Матера — самый необычный город в Италии! Рождественская италия - матера Италия город матера

Самобытный город Матера (регион ), известен во всем мире как город "Сасси" и культурная столица Европы 2019. Матера - один из древнейших городов в мире, способный поразить путешественника антиподом роскоши и величия - собственной простотой и неповторимостью.

В 1993 организация ЮНЕСКО объявила квартал "Сасси" Матеры . Эта территория содержит доказательства обитания на ней человека от эпохи палеолита до наших дней и подчеркивает способность людей адаптироваться к окружающей среде и ее условиям.

Матера является городом, который предлагает посетителям познать историю, находящуюся в непрерывном открытом и в тесном контакте с обычаями и традициями прошлого. Если попробовать начертать приблизительный портрет города Матера - это будет что-то вроде зажигательной смеси узких переулков и камней, многочисленных церквей и прекрасных природных панорам, хорошей кухни и теплого гостеприимства южного итальянца. В общем, друзья, Матера - это не только скалистые "Сасси", но и древняя история и прекрасная архитектура, которая "помнит" таких знаменитых исторических личностей, как Джованни Пасколи и Карло Леви, а также нашего популярного современника Мела Гибсона, актера и режиссера фильма "Страсти Христовы", который был снят именно в Матере.

Сегодня портал "Италия по-русски" рассказывает о десяти самых важных достопримечательностях Матеры, которые нельзя пропустить.

На заметку путешественника: ближайший к городу Матера аэропорт находится в Бари; расстояние от аэровокзала Палезе (Bari-Palese) до Матеры составляет лишь около 60 км.

Старый город - Борго Антико

Старый город Матеры является уникальным, поскольку он возник из пещер, высеченных в скале, а затем принял форму более сложных структур. Территория Борго Антико разделена на два района - Сассо Кавеозо и Сассо Баризано, которые сохраняют в самом центре скалистый "остов", Чивита, который в течение многих тысячелетий был невидимым и недоступным для врагов.

В Чивита находятся исторические резиденции местной знати и Кафедральный собор Матеры. Вдоль Сассо Кавеозо расположен римский амфитеатр и обитаемые ранее пещеры, которые сохраняют самые древние секреты города. Сассо Баризано же, который берет свое название от древнего знатного рода, сосредоточивает в себе мелкие магазинчики и лавки. Чтобы отправиться в исторический тур, начиная от эпохи палеолита до наших дней, советуем надеть удобную обувь!

Церковь Святого Франциска Ассизского

Церковь Святого Франциска Ассизского имеет гармоничный и элегантный фасад в стиле позднего барокко, разработанный архитекторами Вито Валентино и Томмазо Пеннетта, выходящий на широкую центральную площадь Сан-Франческо. Современная церковь была построена на подземной церкви Святых Петра и Павла, которую, по-прежнему, можно посетить через люк. Здесь сохранилась древняя фреска, изображающую визит Папы Урбана II в Матеру в 1093 году. Первая структура церкви, посвященной святому Франциску, восходит к 1200 году, однако только к 1700 году собор достиг своего великолепия. Интерьер церкви состоит из одного нефа с часовнями и обладает особым шармом, благодаря эффектному полиптиху работы Ладзаро Бастиани, художника венецианской школы шестнадцатого века. Говорят, что в 1218 году церковь давала приют святому Франциску Ассизскому. Обязательно посетите этот храм, друзья!

Сан-Пьетро Баризано

Для того, чтобы сделать Вашу прогулку еще более приятной, мы предлагаем Вам добраться до Сан-Пьетро Баризано, самого большого пещерного храма Матеры, расположенного в Сассо Баризано, который кажется подвешенным над пропастью. Особый интерес для туриста представляет колокольня храма, покоящаяся на скале, и фасад, построенный с использованием блоков из туфа. Интерьер церкви имеет три нефа, разделенных массивными колоннами, и шесть алтарей, высеченных в туфе. К счастью, Вы все еще можете увидеть небольшое церковное помещение со стенами, покрытыми фресками ярких цветов в отличном состоянии. Вы найдете здесь и очень красивую крипту, где все осталось нетронутым с древних времен.

