шрифтов на принтере PostScript, драйвер принтера обычно преобразует их в PostScript-совместимые шрифты (например, Type 1). При переводе с языка TrueImage на PostScript теряется или искажается часть информации о форме шрифта, толщине линий, хинтинге. Такое преобразование может привести к некоторой потере информации о шрифте (небольшому его изменению). Только при печати на TrueImage PostScript принтере, способном использовать данные True Type, либо содержащем растеризатор True Type, драйвер печати ничего не конвертирует и, следовательно, не искажает.

Замечание

Каждый шрифт True Type описывается в реестре Windows (размер ключа реестра ограничен размером 64 кб) и большое количество установленных на ПК шрифтов замедляет открытие приложений и файлов, выполнение печати. Чтобы сотни не нужных шрифтов не замедляли работу вашей системы - наведите порядок в вашем шрифтовом хозяйстве и подключайте новые шрифты только по мере надобности.

Adobe Type 1 (PostScript) Font Format. Сравнение форматов Type1 и TrueType

Фирма Adobe создала множество шрифтовых форматов, основанных на языке описания страниц PostScript. Самый распространенный из них - Type 1. Формат был создан фирмой Adobe Systems Inc. в 1985 году, а в 1990 - публично раскрыт и документирован. Формат полностью совместим с языком описания страниц PostScript, выпущенным в том же 1985 году, и поддерживается всеми PostScript устройствами. Знаки в шрифтах Type 1 описываются с помощью кривых Безье. Пример фрагмента кривой Безье третьего порядка с образующими его элементами показан на рис. 4.9 .


Рис. 4.9.

Шрифт в формате PostScript отличается от TrueType главным образом тем, что контур строится из кривой третьего, а не второго порядка. Использование кривых более высокого порядка и обуславливает основные преимущества PostScript шрифтов перед TrueType . За счет большего числа степеней свободы PostScript-линия не имеет изломов в точках сопряжения фрагментов, тогда как для TrueType больший или меньший перелом в точке стыковки двух сегментов является почти неизбежным злом. Иначе говоря, символы PostScript шрифта являются более гладкими, чем TrueType , он не требует конвертации при печати на PostScript-устройствах и, как следствие, порождает меньше ошибок. Шрифт True Type состоит из одного файла *.ttf. В ОС Windows XP шрифты True Type размещаются в папке Windows\Fonts. Шрифт Adobe Type 1 состоит из двух компонентов: растрового *. pfm (экранного) и векторного *.pfb (принтерного) файлов (либо из файлов *.pfb, *. afm и *.inf).

Хинты

Итак, существует два типа шрифтов: растровые и контурные (векторные). В полиграфии , как правило, используются не растровые, а векторные шрифты. Одной из причин этому служит тот факт, что при масштабировании качество растровых шрифтов ухудшается ( рис. 4.10).


Рис. 4.10.

Для каждого используемого символа в файле шрифта хранится соответствующее ему изображение так называемый контур символа (path). Контур является визуальным представлением символа, тем, как он будет выглядеть на экране или в печати. Разные символы шрифта могут иметь одинаковые контуры, например русская и английская буквы "А". Суть создания шрифта состоит в создании контуров его символов. В растровых шрифтах контур символа представляет собой битовую карту (растровое изображение) символа. При изменении размера шрифта это изображение приходится увеличивать или уменьшать, что приводит к деформации символов и их неправильному отображению. В контурных шрифтах применяется описание контура шрифта, либо используются специальные графические команды, выполнение которых приведет к отрисовке символа. При создании векторных шрифтов активно используются кривые Безье. Кривая Безье, используется для представления контура символа в шрифте и имеет начальную и конечную точки, а также набор граничных точек (points), к которым стремится данная кривая. Пример текста со шрифтом, построенным на основе кривых Безье показан на рис. 4.11 .


увеличить изображение
Рис. 4.11.

