Научная электронная библиотека. Информационное общество: понятие и тенденции

Информация

Всю историю человечества можно связать с широко используемым сегодня термином Информация. Термин «информация» происходит от латинского «informatio» - сведения , разъяснения , изложение .

Существует множество определений информации, которые лишь подчеркивают всю сложность и многомерность этого понятия.

Информация - сведения снимающие неопределенность об окружающем мире.

В федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», который был принят в России в 1995 году, даны следующие определения понятия информация

Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Информация существует на носителях, объектах которые несут информацию. В качестве носителей могут выступать объекты живой и неживой природы. Носители бывают разных видов, форм, назначения. Носителем информации может быть человек, лист бумаги (твердая копия), CD-, DVD-диски, флеш-карты, жесткий диск компьютера (электронные носители), стена, небо, деревья и т.п.

Информация существует в двух основных формах:

· дискретная (прерывная) – в этой форме информация существует на цифровых носителях,

· аналоговая (непрерывная) – в такой форме может существовать информация о непрерывных процессах (например, процесс перемещения из одной точки пространства в другую).

Для того, чтобы информация существовала необходим приемник информации, источник и канал связи между ними. Информация передаётся от источника информации к приёмнику в виде сообщений.

Сообщение – информация, подготовленная для передачи.

Сообщение по каналу связи передается посредством сигнала.

Сигнал – процесс, несущий информацию.

Виды информации (по способам восприятие ее человеком):

· визуальная (информация о зрительных образах),

· аудиальная (информация, воспринимаемая на слух),

· тактильная (кожные ощущения),

· кинестетическая (ориентация в пространстве),

· органолептическая (информация о вкусе и запахе).

Свойства информации:

· Объективность. Информация объективная, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.

· Достоверность. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверно, достоверная информация может быть необъективной.

· Актуальность. Актуальная информация – информация полученная своевременно.

· Полнота. Информация полна, если её достаточно для понимания и принятия решений. Информация по полноте делится на: полную, неполную, избыточную.

· Точность - точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.

· Полезность. Ценность информации для получателя.

Над информацией можно выполнять различные операции:

· Создание/уничтожение,

· обработка,

· получение/передача,

· сбор/хранение/накопление.

Информационный процесс – процесс, связанный с выполнением каких-либо операций над информацией.

Данные – информация, подготовленная для обработки или хранения на компьютере.

Во всяком обществе информация выполняет следующие основные функции:

· интегративную - сплочения членов общества и социальных групп в единое целое;

· коммуникативную - общения и взаимопонимания;

· инструментальную - участия в организации производства и управлении;

· познавательную - как средство отражения объективной реальности и передачи данных.

Информационное общество

Информация сегодня превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается. Информация превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны. Активнейшим образом развивается и входит в нашу жизнь трансграничная информационная сеть Интернет.

Развитие человечества сопровождалось ростом объема накопленных знаний и сведений, как о самом человеке, так и об окружающем его мире. Начиная с начала 20 столетия темпы информации резко возросли. Так, если в 19 столетии общая сумма человеческих знаний удваивались через 50 лет, то к 1950 г. – через каждые 10 лет, к 1970 г. - каждые 5 лет, а с 1990г. - ежегодно. Сложившуюся ситуацию нередко характеризуют с помощью выражения: “информационный взрыв”. Специалистами в области информатики был установлен количественный закон увеличения информации в обществе. Этот закон представляется в виде экспоненциальной функции.

Цивилизация в целом и каждый из нас, в частности, находятся на стадии формирования общества нового типа - информационного общества. Социальная система и право как один из основных регуляторов этой системы существенно отстают от темпов развития информационного общества.

В соответствии с концепцией 3.Бжезинского, Д.Белла, О.Тоффлера, поддерживаемой и другими зарубежными учеными, информационное общество - разновидность постиндустриального общества. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники этой концепции информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за тремя известными секторами - сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом они утверждают, что капитал и труд, как основа индустриального общества, уступают место информации и знаниям в информационном обществе.

Информационное общество - общество особое, не известное истории. Дать его определение трудно, однако можно перечислить основные особенности и характеристики:

Наличие информационной инфраструктуры, состоящей из трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей и распределенных в них информационных ресурсов как запасов знаний;

Новые формы и виды деятельности в ТИТС или в виртуальном пространстве (повседневная трудовая деятельность в сетях, купля-продажа товаров и услуг, связь и коммуникация, отдых и развлечение, медицинское обслуживание и т.п.);

Возможность каждому практически мгновенно получать из ТИТС полную, точную и достоверную информацию;

Практически мгновенная коммуникация каждого члена общества с каждым, каждого со всеми и всех с каждым (например, «чаты» по интересам в Интернет);

Трансформация деятельности средств массовой информации (СМИ), интеграция СМИ и ТИТС, создание единой среды распространения массовой информации - мультимедиа;

Отсутствие географических и геополитических границ государств - участников ТИТС, «столкновение» и «ломка» национальных законодательств стран в этих сетях, становление нового международного информационного права и законодательства.