Музей Ридола

Чтобы лучше понять долгую историю города Матера, рекомендуем Вам сделать остановку в музее Ридола, где Вы отправитесь в Гранд тур, начиная от предыстории до 3 века до н.э. Старейший музей в городе находится в помещении монастыря Санта-Клара семнадцатого века, он был основан в 1911 году по воле сенатора Ридола, который преподнес в дар государству свою важную археологическую коллекцию - результат многолетних исследований и раскопок. Многочисленные экспонаты музея свидетельствуют о повседневной жизни доисторических обитателей Матеры, кроме того, здесь собраны множество артефактов, относящихся к периоду господствования на территории древних греков. Если Вы любите историю, обязательно посетите музей Ридола!

Билет стоит 2,50 евро.

Церковь Сан-Джованни Баттиста

Церковь Сан-Джованни Баттиста является одним из наиболее важных примеров средневековой архитектуры в Южной Италии и характеризуется типичными архитектурными мотивами романского стиля с восточным оттенком. Расположенный в двух шагах от площади Витторио Эмануэле, храм высится на левой стороне площади Сан-Рокко. Оригинальный фасад церкви является замурованным, потому что он была включен в сад старой больницы; доступ в храм открыт через боковую дверь, украшенную цветочными узорами и колоннами с капителями. Если внешний фасад "обманывает" посетителя своим романским стилем и драгоценными скульптурами, внутри церкви скрывается готикас характерными стрельчатыми арками. Вы будете в восторге!

Палаццо Ланфранки

Перед входом в район Сассо Кавеозо, неподалеку от площади Пасколи, Вы увидите очаровательный и элегантный барочный фасад Палаццо Ланфранки, где в 2003 году разместился Национальный художественный музей современного искусства Базиликаты. Задуманный Епископом Ланфранки, исторический палаццо вмещал в себя семинарию и среднюю школу, где преподавал Пасколи. Сегодня здесь находится музей, разделенный на четыре зоны: религиозное искусство, картинная галерея, принадлежавшая Камилло Д"Эррико, современное искусство и демоэтноантропология. Самый большой сюрприз для посетителя музея Вы найдете на первом этаже: впечатляющую картину "Lucania "61", которую Карло Леви написал в честь столетнего юбилея со дня объединения Италии.

Церковь Санта-Мария-ди-Идрис

Матера является городом-сюрпризом, где удивление и волнение посетителя никогда не заканчиваются! Расположенная в самом центре квартала Сассо Кавеозо, церковь Санта-Мария-ди-Идрис вклинивается меж скал в верхней части Monterrone и предлагает посетителю насладиться фантастическим видом на Сасси. Внутри очень маленький и простой, состоящий из одного нефа и стен с остатками древних фресок, относящихся к тринадцатому веку, этот храм был посвящен Богоматери Идрис. В древние времена во время засухи женщины поднимались по лестнице, ведущей к церкви, на коленях, прося милости Божьей в виде дождя.

Дома-гроты в Сасси

Задумывались ли вы когда-нибудь, каково было жить нашим предкам внутри каменных пещер? Узнать все подробности можно в Матере, которая сохраняет среди своих улиц типичные жилища, вырубленные в скалах - Сасси. Примеры пещерных жилищ расположены в самом центре Сассо Кавеозо: они просто оформлены и здесь сохраняются типичные объекты быта. В Сасси Матеры жили бедные многодетные семьи, причем происходило это совсем не в доисторические времена, а в наши дни, вплоть до конца 50-х годов прошлого века.

Паломбаро Лунго

Местные жители Матеры испытывали большие сложности с водными ресурсами. Поэтому под городскими улочками были вырыты множество каналов и траншей для сбора воды и проложена целая система разнообразных цистерн. Когда-то Матеру называли "Деревней траншей".

