Лифты социальной мобильности. Как работает социальный лифт

Социальный лифт — это очень интересный социальный механизм. Эту тему знать просто необходимо для ориентирования в материале по обществознанию. Сколько я ни говорю, что важно уметь приводить факты, ориентироваться в примерах, материале — все как в пустоту говорю. Все какие-то книжки читают, какие-то тесты решают... Просто жесть. В общем завтра будут Разные разговоры #3. Расскажу что не так делаете. А сейчас про социальные лифты.

Понятие социального лифта

Социальный лифт — это механизм повышения (или понижения) социального статуса. Понятие социального лифта напрямую связано в понятием . Но в большей степени — с социальной мобильностью. Социальные лифты повышают (или понижают) четыре основных социальных признака: уровень власти, доходов, престижа и образования.

Названные признаки могут повышаться по одному или все разом. Например, уровень власти — это то количество человек, которое находится у вас в подчинении. Чем больше — тем больше уровень власти. Понятно, что социальным лифтом здесь может служить любая организация, где есть иерархия должностей и статусов.

Доход — это вся совокупность материальных ценностей, которые получает индивид за определенный период. Доход, как и власть, в одном социальном лифте может повышаться, а в другом — нет. Например, вы можете быть архивариусом (статус-то какой!), но зарплата может быть просто нищенской.

Что такое престиж и уровень образования более детально, равно как и два предыдущих признака социальной мобильности, разбирали в видеокурсе «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов»

Примеры социального лифта

Питирим Сорокин — нобелевский лауреат и российско-американский социолог признавал лишь три социальных лифта: армия, семья и церковь.

В армии можно выслужиться с рядового до генерала — при усердии и должном трудолюбии. К примеру, возьмем какого-нибудь паренька из деревни «Ключи», которая находится в сердце Камчатки. Как вы понимаете, туда прилетает вертолет, выбрасывает медикаменты, продукты раз в месяц и улетает. Какие реальные шансы у паренька из такой деревни «выбиться в люди»? ЕГЭ он не сдаст, потому что на весь район одна школа, и там всего 3-4 учителя, которые ведут все дисциплины.

Кстати, мне как-то писала девочка вот из такой глухомани — приобрела у меня видеокурс по истории и сдала — на баллы — лучшие в регионе... Поступила в вуз и счастья ее не было предела. Ну а нашему пареньку-то как быть? Усердием он особо не отличается — ему бы по лесу бегать, да в футбол гонять... Армия — единственный доступный социальный лифт, куда его с руками и ногами возьмут вот за просто так. А он-то здоровый — небось в отправится. Вот армия и будет для него офигенным социальным лифтом.

Церковь — тоже классный социальный лифт. К примеру, был ты обычным пареньком — а стал священнослужителем. Тут и карьерный рост есть, и едой, жильем (кельей) обеспечат. Словом, ничего себе . Только надо греческий да латынь подтянуть.

Семья — как пример социального лифта. Если ты родился в семье со связями, то тебе гарантирована серьезная карьера. Папа — директор завода, мама — мэр города, дядя — глава МВД -выбирай, что называется — не прогадаешь. Однако сегодня, в постиндустриальное общество появились и другие социальные лифты. Например, образование и Интернет.

Примером такого случая может служить Игорь Растеряев. Кто знал этого талантливого певца и музыканта до 2011 года, когда он на ютубе спел свою знаменитую песню про комбайнеров? Да никто. А после того, как его клип посмотрели и оценили 10 миллионов человек, стал востребованным певцом и музыкантом! Про образование как социальный лифт — сами додумаетесь — ничего сложного.

Подписывайтесь на новые статьи! Пишите в комментах ваши примеры социальных лифтов.

С уважением, Андрей Пучков

Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе, существуют определенные пути или, каналы, по которым индивиды имеют возможность наиболее эффективно перемещаться вверх или вниз по социальной лестнице. Их называют каналами социальной мобильности или социальным лифтом.

Важнейшими каналами социальной мобильности, согласно П. Сорокину, являются: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации.

