Лучшие виртуальные машины для Windows: ставьте, если очень хочется посмотреть на другие ОС. Виртуализация: рекомендации ведущих собаководов

Виртуальная машина, для своей стабильной работы, нуждается в наличии достаточного количества выделяемых ей системных ресурсов. Это, в первую очередь, касается задействования свободной оперативной, графической памяти и, соответственно, ресурсов центрального процессора.

На персональном компьютере с устаревшими комплектующими вы, конечно же, сможете запустить саму виртуальную машину, но установленные в ней операционные системы будут работать очень медленно или вообще не будут запускаться.

На среднем по мощности ПК эмулируемые операционные системы могут функционировать относительно стабильно, а при грамотной настройке параметров ВМ, можно выжать максимум производительности. Комфортная работа важнее всего, не так ли?

Нижеследующие несколько советов помогут это сделать, не зависимо от того, какую систему виртуализации вы выбрали. Это могут быть наиболее популярные и достаточно функциональные , VMware или, например, менее распространенные в среде обычных пользователей — Virtual PC, Parallels и т.д.

Давайте посмотрим, что мы сможем сделать для повышения производительности. Приступим?!

ВИРТУАЛЬНАЯ МАШИНА

Создайте диск с фиксацией размера вместо динамического . При создании ВМ вы можете выбрать два типа виртуальных дисков, фиксированный или динамический. По умолчанию используется последний из упомянутых выше и как преимущество, занимает мало места сразу при его создании. Как недостаток, растет во время использования и работает медленнее фиксированного.

Установите инструменты своей виртуальной машины . После установки операционки, первое, что вам нужно сделать, это инсталлировать Дополнения гостевой ОС, которые помогают работать оборудованию быстрее. Необходимый пункт находится в меню «Устройства» гостевой операционной системы VirtualBox. Для завершения установки следуйте инструкциям на экране.

Добавьте исключения в вашем антивирусе . Любая может проверять файлы вашей ВМ при каждом доступе, снижая при этом производительность. Это бесполезное сканирование, вирусов она не обнаружит. Чтобы ускорить процесс, вы можете добавить весь каталог виртуальной машины в список исключений антивируса.

Побеспокойтесь о включении Intel VT-x/AMD-V . VT-x и AMD-V — специальные процессорные инструменты, которые улучшают виртуализацию. Могут активироваться автоматически, а могут и вручную. Возможно, вам придется зайти в БИОС вашего компьютера и включить параметр самостоятельно. Также стоит убедиться в том, что он включен и в настройках VirtualBox.

Выделите больший объем оперативной памяти . Виртуальные машины прожорливы, вследствие чего, рекомендуется выделять им не менее 2 Гигабайт ОЗУ. Можно и больше, но желательно не менее одной трети от доступной.

Выделите больше ядер центрального процессора. ЦП вашего компьютера выполняет громадную работу по запуску ВМ, а также ее программного обеспечения. Поэтому, чем больше ядер она будет использовать, тем лучше будет работать. Их можно назначить в окне настроек.

Добавьте видеопамяти . Настройка некоторых параметров видео также может повысить скорость. Например, включение функции 2D или 3D-ускорения позволит вам использовать некоторые приложения с более разумной скоростью.

Используйте по возможности твердотельный диск . SSD — является одним из лучших мест для размещения систем виртуализации.

Приостановка вместо выключения . Когда вы закончите работу, вы сможете сохранить состояние машины, а не полностью выключать ее и при следующем запуске гостевая операционная система возобновит работу с того места, где вы остановились, вместо старта с нуля.

Повышение производительности внутри . Ваша виртуальная ОС может быть настроена так же, как и основная операционная система. Сократите количество фоновых приложений, а также программ в . Используйте инструмент «Оптимизация дисков» (дефрагментация) и т.д. На этом всё!

Просмотрите список всех компьютерных советов в . Ждем вашего участия в нашей группе в ФБ.

Мы немного познакомились с технологией виртуализации процессоров, научились включать эту функцию. Сегодня мы продолжим тему, будем устанавливать виртуальные операционные системы на компьютер, настраивать ресурсы, и запускать.

В выпуске представлен краткий обзор двух самых ходовых оболочек, предназначенных для создания и использования виртуальных машин. Программы эти еще называются гипервизорами.

Виртуальные машины можно легко и самостоятельно устанавливать на обычных домашних компьютерах, но их так же широко используют и на серверах.

Создаются виртуальные серверы с виртуальными удаленными рабочими столами для решения различных задач на одном физическом компьютере.

Что такое виртуальная машина на ПК и ее назначение

Для личного пользования вполне годится, если вы решили самостоятельно освоить новую операционную систему. Теперь вам не нужно иметь дополнительного компьютера. Не нужно удалять привычную Windows. Можно учиться одновременно просматривая почту и соц сети и в тоже время получать навыки по установке, настройке новых, полезных и интересных программ. Разработчики так проверяют работу приложений в новых и старых средах, тестируют работу как и операционных систем, так и программ и оборудования.

Но главное назначение пожалуй не в этом, а в очевидной экономии. Ведь не зря эту технологию давно развивают. Для работы серверов в первую очередь нужно производительное оборудование, которое дорого. Обычный сервер использует свои ресурсы где-то на 40-60%. А если таких серверов два или больше, то получается что половина мощностей простаивает.

Чтобы избавиться от кластеризации, не внедрять кучу физический серверов и предназначены виртуальные машины. На одном компьютере можно установить к примеру, почтовый сервер, DNS-сервер, контроллер домена и прокси- сервер. При правильном расчете и настройке у вас будет четыре сервера, которые крутятся на одном физическом. Физический компьютер будет работать на оптимальной мощности.

Как настроить виртуальную машину Hyper -V для Windows?

Программа — гипервизор предназначена для установки, настройки, запуска и управления виртуальных машин. В Windows 10 разработчики сделали свою, встроенную и ничего таким образом не надо покупать. По умолчанию эта оснастка в операционной системе не видна и нам ее надо установить как дополнительный компонент. Для этого в «Панели управления» находим ссылку «Программы», а в нем «Установка дополнительных компонентов Windows»

Флажками отмечаем нужные компоненты:

Начнется установка гипервизора, и применение изменений. Система попросит перезагрузку.

При перезагрузке не забудьте проверить — включена ли виртуализация процессора в BIOS!

Что нам нужно еще для запуска виртуальной операционной системы? Нам достаточно найти ее образ iso и скачать его на компьютер. У меня есть дистрибутив от Linux Fedora для любителей астрономии в виде Iso. Интересно, что это за операционная система? Давайте для начала найдем наш Гипервизор. Для этого жмем на меню «Пуск» спускаемся вниз и находим «Средства администрирования».

Можно вывести ярлыки на рабочий стол для удобства. Диспетчер предназначен для управления виртуальными машинами. А «быстрое создание» говорит само за себя. Жмем на этот ярлык. По умолчанию система предлагает создать виртуальную машину Windows 10 или Linux -Ubuntu. Но мы сегодня будем искать другой образ, нажимаем «Сменить источник установки»:

Не забываем в «дополнительных параметрах» указать сетевой адаптер и имя виртуально машины.

В «Проводнике» ищем наш нужный образ операционной системы:

После чего нажимаем большую синюю кнопку:

Виртуальная машина Hyper -V создается с параметрами по умолчанию, обычно это минимальные системные требования для запуска. Система сама отбирает количество ядер процессора, выделяет оптимальный объем оперативной памяти, создает ВИРТУАЛЬНЫЙ жесткий диск исходя из имеющихся пространства в наличии. Место расположения виртуальной машины так же автоматически выбирается на диске. Но Вы можете изменять все настройки под себя. Перед подключением зайдите:

Все параметры поддаются изменению; внимательно читаем, что и для чего предназначено:

После можно подключиться.

Как и любая операционная система, виртуальная так же требует установки. Все так же как и в реале:)

Типичная Linux- установка:

После загрузки графической оболочки KDE, продолжим устанавливать дистрибутив на ВИРТУАЛЬНЫЙ жесткий диск, выбрав соответствующий ярлык:

Управление виртуальной машиной Hyper-V осущесвляется путем нажатия кнопок в верхней части панели:

Кнопки позволяют запускать, приостанавливать, завершать работу, создавать контрольную точку, а так же экспортировать виртуальную машину. Все как в настоящем компьютере:). Hyper-V будет хороша на серверных редакциях Windows. Правда там нужно уметь много чего настраивать. И этот гипервизор у меня пару раз слетал после крупных кумулятивных обновлений «десятки». Его приходилось ставить заново.

Обзор виртуальной машины VM Workstation, как настроить и установить

Другим популярным решением является VM Ware Workstation . Это очень гибкое программное решение, с ним у меня не было проблем. Оно не бесплатно. Но оно легкое, и работает без сбоев, его просто было настраивать. Скачиваем и настраиваем программу. На последних редакциях Windows 10 гипервизор не запустится, программа выдаст ошибку. Если при первом запуске виртуальной машины у вас появиться ошибка vmware player and device/credential guard are not compatible, сначала .

Соглашаемся с указаниями мастера; после установки перезагружаем компьютер. Запускной файл находим через меню «Пуск» и клацаем по нему:

Открываем программу, создаем новую виртуальную машину.

Выбираем обычный тип установки:

Далее, мастер как и положено предложит установить операционную систему. Сделать это он предлагает либо с CD/DVD диска либо с файла ISO. У меня файл лежит на диске, его я и буду использовать. В этом примере я ставлю Windows XP .

При использовании «быстрой установки» такие параметры как имя компьютера, раскладка клавиатуры, ключ продукта, имя пользователя, учетная запись, будут установлены по умолчанию. Это не всегда удобно, и эти данные исправляются после установки, либо в момент создания образа операционной системы. Но в последнем случае придется пройти вручную по всем этапам — как на физическом компьютере.

Не забываем в следующем окне указать имя виртуальной машины и ее расположение.