Типичный пример информационной инфраструктуры такого информационного общества - Интернет. Сегодня Интернет активно заполняет информационное пространство во всех странах и на всех континентах и является основным и активным средством формирования информационного общества.

Объемы информационных ресурсов растут в Интернет экспоненциально.

Японские ученые утверждают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах.

Основу информационного общества составляет производство информации. Прочие продукты становятся более информационно емкими, большую часть их стоимости составляют инновации, дизайн и маркетинг.

Человеку в информационном обществе отводится роль творца, обладающего не только конкретными знаниями, но владеющими техниками и технологиями их обработки и накопления. Информационное общество базируется на разного рода системах компьютерной техники и компьютерных сетей, информационных технологий, коммуникационной и телекоммуникационной связи. Занятость членов информационного общества большей частью связана с сопровождением информационных технологий и их использованием, материальное производство будет возложено на автоматизированные и интеллектуальные устройства.

Все виды информации, функционирующей в обществе, можно назвать социальной информацией.

Различают следующие виды социальной информации:

Политическая;

Экономическая;

Научно-техническая;

Массовая;

Правовая;

Статистическая;

О чрезвычайных ситуациях;

О гражданах (персональные данные);

Компьютерная;

Политическая информация - информация о статике и динамике политических отношениях, политической линии государства, деятельности политических партий и общественных объединений, имидже политических деятелей, обо всех элементах политической системы общества.

Экономическая информация - совокупность сведений, отражающих экономические процессы и отношения.

Научно-техническая информация - это документированные или публично оглашаемые сведения об отечественных и зарубежных достижениях науки, техники и производства.

Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения.

Информация о гражданах (персональные данные) - это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Основными элементами информации о гражданах являются имя и фамилия, пол, дата и место рождения, место проживания, образование и семейное положение, сведения о социальном положении, принадлежности к политическим партиям и объединениям, физическом и психическом здоровье, финансовом положении, владении собственностью, о судимости и др.

Термин компьютерной информации введен Уголовным кодексом РФ 1996 г. В статье 272 дано определение этого вида информации как информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или в их сети.

По режимам доступа информацию можно разделить на:

Открытую (общедоступную);

Информацию ограниченного доступа (государственную тайну, конфиденциальную информацию, коммерческую тайну, профессиональную тайну, служебную тайну).

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона РФ "О государственной тайне" от 24 июля1993г.).

Конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством. Указ Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 6 марта 1997 г. определяет виды конфиденциальной информации. К ним относятся:

Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства.

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).

Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).

Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).

Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Коммерческая тайна определяется как информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (Федеральный закон РФ «О коммерческой тайне» от 9 июля 2004г.).

стадия в развитии человечества, когда физический труд как основа индустриального общества уступает место информации и знанию [Кальной И.И. Философия: Учебное пособие. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2002. - С. 328].

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

термин, применяемый для обозначения современного состояния индустриально развитых стран, связанного с новой ролью информации во всех сторонах их жизнедеятельности, качественно новым уровнем (размахом) производства, переработки и распространения информации.

В последней трети ХХ века новая технологическая революция, всеобщая компьютеризация, информатизация общества, интеллектуализация хозяйства создают принципиально новую общественную ситуацию.

Переосмысление социальных изменений, подступы к смене методологической парадигмы в теории общества стали наблюдаться в конце 60-х - начале 70-х годов. Теории информационного общества делят на две группы. Одна группа включает теории, примыкающие к концепциям постиндустриализма и непосредственно из них выходят. С этими теориями связаны имена Д.Белла, А.Турена и др. Они представляют собой как бы первую стадию развития теории информационного общества.

Вторая группа - концептуальные схемы О.Тоффлера, Р.Дарендорфа, Ф.Феррароти, а также скорректированная теория Д.Белла.

В концепция информационного общества отмечается, что такое общество являет собой особую стадию в историческом развитии. Существует два подхода, по-разному трактующие историческое место информационного общества. Первый подход, выраженный Ю.Хабермасом, Э.Гидденсом, рассматривает информационное общество как фазу индустриального общества. Второй подход, озвученный Д.Беллом и О.Тоффлером, фиксирует информационное общество в качестве совершенно нового этапа, следующего за индустриальным обществом (второй волны, по Тоффлеру).

В связи с расширением сферы информационной деятельности меняются профессиональная квалификация, образовательная структура общества, характер труда. Изменяются роль и функции важнейшего элемента производительных сил - человека, интеллектуальный и творческий труд вытесняет труд индивидуума, непосредственно включенного в процесс производства. В информационном обществе на первое место выходит производство услуг.