Начнем с армии. Служба в ней во все времена давала возможность двигаться вверх по социальной лестнице. Потери во время войн среди командного состава вели к заполнению вакансий людьми более низких чинов.

Выбор лифта социальной мобильности имеет большое значение при выборе профессии и при подборе персонала. П. А. Сорокин назвал восемь лифтов, по которым люди перемещаются вверх или вниз по ступеням социальной лестницы в процессе своей персональной карьеры. Теория о типах личности позволяет сделать рекомендации по выбору этих лифтов. Психолог и техник являются полными противоположностями друг другу, спикер и теоретик тоже являются противоположностями друг другу, поэтому технику категорически запрещено выбирать лифты, рекомендованные для психолога, а спикеру - лифты для теоретика. В крайнем случае, спикер может выбирать лифты, рекомендованные для психолога и техника, но спикер будет всегда несколько уступать этим типам в профессиональном отношении при использовании их лифтов. Другие типы - соответственно.

Таким образом, существует восемь лифтов вертикальной мобильности:

Армия. 36 римских императоров (Цезарь, Август и др.) из 92 достигли своего положения благодаря службе в армии. 12 византийских императора из 65 достигли своего статуса по той же причине. Этот лифт предназначен для спикеров. Спикеры лучше других типов личности умеют управлять солдатами, имеют склонность к авантюризму, умеют принимать правильное решение в сжатые сроки и в условиях отсутствия полной информации об обстановке. Все великие полководцы были спикерами - Александр Македонский, Цезарь, Наполеон, Александр Невский, Суворов, Кутузов, Кромвель, Жуков. Появление в современной армии большого количества сложной техники открыло возможности для трудоустройства техников на второстепенных ролях.

Церковь. Значение этого лифта достигло апогея в Средние века, когда епископ был одновременно лендлордом, когда Римский папа мог отправлять в отставку королей и императоров, например, Римский папа Григорий 7 в 1077 г. низложил, унизил и отлучил от церкви германского императора Генриха 7. Из 144 римских пап 28 были простого происхождения, 27 вышли из средних классов. Институт целибата запрещал католическим священникам жениться и иметь детей, поэтому после их смерти освободившиеся позиции занимали новые люди, что препятствовало образованию потомственной олигархии и ускоряло процесс вертикальной мобильности. Пророк Мухаммед сначала был простым купцом, а затем стал правителем Аравии. Этот лифт предназначен для психологов. В церкви на роль священников подбирают исключительно мужчин, поэтому женщины-психологи вынуждены реализовать свои способности в монастыре, секте, занятии колдовством и чёрной магией. Психологи в отличие от других типов личности обладают склонностью к духовности и фанатической вере в сверхъестественные силы. К руководству церковью иногда проникают спикеры, полностью лишённые фанатизма. Все основатели религии - Христос, Мухаммед, Будда - были психологами.

Школа и научные организации. В древнем Китае школа была главным лифтом в обществе. По рекомендациям Конфуция была построена система образовательной селекции (отбора). Школы были открыты для всех классов, лучших учеников переводили в высшие школы, а затем в университеты, оттуда лучшие ученики попадали в правительство и на высшие государственные и военные посты. Наследственная аристократия отсутствовала. Правительство мандаринов в Китае было правительством интеллектуалов, которые умели писать литературные сочинения, но не разбирались в бизнесе и не умели воевать, поэтому Китай не один раз становился лёгкой добычей для кочевников (монголов и маньчжуров) и европейских колонизаторов. В современном обществе главными лифтами должны быть бизнес и политика. Школьный лифт имел большое значение и в Турции при Сулеймане Великолепном (1522-1566 гг.) когда талантливых детей со всей страны отправляли в специальные школы, затем в корпус янычар, а затем - в гвардию и государственный аппарат. В древней Индии низшие касты не имели права на получение образования, т.е. школьный лифт двигался только по верхним этажам. Сегодня в США нельзя занимать государственную должность без университетского диплома. Из 829 британских гениев 71 были сыновьями неквалифицированных рабочих. 4% академиков России вышли из крестьян, например, Ломоносов. Этот лифт предназначен для теоретиков, именно они способны учиться от души. Ученики-спикеры не любят учиться или учатся только ради хороших отметок, поэтому именно спикеры являются организаторами срыва урока. Техники являются зубрилами. Психологи стремятся выпрашивать у учителя хорошие отметки. В науке существует следующее разделение труда: роль создателей теорий предназначена для теоретиков, роль экспериментатора - для техников. Спикерам, склонным к плагиату, остаётся роль организатора научных конференций, а психологам - роль утописта. Все великие учёные - Евклид, Архимед, Аристотель, Ньютон, Ломоносов, Конт - были теоретиками. Все изобретатели в области технических наук, например, Фарадей и Эдисон, были техниками. Все утописты, например, Платон и Маркс, были психологами.