Контуры символа могут быть как простые, так и составные. Составным называется контур, в котором помимо основного контура присутствует дополнительный, модифицирующий его. Например, символ "Ё" является составным - первым контуром будет контур литеры "Е", вторым контуром, присутствующим в данном описании, будет контур двух точек над литерой "Е". Использование составных контуров упрощает создание шрифтов с национальными символами и уменьшает размер шрифтового файла, поскольку отдельно взятый составной символ можно составить из уже присутствующих в шрифте контуров. При отображении символа малого размера учитывают, какие части контура символа следует использовать, а какие нет. Для этого в описание контура символа помещаются хинты - специальные инструкции, указывающие каким образом надо изменять форму контура для достижения наилучшего качества. Хинтовка позволяет воспроизводить (на экране или печатать) контурные шрифты, сохраняя форму символов при низком разрешении. Так хинтовка улучшает вид мелкого текста, напечатанного на лазерном принтере с разрешением 300 dpi . Как правило, редакторы шрифтов сами выполняют хинтинг, избавляя пользователя от дополнительной работы над шрифтом.

Новый термин

Хинты представляют собой пары направляющих, дополнительно определяющие положения и толщины основных штрихов элементов символа. При растеризации первым делом происходит расчет толщины и положения хинтов, а потом, уже на эти рассчитанные величины накладывается контур. А самое главное, размер и положение данного хинта остаются неизменными от символа к символу. Иными словами хинты - это команды, встроенные в контурные шрифты и позволяющие печатать их с максимальным соответствием спроектированной форме символа.

Главная проблема при создании цифрового векторного шрифта в том, что на выводном устройстве (будь то фотонаборный аппарат или монитор) этот векторный шрифт будет растеризован, т.е. преобразован в набор точек. Условно это можно представить, как накладывание некоторого векторного контура на бумагу в клеточку и закрашивание тех клеточек, которые оказались внутри ( рис. 4.12).


Рис. 4.12.

Когда контур достаточно большой (т.е. шрифт крупный) и клеточки маленькие (разрешение высокое) - все достаточно неплохо. Но при выводе на устройства с небольшим разрешением (клетки крупные) и при маленьком кегле (шрифт мелкий) возникает ситуация несовпадения шрифта до и после растеризации , что мы видим на рис. 4.12 , 3 - в результате "механического" округления координат точек толщины одинаковых штрихов в символе принимают разные значения, высота символов сильно колеблется, нарушается симметричность и пропорции шрифта. И тут на помощь приходит хинтовка. В результате хинтования ( рис. 4.12 , 4) даже в рамках низкого разрешения удается сохранить постоянную толщину основных штрихов и соблюсти одинаковый кегль знаков. На самом деле, это лишь упрощенное представление механизма хинтов, который на самом деле имеет гораздо больше возможностей и более сложен.

Подведем итоги всему сказанному о векторных шрифтах:

  • Несмотря на длительное противостояние между сторонниками фонтов Type1 и True Type, эти форматы имеют много общего. Оба они представляют масштабируемые контурные шрифты. Разница в том, что фонты Type1 используют для построения глифов кривые Безье третьей степени в отличие от квадратичных кривых, на которых строятся фонты True Type. Теоретически это является преимуществом, поскольку тем самым Type1 включает все кривые, которые можно построить с помощью TrueType . На практике, однако, разница очень незначительна.
  • Фонты TrueType имеют преимущество, заключающееся в том, что обеспечивают лучшую поддержку хинтинга (фонты Type1 тоже поддерживают хинтинг, но не так эффективно). Это существенно только для устройств с низким разрешением, таких как экраны (улучшение хинтинга не дает заметной разницы на принтерах с разрешением 600dpi, даже при малых размерах точки). Улучшенный хинтинг не имеет большого практического значения еще и потому, что TrueType фонты с хорошим хинтингом встречаются достаточно редко. Причина этого в том, что пакеты ПО для создания фонтов, которые поддерживают хинтинг, слишком дороги для большинства дизайнеров фонтов. Только крупные фирмы, такие как Monotype , создают фонты с полноценной поддержкой хинтинга.
  • Для фонтов TrueType требуется лишь один файл, а для фонтов PostScript Type - два (один из них хранит контуры шрифта, другой - дополнительную информацию, такую как расстояния между символами, и пр.).
  • Шрифты Type 1 могут быть резидентными и находиться в ПЗУ принтера, что повышает скорость печати.
  • Существенная разница между фонтами TrueType и Type1 состоит в доступности и поддержке приложениями. Широкое распространение фонтов TrueType для Windows привело к тому, что многие страницы на сайтах Интернет создаются в предположении, что определенные фонты TrueType установлены на компьютере пользователя. Многие пользователи имеют на своих компьютерах большое число фонтов TrueType , поставляемых с приложениями Windows. Однако, под Linux большинство приложений поддерживают фонты Type1, но не поддерживают на том же уровне фонты TrueType . Кроме того, некоторые из основных производителей фонтов поставляют свои фонты в формате Type1. Например, фирма Adobe выпускает очень мало фонтов TrueType . Учитывая, что преобразование из одного формата в другой не может быть проведено без определенных потерь качества, надо стараться использовать в каждом приложении те фонты, на использование которых это приложение рассчитано.
  • С точки зрения обычного пользователя использование TrueType несколько проще (например, не требует установки специальных программ типа ATM), а сами шрифты более распространены и стоят дешевле Type 1. Кроме того, пользователю, конечным продуктом которого является распечатанное на "струйнике" письмо, не требуется высокое качество растеризации с помощью RIP. Но, если вы готовите материалы для полиграфии (и, следовательно - фотонаборного аппарата, работающего на PostScript), то вы почувствуете разницу.