На рынке услуг главным становится труд, направленный на получение, обработку, хранение, преобразование и использование информации. Творческое начало приобретает первенствующее значение в мотивации трудовой деятельности. Это огромная армия труда: доля тех, чья деятельность связана с творческим трудом, приближается в индустриально развитых странах к половине всей рабочей силы. США и Япония по этим показателям продвинулись еще более. Если в Африке 2/3 населения занято сельскохозяйственным производством, то в США этим занимаются менее 3% активного населения. В промышленном производстве США занято 17%,а в сфере информационных технологий - 80%.

Если Парсонс рассматривал общество как сеть взаимообменов четырех основных подсистем - экономической, политической, правовой, морально-идеологической (подсистема поддержания образца), то в информационном обществе к ним добавляются две важные и самостоятельные подсистемы - телекоммуникационная и образовательная.

Телекоммуникационную подсистему нельзя рассматривать лишь как техническую составляющую экономики; она далеко выходит за рамки роли и значения в технике. Телекоммуникационная технология укрепляет прорыв в демократическое социальное устройство, поскольку позволяет человеку иметь статус "непосредственного члена" общества без всякого рода посредников в лице каких-либо групп, идеологий или символических культурных систем.

Также и образование становится важной, более того, доминирующей подсистемой общества. Это стратегический ресурс в современных условиях функционирования государственных и политических структур.

"Информационный взрыв" вызвал изменения в области духовного производства, культуры. Информация становится продуктом и одной из главных ценностей общества. Это не могло не отразиться на изменениях в отношениях собственности. Американские ученые Р.Коуз и А.Алчян, основатели новой теории прав собственности, исследовали феномен усложнения отношений собственности. Отношения собственности трактуются не как отношения между человеком и вещью, а как отношения между людьми с их правами на использование определенного вида ресурса. В классической фирме таким ресурсом является капитал; в новых сферах предпринимательской деятельности наибольшим влиянием пользуется тот, кто обладает правом на использование информации, в инновационной области и в сфере профессиональных услуг - правом на интеллект.

В современной экономике, характеризуемой наукоемкостью, непрерывными структурными изменениями, высоким динамизмом, роль интеллектуальной собственности в общественном развитии возрастает.

Отличное определение

Неполное определение ↓

1. Понятие, предпосылки возникновения и теории информационного общества

2. Черты информационного общества и его противоречия.

Начиная еще с середины 60-х годов западными социологами и социальными философами (Д. Белл, Д. Рисман, О. Тоффлер, А. Турен и др.) активно обсуждается вопрос о вступлении наиболее развитых стран в качественно иную стадию социального развития, охарактеризованную ими как “постиндустриальное” или “информационное” общество. Возникновению этих разговоров способствовал целый ряд факторов.

Во-первых, все тогда находились под впечатлением от быстрого развития науки и техники, о чем было сказано выше.

Во-вторых, в середине 70-х случился мировой энергетический кризис. Нефтедобывающие страны не пожелали продавать Западу содержимое своих недр за бесценок и взвинтили цены. В результате западная промышленность столкнулась с необходимостью срочного внедрения энергоэффективных решений в производстве и строительстве, а также с повышением рентабельности продукции. Преодолев этот кризис, западные страны вышли на новый технологический виток.

В-третьих, как раз в начале 70-х рухнула старая финансовая система (она звалась Бреттон-Вудской). В результате введения плавающих курсов доллар стал превалировать во всех международных расчетах и стал выполнять роль мировых денег. Таким образом, Запад получил почти безграничные возможности для экспансии. А для всякой экспансии, сочетающей экономические и политические аспекты, нужно соответствующее идеологическое сопровождение.

Ну и в-четвертых, СССР к этому времени настолько утратил импульс развития, что никакого противодействия с его стороны не предвиделось.

Информационное общество - термин, применяемый для обозначе-ния современного состояния индустриально развитых стран, связан-ного с новой ролью информации во всех сторонах их жизнедеятель-ности, качественно новым уровнем (размахом) производства, перера-ботки и распространения информации.

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний

Существует два подхода, по-разному трактующие историческое место информационного общества. Первый подход, выраженный Юрген Хабермасом , Э. Гидденсом , рассматривает информационное общество как фазу индустриального общества.

Второй подход, озвученный Д. Беллом и Элвин Тоффлером, фиксирует информационное общество в качестве совершенно нового этапа, следующего за индустриальным обществом (второй волны, по Тоффлеру).

Предпосылки становления информационного общества:


Черты информационного общества:

Интеллектуальный и творческий труд вытесняет труд индивидуума, непосредственно вклю-ченного в процесс производства;

Развитие сферы услуг;

Главным становится труд, направленный на полу-чение, обработку, хранение, преобразование и использование инфор-мации.

Творческое начало приобретает первенствующее значение в мотивации трудовой деятельности;

Создание новых потребностей и ценностей, новых отраслей экономики и сегментов рынка.