Вот мы и дошли до ключевых настроек. Нужно указать размер ВИРТУАЛЬНОГО жесткого диска:

Почти готово. Для большинства операционных систем гипервизор подбирает оптимальные размеры и памяти и жесткого диска, но их можно потом менять:

Запускаем виртуальную машину, после этого начнется установка операционной системы. Обращаем внимание, что подключенные к физическому компьютеру периферийные устройства можно будет использовать и на виртуальной машине. Некоторые из них (флешки, внешние жесткие диски) надо будет подключать вручную через меню «Виртуальная машина» — «Подключаемое оборудование»

Управление виртуальными машинами осуществляется понятно и просто. Так же есть панель управления, которая расположена в верхней части окна:


Виртуальная машина Windows XP на Windows 10, видео

Давайте посмотрим пример создания виртуальной машины в коротком ролике:

Ничего сложного! Удачи!

Современные процессоры настолько мощны, что позволяют эмулировать самих себя
практически без тормозов. В области системного администрирования это находит
большое практическое применение. Но не все так просто, и прежде, чем возводить
виртуальную систему, следует взвесить все аргументы за и против.

Двери в виртуальный мир

За последние годы на рынке появилось множество виртуальных машин - от
узкоспециализированных (Bochs , eEye ) до эмуляторов общего
назначения (VMware , VirtualBox , QEMU , XEN ,
Virtual PC
). Интерес к виртуализации растет, а сами эмуляторы по ходу дела
осваивают новые профессии, становясь все более и более привлекательными
игрушками в глазах системных администраторов. Именно «игрушками» – потому что к
введению в промышленную эксплуатацию существующие эмуляторы еще не готовы. Ущерб
от их использования намного превышает стоимость живого железа, которое они
призваны заменять (не говоря уже о том, что большинство эмуляторов
распространяются на коммерческой основе или, попросту, стоят денег).

Тем не менее, играться с виртуальными машинами можно и нужно! Есть все
основания ожидать, что в ближайшие несколько лет разработчики вылижут баги и
доведут эмуляторы до ума, а потому осваивать их надо прямо сейчас, чтобы потом
не разворачивать виртуальную инфраструктуру впопыхах.

Существует, по меньшей мере, три типа виртуальных машин (не считая
гибридов). К самым первым (и самым древним) относятся машины с полной
эмуляцией
. Классический пример - Bochs. Тормозит ужасно, зато позволяет
эмулировать «чужеродные» архитектуры, например, x86 на Мотороллере или x86-64 на
x86. Возвести многопроцессорную машину на однопроцессорной? Без проблем. Причем,
основная операционная система надежно изолирована от гостевых виртуальных машин
и причинить ей ущерб невероятно трудно. Bochs очень хорошо подходит для
экспериментов с вирусами, червями и прочим зловредным ПО. Также его можно
использовать для того, чтобы опробовать 64-разрядные операционные системы,
прежде чем решиться покупать x86-64 – но высокие накладные расходы на эмуляцию
(даже с учетом оптимизации и кэширования инструкций) предъявляют жесткие
требования к аппаратной оснастке базовой машины. И проблема здесь даже не в том,
что WinXP на P-4 под «Борщем» стартует около суток. Она вообще не стартует!
Поскольку куча операций отваливается по тайм-ауту, в частности, если процедура
инициализации драйвера выполняется свыше 10 секунд, система автоматически
выгружает драйвер со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Динамические виртуальные машины (QEMU, VMware, VirtualBox) эмулируют
лишь привилегированные инструкции (равно, как и непривилегированные инструкции,
имеющие доступ к системным данным). За счет этого скорость эмуляции возрастает
на несколько порядков, и на P-III 733 уже можно комфортно работать в среде
виртуального Win2k3, а на P-4 все просто летает. Расплатой за скорость
становится принципиальная невозможность эмуляции «чужеродных» архитектур, плюс
потенциальный риск атаки на основную операционную систему из гостевой.
Теоретически, создать надежный динамический эмулятор вполне возможно, но
практически… это же тысячи строк на Си/Си++ и мегабайты кода! К тому же,
разработчики QEMU и VMware даже не пытались защитить основную систему от атаки
со стороны гостевых виртуальных машин, чем с успехом пользуются вирусы и черви.

Аппаратная виртуализация (поддерживаемая последними моделями
процессоров Intel и AMD) устраняет ляпы в x86-архитектуре, где системные данные
надежно защищены только от записи, но могут быть прочитаны с прикладного уровня
легальными непривилегированными командами. Это вынуждает эмулятор просматривать
блок кода перед его выполнением, на что расходуется время. В процессорах фирмы
Motorola таких дефектов нет, и потому динамическая эмуляция на них работает
намного быстрее (и без всякой новомодной аппаратной поддержки!). Но рынок
захватила x86-архитектура, вытеснив Motorol’у, и потому аппаратную виртуализацию
встречают с очень большим энтузиазмом. Теоретически, скорость эмуляции должна
вплотную приближаться к «живому» процессору, поскольку накладные расходы на
виртуализацию близки к нулю. Однако, помимо процессора, виртуальная машина
вынуждена эмулировать еще и оборудование. Без жестких дисков ведь не обойтись, а
давать прямой доступ к физическим хардам - самоубийство. В этом причина того,
что производительность виртуальных машин (даже с поддержкой аппаратной эмуляции)
существенно отстает от живого железа, но все-таки обгоняет динамическую
эмуляцию.

Естественно, за повышение скорости приходится платить. Во-первых, необходимо
приобрести процессор с поддержкой аппаратной виртуализации (ладно, это не
проблема, приобретем в ходе очередного планового апгрейда). Во-вторых (а вот это
уже действительно серьезно) - процессоры содержат кучу дефектов, позволяющих
воздействовать на основную операционную систему из гостевых виртуальных машин.
Исправить ошибку в процессоре намного сложнее, чем в полностью программном
эмуляторе! И что самое неприятное – спонтанные падения основной системы
происходят даже без всякой атаки со стороны вредоносного кода! Словом,
аппаратная виртуализация до сих пор остается плохо отлаженной игрушкой, не
готовой к промышленному внедрению. Несмотря на это, Microsoft уже включила
эмулятор с поддержкой аппаратной виртуализации в состав Win2k8, конкурирующий с
бесплатным проектом XEN.

Виртуальные сервера

Как можно использовать виртуальную машину в корпоративной или офисной сети?
Например, поднять виртуальный сервер. А что? Допустим, нам нужен публичный WEB и
приватный SQL. По соображениям безопасности, публичный сервер должен быть
расположен в так называемой демилитаризованной (DMZ) зоне, а приватный SQL –
внутри локальной сети, обнесенной по периметру глубоким защитным рвом
(брандмауэром). Что требует двух машин. А как быть, если в наличии имеется
только одна?

Теоретически (подчеркиваю!), можно поднять VMware или Virtual PC, разместив
публичный WEB-сервер на виртуальной машине, а приватный SQL – на основной. И это
как бы будет работать. «Как бы» – потому что для достижения приемлемого уровня
производительности даже при поддержке аппаратной виртуализации нам понадобится
довольно мощное железо, способное тянуть эмулятор с разумной скоростью. Значит,
много сэкономить все равно не удастся, а если добавить к этой сумме издержки от
неизбежных атак на виртуальную машину и сбои самой виртуальной машины, в
долгосрочной перспективе мы имеем весьма внушительные убытки. Купить два
отдельных физических сервера - дешевле, да и работать они будут намного
стабильнее. А если денег на железо нет, то лучше отказаться от DMZ-зон, поселив
публичные и приватные сервисы на одной машине и запретив приватным сервисам
принимать трафик с внешних интерфейсов. А для надежности – еще и закрыть порты
на брандмауэре. Как говорится, дешево и сердито, но это все-таки лучше, чем
возня с виртуальными машинами.

Загон для вирусов

Достаточно часто виртуальные машины используются для экспериментов с
потенциально небезопасным программным обеспечением, полученным из ненадежных
источников. Антивирусная проверка - не слишком-то хорошее средство для поиска
неизвестных или модифицированных червей, вирусов и руткитов. Вредителям хорошо
известно, как «ослепить» проактивные технологии и эвристические анализаторы.
Утилиты, ориентированные на поиск руткитов, хорошо работают лишь в первые дни
своего появления, а затем хакеры находят обходной путь.

Естественно, проводить подобные эксперименты лучше всего под эмулятором. Так
намного проще оперировать образами виртуальных жестких дисков, да и выделять
отдельную (физическую) машину не потребуется. Удобство, простота и экономия -
налицо. Но простота хуже воровства, и экономия на выделенной машине до добра не
доводит. Если виртуальная машина соединена с основной системой виртуальной
сетью, то черви могут атаковать базовую операционную систему, используя дыры в
сетевых службах. Администратору следует либо своевременно устанавливать все
заплатки, либо отключить вирусный загон от Сети вообще – не забывая про
расшаренные ресурсы. Виртуальная машина VMware поддерживает их в обход
Ethernet-адаптера. Шары продолжают работать даже после удаления виртуальной
сетевой карты, и подвержены сразу двум типам атак - через дыры в сервисе «общих
папок» и путем засылки червей, модифицирующих шаблон папки, автоматически
«подхватываемый» Проводником. То же самое относится и ко всем остальным типам
носителей. Это существенно затрудняет обмен данными между виртуальной и основной
машинами. Самое надежное - копировать данные через CD-ROM (не обязательно
физический - подойдет и виртуальный, просто берем любую программу для создания
iso-образов и монтируем ее на основную систему и на VMware).

Важно : по умолчанию VMware автоматически распознает все подключаемые
USB-устройства и дает виртуальным машинам к ним полный доступ. Допустим, мы
подключаем FLASH, внешний жесткий диск с USB-интерфейсом или другой девайс
подобного рода, на котором тут же поселяется вирус, вырвавшийся из застенков
виртуальной машины. Чтобы предотвратить вторжение, достаточно отключить
USB-контроллер в свойствах виртуальной машины.