Город рьяно охраняет свою подземную историю и около тысячи старинных цистерн для воды. Среди них самая обширная и длинная - Паломбаро Лунго, доступная для осмотра от площади Витторио Венето. Спускаясь, вы увидите своими глазами недра резервуара шестнадцати метров в диаметре, в котором помещалась вода, необходимая для удовлетворения потребностей всех людей в период засухи. Цистерны сегодня опорожнены и восстановлены, однако их посещение не рекомендуется тем, кто страдает клаустрофобией.

Природный парк Мурджия Матерана

Для любителей пеших прогулок и треккинга Матера является идеальным местом для путешествия: парк Мурджия, один из самых живописных природных парков Италии, предлагает множество интересных маршрутов среди изумрудно-зеленой растительности и синевы небес. Начиная с квартала Чивита и продолжая путь до реки, пересекая веревочный мост, вы очутитесь с другой стороны города, откуда можно наблюдать поразительно захватывающие виды на пещеры и скальные храмы города Матера. Это нетронутое человеком место, где можно легко почувствовать себя частью фантастического "дикого" мира.


Фото Thinstock, skyscanner.it

Матера – один из самых известных итальянских городов, расположенный в регионе Базиликата перпендикулярно небольшому ущелью. Эти территории были обжиты человеком еще во времена палеолита, а сам город, предположительно, был основан римлянами в 3-м веке до н.э. под именем Матеола. В 664-м году Матеру захватили лангобарды и сделали ее частью Герцогства Беневенто. В 7-8-м веках окрестные пещеры были заселены монахами-бенедиктинцами и последователями греческой православной церкви. В следующих столетиях на этих землях разворачивались жестокие битвы между сарацинами, византийцами и германскими императорами, и Матера не раз подвергалась разрушениям. После того, как в 11-м веке в Апулии обосновались норманны, город перешел под их власть. Только в 15-м веке Матера стала владением Арагонской династии, а позднее она даже была столицей Базиликаты. В 1806-м году столичный титул был передан Потенце, а в 1927-м году Матера стала административным центром одноименной провинции. Интересно, что в 1943-м году жители Матеры первыми в Италии подняли восстание против фашистско-немецкой оккупации.

Во всем мире Матера известна своими «сасси» - античными жилищами, вырубленными прямо в скалах. Эти сасси считаются одними из первых человеческих поселений на территории Апеннинского полуострова. Многие сасси представляют собой обычные пещеры, а улицы в некоторых частых «каменного города» расположены прямо на крышах домов. В 1950-х годах правительство Италии насильно переселило жителей сасси в современный город, однако в последние десятилетия некоторые семьи вернулись. Сегодня Матера может считаться единственным местом в мире, где люди живут в тех же самых домах, что и их предки около 9 тысяч лет назад. Многие сасси ныне превращены в элитные отели и рестораны, а весь комплекс в 1993-м году был включен в список объектов Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО – первым на юге Италии.

Помимо сасси в Матере сохранились многочисленные религиозные строения, в том числе выдолбленные в скалах церкви, которые считаются одними из интереснейших местных достопримечательностей. Важным памятником архитектуры является Кафедральный собор Санта Мария делла Бруна, построенный в 13-м веке в апулийско-романском стиле. Другие заслуживающие внимания церкви – Сан Пьетро Кавеозо и Сан Пьетро Баризано. Также стоит осмотреть недостроенный замок Кастелло Трамонтано начала 16-го века. Еще в Матере есть Археологический музей, Музей современного искусства, Музей Средневековья, Музей крестьянской цивилизации и Музей современной скульптуры.