Изменение занятости населения;

Решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационнойлавиной и информационным голодом;

Обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

Главной формой развития станет информационная экономика;

В основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационнойтехники и технологии;

Информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

Формируется информационное единство всей человеческойцивилизации;

С помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

Реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

  • все большее влияние на общество средств массовой информации;
  • информационные технологиимогут разрушить частную жизнь людей и организаций;
  • существует проблема отбора качественной и достоверной информации;
  • многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества. Существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Теории информационного общества:

Юрген Хабермас немецкий философ и социолог

Как считает профессор У. Мартин, под информационным обществом понимается "развитое постиндустриальное общество", возникшее прежде всего на Западе. По его мнению, не случаен тот факт, что информационное общество утверждается прежде всего в тех странах - в Японии, США и Западной Европе, - в которых в 60-х - 70-х годах сформировалось постиндустриальное общество.

Уильям Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям.

  • Технологический: ключевой фактор - информационная технология, которая широко применяется в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
  • Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается "информационное сознание" при широком доступе к информации.
  • Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.
  • Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.
  • Культурный: признание культурной ценнсти информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

При этом Мартин особо подчекивает мысль о том, что коммуникация представляет собой "ключевой элемент информационного общества".

Д. Белл :Определяет информационное общество через изменения, происходящие в настоящем обществе

Новый социальный уклад, базирующийся на телекоммуникациях

Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества.

Три аспекта постиндустриального общества особенно важны для понимания телекоммуникационной революции:

1) переход от индустриального к сервисному обществу;

2) решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических инноваций;

3) превращение новой “интеллектуальной технологии” в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений”.

Олвин Тоффлер "Третья волна"американский социолог и футуролог он подробно исследовал ответную реакцию общества на этот феномен и происходящие в обществе изменения

По мнению Тоффлера, развитие науки и техники осуществля-ется рывками, точнее сказать, волнами. с середины 50-х годов промышленное про-изводство стало приобретать новые черты. Во множестве областей технологии все более обнаруживается разнообразие типов техни-ки, образцов товаров, типов услуг. Все большее дробление получа-ет специализация труда. Расширяются организационные формы уп-равления. Возрастает объем публикаций. По мнению ученого, все это привело к чрезвычайной дробности экономических показателей, что и обусловило появление информатики.

Изучая рабочего информационного века, Тоффлер отмечает, что он более независим, более изобретателен, что он теперь не являет-ся придатком машины. Однако и информационному веку присуща безработица, причем проблема безработицы становится проблемой не столько количественной, сколько качественной. Дело уже не только в том, сколько существует рабочих мест, а в том, какого типа эти рабочие места, где, когда и кто может их заполнить. Се-годняшняя экономика крайне динамична, отрасли, которые испы-тывают депрессию, сосуществуют рядом с процветающими, и это затрудняет решение проблемы безработицы. Да и сама безработица теперь более разнообразна по своему происхождению.

В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену первой волне (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации.

“Третья волна” несет с собой подлинно новый образ жизни, основанный на диверсифицированных, возобновляемых источниках энергии; на методах производства, которые делают устаревшими большинство фабричных сборочных линий; на какой-то новой (“ненуклеарной”) семье; на новом институте, который мог бы быть назван “электронным коттеджем”; на радикально преобразованных школах и корпорациях будущего. Формирующаяся цивилизация несет с собой новый кодекс поведения и выводит нас за пределы концентрации энергии,денежный средств и власти”

Т. Стоуньер ИНФОРМАЦИОННОЕ БОГАТСТВО: ПРОФИЛЬ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Существует три основных способа, которыми страна может увеличить свое национальное богатство: 1) постоянное накопление капитала, 2) военные захваты и территориальные приращения, 3) использование новой технологии, переводящей “нересурсы” в ресурсы. В силу высокого уровня развития технологии в постиндустриальной экономике перевод нересурсов в ресурсы стал основным принципом создания нового богатства. информационный обмен ведет к сотрудничеству. Информация, таким образом, - это ресурс, которым можно без сожаления делиться.

А. Турен : французский социолог

“...понятие постиндустриального общества... - здесь инвестиции делаются в иной уровень, чем в индустриальном обществе, то есть в производство средств производства.Организация труда затрагивает лишь отношения рабочих между собой, а потому и уровень, на котором действует производство. Постиндустриальное общество действует более глобально на управленческом уровне, то есть в механизме производства в целом. Это действие принимает две главные формы. Во-первых, это нововведения,то есть способность производить новую продукцию, в частности, как результат инвестиций в науку и технику; во-вторых, само управление, то есть способность использовать сложные системы информации и коммуникаций.

Важно признать, что постиндустриальное общество является таким, в котором все элементы экономической системы затрагиваются действиями общества само на себя.Эти действия не всегда принимают форму сознательной воли, воплощенной в личности или даже группе людей. Вот почему такое общество должно называться программируемым обществом, обозначение,которые ясно указывает на его способность создавать модели управления производством, организацией, распределением и потреблением; поэтому такого рода общество появляется на операциональном уровне не в результате естественных законов или специфических культурных характеристик, а скорее как результат производства, благодаря действию общества само на себя, его собственным системам социального действия”.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАЦИОННОМУ ЗАЧЕТУ

По дисциплине «Информационное право»

Понятие информационного общества, его структура, признаки.