Понятие

В компьютерах шрифт представляет собой блок данных (или файл), состоящий из описаний отдельных символов набора, используемый программой (или частью графической оболочки операционной системы) при отображении текста. Для текстовых режимов шрифт хранится непосредственно в видеоадаптере (либо в постоянной его памяти, либо в оперативной).

Типы шрифтов

По внутреннему устройству

Компьютерные шрифты делятся по способу отрисовки на два типа: растровые и векторные .

  • В растровых шрифтах каждый символ описан в виде набора точек (пикселей), расположенных в узлах сетки растра - то есть по сути является обычным точечным рисунком . Растровые шрифты непригодны для высококачественной печати и используются в основном в программах с текстовым интерфейсом и в консоли . Они широко использовались в эпоху матричных принтеров и мониторов низкого разрешения.
  • В векторных (или контурных) шрифтах символы представляют собой криволинейные контуры, описываемые математическими формулами. Каждый знак описан с помощью векторов , определяющих координаты опорных точек, которые соединены прямыми или кривыми и образуют контур знака без привязки к абсолютному размеру или разрешению. Такое описание позволяет увеличить масштаб изображения без потери качества, что невозможно в случае с растровыми шрифтами. Векторные шрифты одинаково выглядят как на экране, так и на бумаге. Существует несколько различных форматов векторных шрифтов, различающихся способом хранения и представления информации о шрифте: PostScript Type1, TrueType , OpenType .

Для вывода векторного шрифта на растровые устройства (мониторы и принтеры) его необходимо растеризовать - преобразовать в набор точек. Для установки и растеризации подобных шрифтов в операционных системах Windows 9x/NT/2000 и Mac OS была предназначена программа Adobe Type Manager (ATM). В Windows NT 4.0 также можно использовать шрифты в формате PostScript Type1 без установки ATM, правда, во время установки они автоматически конвертируются в формат TrueType со всеми вытекающими последствиями. В Windows 2000 (и последующих) уже встроен растеризатор Type1-шрифтов и для их установки ATM уже не обязателен.

По ширине символа

По ширине символов шрифты делят на моноширинные и пропорциональные .

По применению

Как правило, выделяют три группы шрифтов: Mono (моноширинный), Sans (sans serif, без засечек) и Serif (с засечками). Эти группы встречаются в текстовых процессорах , веб-дизайне (CSS), графическом интерфейсе пользователя и других компьютерных сферах. Моноширинные шрифты удобны для отображения исходного кода, сообщений терминала и чисел. Шрифты с засечками облегчают чтение (при высоком DPI или будучи напечатанными на принтере), а шрифты без засечек используются для заголовков, надписей и, иногда, для фрагментов текста.

Часто указание в гарнитуре какого-либо текста обозначений Serif, Mono или Sans позволяет избежать эклектичности . В разных программах определены разные стили по-умолчанию. Например, для CSS это выглядит следующим образом: в Firefox для Windows по-умолчанию все Mono шрифты будут отображены в гарнитуре Courier New , а в Firefox для GNU/Linux в Liberation Mono . Настройки большинства браузеров позволяют изменить предпочтения. В CSS есть три группы стилей: наименее приоритетная - системные, стили сайта и наиболее приоритетная - стили пользователя. Так что если настройки браузера не изменили шрифт, можно изменить его, создав стиль пользователя. Таким образом, указание в гарнитуре текста шрифта-ярлыка лишь подставляет шрифт, определённый программными настройками.