Однако проблемы на этом не заканчиваются. Руткиты уже давно научились
распознавать виртуальные машины
, отказываясь от заражения в их присутствии,
что ломает весь концепт. Мы устанавливаем программное обеспечение с руткитом на
виртуальную машину, сравниваем образы, ничего не находим и, довольные собой,
запускаем руткита в основную систему. Выходит, гарантировано обнаружить
современных руткитов при помощи виртуальных машин невозможно! А если еще учесть
большое количество дыр в эмуляторах, то руткит имеет все шансы заразить основную
систему из гостевой машины. Выход? Либо использовать выделенную живую машину,
либо надежную виртуальную машину с полной эмуляцией (например, Bochs). Это
предотвратит вирусное вторжение, но, увы, не спасет от детекции виртуальной
машины руткитом. Bochs содержит множество мелких дефектов эмуляции (ведет себя
не как настоящий процессор), которые не препятствуют работе нормальных программ,
но могут быть использованы для детекта эмулятора. К тому же, ЛЮБОЙ эмулятор
несет на своем борту довольно специфический набор виртуального железа, по
которому его легко опознать. И хотя при наличии исходных текстов мы можем
воспрепятствовать этому - купить живой компьютер намного дешевле, чем корежить
виртуальное железо.

Резюмируя вышесказанное, делаем вывод: виртуальные машины – не слишком-то
надежный загон для вирусов, хотя если не быть параноиком, то (с учетом низкого
качества подавляющего большинства вирусов и руткитов) лучше использовать
виртуальную машину, чем всецело полагаться на антивирусы.

Инструмент выявления сетевых атак

Офисные сети обычно не испытывают необходимости в сенсорах и датчиках,
детектирующих вторжение, а если и испытывают, то дело обычно ограничивается
приобретением коммерческой IDS/IPS-системы, встраиваемой в брандмауэр и спокойно
работающей на шлюзе в интернете или на одном из узлов локальной сети.

С ростом сети появляется желание установить специализированную систему
обнаружения вторжений, например, Snort (бесплатный) или AMP (коммерческий). И
разместить ее на выделенном узле, поскольку для установки того же AMP
администратор должен предоставить его поставщикам удаленный shell на свою
машину. Причем, AMP будет не только автоматом скачивать свежие сигнатуры из
Сети, но и отправлять весь подозрительный трафик для анализа на серверы компании
Endeavor, которая и является его разработчиком.

Доверие - это прекрасно, но отдавать свой трафик в чужие руки… Нет, лучше
размесить эту штуку на отдельном узле, отключенном от основной локальной сети,
но запитанном от того же самого ISP – то есть ловящего тех же вирусов и червей,
что и основные узлы локальной сети. Можно ли использовать для этой цели
виртуальную машину? Конечно! Главное, надежно изолировать ее от корпоративной
сети.

Наибольшую проблему представляют виртуальные сетевые карты , через
которые гостевая операционная система легко доберется до основной. Все
виртуальные карты в обязательном порядке должны быть отключены! Но… если у нас
нет сети, как же тогда общаться с внешним миром и ловить трафик? Вариантов
много. Вот только один из них: ADSL-модем с USB-интерфейсом, подключенный к
виртуальной машине с выдернутой сетевой картой и заблокированными шарами.

Какую именно виртуальную машину следует использовать? VMware очень известна и
слишком дырява. Bochs невероятно медленно работает. Virtual PC – неплохой выбор,
но учитывая большое количество дыр в процессорах, его использование крайне
небезопасно. Реально остается только VirtualBox, XEN или QEMU, хотя первый из
них все еще достаточно сырой и до сих пор не отлаженный.

Зеркальный сервер

Вредоносная природа червей и вирусов вполне объяснима. Они как раз для этого
и писались. Увы, честное программное обеспечение зачастую наносит намного
больший урон. Взять хотя бы обновления безопасности или новые версии. Всем
администраторам хорошо известно, что их установка порой приводит к
трудноразрешимым конфликтам, потерям данных, а то и полному краху операционной
системы!

Аналогичным образом дела обстоят с кручением настроек, смысла которых
администратор до конца не понимает и действует методом тыка. Одно неверное
движение руки - и система отказывается загружаться, а чтобы поднять ее,
требуются знания и квалификация, вырабатываемые только в борьбе с вот такими
взлетами и падениями. По книжкам всего не выучишь… И здесь виртуальные машины –
незаменимы.

Просто устанавливаем систему со всеми приложениями и сервисными службами на
VMware/Virtual PC/VirtualBox/etc, и все новые заплатки, обновления, настройки, в
первую очередь, обкатываем на гостевой операционной системе, наблюдая за ее
реакцией. Если полет нормальный - переносим изменения на основную машину. Если
же нет - соображаем, что здесь не так, и где косяк.

Итого

Виртуальные машины открывают практически неограниченные возможности для
экспериментов. Главное - правильно ими воспользоваться, предусмотрев максимум
возможных побочных эффектов и разработав план по их устранению.

WWW

Чтобы не подвергать ОС, установленную на компьютере, риску, но иметь возможность исследовать как различное ПО, так и функционал любой другой ОС, на рынке софта существует специальный тип программ для создания виртуальных компьютеров. Такие программы создают виртуальную среду с эмуляцией аппаратного компьютера. И на этот эмулятор можно устанавливать такую же виртуальную ОС. Самой известной такой программой является VirtualBox от американского разработчика Oracle .

1. Особенности программы

Бесплатность, функциональность, кроссплатформенность, русификация, интуитивно-понятный интерфейс, простота и понятность программных процессов и настроек, пошаговый матер создания виртуальных компьютеров – вот главные преимущества VirtualBox, благодаря которым она серьезно обыгрывает своих конкурентов.

Так, один из главных конкурентов — программа VMware Workstation – это платный коммерческий софт. Бесплатно можно использовать только VMware Player – это сильно урезанная по функционалу версия программы Workstation. В то время как VirtualBox бесплатно предоставляет полноценный функционал. Плюс к этому – VirtualBox существует в версиях для установки не только на ОС Windows и Linux, как VMware Workstation, но также первую можно установить и на ОС Mac OS X, и на Solaris.

Да и возможности регулировки видеопамяти, как у VirtualBox, у VMware Workstation нет.

У обеих этих программ также есть общий конкурент от компании Microsoft — Hyper-V, который входит в состав некоторых версий Windows. И, естественно, работать с ним можно только в рамках изучения вездесущей ОС Windows. Ни Linux, ни Mac OS X программа не поддерживает.

У VirtualBox самый богатый выбор систем, которые можно устанавливать в качестве виртуальной ОС – это большинство версий Windows, Linux, Mac OS X и Solaris, включая как 32-битную разрядность, так и 64-битную. Некоторые даже умудряются с помощью VirtualBox создать Андроид-эмулятор.

Как видите, если вы твердо решили стать на путь экспериментов с виртуальной компьютерной средой, VirtualBox идеальный для этого инструмент.

2. Минимальные системные требования

Что касается установки VirtualBox не в режиме активного виртуального компьютера, здесь программа не требовательна к аппаратным ресурсам – для установки программы необходим самый минимум:
— 512 Mб оперативной памяти,
— 200 Mб места на жестком диске для инсталляции,
— процессор с частотой, согласно требованиям самой ОС, например в случае с Windows ХР это Pentium не менее 300 МГц или его аналог от AMD.

Но, повторимся, это системные требования сугубо для установки VirtualBox на физическую (основную) ОС. Для режима активного виртуального компьютера потребуется гораздо больше системных ресурсов, и конкретные требования будут уже определяться той самой виртуальной (гостевой) ОС.

VirtualBox создает виртуальный компьютер на базе аппаратных характеристик физического ПК, часть которых автоматически эмулируется в виртуальный компьютер – например, процессор, видеокарта, CD/DVD-привод, USB-порты. А часть – оперативная память и занимаемое дисковое пространство – эмулируются согласно настройкам, которые вы устанавливаете в процессе создания виртуального компьютера программой. Некоторые аппаратные характеристики виртуального компьютера в дальнейшем можно менять, задавая им меньшие граничные параметры, которые VirtualBox имеет право задействовать. Ведь виртуальный компьютер в работающем состоянии мощь процессора, видеокарты, оперативной памяти будет заимствовать как раз таки у физического ПК.

Какую часть оперативной памяти и дискового пространства можно отдать виртуальному компьютеру при его создании программой VirtualBox?

Виртуальной ОС рекомендуется отдавать не больше половины имеющегося объема оперативной памяти на физическом ПК. Но и для работы виртуальной ОС может потребоваться минимум от 512 Мб до 1 Гб оперативной памяти. Например, для более-менее нормального функционирования виртуальной Windows ХР или Linux потребуется минимум в 512 Мб оперативной памяти.

А для установки на виртуальный компьютер ОС Windows 7 или 8 (8.1) минимальным показателем оперативной памяти будет 1 Гб.

Место на жестком диске компьютера виртуальная ОС будет занимать постоянно в виде файла формата программы. И если лишних 4-5 Гб минимума для Windows ХР или Linux без проблем наверняка найдется у многих, то о 20-25 Гб для полноценной работы ОС Windows 7 или 8 (8.1) например, владельцам старых сборок ПК с винчестером на каких-то 160 Гб придется позаботиться заранее, распрощавшись с давно не используемым файловым хламом.

3. Как бесплатно скачать программу

На официальном сайте разработчика инсталлятор программы VirtualBox в актуальной версии 4.3.8 можно скачать абсолютно бесплатно.

4. Как установить программу

Для установки программы достаточно скачанный инсталлятор запустить из загрузок браузера. VirtualBox инсталлируется стандартно, правда на английском языке. Не стоит переживать, если этот язык вам не знаком: что от вас и потребуется, так это нажать пару раз «Next » — т.е. «Далее ».

Тем более, что все активные компоненты, с которыми устанавливается VirtualBox, будут нужны для полноценной ее работы.

Единственное, что в процессе установки программы на пару минут пропадет соединение с локальной сетью. Это требуется для установки сетевых драйверов, чтобы на виртуальном компьютере работал Интернет. Впрочем, VirtualBox об этом выдаст соответствующее уведомление, правда на английском языке.

Не стоит беспокоиться об этом, можно смело жать команду установки – «Install ».