Понятие «информационное общество» появилось во второй половине 1960-х, а сам термин стал достоянием научной общественности в 1970-х. когда в Японии был разработан план создания информационного общества.

Под информационным обществом понимается такое общество, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней, а сам обмен информацией не имеет не временных, ни пространственных, ни политических границ.

Человеческое общество последовательно проходит 3 стадии: доиндустриальное,индустриальное, постиндустриальное.

Черты постиндустриального общества:

1)первичность научного знания и информации

2)широкая автоматизация и компьютеризация производства

3)минимизация живого труда в процессе материального производства

4) постепенный переход от промышленной экономики к обслуживающей

5) ведущая роль науки, образования. Культуры. Медицины, массовое распространение творческого и интеллектуального труда

6) возникновение бесклассовой социально-профессиональной структуры

Концепция информационного общества как раз является разновидностью теории постиндустриального общества.

Черты информационного общества:

Научные знания и информация лежат в основе

Развивается информационный сектор экономики

Концепция электронного государства

Преобладает электронный документооборот

Происходят изменения в системе занятости, трудоустройства

В РФ принят ряд программных документов, связанных с информационным обществом. Среди базовых документов следует выделить Государственную программу РФ «информационное общество (2011-2020)»

В нашей стране действует также Стратегия развития информационного общества в РФ, утвержденная 7.02.2008

Целью развития и формирования информационного общества в РФ является повышение качества жизни населения, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе информационных технологий.



Основные задачи:

Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфра-структуры, предоставление качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения

Повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения

Совершенствование системы гос. Гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной среде

Развитие экономики

Повышение эффективности гос.управления и местного самоуправления, взаимодействие гражданского общества и бизнеса

Развитие науки

Сохранение культуры многонационального народа

Противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы населению

Развитие информационного общества основывается на принципах:

Партнерство государства,бизнеса и гражданского общества

Свобода и равенство к информации и знаниям

Поддержка отечественных производителей

Содействие развитию международного сотрудничества

Обеспечение национальной безопасности

Информационное общество предстает как интегральное понятие, охватывающее все стороны функционирования социальной системы.

Структура: индивид и сообщество, информационные отношения

Юр.проблемы:

Разработка понятийного аппарата

Идентификация лиц

Профессиональной этики

Допустимость и достоверность информации

Перспективы развития:

1) Внедрение во все сферы жизнедеятельности

2) Информация является фактором изменения качества жизни

3) Является товаром, продается наравне с другими

Роль информации и права в информационном обществе. Информационные революции.

Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства. В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций, связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям общественных отношений. В результате таких преобразований общество приобретало в определенном смысле новое качество.

Первая информационная революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку в информационном развитии общества. Появилась возможность фиксировать знания на материальном носителе, тем самым отчуждать их от производителя и передавать от поколения к поколению.

Вторая информационная революция (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания (первопечатники Гуттенберг и Иван Федоров). Появилась возможность тиражирования и активного распространения информации, возросла доступность людей к источникам знаний. Эта революция радикально изменила общество, создала дополнительные возможности приобщения к культурным ценностям сразу больших слоев населения.

Третья информационная революци я (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в значительных объемах. Следствие этой революции - повышение степени распространяемости информации, повышение информационного «охвата» населения средствами вещания. Повысилась роль средств массовой информации как механизмов распространения сообщений и знаний на больших территориях и обеспечения ими проживающих на них граждан, повысилась доступность членов общества к сообщениям и знаниям. Существенно возросла роль информации как средства воздействия на развитие общества и государства, появилась возможность оперативного общения людей между собой.

Четвертая информационная революция (середина XX в.) связана с изобретением вычислительной техники и появлением персонального компьютера, созданием сетей связи и телекоммуникаций. Стало возможным накапливать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в электронной форме. Возросли оперативность и скорость создания и обработки информации, в памяти компьютера стали накапливаться практически неограниченные объемы информации, увеличилась скорость передачи, поиска и получения информации.

Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию , связанную с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей. Наиболее яркий пример такого явления и результат пятой революции - Интернет. Суть этой революции заключается в интеграции в едином информационном пространстве по всему миру программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций, информационных запасов или запасов знаний как единой информационной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой активно действуют юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. В итоге неимоверно возрастают скорости и объемы обрабатываемой информации, появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации, новые виды традиционной деятельности в этих сетях.

Информация сегодня превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается. Информация превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны. Активнейшим образом развивается и входит в нашу жизнь трансграничная информационная сеть Интернет.