Нажимая мышью на любое место на нашем сайте или нажимая «Принять», вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других технологий обработки персональных данных. Вы можете изменить свои настройки приватности. Cookie-файлы используются нами и нашими проверенными партнерами для анализа, улучшения и персонализации вашего пользовательского опыта на сайт. Кроме того, эти cookie-файлы используются для таргетированной рекламы, которую вы видите как на нашем сайте, так и на других платформах. Этот древний южно-итальянский городок можно с полным правом назвать кинозвездой. В десятках фильмов Матере, а точнее, ее центральным кварталам, которые носят название «Сасси» («Камни»), приходилось играть и средневековую Испанию, и довоенную Сицилию, но чаще всего - библейскую Святую землю. Живописные дома, церкви и целые улицы, прорезанные в скале из туфа, местами сохранили облик города, существовавшего здесь еще две с лишним тысячи лет назад. Они не требовали особых декораций, а посему «Итальянскую Палестину» можно видеть в фильмах «Евангелие от Матфея» Пьера Паоло Пазолини, «Царь Давид» Ричарда Гира, а теперь и в прошумевших на мировых экранах «Страстях Христовых» Мэла Гиб-сона. Благодаря фильму Гибсона город неожиданно для себя оказался на пороге небывалого туристического бума.

"Сасси" - древние дома - пещеры, вырубленные прямо в скале. Самым старым из них около 7000 лет, они вырублены в мягком известняке. Более новые пещеры (от 2000 до н.э. до 1000 н.э.) более сложные, также есть пещерные церкви, относящиеся примерно к VI в. Во многих из этих церквей сохранились фрески XI-XII вв.

Помимо этих пещер, в Матере стоит посмотреть Кафедральный собор. От Piazza del Duomo (Соборной площади) спуститесь по Via Ridola и мимо церкви del Purgatorio дойдите до музея Ридола, где хранятся многие археологические находки.

В последнее неделю июня - первую неделю июля в Матере - это время праздника Festa di Santa Maria della Bruna, во время которого проходят ярмарки, фейерверки и различные музыкальные представления.

Италия Матера достопримечательности

Аббатство святого архангела Михаила
Дворец Ланфранки
Замок Трамонтано
Кафедральный собор
Сасси
Святилище Богоматери в Пиччано
Церкви Сасси
Церковь и монастырь святого Доминика
Церковь святого Иоанна Крестителя
Церковь святого Франциска Ассизского
Церковь святой Клары

August 9th, 2013 , 02:09 pm

Вчера ездили в Матеру. Это место, где людям в течении 20 лет наносили пользу. И преуспели в этом. Но через некоторое время после завершения этого действа обнаружили, что в результате потеряли свои корни и традиции - и начали усиленно это делать восстанавливать из оставшихся обломков. И теперь толпы туристов смотрят на развалины старого счастья и его реанимированную часть. Происходило все это здесь.

А теперь - подробности поездки.

В Матеру мы поехали по железной дороге. Вообще в Бари кроме TrenItalia еще три местных автобусно-железнодорожных компании, каждая со своей сетью. Я об этом узнал еще в Москве по информации , а в этом отчете нашел схему расположения вокзалов на Bari Centrale/ И то и другое мне сильно помогло - по ссылкам на сайты компаний я выкачал расписание, а расположение помогло быстро сесть на поезд, без этой информации было бы затруднительно. Правда, расписание оказалось неверным, но, к счастью, не сильно: реально поезда идут минут на 5-10 позже.

Туда ехали на таком старом состав, я первый раз ехал на нем в Европе. Жара, окна открыты.

Но назад мы ехали на современном поезде с кондиционером, вот он стоит на вокзале уже вечером, рядом со старым.

Вообще такие отдельные и, наверное, вполне окупаемые железные дороги меня наводят на грустные мысли - что ж у нас считается, что пассажирская железная дорога - это дорого и нерентабельно? Правда, цены тут повыше, примерно вдвое - 1.5 часовая поездка стоит 4.5 евро, в то время как в наших электричках - около 100 рублей. Но и электрички тут маленькие, а значит стоимость одной поездки дороже. А дорога - одноколейная с разъездом на станциях. Это - станция.

А вокруг - оливковые плантации. Поезд идет до Матеры 1.5 часа, пересадка в Altamura. Правда, в Altamura выяснилось, что в августе до Матеры вместо поезда идет автобус той же компании, но это проблем не доставило - пересели с поезда на нормальный междугородний автобус и поехали дальше. На поезде - интереснее, хотя и без кондиционера. Выехали чуть раньше десяти, в Матеру приехали около половины двенадцатого. Минус - на вокзале никакого туристического офиса, и вообще пустота, какая-либо инфраструктура отсутствует полностью. Но спросили, где тут информация для туристов, нам махнули рукой и в результате мы оказались на главной площади, перед входом в Sassi - старую часть Матеры, которая и привлекает туристов. Только туристический офис у входа на площадь был закрыт.