ОС Windows 7 и 8 (8.1) недоверчивы изначально к стороннему софту, потому постоянно просят то прав администратора, то разрешения доверять какому-то разработчику, то на установку отдельных компонентов дай им разрешение. Потому если при установке дополнительно понадобится подтвердить установку компонентов VirtualBox — USB Support (поддержка USB-портов) или VirtualBox Networking (поддержка сети), такое подтверждение, естественно, необходимо дать.

После этого программа завершит процесс установки, и если не снять галочку с автоматического запуска, сразу же после нажатия кнопки завершения – «Finish » — VirtualBox предстанет перед вами во всей своей красе, причем уже с русскоязычным интерфейсом.

Все – процесс установки самой программы завершен. Но впереди – создание виртуального компьютера и установка на него выбранной вами виртуальной ОС.

5. Создание виртуального компьютера

При создании виртуального компьютера с помощью VirtualBox нельзя ошибиться: после установки в главном окне программы будет виднеться единственная активная кнопка – «Создать », собственно, куда и нужно нажать. В появившемся окне необходимо виртуальному компьютеру задать название, выбрать ОС и ее конкретную версию.

Жмите «Next ».

В следующем окне настройки VirtualBox нужно выставить значение оперативной памяти, которое вы отдаете во временное пользование виртуальному компьютеру, когда тот будет активен – собственно, о чем было сказано выше. С помощью ползунка выставьте нужное значение или введите точную цифру оперативной памяти в поле рядышком.

Не выходите на красную линию – это будет передачей виртуальному компьютеру половины аппаратных мощностей реального компьютера, и в случаях с маломощными машинами может не хватить производительности на работу основной ОС, не говоря уже о виртуальных средах. Минимальные рекомендации самой же VirtualBox слишком малы для полноценной работы, потому, как упоминалось выше, не стоит выделять для работы менее ресурсоемких ОС меньше 512 Мб, а для более ресурсоемких – меньше 1 Гб оперативной памяти.

Жмите «Next ».

«Выберите жесткий диск » — именно это и нужно сделать в следующем окне настройки VirtualBox. И здесь для большинства будет целесообразно оставить пункт по умолчанию – «Создать новый виртуальный жесткий диск ».

Жмите «Создать ».

Появится следующее окно с несколькими форматами файлов хранения виртуального жесткого диска, с которыми умеет работать VirtualBox. Необходимо оставить пункт по умолчанию – «VDI ».

Жмите «Next ».

С типом виртуального жесткого диска – следующего окна настроек VirtualBox — лучше поступить так же, как и выше – оставить пункт по умолчанию.

Фиксированный жесткий диск виртуального компьютера будет более расторопным в работе.

Жмите «Next ».

В следующем окне VirtualBox предложит задать имя виртуальному жесткому диску. Это не столь важно, потому можно оставить название по умолчанию, взятое с имени самого виртуального компьютера. Куда более важнее назначить папку для хранения файла виртуального жесткого диска и грамотно определить его объем.

О минимальном объеме виртуального жесткого диска речь шла выше, отметим только, что здесь нужно исходить сугубо из имеющегося места на физическом жестком диске. Плюс к этому, нужно учитывать, что кроме установки самой виртуальной ОС определенное место займут различные служебные среды и, собственно, тестируемые программы.

По умолчанию папка хранения файла виртуального жесткого диска прописывается на системном диске физического ПК, где у многих может и не быть места для «увесистых» Windows 7 и 8 (8.1). Да и зачем захламлять системный диск? Лучше выбрать место хранения на несистемном диске. Нажмите значок в виде папки и укажите место хранения.

Жмите «Создать ».

Подождите, пока VirtualBox создаст виртуальный компьютер. После этого в левой части главного окна программы появится его название с пометкой «Выключен », а в правой части окна можно увидеть основные аппаратные параметры.

6. Установка операционной системы на виртуальный компьютер

Необходимо заранее подготовить образ установочного диска с выбранной операционной системой или вставить загрузочный диск в CD/DVD-привод физического ПК.

В главном окне VirtualBox запустите созданный виртуальный компьютер с помощью кнопки «Запустить ». Затем в автоматически появившемся окне выбора съемного носителя для загрузки выберите либо образ установочного диска с ОС, либо назначьте загрузочный диск, находящийся в CD/DVD приводе. Для этого нажмите значок обзора в виде папки.

Устанавливая впервые доселе незнакомую ОС, просто следуйте инструкциям установщика.

Помогла ли Вам данная статья?

Сегодня виртуализация широко используется практически в любой части ИТ-индустрии - от личных мобильных устройств до мощных вычислительных центров, позволяя решать самые разные задачи. Виртуализация может выступать в разных формах - начиная от виртуализации и эмуляции платформ, заканчивая виртуализацией ресурсов. Но сегодня речь пойдет о нативной аппаратной виртуализации - современные процессоры поддерживают ее с помощью наборов инструкций, таких как Intel VT-x или AMD-V.

Нативная виртуализация - это технология, предоставляющая вычислительные ресурсы, абстрагированные от аппаратного уровня. Если брать, например, сегмент серверов, такое абстрагирование позволяет работать нескольким виртуальным системам на одной аппаратной платформе, а также дает возможность легко переносить виртуальные системы с одного аппаратного сервера на другой - например, при его выходе из строя или модернизации.

До появления аппаратной поддержки виртуализации, все плюсы технологии перекрывали большие потери производительности и низкая скорость работы виртуальной машины в целом. Популярность виртуальных машин стала расти по мере того, как производители аппаратных платформ стали предпринимать активные шаги по снижению издержек на виртуализацию (появление аппаратной поддержки, введение новых инструкций, сокращение таймингов при выполнении инструкций), а производительность процессоров стала достаточной, чтобы «тянуть» виртуальные машины с приемлемой скоростью.

Как уже говорилось выше, один из ключевых факторов для нормальной работы нативной аппаратной виртуализации - поддержка процессором специфических наборов инструкций. Intel представила свой набор инструкций VT-x в 2005 году, еще в рамках архитектуры Netburst, применявшейся в процессорах Pentium 4. AMD разработала свой набор инструкций, AMD-V, и первые процессоры с его поддержкой вышли на рынок в 2006 году. Некоторое время спустя обе компании предложили новые наборы инструкций: Intel EPT (Extended Page Tables) и AMD RVI (Rapid Virtualization Indexing) соответственно. Суть обоих наборов в том, что гостевая ОС получает контроль над виртуализованными страницами памяти напрямую, минуя гипервизор - это снижает нагрузку на него и несколько поднимает скорость виртуальной системы. Для проброса напрямую устройств в гостевую ОС компания Intel разработала набор инструкций Intel VT-d. В арсенале Intel имеются и другие наборы инструкций для виртуализации: Intel VT FlexMigration, Intel VT FlexPriority, VPID, VT Real Mode, VMFUNC.

В новых поколениях процессоров производители не только предлагают новые возможности наборов инструкций виртуализации, но и сокращают тайминги выполнения конкретных инструкций, что позволяет повысить производительность виртуальной системы в целом. Для примера, в процессорах Pentium 4 задержка на выполнение инструкций VMCALL и VMRESUME приближалась к 1500 наносекундам, а в Core 2 Duo (Penryn) она составляла уже менее 500 наносекунд.

Сокращение разрыва в производительности между реальной и виртуальной системой сделало виртуальные машины (ВМ) гораздо более выгодными в использовании, в том числе для решения задач корпоративного уровня. Наиболее очевидными достоинствами являются повышение средней загрузки оборудования (несколько ВМ равномерно используют ресурсы аппаратной платформы, сокращая время простоя), а также запуск устаревшей ОС, которая не удовлетворяет современным требованиям (например, по безопасности), но при этом необходима для запуска и работы уникального ПО (или в силу иных причин). Кстати говоря, столь популярные на сегодня облачные сервисы также имеют в своей основе технологии виртуализации. Суммируем основные преимущества, которые предприятие получает от применения виртуализации. Это:

  • увеличение средней загрузки физического сервера, а, следовательно, и коэффициента использования аппаратуры, что, в свою очередь снижает общую стоимость АО;
  • простота миграции виртуальных серверов с одного физического на другой при апгрейде аппаратного обеспечения;
  • простота восстановления работоспособности виртуального сервера при аппаратном сбое оборудования: виртуальную машину значительно проще перенести на другой физический сервер, чем переносить конфигурацию и ПО с одной физической машины на другую;
  • существенное упрощение перевода пользователей или бизнес-процессов на новые ОС и новое ПО: использование ВМ позволяет делать это по частям и не трогая аппаратные ресурсы; кроме того, в процессе можно легко анализировать и исправлять ошибки, а также оценивать целесообразность внедрения «на лету»;
  • поддержка в бизнес-процессах работы устаревшей ОС, от которой по каким-либо причинам в данный момент времени невозможно отказаться;
  • возможность тестирования тех или иных приложений на ВМ, не требуя дополнительного физического сервера и т. д.
  • другие сферы применения.

Таким образом, целесообразность использования виртуализации на сегодняшний день уже не вызывает вопросов. Технология предоставляет слишком много плюсов с точки зрения организации бизнеса, что заставляет закрывать глаза даже на неизбежные потери производительности системы.

Тем не менее, всегда полезно понимать, о каком именно уровне потерь производительности между реальной и виртуальной системой идет речь. Тем более, что они часто сильно зависят от типа задач и требований ПО к аппаратным ресурсам. Где-то это важно с точки зрения учета ресурсов, где-то - поможет определить, какой уровень производительности реальной системы необходим, чтобы добиться нужного уровня производительности от виртуальной системы. Наконец, есть пограничные типы задач, которые могут решаться с помощью как виртуальных, так и реальных систем - и там вопрос потерь может оказаться решающим фактором.

Методика тестирования

Для тестирования использовался набор тестовых приложений из обычной методики исследования производительности платформ сайт от 2011 года, с некоторыми оговорками. Во-первых, из набора были убраны все игры, т. к. виртуальный графический адаптер с драйвером Oracle обладает слишком слабой производительностью: в большинстве случаев игры даже не запускались. Во-вторых, убраны приложения, которые стабильно не могли завершить тестовый сценарий на одной из конфигураций - это Maya, Paintshop Pro, CorelDraw. По этой причине нельзя сравнивать итоговые рейтинги и суммарный балл производительности нашего тестового стенда с базой протестированных процессоров. Однако сравнение результатов отдельных тестов вполне корректно.