Все это серьезно трансформирует жизнь личности, общества, государства. Цивилизация в целом и каждый из нас. в частности, находимся в стадии формирования общества нового типа - информационного общества. Это общество все еще непонятно для многих. Социальная система и право как один из основных регуляторов этой системы существенно отстают от темпов развития информационного общества, от непостижимых скоростей наступления на нас новых информационных технологий и всемирной паутины Интернет - (строительного материала» информационного общества.

Цивилизация в процессе своего развития прошла несколько этапов, на каждом из которых уровень жизнедеятельности как отдельных людей, так и сообществ зависел от их информированности и способности эффективно обрабатывать данные. Этапы создания новых средств и методов обработки данных, повлекших существенные изменения в обществе, то есть которые изменили способ производства, стиль жизни, систему ценностей, называют информационными революциями.

Информационные революции вызвали поэтапный переход от аграрного общества к информационному, где интеллект и знания являются средством и продуктом производства.

Почему общество называют информационным?

Информационное общество — новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются данные и знания.

Название «информационное общество» впервые возникло в Японии. Специалисты, которые предложили этот термин, разъяснили, что он определяет общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству , а также все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому

Под термином «информационное» («компьютеризированное») общество понимать такое, во все сферы жизнедеятельности членов которого включены компьютеры, и услуги, удовлетворяющие информационным потребностям пользователя, а также другие средства информатики как орудия интеллектуального труда.

Информационное общество еще называют обществом знаний или обществом глобальной компетентности, поскольку основным требованиям общества XXI века по подготовке конкурентоспособных специалистов относятся:

  • способность к критическому мышлению;
  • универсальные, системные знания;
  • ключевые компетентности в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
  • способность к принятию решений;
  • умение управлять динамическими процессами;
  • умение работать в коллективе (команде)
  • навыки плодотворного общения.

Эти навыки были сформулированы двадцатью ведущими компаниями мира, которые занимаются прогнозированием развития экономики на будущее и разработкой соответствующих средств и технологий для эффективной реализации различных процессов: экономических, социальных, образовательных, — и получили название навыков XXI в.

В информационном обществе приобретения ключевых базовых знаний и навыков, к которым относится, в частности, знание возможностей использования современных компьютерных систем и умение применять их на практике, является залогом успешности и творческой реализации каждого человека. Именно это вызвало появление новой категории культуры — информационной.

Информационная культура — умение целенаправленно работать с данными и использовать информационно-коммуникационные технологии, современные технические средства и методы для их получения, обработки и передачи.

Информационная культура проявляется у человека:

  • в конкретных навыках использования различных технических устройств — от телефона до персонального компьютера и сетевых устройств;
  • в способности использовать в своей деятельности информационно-коммуникационные технологии;
  • в умении получать данные из разных источников — от периодических печатных источников в электронных коммуникаций;
  • в умении подавать информацию в понятном виде и эффективно ее использовать;
  • в знаниях аналитических методов обработки данных;
  • в умениях работать с сообщениями различных видов.

Информационная культура включает гораздо больше, чем простой набор навыков технической обработки данных с помощью компьютера и телекоммуникационных средств. Информационная культура должна стать частью общечеловеческой культуры. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать полученные сведения качественно, понимать их полезность, достоверность и тому подобное.

Существенный информационной культуры — умение принимать коллективное решение. Умение эффективно взаимодействовать с другими людьми — важный признак человека информационного общества.

Для эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности у каждого человека должна быть сформирована информационная компетентность, которая предполагает способность человека ориентироваться в информационном пространстве, оперировать данными на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий в соответствии с потребностями рынка труда для эффективного выполнения профессиональных обязанностей. Для учеников информационная компетентность может означать сформированное умения эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии для обучения.

Чем занимается информатика как наука и как отрасль деятельности человека?

Информатика, как относительно молодая наука, возникла в середине XX в. Предпосылкой для этого стал резкий рост объема информационных данных и сообщений, которые должен был обрабатывать человек. Появляется компьютер, а затем и мощные — технические средства, позволяющие хранить, обрабатывать и передавать большие объемы данных.

Основной целью информатики как науки является поиск нового знания в различных областях человеческой деятельности с помощью компьютерной техники.

Информатика — это наука, изучающая структуру и общие свойства данных, а также методы и средства их создания, поиска, хранения, обработки, передачи и использования в различных сферах деятельности человека.

Термин информатика возник в начале 60-х годов XX в. во Франции (от фр. information — информация и automatique — автоматика) для обозначения автоматизированной обработки различных данных. В англоязычных странах этому термину соответствует синоним Computer Science (компьютерные науки), поскольку термин информатика означает не только отражение достижений компьютерной техники, но и связан с процессами передачи и обработки данных различной природы.

Основными направлениями развития информатики являются: теоретическая, техническая и прикладная информатика. Теоретическая информатика призвана развивать общие теории поиска, обработки и хранения данных, выявление закономерностей создания и преобразования данных, использование современных информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности, изучение взаимосвязи «человек — электронное устройство», развитие информационных технологий. Техническая информатика рассматривает автоматизированные системы обработки данных, создания нового поколения вычислительной техники, гибких технологических систем, роботов, искусственного интеллекта и др. Прикладная информатика создает базы знаний, разрабатывает рациональные методы автоматизации производства, создает теоретические основы проектирования, служит для связи науки с производством и обеспечивает запросы информационного общества.