Это виды со смотровой площадки и от входа.

Залезли в старую цистерну. Реально смотреть там особо нечего - пещера как пещера. Но гид рассказывает историю. Мы, правда, не слушали по причине плохого знания языков, так, краем уха. Экскурсия на итальянском и английском. А мы быстро пробежали.

Еще раз спросили - где бы раздобыть карту, потому что без нее соваться в каменные джунгли не хотелось. Нас направили в частное агенство, но по пути я увидел-таки работающий туристический офис, где мне продали карту за 1.50 евро. Подозреваю, что в частном офисе была бы другая, бесплатная карта, которую я потом взял в кафешке в середине прогулки. Так вот, платная - лучше, потому что в ней подробно показаны все лестницы и проходы и можно гулять не только по туристическим маршрутам. А в бесплатной - только туристические маршруты, правда их больше.

И мы смело пошли. В общем-то излишне смело, потому что Матера - это каменная чаша, солнце стояло почти в зените, а тени - не было.

Очень быстро захотелось пить, тут увидели Остерию. Хозяин предупредил, что через 15 минут они закрываются на сиесту, но если вода - то нет проблем. Мы даже хотели взять и пойти, но он пригласил сесть и отдохнуть, потому как воду в стекле таскать неудобно. Так мы с удивлением оказались в первом sassi - пещерном жилище. Потому что Остерия, снаружи небольшая, оказалась глубоко уходящей под землю. Вот, можно посмотреть.



А когда мы выпили воду, то попытку расплатиться хозяин вежливо отверг. Вот как эта Остерия выглядит снаружи - хозяин там хороший и радушный, жаль, что у нас не получилось к вечеру туда вернуться. Расположено на Via Fiorentini.

Следующее куда мы забрели был sassi Cave Dwelling, в котором воссоздана обстановка прежней жизни. Кроме обстановки там идет рассказ, и у них есть запись на русском. Из нее мы и узнали историю о нанесенном счастье. В 60-е годы был принят закон, по которому кварталы с пещерными жилищами подлежали обязательному принудительному расселению. Которое продолжалось 20 лет, и, думаю, далеко не все жители восприняли это с радостью. А потом кварталы начали разрушаться. И тут уже другие люди спохватились про наследие предков, утрату традиций и прочие подобные вещи. Был принят новый закон, останки счастья признаны культурным наследием, и теперь это туристический объект. Люди могут купить разрушенный sassi, восстановить его и жить. Но дух запустения - он витает во многих кварталах, гуляя дальше мы это видели. А подземные церкви же взяло под свою руку государство. Правда, фрески поела плесень, а ценные могли и вывести, но там, где они остались - их как-то законсервировали. А в проспектах - выдают яркие фотошопленные варианты, поэтому снимать внутри нельзя.

Впрочем, это я забегаю вперед. Cave Dwelling был восстановлен семьей, которая раньше жила в sassi - но основе воспоминаний. Он не единственный, но вот есть ли в других русская запись, я не знаю. В еще одном, куда мы заходили - не было. Расположен на Via Fiorentini и это - единственный ориентир, который я могу дать. Указатели все стандартные, Casa Grotta, и в проспектах оно одинаково, а основное место показано другое, мы там были и там похуже.

А вот как это выглядит. Основное помещение внутри, как гостиная, от него вглубь отходят еще два, спальня с двухэтажной кроватью и другое, где держали скот. Семьи жили большими. Кухня наоборот, в передней части. Для воды - колодец в специальный резервуар внизу, куда собиралась дождевая вода - других источников не было.





Очаровательная кошечка на диване.