Также нужно учитывать, что в методике используются версии приложений от 2011 года. Они могут не поддерживать новые технологии, оптимизации и наборы инструкций, внедренные после этого времени. При этом наличие такой поддержки в более новых версиях приложений может существенно влиять на производительность этих приложений - и в реальной, и в виртуальной системе.

Тестовый стенд

Для тестирования мы взяли систему с конфигурацией, подходящей на роль как сервера, так и высокопроизводительной рабочей станции. В будущих материалах мы проверим на ней возможности виртуализации с разными хост-системами. Сегодня в качестве хоста используется Windows 7.

  • Процессор: Intel Xeon E3-1245 v3
  • Материнская плата: SuperMicro X10SAE
  • Оперативная память: 4 × Kingston DDR3 ECC PC3-12800 CL11 8 ГБ (KVR16LE11/8)
  • Жесткий диск: Seagate Constellation ES.3 1 ТБ (ST1000NM0033)
  • Операционная система: Windows 7 x64

ПО для виртуализации

В этом материале тестирование проводится с использованием Oracle VM VirtualBox.

Oracle VM VirtualBox - это бесплатная виртуальная машина (ВМ), распространяющаяся по лицензии GNU GPL 2. Она поддерживает обширный список операционных систем: Windows, OS X, Solaris и большое количество Linux-дистрибутивов (Ubuntu, Debian, openSUSE, SUSE Linux Enterprise Server, Fedora, Mandriva, Oracle Linux, Red Hat Enterprise Linux, CentOS). Изначально ВМ разрабатывалась Innotek, которая впоследствии была куплена Sun Microsystems, а в 2010 году - Oracle. ВМ поддерживает проброс USB-устройств в гостевую ОС, обеспечивает доступ в интернет и подключение удаленного рабочего стола. Гостевые ОС могут быть как 32-битными, так и 64-битными. Система поддерживает аппаратное ускорение 2D и 3D, а также PAE/NX, VT-x, AMD-V, Nested Paging. Эмулирует широкий спектр распространенных устройств: чипсет PIIX3 или ICH9, контроллеры IDE PIIX3,PIIX4, ICH6, аудиокарт Sound Blaster 16, AC97 или Intel HD, а также сетевых карт PCnet PCI II (Am 79 C 970 A), PCnet - Fast III (Am 79 C 973), Intel PRO /1000 MT Desktop (82540 EM), Intel PRO /1000 T Server (82543 GC), Intel PRO /1000 MT Server (82545 EM). Поддерживает образы жестких дисков VDI, VMDK, VHD, позволяет создавать общие папки для гостевой и хост-ОС, а также сохранять состояния ВМ.

У Oracle существует более серьезный аналог VM VirtualBox, Oracle VM Server для процессоров х86 и SPARC , базирующийся на гипервизоре Xen. Т. е., это совершенно другой продукт для другого сегмента рынка. Oracle VM Server поддерживает до 160 потоков на физическом сервере и до 128 виртуальных CPU в гостевых ОС, а максимальный объем ОЗУ - 4 ТБ, в то время как VM VirtualBox поддерживает лишь 32 виртуальных CPU для гостевой ОС и 1 ТБ ОЗУ.

Подводя итог, можно охарактеризовать VM VirtualBox как ВМ для домашнего использования и для использования в маленьких фирмах, а простота настройки (по сути установил и всё работает) не требует высокой квалификации у системного администратора (или вообще не требует выделенного системного администратора по причине простоты использования). Продукт же Oracle VM Server предназначен для более крупного бизнеса - он предоставляет и бо́льшую функциональность, и поддержку более мощных серверов, но требует и более высокой квалификации от системного администратора.

Настройки ПО

Для этого тестирования на тестовый стенд с ОС Windows 7 x64 была установлена ВМ Oracle VM VirtualBox, на которую был развернут образ Windows 7 x64 с тестовым пакетом приложений. В следующих материалах мы попробуем, как работают другие хост-ОС и ПО для виртуализации.

Сама виртуальная машина сконфигурирована следующим образом: включена поддержка Nested Paging, VT-x, PAE/NX, 3D- и 2D-ускорение. Для нужд ВМ выделено 24 Гб ОЗУ и 256 Мб под видеопамять.

Сравнение с Intel Core 7-4770k

Для сравнительной оценки общей производительности тестовой платформы на базе Intel Xeon E3-1245 v3 в таблицах также присутствуют результаты процессора Intel Core i7-4770K из . Это позволяет примерно соотнести уровень производительности одного из топовых потребительских процессоров для ПК и серверного процессора Xeon, плюс дает много других интересных возможностей сравнения исходя из разницы в конфигурациях. Правда, тут нужно учитывать, что параметры двух систем немного отличаются, и это оказывает влияние на результаты. Сведем в таблицу характеристики стендов.

Intel Xeon E3-1245 v3 Intel Core i7-4770K
Количество ядер/потоков, шт. 4/8 4/8
Базовая/Boost частота, МГц 3,4/3,8 3,5/3,9
Объем кэша L3, МБ 8 8
Используемая оперативная память в тестовом стенде 4 × Kingston KVR16LE11/8 4 × Corsair Dominator Platinum CMD16GX3M4A2666C10
Количество каналов, шт. 2 2
Частота функционирования, МГц 1600 1333
Тайминги 11-11-11-28 9-9-9-24
ECC да нет
Объем модуля, ГБ 8 4
Суммарный объем, ГБ 32 16
Графическая карта Intel P4600 Palit GeForce GTX 570 1280 МБ

Core i7-4770k имеет рабочие частоты на 100 МГц выше, что может дать ему некоторое преимущество. С оперативной памятью ситуация сложная: с одной стороны, у Core i7-4770k вдвое меньше объем и ниже частота работы, 1333 МГц против 1600; с другой, у платформы Xeon память имеет более высокие тайминги, а также используется коррекция ошибок ECC.

Наконец, в системе Core i7-4770k установлена внешняя видеокарта Palit GeForce GTX 570 1280 МБ. В тестовой методике образца 2011 года лишь несколько приложений могут задействовать ресурсы графической карты, и в этих приложениях следует ожидать существенного превосходства системы с Core i7-4770k. К тому же, внешняя карта не конкурирует с процессором за доступ к ОЗУ, как это делает интегрированная Intel P4600, что тоже должно давать Core i7-4770k определенное преимущество. С другой стороны, в драйверах Р4600 должны присутствовать определенные оптимизации, позволяющие поднять производительность профессиональных приложений. Однако для них наверняка требуется и оптимизация самого ПО, так что в нашем тестировании (напомню, у нас используются версии приложений 2011 года) эти оптимизации, скорее всего, не заработают. А в жизни придется проверять каждый случай отдельно, ибо оптимизация ПО - это очень тонкий процесс.

Конфигурации, участвующие в тестировании

На реальной системе тестовый пакет запускался в двух конфигурациях: с отключенной и включенной технологией Intel Hyperthreading (далее НТ). Это позволяет оценить ее влияние на производительность и реальных, и виртуальных систем - а заодно и понять, где можно использовать младшую модель Intel Xeon этого поколения, у которого НТ нет. Виртуальная машина запускалась в двух конфигурациях: под 4 вычислительных ядра и под 8. В итоге мы получаем следующие конфигурации:

  1. Реальная система без HT (обозначается hw wo/HT)
  2. Реальная система с HT (обозначается hw w/HT)
  3. Виртуальная машина с 4 ядрами на 4-ядерном процессоре без НТ (обозначается vm 4 core wo/HT)
  4. Виртуальная машина с 4 ядрами на 4-ядерном процессоре с НТ (обозначается vm 4 core w/HT)
  5. Виртуальная машина с 8 ядрами на 4-ядерном процессоре с НТ (обозначается VM 8 core)

Для удобства сведем всё в таблицу.

Расчет издержек виртуализации

Важно обратить внимание, что издержки виртуализации измеряются не относительно общего уровня, а в сравнении схожих аппаратных и виртуальных конфигураций.

Величина издержек виртуализации для 8-ядерной ВМ будет считаться относительно Intel Xeon E3-1245 v3 с включенной технологией HT (Real w/HT), а 4-ядерной ВМ - относительно Intel Xeon E3-1245 v3 без HT (Real wo/HT). Издержки экспериментальной конфигурации 4-ядерной ВМ на 8-поточном процессоре будут считаться относительно Intel Xeon E3-1245 v3 без HT.

Также в рамках тестирования будет введен рейтинг производительности, где за 100 баллов принята производительность Intel Xeon E3-1245 v3 без HT .

Приемлемый уровень потерь

Самый интересный вопрос - какой уровень потерь производительности стоит считать допустимым? В теории, уровень в 10-15 процентов представляется нам вполне приемлемым, учитывая те плюсы, которые дает предприятию виртуализация. Особенно учитывая, что повышается средний уровень загрузки оборудования и сокращается время простоя.

На первом этапе мы решили посмотреть, насколько упадет производительность при переходе на виртуальную систему в синтетическом тесте. Для этого мы взяли относительно простой бенчмарк Cinebench R15, который, однако, неплохо определяет уровень производительности центрального процессора в расчетах, связанных с трехмерным моделированием.

Real w/HT VM 8 core Real wo/HT VM 4 core
Single Core 151 132 (−13%) 151 137 (−9%)
Many Core 736 668 (−9%) 557 525 (−6%)

4-поточная конфигурация имеет меньшую производительность, но и потери в процентах у нее также меньше - как в однопоточной нагрузке, так и в многопоточной. Что касается производительности ВМ, то, несмотря на большие потери, 8-ядерная конфигурация оказывается все равно быстрее 4-ядерной. Также можно предположить, что т. к. графический адаптер эмулируется драйвером Oracle, то наличие какой-либо нагрузки на графическую подсистему должно значительно увеличивать издержки для виртуальных систем, т. к. создает дополнительную нагрузку на процессор.