Какие технологии называют информационными?

Для эффективной обработки различных данных современной информационно насыщенной среды, которая чрезвычайно стремительно меняется, и принятие на основе полученных результатов своевременных и правильных решений, необходимы новые знания и умения, а точнее — овладение технологиями.

Термин «технология» происходит от греч. τεχνη — искусство, мастерство, техника, умения и λογος — слово, умение передавать.

Технология — это совокупность методов и средств реализации людьми конкретного сложного процесса путем разделения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, выполняемых более или менее однозначно и которые имеют целью достижение высокой эффективности определенного вида деятельности.

Общий уровень развитости и совокупность созданных и использованных технологий является важной составляющей культуры общества, существенно влияет на устойчивость развития экономики, а следовательно является одной из характерных признаков цивилизации.

Информационная технология (ИТ) — совокупность методов и приемов, используемых с целью сбора, хранения, обработки, распространения, отображения и использования различных данных для интересов и потребностей пользователей.

Информационная технология отражает современное представление о процессах преобразования данных в информационном обществе. Она представляет собой совокупность четких целенаправленных действий по обраотке данных с помощью компьютера.

В современном информационном обществе основным техническим средством обработки различных данных являются компьютеры разных видов. Для реализации методов обработки данных используют программы. Сочетание же информационных и современных коммуникационных технологий, обеспечивающих передачу сообщений и данных различными средствами (компьютерные сети, телефон, факс, телевидение, спутниковая связь и т.п.), в корне изменило уровень и формы деловой и социальной активности людей.

Информационные технологии в своем развитии прошли определенные этапы:

Этапы развития технологий Название технологии Инструменты и коммуникации Основная цель
1-й этап (Вторая половина XIX в.) Ручная информационная технология Перо, чернильница, бухгалтерская книга. Коммуникации осуществляются вручную путем почтового отправления писем, пакетов, сообщений Представления сообщений в нужной форме
2-й этап (с конца XIX в. — 30-е годы XX в.) Механическая технология Печатная машинка, телефон, диктофон, почта. Используются более современные средства доставки Представление сообщений в нужной форме более удобными средствами
3-й этап (40-60-е годы XX в.) Электрическая технология Большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, копировальные аппараты, портативные магнитофоны От формы уведомления акцент постепенно смещается на формирование его содержания
4-й этап (с начала 70-х годов до середины 80-х годов XX в.) Электронная технология Большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления и информационно-поисковые системы, имеющие базовое и специализированное программное обеспечение Акцент смещается на формирование содержательной стороны сообщения для управленческой среды различных отраслей общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы
5-й этап (с середины 80-х годов XX в.) Компьютерная технология Персональный компьютер с большим количеством стандартных программных продуктов разного назначения Создание систем поддержки принятия решений на разных уровнях управления. Системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта, реализуются на персональном компьютере и используют сетевые технологии и телекоммуникации для работы в сети
6-й этап (с середины 90-х годов XX в.) Новейшие Интернет/Интранет технологии В различных областях науки, техники и бизнеса широко используются системы, в которых одновременно имеют доступ разные пользователи (системы), глобальные, региональные и локальные компьютерные сети Развивается электронная коммерция. Увеличение объемов информации привело к созданию технологии интеллектуального анализа данных
7-й этап (современность) Облачные технологии, Интернет вещей Удаленная обработка и хранение данных на серверах и использование программного обеспечения как онлайнового сервиса Сложные вычисления и обработка данных осуществляются на удаленном сервере. Образование сети, состоящей из взаимосвязанных физических объектов (вещей) или устройств, которые имеют встроенные датчики, а также программное обеспечение, что позволяет осуществлять передачу и обмен данными между физическим миром и компьютерными системами, привело к созданию технологий «Умный город» или «Умный дом»

Различные классификации информационных технологий.

Согласно методов и средств обработки данных различают следующую классификацию информационных технологий.

  1. Глобальные — технологии, которые включают модели, методы, способы использования данных в обществе.
  2. Базовые — информационные технологии, ориентированные на конкретную область применения.
  3. Конкретные — технологии, которые прорабатывают данные в процессе выполнения реальных задач пользователя.

Согласно предметных областей, обслуживаемых различают: технологии со сферой применения в бухгалтерском учете, банковской и налоговой деятельности, для обеспечения страхования, электронного правительства, статистики, электронной коммерции, образования, медицины.

Согласно типов данных выделяют технологии для обработки:

  • данных с помощью алгоритмических языков, табличных процессоров, систем управления базами данных;
  • текстов с помощью текстового процессора;
  • графических изображений с помощью графических редакторов;
  • знаний с помощью экспертных систем;
  • объектов реального мира с помощью технологий мультимедиа и тому подобное.