Политический лифт, т.е. правительственные группы и партии. Первым сортом в политике является спикер, вторым сортом - психолог, третьим сортом - техник, четвёртым сортом - теоретик. Именно спикеры умеют побеждать в таких видах политического конфликта, как выборы, восстание и гражданская война. Именно спикеры умеют управлять политической партией и командовать вооружённым отрядом. Психолог обладает самым высоким уровнем мастерства при организации заговоров, политических убийств, террористических актов, закулисной борьбы бюрократических клик. Роль тирана предназначена для психолога. Техник способен получить власть только по наследству или по протекции. Роль чиновника предназначена для техника. Роль советника правителя предназначена для теоретика. Спикеры в политике являются «львами», психологи - «лисами», техники - консерваторами, теоретики - реформаторами. Ельцин, Горбачёв, Хрущёв, Ленин, Пётр 1, Екатерина 2, Бил Клинтон, Черчилль, Муссолини, Жириновский, Лужков, Немцов являются примерами спикеров в политике. Сталин, Гитлер, Иван Грозный, Нерон, Калигула, Брежнев являются примерами психологов в политике. Путин, Молотов, Косыгин, Николай 2, Буш, Николай 1, Александр 3 являются примерами техников в политике. Гайдар, Греф, Новодворская, Сахаров, Собчак являются примерами теоретиков в политике.

Факторами социальной мобильности на микроуровне являются непосредственно социальное окружение индивида, а также его совокупный жизненный ресурс, а на макроуровне - состояние экономики, уровень научно-технического развития, характер политического режима, преобладающая система стратификации, характер природных условий и т.д.

Социальная мобильность измеряется при помощи показателей: объем мобильности - число индивидов или социальных слоев, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени, и дистанция мобильности - количество ступеней, по которым удалось подняться или опуститься индивиду или группе.

Каким же образом в рамках отличающейся стабильностью социальной структуры общества происходит социальная мобильность, то есть перемещение индивидов по этой самой социальной структуре? Очевидно, что такое перемещение в рамках сложно организованной системы не может происходить спонтанно, неорганизованно, хаотично. Неорганизованные, спонтанные перемещения возможны только в периоды социальной нестабильности, когда социальная структура расшатывается, теряет стабильность, разрушается. В стабильной социальной структуре значимые перемещения индивидов происходят в строгом соответствии с развитой системой правил таких перемещений (стратификационная система). Чтобы изменить свой статус, индивид чаще всего должен не только иметь на то желание, но и получить одобрение со стороны социального окружения. Только в этом случае возможно действительное изменение статуса, что будет обозначать изменение индивидом своей позиции в рамках социальной структуры общества. Так, если юноша или девушка решат стать студентами определенного ВУЗа (приобрести статус студента), то их желание будет лишь первым шагом на пути к статусу студента этого ВУЗа. Очевидно, что кроме личного стремления важно и соответствие абитуриента тем требованиям, которые предъявляются ко всем, кто изъявил желание проходить обучение по данной специальности. Только после подтверждения такого соответствия (например, во время вступительных экзаменов) соискатель добивается присвоения ему желаемого статуса - абитуриент становится студентом.