Ну а в целом пока будем ориентироваться на эти цифры - около 10% потери производительности для 8-поточной конфигурации и порядка 6% для 4-поточной.

Исследование производительности

Интерактивная работа в трехмерных пакетах

При интерактивной работе в некоторых приложениях CAD активно используется графическая карта, что будет серьезно влиять и на результаты, и на разницу в производительности между реальной и виртуальной системой.

CAD CreoElements

В режиме интерактивной работы в CAD CreoElements потери при виртуализации составляют внушительные 64%, причем для всех конфигураций. Скорее всего, из-за того, что в реальной системе задействуются ресурсы видеокарты, а в виртуальной нагрузка ложится на центральный процессор через драйвера Oracle.

Интересно отметить, что i7-4770K показывает меньшую производительность, чем Xeon, даже несмотря на использование достаточно мощной дискретной видеокарты. (С. И. - обещанные Intel оптимизации драйверов в серии профессиональных ускорителей P4600/P4700?)

CAD Creoelements Real w/HT hw 4/8 vm 8
Прирост от НТ −4% −5%

Технология HT негативно сказывается на производительности как реальной системы, так и ВМ - 4% и 5% потерь соответственно.

CAD SolidWorks

В SolidWorks картина, в целом, не меняется - издержки переходят все разумные границы, показывая более 80% потери производительности. Правда, в ассиметричной конфигурации (CPU: 4 ядра, 8 потоков; ВМ: 4 ядра) издержки заметно меньше, чем в двух других конфигурациях. Возможно, это объясняется работой фоновых процессов в хост-ОС: т. е. активация НТ удваивает количество возможных потоков до 8, где 4 выделяются ВМ, а 4 остаются в распоряжении хост-ОС.

Десктопный 4770K значительно быстрее Xeon (скорее всего, благодаря тому, что Solidworks умеет задействовать в этом сценарии ресурсы графической карты - С. К.). В целом, огромные издержки обусловлены тем, что SolidWorks требователен к графической подсистеме, а, как уже было выше сказано, виртуальная графическая карта лишь сильнее нагружает процессор.

CAD SolidWorks Real w/HT hw 4/8 vm 8
Прирост от НТ −1% −9%

Активация НТ приводит к снижению производительности - для физического сервера это 1%, а для ВМ - 9%. Что, в целом, подтверждает гипотезу о фоновых процессах - поскольку 8-ядерная ВМ "захватывает" все 8 потоков ЦП, хост-ОС и ВМ начинают конкурировать за ресурсы.

Итог по группе

Издержки виртуализации в данной группе приложений весьма значительны (более 60%), причем в обоих исследованных пакетах. При этом CAD CreoElements имеет меньшие издержки, чем SolidWorks, но последний еще и умеет задействовать ресурсы графической карты, т. е. на реальной системе может получать дополнительные бонусы. Технология HT не приносит пользы на физическом сервере, а на ВМ и вовсе снижает производительность в обоих пакетах. В целом, очень высокие потери производительности не позволяют рекомендовать виртуальные системы для работы с пакетами трехмерного моделирования. Впрочем, стоит еще посмотреть на финальный рендеринг.

Финальный рендеринг трехмерных сцен

Скорость финального рендеринга трехмерных сцен зависит от производительности центрального процессора, так что здесь картина должна получиться более объективной.

Первое, на что стоит обратить внимание: при финальном рендеринге 3Ds Max показывает значительно меньшие издержки виртуализации, чем при интерактивной работе в CAD - 14% для 4-ядерной ВМ и 26% - 8-ядерной. Тем не менее, уровень издержек значительно выше установленных планок 6 и 10 процентов.

В целом, несмотря на достаточно высокие издержки, 8-ядерная ВМ имеет сопоставимый уровень производительности с 4-ядерными 4-поточными процессорами Intel, что весьма неплохо.

3Ds Max Real w/HT hw 4/8 vm 8
Прирост от НТ 26% 9%

Активация HT на реальном железе позволяет сократить время рендеринга на 26% - весьма достойный результат! Что касается НТ на ВМ, то здесь всё скромнее - всего 9% прироста. Тем не менее, прирост есть, и заметный.

Lightwave

Lightwave и вовсе показывает отличный результат: издержки виртуализации находятся на уровне 3% для 4-ядерной ВМ и 6% для 8-ядерной ВМ. Как видите, даже в одной группе приложения, предназначенные, в принципе, для одной и той же задачи, ведут себя по-разному: например, 3Ds Max показывает значительно большие издержки, чем Lightwave.

Десктопный 4770К показывает большую производительность, чем Xeon E3-1245v3. Стоит заметить, что 8-ядерная ВМ практически не уступает 4-ядерному 4-поточному физическому серверу. (Такое впечатление, что Lightwave плохо оптимизирован, поэтому меньше реагирует на любые изменения конфигурации. Что уменьшение производительности при виртуализации, что появление дополнительных ресурсов при активации НТ… на все он реагирует слабее, чем 3DsMax - С. К.).

Lightwave Real w/HT hw 4/8 vm 8
Прирост от НТ 5% 9%

Зато активация HT дает всего 5%-ую прибавку к скорости для реального железа и, что странно, 9%-ую для ВМ.

Итог

При финальном рендеринге трехмерных сцен, задействующем только ресурсы центрального процессора, издержки виртуализации вполне приемлемые, особенно у Lightwave, где потери производительности и вовсе можно охарактеризовать, как незначительные. Активация НТ и в 3Ds Max, и в Lightwave позволила повысить производительность и на физической, и на виртуальной системе.

Упаковка и распаковка

Ключевую роль в производительности архиваторов играет связка процессора и памяти. Также стоит отметить, что разные архиваторы по-разному оптимизированы, т. е. могут по-разному задействовать ресурсы процессора.

7zip pack

Издержки при сжатии данных составляют 12% для любой системы.

Xeon E3-1245v3 и i7-4770K показывают идентичные результаты - при чуть отличающейся частоте и разной памяти. Благодаря высокому приросту от активации НТ, виртуальная система с 8 ядрами обгоняет реальную с четырьмя.

7zip pack Real w/HT hw 4/8 vm 8
Прирост от НТ 25% 25%

Впрочем, прирост скорости сжатия от активации HT установился на 25% как для реального железа, так и для ВМ.

7zip unpack

В силу небольшого по объему тестового архива, результаты ВМ и реального сервера находятся на одном и том же уровне в рамках погрешности, так что реально оценить издержки не представляется возможным

Интересно, можно ли рассматривать 22% как некие “чистые” потери ВМ?

7zip unpack Real w/HT hw 4/8 vm 8
Прирост от НТ 0% 0%

Это касается и оценки эффекта от активации НТ - всё-таки объем тестового задания образца 2011 года слишком мал для современного 4-ядерного процессора.

RAR pack

У RAR издержки заметно выше, так еще и растут для 8-ядерной ВМ. В целом, 25% - все-таки многовато. Но RAR имеет довольно плохую оптимизацию в том числе под многопоточность.

Активация HT приводит к замедлению, но имея в виду посредственную реализацию многопоточности в WinRAR 4.0 это не удивительно.

RAR pack Real w/HT hw 4/8 vm 8
Прирост от НТ −2% −11%

Из-за значительных потерь от активации НТ 8-ядерная ВМ оказывается даже медленнее 4-ядерной.

RAR unpack

Поскольку тестовый архив Методики для современного процессора мал, время выполнения задания слишком мало, чтобы говорить о какой-либо точности. Тем не менее, можно точно сказать, что издержки относительно высоки.

Как видно, разница в процентах внушительная, а в реальности - всего лишь несколько секунд.

RAR unpack Real w/HT hw 4/8 vm 8
Прирост от НТ 0% −5%

Также можно точно сказать, что WinRAR плохо переваривает HT.

Итог

Производительность и издержки в этой группе очень сильно зависят от архиватора, от его оптимизации и способности эффективно использовать доступные ресурсы процессора. Поэтому и сложно давать рекомендации по поводу использования в ВМ - это в большей степени зависит от приложения, а не от типа задач. Тем не менее, 7zip демонстрирует, что уровень издержек при упаковке может быть относительно небольшим, и использовать этот архиватор в виртуальных машинах вполне можно.

Кодирование аудио

Эта группа объединяет в себе несколько аудиокодеков, работающих через оболочку dBpoweramp. Скорость кодирования аудио зависит от производительности процессора и от количества ядер. Этот тест также очень хорошо масштабируется на большее количество ядер, так как многопоточность в приложении реализована путем параллельного запуска кодирования нескольких файлов. Поскольку кодирование с помощью разных кодеков создает практически одинаковую нагрузку на систему и, соответственно, показывает близкие результаты, то мы решили свести все результаты в одну общую таблицу.

Итак, общие издержки виртуализации.

Кодирование аудио - вот идеал с точки зрения издержек виртуализации. Для 4-ядерной ВМ средние издержки составили всего 4%, а для 8-ядерной - 6%.

Real wo/HT VM 4 core wo/HT VM 4 core w/HT Real w/HT VM 8 core 4770K
Apple Результаты 295 283 281 386 362 386
Apple Рейтинг производительности 100 96 95 131 123 131
FLAC Результаты 404 387 383 543 508 551
FLAC Рейтинг производительности 100 96 95 134 126 136
Monkey Audio Результаты 299 288 282 369 348 373
Monkey Audio Рейтинг производительности 100 96 94 123 116 125
MP3 Результаты 185 178 175 243 230 249
MP3 Рейтинг производительности 100 96 95 131 124 135
Nero AAC Результаты 170 163 161 229 212 234
Nero AAC Рейтинг производительности 100 96 95 135 125 138
OGG Vorbis Результаты 128 124 123 167 159 171
Nero AAC Рейтинг производительности 100 97 96 130 124 134

Как видите, хотя реальные результаты для разных кодеков отличаются, но если брать проценты, то они удивительно похожи. Core i7-4770k часто оказывается чуть быстрее (видимо, роль играет более высокая частота). Также интересно отметить, что результаты теста 4-ядерной ВМ на системе с активированным НТ всегда чуть ниже, чем без него. Вероятно, это следствие как раз работы НТ. Но в целом, разница в производительности в 3-5% между реальной и виртуальной системой - это очень хороший показатель.