Есть и другие классификации информационных технологий.

Несколько интересных фактов о современном информационном обществе:

  • Объем знаний, порождаемое мировым сообществом, удваивается каждые 72 ч;
  • Ежеминутно по электронной почте отправляется 204000000 сообщений;
  • Объем данных, передаваемых с помощью искусственных спутников в течение двух недель, является достаточным для заполнения 19 млн томов;
  • В индустриально развитых странах учащиеся на момент окончания школы получают больше информации, чем их бабушки и дедушки за всю жизнь;
  • В последующие три десятилетия в обществе произойдет столько же изменений, сколько их было за последние три столетия.

Интеллектуальная собственность и авторское право

Интеллектуальная собственность — это результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, охраняемые законом.

Рассмотрим основные характеристики интеллектуальной собственности.

  1. Интеллектуальная собственность нематериальна. В этом ее главная и важнейшая отличие от собственности на вещи (собственность в классическом смысле). Если у вас есть вещь, вы можете пользоваться ею сами или передать в пользование другому лицу. Однако невозможно одновременно использовать одну вещь вдвоем независимо друг от друга. Если вы владеете интеллектуальной собственностью, то можете использовать ее сами и одновременно предоставить права на нее другому лицу. Причем этих лиц могут быть миллионы, и все они могут независимо друг от друга использовать один объект интеллектуальной собственности.
  2. Интеллектуальная собственность является абсолютной. Это означает, что одному лицу — владельцу прав — противостоят все другие лица, которые без согласия владельца авторских прав не имеют права использовать объект интеллектуальной собственности. Причем отсутствие запрета использовать объект не считается разрешением.
  3. Нематериальные объекты интеллектуальной собственности воплощаются в материальных объектах. Покупая диск с музыкой, вы становитесь владельцем вещи, но не правообладателем музыкальных произведений, которые на нем записаны. Поэтому вы вправе делать все что угодно с диском, но не с музыкой. Неправомерно, например, будет менять музыкальное произведение, аранжировать или обрабатывать его другим образом без согласия автора. Авторским правом регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В основе авторского права лежит понятие «произведения», которое означает оригинальный результат творческой деятельности, существует в какой-либо объективной форме. Именно эта объективная форма выражения является предметом охраны в авторском праве. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

Программное обеспечение является объектом интеллектуальной собственности, все права на которое принадлежат тому, кто его создавал, или компании-разработчику. Это право защищается Законом «Об авторском праве и смежных правах». По этому закону при продаже программного обеспечения разработчик не передает конечному пользователю свои права на определенную программу, а лишь позволяет использовать (лицензирует) эту программу. На упаковке программного продукта часто отображается специальная отметка, указывающая на наличие лицензионного соглашения, которое определяет основные права и обязанности производителя и покупателя полученного программного продукта. Текст лицензионного соглашения отображается во время установки программного обеспечения на компьютер.

К сожалению, не все программные продукты, распространяемые на рынке, являются легальными. С юридической точки зрения к пиратскому программному обеспечению относятся все компьютерные программы, которые распространяются, устанавливаются на компьютеры и используются с нарушением условий их лицензионного соглашения. Например, самостоятельно созданные копии лицензионной программы перестают быть легальными, а подобные действия являются нарушением авторских прав и предусматривают правовую ответственность.

Этические нормы в информационном обществе

Информационная этика связана с моральными проблемами, возникающими в связи с развитием и применением информационных технологий. Информационная этика является составной частью компьютерной этики.

Компьютерная этика связана с рассмотрением технических, моральных, юридических, социальных, политических и философских вопросов. Проблемы, рассматриваемые в ней, можно разделить на несколько групп.

  1. Проблемы разработки моральных кодексов для компьютерных профессионалов и простых пользователей, чья работа связана с использованием компьютерной техники.
  2. Проблемы защиты прав собственности, авторских прав, права на личную жизнь и свободу слова относительно сферы информационных технологий.
  3. Группа преступлений, возникающих с появлением компьютерных технологий, определением их статуса, то есть преимущественно правовые проблемы.

Указанные проблемы являются лишь частью компьютерной этики.

Основные положения кодекса компьютерной этики:

  1. Не использовать компьютер с целью навредить другим людям.
  2. Не создавать помех и не вмешиваться в работу пользователей компьютерных сетей.
  3. Не пользоваться файлами, которые не предназначены для свободного использования.
  4. Не использовать компьютер для хищения.
  5. Не использовать компьютер для распространения ложной информации.
  6. Не использовать «пиратское» программное обеспечение.
  7. Не присваивать чужую интеллектуальную собственность.
  8. Не использовать компьютерное оборудование или сетевые ресурсы без разрешения того, кто ими владеет, или соответствующей компенсации.
  9. Думать о возможных последствиях для общества от создаваемых программ и разрабатываемых информационных систем.