В современном обществе, социальная структура которого весьма сложна и институциализирована, большинство социальных перемещений связано с определенными социальными институтами. То есть большинство статусов существуют и имеют значение только в рамках конкретных социальных институтов. Статусы студента или преподавателя не могут существовать в отрыве от института образования; статусы врача или пациента - в отрыве от института здравоохранения; статусы кандидата или доктора наук - вне института науки. Отсюда возникает представление о социальных институтах как своеобразных социальных пространствах, в пределах которых происходит большая часть изменений статусов. Такие пространства и получили название каналов социальной мобильности.

В строгом смысле под понимаются такие социальные структуры, механизмы, способы, которые могут быть использованы для осуществления социальной мобильности. Как было сказано выше, в современном обществе чаще всего в качестве таких каналов выступают социальные институты. Основное значение имеют органы политической власти, политические партии, общественные организации, экономические структуры, профессионально-трудовые организации и союзы, армия, церковь, система образования, семейно-клановые связи. Большое значение сегодня имеют и структуры организованной преступности, которые обладают собственной системой мобильности, но часто оказывают сильное влияние на «официальные» каналы мобильности (например, коррупция).

В своей совокупности каналы социальной мобильности действуют как целостная система, дополняя, ограничивая, стабилизируя деятельность друг друга. В результате можно говорить об универсальной системе институционально- правовых процедур перемещения индивидов по стратификационной структуре, которая представляет собой сложный механизм социального отбора. В случае любой попытки индивида улучшить свое социальное положение, то есть повысить свой социальный статус, он будет в той или иной степени «протестирован» на соответствие предъявляемым к носителю данного статуса требованиям. В качестве такого «испытания» могут выступать формальные (экзамен, тестирование), полуформальные (испытательный срок, собеседование) и неформальные (решение принимается исключительно в силу личных склонностей тестирующих, но на основе их представлений о желательных качествах испытуемого) процедуры.

Например, для поступления в ВУЗ необходимо сдать вступительные экзамены. Но для того, чтобы быть принятым в новую семью, нужно пройти длительный процесс знакомства с существующими правилами, традициями, подтвердить свою лояльность по отношению к ним, получить одобрение главенствующих членов этой семьи. Очевидно, что в каждом конкретном случае присутствует как формальная необходимость соответствовать определенным требованиям (уровень знаний, специальная подготовка, физические данные), так и субъективная оценка усилий индивида со стороны испытующих. В зависимости от ситуации большее значение имеет либо первая, либо вторая компонента.

Можно сделать вывод, что Теоретики способны сделать карьеру с помощью только одного научного лифта за счёт малого количества достойных конкурентов, т. к. доля теоретиков в популяции - 3% - ничтожна. Карьера теоретика напоминает железную дорогу - от станции к станции, от этапа к этапу строго по расписанию, по долгосрочному плану. Но он не способен сделать никакой другой карьеры, кроме научной карьеры. Сделать карьеру в одиночку без поддержки друзей и соратников представляется трудной задачей.

Техники занимают стабильное среднее положение на социальной лестнице за счёт того, что они являются вторым, а не последним сортом при использовании многих важных лифтов. Техники делают свою карьеру медленно и верно, они старательно ползут вверх по ступеням социальной лестницы и никогда не пересаживаются с одного лифта на другой, они предпочитает получать власть по наследству.

Из некоторых постов у меня сложилось впечатление, что многие комрады не понимают четко выражение «социальный лифт». Основной смысл понятия направлен на того человека, который имеет неординарные способности и талант. Этот человек, а не его дети или внуки, должен иметь возможность самореализоваться, тем самым принеся пользу себе и Отечеству, потому что именно у него есть талант или даже штучная гениальность. Понимаете? Социальный лифт не создает условия для детей или внуков, а позволяет реализоваться именно тому, у кого здесь и сейчас обнаружены недюжинные способности, хотя и родился он в той среде, где его таланты не нужны в полной мере. И в рамках одной, данной этому человеку жизни, наличие у него таланта стремительно возносит человека на верхние этажи любой профессиональной иерархии в стране, не утеряв этот талант для Отечество.

Если в стране до 90% крестьян, совершенно очевидно, что профессиональная ориентация крестьянской жизни не позволит реализовать многим детям крестьян свои склонности к творчеству, к науке или гуманитарным отраслям человеческой деятельности. именно по этому страна не досчитается новых гениев в каждой отрасли человеческой деятельности.