Отдельно посмотрим, что добавляет активация НТ.

Кодирование аудио Real w/HT hw 4/8 vm 8
Apple 31% 28%
FLAC 34% 31%
Monkey Audio 23% 21%
MP3 31% 29%
Nero AAC 35% 30%
OGG Vorbis 30% 28%

Активация технологии HT позволяет увеличить скорость на 31% на реальном сервере и на 28% на виртуальном. Также один из лучших результатов. Наконец, сводная таблица результатов.

Компиляция

Скорость компиляции также зависит не только от частоты и производительности ядра, но и от их количества.

Производительность серверного Xeon сопоставима с десктопным i7. 8-ядерная ВМ не дотягивает до физической системы с отключенным НТ.

GCC Real w/HT hw 4/8 vm 8
Прирост от НТ 24% 7%

Ощутимый прирост производительности происходит при активации НТ на физическом сервере - 24%, а вот на ВМ увеличение количества ядер позволяет поднять производительность лишь на 7%. Хотя и это тоже неплохо.

Компилятор Intel демонстрирует несколько большее падение производительности при виртуализации, чем GCC - 19% и 33% для 4-ядерной и 8-ядерной ВМ соответственно.

Производительность Xeon сопоставима с i7, а производительность 8-ядерной ВМ - с Xeon wo/HT. И заодно видно, какой внушительный прирост дает активация НТ. Все-таки продукт Intel, так что в том, что его постарались унифицировать под НТ, нет ничего странного. В цифрах это выглядит вот так:

Можно оценить и разницу во времени, которое потребовалось для выполнения задания. Так тоже вполне наглядно.

MSVC Real w/HT hw 4/8 vm 8
Прирост от НТ 29% −26%

Что касается НТ, то ее активация на реальной системе позволяет поднять скорость аж на 29%, тогда как в виртуальной системе наблюдается примерно такое же снижение производительности. Стоит также заметить, что асимметричная конфигурация ВМ с 4 ядрами на 8-поточном процессоре показывает меньшие издержки, чем симметричная, однако на 8-ядерной ВМ виден внушительный рост издержек.

В общем, этот компилятор на ВМ работает со слишком большими потерями производительности.

Итого

GCC демонстрирует приемлемый уровень издержек, ICC - побольше, но с ними еще можно мириться. Компилятор от Microsoft на виртуальных системах работает очень медленно. Зато все участники этой группы демонстрируют хороший прирост производительности при активациии НТ - кроме MSVC в виртуальной системе.

Математические и инженерные расчеты

За исключением MATLAB, данная группа тестов не имеет как таковых многопоточных оптимизаций.

Математические и инженерные расчеты в Maple показывают вполне приемлемый уровень издержек - 11%.

8-ядерная ВМ чуть медленнее, чем четырехядерные. Но в целом результаты виртуальных систем неплохие.

В отличие от предыдущего сценария, 8-ядерная ВМ заметно отстает от 4-хядерных вариантов. Кстати, и 4770к тут медленнее, чем Xeon. Ну и видно, что с активацией НТ все не очень хорошо.

Причем все варианты ВМ показывают схожую производительность, хотя 8-ядерный вариант чуть позади.

Солидная производительность Core i7-4770k объясняется присутствием внешней графической карты.

SolidWorks (CPU) Real w/HT hw 4/8 vm 8
Прирост от НТ 0% −5%

На физический сервере SolidWorks никак не реагирует на активацию НТ, а на ВМ реакция есть, но негативная - 5%-ое снижение производительности.

Итого

Уровень издержек в данной группе зависит от используемого приложения: минимальные у Maple, максимальные у CreoElements. В целом, математические расчеты можно с оговорками рекомендовать к виртуализации.

Растровая графика

В силу слабой оптимизации или по другим причинам, но потери производительности в виртуальных системах у ACDSee огромны.

С такой разницей во времени выполнения тестовых сценариев рекомендовать это приложение для использования на виртуальной машине не поднимется рука.

Взгляд не реальные цифры времени выполнения тоже навевает грусть.

Ну и результаты включения Hyperthreading:

Результаты виртуальных систем неплохие, только не стоит использовать 8-ядерную конфигурацию. Что интересно, 4770К и система с НТ немного отстают от референсной системы, т. е. активация НТ ухудшает ситуацию.

Работать в виртуальной системе более-менее можно, если она 4-хядерная.

Photoshop Real w/HT hw 4/8 vm 8
Прирост от НТ 1% −16%

Активация НТ практически не приносит дивидендов на реальной системе, а производительность ВМ ухудшает аж на 16%.

Итого

Стоит оговориться, что в большинстве приложений речь идет о пакетной обработке файлов. Т. к. время обработки одного файла относительно невелико, существенная часть времени тратится на операции чтения/записи, которые в случае виртуальной системы создают дополнительную нагрузку на процессор и приводят к дополнительным потерям времени (Виртуальный жесткий диск представляет собой образ, хранящийся на физическом жестком диске - а это еще один посредник непосредственно между приложением и железом).

Что же до выводов, то практически все приложения для работы с растровой графикой плохо реагируют на активацию НТ в виртуальных машинах, а ее активация на реальной системе проходит незамеченной. Производительность на 4-хядерной ВМ зависит от приложения: у двух из четырех приложений издержки активации относительно невысоки, и использовать эти приложения в ВМ можно. А вот задавать 8 ядер в настройках не стоит - вместо роста производительности получите существенное ее ухудшение. В целом же, программы для обработки изображений придется пробовать, чтобы индивидуально оценить производительность и ее падение в ВМ. Уровень издержек при переходе на виртуальную платформу для протестированных приложений нам кажется высоковатым.

Векторная графика

Данная группа является однопоточной, поэтому производительность будет зависеть только от производительности единичного ядра.

Illustrator

Примерно та же ситуация, что и в предыдущей группе - более-менее приемлемые издержки для 4-ядерных ВМ и большие потери производительности для 8-ядерной ВМ,

Производительность E3-1245v3 сопоставима с 4770K - хотя последний несколько быстрее за счет 100 дополнительных мегагерц. Что же до общей картины… Падение в процентах выглядит не особо страшным, но в реальности может вылиться в заметные дополнительные потери времени.

Illustrator Real w/HT hw 4/8 vm 8
Прирост от НТ 0% −12%

И та же ситуация с НТ - никакого прироста от активации на реальной системе, заметное падение производительности на виртуальной. Впрочем, причину мы уже описали выше.

Кодирование видео

Нужно учитывать, что первые три участника - это полноценные графические пакеты, т. е. речь идет об интерактивной работе и последющем создании ролика. Тогда как остальные участники - это просто кодировщики.

Expression

С кодированием видео в Expression дело обстоит не очень хорошо - даже на 4-ядерных системах потери производительности под 20%, а у 8-ядерной - практически на треть.

Как видите, мощные процессоры с включенным НТ отстают от версии без него.

Ну и посмотрим, что дает НТ.

Что интересно, в этом пакете Core i7-4770k показывает заметно более высокую производительность, чем на нашей тестовой системе.

Vegas Pro Real w/HT hw 4/8 vm 8
Прирост от НТ 0% −16%

Активация НТ не приносит никаких дивидендов на реальной системе, а на виртуальной показывает 16%-ое снижение производительности.

В общем, Vegas Pro, похоже, существенно менее оптимизирован под работу с современными процессорами и тратит их ресурсы неэффективно. Поэтому Premiere выглядит гораздо симпатичнее с точки зрения перспектив работы в виртуальной среде.

Ну а теперь давайте посмотрим, как ведут себя чистые кодировщики видео.

Итак, х264 демонстрирует в целом терпимые издержки, причем, в кои-то веки 8-ядерная ВМ эффективнее 4-хядерных.

Производительность 8-ядерной ВМ всего лишь на 9% ниже, чем Xeon wo/HT.

Цифры, что называется, говорят сами за себя.

xvid Real w/HT hw 4/8 vm 8
Прирост от НТ −4% −34%

Увы, активация НТ приносит лишь вред. И если на физическом сервере потери незначительны - 4%, то на ВМ они достигают 34%. То есть, и Xvid и ВМ неэффективно оперируют логическими ядрами.

Итого

Итак, у видеоредакторов уровень потерь производительности зависит прежде всего от самого редактора, поэтому пригодность для работы в ВМ стоит оценивать индивидуально. В наших тестах (и для используемых нами версий продуктов) существенно лучше выступил Premiere.

Что же до кодировщиков, то хотя разница между ними есть, но в 4-хядерных ВМ они все показывают довольно неплохие результаты. Что же до использования 8-ядерных виртуальных машин, то тут можно получить как рост, так и серьезное падение производительности. Другой вопрос, что при принятии решения о запуске перекодирования видео на виртуальной машине надо всегда помнить, что современные процессоры и графика обладают широким спектром оптимизаций под этот класс задач (так же, как и ПО), а в ВМ Oracle Virtual Box работа будет осуществляться в программном режиме, т. е. и медленнее, и с большей загрузкой процессора.

Офисное ПО

Chrome в тесте вел себя не совсем адекватно, поэтому относиться к результатам стоит с большой долей скепсиса.

И результаты от активации НТ.

Chrome Real w/HT hw 4/8 vm 8
Прирост от НТ 68% −8%

К данному подтесту в группе не стоит относится серьезно в силу этих обстоятельств.

MS Excel показывает издержки на уровне 15% и 21% для 4-ядерной и 8-ядерной ВМ. В принципе, уровень издержек можно назвать высоким. Хотя на практике пользователь вряд ли будет замечать замедление работы, разве что в каких-то очень сложных расчетах. У 8-ядерной системы издержки традиционно выше.

Тестовое задание для Excel занимает много времени, что позволяет наглядно продемонстрировать разницу во времени на его выполнение. Как видите, виртуальная система будет выполнять его на 2 минуты дольше.