Потом мы вышли к каньону с роскошными видами. Оказывается Матера - не чаша, как видно с площадки, она как раз на склонах каньона. По дну течет речка, судя по всему сейчас туда сбрасывают очищенную канализацию.

Поднялись к монастырю августинцев, зашли в церковь. Там можно купить билетик за 2 евро и пройти в подземную церковь San Giuliano - небольшая пещерка с 5 фресками. Успели как раз перед сиестой, когда мы вышли - билетер сворачивался и закрывал церковь.


Спустились вниз, и пошли вверх к кафедральном собору. Развалины sassi. Вход и то, что за входом.

На стене была мадонна.

Кафедральный собор оказался закрыт, то ли на сиесту то ли вообще.

Зато сели на площади в кафешке. Цены не так чтоб демократичные, но как потом оказалось, для Матеры - очень даже ничего. Кафешка - при 5-звездочном двухэтажном отеле, для желающих пожить в историческом наследии. Хотя если уж хочешь погрузиться - живи в sassi. B&B и мелкие отельчики разбросаны по всему городу. Впрочем, может у этого отеля тоже есть подземная часть:)

Собор - на холме, от него хорошие виды.

Шли нетуристическими тропами. Пустые sassi. Дух нанесенной пользы и причиненного добра. Отдельные - восстанавливаются и отделываются, где-то уже живут. Снова каньон. Можно спуститься вниз и прогуляться - дальше есть спуск и висят схемы маршрутов. А на другой стороне видны пещеры совсем не обустроенные.



А здесь - уже обустраиваются.

Выход вентиляции

Здесь что-то делали с двумя блоками...

Цветочки на стене

Виноград ползет по стене и там, наверху - разросся. Висят грозди.

Церковь San Pietro Kaveoso. Хорошо сохранился потолок.




Еще один Casa Grotta, как их здесь называют. Восстановленный быт, в пещере - лошадь, а не осел. И еще пара пещер рядом, одна - была церковью, но остались одни стены.





Дальше мы еще смотрели подземные церкви; Santa Lucia alle Malve, Santa Maria de Idris вместе с San Giovanni in Monterrone и комплекс из четырех церквей Sant Antonio, San Donato, Sant Eligio и Temple Cadute. Одна-две и даже четыре расположенных рядом. Восходят к 12 веку, включая сохранившиеся кусочки фресок - 12-14-17 век. Фрески поела плесень, то что осталось - сильно бледное, фоткать внутри нельзя, а в проспектах фотошоп создает куда более приятное впечатление. Вот спрашивается, почему о культурном наследии было не позаботиться раньше, когда кварталы расселяли, сохранить церкви? Да и людям - вполне можно было дать возможность остаться, переориентировав на обслуживание туристов. Дать возможность расселения, а не обязывать.

Вход в подземную часть церкви и то, что там видно. Спуститься можно в соседнюю, там голые стены.

Еще разные sassi и общие виды

Восстанавливая дом, откуда-то притащили ангела.

Вышли из sassi наверх. Была длинная лестница, так что сразу плюхнулись в кафе на площади San Francesco. Nen-то и оценили, что у Duomo цены были вполне ничего, а ассортимент - хороший.

И пошли смотреть более современный город. То есть относительно sassi современный, а так барочные церкви 17 века, вполне себе достойная старина.

Череп - роскошный.

Мадонна с младенцем и живым святым духом:)

Забрели в археологический музей - Museo Ridola. Каменные топорики ножики и черепки. Но лежит все в таких старинных витринах, витает академический дух. Потом выходишь в греческие залы, довольно много ваз.



Реконструкция какой-то "типичной хижины".

Музей искусства - Palazzo Lanfranchi. Сначала тебя направляют мимо каких-то инсталляций современного искусства, а потом поднимаешься на второй этаж и обнаруживаешь вполне достойные залы старого искусства. В том числе старые фрески, которые откуда-то принесли, быть может как раз из церквей sassi. И дальше - от прошлого к более современному.

У картины написано, что St Eustachio, но, по-моему, это известная сказка про золоторогого оленя. Впрочем,