Отсутствие широкого доступа к нормальному образованию любого уровня не позволит даже выявить и оценить уровень талантливости большинства детей страны, которые в большинстве своем являются крестьянскими детьми, которые лишены свободного доступа к высшему и среднему образованию. Ведь, из образования крестьянским детям широко доступна была только начальная школа до 1917 года.

Никто не может сказать, будут ли обладать выдающимися способностями дети или внуки таланта. И потому обществу для своего развития необходимо предоставлять возможности совершенствоваться и реализовываться в спорте борцу Карелину, а не его детям или внукам, о достижениях которых мы совершенно ничего не знаем. Не знаем мы ничего и о достижениях детей Сталина в политике или еще в какой отрасли человеческой деятельности (знатного летчика-генерала все же не будем причислять к числу достигших высот). Слышали ли вы о достижениях детей Вернадского, Королева, Павлова и других великих ученых и организаторов? А ведь есть еще и бездетные великие.Чайковский, Чехов…

Так что, социальный лифт — это возможность в этом же поколении конкретному талантливому человеку самореализоваться.

И не надо путать единичные возможные в царской России неторопливые восхождения из крестьян, которые за несколько поколений выбирались из крестьянской среды и попадали на тот уровень, который с трудом мог обеспечить возможность получения любого высшего образования.

Социальный лифт

Итак… что же такое социальный лифт ?

Начнем с того, что есть социальная лестница — расположение различных слоев общества. Кто-то выше, кто-то ниже. На ней можно стоять (значит, оставаться на месте). Очевидно, по ней можно спускаться или подниматься - ну как бы пешком.

А еще есть социальный лифт . Что-то, что позволяет БЫСТРО перемещаться по социальной лестнице . В идеале - вверх, хотя на лифте можно и вниз спуститься…

Социальный лифт - что это?

Что все-таки такое социальный лифт ? С помощью чего можно быстро подняться вверх по социальной лестнице?

Попробуем посмотреть какие-нибудь наглядные примеры социального лифта .

Пример первый

Один человек, овдовев, женился снова. У него была дочка - молодая девушка. Вместе с мачехой в доме поселились и две ее дочки - злые и вздорные, как и их мать.

Ты уже, надеюсь, догадался, что девушку звали Золушка. Как известно из сказки, в итоге в нее влюбился принц и она из бедной девушки превратилась в принцессу.

Сказка ложь, да в ней намек - удачный брак это один из самых быстрых социальных лифтов .)))

Примеров этому можно найти тысячи не только в сказках, согласен?))

Пример второй

Напомню, что лифт может ехать не только вверх.

Обычная житейская история - хороший парень из благополучной семьи, которому все прочат прекрасное будущее, по глупости, по дурости, по пьянке совершает преступление и попадает в тюрьму. Там у него появляются новые «прекрасные» друзья - наркоманы, подонки, жулики, появляются новые интересы в жизни. Через три года он выходит на свободу другим человеком - социальный лифт увез его на самое дно.

Теперь его будущее - «украл, выпил, в тюрьму»…

Жизненный пример, как ты думаешь?

Пример третий

Молодой человек оканчивает школу. У него есть выбор - бить баклуши, потом пойти в армию, потом подыскать какую-нибудь работу, не требующую особых знаний. То есть остаться на той ступени социальной лестницы , на которой и был. Есть и другие варианты.

Например, получить высшее образование. А что значит высшее образование? Это возможность получить высококвалифицированную и соответственно высокооплачиваемую работу. Это совсем другой круг общения - образованных, интересных и успешных людей. Это возможность получить еще более высокое образование и еще более интересную и высокооплачиваемую работу.

Теперь ты понимаешь, надеюсь, что самый надежный социальный лифт , который везет тебя только наверх - это образование .

Конечно, удачный брак может помочь не только Золушке, но это вопрос случая, тут никто не в силах ничего предсказать. А вот сесть в тот лифт, который точно повезет тебя вверх, как в примере №3, а не вниз, как в примере №2 - для этого нужно только ум и желание.