И отдельно издержки от НТ:

За счет высокой эффективности НТ, 8-ядерной ВМ удается опередить физический сервер на базе Xeon wo/HT. Что интересно, 4770К показывает заметно более высокий результат.Посмотреть таблицу с результатами

VM 4 core w/HT Real w/HT VM 8 core 4770K Результаты 0:44 0:49 0:49 0:44 0:51 0:43 Рейтинг производительности 100 90 90 100 86 102

В силу небольшого времени выполнения тестового пакета, а следовательно, высокой погрешности, судить об эффективности НТ сложно.

Активация НТ приводит к 14%-му снижению производительности на ВМ.

Итого

Самое главное, что стоит иметь ввиду - в большинстве случаев производительности современных систем будет хватать для всех офисных задач, скорее всего даже с запасом. А раз уровень производительности достаточный, то пользователя не будет интересовать, какие там издержки.

Java

Данный тестовый пакет интересен тем, что Java по сути является виртуальной машиной, а, следовательно, запуск Java на Oracle VM VirtualBox означает запуск виртуальной машины на виртуальной машине, что подразумевает двойное абстрагирование от аппаратного обеспечения. Именно поэтому стоит ожидать адекватных издержек - все основные потери производительности произошли на уровне переноса программного кода на Java.

Издержки 8-ядерной ВМ установились на 8%, а 4-ядерной - 5%.

За счет высокой эффективности НТ и невысоких издержек 8-ядерная ВМ показывает на 6% большую производительность, чем Xeon wo/HT. Прирост от НТ на реальном железе составил 16%, а на ВМ - 12%.

Java Real w/HT hw 4/8 vm 8
Прирост от НТ 15% 12%

Смотря на результаты Java, можно предположить, что виртуализация различных фреймворков и программ, написанных на языках программирования с трансляцией в свой байт-код, не будет иметь высоких издержек, так как все основные издержки "заложены" в них самих. То есть, повсеместное использование языков программирования с псевдокодом не такое уж и плохое явление, особенно для виртуальных машин.

Воспроизведение видео

Этот раздел следует рассматривать просто как иллюстрацию - т. к. на реальных системах используется DXVA, т. е. аппаратное ускорение - соответственно, нагрузка на процессор минимальна. В отличие от ситуации с ВМ, где все расчеты производятся программно. В итоговый балл он также не включен.

Напомню, здесь значение таблиц - это уровень загрузки процессора. Почему он бывает больше 100% - можно почитать в методике.

MPCHC (DXVA)

Это хорошая иллюстрация эффективности средств аппаратного ускорения, и при воспроизведении видео все очевидно. Но стоит помнить, что на современных системах примерно тех же результатов можно достичь и с помощью других оптимизаций - того же Qsync для работы с видео, СUDA для графических расчетов и т. д.

MPCHC (software)

А вот в софтверном режиме разница между физическим сервером и виртуальным невелика - 4%. Де-факто, издержки производительности незначительны.

VLC (DXVA)

Что интересно, в VLC загрузка процессора для ВМ существенно ниже, чем в MPC HC.

VLC (software)

В софт-режиме разницы между реальным железом и ВМ снова практически нет. Активация DXVA в виртуальной системе приводит лишь к дополнительной работе для процессора.

Многозадачное окружение

Издержки в многозадачном окружении составили 32% и 25% для 8-ядерной и 4-ядерной ВМ соответственно. 4-ядерная ВМ очень сильно провалилась, там издержки аж 67%. Почему такое происходит - сложно сказать (напомню, речь идет о стабильном результате при нескольких запусках).

И что происходит при активации НТ

Multitasking Real w/HT hw 4/8 vm 8
Прирост от НТ 14% 3%

Технология НТ в многозадачном окружении приносит свои плоды для реальной системы - 14% прироста, а вот ВМ всё значительно хуже - 3%.

Тестирование многозадачности - довольно тонкий процесс, на который влияет множество факторов. Поэтому делать однозначные выводы со сторпроцентной уверенностью сложно. Например, чем можно объяснить громадное падение производительности четырехядерной ВМ при активации НТ? Какими-то специфическими особенностями взаимодействия хост-ОС и ВМ? Или используемые в тесте приложения сильно теряют в производительности (а примеры выше мы видели) и в совокупности дают такой результат? Кстати, если последнее утверждение верно, то это хорошо показывает, что совокупные издержки от использования ВМ могут оказаться очень высокими.

Наконец, обратите внимание на производительность Core i7-4770k, который в этом тесте очень сильно отстал от нашего тестового стенда, хотя в отдельных задачах никаких провалов не допускал. В чем тут дело? Вероятно, причина падения производительности - своп из-за недостатка оперативной памяти, который проявляется только при запуске нескольких «тяжелых» приложений одновременно. Впрочем, не будем исключать и другие причины.

Средний балл

Это, конечно, средняя температура по больнице, но все же…

Среднеарифметические издержки виртуализации по всем тестам составили 17% и 24% для 4-ядерной и 8-ядерной ВМ соответственно.

Прирост от НТ составил 12% для физического сервера и 0% для ВМ.

И на этой мажорной ноте давайте переходить к выводам.

Выводы

На мой взгляд (С. К.) анализировать производительность и потери производительности для отдельных групп или приложений не стоит: в мире ПО все слишком изменчиво. Но можно отметить определенные тенденции.

Вывод первый: Hyperthreading не всегда помогает даже на реальной системе - иногда его активация приводит к некоторому снижению производительности. С виртуальными системами ситуация еще сложнее: 8-ядерная ВМ зачастую проигрывает по производительности 4-ядерной. Т. е. использовать связку «4 ядра + НТ на реальном процессоре» и 8-ядерная ВМ можно лишь для тех задач, где вы точно знаете, что результат такого решения будет в плюс, а не в минус. Впрочем, тут нужно помнить, что задача НТ была именно в том, чтобы улучшить производительность в многозадачном окружении и (как и у ВМ), стабилизировать нагрузку на процессор. Поэтому система в целом от активации НТ должна выигрывать всегда - особенно серверная.

Вывод второй: издержки при переходе на виртуальную машину зависят скорее не от типа задач, а от конкретного приложения. Более того, и эффективность использования того или иного приложения в виртуальной машине (ВМ), видимо, определяется тем, насколько его алгоритмы «ложатся» на особенности ВМ. Например, мы не можем точно определить, является ли большое падение производительности при работе с изображениями в ВМ следствием того, что этот класс задач вообще плохо «виртуализируется», или следствием того, что существующие приложения просто используют устаревшие алгоритмы, которые не оптимизируются, потому что на современных быстрых процессорах все и так хорошо работает.

Причем у меня есть серьезные подозрения, что этот тезис можно отнести ко всем приложениям, где издержки высоки - просто эти приложения плохо оптимизированы. Т. е. они и ресурсы реальных систем используют неэффективно, просто высокий уровень производительности современных процессоров позволяет не забивать себе этим голову. Этот тезис можно отнести к профессиональным приложениям для работы с трехмерной графикой, научным расчетам и некоторым другим отдельным приложениям.

В каких-то группах виртуализация дает относительно небольшие издержки - в первую очередь в глаза бросаются аудио- и видеокодирование. Как правило, речь идет о простой и стабильной нагрузке, связанной именно с вычислениями. Это подводит нас к следующему выводу.

Вывод третий: Сейчас основные проблемы у виртуальных машины начинаются тогда, когда реальная система может задействовать аппаратные оптимизации. В распоряжении реальной системы много разных технологий оптимизации: DXVA, OpenCL, QSync и других - которые позволяют снять нагрузку с центрального процессора и ускорить выполнение задачи. В виртуальной системе Virtual Box таких возможностей нет. Впрочем, набор инструкций VT-d позволяет пробрасывать PCI-устройства в виртуальную среду. Например, я (С. К.) видел профессиональное решение НР с видеоадаптерами Nvidia Grid 2, вычислительные ресурсы которых могут виртуализироваться. В общем, ситуация зависит от самой виртуальной машины, устройств, драйверов, систем и пр. Поэтому к этому вопросу мы еще обязательно вернемся.

Наконец, пару слов стоит сказать вот о какой вещи (хотя основные выводы мы прибережем до конца всех тестирований). Стоит ли высчитывать процент падения производительности, и на его основе решать, какие задачи подлежат виртуализации, а какие нет? Например, 20-процентное падение скорости работы - это много или мало?

С. К. На мой взгляд, так ставить вопрос не стоит и вот почему.Принятие решения о том, использовать или нет виртуальные системы, лежит в области организации бизнеса, а не в области технических аспектов. А плюсы с точки зрения бизнеса могут перевесить даже 50%-ное падение производительности. Но даже если посмотреть на отдельные и вроде бы ресурсоемкие задачи, то все не так очевидно. Например, перекодировка видеоролика или расчет трехмерной модели идет 30 минут, а на виртуальной - за 50. Казалось бы, вывод очевиден - использование реальной системы оптимальнее! Однако если сцена считается на рабочей станции пользователя, то это время он не может работать. А если ее можно сбросить на сервер и заниматься следующей (причем ее подготовка займет гарантированно больше 50 минут), то в целом эффективность работы вырастет. А если еще на сервере обсчитывается несколько сцен - пусть даже подряд и медленно - то все равно с точки зрения бизнеса (и при должном распраллеливании задач) выигрыш очевиден.

С. И. С другой стороны, очень часто сервер подбирается под определенный уровень производительности в целом или в определенных приложениях, и при этом в условиях очень ограниченного бюджета. Т. е. взять вариант помощнее и подороже «про запас» не получится. В этих условиях переход на виртуальную системы (и выбор ПО с высокими издержками) может привести к тому, что в результате сервер просто не будет справляться с высокими нагрузками и с возложенными на него задачами.

На этом мы завершаем это исследование производительности виртуальной системы с ОС Windows и Oracle VM VirtualBox. В следующем материале мы рассмотрим, насколько изменится производительность Windows 7 в ВМ, если в качестве хост-ОС выступает Linux.