Пути, по которым происходит перемещение людей из них социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности или социальными лифтами.

П.Сорокин выделял несколько основных социальных лифтов:армия, церковь, школа, семья (брак) , политические и общественные организации.

Армия функционирует в этом качестве не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. У них появляется возможность грабить, мародерствовать, захватывать трофеи, брать контрибуции, уводить рабов, окружать себя помпезными церемониями, титулами, передавать свою власть по наследству.

Церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества. Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом. Папа Григорий VII - сыном плотника. Церковь была каналом не только восходящего, но и нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.

Школа. Институты воспитания и образования, какую бы конкретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности.

Собственность наиболее ярко проявляется в виде накопленных богатств и денег. Именно они - один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV-XVIII вв. европейским обществом стали править деньги. Достигали высокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение. П. А. Сорокин отмечал, что « роль канала, который исполняет современная школа, становится все более значимой, ведь, по сути, она взяла на себя функции, ранее выполнявшиеся церковью, семьей и некоторыми другими институтами».

Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции, если в союз вступают представители разных социальных страт.

В современной социологии выделяют несколько основных каналов социальной мобильности:

Социальный статус семьи,

Внешние данные, умственные и физические способности;

Образование;

Таким образом, процесс мобильности в целом принимает самые различные формы от простого перехода из семьи в семью до хитроумных и сложных действий, направленных на достижение высокого статуса.



Мобильность во многом зависит от мотивации индивидов и их стартовых возможностей . Причем возможности для вертикальной мобильности различны в каждом обществе и могут изменяться.

Миграция.

Миграция представляет собой процесс изменения постоянного места проживания индивидов или социальных групп, выражающийся в перемещении в другой регион, географический район или другую страну. К миграции относится также переезд на жительство из деревни в город и обратно.

Миграционный процесс тесно связан как с горизонтальной, так и с вертикальной мобильностью, поскольку каждый мигрирующий индивид, помимо перехода в другую социальную группу, стремится найти на новом месте лучшие экономические, политические или социальные условия существования. Социология рассматривает, как правило, массовые потоки миграции и их влияние на демографические и социальные процессы в том или ином регионе.

Механизм миграции. Для того чтобы люди захотели изменить привычное для них место жительства,необходимы условия, заставляющие их переселиться в другие города, регионы, страны. Эти условия обычно делят на три основные группы: выталкивание, притяжение и пути миграции .

  1. Выталкивание связано с неудовлетворительными или тяжелыми условиями существования индивида в его родных местах. Выталкивание крупных масс людей связано прежде всего с серьезными социальными потрясениями (межнациональными конфликтами, диктатурами, войнами), экономическими кризисами, стихийными бедствиями (землетрясениями, наводнениями и т.п.). При индивидуальной миграции выталкивающей силой может служить неудача в карьере, смерть родственников, одиночество и т.п.
  2. Притяжение это совокупность привлекательных черт или условий для проживания в других местах, например в регионах, где существует более высокая оплата труда,где можно занять более высокий социальный статус или где существует большая политическая стабильность, что в конечном счете приводит к чувству большей уверенности в завтрашнем дне. Чем больше разница в социальных,экономических или политических условиях существования в двух регионах,тем вероятнее миграция под воздейстием сил притяжения в районы с лучшими условиями. Разница в условиях жизни может создаваться искусственно,для управления потоками мигрантов и для притяжения рабочей силы и "умов"в определенные районы, где их не хватает.
  3. Пути миграции это характеристика непосредственного передвижения мигранта из одного географического места в другое. Пути миграции включают в себя доступность попадания мигранта, его багажа и семьи в другой регион, наличие или отсутствие барьеров на пути, информацию, помогающую преодолеть финансовые препятствия. Очень часто именно отсутствие доступности в перемещении сводит на нет действие сил выталкивания и притяжения. Например, дороговизна билетов не может позволить выехать индивиду и его семье в другую страну.То же можно сказать о языковых барьерах, получении разре шения на выезд и въезд, отсутствии информации об условиях жизни на новом месте и многих других трудностях, встречающихся на пути мигрантов.